Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Царь с царицею простился,в путь-дорогу снарядился,и царица у окнасела ждать его одна.ждт-пождт с утра до ночи,смотрит в поле, инда очиразболелись,

Царь с царицею простился,
В путь-дорогу снарядился,
И царица у окна
Села ждать его одна.
Ждёт-пождёт с утра до ночи,
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись, глядючи
С белой зори до ночи.
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Девять месяцев проходит,
С поля глаз она не сводит.
Вот в сочельник в самый, в ночь
Бог даёт царице дочь.
Рано утром гость желанный,
День и ночь так долго жданный,
Издалеча наконец
Воротился царь-отец.
На него она взглянула,
Тяжелёшенько вздохнула,
Восхищенья не снесла
И к обедне умерла.

Долго царь был неутешен,
Но как быть? и он был грешен;
Год прошёл, как сон пустой,
Царь женился на другой.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла;
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно;
Свойство зеркальце имело:
Говорить оно умело.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила
И, красуясь, говорила:
“Свет мой, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты, конечно, спору нет;
Ты, царица, всех милее,
Всех румяней и белее”.
И царица хохотать,
И плечами пожимать,
И подмигивать глазами,
И прищёлкивать перстами,
И вертеться подбочась,
Гордо в зеркальце глядясь.

Но царевна молодая,
Тихомолком расцветая,
Между тем росла, росла,
Поднялась — и расцвела,
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сват приехал, царь дал слово,
А приданое готово:
Семь торговых городов
Да сто сорок теремов.

На девичник собираясь,
Вот царица, наряжаясь
Перед зеркальцем своим,
Перемолвилася с ним:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
Что же зеркальце в ответ?
“Ты прекрасна, спору нет;
Но царевна всех милее,
Всех румяней и белее”.
Как царица отпрыгнёт,
Да как ручку замахнёт,
Да по зеркальцу как хлопнет,
Каблучком-то как притопнет!..
“Ах ты, мерзкое стекло!
Это врёшь ты мне назло.
Как тягаться ей со мною?
Я в ней дурь-то успокою.
Вишь какая подросла!
И не диво, что бела:
Мать брюхатая сидела
Да на снег лишь и глядела!
Но скажи: как можно ей
Быть во всём меня милей?
Признавайся: всех я краше.
Обойди всё царство наше,
Хоть весь мир; мне ровной нет.
Так ли?” Зеркальце в ответ:
“А царевна всё ж милее,
Всё ж румяней и белее”.
Делать нечего. Она,
Чёрной зависти полна,
Бросив зеркальце под лавку,
Позвала к себе Чернавку
И наказывает ей,
Сенной девушке своей,
Весть царевну в глушь лесную
И, связав её, живую
Под сосной оставить там
На съедение волкам.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Черт ли сладит с бабой гневной?
Спорить нечего. С царевной
Вот Чернавка в лес пошла
И в такую даль свела,
Что царевна догадалась
И до смерти испугалась
И взмолилась: “Жизнь моя!
В чём, скажи, виновна я?
Не губи меня, девица!
А как буду я царица,
Я пожалую тебя”.
Та, в душе её любя,
Не убила, не связала,
Отпустила и сказала:
“Не кручинься, бог с тобой”.
А сама пришла домой.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

«Что? — сказала ей царица. —
Где красавица девица?” —
“Там, в лесу, стоит одна, —
Отвечает ей она.-
Крепко связаны ей локти;
Попадётся зверю в когти,
Меньше будет ей терпеть,
Легче будет умереть”.

И молва трезвонить стала:
Дочка царская пропала!
Тужит бедный царь по ней.
Королевич Елисей,
Помолясь усердно богу,
Отправляется в дорогу
За красавицей душой,
За невестой молодой.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Но невеста молодая,
До зари в лесу блуждая,
Между тем всё шла да шла
И на терем набрела.
Ей навстречу пёс, залая,
Прибежал и смолк, играя.
В ворота вошла она,
На подворье тишина.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Пёс бежит за ней, ласкаясь,
А царевна, подбираясь,
Поднялася на крыльцо
И взялася за кольцо;
Дверь тихонько отворилась,
И царевна очутилась
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
Видит девица, что тут
Люди добрые живут;
Знать, не будет ей обидно! —
Никого меж тем не видно.
Дом царевна обошла,
Всё порядком убрала,
Засветила богу свечку,
Затопила жарко печку,
На полати взобралась
И тихонько улеглась.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Час обеда приближался,
Топот по двору раздался:
Входят семь богатырей,
Семь румяных усачей.
Старший молвил: “Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
Да хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица”.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

И царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась;
Закрасневшись, извинилась,
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Вмиг по речи те опознали,
Что царевну принимали;
Усадили в уголок,
Подносили пирожок;
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зелёного вина
Отрекалася она;
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила
И с дороги отдыхать
Отпросилась на кровать.
Отвели они девицу
Вверх, во светлую светлицу,
И оставили одну
Отходящую ко сну.

День за днём идёт, мелькая,
А царевна молодая
Всё в лесу; не скучно ей
У семи богатырей.
Перед утренней зарёю
Братья дружною толпою
Выезжают погулять,
Серых уток пострелять,
Руку правую потешить,
Сорочина в поле спешить,
Иль башку с широких плеч
У татарина отсечь,
Или вытравить из леса
Пятигорского черкеса.
А хозяюшкой она
В терему меж тем одна
Приберёт и приготовит.
Им она не прекословит,
Не перечат ей они.
Так идут за днями дни.

Братья милую девицу
Полюбили. К ней в светлицу
Раз, лишь только рассвело,
Всех их семеро вошло.
Старший молвил ей: “Девица,
Знаешь: всем ты нам сестрица,
Всех нас семеро, тебя
Все мы любим, за себя
Взять тебя мы все бы ради,
Да нельзя, так, бога ради,
Помири нас как-нибудь:
Одному женою будь,
Прочим ласковой сестрою.
Что ж качаешь головою?
Аль отказываешь нам?
Аль товар не по купцам?”

“Ой, вы, молодцы честные,
Братцы вы мои родные, —
Им царевна говорит, —
Коли лгу, пусть бог велит
Не сойти живой мне с места.
Как мне быть? ведь я невеста.
Для меня вы все равны,
Все удалы, все умны,
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно
Отдана. Мне всех милей
Королевич Елисей”.

Братья молча постояли
Да в затылке почесали.
“Спрос не грех. Прости ты нас, —
Старший молвил поклонясь. —
Коли так, не заикнуся
Уж о том”. — “Я не сержуся, —
Тихо молвила она, —
И отказ мой не вина”.
Женихи ей поклонились,
Потихоньку удалились,
И согласно все опять
Стали жить да поживать.

Между тем царица злая,
Про царевну вспоминая,
Не могла простить её,
А на зеркальце своё
Долго дулась и сердилась:
Наконец об нём хватилась
И пошла за ним, и, сев
Перед ним, забыла гнев,
Красоваться снова стала
И с улыбкою сказала:
“Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?”
И ей зеркальце в ответ:
“Ты прекрасна, спору нет;
Но живёт без всякой славы,
Средь зелёныя дубравы,
У семи богатырей
Та, что всё ж тебя милей”.
И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? и в чём!..”

