Слушать сказку чехова мальчики

Мы знакомились с несколькими рассказами толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их

Мы знакомились с несколькими рассказами Толстого о детях и можем отметить общие черты героев этих рассказов, то что всех их объединяет вне зависимости от возраста и развития сюжета.

Прежде всего герои Толстого очень храбрые и решительные мальчики, которые рано начали проявлять свою самостоятельность, но которым не терпится начать взрослую жизнь. Таковы герои рассказов “Акула”, “Филипок”, “Прыжок”.

Несколько особняком здесь стоит Николенька из рассказ “Детство”, который показан как очень тихий и спокойный мальчик, который настолько сильно любит родителей, что молится по вечерам об их благополучии и любуется их лицами.

Но в остальном герои Толстого способны совершать самостоятельные поступки, у них есть цель, они пытаются этой цели добиться, и иногда из-за этого попадают в очень опасные ситуации.

Вот например рассказ “Прыжок”, который мне особенно запомнился. Составим план этого рассказа:

  1. Обезьяна срывает шляпу с головы мальчика
  2. Мальчик лезет на мачту за обезьяной
  3. Матросы смеются снизу
  4. Обезьяна поднимается все выше.
  5. Мальчик выпускает вервеку и вступает на тонкую перекладину
  6. Внизу все испугались, а мальчик зашатался
  7. Появляется капитан, отце мальчика и угрожая ружьем приказывает мальчику прыгать
  8. Мальчик прыгает в воду, он спасен.

Все рассказы Толстого носят поучительный характер. Его герои могут быть совсем маленькими как мальчик Филипок или детьми постарше, но при этом они уже начинают проявлять самостоятельность, учатся совершать взрослые поступки, учатся ответственности за свои действия.

Им приходится покидать семью отправляясь учиться в город, они плывут на корабле вокруг Африки, они самостоятельно идут в школу мимо страшной собаки.

Герои Толстого очень храбрые мальчики и автор учит читателя быть разумно храбрым, различать какая храбрость оправдана, а какая нет.

Составим план пересказа рассказа “Акула”:

  1. Жаркий день у берегов Африки
  2. Капитан разрешает купаться в парусе
  3. Мальчики устраивают соревнование
  4. Отец мальчика подгоняет его криками
  5. Появляется акула
  6. Шлюпка с матросами не успевает
  7. Бледный артиллерист стреляет из пушки
  8. Мальчики спасены, всеобщая радость.

Сказка “Жаба и роза” Гаршина мне кажется печальной, потому что в ней речь идет о трагических по своей сути событиях. Но обратим внимание на то, что и смерть мальчика была легкой, он умер с желанным цветком в руках, он был счастлив в последние минуты своей жизни. И смерть розы оказалась наполненной смысла – она спаслась от ужасной жабы, и умерла делая доброе дело.

Образы мальчика и розы во многом похожи. Они оба романтичные и мечтательные натуры, их манит к себе красота этого мира и им уготована очень короткая жизнь.Это печально, но такова правда жизни.

Отдельно истории эти смотрелись бы совсем иначе, потому что так получилось, что мальчик сумел помочь розе, а роза помогла мальчику.

Стихотворение Тютчева “Как неожиданно и ярко” проникнуто радостью и восхищением от взгляда на красивую радугу. Поэт словно призывает читателя не отводить глаз от радуги и любоваться этим чудом, потому что эта красота дана на мгновенье и очень быстро проходит. Вначале цвета радуги яркие, но очень быстро они начинают бледнеть, а потом и совсем исчезают.

Стихотворение “Как неожиданно и ярко” Федора Тютчева имеет довольно неожиданный финал. В нем автор, который только что любовался радугой вдруг с грустью напоминает нам, что наша жизнь в чем-то подобна этой радуге. Она может быть прекрасной, но такой короткой, что оглянуться не успеешь и вот уже:

Сочинение: Сравнение двух произведений: повести «Детство» Л.Н. Толстого и рассказа «Мальчики» А.П. Чехова

Именно поэтому автор просит читателя научиться ценить каждое отпущенное нам мгновение, не тратить его попусту, а посвятить любованию красотой, в данном случае красотой мимолетной радуги. Он призывает читателя ловить это волшебное мгновение, после которого может быть останутся приятные воспоминания и небольшая грусть от того, что все так быстро закончилось.

В самом начале своей сказки “О жабе и розе” писатель Гаршин дает два последовательных описания – сперва розы,а потом жабы. Тем самым он противопоставляет эти два образа, дает нам почувствовать красоту одного героя и уродство второго.

Розу автор описывает с любовью и нежностью. Он пишет про тонкие лепестки, про ее тонкий и свежий запах, про слезы, которые оставили на розе росинки.

  • Делая это описание Гаршин использует олицетворение – роза живая, метафору – роса сравнивается со слезой.
  • Жаба в описании писателя жирная и старая, она питается страшными и неприятными червяками, бока у нее бородавчатые и липкие, вся она безобразная и читая это описание невозможно испытывать к жабе какие-то теплые чувства.
  • Роза в этой сказке – идеал чистоты и красоты,жаба – идеал безобразия.

В стихотворении “Бабочка” Фет использует своеобразный рваный ритм стихотворения, с укороченной второй строкой. Этот необычный ритм стихотворения преследует в моем понимании две цели. Прежде всего показать легкомысленность бабочки, которая не задумывается куда и зачем ей лететь, зачем она дышит, долго ли ей дышать, она не думает ни о чем.

Вторая цель рваного ритма сымитировать полет бабочки, ее порхание, когда бабочка то легко взлетает на несколько сантиметров, то опускается, то прянет вправо, то повернет в обратную сторону. И ведь действительно часто создается впечатление, что бабочка кружит совершенно бесцельно.

Мир детства в произведениях А.П. Чехова

Чехов как создатель образа детского мира в прозрачности и лирической насыщенности письма следует за Л. Н. Толстым, С. Т. Аксаковым, В. Г. Короленко. В то же время преимущественное внимание к боли, беде, одиночеству сближает его с Ф. М. Достоевским, М. Е. Салтыковым-Щедриным, Г. И. Успенским, В. М. Гаршиным.

Не выделяя для себя отдельно детской темы, А. П. Чехов ввел ребенка в круг своих персонажей.

Наиболее интенсивно он писал рассказы о детях во второй половине восьмидесятых годов: «Детвора», «Ванька», «Событие», «Кухарка женится», «Беглец», «Дома», «Гриша», «Мальчики», «Спать хочется», «Житейская мелочь», «На страстной неделе» и другие.

