CEO Smart Reading Михаил Иванов предпочитает слушать. Поэтому уже на старте проекта Smart Reading саммари были представлены как в текстовом, так и в аудиоформатах. В этой статье Михаил рассказывает о преимуществах и трудностях аудиоформата и делится идеями о том, как эффективно слушать.
Послушать пост:
Слушание — это новое чтение! Сегодня мы производим и слушаем аудиоконтент больше, чем когда-либо в истории. Даже YouTube мы больше слушаем, чем смотрим. Потребление аудиокниг по темпам роста обгоняет потребление текстов уже много лет, а интерес к подкастам возвращается. Amazon и Spotify покупают крупнейшие подкастинговые сервисы. Clubhouse — новая звезда социальных сетей.
Присмотритесь, у каждого подростка в метро в ушах наушники. Я почти уверен, что эту статью вы будете слушать.
Я пользуюсь беспроводными наушниками датской компании Jabra Sport. Они значимо лучше, чем Apple AirPods. В день я слушаю аудио 3–4 часа.
В Smart Reading мы делаем все саммари в аудиоформате! Сейчас у нас больше 600 аудиосаммари и больше 80 эпизодов в подкасте. Мы записываем по 2 новых эпизода в неделю. Книгу для подростков «Чему не учат в школе» мы тоже озвучили — можно рассматривать прекрасные иллюстрации и параллельно слушать.
В среднем продолжительность аудиосаммари от Smart Reading — 30 минут. Если вы начнете сегодня и будете слушать их нон-стоп, то закончите только через 2 недели. За это время вы сможете объехать всю Европу!
Возможно, вы не знаете, но в месяц наши саммари слушает более миллиона человек в наших приложениях и на популярных платформах — Яндекс.Музыка, Storytel, СберЗвук, MEGOGO, Звуки Слов и других.
Из истории аудиокниг
Относительно доступными аудиокниги стали лишь в 1980-х годах с появлением кассетных плееров Sony Walkman.
Карандаш и кассета (только люди старше 40 поймут, как их совместить)
В середине 1990-х счастливые обладатели персональных компьютеров стали скачивать на них и аудиокниги. В конце XX века, за 4 года до появления первых iPods, на Amazon можно было приобрести специальный плеер для прослушивания книг от Audible. У него была маленькая память — 4 Мб, которая вмещала лишь 2 часа аудиозаписи. Плеер стоил около $200 и выглядел так:
Первый цифровой плеер Audible, 1998
У советских детей была возможность слушать сказки на виниловых и гибких пластинках, начиная с 1950-х. Их выпускала фирма «Мелодия». Сказки озвучивали выдающиеся актеры — Табаков, Джигарханян, Боярский, Гурченко, а музыку создавали известные композиторы.
Вокруг детских сказок порой кипели недетские страсти. Например, песни к аудиосказке «Алиса в Стране чудес» написал Владимир Высоцкий, и проект чуть было не закрыли из-за цензуры. Социальная сатира в текстах песен была слишком очевидной:
Нет-нет, у народа не трудная роль:
Упасть на колени — какая проблема?
За все отвечает король,
А коль не король, ну тогда — королева!
(В.С. Высоцкий, отрывок из песни к аудиокниге «Алиса в Стране чудес»)
Обложка пластинки «Алиса в Стране чудес» («Мелодия», 1979)
Преимущества аудиокниг
Для многих взрослых людей, которым некогда читать, аудиокниги стали настоящим спасением. А для детей — возможностью послушать сказки, когда у родителей нет времени на чтение вслух.
Экономия времени
Прослушивание книг, саммари, подкастов нередко становится второй активностью. Вы можете совмещать приятное с полезным: слушать и параллельно готовить, бегать, управлять машиной.
Отдых ваших глаз
Аудиокниги дают глазам отдохнуть. Человеческие глаза были созданы природой, чтобы смотреть вдаль и вовремя замечать приближающуюся опасность — дикого зверя или недружелюбно настроенного соседа. А мы используем их не по назначению.
Мы смотрим в экран около 90% активного времени. После 8+ часов у офисного монитора «сидим в телефоне», чтобы прочитать новости и интересные статьи, общаемся с близкими в мессенджерах, смотрим сериалы, играем в онлайн-игры. Тут уже не до чтения книг.