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Та призналася во всём:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

Раз царевна молодая,
Милых братьев поджидая,
Пряла, сидя под окном.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Вдруг сердито под крыльцом
Пёс залаял, и девица
Видит: нищая черница
Ходит по двору, клюкой
Отгоняя пса. “Постой.
Бабушка, постой немножко, —
Ей кричит она в окошко, —
Пригрожу сама я псу
И кой-что тебе снесу”.
Отвечает ей черница:
“Ох ты, дитятко девица!
Пёс проклятый одолел,
Чуть до смерти не заел.
Посмотри, как он хлопочет!
Выдь ко мне”. — Царевна хочет
Выйти к ней и хлеб взяла,
Но с крылечка лишь сошла,
Пёс ей под ноги — и лает
И к старухе не пускает;
Лишь пойдёт старуха к ней,
Он, лесного зверя злей,
На старуху. Что за чудо?
“Видно, выспался он худо, —
Ей царевна говорит. —
На ж, лови!” — и хлеб летит.
Старушонка хлеб поймала;
“Благодарствую, — сказала, —
Бог тебя благослови;
Вот за то тебе, лови!”
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит…
Пёс как прыгнет, завизжит…
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала. “Ради скуки
Кушай яблочко, мой свет.
Благодарствуй за обед…” —
Старушоночка сказала,
Поклонилась и пропала…
И с царевной на крыльцо
Пёс бежит и ей в лицо
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце пёсье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! — Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
“Что, Соколко, что с тобою?
Ляг!” — и в комнату вошла,
Дверь тихонько заперла,
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку спелого полно,
Так свежо и так душисто,
Так румяно-золотисто,
Будто мёдом налилось!

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Видны семечки насквозь…
Подождать она хотела
До обеда; не стерпела,
В руки яблочко взяла,
К алым губкам поднесла,
Потихоньку прокусила
И кусочек проглотила…
Вдруг она, моя душа,
Пошатнулась не дыша,
Белы руки опустила,
Плод румяный уронила,
Закатилися глаза,
И она под образа
Головой на лавку пала
И тиха, недвижна стала…

Братья в ту пору домой
Возвращалися толпой
С молодецкого разбоя.
Им навстречу, грозно воя,
Пёс бежит и ко двору
Путь им кажет. “Не к добру! —
Братья молвили, — печали
Не минуем”. Прискакали,
Входят, ахнули. Вбежав,
Пёс на яблоко стремглав
С лаем кинулся, озлился
Проглотил его, свалился
И издох. Напоено
Было ядом, знать, оно.
Перед мёртвою царевной
Братья в горести душевной
Все поникли головой
И с молитвою святой
С лавки подняли, одели,
Хоронить её хотели
И раздумали. Она,
Как под крылышком у сна,
Так тиха, свежа лежала,
Что лишь только не дышала.
Ждали три дня, но она
Не восстала ото сна.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Сотворив обряд печальный,
Вот они во гроб хрустальный
Труп царевны молодой
Положили — и толпой
Понесли в пустую гору,
И в полуночную пору
Гроб её к шести столбам
На цепях чугунных там
Осторожно привинтили
И решёткой оградили;
И, пред мёртвою сестрой
Сотворив поклон земной,
Старший молвил: “Спи во гробе;
Вдруг погасла, жертвой злобе,
На земле твоя краса;
Дух твой примут небеса.
Нами ты была любима
И для милого хранима —
Не досталась никому,
Только гробу одному”.

В тот же день царица злая,
Доброй вести ожидая,
Втайне зеркальце взяла
И вопрос свой задала:
“Я ль, скажи мне, всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты, царица, спору нет,
Ты на свете всех милее,
Всех румяней и белее”.

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён;
Кто в глаза ему смеётся,
Кто скорее отвернётся;
К красну солнцу наконец
Обратился молодец:

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

“Свет наш солнышко! Ты ходишь
Круглый год по небу, сводишь
Зиму с тёплою весной,
Всех нас видишь под собой.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видало ль где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. — “Свет ты мой, —
Красно солнце отвечало, —
Я царевны не видало.
Знать, её в живых уж нет.
Разве месяц, мой сосед,
Где-нибудь её да встретил
Или след её заметил”.

Тёмной ночки Елисей
Дождался в тоске своей.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Только месяц показался,
Он за ним с мольбой погнался.
“Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный рожок!
Ты встаёшь во тьме глубокой,
Круглолицый, светлоокий,
И, обычай твой любя,
Звёзды смотрят на тебя.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених ей”. — “Братец мой, —
Отвечает месяц ясный, —
Не видал я девы красной.
На стороже я стою
Только в очередь мою.
Без меня царевна, видно,
Пробежала”. — “Как обидно!” —
Королевич отвечал.
Ясный месяц продолжал:
“Погоди; об ней, быть может,
Ветер знает. Он поможет.
Ты к нему теперь ступай,
Не печалься же, прощай”.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Елисей, не унывая,
К ветру кинулся, взывая:
“Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме бога одного.
Аль откажешь мне в ответе?
Не видал ли где на свете
Ты царевны молодой?
Я жених её”. — “Постой, —
Отвечает ветер буйный, —
Там за речкой тихоструйной
Есть высокая гора,
В ней глубокая нора;
В той норе, во тьме печальной,
Гроб качается хрустальный
На цепях между столбов.
Не видать ничьих следов
Вкруг того пустого места;
В том гробу твоя невеста”.

Ветер дале побежал.
Королевич зарыдал
И пошёл к пустому месту,
На прекрасную невесту
Посмотреть ещё хоть раз.
Вот идёт, и поднялась
Перед ним гора крутая;
Вкруг неё страна пустая;
Под горою тёмный вход.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Он туда скорей идёт.
Перед ним, во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном.
И о гроб невесты милой
Он ударился всей силой.
Гроб разбился. Дева вдруг
Ожила. Глядит вокруг
Изумлёнными глазами;
И, качаясь над цепями,
Привздохнув, произнесла:
“Как же долго я спала!”
И встаёт она из гроба…
Ах!.. и зарыдали оба.
В руки он её берёт
И на свет из тьмы несёт,
И, беседуя приятно,
В путь пускаются обратно,
И трубит уже молва:
Дочка царская жива!

Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря: “Я ль всех милее,
Всех румяней и белее?”
И услышала в ответ:
“Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее”.
Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала.
Тут её тоска взяла,
И царица умерла.
Лишь её похоронили,
Свадьбу тотчас учинили,
И с невестою своей
Обвенчался Елисей;
И никто с начала мира
Не видал такого пира;
Я там был, мёд, пиво пил,
Да усы лишь обмочил.

Слушать сказку пушкина сказка о мертвой царевне и о семи богатырях

Урок–исследование (сопоставительный анализ)
«Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина
и «Белоснежки» братьев Гримм

Автор: Кречетова Елена Алексеевна

Организация: МБОУ «Лицей № 20»

Населенный пункт: Кемеровская область-Кузбасс, г. Междуреченск

Цель: формирование умения сопоставлять произведения, близкие по теме и жанру

Задачи:

  • рассмотреть взаимосвязи литературной сказки Пушкина с волшебной народной сказкой (на материале сказки братьев Гримм «Белоснежка»)
  • раскрыть фольклорные традиции и своеобразие пушкинской сказки
  • совершенствовать умение анализировать образ-персонаж в художественном произведении

Вид деятельности: групповая (парная) работа

Использованные технологии: проблемное обучение, исследовательский метод, разноуровневое обучение

  1. Постановка проблемного вопроса

Проблемный вопрос: Чем похожа сказка Пушкина на народные волшебные сказки и чем отличается от них?

Для ответа на этот вопрос предлагается обратиться к сопоставлению сказки братьев Гримм «Белоснежка» (обработанный народный вариант) и литературной сказки Александра Сергеевича Пушкина.

