В некотором царстве, в некотором государстве жил-был мужик. Пришло время — записали его в солдаты. Оставляет он жену, стал с нею прощаться и говорит:
— Смотри, жена, живи хорошенько, добрых людей не смеши, домишка не разори, хозяйничай да меня жди; авось назад приду. Вот тебе пятьдесят рублей. Дочку ли, сына ли родишь — все равно сбереги деньги до возрасту: станешь дочь выдавать замуж — будет у нее приданое, а коли бог сына даст, да войдет он в большие года — будет и ему в тех деньгах подспорье немалое. Попрощался с женою и пошел в поход. Месяца три погодя родила жена двух близнецов-мальчиков и назвала их Иванами — солдатскими сыновьями.
Пошли мальчики в рост, как пшеничное тесто на опаре, так кверху и тянутся. Стукнуло ребяткам десять лет, отдала их мать в науку; скоро они научились грамоте и боярских и купеческих детей за пояс заткнули — никто лучше их не сумеет ни прочитать, ни написать, ни ответу дать.
Боярские и купеческие дети позавидовали и давай тех близнецов каждый день поколачивать да пощипывать.
Говорит один брат другому:
— Долго ли нас колотить да щипать будут Матушка и то на нас платьица не нашьется, шапочек не накупится, что ни наденем, всё товарищи в клочки изорвут! Давай-ка расправляться с ними по-своему.
И согласились они друг за друга стоять, друг друга не выдавать. На другой день стали боярские и купеческие дети задирать их, а они — полно терпеть! — как пошли сдачу давать. Всем досталось! Тотчас прибежали караульные, связали их, добрых молодцев, и посадили в острог.
Дошло то дело до самого царя; он призвал тех мальчиков к себе, расспросил про все и велел их выпустить.
— Они, — говорит, — не виноваты: не зачинщики!
Выросли два Ивана — солдатские дети и просят у матери:
— Матушка, не осталось ли от нашего родителя каких денег. Коли остались, дай нам: мы пойдем в город на ярмарку, купим себе по доброму коню.
Мать дала им пятьдесят рублей — по двадцати пяти на брата — и приказывает:
— Слушайте, детушки! Как пойдете в город, отдавайте поклон всякому встречному и поперечному.
— Хорошо, родимая!
Вот, отправились братья в город, пришли на конную, смотрят — лошадей много, а выбрать не из чего, все не под стать им, добрым молодцам!
Говорит один брат другому:
— Пойдем на другой конец площади; глядь, что народу там толпится — видимо-невидимо!
Пришли туда, протолкались вперед — у дубовых столбов стоят два жеребца, на железных цепях прикованы: один на шести, другой на двенадцати; рвутся кони с цепей, удила кусают, роют землю копытами. Никто подойти к ним близко не смеет.
— Что твоим жеребцам цена будет? — спрашивает Иван — солдатский сын у хозяина.
— Не с твоим, брат, носом соваться сюда! Есть товар, да не по тебе, нечего и спрашивать.
— Почем знать, чего не ведаешь; может, и купим, надо только в зубы посмотреть.
Хозяин усмехнулся:
— Смотри, коли головы не жаль!
Тотчас один брат подошел к тому жеребцу, что на шести цепях был прикован, а другой брат — к тому, что на двенадцати цепях держался. Стали было в зубы смотреть — куда! Жеребцы поднялись на дыбы, так и храпят…
Братья ударили их коленками в грудь — цепи разлетелись, жеребцы на пять сажен отскочили, на землю попадали.
— Вот чем хвастался! Да мы этих клячей и даром не возьмем.
Народ ахает, дивуется: что за сильные богатыри появились! Хозяин чуть не плачет: жеребцы его поскакали за город и давай разгуливать по всему чистому полю; приступить к ним никто не решается, как поймать, никто не придумает.
Сжалились над хозяином Иваны — солдатские дети, вышли в чистое поле, крикнули громким голосом, молодецким посвистом — жеребцы прибежали и стали на месте словно вкопанные; тут надели на них добрые молодцы цепи железные, привели их к столбам дубовым и приковали крепко-накрепко. Справили это дело и пошли домой.
Идут путем-дорогою, а навстречу им седой старичок; позабыли они, что мать наказывала, и прошли мимо, не поклонились, да уж после один спохватился:
— Ах, братец, что ж это мы наделали, старичку поклона не отдали; давай нагоним его да поклонимся.
