Слушать сказку про илью муромца и соловья разбойника

Былина илья муромец и соловей разбойник это поэтическое творение русского народа, созданного в устной форме, и является одним из

Былина «Илья Муромец и Соловей разбойник» – это поэтическое творение русского народа, созданного в устной форме, и является одним из лучших образцов народного героического эпоса. Главные герои «Ильи Муромца и Соловья – разбойника» – русский витязь, и разбойник, олицетворяющие собой две человеческие ипостаси, добро и зло. Как во всех сказках, добро одерживает победу над злом, так и в былине «Илья Муромец и Соловей – разбойник» герой, являющий собой русский народ, одерживает победу над захватчиками.

Очень краткое содержание для читательского дневника

Поехал Илья Муромец в Киев-град ранним утром. По дороге увидел, что город Чернигов осаждают враги. Разбил он вражью рать, и черниговцы попросили его быть воеводой. Богатырь отказался и попросил указать дорогу прямоезжую.

Черниговцы предупредили, что там поселился страшный разбойник, губящий людей своим свистом и рыком. Но Илья Муромец поехал этой дорогой. У речки Смородинки увидел его Соловей-разбойник, страшно засвистал и зарычал. Но богатырь выстрелил из лука, поранил ему глаз, привязал к седлу разбойника и привёз на княжеский двор.

Князь Владимир не поверил, что Илья ехал дорогой прямоезжей, так как там сидит Соловей-разбойник. Богатырь показал ему пленённого разбойника. Попросил князь, чтобы Илья приказал Соловью засвистать да зарычать.

Приказал богатырь пленнику засвистать в полсвиста и закричать в полкрика. От этого много чего порушилось, люди на княжеском дворе погибли, а князь спасся, потому что укрылся шубой.

Рассердился Илья, вывез разбойника в поле и срубил ему голову, чтобы не губил он людей.

Основные персонажи былины

Главные герои:

  • Илья Муромец – богатырь земли русской, сильный и бесстрашный. Решительный, мудрый витязь. Никогда не сворачивает с намеченного пути, всегда движется прямо, не избегая препятствий и опасностей. Является защитником земли русской, свято оберегая свой народ от нашествия врагов. Справедливый и честный, он не гонится за властью и богатством, оставаясь простым воином, готовым защищать и оборонять свою землю.
  • Соловей-разбойник – сказочный герой, олицетворяющий собой все злые силы, является врагом и разрушителем. Главным оружием разбойника, является его могучий свист, от которого все валяться замертво. Бесстрашный, сильный завоеватель, уверенный и гордый. Погубил множество народа, проезжавшее мимо его гнезда. Не смог справиться с Ильей Муромцем, который отрубил ему голову.

Второстепенные персонажи:

  • Князь Владимир – киевский князь, сидит в стольном граде Киеве. Не поверил словам Ильи, обвинив его в том, что Илья врет, якобы победив Соловья – разбойника. Убеждается в его правоте, просить Соловья посвистеть. После того, как Соловей-разбойник засвистел, очень пугается, и прячется под шубу. Изображен в былине не очень умным правителем со склочным характером.

Краткий пересказ (более подробный, чем краткое содержание)

Илья выехал на резвом коне из Мурома ранним утром. Хотел он к полудню попасть в стольный град Киев. Скоро подъехал к Чернигову и увидел, что город хотят захватить враги. Лезли они уже по крепостным стенам.

Побил всех врагов Илья Муромец, за это черниговцы позвали его воеводой в свой город. Поблагодарил богатырь их за честь, но отказался быть воеводой, потому что торопился в Киев-град. Попросил он указать прямоезжую дорогу туда.

Поведали черниговцы, что дорога эта заросла травою и завалена деревьями. Все ходят теперь окольным путём.

Поселился на прямоезжей дороге возле реки Смородинки Соловей-разбойник. Сидит в дубу, свищет по-соловьему, кричит по-звериному. От того свиста и крика жухнет трава, деревья клонятся к земле, а люди погибают.

Отговаривали черниговцы богатыря ехать той дорогой. Илья не послушался их совета и поехал прямоезжей дорогой.

Заметил его Соловей-разбойник, засвистал по-соловьему, закричал по-звериному.

Выстрелил славный богатырь из лука по чудовищу и ранил его в правый глаз. Упал Соловей-разбойник на землю. Илья приторочил его к седельной луке и повёз злодея мимо его логова.

Увидели три дочери Соловья, что везёт их отца мужик-деревенщина, и послали своих мужей убить мужика.

Сказал Соловей своим зятьям, чтобы не трогали мужика, а позвали его в своё гнёздышко да угостили на славу для того, чтобы отпустил он Соловья. Зятья стали звать Илью в своё гнёздышко, но он не поехал к ним, а повёз Соловья в Киев-град.

Приехал туда Илья и направился на княжеский двор. Там Владимир-князь садился с князьями и боярами за обеденный стол.

Оставил Илья коня на дворе, зашёл в палату столовую. Осенил себя крестом, поклонился на четыре стороны, а великому князю поклонился по-особому.

Спросил князь Владимир кто он таков. Ответил богатырь, что он Илья Муромец из города Мурома, из пригородного села Карачарова.

На вопрос давно ли он выехал из Мурома, Илья ответил, что выехал утром, хотел успеть в Киев-град к обедне да замешкался в дороге. Сказал богатырь, что ехал прямоезжей дорогой мимо Чернигова и речки Смородинки.

Рассердился князь, подумал, что приезжий над ним насмехается. Сказал он, что не верит словам богатыря, потому что под Черниговом стоят полчища врагов. А прямоезжая дорога заросла, потому что губит там прохожих и проезжих Соловей-разбойник Одихматьев сын.

Ответил Илья Муромец князю, что рать вражья побита под Черниговом, а Соловей-разбойник на его дворе притороченный к конскому седлу.

