Современные дети до обидного мало знают былины. Нередко они вообще их не читают до того, как приходится знакомиться с ними по школьной программе. Вспомним, что Белинский настойчиво советовал читать детям русские былины, считая знакомство с ними очень важным как для воспитания патриотических чувств, уважения к героической истории народа, так и для формирования здорового эстетического вкуса. И лучше не откладывать это до школьного возраста, а вполне возможно делать это значительно раньше, еще до школы…
Корней Иванович Чуковский читал своим детям былины и убедился на опыте, как нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии. Оказалось, что дети быстро привыкают к непривычному для них слогу и готовы часами слушать былины. Постепенно былинная лексика воспринимается ими как близкая, живая, понятная.
Русские народные пословицы о былинах, русских богатырях, о родине (из былин) вы найдете на этой страничке.
Пословицы и поговорки о богатырях
Сильная подборка про сильных людей — пословицы и поговорки о богатырях:
- Русь — богатырская.
- Богатырская рука однажды бьет.
- Богатыря узнаешь на поле брани.
- Богатырь умирает, а слава воюет.
- Богатырь умрёт, имя его останется.
- Богатырь — от силы, красноречивый — от мудрости.
- Богатство — до первого бурана, богатырь — до первой пули.
- Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного.
- Хорош богатырь, коли пьян с вина на алтын.
- Сыт конь — богатырь, голодный (голоден) — сирота.
- Счастье дороже богатырства.
- Стрелок познается на охоте, богатырь — в бою.
- Сморчком глядит, а богатырем кашу оплетает.
- Славна богатырями земля русская.
- Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком.
- Плохой воин — богатырь для своих знакомых.
- Плеча могучие, широкие, молодецкие, богатырские.
- Пословицы о богатырях русских раскрывают причину популярности богатырей: Не родом богатырь славен, а подвигом.
- Кто на свою силу надеется — не угрожает.
- Каждый сам себе богатырь.
- Ешь больше, богатырем будешь.
- Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется.
- Горе-богатырь: пьян с вина на алтын.
- Головой думай, а силой борись.
- В руке джигита сила львиной лапы.
- В знакомом месте чтут силу, в незнакомом — одежду.
- Богач не бессмертен и богатырь не вечен.
- Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Пословицы и поговорки о богатырях — персонажи былин и сказаний, отличающиеся большой силой и совершающие подвиги.
Немного истории
Назвать точное время происхождения пословиц, в которых ключевыми персонажами были богатыри, нельзя. Так как поначалу они передавались устно, старшие поколения передавали их младшим. И, естественно, пословицы всякий раз украшались самыми разными деталями — все зависело от фантазии рассказчика. И только в XIX веке их начали записывать. Ниже представлены самые известные из них.
- Как богатый не бессмертный, так и богатырь не вечный.
- Богатырскую силу в бою узнаешь.
- Всякий сам для себя богатырь.
- Богатырь умрет, но славу с собой не заберет – на земле останется.
- Богатырь силой своей славен, а не происхождением.
Пословицы о былинах и про богатырей
Современные дети до обидного мало знают былины. Нередко они вообще их не читают до того, как приходится знакомиться с ними по школьной программе. Вспомним, что Белинский настойчиво советовал читать детям русские былины, считая знакомство с ними очень важным как для воспитания патриотических чувств, уважения к героической истории народа, так и для формирования здорового эстетического вкуса. И лучше не откладывать это до школьного возраста, а вполне возможно делать это значительно раньше, еще до школы…
Корней Иванович Чуковский читал своим детям былины и убедился на опыте, как нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии. Оказалось, что дети быстро привыкают к непривычному для них слогу и готовы часами слушать былины. Постепенно былинная лексика воспринимается ими как близкая, живая, понятная.
Русские народные пословицы о былинах, русских богатырях, о родине (из былин) вы найдете на этой страничке.
Наследие Руси: пословицы о богатырской силе
Русский фольклор богат мифами, былинами и сказаниями, которые в сложные исторические моменты давали силу народу и дарили уверенность в победе. Главными персонажами УНТ выступали богатыри, поэтому пословицы о богатырской силе являются очень распространенными и известными на сегодняшний день.
Это удивительные персонажи, которые до сих пор вызывают споры среди историков. Многие говорят, что богатыри — реальные персонажи, которые жили в определенную эпоху и вершили великие дела. Другая же часть историков не согласна и считает, что богатыри — это мифические персонажи или же древние божества.
Как бы там ни было, пословицы о богатырской силе живы до сегодняшнего дня. И это легко объяснить — народ любит своих героев, своих богатырей.
Пословицы на тему «Быль, былое»
Старина, старина, да до нас не дошла. Что без нас было – слышали, что при нас будет – увидим. Далекая пора, старина. Мохом поросло, не видать. Быль молодцу не бесчестье (не укора). Сколько лет, сколько зим прошло. Где был, там нет, а где шел, тут след. Где был, теперь нет; где шел, там след; где был, там нет. Было да быльем поросло. Мало ли что было, да быльем поросло. Былое (наше былое) быльем поросло (порастает). Сказка – складка, а песня – быль. Кто больше бывал, тот больше знает. Не тот знает, кто много жил, а тот, кто много видел. Бывалые в людях говорят, небывалые дома сидят. Было, да быльем поросло. Был, да и след простыл. Бывальщину слушать лучше сказки. Была, да сплыла. Было, да быльем поросло. Было, да на низ сплыло. Было добро, да давно; а будет и опять, да долго ждать. Быль не сказка, из нее слова не выкинешь. Быль молодцу не укора. Быть в ските, что Иона в ките. Быль, что трава, а небыль, что вода. Было время, а ныне пора. Было да прошло и быльём поросло. Было дело, да собака съела. Было добро, да давно, опять будет, да нас не будет. Быль-трава, небыль-вода. Быль за сказкой не угонится. Быль молодцу не в укор. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль, как смола. Былью всё поросло.
Здоровье и правильное питание
- «Когда дрова горят, тогда и кашу варят».
- «Овсяная каша хвалилась, что с коровьем маслом роднилась».
- «Не каша кормит -ложка, не припас стряпает рука».
- «Кашевар живет сытнее князя».
- «Заварил кашу, так и не жалей масла».
- «Гречневая каша сама себя хвалит».
- «Блажен тот кто сидит к каше ближе» .
- «И дурень кашу сварит,была бы крупица и водица» .
- «Густая каша семьи не разгонит».
- «Кто заварил кашу,тот и расхлебывай».
