Палочка-выручалочка одна из самых поучительных и добрых сказок про ёжика и зайца. Владимир Сутеев вложил в главного героя ёжика все самые лучшие качества. Обязательно прочитайте эту сказку вашему ребёнку. Весь текст сопровождается иллюстрациями для более интересного прочтения. Так же для вашего удобства мы на нашем сайте предоставляем аудио и видео этой истории. Здесь сможете не только прочитать, послушать и посмотреть эту сказку про зайца, но и скачать её текст в форматах docx и pdf.
Аудиосказка Палочка-выручалочка
Читать сказку Палочка-выручалочка с картинками
Шёл Ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и пошли они вместе. Вдвоём дорога вдвое короче. До дома далеко — идут, разговаривают. А поперёк дороги палка лежала. За разговором Заяц её не заметил — споткнулся, чуть было не упал.
— Ах, ты!.. — рассердился Заяц. Наподдал палку ногой, и она далеко в сторону отлетела.
А Ёжик поднял палку, закинул её себе на плечо и побежал догонять Зайца.
Увидел Заяц у Ежа палку, удивился:
— Зачем тебе палка? Что в ней толку?
— Эта палка не простая, — объяснил Ёжик. — Это палочка-выручалочка.
Заяц в ответ только фыркнул. Пошли они дальше и дошли до ручья. Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул уже с другого берега:
— Эй, Колючая Голова, бросай свою палку, тебе с нею сюда не перебраться!
Ничего не ответил Ёжик, отступил немного назад, разбежался, воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом перелетел на другой берег и стал рядом с Зайцем как ни в чём не бывало.
Заяц от удивления даже рот разинул:
— Здорово ты, оказывается, прыгаешь!
— Я прыгать совсем не умею, — сказал Ёжик, — это палочка-выручалочка — через всё-скакалочка мне помогла.
Пошли дальше. Прошли немного и вышли к болоту.
Заяц с кочки на кочку прыгает. Ёжик позади идёт, перед собой палкой дорогу проверяет.
— Эй, Колючая Голова, что ты там плетёшься еле-еле? Наверно, твоя палка…
Не успел Заяц договорить, как сорвался с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот-вот захлебнётся и утонет.
Перебрался Ёжик на кочку, поближе к Зайцу, и кричит:
— Хватайся за палку! Да покрепче!
Ухватился Заяц за палку. Ёжик изо всех сил дёрнул и вытянул своего друга из болота. Когда выбрались на сухое место, Заяц говорит Ежу:
— Спасибо тебе, Ёжик, спас ты меня.
— Что ты! Это палочка-выручалочка — из беды-вытягалочка.
Пошли дальше и у самой опушки большого тёмного леса увидели на земле птенчика. Он выпал из гнезда и жалобно пищал, а родители кружились над ним, не зная, что делать.
— Помогите, помогите! — чирикали они.
Гнездо высоко — никак не достанешь. Ни Ёж, ни Заяц по деревьям лазить не умеют. А помочь надо
Думал Ёжик, думал и придумал.
— Становись лицом к дереву! — скомандовал он Зайцу.
Заяц стал лицом к дереву. Ёжик посадил птенца на кончик своей палки, залез с ней Зайцу на плечи, поднял как мог палку и достал почти до самого гнезда. Птенчик ещё раз пискнул и прыгнул прямо в гнездо.
Вот обрадовались его папа и мама! Вьются вокруг Зайца и Ежа, чирикают:
— Спасибо, спасибо, спасибо!
А Заяц говорит Ежу:
— Молодец, Ёжик! Хорошо придумал!
— Что ты! Это всё палочка-выручалочка — наверх-поднималочка!
Вошли в лес. Чем дальше идут, тем лес гуще, тем нее. Страшно Зайцу. А Ёжик виду не подаёт: идёт впереди, палкой ветки раздвигает. И вдруг из-за дерева прямо на них огромный Волк выскочил, загородил дорогу, зарычал:
— Стой!
Остановились Заяц с Ежом. Волк облизнулся, лязгнул зубами и сказал:
— Тебя, Ёж, я не трону, ты колючий, а вот тебя, Косой, целиком съем, с хвостом и ушами!
Задрожал Зайчик от страха, побелел весь, как в зимнюю пору, бежать не может: ноги к земле приросли. Закрыл глаза — сейчас его Волк съест. Только Ёжик не растерялся: размахнулся своей палкой и что есть силы огрел Волка по спине.
Взвыл Волк от боли, подпрыгнул — и бежать…
Так и убежал, ни разу не обернувшись.
— Спасибо тебе, Ёжик, ты меня теперь и от Волка спас!
— Это палочка-выручалочка — по врагу-ударялочка, — ответил Ёжик.
Пошли дальше. Прошли лес и вышли на дорогу. А дорога тяжёлая, в гору идёт. Ёжик впереди топает, на палочку опирается, а бедный Заяц отстал, чуть не падает от усталости. До дома совсем близко, а Заяц дальше идти не может.
— Ничего, — сказал Ёжик, — держись за мою палочку.
