Слушать сказку про буратино советскую

Народный артист россии ушел из жизни 28 ноября. ему было 72 года.композитор, музыкант и певец александр градский оставил большой след

Народный артист России ушел из жизни 28 ноября. Ему было 72 года.

Композитор, музыкант и певец Александр Градский оставил большой след в культуре России. Фильмы, к которым он написал музыку, входят в золотой фонд отечественного кино. Песни, которые принесли ему славу в 1970-х, — «Песня о корабле» из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Как молоды мы были» из фильма «Моя любовь на третьем курсе» — и сегодня знакомы каждому. Основные этапы биографии артиста — от первой рок-группы, которую Александр Борисович создал еще подростком, до открытия собственного театра «Градский Холл» — в материале mos.ru.

Начало: «Славяне», «Скоморохи», «Веселые ребята»

Александр Градский родился в 1949 году в городе Копейске Челябинской области в семье инженера-механика Бориса Фрадкина и актрисы Тамары Градской, руководительницы самодеятельного театра. Как рассказывал Александр Борисович, его маму, выпускницу ГИТИСа, приглашали на работу во МХАТ, но та отказалась и уехала с мужем на Урал — туда его распределили после института. В 1957-м семья вернулась в Москву. Отец работал на заводе, а мать руководила театральными кружками, позже работала в журнале «Театральная жизнь».

Тамара Павловна умерла, когда сыну было 14 лет. Тогда же он взял ее фамилию — в память о любимой маме. От матери же Александр Градский унаследовал и любовь к музыке. По настоянию родителей с 1958 по 1965 год он с удовольствием учился в музыкальной школе по классу скрипки. Позже пришло увлечение джазом, блюзом, рок-н-роллом — среди кумиров юного Градского были Элвис Пресли, Литл Ричард, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Фрэнк Синатра. Слушать их записи он мог благодаря дяде по материнской линии — брат Тамары Градской работал в ансамбле народного танца СССР Игоря Моисеева, который часто гастролировал по миру. Любил Александр Борисович и советскую эстраду (Марк Бернес, Лидия Русланова), и оперных исполнителей (Энрико Карузо, Федор Шаляпин).

В 1965 году Градский основал свою первую группу — «Славяне». Коллектив, состоящий из пятерых юных музыкантов, стал одной из первых известных московских рок-групп и просуществовал два года, не оставив никаких аудиозаписей. Несмотря на название, репертуар «Славян» состоял почти полностью из песен англоязычных старших коллег — The Beatles и The Rolling Stones (такая практика была обычной для большинства тогдашних рок-групп). К русскому языку Градский обратился в своем следующем коллективе, группе «Скоморохи» (1966).

Кадр из телепередачи «Как молоды мы были. Авторский вечер А. Пахмутовой». 1988 год

«Скоморохи» исполняли и кавер-версии чужих песен, но упор делался на оригинальные, свои — их сочиняли все члены коллектива. Клавишник Александр Буйнов, будущий участник ВИА «Веселые ребята», например, написал с успехом исполнявшиеся песни «Аленушка» и «Трава-мурава». «Скоморохи» просуществовали до 1979 года, иногда прекращая деятельность, иногда вновь воссоединяясь. Во время одного из таких распадов группы Градский уходил в ВИА «Веселые ребята» (1970‒1971), где впервые начал выступать не только как гитарист, но и как певец.

Параллельно со «Скоморохами» в 1960-х Градский создал еще одну группу ― «Лос Панчос», одно время играл на соло-гитаре в известном ВИА «Электрон». Среди групп, с которыми он сотрудничал в то время, — «Скифы» и музыкальный коллектив польских студентов МГУ «Тараканы».

В 1969 году Александр Градский поступил на факультет академического пения института имени Гнесиных. В 1974 году, когда он заканчивал учебу, его имя знали уже не только любители рок-музыки.

Кино: «Романс о влюбленных», «С любимыми не расставайтесь», «Гений»

В начале 1970-х Андрей Михалков-Кончаловский приступил к работе над фильмом «Романс о влюбленных». Задача перед режиссером стояла сложная: он решил снять картину, в которой вместе с событиями жизни юных героев (Евгения Киндинова и Елены Кореневой) менялось бы все — и атмосфера, и жанр. Волшебная первая часть, в которой, кажется, ни на минуту не смолкает музыка и все изъясняются пением и белыми стихами, заканчивается страшным разочарованием героя — чудом выжив после страшной аварии во время армейской службы, он возвращается домой и узнает, что его невеста вышла замуж за другого. В кадре появляется кинокамера, осветительные приборы, до этого невидимые участники съемок, и начинается вторая часть ― реалистическая, черно-белая, без песен, любви и радости. И лишь в самом конце в кадр вдруг врывается цвет и звучит музыка — как знак надежды.

Изначально предполагалось, что музыку для фильма напишет композитор Мурад Кажлаев, но тот отказался. Тогда режиссеру рассказали о молодом музыканте Градском. Кончаловский, послушав записи его песен, немедленно сделал предложение. Это был беспрецедентный для СССР случай: 23-летний музыкант, студент, не состоящий в Союзе композиторов, получает заказ на двухсерийный художественный фильм. Градский написал всю музыку, а часть песен, среди которых «Любовь», «Песня о дружбе», «Песня о птицах», «Песня о матери», «Смерть героя», исполнил один или в дуэтах с Зоей Харабадзе и Иннокентием Смоктуновским.

Кадр из фильма «Романс о влюбленных». Режиссер А. Кончаловский. 1974 год

Фильм показали на экранах в 1974-м, в том же году музыка из «Романса о влюбленных» вышла отдельной пластинкой. Вскоре после Александр Градский поступил в Московскую консерваторию, где изучал композицию у Тихона Хренникова.

В 1976 году Градский исполнил песню Александры Пахмутовой и Виктора Добронравова «Как молоды мы были» для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Песню позже исполняли Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Дмитрий Хворостовский и другие артисты, однако она всегда оставалась визитной карточкой именно Александра Борисовича.

Еще одну важную в его биографии песню можно услышать в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». «Песня о корабле» звучит в самом начале фильма. Позже режиссер вспоминал о ней так: «Особенно люблю “Песню о корабле”, замечательно спетую Александром Градским, — в то время она была для меня просто откровением» (цитируется по книге Александра Липского «Никита Михалков»).

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссер Н. Михалков. 1974 год

Также среди фильмов, в которых звучат песни в исполнении Александра Градского, — «О спорт, ты — мир!» (песня «Нам не жить друг без друга», 1981), «С любимыми не расставайтесь» (песня «Прощай», 1979), «Концерт для двух скрипок» (1975).

Градский написал музыку более чем к 10 художественным фильмам, для некоторых он сам исполнил песни. Среди них — многосерийный фильм «Узник замка Иф» («Песня о надежде», «Песня о свободе», «Монте-Кристо» и другие, 1988), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Поговорим, брат…» (1978), «В августе 44-го» (2000).

Мультипликационные фильмы, к которым написал музыку Александр Борисович, знает не одно поколение. Это «Принцесса и Людоед» (1977), «Легенда о старом маяке» (1977), фантастический «Перевал» (1988) по повести Кира Булычева «Поселок», сюрреалистические «Стереотипы» (1989) — первый совместный советско-американский мультфильм, в котором высмеиваются стереотипы о русских и американцах.

Александр Градский сыграл в нескольких художественных фильмах. В двух из них — детском фильме «Камертон» о проблемах воспитания подростков (1979) и детективе «Гений» (1991) — он играет самого себя.

Кадр из фильма «Камертон». Режиссер В. Новак. 1979 год

В 1991 году Александр Градский основал свой собственный театр, который сегодня располагается в здании бывшего кинотеатра «Буревестник» в Замоскворечье. Здание, построенное по проекту Ивана Жолтовского в 1957 году, было отреставрировано в 2014-м. Театр открылся осенью 2015 года. Здесь проходят концерты, музыкальные и творческие вечера.

Награды

Звание заслуженного деятеля искусств России Александр Градский получил в 1997 году. Народным артистом России он стал двумя годами позднее. Градский является лауреатом Государственной премии России. Ее артисту присудили за концертную программу «Три часа живой музыки».

В 2019 году Александр Градский стал лауреатом премии Владимира Высоцкого «Своя колея». Ее вручают людям, которым, возможно, Высоцкий захотел бы посвятить песню, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии.

Новый год и все, что с ним связано, это хорошо, наверное. Во всяком случае, так считается уже много веков. И не нам это отменять. Да и зачем?

Однако бывают люди, которых можно назвать то ли жертвами, то ли инвалидами этих неизбежных календарных событий и обстоятельств.

И таких людей немало.

Вот, например, знакомая музыкантша, просидевшая много лет в оркестровой яме Большого театра, призналась однажды, что уже с наступлением осени она начинает с ужасом и тоской ждать новогодних дней.

А все потому что «Щелкунчик»! «Щелкунчик», представляемый в эти дни на сцене театра не только ежедневно, но иногда даже и по паре раз за день. И не только на этой сцене. А уж сколько этих не выветриваемых никакими силами «щелкунчиков» накопилось за прошлые года! Не сосчитать.

Она призналась, что в эти дни душа ее наполняется густым черным ядом настоящей, хотя и не достойной тонкого и думающего человека ненавистью, ненавистью, которой по просшествию некоторого времени она сама же и стыдится. Ненавистью к этим звукам, к этим телодвижениям, к этой разнаряженной публике, к ни в чем не повинному Гофману, придумавшему эту тоже вполне невинную историю, к тем более ни в чем не виноватому Чайковскому, к собственному смычку, к Большому театру, к Новому году.

Бойкий ли газетный колумнист, звонкий ли голос теле-радиоведущей говорят: «Подведем некоторые итоги уходящего года». Он и во мне сидит, этот назойливый голос, взыскующий «итогов». Хотя, скажем прямо, не такой уж он звонкий.

Допустим, что я, как и многие тут, пытаюсь подвести так называемые итоги года.

Когда говорят об «итогах», имеют в виду, как правило, различные события – собственной ли жизни, культурной ли, общественно ли политической.

А можно вспоминать не о событиях, а, например, о чувствах, испытываемых нами за «отчетный период».

Со своей стороны я могу сказать, что главным чувством, заглушающим все прочие, выступает чувство жгучего стыда.

Первый раз подобное чувство я ощутил еще очень молодым человеком, узнав о том, что советские танки вошли в Прагу.

Чуть позже я и мое тогдашнее окружение научились воспринимать омывающую нас советскую жизнь как чисто климатическое явление, на которое мы влиять не можем, а защищаться можем и должны. Мы родились и выросли при этом «климате», а потому не ощущали себя ответственными за происходящее вокруг себя.

Были «мы», и были «они». И «мы» с «ними» не чувствовали себя связанными какими бы то ни было взаимными обязательствами. Юношеское чувство бессильной ярости сменилось постепенно устойчивым чувством равномерной брезгливости. Именно это чувство удерживало каждого из нас от того, чтобы даже пытаться приблизиться к «ним» на расстояние различения запаха. Так и жили. И жили, по моим сегодняшним ощущениям, совсем не плохо — весело, дружно и творчески напряженно.

То, что есть теперь, возникло на наших глазах и, в общем-то, при нашем попустительстве. Чего-то мы не сделали. Что-то проморгали. В чем-то проявили душевную и интеллектуальную лень. Не знаю, кому как, но мне лично представляется затруднительным вполне дистанцироваться от происходящего. И это мое ощущение вполне разделяется многими из тех, с кем мне приходилось общаться последнее время.

В общем стыдно. За многое стыдно.

Стыдно, что мы очутились в исковерканном финале известной, упомянутой мною в самом начале рождественской сказки, где мышиный король оказался победителем щелкунчика.

Но это временно. И это знают все те, кто знает о том, что волшебная рождественская сказка все равно побеждает даже самое энергичное и уверенное в себе зло.

Другое сильное, хотя и тоже слегка стыдное чувство – это чувство надежды. Впрочем, нет, не стыдное, точнее будет сказать – стыдливое. А стыдливое оно потому, что она, эта надежда, всплывает всякий раз вновь и вновь, вопреки логике событий и вообще здравому смыслу.

Впрочем, по-моему мнению, именно поэтому она, надежда, и имеет шансы на успех.

Когда-то в разгар какого-то спора – совсем не помню, о чем, да и неважно это – с моим тогдашним приятелем я в полемическом азарте сказал что-то вроде того, что твои, мол, доводы, слишком бесспорны, чтобы их можно было принять за истинные.

Что-то подобное мне иногда хочется повторять и теперь.

«Они» меняют и разнообразят тактику давления на свободу? Что ж – это значит, что надо менять или корректировать тактику сопротивления.

И надо быть бдительными, конечно. Впрочем, хотелось бы, чтобы бдительность не выродилась в конспирологическую мнительность. Хотя бы потому, что это было бы разрушительно для нас самих.

А нам необходимо быть веселыми, бодрыми, легкими. Потому что все самое главное – на нашей стороне. Язык, история, да и будущее им не принадлежат. Они принадлежат нам, нормальным ответственным людям современной цивилизации, для кого представления о личном достоинстве и властная потребность в творческом, а значит, в хозяйском отношении к жизни ничуть не ослабевают, а лишь дополняются новыми тонами, красками и нюансами.

Вот и будем жить дальше. Будем неутомимо искать и находить поводы для того, чтобы радоваться жизни, радоваться друг другу и друг друга радовать.

С Новым годом!

Усиливающийся у нас в последнее время антиконституционный цензурный контроль не остановил, а, напротив, обострил и активизировал спор о том кого следует и кого не следует считать иноагентом. Продолжается судебный фарс над «Мемориалом*», хотя сотни тысяч граждан уже подписали обращения в его защиту. Скоро мы узнаем – каково будет решение суда. Недавнее заседание Совета по правам человека также высказало президенту рекомендации по корректировке закона об иноагентах.

Однако, я изначально уверен — если машина «криво-судия» временно остановится и притормозит рассмотрение дел, через некоторое время, в подходящий момент, силовики в мантиях наверняка продолжат и тихо завершат свою расправу.

