Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страницы 86-89.
УКМ «Перспектива»
Раздел «Мир народной сказки». Маленькие и большие секреты страны Литературии.
1. Вспомни сказки о животных, которые ты прочитал в 1 классе.
Мы читали русскую сказку «Лиса, заяц и петух» и ингушскую сказку «Заяц и черепаха».
2. Объясни с друзьями, то мы называем сказками о животных. Составь текст, используя слова: люди, ведут себя, как, плохие, хорошие, разговаривают, они, поступки, добрые, бывают, они совершают, злые, честные. Если сможешь, дополни получившийся текст своими мыслями. Приведи примеры сказок о животных.
Сказками о животных мы называем такие сказки, в которых главными героями оказываются животные. Они ведут себя как люди, бывают плохими и хорошими, разговаривают и совершают разные поступки. Животные в сказках бывают добрыми и злыми, честными и обманщиками. В каждой сказке есть главная мысль, вывод, который можно сделать, её прочитав.
Примеры прочитанных сказок о животных: «Лисичка-сестричка и волк», «Хитрая лиса», «Зимовье», «Лиса и журавль».
Пример самостоятельно сочинённой сказки о животных можно прочитать, перейдя по ссылке.
3. Есть ли среди сказок, которые ты прочитал волшебная? Назови её. Обрати внимание на начало и концовку сказки. Какие одинаковые события и поступки героев повторяются несколько раз?
Мы прочитали волшебную сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».
Она начинается словами «Жили-были», а заканчивается словами «Стала краше, чем была…» Добро победило зло.
В сказке повторяется просьба Иванушки напиться из копытца и ответ Алёнушки. Несколько раз козлёнок бегал на берег и звал сестрицу.
4. Чем тебе понравилась сказка «У страха глаза велики»? Как в ней изображены главные герои? Обрати внимание на строки, где описаны водоносы. Перечитай эти строки, найди звукоподражательные слова.
Мне понравилась эта сказка смешным концом. Все перепугались, хотя бояться было нечего.
Герои в сказке очень похожи друг на друга. Солидно ходят за водой, несут вёдра. Они легко пугаются.
Звукоподражательные слова: трёх-плёх, трёх-трёх, плёх-плёх, трёх-трёх-трёх, плёх-плёх-плёх.
5. Соотнеси содержание сказок «У страха глаза велики» и «Пых» с пословицами. Одинаковый ли у них смысл? Обоснуй своё мнение.
Для этих сказок подходят пословицы «Робкого и тень страшит» и «Трус своей тени боится», ведь герои сказок испугались совершенно безобидных зверей — зайца и ежа. Они просто были трусливыми и боялись всего непонятного. Эти пословицы говорят о необоснованном страхе.
Пословица «Душа в пятки ушла» имеет другой смысл. Так говорят о человеке, который сильно испугался. Но причина его страха может быть обоснованной, как если бы вместо ежа в огороде прятался медведь.
6. Обсудите с друзьями. Как можно победить страх? Чем отличается смелость от безрассудности? Составьте небольшой текст на данную тему.
Текст на тему «Чем отличается смелость от безрассудности»
Не каждый страх можно и нужно побеждать. Часто страх предупреждает нас о реальной опасности. Но беспричинный страх нужно научиться преодолевать.
Например, если ты боишься темноты, постарайся почаще спать с выключенным светом. Постепенно ты перестанешь бояться темноты.
Не следует путать смелость и безрассудность. Смелый человек не станет напрасно рисковать своей жизнью, а безрассудный может совершить опасную глупость, чтобы показаться храбрым. Например, сфотографироваться на краю крыши.
Смелость отличается от безрассудства тем, что проявляется в ситуациях, когда она действительно необходима.
7. Что нового ты узнал из русской народной сказки «Зимовье»? Чему она тебе научила? Почему героям сказки зима оказалась не страшна?
Из этой сказки я узнала, как построить зимовье, тёплый дом, в котором не страшны морозы.
Эта сказка научила меня действовать сообща, всем вместе, чтобы добиться наилучшего результата.
Звери в сказке построили себе дом и поэтому не боялись морозов.
8. Соотнеси содержание сказки «Зимовье» с пословицами:
Доброе братство милее богатства. В согласном стаде и волк не страшен.
Эти пословицы отлично соотносятся с содержанием сказки. Её герои действовали сообща, их можно назвать согласным стадом или добрым братством. От этого им было хорошо, они жили счастливо, а когда пришёл волк, сумели его напугать.
9. Можно ли заменить название сказки «Зимовье» на одну из пословиц?
Эти пословицы выражают главную мысль сказки, но я бы не стала их ставить вместо заглавия. Мне больше нравится название, основанное на теме сказки: «Зимовье» или «Зимовье зверей».
10. Попробуй придумать свою концовку к сказке «Зимовье» о том, как стали жить-поживать её герои после того, как прогнали волка.
Другая концовка к сказке «Зимовье» для 2 класса
Далеко убежали волки, но друзья не забыли про этот случай и решили обезопасить себя ещё больше.
Поэтому, когда прошла зима, собрались они поставить вокруг дома высокий забор.
Как обычно дружно взялись они за работу. Свинья рыла ямы под столбы, бык таскал из леса брёвна под столбы, а баран носил тонкие веточки для забора. Кот и петух обвязывали веточки.
Поставили звери высокий забор — никакие волки не страшны! А потом и огород разбили. И были у них всегда свежие овощи.
11. О лисе русский народ сложил много пословиц, загадок, сказок. Её называют Лиса Патрикеевна, Лиса-красавица. Хитрая лиса всегда думает о своей выгоде и никого не пожалеет, лишь бы ей было хорошо. Всегда ли лиса бывает хитрее других животных? Удалось ли кому-нибудь её перехитрить?
Лису удалось перехитрить Петуху в сказке «Лиса, заяц и петух». Петух напугал лису и заставил её вернуть домик зайцу.
Обманул лису и тетерев в сказке «Лиса и тетерев». Он не поддался на уговоры лисы и запугал её собаками.
12. Обсудите с друзьями. Почему же лису называют хитрой, а не умной?
Лиса очень хитрая, но использует свою хитрость, чтобы обмануть другого. Она идёт к цели обманным путём.
А умный человек не станет использовать свой ум для того, чтобы кого-то обмануть, потому что понимает — это плохо. И знает, что любой обман раскроется и вернётся к обманщику.
Поэтому лису называют хитрой, но не умной.
13. Составь два описания лисы. Одно из них мы поместим в энциклопедию, а второе — в сборник рассказов и сказок. Выбери соответствующие выражения.
Описание лисы для энциклопедии.
Лисицы живут в степях и лесах. Тело лисицы очень подвижное, оно может легко изгибаться и вытягиваться при беге. Морда у лисицы тонка, вытянутая. Лисица — хищник.
Описание лисы для сборника сказок.
Ходит лиса тихохонько, к земле пригибается, будто кланяется. Свой пушистый хвост носит бережно, смотрит ласково, улыбается, зубки белые показывает. У кумушки лисы зубушки остры, рыльце тоненькое, ушки на макушке, хвостик на отлёте, шубка тёпленькая.
14. Знаешь ли ты, что такое опорные слова?
Опорные слова — это слова на которых держится текст. Они помогают восстановить его в памяти, вспомнить события и героев.
15. Вспомни название русской народной сказки, используя эти опорные слова.
Эта сказка «Лисичка-сестричка и волк»
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 56-64.
УКМ «Школа России»
Раздел «Устное народное творчество». Проверим себя и оценим свои достижения.
1. Вспомни виды устного народного творчества. Какие из них тебе знакомы?
Теперь мне знакомы следующие виды устного народного творчества: песни, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, былины.
2. Что такое пестушка и потешка? Посмотри в словаре. Попробуй придумать их для своего маленького брата или сестры.
Пестушка — это небольшой рассказ для самых маленьких детей, песенка-игра.
Потешка — тоже небольшой рассказ для малыша, но призванный развеселить ребёнка.
Потешки и пестушки для моего младшего брата, для 2 класса
Ножка топает топ-топ.
Ручку хлопает хлоп-хлоп.
Вот пойдём с тобой танцевать,
Громко песенки распевать.
