Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов Трубициной Анны Владимировны
ГОУ СОШ №341 г. Москвы
(книги – юбиляры -2011 года «Федорино горе», «Чудо-дерево», «Путаница»,
«Телефон» 85 лет)
Тема:
ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
1.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством К.И.Чуковского, выявить
читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1)
детские рисунки по произведениям К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная
работа к проведению:
а)
чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое солнце», «Мойдодыр»,
«Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище», «Путаница», «Федорино горе»,
«Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход
урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный ответ
получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов вручается
медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил
высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал
множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого
замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя —
Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на
лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова внешность
Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался
за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом,
зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько
часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда
он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время
прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей
много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок Корнея
Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит
маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки
замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
(слайд
—
Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием: «Всегда, –
писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной
зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для
детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота
– залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, кит,
орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения «Храбрецы»?
(Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по улицам
ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись,
он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось,
что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой день
К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923 г. Чувствуя себя
человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на
крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый бумажный клочок, с
трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о Мухиной свадьбе,
причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два
праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур
«Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,)
(слайд 28)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки.
Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины
были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением
поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение,
стихи слагались свободно. Так появилось на свет «Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв
за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают
способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Подведение итогов и
награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея”
И » Крокодила” не читал,
Не восхищался «Телефоном”
И в «Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.
Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно.
А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!»
Наступила темнота.
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал —
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
«Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно —
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки
На лужайке:
Сбились, бедные, с пути,
Им до дому не дойти.
Только раки пучеглазые
По земле во мраке лазают,
Да в овраге за горою
Волки бешеные воют.
Рано-рано
Два барана
Застучали в ворота:
Тра-та-та и тра-та-та!
«Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!»
Но мохнатые боятся:
«Где нам с этаким сражаться!
Он и грозен и зубаст,
Он нам солнца не отдаст!»
И бегут они к Медведю в берлогу:
«Выходи-ка ты, Медведь, на подмогу.
Полно лапу тебе, лодырю, сосать.
Надо солнышко идти выручать!»
Но Медведю воевать неохота:
Ходит-ходит он, Медведь, круг болота,
Он и плачет, Медведь, и ревёт,
Медвежат он из болота зовёт:
«Ой, куда вы, толстопятые, сгинули?
На кого вы меня, старого, кинули?»
А в болоте Медведица рыщет,
Медвежат под корягами ищет:
«Куда вы, куда вы пропали?
Или в канаву упали?
Или шальные собаки
Вас разорвали во мраке?»
И весь день она по лесу бродит,
Но нигде медвежат не находит.
Только чёрные совы из чащи
На неё свои очи таращат.
Тут зайчиха выходила
И Медведю говорила:
«Стыдно старому реветь —
Ты не заяц, а Медведь.
Ты поди-ка, косолапый,
Крокодила исцарапай,
Разорви его на части,
Вырви солнышко из пасти.
И когда оно опять
Будет на небе сиять,
Малыши твои мохнатые,
Медвежата толстопятые,
Сами к дому прибегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
И встал
Медведь,
Зарычал
Медведь,
И к Большой Реке
Побежал
Медведь.
А в Большой Реке
Крокодил
Лежит,
И в зубах его
Не огонь горит,-
Солнце красное,
Солнце краденое.
Подошёл Медведь тихонько,
Толканул его легонько:
«Говорю тебе, злодей,
Выплюнь солнышко скорей!
А не то, гляди, поймаю,
Пополам переломаю,-
Будешь ты, невежа, знать
Наше солнце воровать!
Ишь разбойничья порода:
Цапнул солнце с небосвода
И с набитым животом
Завалился под кустом
Да и хрюкает спросонья,
Словно сытая хавронья.
Пропадает целый свет,
А ему и горя нет!»
Но бессовестный смеётся
Так, что дерево трясётся:
«Если только захочу,
И луну я проглочу!»
Не стерпел
Медведь,
Заревел
Медведь,
И на злого врага
Налетел
Медведь.
Уж он мял его
И ломал его:
«Подавай сюда
Наше солнышко!»
Испугался Крокодил,
Завопил, заголосил,
А из пасти
Из зубастой
Солнце вывалилось,
В небо выкатилось!
Побежало по кустам,
По берёзовым листам.
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Стали пташки щебетать,
За букашками летать.
Стали зайки
На лужайке
Кувыркаться и скакать.
И глядите: медвежата,
Как весёлые котята,
Прямо к дедушке мохнатому,
Толстопятые, бегут:
«Здравствуй, дедушка, мы тут!»
