Слушать сказку мамин сибиряк серая шейка

маоу шихазанская средняя общеобразовательная школа им.м.сеспелятема урока: сказка д.н. мамина - сибиряка серая шейкаумк перспектива. авторы учебника: л.ф. климанова,

                    
МАОУ «Шихазанская средняя общеобразовательная школа им.М.Сеспеля»

Тема урока:
«Сказка Д.Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»

УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

                                                                        
Составил: Кириллова Елена Николаевна,

                                                                         учитель
начальных классов

                                                                            2020
год

Место работы:
МАОУ «Шихазанская СОШ им. М. Сеспеля»

УМК «Перспектива». Авторы учебника: Л.Ф.
Климанова, В.Г. Горецкий, Л.А. Виноградская

Тема урока:
«Сказка Д.Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»

Цель
урока:
создание
условий для осмысления содержания книги Д.
 Мамина-Сибиряка «Серая Шейка» и понимания основной мысли произведения

Задачи:
-учить давать характеристику героев, отвечать на вопросы, выделять
главную мысль; научить:
определять тип, жанр
текста и обосновывать своё мнение;
проводить
исследование художественного и познавательного текстов;


отрабатывать навыки выразительного чтения, развивать память, речь, логическое
мышление.

Личностные

воспитание доброты и милосердия. Способствовать формированию компонентов
учебной деятельности приемам рефлексии и самооценки; формировать культуру
общения и сотрудничества с учителем и сверстниками.

Регулятивные
формирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в
совместной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по
изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке.

Коммуникативные
–обсуждение в паре  и в коллективе ответов на вопросы, доказательство своей
точки зрения; планирование работы  на уроке.

Предметные — учащиеся
должны уметь выразительно читать произведение вслух, передавая интонацией
настроение. Использование разных видов чтения. Анализировать содержание
произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; выделять
особенности литературной сказки.

На данном уроке
используется интегрированная технология деятельностного подхода, технология
проблемного обучения, здоровьесберегающая технология, дифференцированный
подход, ИКТ.

Используются
активные формы организации деятельности учащихся, продолжается работа над развитием
самоконтроля и формированием оценочной деятельности учащихся

Мультимедийное
оборудование, электронная презентация, раздаточный материал для работы в парах
и группах, карточки с заданиями, карточки-помощницы, учебник, тетрадь,
 портрет Д.
Мамина-Сибиряка.

Этап урока,

цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые
УУД

Организационный

момент

Подготовка к
восприятию

Определяю
 готовность учащихся к проведению урока, мотивирую к деятельности.

Слово
учителя и показ слайдов-картинок:

-Бывают
моменты,  когда человек в самом, казалось бы, привычном и часто встречающемся,
вдруг обнаруживает чудесное, необыкновенное, как бы открывает для себя заново
что-то, как будто видит впервые. Именно это происходит «на наших глазах»

Определяют собственную готовность к уроку.

Осознают значимость данного урока.

Анализируют увиденное, услышанное

Личностные
умения:

проявлять желание читать
произведения о животных и птицах.

Проявлять эмоционально-ценностное отношение к героям
инсценировки произведения.

Познавательные
умения:

определять
зависимость

состояния
животного от состояния природы и обосновывать своё мнение;

определять
роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.

определять тип текста и обосновывать своё мнение;

определять жанр произведения и обосновывать своё мнение;

проводить
исследование художественного и познавательного текстов.

Регулятивные
умения:

выполнять
учебное задание, используя план, алгоритм;

выполнять
взаимопроверку и взаимооценку при выполнении
учебного задания.

Коммуникативные
умения:

адекватно
взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания;

использовать
речевые средства для представления результата деятельности.

определять
зависимость состояния животного от состояния природы и обосновывать своё
мнение;

определять
роль автора, просмотрев инсценировку, и обосновывать своё мнение.

Предметные
умения:

описывать
героя произведения;

составлять,
а также

оформлять   
результаты   исследования художественного и познавательного текстов в
таблице.

инсценировать
рассказ

Личностные
умения:

Проявлять
эмоционально-ценностное отношение к героям.

Регулятивные
умения:

выполнять
учебное задание, используя план, алгоритм; выполнять взаимопроверку и
взаимооценку при выполнении
учебного задания

Проверка домашнего задания

Мотивация к учению

Учитель:-
А что обычное вдруг вам стало интересным, необычным, мы посмотрим на
выставке.

   (
ученики  дома подготовили рисунки к выставке «О, мгновение!  Ты прекрасно!»)
( обращение к выставке)

-Что вы,
в основном,  изобразили?  (природу)

-А с
помощью чего изобразили? (с помощью красок, карандашей)

Да, вы
хорошие наблюдатели природы!

