Слушать сказку быль кладовая солнца

Главные герои сказки-были михаила пришвина кладовая солнца брат и сестра, митраша и настя. митраше было десять лет, а настя

Главные герои сказки-были Михаила Пришвина «Кладовая солнца» — брат и сестра, Митраша и Настя. Митраше было десять лет, а Настя была на два года старше его. Брат и сестра были сиротами, отец у них погиб на войне, а мать умерла. Люди помогали детям, как могли, но Митраша и Настя быстро привыкли жить самостоятельно. Настя ухаживала за домашней живностью и вела хозяйство, а Митраша в свое время от отца научился ремеслу бондаря, он умел делать бочки и деревянную посуду.

Однажды весной ребята решили пойти за клюквой, которая всю зиму лежала под снегом и теперь была гораздо слаще, чем осенью. Когда-то отец рассказывал им, что знает место, где клюквы очень много. Он называл это место палестинкой. Но путь туда лежал через Блудово болото, в котором было гиблое место под названием Слепая Елань. Митраша уговорил сестру пойти за клюквой на заветную палестинку. Он хорошо помнил, как отец объяснял дорогу до этого места.

С собой Митраша взял отцовское наследство – компас и ружье. Ребята знали, что на болоте живет матерый волк по кличке Серый Помещик, и ружье в пути было не лишним. Настя взяла с собой большую корзину под клюкву. В нее она положила хлеб и картошку.

На болоте тропинка разделялась, и между Настей и Митрашей разгорелся спор, по какой тропинке идти. Одна тропинка была широкой и натоптанной, а другая – узенькой, по ней редко кто ходил. Митраша настаивал, что идти надо по узкой тропинке, которая вела прямо на север. Об этом пути и рассказывал отец. Настя боялась угодить в Слепую Елань и хотела обойти опасное место.

В результате дети поссорились и пошли разными дорогами. Они не знали еще, что обе тропинки приводят к заветной палестинке. Настя успешно добралась до места и с увлечением стала собирать клюкву, которой тут было видимо-невидимо. Она забыла обо всем на свете и ползала по кочкам, пока не наткнулась на большой пень, который облюбовала гадюка. Змея зашипела на девочку, но нападать не стала.

От испуга Настя опомнилась и поняла, что совсем забыла о брате и стала звать его. А Митраша, который пошел по узкой тропинке, попал в беду. Он не сумел распознать вовремя Слепую Елань и по грудь провалился в трясину. На поверхности он держался только благодаря ружью, которой успел положить плашмя и теперь держался за него.

На счастье Митраши, неподалеку от болота обитала охотничья собака по кличке Травка. Когда-то у нее был хозяин, сторож Антипыч, но он умер от старости, и теперь Травка жила вдали от людей. Травка была охотничьей собакой и часто гонялась за зайцами, которые водились на болоте. В погоне за очередным зайцем она выбежала к тому месту, где Митраша провалился в трясину.

Мальчик узнал собаку Антипыча и стал подзывать ее. Травка осторожно подползла к нему, и Митраша схватил ее за задние лапы. Испуганная собака рванулась и вытащила мальчика из трясины.

Обрадованная тем, что у нее появился новый хозяин, Травка продолжила охоту на зайца. Митраша, умевший охотиться, понял, чем занята собака и, затаившись в кустах, стал поджидать, когда загоняемый Травкой заяц выскочит прямо на него. Митраша понимал, что близится вечер и подстреленный заяц мог спасти ему жизнь.

Так случилось, что под тем же кустом затаился и оголодавший за зиму волк Серый Помещик, для которого сейчас даже собака была желанной добычей. Когда волк и мальчик столкнулись нос к носу, Митраша не растерялся и выстрелил. Он убил волка, который доставлял много неприятностей местным жителям.

На выстрел прибежала Настя, и брат с сестрой встретились. А вскоре и Травка принесла им в зубах пойманного зайца. К тому времени уже стемнело, и ребята развели костер. Они приготовили еду и заночевали в лесу.

Утром следующего дня соседи обнаружили, что дети не ночевали дома и отправились на их поиски. У болота они встретили Митрашу и Настю, которые несли на шесте большую корзину с клюквой. Вместе с ребятами была и Травка, пропавшая собака Антипыча.

Когда люди услышали, что Митраша застрелил матерого волка, они сначала этому не поверили. Но после того, как несколько человек привезли на санках тушу Серого Помещика, Митрашу стали называть героем.

Всю собранную клюкву Настя отдала в детский дом, для эвакуированных ленинградских детей. А на Блудовом болоте были найдены большие запасы торфа. Торф образуется из погибших растений и в нем запасена солнечная энергия, которую люди научились использовать. Блудово болото оказалось настоящей кладовой Солнца.

Таково краткое содержание сказки-были.

Главная мысль сказки-были Пришвина «Кладовая солнца» заключается следующем: несмотря на то, что дети, Настя и Митраша, пошли разными дорогами, они встретились, и мир восторжествовал между ними. Обретение мира, гармонии в человеческих отношениях (пусть даже и детских) — это дело сложное. Для этого люди должны отыскать в себе силы для преодоления разногласий, недомолвок. Только в конце пути дети смогли достичь примирения, понимания.

Сказка «Кладовая солнца» учит: нельзя указания других людей воспринимать буквально. Митраша по рассказам отца помнил, что к палестинке надо идти все время на север. Когда он дошел до места, где надо было обойти Слепую Елань, то не стал этого делать, а пошел прямо и завяз в трясине, чуть не погибнув.

Сказка-быль учит никогда не ссориться и всегда действовать сообща, особенно в опасных местах. Митраша и Настя поссорились и пошли разными дорогами. Эта ссора едва не закончилась трагедией.

Сказка «Кладовая солнца» мне понравилась тем, что несмотря на все сложности, которые пришлось преодолеть детям, у них всё закончилось хорошо, и Митраша стал героем, и клюква досталась эвакуированным ленинградским детям, и главные герои вновь обрели гармонию и счастье.

В сказке мне понравилась собака Травка, которая спасла Митрашу от гибели, и поймала для ребят зайца.

Какие пословицы подходят к сказке-были Пришвина «Кладовая солнца»?

Один в поле не воин.
Гнев – плохой советчик.
Все хорошо, что хорошо кончается.

Пришвин М., сказка «Кладовая солнца»

Жанр: сказка-быль

Главные герои сказки «Кладовая солнца» и их характеристика

  1. Настя Золотая курочка. Девочка 12 лет. Хозяйственная, домовитая, заботливая, рассудительная и осторожная. Поддалась жадности и забыла про брата.
  2. Митраша. Мужичок в мешочке. Мальчик 10 лет. Спокойный, уверенный, решительный, немного безрассудный. Не стал слушать сестру и попал в болото.
  3. Травка. Гончая, сильно скучала о своем умершем хозяине. Признала хозяином Митрашу.
  4. Серый помещик. Матерый волк.

План пересказа сказки «Кладовая солнца»

  1. Митраша и Настя ведут хозяйство
  2. Сборы за клюквой
  3. На Звонкой борине
  4. Ель и сосна у Лежачего камня.
  5. Дети разделяются.
  6. Облава на волков
  7. Серый помещик охотится на Травку
  8. Травка охотится на зайца
  9. Митраша тонет
  10. Настя жадничает
  11. Снова охота на зайца
  12. Спасение Митраши
  13. Конец Серого помещика
  14. Триумфальное возвращение
  15. Кладовая солнца.

Кратчайшее содержание сказки «Кладовая солнца» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Сироты Настя и Митраша решают отправится на Палестинку за клюквой.
  2. В дороге они ссорятся и Митраша идет напрямик, а Настя в обход Слепой Елани.
  3. Серый помещик выслеживает Травку, а Травка выслеживает зайца.
  4. Митраша проваливается в Слепую Елань и тонет, а Настя увлеченно собирает клюкву.
  5. Травка спасает Митрашу и мальчик убивает серого помещика.
  6. Дети возвращаются с клюквой и собакой, а односельчане удивляются мужеству детей.

Главная мысль сказки «Кладовая солнца»

Любовь и согласие есть величайшие человеческие ценности, забывать о которых никак нельзя.

