Слушать сказку про бармалея чуковский

Сценарий литературного вечера, посвященного творчеству к. и. чуковского.цель: воспитывать любовь к чтению. задачи: закрепить знания детей о прочитанных произведениях корнея

Сценарий литературного вечера,

посвященного творчеству К. И. Чуковского.

Цель: воспитывать любовь к чтению.

Задачи: Закрепить знания детей о прочитанных произведениях Корнея Чуковского; познакомить с биографией поэта, вызвать у детей радость от встречи с любимыми сказочными героями;  развивать память, мышление, воображение.

Ход литературного вечера

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим об одном писателе, его портрет вы сейчас видите перед собой. Кто-нибудь из вас знает человека, изображенного на этом портрете? (на экране портрет К. Чуковского)

     Всем детям нравятся стихи Чуковского, они легко учатся. Кто-нибудь из Вас знает отрывки из сказок Чуковского или его стихотворения?

    Сегодня мы будем говорить о творчестве Чуковского. Его произведения всегда создают у людей хорошее настроение. С его стихами знакомы не только ваши мамы и папы, но и бабушки с дедушками.

 Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве “ Бармалея ”
И “ Крокодила” не читал,
Не восхищался “Телефоном”
И в “Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
 

     Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому поэт Валентин Берестов.

     Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вез его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:

«Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил».

     Мальчик неожиданно затих и стал слушать. На утро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, он запомнил ее всю, слово в слово. И второй случай. Вот как об этом вспоминает сам Корней Иванович: «Однажды, работая в своем кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая свое нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо ей сказал:

Надо, надо умываться,
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!»

Так родился на свет «Мойдодыр».

Викторина:

— В какой сказке действует больше всего вещей?
(«Федорино горе»). 

— В какой сказке звери самые трусливые? («Тараканище»). 

— Почему болели животы у цапель, которые просили прислать им капли, в стихотворении “Телефон”? (Они объелись лягушками)
— Чем болели страусята в сказке «Айболит»?
(
И корь, и дифтерит у них,
И оспа и бронхит у них,
И голова болит у них,
И горлышко болит
).
— Кто победил злодея в сказке « Тараканище»? (
Воробей.)

— Чем Крокодил тушил синее море? (Пирогами, и блинами, И сушеными грибами).

Конкурс «Продолжи строчку»

  • Добрый доктор Айболит… (он под деревом сидит )
  • Вдруг откуда-то летит
    Маленький комарик… (и в руке его горит маленький фонарик)
  • Я хочу напиться чаю,
    К самовару подбегаю… (но пузатый от меня убежал, как от огня)
  • Солнце по небу гуляло
    И за тучку забежало… (глянул заинька в окно стало заиньке темно)
  • А потом позвонила свинья… (нельзя ли прислать соловья?)
  • Скачет сито по полям…  (а корыто по лугам.)
  • Замяукали котята: «Надоело нам мяукать… (мы хотим, как поросята. Хрюкать!)

Конкурс «Кто больше знает сказок»

   Пока воспитатель читает строки из сказок Чуковского, задача детей — определить сколько сказок прозвучало.

— Что такое почему?

   Ни чего я не пойму («Федорино горе»).

— Таня, Ваня задрожали, Бармалея увидали («Бармалей»).

— «Вот теперь тебя люблю я,

— Вот теперь тебя хвалю я!»  («Мойдодыр»).

— Музыканты прибежали,

   В барабаны застучали («Муха – Цокотуха»).

— А лихие обезьяны

   Подхватили чемоданы («Тараканище»).

— Вдруг откуда-то шакал

                     На кобыле прискакал («Айболит»).

— И такая дребедень

   Целый день («Телефон»).

Итого семь сказок.

Игра “Волшебный мешок”

     У воспитателя находятся предметы из разных сказок Чуковского. Нужно достать предмет, всем его показать и вспомнить строки об этом предмете и название сказки:

— телефон – У меня зазвонил телефон… (“Телефон”)

— мыло – Вот и мыло подскочило… (“Мойдодыр”)

— блюдце – А за ними блюдца… (“Федорино горе”)

— градусник – И ставит им градусник… (“Айболит”)

— воздушный шар – Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… («Тараканище»)

— солнце –  Солнце по небу гуляло, и за тучку забежало…«Краденое солнце».