На окне сидел котище,
Под окном стоял барбос.
Целый день хозяйка ищет
Толстый хвост и мокрый нос.
3. Самостоятельно определи среди данных произведений устного народного творчества пословицу, считалку, скороговорку, прибаутку, колыбельную песенку.
Пословицы: Чего себе не пожелаешь, того и другому не твори; Учись доброму, худое на ум не пойдёт.
Считалка: Раз, два, три, четыре, пять, будем в прятки мы играть…
Прибаутка: Трах, трах, тарарах, едет мышка на ежах…; Ты пирог съел? Не я!,.
Скороговорка: Сшила Саша Саньке шапку.
Колыбельная песенка: Люли, люли, люленьки…
4. Можно ли соотнести пословицу «Труд кормит, а лень портит» с потешкой «Тит, иди молоть»?
В этой потешке Тит не хотел молоть хлеб, но хотел есть готовую кашу. Он был ленив. Но соотнести эту пословицу с потешкой нельзя, потому что даже ленивый Тит покушал.
5. Пословицы рассыпались. Собери их.
Любишь кататься — люби и саночки возить.
Делу время — а потехе час.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Семь раз отмерь — один раз отрежь.
6. Прочитай рассказы Льва Толстого, которые он сочинил для своих учеников — крестьянских детей. Подумай, в чём смысл каждого рассказа и как он отражён в поговорке.
Первый рассказ называется «Собака на сене».
В нём рассказывается о собаке, которая лежала на сене, и не давала корове его съесть.
Поговорка в рассказе: Собака на сене. Так говорят про тех, кто и сам не пользуется чем-либо, и другим не даёт.
Смысл рассказа в том, что нельзя брать то, чего тебе не нужно. Собаке не нужно было сено, но она присвоила его. А корове сено было нужно, но она не могла его съесть.
Второй рассказ называется «Знает кошка, чьё мясо съела».
В нём говорится о девочке, которая выпила молоко и попыталась свалить вину на кошку.
Поговорка в рассказе: Знает кошка чьё мясо съела. Так говорят о тех, кто чувствует свою вину, пытается избежать наказания, и невольно этим себя выдаёт.
Смысл рассказа в том, что за свои поступки нужно уметь отвечать, а не пытаться свалить свою вину на других. Знаешь свою вину — признайся, ведь всё равно тайное станет явным.
7. Знаешь ли ты, что такое загадка? Попробуй придумать свои загадки на тему «Четыре времени года».
Загадка — это небольшое произведение, в котором требуется угадать то, о чём говорится.
Пример своих загадок на тему «Четыре времени года» для 2 класса
Что летает и кружится, а упав бежит водицей? (Снег)
Загремело, засверкало, что-то Маше страшно стало. (Гроза)
Это время золотое, урожайное такое. (Осень)
На пригорке, что за диво!, солнце светит нам игриво! (Цветок)
8. Любишь ли ты сказки? Какая из прочитанных сказок тебе больше всего понравилась и почему? Прочитай названия русских народных сказок. Какие из них тебе были знакомы до школы? Ты наверное знаешь много других сказок. О чём твоя самая любимая сказка? Расскажи её.
Из прочитанных сказок, мне больше всего понравилась «Каша из топора», потому что в ней солдат проявил смекалку и обхитрил жадную старуху.
Из этих сказок я уже читала «Волк и семеро козлят», «Маша и медведь», «Теремок», «Лисичка-сестричка и серый волк».
Мне больше всего нравится сказка «Лисичка-сестричка и серый волк»
Пересказ сказки «Лисичка-сетричка и серый волк» для 2 класса
Однажды лиса увидела старика, что возвращался с рыбалки. Захотелось лисе рыбки и притворилась она мёртвой.
Старик увидел лису, обрадовался и бросил его в возок. А лиса всю рыбу поскидала и сама убежала.
Сидит лиса на дороге, пирует. Шёл мимо волк, стал просить лису поделиться рыбой. А лиса его на прорубь посылает.
Пошёл волк на прорубь, сунул в прорубь хвост, а тот и примёрз. Набежали бабы и побили волка.
Злой шёл волк, хотел лису поймать и проучить. А лиса морду в тесте извозила и навстречу идёт, жалуется, что её так били, что мозги наружу.