Князь выбежал на крыльцо, увидел пленённого Соловья-разбойника и велел ему засвистать по-соловьему, зарычать по-звериному.

Ответил ему злодей, что послушает только Илью Муромца. Князь попросил богатыря приказать злодею засвистать да закричать.

Славный богатырь приказал Соловью-разбойнику засвистать в полсвиста соловьего, закричать в полкрика звериного.

Соловей сказал, чтобы Илья велел поднести ему чару зелена вина, потому что от раны у него рот пересох. Чару он попросил немалую — в полтора ведра.

Поднял злодей одной рукой чару и выпил за один раз. Засвистал он по-соловьему, зарычал по-звериному. От этого покривились на теремах маковки, оконные рамы рассыпались, люди на дворе упали замертво, а князь укрылся шубою.

Рассердился Илья Муромец, вывез в чисто поле злодея да отрубил ему голову, чтобы не губил больше добрых людей, не оставлял их жён вдовами, не сиротил детушек.

СПАДИЛО.РУ

Главные герои:

Илья Муромец (русский богатырь), Соловей Разбойник (злодей)

Второстепенные персонажи:

Владимир (князь Киевский), старшая дочь Соловья Разбойника, зятья Соловья Разбойника, Алеша Попович, Добрыня Никитич — богатыри

Форма произведения:

сказка, фольклор |
Жанр:
легенда |
Время событий:
средние века |
Место событий:
Россия |
В школе:
1-4 класс |
Возраст:
дети 6-12 лет |
Время чтения:
до 1 часа |

Экранизация:

мульфильм (Россия, 2007 год, реж. Владимир Торопчин)

Темы:

героизм, добро и зло, смелость и трусость

Освобождение Чернигова

Собрался Илья Муромец в Киев. Совершив заутреннюю службу, молодец отправился в путь. Чтобы попасть в Киев, ему нужно было проехать через Чернигов, который был на тот момент во вражеской осаде. Недолго думая, герой вступил в борьбу с захватчиками и одолел их, освободив город. Жители были настолько признательны и благодарны, что пригласили Илью остаться в их городе и стать военачальником. Но у него были другие планы, поэтому он отказался.

Муромец спросил у горожан, есть ли короткая дорога до Киева, и они показали ему маршрут через реку Смородину. Сложность была лишь в том, что в кроне дуба скрывался Соловей Разбойник, грозный злодей, от свиста которого погибали все проезжающие путники. Горожане не хотели, чтобы Илья подвергал себя такой опасности, поэтому посоветовали ему ехать в обход, той дорогой, которая была длиннее, но безопаснее. Но Муромец решил ехать прямо.

Встреча с Соловьем Разбойником

Еще намного раньше, чем Илья доехал до дуба, он услышал такой оглушающий свист, что деревья склонились к земле. Чем больше сокращалось расстояние между Муромцем и Соловьем Разбойником, тем чаще спотыкался конь богатыря. Натянув тетиву лука, Илья прицелился и попал разбойнику прямо в глаз. Затем он связал его, загрузил в седло и отправился в Киев.

Кадр из мультфильма «Илья Муромец и Соловей Разбойник», Россия, 2007 год

На пути Муромцу встретилось логово Соловья, в котором жили три его дочери со своими мужьями. Увидев плененного тестя, зятья выехали навстречу Илье, чтобы драться с ним. Оценив разность весовых категорий, они изменили свое решение, предложив Илье в качестве выкупа драгоценности и застолье. Но он был неподкупен и отказался от сделки.

У князя Владимира

Добравшись до Киева, Илья сразу направился к князю. Тот как раз трапезничал и на сообщение Муромца о покорении Соловья Разбойника назвал его деревенщиной. Он не поверил, что Соловья может кто-то одолеть, и решил, что богатырь смеет шутить над ним.

Илья вышел и приказал Соловью издать свой фирменный свист. Злодей сказал, что свистнет только после того, как выпьет несколько ведер вина. Ему принесли крепкий напиток, захмелев от которого, Соловей засвистел так, что многие из присутствующих умерли на месте, а сам князь укрылся лошадиной шкурой. Другие богатыри Алеша Попович и Добрыня Никитич от свиста Соловья повалились на землю. После этого Муромец отвез Соловья в чистое поле и там отрубил ему голову.
Ирина Зарицкая | | | Оценить:

Мультфильм былины Илья Муромец и Соловей разбойник

Былина говорит нам о спеси столичной княжеской верхушки, ей противопоставляется моральный дух и достоинство народных богатырей. Простой народ всегда знал и помнил, что князь и его прислуги злые и беспощадные, а богатыри, справедливо защищавшие простой народ, были к нему добрыми, честными, были образцом для последующих поколений.

В сказке-былине летописцы повествуют о силе народного богатыря Илье из города Мурома, сына крестьянина из села Карачарова. Сильнее его не было богатыря. Он был сильнее даже придворных молодцов Добрыни Никитича и Алеши Поповича. В этой сказке Илья Муромец победил Соловья-разбойника.

«Илья Муромец и Соловей разбойник» очень краткое содержание

Русский эпос — Илья Муромец и Соловей разбойник былина краткое изложение:

Отстояв заутреню в Муроме, Илья отправляется в путь, чтобы успеть к обедне в стольный град Киев. По дороге он освобождает от осады Чернигов и один разбивает целую вражескую армию. Он отказывается от предложения горожан стать в Чернигове воеводой и просит указать ему дорогу в Киев. Те отвечают богатырю, что эта дорога заросла травой и по ней давно уже никто не ездит, потому что у Чёрной Грязи, близ речки Смородины, неподалёку от славного Леванидова креста, сидит в сыром дубу Соловей-разбойник, Одихмантьев сын, и своим криком и посвистом убивает в округе все живое.

Но богатырь не боится встречи со злодеем. Он подъезжает к речке Смородине, а когда Соловей-разбойник начинает свистать по-соловьиному и кричать по-звериному, Илья стрелой выбивает разбойнику правый глаз, пристёгивает его к стремени и едет дальше.