Нагнали старика, сняли шапочки, кланяются в пояс и говорят:
— Прости нас, дедушка, что прошли не поздоровались. Нам матушка строго наказывала: кто б на пути ни встретился, всякому честь отдавать.
— Спасибо, добрые молодцы! Куда ходили?
— В город на ярмарку, хотели купить себе по доброму коню, да таких нет, чтоб нам пригодились.
— Как же быть? Надо подарить вам по лошадке.
— Ах, дедушка, если подаришь, станем тебя вечно благодарить!
— Ну, пойдемте!
Привел их старик к большой горе, отворяет чугунную дверь и выводит богатырских коней:
— Вот вам и кони, добрые молодцы! Ступайте с богом, владейте на здоровье!
Они поблагодарили, сели верхом и поскакали домой.
Приехали на двор, привязали коней к столбу и вошли в избу. Начала мать спрашивать:
— Что, детушки, купили себе по лошадке?
— Купить не купили, даром получили.
— Куда же вы их дели?
— Возле избы поставили.
— Ах, детушки, смотрите — не увел бы кто!
— Нет, матушка, не таковские кони: не то, что увести — и подойти к ним нельзя!
Мать вышла, посмотрела на богатырских коней и залилась слезами:
— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.
На другой день просятся сыновья у матери:
— Отпусти нас в город, купим себе по сабельке.
— Ступайте, родимые!
Они собрались, пошли на кузницу; приходят к мастеру.
— Сделай, — говорят, — нам по сабельке.
— Зачем делать! Есть готовые, сколько угодно берите!
— Нет, брат, нам такие сабли надобны, чтоб по триста пудов весили.
— Эх, что выдумали! Да кто ж этакую махину ворочать будет? Да и горна такого во всем свете не найдешь!
Нечего делать — пошли добрые молодцы домой и головы повесили.
Идут путем-дорогою, а навстречу им опять тот же старичок попадается.
— Здравствуйте, младые юноши!
— Здравствуй, дедушка!
— Куда ходили?
— В город, на кузницу, хотели купить себе по сабельке, да таких нет, чтоб нам по руке пришлись.
— Плохо дело! Нешто подарить вам по сабельке?
— Ах, дедушка, коли подаришь, станем тебя вечно благодарить!
Старичок привел их к большой горе, отворил чугунную дверь и вынес две богатырские сабли. Они взяли сабли, поблагодарили старика, и радостно, весело у них на душе стало!
Приходят домой, мать спрашивает:
— Что, детушки, купили себе по сабельке?
— Купить не купили, даром получили.
— Куда же вы их дели?
— Возле избы поставили.
— Смотрите, как бы кто не унес!
— Нет, матушка, не то что унесть, даже увезти нельзя.
Мать вышла на двор, глянула — две сабли тяжелые, богатырские к стене приставлены, едва избушка держится! Залилась слезами и говорит:
— Ну, сынки, верно, вы не кормильцы мне.
Наутро Иваны — солдатские дети оседлали своих добрых коней, взяли свои сабли богатырские, приходят в избу, с родной матерью прощаются:
— Благослови нас, матушка, в путь-дорогу дальнюю.
— Будь над вами, детушки, мое нерушимое родительское благословение! Поезжайте с богом, себя покажите, людей посмотрите; напрасно никого не обижайте, а злым ворогам не уступайте.
— Не бойся, матушка! У нас такова поговорка есть: еду — не свищу, а наеду — не спущу!
Сели добрые молодцы на коней и поехали.
Близко ли, далеко, долго ли, коротко — скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — приезжают они на распутье, и стоят там два столба. На одном столбу написано: «Кто вправо поедет, тот царевичем будет»; на другом столбу написано: «Кто влево поедет, тот убит будет».
Остановились братья, прочитали надписи и призадумались: куда кому ехать Коли обоим по правой дороге пуститься — не честь, не хвала богатырской их силе, молодецкой удали; ехать одному влево — никому помереть не хочется!
Да делать-то нечего — говорит один из братьев другому:
— Ну, братец, я посильнее тебя; давай я поеду влево да посмотрю, от чего может мне смерть приключиться. А ты поезжай направо: авось бог даст — царем сделаешься!
Стали они прощаться, дали друг дружке по платочку и положили такой завет: ехать каждому своею дорогою, по дороге столбы ставить, на тех столбах про себя писать для знатья, для ведома; всякое утро утирать лицо братниным платком: если на платке кровь окажется — значит, брату смерть приключилася; при такой беде ехать мертвого разыскивать.
Разъехались добрые молодцы в разные стороны.