Признаки народной волшебной сказки: в ней есть сказочное место действия, фантастические персонажи, волшебные превращения.

Материал для учителя:

Немецкие ученые-филологи братья Гримм записывали сказки от народных сказителей, сознательно стремясь сохранить народный дух и народный язык. Позднее они лишь обработали услышанные и записанные народные варианты, придав им литературную форму. Поэтому сказки немецких ученых можно рассматривать как литературно обработанные варианты народных сказок. С русскими сказками подобную работу провели известнейший русский фольклорист Александр Николаевич Афанасьев и позднее писатель Алексей Николаевич Толстой.

Сказки братьев Гримм были опубликованы в 10–20-х годах ХIХ века, т. е. раньше, чем сказка Пушкина (1833 г.). Сходство между двумя сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким вариантом сказки.

  1. Сравнительный анализ сказок

Раздаются разноуровневые задания. Дети работают в парах или в малых группах. Учитель направляет работу проблемными вопросами, помогает сделать вывод, консультирует.

Сравните сказку А.С.Пушкина со сказкой братьев Гримм «Белоснежка и семь гномов». Что общего в этих сказках?

1. Герои: _________________________________________

2. События: _______________________________________

герои – мать, мачеха, падчерица, жених, семь друзей;

события – падчерица изгоняется мачехой из дома, находит приют в лесу, мачеха ее хочет убить, героиню выручают лесные друзья, а затем оживляет принц.

Сравнительный анализ: чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

1. Семь гномов

1. Семь богатырей

2. Мачеха трижды пытается убить Белоснежку тремя разными способами

2. Черница приходит один раз с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва

3. Жених, королевич Елисей, долго ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху заставляют танцевать на раскаленных углях

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха сама умирает от тоски и зависти

5. Написана в прозе

5. Написана в стихах, красивым литературным языком

  1. Выводы по проделанной работе

Вывод №1: сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Поэт создает свою неповторимую, литературную сказку. Она отличается от сказки братьев Гримм и сюжетом, и героями, и языком. Сказка Пушкина более поэтична, красочна, изящна по ритму и языку.

Зачем Пушкин пересказал сказку братьев Гримм?

Вывод №2:

Во-первых, братья Гримм написали сказку о своем народе, для немецких слушателей, а Пушкин – о русских людях. О национальном колорите сказки свидетельствуют:

  • образы богатырей, взятые из русских былин;
  • терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу;
  • троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания;
  • язык сказки Пушкина, пропитанный русскими народными выражениями, повторами, постоянными эпитетами.

Во-вторых, Пушкин не просто пересказал известный сюжет, а написал авторскую сказку, в которой многое изменил в связи с тем, что хотел выразить свои собственные идеалы, мысли и представления о жизни. Необходимо заострить внимание учащихся на идейном смысле сказки Пушкина. Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.

  • В отличие от сказки братьев Гримм сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь. Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем – принципиально новое «добавление» Пушкина к народному сюжету. Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери («восхищенья не снесла…»). С этой же темой связаны взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство, отсутствующие в сказке «Белоснежка». Темой преданности и любви продиктовано включение в сказку образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки.
  1. В дальнейшей работе целесообразно особое внимание уделить образу главной героини.

Образ молодой царевны в сказке Пушкина

Мачеха и падчерица встречаются в таких русских народных сказках, как «Морозко», «Хаврошечка», «Белая уточка» и др. В них падчерица изображается скромной, доброжелательной, трудолюбивой, ласковой девушкой.

Пушкин продолжает эти фольклорные традиции, дополняя и углубляя их. Его героиня:

  • обладает внешней красотой и «кротким нравом»,
  • она ласковая и нежная,
  • соблюдает правила народного этикета («честь хозяям отдала…»),
  • трудолюбива («все порядком убрала») и своим поведением мало напоминает особу царского сана,
  • она религиозна («засветила Богу свечку»),
  • и, самое главное, верна своему любимому жениху («Но другому я навечно / Отдана. Мне всех милей / Королевич Елисей»).
  • В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка. Автор нежно любит свою героиню и восхищается ей («красавица-душа», «милая девица», «моя душа», «так тиха, свежа лежала» и т. д.).
  • В целом поэт создает неповторимый индивидуальный характер «царевны молодой» с помощью детального описания ее внешности, речи, подробного изображения поведения героини, включает в текст сказки многочисленные авторские оценки.

Необходимо отметить, что в свое произведение Пушкин активно вводит и такое средство создания литературного персонажа, как отношение к нему других персонажей (Чернавка, богатыри, Соколко, Елисей).

Характер героини: любящий, кроткий, доверчивый, нежный

  • Какова героиня пушкинской сказки?
  • Что особенно привлекло в ее характере каждого читателя?
  • Как сам автор относится к своей героине?

(привести цитаты из сказки)

Варианты рассказа о царевне:

  • вначале нужно описать внешность героини;
  • затем в основной части кратко рассказать о том, как она росла, какие основные события происходили в ее судьбе;
  • охарактеризовать, каковы ее взаимоотношения с другими персонажами сказки, как они к ней относятся;
  • раскрыть, какие качества характера она проявила;
  • закончить можно словами об отношении автора к героине или о своем личном отношении к ней.

После групповой творческой работы — индивидуальную письменную работу (возможно как домашнее задание с обсуждением и оцениванием детских работ на следующем уроке).

По ее результатам учитель вместе со школьниками готовит рукописный иллюстрированный журнал «Лучшие рассказы о пушкинской царевне»

Приложение № 1

Критерии оценивания уровня сформированности коммуникативной компетенции средствами проблемно-творческих заданий

Уровень сформированности

Умения

Навыки

Компетенции

первый уровень (А)

определять предмет и задачи задания

небольшое описание объекта, важного для понимания задания к тексту

умение производить оценочные суждения под руководством учителя (определение и формулировка проблемы исходного текста или задания)

второй уровень (В)

отбирать необходимые языковые средства для построения высказывания в соответствии с конкретным коммуникативным заданием

несколько тезисов аргументированного плана, подтверждающих понимание задач текста

применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки в ситуации выбора (анализ и комментарий проблемы исходного текста или задания)

третий уровень (С)

продуцировать собственный текст самостоятельно избранного функционального типа и стиля речи

развернутое исчерпывающее суждение с обозначением проблемы исходного текста

самостоятельная оценка и творческое применение в ситуации выбора (самостоятельный выбор и обоснование своего решения, самостоятельное написание текста избранного функционального типа и стиля речи)

Приложение № 2

Три уровня заданий проблемно-творческого характера, дифференцированные по степени сложности

  • Первый уровень (А) – формирование оценочных суждений под руководством учителя (определение и формулировка проблемы отрывка или целого произведения).
  • Второй уровень (В) – применение усвоенных знаний для самостоятельной оценки в ситуации выбора (анализ и комментарий проблемы и позиции автора данного произведения).
  • Третий уровень (С) – самостоятельная оценка и творческое применение в ситуации выбора (личностное отношения к событиям и явлениям, самостоятельный выбор и обоснование своего решения, определение связи с другими произведениями, умение провести аналогию и параллели и самостоятельное написание текста творческого характера с выдвижением проблемы и обоснованием своей авторской позиции).