В начало блога — на главную страницу Здоровье и правильное питание. Смотреть список всех статей РУБРИКИ БЛОГА
- ←
- 1
- →
- Ответить
- Ветвь дискуссии
- Ответить
- Уровень выше
- Ветвь дискуссии
Да, про кашу пословиц просто море.) Что за обед, коли каши нет Кашу маслом не испортишь щи да каша — пища наша Горе наше — гречнева каша: есть неохота. а выбросить жаль Хороша кашка, да мала чашка Кашу есть — зубов не надо
Современные дети до обидного мало знают былины. Нередко они вообще их не читают до того, как приходится знакомиться с ними по школьной программе. Вспомним, что Белинский настойчиво советовал читать детям русские былины, считая знакомство с ними очень важным как для воспитания патриотических чувств, уважения к героической истории народа, так и для формирования здорового эстетического вкуса. И лучше не откладывать это до школьного возраста, а вполне возможно делать это значительно раньше, еще до школы…
Корней Иванович Чуковский читал своим детям былины и убедился на опыте, как нелепы и беспочвенны опасения взрослых, что дети не поймут этой поэзии. Оказалось, что дети быстро привыкают к непривычному для них слогу и готовы часами слушать былины. Постепенно былинная лексика воспринимается ими как близкая, живая, понятная.
Русские народные пословицы о былинах, русских богатырях, о родине (из былин) вы найдете на этой страничке.
Старина, старина, да до нас не дошла. Что без нас было – слышали, что при нас будет – увидим. Далекая пора, старина. Мохом поросло, не видать. Быль молодцу не бесчестье (не укора). Сколько лет, сколько зим прошло. Где был, там нет, а где шел, тут след. Где был, теперь нет; где шел, там след; где был, там нет. Было да быльем поросло. Мало ли что было, да быльем поросло. Былое (наше былое) быльем поросло (порастает). Сказка – складка, а песня – быль. Кто больше бывал, тот больше знает. Не тот знает, кто много жил, а тот, кто много видел. Бывалые в людях говорят, небывалые дома сидят. Было, да быльем поросло. Был, да и след простыл. Бывальщину слушать лучше сказки. Была, да сплыла. Было, да быльем поросло. Было, да на низ сплыло. Было добро, да давно; а будет и опять, да долго ждать. Быль не сказка, из нее слова не выкинешь. Быль молодцу не укора. Быть в ските, что Иона в ките. Быль, что трава, а небыль, что вода. Было время, а ныне пора. Было да прошло и быльём поросло. Было дело, да собака съела. Было добро, да давно, опять будет, да нас не будет. Быль-трава, небыль-вода. Быль за сказкой не угонится. Быль молодцу не в укор. Быль не сказка, из неё слова не выкинешь. Быль, как смола. Былью всё поросло.
Пословицы про русских богатырей
Богатырь умрет, имя его останется. Славна богатырями земля русская. Богатыря узнаешь на поле брани. Богатырская рука однажды бьёт. Богатырь – от силы, красноречивый – от мудрости. Богатырь умрёт – слава его воюет. Русь — богатырская. Не родом богатырь славен, а подвигом. Щедрый не хвастается подарком, богатырь не отказывается от сказанного. Славна богатырями земля русская. Кто храбр да стоек, тот десятерых стоит. Свистнул, гаркнул, молодецким посвистом, богатырским покриком. Плеча могучие, широкие, молодецкие, богатырские. Не родом богатырь славен, а подвигом. Русский человек добро помнит. Русский в словах горд, в делах твёрд. Кто на свою силу надеется — не угрожает. Каждый сам себе богатырь. Ешь больше, богатырем будешь. Дуб, словно богатырь стоит, не шелохнется. Горе-богатырь: пьян с вина на алтын. Головой думай, а силой борись. Русь святая, православная, богатырская, мать святорусская земля.
Пословицы к былине «Илья Муромец»
Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. Силен тот, кто валит, сильнее тот, кто поднимается. Если по-русски скроен, и один в поле воин. Воином быть — народу служить. Головой думай, а силой борись. Ищи добра на стороне, а дом люби по старине. Всякому мила своя сторона. Где кто родится, там и пригодится. Дома и стены помогают. Кто смел, тот и цел. Смелость города берет. Богатырь ни с мечом, ни с калачом не шутит. Кто смел, тот на коня сел. Храбрый побеждает, а трус погибает. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Не родом богатырь славен, а подвигом. Не силою дерутся, а умением. Всяк молодец на свой образец. На смелого собака лает, а трусливых — кусает. Сам не дерусь, а семерых не боюсь. Плохо, когда сила живет без ума, да нехорошо, когда и ум без силы.
Пословицы о Родине из былин
Многие выражения из былин прочно вошли в разговорную речь, обрели назидательный смысл и стали пословицами. Часто и в самих былинах употреблялись пословицы и поговорки русского народа.
Славна богатырями земля русская. Злой не верит, что есть добрые люди. Доброе слово – половина счастья. Не ищи красоты – ищи доброты. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Смелость силе воевода. Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси, есть и ерши. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Бой отвагу любит. Славу свою добывай в бою. Не силою дерутся, а умением. Вражда не делает добра. Без смелости не возьмешь крепости. Бой – святое дело, иди на врага смело. За край свой насмерть стой. Кто честно служит, с тем слава дружит. Жизнь дана на добрые дела. Храбрость – сестра победы. Родная земля и в горсти мила. Бой отвагу любит. Славу свою добывай в бою. Не силою дерутся, а умением.
Пословицы на тему былины. Наследие Руси: пословицы о богатырской силе
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ
пословицы о налогах картинки
Пословицами называются краткие изречения, в которых высказывается суждение о каком-нибудь предмете или событии. В древности пословицы назывались «притчами».
пословицы о землетресении
10 пословиц о зиме
Первоначально пословицы входили в состав небольших рассказов о каких-нибудь событиях, сказок, песен и представляли метко и кратко выраженное обобщение того, о чем шла речь в рассказе или песне. Отличаясь часто мерностью склада, имея нередко созвучия в начале и в средине (аллитерацию) или в конце (рифму), эти обобщения легко запоминались, выделялись из рассказов и даже переживали в народной памяти самые рассказы. Примерами пословиц, до сих пор связанных с рассказами или песнями, могут служисть следующие: «В горе жить не кручинну быть, а нагому ходить — не соромиться» (из песни), «от радости кудри вьются, в печали секутся», «нос вытащит, хвост увязит, хвост вытащит, нос увязит» (из сказки о журавле), «и ракитовый куст за правду стоит» (из сказки об убитой сестре и дудке), «битый небитого везет» (из сказки), «то старина, то и деяние» (из старины).
а мюссе пословици
Пословицы в народном быту играют важную роль: они служат руководящими принципами деятельности; на них ссылаются в оправдание своих поступков и действий, ими пользуются для обвинения или обличения других. Важное значение пословицы народ выразил в пословицах же: «Старинная пословица во век не сломится», «старинная пословица не мимо молвится», «добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз», «на пословице суда нет».
пословицы на казахском о характере человека
Пословицы касаются исторических событий, отражают древний быт, верования языческие и христианские, семейный и общественный быт, мораль, и т.д.
пословицы о пир
Пословицы, подходящие к былинам
Злой не верит, что есть добрые люди. Доброе слово – половина счастья. Не ищи красоты – ищи доброты. Красоту уносят годы, доброту не унесут. Делать людям хорошее – хорошеть самому. Смелость силе воевода. Кто смел, тот на коня сел. Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит. На Руси не все караси, есть и ерши. Смелому горох хлебать, а несмелому и щей не видать. Бой отвагу любит. Славу свою добывай в бою. Не силою дерутся, а умением. Вражда не делает добра. Без смелости не возьмешь крепости. Бой – святое дело, иди на врага смело. За край свой насмерть стой. Кто честно служит, с тем слава дружит. Жизнь дана на добрые дела. Храбрость – сестра победы. Родная земля и в горсти мила.
Былины, рекомендованные для прочтения детям:
- «Добрыня и Змей»
Матушка Добрынюшке говаривала: «Ты не езди на гору Сорочинску, Не топчи малых змеенышей, Не выручай ты полону русского». Но не послушался Добрыня благоразумного совета матери, поехал, победил Змея «о двенадцати головах». «Сделаем мы же заповедь великую: Тебе не летать да на святую Русь И не брать больше полону русского».
Поверил Змею простодушный богатырь, отпустил Змея, а сам «пошел ко граду он ко Киеву». А Змей летел над Киевом и нарушил заповедь великую, унес племянницу любимую князя Владимира Забаву Путятичну. Собирается быстро удалой Добрыня Никитич, садится на добра коня. Не дорожкою Добрыня ехал, не воротами, Через ту стену поехал городовую Через ту башню наугольну. Чуть повыше скачет леса стоячего. Чуть пониже скачет облака ходячего.
Бился Добрыня со Змеем три дня и три ночи и еще три часа, победил его и освободил пленников. Входит Добрыня в норы змеиные, выводит оттуда прекрасную Забаву Путятичну.
- «Садко, «Былина об Илье Муромце».
- «Сказание о невидимом граде Китеже». Легенда о гордом городе, скрывшемся под водой озера Светлояр, но не покорившемся врагу, не нуждается в словесных украшениях. С ребятами идет серьезный и взволнованный разговор о героизме и мужестве и о бессмысленности, обреченности всякого предательства.
Цитаты на тему «Русские богатыри»
15 самых великих русских богатырей
Богатыри — былинные защитники Земли Русской, «супергерои» русского народа на протяжении многих веков.
1. Илья Муромец. Святой богатырь
Илья Муромец канонизирован русской православной церковью, это главный русский богатырь. Илья Муромец является главным героем не только русских былин, но и, например, германских эпических поэм XIII века. В них его тоже зовут Ильей, он тоже богатырь, тоскующий по своей родине. Встречается Илья Муромец и в скандинавских сагах, в них он, ни много ни мало, кровный брат князя Владимира.
2. Бова Королевич. Лубочный богатырь
Бова Королевич долгое время был самым популярным в народе богатырём. Лубочные сказки о «пречюдном богатыре» выходили сотнями изданий с XVIII по XX века. Пушкин написал «Сказку о царе Салтане», частично заимствовав сюжет и имена героев сказок о Боев Королевиче, которые ему читала няня. Более того, даже сделал наброски поэмы «Бова», но смерть помешает ему закончить произведение. Прототипом этого витязя был французский рыцарь Бово де Антон из знаменитой поэмы-хроники Reali di Francia, написанной в XIV веке. В этом отношении Бова совсем уникальный богатырь — заезжий.
3. Алёша Попович. Младшенький
«Младшенький из младших» богатырей, а посему и набор качеств у него не столь «суперменский». Ему даже не чужд порок: хитрость, эгоизм, корыстолюбие. То есть с одной стороны он отличается смелостью, но с другой — горделив, спесив, бранчив, задорен и груб.
4. Святогор. Мегабогатырь
Мегабогатырь. Но богатырь «старого мира». Великан, старший богатырь величиною с гору, которого даже земля не держит, лежит на горе в бездействии. Былины рассказывают о его встрече с тягой земной и смерти в волшебной могиле. На Святогора перенесены многие черты библейского богатыря Самсона. Сложно определить точно его древнее происхождение. В сказаниях народа богатырь-ветеран передаёт свою силу Илье Муромцу, богатырю христианского века.
5. Добрыня Никитич. Богатырь со связями
Добрыню Никитича часто соотносят с летописным Добрыней, дядей князя Владимира (по другой версии племянник). Его имя олицетворяет суть «мягкосердия богатырского». Добрыня имеет прозвание «млад», при огромной физической силе «мухи не обидит», он защитник «вдов и сирот, несчастных жён». Добрыня также «артист в душе: мастер петь и играть на гуслях».
6. Дюк Степанович. Богатырь-мажор
Дюк Степанович приезжает в Киев из условной Индии, за которой, по мнению фольклористов, в данном случае скрывается Галицко-Волынская земля, и устраивает в Киеве марафон хвастовства, проходит испытания от князя, и продолжает хвастать. В итоге Владимир узнаёт, что Дюк действительно очень богат и предлагает ему гражданство. Но Дюк отказывается, потому что «если продать Киев и Чернигов да купить бумаги для описи Дюкова богатства, то не хватит бумаги».
7. Микула Селянинович. Богатырь-пахарь
Микула Селянинович — богатырь аграрий. Встречается в двух былинах: о Святогоре и о Вольге Святославиче. Микула — первый представитель земледельческого быта, могучий крестьянин-пахарь. Он силён и вынослив, но домоседлив. Всю свою силу он вкладывает в земледелие и семью.
8. Вольга Святославович. Богатырь маг
Сторонники «исторической школы» в изучении былин полагают, что прототипом былинного Вольги был князь Всеслав Полоцкий. Также Вольгу соотносили с Вещим Олегом, а его поход в Индию — с походом Олега на Царьград. Вольга — непростой богатырь, он обладает способностью к оборотничеству, умеет понимать язык зверей и птиц.
9. Сухман Одихмантьевич. Оскорблённый богатырь
В былине киевского цикла Сухман едет добывать князю Владимиру лебедь белую, но по дороге вступает в схватку с татарским полчищем, ставящим калиновы мосты на реке Непре. Сухман побеждает татар, но в бою получает раны, которые заклеивает листочками. Вернувшись в Киев без белой лебеди, он рассказывает князю о бое, но князь ему не верит и заточает Сухмана в темницу до выяснения. На Непру отправляется Добрыня и узнаёт, что Сухман не лгал. Но уже поздно. Сухман чувствует себя опозоренным, отклеивает листочки и истекает кровью. Из его крови начинается река Сухман.
10. Дунай Иванович. Трагический богатырь
По былинам о Дунае, именно из крови богатыря началась река с одноименным названием. Дунай — богатырь трагический. Он проигрывает своей жене Настасье в соревнованиях по стрельбе из лука, случайно попадает в неё при попытке отыграться, узнает, что Настасья была беременна и натыкается на саблю.
