Сказка «Ёжик в тумане»- произведение Сергея Козлова. Эта история о Ёжике, который пошёл в гости к медвежонку, и по дороге заблудился в тумане. Что ёжик увидит и с кем встретится вы узнаете, прочитав или послушав эту сказку.
Аудиосказка Ёжик в тумане
https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/09/Audioskazka-YOzhik-v-tumane.mp3
Читать сказку Ёжик в тумане с картинками
По вечерам Ёжик ходил к Медвежонку в гости считать звёзды.
Они усаживались на брёвнышке и, прихлёбывая чай, смотрели на звездное небо.
Оно висело над крышей, прямо за печной трубой.
Справа от трубы были звёзды Медвежонка, а слева — Ёжика.
Сначала Ёжик шёл полем, где его окружила стайка ночных Бабочек-Подёнок, потом вошёл в сосновый лесок.
А когда вышел, за ним уже крался Филин, растопырив крылья.
Но Ёжик его не заметил.
Он нёс Медвежонку малиновое варенье и смотрел в небо.
«Звезда!» — вдруг остановился Ёжик.
Филин чуть не налетел на него и тоже уставился в небо.
«И в луже Звезда…» — сам себе сказал Ёжик, увидев её отражение.
Филин тоже наклонился над лужей, но ничего, кроме себя, не увидел и, рассердившись, взрыхлил своей мохнатой лапой воду.
А Ёжик уже глядел в тёмный старый колодец.
«Угу!» — крикнул Ёжик.
«Угу-у-у!» — загудел в ответ старый колодец.
Ёжик спрыгнул на землю и на ходу гукнул, словно бросил камушек: «У-гу!».
И Филин, проходя мимо колодца, тоже крикнул: «Угу!..» и остановился, удивленный.
Колодец и ему ответил: «Угу-у-у-у-у!».
Филин взгромоздился на сруб колодца и снова крикнул: «Угу!».
И колодец в ответ, гулко: «Угу-у-у-у-у-у-у…».
Филин хихикнул и они заухали, прислушиваясь друг к другу — Филин и старый колодец.
А Ёжик со своим узелком уже семенил дальше, сам про себя беседуя с Медвежонком:
«А я ему скажу: „А я тебе малиновое варенье принёс”.
А он мне скажет: „Вот и самовар простыл, надо бы веточек подбросить… этих… ну как их… можжевеловых!”
А я ему скажу… а я ему скажу… а я е-му ска-жу…».
И вдруг застыл.
Прямо перед ним из тумана выплыла белая Лошадь.
«А интересно, — подумал Ёжик, — если Лошадь ляжет спать, она захлебнётся в тумане?»
И он стал медленно спускаться с горки, чтобы попасть в туман и посмотреть, как там внутри.
«Вот, ничего не видно. И даже лапы не видно».
«Лошадь!» — позвал Ёжик.
Но Лошадь ничего не сказала.
И тут на Ёжика обрушился сухой Лист.
Ёжик от испуга закрыл лапами глаза… а когда выглянул… из под Листа, таинственно покачивая своим домиком, уплыла в туман Улитка…
Ёжик опасливо приподнял сухой Лист…
И совсем рядом услышал дыхание:
«А-ха, а-ха!» — вздымая боками и раздуваясь до неба, задышал Слон. Или это был не Слон?
Ёжик аккуратно положил Лист на место и, пятясь, на цыпочках, ушёл в туман.
А из тумана выглянула большая, добрая голова Лошади. Голова вкусно пофыркивала и хрумтела травой.
«Фр-р-р!» — вздохнула лошадиная голова и сухой Лист, как живой, взметнулся и отполз в сторону.
Где-то вдали зазвенело и вдруг — «В-з-з-з!» — над головой Ёжика прянула и мгновенно пропала Летучая Мышь.
Ёжик даже не успел перепугаться, а вокруг него затрепетала, засеребрилась легкая стайка ночных Бабочек-Подёнок.
«Хе-хе-хе-хе-хе!» — передразнил Ёжик и даже пробежал следом за ними, подпрыгнул, замахал лапами, представив себя ночной Бабочкой, но вдруг замер, прижав узелок…
Из тумана, как из форточки, выглянул Филин, ухнул: «Угу! У-гу-гу-гу-гу-гу!..» и растворился в тумане.
«Псих», — подумал Ёжик, поднял сухую палку и, ощупывая ею туман, двинулся вперед.
Палка, как слепая, блуждала в темноте, пока не упёрлась во что-то твёрдое.
«Тук-тук!» — постучал Ёжик.