Возвращение к истокам
Человек воспринимает информацию на слух уже не одну сотню тысячелетий — первый человеческий язык возник по разным данным от 600 тысяч до 2,5 млн лет назад. А первая книга (если считать книгами египетские свитки) появилась менее 4,5 тысяч лет назад.
Более эмоциональное и разнообразное восприятие контента
Аудиокниги на хороших сервисах начитывают актеры, профессиональные дикторы и спикеры (ученые, литературные критики). Записи напоминают настоящий аудиоспектакль, а слушатели погружаются в книгу гораздо глубже, чем если бы они читали сами.
В 1930-х годах радиотрансляция спектакля по книге Герберта Уэллса «Война миров» была настолько реалистичной, что слушатели решили, будто инопланетное вторжение — реальность.
Сейчас популярны аудиокниги, озвученные автором. Но это большая работа. На мой взгляд, писательство и актерское мастерство — разные навыки. И это скорее тешит тщеславие автора, чем добавляет ценность записи.
Неочевидная выгода аудиоформата
Аудиокниги — еще и прекрасное снотворное! Когда мне не спится, я включаю аудиокнигу и засыпаю уже на 5-й минуте.
Вот мой топ-7 аудиокниг:
— «Полианна»
— «Вторая жизнь Уве»
— «Священная книга оборотня» — это лучшая запись, которую мне когда-либо приходилось слышать. Отличная работа!
— «Искусство бега под дождем»
— «Лавр»
— «Сердце Пармы»
— «Одиночество в Сети»
Трудности при прослушивании: как справиться
Случается, что человек слушает аудиокнигу, но потом не может вспомнить, что именно он слышал. Адепты традиционного чтения утверждают: происходит это потому, что на слух информация воспринимается хуже. Однако научные исследования опровергают такую точку зрения.
Группа ученых из Университетского колледжа Лондона в 2018 году обнаружила, что аудиоформат обеспечивает более глубокое усвоение информации за счет высокой эмоциональной и когнитивной вовлеченности.
Бет Роговски из Блумсбургского университета Пенсильвании описывает эксперимент, в ходе которого команда из 91 человека была произвольно распределена по трем группам, каждая группа воспринимала одну и ту же информацию разными способами:
- Первая группа читала с экрана гаджета.
- Вторая группа слушала.
- Третья группа одновременно слушала и читала.
Проверка усвоенного показала, что канал восприятия существенно не влияет на качество понимания и запоминания материала.
Ведущая подкаста «Чисто по-человечески» (Only Human) Мэри Харрис считает, что все люди — плохие слушатели, но это можно исправить. Она записала серию подкастов «Послушайте!» (Listen Up) о том, как начать эффективно слушать. У нее в гостях были разные эксперты: люди с уникальной памятью, ученый, исследующий язык тела, и другие собеседники, которые считают, что слушание — не такое простое занятие, хотя бы из-за того, что с возрастом мы хуже слышим.
Оказывается, мы отвлекаемся потому, что наш мозг может воспринимать 400 слов в минуту, а услышать за этот промежуток времени мы успеваем в среднем 125 слов. Мозг не занят полностью и отвлекается на другую информацию.
В приложениях Smart Reading для iOS и Android вы можете слушать саммари на скорости от 0,5 до 2. Но уже в мае для пользователей iOS будет доступен больший диапазон скоростей — от 0,5 до 3.
Ключевая жалоба на аудиоформат — я отвлекаюсь, не могу слушать больше 10 минут
Как с этим бороться?
— Слушайте небольшими фрагментами. Сначала по 5 минут, потом по 10. Наращивайте силу своих ушей! Вы же не сможете сразу подтянуться 30 раз. Начинаете с трех подтягиваний (а некоторые и с нуля) и постепенно доводите их количество до 30. Кстати, у нас в библиотеке есть саммари на книгу «50 подтягиваний через 7 недель». Метод, описанный в саммари, можно смело применять и для тренировки навыков слушания.
— Слушайте аудиозаписи на большей скорости.
— Слушайте книги, только когда занимаетесь чем-то, что не требует большого фокуса. Если вы опытный водитель, то с аудиокнигой время в дороге пролетит незаметно. Если же вы недавно за рулем, не отвлекайтесь от дороги. В путешествии на машине с семьей мы всегда слушаем саммари книг и полные художественные книги.
