Ганс Христиан Андерсен
Жанр: Зарубежная классика, Сказки
Возрастная категория: 0+
Книга: Сказки Андерсена
Читать онлайн
Хорошо было за городом! Стояло лето, рожь пожелтела, овсы зеленели, сено было сметано в стога; по зелёному лугу шагал аист на длинных красных ногах и болтал по-египетски – этому языку его научила мать. За полями и лугами раскинулся большой лес, в чаще его таились глубокие озёра. Да, хорошо было за городом! Солнце озаряло старинную усадьбу, окружённую глубокими канавами с водой; вся полоса земли между этими канавами и каменной оградой заросла лопухом, да таким высоким, что малые ребята могли стоять под самыми крупными его листьями выпрямившись во весь рост. В чаще лопуха было так же глухо и дико, как в густом лесу, и вот там-то и сидела на яйцах утка. Сидела она уже давно, и ей это порядком надоело, потому что навещали её редко, – другим уткам было скучно торчать в лопухе да крякать вместе с нею, им больше нравилось плавать по канавам.
Но вот наконец яичные скорлупки треснули. «Пи-и! Пи-и!» – послышалось из них. Это зародыши стали утятами и высунули головки из скорлупок.
– Скорей! Скорей! – закрякала утка.
И утята заторопились, кое-как выкарабкались на волю и стали осматриваться и разглядывать зелёные листья лопуха. Мать им не мешала: зелёный цвет полезен для глаз.
– Как велик мир! – закрякали утята.
Ещё бы! Теперь им было куда просторнее, чем в скорлупе.
– Уж не думаете ли вы, что мир весь тут? – сказала мать. – Нет! Он тянется далеко-далеко, туда, за сад, к пасторскому полю, но там я никогда в жизни не бывала… Ну, вы все здесь? – И она встала. – Ах, нет, не все! Самое большое яйцо целёхонько! Да когда же это кончится? Вот незадача! До чего мне это надоело!
И она опять уселась.
– Ну, как дела? – спросила, заглянув к ней, одна старая утка.
– Да вот ещё яйцо осталось, – ответила молодая утка. – Сижу, сижу, а оно всё не лопается! Но ты посмотри на деток – до чего хороши! Ужасно похожи на отца! А он, беспутный, и не навестил меня ни разу!
– Дай я осмотрю яйцо, которое ещё не треснуло, – сказала старая утка. – Наверное, индюшечье! Меня тоже надули раз. Ну и маялась же я, когда вывела индюшат! Они ведь страсть как боятся воды; уж я и крякала, и звала, и толкала их в воду – не идут, да и только! Дай же мне взглянуть на яйцо. Ну, так и есть! Индюшечье! Брось его; лучше учи своих утят плавать.
– Нет, пожалуй, всё-таки посижу, – отозвалась молодая утка. – Столько просидела, что потерплю ещё немножко.
– Ну, как знаешь, – сказала старая утка и ушла.
Наконец треснула скорлупа самого большого яйца. «Пи-и! Пи-и!» – и вывалился огромный безобразный птенец. Утка оглядела его.
– Вот так верзила! – крякнула она. – И ничуть не похож на остальных. Неужели это индюшонок? Ну, плавать он у меня всё равно будет: заупрямится – столкну в воду.
На другой день погода выдалась чудесная, зелёный лопух был весь залит солнцем. Утка забрала всю свою семью и заковыляла к канаве. Бултых! – Утка шлёпнулась в воду.
– За мной! Скорей! – крикнула она утятам, и те один за другим посыпались в воду.
Сначала они скрылись под водой, но тотчас вынырнули и весело поплыли, лапки у них усердно работали; и безобразный серый утёнок не отставал от других.
– Какой же это индюшонок? – сказала утка. – Ишь как славно гребёт лапками, как прямо держится! Нет, это мой родной сын! И, право же, недурён собой, надо только присмотреться к нему. Ну, скорей, скорей, за мной! Сейчас отправимся на птичий двор, я буду вводить вас в общество. Только держитесь ко мне поближе, чтобы кто-нибудь на вас не наступил, да остерегайтесь кошки.
Вскоре утка с утятами добралась до птичьего двора. Ну и шум тут стоял, ну и гам! Две семьи дрались из-за головки угря, но она в конце концов досталась кошке.
– Вот как бывает в жизни! – сказала утка и облизнула язычком клюв: ей тоже хотелось отведать рыбьей головки. – Ну, ну, шевелите лапками! – приказала она утятам. – Крякните и поклонитесь вон той старой утке. Она здесь самая знатная. Испанской породы, потому такая жирная. Видите, у неё на лапке красный лоскуток? До чего красив! Это знак высшего отличия, какого только может удостоиться утка. Он означает, что хозяева не хотят с ней расставаться; по этому лоскутку её узнают и люди, и животные. Ну, скорей! Да не держите лапки рядышком. Благовоспитанный утёнок должен держать лапки врозь и вкось, как их держат ваши родители. Вот так! Кланяйтесь теперь и крякайте!
Утята поклонились и крякнули, но другие утки только оглядывали их и говорили громко:
– Ну вот, ещё целая орава! Будто нас мало было! А один-то какой безобразный! Нет, этого мы не примем!