В 1889 году вышел сборник под названием «Детвора», куда вошли рассказы «Детвора», «Событие», «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», а также повесть «Степь». Эти рассказы неоднородны, в них действуют дети разного возраста и социального положения, создается разный эмоциональный тон.

Некоторые представляют собой небольшой психологический этюд. В «Грише» в центре внимания – ничем не примечательная прогулка трехлетнего мальчика, в «Детворе» – несколько разновозрастных детей играют вечером в лото, а потом нечаянно засыпают на маминой кровати. Такие рассказы просто передают детское мировосприятие, обаяние детства, не поднимая серьезных проблем.

Другим произведениям свойственен драматизм положения ребенка во взрослом мире, часто они изображают жестокость этого мира по отношению к детям. Это в первую очередь «Ванька» и «Спать хочется», где детям – сиротам приходится тяжело работать в чужом доме.

В целом же в центре внимания чеховского рассказа о детях – противопоставление двух равных по значимости миров, детского и взрослого. Поэтому персонаж-ребенок в пределах чеховской прозы 80-х гг.

не находится в изоляции от других персонажей, а действует наравне с ними в сложном и многосоставном мире.

Чехов предстает как знаток детской психологии и поведения. Поражают его наблюдательность, фантазия, дар перевоплощения, умение смотреть на мир глазами героев. Писатель передает свежесть детского взгляда, острую способность видеть красоту (ведь даже тусклые краски в детском восприятии всегда остаются яркими).

Каждый ребенок в представлении Чехова – это личность со своими вполне определенными чертами, интересами, привычками, способностями. Дети независимо от возраста остаются во многом беспомощными, но они бескорыстней, чем взрослые, с большей готовностью способны прощать окружающих. Их души мягче.

Поэтому окружающий мир, в котором так мало доброты, тепла и любви, часто им непонятен, чужд и страшен.

Изображенные Чеховым дети – часто существа страждущие или же угнетенные и подневольные. Чехов писал о том, что хорошо знал, наблюдал, выстрадал. Он сопереживал, сочувствовал детям, остро ощущая их несчастье, чеховские дети – герои вызывают в читателе не просто грусть, но боль и тоску.

Для Чехова мир ребенка – это особый мир, дети у него – особые люди. Чехова не привлекала литература собственно детская, но его крайне волновала сама стихия детства, притягивал внутренний мир детей, еще не испорченный влиянием общественной среды.

Большинство рассказов Чехова, вошедших в круг детского чтения, посвящено жизни ребят.

Забота о подрастающем поколении, о его воспитании отражена во многих произведениях писателя, свыше двадцати рассказов о детях написано им. Герои этих произведений – обычные дети.

Ситуации, лежащие в основе повествования, позволяют писателю не только раскрыть с достаточной полнотой и реалистичностью характера ребёнка, но и показать социальные условия, формирующие этот характер, а, следовательно, поставить перед читателем важные педагогические проблемы.

Одна из главных идей рассказов Чехова о детях в том, что уже в раннем возрасте ребенок обладает вполне определенными чертами характера, более того, во многом это уже сформировавшаяся личность.

Но при этом дети еще далеки от жизни взрослых, у них нет опыта, нет затянувшихся душевных ран, неизбежно возникающих с возрастом, пока человек «обтесывается» об острые углы жизни.

Они живут в своем наивном мире, полном добра, любви, иллюзий, доверия.

Детская душа чутка ко всему хорошему, и счастливое состояние души, как правило, присуще ребенку постоянно, это одно из существенных его отличий от взрослого.

Но когда гармонию детского мира с его бесхитростными помыслами нарушают равнодушие и хладнокровие взрослых, доверчивость к жизни начинает колебаться.

Пошлость и жестокость взрослых постепенно гасят искру Божью в душе маленького человека.

Возникает еще одна и не менее значимая тема. Трудности человеческого общения, прежде всего общения между отцами и детьми, людьми разных поколений, начинаются не вдруг, не в зрелом возрасте; истоки этого процесса коренятся именно в детстве.

И возникают эти трудности от нежелания, а нередко от невозможности взрослых воспринять мир ребенка, от их невнимания к детской душе. «В мире каждого писателя всегда есть свое особое зло, от которого страдают его герои. У одного писателя это бедность, у другого – несправедливость, у третьего – жестокость.

У Чехова… существенным злом является одиночество. Писатель показывает людей, одиноких буквально… и людей, одиноких среди близких…

Неблагополучие в семейной жизни в произведениях Чехова чаще всего выражается не в притеснении, издевательстве или в других подобных формах зла, которые могут принести люди своим близким, а в отчуждении, равнодушии и взаимном непонимании» [10, с.87].

Чехов прибегает к простым и лаконичным средствам, сразу вводит читателя в суть происходящего. Хорошо сказал об этом качестве его поэтики В. Набоков: «Чехов входит в рассказ… без стука. Он не мешкает…» [8, с. 330].

В рассказах Чехова о детях с большой горечью говорится о невоспитанности взрослого мира, который истребляет в человеке самые человечные качества, обучает его порокам. Отсюда и неправильное восприятие взрослыми детского мира, полного доброты, любви, сочувствия, искренности, правды. Взрослым непонятна детская душа, но часто они и не желают ее понять.

Порой своими словами и поступками взрослые неосознанно травмируют душу ребенка, обрекая его на одиночество («Событие», «Житейская мелочь», «Отец семейства»). В то же время часто взрослые бессильны, даже когда стремятся к этому, разобраться в детской душе: попытка понять детскую натуру, простую и одновременно сложную, кончается ничем («Дома»).

Однако не только взрослые воспитывают детей, но и дети воспитывают взрослых, которые усваивают черты детскости, учатся у детей быть радостными, добрыми, живыми. Ведь душа детей всегда жаждет любви, заботы, ласки, справедливости, понимания. И только там, где это есть, гармоничны отношения между взрослыми и детьми («Беглец», «День за городом»).[9, с.

289]

Произведения Чехова о детях – пример столкновения простодушного мира детей с миром взрослых, который во многом им чужд и непонятен.

Мастерски перевоплощаясь в своих маленьких героев, писатель умеет смотреть на окружающий мир широко раскрытыми глазами детей, но замечает, конечно, гораздо больше того, что способна вместить и понять бесхитростная детская душа.

«Писатели-художники часто хорошо помнят многое такое из детства, что нами, обыкновенными людьми, забывается. Это надо сказать и о Чехове, который вдобавок к этому глубоко понимает детскую натуру и любит детей», – писал В. А. Гольцев. [10, с. 169]

События, которые рисует Чехов в рассказах о детях, – обыкновенные житейские истории, знакомые читателю.