Кто вправо коня пустил, тот добрался до славного царства. В этом царстве жил царь с царицею, у них была дочь царевна Настасья Прекрасная.
Увидал царь Ивана — солдатского сына, полюбил его за удаль богатырскую и, долго не думая, отдал за него свою дочь в супружество, назвал его Иваном-царевичем и велел ему управлять всем царством.
Живет Иван-царевич в радости, своей женою любуется, в царстве порядок ведет да звериной охотой тешится.
В некое время стал он на охоту сбираться, на коня сбрую накладывать и нашел в седле — два пузырька с целящей и живой водою зашито; посмотрел на те пузырьки и положил опять в седло. «Надо, — думает, — поберечь до поры до времени; не ровен час — понадобятся».
А брат его Иван — солдатский сын, что левой дорогой поехал, день и ночь скакал без устали.
Прошел месяц, и другой, и третий, и прибыл он в незнакомое государство — прямо в столичный город.
В том государстве печаль великая: дома черным сукном покрыты, люди словно сонные шатаются.
Нанял он себе самую худую квартиру у бедной старушки и начал ее выспрашивать:
— Расскажи, бабушка, отчего так в вашем государстве весь народ припечалился и все дома черным сукном завешены?
— Ах, добрый молодец! Великое горе нас обуяло: каждый день выходит из синего моря, из-за серого камня, двенадцатиглавый змей и поедает по человеку за единый раз, теперь дошла очередь до царя… Есть у него три прекрасные царевны; вот только сейчас повезли старшую на взморье — змею на съедение.
Иван — солдатский сын сел на коня и поскакал к синему морю, к серому камню; на берегу стоит прекрасная царевна — на железной цепи прикована.
Увидала она витязя и говорит ему:
— Уходи отсюда, добрый молодец! Скоро придет сюда двенадцатиглавый змей; я пропаду, да и тебе не миновать смерти: съест тебя лютый змей!
— Не бойся, красная девица, авось подавится.
Подошел к ней Иван — солдатский сын, ухватил цепь богатырской рукою и разорвал на мелкие части, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени.
— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.
Красная девица послушалась, стала на море смотреть.
Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.
Царевна разбудила Ивана — солдатского сына; он встал, только на коня вскочил, а уж змей летит:
— Ты, Иванушка, зачем пожаловал? Ведь здесь мое место! Прощайся теперь с белым светом да полезай поскорее сам в мою глотку — тебе ж легче будет!
— Врешь, проклятый змей! Не проглотишь — подавишься! — ответил Иван, обнажил свою острую саблю, размахнулся, ударил и срубил у змея все двенадцать голов; поднял серый камень, головы положил под камень, туловище в море бросил, а сам воротился домой к старухе, наелся-напился, лег спать и проспал трое суток.
В то время призвал царь водовоза.
— Ступай, — говорит, — на взморье, собери хоть царевнины косточки.
Водовоз приехал к синему морю, видит — царевна жива, ни в чем невредима, посадил ее на телегу и повез в густой, дремучий лес; завез в лес и давай нож точить.
— Что ты делать собираешься? — спрашивает царевна.
— Я нож точу, тебя резать хочу!
Царевна заплакала:
— Не режь меня, я тебе никакого худа не сделала.
— Скажи отцу, что я тебя от змея избавил, так помилую!
Нечего делать — согласилась. Приехала во дворец; царь обрадовался и пожаловал того водовоза полковником.
Вот как проснулся Иван — солдатский сын, позвал старуху, дает ей денег и просит:
— Поди-ка, бабушка, на рынок, закупи, что надобно, да послушай, что промеж людьми говорится: нет ли чего нового?
Старуха сбегала на рынок, закупила разных припасов, послушала людских вестей, воротилась назад и сказывает:
— Идет в народе такая молва: был-де у нашего царя большой обед, сидели за столом королевичи и посланники, бояре и люди именитые; в те поры прилетела в окно каленая стрела и упала посеред зала, в той стреле было письмо привязано от другого змея двенадцатиглавого. Пишет змей: коли не вышлешь ко мне среднюю царевну, я твое царство огнем сожгу, пеплом развею. Нынче же повезут ее, бедную, к синему морю, к серому камню.
Иван — солдатский сын сейчас оседлал своего доброго коня, сел и поскакал на взморье. Говорит ему царевна:
— Ты зачем, добрый молодец? Пущай моя очередь смерть принимать, горячую кровь проливать; а тебе за что пропадать.
— Не бойся, красная девица!