И одна утка мгновенно подскочила и клюнула утёнка в затылок.
– Не трогайте его! – сказала утка-мать. – Что он вам сделал? Ведь он никому не мешает.
– Так-то так, но очень уж он велик, да и чудной какой-то! – заметила утка-забияка. – Надо ему задать хорошую трёпку!
– Славные у тебя детки! – проговорила старая утка с красным лоскутком на лапке. – Все очень милы, кроме одного… Этот не удался! Хорошо бы его переделать.
– Никак нельзя, ваша милость! – возразила утка-мать. – Правда, он некрасив, но сердце у него доброе, да и плавает он не хуже, пожалуй, даже лучше других. Может, он со временем похорошеет или хоть ростом поменьше станет. Залежался в скорлупе, оттого и не совсем удался. – И она провела носиком по пёрышкам большого утёнка. – К тому же он селезень, а селезню красота не так уж нужна. Вырастет – пробьёт себе дорогу!
– Остальные утята очень, очень милы! – сказала старая утка. – Ну, будьте как дома, а если найдёте угриную головку, можете принести её мне.
Вот они и стали вести себя как дома. Только бедного безобразного утёнка – того, что вылупился позже других, – обитатели птичьего двора клевали, толкали и осыпали насмешками решительно все – и утки, и куры.
– Больно уж он велик! – говорили они.
А индюк, который родился со шпорами на ногах и потому воображал себя императором, надулся и, словно корабль на всех парусах, налетел на утёнка и залопотал так сердито, что гребешок у него налился кровью. Бедный утёнок просто не знал, что ему делать, как быть. Надо же ему было родиться таким безобразным, что весь птичий двор его на смех поднимает!
Так прошёл первый день; потом стало ещё хуже. Все гнали беднягу, даже братья и сестры сердито кричали на него:
– Хоть бы тебя утащила кошка, урод несчастный!
А мать добавляла:
– Глаза бы мои на тебя не глядели!
Утки клевали его, куры щипали, а девушка, что кормила домашнюю птицу, толкала утёнка ногой.
Но вот утёнок вдруг перебежал двор и перелетел через изгородь! Маленькие птички испуганно выпорхнули из кустов.
«Меня испугались, – вот какой я безобразный!» – подумал утёнок и пустился наутёк, сам не зная куда. Бежал-бежал, пока не попал на большое болото, где жили дикие утки. Усталый и печальный, он просидел там всю ночь.
Утром дикие утки вылетели из гнёзд и увидели новичка.
– Ты кто такой? – спросили они; но утёнок только вертелся да раскланивался, как умел.
– Вот безобразный! – сказали дикие утки. – Впрочем, это не наше дело. Только смотри не вздумай с нами породниться!
Бедняжка! Где же ему было думать о женитьбе! Лишь бы позволили ему просидеть тут в камышах да попить болотной водицы – вот и всё, о чём он мечтал.
Два дня провёл он на болоте, на третий явились два диких гусака. Они недавно вылупились из яиц и потому выступали очень гордо.
– Слушай, дружище! – сказали они. – Ты такой безобразный, что, право, даже нравишься нам. Хочешь летать с нами? Будешь вольной птицей. Недалеко отсюда, на другом болоте, живут премиленькие дикие гусыни. Они умеют говорить: «Рап, рап!» Хоть ты и урод, но – кто знает? – может, и найдёшь своё счастье.
«Пиф! Паф!» – раздалось вдруг над болотом, и гусаки замертво рухнули в камыши, а вода окрасилась кровью. «Пиф! Паф!» – раздалось опять, и из камышей поднялась целая стая диких гусей. Пальба разгорелась. Охотники оцепили всё болото, некоторые укрылись в ветвях нависших над ним деревьев. Клубы голубого дыма окутывали деревья и стлались над водой. По болоту шлёпали охотничьи собаки и, пробиваясь сквозь камыш, раскачивали его из стороны в сторону. Бедный утёнок, ни живой ни мёртвый от страха, хотел было спрятать голову под крыло, как вдруг над ним склонилась охотничья собака, высунув язык и сверкая злыми глазами. Она разинула пасть, оскалила острые зубы, но… шлёп! шлёп! – побежала дальше.
– Пронесло! – И утёнок перевёл дух. – Пронесло! Вот, значит, какой я безобразный, – собаке и той противно до меня дотронуться.
И он притаился в камышах, а над головой его то и дело гремели выстрелы, пролетали дробинки.
Пальба стихла только к вечеру, но утёнок ещё долго боялся пошевельнуться. Прошло несколько часов, и наконец он осмелился встать, оглядеться и снова тронуться в путь по полям и лугам. Дул ветер, да такой сильный, что утёнок с трудом подвигался вперёд.
К ночи он добрался до какой-то убогой избушки. Она так обветшала, что готова была упасть, только не решила ещё, на какой бок ей падать, и потому держалась. Утёнка так и подхватывало ветром, – приходилось садиться на землю.
А ветер всё крепчал. Что было делать утёнку? К счастью, он заметил, что дверь избушки соскочила с одной петли и висит криво, – сквозь эту щель нетрудно было проскользнуть внутрь. Так он и сделал.
