Слушать сказку черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении

Предлагаем вам подборку книг, в которых главные герои мальчишки. эти произведения придутся по вкусу юным любителям чтения. кстати, многие

Слушать сказку черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении

Предлагаем вам подборку книг, в которых главные герои – мальчишки. Эти произведения придутся по вкусу юным любителям чтения. Кстати, многие книги из списка заинтересуют не только мальчиков, но и девочек. 

Деление на возрастные категории условно – никогда нельзя предугадать, какая книга будет интересна вашему ребенку в тот или иной период взросления.

? До 7 лет:

1) Юрий Коваль: Сказка про Зелёную Лошадь

2) Эдвард Ардизpон: Тим и отважный капитан, Тим и Рыжий Бен

3) Джеймс Барри: Питер Пэн

4) Джуди Блум: Питер Обыкновенный, или Младших братьев не выбирают

5) Екатерина Боярских: Эй становится взрослым: историческая сказка для детей

6) Спиридон Вангели: Чубо из села Туртурика

7) Спиридон Вангели: Приключения Гугуцэ. Рассказы

8) Валерий Медведев: Вовка Веснушкин в стране заводных человечков

9) Алексей Винокуров: Разоблачение Черного Пса: историческая сказка для детей

10) Рут Ганнетт: Папин дракон

11) Пол Гэллико: Дженни

12) Квентин Гребан: Во всем виноват апельсин

13) Мебс Гудрун: “Бабушка!” – кричит Фридер

14) Синкен Хопп: Волшебный мелок

15) Баранова, Велтистов: Тяпа, Борька и ракета

15) Рахиль Гуревич: Рита, Вася и Несправедливость

17) Нортон Джастер: Мило и волшебная будка

18) Крокетт Джонсон: Гарольд и фиолетовый мелок

19) Дональдсон, Шеффлер: Любимая книжка Чарли Кука

20) Виктор Драгунский: Денискины рассказы

21) Юрий Дружков: Волшебная школа Карандаша и Самоделкина

22) Борис Житков: Я больше не буду!

23) Леонид Завальнюк: Коля, Оля и Архимед

24) Людвик Керн: Послушай-ка, слон…

25) Дик Кинг-Смит: Леди Дейзи

26) Коростылев, Сутеев: Вовка в Тридевятом царстве

27) Сельма Лагерлеф: Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями

28) Екатерина Лебедева: Брат мой Килька

29) Риске Лемменс: Леон рычит

30) Михаил Лермонтов: Ашик- Кериб: Турецкая сказка

31) Астрид Линдгрен: Мы все из Бюллербю

32) Астрид Линдгрен: Приключения Эмиля из Лённеберги

33) Астрид Линдгрен: Крошка Нильс Карлсон

34) Астрид Линдгрен: Малыш и Карлсон, который живет на крыше

35) Мира Лобе: Бабушка на яблоне

36) Анатолий Алексин: Самый счастливый день

37) Лучано Мальмузи: Неандертальский мальчик, или Большой поход

38) Лучано Мальмузи: Неандертальский мальчик и Кроманьонцы

39) Самуил Маршак: Вакса-Клякса

40) Николай Носов: Фантазеры

41) Носов, Носов: Все приключения Незнайки. Комплект из 4-х книг

42) Отиа Иоселиани: Про малыша-охотника Бачо

43)Владимир Одоевский: Городок в табакерке

44) Мануэла Ольтен: Быстро в кровать!

45) Валентина Осеева: Синие листья

46) Леонид Пантелеев: Честное слово

47) Дельфина Перре: Я, волк и каникулы с дедушкой

48) Шарль Перро: Мальчик с пальчик

49) Валентин Постников: Карандаш и Самоделкин на острове гигантских насекомых

50) Валентин Постников: Карандаш и Самоделкин на острове фантастических растений

51) Сергей Прокофьев: Петя и волк (+CD)

52) Софья Прокофьева: Приключения желтого чемоданчика

53) Софья Прокофьева: Новые приключения желтого чемоданчика

54) Софья Прокофьева: Капризик и Зловредик

55) Даниэла Рёмер: Маленький рыцарь

56) Джанни Родари: Сказки по телефону

57) Сергей Баруздин: Чудеса

58) Карл Рюманн: Оле не может уснуть

59) Святослав Сахарнов: Солнечный мальчик

60) Сергей Седов: Сказки про мальчика Лешу

61) Петр Синявский: Танкистам ура!

62) Петр Синявский: Мне в летчики хочется очень

63) Петр Синявский: На ленточке написано “Варяг”

64) Ирина Серкова: Мы живём в эпоху Отечественной войны 1812 года: энциклопедия для детей

65)Семен Ласкин:Саня Дырочкин – человек общественный. Записки третьеклассника, Саня Дырочкин – человек семейный

66) Ульф Старк: Умнее старших

67) Ульф Старк: Диктатор

68) Марк Твен: Приключения Тома Сойера

69) Леонид Тишков: Мальчик и луна

70) Лев Толстой: Филипок

71) Лев Толстой: Липунюшка

72) Лев Толстой: Косточка. Рассказы из азбуки (+CD)

73) Лев Толстой: Рассказы и сказки для детей

74) Амели Фрид: А дедушка в костюме?

75) Хельмут Ценкер: Дракон Мартин

76) Евгений Чарушин: Про Никитку

77) Петер Щёссов: Моя первая машина

78) Александр Шаров: Человек-Горошина и Простак

79) Александр Шаров: Кукушонок, принц с нашего двора. Сказки

80) Евгений Шварц: Рассеянный волшебник

81) Анни Шмидт: Плюк из Петтэфлета : рассказы для детей

82) Анни Шмидт: Саша и Маша 1: Рассказы для детей

83) Виктор Чижиков: Петя и медвежонок Потап

84) Михаэль Энде: С днём рождения, Джим Пуговка!

85) Михаэль Энде: Как Джим Пуговка появился в Медландии

86) Михаэль Энде: Джим Пуговка и машинист Лукас принимают важное решение

87) Михаэль Энде: Джим Пуговка и мнимый великан

88) Михаэль Энде: Джим Пуговка и машинист Лукас отправляются в путешествие

89) Михаэль Энде: Джим Пуговка и принцесса Ли Ши

90) Михаэль Энде: Джим Пуговка и полудракон Непомук

91) Михаэль Энде: Джим Пуговка и Чертова Дюжина

92) Ян-Олаф Экхольм: Тутта Карлссон Первая и единственная, Людвиг Четырнадцатый и другие

93) Вольф Эрльбрух: Леонард

94) Кадзуми Юмото: Друзья

95) Ева Яниковски: Был бы я взрослым

96) Михаил Яснов: Я – человечкин!

97) Франческа Саймон: Ужасный Генри. (комплект из 8 книг)

98) Л. Кириллов: Ничуть не страшно

99) Л. Зубкова: Ох и Ах, Ох и Ах идут в поход

100) Яков Аким: Неумейка

101) Эдуард Успенский: Дядя Федор, пес и кот

102) Сергей Михалков: Дядя Степа и Егор

103) Олег Кургузов: Наш кот- инопланетянин: Сборник рассказов

104) Валентин Постников: Мальчик Гарри и его собака Поттер

105) Владимир Vуравьев: Приключения Кольки Кочерыжкина

106) Ханс Андерсен: Оле-Лукойе

107) Сюзанна Бялковская: Жили-дружили

108) Астрид Линдгрен: Мио, мой Мио!

109) Иван Семенов: Необыкновенные приключения знаменитого путешественника Пети Рыжика и его друзей Мика и Мука

110) Александр Гиневский: Везучий Борька

? От 7 лет и старше:

1) Аверченко, Ардов: Смышленые дети

2) Аверченко, Зощенко, Чехов: Искатели приключенийboy

3) Аверченко, Осеева, Сотник: Такие мальчишки

4) Василий Аксенов: Мой дедушка – памятник: приключенческий роман

5) Анатолий Алексин: Мой брат играет на кларнете

6) Анатолий Алексин: Саша и Шура. Все началось с велосипеда

7) Александра Анненская: Волчонок

8) Адольф Бадэн: Маленькие путешественники

9) Михаил Барановский: Я воспитываю папу

10) Дина Сабитова: Цирк в шкатулке

11) Пал Бекеш: Горе-волшебник

12) Вильям Бюснах: Подкидыш

13) Фрэнсис Бёрнетт: Маленький лорд Фаунтлерой

14) Элис Броуч: Шедевр

15) Евгений Велтистов: Электроник – мальчик из чемодана

16) Эдуард еркин: Облачный полк

17) Жюль Верн: Дети капитана Гранта

18) Жюль Верн: Пятнадцатилетний капитан. Вокруг света в восемьдесят дней

19) Анне-Катрине Вестли: Маленький подарок Антона

20) Сергей Вольф: Глупо как-то получилось

21) Аркадий Гайдар: Тимур и его команда

22) Николай Гарин-Михайловский: Детство Тёмы

23) Генри О.: Вождь краснокожих

24) Голявкин, Георгиев, Сотник: Нескучная компания

25) Лия Гераскина: В Стране невыученных уроков, В Стране невыученных уроков-2, или Возвращение в Страну невыученных уроков, В стране невыученных уроков-3

26) Уильям Голдинг: Повелитель мух. Шпиль

27) Виктор Голявкин: Мой добрый папа

28) Генрих Гофман: Степка – растрепка

29) Госинни, Сампе: Всё о Малыше Николя

30) Дмитрий Григорович: Гуттаперчевый мальчик

31) Джеймс Гринвуд: Маленький оборвыш

32) Михаил Гришин: Старая прялка, или Необыкновенные приключения Витьки Картошкина

33) Давид Гроссман: С кем бы побегать

34) Виктор Гюго: Гаврош

35) Вита Де: Дом на холме

36) Хамид Джемай: В шкуре бандита

37) Сесилия Джемисон: Приемыш черной Туанетты

38) Кейт ДиКамилло: Парящий тигр

39) Чарльз Диккенс: Приключения Оливера Твиста

40) Мери Додж: Серебряные коньки

41) Марина Дружинина: Хорошо быть оптимистом!