Ухватился Заяц за палку, и потащил его Ёжик в гору. И показалось Зайцу, будто идти легче стало.
— Смотри-ка, — говорит он Ежу, — твоя палочка-выручалочка и на этот раз мне помогла.
Так и привёл Ёжик Зайца к нему домой, а там давно его поджидала Зайчиха с зайчатами. Радуются встрече, а Заяц и говорит Ежу:
— Кабы не эта твоя волшебная палочка-выручалочка, не видать бы мне родного дома.
Усмехнулся Ёжик и говорит:
— Бери от меня в подарок эту палочку, может быть, она тебе ещё пригодится.
Заяц даже опешил:
— А как же сам ты без такой волшебной палочки-выручалочки останешься?
— Ничего, — ответил Ёжик, — палку всегда найти можно, а вот выручалочку, — он постучал себе по лбу, — а выручалочка-то вот она где!
Тут всё понял Заяц.
— Верно ты сказал: важна не палка, а умная голова да доброе сердце!
Смотреть сказку Палочка-выручалочка
Скачать текст сказки Палочка-выручалочка
Скачать docx
Скачать pdf
Другие сказки Владимира Сутеева
Другие сказки про ёжика
Другие сказки про зайца
Купить книгу В. Сутеева: Книга Сказок
Конспект
занятия по мотивам сказки В.Г. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Образовательные
области:
Познавательное развитие; речевое развитие; физическое; художественно-эстетическое
развитие
Цель: вызвать у
детей положительные эмоции.
Задачи:
Воспитательные:
воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной
отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
Развивающие:
развивать речь, мыслительную активность.
Образовательная:
познакомить детей со сказкой «Палочка-выручалочка»; учить детей отвечать на
вопросы по содержанию сказки; учить детей выражать на лице эмоции: страх,
удивление, гнев, радость.
Планируемые
результаты:
Личностные:
1.У детей
создан положительный настрой.
2.Умеют
различать и по возможности изображать эмоциональное состояние (удивление,
радость, злость).
Интеллектуальные:
Умеют
отвечать на вопросы по содержанию сказки.
Физические:
Умеют
имитировать движения животных.
Критерии
оценки деятельности детей в НОД:
Одобрение
детей.
Похвала
детей за усердие, желание выполнить задание.
Ход
непосредственно–образовательной деятельности.
Ребята
сегодня я предлагаю вам отправиться в гости к интересной сказке.
Вы ребята
не стесняйтесь.
Побыстрей
располагайтесь.
Всем ли
видно? Всем ли слышно?
Приготовьте
ушки, глазки, Расскажу сейчас вам сказку!
Здравствуй
, сказка «Палочка-выручалочка».
Представление
истории и этюды на выражение эмоций.
Педагог:
Шел ёжик домой. По дороге нагнал его Заяц, и они пошли вместе. Идут разговаривают,
а поперёк дороги палка лежала. Заяц не заметил её- споткнулся.
-Ах, ты!
–рассердился Заяц и поддал палку ногой.
Этюд
«Рассерженный Заяц».
(Педагог
просит детей показать рассерженного Зайца, как он пнул палку ногой и какое у
него при этом было лицо. Несколько детей по очереди показывают , остальные
смотрят.)
Педагог: А
Ёжик поднял палку, закинул её на плечо и побежал догонять Зайца. Увидел Заяц у
Ежа палку, удивился.
Этюд
«Удивлённый Заяц».
(Педагог
просит детей показать удивлённого Зайца)
Педагог:
Зачем тебе палка? Что в ней толку?- спросил Заяц.
-Эта палка
непростая объяснил Ёжик.
-Это
палочка- выручалочка.
Дошли
они до ручья, Заяц одним прыжком перескочил через ручей и крикнул с другого
берега:
-Эй,
колючая голова, бросай свою палку, тебе с ней сюда неперебраться!
Ничего не
ответил Ёжик. Разбежался , воткнул на бегу палку в середину ручья, одним махом
перелетел на другой берег и встал рядом с Зайцем. Тот от удивления даже рот
разинули.
Этюд
«Удивлённый Заяц».
(показывают
сразу все дети)
Педагог:
Вышли они к болоту, Заяц весело с кочки на кочку прыгает.
Этюд
«Весёлый Заяц».
(Педагог
просит детей показать, как Заяц весело прыгает с кочки на кочку .Несколько
детей показывают, другие смотрят.)
Педагог:
Вдруг сорвался Заяц с кочки и провалился в трясину по самые уши. Вот- вот
захлебнётся и утонет. А Ёжик не растерялся .Не долго думая протянул Зайцу один
конец палки, а сам стал тащить её другой конец. Тащил, тащил и вытащил Зайца.
Когда выбрались они на сухое место, Заяц и говорит: «Спасибо тебе,Ёж, спас ты
меня.»
Что
чувствовал Заяц, когда был в болоте?
Этюд
« Спасение – благодарность».
В ткань
заворачивается ребенок, который изображает Зайца. Взрослый его крепко держит.
Другой ребенок, изображающий Ежа, пытается его «вытащить» .