Только успел сказать, летит на него лютый змей, огнем палит, смертью грозит.
Богатырь ударил его острой саблею и отсек все двенадцать голов; головы положил под камень, туловище в море кинул, а сам домой вернулся, наелся-напился и опять залег спать на три дня, на три ночи.
Приехал опять водовоз, увидал, что царевна жива, посадил ее на телегу, повез в дремучий лес и принялся нож точить. Спрашивает царевна:
— Зачем ты нож точишь?
— А я нож точу, тебя резать хочу. Присягни на том, что скажешь отцу, как мне надобно, так я тебя помилую.
Царевна дала ему клятву, он привез ее во дворец; царь возрадовался и пожаловал водовоза генеральским чином.
Иван — солдатский сын пробудился от сна на четвертые сутки и велел старухе на рынок пойти да вестей послушать.
Старуха сбегала на рынок, воротилась назад и сказывает:
— Третий змей появился, прислал царю письмо, а в письме требует: вывози-де меньшую царевну на съедение.
Иван — солдатский сын оседлал своего доброго коня, сел и поскакал к синему морю.
На берегу стоит прекрасная царевна, на железной цепи к камню прикована. Богатырь ухватил цепь, тряхнул и разорвал, словно гнилую бечевку; после прилег красной девице на колени:
— Я посплю, а ты на море смотри: как только туча взойдет, ветер зашумит, море всколыхается — тотчас разбуди меня, молодца.
Царевна начала на море глядеть…
Вдруг туча надвинулась, ветер зашумел, море всколыхалося — из синя моря змей выходит, в гору подымается.
Стала царевна будить Ивана — солдатского сына, толкала, толкала — нет, не просыпается; заплакала она слезно, и капнула горячая слеза ему на щеку; от того богатырь проснулся, подбежал к своему коню, а добрый конь уж на пол-аршина под собой земли выбил копытами.
Летит двенадцатиглавый змей, огнем так и пышет; взглянул на богатыря и вскрикнул:
— Хорош ты, пригож ты, добрый молодец, да не быть тебе живому, съем тебя, и с косточками!
— Врешь, проклятый змей, подавишься.
Начали они биться смертным боем; Иван — солдатский сын так быстро и сильно махал своей саблею, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать! Взмолился он царевне:
— Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю.
Царевна тотчас намочила свой платочек и подала доброму молодцу. Он обернул саблю и давай рубить змея; срубил ему все двенадцать голов, головы те под камень положил, туловище в море бросил, а сам домой поскакал, наелся-напился и залег спать на трои сутки.
Царь посылает опять водовоза на взморье. Приехал водовоз, взял царевну и повез в дремучий лес; вынул нож и стал точить.
— Что ты делаешь? — спрашивает царевна.
— Нож точу, тебя резать хочу! Скажи отцу, что я змея победил, так помилую.
Устрашил красную девицу, поклялась говорить по его словам.
А меньшая дочь была у царя любимая; как увидел ее живою, ни в чем невредимою, он пуще прежнего возрадовался и захотел водовоза жаловать — выдавать за него замуж меньшую царевну.
Пошел про то слух по всему государству. Узнал Иван — солдатский сын, что у царя свадьба затевается, и пошел прямо во дворец, а там пир идет, гости пьют и едят, всякими играми забавляются.
Меньшая царевна глянула на Ивана — солдатского сына, увидала на его сабле свой дорогой платочек, выскочила из-за стола, взяла его за руку и говорит отцу:
— Государь-батюшка! Вот кто избавил нас от змея лютого, от смерти напрасной; а водовоз только знал нож точить да приговаривать: я-де нож точу, тебя резать хочу!
Царь разгневался, тут же приказал водовоза повесить, а царевну выдал замуж за Ивана — солдатского сына, и было у них веселье великое. Стали молодые жить-поживать да добра наживать.
Пока все это деялось с братом Ивана — солдатского сына, с Иваном-царевичем вот что случилось. Поехал он раз на охоту, и попался ему олень быстроногий.
Иван-царевич ударил по лошади и пустился за ним в погоню; мчался, мчался и выехал на широкий луг. Тут олень с глаз пропал. Смотрит царевич и думает, куда теперь путь направить. Глядь — на том лугу ручеек протекает, на воде две серые утки плавают.
Прицелился он из ружья, выстрелил и убил пару уток; вытащил их из воды, положил в сумку и поехал дальше.
