Слушать сказку на ночь про собачку соню все

2021-й войдет в историю кино как год закрытых кинотеатров, онлайн-фестивалей, непредсказуемых решений жюри награждение титана в канне и события в

2021-й войдет в историю кино как год закрытых кинотеатров, онлайн-фестивалей, непредсказуемых решений жюри (награждение «Титана» в Канне и «События» в Венеции многих озадачило), но, несмотря на локдауны и падение сборов, появилось на удивление много примечательных фильмов.

1. «Вихрь» (реж. Гаспар Ноэ)

Российские прокатчики назвали фильм «Вихрем», но этот Vortex скорее «Омут». Драму о старости и ее разрушительных наркотиках можно назвать второй частью дилогии, посвященной власти эроса и танатоса (первая, «Любовь», 2015, так возмутила тогдашнего министра культуры Мединского, что прокат в России запретили). Ставлю этот фильм на первое место в своем списке, потому что в нем отразились кошмары пандемической эпохи. Ковид нападает на людей XX века, последних могикан «безмолвного поколения», опустошает их дома с книгами, газетами и пишущими машинками, сводит стариков с ума, швыряет во мглу деменции, соблазняет фальшивыми пилюлями и, наигравшись, отправляет на тот свет. Гаспар Ноэ – один из тех, кому удалось выбраться из омута: он задумал этот фильм после того, как пережил кровоизлияние в мозг. Воронка болезни затягивает пожилых парижских интеллектуалов – режиссер Дарио Ардженто, неожиданно избранный на главную роль, оказался великолепным драматическим актером. Пандемии в фильме нет, но мы смотрим его в респираторах: время диктует контекст, формирует метафоры и корректирует знаки.

2. «Память» (реж. Апичатпонг Вирасетакул)

В мире сновидений нет государственных границ и все говорят на эсперанто

Апичатпонг Вирасетакул исследует онейрическую природу кинематографа и на одном из фестивалей открыл на несколько дней «Отель снов», постояльцам которого, отдыхавшим в комнатах без стен, беспрерывно показывали причудливо перемешанные сцены из фильмов. Сон в тропическом лесу тревожен и полон звуков, и не так уж важно, где этот лес находится – в Таиланде или в Колумбии, где снималась «Память». Джессика, героиня Тильды Суинтон, пытается разгадать природу звука, доносящегося неизвестно откуда и лишающего ее покоя. Ее недуг очень похож на «синдром взрывающейся головы», которым страдает Апичатпонг. Искать источник звука Джессике помогут и реальные, и воображаемые знакомые, но ответ на мучающий ее вопрос так же зыбок, как и всё во сне. Возможно, таинственный звук приходит из прошлого, а, может быть, он доносится из внеземных миров. Память подчиняется законам сна, прихотливого, как орхидея, которые выращивает Джессика. Порой искушенные коллеги Апичатпонга не справляются с иноземными декорациями и иноязычными актерами (печальный пример такой неудачи – последний фильм Сиона Соно с Николасом Кейджем), но в мире сновидений нет государственных границ и все говорят на эсперанто. «Память» (в отличие от фильма Гаспара Ноэ) восторженно встречена кинокритиками и оказалась во главе многих рейтингов.

Бонус: короткометражка Апичатпонга «Ночные колонии». Свет беспощадно сияющих ламп привлекает насекомых и ящерицу, они становятся подлинными хозяевами белоснежной постели, которая ожидает сновидца.

3. «Пафос. Этос. Логос» (реж. Жоаким Пинту и Нуну Леонель)

Операция на мочевом пузыре собаки или миссия «Врачей без границ» важны примерно так же, как детективная интрига

В 2013 году вышла документальная исповедь Жоакима Пинту «Что теперь? Напомни мне». Рассказ о своих попытках совладать с двумя вирусами – ВИЧ и гепатита С – португальский режиссер запутал в телеграфных лентах воспоминаний и размышлений обо всем на свете. Это было впечатляющее, сверхоткровенное и труднопостижимое кино, адресованное внимательному и всезнающему зрителю. Одиннадцатичасовой «Пафос. Этос. Логос» продолжает битву с жаждущей легких развлечений публикой, и обескураженные простаки бегут из зала. Оставшиеся будут вознаграждены: им предстоит погрузиться в романтическую христианскую повесть, запутанную сразу в нескольких эпохах. Пинту, сотрудничавший с противником «центрального конфликта» Раулем Руисом, смещает внимание с того, что представляется важным, на якобы несущественные детали. Операция на мочевом пузыре собаки, биография Симоны Вейль, бесцельная прогулка в парке или миссия «Врачей без границ» важны примерно так же, как детективная интрига, а, быть может, и существенней ее. Пафос, этос и логос – методы убеждения в риторике – раскрываются в трех сюжетных линиях. «Пафос» – история пенсионерки Анжелы, которая, в соответствии со своим именем, является карающим Ангелом Господним, в «Этосе» мы знакомимся с небинарной веганкой Рафаэлой и ее двойником – святой мученицей Перпетуей Карфагенской, в «Логосе» Рубен, воспитанник Анжелы, смотрит из 2038 года на историю беременности своей матери. Но гораздо важнее судеб этих персонажей история идей, отражающих их пути. Трилогия перенасыщена цитатами; философские труды, стихотворения, исторические исследования сопровождаются тщательно подобранной музыкой – от Сибелиуса до Элиан Радиг, и фильм можно смотреть как бесконечный клип-галлюцинацию.

4-5. «Бабий Яр. Контекст» + «Господин Ландсбергис» (режиссер Сергей Лозница)

Это состояние, когда человек совершает ужасные вещи: он впадает в это состояние и потом из этого состояния выходит

Фильм, полностью смонтированный из архивных кадров, представляющих контекст массовых убийств осени 1941 года – оккупация Украины, изгнание немецких войск, судебный процесс и публичная казнь военных преступников в Киеве. Почему человек превращается в чудовище, способное без всяких размышлений истреблять невинных? Сергей Лозница считает, что мизантропический ответ на этот вопрос неверен. «Я разделяю взгляд Хичкока на любой криминал – это определенное состояние. Он его определил в фильме, который так и называется – Psycho. Это состояние, когда человек совершает ужасные вещи: он впадает в это состояние и потом из этого состояния выходит, он уже не тот, который совершал эти кошмарные вещи. Это такая странность человеческого существования». В документальном фильме «Господин Ландсбергис» (главная награда IDFA) рассказана история противостояния Литвы с советским монстром: попытка кремлевских стратегов обновить социализм породила движение против оккупации Балтийских республик, и оно, несмотря на попытку подавить его силой в 1991 году, добилось победы. Поучительный сюжет о силе бессильных и непредсказуемости истории.