Чему учит сказка «Кладовая солнца»

Этот рассказ учит нас доверять друг другу. Слушаться умных советов, не забывать о том, что рядом есть близкие люди. Учит действовать сообща, учит не быть жадными и гордыми. Учит любить животных и природу.

Отзыв на сказку «Кладовая солнца»

Это рассказ автор не зря назвал сказкой-былью. В нем причудливо сплетено сказочное и реальное. В нем деревья выступают как живые существа, а животные и птицы действуют очень разумно. Но конечно больше всего мне понравилось мужество детей. Они сделали ошибки, они глубоко в них раскаялись, а ведь умение признать когда ты не прав очень важно для человека. И еще мне очень понравилась собака Травка, настоящий преданный друг человека, который знает великую правду жизни — что вся наша жизнь есть великая борьба за любовь.

Пословицы к сказке «Кладовая солнца»

Где согласие и лад — там дело клад.
Есть согласие, есть и счастье.
Хорошая собака без хозяина не останется.
Собака — друг человека.
Что одному трудно, то сообща легко

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Кладовая солнца» по главам:

I.

В одном селе, что лежало возле Блудова болота, жили двое осиротевших детей. Настя, которую все называли Золотой курочкой на высоких ножках, и Митраша, которого звали Мужичок в мешочке.
Настя была высокой, волосы рыжие, лицо все в веснушках, а носик глядел вверх. Митраше было десять лет и он был также весь в веснушках.
После смерти родителей детям досталось большое хозяйство — корова, коза, телка, овцы, куры, петух и поросенок. И дети с этим хозяйством справлялись на удивление хорошо. Да еще и в общественной жизни села участвовали. Настя с утра до ночи хлопотала по хозяйству, Митраша выучился делать деревянную посуду.
Не будь Насти, Митраша скоро бы зазнался, но Настя легко осаживала брата.
II.

На болотах растет очень вкусная ягода клюква, которую собирают поздней осенью или весной. Весенняя клюква особенно вкусная. И вот, узнав, что болота уже освободились от снега, стали собираться Настя и Митраша за клюквой.
Митраша взял отцовское ружье, компас и спросил Настю, помнит ли она о Палестинке, про которую говорил отец. Это была самое ягодное место на всем болоте, но лежало оно возле Слепой Елани, самого опасного места болота.
Уже перед уходом Настя прихватила котелок вареной картошки, про всякий случай.
III.

Дети довольно быстро миновали предболотье и вышли на борину, невысокий холм поросший бором, под названием Звонкая борина. Здесь уже показались первые ягоды клюквы. Дети вспомнили про Серого охотника, матерого волка, грозы этих мест, но Митраша любовно погладил ружье.
Наступало утро. Звонко пели птицы. Были среди них хорошо знакомые голоса, но некоторые Настя не знала и Митраша ей объяснял, что так кричит весной заяц, так ухает выпь, а так радостно журавли встречают солнце. Потом дети услышали как вдалеке выли волки, но им не нужно было в ту сторону.
Митраша сразу предложил свернуть по компасу на маленькую тропинку, а Настя предложила идти большой тропой. Но Митраша сказал, что где часто ходят люди, ягоды мало, и они свернули на тропинку, указанную компасом.
IV.

Двести лет назад в одну ямку ветер бросил два семени, сосны и ели, и оба семени проросли. Корни их сплелись, стволы тянулись к солнцу рядом, прокалывая друг друга сучьями, и когда ветер трепал деревья, сосна и ель выли от боли. Да так, что этот вой подхватили одичавшая собака, скучавшая по человеку и волк, просто от злости.
К этим деревьям, к Лежачему камню, пришли дети и сели отдохнуть. Над ними тетерев-косач поздоровался с солнцем. К этому месту слетелось немало косачей, которые были не прочь подраться, а сверху за ними наблюдала ворона, сидящая на яйцах. И когда прилетел ее самец, она крикнула ему: «Выручай».
В это время косачи стали драться, а ворона-самец стал подбираться к сидящему на ветках косачу.
Митраша, показывая на стрелку компаса, стал предлагать двигаться по едва заметной тропке, но Настя возражала.
Самец-ворона подкрадывался к косачу все ближе.
Митраша настаивал, что идти надо прямо на Палестинку, но Настя урезонивала его, говоря, что так они попадут на Слепую Елань.
Митраша рассердился и один отправился по своей тропинке. А Настя пошла по другой.
Самец-ворона догнал тетерева и бросился на него. Он вырвал у тетерева клок перьев, а деревья взвыли и застонали.
V.

Услышав этот вой, вылезла из ямы возле сторожки Антипыча гончая Травка. Два года назад старый Антипыч умер и это было большим горем для собаки.
Никто не знал сколько лет было Антипычу, может восемьдесят, а может все сто. Но он все обещал охотникам рассказать что такое правда, когда будет умирать. И сказал еще Антипыч, что пошлет за людьми Травку, когда придет его час.
Но началась война, Антипыч умер, и Травке пришлось привыкать к одинокой жизни. Она по привычке таскала пойманных зайцев к домику, но и того уже не было — развалился как-то вмиг.
И Травка выла от горя, а к ее вою давно прислушивался волк Серый помещик.
VI.

Охотники точно знали, что выводок волков живет возле Сухой речки. Они обложили волков флажками и устроили облаву. Почти все волки погибли, но Серый помещик выжил, один выстрел оторвал ему ухо, второй — хвост, но за то лето Серый помещик зарезал коров не меньше, чем целая стая.
Серый помещик сделался грозой тех мест и крестьяне старались обходить их стороной.
В то утро, услышав вой деревьев, Серый помещик вылез из логова и, голодный и злой, тоже завыл.

VII.

Серый помещик направился к сторожке Антипыча, собираясь съесть Травку. Но чуть ранее Травка перестала выть, и отправилась на охоту за зайцем.
Так случилось, что один заяц вышел к Лежачему камню, где недавно отдыхали дети и поскакал прямо к Слепой Елани.
Травка сразу почуяла запах людей и запах зайца, и перед ней встал непростой выбор. Идти за зайцем, в ту сторону, куда ушел меньший из людей, или идти за тем, кто пошел в обход Слепой Елани.
Ветер подул со стороны, куда ушла Настя и собака решилась. С той стороны пахло хлебом и картошкой и Травка, рассудив, что заяц никуда не денется, отправилась следом за Настей.
VIII.

Митраша в это время пробирался по Блудову болоту. Под ногами его пружинили кочки и слой травы едва выдерживал его вес. Ветки деревьев словно пытались предупредить, не пустить вперед мальчика, но Митраша упрямо шел вперед.
Птицы подняли гвалт, но Митраша не испугался и даже запел. Пение приободрило его и мальчик заметил, что тропа поворачивает на запад. А впереди лежит небольшое ровное пространство, совсем без кочек, на другой стороне которого виднеется трава белоус — явный признак человеческой тропы.
И Митраша решил идти напрямик.
Слепая Елань потому и называлась слепой, что вода в ней сверху заросла травой и видно ее не было. И Митраша пошел прямиком через эту Елань.
Сперва ему идти было даже легче, но постепенно он все глубже стал проваливаться в воду, уже до колена. Митраша решил было вернуться, вырваться из Елани, но буквально рядом увидел траву-белоус и решил, что перескочит. Он рванулся вперед и провалился по грудь. Ему оставалось только одно — положить ружье на болото и держаться.
Ветер донес до него окрик Насти и Митраша ответил, но сестра не услышала его. Одни сороки прыгали вокруг Митраши и мальчик заплакал.
IX.

В это время Настя увлеченно собирала клюкву. Сперва по ягоде, потом целыми горстями. Она забыла про брата, про себя, про время. Она даже сошла с тропы и шла туда, куда вела ее ягода.
Но опомнившись повернула и стала искать тропу. Метнулась в одну сторону, в другую, и вдруг за кустами можжевельника увидела такое, что мигом забыла про все на свете. Целая ярко-красная от ягоды полянка, та самая Палестинка, открылась ее глазам.
Посредине Палестинки был холм, на котором стоял лось. Лось презрительно смотрел на Настю, ползущую на четвереньках и не понимал жадности человека, да и человека в Насти не признавал. А прямо перед Настей возник пень, на котором грелась черная гадюка.
Увидев гадюку, Настя пришла в себя и поднялась на ноги. Лось, наконец узнал человека и убежал. А совсем рядом стояла Травка, собака, которую Настя сразу узнала. Она даже попыталась вспомнить кличку собаки, но в голову лезло глупое «Муравка».
Настя хотела дать собаке хлеба, но хлеб был на самом дне корзины, полностью заполненной ягоды. И Настя испугалась. Сколько же времени прошло и где ее брат. Она с криком упала на землю и зарыдала. Этот крик и слышал Митраша.
X.

Травка подошла к Насте и лизнула ее в руку. Она почуяла человеческое горе и завыла. Этот вой снова услышал Серый помещик и понял, где находится собака.
А Травка услышала тявканье лисицы, и поняла, что та взяла след зайца. Она прибежала к Лежачему камню и стала караулить зайца. Но прыгая, Травка промахнулась и заяц петляя рванул прямо на Слепую Елань. Травка бросилась следом.
XI.

Заяц привел Травку прямо на Слепую Елань, где сороки дразнили Митрашу. Заяц отпрыгнул в сторону и лег в свой же след. Но Травке уже было не до него.
Травка глядела на маленького человека в Елани и думала, что это Антипыч. Она робко вильнула хвостом и вдруг услышала самое родное для нее слово: Затравка. Так позвал ее Митраша.
Травка сразу легла, узнав Антипыча. А Митраша вынужден был хитрить и звать собаку, потому что не мог объяснить ей свой план спасения. Он подзывал Травку все ближе и когда та подползла совсем близко, неожиданно ухватил Травку за заднюю ногу.
Собака рванулась, не понимая, как человек мог ее так обмануть. Она бы вырвалась, но Митраша успел схватить Травку за вторую лапу. И вот Травка уже вытащила Митраша на берег.
Она отбежала, но Митраша снова ласково позвал ее, и Травка радостно взвизгнула. Теперь она уже не сомневалась, перед ней был ее Антипыч. И человек и собака обнялись и целовали друг друга.
XII.

После этого дела пошли на лад. Травка вспомнила про зайца и довольно быстро нашла его след. Митраша переменил в ружье патроны, и спрятался в кусте можжевельника, надеясь подстрелить зайца. Сюда же вышел Серый помещик и Митраша выстрелил волку прямо в голову. Серый помещик был убит.
Настя услышала этот выстрел и быстро нашла брата. Травка добыл все-таки зайца и дети грелись у костра, готовили ужин и готовились к ночлегу.
В деревне, узнав, что дети не ночевали дома, встревожились и собиралась идти их искать, но тут они явились сами. Они рассказали о своих приключениях и несмотря на то, что полная корзина клюквы была налицо, люди не сразу поверили в смерть Серого помещика. Но охотники сходили в указанное место и нашли труп волка.
Митраша стал в глазах односельчан героем. И вскоре он вырос, вытянулся, стал статным красивым парнем.
А Настя тоже удивила односельчан. Всю собранную клюкву она отдала эвакуированным детям.
Торф — это настоящее богатство, которое хранится в болотах. Торф — это консервы солнечной энергии, поэтому геологи называют болота кладовыми солнца.

Рисунки и иллюстрации к сказке «Кладовая солнца»

Уже сам подзаголовок повести «Кладовая солнца (сказка-быль)» заставляет читателя обратить внимание на жанр произведения. «Сказка-быль» создана так, что в ней переплетаются реальное и сказочное, причём происходит это на всех уровнях и на уровне языковом, ведь в произведении отчётливо прослеживаются фольклорные мотивы в построении повествования, в описаниях, в лексике, и на уровне сюжетном, когда мотив спасения героя от неминуемой смерти (сказочный мотив) обыгрывается писателем таким образом, что это спасение не вызывает у читателя ни малейшего сомнения в своей достоверности; да и в образах героев — Насти, Митраши, старика Антипыча, собаки Травки очень много от сказочных персонажей — не случайно же Настю повествователь сравнивает с Золотой Курочкой, а Митраша имеет прозвище «Мужичок в мешочке».

Однако явная связь со сказочным миром не превращает повесть «Кладовая солнца» в стилизацию, Пришвин создаёт вполне оригинальное и в жанровом, и в изобразительном планах произведение, в котором описываются удивительные и одновременно вполне реальные, где-то даже «приземлённые» приключения оставшихся сиротами детей, которые, однако, живут так, как и не всякий взрослый сумеет жить в таких сложных обстоятельствах, в которых они оказались после того, как «их мать умерла от болезни, а отец погиб на Отечественной войне».

Пришвин в произведении «Кладовая солнца» показывает детей, которые живут взрослой жизнью, он с любовью описывает хозяйственность Насти, мастеровитость Митраши, он откровенно любуется своими героями: «А какие это были умные детишки! … не было ни одного дома, где бы жили и работали так дружно, как жили наши любимцы». Писатель с большим знанием дела описывает, как Митраша делает деревянную посуду, он восхищается Настей, которая, несмотря на возраст, ведёт себя как взрослая хозяйка. Но, вместе с тем, дети остаются детьми, и постоянные перепалки брата и сестры, в ходе которых чаще всего Митраша пытается доказать, что он «в доме главный», тоже милы автору, он видит в них подлинные отношения между братом и сестрой, которые очень сильно любят друг друга, между которыми возникает «такое прекрасное равенство».

Характеры героев проявляются и в том, как они собираются «за клюквой». Обстоятельность, серьёзность сборов, рассказ брата о «палестинке», о которой говорил когда-то отец, надежда на то, что им удастся найти эту «неизвестную никому палестинку, где растёт сладкая клюква» — и нелепый спор, в результате которого брат и сестра пошли в лесу каждый своей дорогой…

Пришвин замечательно умеет описывать природу. В «Кладовой солнца» природа становится самостоятельным действующим лицом, она живёт своей жизнью, но она же и особым образом «настроена» на жизнь героев. Когда Митраша и Настя расстались, разошлись в разные стороны, «Тогда серая хмарь плотно надвинулась и закрыла всё солнце с его живительными лучами. Злой ветер очень резко рванул. Сплетенные корнями деревья, прокалывая друг друга сучьями, на всё Блудово болото зарычали, завыли, застонали». Так природа выражает своё отношение к происходящему и как бы предсказывает, что дальше героям предстоят испытания.

Образ старого Антипыча создан в сказочных традициях: герой очень стар, он не говорит, сколько ему лет, его речь полна загадками, он умеет разговаривать со своей собакой Травкой, он хранит некие тайны, которые нельзя передать кому попало, для их постижения человек должен определенным образом подготовиться. Умирая, он именно Травке доверяет свой главный секрет — отношения между живыми существами должны быть построены на любви, эта любовь должны быть взаимной, она должна приходить на помощь тогда, когда живые существа нуждаются в помощи. Интересно, что Пришвин говорит не только об отношениях между людьми, ведь не случайно же смерть Антипыча он называет «ужасным несчастьем» в жизни Травки, которая так и не может забыть своего хозяина и постоянно ищет его, найдя, в конце концов, в Митраше «маленького Антипыча», которого она спасла от гибели в болоте.

Митраша оказался в беде потому, что понадеялся на себя, забыл о народной мудрости, «Не знавши броду, оставил выбитую тропу человеческую и прямо полез в Слепую Елань». Мальчик, «почуяв опасность, остановился и призадумался над своим положением», но опоздал и «почувствовал себя плотно охваченным со всех сторон по самую грудь» трясиной, которая никогда не отпустила бы его, если бы на помощь ему не пришла Травка.

Если Митраша ушел с «тропы человеческой» из-за самонадеянности, то Настю увела с неё… неосознанная жадность — девочка шла и шла себе «за клюквой», да и не заметила, как оказалась там, где «люди не ходят». Примечательно, что, осознав это, она испугалась не за себя, а за брата, и её отчаянный крик услышал погибающий в болоте Митраша. Настя корит себя за жадность, и этот момент является одним из самых трогательных в повести.

Между Митрашей и Травкой не сразу установилось понимание, но после того, как мальчик позвал спасшую его из трясины собаку, он в ее глазах преобразился, он «отряхнул грязь с лохмотьев своих и, как настоящий большой человек, властно приказал…» — для Травки он стал ее хозяином: «С визгом радости, узнав хозяина, кинулась она ему на шею…» В минуты смертельной опасности Митраша повёл себя как взрослый, и живое существо признало его право называться хозяином — он стал по-настоящему сильным. Подтверждение этого — то, что ему удаётся убить матерого хищника, и это оказывается удивительным для людей, которые «на время бросили свои дела и собрались, и даже не только из своего села, а даже из соседних деревень… И трудно сказать, на кого больше глядели — на волка или на охотника в картузе с двойным козырьком»…

Дети оказались не просто замечательными детьми, в них те испытания, через которые они прошли, открыли новые, совсем взрослые, качества, прекрасные черты характера. Настя отдала всю клюкву, которая чуть было не увела ее с верного жизненного пути, эвакуированным ленинградским детям, и это был уже совсем взрослый, осознанный поступок, который еще выше поднял девочку в глазах рассказчиков. Хотя автор и сообщает, что рассказ ведётся от имени геологов, открывших торфяные запасы в «Кладовой солнца», читателю понятно, что автор произведения выражает в нем свою жизненную позицию, что он восхищается юными героями, в которых так много тепла, человечности, чувства собственного достоинства, которые так тонко ощущают мир природы и являются такими достойными представителями мира людей.

“Кладовая солнца” — самое известное произведение Пришвина. Сказка была создана в 1945 году, на написание у автора ушел один месяц. Черновой вариант назывался “Друг человека” и в центре его сюжета была собака Травка. Но позднее Пришвин нашел более поэтичное название “Кладовая солнца” и превратил повесть в рассуждение о природных богатствах.

Главная тема сказки — тема единения человека с природой.
Также автор затрагивает проблему детей, которые остались без родителей и учатся жить дальше.

Рис. 1. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник П. В. Калинин

Персонажи

  1. Настя
    — высокая курносая девочка двенадцати лет, у нее золотистые волосы и лицо в веснушках. Односельчане ласково называют ее “золотая курочка”.
  2. Митраша
    — младший брат Насти, десятилетний мальчик, невысокий и плотный, с высоким лбом и широким затылком. Веснушчатый и курносый мальчик, его взрослые между собой звали “мужичок в мешочке”.
  3. Травка
    — большая рыжая борзая собака. У нее были большие умные глаза.
  4. Антипыч
    — старый лесник, добрый, мудрый хозяин Травки.
  5. Серый помещик
    — лютый, хитрый волк, который не дает жизни местным сельским жителям.

Глава 1

Недалеко от Блудова болота, что рядом с городом Переславлем-Залесским, в деревне жили двое детей-сирот — Настя и ее младший брат Митраша. Во время Отечественной войны они потеряли родителей — маму унесла болезнь, а отец не вернулся с фронта.

Дети были любимцами соседей, им помогала вся деревня.
Но дети быстро сами научились справляться с хозяйством. После родителей им досталась пятистенная изба, корова с телушкой, коза, поросенок, несколько овец да петух с курами. Дети часто присоединялись и к работам в колхозе.

%D0%A0%D0%B8%D1%81. 2. %D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F %D0%B8 %D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B0. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%90. %D0%9C. %D0%9A%D0%B8%D1%82%D0%B0%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9

Рис. 2. Настя и Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник А. М. Китайский
Как их покойная мама, Настя просыпалась рано утром и занималась хозяйством до вечера. Митраша от отца научился делать посуду из дерева, и по просьбе соседей часто мастерил разную утварь. Мальчик также старался выполнять всю мужскую и общественную работу.

Митя иногда зазнавался и начинал указывать старшей сестре, что и как она должна делать. Но Настя улыбаясь, гладила брата по голове, чтобы он перестал хорохориться. Митраша быстро успокаивался, и дети снова вместе принимались за дело.

Дружба двух детей перенесла много испытаний. Общее горе очень сплотило Настю и Митрашу.

Глава 2

Ягода клюква появляется в болоте летом, собирают ее обычно по осени. Но слаще всего клюква весенняя, та, что из-под снега.
Такая клюква считается не только самой вкусной, но еще и целебной.

В апреле снег в лесу еще лежал, но в болотные кочки уже освободились из-под зимнего покрова. Вот брат с сестрой и засобирались за сладкой весенней клюквой. Рассказ отца о палестинке, что есть на Блудовом болоте, очень запомнился Мите. Палестинка — эта, по словам их отца, как будто вся усыпана красной и крупной ягодой. Но знали дети и о Слепой елани, топком месте, где много пропало людей и животных.

Встав рано до рассвета, Настя дала корм домашним животным и приготовила под клюкву большую корзину. Не забыла она и о еде: взяла чугунок картошки, хлеба и молока.

Митраша тоже собирался с толком: взял с собой ружье “Тулку”, манки на рябчиков и компас. Мальчик хорошо помнил наказ отца: никогда не ходить в лес без компаса. В лесу стрелка компаса роднее матери, неизменно всегда поможет не заплутать.

. 3. %D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B0. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%95. %D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2 e1544540798834

Рис. 3. Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев

Глава 3

Блудово болото было окружено большим количеством кустарника, сквозь который был прорублен ход. Дети быстро пересекли приболотицу, выйдя к огромному болоту. Отсюда видны уже были песчаные холмы — борины, каждая со своим названием. Дети вышли к первой — Высокой гриве. Много здесь было разных трав, среди них пахучие цветы волчьего лыка на крепких стебельках. Отец детей шутил, что из этих стебельков волки корзинки плетут. Настя, уже продрогшая от болотной сырости, вдалеке услышала вой. Это выл на Сухой речке от голода и одиночества волк, которого местные называют Серый помещик.

У подножия Звонкой борины тропа делилась на две. Настя хотела продолжать путь там, где ходят все люди, где точно есть клюква. Но Митя настоял: нужно продолжать идти на север, чтобы выйти к заветной палестинке. Дети продолжили идти уже не бок о бок, а гуськом.

Глава 4

Много лет назад с ветром прилетели в болото семя ели и семя сосны. Оба они попали в ямку рядом с плоским камнем и проросли. Так два дерева и растут с тех пор, бок о бок, борясь за солнечный свет и тепло. К камню Настя и Митя скоро пришли и присели отдохнуть. В ожидании первых утренних лучей на дерево устроился тетерев и завел свою песню. Со всего болота ему вторили его сородичи. Тетерева завели дружную песню, в ожидании общей драки.

. 4. %D0%9C%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%88%D0%B0. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%95. %D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2 e1544540834610

Рис. 4. Митраша. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Дети неподвижно сидели в первых лучах солнца, отогреваясь перед продолжением пути. Вскоре дети засобирались дальше, но тут тропа снова расходилась. Митраша хотел продолжать путь на север, пусть и по слабой, едва виднеющейся тропке. А Настя не желала подчиняться младшему брату.

Брат с сестрой поссорились и разделились. Митя расхорохорился, забыв и о еде, и о корзине, которые остались у обидевшейся Насти.

Глава 5

Рядом с полуразвалившейся сторожкой лесника в картофельной яме жила его собака Травка. Ветер часто качал деревья, а те стонали, и стоны их были похожи на человеческие. Эти звуки леса беспокоили собаку, а она вторила им своим грустным воем.

Два года назад умер хозяин Травки, Антипыч. Хозяин заботился о ней и любил. А она для него загоняла всякого зверя.
Пока жив был Антипыч, собака жила для него, а теперь Травке приходилось жить только для себя. Тосковала она и часто выла, а Серый помещик слушал.

Глава 6

Сторожка лесника Антипыча находилась вблизи Сухой речки, куда несколько лет назад приезжала волчья бригада по просьбе местных. Деревенским жителям не давала жизни местная стая волков.

Охотники ушли в лес, своим воем заставили выть волков. Таким образом мужчины определили количество волков и их местоположение. Обойдя на лыжах волчье логово, охотники расставили по периметру ярко-красные флажки, пропитанные запахом: волки боятся красного цвета и запаха кумача. Криками и шумом волков выгнали из их убежища. Первой шла главная волчица, за ней — вся стая. Только Серый помещик держался в стороне.

%D0%A0%D0%B8%D1%81. 5. %D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%B0%D0%BA%D0%B0 %D0%A2%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BA%D0%B0. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%95. %D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2

Рис. 5. Собака Травка. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Волки натыкались на устрашающие красные флажки и не смели идти дальше, бегая в смятении по кругу. Волчица первой получила пулю, а потом погибли и остальные. Все, кроме Серого. Этот опытный волк в один прыжок перемахнул флажки, лишившись лишь левого уха и половинки хвоста.

В теплое время года Серый передушил и перепортил не меньше скотины, чем вся стая. Зимой он питался собаками. Еще пять раз безуспешно пробовали охотники зафлажить Серого. В то утро одинокий волк был зол и голоден.

Глава 7

Голодный волк услышал вой собаки на другом берегу реки и отправился уже в ее направлении. Повой она еще немного и беды было не миновать. Но голодная Травка решила отправиться на охоту за зайцем-русаком, который пришел на место, где после ссоры разошлись Митраша и Настя.

Порыв ветра легко спугнул косого, но Травка легко бы нашла заячий след. Запах людей, что несли с собой картошку и хлеб, отвлек собаку. Так ей хотелось человеческой ласки и общения.

Травка передумала выслеживать зайца и рысью отправилась по Настиному следу.

Глава 8

Блудово болото — это настоящая кладовая солнца, в которой вода хранит огромные залежи горючего топлива. Только вот торфяной слой не по всему болоту одинаковый. У Лежачего камня пласт торфа старый и толстый, а там, куда отправился Митраша, слой был гораздо моложе и тоньше. Но растения у него под ногами очень крепко сплелись и маленький мужичок без страха шагал вперед.

. 6. %D0%9D%D0%B0%D1%81%D1%82%D1%8F %D0%B8 %D0%BB%D0%BE%D1%81%D1%8C. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%95. %D0%A0%D0%B0%D1%87%D0%B5%D0%B2 e1544540900656

Рис. 6. Настя и лось. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Е. Рачев
Мальчика окружали только старые, корявые, невысокие елки да звуки птиц. Вдруг его тропа резко свернула влево, на запад. Но мальчик, увидев перед собой чистую и светлую поляну, самонадеянно решил срезать путь через нее.

Важно! Не зря Антипыч любил повторять старую поговорку: “Не знавши броду, не лезьте в воду”. Оставив тропу, мальчик зашел прямо в топь Слепой елани. Уже через несколько шагов ему было по колено. Митя попытался было рвануться, что есть мочи, но куда там. Трясина затянула еще сильней. Все, что мог сделать Митраша — опереться двумя руками на ружье и успокоить дыхание.

Тогда Митя и услышал, как Настя выкрикивает его имя. Мальчик попытался ответить, но ветер относил его крики далеко за болото. От своего бессилия Митраша тихо заплакал.

Глава 9

Во время сбора клюквы у многих женщин развивается невиданная жадность. Вот и Настю она не обошла стороной. Сначала девочка собирала каждую ягодку, потом ей уже хотелось наклоняться только за горсточкой.

Бывало дома за работой Настя часто вспомнит о брате, окликнет его. А тут забыла она не только о Митраше, но и о себе. Только о клюкве девочка и думала. Так понемногу она не заметила, как сошла со знакомой тропы. Огляделась вокруг — нигде тропы не видно. Но вдруг увидела девочка ту самую заветную палестинку.

Обе тропинки, по которым шли брат с сестрой огибали болото и вели к этому месту. Митина тропка была короче, и не сверни он с нее, давно бы оказался здесь. Но Настя, увидев чудесную палестинку, совсем забыла о брате. На коленях, ничего кроме ягод не замечая, девочка на четвереньках передвигалась по болоту.
У старого пня ее привело в чувство шипение змеи, гревшейся в лучах вечернего солнца
.

. 7. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%A4. %D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9 e1544540948995

Рис. 7. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий
Девочка вскочила на ноги, спугнув стоявшего невдалеке лося и притаившегося под кочкой зайца, и огляделась. Настя увидела Травку, которую острый нюх быстро привел к девочке, и хотела дать ей кусок хлеба. Уж полна была корзинка клюквы, и только сейчас Настя вспомнила о брате и вся в слезах прокричала его имя.

Глава 10

Уж закончился день и наступил тихий вечер. Настя рыдала рядом с пнем, а Травка чуяла хлеб и очень хотела есть. Но она не могла сама рыться в корзине, поэтому просто села рядом с девочкой и завыла, вторя ее беде.
Вдруг услышала Травка, как лисица охотится за зайцем. И решила собака по-волчьему перехватить русака. Затаившись рядом с кустом можжевельника, она дожидалась зайца. Но старый русак остановился в секунду, когда собака совершила прыжок. Так собаку и перенесло через зайца. Косой, не теряя времени, ринулся по Митрашиной тропинке, а Травка с лаем бросилась следом.

Серый помещик, снова услышав собаку, понесся прямо к Слепой елани.

Глава 11

В Слепой елани раскричались сороки, почувствовав приближение зайца. Опытный заяц, не слушая их крики, продолжал путать след. Не сразу он понял, как ему повезло. Травка в пылу погони заметила Митрашу, застрявшего в трясине, и встала, как вкопанная.

Собака сначала долго разглядывала маленького человека, но потом признала в нем друга и завиляла хвостом. Мальчик тоже узнал собаку и стал подзывать к себе. Травка, доверившись, понемногу поползла к нему.

Мальчик все хорошо рассчитал: как только собака достаточно приблизилась к нему, он схватил ее за заднюю лапу, и сумел выбраться из трясины. Когда мальчик снова оказался на тропе, он отряхнулся и снова подозвал к себе собаку старой кличкой Антипыча — Затравка. Визжа от радости, собака кинулась на шею Митраши. Как счастлива она была снова найти хозяина!

. 8. %D0%98%D0%BB%D0%BB%D1%8E%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F %D0%BA %D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%83 %D0%9A%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F %D1%81%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D1%86%D0%B0. %D0%A5%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%B8%D0%BA %D0%A4. %D0%94%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%86%D0%BA%D0%B8%D0%B9 e1544541012267

Рис. 8. Иллюстрация к рассказу «Кладовая солнца». Художник Ф. Домогацкий

Глава 12

Счастливая Травка возобновила свою охоту за зайцем, уже не для себя, а для хозяина. Голодному Митраше ничего не стоило добыть огонь из выстрела ружья и запечь зайца. Митраша устроил засаду в можжевельнике, где к тому времени уже притаился Серый. Заметив волка, Митя не раздумывая выстрелил в него.

Услышав выстрел, Настя снова закричала. Митя ответил и вскоре брат и сестра воссоединились.
Тут и Травка вернулась, с пойманным зайцем. Дети заночевали в болоте.

Наутро они вернулись и всем соседям рассказали о своих приключениях в Блудовом болоте. Не все поверили, что мальчик сумел убить хитрого волка, но вскоре несколько мужиков на санках привезли огромного серого волка..

Настя было совестно за свою жадность и она всю собранную ягоду отдала в детдом, где жили эвакуированные ленинградские дети.

В своей повести Пришвин красочно и образно описывает живую природу нашей страны. Он одухотворяет природу, она становится не просто пейзажем, на фоне которого разворачивается действие сказки, она превращается в отдельного персонажа, со своим собственным характером. Автор заставляет читателя задуматься о том, как много нам дает наша планета, и о том, как важно заботиться об окружающем нас мире.

В предложенном ниже видео вы найдете также аудио-версию краткого содержания этого произведения М. Пришвина.

Книга Пришвина «Кладовая солнца» познакомит вас с интересным рассказом и его героями, а мы поможем вам познакомиться с Пришвином и его «Кладовой солнца» в кратком его содержании, чтобы знать смысл произведения и уметь отвечать на вопросы на уроке литературы.

Пришвин Кладовая солнца

Глава 1

В селе, что расположилось недалеко от Блудова болота, брат с сестрой остаются сиротами. Мать умерла, а отца забрала война. Дети жили как раз по соседству от дома, где поселился рассказчик. Сироты были еще детьми, девочке лишь двенадцать лет, а мальчику и того десять. Когда родителей не стало, все хозяйство, а это и куры, и корова, и телка, и поросенок, и коза, легло на их небольшие детские плечи. Правда, соседи и дальние родственники пытались им помогать, но дети быстро приловчились и стали со всем добром справляться самостоятельно. Даже часто приходили на общественные работы. Сестра по хозяйству, брат занимался мужскими делами, а также бондарством.

Глава 2

Была ранняя весна и дети от людей услышали, что пора собирать клюкву, которая, кстати, вкуснее всего после зимы, хотя многие клюкву собирают поздней осенью. Вот Митраша и Настя собрались в путь за клюквой. Собрались идти на палестинку, о которой рассказывал отец. Именно там растет очень много ягод. Но место опасное. Несмотря на это, дети отправляются в дорогу, захватив с собой все необходимое, в том числе, еду и оружие.

Глава 3

Дети прошли приболотную местность по тропинке, которую проложили еще до них, По дороге они собирали первую попавшую им клюкву, а также слушали различные звуки, что издавали разные птицы, а также дети услышали вой. Как сказал Митраша, это выл одинокий волк. Выбирая путь, куда идти за клюквой, дети решают идти за стрелкой компаса, туда, куда никто не ходит, где их отец говорил, находится палестинка.

Глава 4

Дети пришли к Лежачему камню, где решили немного отдохнуть, и встретить солнечные лучи, которые бы их согрели, так как они немного замерзли. И вновь слушали птиц, а после решили идти. Митроша указывал на один путь, а Настя хотела идти всеми протоптанной тропинкой. В итоге каждый пошел своей дорогой.

Глава 5

Далее Пришвин в «Кладовой солнца» рассказывает о собаке Травке, которая теперь одиноко живет в лесу, как дикий зверь, добывая себе самостоятельно пропитание, хотя до этого жила с охотником-лесником Антипычем. С ним она и на охоту ходила, с ним и жила, а он всегда защищал ее от волков. Теперь собака сама и часто воет, особенно, когда слышит, как издают во время ветра, стон деревья. Этот вой собачий и слышит волк.

Глава 6

Как раз недалеко от сторожки у Сухой речки несколько лет назад расплодились волки. Крестьяне позвали волчью команду, чтобы те их убили. Истребители волков прибыли быстро, быстро сделали свое дело, выманив волчицу с волчатами и волка. Вот только волк сумел удрать. Это и был тот самый известный Серый помещик. За ним потом несколько раз охотились, но не получалось убить. Как раз в тот день, когда дети разошлись разными дорогами, волк вылез из своего логова. Голодный, худой. Он завыл. Далее в рассказе Пришвина «Кладовая солнца» автор призывает не верить волчьему вою. Это не жалостный вой, а опасный, злой.

Глава 7

Сухая речка огибала Блудово болото полукругом. С одной ее стороны выл волк, а с другой стороны – собака. Как раз на собачий вой и решил пойти волк, чтобы сожрать пса, но собака раньше перестала выть, поэтому волку не удалось ее поймать. Сама же собака отправилась на охоту и взяла след зайца, который направился к Слепой лани, куда пошел Митроша. Однако тут собака услышала запах картошки, что была в корзинке, и, поняв, что человек с картошкой направился в другую сторону, решает идти в сторону Насти.

Глава 8

Слепая елань – это как раз то место, где пласт торфа был молодой и тонкий, поэтому, места были не твердыми, а полужидкими. Станешь ногой и проваливаешься, да не знаешь, на какую глубину. Митраша же продолжал идти. Он шел по чьим-то следам, надеясь на то, что предыдущий человек выбрал правильный путь. Мальчик шел и тут ему захотелось сократить путь, причем, он увидел, что это возможно, ведь там росла трава-белоус, которая всегда растет у человеческой тропы, а значит, дорогу он выбрал верную. Он решает идти не проторенной дорогой. Но ошибся. Он попал в ту самую елань, где все погибали. Мальчика также засосало болото. Он стал звать Настю, которая где-то вдали уже звала Митрошу, вот только крик Митроши уносил ветер в другую сторону. Мальчик заплакал, чувствуя свою погибель.

Глава 9

Знакомясь с Пришвиным с его «Кладовой солнца», и продолжая рассказ, мы узнаем о дальнейших событиях. В то время, как Митраша шел краткой дорогой и опасной, Настя пошла по проверенной, собирая по пути клюкву. Дети не могли знать, что в итоге они все равно должны были встретиться. И, если бы Митроша не свернул с дорожки, и не провалился, то уже бы собирал клюкву, которая хорошо ценилась и за которой все гонялись. Вот только куда бы он собирал ягоду, непонятно. Настя же дошла до того самого места, где было много клюквы. Она и думать забыла о брате и только, когда увидела собаку, ту самую Травку, ей вспомнился брат и девочка крикнула его имя. Как раз этот крик и слышал мальчик. Настя же упала рядом с корзинкой и заплакала.

Глава 10

Собака находится рядом с Настей, а учуяв беду, начинает выть. Этот вой вновь слышен волку, который начинает бежать в сторону собаки. И тут Травка перестает выть, заметив зайца. Собака решает бежать за ним, а волк бежит за собакой.

Глава 11

Когда собака бежала за зайцем, то увидела человека в болоте, который ее позвал. Он назвал собаку Затравушкой. Именно так когда-то называл ее прежний хозяин. Собака стала подползать к мальчику ближе и тут Митроша ухватил ее за лапы. Испугавшись, собака дернулась и стала вырываться. Этим она и вытащила немного мальчика, который дальше смог вырваться из болота и доползти до тропинки. Когда Митроша выбрался, он позвал к себе собаку, чтобы обнять ее.

Глава 12

Когда мальчик был в безопасности, собака продолжила свой гон за зайцем, Митроша, понимая, что это его единственный ужин, прилег у можжевельника, чтобы в нужную минуту выстрелить. Вот только в это время к можжевельнику подобрался волк и был совсем близко к мальчику. Увидев волка, Митроша выстрелил. Волк сразу погиб. Выстрел же привлек Настю, которая и смогла отыскать Митрошу. Дети встретились. Собаке же удалось поймать зайца и принести брату с сестрой.

Соседи тем временем кинулись и увидели, что детей давно нет, что они не ночевали дома. Все собрались на их поиски и тут, сестра с братом вышли из леса, а за ними бежала всем известная собака. Дети все рассказали жителям села, рассказали и о том, как Митроша застрелил волка. Многие не верили, пока не увидели труп волка. Так мальчик стал героем. Настя же долго себя корила за то, что бросила брата и за то, что с такой жадностью собирала ягоду, а когда провозили эвакуированных детей из Ленинграда, отдала им всю собранную клюкву.

Внеклассное мероприятие

 Интеллектуальный марафон по сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

                  
                                                                    
Разработала учитель русского

                                                      языка
и литературы

                                                      МОБУ
СОШ с.Рощинский                                                                                                                                                             

               Кононова Н.А.

Цель: проверить знание произведения М.М.Пришвина

          «Кладовая солнца»

Задачи:

активизировать познавательную
активность учащихся, научить применять полученные знания на практике;

 учить работать с дополнительной
литературой, формировать критическое мышление;

 совершенствовать навыки общения,
учить работать в команде.

Оборудование:

сигнальные флажки, игровое табло,
конверты с вопросами, презентация.

Ход игры

Ведущий:

М.М.Пришвин – тонкий знаток и
ценитель природы.

(слайд №1, №2)

 Мы благодарны писателю за то, что он
учит нас слушать и понимать природу, благодарны за то, что в своих произведениях
он увековечил её красоту и богатства. Одно из таких произведений — «Кладовая
солнца». Книга невелика, но богата образами, мыслями, чувствами. Именно ей
посвящён наш интеллектуальный марафон

   Интеллектуальный марафон даст нам возможность
ещё раз вспомнить замечательного писателя, поговорить о нём, а также проверит,
как хорошо вы знаете сказку-быль.

Условия игры.

В игре принимают участие две команды
по 5 человек. Остальные учащиеся являются зрителями и также могут принести очки
своей команде

    Марафон состоит из 8 туров. По
ходу игры после каждого тура заполняется табло. А в конце марафона
подсчитываются баллы и определяется победитель.

Ну что ж, дерзайте!

Игровое табло

1

тур

2 тур

3 тур

4 тур

5 тур

6 тур

7 тур

8 тур

Баллы

Команда №1

Команда

№2

                                
I ТУР «БЛЕФ-КЛУБ»

Верите ли вы,
что… (слайд №3)

 Команда, если верит факту, поднимает красный флажок, если нет – белый.

-Верите ли
вы, что писатель был отчислен в 4 классе за дерзость учителю? (Да)

-Правда ли, что 
Пришвин получил диплом агронома в России? (Нет, В Германии)

-Верите ли вы,
что Пришвин был награждён серебряной медалью Русского географического общества?
(Да, за книгу «В краю непуганых птиц»)

-Правда ли, что 
именем Пришвина назван вулкан на Курильских островах? (Да)

-Верите ли вы,
что Пришвин был арестован  и приговорён к году тюремного заключения? (Да)

             —    М.Пришвин говорил:
«Всё прекрасное на земле от солнца, а всё хорошее от земли» Так ли это? (Нет.
«…а всё хорошее от человека»)

                
Верите ли
вы, что «Кладовая солнца» была написана в течение одной недели? (Нет, в течение
одного месяца).

                
Правда
ли, что спасение собакой мальчика в сказке-были – это подлинный случай,
произошедший   с самим Пришвиным? ( Да)

               8 баллов

 (слайд №4)    

Предлагается вопрос, на который необходимо дать цифровой ответ.

Вопрос: В каком году была написана
сказка-быль?  (1945год)

  5 баллов

III ТУР «Дешифровщик»

(слайд №5)

 Игрокам предлагается отгадать слово, зашифрованное с помощью
буквенно–цифрового кода, где каждая буква  заменена соответствующей цифрой.
Зашифрована фамилия детей.

 5 баллов

 Код для шифровальщика

    (слайд №6 — №12)

На экране отображается загаданное слово, зашифрованное
рисунками. На этих рисунках изображены ягоды, растущие на болоте. Участники
игры по очереди пытаются угадать, какая ягода изображена. Если ягода отгадана,
в загаданном слове открывается буква. Тот, кто первым узнал слово, может
назвать его.

    Загадано название ягоды, за которой отправились дети (Клюква)

image002             image003

(брусника) –
к                                  (костяника) – в

     image004              image005

          
(черника) – л                               (голубика) — а

image006              image007

 (болото) – ю                                      
клюква

  5 баллов

                   V ТУР «СЕМЬ БЕД – ОДИН ОТВЕТ»

   (слайд №13)

В этом туре
игра идет по правилам телевизионной передачи.  На вопросы члены команды
отвечают по очереди. За каждое правильное объяснение один балл

Перед вами
словарь путешественника в сказку-быль «Кладовая солнца»«

 Задание. Объясните значение
слова или выражения

1.Елань – топкое
место в болоте, всё равно что прорубь на

   льду

           2.Загнетка – углубление в
русской печи

3.Бондарь –
мастер, специалист по изготовлению бочек

4.Хорохориться –
храбриться, задорно горячиться

5.Хмарь – тёмное
облако, туча; густой туман, мгла

6.Борины –
песчаные холмы. Покрытые высоким бором

7.Палестинка –
приятное местечко в лесу

8.Собака
скололась – потеряла след, ходит по кругу

9.Приболотица – топкое
место возле болота

          10. Манок – свисток для
подманивания зверей и птиц

                            VI ТУР «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?»

       (слайд №14)

    Участникам предлагаются конверты, в каждом из которых находится
вопрос. Команды отвечают поочерёдно. За каждый правильный ответ команда
зарабатывает один балл.

Вопросы.

1.     Какие клички были у животных
в хозяйстве Насти и Митраши? (Корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, петух
Петя, поросёнок Хрен)

2.     Кем по профессии был отец
Насти и Митраши? (Охотник)

3.     Назовите полное  имя и
отчество Насти (Анастасия Павловна)

4.     Об этом предмете Митраша
говорит так: «Он верный друг» Что это? (Компас)

5.     Какие слова пытаются
выговорить все птицы в лесу, завидев солнце? (Здравствуйте! Доброе утро!)

6.     Семя каких деревьев принёс
ветер-сеятель в Блудово болото? (Ели и сосны)

7.     Какие птицы выясняли
отношения рядом с ссорившимися братом и сестрой? (Тетерев и ворон)

8.     Сколько лет было Митраше,
когда закончилась война? (13)

9.     Первое название сказки-были?
( «Друг человека»)

10. Как были использованы ягоды, которые
собрала Настя? (Она отдала их детям из детдома)

11. Первоначальная кличка Травки?
(Затравка)

12. Кто рассказывает историю про
детей (Геологи)

VII ТУР   Конкурс капитанов «МИНУТА
СЛАВЫ»,

                         
или «Наедине с природой»

( слайд №15)

Капитанам
необходимо за одну минуту дать как можно больше правильных ответов.

Вопросы
первому капитану

1.Семя каких
деревьев занёс ветер-сеятель в Блудово болото?

                                                  
(семя сосны и семя ели)

2.Кто из птиц
кричал «Дрон-тон»? (ворон).

3.Высокая сладкая
трава (белоус)

4.Рогатый великан
(лось)

5.Кому
принадлежит тоненький и редкий голосок: «Тяв!Тяв!»

                                                           
(лисице)

6.В кустах какого
кустарника встретились волк и Митраша?

                                               (можжевельника)

7.Пёстрая
некрупная птица с размером домашнего голубя

                                               
(рябчик)

8.Название дорожки,
по которой разошлись  Настя и

   Митраша?

                                 
                (тропинка)

9.Заяц, которого
преследовала собака лесника? (русак)

10.Кто из птиц
расцветал в лучах восходящего солнца?

                                            
(тетерев
Косач)

Вопросы
второму капитану

          1.Какие деревья стонали и выли,
как живые существа?

                                                 
(ель и сосна)

2.Кто из птиц
закричал: «Чьи вы?» (чибис)

3.Кличка волка
(Серый помещик) 

            4.Какие деревья были похожи на старушек?
(ёлочки)

            5.Поющая птица со стройным удлинённым
телом и тонким,

                слегка изогнутым клювом? (дрозд)

            6. Самое большое животное в произведении
(лось)

            7. Кто грелся на пне в лучах восходящего
солнца? (змея)

            8. Птицы, голос у которых – звонкое
курлыканье (журавли)

            9.Неизменный спутник тропы человеческой
(трава белоус)

            10. Бугорок, поросший травой или мхом на
болоте (кочка)

                           
VIII ТУР «САМЫЙ УМНЫЙ»

  Слайд №16)

Вот и подошли
к последнему туру нашего интеллектуального марафона. Победителем этого конкурса
станет тот, кто быстрее выполнит задание

ЗАДАНИЕ: Расположите
события, происходящие в произведении,  в хронологическом порядке.

1.     Жизнь Насти и Митраши после
смерти родителей.    1

2.     Восход солнца в лесу; у
Лежачего камня.                 3

3.     Сборы детей за
клюквой.                                         2

4.     Путь
Митраши.                                                        6

5.     История
Травки                                                       4

6.     Описание Блудова
болота                                        5

7.     Спасение Митраши.                                               
8

8.     Рассказ о клюкве. Приключение
Насти на болоте      7

Подсчёт баллов
и подведение итогов

 (слайд №17, №18)

«Если бы природа могла чувствовать благодарность к
человеку за то, что он проник в её жизнь и воспел её, то прежде всего эта
благодарность выпала бы на долю Михаила Пришвина»

                                             
К.Г.Паустовский

 

 

Вопросы для
болельщиков.

1.    
Назовите пословицы о
дружбе

2.    
Назовите легенды,
включенные в произведение

             

 

 

 

 

 

 

 

                         
Список используемой литературы

1.Золотов И.А. Человек и природа в творчестве М.
Пришвина. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1982.

 2 .Полухина В.П.Читаем, думаем, спорим.. Вопросы и
задания по  лит.: 6 кл.- М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит», 2000.

3.Пришвин  М.М. Кладовая солнца.- Л.: «Художественная
литература», 1983.

Интернет-ресурсы

1. http://biography/prishvin.html

2. .http://bolotnayayagoda.
.
htm

 

 

 

 

 

 

 

 

6
 класс

Программа
Г.С.Меркина

Урок 
№ 56.       

       
Тема.
Р/р.
Подготовка к домашнему сочинению по сказке-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца».

        
Цель
:   

·        
продолжить
работу по обучению написанию сочинений на литературную тему;

·        
развивать
речь учащихся, навыки грамотного письма;

·        
воспитывать
внимательного, вдумчивого читателя.

     
Оборудование:
тексты произведений  сказки-были М.М.Пришвина
«Кладовая солнца».

ХОД
УРОКА.

І.     
Работа по подготовке к  сочинению.

1.      Сообщение
темы, цели, плана урока.

2.      
Вступительное
слово учителя.

3.      Обсуждение
предложенных тем, выбор нескольких тем для сочинения.

·        
Человек
и природа в сказке-были.

·        
Кладовые
нашей души.

·        
Тайна
Блудова болота.

·        
Одиннадцатилетний
герой в оценке автора.

·        
Происшествие
в Слепой елани.

·        
Приключения
“Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

·        
Сказка
природы.

·        
Великая
сила дружбы и любви.

·        
История
Травки и Антипыча.

·        
Смысл
заглавия повести “Кладовая солнца”.

·        
“И
какие это умные детишки!” (М.Пришвин).

·        
Дружба
Насти и Митраши.

·        
Собака – друг человека.

·        
События на палестинке.

4.Составление
плана. Коллективная работа-составление плана по одной из тем.

Тайна Блудова
болота.

План.

I.“Кладовая
солнца” – сказка-быль.

II.Удивительная
тайна Блудова болота.

    1.“Великий
храм природы”.

    2.“Охотники за
сладкой клюквой”.

    3.Кладовые
природы и человека.

III. Смысл
повествования о Блудовом болоте.

5. Работа в
группах.

Создается 3 группы в соответствии с выбранной темой
для сочинения, которая записывается в тетради, затем идет обсуждение и анализ
темы в группе, составление сложного плана, подбор эпиграфа. Чтение, коррекция
плана, запись в тетрадь.

 1 группа.

Кладовые нашей
души.

План.

I.Смысл названия
повести “Кладовая солнца”.

II. Кладовые души
– истинное богатство человека.

    1.Природные
запасы – кладовая солнца.

    2.Сокровища
человеческой души:

        а)
трудолюбие;

        б) доброта
и щедрость;

        в)
преданность и дружба;

        г) знание
природы и любовь к ней.

III. Спасибо
автору за мудрость и веру в человека.

2 группа.

Приключения
“Мужичка в мешочке” и Золотой Курочки.

План.

I. Главные герои
сказки-были “Кладовая солнца”.

II. Поход Насти и
Митраши на сказочную палестинку за клюквой.

    1.Рассказ о
ели и сосне, растущих вместе.

    2.Ссора детей
у Лежачего камня.

    3.Опасный путь
“Мужичка в мешочке”.

    4.Трудные
испытания Золотой Курочки.

    5. Великая
сила любви.

III. Отношение
автора к “умным детишкам”.

3 группа.

Сказки природы.

План.

I. М.М.Пришвин –
знаток русской природы (автор сказок о природе).

II. Сказочные
истории в повести “Кладовая солнца”.

    1.Рассказ о
ели и сосне, растущих вместе.

    2. Большой
черный пень – чудо-домик.

    3.Повествование
о лесных ягодах – сказочная энциклопедия.

III. Роль “сказок”
в раскрытии идейного смысла произведения.

 6. Подбор
эпиграфа к теме.

Возможные эпиграфы
к сочинениям (рекомендации учителя), выбор эпиграфа к теме.

•Все прекрасное на
земле – от солнца, а все хорошее – от человека. (М.Пришвин)

•Друзья в
несчастье познаются. (Пословица)

•Птица сильна
крыльями, а человек – дружбой. (Пословица)

•Здесь мало
увидеть,

Здесь нужно
всмотреться… (Н.Рыленков)

•В одиночку слабы,
вместе сильны. (Пословица)

•Спешите делать
добрые дела. (А.Яшин)

•Душа обязана
трудиться и день и ночь, и день и ночь! (Н.Заболоцкий.)

•Только любовью
держится и движется жизнь. (И.Тургенев)

7. Коллективное
толкование слов и выражений.

—   Каков смысл названия
“Блудово болото”?

а) (буквальное
понимание)

Название болота, в
котором можно заблудиться.

б) (скрытый
подтекст)

Заблудиться, то есть отступить от высоких
общечеловеческих понятий добра, любви, веры.

—   К слову “храм” (храм природы) подберите синонимы,
подчеркните те из них, которые помогают понять его смысл в тексте (церковь,
обитель, здание, монастырь, священное место для богослужения…).

—   Подумайте, чем отличаются понятия “храм природы”,
“кладовые природы”, “кладовые души”.

 “Храм природы” — место общения человека с
Творцом, постижение высоких истин, духовных заветов.

 “Кладовые
природы” — запасы торфа (других полезных ископаемых).

 “Кладовые
души” — навственные богатства человека.

 —   Подберите
эпитеты к слову “душа”.

Душа может быть….. (прекрасной, открытой,
щедрой, богатой, светлой, доброй, отзывчивой, радостной, искренней; больной
испуганной, взволнованной, беспокойной, низкой…).

— Вспомните
толкование слов “Лежачий камень”, “Слепая елань”, “палестинка”.

—   Как вы
понимаете смысл загадочных слов старого лесника Антипыча о правде?

8. Осмысление
понятия “идея”.

Записи в ходе
беседы:

а) Идея
произведения – главная мысль автора. (А.П.Чехов “Идея – суть произведения”).

б) Идея (основная
мысль) сочинения (это прямой ответ на поставленный темой вопрос).

в) Идея повести
“Кладовая солнца”.

Самое трудное, — говорит автор, — победить
не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе и жить в любви со
всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

9. Написание вариантов
вступления по выбранной теме.

Михаил Михайлович Пришвин в своих произведениях писал
не только о людях, но и воспевал природу. Он является известным мастером,
изображающим пейзаж… В сказке-были “Кладовая солнца” писатель рассказал нам о
дружбе Насти и Митраши, о преодолении ими многих трудностей.

Настя и Митраша – главные герои повести М.М.Пришвина
“Кладовая солнца”. В тяжелые годы войны дети осиротели, но родители оставались
всегда примером для них. Подражая отцу и матери во всем, “умные детишки” вместе
справились со всеми трудностями.

М.М.Пришвин написал прекрасную сказку-быль “Кладовая
солнца”. В ней он показал красоту и богатство не только природы, но и человека.
Чтобы стать духовно богатой личностью, нужно с детства выбирать те дороги,
которые ведут к правде, добру, любви. Настя и Митраша, попав в беду на Блудовом
болоте, постигли эту великую тайну жизни.

10. Ответ на
вопрос: “Чему научил меня автор своим произведением?”

Возможные варианты
ответов:

•Всем
произведением автор утверждает: дружба – великая сила.

•Сказка-быль заставляет задуматься об отношении друг к
другу, к миру вокруг нас, учит любви к природе.

•Пришвин
говорит о том, что человек должен создавать свою кладовую души, духовно расти.

•Повесть учит многому: честности, смелости, трудолюбию,
жизненной стойкости, дружбе.

•М.М.Пришвин
говорит, что в жизни нужно уступать друг другу, уметь прощать.

ІI.
Подведение итогов урока.

III.
Домашнее задание.        

1.Написать сочинение.

2.Индивидуальное задание.

Подготовить сообщение о символическом значении образа
звезды в народной традиции.

3.Групповое задание.

Подготовить выставку, посвященную жизни и творчеству Н.М.
Рубцова (фотографии поэта разных лет, памятника Н.М. Рубцову работы В.М.
Клыкова, репродукция графического портрета  Н.М. Рубцова работы В.А. Сергеева и
др.)

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Слушать сказку белая уточка русская народная сказка
  • Слушать сказку бажова хозяйка медной горы
  • Слушать сказку алиса в зазеркалье аудио
  • Слушать сказку бабушкин халат
  • Слушать сказку андерсена гадкий утенок
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии