Слушать сказку чуковского краденое солнце

Конспект урока-викторины по сказкам к.и. чуковского учителя начальных классов трубициной анны владимировны гоу сош 341 г. москвы книги юбиляры


Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
 
учителя начальных классов Трубициной Анны Владимировны
 
ГОУ СОШ №341 г. Москвы
 
(книги – юбиляры -2011 года «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница»,
«Телефон» 85 лет)

Тема:
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
 
Цели:
 

1.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить
читательский интерес.
 
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
 
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
 
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
 
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
 

Оформление: 

1)
детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
 
2) презентация;
 
3) выставка детских книг.
 

Подготовительная
работа к проведению:
 

а)
чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр»,
«Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»,
«Телефон» и др.
 
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
 
в) Выставка книг в классе.

Ход
урока
 
1. Организационный момент.
 
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ
получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается
медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
 
2. Вступительное слово
 
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил
высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал
множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого
замечательного человека Корней Чуковский.
 
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя —
Николай Васильевич Корнейчуков.
 
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на
лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность
Корнея Ивановича Чуковского.
 
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался
за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом,
зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько
часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда
он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время
прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
 
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей
много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея
Чуковского.
 
(слайды 2,3,4)
 
3. Закрепление.
 
А) Соревновательная часть
 
I тур «Вспомни сказку».
 
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
 
Веселится народ —
 
Муха замуж идёт
 
За лихого, удалого
 
Молодого… (комара).
 
«Муха – Цокотуха»
 

Нет – нет! Соловей

 
Не поёт для свиней
 
Позовите-ка лучше… (ворону).
 
«Телефон»
 

И мне не надо

 
Ни мармелада, ни шоколада
 
А только маленьких,
 
Ну очень маленьких… (детей).
 
«Бармалей»

Лечит
маленьких детей,
 
Лечит птичек и зверей,
 
Сквозь очки свои глядит
 
Добрый доктор… (Айболит)
 
«Айболит»
 

Только вдруг из – за кусточка

 
Из-за синего лесочка,
 
Из далёких из полей
 
Прилетает… (воробей)
 
«Тараканище»
 

А посуда вперёд и вперёд

 
По полям, по болотам идёт.
 
И чайник сказал утюгу
 
— Я больше идти… (не могу).
 
«Федорино горе»
 

А за ним – то народ

 
И поёт, и орёт:
 
— Вот урод, так урод!
 
Что за нос, что за рот!
 
И откуда такое… (чудовище).
 
«Крокодил»
 

Солнце по небу гуляло

 
И за тучку забежало.
 
Глянул заинька в окно,
 
Стало заиньке… (темно).
 
«Краденое солнце».

Свинки
замяукали – мяу – мяу,
 
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
 
(«Путаниц)
 
(слайды 5,6,7)
 
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”…
 
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
 
II тур «Кто есть кто».
 
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
 
Айболит — (доктор)
 
Бармалей — (разбойник)
 
Федора — (бабушка)
 
Каракула — (акула)
 
Мойдодыр — (умывальник)
 
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
 
Цокотуха — (муха)
 
Барабек — (обжора)
 
Рыжий, усатый великан — (таракан)
 
(слайд 8)


Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, –
писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной
зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для
детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
 
Аукцион.
 
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе»)
 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
 
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
 
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота
– залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
 
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»).
 
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
 
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит,
орлы)
 
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?
(Улитку)
 
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
 
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
 
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
 
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам
ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись,
он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось,
что он запомнил её всю, слово в слово.
 
(слайда 9,10)
 
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
 
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете.
 
Телефон (У меня зазвонил телефон)
 
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике)
 
Мыло (Вот и мыло подскочило)
 
Блюдце (А за ними блюдца)
 
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
 
Термометр (И ставит им градусник)
 
Сито (Скачет сито по полям)
 
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
 
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
 
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
 
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником)
 
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
 
(слайд 11)
 
V тур «Музыкальная страничка».
 
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
 
Музыкальная пауза « Веселый танец».
 
(слайд 12)
 
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день
К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя
человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на
крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с
трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе,
причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два
праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
 
Загадки К.И.Чуковского.
 
( слайды с 13 по 21)
 
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
 
(слайды с 22 по 27)

VI тур
«Расшифруйте имена сказочных героев».
 
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев.
 
БРМЛЙ ЦКТХ
 
МЙДДР ФДР
 
ЙБЛТ ТРКНЩ
 
КРКДЛ КРКЛ
 
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,)
 
(слайд 28)
 
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки.
Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины
были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением
поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение,
стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе”.
 
VII тур «Героический поступок».
 
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
 
Айболит Зажгли море.
 
Воробей Проглотил солнце.
 
Крокодил Помыла свою посуду.
 
Комар Вернул солнце в небо.
 
Федора Потушила море.
 
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
 
Бабочка Съел таракана.
 
Лисички Вылечил зверей.
 
(слайд 29)
 
VIII тур «Конкурс чтецов».
 
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
 
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв
за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают
способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и
награждение победителей.
 
Нам жалко дедушку Корнея:
 
В сравненье с нами он отстал,
 
Поскольку в детстве «Бармалея”
 
И » Крокодила” не читал,
 
Не восхищался «Телефоном”
 
И в «Тараканище” не вник.
 
Как вырос он таким учёным,
 
Не зная самых главных книг?
 
(слайд 30)
 
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов.
 
Сложи мозаику.
 
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
 
IX Подведение итогов викторины
 
4. Итог урока. Выставление оценок.

Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.

А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»

Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.

Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»

Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.

Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.

Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!

«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»

Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»

Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:

«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»

А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.

Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.

А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.

Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»

Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»

Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.

Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»

Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!

Стали пташки щебетать,
За букашками летать.

Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.

И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»

Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского

Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.

Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.

Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.

Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.

Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.

Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.


Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
 
учителя начальных классов Архиповой Е. М., проведённый во 2 В классе
(февраль 2015г.)
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
 
Цели:
 

1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
К.И.Чуковского, выявить читательский интерес. 
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту. 
2. Развивать мышление, речь, воображение, память. 
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию
читать. 
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом. 

Оформление: 

1) детские рисунки по произведениям
К.И.Чуковского; 
2) презентация; 
3) выставка детских книг. 

Подготовительная работа к проведению: 

а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое
солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»,
«Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др. 
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся). 
в) Выставка книг в классе.

Ход урока 
1. Организационный момент. 
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный
ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов
вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз. 
2. Вступительное слово 
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет
жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он
придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя
— Николай Васильевич Корнейчуков. 
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая
на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова
внешность Корнея Ивановича Чуковского. 
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же
принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике
перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.
Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно
легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых
встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги . 
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для
детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок
Корнея Чуковского. 
(слайды 2,3,4) 
3. Закрепление. 
А) Соревновательная часть 
I тур «Вспомни сказку». 
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку. 
Веселится народ — 
Муха замуж идёт 
За лихого, удалого 
Молодого… (комара). 
«Муха – Цокотуха» 

Нет – нет! Соловей 
Не поёт для свиней 
Позовите-ка лучше… (ворону). 
«Телефон» 

И мне не надо 
Ни мармелада, ни шоколада 
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… (детей). 
«Бармалей»

Лечит маленьких детей, 
Лечит птичек и зверей, 
Сквозь очки свои глядит 
Добрый доктор… (Айболит) 
«Айболит» 

Только вдруг из – за кусточка 
Из-за синего лесочка, 
Из далёких из полей 
Прилетает… (воробей) 
«Тараканище» 

А посуда вперёд и вперёд 
По полям, по болотам идёт. 
И чайник сказал утюгу 
— Я больше идти… (не могу). 
«Федорино горе» 

А за ним – то народ 
И поёт, и орёт: 
— Вот урод, так урод! 
Что за нос, что за рот! 
И откуда такое… (чудовище). 
«Крокодил» 

Солнце по небу гуляло 
И за тучку забежало. 
Глянул заинька в окно, 
Стало заиньке… (темно). 
«Краденое солнце».

Свинки замяукали – мяу – мяу, 
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю) 
(«Путаниц) 
(слайды 5,6,7) 
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”… 
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее. 
II тур «Кто есть кто». 
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена? 
Айболит — (доктор) 
Бармалей — (разбойник) 
Федора — (бабушка) 
Каракула — (акула) 
Мойдодыр — (умывальник) 
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики) 
Цокотуха — (муха) 
Барабек — (обжора) 
Рыжий, усатый великан — (таракан) 
(слайд 8)

— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:
«Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за
хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время,
сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!” 
Аукцион. 
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе») 
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей») 
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище») 
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами:
«Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе») 
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»). 
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши) 
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки,
кит, орлы) 
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения
«Храбрецы»? (Улитку) 
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил») 
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков) 
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так. 
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по
улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро,
проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю
сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово. 
(слайда 9,10) 
IV тур «Корзинка с потерянными вещами». 
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете. 
Телефон (У меня зазвонил телефон) 
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике) 
Мыло (Вот и мыло подскочило) 
Блюдце (А за ними блюдца) 
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош) 
Термометр (И ставит им градусник) 
Сито (Скачет сито по полям) 
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?») 
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла) 
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку) 
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником) 
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил) 
(слайд 11) 
V тур «Музыкальная страничка». 
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку. 
Музыкальная пауза « Веселый танец». 
(слайд 12) 
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой
день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923
г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о
Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой
сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал
оба». 
Загадки К.И.Чуковского. 
( слайды с 13 по 21) 
Угадай героев произведений К.И.Чуковского. 
(слайды с 22 по 27)

VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев». 
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев. 
БРМЛЙ ЦКТХ 
МЙДДР ФДР 
ЙБЛТ ТРКНЩ 
КРКДЛ КРКЛ 
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,) 
(слайд 28) 
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные
фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки
от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с
удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет
«Федорино горе”. 
VII тур «Героический поступок». 
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на
столах) 
Айболит Зажгли море. 
Воробей Проглотил солнце. 
Крокодил Помыла свою посуду. 
Комар Вернул солнце в небо. 
Федора Потушила море. 
Медведь Спас Муху – Цокотуху. 
Бабочка Съел таракана. 
Лисички Вылечил зверей. 
(слайд 29) 
VIII тур «Конкурс чтецов». 
Дети читают выбранные отрывки из сказок. 
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых
битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского
воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Подведение итогов и награждение победителей. 
Нам жалко дедушку Корнея: 
В сравненье с нами он отстал, 
Поскольку в детстве «Бармалея” 
И » Крокодила” не читал, 
Не восхищался «Телефоном” 
И в «Тараканище” не вник. 
Как вырос он таким учёным, 
Не зная самых главных книг? 
(слайд 30) 
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов. 
Сложи мозаику. 
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского 
IX Подведение итогов викторины 
4. Итог урока. Выставление оценок.

  • Слушать сказку чебурашка аудиосказка
  • Слушать сказку черная курица или подземные жители 5 класс краткое содержание для читательского
  • Слушать сказку чехова мальчики
  • Слушать сказку черепаха кролик и удав маха
  • Слушать сказку черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении