Сценарий литературного вечера,
посвященного творчеству К. И. Чуковского.
Цель: воспитывать любовь к чтению.
Задачи: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях Корнея Чуковского; познакомить с биографией поэта, вызвать у детей радость от встречи с любимыми сказочными героями; развивать память, мышление, воображение.
Ход литературного вечера
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном писателе, его портрет вы сейчас видите перед собой. Кто-нибудь из вас знает человека, изображенного на этом портрете? (на экране портрет К. Чуковского)
Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Кто-нибудь из Вас знает отрывки из сказок Чуковского или его стихотворения?
Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил».
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:
Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»
Так родился на свет «Мойдодыр».
Викторина:
— В какой сказке действует больше всего вещей?
(«Федорино горе»).
— В какой сказке звери самые трусливые? («Тараканище»).
— Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
— Чем болели страусята в сказке «Айболит»?
(И корь, и дифтерит у них,
И оспа и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит).
— Кто победил злодея в сказке « Тараканище»? (Воробей.)
— Чем Крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, И сушеными грибами).
Конкурс «Продолжи строчку»
- Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит )
- Вдруг откуда-то летит
Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик) - Я хочу напиться чаю,
К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня) - Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало… (глянул заинька в окно стало заиньке темно) - А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья?)
- Скачет сито по полям… (а корыто по лугам.)
- Замяукали котята: «Надоело нам мяукать… (мы хотим, как поросята. Хрюкать!)
Конкурс «Кто больше знает сказок»
Пока воспитатель читает строки из сказок Чуковского, задача детей — определить сколько сказок прозвучало.
— Что такое почему?
Ни чего я не пойму («Федорино горе»).
— Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали («Бармалей»).
— «Вот теперь тебя люблю я,
— Вот теперь тебя хвалю я!» («Мойдодыр»).
— Музыканты прибежали,
В барабаны застучали («Муха – Цокотуха»).
— А лихие обезьяны
Подхватили чемоданы («Тараканище»).
— Вдруг откуда-то шакал
На кобыле прискакал («Айболит»).
— И такая дребедень
Целый день («Телефон»).
Итого семь сказок.
Игра “Волшебный мешок”
У воспитателя находятся предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и вспомнить строки об этом предмете и название сказки:
— телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)
— мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)
— блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)
— градусник – И ставит им градусник… (“Айболит”)
— воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище»)
— солнце – Солнце по небу гуляло, и за тучку забежало…«Краденое солнце».
— книга – Я за книжку, та – бежать,
И вприпрыжку под кровать! («Мойдодыр»).
— монетка – Муха по полю пошла, муха денежку нашла. («Муха-цокотуха»).
Воспитатель: К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по отгадыванию загадок.
1. Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы).
2. Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.
А на них-то голубые,
Пунцовые, золотые
Распускаются цветы
Небывалой красоты.
И все улицы под ними
Тоже стали голубыми,
Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными. (Салют).
3.Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что такое – скорей догадайтесь.
И знайте: большая была бы беда,
Когда бы не я да вода, —
На грязной, немытой шее
У вас жили бы гадкие змеи
И ядовитыми жалами
Кололи бы вас, как кинжалами.
А в каждом невымытом ухе
Засели бы злые лягухи,
И если б вы, бедные, плакали,
Они бы смеялись и квакали.
Вот, милые дети, какая беда
Была бы, когда бы не я да вода.
Берегите меня, умывайтесь, купайтесь,
А что я такое – скорей догадайтесь. (Кусок мыла).
4. Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка).
5. Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина).
6. Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа).
7. Был белый дом, чудесный дом,
Вдруг что- то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо-
Такое тёплое, такое пушистое и золотое. ( Яйцо, цыплёнок)
Воспитатель: Я думаю, что вы еще не раз будете встречаться с произведениями Корнея Ивановича Чуковского. Ведь стихи и сказки Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Краткое содержание.
Здесь вы можете читать онлайн сказку «Бармалей» Корнея Чуковского с картинками про непослушных Танечку и Ванечку, которые сбежали из дома и отправились в Африку. Сначала им было весело и интересно, но вскоре они встретили злого Бармалея, который хотел съесть детей.
Неожиданно в небе появился аэроплан с доктором Айболитом, который попросил Бармалея не есть детишек. Однако тот не послушал доктора и кинул его в костер.
Затем появился крокодил и съел злодея, но Ваня и Таня очень попросили выплюнуть его, чтобы забрать с собой в Ленинград.
Также вы можете слушать сказку «Бармалей» в исполнении самого Корнея Чуковского.
Текст сказки с картинками:
Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.
В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!
И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям говорят:
«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка — в Африку бегом,-
В Африку!
В Африку!
Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Оседлали носорога,
Покаталися немного,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:
«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть?»
«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»
Испугалася акула
И со страху утонула,-
Поделом тебе, акула, поделом!
Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.
А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
«Ну и брюхо,
Что за брюхо —
Замечательное!»
Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт.
Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовёт:
«Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»
Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»
Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:
«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти ты поскорей
К нашей милой маме!
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»
Но ответил людоед:
«Не-е-ет!!!»
И сказала Таня Ване:
«Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!».
Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:
«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»
Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»
А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!
Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!
Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»
Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!
Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!»
Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает-
И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»
Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
По базарам, по базарам
Буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром
Пироги я раздавать,
Кренделями, калачами
Ребятишек угощать.
А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов Архиповой Е. М., проведённый во 2 В классе
(февраль 2015г.)
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию
читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1) детские рисунки по произведениям
К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое
солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»,
«Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный
ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов
вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет
жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он
придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя
— Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая
на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова
внешность Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же
принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике
перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.
Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно
легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых
встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для
детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок
Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
(слайд
— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:
«Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за
хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время,
сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами:
«Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки,
кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения
«Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по
улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро,
проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю
сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой
день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923
г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о
Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой
сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал
оба».
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,)
(слайд 28)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные
фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки
от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с
удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет
«Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на
столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых
битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского
воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея”
И » Крокодила” не читал,
Не восхищался «Телефоном”
И в «Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
Мельник
Татьяна Николаевна
учитель
начальных классов высшей квалификационной категории
Проект урока
литературного чтения в 1
классе
по теме: «К. И. Чуковский.
Телефон»
(УМК «Школа России»)
Тип урока: урок
чтения и анализа литературного текста.
Цели урока: познакомить
учащихся с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать умение правильно и
осознанно читать текст целыми словами; развивать умение определять жанр
литературного произведения; развивать умение давать характеристику героям;
развивать связную речь учащихся; развивать умение работать в паре; развивать умение
самостоятельно оценивать свои действия; воспитывать способность сопереживать,
желание помогать кому-либо в трудной ситуации; воспитывать культуру общения по
телефону.
Оборудование:
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2/
(Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.) –М: Просвещение, 2019.-80
с.; компьютер, интерактивная доска, маски животных для чтения по ролям,
толковые словари Ожегова, карточки с заданиями для работы в парах, смайлики для
оценивания, выставка книг К.И. Чуковского, магниты.
Ход урока
1.Организационный момент
Учитель: Прозвенел
звонок веселый.
Мы урок начать готовы!
Будем слушать и читать,
И друг–другу помогать.
Проверка готовности рабочего
места.
Учитель: У вас
на столах лежат учебники, толковый словарь Ожегова, файлы с заданиями, смайлики
для оценивания своей работы и работы товарищей. Ну и, конечно, у всех у
вас хорошее настроение и деловой настрой на работу.
Мотивация к учебной
деятельности
Учитель: Что
случилось? Вот беда!
Разлетелись все слова.
Вы названья соберите
И героев назовите.
-Начинаем работу в парах. У
вас в папке лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам
принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика
Айболит — доктор
Бармалей — разбойник
Федора — бабушка
Каракула — акула
Мойдодыр — умывальник
Тотошка, Кокошка — крокодильчики
Цокотуха — муха
Рыжий, усатый великан — таракан
Учитель: Кто
уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом
на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый»
смайлик, если есть одна ошибка – «задумчивый», если ошибок больше – «грустный».
(Слайд 1)
— Как вы думаете, почему вы справились с
заданием? ( Знаем произведения, работали дружно, смогли быстро прочитать имена
героев).
2.
Определение темы урока
Учитель: Что
объединяет этих персонажей? (автор К.И. Чуковский).
-Да, ребята, их придумал один человек.
Звали этого замечательного человека — К.И. Чуковский. (Слайд 2)
Беседа проблемного характера.
Учитель: Ребята,
какие произведения К. И. Чуковского вам знакомы? Кто вам их читал? Какое
произведение вам больше всего запомнилось? Почему?
Работа с выставкой книг.
Учитель: Посмотрите,
как много книг К. И. Чуковского есть в нашей классной библиотеке! Вы можете
взять любую книгу для домашнего чтения.
3. Подготовка к первичному восприятию
текста
1)Рассказ учителя о творчестве К. И. Чуковского.
Учитель: Корней Чуковский –
это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич
Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»? Где мы можем узнать
лексическое значение слова? (спросить у взрослых, посмотреть в толковом
словаре, найти в интернете). Что оно обозначает? Более точное значение
слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.
(Открывают словари по закладке,
учитель зачитывает значение слова.)
— Корнея Ивановича Чуковского знают все
дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху,
Бармалея, Мойдодыра. В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским
поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней
Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, плакал. Чтобы хоть
как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил,
он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась
первая сказка «Крокодил». Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам, и
отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и
появился «Мойдодыр»
Чуковский был очень трудолюбив. Писал
везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей
много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.
2) Работа над загадкой.
У вас в файле лежат картинки-отгадки к
загадкам. Приготовьте их.
( Читает хорошо читающий ученик)
Паровоз без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
— Прочитайте
1-ю строчку с удивлением;
— Прочитайте
2-ю строчку с восхищением;
— Прочитайте
3-ю строчку вопросительно — насмешливо;
— Прочитайте
4-ю строчку с восхищением и удивлением;
— Прочитайте
выразительно;
Чтение
по строчкам 2-3 парами.
Оцените своё чтение смайликами.
3)Работа над темой и целью урока.
Учитель: Продолжаем
отгадывать загадки.
Следующую загадку придумал не Чуковский,
но она тесно связана с темой нашего урока.
Через поле и лесок
Подаётся голосок.
Он бежит по проводам –
Скажешь здесь, а слышно там.
(Вывешивается картинка телефона на доску)
Учитель: Почему
вы считаете, что это телефон? Зачем я ее загадала?
Итак, тема нашего урока:
К. И. Чуковский «Телефон».
Какие цели мы поставим перед собой? Какие
задачи будем решать?
(Слайд 3. )
(Учитель открывает слайд с целями урока и
читает их детям.)
4. Первичное восприятие текста.
Учитель: Послушайте
новое произведение. Подумайте, почему оно так называется? (Чтение текста
учителем.)
5. Проверка качества первичного восприятия
текста.
—Почему
автор именно так назвал свое произведение?
— Понравилось
вам произведение? Чем?
— Оно весёлое или грустное? Смешное или
страшное?
— А как правильно общаться по телефону?
(Рассказать детям о важности общения по
телефону.)
6. Физкультминутка
7. Повторное восприятие текста
1)Словарная работа.
Учитель: Откройте
свои учебники на стр. 17. Давайте еще раз перечитаем текст К. И. Чуковского. Возьмите
в руки простой карандаш и по ходу чтения отмечайте трудные и непонятные слова.
(Беседа о бережном обращении с книгой.)
—Чтение 1 столбика.
Словарная работа:
пуд – старинная мера веса = 16 кг.
— Чтение 2 столбика.
Словарная работа:
галоши (калоши)- резиновая обувь, дюжина —
12.
—Чтение 3 столбика.
Словарная работа: дребедень
– всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).
— Чтение 5 столбика.
Словарная работа:
газели (антилопы) — небольшие животные лёгкого
стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей).
Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным
бегом. (Показать картинку). Галдели — никого не слушали, перебивали друг
друга.
Чтение 6 столбика.
2) Физкультминутка
Глазки наши, отдохните,
Под ресничками вздремните.
А теперь взгляните вдаль,
А потом на парту.
Посмотрите влево, вправо,
Вверх и вниз,
Теперь вперёд
Продолжаем наш урок.
3) Выборочное чтение.
-Назовите героев произведения.
-Кто главный герой?
— С
какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. (Выборочное
чтение.)
— Что
просил прислать крокодил? (Выборочное чтение.)
— О
чём спрашивали газели? (Выборочное чтение.)
— Почему
автор назвал их глупыми?
— Когда
позвонил Носорог?
— С
какой просьбой? (Выборочное чтение.)
— О
какой черте характера Носорога говорит его поступок? (Неравнодушный, переживает
за Бегемота, хочет ему помочь.)
— А как
бы вы поступили в такой ситуации? Почему?
8. Творческая
работа с литературным текстом
1)
Подготовительная работа к чтению по ролям.
— Сейчас мы будем подбирать слова,
которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки.
(Прикрепить на доску картинки с
изображением этих животных.)
Слон
Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.
Крокодил
Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький.
Носорог
Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.
(Дети выбирают нужные слова и доказывают,
почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.)
2)Чтение по ролям.
Учитель:
В гости дедушка Корней
Приглашает всех детей.
Но особенно он рад
Пригласить таких ребят,
Кто умеет слушать сказки
Или любит их читать.
Учитель:
— В
какой форме построен текст? (В форме диалога.)
— Что
такое диалог?
Учитель: На
что будем обращать внимание при чтении по ролям? (Передать характер
героя с помощью интонации, чётко произносить слова, вовремя вступать в
диалог).
Дети в масках выходят к доске и читают
диалоги по ролям.
(Диалоги автор – Слон, автор – Крокодил, автор
– Носорог можно прочитать по желанию)
— Оцените чтение каждой пары. Кто
читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?
9. Итог урока
Учитель:
— С каким
произведением мы познакомились на уроке?
—Зачем
К. И. Чуковский написал это произведение?
—Для
чего люди придумали телефон?
—Как
правильно вести диалог по телефону?
—Какую
цель мы ставили?
(Обращаемся к слайду с целями урока.)
—Мы ее
достигли?
Учитель: Наш
урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского,
которые согреты добром и юмором. Я вам советую прочитать дома все произведение.
Подготовьте чтение наизусть понравившегося отрывка.
— Спасибо за урок!