11. Михайло Потык. Верный муж
Фольклористы расходятся во мнениях, с кем нужно соотносить Михайло Потыка (или Потока). Корни его образа находят и в болгарском героическом эпосе, и в западноевропейских сказках, и даже в монгольском эпосе «Гэсэр». По одной из былин, Поток со своей женой Авдотьей Лебедью Белой дает зарок о том, что кто бы из них ни умер первым, второго закапывают рядом в могилу живым. Когда умирает Авдотья, Потока закапывают рядом в полном вооружении и на коне, о сражается с драконом и оживляет его кровью жену. Когда он сам умирает, Авдотью закапывают вместе с ним.
12. Хотен Блудович. Богатырь-жених
Богатырь Хотен Блудович ради свадьбы с завидной невестой Чайной Часовой сначала побивает девятерых её братьев, затем целое войско, нанятое будущей тёщей. В итоге богатырь получает богатое приданое и выступает в былине как богатырь «который хорошо женился».
13. Василий Буслаев. Рьяный богатырь
Самый удалой герой новгородского былинного цикла. Его необузданный нрав приводит к конфликту в новгородцами и он отчаянно буянит, бьётся об заклад, что побьёт всех мужиков новгородских на Волховском мосту и почти выполняет обещанное — пока его не останавливает мать. В другой былине он уже зрелый, идет в Иерусалим замаливать грехи. Но Буслаев неисправим — он снова принимается за старое и нелепо гибнет, доказывая свое молодчество.
14. Аника воин. Богатырь на словах
Аникой воином и сегодня называют человека, который любит хвастать своей силой вдалеке от опасности. Необычное для русского былинного богатыря, имя героя скорее всего взято из византийского сказания о герое Дигенисе, который там упоминается с постоянным эпитетом anikitos. Аника воин в стихе хвастает силой и обижает слабых, его устыжает за это сама смерть, Аника бросает ей вызов и погибает.
15. Никита Кожемяка. Змееборец
Никита Кожемяка в русских сказках — один из главных героев-змееборцев. Прежде чем вступить в схватку со Змеем он разрывает 12 шкур, тем самым доказывая свою легендарную силу. Кожемяка не только побеждает Змея, но ещё и запрягает его в соху и пропахивает землю от Киева до Чёрного моря. Обронительные валы под Киевом получили своё имя (Змиевы) как раз из-за деяний Никиты Кожемяки.
Предварительный просмотр:
пословиц и поговорок
о смелости, отваге, Родине, и богатырях
Один в поле не воин. Один за всех и все за одного. Кто впереди идет, того страх не берет. Сам погибай, а товарища выручай. Тяжело в учении – легко в бою. Где смелость, там и победа. Шаг вперед – шаг к победе. Мало победы ждать, надо победу взять. Военному делу учиться, всегда пригодится. Умелый боец везде молодец. Победа в воздухе не вьется, а руками достается. Крепка рука у нашего богатыря. Воюют не числом, а уменьем. Родимая сторона мать, чужая – мачеха.
Слава не у того, кто её ищёт, а кто в бою добывает. Богатырь от напасти не бежит, друзей в беде не покидает. Богатырь на пирах не сидит, живот не растит. Слава идёт не от род – племени, а по богатырским делам, да по подвигам. Много славы не добудешь на весёлых пирах, мёд попиваючи.
Смелость силе воевода. Тот герой кто за Родину горой. Кто смел тот на коня сел. За край свой насмерть стой. Русский ни с мячом, ни с калачом не шутит. С родной земли умри, не сходи. Жить — Родине служить. Счастье — Родины дороже жизни. Не тот герой, кто награду ждёт, а тот герой, кто за народ идёт. Если дружба велика, будет Родина крепка. В бою побывать – цену жизни узнать.
Секрет богатырской силы
Пословицы про силу богатырскую распространились весьма быстро. И тому вина, если можно так выразиться, — любовь простого народа к своим героям. К героям, которые не страшились ни врага, ни диких зверей и всегда готовы были прийти на помощь. Поэтому пословицы о богатырской силе актуальны и сегодня, так как они поднимают боевой дух народа и позволяют найти силы и справиться с проблемами и недругами.
Любой народ нуждается в защитниках, которые бы спасли их от тех или иных напастей. Именно поэтому пословицы о богатырской силе свежи и так распространены по сей день.
Источники:
https://pro-poslovicy.ru/poslovicy-o-bylinax-i-pro-bogatyrej/ https://orange-lab.ru/poslovicy-na-temu-byliny-nasledie-rusi-poslovicy-o/ https://autogear.ru/article/308/251/nasledie-rusi-poslovitsyi-o-bogatyirskoy-sile/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подбор пословиц и поговорок о Родине.
Знакомство детей с праздником «»День Победы». Воспитание любви к Родине, чувства гордости за свою страну, уважения к людям, пережившим тяготы войны. Развитие социально-значимых ценностей, гражда.
Малыш встречает в жизни много нового: новые взрослые, новые помещения, новые сверстники и многое другое. Чтобы малыш шел по жизни уверенно ему необходима смелость. Родители могут, как никто другой, по.
Проект «Где смелость, там и отвага» отражает работу в преддверии праздника Дня Победы.
Проект «Где смелость, там и отвага» отражает работу в преддверии праздника Дня Победы.
Статья в газету о проведении праздника «23 февраля» в ДОУ «Радуга».
Автором представлена картотека пословиц и поговорок о Родине.
Пословицы про богатыря
Пословицы про богатыря. Только самые лучшие пословицы. Самая полная сборка русских пословиц по темам и направлениям. Если вы ищете пословицы, то вы их уже нашли это Пословицы.ру
- про благородных3
- про ближнего6
- про близнецов1
- про блины19
- про блох16
- про бобров4
- про бобы4
- про Бога388
- про богатство56
- про богатыря 2
- про богатых91
- про богачей8
- про богомола1
- про божью коровку1
- про бои12
- про бойцов2
- про бока36
- про болезни40
- Пословицы
- →
- про богатыря
НОД по продуктивному чтению-слушанию ненецкой сказки «Кукушка»
Цель: способствовать формированию связной речи детей через понимание и восприятие текста
Задачи:
Учить работать с повествовательным текстом, определять основную мысль, основное содержание сказки;
развивать образность речи, мышление, память, творческое воображение;
воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается; воспитывать любовь и чуткость к матери, ее просьбам.
обратить внимание детей на национальный колорит сказки;
Воспитание взаимопомощи …..
Оборудование: книга сказок, иллюстрации, запись аудио пение кукушки, унты, костюм малица
Ход занятия
- Приветствие детей воспитателем
— Здравствуйте, ребята.
2) Включаю детям прослушать аудио звуки леса – голос кукушки.
— Ребята, вы узнаете чей это голос? (Кукушка)
— Расскажите, что вы знаете о кукушке? А я знаю такую особенность … Кукушка подкидывает яйца в гнезда других птиц…и никогда не воспитывает своих птенцов.
— Откуда мы можем с вами узнать информацию о кукушке? (Книги, интернет, спросить у взрослого…)
— Ребята, как вы думаете, о ком будет наше занятие?
— Сегодня я хочу познакомить вас с ненецкой народной сказкой «Кукушка»
— А как вы понимаете слово «народная»?