После
«спасения» Заяц благодарит Ежа (многие дети при этом обнимают «спасителя»).
Несколько пар детей по очереди показывают этот этюд.
Педагог :
Пошли они дальше и у самой опушки увидели на земле птенчика.
Родители
кружились над ним и не знали, что делать. Заяц и Еж захотели помочь, не знали,
как это сделать. Например, Еж догадался Он посадил птенчика на конец палки и
подсадил его гнездо (Педагог демонстрирует действия Ежа) Снова помогла нашим
героям палочка-выручалочка.
Релаксационная
пауза «Птички и птенчики».
Педагог:
Сейчас мы все превратимся во взрослых птиц и будем летать там, где нам хочется,
плавно размахивая крыльями. А потом мы будем птенчиками. У них еще слабые
крылья, поэтому они часто-часто машут ими, взлетают невысоко, а потом опять
опускаются на землю. Но вот птенчики оказываются в своем гнезде благодаря
палочке-выручалочке.
(Дети
изображают птиц и птенчиков)
Педагог:
Вошли Заяц и Еж в лес. Там темно и страшно. Вдруг к ним выскочил Волк и зарычал
низким грубым голосом : «Стой!Тебя,Еж,я не трону,ты колючий,а вот
тебя,косой,целиком съем,с хвостом и ушами!»
Этюд
«Злой Волк»
Педагог:
Еж не расстроился. Размахнулся своей палкой…испугался Волк и убежал…Так и
пришли Заяц и Еж к заячьему домику. Радуются Зайчата, увидев их. Еж решил подарить
зайцу палочку-выручалочку.
— Как же
ты сам, Еж,-спросил Заяц. Ничего ответил Еж,палку всегда можно найти,а
выручалка,(постучал себе по лбу) вот она где!
Тут все понял Заяц:
— Верно. Важна н6е палка, а умная голова да доброе сердце.
Обсуждения в кругу.
Педагог:
Что можно сказать про Ежа?
Дети:
Умный, смелый, находчивый.
Педагог:
Изменилось ли отношение Зайца к палочке,какое оно было снчала и какое потом?
Дети: Отношение было пренебрижительное, а стало уважительное.
Педагог:
Что понял Заяц в конце истории, что важнее: палочка или…?
Дети :Умная голова да доброе сердце.
«Сказки о животных. В. Сутеев. Палочка-выручалочка»
УМК «Начальная школа XXI века».
Автор: Антонова Ирина
Николаевна,
Тема: Сказки о животных. В. Сутеев
«Палочка-выручалочка».
Цель: ввести
в круг чтения новую авторскую сказку.
-создать условия
для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка»;
-включить учащихся в эмоционально –
творческую деятельность, связанную с читаемым произведением;
—воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Оборудование: компьютер.
№
Этапы работы
Содержание этапа
УУД
I.
Организационный
момент.
Цель,
которая должна быть достигнута учащимися:
подготовиться к
продуктивной работе на уроке.
Цель,
которую учитель хочет достичь на данном этапе:
способствовать
подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи:
создать
положительный эмоциональный настрой.
Методы:
словесные.
Литературное
чтение – прекрасный урок,
Много
полезного в каждой из строк,
Стих это
будет, сказка, рассказ –
Вы учите их –
они учат вас!
-Каким вы хотите
видеть наш урок?
-Улыбнитесь друг
другу. Подарите и мне вашу улыбку. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем
настроение радости.
Подарите
каждому
По кусочку
солнышка,
Пусть добром
наполнятся
Души их до
донышка.
-Пусть этот урок
принесёт нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.
II.
Актуализация
опорных знаний.
Цель,
которая должна быть достигнута учащимися:
повторить
произведения, с которыми познакомились на уроках литературного чтения по
заданным моделям.
Цель,
которую учитель хочет достичь на данном этапе:
организовать
работу по повторению изученных произведений.
-Ребята,
давайте вспомним произведения, с которыми вы знакомились на уроках
литературного чтения.
—А для этого
повторим памятку для обозначения моделей.
Ваша задача —
рассмотрите модели и назовите книги, которые соответствуют предложенным
моделям.
На доске две
модели обложек.
? | ____?_
______ | |
? |
Познавательные:
используют
наглядные модели и символические средства (цвета, заместители).
III.
А)
Б)
Изучение
учебного материала.
Постановка
учебной задачи.
Цель,
которая должна быть достигнута учащимися:
правильно
называть произведение (фамилия автора, заглавие);
прогнозировать
содержание на основе заголовка.
Цель,
которую учитель хочет достичь:
организовать
работу в правильном названии произведения и прогнозировании содержания.
Методы
организации работы:
словесные,
наглядные.
Работа по
теме урока.
Цель,
которая должна быть достигнута учащимися:
моделировать
обложку книги;
правильно
называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять тему и жанр.
Цель,
которую учитель хочет достичь:
учить слушать
чтение произведения другим человеком, а также воспринимать и понимать
прослушанное;
создать условия
для ознакомления с содержанием сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка», для
развития устной речи, воображения.
Методы: учебный диалог, моделирование.
-Как вы думаете,
что ждёт вас на сегодняшнем уроке литературного чтения?
(Встреча с новым
произведением).
-Какие умения
вам помогут на уроке?
(Внимательно
слушать, фантазировать, моделировать, прочитать).
— Сегодня мы
будем правильно называть произведение (фамилия автора, заглавие), определять
жанр и тему с помощью моделирования на уроке.
-Прочитайте
автора произведения и заголовок.
Заголовок –
это окошко для взгляда вперёд,
Посмотри – и
увидишь, что тебя ждёт.
Заголовок –
это не просто слова.
Эти слова –
всему голова!
— О чём может
быть текст с таким названием?
-Вы уже знаете
такие произведения, где палочка помогала кому – то? (Золушка).
-Внимательно
послушайте произведение и ответьте на вопрос: « Чьи предположения
оправдались?»
Слушание
Чтение учителем
произведения (книги закрыты).
Презентация (слайды
№ 5-21).
Проверка
первичного восприятия.
-Понравилось ли
вам произведение?
-Что вам
понравилось?
-Что вам не
понравилось?
-Когда вам было
весело? А грустно?
-Оправдались ли
ваши предположения о заголовке произведения?
Моделирование
обложки.
-А теперь нам
предстоит задача моделирование обложки.
-Ребята, как вы
думаете, что я вам прочитала? (Сказку).
-Почему вы так
решили? Докажите.
-Покажите на
своих моделях, что я вам прочитала сказку.
-Подумайте, о
ком эта сказка? (О животных).
-Покажите это на
своих моделях.
(Учащиеся выполняют
модель обложки на листках бумаги).
-Откройте книгу
и найдите фамилию автора. Кто написал эту сказку?
-В. Сутеев.
Значит, какая
это сказка?
— Авторская
(литературная).
-Укажите на
модели фамилию автора.
-Что вы знаете
об этом человеке?
(фото В.Сутеева)
-Сутеев сам
иллюстрировал свои произведения. Те иллюстрации, которые вы видели при
прослушивании сказки, выполнены самим В. Сутеевым.
-Писал сценарии
к мультфильмам.
-Ещё у Сутеева
был секрет: писал он правой рукой, а рисовал левой.
-Художник и писатель
в одном лице – это настоящий волшебник! А если этот человек ещё и режиссёр,
сценарист, постановщик мультфильмов, то можете не сомневаться – перед вами
В.Г.Сутеев
(выставка
книг).
— Обратите
внимание на выставку, где собраны не только книги, которые он сам писал и
иллюстрировал, но и произведения других авторов с рисунками Сутеева.
-Это,
действительно, удивительный человек. Его рисунки нельзя спутать ни с чьими
другими.
-С какими его
произведениями вы уже знакомы?
-Мы прочитали
сказки Сутеева «Дядя Миша», «Под грибом», «Ёлка».
-Откройте книгу
и прочитайте заголовок сказки. Обозначьте заголовок в модели.
-Сравните с моей
моделью.
-Итак, мы
выполнили модель.
-Назовите
правильно произведение, с которым мы сегодня работаем на уроке.
— В. Сутеев «Палочка
— выручалочка». Эта сказка о животных.
Физминутка.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу,
удерживают цель деятельности до получения её результата;
прогнозирование-
предвосхищение результата.
Коммуникативные:
слушать и
понимать речь других (когда говорит учитель надо слушать).
Познавательные:
формулируют
ответы на вопросы по содержанию прослушанного произведения.
Познавательные:
моделирование —
используют наглядные модели и символические средства (цвета, заместители).
IV.
Закрепление
учебного материала.
Цель,
которая должна быть достигнута учащимися:
уметь давать
характеристику героям, при помощи опорных слов.
Цель,
которую учитель хочет достичь:
развивать творческое
воображение;
воспитывать
чувство взаимопомощи, взаимовыручки;
составлять план
– схему с ключевым словом палочка;
1. Анализ
содержания.
Вам встретились
такие слова, значение которых вам было непонятно?
(Наподдать –
ударить).
-В каждом произведении
есть главные герои. А сейчас мы должны их охарактеризовать.
-Кто главные
герои в сказке?
-Ёжик и Заяц.
Обозначим на модели.
-Переверните
модели и запишите это на обратной стороне.
-Почему я
поставила двустороннюю стрелку?
-Заяц и Ёжик
разговаривают, ведут диалог.
Работа в
парах.
-А теперь,
ребята, поработаем в парах. У вас на партах лежат карточки, где записаны
характеристики героев.
-Ваша задача –
подумайте, каким был ёж и заяц .
-Соедините
стрелочкой, какие черты соответствуют ежу, а какие зайцу?
воспитанный
вежливый
грубый
смелый Ёжик
невоспитанный
добрый
умный
трусливый
находчивый
Заяц
сообразительный
скромный
благодарный
Проверка: пара выходит к доске и один ученик из пары
зачитывает какие черты характера соответствуют Ёжику, а другой – Зайцу.