6. «Дыра» (реж. Микеланджело Фраммартино)

В 2010 году вышел замечательный фильм Микеланджело Фраммартино «Четырежды» (2010) о круговороте сансары в калабрийской деревне: человек перевоплощался в собачку, собачка в козленка, козленок в дерево. «Дыра» тоже о перевоплощениях, о земном и подспудном, об угасании патриархального мира, о захвате медленного итальянского юга проворным севером, о соблазнах и тщетности поиска. Но можно смотреть «Дыру» и не задумываясь о символизме и метафизике – как простую историю о глубочайшей пещере под названием Бездна Бифурто, в которую спелеологи впервые спустились в 1961 году и оставили во влажной глубине несколько страниц из иллюстрированного журнала с портретом Джона Кеннеди.

7. «Человек смотрящий» (реж. Марк Казинс)

Лени Рифеншталь с обнаженным нубийцем напоминает Казинсу византийскую икону

Кинокритик Казинс лежит в постели и смотрит на смартфоне интервью Рэя Чарльза, объясняющего преимущества слепоты: всё лучшее – звездное небо, солнце и свою мать – он уже видел в детстве, а на то, что творится в мире теперь, смотреть не хочется. Казинсу, страдающему заболеванием сетчатки, предстоит операция по замене хрусталика. Таков пролог к его «Человеку смотрящему», фильму о жизни зрения, которая есть у каждого человека, подобно жизни семейной, трудовой или сексуальной. (Его одноименная книга переведена и на русский язык.) Кинокадры для синефила Казинса – параллельная визуальная история, дополняющая и уточняющая то, что видел он сам; его наблюдения сопровождаются сценами из фильмов, в том числе – банальная неизбежность перед офтальмологической операцией – разрезанным бритвой глазом из «Андалузского пса». Знаменитые и приватные образы полноправно соседствуют, порождая парадоксальные сопоставления: Лени Рифеншталь с обнаженным нубийцем напоминает Казинсу византийскую икону. От виртуозного монтажа его исповеди захватывает дух: недаром Казинс демонстрирует татуировку Eisenstein на своем предплечье, а больше всего «История взгляда», особенно размышления о синем цвете, напоминает фильмы Дерека Джармена.

В 2021 году вышел еще один фильм Казинса – «Бури Джереми Томаса». Режиссер-синефил знает каждый кадр в спродюсированных Томасом фильмах и по дороге на Каннский фестиваль расспрашивает его об «Эврике», «Маленьком Будде», «Под покровом небес» и «Мечтателях».

8. «Маркс подождет» (реж. Марко Беллоккьо)

Марко Беллокьо расспрашивает своих родственников о близнеце и его тайной драме

Марко Беллоккьо в 1968 году был одним из самых многообещающих итальянских режиссеров и купался в славе. Его брат-близнец чувствовал себя неудачником. Камилло надеялся, что влиятельный Марко поможет ему сделать карьеру в кино, но брат не обратил внимания на робкую просьбу. В 1968 году, неожиданно для близких, Камилло покончил с собой. Что подвигло его свести счеты с жизнью? Прошло 50 лет, и Марко Беллоккьо расспрашивает своих родственников о близнеце и его тайной драме. Разумеется, у всех есть свои версии, а многое за эти годы забылось или преобразилось по воле фантазии. «Маркс подождет» становится путеводителем по фильмам Беллоккьо, в которых зашифрованы намеки на семейную историю и трагедию 1968 года.

9. «Грязный рай» (реж. Бертран Мандико)

У Кейт Буш одна волосатая рука и третий глаз в паху

На пляже лесбийской планеты деревенские девушки находят закопанную польской милицией троглодитку по имени Кейт Буш. У нее одна волосатая рука и третий глаз в паху. Всех, кто отказался ее откопать, Кейт Буш безжалостно убивает. На ее поиски отправляют блондинку Рокси-Токсик и ее мать-парикмахершу, вооруженных ружьем Гуччи и пистолетом Пол Смит. Если вы хотите узнать, удалось ли застрелить Кейт Буш, посмотрите фильм о населенной женщинами планете, носящей бредовое имя After Blue. На кинофестивале в Локарно в августе показали еще один новый фильм Мандико с непереводимым названием Dead Flash: обезьяна-оператор фиксирует каждое движение обезьяны-актрисы. Ученик Валериана Боровчика, Мандико изобрел эротизированный мир с альтернативной флорой и фауной, грёзами о вычурных божествах и неистовой чувственностью. Будь жива Сьюзен Зонтаг, она включила бы его полнометражный дебют «Дикие мальчишки» (2017) в свой путеводитель по кэмпу, а потом добавила бы туда и эти два несусветных фильма.

10. «Пир» (реж. Тим Лайендеккер)

Не может ли человек, подобно тюльпану, получив вирус, стать членом прекрасного тайного братства?

Не только люди, но и растения подвержены вирусам, и, если болезнью поражен желтый тюльпан, его лепестки могут покраснеть и привлекать насекомых, так что болезнь идет цветку на пользу. Такое суждение высказывает микробиолог в фильме «Пир». Тима Лайендеккера вдохновил проходивший в Гронингене судебный процесс над тремя организаторами гей-оргий. Подсудимые знакомились с будущими жертвами в интернете, приглашали их к себе, подмешивали в вино бутират, насиловали, вкалывали им зараженную ВИЧ кровь, а потом оставляли беспомощных и почти ничего не помнящих мужчин где-нибудь в парке или на пляже. История не такая прямолинейная, как может показаться читателям криминальной хроники. Быть может, обмен кровью – одна из высших форм любви, подобно тому ритуалу, который совершают друзья, делающие надрезы на пальцах и скрепляющие свой союз? И не может ли человек, подобно тюльпану, получив вирус, стать членом прекрасного тайного братства? И еще один опасный вопрос, который «новая этика» произносить не дозволяет: что, если жертва насилия не так уж невинна и сама пожелала кровавых последствий? А если и не желала, то все равно их заслужила? Название фильма отсылает к диалогу Платона, посвященному смыслу любви. Тим Лайендеккер работал над «Пиром» много лет и завершил его весьма удачно, к пандемии, когда вирусы стали вмешиваться в жизнь каждого обывателя и задавать свои бесцеремонные вопросы.