Рады зайчики и белочки,
Рады мальчики и девочки,
Обнимают и целуют косолапого:
«Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»
Анализ стихотворения «Краденое солнце» Чуковского
Знаменитый детский писатель К.И. Чуковский познакомил мир со своим произведением «Краденое солнце» в 1927 году. Не смотря на то, что прошло около 100 лет со дня первого издания, стихотворение не потеряло своей литературной ценности и все также популярно. Как и в других стихах талантливого автора, добро побеждает зло, а главные герои радуются победе.
Действие разворачивается в сказочном мире лесных животных, которые однажды обнаружили пропажу солнца. Всезнающие сороки разнесли весть, что солнце проглотил крокодил, а мир погрузился во тьму. Звери и птицы страдали, но не могли противостоять такому большому и сильному злодею. Единственным возможным защитником был медведь, который не хотел ввязываться в драку: «Но медведю воевать не охота..», а пытался отыскать своих внучат. Но мудрая зайчиха убедила его в необходимости противиться злу, и солнце было освобождено. Радостные звери прославляли солнышко и благодарили своего спасителя, а медвежата нашли путь домой.
Обращение Корнея Ивановича к символу крокодила и медведя — главных действующих лиц сказки — связывают с древней мифологией. Образ медведя — это славянский национальный символ, означающий силу и несокрушимость духа, а крокодил — мифическое божество, враждебное Богу Солнца — Ра. Также, образ крокодила появлялся в произведениях других писателей послереволюционного времени и многие критики того времени находили в нем отсылку к действующей советской власти.
Несмотря на некоторую жестокость в сказке: «разорви его на части, вырви солнышко из пасти», «Уж он мял его и ломал его», произведение является яркой иллюстрацией войны за мир. Автор показывает ребенку, что как бы не был страшен враг, с ним обязательно нужно бороться, особенно если от этого зависит жизнь родных и близких. Поиски медвежат, не увенчавшиеся успехом, означают главенство первопричины над ее последствиями. Ребенок вместе с зайчихой проводит логическую цепочку: победи крокодила — солнышко вернется на небо — станет светло — медвежата найдут дорогу домой. Получив отпор, зло отступает, пусть медведю и нелегко было победить злодея.
Стихотворение тренирует память и внимательность — встречаются отсылки к другим произведениям автора, наверняка знакомые ребенку. Тот же крокодил встречался и в «Мойдодыре», «Тараканище», заиньки — в «Путанице» и «Айболите». Наличие простых и ярких рифм делает «Краденое солнце» легко запоминающимся произведением, которое можно цитировать в любых житейских ситуациях.
Детская литература, по мнению самого Корнея Ивановича, обязана быть не только погружением в детство, но и основываться на всех достижениях мировой поэзии. Произведения для детей должны нравиться и взрослым, чтобы те захотели познакомить с ними своих малышей. Стихи К. И. Чуковского стали классикой детской поэзии, которая проверена временем.
Конспект урока-викторины по сказкам К.И. ЧУКОВСКОГО
учителя начальных классов Архиповой Е. М., проведённый во 2 В классе
(февраль 2015г.)
Тема: ВИКТОРИНА ПО СКАЗКАМ К.И. ЧУКОВСКОГО
Цели:
1. Познакомить учащихся с жизнью и творчеством
К.И.Чуковского, выявить читательский интерес.
2. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту.
2. Развивать мышление, речь, воображение, память.
3. Способствовать воспитанию устойчивого интереса к книге и желанию
читать.
4. Воспитывать веру в добро, дружбу и любовь, в торжество над злом.
Оформление:
1) детские рисунки по произведениям
К.И.Чуковского;
2) презентация;
3) выставка детских книг.
Подготовительная работа к проведению:
а) чтение произведений К.И.Чуковского «Краденое
солнце», «Мойдодыр», «Айболит», «Муха-Цокотуха», «Тараканище»,
«Путаница», «Федорино горе», «Телефон» и др.
б) Отборочный тур в классе для проведения конкурса чтецов (конкурс чтецов
по произведениям К.И.Чуковского для всех учащихся).
в) Выставка книг в классе.
Ход урока
1. Организационный момент.
Участие в викторине принимают 2 команды. Каждая команда за правильный
ответ получает жетон. Команде собравшей большее количество жетонов
вручается медали «знаток сказок». Всем участникам викторины сладкий приз.
2. Вступительное слово
— Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет
жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он
придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра.
Звали этого замечательного человека Корней Чуковский.
Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя
— Николай Васильевич Корнейчуков.
– Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица,
большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая
на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно лёгкая походка. Такова
внешность Корнея Ивановича Чуковского.
— Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же
принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике
перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега.
Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно
легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых
встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги .
Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для
детей много стихов и сказок. Сегодня мы встретимся с героями сказок
Корнея Чуковского.
(слайды 2,3,4)
3. Закрепление.
А) Соревновательная часть
I тур «Вспомни сказку».
— Вспомни, какими словами оканчивается строчка, назови сказку.
Веселится народ —
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара).
«Муха – Цокотуха»
Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону).
«Телефон»
И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких,
Ну очень маленьких… (детей).
«Бармалей»
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»
Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»
А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
— Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»
А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
— Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»
Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».
Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
(«Путаниц)
(слайды 5,6,7)
– С ранних лет стихи К.И.Чуковского приносят всем нам радость. Не только
вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего
детства без «Айболита”, «Федорина горя”,»Телефона”…
Стихи Корнея Ивановича воспитывают драгоценную способность сопереживать,
сострадать. Без этой способности человек – не человек. Стихи Чуковского
великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами,
формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
II тур «Кто есть кто».
— Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?
Айболит — (доктор)
Бармалей — (разбойник)
Федора — (бабушка)
Каракула — (акула)
Мойдодыр — (умывальник)
Тотошка, Кокошка — (крокодильчики)
Цокотуха — (муха)
Барабек — (обжора)
Рыжий, усатый великан — (таракан)
(слайд
— Корней Иванович Чуковский отличался большим трудолюбием:
«Всегда, – писал он, – где бы я ни был: в трамвае, в очереди за
хлебом, в приёмной зубного врача, – я, чтобы не тратилось попусту время,
сочинял загадки для детей. Это спасало меня от умственной праздности!”
Аукцион.
1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино
горе»)
2. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
3. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
4. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами:
«Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
5. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка
убийства? («Муха – Цокотуха»).
6. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон –
шоколад, Газели – карусели, Мартышки – книжки, Крокодил – калоши)
7. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки,
кит, орлы)
8. Какого «рогатого зверя» испугались портные из стихотворения
«Храбрецы»? (Улитку)
9. В каких сказках героем является крокодил? («Путаница», «Тараканище»,
«Мойдодыр», «Телефон», «Бармалей», «Краденое солнце», «Крокодил»)
10. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
— Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде.
Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его,
отец стал рассказывать ему сказку: «Жил да был крокодил, он по
улицам ходил». Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро,
проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю
сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
(слайда 9,10)
IV тур «Корзинка с потерянными вещами».
— В корзинке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их
владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом
предмете.
Телефон (У меня зазвонил телефон)
Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на
воздушном шарике)
Мыло (Вот и мыло подскочило)
Блюдце (А за ними блюдца)
Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
Термометр (И ставит им градусник)
Сито (Скачет сито по полям)
Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с
ошейником)
Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)
(слайд 11)
V тур «Музыкальная страничка».
Дети слушаю музыкальный фрагмент, и называют сказку.
Музыкальная пауза « Веселый танец».
(слайд 12)
— К.И.Чуковский рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и
веселья. Идёшь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь:
трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным. Один такой
день К.И.Чуковский особенно запомнил – 29 августа 1923
г. Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а
взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запылённый
бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать весёлую поэму о
Мухиной свадьбе, причём чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой
сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал
оба».
Загадки К.И.Чуковского.
( слайды с 13 по 21)
Угадай героев произведений К.И.Чуковского.
(слайды с 22 по 27)
VI тур «Расшифруйте имена сказочных героев».
— Вставьте в зашифрованные слова гласные буквы, получатся имена сказочных
героев.
БРМЛЙ ЦКТХ
МЙДДР ФДР
ЙБЛТ ТРКНЩ
КРКДЛ КРКЛ
(Бармалей, Мойдодыр, Айболит, Каракула, Цокотуха, Федора, Тараканище,
Крокодил,)
(слайд 28)
— Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные
фигурки. Дети вытирали руки об его брюки. Домой идти было далеко. Брюки
от глины были тяжёлыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с
удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было
вдохновение, стихи слагались свободно. Так появилось на свет
«Федорино горе”.
VII тур «Героический поступок».
— Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.(Листки на
столах)
Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.
(слайд 29)
VIII тур «Конкурс чтецов».
Дети читают выбранные отрывки из сказок.
— Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем
мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых
битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского
воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.
Подведение итогов и награждение победителей.
Нам жалко дедушку Корнея:
В сравненье с нами он отстал,
Поскольку в детстве «Бармалея”
И » Крокодила” не читал,
Не восхищался «Телефоном”
И в «Тараканище” не вник.
Как вырос он таким учёным,
Не зная самых главных книг?
(слайд 30)
— Вот такое шутливое стихотворение посвятил Корнею Ивановичу Чуковскому
поэт Валентин Берестов.
Сложи мозаику.
Дети выкладывают из деталей мозаики картинку к сказке К.И.Чуковского
IX Подведение итогов викторины
4. Итог урока. Выставление оценок.