— книга – Я за книжку, та – бежать,

И вприпрыжку под кровать! («Мойдодыр»).

— монетка – Муха по полю пошла, муха денежку нашла. («Муха-цокотуха»).

Воспитатель: К. И. Чуковский был очень трудолюбивым человеком. Он сочинял везде: в трамвае, в очереди, даже у зубного врача. Поэт придумывал новые стихи, новых героев и даже загадки. Давайте проведём соревнование по отгадыванию загадок.

   1. Красные двери

       В пещере моей,

       Белые звери

       Сидят

       У дверей.

     И мясо, и хлеб – всю добычу мою –

     Я с радостью белым зверям отдаю! (Губы и зубы).

   2. Вдруг из черной темноты

      В небе выросли кусты.

      А на них-то голубые,

      Пунцовые, золотые

      Распускаются цветы

      Небывалой красоты.

      И все улицы под ними

      Тоже стали голубыми,

     Пунцовыми, золотыми,

      Разноцветными.  (Салют).

 3.Возьмите меня, умывайтесь, купайтесь,

    А что такое – скорей догадайтесь.

    И знайте: большая была бы беда,

    Когда бы не я да вода, —

    На грязной, немытой шее

   У вас жили бы гадкие змеи

   И ядовитыми жалами

   Кололи бы вас, как кинжалами.

   А в каждом невымытом ухе

   Засели бы злые лягухи,

   И если б вы, бедные, плакали,

   Они бы смеялись и квакали.

   Вот, милые дети, какая беда

   Была бы, когда бы не я да вода.

   Берегите меня, умывайтесь, купайтесь,

   А что я такое – скорей догадайтесь. (Кусок мыла).

4. Я одноухая старуха,

   Я прыгаю по полотну,

  И нитку длинную из уха,

  Как паутинку, я тяну. (Иголка).

5. Маленькие домики по улице бегут,

  Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина).

6. Хожу – брожу не по лесам,

   А по усам, по волосам,

   И зубы у меня длинней,

   Чем у волков и медведей. (Расческа).

7. Был белый дом, чудесный дом,

    Вдруг что- то застучало в нём.

    И он разбился, и оттуда

     Живое выбежало чудо-

     Такое тёплое, такое пушистое и золотое. ( Яйцо, цыплёнок)

Воспитатель: Я думаю, что вы еще не раз будете встречаться с произведениями Корнея  Ивановича Чуковского. Ведь стихи и сказки Чуковского великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.

Краткое содержание.

Здесь вы можете читать онлайн сказку «Бармалей» Корнея Чуковского с картинками про непослушных Танечку и Ванечку, которые сбежали из дома и отправились в Африку. Сначала им было весело и интересно, но вскоре они встретили злого Бармалея, который хотел съесть детей.

Неожиданно в небе появился аэроплан с доктором Айболитом, который попросил Бармалея не есть детишек. Однако тот не послушал доктора и кинул его в костер.

Затем появился крокодил и съел злодея, но Ваня и Таня очень попросили выплюнуть его, чтобы забрать с собой в Ленинград.

Также вы можете слушать сказку «Бармалей» в исполнении самого Корнея Чуковского.

Текст сказки с картинками:

Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять!
В Африке акулы,
В Африке гориллы,
В Африке большие
Злые крокодилы.
Будут вас кусать,
Бить и обижать,-
Не ходите, дети,
В Африку гулять.

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный
Бар-ма-лей!
Он бегает по Африке
И кушает детей —
Гадкий, нехороший, жадный Бармалей!

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

И папочка и мамочка
Под деревом сидят,
И папочка и мамочка
Детям говорят:
«Африка ужасна,
Да-да-да!
Африка опасна,
Да-да-да!
Не ходите в Африку,
Дети, никогда!»
Но папочка и мамочка уснули вечерком,
А Танечка и Ванечка — в Африку бегом,-
В Африку!
В Африку!

