Слушать сказку метель пушкина

: девушка решила обвенчаться с офицером против воли родителей. офицер опоздал, и девушку случайно обвенчали с незнакомцем. когда офицер погиб

: Девушка решила обвенчаться с офицером против воли родителей. Офицер опоздал, и девушку случайно обвенчали с незнакомцем. Когда офицер погиб на войне, девушка влюбилась, и любимый оказался её мужем.

Деление пересказа на главы — условное.

Любовь Марьи Гавриловны

В конце 1811 года в богатом поместье жила Марья Гавриловна.

Слушать сказку метель пушкинаМарья Гавриловна Р** — дочь бога­того поме­щика, 17 лет, стройная, бледная, роман­тичная.

Марья, воспитанная на французских романах, была влюблена во Владимира Николаевича, приехавшего на время отпуска в соседнюю деревню.

Слушать сказку метель пушкинаВладимир Николаевич — молодой и бедный прапорщик, тоже очень роман­тичный, влюблён в Марью.

Родителей Марьи не устраивал такой жених, и они запретили дочери думать о нём. Влюблённые скрывали свои встречи и переписку. Владимиру пришла в голову мысль обвенчаться тайком от родителей Марьи.

Неудавшееся венчание

Пришла зима, теперь влюблённые могли только переписываться. В каждом письме Владимир умолял Марью бежать с ним, а через некоторое время броситься к ногам родителей, которые, конечно же, их простят.

Наконец Марья согласилась, и влюблённые составили план. Перед побегом Марья должна была, отказавшись от ужина, рано пойти спать, а ночью выйти из дома через заднюю дверь. За садом её будут ждать сани, присланные Владимиром, которые отвезут девушку в соседнее село, где в церкви уже будут ждать жених и священник.

Накануне Марья не спала всю ночь: паковала вещи и писала длинное прощальное письмо родителям. Прилегла девушка только под утро. Ей снились ужасные сны: то отец бросал её в тёмное подземелье, то виделся Владимир, окровавленный и умирающий.

Весь следующий день Марья мучилась настоящей головной болью, от ужина отказалась и чуть не расплакалась, прощаясь с родителями перед сном.

Всё было готово. Через полчаса Маша должна была навсегда оставить родительский дом, свою комнату, тихую девическую жизнь…

Ночью началась сильная метель. Марья с горничной с трудом добрались до саней и поехали в церковь.

Владимир весь тот день провёл в разъездах: уговорил священника, нашёл трёх свидетелей. Вечером он отправил надёжного лакея за невестой, а чуть позже и сам отправился в церковь. Поехал Владимир один и быстро заблудился в метели. Он долго блуждал по полям и рощам и к полуночи выехал к деревне, которая оказалась совсем не той, где ждала его Марья.

Взяв проводника, Владимир добрался до церкви ранним утром. Церковь оказалась запертой, его саней во дворе не было, а священник сообщил страшную новость.

Странное поведение влюблённых

Утром Марья, как ни в чём не бывало, вышла к завтраку, а вечером у неё началась сильная горячка. О её попытке сбежать из дому никто так и не догадался: письмо девушка сожгла, а священник, свидетели, горничная и лакей сохранили тайну. Выдала свой секрет сама Марья во время горячечного бреда, но родители списали всё на болезнь.

Из бреда Марьи родители поняли только, что она влюблена во Владимира. Они подумали, что горячка с их единственной дочкой приключилась из-за сильной любви, и решили дать разрешение на этот брак.

К Владимиру отправили гонца с радостной новостью, но в ответ получили «полусума­сшедшее письмо». В нём Владимир заявлял, что ноги его не будет в их доме, и просил забыть о нём. Затем он отправился воевать с Наполеоном.

Новая любовь Марьи Гавриловны

Марья выздоровела, но о Владимире больше не упоминала. Узнав, что он был тяжело ранен под Бородином, девушка упала в обморок. Владимир умер от ран, и Марья долго берегла всё, что напоминало о нём.

Тем временем отец Марьи умер, оставив дочь главной наследницей. Вместе с матерью девушка покинула дом, «место печальных воспоминаний», и переехала жить в другое своё поместье. Вокруг милой и богатой девушки кружились женихи, мать надеялась, что она выберет кого-то себе по сердцу, но Марья отказывалась. Соседи считали, что она хранила верность умершему Владимиру.

Война кончилась, из-за границы возвращались увешанные наградами офицеры. В находившееся по соседству с деревней Марьи поместье приехал раненый Бурмин.

Слушать сказку метель пушкинаБурмин — гусар­ский полковник, 26 лет, черно­глазый, милый, в меру умный, тихий и скромный.

Познако­мившись с ним, Марья начала выделять его среди остальных женихов. Девушка знала, что нравится Бурмину, но не понимала, почему он до сих пор не признался ей в любви.

Марья подумала, что Бурмин не решается объясниться с ней из-за робости, и решила подтолкнуть его, проявив к нему повышенное внимание и даже нежность.

Она приуготовляла развязку самую неожиданную и с нетерпением ожидала минуты романти­ческого объяснения. Тайна, какого роду ни была бы, всегда тягостна женскому сердцу.

Из-за «военных действий» Марьи Бурмин впал в задумчивость. Его взгляд так часто останав­ливался на девушке, а его чёрные глаза горели таким огнём, что Марья поняла: развязка близка, её матушка радовалась столь достойному жениху, а соседи ждали свадьбы.

Тайна неудачного венчания раскрыта

Объяснение произошло в саду, у пруда под ивой. Бурмин сказал, что страстно любит Марью, но между ними стоит непреодолимое препятствие: он женат, но не знает, ни кто его жена, ни где она находится.

Около четырёх лет назад Бурмин спешил в свой полк. В дороге его застала метель, он заблудился и приехал в незнакомую деревню. Двери местной церкви были открыты, возле неё ходили люди. В темноте Бурмина приняли за опоздавшего жениха.

Подчиняясь непонятному и непрости­тельному капризу, Бурмин вошёл в церковь, где его обвенчали с незнакомой девушкой. Из-за долгого ожидания девушка была в полуобмороке, поэтому всё внимание присутствующих сосредо­точилось на ней, а на Бурмина почти не обращали внимания.

После церемонии священник велел молодожёнам поцеловаться. Девушка повернулась к Бурмину, вскрикнула: «Ай, не он! Не он!», и потеряла сознание. Бурмин вышел из церкви и уехал. Он придал так мало значения своей «преступной проказе», что по дороге преспокойно уснул. Слуга, который тогда был с ним, погиб во время войны, и Бурмин не смог отыскать деревню и церковь, в которой венчался, и ту, с которой поступил так жестоко.

Тут Марья схватила его за руку и спросила, не узнаёт ли он её. «Бурмин побледнел… и бросился к её ногам…».

Цели: обобщить и систематизировать знания обучающихся по разделу синтаксис, актуализировать знания по синтаксической стилистике; показать мастерство писателя в создании художественного образа, выявить особенности стиля А.С.Пушкина, способствовать формированию культуроведческой, языковой и коммуникативной компетенции, формировать профессиональную компетентность обучающихся, воспитывать внимательное отношение к языку и слову писателя, уважение к родной культуре.

Тип урока: интегрированный урок-исследование.

Технологии, применяемые на занятии: технология проблемного обучения, ИКТ.

Оборудование: текст повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», презентация.

Используемая литература

  1. Земский А.М., Крючков С.Е., Светлаев М.Е. Русский язык. ч.2, М.: АльянС, 2020.
  2. Твардовский А.Т., Статьи и заметки о литературе. Речи и выступления (1933-1970). Собрание сочинений Т. 5 — 1980

Ход урока

Работа с эпиграфом

Сегодня мы с вами проведём необычный урок — урок русской словесности, а эпиграфом к нему предлагаю взять слова Александра Трифоновича Твардовского о Пушкине.

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца.

Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю.

Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!»

Создание проблемной ситуации

— Почему повесть А.С.Пушкина произвела на К.Г.Паустовского такое сильное впечатление? (на слайде)

— В этом нам предстоит разобраться.

Анализ текста

— Вспомните, как называется глава, в которой автор воссоздает картину снежной бури? («Вожатый»).

— Какой смысл заложен в ее названии?

Глава «Вожатый» связана со всей повестью. Пушкин дает понять, что вожатый — это не просто человек, который помог Петру Гриневу выйти из бури, он вожатый в широком смысле слова, Пушкин предвещает, что этот человек будет вождем, то есть самым главным в восстании.

— Вожатый неожиданно возникает в повествовании. В чем же необычность его появления?

Вожатый появляется как бы из бури, несшей смерть путникам; его появление кажется необыкновенным, символическим в снежной степи, когда кружит буран.

— Что такое «буран»? Подберите синоним к этому слову.

Снежная буря, метель в степи, вьюга (на слайде).

— Давайте прочитаем описание бурана и попытаемся понять, в чем заключается и как достигается сила воздействия пушкинского слова.

Выразительное чтение отрывка из текста.

— Каковы ваши впечатления от прочитанного?

— Каков стиль данного текста?

Художественный.

— На чем сосредоточено внимание автора? Что для него является главным в изображении?

Показано изменение состояния природы, главное здесь — действие, динамика.

— Слова, какой части речи преобладают в описании? Приведите примеры.

Глаголы (на слайде).

— Какое изобразительно-выразительное средство усиливает ощущение снежной стихии?

Метафора «небо смешалось со снежным морем».

— Найдите другие известные вам средства изобразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения.

— Их мало. Тогда за счет чего создается столь выразительная картина?

За счет синтаксиса.

Пушкин использует сначала пространные, затем и короткие предложения, что создает эффект внезапности, стремительности происходящего.

— Посмотрите, каких предложений, простых или сложных, больше в прочитанном отрывке?

Простых (на слайде).

— Почему автор использует именно простые предложения, отрывистые фразы?

Для динамичности сюжета, для передачи быстроты изображаемых явлений.

— Приведите примеры, прочитайте.

— Но простые предложения Пушкин чередует со сложными. Давайте их найдем и прочитаем.

— Прочитайте предложение на слайде: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран». «Ветер завыл, сделалась метель».

— Какие это сложные предложения?

СПП, БСП.

— Вспомните, что называется логическим ударением?

Средство выделения важного в сообщении слова.

— Каким может быть порядок слов в предложении?

Прямым и обратным.

— Какова его роль?

Средство усиления выразительности речи.

— Какой порядок слов в предложениях, вынесенных на доску?

В первом — прямой: «Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран»; а во втором прямой порядок слов сменяется обратным: «Ветер завыл; сделалась метель»(на слайде).

— Заметьте, что со сменой порядка слов меняется и состояние природы. Если до этого описание лишь предвещает бурю, то после него буран изображён со всей силой, мощью. То есть изменение порядка слов способствует усилению выразительности речи, меняет картину изображаемого, а следовательно, и интонацию.

— Попробуем прочитать этот отрывок выразительно, так, чтобы обратный порядок слов отразился в вашей интонации при чтении.

Работа в группах

Первая группа

— Найдите в отрывке предложения с однородными членами. Какие однородные члены встречаются чаще? С какой целью их использует Пушкин?

Сказуемые — придают речи динамизм и напряженность.

Вторая группа

— Найдите и прочитайте предложения с деепричастными оборотами. Для какой речи характерны такие предложения? В чем их достоинство?

Для книжной. Краткость, лаконичность, энергичность.

— Также в данном отрывке вы видите прямую речь. Для чего Пушкину это нужно? Какова роль предложений с прямой речью?

Для передачи душевного состояния людей, попавших в буран.

Прочитаем.

— Но передача душевного состояния путников лишь дополняет картину, а что же придает картине законченность? Какая фраза? Она находится не в конце, а в середине отрывка.

(«Все было мрак и вихорь» на слайде). После этого Пушкин возвращается к своим героям.

Обобщение наблюдений. Выяснение роли описания в художественной структуре текста.

— Для чего же автору понадобилось столь подробное изображение бури? Каково значение описания? Зафиксируем это в таблице (на слайде).

1. Для создания фона, на котором разворачиваются события (в степи привычны бураны, это придает рассказу достоверность).

2. Композиционное (благодаря бурану встречаются Петруша Гринев и Пугачев и проникаются друг к другу симпатией).

3. Аллегорическое (буран — символ грядущих событий, разгула мятежа. Буря — не снежная, народная буря. Вожатый как бы сливается с природой, но в шуме стихии слышится его твердый голос: «Дорога-то здесь, стою на твердой полосе»).

— Вернемся к вопросу, который был поставлен в начале урока. Ощутили ли вы теперь магическую силу пушкинского слова? В чем эта сила?

Слово учителя: Сила воздействия пушкинского слова мы ощущаем всякий раз, когда обращаемся к его произведениям. А сегодня мы с вами провели небольшое исследование и попытались понять, как, за счет чего достигается это воздействие. Вы ответили на этот вопрос. Это простота, динамизм, лаконизм, мастерское владение словом, точность отбора языковых средств.

Творческая работа

— А теперь я предлагаю вам, используя полученный опыт, написать сочинение-миниатюру на тему «Бушует стихия» или изложение по тому отрывку, над которым мы сегодня работали, используя разнообразные синтаксические конструкции.

  • Слушать сказку лиса и заяц про избушку бесплатно
  • Слушать сказку лиса и петушок
  • Слушать сказку лис и пес
  • Слушать сказку летучий корабль по мультику
  • Слушать сказку маленький принц читает хабенский