Приложение № 3

Задания проблемно-творческого характера для сравнительного анализа

«Сказки о мертвой царевне» А.С. Пушкина и «Белоснежки и семи гномов»

братьев Гримм

I уровень

1.Что общего в этих сказках? (Найдите соответствия)

Герои:

События:

мать

падчерица изгоняется мачехой из дома

мачеха

находит приют в лесу

падчерица

мачеха ее хочет убить

жених

героиню выручают лесные друзья

семь друзей

затем оживляет принц

2.Чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

1. … ?гномов

1. …? богатырей

2. Мачеха …(сколько раз?) пытается убить Белоснежку тремя разными способами

2. Черница приходит …(сколько раз?) с яблочком

3. Принц случайно находит Белоснежку. Она уже мертва

3. Жених, королевич Елисей, …(долго, быстро?) ищет царевну, обращаясь к …

4. Жестокий финал: мачеху … … (что заставляют делать?) на раскаленных углях

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха …(как умирает?)

5. Написана в …(прозе, стихах?)

5. Написана в …, красивым литературным языком

3.Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Найдите в тексте

Черты народной сказки

Авторские детали

образы богатырей, взятые из русских былин

Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем

терем богатырей, напоминающий добротную крестьянскую избу

Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери

троекратные обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания

взаимоотношения царевны и богатырей и их сватовство

русскими народными выражениями

образа верного пса Соколко, погибающего ради своей хозяйки (тема верности и любви)

повторами, постоянными эпитетами

4.Через какие эпизоды раскрывается тема любви и верности в сказке А.С.Пушкина?

Образ молодой царевны в сказке Пушкина

5.В каких русских народных сказках встречаются образы мачехи и падчерицы?

(«Морозко», «Хаврошечка», «Белая уточка» и др.)

Какой представлена в них падчерица? Найдите подтвеждения в тексте

Образ падчерицы в

народной сказке

Образ царевны в сказке А.С.Пушкина

скромная

обладает внешней красотой

доброжелательная

«кротким нравом»

трудолюбивая

она ласковая и нежная

ласковая девушка

соблюдает правила народного этикета(«честь хозяям отдала…»

трудолюбива

она религиозна

верна своему любимому жениху

6.Присутствует ли авторская оценка героев в русской народной сказке?

7.А в сказке А.С.Пушкина? Найдите подтверждения в тексте.

В пушкинской сказке мы чувствуем открытое авторское отношение к героине, чего не знает народная сказка.

8.Приведите примеры из текста авторской оценки героини.

Пример из текста

Каково отношение автора?

красавица-душа», , «моя душа»,

восхищается

«милая девица»

любит

«так тиха, свежа лежала»

жалеет

«моя душа»,

радуется за нее

9.Каково отношение других персонажей к царевне молодой?

Персонажи сказки

Их отношение к героине

Чернавка

богатыри

Соколко

Елисей

10.Каков идейный смысл сказки А.С.Пушкина?

(Какие нравственные уроки можно вынести из сказки А.С.Пушкина?)

  • Сказка братьев Гримм рассказывается ради традиционно народной идеи: наказание, и очень жестокое, злых сил и вознаграждение слабых и беззащитных.
  • сказка Пушкина о самой главной ценности для поэта – она прославляет человеческую верность и любовь

II уровень

1.Что общего в этих сказках?

Герои:

События:

мать

мачеха

падчерица

жених

семь друзей

2.Чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

1. Семь…

1. Семь…

2. Мачеха …пытается убить Белоснежку тремя разными способами

2. Черница приходит …раз с яблочком

3. Принц …находит Белоснежку. Она уже мертва

3. Жених, королевич Елисей, …ищет царевну, обращаясь к солнцу, месяцу, ветру

4. Жестокий финал: мачеху …танцевать на раскаленных углях

4. Сказка Пушкина гуманистична: мачеха … от тоски и зависти

5. Написана в …

5. Написана в …, красивым литературным языком

3.Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Черты народной сказки

Авторские детали

образы богатырей, взятые из …

Мотив поисков своей возлюбленной королевичем Елисеем

терем богатырей, напоминающий …

Теме любви и верности посвящена и начальная картина смерти родной матери

…обращения Елисея к силам природы, напоминающие русские народные песенные заклинания

взаимоотношения царевны и … и их сватовство

русскими народными …

образа верного пса Соколко, …ради своей хозяйки (тема верности и любви)

повторами,постоянными эпитетами

4.Через какие эпизоды раскрывается тема любви и верности в сказке А.С.Пушкина?

Образ молодой царевны в сказке Пушкина

5.В каких русских народных сказках встречаются образы мачехи и падчерицы?

____________________________________________________________________

Какой представлена в них падчерица?

Образ падчерицы в

народной сказке

Образ царевны в сказке А.С.Пушкина

скромная

доброжелательная

трудолюбивая

ласковая девушка

верна своему возлюбленному

верующая

6.Присутствует ли авторская оценка героев в русской народной сказке?

____________________________________________________________________

7.А в сказке А.С.Пушкина?

_____________________________________________________________________

8.Приведите примеры из текста авторской оценки героини

Пример из текста

Каково отношение автора?

восхищается

любит

жалеет

печалится

радуется за нее

9.Каково отношение других персонажей к царевне молодой?

Персонажи сказки

Их отношение к героине

Чернавка

богатыри

Соколко

Елисей

10.Каков идейный смысл сказки А.С.Пушкина?

(Какие нравственные уроки можно вынести из сказки А.С.Пушкина?)

  • Сказка братьев Гримм ______________________________________________________
  • сказка А.С.Пушкина прославляет____________________________________________

III уровень

1.Что общего в этих сказках?

2.Чем различаются сказки?

Сказка братьев Гримм

Сказка А. С. Пушкина

3.Сказка Пушкина – пересказ народной сказки или авторская сказка?

Черты народной сказки

Авторские детали

4.Через какие эпизоды раскрывается тема любви и верности в сказке А.С.Пушкина?

Образ молодой царевны в сказке Пушкина

5.В каких русских народных сказках встречаются образы мачехи и падчерицы?

____________________________________________________________________

Какой представлена в них падчерица?

Образ падчерицы в

народной сказке

Образ царевны в сказке А.С.Пушкина

6.Присутствует ли авторская оценка героев в русской народной сказке?

____________________________________________________________________

7.А в сказке А.С.Пушкина?

_____________________________________________________________________

8.Приведите примеры из текста авторской оценки героини.

Пример из текста

Каково отношение автора?

9.Каково отношение других персонажей к царевне молодой?

Персонажи сказки

Их отношение к героине

10.Каков идейный смысл сказки А.С.Пушкина?

(Какие нравственные уроки можно вынести из сказки А.С.Пушкина?)

  • Сказка братьев Гримм показывает победу______________________________________________________________________________________________________________________________________________

сказка А.С.Пушкина прославляет_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Источники

1. А. С. Пушкин. Сказки. – Омега, — 2014.

2. Русские народные сказки. – М.: Эгмонт, 2015. — 320 с.

3. Сказки народов мира. В 10 т. Т.V. – М. : Детская литература, 2013. — 656 с.

4. https://www.culture.ru/s/vopros/7-gnomov-7-bogatyrey/

5. http://www.lit-studia.ru/articles/10/

6. http://xn—-8sbirdcwdj7bl2hk.xn--p1ai/index.php/literaturnoe-chtenie/4558-sravnenie-skazok-bratev-grimm-7. belosnezhka-i-sem-gnomov-i-a-s-pushkina-skazka-o-mjortvoj-tsarevne-i-o-semi-bogatyryakh

7.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/sravnitiel_nyi_analiz_skazok_pushkina_i_brat_iev_grimm

8. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1

9. https://urok.1sept.ru/articles/618052

10. https://uchitelya.com/literatura/185165-urok-literatury-sopostavlenie-skazki-o-mertvoy-carevne-as-pushkina.html

Приложения:

  1. file0.docx.. 38,5 КБ

Опубликовано: 13.10.2021

Урок литературного чтения в 3

«А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цели:

  • Учить анализировать поступки героев, выделить героев сказки и разделить их по группам.

  • Обучать выразительному чтению. Развивать логическое мышление, память, речь.

  • Воспитание правдивости, дружелюбного отношения друг к другу.

Личностные результаты.

У учащихся будут формироваться:

  • эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой;

  • познавательная мотивация учения;

  • ориентация на понимание причин успеха/неуспеха учебной деятельности.

У учащихся могут быть сформированы:

  • чувство понимания и любви к живой природе, бережное отношение к ней;

  • устойчивое желание следовать в поведении моральным нормам;

результаты освоения.

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

  • выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

  • вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

  • самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведенной работы;

  • планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • находить нужную информацию

  • выделять существенную информацию из текстов разных видов;

  • сравнивать

  • устанавливать причинно-следственные связи

  • устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

  • сравнивать и классифицировать

  • строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • работая в группе, учитывать мнения партнеров, отличные от собственных;

  • точно и последовательно передавать партнеру необходимую информацию;

  • владеть диалогической формой речи;

  • корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

  • задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты освоения курса

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

  • читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного

  • находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать ее своими словами;

  • определять тему и главную мысль

  • ставить вопросы

  • составлять план

  • различать последовательность, ориентироваться в учебном тексте.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять личное мнение

  • высказывать свое суждение

Методические приёмы: творческое чтение, работа в группах , работа с учебником.

Ход урока.

1. Самоопределе ние к деятельности.

Цель:Мотивация учащихся к учебной деятельности на личностно-значимом уровне

— Здравствуйте, уважаемые гости.

Мы рады вас приветствовать на нашем уроке литературного чтения!

— Русский писатель Иван Сергеевич Тургенев говорил, если хотите поднять себе настроение прочитайте или послушайте несколько стихотворений А.С. Пушкина. Какое время года было любимым у поэта? (Осень) Давайте поднимем себе настроение и начнём наш урок с творческого задания которое вы готовили в группах .

-Напомните какое было задание?( Представить в интересной форме стих. Пушкина об осени) /5 групп представляют отрывки из стх. Пушкина:

1 «Унылая пора! Очей очарованье!»

2. «Октябрь уж наступил»

3. «У осени холодною рукою»

4. « Уж небо осенью дышало!»

5. « Дни поздней осени бранят ..»

— Чему учат стих. Пушкина? ( Видеть неповторимую красоту русской природы!)

— Где были написаны эти стихи ? ( В Болдино)

— А какое ещё известное вам произведение было написано в Болдино? (1833 « Сказка о мёртвой царевне …»

2. Целеполагание

-Сегодня мы ещё раз окунёмся в мир этой волшебной сказки

-Попробуйте определить тему нашего урока.( Обобщение знаний по сказке Пушкина «Сказка о мёртвой царевне..»

-Сформулируйте цели нашего урока по схеме «Вспомнить – учиться- проверить» ( Вспомнить: интересные факты из жизни Пушкина , историю создания сказки, содержание сказки.

Учиться : слушать и слышать друг друга, анализировать сказку, работать в группе, выразительному чтению.

Проверить : знания содержания сказки .

3. Актуализация знаний учащихся.

— Прежде , чем мы ещё раз окунёмся в мир сказки А. С. Пушкина давайте вспомним некоторые интересные факты из его жизни и проведём блиц – опрос для групп . Посовещайтесь в группе и выберете кто будет участвовать в опросе.

1)Блиц –опрос «Интересные факты из биографии Пушкина»

1группа :- Дата рождения Пушкина (6июня 1799)(фото), в каком городе родился (Москва), имена родителей (Сергей Львович , Надежда Осиповна), сколько братьев и сестёр было у Пушкина( 2 сестры и 5 братьев).Имя старшей сестры и младшего

Брата (Ольга, Лев)(фото)

2 группа : — Имя бабушки ( Мария Алексеевна Ганнибал) (фото) — Имя няни ? ( Арина Родионовна Яковлева) (фото) Что вы знаете о прадеде Пушкина? (Абраам Петрович Ганнибал) (фото)

3 группа : — В каком возрасте Пушкин поступил в лицей ? (12 лет)

Любимые предметы ? ( Русская и французская литература , фехтование) Как называли Пушкина в лицее? ( француз)

4 группа : — Где Пушкин познакомился со своей женой ? ( на балу)

Какие строки увидев ее впервые сочинил? ( У удивлён , я очарован , короче , я огончарован) (фото)

Сколько детей было у Пушкина ( Мария, Григорий , Александр, Наталья) (фото)

5 группа: — Какая дуэль по счёту и с кем стала для Пушкина смертельной ? ( 21 дуэль с Дантесом) ( фото ) Кем приходился Пушкину Дантес? ( был мужем родной сестры Натальи Гончаровой) Когда умер Пушкин? (10 февраля 1837 г. в возрасте 37 лет )

-Какие интересные факты из жизни Пушкина вы хотели бы озвучить ещё?

3. Истоки сказки.

— Кто помнит историю возникновения сказки о мёртвой царевне?(В основу была положена русская народная сказка «Самоглядное зеркало», которую Пушкин услышал от крестьян

Жуковский и Пушкин вступили в «состязание»: кто лучше напишет сказку, подобную народной. Жуковский тогда написал сказку «Спящая царевна»., Пушкин – «Сказку о мёртвой царевне…».)

4. Аналитическая беседа по сказке. Выборочное чтение и анализ сказки.

Игра «Гонка за лидером»

-Я думаю у каждого из вас в этой сказке есть любимый отрывок. Откройте учебник и найдите его. Предлагаю поиграть в игру «Гонка за лидером» Напомните , как проходит эта игра? ( Лидер начинает читать отрывок, класс пытается найти его и подстроится за чтением « лидера» , по сигналу ведущего «гонка» прекращается.)

Выборочное чтение.

— Давайте проверим насколько хорошо вы знаете содержание сказки. Я задаю вопрос , свой ответ вы подтверждаете словами из теста.

1. -В какое время дня «Издалече, наконец, воротился царь отец»?

Рано утром гость желанный,

День и ночь так долго жданный,

Издалеча наконец

Воротился царь-отец.

2.-В какой праздник царица родила дочь? Какое это время года? (В сочельник. Это ночь перед рождеством. Зима.)

Вот в сочельник в самый, в ночь

Бог даёт царице дочь.

3. — Что в этот момент случилось с царицей?

(Восхищенья не снесла

И к обедне умерла.)

4.-Через какое время царь женился на другой? (Год)

Год прошёл, как сон пустой,

Царь женился на другой

5.-Что за приданое было у молодой царицы? (волшебное зеркальце)

Ей в приданое дано

Было зеркальце одно;

Свойство зеркальце имело:

Говорить оно умело.

6.- С чем сравнивает Пушкин царевну? (С цветком)

Но царевна молодая,

Тихомолком расцветая,

Между тем росла, росла,

Поднялась — и расцвела…

7.- Назовите имя её жениха? (Елисей)

И жених сыскался ей,

Королевич Елисей.

8.-Что приказала царица Чернавке?

Весть царевну в глушь лесную

И, связав её, живую

Под сосной оставить там

На съедение волкам.

9.-Что сделала Чернавка с царевной?

Та, в душе её любя,

Не убила, не связала,

Отпустила и сказала:

“Не кручинься, бог с тобой”.

А сама пришла домой.