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Вдоль по Африке гуляют.
Фиги-финики срывают,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Оседлали носорога,
Покаталися немного,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Со слонами на ходу
Поиграли в чехарду,-
Ну и Африка!
Вот так Африка!
Выходила к ним горилла,
Им горилла говорила,
Говорила им горилла,
Приговаривала:
«Вон акула Каракула
Распахнула злую пасть.
Вы к акуле Каракуле
Не хотите ли попасть
Прямо в пасть?»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

«Нам акула Каракула
Нипочём, нипочём,
Мы акулу Каракулу
Кирпичом, кирпичом,
Мы акулу Каракулу
Кулаком, кулаком!
Мы акулу Каракулу
Каблуком, каблуком!»
Испугалася акула
И со страху утонула,-
Поделом тебе, акула, поделом!
Но вот по болотам огромный
Идёт и ревёт бегемот,
Он идёт, он идёт по болотам
И громко и грозно ревёт.

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

А Таня и Ваня хохочут,
Бегемотово брюхо щекочут:
«Ну и брюхо,
Что за брюхо —
Замечательное!»
Не стерпел такой обиды
Бегемот,
Убежал за пирамиды
И ревёт.

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Бармалея, Бармалея
Громким голосом
Зовёт:
«Бармалей, Бармалей, Бармалей!
Выходи, Бармалей, поскорей!
Этих гадких детей, Бармалей,
Не жалей, Бармалей, не жалей!»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Таня-Ваня задрожали —
Бармалея увидали.
Он по Африке идёт,
На всю Африку поёт:
«Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей!»
Он страшными глазами сверкает,
Он страшными зубами стучит,
Он страшный костёр зажигает,
Он страшное слово кричит:
«Карабас! Карабас!
Пообедаю сейчас!»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Дети плачут и рыдают,
Бармалея умоляют:
«Милый, милый Бармалей,
Смилуйся над нами,
Отпусти ты поскорей
К нашей милой маме!
Мы от мамы убегать
Никогда не будем
И по Африке гулять
Навсегда забудем!
Милый, милый людоед,
Смилуйся над нами,
Мы дадим тебе конфет,
Чаю с сухарями!»
Но ответил людоед:
«Не-е-ет!!!»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

И сказала Таня Ване:
«Посмотри, в аэроплане
Кто-то по небу летит.
Это доктор, это доктор,
Добрый доктор Айболит!».
Добрый доктор Айболит
К Тане-Ване подбегает,
Таню-Ваню обнимает
И злодею Бармалею,
Улыбаясь, говорит:
«Ну, пожалуйста, мой милый,
Мой любезный Бармалей,
Развяжите, отпустите
Этих маленьких детей!»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Но злодей Айболита хватает
И в костёр Айболита бросает.
И горит, и кричит Айболит:
«Ай, болит! Ай, болит! Ай, болит!»
А бедные дети под пальмой лежат,
На Бармалея глядят
И плачут, и плачут, и плачут!

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт!
Добрый доктор Айболит
Крокодилу говорит:
«Ну, пожалуйста, скорее
Проглотите Бармалея,
Чтобы жадный Бармалей
Не хватал бы,
Не глотал бы
Этих маленьких детей!»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Повернулся,
Улыбнулся,
Засмеялся
Крокодил
И злодея
Бармалея,
Словно муху,
Проглотил!

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Рада, рада, рада, рада детвора,
Заплясала, заиграла у костра:
Но в животе у Крокодила
Темно, и тесно, и уныло,
И в животе у Крокодила
Рыдает, плачет Бармалей:
«О, я буду добрей,
Полюблю я детей!
Не губите меня!
Пощадите меня!
О, я буду, я буду, я буду добрей!»
Пожалели дети Бармалея,
Крокодилу дети говорят:
«Если он и вправду сделался добрее,
Отпусти его, пожалуйста, назад!
Мы возьмём с собою Бармалея,
Увезём в далёкий Ленинград!»
Крокодил головою кивает,
Широкую пасть разевает-
И оттуда, улыбаясь, вылетает Бармалей,
А лицо у Бармалея и добрее и милей:
«Как я рад, как я рад,
Что поеду в Ленинград!»