Положил узелок и, перебирая по палке лапами, увидел перед собой дерево с огромным дуплом.
«А-га!» — осторожно выдохнул в дупло Ёжик.
«А-а-а-а!» — загудело дерево. Ёжик попятился и вдруг вспомнил про узелок.
Он метнулся назад, обежал дерево, крутнулся на месте… Узелка не было. Дерево медленно заволокло туманом. Ёжик остался один.
«Ё-ёж-и-и-и-и-к!» — будто с края земли донёсся чей-то крик.
Туман сгущался вокруг Ёжика.
Ёжик сорвал травинку, на которой сидел Светлячок, и, высоко подняв её над головой, как со свечой, наклоняясь и вглядываясь себе под ноги, побрёл в тумане.
Деревья, как мачты, тонули во мгле. Светлячок — маленький зеленый маяк — еле-еле теплясь, покачивался в тумане, освещая дорогу.
Но и он упал в траву и погас. Стало совсем темно.
Туман закружился вокруг Ёжика. И Ёжик побежал. Ему казалось, что из тумана за ним несётся огромная Улитка, Летучая Мышь, Филин… задышал Слон, обрушился Лист с дерева.
Ёжик упал в траву и закрыл лапами голову.
Но тут из тумана появилась Собака. Она положила перед Ёжиком узелок, зевнула во всю собачью пасть и пропала в тумане.
Издалека донёсся голос Медвежонка:
«Ё-ёжи-и-и-и-ик!».
«О-го-го-го-го!» — рванулся на крик Ёжик, но — бул-тых! — упал в воду.
«Я — в реке, — похолодел от страха Ёжик и, немного погодя, решил, — пускай река сама несёт меня».
Он глубоко вздохнул и река понесла его вниз по течению.
Высоко в небе горели звёзды, над ним проплыла голова Лошади, где-то далеко тоненько играла балалайка…
«Я совсем промок. Я скоро утону», — подумал Ёжик.
Вдруг кто-то дотронулся до его задней лапы.
«Извините… — беззвучно спросил Кто-то, — кто Вы и как сюда попали?»
«Я — Ёжик, — тоже беззвучно ответил Ёжик, — я упал в реку».
«Тогда садитесь ко мне на спину, — беззвучно проговорил Кто-то, — я отвезу Вас на берег».
Ёжик сел на чью-то широкую скользкую спину и через минуту оказался на берегу.
«Спасибо!» — вслух сказал Ёжик.
«Не за что!» — беззвучно сказал Кто-то, кого Ёжик даже не видел, и пропал в волнах.
Ёжик с узелком сидел на брёвнышке и смотрел прямо перед собой остановившимися глазами.
Послышались чьи-то торопливые шаги.
«Ёжик! Где же ты был? — плюхнулся рядом запыхавшийся Медвежонок, — я звал, звал, а ты не откликался!..»
Ёжик ничего не сказал. Он только чуть скосил глаза в сторону Медвежонка…
«Я уже и самовар на крыльце раздул, креслице плетёное придвинул, чтобы удобнее звёзды считать было… вот, думаю, сейчас придёшь, сядем, чайку попьём, с малиновым вареньем, ты ведь малиновое варенье несёшь, да? А я и самовар раздул и веточек этих… как их?..»
«Мож-же-ве-ло-вых», — медленно подсказал Ёжик.
«Можжевеловых! — Обрадовался Медвежонок, — чтобы дымок пах… И… и… и… и в… и в… ведь кто же, кроме тебя, звёзды-то считать будет?!»
Медвежонок говорил, говорил, а Ёжик думал:
«Всё-таки хорошо, что мы снова вместе».
А ещё Ёжик думал о Лошади:
«Как она там, в тумане?..»
Было тихо.
В ночном небе ярко горели звезды.
Филин переговаривался с колодцем.
«Угу-у!» — говорил Филин.
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу!» — отвечал ему Колодец.
«Угу-у!» — кричал Филин.
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу!» — гудел Колодец.
«Угу-у!»
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу!»
«Угу-у!»
«Угу-гу-гу-гу-гу-гу-у-у!»
Смотреть сказку Ёжик в тумане
Скачать текст сказки Ёжик в тумане
Скачать docx
Скачать pdf
Другие сказки Сергея Козлова
Другие сказки на ночь
Ябеда
Очаровательная пушистая Кошечка появилась в классе ранним утром.