Ехал, ехал, увидал белокаменные палаты, слез с лошади, привязал ее к столбу и пошел в комнаты. Везде пусто — нет ни единого человека, только в одной комнате печь топится, на шестке стоит сковородка, на столе прибор готов: тарелка, и вилка, и нож. Иван-царевич вынул из сумки уток, ощипал, вычистил, положил на сковороду и сунул в печку; зажарил, поставил на стол, режет да ест.
Вдруг, откуда ни возьмись, является к нему красная девица — такая красавица, что ни в сказке сказать, ни пером написать, — и говорит ему:
— Хлеб-соль, Иван-царевич!
— Милости просим, красная девица! Садись со мной кушать.
— Я бы села с тобой, да боюсь: у тебя конь волшебный.
— Нет, красная девица, не узнала! Мой волшебный конь дома остался, я на простом приехал.
Как услыхала это красная девица, тотчас начала дуться, надулась и сделалась страшною львицею, разинула пасть и проглотила царевича целиком. Была то не простая девица, была то родная сестра трех змеев, что побиты Иваном — солдатским сыном.
Вздумал Иван — солдатский сын про своего брата; вынул платок из кармана, утерся, смотрит — весь платок в крови. Сильно он запечалился:
— Что за притча! Поехал мой брат в хорошую сторону, где бы ему царем быть, а он смерть получил!
Отпросился у жены и тестя и поехал на своем богатырском коне разыскивать брата, Ивана-царевича.
Близко ли, далеко, скоро ли, коротко — приезжает в то самое государство, где его брат проживал; расспросил про все и узнал, что поехал-де царевич на охоту, да так и сгинул — назад не бывал.
Иван — солдатский сын той же самой дорогою поехал охотиться; попадается и ему олень быстроногий. Пустился богатырь за ним в погоню. Выехал на широкий луг — олень с глаз пропал; смотрит — на лугу ручеек протекает, на воде две утки плавают. Иван — солдатский сын застрелил уток, приехал в белокаменные палаты и вошел в комнаты. Везде пусто, только в одной комнате печь топится, на шестке сковородка стоит. Он зажарил уток, вынес на двор, сел на крылечке, режет да ест.
Вдруг является к нему красная девица:
— Хлеб-соль, добрый молодец! Зачем на дворе ешь?
Отвечает Иван — солдатский сын:
— Да в горнице неохотно, на дворе веселей будет! Садись со мною, красная девица!
— Я бы с радостью села, да боюсь твоего коня волшебного.
— Полно, красавица! Я на простой лошаденке приехал.
Она и поверила и начала дуться, надулась страшною львицею и только хотела проглотить доброго молодца, как прибежал его волшебный конь и обхватил ее богатырскими ногами.
Иван — солдатский сын обнажил свою саблю острую и крикнул зычным голосом:
— Стой, проклятая! Ты проглотила моего брата Ивана-царевича? Выкинь его назад, не то изрублю тебя на мелкие части.
Львица и выкинула Ивана-царевича: сам-то он мертвый.
Тут Иван — солдатский сын вынул из седла два пузырька с водою целящею и живой; взбрызнул брата целящей водою — плоть-мясо срастается; взбрызнул живой водой — царевич встал и говорит:
— Ах, как же долго я спал!
Отвечает Иван — солдатский сын:
— Век бы тебе спать, если б не я!
Потом берет свою саблю и хочет рубить львице голову; она обернулась душой-девицей, такою красавицей, что и рассказать нельзя, начала слезно плакать и просить прощения. Глянул на ее красу неописанную, смиловался Иван — солдатский сын и пустил ее на волю вольную.
Приехали братья во дворец, сотворили трехдневный пир; после попрощались; Иван-царевич остался в своем государстве, а Иван — солдатский сын поехал к своей супруге и стал с нею поживать в любви и согласии.
— На прошедших уроках мы с вами
очень много узнали о сказке. Так, например, мы узнали, что ….(ответы ребят).
— Действительно, скоро сказка
складывается, да непросто складывается. Давайте прочитаем статью в учебнике с
этим названием. Может, мы еще что-то новое для себя узнаем.
Чтение статьи в хрестоматии.
Запись в тетради:
Композиция – построение художественного произведения.
Сюжет – последовательность событий, происходящих в произведении.
— Давайте разберемся с этими
понятиями и сначала посмотрим, как же построены волшебные сказки, с чего
начинаются, как продолжаются – т.е. с
чем сначала разберемся? (с композицией сказки).
— Так как обычно начинается
сказка?