Рассказывают о своём рисунке, делают вывод о своей
наблюдательности

Актуализация знаний

Актуализировать
имеющиеся знания о жанрах литературы, о классификации сказок, введение в тему
урока
, познакомить с автором

1) –А
где ещё мы можем увидеть картины из жизни, изменения в природе?

 (из
личных наблюдений, из книг

Из каких
жанров литературы? Рассказов, стихов, сказок)

2)-Чем
сказки отличаются от других жанров? (вымысел, добро побеждает зло, чему- то
учит и т.д.)

3)-А
какие бывают сказки?             (волшебные, бытовые, о животных)

 4)-А
ещё как все сказки делятся? (Слайд)

Что
общего во всех сказках? (слайд)

Чем
отличаются? (слайд)

-Скажите,
а описания природы будут в каких сказках? (авторских)

-Почему?
(в народных сказках обычно что-то рассказывается, история, язык простой, нет
описаний природы, есть мораль, чему- то учит или в народных- народ думал. а в
авторских автор увидел

5)Работа
в парах.

-Посмотрите,
у вас на партах отрывок из произведения, и скажите, это какая будет сказка-
народная или авторская)

-Почему?
Докажите. (есть художественное описание природы, сравнения- мелочь,
олицетворение-…, животные разговаривают)

-Кто
догадался, с какой сказкой будем работать? («Серая Шейка»)

6) -Кто
автор этой сказки?   (слайд)

Небольшая
справка об авторе. ( один подготовленный ученик)

Учащиеся вспоминают
жанры литературы, в которых есть описание природы, отличия сказок от других
жанров, классифицируют сказки, называют отличия и сходство авторской и
народной сказки, работая по карточкам в парах узнают новую сказку,
доказывают, что она авторская.

Целеполагание

Постановка учебной задачи на урок, составление плана её решения

Учитель:

-Какой
самый- самый главный вопрос мы задаём при знакомстве с произведением?

 (понять
автора, его точку зрения, его мысли и чувства, понять его отношение к тому,
что он рассказал)

Это
будет нашей задачей на уроке (раскрыть загадки писателя, понять автора, в чем
его особенность)

-Как? (
прочитаем, о чем он написал, проследим какие художественные приемы
использовал автор, как он описал природу, какие герои в тексте, как он
относится к этим героям, к происходящему)

Ставят перед собой учебную задачу, определяют действия её
решения.

Работа по теме урока

познакомиться с 1 частью сказки

1)
Попробуем решить эту задачу. Познакомимся с 1 частью (
прослушивание
аудиозаписи)

  
Каждый следит по тексту

2)
Понравилось?

-О чём?
(о природных изменениях, о сборах птиц в теплые края, о споре Утки и Селезня)

Выразительно читаю  1 часть сказки. Выясняю настроение учащихся.

Работа по теме урока

Подвести учащихся к выводу об авторе,  как о хорошем наблюдателе
природы

1)
Словарная работа
.(слайд) -Какие слова были непонятны? (ужо-
сейчас

Акинтич-
отчество старика

сноровка-
умения

надобна
– нужны

снасти-
приспособления

Объясните
значение слова «полынья». Объясните значение выражений «душа в пятки ушла»,
«не спесива».

Объясните
значения выражений (слайд)

2) Выборочное
чтение (слайд)

Знакомство
с 1 частью.

3)Найдите
описание осенней природы (каждый следит по тексту стр. 120-127)

Понравилось? О чем?(о природных изменения, о сборах птиц в теплые
края, о  расставании с Серой Шейкой)

Какое
настроение вызвало у вас услышанное? (грустное, суетливое, хлопотливое)

Почему?
(все собираются  улетать в теплые края)

4)
Найдите в тексте описание происходящего, зачитайте.
(2 абзац)

5) -Какие
художественные приемы использовал автор? ( сравнения
;олицетворение
)

6)
Значит, сделайте вывод, какой Д.Н. Мамин – Сибиряк-писатель? О чем он писал?
(очень хороший наблюдатель природы)

7)-Чувствуем
ли мы присутствие автора? (да,…он даёт оценку происходящему)

 -А
где?  ( во 2,3,4,5 абзаце)

8) Какие
персонажи в первой части (птицы, Серая Утка и Серая Шейка

9) К
чему готовит нас природа?

К
опасности

Знакомятся со
значением    слов, объясняют  значение слов. Учатся  ориентироваться в
тексте, находить нужное

Определяют, находят в
тексте используемые автором художественные приёмы.