10.-Что сделал королевич Елисей, узнав, что царевна пропала?

Королевич Елисей,

Помолясь усердно богу,

Отправляется в дорогу

За красавицей душой,

За невестой молодой.

11-Куда попала царевна, блуждаю в лесу?

Но невеста молодая,

До зари в лесу блуждая,

Между тем всё шла да шла

И на терем набрела.

12.- Сколько богатырей жило в тереме?

Семь богатырей,

Семь румяных усачей.

13-Что случилось с царицей, когда она надкусила ядовитое яблоко?

Пошатнулась не дыша,

Белы руки опустила,

Плод румяный уронила,

Закатилися глаза,

И она под образа

Головой на лавку пала

И тиха, недвижна стала…

14.-Прочитайте, где и как ожила царевна?

Перед ним, во мгле печальной,

Гроб качается хрустальный,

И в хрустальном гробе том

Спит царевна вечным сном.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила.

15.- Какими словами заканчивается сказка?

Я там был, мёд, пиво пил,

Да усы лишь обмочил.

Анализ сказки.

1.-Что особенно понравилось , запомнилось в сказке?(Добро побеждает зло, чудесное зеркальце, преданный Саколко…)

2.- Кто в сказке в центре внимания автора? (Царица – мачеха и царевна Представляют собой добро и зло)

3.-Откуда в царице такая ненависть к царевне?

(Зеркало сказало правду , что царевна красивее её, чем вызвало ненависть царицы)

4.-Почему в приданое царице было дано лишь зеркало?(Она любовалась своей красотой –это для неё было самым важным)

5.-Можно ли о человеке судить только по внешней красоте ? Почему? ( Внешняя красота должна дополнятся душевной красотой)

6.-Чему же учит сказка?(Добру, верности, что главное в человеке его душа, а не внешняя красота)

4.Работа в группах

-А сейчас я предлагаю поработать в группах.

-Две группы инсценируют отрывок из сказки.

— Две группы составляют вопросы по содержанию сказки .

-Одна группа вспоминает текст составляет план сказки .

1. Рождение царевны и смерть матери

2. Новая супруга царя

3. Чудо-зеркальце

4. Зависть царицы

5. Чернавка в лесу

6. Царевна у семи богатырей

7. Царица дарит яблоко

8. Хрустальный гроб

9. Солнце, месяц и ветер

10. Елисей находит гроб

11. Смерть царицы

12. Свадьба

5. Тестовая работа по произведению А.С. Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

ФИ ________________________

1. Впиши пропущенные слова из текста сказки

а) И жених сыскался ей

___________ Елисей.

б) Там за речкой тихоструйной

Есть высокая гора,

В ней глубокая __________.

в) Ей в приданое дано

Было _____________ одно.

2. Объясни значение слов:

Очи:________________

Уста: _______________

Персты — __________

3. Вспомни день рождения царевны.

а) зима б) весна в) лето г) осень

4. Через сколько времени царь женился на другой?

а) через 3 года б) через 10 дней в) через 1 год г) через 2 года

5. Подчеркни слова, которыми можно охарактеризовать Царицу-мачеху:

Гордая, добрая, ревнивая, послушная, милая, своенравная, завистливая, злая.

6. Кто указал Елисею дорогу к невесте?___________

7. Чем закончилась сказка?____________________________

5. Рефлексия.

Давайте вспомним цели нашего урока . Получилось ли их достичь?

Домашнее задание.

— У меня для вас есть сюрприз. Ваши родители тоже приняли участие в нашем уроке . Нарисовали иллюстрации к своим любимым сказкам Пушкина. Я предлагаю вам дома прочитать вместе с родителями их любимую сказку Пушкина .И на

следующем уроке её представить.

Урок я хочу закончить небольшим стихотворением:

«Читайте Пушкина друзья,

Читайте сказки!

И будет жизнь тогда полна тепла и ласки.

Читайте Пушкина друзья вот вам подсказка

И пронесёте сквозь года вы радость сказки»

Спасибо за урок!

— Проверка домашнего задания.

«Снегурочка» — немецкая народная сказка

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Сходство

1. Смерть матери, жизнь с мачехой-царицей

2. Соперничество в красоте.

3. Говорящее зеркальце.

4. Царица отправляет царевну в лес, чтобы убить, но та
остается жива.

5. Царица пытается убить ее сама и наконец при помощи
отравленного яблока ей это удается.

6. Дело было зимой.

7. Захоронение в хрустальном гробу.

8. Царевны белы, чернобровы

9. Царевен спасают царевичи.

10. Злые царицы умирают в конце сказки

11. Семь карликов и семь богатырей.

12. Царь женится через год.

Различия.

Егерь

Чернавка

У царевны был жених – царевич Елисей.

Царевич спасает случайно (кусок отравленного яблока
выскочил, когда гроб пошатнулся)

Царевич целует царевну.

Карлики

Богатыри

Сильная шнуровка, ядовитый гребень и яблоко

Только яблоко.

Злую царицу убивают

Злая царица умирает от «тоски».

Помощники: пес Соколко, солнце, месяц, ветер,

Злая царица разбивает зеркальце.

Проза

Стихотворная сказка 

— Сказка «Снегурочка» — народная
сказка, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» написана не народом, а
определенным человеком – А.С.Пушкиным, и потому она – литературная.

— Сегодня мы с вами, работая над
сказкой Пушкина, попробуем назвать некоторые отличия литературной сказки от
фольклорной.

— Первое отличие я уже назвала.
Какое? (фольклорная сказка написана народом, литературная – писателем).

— Посмотрите, пожалуйста, нашу
таблицу в части «Различия» и скажите, с чем вы никогда не встречались, читая
фольклорные сказки? (сказка Пушкина – стихотворная).

— Свою сказку Пушкин написал в
его имении Болдино в ноябре 1833 года. В основу ее легла запись русской
народной сказки, сделанная поэтом еще в Михайловском.

Сейчас я вас познакомлю с
содержанием этой записи, а вы, слушая, подумайте, чем отличается народная
сказка от пушкинской? (народная сказка носит более мрачный характер. Царевна
оказывается способной поднести врагам сонных капель; она не такая кроткая и
светлая, как у Пушкина. Мотив соперничества в красоте мачехи и царевны в
народной сказке почти не дан.)

«Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его.
Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то: али мужчина,
али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названный; коли
женщина – будь нам мать али сестра…» Сии братья враждуют с другими двенадцатью
богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапог и шапку: «Если кровию
нальются, то не жди нас». – Приезжая назад, спят сном богатырским. Первый раз –
двенадцать дней, второй – двадцать четыре, третий – тридцать один. Противники
приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель … и прочее. Мачеха ее приходит
в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают ее. Она дарит
царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят ее в гробнице,
натянутой толстыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется … и проч.»

— Но ради чего Пушкин меняет
народную сказку? (предположения ребят)

— Создавая произведение,
писатель рисует свою модель мира. Выражается она и через систему образов
произведения. Давайте посмотрим, что получилось у ребят дома. Они должны были
схематично изобразить систему образов сказки Пушкина и определить, чему учит
эта сказка (Приложение 4).

— Итак, какой вывод мы можем
сделать?

Идея сказки А.С.Пушкина: 1)
внешняя красота не есть показатель душевной красоты; 2) если ты всех любишь, ко
всем с добром, то друзья тебя из гроба поднимут.

— В народных сказках основной
прием обрисовки героев – описание их поступков и взаимоотношений. Пушкин также
использует этот прием.

Возьмем один из ключевых
эпизодов: разговор с зеркальцем. Отметим все действия царицы.