Когда он проезжает мимо жилища разбойника, его дочери просят своих мужей выручить отца и убить мужика-деревенщину. Те хватаются за рогатины, но Соловей-разбойник убеждает их не биться с богатырём, а пригласить в дом и щедро одарить, только бы Илья Муромец его отпустил. Но богатырь не обращает внимания на их посулы и отвозит пленника в Киев.

Князь Владимир приглашает Илью отобедать и узнает от него, что богатырь ехал прямой дорогой мимо Чернигова и тех самых мест, где обитает Соловей-разбойник. Князь не верит богатырю, пока тот не показывает ему пленённого и раненого разбойника.

По просьбе князя Илья приказывает злодею вполсилы засвистать по-соловьиному и зареветь по-звериному. От крика Соловья-разбойника кривятся маковки на теремах и умирают люди. Тогда Илья Муромец увозит разбойника в поле и срубает ему голову.

Это интересно: Стихотворение-баллада «Илья Муромец» Толстого была написана в 1871 году. Большая ее часть представляет собой монолог Ильи Муромца, испытывающего обиду оттого, что князь Владимир забыл одного из лучших своих богатырей, не пригласив на пир, забыл о его былых заслугах. Для подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Илья Муромец» для читательского дневника.

Короткий пересказ «Илья Муромец и Соловей разбойник»

Краткое содержание Илья Муромец и Соловей разбойник

Илья имел богатырскую силу. Не зная куда ее деть, оставил отца и мать и пошел сражаться за землю киевскую за князя Владимира. Он побывал утром в городе Муроме и помолился там в церкви. А к вечеру планировал быть в Киеве. Когда подъехал к Чернигову, то увидел, что будто бы черные вороны, окружили город войска большие. И нет возможности там ни пешком пройти, ни конем проехать. Сразился Илья с тем войском, и победил его.

Люди Чернигова, пустившие его в город, просили стать их воеводой, но Илья не согласился, а попросил указать ему путь на Киев. Узнал он от людей, что самым близким путем никто не ходит и не ездит, она поросла травой и заложена колодами, что по этой дороге, возле болота и старой березы сидит на высоком дереве Соловей-разбойник, Одихмантов сын. Свистит он как соловей, орет как зверь. От его свиста все к земле клониться, а если кто-то с людей подойдет, — все мертвые лежат.

Но идти прямой дорогой люди боялись. Была и другая дорога, но она была в тысячу верст, а прямой путь был в пятьсот верст. Илья выбрал прямой путь, страшный для других, но не для него, — путь, который перекрыл Соловей-разбойник. Поехал Илья на своем коня богатырском прямой дорогой. Быстро пронесся через долины, речки и горы.

Когда он уже был у речи Смородинки, темного болота и у старой березы, то страшилище засвистело и закричало. Тут же конь под богатырем упал на колени. Пришлось Илье Муромцу силой заставлять лошадь идти дальше. После чего выпустил богатырь стрелу из своего лука и попал Соловью-разбойнику прямо в глаз. И свалился тот на землю.

Русский силач, прицепив его к конской упряжке с правой стороны, и поехал к гнезду соловья. В соловьином гнезде ждали соловья его три дочери. Старшая выглянула в окно и сказала, что приближается их отец и везет с собой человека. И средняя сказала то же, выглянув в окошко. А когда в окно выглянула самая меньшая, то сказала, что, то человек везет на коне их отца с выбитым правым глазом. Вышли зятья сражаться с Ильей Муромцем в чистом поле, но Соловей-разбойник приказал им бросить оружие на землю и пригласить богатыря к себе в гнездо, А дома накормить и напоить, и одарить. Но Илья Муромец в гости идти не захотел, а поехал в город Киев.

А в Киеве в это время князь Владимир, помолившись в церкви, готовился к обеду в большой гостевой комнате.

Остановил Илья во дворе своего коня и вошел в комнату из белого камня. Перекрестился, князю Владимиру и его родственникам поклонился. И начал князь расспрашивать молодца откуда он и как его зовут, и кто родители его. И ответил Илья, что с утра еще в церкви был в городе Муроме, а к обеду планировал быть уже в Киеве. Ехал кратчайшим путем, мимо речки Смородины, около кривой березы и креста Левонидов.

Не поверил ему князь, сказал что, тот врет ему и в глаза смеется. Что возле Черниговского моста стоят вражеское войско, там птица не пролетит, и зверь не пробежит, и конем не проехать. А дальше по прямой дороге на Киев сидит на дереве Соловей-разбойник.

Рассказал тогда Илья князю о своих победах, и тот поспешил к Соловью-разбойнику, увидев его, приказал ему князь засвистеть. Но того уже покормил Илья Муромец, и злодей сказал, что, кто кормит, тот и приказывает. Тогда Илья Муромец приказал ему князя потешить. Тот попросил полтора ведра вина для того, чтобы исцелились свои раны. Вино принесли, Соловей-разбойник его выпил и засвистел по-соловьиному, и зарычал по-звериному. От его свиста крыши теремов наклонились, часть людей упали мертвыми, а князь испугался и соболиной шубой укрылся.

Выехал Илья Муромец конем в чистое поле и вывез с собой Соловья-разбойника. Отрубил ему голову, приказывая, что, не издеваться ему больше над простыми людьми. И стали все после этого считать Илью Муромца первым богатырем в русским.

Добрыня Никитич – второй по значению богатырь былин киевского цикла. В былине «Добрыня и Змей» он совершает ратный подвиг – одерживает победу над Змеем, который много горя принес на Русскую землю. Рекомендуем прочитать краткое содержание «Добрыня и Змей» для читательского дневника и подготовки к уроку литературы. Сюжет былины вышел из древнейшего сказочного фольклора.

Популярные сегодня пересказы

  • Краткое содержание поэмы Во весь голос Маяковского
    Замысел поэмы «Во весь голос» зародился у В. Маяковского ещё в 1927 г. В 1928-м он приступил к работе. Вступительная часть поэмы была опубликована в 1929 г. Таким образом, «Во весь голос» — это последняя поэма великого писателя
  • Парфюмер. История одного убийцы — краткое содержание романа Зюскинда
    События произведения разворачиваются во Франции в восемнадцатом веке. Главным героем романа является Жан Батист Гренуэй, рожденный
  • Краткое содержание романа Грозовой перевал Бронте
    Устав от городской суеты Локвуд на время переезжает в сельскую местность и арендует дом: Мыс Скворцов. Заселившись он отправляется в гости к хозяину дома, сквайру Хитклифу, который живёт в соседней усадьбе — Грозовой Перевал
  • Пурпурное платье — краткое содержание рассказа О. Генри
    Американский писатель О. Генри (настоящее имя Сидней Уильям Портер) известен в мировой литературе как мастер коротких рассказов. Рассказы О. Генри наполнены симпатии и сочувствия к героям, простым

«Чтение былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Цель: Познакомить детей с былиной, с ее необычным складом речи, с образом былинного богатыря Ильи Муромца.

Задачи:

— Продолжать знакомить детей с богатством русского народного

творчества через былины, игры;

— Формировать представление о героическом прошлом русского народа

Древней Руси, великих русских богатырях;

— Формировать навыки диалогической речи, умение отвечать на вопросы

полными распространенными предложениями;

— Сформировать представление о Богатыре;

— Оживить представление о былине, о былинных героях – Илье

Муромце, Алёше Поповиче, Добрыне Никитиче;

— Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение

к русским воинам, желание им подражать;

— Воспитывать у детей уважение и любовь к истокам своей Родины;

— Развивать умение внимательно слушать чтение взрослого.

Предварительная работа:

Работа по подбору иллюстративного материала по теме «Былинные

богатыри – защитники земли Русской»

Рассматривание репродукций картин В. М. Васнецова «Богатыри», И.Я.

Слушание фрагментов звучания праздничных колоколов; песни А.

Пахмутовой «Богатырская сила»

Чтение русских былин и сказок «Как Илья Муромец богатырем стал»,

«Илья Муромец и Соловей – Разбойник» и др

Книжная выставка

Рассматривание альбома «Былинные богатыри»

Дидактические игры «Собери богатыря в дорогу»

Презентация — викторина «Богатыри земли русской»

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге

русских богатырей

Рисунки детей

Активизация словаря:

— Обогатить словарь детей именами существительными: богатырь,

былина, кольчуга, щит, меч, шлем.

Материал: текст былины «Илья и Соловей-разбойник» (пересказ А.Н.

Нечаева), портретные иллюстрации богатырей Древней Руси и нечистой

силы: Соловья – разбойника, Змея-Горыныча, книги со сказками и былинами

о богатырях, военные атрибуты (кольчуга, шлем, булава, меч, лук, стрелы);

звукозапись А. Пахмутовой «Богатырская наша сила», карточки с

изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, оружия богатырей (меч,

булава, кистень, щит), карточки с изображением с предметов современной

одежды.

                                                               Ход

— Здравствуйте ребята!

— Ребята, я очень рада видеть всех вас здоровыми, веселыми и в хорошем

настроении! Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось

до самого вечера.

— Ребята, вы обратили внимание, как мы с вами поздоровались? Сказали

не «Здравствуйте!», а совсем другие слова? (ответы детей)

— И это не случайно ребята, вы убедитесь, совершив со мной небольшое

путешествие в прошлое истории нашего народа. Хотите со мной

попутешествовать? (ответы детей)

— Ребята, скажите, как называется наша страна, в которой мы с вами

живём и по обычаю которой мы поздоровались друг с другом? (ответы детей)

— Да. Россия – это наша с вами Родина. Это место, где мы родились.

Родина – это значит родная.

— Ребята, давным-давно наша страна называлась не Россия, а Русь.

Давайте все вместе повторим «Русь».

— Молодцы!

— Кто-нибудь из вас знает, что это такое? (ответы детей)

— Да. Это карта России. А вот это карта Древней Руси. Посмотрите

ребята, похожи эти две карты? (ответы детей)

— Да. Они похожи. Потому что это одна и та же наша страна Россия –

Русь.

— Ребята, в давние-давние времена большую опасность для наших

русских земель представляли набеги врагов, они ходили на Русь, разоряли

сёла и деревни, увозили с собой награбленные богатства.

— Скажите мне, кто такие враги? (ответы детей)

— Но русский народ свою землю в обиду не давал. Кто же защищал

землю русскую?

— Посмотрите, ребята, кто же защищал нашу землю русскую?

На экране появляется картинка с богатырями.

— Кто-нибудь вспомнил?

— Да, ребята, это богатыри! Нашу землю от врагов защищали богатыри.

— Молодцы!

— А давайте ещё вспомним, с какими богатырями вы знакомы?

На экране появляется герои мультфильма про богатырей.

— Это Добрыня …… Никитич, это Алеша ….. Попович, а это Илья …….

Муромец. Все вспомнили? (ответы детей)

— Молодцы!

— Сегодня я познакомлю вас с былиной «Илья Муромец и Соловейразбойник»

— Ребята, что же такое былина? Все повторим за мной «Былина»

— Молодцы! Ребята, слово «былина» происходит от слова «было»,

«быль». (Повторяем…..)

— Былина – это и сказка и быль одновременно. И если в сказке все герои

выдуманные, то в былине встречаются герои, которые жили на самом деле.

Значит Алеша Попович, Добрыня Никитич и Илья Муромец жили на самом

деле, да, ребята! (ответы детей)

— Хотите услышать былину про Илья Муромца? (ответы детей)

— Тогда все поудобней садимся на ковёр и слушаем. Я начинаю читать.

— Ребята, интересная былина? (ответы детей)

— Да. Я прочитала вам былину про Илья Муромца и Соловья-разбойника.

— Ребята, а сейчас давайте представим, что мы с вами сильные, храбрые

и отважные богатыри. Все встали вокруг меня и повторяем за мной «Мы

храбрые богатыри!»

Физкультминутка  «Богатыри»

Дружно встанем раз-два-три (Дети шагают на месте)

Мы теперь богатыри! (Руки согнуты в локтях, показывают силу)

Мы ладонь к глазам приставим (Руку правую подносят козырьком к

глазам)

Ноги крепкие расставим (Ноги в стороны)

Поворачиваясь вправо — оглядимся величаво (Поворот вправо)

И налево надо тоже поглядеть (Руку левую подносят козырьком к

глазам, поворот налево)

Наклонились влево – вправо (Руки на поясе, наклон влево-вправо)

Получается на славу! (Руки вверх)

(2 раза)

— Молодцы!

— Ребята, посмотрите, как русский художник В.Васнецов изобразил их на

своей картине «Богатыри». Посмотрите, какие были богатыри в Древней

Руси. Сильные, отважные.

Интерактивная  игра «Собери богатыря в дорогу»

Предлагается выбрать. одежду богатыря среди  других видов одежды — богатыря в дальнюю дорогу. Давайте глядя на картинку вспомним, что же

нужно нашему богатырю?

— Ребята, правильно выбранные вещи отметьте.

— Скажите мне, что вы выбрали? (ответы детей)

— Молодцы, ребята! Богатырю нужен богатырский конь, кольчуга, шлем,

меч, лук и стрелы.

Рефлексия

— Ребята, какое путешествие мы сегодня совершили?

— В прошлое.

— С кем мы познакомились? С русским богатырем Ильей Муромцем.

— Из какого произведения мы узнали об Илье Муромце?- Из былины.

— Как называли древнерусского сказителя, рассказывающего истории о богатырях -Баян

Понравилось вам наше путешествие?

— Дети, вы знаете какой праздник, приближается? (ответы детей)

— Правильно, это праздник называется «День защитника Отечества». А

кто защищал Русь от врагов? (ответы детей)

— Конечно же, богатыри! Это люди, которые защищали Родину от

врагов.

— Сейчас на смену богатырям пришли солдаты и армия.

— Мы сегодня с вами познакомились с сильным и славным богатырём

Илья Муромец. А чтобы стать таким сильным, как Илья Муромец, что нужно

делать? (ответы детей)

— Нужно хорошо кушать, заниматься спортом и самое важное быть

добрым, ведь недаром в былинах говориться «Добро побеждает зло». Мы с

вами будем это помнить.  Наше с вами путешествие закончилось.

Тест по теме: «Былина
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1. От какого слова
произошло название «былина»?

А) Быль.  
     Б) Былинить.        В) Былюшка.

2. Дайте точное
определение былины:

1.       произведение
устного народного творчества фантастического или бытового характера;

2.       произведение
фольклора, в котором сочетается реальное и фантастическое;

3.       произведение
устной поэзии о богатырях и исторических событиях в Древней Руси.

3. Как исполнялись
былины?

А) Их сказывали. Б)
Их рассказывали. В) Их пели.

4. Кому Илья
Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!»?

А) князю Владимиру
     Б)соловью-разбойнику          В) своему коню    
          Г) дочерям соловья

5. Кем быть
предлагали Илье в Черниговграде мужички?

А) Боярином  
       Б) воеводою         В) князем      
      Г) царем

6. От чего «все
травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к
земле все преклонялися»?

А) от воя диких
зверей        Б) от ветра         В) от соловьиного свиста;
   Г) от покрика богатырского

7. Кто помог Илье
Муромцу одолеть «силушку великую»?

А) Конь.  
 Б) Никто.     В) Соловей Разбойник.

8. Чьим сыном был
Соловей Разбойник?

А) Оразмурадов сын.
            Б) Одихмантьев сын.              В)
Рахматов сын.

9. К кому повез
Соловья Илья Муромец?

1к жене и детям       
2к отцу-матери           3к мужичкам Черниговским                4к Киевскому
князю

10. Чем заканчивается
былина?

А)  Илья Муромец
возвращается в  Муром   Б) Владимир-князь одаривает Илью Муромца      Б)
Илья Муромец   прощает Соловья           
      Г) Илья Муромец убивает Соловья       
         

11. Его добрый конь
да богатырский
С горы на гору стал перескакивать,
С холмы на холмы стал перамахивать,
Мелки реченьки, озерка промеж ног пускал.
Подъезжает он ко речке ко Смородине,
Да ко тоей он ко Грязи он ко Черноей,
Да ко тою ко березе ко покляпыя,
К тому славному кресту ко Леванидову.

Тест по теме: «Былина
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1. От какого слова
произошло название «былина»?

А) Быль.  
     Б) Былинить.        В) Былюшка.

2. Дайте точное
определение былины:

4.       произведение
устного народного творчества фантастического или бытового характера;

5.       произведение
фольклора, в котором сочетается реальное и фантастическое;

6.       произведение
устной поэзии о богатырях и исторических событиях в Древней Руси.

3. Как исполнялись
былины?

А) Их сказывали. Б)
Их рассказывали. В) Их пели.

4. Кому Илья
Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!»?

А) князю Владимиру
     Б)соловью-разбойнику         В) своему коню    
          Г) дочерям соловья

5. Кем быть
предлагали Илье в Черниговграде мужички?

А) Боярином  
       Б) воеводою        В) князем      
      Г) царем

6. От чего «все
травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к
земле все преклонялися»?

А) от воя диких
зверей        Б) от ветра        В) от соловьиного свиста;
   Г) от покрика богатырского

7. Кто помог Илье
Муромцу одолеть «силушку великую»?

А) Конь.  
 Б) Никто.     В) Соловей Разбойник.

8. Чьим сыном был
Соловей Разбойник?

А) Оразмурадов сын.
            Б) Одихмантьев сын.              В)
Рахматов сын.

9. К кому повез
Соловья Илья Муромец?

1к жене и детям      
2к отцу-матери         3 к мужичкам Черниговским            4к Киевскому князю

10. Чем заканчивается
былина?

А)  Илья Муромец
возвращается в  Муром Б) Владимир-князь одаривает Илью Муромца        Б) Илья
Муромец   прощает Соловья           Г) Илья
Муромец убивает Соловья               
 

11. Засвистал как
Соловей тут по-соловьему,
Закричал Разбойник по-звериному —
Маковки на теремах покривились,
А околенки во теремах рассыпались.
От него, от посвиста соловьего,
А что есть-то людушек — так все мертвы лежат,
А Владимир-князь-от стольно-киевский
Куньей шубонькой он укрывается.

Тест по теме: «Былина
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1. От какого слова
произошло название «былина»?

А) Быль.  
     Б) Былинить.        В) Былюшка.

2. Дайте точное
определение былины:

7.       произведение
устного народного творчества фантастического или бытового характера;

8.       произведение
фольклора, в котором сочетается реальное и фантастическое;

9.       произведение
устной поэзии о богатырях и исторических событиях в Древней Руси.

3. Как исполнялись
былины?

А) Их сказывали. Б)
Их рассказывали. В) Их пели.

4. Кому Илья
Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!»?

А) князю Владимиру
     Б)соловью-разбойнику

В) своему коню  
            Г) дочерям соловья

5. Кем быть
предлагали Илье в Черниговграде мужички?

А) Боярином  
       Б) воеводою

В) князем  
          Г) царем

6. От чего «все
травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к
земле все преклонялися»?

А) от воя диких зверей
       Б) от ветра

В) от соловьиного
свиста;    Г) от покрика богатырского

7. Кто помог Илье
Муромцу одолеть «силушку великую»?

А) Конь.  
 Б) Никто.     В) Соловей Разбойник.

8. Чьим сыном был
Соловей Разбойник?

А) Оразмурадов сын.
            Б) Одихмантьев сын.              В)
Рахматов сын.

9. К кому повез
Соловья Илья Муромец?

1к жене и детям       
2к отцу-матери                3к мужичкам Черниговским                  4к
Киевскому князю

10. Чем заканчивается
былина?

А)  Илья Муромец
возвращается в  Муром       Б) Владимир-князь одаривает Илью
Муромца

Б) Илья Муромец
  прощает Соловья               
 Г) Илья Муромец убивает Соловья           
     

11. А й тут старыя
казак да Илья Муромец
Да берет-то он свой тугой лук разрывчатый,
Во свои берет во белы он во ручушки.
Он тетивочку шелковеньку натягивал,
А он стрелочку каленую накладывал,
Он стрелил в того-то Соловья Разбойника,
Ему выбил право око со косицею,..

Тест по теме: «Былина
«Илья Муромец и Соловей Разбойник»

1. От какого слова
произошло название «былина»?

А) Быль.  
     Б) Былинить.        В) Былюшка.

2. Дайте точное
определение былины:

  1. произведение
    устного народного творчества фантастического или бытового характера;

2.       произведение
фольклора, в котором сочетается реальное и фантастическое;

3.       произведение
устной поэзии о богатырях и исторических событиях в Древней Руси.

3. Как исполнялись
былины?

А) Их сказывали. Б)
Их рассказывали. В) Их пели.

4. Кому Илья
Муромец говорил таковы слова: «Ах ты, волчья сыть, травяной мешок!»?

А) князю Владимиру
     Б)соловью-разбойнику

В) своему коню  
            Г) дочерям соловья

5. Кем быть
предлагали Илье в Черниговграде мужички?

А) Боярином  
       Б) воеводою

В) князем  
          Г) царем

6. От чего «все
травушки-муравы заплеталися, а лазоревы цветочки осыпалися, темны лесушки к
земле все преклонялися»?

А) от воя диких
зверей        Б) от ветра

В) от соловьиного
свиста;    Г) от покрика богатырского

7. Кто помог Илье
Муромцу одолеть «силушку великую»?

А) Конь.  
 Б) Никто.     В) Соловей Разбойник.

8. Чьим сыном был
Соловей Разбойник?

А) Оразмурадов сын.
            Б) Одихмантьев сын.              В)
Рахматов сын.

9. К кому повез
Соловья Илья Муромец?

1к жене и детям       
2к отцу-матери                3к мужичкам Черниговским                  4к
Киевскому князю

10. Чем заканчивается
былина?

А)  Илья Муромец
возвращается в  Муром       Б) Владимир-князь одаривает Илью
Муромца

Б) Илья Муромец
  прощает Соловья               
 Г) Илья Муромец убивает Соловья           
     

11

Муниципальное бюджетное общеоб$разовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа № 84 городского округа Тольятти

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе.

(«Литературное чтение. 4 класс.» часть 1. УМК «Перспективная начальная школа». Автор-Малаховская О.В.)

Учитель МБУ СОШ $№84 г.о. Тольятти: Ядогальвис Ольга Викторовна.

Класс: 4 «Г»

Тема урока: Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник»

Тип урока – ознакомление с новым материалом.

На уроке использованы современные образовательные технологии: методика моделирования, индивидуальная работа с детьми, информационные технологии, групповая форма работы.

Цель урока:

  • обучать работе с произведением, формировать навыки полноценного восприятия и анализа произведения;

  • учи$ть составлять план произведения при помощи моделирования.

Задачи:

  • Образовательные:

— Познакомить школьников с былиной «Илья Муромец и Соловей-разбойник».

— Выделить важнейшие признаки былины, доступные для восприятия младших школьников; вызвать желание читать былины.

  • Воспитательные:

— Показать связь содержания былин с русской историей. Использовать во$зможности былин для воспитания чувства патриотизма.

— Показать отражение «богатырской» темы в живописи и музыке.

  • Развивающие:

— Продолжить развитие общего и литературного образования детей через чтение былин.

$

— Продолжить развитие логического мышления, навыков анализа и синтеза обучающихся через выявление сходства и отличия былин и сказок.

— Продолжить развитие культуры речи.

— Продолжить воспитание сотрудничества.

Основное содержание темы, термины и понятия:

— работа с понятиями «былина», «повторы», «преувеличение», «сказитель-былинщик»;

— чтение былин и анализ содержания; характеристика героев,

— определение авторского отношения к изображаемому;

— работа с разными источниками текстовой информации;

— работа с картинами художников;

— слушание музыки.

Планируемые результаты:

Личностные:

-проявление творчес$кого отношения к процессу обучения;

-осознание школьниками меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев.

Метапредметные:

Познавательные:

Умение:

— перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-находить сходство и различие между бы$линой и сказкой;

— находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

— давать оценку своим действиям, оце$нивать результат;

Регулятивные:

Умение:

-работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;

Ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно;

-составлять совместно с учителем план действий;

— контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца.

Коммуникативн$ые:

Умение:

-оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание;

— сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Умение:

-правильно, осознанно, выразительно читать былины;

-применять в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»;

-выделять признаки$ былины, сравнивать ее со сказкой.

Организация образовательного пространства:

Оборудование

Опорный лист.

Межпредметные связи:

Музыка, изобразительное искусство.

http://www.ip$kps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzva/muz/m2.doc

Ресурсы:

  • выход в Интернет;

  • ресурсы сайта «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»:

Читают слова на слайде

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

$Актуализация знаний. Целеполагание

Задание 1. Форма работы: фронтальная.

Учитель. Произведения устного народного творчества вы читали в 1-3 классах. Давайте проверим ваши знания. Объясните каждое слово в названии темы. Почему «устное»?

Учитель. Почему «народное»?

Учитель. Почему «творчество»?

Учитель. Какие произведения устного народного творчества вы знает$е?

Форма работы: индивидуальная.

Учитель. На опорном листе записаны называния народных произведений. Продолжите список теми произведениями, которые вам известны, но не записаны.

Учитель. На уроках во 2 и 3 классах вы познакомились с отрывками из «Сказки про Илью Муромца» Вспомните, кто он такой?

Учитель. Илья Муромец является героем многих былин. Прочитайте названия некоторых из этих былин на опор$ном листе.

Учитель. Почему Илья Муромец стал героем многих былин?

Учитель. Знаете ли вы, что местом рождения Ильи Муромца называют село Карачарово под городом Муромом во Владимирской облас$ти? Прошло почти 500 лет, как появились первые упоминания о герое, но память о нем живет и сегодня. Гробница с мощами богатыря находится в Киево-Печерском монастыре.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Iliya_Muromets_Kiev.jpg

На берегу реки Оки стоит памятник Илье Муромцу.

http://www.murom-hotel.ru/upload/iblock/98e/98ec20fc843420f9fc102d23729538ae.jpg

В краеведческом музея города Мурома лежит гигантских размеров дубовый пень, на котором написано: «По преданию Илья Муромец такие дубы с корнем вырывал, да в Оку их кидал и изменил русло рек$и».

http://www.murom.ru/dpic/imgb.jpg

Определение темы урока и плана работы.

Прочитайте на$звание былины в учебнике .

Самые важные вопросы урока напечатаны на листе. Будем учиться отвечать на них. Познакомьтесь с планом нашего рассуждения.

Посмотрите на иллюстрацию в учебнике. Предположите, кто из них Соловей-разбойник, а кто Илья Муромец?

$

Проверим наше предположение.

О. Передавали тексты сказок, былин и др. произведений из уст в уста, письменности не было.

О. Автором был не один человек, а народ.

О. Люди придумывали, творили, сочиняли

О. Перечисляются произведения.

Опорный лист:

Загадки, скороговор$ки, пословицы, потешки, небылицы…

Обучающиеся дописывают слова: сказки, поговорки, былины

О. Русский богатырь.

Опорный лист:

«Исцеление Ильи Муромца»

«Илья Муромец и Калин-царь»

«Илья Муромец и Идолище»

«Илья Муромец и дочь его»

«Илья Муромец в ссоре с Владимиром»

«Илья Муромец и татарчонок»

«Илья Муромец с Добрыней на Соколе-корабле»

О. Народ его любил за силу, справедливость, борьбу с$ врагами. Он совершал подвиги ради народа, Родины, охранял труд мирных людей.

О.«Илья Муромец и Соловей-разбойник»

План

1. Кто является главным героем былины?

2. Как народ изображает Илью Муромца?

3. Мог ли проявить трусость былинный герой?

3. Какая связь существует между былинами и историческими событиям$и? Какие средства языка помогают передать образ богатыря?

4. Что означает слово «былина»?

5. Чем былины интересны для современного читателя?

О. Ответы детей

$

Личностные:

Проявление интереса к жанру былин.

Регулятивные:

Умение учиться работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке.

Познавательные:

Умение учиться перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

Умение учиться оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения.

II Изучение нового$

Задание 1: Слушание

Учитель. Текст былины записан со слов сказителя – человека, который рассказывал былины, – более ста лет тому назад. Для нас их сберегли собиратели былин. Они ездили по городам и сёлам и записывали былины от простых крестьян-сказителей.

В старину былины назвались песнями. Их действительно «пели», распевно читали под гусли.

Послуша$йте, как звучали гусли.

А сейчас послушайте былину.

Чтение сопровождается комментариями, историческими справками.

Анал$из текста былины в форме ответов на вопросы для проверки первичного восприятия былины.

Форма работы: фронтальная

.Учитель. Как встретились Илья Муромец и Соловей-разбойник? Что случилось с природой от соловьиного посвиста?

Учитель. Чем закончилась эта встреча?

Учитель. Почему ослушался Илья Муромец жителей Чернигова?

Учитель. Как называется приём преувеличения силы богатыря? (гипербола)

Учитель. Как в былине показано превосходство Ильи Муромца над дружинниками князя Владимира?

Задание 2. Чтение былины учащимися с комментированием

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель$. Что подумал Илья, увидев Соловья-разбойника?

Когда произошла встреча Ильи с Соловьём-разбойником? Сразу как он уехал служить$ Владимиру, после помощи мужичкам Черниговским?

Учитель. Какой же он, былинный герой?

Как он побеждает врага? Сам или с помощью волшебных предметов и помощников?

Словарная работа по ходу чтения:

а) прочитать сноску.

Учитель. Чью$ точку зрения, чьи мысли отражает былина?

Учитель. Что обозначает слово «былина»?

Действительно, Русь боролась с многочисленными врагами. Русский народ показывал на поле брани чудеса храбрости. В былинах встречаются исторически точные описания одежды, обуви. На дне Ильмень-озера нашли такой сапожок, какой точно был описан в былине про Микулу Селяниновича. Кроме того, в былинах упоминаются точные названия русских городов.

Учитель. Давайте вместе дадим определение былине.

Физкультминутка «Тренажёр для глаз»

Задание 3.

Подчеркните в тексте преувеличения (гиперболы) – то, чего в жизни не может быть. Объясните, с какой целью они используются.

$

Задание 4.

Найдите повторяющиеся эпизоды и скажите, с какой целью они используются.

Задание 5.

Рассмотрите $репродукцию картины В.М. Васнецова «Три богатыря».

Дети слушают аудиозапись.

http://www.sunhome.ru/audio/venok_bilin.htm

Дети слушают

Профессиональное чтение былины на ресурсе

http://muzofon.com/search/ил$ья%20муромец%20и%20

О. Ответы детей

О. Высказывают свою точку зрения.

О. Оказывается, не мог проявить трусость удалой былинный герой.

Чтение 1 части – От начала до слов «Рассердился тут старый казак…»

Словарная работа по ходу чтения:

зычным голосом – звонким громким голосом ;

заутреня (значение слова)

О. В былине есть слова, указывающие на то, что Илья успел состариться: «старый казак», «Не ко мне ли старому да подбираешься?»

$

Чтение 2 части до слов «И поехал он да по святым горам…»

Чтение 3 части.

Чтение 4 ч$асти до конца.

Словарная работа: орда – вражеское войско

Попробуем мы силу богатырскую – поборемся, будем сражаться.

Что значит побрататься?

О. Быть как братья, заключить братский союз, стать побратимами.

О. Народную.

О. Былина – это быль, рассказ о том, что было на самом деле, т.$е. правдивое повествование.

Итак, былины – это героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли-богатырей.

Форма работы: в парах

О. Гиперболы делают более заметными и яркими подвиги, силу, мужество героя.

Форма работы: в парах

О. Троекратные повторы в тексте делают речь более выразительной.

Форма работы: в парах$

Вопросы на карточке:

— Назовите известных по былинам героев, изображенных на картине.

— Кто из богатырей больше всего привлекает наше внимание?

— Почему?

— Что общего в изображении Ильи Муромца в былине и на картине?

Дети рассматривают слайд с репродукцией картины М.Врубеля

Слушание симфонии.

О. Высказывают свою точку зрения.

$

Личностные:

Проявление интереса к жанру былины и к былинному герою.

Регулятивные:

$ Умение действовать по плану, давать оценку своим действиям, оценивать результат.

Коммуникативные:

Умение сотрудничать, договариваться с другими о последовательности действий и результате, представлять другим ход своей работы и ее результат, слушать мнения других.

Предметные:

Усвоение литературного понятия «былина».

Умение определять характерные признаки былины.

Умение сравнивать былину со сказкой, находить черты сходства и отличия.

Умение выразительно читать былину.

$

III Закрепление

Диагностика качества освоения темы.

Задание 1.

Восстановите план текста былины, расположив события в нужной последовательности.

Самопроверка по эталону

Задание 2. Форма работы: фронтальная

Посмотрите отрывок фильма «Соловей-разбойник»

События, показанные здесь происхо$дили раньше или позже тех, что описаны в былине Илья Муромец и Соловей-разбойник?

Форма работы: индивид$уальная.

Опорный лист:

1. Побраталися да два богатыря

2. Тяжело ходить коню богатырскому

3. Встреча Ильи Муромца с Соловьём-разбойником.

4. Положил Илью да он к себе в карман

$

Личностные:

Осознание значимости изучаемой темы для себя.

Регулятивные:

Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

Познавательные:

Умение перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.

Коммуникативные:

Умение слушать других, формулировать свои мысли вслух

Предметные:

Знание содержания былины, ее идеи; умение использовать знания

Итог урока.

Рефлексивная деятельность

$

$

Домашнее задание:

Почему современному читателю нужно знать и читать былины?

Как вы считаете, как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

Научиться читать былину с выражением нараспев.

Каждый «по кругу» высказывается одним предложением, выбирая начало фразы с «рефлексивного экрана»:

Сегодня я узнал…

Было интересно…

Было трудно…

Я выполнял задания…

$Я понял, что…

Теперь я могу…

Я почувствовал, что…

Я приобрел…

Я научился…

У меня получилось …

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Самоанализ и самооценка ученика:

$

  • Слушать сказку про золушку аудио без рекламы
  • Слушать сказку про капитана врунгеля
  • Слушать сказку про емелю дурака
  • Слушать сказку про ежика сережика
  • Слушать сказку про емелю по щучьему велению