Крупные зеленые глаза ее завораживали и поражали глубиной и красотой. Особенная
чистота прослеживалась во всем облике новой ученицы. Каждому из ребят хотелось
посидеть рядом с ней, потрогать ее красивый бантик, но всех останавливал
пренебрежительный голос новенькой:
— Отойди, Волчонок, ты помнешь мне платье! А ты, Зайчонок, не
смотри на меня своими косыми глазами, я этого не люблю! И нечего на меня
дышать, Лисенок, а то мне совсем душно станет!
— Я вижу, вы уже познакомились? — спросил Учитель-Еж, войдя в
класс.
— Да, познакомились, — озадаченно ответили ребята.
— Надеюсь, вы ее не обидели? — спросил Учитель, увидев недовольное
выражение лица Кошечки.
— Кто кого еще обидел-то? — прошептал Зайчонок.
— Конечно, обидели, — вдруг вырвалось у Кошечки. — Они грязными
руками трогали мой чистый бантик.
— Я думаю, что если тебе, Кошечка, не понравилось, то наши ребята
больше не будут делать этого, — остановил своими словами и взглядом порыв
возмущения Волчонка Учитель.
Волчонок понял, что лучше сейчас с Кошечкой не связываться, но
долго не мог настроить себя на учебу.
Во время урока соседи Кошечки обсуждали шепотом решение задачи.
Она терпеть это не стала, громко произнесла:
— Мне мешают своими разговорами Заяц и Енот.
— Но мы же по делу говорили, — оправдывались ее соседи.
— Тем более, — строго произнесла Кошечка.
По классу прошел ропот возмущения.
— Такой вредины еще не бывало в нашей школе! — вырвалось у
Белочки.
— Я прошу всех быть более сдержанными, — попросил Учитель. — У нас
очень серьезная тема, надо в ней разобраться.
Ученики послушно продолжали работать. На перемене Кошечка осталась
одна, никто не хотел больше приближаться к ней, разговаривать и играть. Учитель
подошел к новенькой и спросил:
— Как тебе у нас?
— Плохо, — со слезами на глазах ответила Кошечка. — Мне здесь
никто не нравится.
— Я понимаю, что приходить одной в сложившийся коллектив очень
непросто, но у нас добрые ребята, — успокаивал Учитель.
— Не заметила я, что они добрые! — всхлипнула Кошечка.
— Поживешь, увидишь! — пообещал Учитель.
А тем временем все ученики обсуждали поступок новенькой, называя
ее уже не ласковым именем «Кошечка», а неприятным словом
«Ябеда».
Это прозвище услышала сама виновница и разрыдалась еще больше.
— Так ей и надо! — проворчал обиженный Зайчонок. — Пусть не
задается.
— А она и не задается, — вмешался в разговор Учитель. — Ей плохо у
нас, потому что она привыкла к одним правилам общения, а у нас другие. Вот она
и отстаивает свои правила таким способом.
— Ха, тоже мне, хороший способ?! Мы к ней с вниманием, лаской, а
эта ябеда!. — продолжал возмущаться Волчонок.
— Подожди осуждать ее, постарайся лучше понять, что излишнее
внимание тоже некоторым не нравится, — объяснял Учитель. — Вероятно, Кошечка
воспитывается в строгой семье, своим ябедничеством она уточняет свои знания.
— Как это? — заинтересовалась Белочка.
— Ну, например, говоря о разговорчивых соседях, она ждала моей
реакции одобрения. Ведь, действительно, разговаривать, мешать на уроке нельзя.
Помните правило? — спросил Учитель.
Ребята кивнули, ожидая продолжения объяснений.
— А так как вместо похвалы Кошечка услышала только мою просьбу о
сдержанности, то у нее возникло чувство растерянности. Кошечка не понимает, что
у нас происходит. Давайте поможем ей найти верный путь в общении с нами, —
предложил Учитель.
— Интересно, что нам надо сделать? — уточнили ребята.
— Когда Кошечка по привычке будет поучать или ябедничать, ваша
задача — спокойным голосом, с ласковой улыбкой ответить ей с благодарностью,
что она это заметила. И предложить найти путь или средство это исправить, —
завершил свою мысль Учитель-Еж.
— Так она обрадуется и станет дальше всех поучать! — возмутилась
Белочка.
— А давайте попробуем! — загорелся Волчонок.
— Только вот не знаю, как насчет улыбки? У меня может не
получиться! — засомневался Зайчонок.
— А ты попробуй! Добрая сила улыбки всем известна! — предложил
маленький Енот.
Волчонок поспешил проверить новый метод общения. Подойдя к
зареванной Кошечке, он с нежной улыбкой позвал ее играть. В ответ он услышал:
— Я с такими лохматыми не играю!
— Помоги мне стать таким же аккуратным, как ты! — продолжил
эксперимент Волчонок.
— Хорошо, я попробую, — неуверенно ответила Кошечка. — А у тебя,
Волчонок, есть расческа?
— Конечно! — обрадовался Волчонок, доставая расческу из кармана и
подмигивая своим друзьям.
— А почему ты дружишь с Белочкой? — спросила Кошечка, старательно
расчесывая своего нового друга.
— Она веселая! — не задумываясь, ответил Волчонок.
— Да? А мне она кажется грубой и легкомысленной, — вспомнила
Кошечка ее реплику.
— А ты скажи сама ей, что тебе не понравилось, как она назвала
тебя, только лучше, когда вы будете
с Белочкой одни, — посоветовал ей Волчонок. — Да, не забудь про
один секрет.
— Что это еще за секрет? — удивилась Кошечка.
— Нежная улыбка, — ответил Волчонок, широко улыбнувшись новенькой.
И в ответ Кошечка ему тоже улыбнулась.
— А Волчонок-то справился с этим новым методом общения! — шепотом
произнесла Белочка.
Спорщик.
У Мышонка появилась привычка спорить по любому
поводу. Все перемены он проводил в горячих спорах со своими друзьями.
— Мышонок, ты зачем со всеми споришь? – спросил
его Зайчонок.
— Я не спорю, а веду дискуссию, — важно ответил
Мышонок.
— Дискуссия – это немного другое, — улыбаясь,
объяснял Учитель Ёж. – Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника,
даёт ему возможность полностью высказаться.
— А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, —
вмешался Волчонок.
— Во-вторых, — продолжал Учитель. – В дискуссии
необходимо предлагать факты, которые подтверждали бы твою точку зрения.
— Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что
прав, а их мнения отрицаю! – уверенно заявил Мышонок.
— Мне наш Мышонок напоминает знакомого лесного
гнома, -вспомнил Зайчонок.
— Какого ещё гнома? – недовольно спросил
Мышонок.
— Рядом с моим домом, в дупле старого дуба
живут два гнома – близнеца, — начал свой рассказ Зайчонок. – Одного гнома зовут
Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым
лицом и всегда приоткрытым ротиком.
Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы
и цветы любят рассказывать ему свои секреты:
— Ух-ты! И такое бывает! – удивляется гном.
Его брат, хоть и близнец, но совсем на него не
похож. С маленьким ротиком и сощуренными глазками он большой любитель спорить и
всё отрицать. Его так и звали Отрицалкой. Он считал, что всё на свете знает, и
вряд ли существуют ещё в мире какие-то загадки. Когда Удивлялка делился своими
впечатлениями с братом, то в ответ слышал:
— Подумаешь, я это давно всё знал!
Жители леса обходят стороной Отрицалку, трудно
очень общаться с ним. Слушать он не умеет, да и сам мало чего рассказывает. А
если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:
— Что же ты, такую ерунду, не знаешь что ли?
Пристыдит, а ничем и не поможет, не посоветует.
Легко и свободно живётся Удивлялке. Хоть он уже
взрослый гном, но выглядит юным, как ребёнок. У него много друзей и увлечений.
Трудно живётся брату-близнецу. От постоянного
брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей совсем нет.
— А я встречала его в лесу! – воскликнула
Белочка, — Он похож на сморщенный сушёный гриб!
— Да, — подтвердил Учитель.
– Живут эти гномы у нас в лесу. Только сейчас и
братьями их никто не называет, уж очень они разными стали.
А тебе, Мышонок, это хороший пример, для того,
чтобы научиться общаться с друзьями.
— А как бы мне научиться дегустировать. Ой!
нет, дискуссировать? – смутился Мышонок.
— Хорошо! Поупражняемся, все вместе! – обещал Учитель.
Драки
«Сколько
мне пришлось пережить неприятностей, — думает Волчонок. — История с хвостом,
поссорился с младшим братом, папа наказал, мама отругала. А за что? Только то и
сделал, что отшлепал братика, чтобы не трогал мои вещи».
—
Эй, Волчонок, пойдем играть в футбол, — позвал друга Лисенок.
«Хорошо,
может, и отвлекусь, забуду свои беды», — решил Волчонок.
Стали
друзья в футбол играть, да Волчонок стал проигрывать, рассердился он на друга и
давай его тумаками угощать. Лисенок защищаться стал, кулачками тоже крепко
Волчонка разукрасил. Хорошо мимо Учитель-Еж прогуливался. Как увидел он
драчунов, как крикнет:
—
Это что за петухи?
