Урок разработан по 130 приказу.
Калаузек Надежда Фаритовна
Поурочный план по самопознанию
Раздел: | Мудрость веков | |
ФИО педагога | Калаузек Надежда Фаритовна | |
Дата: | ||
Класс: 3 | Количество присутствующих: | Количество отсутствующих:- |
Тема урока № 8 | Учение – мой труд | |
Цели обучения в соответствии | Умеет проявлять ответственность в делах и поступках | |
Ценность: | Внутренний покой | |
Качества: | Трудолюбие, упорство в достижении цели, ответственность | |
Цель урока | Расширение представлений учащихся об общечеловеческой ценности Внутренний покой через осознание важности учения как непрерывного труда в жизни человека | |
Задачи урока:
| Раскрыть смысл понятия «Учение – мой труд»; Развивать стремление быть упорным и трудолюбивым; Воспитывать стремление к познанию нового. |
Ход урока
Этап урока/ Время | Действия педагога | Действия ученика | Ресурсы |
Орг.момент 1.Позитивный настрой | Учитель приветствует детей и проверяет готовность к уроку. Учитель проводит позитивный настрой с целью концентрации внимания; настроить на позитивное мышление и внутренний покой. «Путешествие на облаке» Закройте глаза. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши ноги и спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Ваше облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овивает ваши лица.Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть ваше облако перенесет вас сейчас втакое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное (пауза 30 сек.) Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас в нашу школу. Слезьте с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало… Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе… Откройте глаза…Потянитесь, выпрямитесь и снова будьте бодрыми, свежими и внимательными. -Какие ощущения испытали при позитивном настрое? | Учащиеся слушают, концентрирую свои мысли и успокаиваются Учащиеся отвечают на вопрос | |
2. Проверка опережающего домашнего задания(беседа) | Учитель организует беседу по прочитанному отрывку из рассказа Н.Носова «Витя Малеев в школе и дома» с целью выявления качеств, позволяющих хорошо учиться. -Почему Костя Шишкин пропускал школу? — Какой совет дал Косте директор школы? -А как мальчику удалось добиться успехов по арифметике? — Как вы понимаете смысл фразы «Учёба и есть самый настоящий труд»? -Какие качества помогают хорошо учиться? — Вспомните случай из своей жизни, когда эти качества помогли вам добиться успехов в учёбе? -Расскажите о своих чувствах, когда вы добиваетесь успехов? | Учебник самопоз-нания 3 класс с.27-29 | |
3.Позитивное высказывание (цитата) (беседа) | Учитель знакомит с цитатой урока и предлагает ответить на вопросы. Учение и труд рядом живут. (на интерактивной доске) — Как вы понимаете смысл этой пословицы? -Чему учит пословица? | Проговаривают хором. Объясняют смысл пословицы и записывают её в тетрадь | Презентация, рабочие тетради https://posloviz.ru/category/trud/ |
4.Рассказывание истории (беседа) | Учитель предлагает послушать сказку в подарок с целью глубокого раскрытия темы урока. Сказка про ослика или о том, как полезно ходить в школу В одном лесу жил был ослик с друзьями- зверятами. Они любили гулять, играть, веселиться. Наступила осень. Все зверята пошли в школу, только ослик не хотел учиться, вот, однажды пришел почтальон из соседнего леса и принес ослику письмо от бабушки. Но так как ослик в школу не ходил и буквы не учил, то прочитать письмо не смог. Он пошел к друзьям-зверятам и попросил их прочесть письмо. Но зверята ответили ослику: «Ты сам должен научиться читать, тебе это в жизни всегда пригодится. Вот представь себе, идешь ты в магазин и сам читаешь названия магазинов и улиц. Покупая игрушки или конфеты, также читаешь их название. Ведь это так интересно – уметь читать, поэтому, учись читать сам!». Ослик расстроился и заплакал. Мимо пробегал зайчик, ему стало жалко упрямого ослика, и зайчик прочитал письмо от бабушки. Она писала: Дорогой мой, ослик! Помни, путь к знаниям лежит через скалистые горы, на которые тебе придется карабкаться изо всех сил. Первая гора называется – «Трудно». Трудно буквы писать, учиться читать, задачи решать, но ты помни мою подсказку: «Если трудно – смелей и старайся сильней». И тогда одолеешь ты гору, научишься справляться с трудностями. Вторая гора называется – «Скучно». Скучно буквы, цифры по строчке аккуратно писать. Хочется бегать, играть, хочется все бросить, но ты не бросай, а выучи подсказку: «Работу ты закончи поскорей, чтобы со скукой справиться быстрей». И тогда ты научишься справляться со скукой и подойдешь к самой крутой горе – «Неудача». Вроде бы все получается, но ошибки в пути постоянно закрадываются и неверные тропы сами собой выбираются. Но ты заучи мою подсказку: «Если ошибка приключится, буду я на ней учиться, не расстраиваться». И тогда преодолеешь ты и эту гору и станешь ученым осликом – пятерочником. Успехов тебе в учебе! Твоя бабушка. Ослик обрадовался письму и на следующий день с друзьями-зверятами торопился в школу. Сначала ослику было трудно учиться в школе. Так не хотелось слушать объяснения учителя, не получалось задачу составить и решить ее, кривые буквы падали со строки. И тогда ослик вспоминал «подсказки» бабушки, и старательно применял их на уроках. Примерно выводил каждую буковку, циферку, научился читать, решать и запоминать объяснения учителя. И у ослика стало получаться все замечательно! Сейчас ослик совсем взрослый, он выучился и стал профессором медицинских наук. К нему в гости приходят бабушка и друзья-зверята. Бабушка гордится достижением внука. Все вместе они пьют чай, вспоминают детство. А также ослик-профессор лечит бабушку и друзей от всех болезней. Учитель организует беседу с целью понимания содержимого рассказа. -Чем любили заниматься друзья – зверята? -Почему ослик не пошёл осенью со своими друзьями в школу? -От кого получил письмо из соседнего леса? -Какие чувства испытал ослик, когда не смог прочитать письмо от бабушки? -Почему друзья не помогли прочитать письмо? А кто помог? -Про какие 3 горы говорила бабушка в письме? -Какими качествами нужно обладать, чтобы справится с трудностями и ленью? -Осознал ли ослик, что необходимо учиться с трудолюбием и упорством? -Расскажите случай из вашей жизни, когда трудолюбие и упорство помогли вам. | Слушают учителя Отвечая на вопросы учителя, раскрывают качества трудолюбия, упорства и ответственности. | Иллюстрации |
5.Творческая работа 7 мин | Учитель предлагает раскрасить птицу счастья. Одно крыло – упорство в достижении цели, другое крыло – трудолюбие и подумать, как и в каких делах, эта птица поможет в жизни. | Учащиеся раскрашивают птицу счастья и рассказывают, где в их жизни пригодится эта птица. | |
6.Домашнее задание | Учитель с целью опережения изучения следующей темы предлагает прочитать рассказ «Осенние каникулы» | Учебник С.36-37 | |
7. Групповое пение | Учитель предлагает исполнить песню Юрия Кудинова «Учиться!» с целью закрепления из закрепления изучаемой ценности. Тебе нужны как воздух знания, Припев: Привет, девчонки и мальчишки. -О чём эта песня? | Учащиеся совместно с учителем исполняют песню | |
8.Заключите льная минута урока | Учитель под музыку завершает урок. Давайте сядем удобно и вспомним наш урок, вспомним, о чём мы говорили на уроке… Старайтесь всегда быть ответственными и трудолюбивыми. Выполняйте порученные дела, добывайте новые знания с большой любовью и упорством и тогда у вас всегда всё будет получаться! Спасибо за урок! | Дети закрывают глаза | Спокойная музыка |
Сохранить у себя:
КСП по самопознанию 3 класс «Учение – мой труд» (47.55 KB)
Подчинительные союзы и союзные слова в сложноподчиненных предложениях
Составила учитель МБОУ»СОШ № 18»
Никифорова Людмила Антоновна
Пунктуационный анализ
- Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В 1915 году(1)В.Маяковский(2)поселившийся в дачном посёлке недалеко от Петрограда(3) работал над поэмой(4) и каждый вечер приходил к кому – нибудь из знакомых соседей(5) чтобы поделиться созданным(6) и непременно(7) читал всю поэму с самого начала(8) присоединяя к ней те новые строчки(9) которые написались в тот день.
Ответ
- 235689
Орфографический анализ
- 1) Приостановить – приставка имеет значение приближения.
- 2)Наполнена- кр. страд. прич. Пишется одна Н
- 3) огорчиться – написание гласной в корне зависит от её безударного положения.
- 4) Прочь – на конце наречий после шипящих пишется Ь
- 5) Полуготовый (доклад) – сложные слова с полу пишутся слитно.
Ответ
- 245
Синтаксический анализ
- Замените словосочетание «культура речи», построенное на основе управления , синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.
Цели урока:
- Закрепить знания о сложноподчиненном и сложносочиненном предложениях, научиться различать подчинительные союзы и союзные слова.
- Развить умение видеть структуру сложного предложения, правильно строить схему к предложению, работать в паре, работать с информацией, систематизировать знания, умение слушать и понимать других.
- Сформировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Продолжи высказывание
- Сложносочинённые предложения (ССП) – это…
- Сложноподчинённые предложения (СПП) – это…
- Средствами связи в ССП являются…
- Средствами связи в СПП являются…
Средствами связи придаточного и главного предложений в СПП являются:
- Интонация;
- в главном предложении – указательные слова (тот, такой, там, туда, потому, оттого и т.д.);
(указательные слова в главном предложении могут быть, а могут и не быть)
- в придаточном предложении – подчинительные союзы (что, чтобы, ибо, пока, когда, как, если и др.) или союзные слова (который, какой, кто, что, как, где, куда, откуда, когда и др.).
Союзы и союзные слова – главные средства связи в сложноподчинённом предложении .
Они обычно стоят в начале придаточного предложения и служат показателем границы между главным и придаточным.
- Исключение составляет союз-частица ли , который находится в середине придаточного предложения!
Подчинительные союзы , присоединяющие придаточные предложения, могут быть:
- простыми (одиночными): что, чтобы, если, как, словно, будто, ибо и др.;
- двойными: если … то, так как … то, когда … то, хотя …но, чем … тем и др.;
- составными: потому что, прежде чем, в то время как, несмотря на то что, оттого что, вследствие того что, после того как, с тех пор как, для того чтобы и др.
Союзное слово может быть любым членом придаточного предложения.
При определении роли союзного слова вопрос ставится уже в самом придаточном предложении непосредственно от того слова (или словосочетания), к которому относится союзное слово. Например:
- [Вот дом], (в котором (= в доме) мы жили раньше) — союзное слово (местоимение) в роли обстоятельства места: жили (где?) в придаточном определительном.
- [Вот дом], (который (= дом) построили в прошлом году) — союзное слово в роли прямого дополнения: построили (кого?/что?) в придаточном определительном.
- [Вот дом], (внешний вид которого (= дома) мне очень нравится) — союзное слово в роли несогласованного определения: внешний вид (чей?).
- [Вот дом], ( который (= дом) был построен в XIX веке) — союзное слово в роли подлежащего: (кто?/что?) дом.
Союзы
Союзные слова
1. Не являются членами предложения, например: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину ( что – союз, не является членом предложения).
1. Являются членами придаточного предложения, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу (союзное слово что – подлежащее).
2. Часто (но не всегда!) союз можно изъять из придаточного предложения, ср.: Он сказал, что сестра не вернётся к ужину. – Он сказал: сестра не вернётся к ужину.
2. Поскольку союзное слово – член придаточного предложения, его нельзя изъять без изменения смысла, например: Она не сводила глаз с дороги, что ведёт через рощу; невозможно: Она не сводила глаз с дороги, ведёт через рощу.
3. На союз не может падать логическое ударение.
3. На союзное слово может падать логическое ударение, например: Я знаю, что́ он будет делать завтра.
4. После союза нельзя поставить частицы же , именно .
4. После союзного слова можно поставить частицы же , именно , ср.: Я знаю, что же он будет делать завтра; Я знаю, что именно он будет делать завтра.
5. Союз нельзя заменить указательным местоимением или местоимённым наречием.
5. Союзное слово можно заменить указательным местоимением или местоимённым наречием, ср.: Я знаю, что он будет делать завтра. – Я знаю: это он будет делать завтра; Я знаю, где он был вчера. – Я знаю: там он был вчера.
Обратите внимание!
Что, как, когда, чем могут быть как союзами, так и союзными словами . Поэтому при разборе сложноподчинённых предложений с этими словами надо быть особенно внимательными.
Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ.
- Когда нужно чёрта, так и ступай к чёрту! ( Гоголь )
- Тот день, когда мы встретились впервые, я не забуду никогда.
- Служите мне, как вы ему служили ( Пушкин )
- Я знаю, что он будет делать завтра.
2) Чем является союзом в двух случаях:
а) в составе двойного союза чем… тем :
Чем дальше в лес, тем больше дров; Чем ближе осень, тем грустнее на душе;
б) в придаточных таких сложноподчинённых предложений, которые имеют в главной части прилагательное, наречие в сравнительной степени или слова иной, другой, иначе .
Он оказался выносливее, чем мы думали. Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться (Крылов).
Где, куда, откуда, кто, почему, зачем, сколько, который, какой, чей – союзные слова и не могут быть союзами !
Я знаю, где он прячется;
Я знаю, куда он поедет;
Я знаю, кто это сделал;
Я знаю, почему он это сделал;
Я знаю, зачем он это сказал;
Я знаю, сколько времени у него ушло на ремонт квартиры;
Я знаю, каким будет наш праздник;
Я знаю, чей это портфель.
Работа в паре: постройте схемы предложений, укажите средства связи, аргументируйте свой ответ.
- Расскажи мне ту сказку, которую мама любила.
- Он вернулся в город, где провёл юность.
- Я тот, кого никто не любит ( Лермонтов ).
- Тишина такая, какая бывает только перед рассветом ( Лавренев).
- С тех пор она старалась всё делать так, чтобы её хвалили ( Панова ).
- Чем на мост нам идти, поищем лучше броду ( Крылов ).
Повторим изученное
- Средствами связи в СПП являются…
- Только подчинительными союзами могут быть…
- Только союзными словами могут быть…
- И союзными словами, и подчинительными союзами могут быть…
- Чтобы их различить, можно…