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

Пляшет, пляшет Бармалей, Бармалей!
«Буду, буду я добрей, да, добрей!
Напеку я для детей, для детей
Пирогов и кренделей, кренделей!
По базарам, по базарам
Буду, буду я гулять!
Буду даром, буду даром
Пироги я раздавать,
Кренделями, калачами
Ребятишек угощать.

Иллюстрации к сказке Чуковского "Бармалей"

А для Ванечки
И для Танечки
Будут, будут у меня
Мятны прянички!
Пряник мятный,
Ароматный,
Удивительно приятный,
Приходите, получите,
Ни копейки не платите,
Потому что Бармалей
Любит маленьких детей,
Любит, любит, любит, любит,
Любит маленьких детей!»


Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
 
учителя начальных классов Архиповой Е. М., проведённый во 2 В классе
(февраль 2015г.)
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
 
Цели:
 

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
К.И.Чуковского, выявить читательский интерес. 
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. 
2. Развивать мышление, речь, воображение, память. 
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию
читать. 
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом. 

Оформление: 

1) детские рисунки по произведениям
К.И.Чуковского; 
2) презентация; 
3) выставка детских книг. 

Подготовительная работа к проведению: 

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое
солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»,
«Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др. 
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся). 
в) Выставка книг в классе.

Ход урока 
1. Организационный момент. 
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный
ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов
вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз. 
2. Вступительное слово 
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет
жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он
придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя
— Николай Васильевич Корнейчуков. 
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая
на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова
внешность Корнея Ивановича Чуковского. 
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же
принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике
перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.
Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно
легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых
встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги . 
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для
детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок
Корнея Чуковского. 
(слайды 2,3,4) 
3. Закрепление. 
А) Соревновательная часть 
I тур «Вспомни сказку». 
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку. 
Веселится народ — 
Муха замуж идёт 
За лихого, удалого 
Молодого… (комара). 
«Муха – Цокотуха» 

Нет – нет! Соловей 
Не поёт для свиней 
Позовите-ка лучше… (ворону). 
«Телефон» 

И мне не надо 
Ни мармелада, ни шоколада 
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… (детей). 
«Бармалей»

Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит 
Добрый доктор… (Айболит) 
«Айболит» 

Только вдруг из – за кусточка 
Из-за синего лесочка, 
Из далёких из полей 
Прилетает… (воробей) 
«Тараканище» 

А посуда вперёд и вперёд 
По полям, по болотам идёт. 
И чайник сказал утюгу 
— Я больше идти… (не могу). 
«Федорино горе» 

А за ним – то народ 
И поёт, и орёт: 
— Вот урод, так урод! 
Что за нос, что за рот! 
И откуда такое… (чудовище). 
«Крокодил» 

Солнце по небу гуляло 
И за тучку забежало. 
Глянул заинька в окно, 
Стало заиньке… (темно). 
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу, 
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) 
(«Путаниц) 
(слайды 5,6,7) 
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”… 
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. 
II тур «Кто есть кто». 
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? 
Айболит — (доктор) 
Бармалей — (разбойник) 
Федора — (бабушка) 
Каракула — (акула) 
Мойдодыр — (умывальник) 
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики) 
Цокотуха — (муха) 
Барабек — (обжора) 
Рыжий, усатый великан — (таракан) 
(слайд 8)

— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:
«Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за
хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время,
сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” 
Аукцион. 
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами:
«Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе») 
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»). 
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) 
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки,
кит, орлы) 
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения
«Храбрецы»? (Улитку) 
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) 
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. 
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по
улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро,
проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю
сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. 
(слайда 9,10) 
IV тур «Корзинка с потерянными вещами». 
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете. 
Телефон (У меня зазвонил телефон) 
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике) 
Мыло (Вот и мыло подскочило) 
Блюдце (А за ними блюдца) 
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) 
Термометр (И ставит им градусник) 
Сито (Скачет сито по полям) 
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») 
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) 
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) 
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником) 
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) 
(слайд 11) 
V тур «Музыкальная страничка». 
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку. 
Музыкальная пауза « Веселый танец». 
(слайд 12) 
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой
день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923
г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о
Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой
сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал
оба». 
Загадки К.И.Чуковского. 
( слайды с 13 по 21) 
Угадай героев произведений К.И.Чуковского. 
(слайды с 22 по 27)