Существующая политическая система несовместима со свободным гражданским обществом. И пока она сохраняется, жизненно необходимые нормальной стране легальные гражданские структуры будут целенаправленно разрушаться, лишая режим последних остатков легитимности. Поэтому мне представляется, что на волне широкого возмущения и протеста пора «поднять планку» несогласия! Необходимо поставить более глубокий и более основательный вопрос, пора от «защиты Мемориала*» перейти к теме – отказ и запрет всего проекта «иноагент».

Начну с очевидного – русское государство, как и все другие страны, с момента своего формирования использовало и опиралось на опыт ближних и дальних соседей. Веру мы приняли у христиан из Греции и Константинополя, умением управлять с нами поделились приславшие Рюрика варяги, отмечаемый поныне «День русской письменности» — это дань уважения просветителям из Солоник Кириллу и Мефодию… Так продолжалось тысячу лет, причем даже пресловутые «большевики» не сами придумали марксизм, правда, именно Ленин его чудовищно изуродовал и фальсифицировал…

Напомню древнюю аксиому – сильная система всегда открыта для дискуссии, для новых идей и учений. Несостоятельность, напротив, выражается в закрытости, в запрете на контакты и дискуссии. Из сказанного со всей очевидностью вытекает — попытка восстановить над Россией старый «железный занавес» с новой надписью «иноагент» по своему антиинтеллектуальному и антигосударственному уровню напоминает советско-тоталитарную дикость. Закрытый от всего мира СССР распался 30 лет назад. Понятно, что повторение нового враждебного и болезненного удара по нашей стране совершенно неприемлемо и недопустимо!

«Иноагент» — другая грань проблемы.

В военное время, как известно, в экстремальных ситуациях огонь, порой, приходилось открывать «по площадям», уничтожая все живое без разбора, включая и собственных разведчиков, осознанно вызывающих огонь на себя.

А что происходит у нас сегодня, в мирное время? Новым нынче является то, что любой россиянин, получивший поддержку из любого зарубежного фонда, из любого иностранного государства может быть объявлен врагом народа. Иными словами, по мнению властей, весь окружающий мир – это опасный противник! Но такой подход, на самом деле, свидетельствует не о враждебности внешнего мира, а о несостоятельности руководителей, которые никому не могут доверять и, которые, фактически, признают – у них просто нет друзей и нет единомышленников!

В какой безумной и властной голове возникло решение позволяющее сегодня, в мирное время, без какого-либо разбора, мести и сметать всех под одну гребенку? Кто принял недопустимое решение, которое уже привело к закрытию ряда гражданских и благотворительных объединений, в частности тех, которые помогали больным детям, и не только детям? Способна ли нынешняя власть остановить трагический абсурд и беспредел?

Еще один аргумент против «агентов». Всем очевидно, что иноагентами никогда не объявляют коррупционеров и деморализованных чиновников (они для власти свои, близкие и родные). Таковыми объявляют только тех, кто честен, принципиален, кто смело стоит в полный рост. Иноагент – это тот, кто не согласен с политикой властей и у кого есть несгибаемые моральные принципы. В пикеты в защиту «иноагентов» выходят многие люди за рубежом, и в России. Добавлю, что никто никогда не выходил с их осуждением.

Сказанное доказывает — «борьба» с иноагентами – пример антигосударственной политики, дискредитирующей нашу страну. Режим санкций вытеснил власть на маргиналии внешней политики и международных отношений, исключил Россию из «восьмерки», сделал режим «нерукопожатным». Ну а внутри страны красные линии отделили тех, кого преследуют, т.е. тех, кто прав и с кем общество солидарно от тех, кто, вопреки морали и здравому смыслу, осуществляет преследования. На стороне власти остались только «пропагандисты на ставке», не имеющие в обществе никакого авторитета.

Сегодня как повторение вчера или И дольше века длится день. Захват власти большевиками и развязывание гражданской войны привели к бегству из Совка более двух миллионов человек, четверть россиян из-за предательского Брестского мира, как бы автоматически, оказалась на территории оторванной от России. Миллионы соотечественников скрывались во внутренней эмиграции – в Сибири, на Дальнем Востоке и в других регионах. Особо значимых несогласных Ленин затолкал на «философский пароход» и изгнал из России, превратившейся в «советскую».

Проект «иностранный агент» — это новый извод старой и преступной политики изгнания с Родины, изгнания тех, кого Родина считает лучшими. Объяснять это власти – все равно что ломиться в открытую дверь. Они это прекрасно понимают. Надежда на то, что все большее количество людей будет правильно понимать происходящее и делать должные выводы.

*
«Мемориал» —
НКО, признанное иностранным агентом.

Доброе утро!