Еще одна жалоба — мне не нравится голос!
Мы пишем все наши саммари с помощью дикторов в студии с профессиональной аранжировкой. Время от времени мы меняем голоса. К сожалению, голос не может нравиться всем. Есть популярные чтецы аудиокниг, например Игорь Князев, Сергей Чонишвили, Алексей Багдасаров, Марина Лисовец и Александр Клюквин. У таких чтецов самые высокие гонорары, и они всегда заняты. Но тот же Князев не нравится всем!
Даже если вы до сих пор только читали книги, попробуйте аудиоформат. Новые ощущения гарантированы!
Пока не готовы слушать долго? Начните с саммари. Напомню, что саммари — краткое изложение основных идей книги, которое помогает понять, нужно ли слушать книгу полностью.
Топ-10 аудиосаммари от Smart Reading
1. «От хорошего к великому»
2. «Принцип пирамиды Минто»
3. «7 навыков высокоэффективных людей»
4. «Эмоциональный интеллект»
5. «Магия утра»
6. «Сказать жизни: „Да!“»
7. «Великая шахматная доска»
8. «Миллион для моей дочери»
9. «Никогда не ешьте в одиночку»
10. «Богатый папа, бедный папа»
Автор: Михаил Иванов
Интернет-ретейлеры отмечают растущий спрос на виниловые пластинки и проигрыватели в 2020–2021 гг. Так, Wildberries сообщает, что продажи пластинок в России выросли в 2,5 раза в 2020 г., а виниловых проигрывателей – в 6 раз. Платформа «Авито» информирует, что в сентябре 2021 г. интерес ее пользователей к пластинкам и проигрывателям вырос почти на треть.
Удивительно ли, что виниловая культура возродилась и стала притягательной одновременно для молодежи и старшего поколения? Одни могут себе позволить лишь простейшее устройство за 10 тыс. руб., другие вкладывают десятки миллионов, но зачем это им вообще в эпоху потоковых музыкальных сервисов? Возможно, дело в том, что на фоне превращения всей нашей жизни в цифровой файл старая добрая грампластинка становится островком «настоящей», а не виртуальной жизни?
Алексей Алексеев, руководитель клуба «Меломанъ» (15 тысяч пластинок в коллекции):
– Если обратиться к ранней истории, то первые граммофоны в России появились в конце 19-го века, в 1895 году. И до сих пор во Владивостоке находят очень старые японские и американские пластинки. Совсем недавно один наш товарищ на чердаке обнаружил пачку пластинок, датированную 1903 годом, – они пролежали там 117 лет! В клубе мы их отмыли, и оказалось, что это вполне рабочие экземпляры, которые можно слушать.
Во Владивостоке виниловая культура изначально была связана с морем и моряками загранплавания. В советское время наряду с Одессой Владивосток был важным центром распространения музыки в Советском Союзе. Цены на свежую пластинку достигали месячной зарплаты. В то время была развита индустрия грамзаписи: музыку переписывали с пластинок сначала на магнитофонные бобины, потом на кассеты. Все это тиражировалось и уходило в народ.
Запрещенная музыка
– Тусовки меломанов во Владивостоке назывались «сходка» либо «туча». На моей памяти сначала тусовались возле ДК им. Ленина на Авангарде. Потом нас оттуда погнали, и тусовка переместилась на остановку «Парк Минного городка», между Баляева и Луговой.
Не надо забывать, что сходка зародилась еще до объединения меломанов под крылом ВЛКСМ. Сначала это было неформальное объединение. А во времена Советского Союза купля-продажа любых вещей считалась спекуляцией, милиционеры ходили и контролировали, чтобы не было никаких товарно-денежных отношений – только обмен. Если тебя поймали за продажей пластинок, ты мог спокойно уехать на зону на пару лет.
Потом, уже в середине 80-х, комитет комсомола решил организовать и привлечь под свою крышу неформальные объединения молодежи. Меломанам выделили помещение в Доме молодежи, где сегодня находится кинотеатр «Иллюзион». Именно так, в 1985 году, 36 лет назад, началась история нашего клуба.
Однако не все было просто в ту пору. Запрещенную музыку слушать было нельзя. Пластинки изымались на таможне. В каждом судовом экипаже состоял помполит – это первый помощник капитана, который отвечал в т. ч. за безопасность и репертуар музыки, ввозимой в СССР.