Когда ее зеркальце хвалит:

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищелкивать перстами,

И вертеться подбочась,

Гордо в зеркальце глядясь.

Когда же царица узнает, что она
не первая красавица, она предстает совершенно иной:

Как царица отпрыгнет,

Да как ручку замахнет,

Да по зеркальцу как хлопнет,

Каблучком-то как притопнет!…

Обратите внимание на те глаголы
движения, которыми поэт выразительно передает поведение своенравной мачехи.

— А как ведет себя царевна, ну,
например, при появлении в доме семи богатырей?

(«Все порядком убрала, засветила
богу свечку, затопила жарко печку», только после этого «На полати взобралась и
тихонько улеглась» и далее «Честь хозяям отдала, в пояс низко поклонилась,
закраснелась, извинилась», «от зеленого вина отрекалася она; пирожок лишь
разломила да кусочек прикусила»).

Мы видим, что характеры героинь
раскрываются в их поведении, в конкретных поступках, действиях.

— Этот прием у Пушкина
преобладающий, но не единственный. Он расширяет способы изображения сказочных
персонажей.

— Обратите, например,  внимание, как Пушкин изображает внешность
своих героинь и как показана внешность героев в народных сказках (в народных
сказках – «Красавица такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать»). В
отличие от народных сказок Пушкин не только описывает внешность своих героев,
но и дополняет это описание характеристикой «нрава» героя, высказывая этим свое
отношение к нему. Вот, например, несмотря на то, что царица «высока, стройна,
бела и умом и всем взяла», она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Зато
царевна «белолица, черноброва, нраву кроткого такого». Встречаемся мы и с
прямой авторской оценкой своих героинь, чего нет в народных сказках. «Вот она,
моя душа, пошатнулась…», «Красавица-душа», «милая девица» — говорит он о царевне,
выражая свою симпатию к ней.

— А теперь обратим внимание, как
говорят пушкинские героини. Обратимся опять к эпизоду «Царица беседует с
зеркальцем». В первом разговоре она предстает перед нами в добром расположении
и речь ее приветлива, весела. «Свет мой, зеркальце!» — обращается она к нему.
Но зеркальце говорит и то, что ей не хочется слышать, и поведение ее меняется.
«Ах ты, мерзкое стекло!» — гневается царица.

А царевна? Она никогда не
накричит, она всегда ласкова, будь это Чернавка («Жизнь моя! В чем, скажи,
виновна я?»), будь это богатыри («Ой вы, молодцы честные, братцы вы мои
родные…») или нищенка («Постой, бабушка, постой немножко… пригрожу сама я псу и
кой-что тебе снесу».

 Мы с вами видим, что в
зависимости от характера, героини Пушкина говорят по-разному, их речь
индивидуализирована.

— Давайте подведем итог.

Сказка Пушкина «О мертвой
царевне и семи богатырях» является литературной, потому что …. (написана
писателем).

Она имеет форму, которая никогда
не встречается в фольклорных сказках. Какую? (стихотворную). Значит, писатель
сам выбирает форму своего произведения.

Пушкин, как и в фольклорных
сказках, рисует своих героев через описание ….. (их поступков). Но также дает
прямые авторские характеристики, усложняет описание внешности, индивидуализирует
речь, а еще вводит картины природы, помогающие понять переживания героев. Но
обо всем этом мы будем с вами говорить подробнее, когда перейдем к литературным
сказкам. 

29.03.2021

Кузнецова Нина Ивановна

учитель русского языка и литературы

Урок литературы в 5 классе по программе Г. С. Меркина, построен в соответствии с ФГОС и предполагает различные формы работы учащихся на уроке: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая. Планируемые результаты: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям.

Оценить



1084

Содержимое разработки

Открытый урок литературы в 5 классе по теме:

«Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина».

Учитель русского языка и литературы:

Кузнецова Нина Ивановна

Цель урока: раскрыть нравственный смысл сказки А.С. Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере сказке А.С.Пушкина.

Задачи:

  • формирование навыков лексической работы, выразительного чтения, самостоятельной исследовательской работы с текстом, пересказа от лица участников событий;

  • воспитание нравственно-эстетических представлений учащихся в ходе выявления лексического значения слов добро и зло.

Тип урока: изучение нового материала

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Планируемые результаты:

предметные:знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику героям;

познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение;

личностные УУД: самоопределение, нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков;

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;

коммуникативные УУД: планированиеучебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оборудование:

  • учебник литературы, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина;

  • раздаточный материал:

— рабочие листы разных цветов для групповой работы,

— смайлики, тучки и солнышки из цветной бумаги для самооценки деятельности;

  • слайдовая презентация.

Ход урок

1.Самоопределение к деятельности

Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые гости! Рада Вас всех приветствовать на сегодняшнем уроке.

  • С каким настроением вы пришли на урок?Выберите смайлик, соответствующий Вашему настроению. Спасибо.

  • И у меня хорошее настроение. Мне очень приятно находиться в окружении настоящих читателей, обладающих умом, сообразительностью и чутким сердцем. Приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности.

  • Очень надеюсь, что работа на уроке будет плодотворной, а настроение не изменится в худшую сторону.

  • Ребята, проверим готовность к уроку. Все на месте? Что находится у нас на столах?

  • Сегодня на уроке вместо рабочей тетради мы будем использовать рабочие листы. Они у вас на партах.Подпишите их, пожалуйста.

(оформление рабочих листов).

2.Постановка учебной задачи.

  • Какое задание Вы получили к сегодняшнему уроку?(прочитать «Сказку о мертвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина).

  • Верно. Все справились с предложенным заданием?

Хорошо. Давайте проверим. Блиц-опрос. Вопросы из сундучка. Ответы записываем в рабочий листок.

1.К какому виду относится эта сказка? (волшебная сказка)

2.Из какой сказки А.С. Пушкин позаимствовал сюжет «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Братья Гримм «Белоснежка и семь гномов»)

3.Какой удивительный предмет достался в приданое новой жене царя? (зеркальце)
4.Каким необычным свойством обладало зеркальце? (умело говорить)
5.Какой фрукт преподнесла царевне нищая черница? (яблоко)

6.Кто искал молодую царевну? (королевич Елисей)

7.У кого просил помощи королевич Елисей? (у солнца, у месяца и у ветра)

8.Что сделала злая царица с волшебным зеркалом, когда узнала, что молодая девушка жива? (разбила его)

  • Оцените свою работу. Молодцы.

  • Давайте подумаем, чему будет посвящен наш урок?(«Сказке…)

  • Чтобы сформулировать тему нашего урока, я предлагаю вам послушать притчу определить ключевые слова.

Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое. Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

  • Назовите ключевые слова.

  • Опираясь на ключевые слова, определите, как же будет звучать тема нашего урока?

  • Правильно, тема нашего урока: «Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.Запишите ее в рабочих листах урока.

  • Как вы думаете, каковы цели нашего урока?

(познакомиться с художественными особенностями сказки, поговорить о героях сказки, выявить, что такое добро и зло, какими чертами обладают добрые герои, а какими злые)

  • Как же мы будем достигать поставленных целей? Как будет построен наш урок?

( будем анализировать сказку, отвечая на вопросы).

  • Согласна.И вот девиз нашего урока: «Наблюдать, находить, слушать, думать, доказывать, запоминать».

  • А эпиграфом к уроку я выбрала слова А.С.Пушкина: «Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок!»

  • Как вы, ребята, понимаете данное высказывание?

(Сказка — это неправда, выдумка. Но в сказке всегда содержится урок).