— Правильно, чаще всего мы встречаем именно эти слова —
«жили-были». Но мудрые сказочники обычно начинали сказку с присказки. Вот,
например, так: «Было это далеко, на море, на океане на острове Кидане стоит
дерево золотые маковки, по этому дереву ходит кот Баюн – вверх идет – песню
поет, вниз идет – сказки сказывает. Вот было бы любопытно и занятно посмотреть.
Это еще не сказка, а присказка, а сказка
вся впереди! Будет эта сказка сказываться с утра до после обеда, поевши мягкого
хлеба. Тут и сказку поведем…».
— Как вы думаете, а зачем нужна
была присказка?
— Затрудняетесь ответить? А
когда лучше слушать сказку? В какой обстановке?
— Правильно, слушается она лучше
в потемках, хорошо бы еще печку русскую да дрова в ней потрескивают, и звучит
голос, глубокий и таинственный, как бы напевая осторожно и доверительно, не
давая себя перебивать и зажигать свет. Задача присказки в том, чтобы
подготовить душу слушателя, настроить ее на соответствующий лад.
— Часто присказки были
юмористичные. Например: «В некотором царстве, в некотором государстве под
номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову
арбуз, на нос- огурец и поставил великолепный дворец. Это не сказка, а
присказка, а сказка будет после обеда, поемши белого хлеба и мягких калачей».
— А вот присказка дразнящая и
сулящая: «Начинается сказка от сивки, от бурки, от вещей каурки. На море, на
окиане, на острове Буяне (кстати, а что это за острова Буян, Кидан, которые
встречаются в присказках? – если кого-то заинтересовал этот вопрос, я могу
подсказать, где можно найти информацию и поделиться ею с ребятами). Итак, на
море, на окиане, на острове Буяне – стоит бык печеный, возле него лук толченый,
а у него в боку нож точеный, сейчас нож вынимается – изволь кушать… И это еще
не сказка, только присказка; а кто мою сказку будет слушать, так тому соболь и
куница, и прекрасная девица, сто Рублев на свадьбу, а пятьдесят на прогулянье»
.
А это означает: приготовься ко
всему и не смей перебивать; тогда все сам увидишь…
А вот присказка
ритмически-плясовая и подготовительная: «Бабушка Арина, куда ты ходила? – В
Новую деревню. – Что в Новой деревне? – Утка в юбке, селезень в кафтане, корова
в рогоже, нет ее дороже… Это присказка, сказка будет впереди. Кудель, кудель,
куда ты летела, на кусточек села, на кусточек села – соловьем запела… У нас –
не так, как у вас – и кудель поет соловьем…»
Иными словами: перестраивай
душевный лад, сходи с обыденного ума, ко всему приготовься, ничему не
удивляйся; тогда все и узнаешь…
А вот присказка
сумбурно-драчливая: «Жили-были два крестьянина: один – Антон, другой – Агафон.
«Послушай, брат! – говорит Антон. – Бедовая туча к нам несется», — а сам как
лист трясется. «Ну, что ж за беда!» — «Да ведь град пойдет, весь хлеб побьет!»
— «Какой град! Дождь будет». – «Ан град! Ан дождь!» — «Не хочу говорить с
дураком!» — сказал Антон да хвать соседа кулаком. Ни град, ни дождь нейдет, а у
них из носов да ушей кровь льет. Это еще не сказка, а присказка, сказка будет
впереди – завтра после обеда, поевши мягкого хлеба…»
А это значит: вот смешаю тебе
все карты, опрокину тебя в бессмыслицу, так после этого ты в сказкины
небывальщины лучше поверишь…
А вот еще сказка, вводящая и
вкрадчива: «В то давнее время, когда мир божий наполнен был лешими, ведьмами да
русалками, когда реки текли молочные, берега были кисельные, а по полям летали
жареные куропатки, в то время жил-был царь, по имени Горох, с царицей
Анастасиею Прекрасною…»
Эта присказка как будто берет
душу слушателя за ее детскую ручку и ведет ее с распевным уговором прямо туда,
куда надо – в мир древний и дивный, к самому царю Гороху… Сказка уж такая: она
уводит, развязывая и окрыляя воображение, а потом…. потом приводя назад
концовкой: «Я там был, мед-пиво пил; по усам текло, а в рот не попало…» Или еще
выразительнее: «на том пиру и я был, мед-пиво пил, по усам текло, да в рот не
попало; тут меня угощали; отняли поханку от быка, да налили молока , потом дали
калача. Я не пил, не ел, вздумал утираться; со мной стали драться. Я надел
колпак, стали в шею толкать».