11. «Камешки» (реж. П. С. Винотрадж)

Главная награда Роттердамского фестиваля, прошедшего в 2021 году в разорванно-неуютном формате, да и в 2022-м вновь выброшенном из офлайна по вине «омикрона». Молодой тамильский режиссер П. С. Винотрадж замечательно ритмизирует бесхитростную историю о семейном тиране шагами босых ног по утоптанному песку. Пейзажи, которые он облюбовал, ошеломительны, а красивые, но неимущие люди грациозно выкуривают из нор, свежуют и поедают крыс: эту сцену вы вряд ли сможете позабыть.

12. «Вкус» (реж. Ле Бао)

Все ходят нагишом, массируют друг друга, надувают огромные воздушные шары

Нигериец со сломанной ногой теряет работу в парикмахерской и находит пристанище в трущобах Сайгона в компании четырех немолодых женщин, белого поросенка, велосипеда и гигантской мертвой рыбы. Все ходят нагишом, массируют друг друга, надувают огромные воздушные шары и готовят заманчивые кушанья. Каждая сцена – живая картина, и компетентный зритель найдет отражения работ Аниша Капура, Люсьена Фрейда, Мигеля Барсело, Джоэла-Питера Уиткина, но главным образом – Роберта Мэпплторпа. Фильм из XXI века, видео-арт, с легкостью задушивший постылый нарратив, и о талантливом вьетнамском дебютанте Ле Бао мы еще услышим.

13–14. «Великая пустота» (реж. Себастиан Мец) + «Атлантида» (реж. Юрий Анкарани)

Люди исчезли, словно после взрыва нейтронной бомбы, и остались лишь изящные интерьеры калифорнийских пентхаусов, залитая водой Венеция и безжизненная Александерплац. Красота скрывается где угодно, даже в жирных пятнах на обоях. Пять лет назад Николас Гейрхалтер показал безлюдную планету в фильме Homo Sapiens – развалины Фукусимы, заброшенные военные базы и офисы, храмы и тюрьмы, аттракционы и кунсткамеры, кладбища и корабли. В фильме Себастиана Меца почти нет руин: кажется, что люди покинули землю несколько минут назад, но ясно, что они уже не вернутся. Хотя значительная часть материала была снята до пандемии, получился тревожный фильм о локдауне и гибели цивилизации.

В былые годы людям дарили красивые вещи – здания или фонтаны. Но такая красота пугает

Герои «Атлантиды» – юные шалопаи, гоняющие по Венецианской лагуне на моторных лодках, рискуя жизнью. Юрий Анкарани заворожен Венецией, он говорит, что это отдельная вселенная, где острова играют роль планет. Лодка, на которой плывут любовники, вспарывает воду, и справа всё становится зеленым, а слева – багровым. «Мы отвыкли от красивых вещей, – объясняет режиссер. – В былые годы людям дарили красивые вещи — здания или фонтаны. Но такая красота пугает. Теперь мы окружены супермаркетами. Продукт и реклама заменили красоту. Красота больше не имеет отношения к культуре, поскольку может отвлечь нас от роли бессознательных потребителей. Я хочу побороть эту болезнь, показывая как можно больше красивых вещей».

15. «Нечаянное роскошество полупрозрачного водянистого ребуса» (реж. Далибор Барич)

Мы оказываемся в мире, разделенном на тех, кто спит, и тех, кто шепчет им в уши

Год карантина приостановил крупное кинопроизводство, но труды в домашних алхимических лабораториях не прекращались. Далибор Барич из Загреба в одиночку на своем дадаистском компьютере смастерил грандиозное кино с вычурным названием. Барич настаивает, что в фильме присутствуют герои и детективный сюжет (инспектор Амброз преследует пару бунтарей), но только сверхвнимательный зритель сможет проследить за развитием этой интриги. Если это и детектив, то такой же, как в романах Роб-Грийе, на которого в интервью ссылается режиссер: сыщик и преступник меняются местами, декорации уплывают, преступления клонируются, разгадки никогда не будет. Фильм озаглавлен так, словно это картина Дали, наполненная существами и предметами, не способными встретиться наяву. Мы оказываемся в мире, «разделенном на тех, кто спит, и тех, кто шепчет им в уши». Далибор Барич использует радикально измененные фильтрами фрагменты нуаров, оживляет фотографии из старых журналов и картинки из комиксов, сопровождая причудливый видеоряд голосами персонажей сюрреалистической радиопьесы. Его фильм – внезапное доказательство действенности игры в «изысканный труп» и метода нарезок Гайсина/Берроуза. Истина, таящаяся в подсознании, раскрывается благодаря сочетанию отрывков из газетных статей, надписей на вывесках, цитат из пьес Шекспира и отголосков чужих разговоров. Вызвавшее водоворот в синефильской среде и привлекшее внимание многих кинофестивалей, «Нечаянное роскошество» было номинировано на премию «Оскар» за лучшую анимацию.

16. Обходные пути» (реж. Екатерина Селенкина)

Что-то прячут в ландшафтах, потом анонимно отсылают координаты и фотографии, потом кто-то за биткоины это покупает

В клумбе, у забора, в палисаднике, под скамейкой, в спальном районе и в московском Сити, а порой и у корней березы на опушке леса спрятаны наркотики. В «Обходных путях» их искусно раскладывает грациозный кладмен. Но это фильм не о его опасных занятиях, а о невинных и невзрачных местах, в которых таится нечто запретное и соблазнительное. В конце концов татуированный закладчик уходит по своим делам, и появляются только городские пейзажи: вроде бы ничего особенного, но в каждом кадре спрятан преступный клад. «Дарквеб существует везде, но системы распространения, дистрибуции и объемы другие. Большинство зрителей [на заграничных показах] вообще в первый раз слышали о российской системе, и многие вообще не понимают, что происходит в фильме. В основном все улавливают, что происходит распространение чего-то нелегального, а странным способом распространения все просто заворожены. Квест, где что-то прячут в ландшафтах, потом анонимно отсылают координаты и фотографии, потом кто-то за биткоины это покупает и идёт в ландшафт это искать – да, все не в России офигевают от этого», – говорит Екатерина Селенкина. Фильм возглавил российский рейтинг 2021 года журнала «Искусство кино».

17–18. «Юзеры» (реж. Наталия Алмада) + «Жизнь начинается, жизнь кончается» (реж. Рафаэль Паласио Иллингворт)

Глаза совы, операция по пересадке сердца, сортировка пластикового мусора, искусственное оплодотворение яйцеклетки

Новая мексиканская волна не спадает. Живущий в Швейцарии Рафаэль Паласио Иллингворт прежде пробовал снимать нечто в голливудском духе, но потом понял, что жанровое кино ему не интересно. «Жизнь начинается, жизнь кончается» – рассказ о его семейном несчастье (жена может умереть от рака), а к документальным кадрам добавлена параллельная придуманная история – о терзаниях аргентинского гаучо, размеренная жизнь которого стремительно летит в тартарары. Развороты двух сюжетов, подлинного и придуманного, иллюстрируют схемы, вдохновленные рисунками Роберто Боланьо. Рафаэль Паласио Иллингворт утверждает, что Карлос Рейгадас на него не повлиял, но зрители вряд ли с этим согласятся.

В фильме «Юзеры» (или, если угодно, «Пользователи») под завораживающую музыку «Кронос-квартета» проплывают неимоверно красивые сцены: глаза совы, операция по пересадке сердца, сортировка пластикового мусора, сотворение паутины, искусственное оплодотворение яйцеклетки, прокладка трансатлантического кабеля, мчащийся в ночи грузовой поезд, абстрактная бесконечность солнечных батарей. Симпатичные сероглазые сыновья режиссерки наблюдают за роскошью и разнообразием нашего мира, вместе с ними улетающего в будущее.

19. 1970 (реж. Томаш Вольский)

На улицах польских городов, особенно в Гданьске, вспыхнула настоящая гражданская война

Год назад Томаш Вольский смонтировал из пленок скрытого наблюдения и прослушивания, сохранившихся в архивах польской госбезопасности, впечатляющий фильм «Другая страна». «1970» основан на не менее замечательном архивном материале: записях телефонных переговоров высокопоставленных чиновников, руководивших подавлением народных бунтов в декабре 1970 года. После решения властей резко повысить цены на улицах польских городов, особенно в Гданьске, вспыхнула настоящая гражданская война. На усмирение забастовщиков бросили армию, три тысячи участников акций протеста оказались за решеткой, сотни были ранены и убиты. Сохранились уличные съемки тех дней, и Томаш Вольский наложил на них разговоры варшавских начальников – поначалу растерянных, но вскоре отбросивших всякие сомнения и решивших, ради сохранения власти, убивать своих сограждан. Почти все они дожили до преклонных лет, один жив до сих пор, и почти никто не понес наказания. Для Польши этот сюжет – далекое прошлое, российский зритель увидит в нем свой сегодняшний день.

20. «Корова» (реж. Андреа Арнольд)

За какие преступления коровы отправлены в тюрьму

Документальная история коровы №29, гигантской пеструшки, которая проводит большую часть жизни в клетках, рожает телят, дает молоко под непрерывно звучащую на ферме поп-музыку, потом стареет и умирает от выстрела в голову. Этот фильм, рассказывающий о человечестве гораздо больше, чем о коровах, лишен активистских комментариев и прямолинейных призывов к веганству, но вряд ли зритель не отметит шокирующего сходства между промышленным животноводством и пенитенциарной системой фашистского толка. За какие преступления коровы отправлены в тюрьму, почему с ними обращаются как с заключенными и за что приговаривают к смертной казни? Не столь безупречный, как «Гунда» Виктора Косаковского, но все же впечатляющий документальный фильм, ставящий главные этические вопросы нашего столетия – о фальши антропоцентризма и правах порабощенных животных.

21. «Великая свобода» (реж. Себастьян Майзе)

Жанровое кино, магнетизирующее просвещенного зрителя (приз жюри «Особого взгляда» на Каннском кинофестивале, шорт-лист «Оскара») и невозможное в российском прокате. Ханса (Франц Роговский, реинкарнация фассбиндеровской звезды Готтфрида Йона) в который уже раз арестовывают по 175-й статье, карающей мужеложцев. Времена меняются, но после поражения нацизма гомосексуалов притесняют точно так же, как при Гитлере. Сокамерник-натурал мало-помалу влюбляется в Ханса как умеет. Знакомый сюжет («Поцелуй женщины-паука»), но без гомофобных клише былых эпох, когда квир-персонажа непременно надо было символически лишить мужественности и нарядить в розовые перья. В гей-баре после отмены 175-й статьи звучит песня Amour, и даже самый черствый сухарь почувствует, что у него по щекам текут слезы.

22–23. «Номер 10» (реж. Алекс ван Вармердам) + «Сексуальный драйв» (реж. Кота Ёсида)

У всего есть двойное дно, и под скромной лесной часовней кроются инопланетные чертоги

Напоследок две сумасбродные комедии. Алекс ван Вармердам роскошно дурачит зрителя. История о дрязгах в скромной театральной труппе внезапно превращается в конспирологический боевик о происках внеземной цивилизации и ее агентов. У всего есть двойное дно, и под скромной лесной часовней кроются инопланетные чертоги.

«Секс-драйв» (я бы перевел как «Половое влечение») – необычайный нонсенс о перекошенном эротомане, который не расстается с коробкой китайских каштанов и возбуждает женщин при помощи различных блюд: соевых бобов натто, мапо тофу по-сычуаньски, рамена со свиным салом. Каждое кушанье вызывает экстаз, но не надейтесь увидеть непристойные сцены в старомодном смысле. Это даже не food porn, потому что афродизиакальная еда выглядит самым заурядным образом. Но ее магические свойства неоспоримы.

Отважным зрителям, которым мой выбор покажется неполным, рекомендую исчерпывающий список ста лучших фильмов года, тщательно составленный бразильским кинокритиком Филипе Фуртадо.

Примерный список литературы для чтения детям 6-7 лет

Совместное чтение  очень сближает семью. Развивает в ребенке любовь к чтению, к прекрасному миру литературы.

Предлагаем Вам примерный список для увлекательного чтения:

Русский фольклор. Песенки.

«Лиса рожью шла…»,

«Чигарики-чок-чигарок…»,

«Идет матушка-весна…»,

 «Вот пришло и лето красное…»,

«Когда солнышко взойдет, роса на землю падет…»,

«Зима пришла».

 Календарные обрядовые песни.

«Коляда! Коляда! А бывает коляда…»,

«Коляда, коляда, ты подай пирога…»,

«Как пошла коляда»,

«Как на Масленой неделе…»,

«Тин-тин-ка!..»,

«Масленица, Масленица».

 Произведения поэтов и писателей России.

Поэзия.

А. Блок. «Ветер принес издалека» (в сокр.), «На лугу»;

М. Волошин. «Осенью»;

С. Городецкий. «Первый снег», «Весенняя песенка»;

С. Есенин. «Пороша»;

В. Жуковский. «Жаворонок» (в сокр.);

М. Лермонтов. «На севере диком», «Горные вершины» (из Гёте);

Н. Некрасов. «Перед дождем» (в сокр.);

А. Пушкин.«Птичка», «За весной, красой природы…» (из поэмы «Цыганы»), «Зима! Крестьянин, торжествуя…» (из «Евгения Онегина»);

А. Ремизов. «У лисы бал», «Калечина-малечина»;

П. Соловьева. «Ночь и день»;

Ф. Тютчев. «Весенние воды»;

А. Фет. «Уж верба вся пушистая» (отрывок),

«Что за вечер…» (в сокр.);

С. Черный. «Перед сном», «Волшебник».

B.Берестов. «Дракон»;

А. Введенский. «Песенка о дожде»;

Ю. Владимииров. «Оркестр»;

Н. Заболоцкий. «На реке»;

Н. Матвеева. «Путаница»;

Э. Мошковская. «Какие бывают подарки», «Хитрые старушки», «Обида»;

Н. Рубцов. «Про зайца»;

Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»;

И. Токмакова. «Мне грустно…»;

Э. Успенский. «Страшная история», «Память»;

Л. Фадеева. «Зеркало в витрине»;

Д. Хармс. «Веселый старичок», «Иван Торопышкин».

 Проза.

К. Коровин. «Белка» (в сокр.);

А. Куприн. «Слон»;

Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»;

Н. Телешов. «Уха» (в сокр.).

C.Алексеев. «Первый ночной таран»;

Е. Воробьев. «Обрывок провода»;

М. Зощенко. «Великие путешественники»;

Ю. Коваль. «Стожок», «Выстрел», «Русачок-травник»;

Е. Носов. «Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудиласъ»;

М. Пришвин. «Курица на столбах»;

А. Раскин. «Как папа бросил мяч под автомобиль», «Как папа укрощал собачку»;

С. Романовский. «На танцах».

Литературные сказки.

В. Даль. «Старик-годовик»;

П. Ершов. «Конек-Горбунок»;

А. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»;

А. Ремизов. «Гуси-лебеди», «Хлебный голос»;

И. Соколов-Микитов. «Соль земли»;

К. Ушинский. «Слепая лошадь».

К. Драгунская. «Лекарство от послушности»;

Н. Носов. «Бобик в гостях у Барбоса»;

К. Паустовский. «Теплый хлеб»;

Г. Скребицкий. «Всяк по-своему»;

А. Усачев. «Про умную собачку Соню» (главы).

Для чтения в лицах

К. Аксаков. «Лизочек»;

А. Фройденберг. «Великан и мышь», пер. с нем. Ю. Коринца;

Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения» (отрывки);

Л. Левин. «Сундук»;

С. Маршак. «Кошкин дом» (отрывки).

 Игровой фольклор.

Прибаутки:

«Где кисель —тут и сел…»,

«Глупый Иван…»,

«Братцы, братцы!..»,

«Федул, что губы надул?..»,

«Сбил, сколотил — вот колесо…»,

«Ты пирог съел?».

 Небылицы.

«Вы послушайте, ребята…»,

«Богат Ермошка».

 Сказки и былины.

«Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок);

«Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок);

«Добрыня и Змей», пересказ Н. Колпаковой;

«Снегурочка» (по народным сюжетам);

«Василиса Прекрасная», «Белая уточка» (из сборника сказок А. Н. Афанасьева);

«Семь Симеонов — семь работников», обр. И. Карнауховой;

«Сынко-Филипко», пересказ Е. Поленовой;

«Не плюй в колодец — пригодится воды напиться», обр. К. Ушинского;

«Чудесное яблочко», обр. Л. Елисеевой;

«Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова.

 Фольклор народов мира

Песенки.

«Ой, зачем ты, жаворонок…», укр., обр. Г. Литвака;

«Улитка», молд., обр. И. Токмаковой;

«Что я видел», «Трое гуляк», пер. с франц. Н. Гернет и С. Гиппиус;

«Перчатки», «Кораблик», пер. с англ. С. Маршака;

«Мы пошли по ельнику», пер. со швед. И. Токмаковой.

Сказки.

«Айога», нанайск., обр. Д. Нагишкина;

«Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова;

«Голубая птица», туркмен., обр. А. Александровой и М. Туберовского;

«Джек, покоритель великанов», валлийск., пер. К.Чуковского;

«Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро:

«Мальчик-с-пальчик», Ш. Перро, пер. Б. Дехтерева,

«Кот в сапогах», пер. Т. Габбе;

«Самый красивый наряд на свете», япон., пер. В. Марковой.

 Произведения поэтов и писателей разных стран

Поэзия.

Б. Брехт. «Зимний разговор через форточку», пер. с нем. К. Орешина;

М. Валек. «Мудрецы», пер. со словац. Р. Сефа;

Л. Станчев. «Осенняя гамма», пер. с болг. И. Токмаковой;

Э. Лир. Лимерики («Жил-был старичок из Гонконга…»; «Жил-был старичок из Винчестера…»; «Жила на горе старушонка…»; «Один старикашка с косою…»), пер. с англ. Г. Кружкова.

 Литературные сказки.

X. К. Андерсен. «Гадкий утенок», «Дюймовочка», пер. с дат. А Ганзен; Ф. Зальтен.

«Бемби» (главы), пер. с нем. Ю. Нагибина;

А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой;

М. Мацутани. «Приключения Таро в стране гор» (главы), пер. с япон. Г. Ронской;

С. Топелиус. «Три ржаных колоса», пер. со швед. А. Любарской;

Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой;

Г. Фаллада. «Истории из Бедокурии» (глава «История про день, когда все шло шиворот-навыворот»), пер. с нем. Л. Цывьяна;

М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.

Автор : Воспитатель Вагабова Д.Р.

Таганский суд Москвы арестовал двух подозреваемых в избиении олимпийского чемпиона по фигурному катанию Дмитрия Соловьева. Владислав Смирнов и Владислав Яковцев останутся под стражей до 21 января. Победителя Олимпиады-2014 в Сочи фигуриста Дмитрия Соловьева избили три человека в центре Москвы в ночь на вторник. Сообщалось, что он заступился за свою подругу Анну Сидорову, двукратную чемпионку Европы по керлингу. В полицию были доставлены двое подозреваемых, ими оказались уроженцы Читы, студенты юридических факультетов столичных вузов. Фигурист находится в нейрохирургическом отделении Боткинской больницы.

23.12.2021, 13:40

Гражданам необходимо терпеливо разъяснять важность вакцинации от коронавирусной инфекции, заявил президент России Владимир Путин.

05.01.2022, 18:31

От рук протестующих пострадали женщины и старики. Участники беспорядков также разграбили оружейный магазин.

29.12.2021, 13:09

Законопроект, внесенный в Госдуму президентом Владимиром Путиным, предусматривает введение института прекращения гражданства.

Главное за день

10.01.2022, 21:08

ДМИТРИЙ ДРОБНИЦКИЙ: «России всё равно придётся делать в своём окружении, в отношении своих визави ровно то, что нужно для её, во-первых, национальной безопасности, стратегической безопасности, во-вторых, то, что в её национальных интересах, и, в-третьих, то, что нужно для развития её хозяйственного механизма».

10.01.2022, 22:07

АНДРЕЙ БЕЗРУКОВ: «Американцам нет никакого смысла сейчас обострять ситуацию на Украине. Воевать они за неё не будут, а обостряя её, они только приближают наш военный ответ по тем лекалам, которые были озвучены президентом».

10.01.2022, 07:06

ДМИТРИЙ КУЛИКОВ: И Российская империя, а особенно Советский Союз целевым образом создавали эти национальные государства. Сначала в виде советских республик, а потом все они получили независимость, объявили себя суверенными. Хорошо, вот есть суверенитет, конституция, президент, флаг, гимн. А в чем вопрос? А вопрос в том, что надо доказать, что ты исторически можешь существовать в качестве такого государства.

10.01.2022, 12:07

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: Ясно, что они прибегли к помощи ОДКБ, потому что очень сильно испугались. Испугались, что сейчас этот бардак понесется по нарастающей. Хотя здесь есть такая опасность – силы ОДКБ надо применять очень аккуратно, потому что провокаторов, которые сейчас попытаются все перевести на рельсы межэтнической вражды, достаточно.

10.01.2022, 11:08

СЕРГЕЙ МИХЕЕВ: На самом деле в подобных границах государство казахов никогда не существовало. Это феномен 91-го года. Советская империя стала таким инкубатором для постсоветских государств. В этом есть определенный плюс для этих наций. Но есть и минус. Так как эти государства были в достаточной степени выдуманными, они оказались довольно слабыми после распада Советского Союза, с чем связаны многие их проблемы.

10.01.2022, 19:09

ЮРИЙ ЦВЕТКОВ: «Политика цифровизации, несущая в себе очень много удобств и комфорта, имеет ещё и обратную сторону. Когда в стране, а Казахстан – достаточно развитая страна, отключается Интернет, замирает вся активность. Даже в банкомате деньги взять сложно, потому что так или иначе все банкоматы – это, фактически, точки доступа».

10.01.2022, 15:09

АЛЕКСАНДР ЯРКОВ: «В том, что произошло, виновато то, что власть утратила доверие к себе. По разным позициям. Тот, кто утратил власть, он боится утратить капитал. И за эту власть и капитал они будут держаться долго. Ну, а то, что на самом верхнем ряду власти Казахстана происходит, опять же, экстраполируется это предостережением всем, мне кажется, постсоветским государствам».

10.01.2022, 16:07

ЕВГЕНИЙ САТАНОВСКИЙ: «С точки зрения наших западных коллег, нет там никаких террористов! Там – «мирные протестующие»! Там – цены на газ, и они «мирно протестуют». Чего они головы отрубают, стреляют в том числе? Дети гибнут, вообще, так, на минуту. Десятки и сотни правоохранителей; по врачам идёт огонь. Сжигается огромное количество транспорта». 

10.01.2022, 08:09

ДМИТРИЙ ЕВСТАФЬЕВ: Вся проблема в том, что эти замечательные люди (конечно, интеллектуалы, конечно, пропитаны духом европейской культуры) глобус знают плохо. Они всё считают, что Центральная Азия – это далеко, они считают, что Казахстан – это где-то в Антарктиде. А я как человек, который там бывал, могу сказать: «Это ближе, чем вы думаете».

10.01.2022, 18:07

ИГОРЬ ЮШКОВ: «Тут, скорее, речь – о сравнении с углём. То есть из ископаемых источников энергии газ – действительно самый чистый. Дальше идёт только возобновляемая энергетика. И здесь Еврокомиссия как раз и говорит, что «пусть из углеводородов газ остаётся, потому что он способствует, давайте хотя бы на него перейдём с угля, а дальше с него будем переходить на возобновляемую энергетику».