Умер Чон Ду Хван, создатель современной Южной Кореи: он пришел к власти в 1979 году путем военного переворота, осуществил демократические реформы, после отставки был приговорен к смертной казни, впоследствии замененной на пожизненное заключение, и еще через некоторое время был помилован. В текущем всё скучнее:

  • У границ Украины растет концентрация российских войск.
  • В России суд назначил второе предварительное слушание по делу о ликвидации «Мемориала».
  • В Беларуси «экстремистскими» признаны телеграм-канал и соцсети издания «Наша Нiва».
  • Назарбаев ушел с поста главы правящей партии Казахстана.

«Может полыхнуть»

По оценкам экспертов Conflict Intelligence Team, концентрация российских войск на границе с Украиной продолжает расти и к концу января – началу февраля следующего года может стать выше, чем этой весной. Служба внешней разведки России выпустила пресс-релиз, в котором высказывает обеспокоенность «провокационной политикой США и Евросоюза», якобы «сознательно» укрепляющей «у Киева чувство вседозволенности и безнаказанности». Нынешнее положение дел в Украине сравнивается в этом пресс-релизе с ситуацией в Грузии накануне пятидневной войны с Россией в 2008 году (здесь это заявление комментирует бывший замначальника Генштаба Вооруженных сил Украины Игорь Романенко).

Секретарь Совета безопасности России Николай Патрушев дал интервью «Аргументам и фактам»: в нем он уверяет, что в Украине «в любой момент может полыхнуть так, что миллионы украинцев побегут искать приют в других местах», а виноват в этом Запад, установивший там «свой протекторат». ФСБ, со своей стороны, объявила о предотвращении нападения на школу в Казани: к «совершению массового убийства» задержанного местного школьника якобы подстрекал через Telegram житель Украины по фамилии Овсюк.

CNN пишет, что США могут направить Украине оружие и военных советников. В большом интервью Радио Свобода заместитель генсека НАТО Мирча Джоанэ называет действия России «очень необычными» и еще раз подчеркивает исключительно оборонительные цели НАТО в регионе – в том числе и на границах ЕС с Беларусью.

Белорусское

В Генштабе Вооруженных сил Беларуси сообщили, что НАТО приостановило сотрудничество с белорусскими властями. Первый замминистра обороны Беларуси обвинил Запад в «неприкрытой милитаризации общественного сознания». На этом фоне Лукашенко подписал указ о работе госорганов при режиме чрезвычайного положения.

Министерство внутренних дел Беларуси заявило, что страну через национальный аэропорт Минска покинули еще 118 мигрантов. Курдский телеканал NRT сообщил о задержании своей журналистки в аэропорту Минска – она собиралась освещать события на белорусско-польской границе. Госпогранкомитет Беларуси настаивает, что журналистку никто не задерживал – ее просто не пустили в страну из-за отсутствия аккредитации при МИД (ее после выборов 2020 года не дают никому). По данным Европейского агентства по защите границ Frontex, миграция через восточную границу ЕС за первые 10 месяцев 2021 года выросла в 15 раз.

Внутри Беларуси ничего нового – разве что «экстремистскими» признаны телеграм-канал и соцсети издания «Наша Нiва». Сайт издания давно заблокирован.

«Мемориал» и мемориальное

Мосгорсуд по итогам первого дня предварительных слушаний по делу о ликвидации «Мемориала» назначил еще одни предварительные слушания – они пройдут 29 ноября. Вчера представители прокуратуры не сумели ответить на все вопросы, заданные защитой (в числе прочего защита обнаружила, что справка «экспертов», на которую ссылается прокуратура, частично скопирована из интернета). Слушания проходили в закрытом режиме из-за ковидных ограничений.

Московская Хельсинкская группа и «ОВД-Инфо» направили запросы 85 региональным уполномоченным по правам человека с просьбой публично поддержать «Мемориал» и его многочисленные региональные отделения (вот история екатеринбургского). Здесь угрозу ликвидации «Мемориала» комментирует главред польской Gazeta Wyborcza и бывший активист «Солидарности» Адам Михник.

В список «экстремистских материалов», запрещенных к распространению на территории России, внесена книга журналистки Марты Хиллерс «Женщина в Берлине» о массовых изнасилованиях немецких женщин и девочек весной 1945 года. Песню панк-группы «Порнофильмы» «Нищих убивай!» тоже признали экстремистской (как пояснили в группе, «песня поется от лица представителя элиты, который в комичной форме выражает гиперболизированное презрение к бедным»).

Прочее российское

  • После угрозы Роскомнадзора заблокировать сайт издание «Важные истории» удалило статью «Как люди Сергея Чемезова задешево получили мусорный бизнес». Требование удалить текст объяснялось тем, что он был написан в сотрудничестве с не существующим уже изданием «Проект», которое российские власти объявили «нежелательным» (тогда как «Важные истории» – всего лишь «иностранные агенты»).
  • Из России уехал Евгений Смирнов – уже второй адвокат, защищающий журналиста Ивана Сафронова, которого обвиняют в госизмене.
  • Арестованный по делу о госизмене основатель компании Group-IB Илья Сачков обратился с открытым письмом к Путину, в котором называет свое преследование «новым делом Дрейфуса» и просит «своего президента» о переводе из «Лефортова» под домашний арест.
  • Глава Следственного комитета Александр Бастрыкин выступил на конференции «Роль права в обеспечении благополучия человека» с пламенной речью о необходимости «возродить советскую школу образования» на законодательном уровне: он опять ссылался на отсутствие (мнимое) Сталинградской битвы в учебниках истории, а также назвал ЕГЭ «пыткой для молодежи». На этом фоне ведомство, которым он руководит, начало проверку сообщений о пытках в ИК №6 в поселке Восточный Омутнинского района Кировской области. Здесь о пытках, пережитых в иркутском СИЗО №1, рассказывает уроженец Чечни Муслим Беличков.
  • ЕСПЧ обязал Россию выплатить более 16 тысяч евро чеченке, у которой свекор отобрал четверых дочерей после смерти мужа.
  • Священнику из Ульяновской области, написавшему пост в поддержку Навального, запретили заходить на территорию собора, в котором он раньше служил. Ранее его уволили из пресс-службы епархии и отправили на полгода в монастырь.
  • Суд во Владивостоке впервые оправдал последователя Свидетелей Иеговы по делу об организации экстремистского объединения, сославшись на гарантированную Конституцией свободу совести. До этого обвиняемый Дмитрий Бармакин 15 месяцев провел в СИЗО. Дело против него и еще девяти верующих было возбуждено по заявлению женщины, которая ходила на собрания Свидетелей Иеговы по заданию спецслужб и записывала все происходящее там на диктофон.

Вокруг света

  • Первый президент Казахстана Нурсултан Назарбаев отказался от поста председателя правящей партии «Нур Отан», которую он возглавлял с 1999 года, в пользу действующего президента Касым-Жомарта Токаева. Пресс-секретарь Назарбаева назвал это «логическим продолжением транзита власти».
  • На западе Болгарии по меньшей мере 46 человек погибли в результате аварии пассажирского автобуса. Среди погибших – 12 детей.
  • США начали частичную распродажу стратегических запасов нефти, чтобы сдержать дальнейший рост цен на энергоносители, но цены пока не упали.

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро вторника, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России упал до 33 996. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 9 миллионов 401 тысяча; официальное число жертв достигло к утру вторника 266 579 человек (+1243 за сутки – это больше, чем днем ранее). Надо помнить, что эти данные не соответствуют реальности, но могут отражать настроения властей.

Несмотря на объявленный накануне «конец четвертой волны», в регионах продолжаются эксперименты с QR-кодами. На Камчатке их начали требовать при посадке на междугородные автобусы, в Казани пассажиров без QR-кодов, пытающихся войти в городской транспорт и таким образом задерживающих его, обяжут выплачивать компенсации за эту задержку. По данным «Медузы», принятие федеральных законов о введении QR-кодов отложили в том числе из-за опасений, что в регионах после этого вспыхнут протесты.

Минздрав предложил наделить Росздравнадзор правом внесудебной блокировки сайтов, на которых продаются фальшивые медицинские документы. В Рязани депутат облдумы от «Единой России» призвал расстреливать тех, кто покупает такие документы (и сказал, что сам готов участвовать).

В Петербурге возбуждено уголовное дело об оскорблении полицейского из-за препирательств по поводу масок, в Ленобласти – в связи с неоказанием медицинских услуг блокаднице, которая прооперировала сама себя из-за того, что ее не приняли в больницу в связи с ковидом.

Шесть ссылок

  • Литературное. Рассказ антрополога и востоковеда Глеба Стукалина о жанре рехти – поэзии, создававшейся мусульманскими поэтами в начале XIX века на севере Индии, написанной от женского лица и живописующей интимную подоплеку жизни на женской половине. Или эссе Виктора Лапшина об американском писателе Амброзе Бирсе (1842–1913) и его загадочной смерти.
  • Монологи ученых. Историк литературы Александр Долинин рассказывает о своем пути в науке; историк Ирина Щербакова вспоминает, как записывала на магнитофон воспоминания женщин, переживших ГУЛАГ.
  • В рамках закона. Глава из книги «История интеллектуальной собственности в 50 предметах» (Cambridge University Press) – о пленке Абрахама Запрудера, на которой было запечатлено убийство Джона Ф. Кеннеди и которая стала доступна публике лишь через 35 лет после события. Или подробный рассказ об устройстве каторжного труда в современной России.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Главная
  • Общество

Ольга ВЛАДИМИРОВА

15 декабря 2021 17:01
0

Писатели о списке литературы Руслана Стефанчука: Депутатам уже ничего не поможет

Фото: Полищук Максим / УНИАН

В «Национальную неделю чтения» Руслан Стефанчук призвал депутатов читать. Не только социальные сети, мессенджеры и заголовки в СМИ, но и старые добрые книги. Для этого политик составил для коллег «домашнее задание» из пяти книг. В список литературы вошли: Григорий Сковорода «Лучшее», Норман Дейвис «Европа. История», Михаил Зыгарь «Империя должна умереть», Борис Джонсон «Фактор Черчилля. Как один человек изменил историю» и адмирал Уильям Г. Макрейвен «Застилайте кровать. Пустяки, которые могут изменить вашу жизнь, а возможно, и мир».

Помогут ли эти книги нашим депутатам и что бы им еще почитать для развития, «КП в Украине» обсудила с украинскими писателями.

Михаил Сидоржевский: «Эх, если бы наши советы кто-то услышал!»

Михаил Сторожевский Фото: Mykola Vasylechko / Википедия

Услышав наш вопрос, председатель Национального союза писателей Украины Михаил Сидоржевский рассмеялся:

— Если депутаты что-то читают, кроме чековых книжек, то тогда из украинской литературы каждому из них нужно вручить по Жадану и по Андруховичу. Почему этих авторов? Потому что об остальных народные избранники вряд ли слышали. Жадан и Андрухович у всех на слуху, о них говорят.

А еще Леся Подервянского пусть читают. Там депутаты найдут мно-о-ого интересного! В том числе про самих себя.

Из мировой и русской литературы советую познакомиться с «Мертвыми душами» Гоголя, «Идиотом» Достоевского и его «Преступлением и наказанием».

И, конечно же, нужно читать сказки! Про барона Мюнхгаузена, капитана Врунгеля, про Петрушку и Буратино. Да, это детская литература, но в сказах есть глубокий смысл! Не только мифологический и семантический, но и политический. Это можно заметить, если читать внимательно. Я, например, недавно перечитывал «Приключения барона Мюнхгаузена». Это же просто шедеврально! Сюжеты многих сказок красиво накладываются на современность.

Эх, если бы эти советы кто-то услышал! Это, конечно, шуточные рекомендации, но только наполовину. Увы, вряд ли их прочитают те, кому они адресованы.

Современную литературу тоже нужно знать, но много из нее не возьмешь. 90-95% из того, что написано сегодня, со временем отсеется. А вот классика всегда актуальна — украинская и зарубежная. Это лучшее, что остается в мировой литературе, а учиться нужно на лучших примерах.

Василий Герасимьюк: «К возможностям депутатов отношусь пессимистично»

Василий Герасимьюк Фото: ivasyuk.org.ua

— Этим депутатам уже ничего не поможет! Это уже абсолютно понятно! – с ходу отрезал поэт, лауреат Национальной премии имени Тараса Шевченко и по совместительству бывший муж экс-депутата Ольги Герасимьюк Василий Герасимьюк. Но потом немного смягчился:

— Ну, есть там пару нормальных людей. Пусть они читают классику — украинскую и зарубежную.

И продолжил:

— У нас много отличных переводчиков. Хорошо писали французы, итальянцы, немцы. Поэзию полезно читать, шестидесятников нужно знать. В домашней библиотеке должны быть не только россияне, но также поляки и чехи. Например, в Чехии есть один нобелевский лауреат Ярослав Сейферт, пусть депутаты поинтересуются, кто это. Кстати, там были писатели-депутаты. У нас они тоже встречались… Только какая от них польза? Это большой вопрос.

Пусть депутаты читают поэзию! Это не поможет им в размышлениях о фискальных делах и не решит вопрос, как построить бизнес, зато позволит приобрести какие-то представления о человеческой душе.

А вообще я пессимистично отношусь к возможностям депутатов. Так и напишите! Я ответил искренне! Мне 65 лет, и я имею право на свое мнение.

Владимир Даниленко: «Роман-антиутопия поможет избежать ошибок»

Владимир Даниленко Фото Владимир Сердюк / Википедия

Прозаик, критик и литературовед Владимир Даниленко подошел к делу ответственно и порекомендовал депутатам самые интересные, на его взгляд, произведения, изданные в этом году:

— Хочу порекомендовать 3 книги. В первую очередь — первый том Карла Густава Маннергейма «Воспоминания», изданный «Астролябієй». Книга повествует о событиях 1939 года. При этом она актуальна и сейчас.

Когда СССР бросил свою технику и авиацию на Финляндию, финны сумели отбить атаку. Они показали, что, несмотря на маленькую армию, можно достойно ответить врагу. Думаю, книга подойдет всем украинцам. Депутатский корпус должен прочесть ее в первую очередь. Воспоминания Маннергейма полезны не только людям, которые интересуются вопросами обороны, но и политикам. Если бы в 1918 году в Украине был свой Маннергейм, думаю, наша история пошла бы по другому пути.