42) Михаил Зощенко: Минька, Леля и Минька

43) Жвалевский, Пастернак: Гимназия №13. Роман-сказка

44) Жвалевский, Пастернак: Типа смотри короче

45) Жвалевский, Пастернак: Я хочу в школу!

46) Жвалевский, Пастернак: Время всегда хорошее

47) Владимир Железников: Жизнь и приключения чудака

48) Михаил Коршунов: Клетчатое чучело

49) Вениамин Каверин: Два капитана

50) Лев Кассиль: Кондуит и Швамбрания

51) Стефан Каста: Притворяясь мертвым

52) Валентин Катаев: Сын полка

53) Эрих Кестнер: Эмиль и сыщики

54) Катарина Киери: Никто не спит

55) Юрий Коваль: Приключения Васи Куролесова

56) Роберт Кормье: Шоколадная война

57) Владимир Короленко: Дети подземелья

58) Л. Кормчий: Юрка

59) Януш Корчак: Король Матиуш Первый

60) Юрий Третьяков: все его книги

63) Тамара Крюкова: Женька Москвичев и его друзья

64) Лазарь Лагин: Старик Хоттабыч

65) Ян Ларри: Необыкновенные приключения Карика и Вали

66) Астрид Линдгрен: Расмус – бродяга

67) Астрид Линдгрен: Расмус, Понтус и Растяпа

68) Гектор Мало: Без семьи

69) Валерий Медведев: Капитан Соври-голова, или 36 и 9

70) Валерий Медведев: Баранкин, будь человеком!

71) Борис Минаев: Детство Лёвы

72) Майкл Морпурго: Каспар, принц котов

73) Екатерина Мурашова: Одно чудо на всю жизнь

74) Кристина Нестлингер: Лоллипоп

75) Мони Нильсон-Брэнстрем: Цацики и вселенная, Цацики и его семья, Цацики идет в школу

76) Николай Носов: Дневник Коли Синицына. Женькин клад

77) Николай Носов:Открой книгу! Витя Малеев в школе и дома

78) Николай Носов: Дневник Коли Синицына

79) Наталья Нусинова: Курячий бог

80) Томас Олдрич: Приключения Тома Белли

81) Горацио Олджер: Томми-бродяга

82) Луиза Олкотт: Маленькие мужчины

83) Вера Панова: Сережа

84) Белых, Пантелеев: Республика ШКИД

85) Мария Парр: Вафельное сердце

86) Анна Печерская: Дети – герои Великой Отечественной Войны

87) Елена Ракитина: Если б у меня была своя планета, Большое путешествие домой

88) Радий Погодин: Книжка про Гришку. Повесть про становую ось и гайку, которая внутри

89) Антоний Погорельский: Черная курица, или Подземные жители

90) Анатолий Приставкин:Ночевала тучка золотая. Повести. Рассказы

91) Михаил Раскатов: Пропавшая буква

92) Александр Раскин: Как папа был маленьким

93) Джанни Родари: Джельсомино в Стране лжецов

94) Джанни Родари: Гондола-призрак

95) Ревекка Рубинштейн: Глиняный конверт

96) Анатолий Рыбаков: Кортик

97) Артур Рэнсом: Ласточки и амазонки

99) Аксель Сандр: А теперь любите меня

100) Хосе Санчес-Сильва: Марселино Хлеб-и-Вино. Большое путешествие Марселино

101) Марк Леви: Похититель теней

102) Эрнест Сетон-Томпсон: Маленькие дикари

103) Антуан Сент-Экзюпери: Маленький принц

104) Сегюр де Софья: Маленький горбун

105) Эдуард Скобелев: Приключение Арбузика и Бебешки. В 3-х частях. Часть 3. Сокрушение “несокрушимых”

106) Эдуард Скобелев: Приключение Арбузика и Бебешки. Часть первая: В стране зеленохвостых

107) Эдуард Скобелев: Приключение Арбузика и Бебешки. В 3-х частях. Часть 2. В Стране Голубых Туманов

108) Джим Смит: Я (не) Лузер

109) Юрий Сотник: Вовка Грушин и другие

110) Юрий Сотник: Как я был самостоятельным

111) Константин Станюкович: История одной жизни

112) Марк Твен: Всё о Томе Сойере и Гекльберри Финне, Приключения Тома Сойера

113) Лидия Чарская: Дом шалунов

114) Саша Черный: Чудесное лето

115) Корней Чуковский: Серебряный герб

116) Луис Сашар: Ямы

117) Зденек Слабый: Три банана, или Петр на сказочной планете

118) Шварц, Сотник: А я не боюсь!

119) Ульф Старк: Дважды чемпион

120) Александр Ткаченко: Лунное затмение

121) Лев Толстой: Детство. Отрочество

122) Лев Толстой: Юность

123) Юрий Томин: Шел по городу волшебник

124) Карл Хайасен: У-гу!

125) Хокинг, Хокинг, Гальфар: Джордж и тайны вселенной

126) Дэвид Уэльямс: Мальчик-миллиардер

127) Альфред Шклярский: Томек среди охотников за человеческими головами

128) Альфред Шклярский: Томек отправляется в таинственное путешествие

129) Альфред Шклярский: Томек ищет снежного человека

130) Альфред Шклярский: Томек на тропе войны

131) Альфред Шклярский: Томек на черном континенте

132) Альфред Шклярский: Томек в стране кенгуру

133) Гэри Шмидт: Битвы по средам

134) Андреас Штайнхёфель: Рико, Оскар и тени темнее темного

135) Энн Файн: Мучные младенцы. Список прегрешений

136) Корнелия Функе: Король воров

137) Рэй Брэдбери: Вино из одуванчиков

138) Екатерина Мурашова: Класс коррекции

139) Аркадий Гайдар: Чук и Гек: Повесть

140) Андрей Саломатов: Фантастические рассказы, Тайна зеленой планеты, В поисках волшебного камня Боги Зеленой планеты, Самый честный робот

141) Олег Кургузов: По следам Почемучки

142) Редьярд Киплинг: Книга джунглей

143) Джоан Роулинг: Серия книг о Гарри Поттере

144) Джером Сэлинджер: Над пропастью во ржи

145) Шарлотта Янг: Маленький герцог Ришар Бесстрашный

146) Йорн Риэль: Мальчик, который хотел стать человеком

147) Геннадий Михасенко: Милый Эп

148) Бортон де Тревиньо Элизабет: Я, Хуан де Пареха

149) Лидия Чарская: Первые товарищи

150) Александр Линевский: Листы каменной книги

151) Марк Твен: Принц и нищий

152) Константин Сергиенко: Кеес Адмирал Тюльпанов

153) Сат-Ок: Земля Солёных Скал

154) Джеймс Шульц: Синопа, индейский мальчик

155) Софья Прокофьева: Подземный принц

156) Софья Прокофьева: Остров Капитанов. Глазастик и ключ-невидимка

157) Софья Прокофьева: Королевство семи озёр

158) Евгений Ельчин: Сталинский нос

159) Сергей Лукьяненко: Рыцари сорока островов. Мальчик и Тьма

160) Анника Тор: Маяк и звезды

161) Валентин Пикуль: Мальчики с бантиками

162) Юрий Сотник: Как меня спасали

163) Софья Прокофьева: Капитан Тин Тиныч

164) Владислав Крапивин: все его книги

165) Бус Таркинтон: Приключения Пенрода

166) Анатолий Алексин: Самый счастливый день

167) Игорь Малышев: Дом

168) Радий Погодин: Кирпичные острова

169) Алексей Толстой: Детство Никиты

170) Екатерина Боронина: Удивительный заклад

171) Александр Неверов: Ташкент – город хлебный

172) Николай Внуков: Один

173) Борис Алмазов: Я иду искать

174) Евгений Дубровин: В ожидании козы

175) Владимир Богомолов: Иван

Поделитесь, какие книги любят читать ваши мальчишки?

Тема
урока:
Русская литературная сказка. Антоний
Погорельский «Чёрная курица, или Подземные жители». 5 класс.

Цели урока:

     
Повторение и систематизация знаний
учащихся о фольклорной и литературной сказке.