Но, преломляясь через призму детского сознания, эти «истории» открывают перед нами своеобразие детского восприятия окружающих и окружающего, непосредственность реакции, идущей больше от чувства, чем от разума, особую внимательность, интерес к тем «пустякам», которые совершенно не волнуют взрослых. Есть тут, конечно, некий элемент писательской мечты и утопии.

Повсюду в повествование вкраплена по-детски наивная образность, с ее помощью автор достигает иллюзии детского взгляда на события.

С помощью характерных «чеховских» художественных средств он мастерски передает детское восприятие мира, тонко подмечая его особенные черты: «…

Примелькавшиеся вещи и поступки соотнесены с неожиданной шкалой мерок и ценностей; мир как бы увиден заново, то, что привычно и узаконено во взрослом мире, обнаруживает свою относительность…» [1, с.47].

Детские рассказы Чехова – одна из форм выражения идеала писателя, художественная конструкция взаимосвязей между людьми вообще. Своими рассказами о «недетской» жизни детей писатель взволнованно говорил о том, что дети вправе быть собой, что детство должно быть действительно детством.

Размышляя о детях, писатель думал о взрослых проблемах, ставших для него больными вопросами. Детская тема у Чехова связана с коренными его размышлениями о нескладной жизни, о корысти и расчете, отравляющих жизнь людей.

И в то же время – это круг его раздумий о человеческой и природной красоте, о вольных и счастливых людях, о самом счастье.

Детство Чехова. Анализ рассказа «Певчие» и повести «Степь» – Чехов А.П. Литература 19 века

В прозе Чехова большое место занимает тема детства. Всем нам памятны такие рассказы, как «Ванька», «Беглец», «Спать хочется», «Детвора», «Мальчики», повесть «Степь» и многие другие произведения, в которых писатель рисует мир глазами ребенка.

Часто картины детства в них далеки от идиллических воспоминаний, которыми обычно сознание человека наделяет свое далекое прошлое. Но в других удивительный мир детства, наоборот, кажется прекрасной страной, куда писателю так хотелось бы вернуться.

И как бы ни рисовал Чехов эти картины, нас всегда поражает то, как точно он передает взгляд ребенка, его чувства и мысли: веселые и грустные, серьезные и шутливые, в которых ощущается радость открытия мира или же боль от столкновения с его жестокостью и лишениями.

Конечно, в этом чувствуется влияние давней традиции русской литературы, которая всегда очень тонко и глубоко исследовала внутренний мир ребенка, стараясь увидеть окружающую жизнь его чистым и непредвзятым взглядом. Среди таких произведений в первую очередь вспоминаются автобиографические произведения Л.Н.

Толстого, Н.Е. Гарина-Михайловского, С.Т. Аксакова. Мы знаем также об особом отношении Ф.М. Достоевского к детям как самой чистой и в то же время уязвимой части человеческого сообщества. Но, вероятно, тема детства в творчестве Чехова появляется не только как дань литературной традиции.

По-видимому, определенную роль должны были сыграть и те впечатления, которые Чехов получил в детстве, сохранив их в своих воспоминаниях.

Чем же была наполнена жизнь будущего писателя в то время, когда он сам был еще ребенком, в каких условиях проходило его формирование и что из воспоминаний тех лет он отразил в своем творчестве?

Детство Чехова

Известно, что детство Чехова прошло на юге России в небольшом провинциальном городе Таганроге, который находился вдали от основных культурно-политических центров страны. Но тем не менее здесь достаточно интенсивно развивалась не только торговля, но и культурная жизнь.

Поразительно, что в таком небольшом городе была итальянская опера, очень неплохой драматический театр, хорошая гимназия. Даже на улицах слышны были звуки фортепьяно, скрипки, виолончели, соло и дуэты из «Травиаты» и «Трубадура», которые доносились из окон домов, особенно тех, где жили состоятельные люди.

Можно сказать, что увлечение музыкой в Таганроге было всеобщим.

Особым событием в жизни города были гастроли весной 1879 года русской оперной труппы, которая привезла такие оперы, как «Жизнь за царя» М.И. Глинки, «Русалку» А.С. Даргомыжского, «Фауста» Гуно и многие другие знаменитые произведения. С концертами из произведений П.И. Чайковского здесь выступали знаменитые певцы-гастролеры.

Но был ли Чехов в детские и юношеские годы приобщен к этой культурной жизни родного города? Имеются свидетельства о том, что он бывал в опере, часто присутствовал на спектаклях в драматическом театре, посещал симфонические концерты, которые устраивались в городском саду, на музыкальных вечерах, которые нередко бывали в домах его друзей по гимназии.

Так, в марте 1876 года в письме к брату Александру шестнадцатилетний Антон пишет: «Я был вчера в доме Алфераки на концерте… Билет на концерт профессора Ауэра дал мне директор гимназии». Известно, что это был концерт знаменитого скрипача, профессора Петербургской консерватории Леопольда Ауэра, которому П.И.

Чайковский посвятил свою «Меланхолическую серенаду». Вместе с ним тогда в Таганроге выступал и молодой пианист и композитор Сергей Иванович Танеев. И все же остается не совсем ясным, откуда у мальчика, родившегося в семье простого лавочника, появились столь широкие и серьезные культурно-музыкальные интересы.

Было ли это только влиянием общей культурной атмосферы города или же определенную роль сыграла в этом семья?

Семья Чехова

Семья купца третьей гильдии Павла Егоровича Чехова, отца писателя, была большая, детям с раннего детства приходилось помогать отцу в делах торговли, работая в его лавке. Часто им надо было очень рано вставать, чтобы успеть потом в школу, а спать ложились поздно.

Об этой ранней трудовой жизни Чехов потом напишет во многих своих произведениях, например в повести «Моя жизнь».

И многие его маленькие герои, как Ванька Жуков, Пашка из рассказа «Беглец» или героиня рассказа «Спать хочется», тоже вынуждены рано познать тяжелые испытания, которые так не вяжутся в нашем сознании с картинами беззаботного детства.

Но все же в прозе Чехова о детях и детстве много и светлых моментов, которые мы также можем связать с какими-то эпизодами из детства писателя.

Особенно поражает то, что сам он вырос высококультурным, прекрасно образованным человеком, наделенным особым чувством прекрасного и поразительной музыкальностью, которая проявляется даже в стиле его произведений.

И определенная заслуга в этом также связана с его семьей, в которой действительно было что-то не совсем обычное для той среды — речь идет прежде всего о разнообразных культурных интересах, характерных для семьи, казалось бы, вполне обычного таганрогского лавочника.