Пожалел волк лису, посадил на спину и повёз домой. А лиса рада-радёхонька.
9. Узнай у друга, какая сказка ему больше всего нравится.
Моей подруге Алине больше всего нравится сказка «Царевна-лягушка».
10. Какие персонажи чаще всего тебе встречались в сказках о животных? Какой изображена лиса? Всегда ли она бывает хитрее других животных, удалось ли кому-нибудь хоть раз перехитрить её? Вспомни, какие герои народных сказок польстились на уговоры лисы. Как ты думаешь сложится ли дружба, если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется»?
Чаще всего в сказках встречаются: лиса, медведь, волк, заяц, петух, собака.
Лиса в сказках всегда показана хитрой и смекалистой. Она всё время норовит обмануть других.
Лиса обманывала медведя, волка, козла.
Удалось перехитрить лису тетереву. Также обхитрил лису рак в сказке «Лиса и рак», когда они бегали наперегонки. А дятел из сказки «Лиса и дятел» сумел натравить на лису собак.
Кот часто был в дружбе с лисой. А петух часто выступал спасителем зайца.
Если каждый из друзей живёт по пословице «Как аукнется, так и откликнется» то дружбы не получится. Ведь такие люди помнят обиды и пытаются отплатить за них. А настоящий друг всегда умеет прощать.
11. Попробуй описать героев из следующих сказок:
«Петушок и бобовое зёрнышко»
Курочка терпеливая, заботливая, добрая, верная.
Петушок торопливый, непослушный, самоуверенный.
«Каша из топора»
Солдат находчивый, смекалистый, весёлый, добродушный.
Старуха жадная, глупая, негостеприимная.
«Лиса и журавль»
Лиса хитрая, жадная, негостеприимная.
Журавль мстительный, обидчивый, хитрый.
«Гуси-лебеди»
Девочка. Сперва заносчивая, важная, потом добрая и отзывчивая.
12. В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают часто оказываются необычными, невероятными. Что будет происходить в волшебных сказках? Какие герои будут участвовать в сказках о животных? Какие прочитанные сказки поместил бы ты в следующих книгах?
В книгу «Сказки о животных» я бы поместила сказки «Лиса и тетерев» и «Лиса и журавль». В таких сказках героями оказываются животные.
В книгу «Волшебные сказки» я бы поместила сказку «Гуси-лебеди». В таких сказках происходят чудеса, невероятные события, действуют волшебные персонажи.
В книгу «Сказки» я бы поместила сказку «Каша из топора». Это бытовая сказка.
13. Есть ли у тебя дома животные? Попробуй придумать сказку, например о собаке или кошке. Запиши в рабочую тетрадь план своего рассказа.
Пример сказки о собаке и кошке можно посмотреть в ответах к этому разделу в «Рабочей тетради», перейдя по ссылке.
14. Из каких частей состоит волшебная сказка? Рассмотри схему. Всё ли в ней правильно?
Волшебная сказка состоит из зачина, присказки, троекратных повторов и концовки.
На схеме следует поменять местами зачин и присказку. Потому что присказка чаще находится в середине или концовке сказки.
15. Определи присказку:
Присказки:
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.
Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец.
16. Угадай из какой сказки взяты строки.
Эти строки взяты из сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
17. Как подготовиться к выразительному чтению?
Порядок подготовки к выразительному чтению:
- Определить, какие чувства надо передать.
- Решить какие слова выделить голосом, где сделать паузы.
- Просмотреть знаки препинания.
- Выбрать тон и темп чтения.
- Помнить о том, что чтение предложения зависит от смысла высказывания.
18. Какие слова пословицы «Декабрь год кончает, а зиму начинает» надо выделить голосом, чтобы подчеркнуть:
Какой месяц год начинает: выделяем слова Декабрь и начинает.
В чём особенности декабря: выделяем слова год и зиму.
19. Изделия каких народных промыслов представлены в разделе «Устное народное творчество»? Составь рассказ о дымковской игрушке.
В разделе представлены изделия: Хохломы, Дымковской игрушки, Филимоновской игрушки, Соломенной игрушки.
Пример рассказа о Дымковской игрушке можно посмотреть, перейдя по ссылке.
Начало декабря: площадь Сахарова традиционно перекрыта. Лед волшебным образом превращается в снежные фигуры, килограммы и километры светового оборудования и проводов — в иллюминацию, а железные каркасы и еловые палки — в символ праздника. Мы расскажем, каким снежный городок был в недалеком прошлом, почему сегодня он выглядит именно так, и как в праздничные вопросы вмешивается бюрократия.
Предновогодний Барнаул.
Анна Зайкова/altapress.ru.
Сквозь года
Для нескольких поколений барнаульцев поход в новогодние праздники на площадь Сахарова — уже традиция. Но так было не всегда. Прежде чем «осесть» на площади, главная елка и снежный городок больше 80 лет «перескакивали» с одного места на другое.
XIX век
Отмечать Новый год в Барнауле начали в середине XIX века. Тогда центром праздничной жизни был район нынешнего «Старого базара». Сохранилось воспоминание жительницы города Е. С. Поярковой от 23 января 1839 года. В письме дочери и зятю, которые жили в Санкт-Петербурге, женщина рассказывала, что устроила в сочельник елку для детей.
В конце века праздничные мероприятия начали проводить купцы. Главным новогодним «инфлюенсером» прошлого столетия был зажиточный купец Иван Платонов — елка, которую проводил он, была самой популярной.
Рождественские открытки.
Михаил Хаустов
В 1899 году Новый год праздновали уже официальнее — елку установили в Заводском театре.
1900−1920
В начале XX века появилось два варианта празднования Нового года. Купцы могли пойти в Народном дом, нынешнее здание филармонии, — здесь проводили пышные гуляния для местных богачей и ставили елку. Остальные горожане веселились в центре города — тогда это была Демидовская площадь. Здесь размещали елку, заливали иллюминированный каток, ставили снежный городок и запускали фейерверки. Организаторами также были местные купцы.
В 1929-м году зимние праздники были отменены, а празднование Нового года объявлено «пережитком прошлого».
1930
В 1935-м году начинается создание советских атрибутов Нового года. Тогда и появляются привычные нам герои праздника — Дед Мороз и Снегурочка.
Новогодняя елка в Барнауле, 50-е.
Сообщество «Старые фото Барнаула, Алтайского края».
Новый год снова пришел в Барнаул, но главный снежный городок перенесли на площадь Свободы — город рос, и Демидовская площадь уже перестала считаться центром.
1950
В 1957 году под руководством Бориса Яксевича на площади работали несколько скульпторов. Снежный городок приобретает знакомые нам черты — тогда он выглядел так:
-
в центре — елка;
-
с северо-востока — барельеф «Земля и ее спутник Луна»;
-
с юга — заяц, лиса и петух — герои сказок;
-
с севера — скульптура «танец маленьких медвежат».
-
вокруг городка — снежная ограда.
Каким был барнаульский «Снежный городок» в 1957 году.
altapress.ru.
Снежные скульптуры в 50−60-х годах были монументальными и минималистичными. Их не раскрашивали, зато делали высокими — рост фигур мог доходить до 10 метров.
1960
В 60-е годы главную елку установили на рядом с нынешним «Нулевом километром», у площади Советов, но идея праздновать здесь Новый год не прижилась — «нулевой» в это же время начали активно застраивать. Вскоре елка вернулась на площадь Свободы — там она и оставалась до 80-х годов.
Новогодняя елка в Барнауле, 60-е.
Сообщество «Старые фото Барнаула, Алтайского края».
В 60-е новогодние городки начали строить в каждом районе города. Их можно было найти возле ДК «Трансмаш», у кинотеатров «Мир» и «Россия», на стадионе «Локомотив» и в районе Старого базара. А снежные горки были почти в каждом дворе.
1980
В 80-х годах закончилось строительство площади Сахарова — она и стала главной площадкой для проведения городских праздников и концертов. Новогодний снежный городок и елку тоже перенесли сюда — с 1985 года и по сей день елку устанавливают на этом месте. Новогодний городок лишь один раз возвращался на площадь Свободы — его перенесли на историческое место из-за пробок.
Новогодняя елка в Барнауле, 80-е.
Сообщество «Старые фото Барнаула, Алтайского края».
1999
Хотя городок в том году начали возводить поздно, всего за 11 дней до Нового года, строители сумели впечатлить барнаульцев. Скульпторы, кроме классических фигур сказочных героев, создали и непривычных для России персонажей: дракона и Микки Мауса. Скульптуры уменьшились в размерах, но зато впервые стали яркими — их раскрашивали краской на спиртовой основе. Добавилось и еще одно нововведение — почти трехметровый ледяной дворец.
Снежный городок в Барнауле в 1999 году.
Предоставлено altapress.ru Евгением Павловым.
Снежный городок в Барнауле в 1999 году.
Предоставлено altapress.ru Евгением Павловым.
Снежный городок в Барнауле в 1999 году.
Предоставлено altapress.ru Евгением Павловым.
Снежный городок в Барнауле в 1999 году.
Предоставлено altapress.ru Евгением Павловым.
2000−2021
С каждым годом размеры елки увеличивались. Если в 1999 году она достигала 22-х метров, то в 2012 — уже 30-ти.
Каким был барнаульский «Снежный городок» в 2021 году.
altapress.ru.
В 2017 году площадь Сахарова украсили световым потолком с вензельными гирляндами, пятью ледовыми горками разных размеров и катком со светодиодным фонтаном в центре.
Снежный городок к 2021 году обошелся в 15 млн рублей.
Елка сегодня: праздник для горожан или дань бюрократической традиции
Скульптор Евгений Павлов занимается оформлением снежного городка уже не первый год. Сетует не на зарплату и условия работы, а на простоту запросов: «Почему все наши олигархи деньги зарабатывают здесь, а культуру смотрят на западе? Потому что смотрят на красивое. А вопрос другой: почему здесь красивого не делают? Оттого, что оценивают не специалисты, спрос художников занижается».
Создавать шедевры искусства не выгодно ни с точки зрения расходов, ни с точки зрения обывательского спроса. В этом году кардинальных перемен тоже не будет.
Предновогодний Барнаул.
Анна Зайкова/altapress.ru.
На площади традиционно установили елку и возвели снежный городок с четырьмя входными секциями в виде ледяных башен с подсветкой. Украют главную новогоднюю площадку города тринадцать ледовых барельефов, скульптуры Деда Мороза, Снегурочки и символа года. Установлен ледяной арт-объект «Спасибо врачам!» и иллюминационный фонтан на пересечении улицы Молодежная и проспекта Ленина.
Интересно, что по сравнению с прошлым годом стоимость работ существенно сократилась — в этом году не закупалась новая иллюминация и другое оборудование для украшения главной новогодней площадки, а значит светодиодные перетяжки, бокалы и украшения остались прежними.
Предновогодний Барнаул.
Анна Зайкова/altapress.ru.
«Администрация это такой психотип общественный, он любовью не занимается. Это функционал. Функция — провести новый год. Нужно уложиться в определенные рамки и сроки», — говорит Павлов.
И хотя новые идеи для проведения городской елки и не появились, а расходы на ее создание в этом году сократились, горожане по-прежнему относятся к традиции барнаульского празднования с теплотой.
«Что за Новый год без ледяного городка? Я когда детей на каникулах туда отвожу, сама бегаю вместе с ними и детство вспоминаю. Конечно, если сравнить Московские праздники, то у нас многое можно изменить и добавить, но, мы и такому празднику рады!» (Юлия Баранкова).
«Это место, где можно погулять с семьей и друзьями» (Данил Панчишных).
«Это же только подталкивает нас к новогоднему настроению и детской сказке» (Мария Агеева).
Предновогодний Барнаул.
Анна Зайкова/altapress.ru.
Авторы материала: Виктория Бобрышева, Полина Бурнашева, Валерия Гаевская, Макар Курапов, Антонина Лышова, Александра Мирошниченко, Ксения Мозжилина, Анастасия Наборщикова, Екатерина Романова, Виктория Стародубцева, Юлия Суханова.
Театрализованная деятельность
Показываем сказку «Кот, петух и лиса»
Цели занятия
Воспитательные — продолжать воспитывать
уважение к действиям сверстников; дослушивать реплики до конца, не перебивать
других детей; сопереживать героям сказки, разделять их чувства.
Обучающие — совершенствовать мелкую и общую
моторику; продолжать активизировать словарь за счет новых глаголов,
прилагательных и наречий (далеко, близко); закреплять счетные навыки;
продолжать знакомить детей с цифрами (от 1 до 5); соотносить количество с
обозначающей его цифрой; учить проводить простейшую инсценировку.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Вместе весело шагаем,
Мимо дуба, мимо ёлки,
Около берёзки, около осинки.
Ой, ребята, а вы слышите, кто-то плачет,
давайте посмотрим (за деревом сидит петушок). Петушок, почему ты плачешь?
(Убегая от лисы, я заблудился в лесу, я не знаю где мой дом, как добраться до
него, а ещё я очень хочу кушать). Ребята, давайте поможем петушку.
Игра-приветствие «Наши умные головки»
Наши умные головки,
Будут думать много, ловко.
Ушки будут слушать,
Ротик четко говорить.
Ручки будут хлопать,
Ножки будут топать.
Спинки выпрямляются,
Друг другу улыбаемся.
Развитие конструктивного праксиса и мелкой
моторики.
Ребята, совсем недавно вы строили избушку для
козы, давайте вспомним, как вы её строили: Целый день тук да тук
Раздаётся
звонкий стук.
Молоточки стучат
–
Строят домик для
козлят.
Вот с такой
крышей,
Вот с такими
стенами,
Вот с таким
окошком.
Дверь закроем вот
на такой замок.
А сейчас давайте построим домик из счётных
палочек. Давайте рассмотрим образец дома. Из каких частей он состоит (стены,
окно, крыша); назовите форму частей дома (квадратные стены, треугольная
крыша); (на какую фигуру похожа крыша, окно, дом). Выкладываем дом из палочек.
Если ребенок затрудняется в выполнении задания, предложите ему наложить палочки
на образец и лишь после этого выложить постройку по образцу.
Инсценировка сказки. Вспомните вместе с детьми
всех героев сказки и назовите их. Предложите детям стать актерами кукольного
театра. Спросите, кто и кем хочет быть в сказке. Наденьте каждому актеру его
героя на пальчик. Предложите актерам познакомить детей с персонажами сказки
(кот, лиса, петух, дети лисы — Чучелка и Подчучелка) — согнуть пальчик с
надетой на него пальчиковой куклой и назвать ее. Предложите детям вместе
рассказать сказку, используя пальчиковый театр.
Кот, петух и лиса
В лесу в маленькой избушке жили-были кот
да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя-петушок оставался дом
стеречь. Уйдет кот на охоту, а петушок все в избушке приберет, пол чисто
подметет, вскочит на жердочку, песни поет и кота ждет.
Бежала как-то лиса, услыхала, как петух
песни поет, захотелось ей петушиного мяса попробовать. Вот она села под окошко,
да и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петушок выглянул, а она его — цап-царап —
схватила и понесла. Петушок напугался, закричал:
-Несет меня лиса за темные леса, за высокие
горы! Котик-братик, выручи меня!
Кот недалеко был, услыхал, помчался за
лисой что было силы, отнял петушка и принес его домой.
На другой день собирается кот на охоту и
говорит петушку:
-Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не
слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.
Ушел кот, а Петя-петушок в избушке все
прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку — сидит, песни поет, кота ждет.
А лиса уж тут как тут. Опять уселась под
окошком и запела:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Выгляни в окошко —
Дам тебе горошку.
Петушок слушает и не выглядывает. Лиса
бросила в окошко горсть гороху. Петушок горох склевал, а в окно не
выглядывает. Лиса и говорит:
— Что это, Петя, какой ты гордый стал? Смотри,
сколько у меня гороху, куда же мне его девать?
Петя выглянул, а лиса его — цап-царап —
схватила и понесла. Петушок испугался, закричал:
-Несет меня лиса за темные леса, за высокие
горы! Котик-братик, выручи меня!
Кот хоть далеко был, а услыхал петушка.
Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и принес его домой.
На третий день собирается кот на охоту и
говорит:
-Смотри, Петя, я сегодня далеко на охоту
пойду, и кричать будешь — не услышу. Не слушай лису, не выглядывай в окошко, а
то она тебя съест и косточек твоих не оставит.
Ушел кот на охоту, а Петя-петушок все в
избушке прибрал, пол чисто подмел, на жердочку вскочил и сидит, песни поет,
кота ждет.
А лиса опять тут как тут. Сидит под
окошком, песенку поет. А Петя-петушок не выглядывает. Лиса и говорит:
-Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу! За
тем и торопилась. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли; один
мешок худой был, все пшено по дороге рассыпано, а подбирать некому. Из окна
видать, вот погляди.
Петушок поверил, выглянул, а она его — цап-царап
— схватила и понесла. Как петушок ни плакал, как ни кричал — не слыхал его кот,
и унесла лиса петушка к себе домой.
Приходит кот домой, а петушка-то и нет.
Погоревал, погоревал кот — делать нечего. Надо идти выручать товарища —
наверное, его лиса утащила.
Пошел кот вначале на базар, купил там себе
сапоги, синий кафтан, шляпу с пером да музыку — гусли. Настоящий музыкант стал.
Идет кот по лесу, играет в гусельки и
поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки,
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Звери в лесу дивятся — откуда у нас такой
музыкант появился? А кот ходит, поет, а сам все лисий дом высматривает.
И увидел он избушку, заглянул в окошко, а
там лиса печку топит. Вот кот встал на крылечко, ударил в струнушки и запел:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Лиса слышит, кто-то ее зовет, а выйти
посмотреть некогда — блины печет. Посылает она свою дочку Чучелку:
-Ступай, Чучелка, посмотри, кто меня там зовет.
Чучелка вышла, а котик ее стук в лобок да за спину в коробок. А сам опять
играет и поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Слышит лиса, кто-то ее вызывает, а отойти
от печки не может — блины сгорят. Посылает другую дочку — Подчучелку:
-Ступай, Подчучелка, посмотри, кто меня там
зовет.
Подчучелка вышла, а котик ее стук в лобок
да за спину в коробок, а сам опять поет:
Стрень, брень, гусельки,
Золотые струнушки.
Дома ли лиса?
Выходи, лиса!
Самой лисе нельзя от печи уйти и послать
некого — один петушок остался. Собиралась она его щипать да жарить. И говорит
лиса петушку:
-Ступай, Петя, погляди, кто меня там зовет, да
скорей возвращайся!
Петя-петушок выскочил на крыльцо, а кот
бросил коробок, схватил петушка да понесся домой что было мочи. С тех пор опять
кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним и не показывается.
Развитие зрительного внимания и мелкой
моторики. Вспомните вместе с детьми о том, сколько раз освобождал кот петушка
от лисы. (Три раза.) Положите перед каждым ребенком картинку «Лабиринт».
Давайте поможем коту освободить петушка.
Рассмотрите внимательно поле-лабиринт и найдите ту дорожку, по которой кот
может добраться до избушки лисы. Проведите указательным пальцем по дорожке
лабиринта и расскажите коту, где пробегала лиса (мимо темного леса, мимо крутых
гор, мимо березы, мимо елки).
Сосчитай. Ребята, вспомните и расскажите, чем
обещала угостить петушка лиса (горошком, зерном). А мы угостим петушка
наливными красными яблочками. Положите перед каждым ребенком картинку «Яблоки»
Попросите детей пересчитать яблоки и показать
полученное количество на пальцах. Предложите найти соответствующую цифру и
обвести ее в кружок фломастером. Предложите детям найти золотое яблоко среди
красных. Попросите подумать и сказать, каких яблок больше — красных или
золотых? (Красных больше.)
Попросите назвать количество яблок.
(Красных — 4, золотых — 1.)
Предложите показать количество яблок на
пальцах, найти цифру 1 и обвести ее в кружок фломастером желтого цвета.
Следите за тем, чтобы, называя количество
яблок, ребенок согласовывал существительное с числительным «один», «пять» (одно
яблоко, пять яблок).
Итог занятия.