     
Обучение приемам анализа характера
главного героя произведения.

     
Формирование умений ориентироваться в
тексте художественного произведения.

     
Обогащение речи детей оценочной лексикой
нравственного аспекта.

     
Развитие умений обобщать
проанализированный материал.

     
Духовно-нравственное воспитание( развитие
умений делать выводы для себя, наблюдая за героем, с целью возможного
личностного роста).

Задачи
урока:

     
При работе с текстом произведения учить
видеть логику развития действия в эпосе, выделять ключевые слова, составлять их
тематические группы, совершенствовать технику чтения.

     
Развивать способности к образному и
логическому обобщению, отражая результат анализа текста в цветовой гамме,
рисунке, схеме, таблице, сборнике (мудрых мыслей).

     
Анализируя поступки героя, вызвать
эмоциональный отклик на проявление добродетелей и пороков в человеке; развивать
ценностные ориентации.

Формирование
универсальных учебных действий (УУД) :

Ученик научится пересказывать
сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных
элементов, используя в своей речи характерные для литературных сказок
художественные приёмы.

Ученик
получит возможность научиться
рассказывать о
самостоятельно прочитанной сказке, обосновывая свой выбор, вступать в диалог, а
также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и
аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами
речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Оформление:

o   На доске: портрет
А.Погорельского, пословицы, «титульный лист» сказки, слова —  архаизмы, слова,
характеризующие поведение Алёши.

o   За правильный
ответ выдаются зёрнышки.

o  
Портрет
А.К.Толстого.

1.    
Ход урока. Слово учителя:

Сегодня
мы с вами продолжим работу с произведениями, которые любят и дети, и взрослые.
Это, конечно, сказки.

Давайте
вспомним их. Правила игры вам знакомы.

Игра
«Цепочка».

Первый
вариант называет фольклорные сказки, второй – литературные. (Игра активизирует
мыслительную деятельность, развивает память, побуждает к чтению).

Первый
ученик называет сказку, второй повторяет название первого и добавляет свое и
т.д.

 Например:

I.
1. «Царевна-лягушка».

2.
«Царевна-лягушка», «Марья Моревна».

3.
«Царевна-лягушка, «Марья Моревна», «Финист ясный сокол»


далее).

II.
1. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» Пушкина.

2.
«Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена.

3.
«Сказка о мертвой царевне…» Пушкина, «Русалочка» Андерсена, «Конек-горбунок»
Ершова и т.д.

II.
Повторительно-обобщающая беседа.

Учитель:


Откройте хрестоматию на странице 315. Найдите в содержании сказку
«Царевна-Лягушка». (В хрестоматии мы найдем ее на странице 13).


Назовите автора сказки. (Он не указан).


Найдите в содержании сказку «Черная курица, или Подземные жители». Да, она на
странице 119. Назовите автора. (Антоний Погорельский).


Чем отличаются произведения? (Одна сказка фольклорная, народная, а другая –
литературная – у нее есть автор).


Вспомним основные признаки литературной и фольклорной сказки, занесем их в
таблицу. Главный признак фольклорной сказки мы еще раз обнаружили, вспомнили. (Это
ее анонимность, коллективность, устность).
Заносим в таблицу.


А литературной сказки? (Она принадлежит конкретному автору).


Назовите любимого героя русских народных сказок. (Это Иванушка). Он всегда
борется со злом, коварством, защищает родную землю. (Это положительный
герой).


А если я назову Кощея Бессмертного, Бабу Ягу? (Это отрицательные герои).


Вспомним «Спящую царевну» В.А. Жуковского. Мы останавливались на описании
дворца, бора, спящей царевны. Значит, для литературных сказок характерна
изобразительность. Описание места, облика, характеров персонажей. Это помогает
нам понять авторское отношение к героям: кого он любит, ценит.

В
результате беседы в тетрадях заполняется таблица.

                   Основные признаки фольклорной и
литературной сказки

Фольклорная
сказка
.

Литературная
сказка

Устность,
коллективность, анонимность
.

Принадлежит
конкретному автору

Используются
традиционные образы-персонажи (маски-типажи)

Свойственна
изобразительность (описание места, облика героев, их характеров)

Отражены
общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта

Четко
выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора

III.
Аналитическая беседа. Работа с текстом.

Учитель,
обращаясь к портрету А. Погорельского:

— Вообразите себе,
что этот красивый, синеглазый, со светлыми вьющимися волосами, чуть печальным,
но по – мальчишески отважным лицом человек войдет к нам в класс.

— Какие вопросы вы
ему зададите, зная, что в гости к вам пришел автор сказки «Черная курица, или
Подземные жители» — Антоний Погорельский?

Учащиеся
формулируют вопросы.

Учитель.
Более 200 лет отделяют нас от рождения сказочника. Два столетия – огромное
расстояние. Попробуй, разгляди в этой дали времени, ощути сложную и трудную
жизнь, какова была у Алексея Алексеевича Перовского. Надеюсь, вы понимаете, что
имя Антоний Погорельский является вымышленным, т.е. псевдонимом. И, надеюсь, вы
помните, что каждое имя имеет свое значение. Так вот я бы автору задала такой
вопрос:

— Почему, подбирая
псевдоним, писатель выбрал такое имя – обозначающее в переводе с греческого – приобретающий
взамен?

— Что и взамен
чему приобрел автор жизни? Постараемся получить ответ на этот вопрос после
того, как я расскажу вам об этом удивительном сказочнике.

Рассказ учителя.

·       
Итак,
Антоний Погорельский, автор знаменитой детской сказки «Черная курица, или
Подземные жители» на самом деле Алексей Алексеевич Перовский.

·       
При
его жизни, да и долго еще после его смерти эта фамилия была широко известна в
царской России. Ее носили потомки знатного вельможи Екатерининского времени
графа Разумовского, занимавшие крупные посты в правительстве.
Алексей Перовский
тоже сменил несколько таких крупных должностей.

·       
Но
для нас чиновник Перовский не представляет интереса. Мы знаем писателя Антония
Погорельского, современника и друга Пушкина.

·       
Сам
Ал. Перовский в юности отличался  необыкновенными способностями к наукам,
литературе и языкам. Он за 2 года окончил университетский курс и в 20 лет стал
доктором философии и словесности. Для защиты авторской степени надо было
согласно уставу прочесть 3 пробные лекции, чтобы доказать свое право на
преподавание. Алексей Перовский их прочел на 3-х языках. А его лекции по
естественным наукам, которыми он увлекался, были затем даже изданы отдельной
книгой. Перовский сделал, как тогда говорили, блестящую карьеру. Он был и
боевым офицером – участником Отечественной войны 1812г., участвовал в
ожесточенных сражениях.  Однако, поднимаясь по лестнице служебных отличий, он одновременно
занимался и литературой —  переводил, писал повести, был членом Вольного
общества любителей русской словесности.

·       
Волшебную
повесть «Черная курица, или Подземные жители» он опубликовал в 1829г. Он
написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося
литератора Алексея Константиновича Толстого (он был ему дядей по линии матери и
занимался его воспитанием).  (Портрет А.К.Толстого). Алеша Толстой тоже
учился в детстве в пансионе на окраине Петербурга. Это его любимым развлечением
было смотреть в круглые дырочки забора пансионного двора.

·       
Сказка
возникла единственно, чтобы рассеять одиночество племянника. Алексей Толстой,
находясь в пансионе, любил читать книги. Но детской литературы как таковой
тогда не было. Еще не написали свои сказки Пушкин и Одоевский, нет еще «Конька
– Горбунка» Ершова. Получается, что сказка Погорельского не только обрадовала
Алексея Толстого, но и до сих пор приходит ко всем нам, рассеивая наше
одиночество.

·       
Сам
Алексей Алексеевич Перовский вместе с тем прожил нелегкую жизнь. Часто сам был
одинок. Он также в детстве учился в закрытом пансионе, из которого бежал. Он
страдал хромотой. Ему были свойственны частые переходы к печали даже посреди
безудержного веселья.

·       
Может
быть, поэтому оправдан выбор вымышленного имени сказочником.

— Что и взамен
чему приобрел он в жизни?

Ответы
школьников:

Взамен
одиночеству автор сказки приобрел:


искреннюю привязанность племянника;


славу сказочника;


читательскую признательность на долгие годы.

·       
Случилось
именно так. Давно забыты генералы и чиновники Перовские, маленький сборник
«взрослых» сочинений Антония Погорельского читают только историки и литераторы,
а «Черная курица…» живет второе столетие! По этой сказке ставят спектакли,
сняли кинофильм, ее издания иллюстрируют лучшие художники, ее читают дети
многих стран.


Дома вы прочитали сказку Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные
жители». Она написана почти двести лет назад, но до сих пор ее с удовольствием
читают дети, а родители находят, что в ней заключено очень много полезных
мыслей. Постараемся и мы усвоить урок, который преподаст нам сказка.

Примечание.
Сказка прочитана учащимися заранее.

IV.Обратимся
и мы к сказке – получим право на звание самого внимательного читателя. (За
правильный ответ – зернышко).