  • Как вы думаете, почему эти слова мы взяли в качестве эпиграфа к уроку?

3.Актуализация знаний и пробного учебного действия.

работа с определением понятий

  • Работа в парах. Ключевыми словами нашего урока являются слова добро и зло. А что же обозначают эти слова? Посоветуйтесь с соседом по парте и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло? Запишите ответ на листах, выполнив задание №2.

  • Хорошо, ребята, молодцы. Предлагаю послушать выступление ребят, получивших индивидуальное задание.

(Работали со словарями и выписали определения:

•    Добро – всё положительное, хорошее, полезное.
(Словарь С.И. Ожегова)
•    Добро – нечто положительное, хорошее, полезное; добрый поступок.
(Большой толковый словарь русского языка)

•    Зло – нечто дурное, вредное.
(Словарь С.И. Ожегова)
•    Зло – действие, имеющее отрицательный смысл и всегда влекущее за собой беды, страдания, горе.)
Большой толковый словарь русского языка))

  • Можем ли мы добро и зло назвать противоположными понятиями?
    (Да, эти понятия являются противоположными)

4. Восприятие и осмысление учащимися сказки.

а) работа с образами сказки

  • Ребята, давайте постараемся понять, как представлено добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях».

Предлагаю работу в группах. Объединимся в группы и выполним задание. Задание для каждой группы представляет работу с эпизодом и прописано на рабочих листах.

Время на выполнение работы 5 минуты.

Не забудьте записать свои выводы в рабочем листе урока, а также поместить на доску.

1 группа: Анализ эпизода «Царица – мать и царица — мачеха» (стр.104-105)

Вопросы и задания:

  1. Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?

  2. Какие героини представлены в вашем фрагменте?

  3. Какой представлена царица — мать? Найдите ее описание и зачитайте его. Какими качествами обладает царица — мать? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?

  4. Найдите и зачитайте описание царицы — мачехи?

  5. Какими качествами обладает царица — мачеха? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?

  6. Что означает ломлива? Что означает выражение «черной зависти полна»?

  7. Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.

2 группа: Анализ эпизода «Молодая царевна и царица — мачеха» (стр.105-107)

Вопросы и задания:

  1. Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?

  2. Какие героини представлены в вашем фрагменте?

  3. Найдите и зачитайте описание молодой царевны? Какими качествами обладает молодая царевна? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?

  4. Какие качества царицы-мачехи открывает нам этот эпизод? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?

  1. Какими словами можно выразить отношение царицы-мачехи к царевне?

  2. Каким героем является Чернавка? Как она относится к царевне? Добро или зло представляет эта героиня?

  3. Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.

3 группа: Анализ эпизода «Царевна в тереме у семи богатырей»

Вопросы и задания:

  1. Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?

  2. Какие герои представлены в вашем фрагменте?

  3. Как царевна догадалась о том, что в тереме живут добрые люди?

  4. Дайте характеристику богатырям. Каково отношение богатырей к царевне? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?

  5. Какие качества царевны мы можем открыть в этом эпизоде? Чем она занимается до прихода богатырей? Как проводит свое время, живя у богатырей?

  6. Почему богатыри не рассердились, получив отказ царевны быть их женой?

  7. Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.

4 группа: Анализ эпизода «Смерть царевны» (стр.114-119)

Вопросы и задания:

  1. Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?

  2. Какие герои представлены в вашем фрагменте?

  3. Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в начале эпизода. Почему изменилось настроение царицы? Какую характеристику мы можем дать ей?

  4. Что олицетворяет в этом эпизоде Чернавка: добро или зло? Как принимает царевна гостью?

  5. Как Соколко пытается уберечь царевну от несчастья? Найдите строки в тексте и зачитайте их. Добро или зло олицетворяет Соколко?

  6. Какие эпитеты использует автор при описании яблочка? Это добро или зло?

  7. Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в конце эпизода. Почему изменилось настроение царицы?

  8. Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.

5 группа: Анализ эпизода «Королевич Елисей» (стр.119-121)

Вопросы и задания:

  1. Какой заголовок вы придумали к прочитанному эпизоду?

  2. Какие герои представлены в вашем фрагменте?

  3. С каким настроением отправляется королевич Елисей на поиски своей невесты? Какую характеристику можно дать этому герою? Что олицетворяют эти качества: добро или зло?

  4. К кому обращается королевич Елисейза помощью и кто ему в этом помогает?

  5. Почему, узнав о смерти царевны, королевич продолжает ее поиски? Как он награжден за свое упорство?

  6. Прокомментируйте разговор царицы с зеркальцем в конце сказки. Как заканчивается сказка?

  7. Сделайте вывод по образам, представленным в эпизоде. Сделайте по образам, представленным в эпизоде. Свои наблюдения оформите на листе, а затем поместите на доске.

б) отчет групп

  • Внимательно слушаем выступление групп. Выводы помещаем в таблицу рабочего листа.

Отчет 1 группы.

Отчет 2 группы.

Физкультминутка

Отчет 3 группы.

Отчет 4 группы.

Отчет 5 группы.

  • Огромное спасибо, ребята, за проделанную работу. Поставьте себе оценку за этот этап урока

в) вывод

  • Настало время подвести итоги. Как представлено добро и зло в сказке?

  • Как заканчивается сказка? Зачитайте.

  • Шота Руставели (грузинский поэт) говорил о том, что «лишь добро бессмертно, зло подолгу не живет». Как вы понимаете эти слова?

  • Как можно сформулировать основную мысль, идею сказки?

  • Выполните задание № 4 на рабочем листе.

1.Не хвались серебром, а добром.

2. Делай добро и жди добра. .

3. Злой плачет от зависти, а добрый от радости.

4. Никакое худо до добра не доводит.

5. Без худа добра не бывает.

6. Добрые дела и после смерти живут.

7.Плохо тому, кто добра не творит никому.

8.Не делай другим того, что себе не желаешь.

9.Добро — на худо меняют.

10.Следовать добру — взбираться на гору, следовать злу — скользить в пропасть

5.Итоги урока

  • Эпиграфом к нашему уроку стали слова А.С. Пушкина «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Какой мы можем получить, прочитав эту сказку? Чему учит нас сказка? Какими мы должны быть? К чему должны стремиться?

(Учит делать добрые дела и быть добрыми. Делая доброе дело, человек радостен и счастлив, а зло всегда приносит разочарования, злые люди одиноки, их мучает зависть, зло губит их).

6.Рефлексия

  • Все сказанное вами верно. Пусть в нашем мире будет больше добра. А мы все будем стараться преумножать его своими делами. Ребята, огромное Вам спасибо за ваше участие в уроке. Мне все очень понравилось. Сегодня я поставлю большое количество отличных оценок за урок. Оценивание работы на уроке и подготовки к уроку.

  • А понравилась ли вам ваша работа на уроке? Поделитесь своими впечатлениями. С этой целью мы будем использовать фигурки (тучку и солнышко). Можно ли сказать, что эти фигурки олицетворяют добро и зло? Покажите Ваше настроение, а теперь поместите его на свой рабочий листок.

7.Домашнее задание:

а)Всем: выучить отрывок из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

б)Задание на выбор:

  • Составить кроссворд к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Нарисовать рисунок к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

  • Создать лэпбук «Добро и зло в сказке А.С. Пушкина».

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/447285-konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-dobro-i-

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

  • Слушать сказку про три кота
  • Слушать сказку про теремок для детей
  • Слушать сказку про серебряное копытце для детей
  • Слушать сказку про рапунцель аудиосказка
  • Слушать сказку про машу и три медведя