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев». 
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев. 
БРМЛЙ ЦКТХ 
МЙДДР ФДР 
ЙБЛТ ТРКНЩ 
КРКДЛ КРКЛ 
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,) 
(слайд 28) 
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные
фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки
от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с
удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет
«Федорино горе”. 
VII тур «Героический поступок». 
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на
столах) 
Айболит Зажгли море. 
Воробей Проглотил солнце. 
Крокодил Помыла свою посуду. 
Комар Вернул солнце в небо. 
Федора Потушила море. 
Медведь Спас Муху – Цокотуху. 
Бабочка Съел таракана. 
Лисички Вылечил зверей. 
(слайд 29) 
VIII тур «Конкурс чтецов». 
Дети читают выбранные отрывки из сказок. 
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых
битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского
воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Подведение итогов и награждение победителей. 
Нам жалко дедушку Корнея: 
В сравненье с нами он отстал, 
Поскольку в детстве «Бармалея” 
И » Крокодила” не читал, 
Не восхищался «Телефоном” 
И в «Тараканище” не вник. 
Как вырос он таким учёным, 
Не зная самых главных книг? 
(слайд 30) 
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов. 
Сложи мозаику. 
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского 
IX Подведение итогов викторины 
4. Итог урока. Выставление оценок.

Мельник
Татьяна Николаевна

 учитель
начальных классов высшей квалификационной категории

Проект урока

литературного чтения в 1
классе

по теме: «К. И. Чуковский.
Телефон»

(УМК «Школа России»)

Тип урока: урок
чтения и анализа литературного текста.

Цели урока: познакомить
учащихся с творчеством К. И. Чуковского; совершенствовать умение правильно и
осознанно читать текст целыми словами; развивать умение определять жанр
литературного произведения; развивать умение давать характеристику героям;
развивать связную речь учащихся; развивать умение работать в паре; развивать умение
самостоятельно оценивать свои действия; воспитывать способность сопереживать,
желание помогать кому-либо в трудной ситуации; воспитывать культуру общения по
телефону.

Оборудование:
Литературное чтение. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч. Ч.2/
(Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова и др.) –М: Просвещение, 2019.-80
с.; компьютер, интерактивная доска, маски животных для чтения по ролям,
толковые словари Ожегова, карточки с заданиями для работы в парах, смайлики для
оценивания, выставка книг  К.И. Чуковского, магниты.

Ход урока

1.Организационный момент

Учитель: Прозвенел
звонок веселый.

                 Мы урок начать готовы!

                 Будем слушать и читать,

                 И друг–другу помогать.

Проверка готовности рабочего
места.

Учитель: У вас
на столах  лежат учебники, толковый словарь Ожегова, файлы с заданиями, смайлики
для оценивания своей работы и работы товарищей. Ну и, конечно,  у всех у
вас хорошее настроение и деловой настрой на работу.

Мотивация к учебной
деятельности

Учитель: Что
случилось? Вот беда!

           
      Разлетелись все слова.

           
      Вы названья соберите

           
      И героев назовите.

-Начинаем работу в парах. У
вас в папке лежит карточка с заданием. Кто есть кто? Каким сказочным персонажам
принадлежат эти имена? Соедините пары слов первого и второго столбика

Айболит — доктор
Бармалей — разбойник 
Федора — бабушка 
Каракула — акула 
Мойдодыр — умывальник 
Тотошка, Кокошка — крокодильчики
Цокотуха — муха
Рыжий, усатый великан — таракан

Учитель: Кто
уже готов, поднимите руки «в замочке». Сверьте свои ответы с проверочным листом
на экране. Оцените свою работу. Если всё правильно, поднимите «весёлый»
смайлик, если есть одна ошибка – «задумчивый», если ошибок больше – «грустный».
 (Слайд 1)

— Как вы думаете, почему вы справились с
заданием? ( Знаем произведения, работали дружно, смогли быстро прочитать имена
героев).