Существовали списки групп, чьи пластинки привозить в СССР запрещалось, – там практически все популярные тогда и по сей день группы. Запреты вводились под разными мотивами: где-то усматривался фашизм, где-то – разврат, где-то – искажение внешней политики СССР и т. п.
Единая страсть
– В середине 90-х годов наш клуб приостановил работу, а спустя 20 лет мы решили его возродить, что с успехом и сделали. Теперь в нашей программе два постоянных ежемесячных мероприятия: это бесплатные лекции и встречи в библиотеке им. А. М. Горького и «Школа винила», которую мы организовали совместно с Приморской государственной картинной галереей.
Слушаем пластинки и обсуждаем отдельные вопросы коллекционирования. Плюс у нас существуют выездные мероприятия. Есть еще бесплатная раздача пластинок каждый месяц, когда выносится ящик с винилом, и любой желающий может выбрать себе по два экземпляра.
Мы ставим своей главной задачей сохранение культурного наследия и стараемся объединить вообще всех меломанов со всего края, поэтому называем себя краевым клубом. И действительно, к нам приходит аудитория от студентов до людей, которые посещали встречи клуба еще в 80-х годах. Но и ветеранов движения, и молодежь объединяет страсть к музыке.
Кусок пластмассы за $1 млн
– Финансовые возможности у всех разные. Есть люди, которые тратят миллионы рублей на аппаратуру и пластинки, а есть те, у кого еще даже проигрывателя нет, но те и другие приходят, потому что им это интересно.
Дело в том, что пластинки можно не только слушать, но и коллекционировать. Физический носитель – это артефакт своего времени. Его можно в руках подержать, на полку поставить и на стену повесить.
Некоторые члены клуба не пропускают ни одной встречи, другие появляются раз в год. Есть огромное количество людей – я их называю «меломаны-интроверты», – которые ограничиваются виртуальным общением и предпочитают слушать музыку у себя дома. Причем некоторые из них имеют специально оборудованные для прослушивания музыки комнаты или даже отдельные домики на приусадебных участках в пригороде Владивостока.
Дело в том, что те меломаны, которые увлекаются дорогой аппаратурой и могут ее себе позволить, заморачиваются также и правильной организацией электропитания и акустического пространства, а самый дорогой элемент любой музыкальной системы – это помещение, в котором она находится. Это как зал оперного театра.
Аппаратура и сами пластинки могут стоить сотни тысяч и миллионы рублей. С техникой все понятно, а в случае винила огромную роль играют тираж и личные истории, связанные с музыкантами. Допустим, в 1968 г. вышел так называемый «Белый альбом» The Beatles. Вообще-то он так и называется – The Beatles, но все говорят «Белый альбом» – по цвету обложки. Первые четыре экземпляра были розданы самим участникам группы. И тот, который принадлежал барабанщику Ринго Старру, недавно выставили на аукцион и продали за миллион долларов! Кусок пластмассы. Хотя чуть более поздние издания этого же альбома, выпущенные в других странах, можно купить долларов за 20. Разница – в 50 тысяч раз.
Яблоко, а не бандероль
– Что касается моей личной коллекции, то собираю ее уже 45 лет, с семилетнего возраста. Сегодня она насчитывает порядка 15 тысяч экземпляров. Первым приобретением была маленькая семидюймовая пластинка с синглом Аллы Пугачевой «Первоклассник» – по одной песенке на каждой стороне. Купил ее на подаренный мамой рубль.
«Ядро» коллекции сформировалось, когда я жил и работал в Японии. У меня довольно специфические вкусы – предпочитаю азиатских исполнителей, поэтому самый ценный экземпляр в моей коллекции – запись китайской поп-певицы Терезы Тенг, изданная небольшим тиражом на двух дисках в 1979 году. Сегодня такая пластинка стоит порядка 100 тысяч рублей в пересчете на российскую валюту.
Кстати, близость к Японии сказалась и на сленге приморских меломанов. Например, у нас есть понятие Obi – по-японски так называется бумажная лента, опоясывающая конверт грампластинки (в узком смысле – «пояс, подвязывающий кимоно»), с рекламой и переводом. Она тоже имеет коллекционную ценность. Хотя по российскому ГОСТу эта полосочка именуется «бандероль», в Приморье прижился сленг Obi и потом быстро распространился по всей России.