Делают вывод о
писателе как о хорошем наблюдателе природы

Высказывают свое
мнение о присутствии автора, узнают отношение автора, называют персонажей,
дают им свою оценку, пользуясь текстом

Динамическая пауза

Сохранить здоровье детей путём
оптимального учебного труда и активного отдыха

1)Физкультминутка

Представьте,
что мы с вами маленькие утята, которым предстоит долгий трудный перелет в
теплые края.

Уточки
Утки начали спускаться,
На поляне все садятся.
Предстоит им долгий путь,
Надо уткам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят
несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,
Пролететь нам надо много. (Дети встают и машут «крыльями».)
Вот и юг. Ура! Ура!
Приземляться нам пора.

Выполняют
упражнени
е

Усвоение
и повторение новых знаний и способов действий

Стимулировать
желание читать произведения о животных и птицах

Проявление   
эмоциональ-ноценностного отношения к
героям инсценировки произведения.

выполнять
взаимопроверку и взаимооценку при выполнении учебного задания;

взаимодействовать
в паре и в группе при выполнении  учебного   задания;

Чтение
по ролям (слайд) Найдите диалог Зайца и Серой Шейки при первой встрече.

Объясните,
почему подружилась Серая Шейка и Заяц?

Найдите
описание зимней природы.

Глава 3

Описание
реки

Что было
опаснее всего? (ночью)

Как
автор описывает ночи?

Найдите
сравнение и олицетворения в описании реки. (стр. 122)

Описание
настоящей зимы. (стр. 123-124)

Глава 4

Какие
художественные приемы использовал автор
? (олицетворение и сравнение)

Значит,
сделаете вывод, какой Д.Н. Мамин-Сибиряк – писатель? О чем он писал?

С кем
еще встречалась Серая Шейка? ( слайд)

Чтение
по ролям.

Какой
интонацией будем читать слава Лисы?

Каким
голосом показать , что говорит Серая Шейка?

А можем
ли мы сказать, что Д. Мамин-Сибиряк человек, умеющий анализировать
переживания других?

Почему
Серая Шейка была в отчаянии?

Каким
представляете Зайца? Почему так важен образ Зайца для автора?

На
чьей стороне автор? Почему?

Назовите
главную мысль произведения  Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Назовите
главного героя рассказа. Опишите внешний вид Серой Шейки.

Расскажите
о поведение лисы в рассказе Д. Мамина-Сибиряка «Серая Шейка».

Определяют, находят в
тексте используемые автором художественные приёмы.

Вода
разбивала , река засыпала, река присмирела, подкрался холод, прикрыл
зеркальным стеклом, покрыта снежным ковром, убрались инеем, надели дорогую
теплую шубу.

Очень
хороший наблюдатель природы.

Дрожащим,
ужас в голосе

Работая в группах

Высказывают своё
мнение

Закрепление

выполнять
учебное задание, используя план, алгоритм

1)
Расставьте подходящие слова к героям нашей сказки
Слайд.

2)
Соберите пословицы и поговорки (слайд)

 К кому
относится пословица?

Выполняют задания.

Итог урока

Соотнесение
поставленных задач с достигнутым результатом

В чем
особенность почерка писателя  Д.Н. Мамина – Сибиряка ?

— Что
помогло нам сделать такой вывод?

(чтение
текста, разобрались в чувствах автора)

Ребята!
Вы маленькие жители планеты Земля. Если вы научитесь видеть, понимать, ценить
красоту природы, человеческих отношений, из вас вырастут большие люди, способные
возродить нашу Землю, понять её, украсить и подарить молодому поколению!

хороший
наблю
датель
природы

Рефлексия

Выявить
степень заинтересованности темой урока

Вы уже
читали во 2 классе о событиях , похожих на описанные в этом произведении? Кто
может назвать автора этого произведения и название

Слайд .

Составление
дискуссионной карты

-Закончите
выражения:

Сегодня
на уроке мне удалось…

 Мне было трудно…

Самооценивание

Формирование умения объективно оценить свою работу

А сейчас
оцените свою работу на уроке смайликами  Если вы были активными, выберите зелёный
цвет, если вы были внимательными — желтый цвет, если вы были артистичными — синий.

-Пожалуйста, покажите свой выбор.
-Смотрите, какое разноцветие сегодня в классе, вы действительно активные,
внимательные, артистичные.

Организует самооценивание

Домашнее задание

Предоставить
право выбора подготовки д.з.

Домашнее
задание

1) с.
120 – 127 – пересказ

2)
познакомиться с творчеством  автора, узнать о его жизни.

Делают
свой выбор.