2.
Определение темы урока

Учитель: Что
объединяет этих персонажей?  (автор К.И. Чуковский).

-Да, ребята, их придумал один человек.
Звали этого замечательного человека — К.И. Чуковский.   (Слайд 2) 

Беседа проблемного характера.

Учитель: Ребята,
какие произведения К. И. Чуковского вам знакомы? Кто вам их читал? Какое
произведение вам больше всего запомнилось? Почему?

Работа с выставкой книг.

Учитель: Посмотрите,
как много книг К. И. Чуковского есть в нашей классной библиотеке! Вы можете
взять любую книгу для домашнего чтения.

3. Подготовка к первичному восприятию
текста

1)Рассказ учителя о творчестве К. И. Чуковского. 

Учитель: Корней Чуковский –
это литературный псевдоним писателя. Настоящее имя – Николай Васильевич
Корнейчуков. А вы знаете значение слова «псевдоним»?  Где мы можем узнать
лексическое значение слова?  (спросить у взрослых, посмотреть в толковом
словаре, найти в интернете).  Что оно обозначает? Более точное значение
слова можно посмотреть в толковом словаре Ожегова.

 (Открывают словари по закладке,
учитель зачитывает значение слова.)

— Корнея Ивановича Чуковского знают все
дети страны.
Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху,
Бармалея, Мойдодыра. В семье К.И. Чуковского было четверо детей. Детским
поэтом-сказочником он стал случайно. Заболел его маленький сынишка. Корней
Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик  капризничал, плакал. Чтобы хоть
как-то его развлечь, отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил,
он по улицам ходил…» Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Так появилась
первая сказка «Крокодил». Его маленькая дочка не хотела умываться по утрам, и
отец часто говорил ей: «Надо, надо умываться по утрам и вечерам…». Так и
появился «Мойдодыр»

 Чуковский был очень трудолюбив. Писал
везде: в трамвае, у врача, в очереди за хлебом, на пляже. Он написал для детей
много стихов, сказок, а также Чуковский сочинял загадки.

2) Работа над загадкой.

У вас в файле лежат картинки-отгадки к
загадкам. Приготовьте их.

 ( Читает хорошо читающий ученик)

Паровоз без колёс!      
    

Вот так чудо-паровоз!

Не с ума ли он сошёл —

Прямо по морю пошёл!  

— Прочитайте
1-ю строчку с удивлением;

— Прочитайте
2-ю строчку с восхищением;

 Прочитайте
3-ю строчку вопросительно — насмешливо;

— Прочитайте
4-ю строчку с восхищением и удивлением;

 Прочитайте
выразительно;

  Чтение
по строчкам 2-3 парами.

Оцените своё чтение смайликами.

3)Работа над темой и целью урока.

Учитель: Продолжаем
отгадывать загадки.    

Следующую загадку придумал не Чуковский,
но она тесно связана с темой нашего урока.

Через поле и лесок

Подаётся голосок.

Он бежит по проводам –

Скажешь здесь, а слышно там.

(Вывешивается картинка телефона на доску) 
     

Учитель: Почему
вы считаете, что это телефон? Зачем я ее загадала?

Итак, тема нашего урока:
К. И. Чуковский «Телефон».

Какие цели мы поставим перед собой? Какие
задачи будем решать?

(Слайд 3. )

(Учитель открывает слайд с целями урока и
читает их детям.)

4. Первичное восприятие текста.

Учитель:  Послушайте
новое произведение. Подумайте, почему оно так называется? (Чтение текста
учителем.)

5. Проверка качества первичного восприятия
текста.

Почему
автор именно так назвал свое произведение?

— Понравилось
вам произведение? Чем?

— Оно  весёлое или грустное? Смешное или
страшное?

— А как правильно общаться по телефону?

(Рассказать детям о важности общения по
телефону.)

6. Физкультминутка

7. Повторное восприятие текста

1)Словарная работа.