А вот этикетку в центре пластинки (по ГОСТу она так и называется – «этикетка») в Приморском крае называют не иначе как «яблоком». И это связано уже не с Японией, а с первыми пластинками The Beatles, появившимися в 1960-х гг. Вплоть до 1966 г. на их этикетках размещали изображение яблока. Apple Records – так назывался звукозаписывающий лейбл, созданный The Beatles в 1968 году.
У нас много терминологии, непонятной непосвященному, плюс в каждом городе свой сленг. И когда я провожу установочную лекцию, всегда советую чаще открывать нашу «Библию». Это госстандарт РФ, который называется «Грампластинки аналоговые», принятый в 1995 году и до сих пор действующий. Он определяет все основные термины и понятия.
Все будет
– Каким я вижу будущее винила? Дело в том, что с пластинками, изданными в 20-м веке, произойдет то же самое, что и с книгами. Когда-нибудь, лет через 50 или 100, их будут гордо называть прижизненными изданиями.
Станислав Ташкинов, владелец бара и магазина «Контрабанда» (11 тысяч пластинок в коллекции):
– Лично для меня все начиналось с Японии, откуда я возил музыкальную аппаратуру, инструменты, запчасти для автомобилей и мотоциклов. Винил заказывали мне все чаще, и в 2013 г. появился первый магазинчик, поначалу умещавшийся в маленьком офисе, где находились аппаратура, пластинки и диванчик.
Моя первая пластинка – «Черный альбом» группы «Кино» стоимостью примерно 10 рублей. Заказывал ее по почте, и прибыла она в коробке с надорванным углом, откуда кто-то вытащил входивший в комплект полиэтиленовый пакет. Было очень обидно, потому что с 1988 г. по 1990 г. я ходил в школу с одним и тем же пакетом с изображением гоночного автомобиля. Дело в том, что тогда даже интересные пакеты были для нас предметами роскоши.
Сейчас на виниле переиздают музыку всех направлений. Такое ощущение, что взрослые коллекционеры-меломаны давно собрали все эти Deep Purple, Led Zeppelin, Pink Floyd и ABBA с Boney M, а также классику прогрессивного рока и джаза, теперь вот дошли до симфонической музыки, что еще 10 лет назад казалось немного странным. При этом Чайковского и Моцарта называют «попсой» и просят «что-нибудь посерьезнее»…
В 2020 г. в США виниловых пластинок было продано больше, чем компакт-дисков, которые считаются уходящим форматом, хотя культура CD не умерла. Сегодня винил продается и в Интернете, и в офлайн-магазинах.
Стоимость пластинки зависит от ее состояния, тиража и года выпуска. Самая дорогая пластинка, проданная нашим магазином, – оригинал альбома Dark Side of the Moon, стоила 15 тысяч рублей. Сейчас это группа The Who, условный новодел за $1 тыс., выпущенный в 2000-х годах очень маленьким тиражом.
Винил родом из СССР и стран советского лагеря можно купить по ценам от 50 рублей за штуку, в среднем за тысячу. По 1–3 тыс. рублей продаются так называемые фирменные пластинки, выпущенные до начала 1990-х гг.
Новые издания стоят от 2 тыс. рублей, но цены на них могут быть любыми – в среднем 5 тыс. для экземпляров, только что выпущенных ограниченным тиражом.
Конечно, коллекционеры обращают внимание на автографы. Когда во Владивосток приезжала группа Uriah Heep во главе с вокалистом из классического состава, то мы собрали все пластинки «хипов», которые были в магазине, отнесли на концерт и попросили подписать. Есть у меня в коллекции экземпляр с автографами участников Deep Purple – нашел его случайно в партии пластинок, прибывшей из Японии.
В моей личной коллекции порядка 11 тысяч пластинок, но у некоторых коллекционеров в разы больше, есть собрания и по 100 тысяч.
К винилу тянутся абсолютно разные категории. И если раньше это были люди постарше, примерно так за 50, сегодня к нам приходит много прогрессивной молодежи, в т. ч. женщины и девушки.
И конечно, до пандемии нас активно посещали иностранные туристы: это то самое любимое коллекционерами диггерство, когда ты роешься в коробках с пластинками в надежде найти что-то редкое, испытывая от этого огромное удовольствие. Точно так же и мы покупаем винил в Корее и Японии.
Входной билет
– Если говорить про аппаратуру, то Владивосток был и остается островком японской техники. До сих пор та аппаратура, которая выпускалась в Японии в 70-е, 80-е, 90-е гг., работает, крутится. И до сих пор ее везут в наш город.
По части проигрывателей «входной билет» для новичка стоит примерно $100. Рынок наполнен «вертушками» от 3,5 тыс. рублей, которые «сами себе комбайн» с небольшими колонками. Они портят пластинки уже с первого прослушивания. Но можно еще отметить экономвариант для студентов, когда к проигрывателю за 7 тыс. рублей подсоединяются компьютерные колонки тысяч за пять, снабженные сабвуфером.
Цены в категории «очень дорого», то есть на аппараты Hi-End, стартуют от нескольких сотен тысяч и стремятся в бесконечность.
У каждой «Мелодии» своя судьба
– «Морячок» с пластинками под мышкой на перекрестке Океанского проспекта и улицы Адмирала Фокина – это 70-е годы. Но я застал бум начала 90-х, когда возникло перепроизводство винила и так же резко захлебнулось.
В магазине «Мелодия», где всегда стояла очередь за хорошими изданиями, переписывали цены едва ли не каждый день: в моей коллекции много экземпляров, где зачеркнут ценник «3.20», потом «190», и написано «10 500 рублей». В стране бушевала инфляция. А народ массово переходил на кассеты.
Я даже был знаком с человеком, который купил все пластинки из закрывающегося магазина «Мелодия», а потом распродавал за бесценок в течение нескольких лет. В Хабаровске такая коллекция года 2–3 назад попала в хорошие руки и теперь лежит в музее «Мир говорящих машин». В каждом городе у магазинов «Мелодия» была своя судьба.
В гаражах и на чердаках
– Многие коллекционеры достигли возраста, когда умирают от старости. И родственники продают коллекции. Сейчас ведь можно посмотреть в Интернете, сколько стоит та или иная пластинка, чтобы не продешевить.
Бывает, люди находят собрания грампластинок, купленных еще в СССР, и думают, что вот сейчас они разбогатеют. Но оказывается, что винил хранился на чердаке, в гараже или на балконе, испортился и сегодня не стоит ничего. Разве что использовать его для дизайнерских работ.
Здесь примерно как с книгой. Рекомендуется хранить пластинки в стоячем положении и в полиэтиленовых конвертах. Жирные следы от пальцев, пыль, которую в винил «закатывает» игла, устранят специальные моечные машины.
Винил сегодня – это некий предмет своего рода роскоши, иногда хвастовства, и проявление индивидуализма: «Смотрите, я не такой, как все. Вы файлы слушаете, а я – пластинки».
Когда же кто-то говорит, что любит «слушать звук», я думаю, что он немножко кривит душой, потому что главное – все-таки визуальные, тактильные ощущения, эстетика. Есть в этом некий пафос. Внутренний и внешний.
КОММЕНТАРИИ
Юрий Гавриков, резчик по дереву, создатель и совладелец аудиогалереи «Свинья и свистулька» (1994-2016 гг.) во Владивостоке (недавно продал свою коллекцию пластинок):
– Я приверженец не формата, а содержания, поэтому носитель не имеет для меня принципиального значения. Собранная мною коллекция винила насчитывала 2 тыс. экземпляров, или до двух тысяч часов музыки. И я ее продал.
У меня было много разных проигрывателей. По большей части современных, потому что техника, которую у нас именуют «винтаж», – это, как правило, просто подержанная аппаратура, красивое слово для «секонд-хенда». Люди думают, что она стоит ужасно дорого, а покупают они ее ужасно дешево.
Но подлинные винтажные изделия исчисляются единицами и стоят безумных денег – гораздо дороже, чем так называемый новодел. Это проигрыватели, которые технически опередили свое время, отлично сохранились и по сей день играют, честно конкурируя с современными моделями. Но не превосходя их! Говорить «винтаж играет лучше» – это все равно что заявлять о превосходстве техники в старые времена, когда люди стреляли из лука.
Многие любят пластинки, потому что впечатления от впервые услышанной в юности музыки самые яркие. Плюс в виниловой культуре сильна ритуальная часть, которая тоже притягивает.
Однако если говорить именно о звуке, то целью воспроизведения музыки является не создание, а передача этого звука, который есть на записи. То есть правдивый показ музыки, музыканта. Здесь винил, как бы его ни продвигали, значительно уступает цифровым источникам. Он играет более благозвучно – это да, потому что смягчает и скругляет, красиво подает звук. Но цифровые источники ближе к правде.
На мой взгляд, сегодняшнее возрождение винила – это чисто коммерческое мепрориятие. В эпоху Интернета правообладателям контента стало понятно, что через какое-то время они просто перестанут получать деньги, ведь все можно будет скачать бесплатно. И компании аудиомира вложились в продвижение идеи суперзвучания винила. Словно это голос народа, который знает правду лучше всего.
На самом деле я отказался от винила недаром: цифровой источник превосходит виниловый проигрыватель за одну и ту же стоимость.
Антон Тарасов, продюсер, директор музыкального проекта «Ник Рок-н-Ролл» (500 пластинок в коллекции):
– Для меня винил – это культурное наследие. Это как книга. Сейчас многие читают электронные издания, но в них нет «души». Моя задача в моем арт-центре – доносить до молодежи ценность винила, оборудования для прослушивания, сохранения изданий для потомков. Обмен пластинками – само по себе ценно в наше время, как повод встретиться прежде всего, ведь сейчас у многих с этим проблема. Свою коллекцию я начал собирать с пластинки Александра Башлачева «Время колокольчиков». Мне 30. Начал в 17. Коллекция, конечно, небольшая, но все еще впереди.
Руслан Ко, член выездной комиссии клуба «Меломанъ»:
– Все началось с коллекционирования аудиокассет, на смену которым пришли компакт-диски. В школе я обменял игровую приставку Sega на фирменный CD TheWall группы Pink Floyd и был совершенно счастлив. Теперь у меня есть этот альбом на оригинальном виниле – этот аналоговый звук ни с чем не сравнить.
Я вообще стараюсь слушать только ту музыку, которая выходит на виниле. Для меня важен тактильный контакт с музыкой, который не дает новый электронный формат. А оформление пластинок – это отдельный вид искусства.
Мы периодически сравниваем звучание одного и того же альбома на CD и виниле. Бывает, компакт-диск звучит ярче, но все равно «без души». При этом важно наличие правильно собранного сета и оригинальной пластинки. Новоделы, увы, часто практически «не играют».
Владимир Макаренко, эксперт музыкальной аппаратуры, представитель магазина DigitalHall:
– Рынок винила в России растет уже порядка десяти лет. И мы отмечаем рост продаж 15–20% ежегодно. Люди набаловались MP3-плеерами, электронной музыкой и хотят чего-то более материального.
В части аппаратуры самые распространенные запросы от покупателей – это недорогие аппараты в пределах 20–50 тыс. рублей. Например, виниловые проигрыватели китайского производства ION, дешевые европейские модели или продукция японского бренда Теак за 20–30 тыс. Постепенно интерес растет, человек хочет развиваться в этом деле и начинает искать более дорогие и качественные проигрыватели. Потолка здесь нет. Самые дорогие проигрыватели в нашем магазине стоят порядка миллиона рублей.
Ценители строят качественные системы, состоящие из колонок, усилителей и так далее. Цена одного какого-нибудь кабеля может достигать 100–300 тыс. рублей. Конечно, очень дорогие системы приобретает старшее поколение, а прогрессивная молодежь покупает неплохие в своей нише проигрыватели за 50–100 тыс. рублей и колонки стоимостью до 200–300 тыс.
Что касается пластинок, то мы продаем европейские издания, которые закупаем у официальных поставщиков таких компаний, как Warner Music и Universal Music. Спросом пользуется, как всегда, классика рок- и поп-музыки. Но есть интересные тенденции, например, стали популярны детские сказки. К юбилею «Мелодии» были переизданы некоторые сказки на виниле – «Старик Хоттабыч», «Бременские музыканты» и т. п. Граждане с удовольствием покупают их своим детям.
На площадке магазина мы проводим какие-то конференции, приглашаем представителей разных брендов из Москвы, рассматриваем отличия между колонками и усилителями. А иногда «сталкиваем лбами» электронную запись и виниловую. В основном электронику выбирают молодые люди, конечно. Но в любом случае винил звучит по-другому.