Услышали
голос Учителя Лисенок с Волчонком, драться перестали, стоят, смотрят, чумазые,
зареванные и злые друг на друга. А Учитель и говорит:
—
Кто драку затеял, не буду выяснять, знаю, что каждый по-своему рассказывать
будет. А вот что делать, чтобы злость прогнать, скажу, да еще и других научу.
Повел
Учитель драчунов в школу, помог умыться, синяки и царапины зеленкой намазал.
Вроде успокоились немного Волчонок и Лисенок, да все равно друг на друга
сердито смотрят, кулачки сжимают.
—
Есть у меня «Сердитая подушка», давно в шкафу лежит, своего часа
дожидается. Мне ее Леший год назад подарил. Она уже ему не нужна стала, видно,
подобрел старичок. Так вот, у кого злинки да упрямки появляются, тот в эту
подушку их выбивать будет.
—
Как это? — недоверчиво спросили ребята.
—
Сейчас покажу! Кто первый хочет от своих злинок избавиться? — спросил Еж.
—
Ну, давайте я попробую, — осторожно подошел к подушке Волчонок.
—
Чем ты дрался, кулаками? Вот и будешь кулаками со всей силы подушку
выколачивать да посмеиваться, с каждым ударом «ха» выкрикивать. Тогда
злинки все выскочат! — объяснил Учитель. — А ты, Лисенок, помогай другу, говори
слова-заклинания: «Сильнее, сильнее, сильнее!» Всем задания понятны?
—
Вроде бы понятны, — ответили ребята.
—
Тогда, как только я сигнал подам, пропищит моя игрушка-зверушка, тогда и
начнем. А когда пропищит два раза, значит, пора останавливаться, — продолжил
свои инструкции Еж.
Волчонок
и Лисенок стояли в ожидании. Сигнал пропищал, и Волчонок стал подушку кулаками
бить, да звук «ха» выкрикивать. А Лисенок помогает, кричит
«Сильнее, сильнее, сильнее» и пританцовывает. Шуму было на весь лес,
сбежались все ученики, стоят, смотрят, диву даются. Что происходит, не
понимают. Прозвучал двойной сигнал. Все замерли.
— А
теперь послушай, Волчонок, как поживают твои злинки в подушке, что делают? —
предложил
Учитель.
—
Тихо сидят! — еле отдышавшись, ответил Волчонок.
—
Тогда поменяйтесь местами, пора тебе, Лисенок, свои злинки выбивать! Начали! —
скомандовал
Еж
и посигналил.
Тут
и все ученики подключились, стали вместе кричать слова-заклинания, да еще и в
ладоши прихлопывать. Прозвучал двойной сигнал. Лисенок прислушивается к
подушке, смеется:
— А
мои злинки сидят, разговаривают!
—
Все злинки убежали или остались еще? — спросил Учитель.
—
Все убежали!!! — радостно ответили Лисенок с Волчонком.
— А
можно и нам попробовать? — робко спросил Зайчонок.
—
Конечно, можно, но по очереди! — разрешил Еж.
Когда
каждый ученик попробовал свои злинки и упрямки прогнать, Еж подозвал всех к
себе поближе и сказал:
—
По разным причинам появляются злинки, накапливаются, но теперь мы знаем секрет,
как прогнать их. Эта «Сердитая подушка» будет в школе вам помогать,
ваши злинки да упрямки собирать.
Дружная страна
В Лесной школе все почувствовали наступление весны. Ветерок в
класс приносил запахи первых весенних ароматов. Пахло цветами и свежестью…
Солнечные зайчики прыгали в тетрадках, отвлекая учеников от серьезных занятий.
Медвежонок проснулся и вновь пришел в школу. После зимней спячки
он все время приставал на переменах к товарищам с задиристыми играми, уж очень
хотелось ему размяться, побороться и поваляться. А звери опасались его
неуклюжести и тяжелой лапы. Другим ученикам тоже хотелось чего-нибудь веселого
и озорного. Учитель-Еж понимал это и прощал активную возню на перемене.
Как-то раз Медвежонок не рассчитал свою силу и больно
«осалил» Волчонка. Волчонку было очень больно, но он сдержался, не
заплакал, а только потирал бок лапой. Хотя Медвежонок видел это, но не подошел,
не извинился, а продолжил игру, как ни в чем не бывало. Вдруг упала Белочка, ее
толкнул Медвежонок и тоже не извинился. Белочка стала возмущаться.
— Опять ты скандалишь, Белочка?! — заявил ей Медвежонок.
— Я не скандалю, я хочу, чтобы ты извинился и не толкался больше.
Мне больно!
— Тоже мне, девчонка-неженка, вон я Волчонка нечаянно ударил, он
даже не охнул, настоящий мужской характер. А все девчонки — противные капризные
плаксы!
— Что?! — возмутились девочки. — А вы, мальчишки, глупые и злые,
только двойки получаете и в футбол гоняете!
Поднялся шум. Сколько несправедливых и обидных прозвищ услышали
звери друг от друга! Девочкам легко удавалось придумывать обидные прозвища,
которые задевали мальчиков за живое. Мальчишкам хотелось сразу броситься в
драку, но пока они только сжимали кулаки и бормотали: «Ну, мы им
покажем!»
Мальчики больше не играли с девочками. А если вдруг Зайчику
хотелось попрыгать с Белочкой через скакалку, то кто-нибудь из мальчишек ему
кричал: «Эй ты, девчонка!», и Зайчик с грустью возвращался к другим,
«мужским», развлечениям.
Школьникам было дано задание, подготовить концерт для родителей.
— Пусть девчонки трудятся, раз они такие умные, — проворчал
Медвежонок.
Девочки не отказались и приготовили целый спектакль «Сказка о
стране Неделя».
«В одной стране жили семь маленьких волшебников. Они были
очень добрыми. Эти волшебники — мальчики и девочки: Понедельник, Вторник,
Среда, Четверг, Пятница, Суббота, Воскресенье. Они помогали друг другу, вместе
веселились и отдыхали. Мальчики и девочки там никогда не ссорились. Ведь в спорах
они могли потерять свою волшебную силу, и тогда бы страна Неделя погибла. Чтобы
сохранить мир и покой, друзья были внимательны друг к другу, умели
договариваться и объясняться, уважали себя и, других, не выясняли, кто из них
лучший. Ведь какая Неделя может быть без девочек: Среды, Пятницы, Субботы,
Воскресенья или без мальчиков: Понедельника, Вторника, Четверга. Все они были
важными и нужными в этой волшебной стране».
Родителям и учителям сказка очень понравилась. Мальчикам тоже было
интересно, но было еще и грустно. Грустно потому, что не научились они
договариваться и дружить, как девочки и мальчики в этой волшебной стране.
После спектакля Медвежонок, Лисенок, Волчонок и другие мальчики
подошли к девочкам и поблагодарили их за сказку. А Белочка предложила:
— Давайте придумаем другую сказку все вместе и покажем ее
родителям?!
— Давайте! — обрадовались мальчики. И они все вместе стали обсуждать
новую сказку, новые мечты
и
новые отношения с друзьями.
Наброски, разрозненные детали, звуки, запахи и ассоциации — из всего этого сплетена канва «Ёжика в тумане», «Сказки сказок» и других работ режиссёра.
В начале была Марьина роща. А в Марьиной роще — деревянный дом, двор, тополь и мальчик, который много лет спустя воспоёт этот пейзаж в одном из главных своих мультфильмов. Речь, конечно, о режиссёре Юрии Норштейне и его мультфильме «Сказка сказок». Но обо всём по порядку.
Норштейн о себе
Автобиография режиссёра — сдержанная, всего две страницы. Родился в 1941 году в эвакуации, учился в художественной школе, потом — на курсах художников-аниматоров. С 1961-го работал на киностудии «Союзмультфильм». Там познакомился со своей будущей женой — художницей Франческой Ярбусовой (именно она нарисовала Ёжика, Лошадку и других неотделимых от нашего культурного кода персонажей).
Норштейн, по собственному признанию, не сразу полюбил мультипликацию. Даже хотел оставить киностудию и заняться искусством. Он так вспоминал: «Мои попытки поступить в художественные заведения оканчивались полным провалом. Как будто сама судьба показывала пальцем моё место в жизни». Отношение к режиссуре изменилось после прочтения книг Сергея Эйзенштейна.
Юрий Норштейн за работой, 1966. (РИА «Новости»)
«Своими учителями» Норштейн называет Андрея Рублёва, Рембрандта, Ван Гога, Гойю, древних художников, создавших наскальные рисунки в пещерах Альтамира и Ласко. Под влиянием этих и других мастеров мультфильмы Норштейна стали своего рода пособием по мировой живописи. Отсылки к шедеврам можно найти во многих кадрах.
Ёжик в тумане: и шут, и святой
«Азбукой и морфологией для мультипликации» Норштейн считает работы Пауля Клее — крупнейшего художника европейского авангарда. Казалось бы, что общего у «Маленького шута в трансе» Клее и эстетики «Ёжика в тумане»? Неподготовленному зрителю может показаться, что ничего. Но, по словам режиссёра, это произведение было «той мерой, которая удерживала фильм в эстетических границах, помогала нам с художником Франческой Ярбусовой не потерять дорогу и не провалиться в слащавость». Сам Клее давал ученикам задание: «Отправьте линию на прогулку». Его «Шут» — та самая линия на прогулке, художник нарисовал его, не отрывая руки от холста. Понимая эту логику, проще представить «скелеты» персонажей Норштейна, воображаемые каркасы, на которых держатся образы.
Пауль Клее «Маленький шут в трансе», 1929. (artchive.ru)
Другой шедевр, без которого был бы невозможен Ёжик, — «Спас Вседержитель». Норштейн сказал в одном интервью: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублёва. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, всё прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошёл мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: »Божий человек»».
Андрей Рублёв «Спас Вседержитель», фрагмент «Звенигородского чина», 1410-е. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Мир вокруг Ёжика
Итак, главный герой мультфильма стал плодом противоречивого союза западного авангарда и древнерусской иконописи. А что насчёт пейзажа? В изображении природы видится ещё больше аллюзий. Например, трава, сквозь которую пробирается Ёжик и в которой забывает свой узелок, напоминает «Большой кусок луга» — одну из наиболее известных «натурных штудий» Альбрехта Дюрера.
Альбрехт Дюрер «Большой кусок луга», 1503. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Сцена погружения Ёжика в реку вызывает несколько ассоциаций. Это и Лета, река забвения из древнегреческой мифологии, и картина прерафаэлита Джона Эверетта Милле «Офелия».
Джон Эверетт Милле «Офелия», 1851—1852. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Но всё-таки краеугольный камень, на основе которого создаётся весь мир мультфильма, — восточное искусство. Деревья за пеленой тумана — возможно, «Сосновый лес» японского художника Хасэгавы Тохаку. Важен туман и в культуре Китая: мастера Поднебесной изображали его, когда хотели подчеркнуть неуловимость момента, беспрестанное течение жизни, отсутствие статичности в окружающем мире.
Хасэгава Тохаку «Сосновый лес», 16-й век. (Wikimedia Commons)
Кадр из м/ф «Ёжик в тумане», 1975. (kinopoisk.ru)
Влияние Востока прослеживается и в другом аспекте мультфильма. Режиссёр использовал ярусные декорации — как в китайском театре теней. Кроме того, рыба, которая появляется в сцене с рекой, была собрана из фрагментов полупрозрачной плёнки, крепившихся на шарниры. Примерно по такому же принципу собирается традиционная китайская кукла дракона.
Всем сказкам сказка
Другая важная работа Норштейна — «Сказка сказок». Режиссёр назвал мультфильм так же, как турецкий поэт Назым Хикмет — своё стихотворение, а неаполитанский писатель Джамбаттиста Базиле — сказочный сборник. Кроме того, режиссёр сам отмечал аналогию с «Песнью песней». «Фильм »Сказка сказок» дорог мне, потому что он связан с Марьиной рощей. Потому что я прожил здесь почти 25 лет. Потому что оттуда уехал». В анамнезе — Марьина роща, а на экране — вновь туман Востока.
Продолжение — на Diletant.media
Читайте также:
Заговор против Габсбургов
Мятеж на «Баунти»
На лыжах через Гренландию
Жил-был маленький чернокожий мальчик, которого звали Маленький Замбо. Мама с папой обожали его, потому что он был послушен и вежлив. Однажды на день рождения мама сшила ему чудесную красную кофточку и атласные голубые штанишки. А папа купил на базаре зеленый шелковый зонтик с желтой ручкой и очаровательные маленькие башмачки из мягкой красной кожи с острыми, загнутыми вверх носочками.
На свете не было малыша счастливее Маленького Замбо. Он выглядел в своем наряде таким щеголем! Ну как было ему не пойти погулять по джунглям? И вот, гуляя среди банановых деревьев и кокосовых пальм, он встретил страшного людоеда тигра.
– Я съем тебя, толстенький, вкусненький Замбо, – сказал тигр.
– О, глубокоуважаемый мистер тигр! – взмолился Замбо. – Отпустите меня, пожалуйста, а я отдам вам за это мою красивую красную кофточку.
– Хорошо, – милостиво согласился тигр.
Он надел красивую красную кофточку Замбо и пошел дальше напевая:
– Я самый красиво одетый тигр во всех джунглях.
А Маленький Замбо побрел дальше и вскоре встретил другого кровожадного тигра.
– Я сейчас разорву тебя на кусочки и съем! – сказал тигр.
– Не делайте, пожалуйста, этого, – слезно попросил Замбо. – Я дам вам свои атласные голубые штанишки.
– Ладно, – согласился тигр, – давай.
Он натянул атласные голубые штанишки и, очень довольный собой, запел:
– Я самый красиво одетый тигр во всех джунглях.
Маленький Замбо побежал дальше и снова встретил страшного тигра, который захотел его съесть.
– Отпустите меня, пожалуйста, – сказал ему Замбо, – и я подарю вам кожаные туфельки с острыми загнутыми носами.
– Какой мне прок от твоих туфелек, если у меня четыре лапы, а их всего две? – сказал тигр.
– Но вы можете носить их на ушах, – подсказал ему Маленький Замбо. – Тогда ни пыль, ни холод вам не страшны.
– Да, ты прав, – обрадовался тигр. – Это великолепная идея! Давай их скорее сюда, и я отпущу тебя.
Тигр схватил мягкие кожаные туфельки с острыми, загнутыми кверху носами и одел их на уши. Он был страшно доволен.
– Теперь я самый красиво одетый тигр во всех джунглях, – радовался он.
А бедный Маленький Замбо пошел дальше и опять, несчастный, столкнулся с тигром.
В обмен на жизнь Замбо пообещал тигру свой зеленый шелковый зонтик с длинной желтой ручкой.
– Мне он ни к чему, – возразил тигр. – У меня нет лишних лап, чтобы носить его.
– Но вы можете держать его кончиком хвоста, – предложил Замбо.
– Это я действительно могу. Давай сюда зонтик и отправляйся восвояси, – сказал тигр и, уверенный в том, что он самый шикарный тигр во всех джунглях, с достоинством удалился, держа зонт кончиком хвоста.
А бедный Маленький Замбо голый сидел на песочке и горько плакал, потому что гадкие кровожадные тигры отняли у него все его подарки.
Вдруг он услышал жуткий рев, который все усиливался.
– О, господи! Какой кошмар! Это, наверное, возвращаются тигры, чтобы съесть меня – бедненького и несчастненького крошку. Что же мне делать?
С быстротой молнии и ловкостью обезьяны Маленький Замбо влез на пальмовое дерево и посмотрел вниз.
Он увидел дерущихся под деревом, на котором он сидел, тигров, каждый из которых доказывал, что он самый красиво одетый тигр во всех джунглях.
Они стащили друг с друга всю красивую одежду Маленького Замбо и принялись кусаться своими страшными белыми клыками, бороться своими когтистыми лапами и бить друг друга своими длинными хвостами.
Маленький Замбо в ужасе спрыгнул вниз и спрятался под своим шелковым зеленым зонтиком с длинной желтой ручкой, который лежал поодаль.
А тигры гонялись друг за другом под деревом.
Они схватили один другого за хвосты и пытались со злостью оторвать их.
Маленький Замбо выглянул из-под зонта и закричал:
– Глубокоуважаемые тигры, зачем вы побросали здесь эту красивую одежду? Она вам разве больше не нужна?
Тигры лишь заворчали в ответ. Они не могли ничего ответить, потому что каждый из них боялся выпустить из зубов хвост соседа, чтобы он не убежал.
Маленький Замбо закричал смелее:
– Если она вам не нужна, скажите мне, и я возьму ее себе.
Но тигры опять лишь только зарычали, не открывая ртов.
Тогда Замбо одел свою одежду: красную кофточку, атласные голубые штанишки, мягкие кожаные туфельки с острыми, загнутыми кверху носами, и, взяв в руки зеленый шелковый зонтик с длинной желтой ручкой, побежал домой.
А тигры все злились и злились, но не могли выпустить из зубов хвосты друг друга.
Желая съесть друг друга, они бежали вокруг дерева все быстрее и быстрее, так что не стало видно даже их ног, и в конце концов от них осталось только дорожка растопленного животного масла, на котором жарят вкусные румяные лепешки.
Мимо проходил папа Замбо и, увидев масляную дорожку, очень обрадовался. Он сбегал домой и принес оттуда большой горшок. Туда он сложил аппетитное желтое масло и понес домой.
Когда мама Замбо увидела большой горшок с маслом, она радостно захлопала в ладоши. – Сегодня на ужин у нас будут аппетитные горячие лепешки, – радостно сообщила она Замбо. Она достала муку, яички, молоко и сахар и напекла много вкусных лепешек.
Они сидели за столом и ели горячие желтые лепешки с коричневыми зажаристыми полосками, похожими на маленьких тигрят. Маленький Замбо съел двадцать семь лепешек, мама съела пятьдесят пять лепешек, а папа целых сто шестьдесят девять, потому что он был очень и очень голоден.