Следующая книга — политический триллер-антиутопия «Час тирана. Прозріння 2084 року». Ее написал экс-посол Украины в США Юрий Николаевич Щербак. Мы оба выходили с ним на Шевченковскую премию. Он долгое время не писал, и у него мог атрофироваться стиль, однако я был приятно удивлен заключительной частью трилогии «Час». События антиутопии разворачиваются в будущем. В Украине-Руси на должность главного менеджера выбирают диктатора генерала Гайдука. В книге показано, что из этого получилось. Очень интересный взгляд на возможное будущее Украины. 

Третья книга, которую нужно прочитать депутатам — «Виктор Петров. Листи до Софії Зерової». Сам Петров — очень интересная личность: он был прозаиком, археологом, историком и… шпионом.

Советская власть забросила его в Мюнхен, и он исполнял все то, что поручала ему Москва. Одновременно Петров писал прозу, научные труды, был членом украинской диаспоры. Через время выяснилось, что Петров работал на советскую разведку.

София Зерова была женой его друга, в которую он был влюблен долгие годы. Петров и Зерова оформили брак только через 35 лет после знакомства. Письма Петрова — эпистолярное наследие очень закрытого человека. Кстати, его похоронили на Лукьяновском кладбище напротив нашей телевышки. Там хоронят только сотрудников спецслужб и военных.

Андрей Курков: «Им бы говорить научиться»

Андрей Курков Фото: Водник / Википедия

Писатель, преподаватель и сценарист Андрей Курков считает, что депутатам нужно уметь выражать свои мысли грамотно. И поясняет:

— Без чтения никак не получится нормально говорить. Человек начинает дружить со словом только тогда, когда начинает внимательно читать. Большинство депутатов не умеют говорить публично на актуальные темы. Поэтому им будет полезно побольше читать всевозможных эссе и произведений украинских писателей.

Эссе — письменные размышления от первого лица. На примере этого жанра можно понять, как правильно выражать свои мысли. Довольно важное умение, особенно для человека, который решил стать политиком.

Из книг я бы посоветовал следующие: «Історії для домашнього вжитку» украинского историка и писателя Андрея Портнова, «Чарунки долі» Вахтанга Кебуладзе, «Плинні ідеології. Ідеї та політика в Європі XIX-XX століть» Владимира Ермоленко, «Cполахи» Константина Москальца, а также все книги Николая Рябчука.

Помимо списка литературы, писатель порекомендовал депутатам интересоваться историей Украины, а на ночь читать сказки, «чтобы не попадать в глупые ситуации, которые в этих сказках описываются».

Сергей Пантюк: «Нельзя превращать страну в абсурд»

Сергей Пантюк Фото: Роман Закревский / Википедия

Писатель, журналист, издатель, редактор, преподаватель и радиоведущий Сергей Пантюк:

— С удовольствием хочу порекомендовать депутатам новый роман писателя-ветерана Виталия Запеки «Абсурд». Эту книжку должны прочесть все украинцы, а депутаты — в первую очередь. Месседж произведения очень прост — нельзя превращать страну в абсурд!

Вторая книга говорит о том, что история идет по спирали, и тот, кто внимательно читает исторические романы, не будет повторять ошибок героев в современной жизни, ведь это уже было, и было не раз. Такие себе круглые грабли.

А еще я бы порекомендовал депутатам историческую прозу: она воспроизводит современность. Из последнего интересны две книги трилогии Василия Краса из Донецкой области — «Татарський бранець» и «Руїна». Эти два романа очень хорошо освещают нашу историю, именно в те не очень добрые моменты, которые проецируются на современность.

Как поэт я не могу не порекомендовать поэзию: она облагораживает! У нас очень много хорошей поэзии. Например, произведения Ивана Андрусяка. Очень полезное чтение для наших депутатов.

А ЧТО ЕЩЕ

Поэт, публицист, драматург, переводчик, общественный деятель Михаил Каменюк рекомендует депутатам почитать лауреата Нобелевской премии Жозе Сарамаго «Слепота» и «Прозрение»:

— В этих двух романах поднимаются вечные темы.

Кроме того, будет полезна книга «Россия без маски», два романа Владимира Войновича в украинском переводе — «Монументальная пропаганда» и «Малиновый пеликан».

А еще пусть почитают мои стихи: «Пісні ніжного волоцюги». Пожалуй, этих книг хватит на месяц.

Михаил Каменюк Фото: Андрій Стебелєв / Википедия.

Михаил Каменюк Фото: Андрій Стебелєв / Википедия.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

  • Слушать сказку принцесса кошка
  • Слушать сказку принцесса и дракон
  • Слушать сказку про алису в стране чудес аудио
  • Слушать сказку принцесса несмеяна
  • Слушать сказку погорельского черная курица или подземные жители полностью