Задание
1
.

На доске записаны
пословицы. Отметьте среди них те, которые, по вашему мнению, особенно подходят
к содержанию сказки.

— Какую из них вы
предложили бы для эпиграфа урока?

1.     Трудно найти,
легко потерять.

2.     Только ума
на деньги не купить.

3.     Как
прожил, так и прослыл.

4.     Сам
погибай, а друзей выручай.

5.     Дал слово – держи
его.

6.     Что
посеешь, то и пожнешь.

7.     Долг платежом
красен.

8.     Учись на
добро отвечать добром.

9.     Не имей
сто рублей, а имей сто друзей.

10.  Добро век не
забудется.

Эпиграф
урока. Учись на добро отвечать добром.

— Вы доказали, что
умеете определять идею произведения, ее главную мысль.

Задание
2.

— Посмотрим,
насколько вы внимательны к слову, ведь язык сказочной повести своеобразен (она
написана 200 лет назад). Как вы изучили сноски, справки покажет словарная
работа.

Дать
толкование слов.

Пансион

Особливо

Дортуары

Вакации

Салоп

Империал

Ретивый

Шандал

Мантия

— Как называются
эти слова? (Устаревшие).

 
V.
 Путешествие в сказку.

Виды
деятельности

Выводы,
к которым приходят учащиеся

1.
Герой повести – мальчик Алеша. Он живет и учится в пансионе. Расскажите о
быте и нравах пансиона. Как жилось там Алеше? Выборочный пересказ.

Он
одинок. Он смотрит в дырочки забора – он ждет волшебства.

2.
Алеша спасает Чернушку от ножа кухарки, и благодарная Чернушка ведет его в
подземное царство, где живет маленький народ, а сама оказывается главным
министром короля. Выборочный пересказ сцены охоты.

Жители
уважают законы чести и правды.

3.
За помощь маленькому народу – спасение министра – король обещает исполнить
любое желание мальчика.


Каково было желание Алеши?


Почему он осудил его желание?

4.
Конопляное семечко освободило Алешу от труда, и теперь не надо было
трудиться. Учить уроки. Заманчиво? Не правда ли? Но хорошо ли это?


Прочитайте, как сначала чувствует себя Алеша, пользуясь конопляным семечком?

Выборочное
чтение.

-Внутренний
голос. Голос совести. Муки совести.


Как вы понимаете, что такое «внутренний голос», «голос совести», «муки совести»?

Алеша
внутренне стыдился этих похвал, ему было совестно.

У
каждого есть совесть – внутренняя оценка своих поступков, чувство
ответственности за свое поведение. Она, совесть, живет внутри нас и
внутренний голос, который осуждает или одобряет нас, и есть голос совести.

А
муки совести?
– это борьба человека с самим собой, когда ему
хочется заглушить внутренний голос, а не получается. Совесть упрекала Алешу:
«Не приписывай себе самому того, что не тебе принадлежит».

5.
Расскажите, каким становится Алеша? Как повлияла на него слава лучшего
ученика?

Эта
сказка ставит перед человеком проблему – разве самое главное в жизни –
поймать удачу, как это случилось в сказке с меленьким Алешей?

Алеша
получил свое конопляное зернышко, в сущности, даром, — за одно маленькое
доброе дело. Зато как он стал им пользоваться, этим чудесным даром
благодарности. И так быстро он превратился в лентяя и задаваку. Вообразил,
что он умнее и лучше всех. Праздность развращает человека.

6.
— Как вы думаете, почему Чернушка не появлялась во время «славы» Алеши?

   
Задание. Сочините телеграмму – предостережение мальчику от имени
Чернушки.

7.
Перейдем к самым драматическим событиям в жизни Алеши: потере конопляного
семечка и предательству. Алеша потерял конопляное семечко, и на помощь к
мальчику решила прийти благодарная чернушка.

Выборочное
чтение по ролям.

Какие
наставления дает мальчику Чернушка?

«Пороки
обыкновенно входят в дверь. А выходят в щелочку, — поучает Алешу чернушка.
Как вы это понимаете?

8.
– Почему же Алеша не сдержал слово, выдал тайну?


Какое чувство им овладело, взяло верх, когда принесли розги?  (гордыня,
самовлюбленность)

«Алеша
совершенно потерял голову, он забыл обещание, данное подземному королю и его
министру, и начал рассказывать о Черной курице, о рыцарях, о маленьких людях.

9.
Какова цена предательства?


Спасся ли Алеша от наказания?

Только
ли розги были наказанием для него?

Алеша
владел счастьем целой страны маленьких человечков и как легко он разрушил
его.

1
наказание – розги;

2
наказание – Чернушка оказалась в золотых оковах;

3
наказание – подземные жители должны были уйти, искать другое место.

10.Алеше
еще раз довелось встретиться с Чернушкой? Чтение по ролям.


Почему Алеша боялся встреч с Чернушкой?


Как эта встреча характеризует Чернушку?


Каковы последние наставления Чернушки?

 11.Проверка
домашнего задания.


В какой момент Алеше было тяжелее всего? В такие моменты человеку хочется и
просто необходимо выразить себя  в письме к близкому человеку, поделиться 
тем, что у тебя на душе. Вам было предложено домашнее задание.

·       
Какое
бы письмо мог написать Алеша маменьке и папеньке?

Вы
неплохо поработали, письма получились разные, но общее и главное в них то, что
Алеша раскаивается в своем поступке и просит у маменьки и папеньки помочь
ему, поэтому в ваших письмах звучат строки: «Мне стыдно, я виноват. Я потерял
лучшего друга! Помоги мне!

Письмо
– способ самовыражения. Так получаются у людей письма – исповеди, письма –
размышления и разные другие письма, в которых человек и радуется, и
раскаивается, и сомневается, и просит совета – иначе говоря, живет.

12.
С чего началось душевное обновление мальчика?

Мальчик
переболел злом, попавшим в его душу, переболев, он стал духовно здоровым.

13.
Задание. Назовите «лишнее слово».

•Честность          
• Лень

•Трудолюбие      
• Тщеславие

•Гордыня            
• Бахвальство


Доброта             • Совестливость

При оценке устных
ответов
учитель руководствуется следующими основными критериями в
пределах программы данного класса:


знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного
произведения;


умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;


понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического
содержания изученного произведения;


знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при
анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;


умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими
идеями эпохи;


уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно
отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать
художественный текст.

Критерии
оценивания устного ответа:

Высокий уровень (Отметка «5») оценивается
ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого
произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев
и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками
разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для
аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9—11 кл.);
свободное владение монологической литературной речью.

Повышенный уровень (Отметка «4»)
оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое
понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий,
характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии
идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными
теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных
произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих
выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако допускается
одна-две неточности в ответе.

Базовый уровень (Отметка «3») оценивается
ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого
произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и
поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов
теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями

при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и
недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих
выводов.

Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное
владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа,
несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

Низкий уровень (Отметка «2») оценивается
ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения;
неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших
художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания
произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое
владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность
выразительных средств языка.

VI.
Обобщение учителя.

         Это
добрая, очень грустная и мудрая сказка. Она не столько повествует о волшебных
делах, чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в свое сердце, в свои мысли и
подумать о самих себе, а какой я? «А ведь именно об этом заставляют нас
задуматься лучшие произведения литературы. И сказка Антония Погорельского – из
числа этих произведений. Недаром великий русский писатель Л.Н.Толстой так любил
и так высоко оценил сказку о маленьком Алеше и Черной курице. Он ставил эту
волшебную повесть для детей в один ряд с былинами, народными сказками по
мудрости, в ней заключенной.

VII.
Домашнее задание. Творческое задание.

Напишите сказку о
волшебных событиях, которые могли бы произойти в вашем классе.

Рефлексия

 Ребята, сегодня
на уроке многие из вас получили волшебные зёрнышки, вы тоже можете попытаться
загадать желание, напишите, какое желание вы загадали на зёрнышко. Опишите его,
но прежде подумайте, к каким последствиям это может привести.

Ученикам предлагается оценочный
лист
. Оцени свою работу на уроке.

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а)
__________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) __________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась)
лучше делать __________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня
стало __________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать
лучше __________________________________________________________________

6.Осталось непонятным __________________________________________________________________

Литература

1.      Беляева
Н. В. Б44 Уроки литературы в 5 классе. Поурочные разработки : учеб. пособие для
общеобразоват. организаций / Н. В. Беляева. — 3-е изд. — М. : Просвещение,
2016. — 252 с. —
ISBN
978-5-09-037548-1.

2.      https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2019/11/06/literatury-v-5-klasse-fgos-uroki-zhizni-chernaya-kuritsa-ili

3.      https://infourok.ru/razrabotka-uroka-po-literature-a-pogorelskij-chernaya-kurica-ili-podzemnye-zhiteli-5-klass-5408209.html

4.      https://urok.1sept.ru/articles/677638

5.      https://.ru/files/plan-konspekt-uroka-literatury-v-5-klasse-russkaia.html

На чтение 5 мин. Просмотров 2
Обновлено

Самобытность его писательской манеры была по достоинству оценена писателями пушкинского круга, способствовавшими успеху его произведений у современников.