А это значит: сказка кончилась,
добрые люди, просыпайтесь, ведь ничего взаправду не было: только по усам текло,
а в рот-то не попало… идет жизненная проза с ее разочарованиями и выгонит всех
нас с нашего сказочного пира…
— Итак, сказка начинается? ….
(присказкой), а кончается? (концовкой)
— А между присказкой и концовкой
– зачин и развитие действия.
Запись в тетради:
Композиция волшебной сказки.
— Присказка,
— зачин,
— развитие действия,
— концовка.
— Разберемся теперь с сюжетом
волшебной сказки. Исходя из определения, в чем нам надо разобраться? (в
последовательности событий).
— Скажите, с какого события
начали разворачиваться события в сказке «Два Ивана крестьянских сына»? (с
момента, когда братья решили пойти в город на ярмарку, чтобы купить коней).
— А в сказке «Царевна-лягушка»?
(отец велел сыновьям пустить стрелы, чтобы найти невест)
— А в сказке «Гуси-лебеди»? (с
момента, когда гуси унесли братика)
— Что делали герои дальше во всех
этих сказках? (пускались в путь)
— Известный фольклорист
В.Я.Пропп, проанализировав структуру русских народных волшебных сказок,
убедился, что определенные герои (а их обычно в сказке не очень много)
совершают определенные поступки (их число тоже ограничено). Эти поступки он
называл функциями и говорил, что последовательность функций в сказках всегда
одинакова. Согласно системе В.Я.Проппа, этих функций действующих лиц – тридцать
одна. Они не в полном составе встречаются в каждой сказке, но основные сказочные
действия все же присутствуют. Так вот он отмечал, что в сказках обычно начинают
разворачиваться действия после нарушения какого-либо запрета. В каких известных
вам сказках был запрет, его нарушил главный герой и от того должен был
пуститься в путь-дорогу? («Гуси-лебеди» — запрет не ходить на улицу, а смотреть
за братцем; «Царевна-лягушка – нельзя было сжигать кожу). А вот в сказке «Два
Ивана крестьянских сына» запрета не было.
— Давайте начнем заполнять
таблицу. Мы ее сократим до наиболее часто встречающихся функций.
Сюжет волшебной сказки
Основные функции | |
1. | Запрет, нарушение |
2. | Отъезд или уход из |
3. | Задача, стоящая |
4. | Встреча с |
5. | Появление сверхсильного |
6. | Борьба с ним (три |
7. | Возвращение домой. |
8. * | Ложный герой. |
9. * | Вновь трудные |
10. * | Беда ликвидируется. |
11. * | Ложный герой |
12. | Свадьба. |
Значком * обозначаются
функции, которые не всегда бывают в сказках.
Сказка «Два Ивана крестьянских сына» | ||
1. | Седой старичок. | Встреча с |
2. | Испросив | Отъезд или уход из |
3. | Один из братьев | Свадьба |
4. | Бедная старушка с | Встреча с |
5. | Освободить город от | Задача, стоящая |
6. | Появление | Появление |
7. | Водовоз наказан. | Ложный герой. |
8. | Красная девица – | Появление |
9. | Борьба Ивана | Борьба со |
10. | Пир, счастливый | Пир |
Персонажи волшебной сказки.
— Герой волшебной сказки: два брата,
любящие свою мать, почтительные к окружающим, особенно к старым людям; младший
сын (часто лентяй), младшая дочь, часто без матери, но любимая отцом.
— Ложный герой*
— Сверхсильный противник: Кощей
Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, леший,
— Помощники героя:
Помощники-люди – старичок, бабушка
(которых встречают по дороге),
Помощники-звери – волк, заяц, конь,
сивка-бурка, щука, медведь, жар-птица, утка, кошка и др.
Помощники-предметы – клубок,
скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, яблоко, зеркальце, перстень, дудочка и
др.
Помощники-слова «заветные» — 1)
Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом и др. 2) Благословение
матери. 3) Наставление родителей.
Домашнее задание: Расписать сюжет сказки «Царевна-лягушка»(1 вар.)
и сказки
«Гуси-лебеди» (2 вар.)
Персонажи произведения
- Первый Иван — брат-близнец, которому нет равных по силе.
- Второй Иван — брат-близнец, которому нет равных по отваге.
- Мать братьев — любящая и заботливая женщина с большим сердцем.
- Волшебник — юркий, быстрый старик, дарующий добро миру.