— Чем отличается “сказка” от других литературных жанров? (Учит, элементы волшебства)
— У каждого народа есть свои сказки. У ненцев ненецкая сказка, у русских – русские народные сказки. И все мы живем на разных частях планеты, поэтому и климат у нас разный. Ненцы- народ живущий на крайнем Севере, где всегда холода.
— Теперь я предлагаю вам послушать ненецкую народную сказку и подумать, о чем эта сказка и почему эта сказка называется «Кукушка»?
3) Жила на земле бедная женщина.
Было у неё трое детей. Не слушались дети матери.
Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Одежду промочат, а мать — суши. Снегу натащат, а мать — убирай.
И рыбу мать сама на реке ловила. Тяжело ей было, а дети ей не помогали.
— Как вы понимаете значение «бедная женщина»?
— Правильно ли вели себя дети? Как они себя вели?
— Что можно сказать о маме? Какая она?
От жизни такой тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт,
Чум (показать иллюстрацию) – традиционное жилище народов севера.
Лежит она в чуме, детей зовёт, просит:
— Детки, пересохло у меня горло, принесите мне водички.
Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой.
— Как вы думаете, почему заболела мать?
Наконец захотел старший есть, заглянул в чум, а мать посреди чума стоит, малицу надевает, унты обувает.
Малица (показать костюм) – мужская одежда народов Севера.
Поднимаю уголки костюма к верху, имитируя крылья
— На что похожи рукава малицы? (На крылья)
— Вот и у нее рукава превратились в крылья
— Унты сделаны из оленьей шкуры, потрогайте, обратите внимание на узор — это орнамент народов севера.
— Продолжаем
И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, а доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный ей клювом стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума.
— Если бы дети вели себя по-другому, наоборот, улетела бы мама?
— Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! — закричал старший сын.
Тут побежали дети за матерью.
— Мама, мы тебе водички принесли.
— Ку-ку, ку-ку, ку-ку! Не вернусь я.
(Выдвигаю экран и включаю на нем минутный отрывок, как дети бегут за матерью)
Так бежали за матерью дети много дней и ночей по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где побегут, там красный след останется. (Выключаю экран)
Навсегда бросила детей мать-кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей, а по тундре с той самой поры красный мох стелется.
— Тундра – это вид природных зон, лежащих за северными пределами лесной растительности.
— В сказке говорится о красном мхе, но и на самом деле мох бывает красный, в «народе» его называют кукушкин лен, его использует человек для утепления своих жилищ и название дали по этой сказке.
4) Вопросы после чтения
— 1. Как бы вы назвали эту сказку? Какое бы вы дали название этой сказке?
— 2. По вашему мнению о чем эта сказка?
— 3. Почему в сказке женщину называют бедной?
— 4. Сколько у неё было детей?
— 5. Нужна ли была помощь маме?
— 6. Как нужно относиться к своей маме?
— 7. Почему женщина заболела?
— 8. Могла бы быть эта история, если дети помогали маме, поступили наоборот?
— А как бы вы закончили эту сказку?
— 9. Как называется жилище ненцев? Какую одежду они носят?
— 10. Что вы узнали о красном мхе? Как его называют и для чего он нужен?
5) Творческое задание
— Ребята, у меня для вас есть очень интересное задание. Прошу вас подойти ко мне и вытянуть каждому по одному жетону.
— Теперь пройдите каждый к кино-ленте своего цвета.
— Вот мы и разделились на 2 команды.
-Ребята, я предлагаю вам стать операторами и составить свою настоящую кино-ленту с изменением концовки сказки «Кукушка»
— На столах лежат кадры из разных сказкок , среди них есть сказка “Кукушка”. Вам необходимо: найти кадры сказки “Кукушка” раставить их в правильном порядке при этом составить покадрово сказку.
6) Рефлексия
— Вам было интересно, понравилось?
— Чему научила вас эта сказка?
— Какое чувство испытывали вы, когда слушали эту сказку?
7) Ребята я хочу подарить вам эти киноленты.
До свидание!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад № 4 «Ручеёк»
Выступление на педагогическом совете.
Тема: « Обогащение знаний детей о сказках народов мира.»
Воспитатели: Журавлева И.В.
Чумак Т.П
2018г.
Обогащение знаний детей о сказках народов мира.
«Сказка для ребенка такое же серьезное и настоящее дело, как игра: она нужна ему для того, чтобы определиться, чтобы изучить себя, измерить, оценить свои возможности»
Джанни Родари.
«Сказки — блестящее, лучшее в мире золото, то золото, что блестит огоньком в детских глазках, звенит смехом из детских уст и уст родителей»
Х.К. Андерсен.
Сказки для детей это первая школа жизни – в любой стране, в любом государстве, для любых детей. Благодаря развитию книгопечатания, переводам с иностранных языков и сети Интернет, наши дети с раннего возраста встречаются со сказками разных стран – русскими, английскими, французскими, шведскими, арабскими, индийскими, африканскими и многими другими.
Следует отметить, что все программы воспитания и обучения в детском саду включают в себя раздел зарубежной литературы. Почему же нам так интересно знакомиться не только с творчеством своего народа, но и с фольклором, пришедшими из других частей света? Потому что любая сказка «обучает» и «воспитывает», т.е. несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.
Анализ и русских, и зарубежных сказок позволяет решить следующие задачи:
— Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта;
— Совершенствование вербального языка;
— Развитие фантазии, воображения;
— Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей;
— Развитие эмпатии и умения слушать других;
— Развитие чувства юмора;
— Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).
Сказки народов мира имеют многолетнюю историю и являются неким сплавом коллективного сознания и народной мудрости. Глубокий смысл этих произведений оттачивался веками, передавался из уст в уста, из поколения в поколение. Сказка каждого народа отражает его менталитет, определенную психологию – успеха и неудач, бедности и богатства, жестокости и миролюбия. Практически каждая сказка учит ребенка положительным качествам, рассказывает, что такое хорошо и что такое плохо, помогает стать лучше, добрее, смелее, находчивее, формирует такие нравственные качества, как сочувствие и готовность прийти на помощь, умение прощать, понимание, что вместе легче справиться с бедой или сложным делом и что зло наказуемо.
Национальные сказки — это золотой фонд любого народа, любой страны. А детям просто необходимо знать сказки разных народов: из этого незаметно, по кирпичикам, и складывается основа человеческого мировоззрения. Знакомя детей с зарубежными сказками, мы даем им широкие познания о мире, о культурах и традициях других народов.
Герои наших и зарубежных сказок шагают вместе с нами и детьми до самой старости. И знаете почему? Потому, что, главный персонаж, какую бы сказку мы не читали, и не важно какой он: Глупый мышонок из русской сказки, Гадкий утенок из датской сказки, умная собака Соня из веселой книги А. Усачева, самый храбрый Илья Муромец из русских былин, или как в молдавской сказке, глупые братья, которые не могли отыскать клад отца, или как Желтый аист из китайской сказки, не желавший танцевать для одного зрителя, или как ленивые дети из ненецкой сказки «Кукушка» и многие другие, наш малыш вместе с нами, на протяжении всего сюжета, стараемся вести себя как можно лучше, побеждаем трудности, помогаем людям, верим в успех и заражаем этой верой других.