О чем сказка Черная курица

Эта сказка о мальчике, который жил и учился в пансионе для мальчиков. Его звали Алёша. Он был добрый, мечтательный и романтический ребенок. В свободное время он читал книжки про рыцарей, мечтал о встрече с родителями. Его, иногда, выпускали гулять во двор, где жили курицы, и одну из них — Чернушку, он очень любил. Он приносил птичкам крошки, наблюдал за ними. Однажды, кухарка решила зарезать Чернушку и приготовить из нее обед, но Алёша выкупил птичку за единственную свою золотую монету. Курица оказалась министром подземных жителей, и тайком ночью провела Алёшу к царю. В награду за спасение министра, царь выполнил желание ребенка — всегда знать урок на отлично, не прилагая усилий. Взамен с него взяли обещание, ни при каких обстоятельствах, не рассказывать про подземных жителей. Алёша стал лучшим учеником, загордился и обленился, а раньше он был старательным и ответственным. Однажды он потерял зёрнышко и не сдал урок, но Чернушка принесла ему его на следующий день и Алеша справился с заданием. Учитель посчитал, что Алёша специально не сдал урок в предыдущий раз, а ученики подтвердили, что он не занимался. Алёшу наказали и он рассказал про подземных жителей. После этого его стали считать обманщиком, а Чернушку наказал подземный царь и весь их народ переехал.

Список похожих конспектов

А. Погорельский Черная курица или Подземные жители Муниципальное автономное образовательное учреждение. . «Средняя общеобразовательная школа №1». Урок литературного чтения. А. Погорельский. … А. Погорельский «Черная курица, или подземные жители Тема: А. Погорельский  «Черная курица, или подземные жители». Цель:.  анализ сказки Погорельского через погружение в текст. Задачи:.  1. Формирование … Чёрная курица, или Подземные жители Урок 21. А. Погорельский. . «Чёрная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. Цели урока:. познакомить учащихся с личностью А. … Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон Технология проблемного обучения. . . Метод группового взаимодействия. Тема: «Уроки Чехова, или Смешное и грустное в рассказе «Хамелеон». Цель:. … Убийца или спаситель План-конспект урока литературы по теме «Убийца или спаситель». . (Урок-диспут по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»). Урок … Сказка мудростью богата или как стать сказочником? Защита проектов «Как стать сказочником?». Цели:. . раскрыть нравственный смысл сказок, рассмотреть категории добра и зла на примере прочитанных … Сборник притч или философские сказки . Сборник притч. или философские сказки. С О Д Е Р Ж А Н И Е. Введение……………………………………………………………………………..9. … Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон? Утверждаю: директор школы № 28. Набалова «Раскольников: страдалец за человечество или неудавшийся Наполеон?». … Парадокс, или Человек создан для счастья, как птица для полета ГБОУ СОШ пос. Новый Кутулук. Урок литературы в 8 классе. . на тему:. «Парадокс,. или Человек создан для счастья, как птица для полета». … Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Пре-ступление и наказание 1001 идея интересного занятия с детьми. . «Не убивайте в себе ребёнка, или Философский взгляд на мир в романе «Преступление и … Майская ночь, или Утопленница Тема:. Заключительный урок по повести «Майская ночь, или Утопленница». Цель:. обобщение и систематизация изученного материала по творчеству … Кто прав:Настя или Митраша? Камилова Разина Вильсуровна. . МБОУ «Мари-Турекская средняя общеобразовательная школа». . Заместитель директора по учебно-воспитательной работе, … История жизни Матрёны Васильевны, или Слово о спасении души русской… История жизни Матрёны Васильевны,. или Слово о спасении души русской…. . /урок по рассказу А. И. Солженицына. «Матрёнин двор»/. Цели и задачи:. … Домашние птицы: курица 8. . Урок развития речи в 3 классе. Тема:. Домашние птицы: курица. Цель. : Уточнение и расширение представлений о домашней птице-курице. Задачи:. … Дикая собака динго или Повесть о первой любви МОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа». Верхнеуслонского района Республики Татарстан. Книга о первой юношеской … Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или Суд над Раскольниковым Виновен ли Раскольников в совершённом им преступлении? или. Суд над Раскольниковым. Внеклассное мероприятие по литературе и обществознанию с …

Жанр произведения «Чёрная курица, или Подземные жители»

Произведение имеет подзаголовок «Волшебная повесть для детей», хотя оно больше соответствует жанру романтической сказки. Здесь есть характерное для романтизма двоемирие: мир реальный – пансион, где обучался главный герой Алёша, и мир волшебный – подземное царство. Причём эти два мира не изолированы друг от друга. Например, Чернушка в действительности обычная курица, а в волшебном мире – заслуженный министр.

С волшебной сказкой произведение роднит наличие героя, который должен пройти испытания, присутствие волшебных предметов (конопляное семечко), мотив троекратного повтора. Анализ рассказа «Чёрная курица» это явно показывает.

Основная идея

Из краткого содержания сказки можно сделать два вывода:

  1. Всего нужно добиваться упорным трудом, а не надеяться на чудо.
  2. Свято хранить доверенные тебе секреты друга, особенно когда знаешь, что раскрытие тайны может ему повредить.

Для ознакомления с повестью, потребуется всего два с половиной часа, поэтому рекомендуем читать эту увлекательную сказку в оригинальной авторской версии.

Эта загадочная история говорит нам и о том, что рядом с нами может быть волшебство. Но если мы хотим удержать его, стоит быть просто хорошими людьми. Не задаваться и не презирать других. Это главный урок, который стоит вынести из повести.


p17 knopka1 knopka4

Волшебная повесть А. Погорельского «Черная курица или подземные жители», созданная более 150 лет назад, продолжает волновать юных читателей. Секрет ее очарования и в важности темы, и в художественном мастерстве писателя, и в глубоком понимании особенностей детского возраста, в тонком педагогическом чутье автора. Нравственные проблемы и гуманистический пафос сказки придают ей не только необыкновенную прелесть и привлекательность для детского чтения, но и делают актуальной в любом историческом периоде.

Антоний Погорельский (настоящее его имя Алексей Алексеевич Перовский)

был побочным сыном знатного вельможи, графа А.К.Разумовского, предки которого были вознесены на вершину придворной иерархии императрицей Елизаветой Петровной.

Детские годы будущего писателя прошли в одном из многочисленных имений отца, в подмосковном Перове, откуда и пошла его фамилия. Получив блестящее образование, которое дало ему возможность за 2 года и 2 месяца окончить Московский университет и получить ученую степень доктора философии и словесных наук, около пяти лет служил в Петербурге и Москве, в том числе и в Министерстве просвещения, которое возглавлял его отец.

Широко образованный молодой доктор наук, обаятельный и остроумный, одаренный талантом, лишенный карьеризма, с детских лет пробовавший писать, Погорельский быстро входит в литературные круги обеих столиц.

Он дружит с поэтами П. Вяземским и В. Жуковским, живое участие принимает в прогрессивном для того времени «Вольном обществе любителей российской словесности», членами которого одновременно с ним были будущие декабристы К. Рылеев, А. Бестужев, В. Кюхельбекер, Ф. Глинка и многие передовые люди.

Не прельстившись карьерой высшего чиновника, в 1812г. добровольно вступает в действующую армию, совершает рейды по тылам противника в составе партизанских отрядов, руководимых поэтом Денисом Давыдовым,

участвует в крупнейших битвах за границей, а по окончании Отечественной войны два года живет в Саксонии, где сближается с известным немецким писателем Э. Т. А. Гофманом.

Выйдя в отставку, по желанию отца поступает на гражданскую службу, а после его смерти, в 1822 г., оставляет ее и живет в имении Погорельцы на Украине, откуда и взял псевдоним – Погорельский.

Не более пяти лет занимался Погорельский активным литературным творчеством; его первая повесть – «Лафертовская маковница» – была опубликована в 1825 г. Через три года, вместе с тремя другими повестями, она вошла в книгу «Двойник, или Мои вечера в Малороссии», которая во многом предвосхитила и подготовила почву для украинских повестей Гоголя. Творческий путь А. Погорельского завершен романом «Монастырка»,

который стал первым значительным произведением русской литературы,

посвященным жизни провинциального дворянства. Роман этот был издан в 1830 г. и многие десятилетия был в числе наиболее читаемых книг.

Романом зачитывались современницы автора, особенно юные. А первым произведением восхищался Пушкин, ему очень понравился такой персонаж, как кот Мурлыкин.

Уже в этом произведении Погорельского явно видны те черты писательского почерка, которые позже столь ярко проявились в «Черной курице», ставшей классическим детским чтением. Живые, рельефные характеры «Лафертовской маковницы», проза жизни, в которой автор открывал значительные поэтические ценности, – все вызывало интерес и внимание к повести со стороны критики и читающей публики. Кот и колдунья выступают в обличье реальных персонажей, почти совсем лишены ореола таинственности, напротив – наделены юмористическими чертами.