На самом деле, отец Чехова мало уделял внимания торговле — не случайно он потом полностью разорился, из-за чего семье пришлось срочно уехать из города. Павел Егорович увлекался пением, рисовал, играл на скрипке.

И детям в этой семье родители старались не только дать хорошее образование (почти все они затем окончили высшие учебные заведения), но привить художественный вкус, интерес к творчеству.

Не зря потом один из братьев Чеховых — Николай Павлович — стал художником, а Антон Павлович прославил свою фамилию на литературном поприще. Как говорил писатель: «Талант у нас со стороны отца, а душа — со стороны матери».

Особое внимание в семье Чеховых уделялось музыкальному воспитанию детей: все они брали уроки у местного музыканта-любителя.

Особенно хорошие способности к музыке обнаружились у Николая, который стал учиться не только игре на фортепьяно, но и на скрипке, причем уроки ему давал итальянский скрипач Рокко. Один из товарищей Чехова по гимназии П.А.

Сергиенко вспоминал, что и Антон начинал учиться играть на скрипке. Но больше он любил слушать музыку. Она звучала часто в доме Чеховых.

Известно, что Чехов вместе с братьями пел в церковном хоре, руководителем которого был отец писателя.

Нельзя сказать, что Антоша был сильно увлечен этим занятием: часто нужно было идти в церковь очень рано, в любую погоду, стоять там во время долгой службы.

Да еще отец был очень строгим и требовательным, мог наказать детей за шалости и несерьезное отношение к занятиям в хоре. Об этом вспоминает брат писателя Александр Павлович.

Очевидно, эта часть детства писателя, по-видимому, очень ярко запечатлелась в его памяти. Не раз в его произведениях описывается церковная служба с пением, рассказывается о жизни хористов. Одним из первых таких рассказов был появившийся в 1884 году рассказ «Певчие».

Анализ рассказа “Певчие” Чехова

В нем хорошо заметна автобиографическая основа, и в то же время здесь мир детства как бы «очищен» от всего наносного, показан так, как он мог бы быть увиден именно глазами ребенка, которому, с одной стороны, не очень хочется проводить время на репетиции в хоре, а с другой — очень нравится то, что он делает. Красота музыки захватывает маленьких исполнителей и их слушателей.

В этом небольшом рассказе сходятся две контрастные образно-стилистические струи. Он написан в ранний «осколочный» период творчества Чехова и имеет форму юморески, а потому здесь много ярких комических эпизодов. Сатирически изображен приехавший в провинциальный город петербургский «либерал».

Он якобы стремится к просвещению народа, заботится о его нуждах, но на деле оказывается, что это сухой и бесчувственный человек, которого не волнует ничего, кроме его собственных интересов.

Это проявляется в его отношении хору, состоящему из учеников городской гимназии, которые старательно готовились к встрече столичного гостя.

Кульминация рассказа — описание репетиции хора под руководством «маленького, седенького попика в лиловой ряске» отца Кузьмы. Он нарисован с добрым юмором, но в изображении участников хора, их пения чувствуется глубоко сочувственное отношение автора.

После пропетого «для проформы» начала литургии хор всерьез готовится к исполнению «Херувимской» — в музыкальном отношении очень важном и сложном разделе церковной службы.

«Херувимская» поется по-настоящему хорошо, настолько, что даже школьники, не участвующие в хоре, «оставляют свое чистописание и начинают следить за движениями Алексея Алексеевича» (регента).

Даже под окнами школы, где происходит репетиция, останавливается народ, а сторож Василий входит в класс «в фартуке, со столовым ножом в руке, и заслушивается». И только столичный гость оказывается равнодушен к этому замечательному самодеятельному хору, в котором не видит настоящих исполнителей.

Анализ повести “Степь” Чехова

В детстве Чехов соприкоснулся и со стихией народной песни, тесно связанной с природой.

Летом вся большая семья отправлялась в дальние поездки по приазовской степи — они ехали в гости к бабушке и дедушке, который был управляющим в имении богатого помещика. По пути останавливались на ночлег в селах и деревнях.

Здесь и в усадьбе Княжой, где жил дед, слушали пение крестьян. Прекрасные мелодии народных песен — русских и украинских — сливались в сознании будущего писателя с поэтическим образом вечерней степи.

Много лет спустя — в 1888 году — он напишет свою знаменитую повесть «Степь», в которой мир открывается через взгляд на него маленького героя — Егорушки, который впервые отправляется из дому через степь, чтобы в городе поступить в гимназию. Его дорожные впечатления, порой наивные, а иногда очень точные и наблюдательные, составляют основу повести.

Особенно поэтично увидена глазами ребенка степь, бескрайняя, как море, и наделенная, как ему кажется мыслями и чувствами. Иногда она пугает ребенка, особенно во время грозы, которая представляется ему как страшная игра великанов.

Сказочной кажется мальчику и та дорога, по которой он едет: «Можно, в самом деле, подумать, что на Руси еще не перевелись громадные, широко шагающие люди, вроде Ильи Муромца и Соловья-Разбойника…». Вот так по-новому зазвучали гоголевские темы у Чехова — ведь для ребенка мир открыт, и все невозможное кажется в нем возможным. А порой Егорушка как будто даже слышит голоса степи.

Кто знает, может, именно так и думал маленький Антоша, когда он тоже ехал через степь в дальнюю поездку, а жизнь еще была вся впереди — неизвестная, огромная, пугающая и манящая к себе, как и его маленького героя.

Вот так в произведениях писателя преображались детские впечатления, которые помогли автору не только показать мир детства, но и то глубинное, что составляет основу детской души, близкой и понятной ему.

Читая эта повести и рассказы, еще раз поражаешься удивительному мастерству писателя, способному проникать в человеческую душу с помощью таких скупых художественных средств, благодаря которым детские впечатления «переплавлялись» в творчестве Чехова в совершенную художественную форму.

Источник: Аристова М.А. Доклады по литературе. 10 класс/ М.А. Аристова. – М.: “Экзамен”, 2009

Инфоурок

Литературное чтение
ПрезентацииПрезентация и конспект по литературному чтению «А.П.Чехов «Мальчики»

Слушать сказку чехова мальчики

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 2 слайд

    Снег летает и сверкаетВ золотом сиянье дня,Словно пухом устилаетВсе дороги

    Описание слайда:

    Снег летает и сверкает
    В золотом сиянье дня,
    Словно пухом устилает
    Все дороги и дома.
    Сыплет, сыплет снег-снежок,
    Продолжаем наш урок.

  • 3 слайд

    Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесника

    Описание слайда:

    Сегодня мы продолжим знакомство с рассказом о двух мальчиках, ваших ровесниках, которые жили и учились в XIX веке, об их интересах, увлечениях, мечтах. И написал этот рассказ А.П. Чехов.

  • 4 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 5 слайд

    Антон Павлович Чехов (1860 - 1904) – великий русский писатель, драматург. Род

    Описание слайда:

    Антон Павлович Чехов (1860 — 1904) – великий русский писатель, драматург. Родился в Таганроге в семье купца.

  • 6 слайд

    Таганрог. Дом, где родился А. П. Чехов. Фотография

    Описание слайда:

    Таганрог. Дом, где родился
    А. П. Чехов. Фотография

  • 7 слайд

    Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на

    Описание слайда:

    Антон Павлович был здоровым, головастым, подвижным мальчиком, неистощимым на юмор, на затеи. Среди братьев он был тогда самым талантливым на выдумки: он устраивал лекции и сцены, кому-нибудь подражал или кого-нибудь представлял… Трудно было представить себе более подвижного, веселого мальчика, чем был Антон Павлович в годы своего отрочества. В домашних спектаклях Антоша-гимназист был главным воротилой. Будучи еще детьми, братья Чеховы разыграли даже «Ревизора», устраивали спектакли и на малороссийском языке…

  • 8 слайд

    Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (д

    Описание слайда:

    Семья Чеховых. Стоят: Иван, Антон, Николай, Александр Чеховы и М. Е. Чехов (дядя писателя); сидят: Михаил, Мария Чеховы, П. Е. Чехов (отец писателя), Е. Я. Чехова (мать писателя), Л. П. Чехова (тетка писателя) и Георгий Чехов (двоюродный брат писателя). Фотография. 1874 г.

  • 9 слайд

    Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой шк

    Описание слайда:

    Обучение в биографии Чехова Антона Павловича проходило сначала в греческой школе, гимназии. Затем он поступил в университет Москвы на медицинский факультет. На протяжении всего учения в жизни Чехова приходилось всячески подрабатывать: он был репетитором, сотрудничал с журналами, писал юморески.

  • 10 слайд

    Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»).

    Описание слайда:

    Рассказы Чехова были впервые изданы книгой в 1884 году («Сказки Мельпомены»). На творчество Чехова того периода значительное влияние оказали произведения Л. Толстого. После окончания института занимается врачебной практикой.

  • 11 слайд

    Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие н

    Описание слайда:

    Затем в биографии Антона Павловича Чехова было совершено долгое путешествие на Сахалин. Там писатель изучал жизнь ссыльных. После покупки имения Мелихово, ведет общественную деятельность, помогая людям.

  • 12 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 13 слайд

    Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в г

    Описание слайда:

    Затем из-за болезни в своей биографии Чехов переезжает в Ялту, где у него в гостях бывают Л.Толстой, Куприн, Бунин, Левитан, Горький. Сочинения Чехова выходят двумя томами в 1899-1902, а также 1903 годах. Из-за обострения болезни писатель едет в Германию для прохождения лечения, где вскоре умирает.

  • 14 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 15 слайд

    - Прочитайте название рассказа. - Как вы думаете о ком этот рассказ?

    Описание слайда:

    — Прочитайте название рассказа.
    — Как вы думаете о ком этот рассказ?

  • 16 слайд

    слушать

  • 17 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 18 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 19 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 20 слайд

    Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся по бокам облучком. Башлык

    Описание слайда:

    Розвальни – низкие и широкие сани с
    расходящимся по бокам облучком.

    Башлык- суконный тёплый головной убор –
    остроугольный колпак с длинными концами,
    надеваемый поверх шапки.

    Сюртук — род длинного двубортного пиджака,
    обычно в талию.

  • 21 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 22 слайд

    Бизон – крупное полорогое парнокопытное животное с мягкой шерстью, дикий с

    Описание слайда:

    Бизон – крупное полорогое парнокопытное
    животное с мягкой шерстью, дикий
    североамериканский бык.

    Пампасы –южноамериканские степи.

  • 23 слайд

    Мустанг - одичавшая домашняя лошадь североамериканских прерий.

    Описание слайда:

    Мустанг — одичавшая домашняя лошадь
    североамериканских прерий.

  • 24 слайд

    Индейцы- общее название коренных племён и народностей древнего происхождения

    Описание слайда:

    Индейцы- общее название коренных племён
    и народностей древнего происхождения,
    населявших до появления европейцев Южную
    и Северную Америку.

  • 25 слайд

    Москит- мелкое двукрылое насекомое южных стран, причиняющее болезненные укусы.

    Описание слайда:

    Москит- мелкое двукрылое насекомое южных
    стран, причиняющее болезненные укусы.

  • 26 слайд

    Чечевица- растение семейства бобовых, а также его круглые, с двух сторон вып

    Описание слайда:

    Чечевица- растение семейства бобовых,
    а также его круглые, с двух сторон выпуклые
    зёрна.

  • 27 слайд

    Плантация- большое хозяйство, в котором возделываются культуры. Флигель- пос

    Описание слайда:

    Плантация- большое хозяйство, в котором
    возделываются культуры.

    Флигель- постройка с боку главного здания
    или дом во дворе большого здания.

    Приказчик — 1) наёмный служащий в торговом
    заведении, продавец
    2) управляющий имением помещика.

    Урядник – 1) в царской армии: казачий
    унтер-офицер;
    2)и в царской России :нижний чин уездной
    полиции.

  • 28 слайд

    - Итак, куда же хотели сбежать мальчики? - Что взволновало вас при чтении рас

    Описание слайда:

    — Итак, куда же хотели сбежать мальчики?
    — Что взволновало вас при чтении рассказа?
    — К какому жанру относится это произведение?
    — Понравился ли вам этот рассказ?
    — Мечтал ли кто-нибудь из вас отправиться в далекое путешествие? Если да, то куда?
    — Давайте еще раз перечитаем этот рассказ.

  • 29 слайд

    Какие герои являются  главными действующими лицами? Как сестры относились к

    Описание слайда:

    Какие герои являются  главными действующими лицами?
    Как сестры относились к Володе?
    Как автор относится к мальчикам?
    -Выскажите свое мнение примерами из текста.
    — В начале и в конце описаны встречи мальчиков с семьей? Чем эти встречи
    отличаются, чем они похожи?
    — Что могло произойти, если бы мальчиков не нашли?
    —  Правильно ли они поступили?
    Как вы оцениваете поступок мальчиков?
    — Правильно ли поступили родители в этой ситуации?

  • 30 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 31 слайд

    01. Первый приезд Володи. 02. Действие в столовой. 03. Действие в детской. 04

    Описание слайда:

    01. Первый приезд Володи.
    02. Действие в столовой.
    03. Действие в детской.
    04. Диалог Чечевицына с Катей.
    05. Девочки подслушивают разговор.
    06. Прощание  с родными.
    07. Диалог Чечевицына с Володей.
    08. Поиск мальчиков.
    09. Второй приезд Володи.
    10. Отъезд Чечевицына

  • 32 слайд

    1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады). 2. Действие в столов

    Описание слайда:

    1. Первый приезд Володи (Его ждут дома, ему очень рады).
    2. Действие в столовой (Сравнение мальчиков).
    3. Действие в детской (Обсуждение побега).
    4. Диалог Чечевицына с Катей.
    5. Девочки подслушивают разговор.
    6. Прощание с родными (Володя не трусит, он в первую очередь думает о маме, которую очень любит).
    7. Диалог Чечевицына с Володей (Напористая сила Чечевицына, нерешительность Володи).
    8. Поиски мальчиков (Напряженность действия).
    9. Второй приезд Володи (Суета, но нет веселья. Раскаяние Володи).
    10. Отъезд Чечевицына (Чечевицын не раскаивается в поступке).

  • 33 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 34 слайд

    План характеристики героев произведения: 1. Какие герои сравниваются, почему

    Описание слайда:

    План характеристики героев произведения:

    1. Какие герои сравниваются, почему сравниваются именно они. 
    2. Опиши  внешность  героя  (его  лицо, одежду, манеру  поведения).
    3. Речь героя
    4. Вспомни, в  каких  поступках, мыслях,
    действиях,  лучше  всего  раскрывается  характер героя?
    5. Что общего между героями.
    6. Что отличает двух героев. 
    7. Ваше отношение к данным персонажам.
    8. Отношение автора к героям. 
    9. Подумай  и  скажи,  на какого героя тебе  самому  хотелось (не  хотелось)  бы  походить?

  • 35 слайд

    Характеристика Чечевицына Как появился Чечевицын в доме Королёвых?- Зачитайт

    Описание слайда:

    Характеристика Чечевицына
    Как появился Чечевицын в доме Королёвых?
    — Зачитайте отрывок, где говорится о внешнем виде Чечевицына.
    — Что заинтересовало девочек в образе Чечевицына?
    — Давайте посмотрим сценку, которую приготовили для нас ребята и ответим на вопрос:
    Каким хотел показаться для окружающих Чечевицын?
    — Как он себя называет?
    — А ещё в его рассказе кто-нибудь так называет?
    — С чем ассоциируется Чечевицын у маленькой
    Маши?
    — Каким казался Чечевицын Кате и Соне?
    — Почему он казался Кате и Соне героем?

  • 36 слайд

    Характеристика Володи Королёва - Прочитайте, как вёл себя Володя накануне поб

    Описание слайда:

    Характеристика Володи Королёва
    — Прочитайте, как вёл себя Володя накануне побега?
    — Как вы думаете, Володя трусил?
    — Давайте прочтём диалог Чечевицына с Володей и ответим на вопрос:
    -Почему Володя Королёв всё же согласился бежать в Америку?
    — Выберете какими чертами характера обладал Володя?
    — А сейчас давайте поговорим об их поступке.
    -Что узнали девочки подслушав разговор Володи и Чечевицына в спальне?
    — Зачитайте план побега.

  • 37 слайд

    Характеристика поступка - Что они приготовили для побега? Зачитайте. - Как в

    Описание слайда:

    Характеристика поступка
    — Что они приготовили для побега? Зачитайте.
    — Как вы думаете, достаточно ли этого для их путешествия?
    — Как представлял Чечевицын жизнь в Америке?
    — Могли ли сбыться их мечты?
    — Чем закончился побег мальчиков?
    -Как вы думаете, могло ли их путешествие закончиться иначе?
    — Как можно назвать действие мальчиков по отношению к своим близким?
    — Как вы думаете, кто из мальчиков испытывал чувство беспокойства за свой поступок перед своей семьёй? Почему?

  • 38 слайд

                пухл            добрый     худ угрюмый некрас

    Описание слайда:

               
    пухл            добрый     худ угрюмый
    некрасив малообщительный странный   бел              смугл
    весёлый    трусливый легкомысленный            
    разговорчивый   странный  нерешительный  
              неустрашимый целеустремлённый
    Всё время о чём-то думает.
    Занят своими мыслями.
    Думает о родителях. Не думает о родителях.
    Работа в парах. Составьте портрет героев.

  • 39 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 40 слайд

    Герои решились на побег, потому что: 1) Были смелыми и решительными 2) Были

    Описание слайда:

    Герои решились на побег, потому что:

    1) Были смелыми и решительными
    2) Были глупыми и самонадеянными
    3) Мало знали и плохо представляли трудности пути
    4) Не любили своих близких
    5) Хотели выглядеть в глазах других людей храбрыми и необычными
    6) Любили путешествовать и узнавать новое.

  • 41 слайд

     -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

    Описание слайда:

    -О каких человеческих качествах заставляет задуматься автор?

  • 42 слайд

    -Какое качество необходимо, чтобы стать целеустремленным?

    Описание слайда:

    -Какое качество необходимо, чтобы стать
    целеустремленным?

  • 43 слайд

    Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

    Описание слайда:

    Подберите строчки из рассказа к иллюстрациям.

  • 44 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 45 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 46 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 47 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 48 слайд

    Отгадай героев произведения и слова.

    Описание слайда:

    Отгадай героев произведения и слова.

  • 49 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 50 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 51 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 52 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 53 слайд

    По горизонтали4. Куда Володя с другом собрались бежать?6. Как звали

    Описание слайда:

    По горизонтали
    4. Куда Володя с другом собрались бежать?
    6. Как звали пса?
    8. Сколько лет старшей сестре Володи?
    По вертикали
    1. Сколько было сестёр у Володи? 
    2. Как звали самую младшую сестру Володи? 
    3. Кто был другом Володи? 
    5. Где ночевали Володя с другом, когда сбежали? 
    7. Фамилия Володи. 

  • 54 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 55 слайд

    Слушать сказку чехова мальчики

  • 56 слайд

    С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке? Чем увлекались маль

    Описание слайда:

    С творчеством, какого писателя мы познакомились на уроке?
    Чем увлекались мальчики того времени?
    Какие подвиги хотели совершать?
    Можно ли сказать, что характеры у мальчиков одинаковые? Почему? Подтвердите свой ответ примерами из текста.
    В чем главная мысль рассказа?
    Чему учит этот рассказ?

  • 57 слайд

     Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.

    Описание слайда:

     Автор учит бережно относиться к чувствам своих родственников и других людей.
    Прежде чем что-то сделать, нужно хорошо подумать о последствиях своих действий.
    Чтобы отправляться в путешествие, нужно много знать, а мальчики многого не знали. Автор призывает нас учиться.

  • 58 слайд

    Мне удалось на уроке… Мне понравилось… Я порадовался за… Я могу похвалить себ

    Описание слайда:

    Мне удалось на уроке…
    Мне понравилось…
    Я порадовался за…
    Я могу похвалить себя за …
    -С каким настроением заканчиваем урок?   

  • 59 слайд

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/04/urok-po-tvorchestvu-a

    Описание слайда:

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2012/11/04/urok-po-tvorchestvu-apchekhova-malchiki-kharakteristika
    Интересный конспект:
    Викторина: http://skazvikt.ucoz.ru/publ/180-1-0-1529
    Кроссворд: http://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/russkaya-literatura/chehov-ap-malchiki.html

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литературное чтение (в 2 частях)», Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др.

Тема:
Мальчики

Похожие материалы

  • Статья «Чудесные уголки природы»(4кл)

  • Презентация Сказки К.И.Чуковского (2 класс)

  • Презентация к уроку обучения грамоты для 1 класса «Согласная буква д, Д и звуки.

  • Драгунский Виктор Юзефович. Презентация. Литературное чтение. 3 класс

  • Технологическая карта урока по литературному чтению на тему «Л.Н.Толстой «Детство» (4 класс)

  • Презентация по литературному чтению на тему: О братьях наших меньших

  • Презентация по литературному чтению на тему: Осень наступила

  • Презентация по литературному чтению на тему: Перелеты птиц

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5448566 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и предоставление туристских услуг»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Разработка бизнес-плана и анализ инвестиционных проектов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация менеджмента в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансовые инструменты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»

Этап определения темы и цели урока учащимися (5м)

Речевая разминка.

на – на – на – во дворе растет сосна;

но – но – но – завтра мы пойдем в кино;

ан – ан – ан – собери свой чемодан;

ин – ин – ин – вы ходили в магазин?(2 сл)

Ребята, посмотрите на картинки, из каких произведений они? Кто
является автором этих произведений? (3сл)

Да, абсолютно верно, сегодня речь будет идти о жизни и
творчестве…А.П.Чехова

Посмотрите на слайд, здесь представлен его портрет.(4 сл)

О каком же произведении мы будем говорить…? Ребята, у нас в классе
есть девочки и..?  Вот и наше сегодня произведение называется «Мальчики». 19
ноября отмечается день Мужчин, девочки, не забудьте поздравить своих
мальчиков!

А чем мы сегодня на уроке будем заниматься? Какая цель урока?
Посмотрите на слайд, здесь есть подсказка, с помощью которой Вы можете сформулировать
цель нашего урока сегодня.(5 сл) ( На уроке я буду читать произведение
о….Сегодня мы познакомимся с…на уроке я узнаю…, научусь.. буду размышлять о…)

-Чехов
А.П.


здесь произведение написано задом наперед. Мальчики.

-мальчики.

-А.П. Чехов и его произведение «Мальчики»

-Познакомиться с творчеством А.П.Чехова и его
произведением «Мальчики»; учиться правильно  и  выразительно читать
произведение; отвечать на вопросы; делить текст на части.

П- Слушать и делать самостоятельные простые выводы; Отвечать на
простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную
информацию в учебнике.

К- Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать
свою точку зрения на события, поступки.  Читать вслух и про себя тексты
учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать
прочитанное.

Л- Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных
текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Р- Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и
самостоятельно.

Этап открытия новых знаний(20м)

Работа в парах.

Послушайте биографию автора по частям.

Внимательно слушая, составьте план рассказа со своим соседом по
парте. Каждый пункт плана должен быть озаглавлен с помощью одного слова.

 1.Антон Павлович Чехов – один из  известнейших на весь
мир писателей. Он родился в 1860 году в городе Таганроге, в семье мелкого
торговца. Отец разорился (довёл своё состояние до нищеты) и переехал в
Москву. Антон остался один в Таганроге.

2.Антон учился в гимназии (учебное заведение),
зарабатывал на жизнь частными уроками. Его писательский талант проявился уже
в гимназии. В 19 лет он поступил на медицинский факультет Московского
университета, через пять лет получил звание врача. 

3.Ещё студентом Чехов начинает печатать
маленькие рассказы в юмористических журналах. Эти произведения приносят ему
популярность. Чехов становится известен не только в России, но и во многих Европейских
странах.

4.Основная тема рассказов, повестей, пьес,
написанных Чеховым – это жизнь обыкновенных людей. В настоящее время имя
Чехова является одним из самых популярных в мировой литературе.

Давайте проверим, какой план у Вас получился.

Словарная работа. В новом произведении вам встретятся новые
или малознакомые слова. Я предлагаю 1 ряду посмотреть в словарях определение
слов:
розвальни,
кучер, бизон

башлык,. Второму ряду: пампасы, флигель, сюртук, Калифорния,
джин. И 3 ряду: полоскательная  чашка, самоеды, урядник, мустанги.

Зная название и некоторые слова из произведения, попытайтесь
предположить, о чём пойдёт речь. ( Дети высказывают свои предположения).

Я начну читать произведение, а Вы продолжите, внимательно
слушайте. («Володя приехал!- крикнул кто-то во дворе…» до «Когда первый порыв
радости прошел, Королевы заметили, что кроме Володи, в передней находился еще
один маленький человек»). Ребята, как встретила семья Володю? А как Вы
думаете, кто же приехал с Володей? Что же случится дальше?

Дальше чтение
продолжаем по цепочке («окутанный в платки, башлыки, шали..» до «
Девочки, глядя
на него, сразу сообразили, что это, должно быть, очень умный и ученый человек»
Как Вы думаете, почему же девочки там подумали?

Продолжается чтение («Он о чем-то всё время
думал и так был занят своими мыслями, что когда его спрашивали о чем-нибудь,
то он вздрагивал, встряхивал головой и просил повторить вопрос» до «Он тоже
был занят какими-то мыслями и, судя по тем взглядам, какими он изредка
обменивался с другом своим Чечевицыным, мысли у мальчиков были общие.») У Вас
есть предположения, о чем же могли быть их мысли?

После чаю все пошли в детскую.
Отец и девочки сели за стол и занялись работой,» до «потом они оба вместе
раскрыли географический атлас и стали рассматривать какую-то карту.») Ребята,
как думаете, а для чего они взяли географический атлас?

(«Сначала в Пермь….» до «девочки
подкрались к двери и подслушали их разговор») Как Вы думаете, девочкам
удалось что-то узнать?

(«О, что они узнали! Мальчики
собирались бежать куда-то…» до «Володя, томный, пухлый, как укушенный пчелой,
угрюмо ходил по комнатам и ничего не ел.») У Вас есть предположения, почему
же мальчик так себя вел?

(«И раз даже в детской он
остановился перед иконой, перекрестился и сказал…» до «Я… я не струсил, а
мне… мне маму жалко.») Ребята, по-вашему мнению Володя струсил? Или же нет?
Как вы думаете, он все таки поедет?

(«Ты говори: поедешь или нет?»
до «До двух часов, когда сели обедать, всё было тихо, но за обедом вдруг
оказалось, что мальчиков нет дома.») Родители спохватились? Стали их искать?
Как думаете, а что же будет, когда мальчики вернутся? И Вернутся ли вообще?

Послали в людскую, в конюшню, во
флигель к приказчику — там их не было.» до «Володичка приехали! — завопила
Наталья, вбегая в столовую.») Ребята, неужели у них не получилось сбежать?
Почему же они вернулись, как думаете?

И
Милорд залаял басом: «Гав! гав!»..» до конца) Правильно ли поступили мальчики,
что ничего никому не сказали? А как отреагировали родители, когда они
вернулись?

Понравилось  ли вам
 произведение?

Чьё предположение оказалось более
точным?  

 К какому  жанру относится это
произведение?

 Как вы думаете, это грустный или
весёлый рассказ? Объясните свой ответ.

 Какой фрагмент рассказа вам
запомнился?

(Дети работают с
карточками)

— Розвальни – низкие и широкие сани с расходящимся
по бокам облучком;

 — башлык –  суконный тёплый головной убор,
остроугольный колпак с длинными концами, надеваемый поверх шапки;

— сюртук — длинный двубортный пиджак,
обычно в талию;

полоскательная чашка — блестящая металлическая
миска для мытья чайной посуды.

— джин — английская водка;

-кучер-  слуга, работник, который правит
лошадьми в экипаже.

— самоеды — северные народы;

-Калифорния — полуостров на западе Северной
Америки в Мексике.

-бизон – крупное полорогое парнокопытное
животное с мягкой шерстью, дикий североамериканский бык;

-пампасы – южноамериканские степи;

-мустанги – одичавшая домашняя лошадь
североамериканских прерий;

— урядник – низкий чин уездной полиции;

-флигель- пристройка сбоку главного здания
или дом во дворе здания

Слушают произведение, следят.

-они
были все очень рады увидеть его.

это рассказ, так как присутствуют признаки рассказа:
повествовательность,  с небольшим количеством героев.

П: Находить необходимую информацию в учебнике. Ориентироваться в
учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения
данного раздела; определять круг своего незнания. Анализировать, сравнивать,
группировать различные объекты, явления, факты

К: Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом
своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Отвечать на простые и сложные
вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в
учебнике. Слушать и понимать речь других.

Этап применения знаний – развития умений(12м)

Сейчас
я Вам буду задавать вопросы, а Вы попробуйте мне ответить на вопросы.

Откуда приехали мальчики?

Кто приехал к Королевым?

 Как сёстры относились к Володе?

Что заметили сестры?

Куда собирались сбежать мальчики?

Удалось ли им сбежать?

Просмотрите текст и нарисуйте словесный портрет мальчиков.

 А что вы можете сказать о
характере мальчиков?

— Можно ли Володю назвать трусом?

Что происходило в семье после побега? (Словами из текста)

— Встреча после побега.(Прочитать)

— Можно ли так поступать? 

— В начале и в конце описаны встречи
мальчиков с семьёй. Чем эти встречи отличаются, чем они похожи?

-Калифорния

-Володя
и Чечевицын.

-сестры
заметили, что Володя и его друг что-то заметили; а потом подслушали разговор.

-Америка

-до
туда они не доехали, вернулись обратно.

Володя – пухлый…

Чечевицын – худой, смуглый, с веснушками …

Они совершенно разные: Чечевицын — целеустремленный, смелый,
решительный.

Володя – нерешительный.

-«чай
пили без мальчиков, а когда садились ужинать, мамаша очень беспокоилась, даже
плакала……»

-«Володя
как зашел в переднюю, так и зарыдал и бросился матери на шею…»

-нет,
они поступили не правильно.

-во
второй встречи, было много переживаний и в конце

К: Участвовать в диалоге; слушать и
понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
Оформлять свои мысли в устной речи;

Регулятивные:
осознавать смысл и назначение
позитивных установок на успешную работу;
 

П:
анализировать литературный текст
с опорой на систему вопросов учителя (учебника);
 — выявлять основную мысль произведения, формулировать ее на
уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;
Уметь передавать
содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде; Самостоятельно делать
выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её

Этап рефлексии(3м)

С творчеством какого писателя мы познакомились на уроке?

 — Как называется произведение, с
которым мы сегодня познакомились?

Знаете, Чехов сначала назвал свой рассказ «Сценка» и в
нем была другая концовка. Мальчики отложили свой побег в Америку до лучших
времен.

— Какой вариант вам понравился бы  больше? 

(на
партах листы с ладошками)

А сейчас
я попрошу вас ответить на следующие вопросы, отвечать вы будете, ставя на
каждом пальчике +(да) или –(нет).

1.      
Мне было
интересно работать.

2.      
Своей работой
на уроке я доволен.

3.      
Я на уроке
работал активно.

4.      
Сегодня я
научился чему-то новому.

5.      
Я жду
следующего занятия, т.к. мне было интересно.

-А.П.Чехова

-«Мальчики»

этот, потому что автор заставляет нас
задуматься
  о таких человеческих качествах, как добро, честность,
совесть, ответственность, взаимопонимание, любовь к родным и близким,
уважение к друг другу. А что может быть ценнее семьи, которая должна тебя
поддержать в трудную минуту, родные и близкие, которые будут переживать
вместе с тобой.

Ставят
+ и —

Л:
объяснять свои чувства и ощущения от наблюдения объектов, иллюстраций,
результатов деятельности;

П:
самостоятельно делать простейшие обобщения и выводы.

К:
слушать учителя и одноклассников, высказывать своё мнение;

Р:
определять успешность выполнения своего задания (в диалоге с учителем).

  • Слушать сказку черепаха кролик и удав маха
  • Слушать сказку черная курица или подземные жители повесть сказка дана в сокращении
  • Слушать сказку чудеса в дедморозовке андрей усачев
  • Слушать сказку хитрый шакал индийская сказка
  • Слушать сказку финист ясный сокол аудиосказка