Путешествуя по Дому книги, приходишь к выводу, что все сказки, и русские, и зарубежные, это самый ненавязчивый и эффективный способ сформировать у ребенка характер, который поможет ему добиться в жизни любых успехов. Вы спросите почему? Потому что материалом для всех сказок служит жизнь народа, его борьба за счастье и его верования и обычаи.
Каждый народ в сказках подчеркивает положительные черты своих соплеменников, которые именно через сказку передаются из поколения в поколение. Все сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость — результат борьбы, результат совместных усилий.
Можно выделить некоторые особенности сказок, которые и позволяют их использовать при решении педагогических задач:
Оптимизм сказок усиливает их воспитательное воздействие.
Образность — облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению.
Забавность сказок повышает интерес к ним.
Дидактизм – важнейшая особенность сказок всех народов мира, знакомит детей со странами, континентами, обычаями, традициями, климатическими условиями.
Русские, как и зарубежные сказки, способствуют успешной социальной адаптации. В нашей шумной подготовительной группе, где есть дети с повышенной тревожностью, с некоторыми вредными привычками, очень эффективным рецептом можно определенно считать — Сказки. Моделирование ситуации нравственного поведения, которые дети слышат в сказках, сразу не переносятся в реальную жизнь, но зато они охотно и правильно используют это в последующей реальной жизни.
Именно сказка способствует расширению границ нравственного, духовного, патриотического, экологического, эстетического и умственного развития.
Сама сказка, конечно, не дает прямых наставлений детям (слушайся родителей, уважай старших, не уходи из дома без разрешения), но в ее содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают многократно возвращаясь к тексту сказки.
Знакомясь с зарубежными сказками, мы обращаем внимание и на то, что, как в русских, так и в зарубежных, существует такая категория сказок, в сюжете которых раскрывается вся цепочка формирования нравственных качеств у маленького ребенка: запрет — нарушение — кара. Они постепенно из внешних, формальных преобразуются во внутренние качества (самоконтроль, самонаказание, саморегулирование). Это особенно встречается в сказках, рекомендованных детям более старшего дошкольного возраста, в так называемых зарубежных «страшных сказках».
В страшных сказках силы зла беспрепятственно проникают в дом, когда нет родителей (они умерли, уехали или уснули), т.е. когда нарушается целостность домашнего мира. Этим они очень похожи на другие сказки, в которых почти никогда нет полной семьи; внучка живет с дедушкой и бабушкой, отец — с тремя сыновьями, девочка — с отцом и мачехой. Поэтому с ними и случаются всякие неприятности. Чувство защищенности дают только полная семья, только присутствие матери.
В страшилках нет добрых помощников и пощады не бывает, если дети не одумаются, т. е. ответственность за нарушение запрета или за невыполнение поручения ложится на самого ребенка. Разве не об этом рассказывает наша ненецкая сказка «Кукушка»?
В литературных досугах, которые мы проводили в группе, один из них зарубежный литературный калейдоскоп по сказкам, рекомендованных пограммой, мы повторяли такие сказки, как нанайская «Айога», ненецкая «Кукушка», французская «Краски», молдавская «Как братья отцовский клад нашли», эстонская «Каждый свое получил» и др. Эти сказки вызвали не просто интерес, а заставили задуматься детей, вспомнить своих близких, возникало огромное желание вслух обещать: «А я люблю свою маму», «а я не огорчаю маму», «я помогаю маме, слушаюсь», или «что я буду помогать, слушаться».
Воистину нравственность изначально заложена и в русских и во всех зарубежных сказках.
Следует также отметить, что знакомя детей с зарубежными сказками, мы пытаемся привлечь их внимание и для выражения впечатлений в других видах деятельности. В изобразительной – в рисовании, аппликации (так были сделаны иллюстрации к японской сказке «Самый красивый наряд на свете», к китайской сказке «Желтый аист»), лепке (так была сделана коллективная работа по африканской сказке «Чудесные истории про зайца по имени Лёк»)
При первом знакомстве детей с зарубежной сказкой, рекомендованной программой, стараемся оформить группу придавая ей национальный колорит. Так, знакомясь с японской сказкой «Самый красивый наряд на свете», надевали национальные костюмы, конструировали японские фонарики, из свежих веток смастерили цветущую сакуру. Перед прочтением итальянской сказки Джанни Родари «Волшебный барабан» мы внесли в группу настоящий барабан, нарядили героя в настоящий итальянский костюм. Перед чтением немецкой сказки «Маленькая Баба Яга», пригласили в гости настоящую маленькую Бабу Ягу. Готовясь к знакомству со сказками Западной Африки, мы придумали в группе небольшой уголок Африки: внесли большые пальмы, а под ней расставили животных, которые обитают в Африке, на пальму посадили африканских птиц, а сами нарядились папуасами.
Все занятия по знакомству с зарубежными сказками сопровождаются зарубежной музыкой, песнями, мелодиями, которые мы берем в фонотеке «Зарубежные мелодии» у нашего музыкального руководителя Нины Григорьевны.
В заключении, говоря о сказках всех народов и русских и зарубежных, хочется сказать «Что за чудо эти сказки», в них изначально заложено все, а главное, в них заложена нравственность. Сказки участвуют в формировании мировоззрения ребенка, способствуют обогащению словарного запаса, воспитывают чувство доброты, эмпатии, развивают зрительную память, наблюдательность, игровые умения, фантазию, кругозор, способствуют развитию воображения и формированию произвольного внимания, повышают грамотность устной (а в дальнейшем и письменной) речи – это настоящие ступеньки к новым жанрам литературного чтения зарубежной литературы.
1. Цель урока: познакомить учащихся с содержанием ненецкой
сказки «Кукушка»; проанализировать текст сказки; отрабатывать навыки
литературного чтении.
формировать навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно
работать с текстом;
развивать умение осмысливать поступки персонажей и давать им оценку;
способствовать
осознанию особой значимости матери, как самого дорого и близкого человека;
формировать
осознание нравственного долга перед родителями.
3. Тип урока: «открытие»
нового знания.
4. Формы
работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая,
самоконтроль, взаимоконтроль.
5.
Необходимое техническое оборудование: мультимедийные средства:
компьютер, проектор, экран.
Тема: Жизненные
уроки сказки «Кукушка» Ненецкая сказка
Цель:
познакомить
учащихся с содержанием ненецкой сказки «Кукушка»; проанализировать
текст сказки; отрабатывать навыки литературного чтении.
Тип
урока: «открытие»
нового знания.
Задачи:
формировать
навык осознанного чтения, умения самостоятельно и коллективно работать с
текстом;
закрепить
и развить представление о жанровых признаках волшебной сказки.