В этой избушке жила старушка хозяйка с котом и курицей. Кота она звала «сыночком»; он умел выгибать спинку, мурлыкать, а когда его гладили против шерсти, от него даже летели искры. У курицы были маленькие, коротенькие ножки – вот её и прозвали «коротконожкой»; она прилежно несла яйца, и старушка любила её как дочку.
Утром пришельца заметили: кот принялся мурлыкать, а курица кудахтать.
– Что там такое? – спросила старушка, осмотрелась, заметила утёнка, но сослепу приняла его за жирную утку, которая отбилась от дома.
– Вот так находка! – сказала она. – Теперь у меня будут утиные яйца, если только это не селезень. Ну, да поживём – увидим!
И утёнка приняли на испытание. Но прошло недели три, а он так и не снёс ни одного яйца. Господином в доме был кот, а госпожою курица, и оба всегда говорили: «Мы и весь свет!» Себя они считали половиной всего света, притом лучшей его половиной. Утёнку же казалось, что на этот счёт можно быть и другого мнения. Курица, однако, этого не потерпела.
– Умеешь ты нести яйца? – спросила она утёнка.
– Нет.
– Так и держи язык за зубами.
А кот спросил:
– Умеешь ты выгибать спину, мурлыкать и пускать искры?
– Нет.
– Так и не суйся со своим мнением, когда говорят те, кто умнее тебя.
Так утёнок всё и сидел в углу, нахохлившись. Как-то раз вспомнил он свежий воздух и солнце, и ему до смерти захотелось поплавать. Он не выдержал и сказал об этом курице.
– Ишь чего выдумал! – отозвалась она. – Бездельничаешь, вот тебе блажь в голову и лезет! Неси-ка лучше яйца или мурлычь – вот дурь-то и пройдёт!
– Ах, как мне было приятно плавать! – сказал утёнок. – А что за наслаждение нырять в самую глубину!
– Хорошо наслаждение! – воскликнула курица. – Ну, конечно, ты совсем рехнулся! Спроси кота, он умнее всех, кого я знаю, нравится ли ему плавать и нырять? О себе самой я уж и не говорю. Спроси, наконец, у нашей старушки хозяйки, умнее её нет никого на свете. По-твоему, и ей хочется плавать и нырять?
– Не понять вам меня! – сказал утёнок.
– Если уж нам не понять, так кто же тебя поймёт? Может, ты хочешь быть умней и кота, и хозяйки, не говоря уж обо мне? Не глупи, а благодари лучше создателя за всё, что для тебя сделали. Приютили тебя, пригрели, приняли в свою компанию, – и ты от нас многому можешь научиться, но с таким пустоголовым, как ты, и говорить-то не стоит. Ты мне поверь, я тебе добра желаю, потому и браню тебя, – истинные друзья всегда так делают. Старайся же нести яйца или научись мурлыкать да пускать искры!
– Я думаю, мне лучше уйти отсюда куда глаза глядят! – сказал утёнок.
– Скатертью дорога! – отозвалась курица.
И утёнок ушёл. Он плавал и нырял, но все животные по-прежнему презирали его за уродливость.
Настала осень, листья на деревьях пожелтели и побурели, ветер подхватывал и кружил их; наверху, в небе, стало холодно; нависли тяжёлые облака, из которых сыпалась снежная крупа. Ворон, сидя на изгороди, во всё горло каркал от холода: «Крра-а! Крра-а!» От одной мысли о такой стуже можно было замёрзнуть. Плохо приходилось бедному утёнку.
Как-то раз, под вечер, когда солнце так красиво закатывалось, из-за кустов поднялась стая чудесных больших птиц, утёнок в жизни не видывал таких красивых – белоснежные, с длинными гибкими шеями! То были лебеди. Они закричали какими-то странными голосами, взмахнули великолепными большими крыльями и полетели с холодных лугов в тёплые края на синие озёра. Высоко-высоко поднялись они, а бедного безобразного утёнка охватило смутное волнение. Он волчком завертелся в воде, вытянул шею и тоже испустил такой громкий и странный крик, что и сам испугался. Чудесные птицы не выходили у него из головы, и, когда они окончательно скрылись из виду, он нырнул на самое дно, вынырнул, но всё никак не мог прийти в себя. Утёнок не знал, как зовут этих птиц и куда они улетели, но полюбил их так, как не любил до сих пор никого на свете. Он не завидовал их красоте. Быть похожим на них? Нет, ему это и в голову не могло прийти! Он был бы рад, если бы хоть утки-то его от себя не отталкивали. Бедный безобразный утёнок!
А зима стояла холодная-прехолодная. Утёнку приходилось плавать без отдыха, чтобы не дать воде замёрзнуть, но с каждой ночью свободное ото льда пространство всё уменьшалось. Морозило так, что лёд трещал. Утёнок без устали работал лапками, но под конец обессилел, замер и примёрз ко льду.
Рано утром мимо проходил крестьянин и увидел замёрзшего утёнка. Он пробил лёд своими деревянными башмаками, отнёс утёнка домой и отдал его жене. В доме крестьянина утёнка отогрели.
Но вот дети как-то раз задумали поиграть с утёнком, а он вообразил, что они хотят его обидеть, и со страха шарахнулся прямо в миску с молоком. Молоко расплескалось, хозяйка вскрикнула и всплеснула руками, а утёнок взлетел и угодил в кадку с маслом, а потом в бочонок с мукой. Ох, на что он стал похож! Крестьянка кричала и гонялась за ним с щипцами для угля, дети бегали, сшибая друг друга с ног, хохотали, визжали. Хорошо, что дверь была открыта: утёнок выбежал, кинулся в кусты, прямо на свежевыпавший снег, и долго-долго лежал в оцепенении.
Грустно было бы описывать все злоключения утёнка в течение этой суровой зимы. Когда же солнце стало снова пригревать землю своими тёплыми лучами, он залёг в болото, в камыши. Вот запели и жаворонки. Наступила весна.
Утёнок взмахнул крыльями и полетел. Теперь крылья его шумели и были куда крепче прежнего, – не успел он опомниться, как очутился в большом саду. Яблони тут стояли все в цвету, душистая сирень склоняла свои длинные зелёные ветви над извилистым каналом.
Ах, как тут было хорошо, как пахло весною! Вдруг из зарослей выплыли три чудных белых лебедя. Они плыли так легко и плавно, словно скользили по воде. Утёнок узнал красивых птиц, и его охватила какая-то странная грусть.
«Полечу-ка я к этим царственным птицам! Они, наверное, убьют меня за то, что я, такой безобразный, осмелился приблизиться к ним, – ну и пусть! Лучше пусть они меня прогонят, чем сносить щипки уток и кур и пинки птичницы да терпеть холод и голод зимой».
И он слетел на воду и поплыл навстречу красавцам лебедям, а те, завидев его, тоже устремились к нему.
– Убейте меня! – сказал бедняжка и опустил голову, ожидая смерти.
Но что же он увидел в чистой, как зеркало, воде? Своё собственное отражение. И теперь он был уже не безобразной тёмно-серой птицей, а лебедем!
Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца.
Теперь он был рад, что перенёс столько горя: он лучше мог оценить своё счастье и всю красоту, что его окружала. Большие лебеди плавали около него и гладили его клювами.
В сад прибежали маленькие дети, они стали бросать лебедям зёрна и хлебные крошки, а самый младший закричал:
– Новый, новый!
Остальные подхватили: «Да, новый, новый!» – и захлопали в ладоши, приплясывая от радости, потом побежали за отцом и матерью и стали снова бросать в воду крошки хлеба и пирожного. И все говорили, что новый лебедь – самый красивый. Такой молоденький, такой чудесный!
И старые лебеди склонили перед ним головы.
А он совсем смутился и невольно спрятал голову под крыло. Он не знал, что делать. Он был невыразимо счастлив, но ничуть не возгордился, – доброму сердцу чуждо высокомерие. Он помнил то время, когда все его презирали и преследовали; теперь же все говорили, что он прекраснейший между прекрасными! Сирень склонила к нему в воду свои душистые ветви, солнце ласкало его и грело… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик:
– Мог ли я мечтать о таком счастье, когда был гадким утёнком!
Другие сказки Андерсена
Дикие лебеди
Русалочка
Пастушка и трубочист
Принцесса на горошине
Знакомое ощущение: Новый год, минутная стрелка описывает круг, настроение на пике – и вдруг, откуда ни возьмись, эта странная досада: ничего не изменилось. В России стрелка жизни не просто ходит по кругу, а упорно стремится вспять. В декабре на традиционном хоккейном «Кубке Первого канала» хозяева турнира проводили матчи в свитерах с надписью «СССР», тем самым отдавая, как было сказано, дань уважения советским хоккеистам. «…Не помогло», как пелось в известной песне Владимира Высоцкого; в решающем матче сборная Финляндии победила со счетом 3:2.
Цитатой из Высоцкого и продолжу: «Я платье, говорит, взяла у Нади, я буду нынче как Марина Влади!» На киностудии «Мосфильм» воссоздали знаменитую квартиру главной героини «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» Нади Шевелевой. По чертежам воссоздали, пишут, с учетом всех деталей: в ванной висит шуба Ипполита, а в зале платье и гитара Нади. Для тех, кто захочет там встретить Новый год, будет ужин с фирменной заливной рыбой, оливье и так далее. Ну а что – вполне вероятно, найдутся желающие. Для ещё более глубокого погружения в эпоху можно было бы расширить аттракцион – перед посещением предложить гостям, например, постоять в очереди. В 1970-е в Москве или Ленинграде, конечно, с продовольственным снабжением было получше, чем в регионах, но пару-тройку часов за промтоварами пришлось бы отстоять. Попутно можно воссоздать неповторимый колорит советской очереди – описанный Владимиром Сорокиным в одноименном произведении.
Но особенно заметна эта реанимация брежневского «далека» на экране. С момента реанимации киностудии «Союзмультфильм» получили продолжение уже три культовых мультфильма 1970-х. Герои нового «Простоквашина» (2018) более-менее переползли в новый мир, осваивают гаджеты и ведут фермерское хозяйство. Год назад вышел обновлённый мультфильм про Чебурашку и Гену, «Секрет праздника». Герои словно застыли между советским временем и настоящим; причем это так сознательно сделано, говорят авторы, чтобы сохранить «уютный мирок». И вот в декабре 2021-го мы дождались и новой версии «Волка и Зайца» – вышли первые четыре серии.
Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность или «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит автоописанием страны на нынешнем этапе
…Чем глубже в это погружаешься, тем заметнее, насколько концептуально обстояло дело в СССР с мультипликацией. Каждый мультик – не просто развлечение: попутно самым маленьким строителям коммунизма объясняли азы советской жизни. Ненавязчиво – тут не поспоришь – мультфильмы знакомили с устройством советского космоса; труд, учеба, отдых. Заяц, конечно, слаб (а с кем же еще ассоциировать себя самым маленьким зрителям?), но на защиту от Волка в случае чего встает весь социум, от медведей до роботов. Этот маленький мир соответствовал декларируемым принципам большого – и, главное, принципу патернализма, столь любимого обывателем до сих пор.
Какая же норма жизни вырисовывается у нас теперь, в новых сериях «Ну, погоди»?
На первый взгляд всё выглядит обнадеживающе. Животные инстинкты преодолены: Волк уже не охотится за Зайцем, чтобы его непременно съесть, но стремится его победить, переиграть; вполне в духе новой этики. Герои обрели вторую молодость (Заяц и Волк по возрасту теперь почти ровесники), еды навалом, на курорте типа сочинского всех ждёт шведский стол. Но, несмотря на бешеную динамику, возникает ощущение, что героям нечем заняться. Может быть, оттого, что они вынуждены гонять по кругу старые смыслы (первые серии посвящены спорту, что, конечно, уже было в советском мультике)? Да и сами герои как-то странно напоминают лишь цифровые копии самих себя.
Заяц и Волк словно превратились в героев пьесы Сэмюэля Беккета «В ожидании Годо», их окружает максимально условный, пустынный мир, хотя и вовсю разукрашенный. Но даже в этом курортно-гастрономическом раю не получается достичь гармонии. Есть что-то фрейдистское в том, что единственным развлечением в итоге становится нанесение увечий; герои по большому счету занимаются только тем, что лупят и швыряют друг друга (достаётся больше всех Волку, понятно). Что, по замыслу авторов, вероятно, должно вызывать беззаботный смех зрителей.
Попытка насильно втиснуть советские смыслы в современность (всё это, заметим, происходит в тридцатую годовщину распада СССР) или, что ещё ужаснее, «объединить» прежние ценности с нынешними выглядит, собственно, автоописанием страны на нынешнем этапе. Перепридуманный, подправленный задним числом мир прошлого теперь лишен недостатков, но зато подчеркнуты все его преимущества. И опять, как встарь, противостояние с НАТО – пока что риторическое; надеемся, что только таким оно и останется. Но вот какая штука, на примере кино особенно заметная: насильно втиснутые в современность старые смыслы по какой-то необъяснимой внутренней логике не трансформируются, не взаимодействуют, а как бы тают, испаряются, постепенно превращаясь в ничто. На наших глазах происходит – как бы это выразиться? – мультипликация прошлого. А заодно и настоящего. С Новым годом, как говорится, дорогие товарищи!
Андрей Архангельский – журналист и культуролог
Высказанные в рубрике «Право автора» мнения могут не отражать точку зрения редакции
Конспект внеклассного занятия
Тема: «Сказка в музыке»
Эпиграф:
«Что за прелесть эти сказки!»
Художественно-педагогическая
идея урока:
во взаимосвязи смежных видов искусств музыки, поэзии и
живописи создать целостную картину русской народной сказки, ее красоту и
гармонию
Цели
урока:
образовательные:
·
дать
представление о музыкальном образе и средствах его создания;
·
заложить
навыки пластического интонирования, как средства выражения музыкального образа;
развивающие:
·
развивать
представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном
произведении и их значении в создании музыкального образа;
·
развивать
основы пластического интонирования и его основные приемы;
·
путем освоения
интеграционного поля мира искусств ввести в образный мир сказки;
·
превратить
урок музыки в диалог нескольких видов искусств (взаимопроникновение) — музыки,
поэзии, живописи;
воспитательные:
·
прививать
бережное отношение к культурным традициям своего народа;
·
развивать
представление о роли изобразительно-выразительных средств в музыкальном
произведении и их значении в создании музыкального образа;
·
пробуждать и
развивать добрые чувства, бережное отношение к близким;
Тип
урока: урок
изучения новых знаний
Средства
обучения:
Фонограммы
музыкальных произведений:
·
Симфоническая картина Н.А.Корсакова «Три чуда»
·
Песня неизвестных авторов «Аленушка»
Технические
средства:
·
Музыкальный
центр
·
Музыкальная
шкатулка в форме рояля..
Музыкальные
инструменты:
·
Треугольник
·
металлофон
Оформление:
·
На доске тема
урока «СКАЗКА В МУЗЫКЕ».
·
Иллюстрации:
портреты Пушкина и Римского-Корсакова, иллюстрации к сказке «Сказка о царе
Салтане…»А.С.Пушкина и репродукции картин Михаила Врубеля «Царевна-Лебедь» и
Виктора Васнецова «Аленушка».
ХОД УРОКА:
1. Организационный момент
Здравствуйте,
ребята. сегодня я проведу у вас внеклассное занятие по музыке.
Давайте
улыбнемся друг другу и с хорошим настроением проведем наш урок
2.
Смысловая связка-блиц.
Звучит
фрагмент симфонической картины «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»
Н.А. Римского-Корсакова.
…Давным—давно
это было, —
Еще
когда моя бабка под стол пешком ходила;
Когда
реки текли молочные, а берега были кисельные,
Леса
были густые – густые, а небо чистое – чистое…
А
зверя в тех лесах было видимо-невидимо,
А птиц
в небе считано-несчитано,
А
сказок в народе – великое множество.
Тема
нашего урока: СКАЗКА В МУЗЫКЕ.
Ребята, а вы много сказок знаете? (Да). А хорошо ли вы их
знаете? Давайте вместе вспомним:
3.
Разминка.
Ветер по
морю гуляет
И кораблик
подгоняет…
Он бежит
себе в волнах
На
поднятых парусах…
Мимо
какого острова проплывал этот корабль? (Буян).
Он над
ней жужжит, кружится —
Прямо на
нос к ней садится,
Нос
ужалил богатырь:
На носу
вскочил волдырь.
Кто это
был и в кого он превратился? (Шмель)
Ель
растет перед дворцом,
А под ней
хрустальный дом;
Белка там
живет ручная,
Да
затейница какая!
Белка
песенки поет
Да орешки
все грызет.
А какую
песню пела белка? («Во саду ли, в огороде»).
Правильно,
а из какой сказки взяты все эти отрывки? (Сказка о царе Салтане, о сыне его
славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне
Лебеди»). Кто написал эту сказку? (А.С. Пушкин).
Демонстрируется
портрет А.С. Пушкина.
А откуда
появились сказки, кто их сочинял? (народ)
Правильно.
Поэтому они и называются русские народные сказки.
Кто вам
рассказывает сказки? (мама)
А кто
рассказывал сказки Пушкину? (няня)
Да, ведь
только благодаря Арине Родионовне Пушкин знал столько народных былин, песен,
сказок. Недаром поэт восклицал: «Что за прелесть эти сказки!»
4.
Получение новых знаний
А)
Прослушивание музыки
Сказки
Пушкина вдохновляли многих композиторов на создание музыкальных произведений.
Один из
них – великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Знакома
ли вам эта фамилия?
Учитель
демонстрирует портрет Римского–Корсакова
Композитор
очень любил писать музыку к сказкам.
Его
музыку любят не только в России, но и в других странах.
Во всем
мире его называют музыкальный сказочник. Когда Римский-Корсаков прочел
«Сказку о царе Салтане» Пушкина, ему тут же захотелось изобразить ее в музыке,
оживить звуками образы сказочных героев.
!!!
Новые понятия:
Художественный образ – это картина,
которую видит художник, прошедшая через его сознание, воображение, обогащенная
его чувствами.
Музыкальный образ – это восприятие композитором увиденного и переданное нам его
ощущение в музыкальных звуках.
Есть и в
«Сказке о царе Салтане» и в музыке Римского-Корсакова три чуда,
Вот как
рисует белку Пушкин-это поэтический образ
«…Белка
песенки поет
И орешки
все грызет
А орешки
не простые,
Все
скорлупки золотые….
…Кучки
равные кладет,
И с
присвисточкой поет
При
честном при всем народе:
«Во саду
ли, в огороде».
Какой вы
представляете Белку, какой образ дал ей Пушкин? (веселая, проворная, певунья)
Сейчас мы
услышим, каким Римский-Корсаков создал музыкальный образ Белки.
И все
вместе давайте покажем образ Белки движением рук, пластикой.
Звучит
фонограмма белки
Как
звучала музыка (легко, отрывисто, в высоком регистре). Белка, как птичка легко
прыгает по веткам; в музыке слышно
А
давайте при помощи музыкальных инструментов попробуем сами озвучить тему
волшебной белочки.
Раздаю
металлофон и треугольник и объясняю, что на металлофоне мы исполняем
ритмический рисунок на одной ноте-пластинке. Треугольник играет только на
сильную долю такта.
Играем
–фонограмма «Белка»
Молодцы.
Мы создали свой образ белочки. Давайте похлопаем артистам…. И продолжим
знакомство.
Второе
чудо.
«…Море
вздуется бурливо,
Закипит,
подымет вой,
Хлынет на
берег пустой,
Расплеснется
в шумном беге,
И очутятся
на бреге,
В чешуе,
как жар горя,
Тридцать
три богатыря.
Все
красавцы удалые,
Великаны
молодые,
Все
равны, как на подбор.
С ними
дядька Черномор».
Какими вы
увидели богатырей? (сильными, храбрыми, великанами)
Молодцы,
именно такой образ богатырей и задумал ПУШКИН
Послушайте,
какими музыкальными средствами Римский-Корсаков рисует образ богатырей.
При
прослушивании покажите жестами характер музыки.
Если
услышите звучание знакомых инструментов, изобразите, как на них играют.
Звучит
фонограмма 33 богатырей
Как
музыка передала образ богатырей? Темп – быстрый, стремительный
Какие же
инструменты использовал композитор (трубы, барабаны — призывные интонации,
характер марша)
Третье
чудо
«…Говорят,
царевна есть,
Что не
можно глаз отвесть.
Днем
свет божий затмевает.
Ночью
землю освещает —
Месяц под
косой блестит.
А во лбу
звезда горит.
А сама-то
величава.
Выступает,
будто пава;
Сладку
речь-то говорит,
Будто
реченька журчит
Какой
образ рисует Пушкин?
Я хочу
показать картину, она называется «Царевна Лебедь), ее написал русский художник
Михаил Врубель к «Сказке о царе Салтане»
Посмотрите
внимательно, какие краски использовал художник?
Какую
музыку вы ожидаете сейчас услышать?
При
прослушивании используйте пластику, ваши руки – это крылья прекрасной царевны
Лебеди.
Звучит
фонограмма царевны Лебеди
Мы
узнали, какие 3 чуда есть в «Сказке о царе Салтане…». Давайте еще раз их
назовем.
Какой
поэт создал художественные образы этих героев (Пушкин),
Какой
композитор создал музыкальные образы? (Римский-Корсаков)
Б)
Разучивание песни
Молодцы!
Вы хорошо работали, и у меня для вас заготовлен музыкальный сюрприз
Звучит
фонограмма
Учитель
исполняет песню «Аленушка»
1 куплет:
Нам сказки бабушка читала,
Про беззаботного Емелю.
Про Золушку простую,
Про рыбку золотую,
И про бессмертного Кащея.
Но лишь одна пришлась по сердцу,
Нам эта сказка часто снится.
Мы очень любим слушать,
Как братика Ванюшу
Спасает старшая сестрица.
Припев:
Где-то далеко светит солнышко,
Где-то у реки да на камушке
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
Ждет красавица Аленушка
Брата своего Иванушку.
2 куплет:
А я ему бы песни пела,
А я ему б стихи читала,
И утренней порою,
Колодезной водою,
Иванушку бы умывала.
А я бы в игры с ним играла,
А я бы с ним в лесу гуляла,
Сырую пить водицу
Из козьего копытца
Ему бы я не разрешала.
Вы
догадались, как называется русская народная сказка? (Сестрица Аленушка и братец
Иванушка)
У
русского художника Виктора Васнецова есть картина, которая тоже называется
«Аленушка».
А сейчас мы
будем разучивать эту песню. Давайте представим, что мы с вами на «Фабрике
звезд». Вы – начинающие звездочки, и я буду учить вас петь.
Разучивается
припев песни «Аленушка», затем песня пропевается полностью под фонограмму.
Давайте
похлопаем! Вы – настоящие артисты! Вы прекрасно поете!
5.
Подведение итогов урока:
·
Проверка
усвоения знаний учащихся, закрепление музыкальной традиции урока.
На
уроке мы говорили о сказке в музыке. Какие сказки мы сегодня вспомнили?
(«Сказка о царе Салтане», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»). А кто написал
«Сказку о царе Салтане»? (А.С. Пушкин). Какой композитор сочинил музыку для
этой сказки? (Н.А. Римский-Корсаков). О каких художниках мы сегодня узнали?
(Васнецов, Врубель).
·
Анализ работы
учащихся на уроке. Совместные выводы учителя и учащихся
Технологическая карта занятия
ФИО : Адиканкова Н.В
Образовательная область:
«Речевое развитие», интеграция с игровой деятельностью
Тема
занятия: Слушание сказки-загадки Вл. Ив. Даля «Старик годовик»
Возрастная
группа:
подготовительная к школе
Цель занятия:
понимание смысла и отгадывание загадок необычной сказки В.И. Даля «Старик
годовик» в процессе ее обсуждения; выполнение игровых заданий по содержанию
произведения на интерактивной доске.
Задачи занятия:
обучающие: ознакомиться с содержанием сказки, узнать кто
такой старик годовик, что за волшебные птицы вылетали из его рукавов? Почему
имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев на каждом крыле? Почему
они имели такую странную расцветку? Назвать времена года, месяцы, дни недели.
развивающие:
проанализировать
сказку-загадку, отгадать загадки, сделать предположение «кто такой старик
годовик», прийти к умозаключению о смысле сказки, понять в каком порядке идут
времена года, как устроен год; запомнить текст и воспроизвести по памяти последовательность
загадок и отгадок к ним.
воспитательные: высказать свое отношение к сказке-загадке, чем она интересна,
понять «чему учит?» (внимательно наблюдать за природными
явлениями и подмечать закономерности, свойственные окружающему миру); соблюдать правила участия в беседе: высказывать свое
предположение, внимательно слушать собеседника, не перебивать говорящего; правила
игры, правила работы с интерактивной доской.
игровая: правильно выполнить задания дидактической игры и стать
победителем.
техническая: перемещать
изображения по поверхности интерактивной доски с помощью стилуса.
Словарная
работа: ознакомиться
со значением новых слов, встречающихся в тексте произведения: старик годовик
– волшебный старик, управляющий временами года, месяцами,
следит за их очерёдностью круглый год, жнец-работник, который серпом срезает
стебли злаковых растений.
Планируемые
результаты занятия:
—
дети отгадают загадки: что за птиц выпускает старик
годовик, почему у них по четыре крыла, что означают семь перьев в каждом крыле
и почему перья у птиц черно-белые, используя авторские подсказки.;
—
выполнят четыре игровых заданий по содержанию произведения в процессе дидактической
игры на интерактивной доске.
Подготовительная работа: разработка дидактической игры «Загадки старика годовика»,
внесение в Центр книги хрестоматии/ книги В.И. Даля «Старик
годовик»
Материалы
и оборудование: SMART – доска, стилус, хрестоматия для детей старшей группы; интерактивная дидактическая
игра по сказке, стол детский, стулья детские по числу участников.
№ | Этапы, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Методы, формы, приемы | Предполагаемая деятельность детей | Планируемые результаты |
1. | Организационно-мотивационный (3 мин) | Создание | 1.Задает — Все Есть Показывает Среди произведений Владимира Даля — сказки, 2. — Что мы Продолжите — мы Моё | Словесный: — вопрос Наглядный: показ обложки — | Отвечают рассматривают включаются | Дети Включаться |
3. | Словесный: | Садятся | ||||
2. | Основной | |||||
2.1. | Этап первичного | Выразительное чтение сказки -загадки. | 1.Проводит | Словесный: | Знакомятся | Восприятие |
2. Читает сказку | Словесный: чтение | Слушают (восприятие) | ||||
2.2. | Этап анализа | Анализ Подведение | 1.Проводит работу по обсуждению текста после прослушивания. – О ком, о чем сказка? –Кто такой старик годовик? –— Что за волшебные птицы вылетали из его рукавов? -Почему имели не два, а четыре крыла? — Что значат семь перьев | Словесный: беседа по — повторное — отгадывание загадок Наглядный: — рассматривание иллюстраций сказки-загадки. | Принимают | Дети |
2.3. | Этап Дидактическая | Закрепление | 1.Проводит Задание 2.Расставь 3.Крылья 4. | Игровой: Практический: выполнение напоминание | Выполняют Совместно | Отгадают загадки, закрепят представления в каком порядке идут |
2. Совместно | ||||||
Физ.минутка | Снятие напряжения | Проводит | Наглядный: Практический: | Выполняют | ||
3. | Заключительный | Подведение Установка | 1. Проводит разговор: Я узнал (а)… Мне понравилось, что… Было трудно… Обобщение (сказка «Старик 2. Дает | Словесный: установка | Отвечают | Дети |
АННОТАЦИЯ К СКАЗКЕ В.И. ДАЛЯ «СТАРИК
ГОДОВИК»
В.И. Даль написал сказку, которая называется «Старик-годовик».
Сказка написана в жанре сказки-загадки.
Краткое содержание
сказки:
Однажды старик-годовик, выйдя на улицу взмахнул рукавом.
Раз махнул – первые три птицы полетели, стало морозно, махнул второй раз — ещё
птицы полетели, снег вдруг растаял и появились первые цветы, махнул в третий
раз — опять птицы полетели и наступила жара, жарко припекло солнышко, махнул в
четвёртый раз — снова птицы полетели и появился густой туман и снова пошёл
дождь.
Птицы, что выпускал старичок из своей шубы не обычные,
каждая имела по четыре крыла, на каждом крыле семь перьев, с одной стороны
перышко белоснежное, а с другой стороны очень темное.
Кто таков этот старик? Что за волшебные птицы вылетали
из его рукавов? Почему имели не два, а четыре крыла, и что значат семь перьев
на каждом крыле? Почему они имели такую странную расцветку?
Вот такая интересная сказка, читая которую нужно подумать о чём
идёт речь, что это за птицы с крыльями вылетали от взмаха рукава старика-годовика.
Вот почему сказка и считается сказкой-загадкой.
Сказка учит нас не забывать о том, в каком
порядке идут времена года, как устроен год.
ВЛАДИМИР
ИВАНОВИЧ ДАЛЬ
(1801- 1872
г.г.)
Русский писатель, врач, собиратель народных сказок, составитель толкового
словаря.
На протяжении всей жизни собирал слова, народные выражения, стремясь
показать богатство живого языка, а через него — раскрыть различные стороны
народной жизни. «Толковый словарь» обязан своим рождением дружбе Даля с А.С. Пушкиным
За первые выпуски «Толкового словаря живого великорусского языка»
Владимир Даль получил золотую медаль от Императорского географического
общества, удостоен звания почетного академика.
Среди произведений Владимира Даля — сказки, повести, были,
пословицы, загадки.
Физкультминутка.
В понедельник я купался, (Изображаем плавание.) А
во вторник — рисовал. (Изображаем рисование.)
В среду долго
умывался,
(Умываемся.) А
в четверг в футбол играл. (Бег на месте.) В
пятницу я прыгал, бегал,
(Прыгаем.) Очень
долго танцевал. (Кружимся на месте.)
А в субботу, воскресенье
(Хлопки в ладоши) Целый
день я отдыхал. (Дети садятся на корточки, руки под щеку- засыпают.)
Воспитатель: во время физ. минутки, что мы
вспомнили? Дети:
дни недели.