Учитель: Откройте
свои учебники на стр. 17. Давайте еще раз перечитаем текст К. И. Чуковского. Возьмите
в руки простой карандаш и по ходу чтения отмечайте трудные и непонятные слова.

(Беседа о бережном обращении с книгой.)

Чтение 1 столбика.

Словарная работа:
 пуд – старинная мера веса = 16 кг.       
     

— Чтение 2 столбика.

Словарная работа: 
галоши (калоши)-
 резиновая обувь, дюжина
 12.        

Чтение 3 столбика.

Словарная работа: дребедень
всякая ерунда, чепуха (слова-синонимы).

— Чтение 5 столбика.

Словарная работа:
 газели (антилопы) — небольшие животные лёгкого
стройного телосложения, живущие стадами (до нескольких сот особей).
Питаются травянистой растительностью. Отличаются чрезвычайно стремительным
бегом. (Показать картинку). Галдели — никого не слушали, перебивали друг
друга.

Чтение 6 столбика.

2) Физкультминутка

Глазки наши, отдохните,

Под ресничками вздремните.

А теперь взгляните вдаль,

А потом на парту.

Посмотрите влево, вправо,

Вверх и вниз,

Теперь вперёд

Продолжаем наш урок.

3) Выборочное чтение.

-Назовите героев произведения.

-Кто главный герой?

 С
какой просьбой обратился слон к писателю? Можно ответить строчками из текста. (Выборочное
чтение.)

 Что
просил прислать крокодил? (Выборочное чтение.)

 О
чём спрашивали газели? (Выборочное чтение.)

 Почему
автор назвал их глупыми?

 Когда
позвонил Носорог?

 С
какой просьбой?  (Выборочное чтение.)

 О
какой черте характера Носорога говорит его поступок? (Неравнодушный, переживает
за Бегемота, хочет ему помочь.)

А как
бы вы поступили в такой ситуации? Почему?

8. Творческая
работа с литературным текстом

1)
Подготовительная работа к чтению по ролям.

— Сейчас мы будем подбирать слова,
которыми можно охарактеризовать отдельных героев сказки.

(Прикрепить на доску картинки с
изображением этих животных.)

Слон  
 Заботливый, внимательный, любящий отец, большой, маленький, злой.

Крокодил  
   Добрый, заботливый, хороший семьянин, зубастый, маленький.

Носорог  
   Большой, хороший друг, добрый, неравнодушный, злой.

(Дети выбирают нужные слова и доказывают,
почему они подобрали именно эти слова для характеристики героя.)

2)Чтение по ролям.

       Учитель:
В гости дедушка Корней

Приглашает всех детей.

Но особенно он рад

Пригласить таких ребят,

Кто умеет слушать сказки

Или любит их читать.

Учитель: 

 В
какой форме построен текст? (В форме диалога.)                       

 Что
такое диалог?

Учитель: На
что будем обращать внимание при чтении по ролям? (Передать характер
героя с помощью интонации, чётко произносить      слова, вовремя вступать в
диалог).

Дети в масках выходят к доске и читают
диалоги по ролям.

(Диалоги автор – Слон, автор – Крокодил, автор
– Носорог можно прочитать по желанию)

— Оцените чтение каждой пары. Кто
 читал лучше? Какие ошибки допустили дети при чтении?

9. Итог урока

Учитель:

С каким
произведением мы познакомились на уроке?

Зачем
К. И. Чуковский написал это произведение?

Для
чего люди придумали телефон?

Как
правильно вести диалог по телефону?

Какую
цель мы ставили?

(Обращаемся к слайду с целями урока.)

Мы ее
достигли?

Учитель: Наш
урок заканчивается, но не заканчивается дружба с книгами К.И. Чуковского,
которые согреты добром и юмором. Я вам советую прочитать дома все произведение.
Подготовьте чтение наизусть понравившегося отрывка.

— Спасибо за урок!

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Слушать сказку поросенок фунтик
  • Слушать сказку почта деда мороза и другие истории
  • Слушать сказку о щелкунчике и мышином короле
  • Слушать сказку огурцы николай носов
  • Слушать сказку палочка выручалочка сутеев
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии