Ганс Христиан Андерсен
Жанр: Зарубежная классика, Сказки
Возрастная категория: 0+
Книга: Сказки Андерсена
Читать онлайн
Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога; по зелёному лугу шагал аист на длинных красных ногах и болтал по-египетски – этому языку его научила мать. За полями и лугами раскинулся большой лес, в чаще его таились глубокие озёра. Да, хорошо было за городом! Солнце озаряло старинную усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой; вся полоса земли между этими канавами и каменной оградой заросла лопухом, да таким высоким, что малые ребята могли стоять под самыми крупными его листьями выпрямившись во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это порядком надоело, потому что навещали её редко, – другим уткам было скучно торчать в лопухе да крякать вместе с нею, им больше нравилось плавать по канавам.
Но вот наконец яичные скорлупки треснули. «Пи-и! Пи-и!» – послышалось из них. Это зародыши стали утятами и высунули головки из скорлупок.
– Скорей! Скорей! – закрякала утка.
И утята заторопились, кое-как выкарабкались на волю и стали осматриваться и разглядывать зелёные листья лопуха. Мать им не мешала: зелёный цвет полезен для глаз.
– Как велик мир! – закрякали утята.
Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.
– Уж не думаете ли вы, что мир весь тут? – сказала мать. – Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к пасторскому полю, но там я никогда в жизни не бывала… Ну, вы все здесь? – И она встала. – Ах, нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да когда же это кончится? Вот незадача! До чего мне это надоело!
И она опять уселась.
– Ну, как дела? – спросила, заглянув к ней, одна старая утка.
– Да вот ещё яйцо осталось, – ответила молодая утка. – Сижу, сижу, а оно всё не лопается! Но ты посмотри на деток – до чего хороши! Ужасно похожи на отца! А он, беспутный, и не навестил меня ни разу!
– Дай я осмотрю яйцо, которое ещё не треснуло, – сказала старая утка. – Наверное, индюшечье! Меня тоже надули раз. Ну и маялась же я, когда вывела индюшат! Они ведь страсть как боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду – не идут, да и только! Дай же мне взглянуть на яйцо. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось его; лучше учи своих утят плавать.
– Нет, пожалуй, всё-таки посижу, – отозвалась молодая утка. – Столько просидела, что потерплю ещё немножко.
– Ну, как знаешь, – сказала старая утка и ушла.
Наконец треснула скорлупа самого большого яйца. «Пи-и! Пи-и!» – и вывалился огромный безобразный птенец. Утка оглядела его.
– Вот так верзила! – крякнула она. – И ничуть не похож на остальных. Неужели это индюшонок? Ну, плавать он у меня всё равно будет: заупрямится – столкну в воду.
На другой день погода выдалась чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем. Утка забрала всю свою семью и заковыляла к канаве. Бултых! – Утка шлёпнулась в воду.
– За мной! Скорей! – крикнула она утятам, и те один за другим посыпались в воду.
Сначала они скрылись под водой, но тотчас вынырнули и весело поплыли, лапки у них усердно работали; и безобразный серый утёнок не отставал от других.
– Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой родной сын! И, право же, недурён собой, надо только присмотреться к нему. Ну, скорей, скорей, за мной! Сейчас отправимся на птичий двор, я буду вводить вас в общество. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь на вас не наступил, да остерегайтесь кошки.
Вскоре утка с утятами добралась до птичьего двора. Ну и шум тут стоял, ну и гам! Две семьи дрались из-за головки угря, но она в конце концов досталась кошке.
– Вот как бывает в жизни! – сказала утка и облизнула язычком клюв: ей тоже хотелось отведать рыбьей головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – приказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке. Она здесь самая знатная. Испанской породы, потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? До чего красив! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Он означает, что хозяева не хотят с ней расставаться; по этому лоскутку её узнают и люди, и животные. Ну, скорей! Да не держите лапки рядышком. Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и вкось, как их держат ваши родители. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!
Утята поклонились и крякнули, но другие утки только оглядывали их и говорили громко:
– Ну вот, ещё целая орава! Будто нас мало было! А один-то какой безобразный! Нет, этого мы не примем!
И одна утка мгновенно подскочила и клюнула утёнка в затылок.
– Не трогайте его! – сказала утка-мать. – Что он вам сделал? Ведь он никому не мешает.
– Так-то так, но очень уж он велик, да и чудной какой-то! – заметила утка-забияка. – Надо ему задать хорошую трёпку!
– Славные у тебя детки! – проговорила старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать.
– Никак нельзя, ваша милость! – возразила утка-мать. – Правда, он некрасив, но сердце у него доброе, да и плавает он не хуже, пожалуй, даже лучше других. Может, он со временем похорошеет или хоть ростом поменьше станет. Залежался в скорлупе, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. – К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Вырастет – пробьёт себе дорогу!
– Остальные утята очень, очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте как дома, а если найдёте угриную головку, можете принести её мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного безобразного утёнка – того, что вылупился позже других, – обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.
– Больно уж он велик! – говорили они.
А индюк, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, налетел на утёнка и залопотал так сердито, что гребешок у него налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. Надо же ему было родиться таким безобразным, что весь птичий двор его на смех поднимает!
Так прошёл первый день; потом стало ещё хуже. Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито кричали на него:
– Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!
А мать добавляла:
– Глаза бы мои на тебя не глядели!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, что кормила домашнюю птицу, толкала утёнка ногой.
Но вот утёнок вдруг перебежал двор и перелетел через изгородь! Маленькие птички испуганно выпорхнули из кустов.
«Меня испугались, – вот какой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не попал на большое болото, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел там всю ночь.
Утром дикие утки вылетели из гнёзд и увидели новичка.
– Ты кто такой? – спросили они; но утёнок только вертелся да раскланивался, как умел.
– Вот безобразный! – сказали дикие утки. – Впрочем, это не наше дело. Только смотри не вздумай с нами породниться!
Бедняжка! Где же ему было думать о женитьбе! Лишь бы позволили ему просидеть тут в камышах да попить болотной водицы – вот и всё, о чём он мечтал.
Два дня провёл он на болоте, на третий явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.
– Слушай, дружище! – сказали они. – Ты такой безобразный, что, право, даже нравишься нам. Хочешь летать с нами? Будешь вольной птицей. Недалеко отсюда, на другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни. Они умеют говорить: «Рап, рап!» Хоть ты и урод, но – кто знает? – может, и найдёшь своё счастье.
«Пиф! Паф!» – раздалось вдруг над болотом, и гусаки замертво рухнули в камыши, а вода окрасилась кровью. «Пиф! Паф!» – раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пальба разгорелась. Охотники оцепили всё болото, некоторые укрылись в ветвях нависших над ним деревьев. Клубы голубого дыма окутывали деревья и стлались над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки и, пробиваясь сквозь камыш, раскачивали его из стороны в сторону. Бедный утёнок, ни живой ни мёртвый от страха, хотел было спрятать голову под крыло, как вдруг над ним склонилась охотничья собака, высунув язык и сверкая злыми глазами. Она разинула пасть, оскалила острые зубы, но… шлёп! шлёп! – побежала дальше.
– Пронесло! – И утёнок перевёл дух. – Пронесло! Вот, значит, какой я безобразный, – собаке и той противно до меня дотронуться.
И он притаился в камышах, а над головой его то и дело гремели выстрелы, пролетали дробинки.
Пальба стихла только к вечеру, но утёнок ещё долго боялся пошевельнуться. Прошло несколько часов, и наконец он осмелился встать, оглядеться и снова тронуться в путь по полям и лугам. Дул ветер, да такой сильный, что утёнок с трудом подвигался вперёд.
К ночи он добрался до какой-то убогой избушки. Она так обветшала, что готова была упасть, только не решила ещё, на какой бок ей падать, и потому держалась. Утёнка так и подхватывало ветром, – приходилось садиться на землю.
А ветер всё крепчал. Что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит криво, – сквозь эту щель нетрудно было проскользнуть внутрь. Так он и сделал.
В этой избушке жила старушка хозяйка с котом и курицей. Кота она звала «сыночком»; он умел выгибать спинку, мурлыкать, а когда его гладили против шерсти, от него даже летели искры. У курицы были маленькие, коротенькие ножки – вот её и прозвали «коротконожкой»; она прилежно несла яйца, и старушка любила её как дочку.
Утром пришельца заметили: кот принялся мурлыкать, а курица кудахтать.
– Что там такое? – спросила старушка, осмотрелась, заметила утёнка, но сослепу приняла его за жирную утку, которая отбилась от дома.
– Вот так находка! – сказала она. – Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да поживём – увидим!
И утёнка приняли на испытание. Но прошло недели три, а он так и не снёс ни одного яйца. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Себя они считали половиной всего света, притом лучшей его половиной. Утёнку же казалось, что на этот счёт можно быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.
– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.
– Нет.
– Так и держи язык за зубами.
А кот спросил:
– Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
– Нет.
– Так и не суйся со своим мнением, когда говорят те, кто умнее тебя.
Так утёнок всё и сидел в углу, нахохлившись. Как-то раз вспомнил он свежий воздух и солнце, и ему до смерти захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.
– Ишь чего выдумал! – отозвалась она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка лучше яйца или мурлычь – вот дурь-то и пройдёт!
– Ах, как мне было приятно плавать! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубину!
– Хорошо наслаждение! – воскликнула курица. – Ну, конечно, ты совсем рехнулся! Спроси кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать и нырять? О себе самой я уж и не говорю. Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете. По-твоему, и ей хочется плавать и нырять?
– Не понять вам меня! – сказал утёнок.
– Если уж нам не понять, так кто же тебя поймёт? Может, ты хочешь быть умней и кота, и хозяйки, не говоря уж обо мне? Не глупи, а благодари лучше создателя за всё, что для тебя сделали. Приютили тебя, пригрели, приняли в свою компанию, – и ты от нас многому можешь научиться, но с таким пустоголовым, как ты, и говорить-то не стоит. Ты мне поверь, я тебе добра желаю, потому и браню тебя, – истинные друзья всегда так делают. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да пускать искры!
– Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! – сказал утёнок.
– Скатертью дорога! – отозвалась курица.
И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за уродливость.
Настала осень, листья на деревьях пожелтели и побурели, ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало холодно; нависли тяжёлые облака, из которых сыпалась снежная крупа. Ворон, сидя на изгороди, во всё горло каркал от холода: «Крра-а! Крра-а!» От одной мысли о такой стуже можно было замёрзнуть. Плохо приходилось бедному утёнку.
Как-то раз, под вечер, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась стая чудесных больших птиц, утёнок в жизни не видывал таких красивых – белоснежные, с длинными гибкими шеями! То были лебеди. Они закричали какими-то странными голосами, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края на синие озёра. Высоко-высоко поднялись они, а бедного безобразного утёнка охватило смутное волнение. Он волчком завертелся в воде, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудесные птицы не выходили у него из головы, и, когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул, но всё никак не мог прийти в себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц и куда они улетели, но полюбил их так, как не любил до сих пор никого на свете. Он не завидовал их красоте. Быть похожим на них? Нет, ему это и в голову не могло прийти! Он был бы рад, если бы хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!
А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть, но с каждой ночью свободное ото льда пространство всё уменьшалось. Морозило так, что лёд трещал. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, замер и примёрз ко льду.
Рано утром мимо проходил крестьянин и увидел замёрзшего утёнка. Он пробил лёд своими деревянными башмаками, отнёс утёнка домой и отдал его жене. В доме крестьянина утёнка отогрели.
Но вот дети как-то раз задумали поиграть с утёнком, а он вообразил, что они хотят его обидеть, и со страха шарахнулся прямо в миску с молоком. Молоко расплескалось, хозяйка вскрикнула и всплеснула руками, а утёнок взлетел и угодил в кадку с маслом, а потом в бочонок с мукой. Ох, на что он стал похож! Крестьянка кричала и гонялась за ним с щипцами для угля, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали, визжали. Хорошо, что дверь была открыта: утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег, и долго-долго лежал в оцепенении.
Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы. Когда же солнце стало снова пригревать землю своими тёплыми лучами, он залёг в болото, в камыши. Вот запели и жаворонки. Наступила весна.
Утёнок взмахнул крыльями и полетел. Теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего, – не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони тут стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.
Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из зарослей выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, словно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
«Полечу-ка я к этим царственным птицам! Они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, – ну и пусть! Лучше пусть они меня прогонят, чем сносить щипки уток и кур и пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой».
И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, а те, завидев его, тоже устремились к нему.
– Убейте меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти.
Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной тёмно-серой птицей, а лебедем!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.
Теперь он был рад, что перенёс столько горя: он лучше мог оценить своё счастье и всю красоту, что его окружала. Большие лебеди плавали около него и гладили его клювами.
В сад прибежали маленькие дети, они стали бросать лебедям зёрна и хлебные крошки, а самый младший закричал:
– Новый, новый!
Остальные подхватили: «Да, новый, новый!» – и захлопали в ладоши, приплясывая от радости, потом побежали за отцом и матерью и стали снова бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И все говорили, что новый лебедь – самый красивый. Такой молоденький, такой чудесный!
И старые лебеди склонили перед ним головы.
А он совсем смутился и невольно спрятал голову под крыло. Он не знал, что делать. Он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился, – доброму сердцу чуждо высокомерие. Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь же все говорили, что он прекраснейший между прекрасными! Сирень склонила к нему в воду свои душистые ветви, солнце ласкало его и грело… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был гадким утёнком!
Другие сказки Андерсена
Дикие лебеди
Русалочка
Пастушка и трубочист
Принцесса на горошине
Лебеди… Кто из нас не любит этих величественных белоснежных птиц с гордой осанкой! Смотрю на них и вспоминаю датского сказочника Ханса Кристиана Андерсена.
Недавно я прочитала “Гадкий утенок”. Какое чудо эта сказка! Она коснулась самых сокровенных уголков моей души. С первых строчек я погрузилась в волшебный мир сказки. Я путешествовал с утенком птичьим двором, до реки и до бабушкиной избушки. А еще я сочувствовала несчастному птенцу, когда с него смеялись домашние птицы, безгранично волновалась, чтобы оно пережило лютую зиму. Автор
так чувственно и глубоко описывает все приключения и несчастья гадкого утенка, что мне на глаза наворачивались слезы. Я восхищалась его невероятной выдержкой, терпением, покорностью. Нетрудно догадаться, что
Х. К. Андерсен имел целью рассказать о том, как через тщеславие одних часто страдают другие, лучше и умнее.
Больше всего поразил меня эпизод встречи гадкого утенка с лебедями. Каким же было его удивление, когда в прозрачной воде он увидел прекрасной птицы – самого себя.
Известно, что сказка “Гадкий утенок” отражает жизнь самого автора. Провинциальный юноша, с которого смеялись одноклассники,
университетские друзья, учителя, что так похожи на глупых кур, напыщенных индюков, изображенных в сказке, стал прекрасным и известным сказочником, расправил свои крылья, как белый лебедь, и полетел в широкий мир. Ведь “не беда появиться в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца”.
Я советую всем прочитать сказку “Гадкий утенок”. Она не только интересная и увлекательная, но и очень поучительная. Я хочу попросить вас, когда вы прочитаете это произведение, хоть на минутку задумайтесь, что рядом есть люди, возможно, не очень красивые, возможно, не совсем модно одеты, но в их груди бьется искреннее, доброе, великое сердце, благодаря которому эти люди похожи на прекрасных белых лебедей. Подумайте о том, что иногда они нуждаются в вашей помощи, любви, доброты и поддержки.
(No Ratings Yet)
Loading…
Похожие сочинения:
Сила настоящего искусства в сказке Андерсена “Соловей” Сюжет сказки чрезвычайно прост. Император, прочитав о соловье, захотел его увидеть и услышать. И был очень удивлен, увидев невзрачную маленькую серенькую птичку, ведь он представлял ее совсем другой. И когда…
Сочинение по повести-сказке “Машина для исполнения желаний” Люди часто любят загадывать желания, даже самые удивительные. Всегда ли они осуществляются? На этот вопрос ответить сложно, поскольку все зависит от многих причин. Возможно, поэтому люди во все времена мечтали…
“САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) “САМОГО ГЛАВНОГО ГЛАЗАМИ НЕ УВИДИШЬ” (по сказке А. де Сент-Экзюпери “Маленький принц”) Благодаря нравственному содержанию произведений А. де Сент-Экзюпери интерес к ним никогда не ослабевает. Его герои – летчики –…
Образ Маугли в сказке Киплинга “Книга джунглей” Известный Герой джунглей Маугли покорил своих читателей необыкновенным образом мальчика, которого воспитали звери вдали от цивилизации. Все начинается с того, что волки спасают младенца, которого нашли в джунглях. Мальчик рос,…
ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” ЧУДЕСА В “СКАЗКЕ О МЕРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ” > А. С. ПУШКИНА Сказок без чудес не бывает. Это знают все. Стоит лишь раскрыть книгу – и сразу попадаешь…
ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) ШКОЛЬНИКИ В МИФЛАНДИИ (по повести-сказке Дж. Даррелла “Говорящий сверток”) Вы никогда не были в Мифландии? Значит, вы просто еще не прочитали замечательную книгу Дж. Даррелла “Говорящий сверток”! Иначе вы бы…
Сочинение Мой школьный класс Я не могу сказать, что я подумал про Свой класс, когда мы все впервые встретились на торжественной линейке. Я был очень взволнован переживаниями от того, что я стал учеником. Но…
Сочинение на тему: Мой любимый предмет Мой любимый предмет в школе это математике. Потому что я никогда не испытываю трудности с ним и всегда получаю хорошие оценки за домашние задания. Я полагаю, мне повезло родиться с…
Сочинение по произведению Грентведт “Привет! Это я… не оставляй меня снова одну…” Недавно мне посчастливилось познакомиться с творчеством Нины Элизабет Грентведт. Ее автором и иллюстратором является норвежская писательница Нина Элизабет Грентведт. Она еще совсем молодая (1979 года рождения), но чрезвычайно интересная и…
Сочинение на тему: Стоит жаловаться на судьбу, или она в наших руках Я считаю, что на долю жаловаться не стоит. Каждый человек и в самом деле, образно говоря, держит свою Судьбу своими собственными руками. Конечно, это выражение-метафора: просто за свою судьбу каждый,…
Сочинение на тему Любимая сказка Современник А. С. Пушкина С. Т. Аксаков написал сказку “Аленький цветочек” в 1858 году. С того времени прошло уже 155 лет. Наше поколение читателей знакомится со сказками сначала в устной…
Сочинение по произведению Маленький принц Сегодня я хочу вспомнить моего любимого литературного героя. Мальчика, который прилетел на нашу планету с далекого астероида В-612, и вот уже почти столетие волнует и тревожит “тех, кто полюбил Маленького…
Сочинение на тему История Ассоль и капитана Грэя (“Алые паруса”) “Алые паруса” А. Грина – это лирическая сказка-повесть о любви к жизни, вере в людей и во всепобеждающую силу надежды, которая может творить удивительные чудеса. Ассоль и Артур Грэй –…
Сочинение на тему Родной край Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, – вот она моя маленькая родина. Ей всего 80. Много это или мало? Не знаю. А мне всего 14. Я по сравнению с…
Сочинение на тему “Путь находит тот, кто его ищет” Я думаю, что справедливым является то суждение, что Путь находит тот, кто его ищет. Приведу несколько убедительных примеров. Во-первых, если ты чего-то очень хочешь, то ты сможешь этого достичь. Ты…
Сочинение на тему: Школьная семья Ежедневные уроки, веселые переменки, громкие звонки, дежурства, встречи, взлеты, падения, оценки, влюбленность, дружба, спешка, каникулы… Так проходит замечательный отрезок жизни – очень скоротечный и насыщенный, но детям, наверное, действительно не…
Сочинение “Мой младший брат” Моего младшего брата зовут Олег, и он стал одним из самых значимых людей в моей жизни. Сейчас я хочу немного рассказать о нем и как он помог мне посмотреть на…
Как не потерять человеческое достоинство? Сочинение по рассказу Чехова “Толстый и тонкий” Что определяет человека как личность? Как не потерять человеческое достоинство не на словах, а на деле? Эти и многие другие вопросы возникают, когда листаешь страницы произведений А. Чехова. А еще,…
Сочинение на тему: Хотела бы я написать собственную книгу? Проживая жизнь, Каждый человек пишет собственную книгу, хотя даже не задумывается об этом. Все привыкли к тому, что на написание способны исключительно писатели или поэты, а простолюдины не способны постичь…
Сочинение “Мое отношение к профессии учитель” Все мы ходим в школу. С самого детства общаемся с учителями, нашими наставниками в жизни. Иногда мы называем нашу Учительницу второй мамой. Потому что только она заботится о нас и…
Заяц и еж ЗАРУБЕЖНЫЕ ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ Заяц и еж Эта сказка братьев Вильгельма и Якоба Гримм повествует о том, как еж с ежихой хитростью победили в бегах своего быстроногого соперника – зайца: на…
Сочинение на тему “Экологические проблемы” Сегодня мир сильно отличается от того, каким он был раньше, урбанизация и индустриализация повлияла негативно на мир. С начала нового тысячелетия проблема окружающей среды вдруг превратилась в широко распространенную проблему,…
Сочинение осень Сочинение 1 Осень – позитивное настроение, но и в то же время легкая грусть. Даже тоска иногда. Самые цветные сны, самые честные разговоры, самые легкие воспоминания. Дожди. Много дождей, лучших…
Сочинение по картине М. К. Финогеновой “Каток для начинающих” План: 1. Несколько слов об авторе картины. 2. Сюжет и композиция картины. 3. Цветовая гамма. …Все, как по команде, бросились на Лед, и пошло катание. Катались и на Коньках и…
Сочинение Свет и тьма (по библейским текстам) Яркое солнышко посылает нежные лучи на землю, улыбается, ласкает теплом все живое, обнимает золотистым дыханием, от счастья закрывает глаза. То легкая тучка пробегает перед его лицом. Ничто не предвещает тревоги….
Сочинение на тему “Почему нужно беречь книгу?” С момента создания первых книг люди относились к ним очень бережно. Книги хранили в лучших помещениях, отводили для них самые сухие места. Книги украшали золотом и драгоценными камнями, потому что…
Сказки народов мира Народная сказка – один из самых популярных и любимых жанров в фольклоре народов мира. В огромной сокровищнице сказок народов мира так же, как и в русских народных сказках, различают сказки…
Сочинение на тему: Роль компьютера в нашей жизни В современном мире многое и многие зависят от компьютера. И это в некотором роде печально, конечно хорошо, что мир не стоит на месте и Компьютеры во многом нам помогают, но…
Сочинение на тему “Одиночество” Одиночество – это скука, это жизнь человека в одиночку, когда человек живет и не касается других людей. Таких людей очень много. Но все-таки, почему человек стал одиноким? Какие причины повлияли…
Сочинение “Деньги не самое главное в жизни” Почти все люди хотят заработать как можно больше денег, чтобы иметь возможность делать все, что они хотят. В современном мире есть много вещей, которые мы можем купить. В то же…
Сочинение по сказке Х. К. Андерсена “Гадкий утенок”
Тема:
Путешествие по сказке «Гадкий утенок».
Арт-терапия в работе педагога –психолога с
младшими школьниками.
Цели:
● Коррекционно-образовательная: содействие в овладении детьми
навыками эмпатии, принятия и сотрудничества в семье.
● Коррекционно-развивающая: повышение самооценки через чувство
принятия и сопричастности к целому (семье утят), развитие доверия к окружающему
миру.
— способствовать самовыражению через арт-терапию.
·
Коррекционно-воспитательная: воспитание у учащихся осознанного
отношения к ценности семьи и родительского дома.
-научить
различать и выражать эмоции (страх, обиду);
—
формировать толерантное поведение детей;
— развивать навыки эмпатии;
— поощрять детей проявлять сочувствие к тем, кому плохо, кого
обидели, защищать их;
Необходимое
оборудование: Игрушечный утёнок, муляж гусиного яйца, зонтик, музыка «Звуки природы»
с голосами птиц и «Релаксация», песня «Танец маленьких утят», К. Сен-Санса «Лебедь», оранжевая накидка, пластилин.
Ход
занятия психолога
Ритуал начала занятия «Передай улыбку и хорошее настроение по
кругу»
Сегодня мы отправимся в сказку Г.-Х. Андерсена. Я перенесу вас
туда. Но прежде я хочу узнать, внимательны ли вы, дети.
-Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза,
улыбнитесь друг к другу, пожелайте друг другу хорошего настроения на уроке.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть что-то
новое.
— Возьмитесь все за руки. Как приятно держать друг друга за
руки. Какие они теплые! Улыбнитесь друг другу. Пожелайте удачи. Присаживайтесь.
— У вас у всех настроение хорошее. Давайте проведем занятие
так, чтобы к завершению занятия оно было у всех отличное!!! Хорошо?
О ком мы будем сегодня читать? Послушайте
загадку, отгадаете, узнаете о ком будем читать.
Маленький,
желтенький,
Пушистый
и смешной,
Плавает
на речке
День-деньской.
(Утенок)
Где
живет утенок? (на птичьем дворе)
Какие
еще птицы живут на птичьем дворе? (утенок, индийский петух, куры,
птички, гуси).
Как
называют детенышей курицы? (цыплята)
Как
называют детенышей утки? (утята)
Как
называют детенышей индюшки? (индюшата)
Как
называют детенышей гусыни? (гусята)
Формулирование
темы и цели занятия.
— О ком же мы
будем слушать сегодня? (Об утенке, сказке Г.Х. Андерсена).
ГАДКИЙ
— очень плохой, мерзкий; вызывающий отвращение.
1. Вход в сказку.
Вы были очень
внимательны, поэтому пришло время отправляться в Сказку. Становитесь под мой
волшебный зонтик. (Психолог раскрывает зонтик, крутит его под музыку.)
Звучит
музыка «Звуки природы», где слышится гомон птиц.
«Мы
перенесёмся в сказку с помощью воздуха, который наполнит силой наши «крылья».
Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки в стороны вверх — вдох,
медленно опустить руки — выдох. Произнести: «Кря!». Добиваемся синхронности и
точности в, выполнении упражнения.
«Чем точнее
и дружнее мы выполняем упражнение, тем быстрее мы летим в сказочную страну».
«Ваше
старательность, терпение и дружба помогли нам очутиться в сказке».
2. Сказка «Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась
рожь, овёс зеленел, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал
длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери.
За полями и лугами тянулись большие леса. а в лесах были глубокие озёра. Да,
хорошо было за городом!
Прямо на
солнышке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой: от стен
дома до самой воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли
стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост. В чаще лопуха было так
же глухо и дико, как в самом густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка».
2.1. Упражнение «Утята
вылупляются» (модифицированное упражнение «Выйди из круга»).
Дети,
взявшись за руки, образуют тесный круг (скорлупа), внутри находится один
ребёнок (утёнок). За кругом ходит утка- мать, терпеливо ожидая, когда
«проклюнутся» её детишки. Мама «греет» своё яйцо: ласково, легко прикасаясь,
гладит по голове, спине, рукам детей («скорлупу»), пытаясь «растопить» круг
своей теплотой, говорит ласковые слова любви и ожидания «утёнку», зовёт его к
себе, рассказывает, как хорошо им будет вместе. Утёнок изо всех сил старается
«пробиться» к маме, также, используя ласку, убеждение (например, рассказывает,
как он хочет к своей маме, что ожидает его там, на воздухе, зачем он так хочет
родиться…) или другие средства по отношению к «скорлупе». Если из круга кто-то,
наконец, почувствует желание пропустить утёнка к маме -делает это. Как только
утёнку удаётся «проклюнуться», происходит долгожданная встреча с мамой, они
выражают друг другу радость и любовь. Игра продолжается до тех пор , пока
утёнком и мамой становятся по очереди все желающие . В течение игры ведущий
акцентирует внимание играющих на том, что чувствует мама, ожидая рождения
малыша, что чувствует утёнок, пробиваясь к маме, что чувствуют братья и сёстры,
ожидая прибавления в семействе. Можно ввести дополнительного героя-папу,
который проведает маму время от времени и тоже произносит слова поддержки,
любви маме и рождённым и нерождённым детишкам, и также обратить его внимание на
испытываемые им чувства. После игры участники рассказывают в кругу о своих
чувствах от проигрывания разных ролей и ситуаций.
Продолжение
сказки.
«Утята кое-как
выкарабкались из скорлупы и стали озираться кругом, разглядывая зелёные листья
лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.
-Ах, как
велик мир!- сказали утята. Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем тогда,
когда они лежали в своей скорлупе.»
«Ну что, все ли вы теперь тут? – Утка встала. -Ах нет, не все. Самое
большое яйцо целёхонько! Да когда же этому будет конец! Я скоро совсем потеряю
терпенье. И она уселась опять. «Ну, как дела?»- спросила старая утка, которая
пришла её навестить. «Да вот с одним яйцом никак не могу справиться, — сказала
молодая утка. – Всё не лопается. Зато посмотри-ка на малюток! Просто прелесть!
Все как один — вылитый отец». «А ну-ка , покажи мне яйцо, которое не лопается,
-сказала старая утка.- Поверь мне , это индюшечье яйцо. Вот точно так же и меня
однажды провели. И хлопот же мне было с
2.2. Визуализация
«Родное гнездо».
Дети садятся близко друг к другу в кружок, принимают удобную позу кучера,
сверху на их головы набрасывается лёгкий жёлтый тюль, символизирующий крылья
утки-матери. Звучит релаксационная музыка. Проводится ввод в визуализацию.
Далее: «Представьте, что вы маленькие утята, некоторые
чуть больше, некоторые чуть меньше, среди вас есть жёлтые и белые, чёрные и
серые… Вы все в уютном родном гнезде, под маминым крылом…Ты чувствуешь, как
рядом греются такие же, как ты, утята- твои братья и сёстры. Мама любит и
согревает вас своим теплом, вам легко и приятно, вы расслабляетесь и чувствуете
себя в полной безопасности… Рядом с тобой самые близкие люди, некоторые похожи
на тебя, а некоторые нет. Но вам вместе легко и приятно, радость и любовь
согревает вас… Лучики летнего солнца проникают сквозь пёрышки, вам тепло и
радостно быть вместе… Ты чувствуешь, как твой организм наполняется силой и
энергией … Ты чувствуешь спокойствие и уверенность…Когда ты ощутишь достаточно
уверенности, ты тихо откроешь глаза…». Затем проводится выход из состояния
визуализации, активизация.
Продолжение сказки.
«Какой же это индюшонок? -сказала утка. — Вон как славно гребёт лапками!
И как прямо держится! Нет, это мой собственный сын. Да он вовсе недурён, как
посмотришь на него хорошенько. Ну, живо гребите за мной! Я сейчас введу вас в
общество, мы отправляемся на птичий двор. Только держитесь ко мне поближе,
чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!»
2.3. Психогимнастика «Птичий двор»
Гуси (напряжение). Первыми вышли к нам гуси. Они начали шипеть,
потому что увидели гадкого утенка. Шею вытащили, плечи подняли, крылья отвели
назад и шипели — ш-ш-ш … Шея напряжена, сердятся гуси. Крылья-руки напряжены,
отводят их назад. Как шипят! Какие злые!
(Расслабление) Прогнали гуси утенка и успокоились. Стали
свободно махать крыльями, шея прямая, расслабленная, мягкая.
Индюк (замирание). Только утенок отбежал от гусей, как натолкнулся
на напыщенного и сердитого индюка. Индюк от злости и тщеславия надулся, голову
откинул назад и втянул в плечи, брови нахмурил, глаза прищурил и закричал:
«Бал-баллы».
(Шевеление) Покачал головой индюк: «Бал-баллы-баллы, уходи!».
Испугался утенок и убежал.
Петух (бег, передвижение по всей комнате). Бедный утенок еще не
пришел в себя после нападения индюка, как на него налетел петух, который начал
бегать по двору, сильно размахивать крыльями и громко кричать: «Ку-ка-ре-ку!».
Чуть не заклевал утенка!
Кошка (замирание, напряжение). Бедный утенок! Только успокоился,
как увидел кошку, которая хочется съесть его! Стала она на свои мягкие лапки,
выгнула спинку, вся напряглась, подготовилась к прыжку.
(Шевеление) Потом едва слышно стала кошка подбираться к утенку,
мягкая становится своими лапками. Крадется тихо. Только хотела схватить, но тут
пес проснулся и залаял: «Гав-гав-гав!». Кошка испугалась и на забор
вскарабкалась.
Утки (напряженно, ритмично). С реки возвращались напыщенные
тетушки-утки. Покажите, как они идут, медленно переваливаясь (хождение друг за
другом, в полуприсяде).
(Расслабление) Устали после долгой дороги, сели, крылья сзади
составили, оперлись на них и давай лапками шевелить, расслабляться. Шевелят
лапками, увидели утенка и закричали: «Кря-кря-кря, какой некрасивый! Совсем на
нас не похожий! ».
Это была последняя надежда утенка. Он побежал прочь со двора и
стало жить один.
Не выдержал утенок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие
птички испуганно вспорхнули из кустов.
2.4. Упражнение «Передаем
эмоции страха, обиды»
Теперь можно отдохнуть. Гадкий утенок превратился в прекрасного
лебедя, от которого все в восторге.
Сейчас каждый из вас по очереди будет изображать прекрасного
лебедя, а мы будем говорить ему о своем отношении: «Какой ты красивый,
белоснежный! Какая длинная шея! Как ты ее гордо держишь! Какие замечательные
крылья!».
А теперь давайте теперь послушаем музыку К. Сен-Санса «Лебедь» и
попробуем двигаться так, как двигаются настоящие лебеди. (Дети двигаются под
музыку)
А помните, как сначала все прогоняли утенка прочь, и называли
его гадким? Как это оскорбляло его!
Станьте в круг, поочередно кто будет изображать напуганного
утенка, а другие — злых птиц с птичьего двора: «Хоть бы тебя кошка съела! Какой
ты гадкий и некрасивый, совсем на нас не похож! Долой со двора, мы не хотим с
тобой дружить!».
Бедный утенок, страшно ему, он весь сжался, голову крыльями
закрыл. Что же теперь с ним будет?
чтение сказки далее.
3. Беседа психолога о правилах поведения. Рефлексия.
— Дети, как вы думаете, можно унижать и оскорблять кого-то, если
он не похож на других?
— Можно судить о человеке по его внешности?
— А красивые люди всегда бывают хорошими и добрыми?
— А если ребенок не такой, как все, но он в этом не виноват (и
так страдает). Как вы относитесь к детям-инвалидам?
— Что значит быть милосердным? (милое сердце.) После того как
птицы напали на утенка, он очень расстроился.
Давайте пожалеем его, возьмем в свою дружную семью, скажем
ласковые слова, чтобы утенок гордо поднял голову и не скрывал ее от страха и
обиды (тренинг со сменой ролей).
Посмотрите, дети, от добрых слов и вы все стали прекрасными
лебедями, у которых не только красивая внешность, но и доброе сердце и душа.
Полетели, лебеди, над озером, пусть все видят, какие вы красивые
и добрые птицы. (Дети двигаются под музыку К. Сен-Санса «Лебедь».)
Вопросы для беседы с детьми:
1. Вспомните, как появился на свет гадкий утенок.
2. Как вы думаете, почему утенка невзлюбили птицы на птичьем
дворе? Вспомните, как говорили про него утки.
(-А один-то какой безобразный! Его уж мы никак не потерпим! И
сейчас же одна утка подлетела и клюнула его в шею. — Оставьте его! — сказала
утка-мать. — Ведь он вам ничего не сделал!
-Положим, но он такой большой и странный! — прошипела злая утка. —
Ему надо задать хорошенько.)
3.Видите, утенка не любили только потому, что он был не похож на
других. И никто не хотел видеть и понимать, что у утенка доброе сердце. Иногда
так бывает и среди людей: мы оцениваем человека по внешности, не замечая его
душевных качеств. Но мы с вами все-таки люди, а не утки. Мы Должны понимать,
что, если человек не похож на нас, выглядит по-другому, не так, как мы, это еще
не значит, что человек плохой. Любого человека нужно оценивать, не по
внешности, а по делам, его поступкам.
4. Почему утенку пришлось покинуть птичий двор?
(Все гнали бедного утёнка, даже братья и сестры сердито говорили
ему:
«Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод!» А мать прибавляла:
«Глаза бы мои тебя не видали!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка,
которая давала птицам корм, отталкивала его ногою).
5. А теперь давайте вспомним, как утенка приняли на болоте. Каким
словом можно назвать отношение к нему диких уток? (Безразличие, равнодушие.) А
как о нем сказали гусаки? Чем он привлек их внимание? (Своим необычным видом,
который гуси называли уродством.)
6. Как встретили утенка в ветхой избушке? Почему он ушел оттуда?
(Его не понимали, все его желания и мечты не считали важными.)
7. Вспомните пожалуйста, что
случилось дальше? Какой переполох устроил утенок в
Доме крестьянина. Давайте с вами немного потанцуем. Танец маленьких утят. Дети двигаются под музыку.
8. Как вы думаете, каким был гадкий утенок, какими душевными
качествами он обладал?
9. Каким стал утенок, когда он вырос? В кого он превратился?
10. Как теперь относились все к молодому- лебедю? (Любовались,
любили, радовались.)
.
Пожалуйста, скажите, ребята, как относился Андерсен к утенку? В
чем проявляется отношение автора?
4. Лепка. Каждый ребенок лепит фигурку из сказки «Гадкий утенок» (утенок,
индийский петух, куры, птички, гуси, старуха, лебедь, кот). Лепка детьми на тему “Птичий двор”.
4.1. Пальчиковая гимнастика
«Утята».
Раз-два — шли утята.
Три- четыре – за водой.
А за ними плёлся пятый,
Позади бежал шестой.
А седьмой от них отстал.
А восьмой уже устал.
А девятый испугался-
Громко- громко запищал:
-Пи-пи-пи – не пищи!
-Мы тут рядом, поищи!
Поочерёдно
сгибать все пальцы правой (затем левой) руки, начиная с большого, а со звуков
«Пи-пи-пи…» — ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.
5. Ритуал окончания
занятия.
Наши приключения сегодня завершаются, поэтому пришло время возвращаться
в класс. Становитесь под мой волшебный зонтик. (Психолог раскрывает зонтик,
крутит его под музыку.) «Мы перенесёмся обратно с помощью воздуха, который
наполнит силой наши «крылья». Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки
в стороны вверх — вдох, медленно опустить руки — выдох. Произнести: «Кря!».
Добиваемся синхронности и точности в, выполнении упражнения.
«Ваше старательность, терпение и дружба помогли нам вернуться в
класс».
Упражнение «Спасибо, что ты сегодня был со мной», говорит каждый участник встречи
Сказка Гадкий утёнок, которую написал Ганс Христиан Андерсен, показывает ребятам, что важно не то, как ты выглядишь снаружи, а главное, что у тебя внутри. Утёнок был добр сердцем, но не красив, по мнению других, снаружи. Эта история знакома всем с детства. На ней выросло не одно поколение ребят. Вся сказка сопровождается красочными иллюстрациями.
Аудиосказка Гадкий утёнок
Читать сказку Гадкий утёнок с картинками
Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь уже пожелтела, овсы зеленели, сено было смётано в стога; по зелёному лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — он выучился этому языку от матери. За полями и лугами тянулись большие леса с глубокими озёрами в самой чаще. Да, хорошо было за городом!
На солнечном припёке лежала старая усадьба, окружённая глубокими канавами с водой; от самой ограды вплоть до воды рос лопух, да такой большой, что маленькие ребятишки могли стоять под самыми крупными из его листьев во весь рост.
В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей порядком надоело это сидение, её мало навещали: другим уткам больше нравилось плавать по канавкам, чем сидеть в лопухе да крякать с нею.
Наконец яичные скорлупки затрещали. «Пи! пи!» — послышалось из них: яичные желтки ожили и повысунули из скорлупок носики.
— Живо! Живо! — закрякала утка, и утята заторопились, кое-как выкарабкались и начали озираться кругом, разглядывая зелёные листья лопуха; мать не мешала им — зелёный цвет полезен для глаз.
— Как мир велик! — сказали утята. Ещё бы! Тут было куда просторнее, чем в скорлупе.
— А вы думаете, что тут и весь мир? — сказала мать. — Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к полю священника, но там я отроду не бывала!.. Ну, все, что ли, вы тут? — И она встала. — Ах нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да скоро ли этому будет конец! Право, мне уж надоело.
И она уселась опять.
— Ну, как дела? — заглянула к ней старая утка.
— Да вот, ещё одно яйцо остаётся! — сказала молодая утка. — Сижу, сижу, а всё толку нет! Но посмотри-ка на других! Просто прелесть! Ужасно похожи на отца! А он-то, негодный, и не навестил меня ни разу! — Постой-ка, я взгляну на яйцо! — сказала старая утка. — Может статься, это индюшечье яйцо! Меня тоже надули раз! Ну и маялась же я, как вывела индюшат! Они ведь страсть боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду — не идут, да и конец! Дай мне взглянуть на яйцо! Ну, так и есть! Индюшечье! Брось-ка его да ступай учи других плавать!
— Посижу уж ещё! — сказала молодая утка. — Сидела столько, что можно посидеть и ещё немножко.
— Как угодно! — сказала старая утка и ушла.
Наконец затрещала скорлупка и самого большого яйца. «Пи! пи-и!» — и оттуда вывалился огромный некрасивый птенец. Утка оглядела его.
— Ужасно велик! — сказала она. — И совсем непохож на остальных! Неужели это индюшонок? Ну, да в воде-то он у меня побывает, хоть бы мне пришлось столкнуть его туда силой!
На другой день погода стояла чудесная, зелёный лопух весь был залит солнцем. Утка со всею своею семьёй отправилась к канаве. Бултых! — и утка очутилась в воде.
— За мной! Живо! — позвала она утят, и те один за другим тоже бултыхнулись в воду.
Сначала вода покрыла их с головками, но затем они вынырнули и поплыли так, что любо. Лапки у них так и работали; некрасивый серый утёнок не отставал от других.
— Какой же это индюшонок? — сказала утка. — Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой собственный сын! Да он вовсе и недурён, как посмотришь на него хорошенько! Ну, живо, живо, за мной!
Я сейчас введу вас в общество — мы отправимся на птичий двор. Но держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь не наступил на вас, да берегитесь кошек!
Скоро добрались и до птичьего двора. Батюшки! Что тут был за шум и гам! Две семьи дрались из-за одной угриной головки, и в конце концов она досталась кошке.
— Вот как идут дела на белом свете! — сказала утка и облизнула язычком клюв, — ей тоже хотелось отведать угриной головки. — Ну, ну, шевелите лапками! — сказала она утятам. — Крякните и поклонитесь вон той старой утке! Она здесь знатнее всех! Она испанской породы и потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? Как красиво! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Люди дают этим понять, что не желают потерять её; по этому лоскутку её узнают и люди и животные. Ну, живо! Да не держите лапки вместе! Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и выворачивать их наружу, как папаша с мамашей! Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!
Утята так и сделали; но другие утки оглядывали их и громко говорили:
— Ну вот, ещё целая орава! Точно нас мало было! А один-то какой безобразный! Его уж мы не потерпим!
И сейчас же одна утка подскочила и клюнула его в шею.
— Оставьте его! — сказала утка-мать. — Он ведь вам ничего не сделал!
— Это так, но он такой большой и странный! — отвечала забияка. — Ему надо задать хорошенькую трёпку!
— Славные у тебя детки! — сказала старая утка с красным лоскутком на лапке. — Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать!
— Никак нельзя, ваша милость! — ответила утка-мать. — Он некрасив, но у него доброе сердце, и плавает он не хуже, смею даже сказать — лучше других. Я думаю, что он вырастет, похорошеет или станет со временем поменьше. Он залежался в яйце, оттого и не совсем удался. — И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. — Кроме того, он селезень, а селезню красота не так ведь нужна. Я думаю, что он возмужает и пробьёт себе дорогу!
— Остальные утята очень-очень милы! — сказала старая утка. — Ну, будьте же как дома, а найдёте угриную головку, можете принести её мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного утёнка, который вылупился позже всех и был такой безобразный, клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все — и утки и куры.
— Он больно велик! — говорили все, а индейский петух, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, подлетел к утёнку, поглядел на него и пресердито залопотал; гребешок у него так весь и налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. И надо же ему было уродиться таким безобразным, каким-то посмешищем для всего птичьего двора!
Так прошёл первый день, затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку, даже братья и сёстры сердито говорили ему:
— Хоть бы кошка утащила тебя, несносного урода!
А мать прибавляла:
— Глаза бы мои тебя не видали!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, которая давала птицам корм, толкала ногою.
Не выдержал утёнок, перебежал двор и — через изгородь! Маленькие птички испуганно вспорхнули из кустов. «Они испугались меня, такой я безобразный!» — подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не очутился в болоте, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел тут всю ночь.
Утром утки вылетели из гнёзд и увидали нового товарища.
— Ты кто такой? — спросили они, а утёнок вертелся, раскланиваясь на все стороны, как умел.
— Ты пребезобразный! — сказали дикие утки. — Но нам до этого нет дела, только не думай породниться с нами!
Бедняжка! Где уж ему было и думать об этом! Лишь бы позволили ему посидеть в камышах да попить болотной водицы.
Два дня провёл он в болоте, на третий день явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.
— Слушай, дружище! — сказали они. — Ты такой урод, что, право, нравишься нам! Хочешь летать с нами и быть вольной птицей? Недалеко отсюда, в другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни-барышни. Они умеют говорить: «Ран, рап!» Ты такой урод, что, чего доброго, будешь иметь у них большой успех!
«Пиф! паф!» — раздалось вдруг над болотом, и оба гусака упали в камыши мёртвыми; вода окрасилась кровью. «Пиф! паф!» — раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пошла пальба. Охотники оцепили болото со всех сторон; некоторые из них сидели в нависших над болотом ветвях деревьев.
Голубой дым облаками окутывал деревья и стлался над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки; камыш качался из стороны в сторону. Бедный утёнок был ни жив ни мёртв от страха и только что хотел спрятать голову под крыло, как глядь — перед ним охотничья собака с высунутым языком и сверкающими злыми глазами. Она приблизила к утёнку свою пасть, оскалила острые зубы и побежала дальше.
— Слава богу! — перевёл дух утёнок. — Слава богу! Я так безобразен, что даже собаке противно укусить меня!
И он притаился в камышах; над головою его то и дело пролетали дробинки, раздавались выстрелы.
Пальба стихла только к вечеру, но утёнок долго ещё боялся пошевелиться. Прошло ещё несколько часов, пока он осмелился встать, оглядеться и пуститься бежать дальше по полям и лугам. Дул такой сильный ветер, что утёнок еле-еле мог двигаться. К ночи он добежал до бедной избушки. Избушка так уж обветшала, что готова была упасть, да не знала, на какой бок, оттого и держалась. Ветер так и подхватывал утёнка — приходилось упираться в землю хвостом!
Ветер, однако, всё крепчал; что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит совсем криво; можно было свободно проскользнуть через эту щель в избушку. Так он и сделал.
В избушке жила старушка с котом и курицей. Кота она звала сыночком; он умел выгибать спинку, мурлыкать и даже испускать искры, если его гладили против шерсти.
У курицы были маленькие, коротенькие ножки, её и прозвали Коротконожкой; она прилежно несла яйца, и старушка любила её, как дочку.
Утром пришельца заметили: кот начал мурлыкать, а курица клохтать.
— Что там? — спросила старушка, осмотрелась кругом и заметила утёнка, но по слепоте своей приняла его за жирную утку, которая отбилась от дому.
— Вот так находка! — сказала старушка. — Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну да увидим, испытаем!
И утёнка приняли на испытание, но прошло недели три, а яиц всё не было. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Они считали самих себя половиной всего света, притом — лучшею его половиной. Утёнку же казалось, что можно на этот счёт быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.
— Умеешь ты нести яйца? — спросила она утёнка.
— Нет!
— Так и держи язык на привязи!
А кот спросил:
— Умеешь ты выгибать спинку, мурлыкать и испускать искры?
— Нет!
— Так и не суйся с своим мнением, когда говорят умные люди!
И утёнок сидел в углу нахохлившись. Вдруг вспомнились ему свежий воздух и солнышко, и ему страшно захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.
— Да что с тобой?! — спросила она. — Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка яйца или мурлычь, дурь-то и пройдёт!
— Ах, плавать по воде так приятно! — сказал утёнок. — А что за наслаждение нырять в самую глубь с головой!
— Хорошо наслаждение! — сказала курица. — Ты совсем рехнулся! Спроси у кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать или нырять! О себе самой я уж не говорю! Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете! По-твоему, и ей хочется плавать или нырять?
— Вы меня не понимаете! — сказал утёнок.
— Если уж мы не понимаем, так кто тебя и поймёт! Что ж, ты хочешь быть умнее кота и хозяйки, не говоря уже обо мне? Не дури, а благодари-ка лучше создателя за всё, что для тебя сделали! Тебя приютили, пригрели, тебя окружает такое общество, в котором ты можешь чему-нибудь научиться, но ты пустая голова, и говорить-то с тобой не стоит! Уж поверь мне! Я желаю тебе добра, потому и браню тебя — так всегда узнаются истинные друзья! Старайся же нести яйца или выучись мурлыкать да пускать искры!
— Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! — сказал утёнок.
— Скатертью дорога! — отвечала курица.
И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за безобразие.
Настала осень; листья на деревьях пожелтели и побурели; ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало так холодно, что тяжёлые облака сеяли град и снег, а на изгороди сидел ворон и каркал от холода во всё горло. Брр! Замёрзнешь при одной мысли о таком холоде! Плохо приходилось бедному утёнку.
Раз вечером, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась целая стая чудных, больших птиц; утёнок сроду не видал таких красавцев: все они были белы как снег, с длинными, гибкими шеями! То были лебеди.
Они испустили какой-то странный крик, взмахнули великолепными, большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края, за синее море. Они поднялись высоко-высоко, а бедного утёнка охватило какое-то смутное волнение. Он завертелся в воде, как волчок, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудные птицы не шли у него из головы, и когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул опять и был словно вне себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц, куда они летели, но полюбил их, как не любил до сих пор никого. Он не завидовал их красоте; ему и в голову не могло прийти пожелать походить на них; он рад бы был и тому, чтоб хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!
А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть совсем, но с каждою ночью свободное ото льда пространство становилось всё меньше и меньше. Морозило так, что ледяная кора трещала. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, приостановился и весь обмёрз.
Рано утром мимо проходил крестьянин, увидал примёрзшего утёнка, разбил лёд своим деревянным башмаком и принёс птицу домой к жене. Утёнка отогрели.
Но вот дети вздумали играть с ним, а он вообразил, что они хотят обидеть его, и шарахнулся со страха прямо в подойник с молоком — молоко всё расплескалось.
Женщина вскрикнула и всплеснула руками; утёнок между тем влетел в кадку с маслом, а оттуда в бочонок с мукой. Батюшки, на что он был похож!
Женщина вопила и гонялась за ним с угольными щипцами, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали и визжали. Хорошо, что дверь стояла отворённой, утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег и долго-долго лежал там почти без чувств.
Было бы чересчур печально описывать все злоключения утёнка за эту суровую зиму. Когда же солнышко опять пригрело землю своими тёплыми лучами, он лежал в болоте, в камышах. Запели жаворонки, пришла весна.
Утёнок взмахнул крыльями и полетел; теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего.
Не успел он опомниться, как уже очутился в большом саду. Яблони стояли все в цвету; душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.
Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из чащи тростника выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, точно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
«Полечу-ка я к этим царственным птицам; они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, но пусть! Лучше быть убитыми ими, чем сносить щипки уток и кур, толчки птичницы да терпеть холод и голод зимою!»
И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, которые, завидя его, тоже устремились к нему.
— Убейте меня! — сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти, но что же увидал он в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное изображение, но он был уже не безобразною тёмно-серою птицей, а — лебедем!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца! Теперь он был рад, что перенёс столько горя и бедствий, — он лучше мог оценить своё счастье и всё окружавшее его великолепие. Большие лебеди плавали вокруг него и ласкали его, гладили клювами.
В сад прибежали маленькие дети; они стали бросать лебедям хлебные крошки и зёрна, а самый меньшой из них закричал:
— Новый, новый!
И все остальные подхватили:
— Да, новый, новый! — хлопали в ладоши и приплясывали от радости; потом побежали за отцом и матерью и опять бросали в воду крошки хлеба и пирожного. Все говорили, что новый красивее всех. Такой молоденький, прелестный!
И старые лебеди склонили перед ним головы. А он совсем смутился и спрятал голову под крыло, сам не зная зачем. Он был чересчур счастлив, но нисколько не возгордился — доброе сердце не знает гордости, — помня то время, когда все его презирали и гнали. А теперь все говорят, что он прекраснейший между прекрасными птицами! Сирень склоняла к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так славно… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
— Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был ещё гадким утёнком.
Смотреть сказку Гадкий утёнок
Скачать текст сказки Гадкий утёнок
Скачать docx
Скачать pdf
Другие сказки для детей
Другие сказки Андерсена
Приветствую вас дорогие читатели моего блога работающей мамы! Читать сказки Андерсена полезно в любом возрасте, и детям и взрослым. Они дают свободу мыслей, возможности для мечты и фантазии. В каждой сказке Ганса Христиана Андерсена есть глубокие мысли о смысле жизни, человеческой морали, грехе и добродетелях, нередко не заметные на первый взгляд, о смелости и отваге, о бесконечной любви и самоотверженности.
Аудиосказка Дюймовочка
Сказка Дюймовочка — очень маленькая, милая и добрая девочка, героиня сказки датского поэта и сказочника Х. К. Андерсена. Сказка Дюймовочка впервые была опубликована в Дании в 1835 в составе второго тома «Сказок, рассказанных для детей». Как и большинство сказок Андерсена, эта сказка выдумана лично автором, а не заимствована «у народа». Аудио сказку Дюймовочка можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Жила на свете одна женщина. У нее не было детей, а ей очень хотелось ребеночка. Вот пошла она к старой колдунье и говорит: — Мне так хочется, чтоб у меня была дочка, хоть самая маленькая!.. Читать далее
Русалочка
Русалочка — сказка для детей Андерсена о бесконечной любви необычной девушки к принцу. О той любви, ради которой Русалочка принесла себя в жертву. Аудио сказку Русалочка можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Далеко в море вода синяя-синяя, как лепестки самых красивых васильков, и прозрачная-прозрачная, как самое чистое стекло, только очень глубока, так глубока, что никакого якорного каната не хватит. Много колоколен надо поставить одну на другую, тогда только верхняя выглянет на поверхность. Там на дне живет подводный народ. Читать далее
Снеговик
Снеговик Андерсена учит детей не тратить драгоценное время своей жизни на бессмысленные дела и глупые мечты. У снеговика жизнь была очень короткой, и он ее потратил на мечты… Аудио сказку Снеговик можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Так и хрустит во мне! Славный морозец! — сказал снеговик. — Ветер-то, ветер-то так и кусает! Просто любо! А ты что таращишься, пучеглазое? — Это он про солнце говорил, которое как раз заходило. — Впрочем, валяй, валяй! Я и не моргну! Устоим! Читать далее
Гадкий утенок
Гадкий утенок — сказка для детей Андерсена учит добру и толерантности. А так же тому, что не суди по одежке, ведь не известно, что будет потом. Аудио сказку Гадкий утенок можете послушать онлайн или скачать бесплатно. Аудио сказку Гадкий утенок можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Хорошо было за городом! Стояло лето. На полях уже золотилась рожь, овес зеленел, сено было смётано в стога; по зеленому лугу расхаживал длинноногий аист и болтал по-египетски — этому языку он выучился у своей матери. За полями и лугами темнел большой лес, а в лесу прятались глубокие синие озера. Да, хорошо было за городом! Читать далее
Огниво
Огниво — о везучем солдате, который встретил в лесу ведьму, принесшую ему богатство. Взамен она только огниво со старого дупла попросила у него, но солдат и его сумел забрать. Огниво оказалось волшебным и с его помощью солдат не только избежал виселицы, но и женился на принцессе. Аудио сказку Огниво можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Шёл солдат по дороге: раз-два! раз-два! Ранец за спиной, сабля на боку; он шёл домой с войны. На дороге встретилась ему старая ведьма — безобразная, противная: нижняя губа висела у неё до самой груди. Читать далее
Принцесса на горошине
Принцесса на горошине — сказка для детей Андерсена о промокшей от дождя девушке, которая была настоящей принцессой, но в это не поверили знатные люди. Поэтому ей предстояла проверка…Аудио сказку Принцесса на горошине можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Жил-был принц, он хотел взять себе в жены принцессу, да только настоящую принцессу. Вот он и объехал весь свет, искал такую, да повсюду было что-то не то; принцесс было полно, а вот настоящие ли они, этого он никак не мог распознать до конца, всегда с ними было что-то не в порядке. Вот и воротился он домой и очень горевал: уж так ему хотелось настоящую принцессу. Читать далее
Дикие лебеди
Дикие лебеди — сказка Ганса Андерсена о любви, верности и преданности, вере в свои силы и самоотверженности. Аудио сказку Дикие лебеди можете послушать онлайн или скачать бесплатно.
Далеко-далеко, в той стране, куда улетают от нас на зиму ласточки, жил король. Было у него одиннадцать сыновей и одна дочь, Элиза. Одиннадцать братьев-принцев ходили в школу со звездами на груди и саблями у ноги. Писали они на золотых досках алмазными грифелями и наизусть умели читать не хуже, чем по книжке. Сразу было видно, что они настоящие принцы. А их сестрица Элиза сидела на скамеечке из зеркального стекла и рассматривала книжку с картинками, за которую было отдано полкоролевства. Читать далее
В этом посте я выложила только 7 сказок Андерсена, но их гораздо больше. Поэтому в следующих постах вы найдете такие сказки, как Оле Лукойе, Стойкий оловянный солдатик, Новое платье короля, Свинопас и другие.
Делитесь сказками Андерсена с друзьями:
Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.