Серая шейкамамин-сибиряк

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Серая шейкамамин-сибиряк

    Описание слайда:

    Серая шейка
    мамин-сибиряк

  • 2 слайд

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально

    Описание слайда:

    Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие
    Цель занятия: углубление знаний о доброте через ознакомление с содержанием рассказа Валентины Осеевой «Волшебное слово» через приобщение детей к художественной литературе, сказки Д.И. Мамина-Сибиряка «Серая шейка». Продолжать формировать умение воспроизводить последовательность сюжета через интерактивную дидактическую игру.
    Задачи занятия:
    Образовательные: учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения в течении прослушивания рассказа; закреплять умения последовательно и логично излагать свои мысли, отвечать на вопросы воспитателя; познакомить с книгой, рассматривая обложку; познакомить с автором, рассматривая портрет, продолжать учить детей оценивать поступки героев произведения
    Развивающие: развивать слуховое и зрительное восприятие через слушание; развивать произвольное внимание, память посредством восприятия рассказа, развивать диалогическую форму речи в ответах на вопросы
    Воспитательные: воспитывать интерес к чтению, желание слушать художественные произведения при помощи мотивацию; закреплять культуру поведения во время слушания и беседы
    Дополнительные задачи: Продолжать учить работать на интерактивной панели во время дидактической игры

  • 3 слайд

    Планируемый результат занятия: дети знают содержание сказки Словарная работа:

    Описание слайда:

    Планируемый результат занятия: дети знают содержание сказки
    Словарная работа: Активизация- проталина, стая, полынья Обогащение- суетиться, хлопоты, калека, лукавый
    Подготовительная работа: повторить методику проведения занятия, создать дидактическую игру, подобрать подходящую обложку для книги.
    Материалы и оборудование: книга со сказкой, интерактивная доска, компьютер, мотаталаб
    Организационно –мотивационный этап
    Задача этапа: Настроить детей на деятельность посредством психогимнастики
    Педагог собирает детей в круг:
    Раз – ладошка. Два- ладошка.
    Ты – мой друг и я твой друг.
    Поиграй со мной немножко,
    встань со мною рядом в круг.
    Загадка про утку: Пушистый матросик, Лопаточкой носик. На ножках коротеньких — Красные ботик
    Воспитатель вносит новую книгу, предлагает детям рассмотреть обложку. Называет автора книги, название рассказа.

  • 4 слайд

    Этап постановки проблемы Задача этапа: Формировать умение формулировать пробл

    Описание слайда:

    Этап постановки проблемы
    Задача этапа: Формировать умение формулировать проблемный вопрос
    Главная героиня рассказа-маленькая уточка Серая Шейка, еще в детстве Лиса повредила ей крылышко и бедняжка не может летать. С наступлением холодов все птицы улетели в теплые края, только Серая шейка осталась на зимовку. Уточка познакомилась с зайкой и ей стало не так одиноко. С каждым днем река, в которой она жила все больше и больше замерзла, на толстый лед стала выходить коварная Лиса и дразнить уточку. Никто не мог помочь бедной утке. Как вы думаете, как же спастись Серой шейке? А что случилось дальше, мы свами сейчас и узнаем
    Объяснение новых слов
    Этап ознакомления с материалом
    Задача этапа: Знакомить детей с содержанием литературного произведения
    Чтение произведения с отрывом глаз от текста

  • 5 слайд

    Этап практического решения проблемы Задача этапа: Проанализировать с детьми с

    Описание слайда:

    Этап практического решения проблемы
    Задача этапа: Проанализировать с детьми содержание произведения, выделить нравственные моменты, закрепить содержание в дидактической игре
    Воспитатель проводит беседу по вопросам:
    С кем познакомилась Серая шейка в лесу? Что делала уточка, когда лиса пыталась к ней приблизится? Кто спас уточку от Лисы? Как вы думаете, смогла бы спастись от лисы и выжить в холодную зиму Серая шейка без помощи Дедушки? А как вы думаете, весной серая шейка будет летать? Чему нас учит эта сказка?
    А сейчас я предлагаю вам вспомнить в правильной последовательности, что случилось с уточкой в дидактической игре «Серая шейка».
    Объяснение правил игры, выбор первого игрока. Ход игры. Анализ игры
    Проведение гимнастики для глаз:
    Сейчас мы в жмурки поиграем:
    Веки сильно мы сжимаем,
    Держим, держим, напрягаем…
    И спокойно расслабляем

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Слушать сказку мамин сибиряк серая шейка

  • Сейчас обучается 939 человек из 79 регионов

Слушать сказку мамин сибиряк серая шейка

  • Сейчас обучается 557 человек из 77 регионов

Слушать сказку мамин сибиряк серая шейка

  • Сейчас обучается 2922 человека из 84 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Социо-игровой сеанс «Ишь ты, Масленица!»