10.01.2022, 09:07

АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Россия вновь и вновь доказывает и показывает, что Россия – экспортёр безопасности. Кстати, сейчас RAND Corporation заткнулись, нет комментариев ни в одном аналитическом центре о том, что происходит в Казахстане. Были доклады 2018 года, 2019-го, 2020-го – как нас будут давить, как вокруг России будут строить дугу напряженности и т.д. А сейчас нет. Видимо то, что наш миротворческий контингент, ОДКБ, находится в Казахстане, для них это такой сюрприз-сюрприз.

10.01.2022, 10:08

ТИМОФЕЙ СЕРГЕЙЦЕВ: Дело не в том, что мы не стреляем в Казахстане. Сейчас говорят, что мы не разгоняем демонстрации, мы не стреляем в нарушителей. Вообще их Токаев совершенно справедливо назвал террористами. Дело в том, что главное в государстве, в культуре создания государства вовсе не полиция, и даже не армия. Потому что сила армии покоится на государстве и народе, которому она служит. А если нет государства, то армия и силу не имеет.

10.01.2022, 14:06

АЛЕКСЕЙ МАРТЫНОВ: Новелла сегодня заключается в том, что эта «цветная технология» государственных переворотов – условно мирная. Часто в аргументах, когда эти мероприятия активно поддерживаются западными структурами, политиками, они говорят о мирном протесте, о гражданском обществе, которое желает перемен. В данном случае мы видим серьезную модернизацию этой технологии.

10.01.2022, 13:43

Еврокомиссия утвердила классификацию «чистых» источников энергии. С оговорками, но в «зеленую» энергетику вписались и природный газ, и ядерное топливо. Проект поддержан большинством стран Евросоюза. Какое влияние окажет составленный список на энергетику самой Европы и рынок в целом? Об этом «Вестям FM» рассказал гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности, первый проректор Финансового университета при правительстве Константин Симонов.

10.01.2022, 16:12

В Казахстане использовались «майданные технологии», но быстрые и слаженные решения ОДКБ не допустили деградации ситуации в республике. Об этом заявил Владимир Путин на внеочередной сессии Совета коллективной безопасности организации. Казахстанский президент поблагодарил участников встречи за помощь в борьбе с террористами. По его словам, миротворцы ОДКБ помешали планам боевиков захватить власть в стране.

10.01.2022, 16:54

На Украине могут ввести продуктовые карточки для малоимущих. Предполагается, что они будут электронными. За последний год в стране заметно подорожали все основные продукты. Также взлетели в цене алкоголь, табак и горючее.

10.01.2022, 13:37

НАТО перед диалогом с Россией проведёт переговоры с Киевом. В штаб-квартире альянса в Брюсселе ждут главу украинского МИД Дмитрия Кулебу. Ранее он сообщал, что согласовал с Энтони Блинкеном позиции Украины и США. Риторика Киева неизменна: Запад должен ввести против Москвы «жесткие превентивные меры». В частности, на этом настаивает посол Украины в Германии Андрей Мельник. Он призвал Берлин отказаться от «Северного потока – 2» и пригрозил ФРГ «последствиями», если Киеву не продадут оружие.

10.01.2022, 13:34

Евросоюз предложил Казахстану помощь в «мирном урегулировании» ситуации. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель выразил сожаление в связи с гибелью людей и осудил «широкомасштабные акты насилия». Он назвал Казахстан важным партнером для Евросоюза.

10.01.2022, 11:11

В Швейцарии стартовали переговоры между Россией и США. Накануне прошли предварительные консультации на уровне замминистров иностранных дел. Российская сторона оценила настрой американцев как “деловой”.

10.01.2022, 17:19

Во Франции противники антиковидных ограничений атаковали однопартийца Эмманюэля Макрона. Депутата забросали водорослями и галькой, когда тот попытался обсудить с антипрививочниками введение в стране «вакцинных пропусков». Соответствующий закон сенат Франции должен утвердить в ближайшие дни. «Вакцинный паспорт» станет обязательным на междугороднем транспорте, а также при посещении кино, театров и ресторанов.

В период новогодних и рождественских праздников хочется вспомнить что-то теплое и приятное, погрузиться в сказку. Детство сейчас видится чем-то безоблачно счастливым, уютным и семейным. А для белорусских детей одним из элементов этой сказки была программа «Калыханка», которая по вечерам собирала у телевизора маленьких белорусов и готовила их к беззаботному сну и мечтам о лучшем. Сегодня мы решили вспомнить старую «Калыханку» и тех людей, которые делали нас немного счастливее.

Маляваныч не был первым ведущим

Первый выпуск белорусской «Калыханкі» вышел в январе 1981 года. Первыми куклами, которые помогали дедушке Баю вести передачу и рассказывать сказки в эфире, были собачка Тява и кукольный мальчик Бульбинка. Первым ведущим (он же дедушка Бай) был Борис Бертинг. Режиссер окончил Ленинградский театральный институт в 1953 году, в 1950-х работал в Калининградском драмтеатре, а в 1980-х был главным режиссером главной редакции музыкальных программ Белорусского телевидения.

Кто вообще придумал «Калыханку»? Это была редактор главной редакции БТ Нина Шоба, она же дала программе название.

Женщина вспоминала, что тогда приходилось соревноваться с общесоюзной программой «Спокойной ночи, малыши». Дети уже привыкли к ней, поэтому нужно было придумать другое название, создать интересную концепцию и формат. Также создатели «Калыханкі» хотели сохранить национальный колорит.

Нина Шоба родилась в Осиповичах в 1937 году, журналистскую карьеру начинала в местной газете «Калгасная праўда». Она делилась воспоминаниями времен войны, когда фашисты появились в городе, водили людей на железнодорожный вокзал и, раздев, оставляли в вагоне на целый день. Война забрала папу Нины, поэтому детство у женщины прошло непросто. Нина Шоба умерла в 2020 году, когда ей было 82.

Также она создала шоу «Вас вызывает спортландия», «Все мы родом из детства» и «Сузор’е надзей».

Недолговечный Дзед-Барадзед, смена ведущих и прямой эфир

Детская телепередача сначала выходила 1—3 раза в неделю, а с 1986 года — ежедневно. Героев постепенно добавляли, а позже и заменяли. За все время в «Калыханцы» было более 40 кукол. В первое время персонажей озвучивали сотрудники редакции, потом уже стали приглашать профессиональных актеров.

В 1987 году появился многим известный Дзед-Барадзед — тот самый, что «абышоў белы свет, а цяпер у ціхі час завітаў да вас». Легендарную песенку исполнял актер Анатолий Кашкер. На сайте НАДТ имени Горького отмечают, что он обладал мягким юмором и комедийностью, умел отобрать яркие и выразительные средства при создании сценических характеров.

«В его работе была законченность, большая социальная значимость и глубина. В театре им сыграно большое количество ролей, как ведущих, так и эпизодических», — говорится на сайте театра.

Поролоновый Дзед-Барадзед был самой дорогой куклой в «Калыханцы», а также самой трудноуправляемой. Для этого нужны были четыре актера: один озвучивал, а трое проводили манипуляции — руками, ногами, головой. Долгое время сценаристом одного из самых известных и старейших белорусских персонажей был Иван Белодубенко.

«В детской редакции Белорусского телевидения работал редактором Юрий Савин. Он подошел ко мне — молодому и сопливому — и показал наброски персонажа, который звался Дзедам-Барадзедам. Говорит: „Все режиссеры отказываются, говорят, что реализовать это невозможно“. Дело в том, что в те времена, около 30 лет назад, технические условия не позволяли убрать актеров из кадра, „вычистить“ куклу, — рассказывал в интервью Onlíner сценарист. — Я начал читать. Это была фантастика! Артур Вольский придумал колоритного персонажа, написал для него песню и первую сказку. Мало того, он сделал Барадзеда в поэтическом стиле — все сказки были в стихах. Мне страшно понравилось, и я пошел к оператору Михаилу Белоусову. Спросил, как убрать из кадра троих актеров, которые должны были водить куклу. Он предложил одеть их в черные костюмы с масками и сумел при тех технических возможностях сделать их невидимыми».

По словам Ивана Белодубенко, последний раз Дзеда-Барадзеда видели на мусорке «Белтелерадиокомпании».

Долгое время у программы не было постоянного ведущего

За 40 лет существования в «Калыханцы» сменилось много ведущих и кукольных персонажей. Например, одними из первых были дикторы белорусского советского телевидения Татьяна Матюшенко и Зинаида Бондаренко (тетя Таня и тетя Зина).

Последняя вспоминала, что за выход в эфир на «Калыханку» дикторы чуть ли не спорили, она всем очень нравилась и помогала развиваться в разных направлениях.

«В моей работе никогда не было рутины, я всегда летала в студию, как на праздник. Потому что главное требование к оратору — искренность. Очень жаль, что эта профессия уже исчезла. Дикторов нет, ведущие — это совсем другое. Потому что мы делали все: я могла провести „Калыханку“, кто-то заболел — сразу переходила читать новости. И это перевоплощение — большое счастье», — говорила Зинаида Бондаренко в интервью Onlíner.

Одного из самых старых персонажей — Бусліка — озвучивала актриса Белорусского государственного театра кукол Валентина Пражеева. Среди наиболее значимых ролей в детских спектаклях — щенок Микки («Голубой щенок»), Фимушка («Колокола-лебеди»), Баба («Дед и журавль»), а также немало ролей в спектаклях для взрослых. Валентину многократно награждали призами театральных фестивалей за лучшую женскую роль.

«Долгожители» программы — Маляваныч и медведь Топа

Владимир Воронков — бессменный актер «Калыханкі», который уже несколько десятилетий озвучивает медвежонка Топу. На момент прихода актера в программу она была на пути своего становления.

«Топа — это я. На нем вырос мой сын и сейчас растет внучка. < …> У меня не было мутации голоса, да и внутреннее содержание соответствует тому, что делаю, в результате в свои пятьдесят „с хвостиком“ я всегда остаюсь в возрасте пяти с половиной лет. Можно быть ребенком до конца жизни», — рассказывал Воронков в интервью газете «Звязда».

Он признавался, что работать в этой телепередаче очень тяжело, и вспоминал: когда журналисты приходят к ним на съемки, потом не все осмеливаются писать, в каких условиях работают актеры.

«Представьте только, что в настоящее время трое взрослых лежат под столом, а над столом проживают свою жизнь наши персонажи! — отмечал Воронков; также он делился тем, как уже в 1990-х подшучивал над Маляванычем и Феечкой. — Например, мы — не со зла, а от большой любви — Маляванычу и Феечке, пока те разговаривают в кадре, могли и шнурки связать, и к табурету их приклеить».

Он до сих пор продолжает быть медвежонком Топой в «Калыханцы», а также довольно часто снимается в российских фильмах.

А Маляваныч — актер Александр Жданович — пришел вести программу в 1996 году. В последние годы больше внимания стал уделять театру и благотворительности.

«Время от времени меня посещала мысль, что нужно уйти из передачи, потому что в некоторой степени через нее формируется образ меня как актера не очень серьезного. Есть в этом отрицательный след. Но однажды мой знакомый высказал чудесную мысль. Что можно играть в театре, получать главные роли, чего-то достигнуть, прожить неплохую жизнь. Но остаться в судьбе целого поколения в образе Маляваныча куда важнее», — рассуждал Александр Жданович в интервью газете «Звязда».

В последние годы он уделял много времени работе в Свято-Елисаветинском монастыре, проводил театральные занятия в воскресной школе. Также он занимался с детьми с особенностями развития, создал первый в Минске инклюзивный театр «Радость» и одноименную детскую театральную студию.

Также Маляваныч говорил, что мечтает сыграть одного из героев произведений Достоевского — например, Алешу или Ивана из «Братьев Карамазовых». Но пока жизнь распорядилась иначе: осенью прошлого года Александра Ждановича уволили из Национального академического драматического театра имени Горького.

Но надо сказать, что современные дети не лишены прекрасного героя Маляваныча и интересных сказок от него. Сейчас актер Жданович рассказывает сказки для самых маленьких белорусов на канале «Бэйбус».

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. dm@onliner.by

  • Слушать сказку носова веселая семейка
  • Слушать сказку медвежонок невежа
  • Слушать сказку маршака кошкин дом
  • Слушать сказку летучий корабль русская народная сказка
  • Слушать сказку красивую добрую