— Слушайте
внимательно. Кто не согласен, покажите при помощи сигналов.
воспитанный
невоспитанный
вежливый
грубый
смелый
трусливый
добрый
благодарный
умный
находчивый
сообразительный
скромный
— Я думаю,
хорошие результаты получились у тех пар, которые дружно работали,
прислушивались друг к другу и были внимательные.
-Изменился заяц
после того, как Ёжик выручил его?
-Как автор
относится к Ежу? К Зайцу?
-Кто вам
понравился больше и почему?
2. Работа с
учебником и тетрадью.
-Ребята, на
сколько хорошо вы усвоили текст произведения, выполним задания по группам.
Работа по
группам (учебник).
1-я группа читает под зелёным прямоугольником;
2-я группа — найти в тексте как автор по-разному
называет палочку.
(выручалочка,
скакалочка, вытягалочка, поднималочка, ударялочка, выручалочка).
3-я группа – читает под красным прямоугольником.
Работа по
тетради.
При ответе 2 –
ой группы коллективно выполняется № 2 стр. 33.
При ответе 3 –
ей группы — № 3 стр. 34.
Познавательные-
демонстрируют
осознанность восприятия литературного произведения.
Коммуникативные:
работать в паре,
стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение;
обращаться к
одноклассникам с использованием специальных знаков.
Коммуникативные-
находят в тексте
информацию, необходимую для её решения.
V.
Рефлексия.
Цель:
Осознание
учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и класса.
Цель,
которую учитель хочет достичь:
выявлять
авторскую точку зрения и выражать свою.
-Может ли
простая палочка стать выручалочкой?
— От чего это
зависит?
-В чьих руках
простая палочка может стать волшебной?
-Вы правы, а как
об этом сказал автор?
— Что самое
важное?
«Важна не
палка, а умная голова, да доброе сердце!»
(на доске).
— Чему учит нас
сказка?
— Какой урок
возьмём из неё?
-Что хотел нам
сказать автор?
-Не только
палка, но и любая вещь может стать волшебной, если окажется в руках умного и
доброго человека.
.
Мой добрый
друг, пожалуйста,
Добро
совершать не бойся.
Помог
кому – то – и радуйся,
Награды
не нужно большей.
-Дарите людям
добро!
-Ребята, хочется
узнать, каким был для вас урок?
-Оцените свою
работу на уроке. Выберите любой знак.
Сегодня я доволен своей
работой
Я мог бы работать лучше
Я недоволен своей работой
-Прикрепите на
общий круг знак, который соответствует вашему состоянию.
-Спасибо за
работу!
Познавательные:
выделяет
главное, делает выводы в результате совместной работы класса.
Личностные:
оценивают
ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
VI.
Рекомендации
для самостоятельной работы.
По желанию
предлагаю пересказать эту сказку от лица Ёжика или Зайца своим младшим
братьям, сестричкам, родителям.
Найти и
рассмотреть книгу В. Сутеева «Палочка-выручалочка».
Консультация для родителей «Сказочный мир Владимира Сутеева»
Составила: Дикушина О.В. воспитатель МБДОУ №17 «Аленький цветочек» Республики Башкортостан г. Кумертау
Владимир Сутеев написал множество сказок, которые отличаются живостью, остроумием, простотой и доступностью для самых маленьких читателей. Он их мудрый и добрый наставник, с ним легко и весело идти по сказке.
Почти каждое предложение сопровождалось яркой иллюстрацией, в которые Сутеев много привнёс из мультипликации: его динамичные рисунки похожи на кадры мультфильмов; персонажи имеют графическую индивидуальность, выраженную в облике, движениях, мимике. В его книгах всегда много юмора, помогающего без морализации объяснить детям простые истины.
С юношеских лет Владимир Сутеев как художник-иллюстратор периодически публиковался в журналах «Пионер», «Мурзилка», «Дружные ребята», «Искорка», в газете «Пионерская правда». С 1923 года иллюстрировал книги для детей, среди его самых известных работ — иллюстрации к произведениям Корнея Чуковского и Самуила Маршака.
С 1936 года Владимир Сутеев работал режиссером на киностудии «Союзмультфильм». В 1941 году, перед тем как уйти на фронт, он закончил работу над «Мухой-Цокотухой», по произведению К. Чуковского. Он был сценаристом и художником фильмов.
В. Г. Сутеев написал около 40 сценариев для мультипликационного кино, и почти все они были экранизированы такими режиссёрами как Л. К. Атаманов, Л. А. Амальрик, В. И. Полковников, Е. Н. Райковский и др.
Скачать конспект
Иллюстрировал множество детских сказок советских писателей: Чуковского, Маршака, Михалкова. Впервые с иллюстрациями художника на русском языке вышли книги: Д. Родари «Приключения Чиполлино» (сутеевские персонажи этой сказки стали образцом для детских игрушек), норвежского писателя А. Прейсена «Веселый Новый год», английского писателя Л. Муура «Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду». А в 1952 году вышла первая книжка за авторством Сутеева, «Две сказки про карандаш и краски».
«… Важна не палка, а умная голова да доброе сердце!» — говорит Владимир Сутеев словами своего героя из сказки «Палочка-выручалочка» детям, которые только вступают в жизнь и только учатся отличать добро от зла.
Чему учат книги Владимира Сутеева
Составила воспитатель Дикушина О.В.
Пересказываем тексты
В 4-6 лет дети уже должны учиться пересказывать небольшие тексты, в пределах 6 предложений. Причём пересказывать теми словами, которые были переданы автором. Именно в этом возрасте формируется умение внимательно слушать.
Прочитайте сказку «Кораблик» (да и любую другую), несколько раз, используя различные приемы, чтобы малыш лучше запомнил её. Чтение можно сделать для ребенка проблемным.
Вы читаете: «Пошел цыпленок и принес… (пауза)», показываете на иллюстрацию листочка.
И далее читаете «Мышонок -.. (пауза)», показываете на иллюстрацию ореховой скорлупы и ждете ответа ребенка. И так далее по тексту. Вы обращаетесь к пассивному словарю ребенка, переводите слова в активный словарь.
Следующее чтение этой сказки можно изменить, давая возможность ребенку закончить предложение начатое вами. Если при первом прочтении вы указываете на иллюстрации и активируете существительные в словаре ребенка, то при втором прочтении можно усложнить задачу.
Вы читаете: «Пошел цыпленок… (пауза)». Ребенок вспоминает глагол «принес», называет его вместе с существительным «листочек».
В этом возрасте нужно научить ребёнка рассматривать картинки. Очень многие дети мелкие, но значимые предметы на картине просто не видят, то есть не видят всю картину целиком и не понимают скрытого смысла нарисованного. Рассматривание, как правило, детям даётся с трудом. А чтобы помочь им в этом, можно задавать вопросы типа: «Что ты видишь на картинке?», «Что делают герои на картинке?», «А где на картинке ты видишь цветочек или домик?» и т.д. Можно ещё поиграть в «Путешествие». Предложите малышу «зайти» в картину и спросите: «Где мы оказались, какое здесь время года, что ты слышишь?» Если на картине нарисованы птицы, то они должны петь или щебетать, а если машина —то гудеть.
4—6 лет — возраст фантазёров, и такая игра ребятне очень нравится.
Когда у ребенка появится четкое понимание текста, можно учить его пересказу. Если чадо не может пересказать, задавайте ему наводящие вопросы, предложите рассказать вместе.
Можно поиграть в игру «Кто это делал?». Вы называете слова-действия, а ребёнок отвечает, кто это делал. Опять же иллюстрации будут опорой для вашего ребенка.
Также можно заранее подготовить вопросы, помогающие вспомнить содержание текста:
- Кто пошел гулять?
- Почему друзья обиделись на лягушонка?
- Что они придумали?
- Как они строили кораблик:
- Кто принес листочек?
- Кто принес ореховую скорлупу?
Просите ребенка давать правильный ответ, помогайте ему в случае затруднения. «Последовательность действий». То есть мы одними словами-действиями рассказываем сказку, не употребляя существительных и не называя героев: а ребёнок пусть расскажет всеми словами.
Конечно, чтение и пересказ не должны остаться без воспитательного воздействия. Спросите у малыша: «Почему лягушонок остался один?» (Возможный ответ: «Потому что он был хвастунишка»). «Жалко ли тебе лягушонка?»
Кроме того, эта сказка, как и многие другие сказки В.Сутеева, дает огромные возможности для развития творческих способностей вашего ребенка. Можно заранее приготовить материал для аппликации: вырезать кораблик, приготовить фигурки героев. Пусть малыш приклеит кораблик на картон, разместит всех друзей на кораблике, сопровождая действия пересказом.
Спросите ребенка, куда он поместит лягушонка. Возможно, у него появится желание посадить лягушонка на
кораблик, тем самым примирив друзей.
Работа над текстом, сопровождаемая изготовлением аппликации, рисованием или поделкой, стимулирует развитие речи на нейро-психологическом уровне, воспитывает усидчивость и интерес к чтению. Хорошее умение пересказывать приводит к умению хорошо составлять рассказ. Ну а в школе, соответственно, написать сочинение.
Таким образом, комплексная работа над сказками В Сутеева позволяет развивать речь вашего ребенка, творчество, воспитывает в вашем ребенке, скромность, отзывчивость, эмпатию.
Чему учат книги
Владимира Сутеева
«Под грибом»
— сказка о взаимопомощи.
Мультфильм по этой сказке назвали «Грибок-теремок».
Кроме того, что надо выручать и помогать, есть и просветительный момент — информация о том, что грибы растут во время дождя.
«Кто сказал «Мяу»?»
— известная история о Щенке, который не знал, кто мяукает.
Вот здесь мультфильм (кукольный) очень сильно уступает книге.
Учит тому, что надо знать, кто как говорит.
Кстати, если внимательно посмотреть на рисунки, можно увидеть, насколько сильно напугал Щенка цепной Пёс…
«Ёлка»
На мой взгляд, не очень удачное заглавие — слишком общее. Мультфильм, снятый по этой книжке, назывался более ёмко — «Снеговик-почтовик».
Все помнят историю, как Снеговик с щенком ходили к Деду Морозу за ёлкой?
Учит — смелости, находчивости, взаимопомощи.
«Мешок яблок»
— одна из лучших книжек, и мультфильм тоже один из лучших.
В отличие от экранной версии, сыночков у Зайца не четыре, а пять.
Видимо, «Четыре сыночка» звучат лучше, чем «пять сыночков» — скорректировали для песенки.
После мультфильма «Мешок яблок» был снят ремейк довоенного мультфильма «Дед Мороз и Серый Волк», и новую версию сделали продолжением «Мешка яблок» — там действовали те же Заяц с семьёй, Ворона и Волк.
Ну, а чему учит — доброте и находчивости, взаимовыручке и дружбе.
«Яблоко»
— ещё одна «яблочная» история.
О том, что надо делиться, а не быть жадиной!
«Палочка-выручалочка»
— книжка о том, что при наличии мозгов простую палку можно использовать в множестве дел. Это и рычаг, и шест, и средство самозащиты, и что угодно…
«Яблоко» и «Палочка-выручалочка»
вошли в
сборник «Две сказки»
— почти по тексту, только Волк был заменён на Лису. Но рисовка в этом мультфильме была очень странная.
Особенно Заяц с его огромным круглым хвостом…
«Кот-рыболов»
Случай, как с «Мешком яблок» — великолепна и книга, и мультфильм.
«Первая рыбка — моя!»
Учит тому, что надо иметь терпение, соблюдать очередь и не жадничать.
«Разные колёса»
А эта сказка — о том, какое применение в хозяйстве можно найти для колёс разного размера.
Колёсам разного диаметра, которые Медведь не смог приспособить к телеге, находчивые Муха, Лягушка, Ёжик и Петух нашли применение в хозяйстве.
Кстати, в книжке о Медведе только упоминается, а в мультфильме он был одним из ключевых персонажей.
«Дядя Миша»
Если взялся за дело — нужно делать серьёзно и до конца!
А не бросать начатое, резко увлекшись чем-то другим.
«Кораблик»
- Учит находчивости и тому, что не нужно смеяться над теми, кто чего-то не умеет.
«Это что за птица?»
Учит тому, что нужно быть самим собой, и не завидовать другим.
Развязка книжки и мультфильма немного отличается.
Сказки
«Мышонок и Карандаш», «Петух и краски», «Капризная кошка»
развивают начальные навыки рисования.
Кстати, эти сказки (кроме «Капризной кошки») вошли в самую первую опубликованную авторскую книжку Сутеева «Две сказки про карандаш и краски».
«Времена года»
Это описание жизни брата и сестры Кнопочкиных, их кота Усика и собаки Чапки за 12 месяцев.
Год глазами детей. Вот эта книжка, кстати, не экранизирована, но Кнопочкины фигурировали в мультфильме «Весёлый огород».
«Времена года» выпускались как в виде книги, так и в виде набора открыток.
И не могу не вспомнить две замечательные сказки, в которых нет морали, это просто истории в картинках для самых-самых маленьких, и они прекрасны!
Это сказки
«Три котёнка» и «Цыплёнок и Утёнок»
Они входили в мультфильм «Шутки», рисовка которого была несравненно слабее авторских иллюстраций.
Объединяли их не только в книжках и мультфильме, но и в диафильме.
С моралью или без, экранизированные и нет — сказки-картинки Владимира Григорьвича Сутеева просто чудесны!
Для многих ребят логические построения затруднены, вследствие этого затрудняется пересказ, составление рассказа и другие последовательные действия.
Тут на помощь приходят замечательные произведения
для детей иллюстратора и художника Владимира Григорьевича Сутеева
«Не ходи, козёл, в огород»
Составьте вместе с ребёнком рассказ по серии картинок. Попробуйте разложить картинки по порядку, предварительно их распечатав. Составьте рассказ. А можно и не распечатывая попробовать его составить. Что за рассказ получится?
«Бабочка»
Жили-были два брата — Ваня и Вова. Так они похожи друг на друга — не отличить. Всё у близнецов одинаковое — и одежда, и игрушки. И даже собачки. Однажды пошли они на луг бабочек ловить. Сачки взяли. И щенков с собой позвали. Видят — над лугом бабочка летит. Красивая. Одна всего. Кинулись к ней ребята. А щенки тявкают, рядом скачут — каждый хочет своему хозяину помочь. Ваня и Вова бегут за бабочкой, сачками размахивают. Братьев двое, а бабочка одна. Примерились оба… р-р-раз
И поймали… Друг друга. Ваня — Вову, а Вова — Ваню.
Тут и собаки подоспели. Вцепились в сачки, тянут, каждый хозяина своего выручает. Хозяев-то они спасли, да только вот от сачков одни обломки остались! Радуются собаки. А бабочка над лугом летает. Тоже радуется!
«Петух и краски»
Нарисовал Художник Петуха, а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться. Даже Цыплята.
— Почему они смеются надо мной? — спросил Петух Собаку.
— Ты же ходишь совсем нераскрашенный, — сказала Собака, — посмотри-ка на себя!
Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно — Собака правду говорит.
Совсем расстроился Петух.
— Не печалься, — сказала Собака, — иди к Краскам, они тебе помогут.
— Ку-ку-да к Краскам? — закудахтал Петух. — Где я найду их?
— Я научу тебя, — сказала Собака. — Иди всё прямо, прямо, никуда не сворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку и там найдёшь Краски!
И пошёл Петушок Краски искать: всё прямо, прямо, прямо…Идёт Петух тёмным, дремучим лесом и всё прямо… Страшно ему, а он бодрится, вида не подаёт…
Заметили его Лисята, закричали:
— Мама, мама! Смотри — Петух!
— Где, где Петух? — заволновалась Лиса.
— Вот он! Совсем близко! — запищали Лисята.
Увидела Лиса Петуха и отвернулась.
— Нет, нет… Этот Петух не годится, — сказала она.
Лисята чуть не плачут.
— Как так? Почему не годится?
— Он — нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!
А Петушок шёл всё прямо, прямо и вдруг белого Зайца повстречал.
— Скажи мне, Зайчик, — спросил Петушок, — где тут в Сказке живут Краски?
— Сказка здесь везде кругом, а Краски совсем рядом. Я сейчас у них был — краситься ходил.
— Краситься? — удивился Петушок. — Да ты весь белый, нераскрашенный, вроде меня.
— Ну нет, — сказал Заяц, — я летом был серый. А к зиме, мы, зайцы, все в белый цвет красимся: чтобы Волк нас в снежных сугробах не нашёл.
И показал белый Заяц Петуху, где Краски живут
Пришёл Петух к разноцветному теремку, подошёл к крылечку, захлопал крыльями и крикнул:
— Ку-ка-ре-ку!
— Кто там? — спросили за дверью.
— Это я, Петух.
Вышли Петуху навстречу Краски и говорят:
— Здравствуй, Петя-Петушок, зачем пожаловал?
Поклонился Петух низко-низко и просит:
— Краски, Краски, помогите мне!
— Входи, милости просим!
— Я помогу тебе, — сказала Красная Краска и раскрасила Петуху гребешок и бородку.
А Синяя Краска — пёрышки на хвосте.
Зелёная — крылышки.
А Жёлтая — грудку.
Посмотрел Петушок в зеркало — себя не узнал! Такой стал красивый!
Поблагодарил Петух добрые Краски и весёлый зашагал домой — всё прямо, прямо, прямо… Поёт на весь лес:
— Ку-ка-ре-ку!
Лисята увидели его, запищали:
— Мама, мама! Смотри — Петух назад идёт!
Рассердилась Лиса:
— Тише! Я уже сказала вам — этот Петух не годится. Он ненастоящий, нераскрашенный…
— Мама, мама! Он настоящий! Настоящий живой Петух!
Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…
Вернулся Петух на знакомый двор.
— Теперь ты настоящий Петух, — сказала Собака.
Больше никто над Петухом не смеялся. Даже Цыплята.
Книга – зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия.
В ней возможно всё, что не бывает в жизни. И, заметьте, всегда счастливый конец.
Слушатель сопричастен с происходящим, он может вообразить себя любым из персонажей, пережить все перепетии сюжета, отзываясь на них душой.
Мир детей не похож на мир взрослых. В нём тесно переплелись фантазия и реальность. Многие проблемы с детьми возникают из–за непонимания – странного, часто нереального. Исправить ситуацию вам помогут народные сказки, рассказы, былины, стихотворения. Они станут тем волшебным мостиком, который соединяет два разных мира – детский и взрослый.
Как правильно читать ребёнку сказку:
- Старайтесь сказку именно рассказывать, а не читать. Тогда вы вовремя сможете увидеть реакцию ребёнка, и акцентировать его внимание на тех моментах, которые особенно важны вам на данный момент.
- Рассказывайте сказку с удовольствием, старайтесь не отвлекаться на посторонние дела. Ведь вы не просто знакомите малыша со сказкой – вы путешествуете вместе с ним по удивительному волшебному миру. Не оставляйте его там одного!
- Поучительные беседы должны быть короткими. Ориентируйтесь на настроение ребёнка.
- Если малыш изо дня в день просит рассказать одну и ту же сказку – рассказывайте. Значит, у него есть проблема, которую эта сказка помогает решить.
- Будьте осторожны с подробностями и иллюстрациями! В сказках сюжет изложен очень лаконично именно для того, чтобы ребёнок не получил лишнюю информацию, которая может его испугать.
- Очень интересно поиграть в сказку, инсценировать её. В качестве персонажей можно использовать игрушки, фигурки, нарисованные и вырезанные, тени на стене. Сначала вы можете делать это самостоятельно, но очень скоро ребёнок охотно присоединится к вам.
Уважаемые родители!
Не забывайте читать детям книги, откройте для них этот удивительный, волшебный, книжный мир!