  • «Педагогический опыт партнёрства с семьями воспитанников посредством инновационных технологий»

  • Презентация на тему «Наш любимый детский сад»

  • Конспект ООД «Растения весной»

  • Доклад по внедрению бережливых технологий для детей подготовительного возраста

  • Консультация для родителей «Логопедические рекомендации для родителей будущих первоклассников»

  • Консультация для родителей «Что должен знать и уметь ребенок 3 -4 лет»

  • Презентация для родителей «Как вырастить ребенка счастливым»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5452523 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени педагога-воспитателя с учетом требований ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Патриотическое воспитание дошкольников в системе работы педагога дошкольной образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование декоративно-прикладного искусства в работе с детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Современные методы организации детской игры в ДОУ»

  • Курс повышения квалификации «Эмоциональные нарушения у детей дошкольного возраста. Технологии индивидуальной коррекционно-развивающей работы»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДОО. Развитие поисковой активности, инициативы и познавательной мотивации методом экспериментирования у детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Проектирование предметно-игрового пространства дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «Управление качеством дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Пальчиковая гимнастика как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

Тема: Д. Н. Мамина — Сибиряк «Серая Шейка»

Тип урока: изучение новой темы

Цели:

1. Образовательные:

 — знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;

 — формирование представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для детей;

 — формирование знаний о рассказе;

 — формирование навыка правильного, сознательного и выразительного чтения;

 — формирование основ правильной читательской деятельности.

2. Развивающие:

  1. Развитие личностных УУД:

 — осознание потребности в чтении рассказа;

 — формирование действия нравственно — этической ориентации при определении, хорошо или плохо поступили герои.

  1. Развитие регулятивных УУД:

 — осознание цели чтения;

 — формирование самоконтроля и контроля над правильностью чтения;

 — формирование действия самооценки;

 — формирование действия коррекции при исправлении собственных ошибок.

  1. Развитие познавательных УУД:

 — формирование действия анализа при анализе художественного текста;

 — формирование действия синтеза на итоговой беседе по произведению;

 — формирование действия обобщения на этапе формулировки идеи произведения;

 — умение извлекать информацию из текста;

 — понимать идею текста, авторский замысел.

  1. Развитие коммуникативных УУД:

 — формирование умения выразить и обосновывать свою точку зрения;

 — формирование умения выразить свои впечатления о прочитанном;

 — формирование умения выслушать и принять чужую точку зрения , при обсуждении идеи произведения.

Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня мы с вами будем читать очень интересную сказку. Но для этого нам понадобится учебник. Проверьте, все ли готовы к уроку. Начнем урок.

 Развитие внимания.

— Найти среди буквенного текста слова, подчеркнуть их.

1. КНОСЛИКПРСЛОНГДВОЛКМИТ                                         раб. в парах

2. ПРЩУКАТЬКАРАСЬТПСОМТДН

3. МЛУТКАНВСТРИЖДРЖУРАВЛЬ                                        

  1. Подготовительная беседа

У:Ребята, вы узнаете человека на портрете? Кто это?

У: Ребята, это автор произведения, которое мы сегодня будем читать.

Обратите внимание на взгляд. Какой он?

Грустный или веселый? А, может, суровый? Или загадочный?

У: Каким он вам представляется по характеру?

У:Дмитрий Наркисович Мамин — Сибиряк жил давно, в конце прошлого века, родился 6 ноября в заводском поселке Пермской губернии в семье священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию. Учился на юридическом факультете Петербургского университета. Однако получить законченное образование так и не смог. Когда умер отец, вся тяжесть забот о семье легла на Мамина — Сибиряка. Чтобы дать образование братьям и сестре и суметь заработать, решено было переехать в крупный культурный центр. Был выбран Екатеринбург, где начинается его новая жизнь.

Цикл «Алёнушкины сказки» Мамин — Сибиряк написал для больной дочери после смерти жены и отзывался о нем так: «Это моя любимая книжка – её написала сама любовь, и потому она переживёт всё остальное».

Мамин — Сибиряк много путешествует по Уралу, тщательно изучает экономику, историю края. Общение с местными жителями, погружение в самобытную жизнь простого народа дает огромный материал для произведений. Тогда же Мамин становится Маминым — Сибиряком. Свои произведения он часто подписывал литературным псевдонимом Д. Сибиряк, который Дмитрий решил присоединить к своей настоящей фамилии.

После публикации этих произведений становятся заметными основные мотивы творчества Мамина — Сибиряка: уникальное описание природы Урала, ее влияния на человеческую жизнь.

Детские произведения Мамина — Сибиряка уникальны: любовью и нежностью к маленьким людям пронизана каждая строчка прозы писателя. Он изначально задумывал не обычные сказки, а произведения, которые смогут воспитывать чувства ребенка, его разум.