Для русской литературы того времени романтическая фантастика «Лафертовской маковницы» являла собой новый способ художественного мышления. У Погорельского он тесно связан с обращением к подлинным человечным началам, с утверждением гуманного идеала бескорыстного и самоотверженного чувства. Думается, такой взгляд на мир и человеческие отношения в нем исходит из биографии, жизненного опыта писателя.

С именем Антония Погорельского часто сочетается эпитет «первый». Он – автор первой в русской литературе фантастической повести, одного из первых семейных романов, первой повести-сказки для детей «Черная курица, или Подземные жители». Сказка увидела свет в 1828 году и принесла автору долгую славу выдающегося детского писателя, хотя и была его единственным творением для маленьких читателей.

Умер Погорельский в 1836 г. в Варшаве,где оказался по пути за границу.

Таким образом, творческий путь А. Погорельского был коротким, но очень значительным для развития русской и мировой литературы.

Волшебную сказку «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельский опубликовал в 1829 году. Он написал ее для своего воспитанника, племянника Алеши, будущего выдающегося литератора Алексея Константиновича Толстого.

Второе столетие живет сказка. Ее любил перечитывать своим детям Л. Толстой, с большим удовольствием слушают и читают ее наши дети.

Детей увлекают фантастические события, которые происходят в реальной жизни маленького воспитанника частного пансиона Алеши. Они живо воспринимают его заботы, радости, печали, осознавая при этом ясную и такую важную для них мысль о необходимости воспитывать в себе трудолюбие, честность, самоотверженность, благородство, преодолевать эгоизм, лень, себялюбие, душевную черствость.

Своеобразен язык повести, в ней много слов, за разъяснением лексического значения которых учащиеся должны обращаться к словарю. Однако это обстоятельство нисколько не мешает понять сказку, ее основную мысль.

Уникальность художественного мира «Черной курицы» во многом обусловлена характером творческого взаимодействия с литературой немецкого романтизма. В качестве источников сказки принято называть «Эльфов» Л. Тика и «Щелкунчика» Э.-Т.-А. Гофмана. Знакомство Погорельского с творчеством немецких романтиков не вызывает сомнения. История 9-летнего мальчика, попавшего в волшебный мир подземных жителей, а затем выдавшего их тайну, обрекая маленьких человечков на переселение в неизвестные земли, очень напоминает сюжетную ситуацию «Эльфов» Тика – сказки, в которой героиня по имени Мари, побывавшая в детстве в удивительно прекрасном мире эльфов, выдает мужу их тайну, вынуждая эльфов покинуть край. Живой фантастический колорит Подземного царства роднит его и со сказочным миром эльфов, и с конфетным государством в «Щелкунчике» Гофмана: разноцветные деревья, стол со всевозможными яствами, посуда из чистого золота, дорожки сада, усеянные драгоценными камнями. Наконец, постоянная авторская ирония вызывает ассоциации с иронией немецких романтиков. Однако у Погорельского она не становится всепоглощающей, хотя и получает множество адресов. Например, откровенно насмехается Погорельский над «учительшей», на голове которой парикмахер взгромоздил целую оранжерею цветов, с сияющими между ними двумя бриллиантовыми перстнями. «Старый, изношенный салоп» в сочетании с такой прической вскрывает убожество пансионного мирка, изредка, в дни приезда значительных лиц, демонстрирующего всю силу подобострастия и угодничества. Разительный контраст всему этому представляет лишенный лицемерия внутренний мир Алеши, «юное воображение которого бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным дремучим лесам». Это чисто романтический мотив. Однако Погорельский не был просто подражателем: осваивая опыт немецкого романтизма, он сделал значительные открытия. В центре сказки – мальчик Алеша, тогда как в сказках – источниках два героя – мальчик и девочка. Мальчики (Андерс в «Эльфах», Фриц в «Щелкунчике) отличаются рассудительностью, стремятся разделять все убеждения взрослых, поэтому для них закрыт путь в сказочный мир, где девочкам открывается много интересного. Немецкие романтики разделили детей на обычных, то есть тех, кто не в состоянии выйти из пределов повседневности, и избранных. «Такие понятливые дети недолговечны, они слишком совершенны для этого мира…» – замечала бабушка об Эльфриде, дочери Мари. Никакой надежды на счастье для Мари в «земной жизни» не дает и финал «Щелкунчика» Гофмана: Мари, которая выходит замуж, становится королевой в стране сверкающих цукатных рощ, призрачных марципановых замков. Если вспомнить, что невесте исполнилось только восемь лет, то ясно станет, что осуществление идеала возможно лишь в воображении. Романтику дорог мир ребенка, душа которого чиста и наивна, незамутнена расчетом и гнетущими заботами, способного в богатом своем воображении создавать удивительные миры. В детях нам дана как бы истина самой жизни, в них ее первослово. Погорельский, поставив в центр сказки образ мальчика Алеши, продемонстрировал этим неоднозначность, многосторонность и непредсказуемость внутреннего мира ребенка. Если Гофмана спасала романтическая ирония, то лишенная иронии сказка Л.Тика поражает безысходностью: с уходом эльфов исчезает благоденствие края, умирает Эльфрида, а за ней и мать. Трагична и сказка Погорельского: она обжигает сердце, вызывает сильнейшее сострадание к Алеше, и к подземным жителям. Но при этом чувство безысходности сказка не рождает. Несмотря на внешнее сходство: блеск, неземную красоту, таинственность – Подземное царство Погорельского не похоже ни на конфетно – кукольное государство в «Щелкунчике», ни на страну вечного детства в «Эльфах». Мари в «Щелкунчике» Гофмана мечтает о подарке Дроссельмайера – прекрасном саде, где «большое озеро, по нему плавают чудо какие лебеди с золотыми ленточками на шее и распевают красивые песни». Попав в конфетное царство, она находит там именно такое озеро. Сон, во время которого Мари совершает путешествие в волшебный мир, для нее самая настоящая реальность. По законам романтического двоемирия этот второй, идеальный мир и есть подлинный, так как реализует все силы человеческой души. Совсем иной характер приобретает двоемирие у Погорельского. Среди подземных жителей у Погорельского есть военные, чиновники, пажи и рыцари. У Гофмана же в конфетно – кукольном государстве присутствует «всякий люд, какой только встречается на белом свете». Чудесный сад в Подземном царстве устроен в английском вкусе; драгоценный камни, усыпающие дорожки сада, блестят от света специально установленных ламп. В «Щелкунчике» Мари «очутилась на …лугу, который искрился, словно блестящими драгоценными камнями, но оказался в результате леденцовым. Стены богато убранной залы кажутся Алеше сделанными из «лабрадора, какой он видел в минеральном кабинете, имеющемся в пансионате. Все эти рационалистические черты, немыслимые в романтизме, позволили Погорельскому, вслед за немецкими романтиками, воплотить в сказочном царстве понимание ребенком всех сторон бытия, представления Алеши об окружающем мире. Подземное царство – модель действительности, по Алеше, действительности яркой, праздничной, разумной и справедливой. Совсем иное царство эльфов в сказке Тика. Это страна вечного детства, где царствуют скрытые силы природы – вода, огонь, сокровища земных недр. Это тот мир, которому изначально родственна душа ребенка. Например, не что иное, как огонь, реки которого «текут под землей во все стороны, и от того – то растут цветы, плоды и бывает вино», не что иное как приветливо улыбающиеся Мари, смеющиеся и прыгающие созданьица «как бы из румяного хрусталя». Единственным дисбалансом в беспечном мире вечного детства является подземная комната, где князь металлов, «старый, сморщенный человечек», повелевает уродливыми гномами, таскающими золото в мешках, и ворчит на Церину и Мари: «Вечно все те же шалости. Когда же кончится эта праздность?». Для Алеши праздность начинается, когда он получает волшебное семечко. Получив свободу, не прикладывая теперь усилий для учения, Алеша вообразил, что он «гораздо лучше и умнее всех мальчиков, и сделался страшным шалуном». Потеря рассудительности, отказ от нее, делает вывод Погорельский, приводят к печальным последствиям: перерождению самого ребенка и страданиям, на которые обрек подземных жителей Алеша своим перерождением. В «Эльфах» показана роковая несовместимость прекрасного мира детства с реальной действительностью, ее неумолимыми законами, взросление оборачивается вырождением, потерей всего самого светлого, прекрасного и ценного: «Вы, люди, слишком быстро растете и стремительно становитесь взрослыми и разумными», – рассуждает эльфа Церина. Попытка сопряжения идеала и действительности приводит к катастрофе. В «Черной курице» слово Алеши не открывать тайны подземных жителей означает то, что он владеет счастьем целой страны маленьких человечков и возможностью его разрушить. Возникает тема ответственности человека не только за себя, но и за благополучие целого мира, единого и потому хрупкого. Так открывается одна из глобальных тем русской литературы. Внутренний мир ребенка не идеализируется Погорельским. Шалость и праздность, опоэтизированные Тиком, приводят к трагедии, которая подготавливается исподволь. По пути в Подземное царство Алеша совершает множество опрометчивых поступков. Несмотря на многочисленные предупреждения Черной курицы он просит лапку у кошки, не может утерпеть, чтобы не поклониться фарфоровым куклам…Непослушание любознательного мальчика в сказочном царстве ведет к конфликту с чудесным миром, будит в нем силы зла. Второй мир, так же как и первый, свидетельствует о неблагополучии внутренней жизни ребенка, сигнализирует о необходимости руководить действиями любознательного и неискушенного мальчика и об опасности доверять всем его бессознательным порывам. «Детская непосредственная простота» не является поэтому у Погорельского предметом поклонения. Преклонение перед невинным ребенком Погорельский заменяет чисто человеческой, мудрой христианской любовью к доброму, но легкомысленному мальчику, который глубоко страдает, остро чувствует свою вину и раскаивается в совершенном. Сцена прощания с Чернушкой повторяет некоторые моменты прощания Церины с Эльфридой: появляется представитель волшебного царства, дается описание его внешнего вида, разговор, где и Церина, и Чернушка подчеркивают бедственное положение обитателей сказочных миров. Вся же сцена в целом имеет самобытный характер. В ней Погорельский серьезно расходится с Тиком. Церина по-прежнему любит лишь невинную Эльфриду, а не Мари, обрекшую ее на страдания, эльфа «очень зла». Чернушка же говорит сквозь слезы: «Я тебя прощаю, не могу забыть, что спас мне жизнь мою, и все-таки люблю, хотя ты сделал меня несчастным, может быть, навеки». Любовь и доброта, по Погорельскому, это основа подлинной красоты человека. «Черная курица» не оставляет чувства безысходности, не содержит «пресноты и фальши морализирующих сказок», ее эмоционально – обобщающая мысль поражает силой, рожденной глубиной философского подтекста, в котором так часто отказывали сказке. Погорельскому удалось избежать крайностей, противопоставления рационализма и непосредственности, разума и чувства, воли и эмоций, свободы и необходимости. Только их гармоничное сочетание в человеке способно избавить его от неоправданных ошибок и опасных заблуждений. Восприняв одно из важнейших положений немецкого романтизма о том, что сказка не утеха детям на сон грядущий, а «сама природа», что именно она наиболее пригодна для воплощения универсальных идей, Погорельский создал удивительную повесть, где образ ребенка запечатлен во всей его сложности. Однако этим не исчерпывается значение сказки. В ней не только верно изображен ребенок, но и отражено его реальное положение в мире. Феномен сказки состоит в том, что сделано это с помощью приемов, которые у немецких романтиков приводили к выводам, либо удручающим своей безысходностью, либо к иронии, провозгласившей невозможность достижения истины. Путь этот вел к кризису романтического мироощущения в целом. Погорельский же, по мысли исследовательницы его творчества Е.П. Званцевой, «вошел в число писателей, которые во главе с Пушкиным заложили основание русской классической прозы». Трансформация романтических идей, которая произошла в сказке, обнажает глубинные тенденции развития русской нравственно – эстетической мысли, создавшей в XIX веке шедевры всемирно – исторического значения. Писатель впервые доказал самостоятельность детского мира, наличие у ребенка собственной системы ценностей, вкуса, творческих способностей. Образ Алеши отличается достоверностью психологического рисунка, им открывается галерея образов в автобиографических повестях С.Т. Аксакова, Л.Н. Толстого, Н.Г. Гагарина – Михайловского. Ключевая идея произведения – крах инфантилизма, переход от наивных фантазий к осознанию ответственности за поступки – стала одной из ведущих идей русской детской прозы. Мысли о самостоятельном пути человека в мире нравственных понятий, об этическом законе, действующем в искусстве точно так же, как в жизни, безусловно, – важная часть содержания. Традиционное романтическое двоемирие нашло оправдание в объективном двоемирии детского сознания. В образе Алеши соединились черты маленького Алеши Перовского и Алеши Толстого. Погорельским была найдена золотая середина в манере повествования о детстве между рассудительностью и сочувствием, с оттенками мягкого юмора и сентиментальности, вполне уместной при воспоминаниях. Чувство меры проявляется и в слоге, переходящем от книжно – повествовательного к слогу живого общения наставника с ребенком. Таким образом, в «Черной курице» определилась одна из основных черт детской литературы – наличие двух планов повествования – детского и взрослого. В повести Погорельского два плана: реальный, изображающий Петербург конца XVIII века (мужской пансион, быт и нравы воспитанников и учителей, их взаимоотношения), и волшебный, в котором действуют подземные рыцари, гномы и т. д. С большой теплотой и тонким знанием детской психологии рисует автор главного героя. Мальчик не падает духом, оказавшись в далеком от родительского дома петербургском пансионе, прилежно учится, весело играет с товарищами и читает так много, что даже знает «наизусть деяния славнейших рыцарей». «Юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам», – пишет Погорельский. Исполненный детских грез, Алеша не пассивный мечтательный ребенок. Созданный им волшебный мир не отгораживает его от мира реального. Необузданная фантазия, живой, активный характер отличают юного героя. Воображаемое он постоянно переносит на повседневную действительность, реальная жизнь кажется ему таинственной и загадочной. Вот ожидается приезд директора училищ, и Алеша сразу же представил его себе «знаменитым рыцарем в блестящих латах и в шлеме с большими перьями». Алеша способен к добрым порывам и поступкам, к самопожертвованию во имя спасения беззащитного. Чтобы сохранить жизнь любимой курочки Чернушки, он, не задумываясь, отдает «сердитой и бранчливой кухарке золотую монету, которую берег пуще глаза своего, потому что это был подарок доброй его бабушки». Маленький читатель, несомненно, высоко оценит этот поступок Алеши. Чувствуется дидактическая направленность уже на первых страницах повести. Погорельский рисует в самых привлекательных тонах своего героя, подчеркивая его сердечную отзывчивость, трудолюбие, вежливость. Поэтому может показаться слабо мотивированным поворот, который происходит в сознании и в поведении мальчика. За спасение Чернушки, оказавшейся министром волшебного царства, король гномов обещает исполнить любое его желание. Поколебавшись немного, Алеша просит у короля гномов лишь одно волшебное средство: не учить уроки, а отвечать их без запинки. Алеша – ребенок, и, естественно, положительные нравственные качества в нем только формируются. Затем, юный герой все же хочет всегда знать уроки, но рассуждает об этом, как и другие ученики: хорошо бы знать все, не утруждая себя, не прилагая усилий. Погорельский показывает, к чему приводит эта детская философия. Он убеждает маленьких читателей, как плохо не желать трудиться, чтобы все знать. В этом прежде всего и состоит нравственно-педагогический смысл и воспитательное значение волшебной повести Погорельского. Итак, Алеша получает волшебный талисман: конопляное семечко. Он теперь может почивать на лаврах, отвечать любой урок без всякой подготовки. Мы с нетерпением ждем, каким станет Алеша. Ведь, по словам Погорельского, он был «добрый, милый и скромный» мальчик. И действительно, герою трудно превратиться в тунеядца. Писатель выявляет происходящую в душе маленького героя борьбу положительных и отрицательных начал, добра и зла. Такое изображение героя было новаторским. До Погорельского русские народные и литературные сказки не раскрывали образ положительного героя. В них не изображались душевные противоречия действующих лиц. Они резко отделяли добро от зла. Персонажи делились на положительных и отрицательных. У героя повести Погорельского хорошие и плохие черты характера соседствуют. Алеша – живой, полнокровный образ. По-новому развивается в повести и сказочный конфликт. В произведении ощущается усиленное внимание автора к психологической сущности, к душевным переживаниям героя. Вот Алеша впервые появляется на уроке с конопляным зернышком в кармане и, «сам еще не зная, что сказать… безошибочно, не останавливаясь, проговорил все заданное». Но похвала учителя не доставляет ему теперь такого удовольствия, как прежде. «Внутренний голос ему говорил, что он не заслуживает этой похвалы, потому что урок не стоил ему никакого труда»,- пишет Погорельский. В дальнейшем борьба положительного и отрицательного начал в душе Алеши теряет свою остроту. Она заглушается растущим в мальчике себялюбием, самомнением и чванством. Праздность духовно калечит Алешу, отчуждает его от других детей, приносит страдания. Он утрачивает свое прежнее очарование. Мнимые успехи так вскружили голову Алеше, что он стал редко вспоминать даже о своем волшебном друге Чернушке. Каким жалким кажется герой, когда, потеряв волшебный талисман, он на уроке «не мог выговорить ни одного слова» и понес за это тяжкое наказание! Погорельский убеждает читателей, что безобидное, казалось бы, желание иных детей все знать, не трудясь, незаметно оборачивается в повести трудно исправимым пороком, способным принести неисчислимые беды и самому герою и другим. Повесть отличается острыми трагическими художественными ситуациями и коллизиями. Сюжет произведения развивается так, что в кульминационный разгар событий от поведения мальчика зависит судьба целого народа. Во время порки розгами Алеша не выдержал и рассказал учителю о существовании подземного волшебного царства. Он выдал тайну. После этого и Чернушка, и рыцари, и «маленькие люди» – гномы должны были покинуть родное место. «Ты сделал меня несчастным», – говорит Алеше закованная в цепи Чернушка. И юный герой слышит шум скорбно уходящих людей, плач детей и женщин. Алеша нарушил слово и принес страдания жителям подземного царства неумышленно, неосознанно. Но ведь разыгравшаяся трагедия была следствием его «неразумного поведения», вызвана желанием жить бездумно и бездеятельно. И только борьба героя с самим собой может в какой-то мере искупить его вину. Покидая Алешу, Чернушка говорит ему: «Твои слезы помочь не могут. Одним только ты можешь меня утешить в моем несчастии: старайся исправиться и будь опять таким же добрым мальчиком, как был прежде». Все сказочные события рисуются писателем в виде картин, которые видит герой и которые навеяны ему чтением рыцарских романов. Но писатель нарочито путает сон с явью. Уже в самом начале повести Чернушка в качестве посланца волшебного царства появляется Алеше и во сне, и тогда, когда он «лежал с открытыми глазами и долго слушал, как в верхнем жилье, над его головою, ходили по комнатам и приводили в порядок стулья и столы». И потрясение, которое пережил герой после непреднамеренного разглашения тайны гномов, описано автором так, что маленький читатель не усомнится в подлинности происходящего. Погорельский очень скупо использует диалог, который играл такую большую роль в народных сказках. Основная часть текста произведения – это повествование от лица автора. В ней преобладают книжная лексика, развернутые фразы с многочисленными придаточными предложениями. Язык повести передает ее идейно-эстетическое своеобразие. Тонко схвачены в произведении, например, интонации «детской» речи: «Чернушка шла впереди на цыпочках и Алеше велела следовать за собою тихонько, тихонько». Часто повествование переходит в беседу, и Погорельский как бы ведет маленького читателя по местам, о которых говорит в своей сказке. Отсюда постоянные оговорки автора и его обращения к детям: «В другой раз и при другом случае я, может быть, поговорю с вами пространнее о переменах, происшедших в Петербурге в течение моего века», «Я забыл сказать вам, что к дому этому принадлежал довольно просторный двор…» Время написания сказки совпадает с событиями, потрясшими всю Россию, – сотни людей, связанных с тайными декабристскими обществами, не по своей воле в кандалах отправлялись на каторгу. Закованная цепями Чернушка в человеческом облике министра не могла не вызывать ассоциаций, которыми в ту пору предпочитали не делиться публично. Смысл нравственного урока герою сказки не только в том, что надо старательно трудиться, но в том, что детское легкомыслие (так часто присущее и взрослым людям) делает несчастными и их самих, и тех, кто им дорог. Лучше претерпеть страдания, чем из малодушия нарушить верность данному слову. Романтическая повесть – сказка «Черная курица, или Подземные жители» – шедевр русской детской беллетристики, ставшей памятником дворянской культуры детства. Обладая мощным воспитательным и эстетическим потенциалом, она, без сомнения, оставила след в сознании читателей XIX века. В атмосфере педагогических идей и литературного творчества А. Погорельского вырос его племянник А.К. Толстой, ставший последним романтиком в истории русской литературы, личность яркая и многогранная. Л.Н. Толстой, составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил и «Черную курицу…».

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА.

А. ПОГОРЕЛЬСКИЙ.

«ЧЕРНАЯ КУРИЦА, ИЛИ ПОДЗЕМНЫЕ ЖИТЕЛИ»1

Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор учащихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества у учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения:знать содержание сказки; уметь рассказывать о жизни Алеши (словесно рисовать или пересказывать текст), воспринимать и анализировать текст, сопоставлять писательскую (литературную) и народную сказки, определять, что их отличает, а что сближает, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, давать характеристику герою.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, современных школьников, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

1. Несколько учащихся работают у доски, записывают схемы размеров стиха.

2. Выразительное чтение стихотворений наизусть.

3. Письменные ответы учащихся (анализ произведений) учитель собирает на проверку.

II. Работа по теме урока.

1. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы поговорим о сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». Несколько слов о писателе. Настоящее имя Погорельского — Алексей Алексеевич Перовский. Годы его жизни: 1787—1836. Он был старше А. С. Пушкина и В. А. Жуковского. Фамилию Погорельский Алексей Алексеевич Перовский взял себе в честь села Погорельцы, где он жил.

Это был один из образованнейших людей России, участвовал в войне 1812 года. Сказку «Черная курица, или Подземные жители» Погорельский написал в 1829 году для своего десятилетнего племянника Алеши, который впоследствии стал замечательным русским поэтом Алексеем Константиновичем Толстым.

Перед нами волшебная сказка. Давайте начнем читать ее вместе.

2. Выразительное чтение сказки учителем с соблюдением сказочного, старинного стиля. (По ходу чтения учитель делает необходимые комментарии.)

3. Работа с текстом сказки.

1) Кто является главным героем сказки?

2) Сколько мальчику лет?

3) Почему мальчик часто грустит?

4) Что скрашивает одиночество мальчика?

(Книги, дырки в заборе, через которые он мог смотреть на улицу, а особенно куры, в частности черная курица – Чернушка.)

5) Как Алеша спас курицу от смерти?

6) Как автор описывает праздничный обед?

7) Какие особенности жизни и быта связаны с ушедшей эпохой?

8) Прочитайте описание одежды, причесок той эпохи. Что вас особенно поразило?

9) Все ли окружающее интересно Алеше? Почему? Что ему казалось?

(Что Черная курочка звала его человеческим голосом: «Алеша, Алеша!» «Алеша долго не мог опомниться. Он не понимал, что с ним было ночью: во сне ли он все это видел или в самом деле это происходило?»)

III. Литературная викторина2

Вопрос

Ответ

Назовите настоящие имя и фамилию писателя Антония Погорельского.

Алексей Алексеевич Перовский

Какие достопримечательности упоминаются в начале повести Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»?

Исаакиевская площадь, монумент Петра Великого, Адмиралтейство, Конногвардейский манеж

Что было единственным утешением Алеши в воскресные и праздничные дни?

Чтение книг

Назовите имя кухарки, которая должна была погубить Чернушку.

Тринушка

Как назывались спальные комнаты для мальчиков в ХIХ веке?

Дортуары

Во время праздничного обеда в честь директора на десерт было подано много вкусных блюд, в том числе бергамоты. Что это такое?

Сорт груш

Почему первая попытка Алеши попасть в подземное королевство закончилась неудачно?

Алеша разбудил рыцарей

«Тут она закудахтала странным голосом, и вдруг, откуда ни возьмись, появились маленькие свечи в серебряных шандалах…» Что такое «шандалы»?

Подсвечники

Какие животные находились в королевском зверинце?

Большие крысы, кроты, хорьки

Чем были усыпаны дорожки в подземном королевстве?

Разные камни: брильянты, яхонты, изумруды и аметисты

«Деревья также показались Алеше отменно красивыми, хотя притом очень странными. Они были разного цвета: красные, зеленые, коричневые, белые, голубые и лиловые Когда посмотрел он на них со вниманием, то увидел, что это…»

Это был разного рода мох

III. Итог урока.

Мудрость Черной курицы, т. е. министра, в том, что он умеет быть благодарным и прощать, и это для Алеши оказывается самым сильным и мудрым уроком. А смысл сказки в том, что все в жизни достается только собственным трудом, тогда это ценится, приносит радость и счастье человеку.

Домашнее задание: прочитать дальше о том, что случилось с мальчиком ночью.

Класс делится на группы, и каждая группа получает задание – ответить на вопросы и проинсценировать понравившийся эпизод.

1-я группа.

1. Рассказать о пути Алеши с Чернушкой в подземелье и об условии, которое ставит Алеше Чернушка.

2. Алеша перед подземным королем. Какое желание он попросил исполнить?

3. В чем не прав Алеша? Приносят ли ему радость успехи, к достижению которых он не прикладывает никаких усилий?

4. Почему стал изменяться Алешин характер?

2-я группа.

1. Что случилось с Алешей, когда он потерял волшебное семечко?

2. Нарушил ли Алеша условие, поставленное Черной курицей в начале сказки? Предал ли он подземных жителей?

3. Почему пострадал именно министр Черная курица из-за Алешиного предательства?

4. Упрекает ли, обвиняет, ругает ли министр Черная курица Алешу?

3-я группа.

1. Как закончилась сказка?

2. В чем мудрость этой сказки?

3. Какие законы волшебной сказки соблюдены здесь?

Общее задание «Проект», с. 149 в учебнике.

1 Использован материал пособия: Литература. 5 класс: поурочные планы по учебнику хрестоматии Т. Ф. Курдюмовой / авт.-сост. Т. Н. Амбушева. Волгоград: Учитель, 2007.

2 По материалам Н. В. Ефименко. URL: http://festival.1september.ru/articles/596888

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/440721-russkaja-literaturnaja-skazka-a-pogorelskij-c

  • Слушать сказку чудеса в дедморозовке андрей усачев
  • Слушать сказку хитрый шакал индийская сказка
  • Слушать сказку финист ясный сокол аудиосказка
  • Слушать сказку фокс микки
  • Слушать сказку у лукоморья дуб зеленый пушкин