- Прекрасная дева — хитрая злобная колдунья, владеющая могущественными силами и умеющая превращаться в статную и свирепую львицу.
Краткий пересказ сказки «Два Ивана — солдатских сына»
Однажды призвали бесстрашного и смелого мужчину — заботливого мужа и будущего отца — в армию, и отдал он перед уходом любимой супруге 50 рублей да дал наставление, чтобы подарила милая эти деньги ребенку, который вскоре родится. Спустя несколько месяцев супруга воина родила, вот только ни одного, а сразу двух мальчиков-близнецов, будущих защитников и отважных богатырей, и дала каждому имя «Иван». Когда подросли детки, они с благодарностью приняли отцовский подарок и разделили на двоих — по 25 рублей каждому.
Чтобы оправдать ожидания родителей, добрые молодцы отправились в город за покупками — могучими конями и длинными острыми мечами. Однако ни жеребцов, ни оружия за имеющиеся деньги отыскать они не смогли. Опечаленные отправились они домой, а по пути встретили отзывчивого и юркого старичка, который попросил братьев поведать их грустную историю. Рассказали Иваны о саблях-мечах и выносливых конях с присущей искренностью и страстью во взглядах и сердцах. Дед увидел в них бесстрашных богатырей, которые в будущем подарят миру множество славных подвигов, оттого решил помочь — сначала подарил двух богатырских жеребцов, а после выковал из чугунной двери острое и сверкающее на солнце оружие. Выразили братья-близнецы неизмеримую благодарность и отправились в отчий дом.
Утром Иваны расцеловали мать и сказали, что готовы пойти на поиски приключений, чтобы подвиги совершать. Так доехали они до двух столбов и двух дорог — одна к богатству вела, другая к смерти. И решили братья пойти разными путями, обменявшись платочками и наказав — если на нем кровь проявится, значит, кто-то из них пострадал или умер, помощь ему нужна.
Иван, который к богатствам пошел, быстро вышел к великому царству, правитель которого увидел в добром молодце отважного воителя и устроил ему венчание с красавицей-дочкой Настасьей Прекрасной. И жизнь превратилась в настоящую сказку, беззаботную, счастливую и радостную.
А Иван, который в логово самой Смерти направился, вскоре очутился в государстве темном и странном, где здания казались безжизненными, а люди сонными да рассеянными. Оказалось, что эти земли находятся под властью свирепого и безжалостного змея с двенадцатью головами, а в плену у него сидит принцесса. Не захотелось брату-молодцу оставаться в стороне, и отправился он спасать юную девицу. Вот только отрубив чудовищу каждую из голов, завалился богатырь спать ровно на три дня. А в это время властолюбивый водовоз забрал все почести и славу, пригрозив наследнице государства ножом, и стал полковником.
На следующий раз, когда прилетел еще один свирепый змей, Иван также спас среднюю царскую дочь, убил чудовище и уснул на три дня. Водовоз вновь пригрозил, присвоил заслуги и стал военачальником. На третий раз, возможно, гнусному мужчине опять удалось бы обмануть правителя и жителей государства, вот только Иван показал подарок, полученный от первой принцессы после спасения. Так водовоза казнили, а богатырю отдали в жены очаровательную царевну.
Первый братец, в свою очередь, решил привести тело в форму и пошел на охоту, что привела его к великому дворцу, в котором царствовала удивительной красоты женщина. Внезапно для богатыря превратилась она в свирепую львицу, которая напала на молодца и съела его. Второй Иван заметил, что платок, подаренный при разлуке, покрылся кровью и вмиг выдвинулся выручать бедолагу. Отыскав нужное место, он приказал монстру выплюнуть братца. А позже, напоив его целебным эликсиром, оживил. И вернулись солдатские сыновья в свои владения к очаровательным супругам. И стали они жить в мире и любви.В чем мораль?
Сказка «Два Ивана», прочесть краткое содержание которого вам удалось, раскрывает общепринятые и немаловажные моральные понятия того, как важно человеку оставаться добродушным, бесстрашным и справедливым вне зависимости от обстоятельств. Жизнерадостный, чуткий и миролюбивый «герой» никогда не оставит ближнего в одиночку справляться с бедой, а проявленное им милосердии впоследствии, безусловно, будет награждено великим духовным образом — искренней благодарностью.
Читайте также:
- «Три толстяка» Юрия Олеши — краткое содержание
- «Калевала» — краткое содержание карело-финского эпоса
- «Трилогия о Кроше» А. Рыбакова — краткое содержание