Не менее ценными являются и произведения, в которых описывается природа. Писатель старался развить любовь читателей к родному краю, сделать их не уничтожителями, а защитниками своей природы. В честь писателя названо несколько улиц.

У:а сейчас проверим, как вы внимательно слушали. Ребята, какая настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича?

(Мамин)

У: Какой псевдоним он себе придумал?

(Мамин — Сибиряк)

У: В какой семье он родился?

(В семье священника и учительницы начальной школы. )

У: Как называется цикл сказок, который он написал для своей дочери?

( «Алёнушкины сказки»)

У:Молодцы, ребята, внимательно слушали.

Ребята, давайте подготовимся к чтению произведения.

Словарная работа

(Вопросы: вы можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове. . . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Поросль – молодые побеги растений.

Бывалые – опытные; много видавшие и испытавшие.

Партии – много лиц, объединяющихся с какой — нибудь целью.

Роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.

Рок– означает неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется не только человек, но даже Боги.

Ключ – (многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.

Косяк – стая рыб, птиц.

  1. Первичное чтение произведения

(чтение учителя)

У: Понравился ли вам рассказ? Чем? Что чувствовали, когда слушали рассказ? Что особенно взволновало вас в рассказе? Кто главные герои рассказа? Кто из героев понравился больше?

 (ответы детей)

У: Чтобы лучше понять рассказ, прочитаем его по частям.

  1. Вторичное чтение произведения

У: начинай читать…

Достаточно. Где происходит действие?

(На реке)

У: Что делали лебеди, гуси, утки в последние дни перед отлетом?

(Начинали готовиться к отлету, объединялись в стаи)

У: Почему Серая Шейка не могла принимать участие в прогулке?

(У нее было сломано одно крылышко)

У: Что чувствовала перед разлукой Старая утка?

(Не спала всю ночь, переживала. )

У: Что она советовала Серой Шейке? Прочитайте.

 «Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. – Там вода не замерзает целую зиму».

У: Как вы думаете, что чувствовала Серая Шейка, когда провожала улетавший косяк?

 (ответы детей)

У:Обратимся к описанию природы. Катя, прочитай нам этот отрывок.

Какое настроение у вас вызывает это описание?

(Грустное, тоскливое, печальное)

У: Что чувствует Серая Шейка с приближением зимы?

 (ответы детей)

У:Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту.

У:«…и сама река казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

У:«…среди голых берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?

(В камыши. )

У:Есть где спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что берега оголилась. )

У: Получается, она беззащитна.

«…ветер обрывал листья и уносил их…» Листья улетают, и так же улетает кто?

Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

У:«…мелкий осенний дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?

(Серая Шейка плачет, Старая утка. )

У:Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )

У: Через описание природы показывает переживание Серой Шейки. Ребята, о чем говорилось в первой части?

(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно. )

  1. Домашнее задание

У: Ребята откройте дневники и запишите домашнее задание: страницы в учебнике 126 — 136 прочитать, ответить на вопросы

Творческое задание – сделать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду сказки. Продолжить работу в рабочих тетрадях по произведению.

  1. Итог урока

Зимой не только Серой Шейке из сказки Мамина-Сибиряка грозит опасность. Может ли каждый из вас стать спасителем для птиц?

Закончите фразу:

— Я могу похвалить себя …

— Я доволен собой, потому что …

— Я не очень доволен собой, потому что …

У: Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились. Мне понравились ответы. Читали хорошо, без ошибок.

 Урок окончен. Всем спасибо.

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

ТЕМА: Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка».

  знакомство со сказкой Д. Н. Мамина — Сибиряка «Серая Шейка»;

 
формирование представления о жизни и творчестве писателя, его произведениях для
детей;

 — формирование
основ правильной читательской деятельности.

ТИП
УРОКА
:  комбинированный ,урок-беседа.

1. Ознакомить с содержанием сказки «Серая шейка». С краткой
биографией автора.

  2. Развивать умение анализировать текст, понимать
поступки героев     их эмоциональное состояние.

  3. Воспитывать любовь к природе, животным, птицам.

      2.   Карточки с заданиями для групп.

      4.  Музыкальный альбом  П.И.
Чайковского «Времена года» «Ноябрь»                                 

            5. 
Выставка рисунков учащихся о животном мире.

      7. Мультфильм « Серая Шейка»
режиссер Л.Амальрик,

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.        

Организационный этап.

Ну-ка, юный мой дружок!

Ты,
готов начать урок?

Все
в порядке на столе?

Все
в порядке в голове?