Планируемые результаты:
Предметные:
·
читать
выразительно, осознанно, без ошибок;
·
описывать
героев, их действия, поступки;
·
работать
с толковым словарём.
Метапредметные:
·
понимать
и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;
·
планировать
действия в соответствии с поставленной задачей;
·
определять
тему и главную мысль сказки и обосновывать своё мнение;
·
адекватно
взаимодействовать в паре и группе при выполнении задания.
Личностные:
проявлять:
·
интерес
к народной сказке и её героям;
·
позитивное
отношение к чтению;
·
интерес
к созданию творческой работы по теме.
Метапредметные
связи: окружающий
мир.
Ресурсы
урока:
2.
Мультимедийные средства: компьютер, проектор, экран.
3.
Раздаточный материал: речевая разминка, для работы в паре, для работы в
группе.
4.
Толковый словарь. Под ред. Д. Н. Ушакова. Москва. Просвещение. 2000.
Формы
работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, парная,
групповая, самоконтроль, взаимоконтроль.
7. Технологическая карта урока
Этапы урока (мин.)
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
УУД
1. Организаци-онный
момент
(1 мин.)
Учитель:
Вот
звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работу начинаем.
Мотивация
на настрой урока
Слушают,
настраиваются на работу.
Регулятивные:
формировать
целеустремлённость и настойчивость в достижении целей.
II. Проверка
домашнего задания (4 мин.)
Домашнее
задание выполняли по выбору. Первая группа подготовила пересказ сказки
«Айога». Вторая группа подбирала пословицы, объясняющие главную мысль сказки
«Айога».
Организует
проверку домашнего задания.
Представляют
домаш-нее задание, дополняют отвечающих, помогают объяснить смысл пословиц
Коммуникативные:
Включаются
в диа-лог со сверстниками. Оценивают качество подготовки д/з
III.Актуализация
знаний
(4 мин.)
1.
Беседа:
— Кто
автор сказки «Айога»?
— Что вы
узнали о нанайцах?
— Какова
главная мысль сказки?
2. Работа
с пословицей. Слайд № 1
—
Составьте из слов пословицу, объясните её смысл: Ближе, нет, матери,
друга.
Организует
деятельность обучающихся.
Вывешивает
табличку с пословицей на доску.
1.Отвечают
на вопросы:
— Автор
сказки- нанайцы. Это северный народ.
2.
Составляют из слов пословицу. Проверка (Слайд № 2)
Познавательные:
Логический
анализ объектов с целью выделения признаков.
3.
Речевая разминка (раздаточный материал):
Она
всегда тебя поддержит.
Повеселит или утешит.
Тебя заботой окружит.
На помощь быстро поспешит.
Подарит светлый луч надежды,
И будет милой, доброй, нежной.
Красивой будет самой-самой…
Её зовут все дети мамой.
-Прочитайте
медленно, потом ускоряя темп.
-Прочитайте
скороговоркой.
-Прочитайте
выразительно.
-Как
связаны пословица и стихотворение?
Организует
деятельность обучающихся- работу над выразительным чтением.
Создаёт
проблемную ситуацию:
— Как в
народе называют мать, которая бросает своих детей?… Отгадайте загадку.
Отрабатывают
выразительное чтение в группах и индивидуально (чтение соло, в парах, по
рядам).
Отвечают
на вопросы.
Личностные:
Морально-этическая
ориентация; формирование нравственной позиции.
Коммуникативные:
Включаются
в диа-лог со сверстниками.
4.
Работа с загадкой.
Что за
птица?
На яйца не садится,
По чужим гнездам шныряет,
Своих детей не знает? (Кукушка.)
5.
Прослушивание записи «Голоса птиц. Кукушка»
-Отгадайте
загадку.
-Расскажите,
что вы знаете об этой птице.
-Почему
птицу так назвали?
Отгадывают
загадку. Рассказывают, что знают о кукушке.
Слайд №
3.
Познавательные:
Высказывают
предположения, обсуждают проблемные вопросы.
6.
Работа со скороговоркой.
Кукушка
кукушонку купила капюшон.
Надел
кукушонок капюшон.
Как в
капюшоне он смешон!
-Работа
в парах: чтение скороговорки.
Читают
скороговорку, убыстряя темп. Слайд № 4.
Коммуникативные:
Воспринимают
текст с учётом поставленной задачи.
IV.
Постановка целей урока
(2 мин.)
Самоопределение
к деятельности.
Беседа:
—
Догадались, о чём пойдёт речь на уроке?
-Сегодня
на уроке мы познакомимся со сказкой «Кукушка». Попробуйте определить цели
урока.
—
Прочитайте название сказки, с которой мы сегодня познакомимся.(Учебник: ср.
82)
—
Сделайте предположение по названию и иллюстрации, о чём сказка?
— Кто
автор?
— Что вы
знаете о нанайцах?
Предлагает
озвучить тему и цель урока.
Создаёт
проблемную ситуацию.
Определяют
тему и цели урока: познакомиться со сказкой «Кукушка». Цели: узнать ещё об
одном северном народе, проанализировать сказку, определить – чему учит эта
сказка. Читают название сказки, рассматриваю иллюстрации, делают
предположение о содержании.
Регулятивные:
Планирование,
целеполагание. Познавательные:
Высказывают
предположения, сопоставляют иллюстрацию и название сказки, обсуждают
проблемные вопросы.
V.
Организация познавательной деятельности
(12
мин.)
1.
Сообщение о нанайцах делает, заранее подготовленный ученик. Сообщение
сопровождается работой с картой России и аудиозаписью «Море. Крики чаек».
Вдоль
берегов северных морей протянулась зона тундры.. Климат там суровый, лето
очень короткое и прохладное. Круглый год в тундре дуют холодные ветры. Растут
там мхи, травы и карликовые деревья. Здесь живут чукчи, ханты, манси, якуты,
ненцы и другие народности, которые занимаются оленеводством, рыболовством,
охотой. Зима в тундре долгая и очень суровая. В середине зимы почти 2 месяца
длится полярная ночь. На небе можно увидеть северные сияния.
-Каковы
условия жизни нанайского народа?
-Почему
рассказ сопровождался звуками моря и криками чаек?
Воспринимают
информацию, обсуждают увиденное.
Слайды №
5, 6.
Познавательные:
Выявляют
особенности объектов в процессе рассматривания.
Личностные:
Выдвигают
гипотезы и их обоснование.
Воспринимать
речь одноклассников. Выражают положительное отношение к процессу познания.
2.
Зарядка для глаз «Птичка». Слайд № 7.
Организует
деятельность обучающихся.
Следят
за двигающимися фигурками на экране.
Личностные:
Формирование
личного, эмоционального отношения к себе своему здоровью
3.
Знакомство со сказкой. (Чтение текста хорошо читающими учениками)
4.
Словарная работа: малица, чум. (Работа со словарём с опорой на фото
презентации)
Слайд №
8.
5.
Первичное закрепление.
Анализ
содержания сказки.
—
Определите тему сказки (о чём говорится в тексте).
—
Определите вид сказки (о животных, бытовая или волшебная).
—
Назовите персонажей сказки.
— Что
для детей оказалось важнее: свои дела или просьбы матери?
-Охарактеризуйте
детей.
-Почему
сказка так называется?
— Какие
чувства испытала больная мать?
— Какова
главная мысль этой сказки?
— Чему
учит сказка?
-Какие
чувства вы испытали во время чтения?
-Что вас
особенно тронуло в сказке?
-Все ли
слова вам понятны?
Предлагает
вступить в диалог, обсудить проблемные вопросы сказки, оценить эмоциональный
настрой сказки
Отвечают
на вопросы, пытаясь передать словами испытанные во время чтения чувства.
Читают в
словаре толкование незнакомых слов.
Отвечают
на вопросы, находят ответы на вопросы в тексте сказки, приводят примеры из
собственного опыта, оценивают действия персонажей сказки.
Личностные:
Эмоциональное
осознание окружающего мира.
Познавательные:
Поиск и
выделение необходимой информации. Анализируют, обобщают.
Регулятивные:
Учатся
находить и объяснять непонятные слова.
Коммуникативные:
Сотрудничают
в процессе поиска информации. Делятся мнениями, учатся учитывать позицию
собеседника.
6.
Работа над выразительным чтением.
а)
Подготовительный этап (работа над трудными для чтения словами). Слайд № 9.
На-щат-та
(натащат)
Ло-пе-сох-ре
(пересохло)
Рну-обе-лась
(обернулась)
Ли-из-ра-ни
(изранили)
Все-на-гда
(навсегда)
б) Работа
над интонацией.
в)
Чтение по ролям.
Предлагает
составить из слогов слова.
— С
какой интонацией надо читать слова матери? А слова детей?
-Как
распределить роли в сказке?
Составляют
из слогов слова, читают их хором. Слайд № 10
Объясняют,
с какой интонацией и почему надо читать по ролям. Оценивают чтение по ролям.
Коммуникативные:
Стремятся
к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения.
Личностные:
Проявляют
позитивное отношение.
Предметные:
Формирование
умения читать по ролям.
VI. Физминутка
(2 мин.)
«Без
мамы мы скучаем».
Слайд
№ 11.
Организует
деятельность обучающихся.
Выполняют
упражнения, танцуют в парах.
Личностные:
формирование
эмоционального отношения к себе и своему здоровью.
VII.
Включение нового знания в систему знаний и повторений
(14 мин.)
1.
Разноуровневый тест «Сравнение сказок «Айога» и «Кукушка»
2.
Проверка выполнения теста.
3.
Работа в группах. На партах таблички с названиями групп: «Театр», «Географы»,
«Аналитики», «Литераторы».
Задания |
Задание |
Задание |
Задание |
Задание |
4.
Презентация выступлений групп. Обсуждение работы групп.
-Посмотрим,
внимательно ли вы читали сказки «Айога» и «Кукушка». Выполните задания теста
в трёх вариантах.
Предлагает
поработать в группах. Помогает группам выполнять задания. Организовывает
обсуждение выступления каждой группы.
Выполняют
тест, проверяют по образцу. Слайды № 12, 13, 14.
Работают
в группах: ведущий распределяет задания и назначает ответственных. Группы
готовят выступления и презентуют классу. Обсуждают выступления групп,
дополняют, корректируют по необходимости.
Коммуникативные:
Стремятся
к сотрудничеству, учатся учитывать разные мнения. Строить понятные для
партнёра высказывания.
Личностные:
Проявлять
эмоционально- ценностное отношение к маме и уважение к ценностям других
народов.
Познавательные:
Анализировать
содержание сказки, сравнивать сказки по плану. Обосновывать свои суждения.
Регулятивные:
Осуществлять
самопроверку.
Оценивать
результаты своей и чужой деятельности.
VIII.
Подведение итогов
(2 мин.)
— Что
вас удивило сегодня больше всего?
— Что
понравилось на уроке?
— Что
нового узнали?
— О чём
пришлось задуматься?
-Возвратимся
к началу урока, добились ли мы поставленных целей?
Отвечают
на вопросы, анализируют прошедший урок, дополняют друг друга.
Регулятивные:
Анализируют
работу на уроке, соотносят запланированное и выполненное.
IX.
Рефлексия «Букет для мамы»
(2 мин.)
—
Оцените работу класса.
Вспомните
пословицу, значение которой мы объясняли вначале урока «Ближе матери друга
нет». Согласны ли вы, что мама для каждого человека самый близкий и важный
человек? Давайте представим, что мы составляем букет для мамы. Пусть
оранжевые цветы будут сигналом того, что вы свою работу на уроке оцениваете
на «отлично», жёлтые цветы- на «хорошо», красные- если работать сегодня было
не интересно или тяжело.
Благодарит
обучающихся за хорошую работу на уроке и просит составить панно рефлексии
«Букет для мамы»
Осуществляют
оценку своей собственной учебной деятельности на уроке.
Слайд №
15.
Личностные:
Оценивать
собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность,
инициативу, ответственность, причины неудач.
X. Домашнее
задание (2 мин.)
— Каким
может быть домашнее задание?
Задание
на выбор: придумать сказку по аналогии (или стихотворение о маме ), или
подобрать несколько пословиц к сказке и уметь их объяснять.
Предлагает
домашнее задание выбрать по желанию.
Слушают
учителя, задают вопросы для уточнения.
Личностные:
Выражать
положительное отношение к процессу познания.
ИНСТРУКЦИЯ
ПРАВИЛА
РАБОТЫ В ГРУППАХ
1.
Группа подчиняется ведущему.
2.
Задание читает ведущий.
3.
Обсуждение или выполнение задания проводится шёпотом.
4.
В группе заслушиваются мнения всех — по очереди.
5.
Обсуждение в группах заканчивается по команде учителя.
6.
Ведущий назначает презентующего или презентует задание сам.
7.
Все ученики заслушивают презентации других групп.
8.
После выступления каждой группы класс обсуждает правильность решения.
1
уровень
2
уровень
3
уровень
Сравни
сказки «Айога» и «Кукушка» и результаты запиши в таблицу.
Напиши,
из каких сказок эти предложения.
1.
«Не один, не два раза просила мать».
_________________
2.
«Вот однажды говорит ей мать».
_________________
3.
«И рыбу мать сама на реке ловила».
_________________
4.
«Я в воду упаду».
_________________
5.
«И вдруг малица перьями покрылась».
_________________
6.
«Зашипела, замахала руками, пальцы растопырила»,
________________
Обведи
правильный ответ.
1.
Нанайцы и ненцы живут-
а) на юге,
б) на востоке,
в) на севере.
2.
В сказках говорится —
а) о мамах и их детях,
б) о животных,
в) о животных и детях.
3.
Окончание сказок «Айога» и «Кукушка»
а) весёлое,
б) грустное
в) не знаю.
План
сравнения
«Айога»
«Кукушка»
Жанр
Название
народа
Тема
сказки
Герои
Поступки
героев