Чтобы
получить знания

Надо
терпение и внимание.

Пожелаем
друг другу быть внимательными, чтобы узнать на уроке много полезного и интересного.

-Давайте
подумаем, для чего нужен предмет «Литературное чтение»?

(Мы
учимся выразительно читать. Знакомимся с замечательными произведениями
великих писателей. Учимся понимать характер и поступки героев.)

-Эти уроки помогают нам воспитывать чуткое сердце.

Эмоционально настраиваются на урок, слушают и слышат
учителя.

Мотивируются к дальнейшему
участию на уроке

2.        

1.     
Речевая разминка.

image002

2. Работа с пословицами.

-А теперь обратите внимание на доску и
давайте прочитаем пословицы.

— Всякой матери своё дитя
мило.

-Материнское сердце не
знает покоя.

-Золото и серебро не
стареют, отец, и мать цены не имеют.

(Дети по 1 читают вслух пословицы)

-А как вы думаете, что объединяет эти
три пословицы?

-Какая у них общая мысль?

-Да верно чувство материнства, забота об
потомстве присущи не только людям, но и животным. И об этом вы можете
прочесть в произведениях писателей- натуралистов.

-Читают стих орфоэпически,
вполголоса.

Читают пословицы, объясняют
мысль.

Делают выводы

Отвечают на вопросы учителя,
активно участвуют в беседе.

3.        

Подготовительная беседа

— И сегодня с одним из таких авторов мы
и познакомимся.

-Посмотрите на портрет на слайде.

-Ребята, вы узнаете человека на портрете? Кто это?

— Ребята, это автор произведения, которое мы сегодня
будем читать.

Это
известный писатель- натуралист Д.Н. Мамин- Сибиряк.

Д.Н. Мамин- Сибиряк — русский писатель, автор рассказов и
сказок о животных

-Обратите внимание на его одежду.

-Да,
верно, и он не случайно запечатлен в одежде, жил он в Сибири, в тайге, прожил
не легкую жизнь. (фото в шапке)

Его фамилия – Мамин, а Сибиряк – это
псевдоним.

-А родился Дмитрий Наркисович Мамин
–Сибиряк (1852-1912)

-В небольшом заводском поселке Пермской
губернии, его отец был священником и учителем в поселковой школе.

-В доме была прекрасно подобранная
библиотека.

-Прожил он очень трудную жизнь. К
писательской деятельности обратился очень рано, но свои основные произведения
написал тогда, когда в 26-летнем возрасте умерла его жена и оставила больную
дочь Алёнушку. Вот для нее в основном и писал писатель свои сказки, когда
больная девочка не могла ночью заснуть, он ей их рассказывал. (отцовская
любовь)

 -А уже намного позже кому-то из друзей
писателя пришла мысль их издать. Вот так и появился сборник под названием
«Алёнушкины сказки». Куда и вошла и наша сегодняшняя сказка.

-Хотите узнать ее название?

— Откройте скорее учебник на с. 120 и
давайте узнаем, как же она называется.

— Почему так называется? Как вы думаете,
о чем нам расскажет эта сказка?

— Посмотрите на картинку, на с. 121.Кто
изображен на ней?

Какая тема нашего урока?

Смотрят на портрет писателя

Отвечают на вопросы учителя
устно, описывают портрет писателя, делают выводы

Знакомятся с биографией автора

Открывают учебник, читают
название текста.

Предполагают, о чем будет идти
речь в тексте.

4.        

Физминутка.

На носочки встанем,

Облачко достанем.

На корточки присядем,

Травушку погладим.

Руками — крыльями взмахнем,

Как утята поклюём.

В стайки соберемся,

Друг другу улыбнемся.

Мы сумели отдохнуть,

И готовы в дальний путь.

 (Повторяют движения за
учителем)

5.        

Работа по теме урока.

1.Первичное восприятие текста.

А)-Понравился ли вам текст сказки «Серая
шейка»? Чем?

-Как шла работа с текстом? Было ли
трудно?

-Были ли такие герои, кому вы
сочувствовали? За кого переживали?

-Кому бы вам хотелось помочь? А кого бы
вы осудили?

Б) Каких положительных героев вы могли
бы выделить в сказке?

                                   
Герои сказки.

 

Положительные                                 
Отрицательные

Серая
шейка                                        Лиса

Мать Серой
шейки                           

Заяц

Дед

— Я с вами  соглашусь,
если вы найдете мне отрывки, что это герои положительные. Дайте им
характеристику.

-А помимо
положительных, есть ли в сказке отрицательные герои?


подтвердите свою мысль , прочитав отрывок из текста. Дайте им характеристику.

Словарная работа.

-Когда вы читали текст,
вам встречались неизвестные слова?

 -Они были обозначены
звездочкой, что это значит? (они в конце учебника объясняются в словарике).

— «верста,
предчувствие, отчаяние, полынья, сажень, спесива»

(Вопросы: вы
можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове.
. . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Поросль –
молодые побеги растений.

Бывалые –
опытные; много видавшие и испытавшие.

Партии – много
лиц, объединяющихся с какой — нибудь целью.

Роковой день –
неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки.

Рок– означает
неизбежность судьбы, власть законов Природы, которым подчиняется человек.

Ключ –
(многозначное слово) вытекающий из земли источник, родник.

Косяк – стая
рыб, птиц.

Выводы:

— Чему учит нас сказка?

-Какова основная мысль сказки?

Слушают сказку

Отвечают на вопросы

 Делают выводы по прочитанному
стихотворению

Работают по тексту. Отвечают на
вопросы, высказывают свое мнение и отношение к прочитанному

Выборочно читают из текста
отрывки, для подтверждения своих ответов.

Сказка «Серая шейка» учит читателя
доброте. Основная мысль сказки заключается в
том, что в сложной ситуации не стоит опускать руки, надо все делать для
изменения ситуации, и тогда выход обязательно найдется. Кроме того, надо
ценить своих друзей, и тогда в сложной ситуации друг всегда придет на помощь.

6.        

  Вторичное
чтение произведения

Чтобы лучше понять рассказ,
прочитаем его по частям и озаглавим по ходу каждую часть.

 Где происходит
действие?

(На реке)

— Что делали лебеди,
гуси, утки в последние дни перед отлетом?

(Начинали готовиться
к отлету, объединялись в стаи)

— Почему Серая Шейка не могла
принимать участие в прогулке?

(У нее было сломано
одно крылышко)

— Что чувствовала
перед разлукой Старая утка?

(Не спала всю ночь,
переживала. )

— Что она советовала
Серой Шейке? Прочитайте.

 «Ты держись
вон около того берега, где в реку сбегает ключик, — советовала она. – Там
вода не замерзает целую зиму».

— Как вы думаете,
что чувствовала Серая Шейка, когда провожала улетавший косяк?

 (ответы детей)

У:Обратимся к
описанию природы. Прочитайте этот отрывок.

Какое настроение у
вас вызывает это описание?

(Грустное,
тоскливое, печальное)

— Что чувствует
Серая Шейка с приближением зимы?

 (ответы детей)

-Давайте сравним
состояние природы и состояние Серой Шейки. Обратимся к тексту.

«…и сама река
казалась больше…» Каково сейчас Серой Шейке?

Страшно, одиноко,
жутко. Большая река и маленькая серая шейка одна.

— «…среди голых
берегов…» – она одна. Куда прячутся утки в случае опасности?

(В камыши.)

— Есть где
спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что
берега оголились.)

— она беззащитна.

«…ветер обрывал
листья и уносил их…»

— Листья улетают, и
так же улетает кто?

(Улетают родные
Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.)

— «…мелкий осенний
дождь…» Дождь плачет. А кто плачет вместе с ним?

(Серая Шейка плачет.)

— Скажите, с какой
целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы
готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму.)

Через описание
природы показывает переживание Серой Шейки.

— Ребята, о чем
говорилось в первой части?

(Серая Шейка
осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей
страшно.)

image005

Читают текст по частям

Выборочное чтение

Озаглавливают части сказки

Выборочное чтение

Отвечают на вопросы по каждой
части, выборочно читают ответ на вопрос, записывают к каждой части план.

7.        

Домашнее задание.

— Вы хотите узнать, что
случилось с Серой Шейкой?  Я предлагаю вам задание по выбору:

1.Прочтите произведение
до конца, разбейте на части, озаглавьте их.

2.Прочтите произведение, 
придумайте продолжение сказки.

Записывают д/з

8.        

9

Итог

— Над каким произведением мы
работали?

-Скажите, что вас тронуло в этой
сказке?

 Что поразило? Что порадовало?
Что вызвало возмущение?

Рефлексия.

— Я довольна вашей работой! А как
вы сами оцените свою работу?

Сегодня я
узнал…                     Я научился…

Было интересно..

Было трудно…

Я понял, что…

Теперь я могу…

Я научился…

Делают выводы по теме

1.Учебник Л.Ф.
Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс».
М.: Просвещение

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Слушать сказку лунтик 2 сезон
  • Слушать сказку листопадничек соколов микитов
  • Слушать сказку кто сказал мяу сутеева
  • Слушать сказку лебединое озеро слушать
  • Слушать сказку кукушка ненецкая сказка
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии