Слушать сказки народов кавказа

Счастье по сказке народов северного кавказа общее счастье цели: 1. пробудить интерес к чтению, научить размышлять над поставленными вопросами. 2.

Счастье по сказке народов Северного Кавказа

«ОБЩЕЕ
СЧАСТЬЕ»

Цели:

 1. Пробудить интерес к чтению, научить размышлять над
поставленными вопросами.

2. Развивать творческие способности детей.                 

3. Воспитывать нравственные аспекты: любовь к ближнему, добру и
красоте, веру в мечту,
любовь.           
 

 Ход:

 Чаще всего мы с вами желаем друг другу
счастья. Мечтаем о счастье. А что это такое — счастье? Каким оно бывает? Как
его добиться? Как остаться счастливым? Какие ассоциации вы­зывает у вас это
слово?

Радость в
семье              
Понимание в семье             
Все здоровые

Любовь близких
                    
Счастье                      
   Богатство

Учёба в
вузе               
Хорошая работа                         
Много друзей

Подумаем над этими вопросами, когда будем слушать сказку «Об­щее
счастье». Эта сказка передавалась из уст в уста, из поколения в поколение
народами, живущими на Северном Кавказе.

  Аналитическая работа по тексту.

1)
Была ли счастлива семья старика в начале сказки?   В чем это
проявилось?

Все
были счастливы. Смех и песни не умолкали в доме.  В семье назы­вали друг
друга «мое солнышко», говорили друг с другом ласково. Каждый старался лучший
кусок отдать другому.

2) В
доме старика народу «столько, что большому селению впо­ру». Как вы понимаете
эти слова? Почему он не отделяет своих взрослых сыновей?

(Вместе они были богаты и сильны, но подели их на отдельные семьи
и когда все уйдут, не станет ни силы, ни богатства).

3) Какое значение имеет само слово «разлад»? В чем проявляется
разлад в семье старика?

  1) отсутствие порядка

  2) раздор, разногласие.

image001  3) Разлад в семье- это беда.

4) Почему Общее счастье покинуло семью старика?

(Счастье ушло из дома, потому что повторялось число 13: в доме
старика очень много народу. Вот они и мешали друг другу)

5)
Сказка называется «Общее Счастье». Можно ли сказать, что Общее Счастье главное
действующее лицо произведения?

(Нет,
главное действующее лицо в сказке старик. На нем самая большая доля
ответственности за судьбу семьи: он — старший, он им всем отец.)

6) Что
старик делает для того, чтобы вновь ощутить себя боль­шой единой семьей?
Правильный ли путь он выбрал?

 (Он
даёт возможность каждому ощутить свою долю ответственно­сти за будущее всей
семьи. Счастье семьи зависит не от одного че­ловека, а от всех, но и один
человек может многое сделать для всех
.)

7) Как
вы думаете, почему Общее Счастье захотело помочь ста­рику? Что означают его
слова: «Я тебя уважу» — уважение к воз­расту старика или к его усилиям по
сохранению семьи?

image002(Общее
Счастье знает и ценит усилия старика по сохранению се­мьи и поэтому хочет его
поддержать, утешить и тем самым сгла­дить свой отказ).

8)     
Уважают ли старика его домочадцы? В чем это проявляется?

 (Не
выходили из дома, забегали, забеспокоились, семья прибежала к нему.)

9)    
Просьба младшей невестки. Как вы понимаете ее слова? Со­гласны ли вы с тем, что
«общая жизнь, общая работа и любовь друг к другу» и есть Общее Счастье?

10) 
Вернулось ли Общее счастье в семью старика?

 (Да,
Счастье вернулось в дом старика. В семье произошли большие изменения).

 11) 
Благодаря  чему Счастье вернулось в дом старика: благодаря волшебству
или  благодаря усилиям людей?

      ( Счастье вернулось благодаря
усилиям людей. Они сами захотели быть   

       счастливыми,  своим
трудом физическим и духовным  доби­лись счастья.)

11) 
Если есть  общее счастье семьи, может быть, есть и Об­щее Счастье
всего     

     
нашего мира? В чем, по-вашему мнению, оно со­стоит? Как его добиться?

Ответы
 детей. 

IV. Не
только народы Северного Кавказа думали о счастье. 

           Послушаем  
 чувашскую притчу «Телей».

           Жил
один человек. У него было трое сыновей. Жили они счастливо.

          
-Я хочу уйти из твоего дома, — говорит Счастье старику.

          
Тогда старик позвал своего старшего сына и говорит: «Счастье
хочет     оставить  

           
нас. Что ты скажешь на это?

Пусть
уходит, нам счастье не нужно, вместо него останется Единство.

Потом
отец к среднему сыну обращается: «Счастье хочет оставить нас. Что ты скажешь на
это?»

Средний
сын говорит: «Ну и пусть уходит, ведь у нас есть Дружба».

Наконец 
отец говорит своему младшему сыну: «Счастье решило уйти. Что ты думаешь?»

Младший
отвечает; «Счастье уйдёт – братство и родство останутся».

Старик
все это сообщает Счастью. Счастье отвечает: «Нет, я из вашего дома не уйду. Где
 Единство, Братство и Дружба, там место и счастью. Мы не только в мыслях
вместе, но и в работе.

И с
этого времени Счастье навсегда поселилось в доме старика.

image003А
вы сами, что думаете о счастье? Каким представляете его?

1)
Дети зачитывают свои творческие работы.

Что такое счастье?

Полина: Счастье- это когда люди живут мирно, когда нет войны и
когда все хорошо.

Многие богатые люди считают себя счастливыми, потому что у них
есть для счастья  все. Но не у всех есть это счастье.   Много
денег, а счастья нет в семье.

Счастливым можно стать и в бедности, если  у тебя есть
родные. Счастье состоит не в деньгах, а в любви, в доброте и отзывчивости. Если
у тебя нет родных и родного дома, о тебе все будут говорить, что ты несчастлив.
Чтобы стать счастливым, нужно уважать старших, любить друзей и не обижать.
Друзья всегда помогут, когда у тебя несчастье.

         Счастье – это
родной дом, близкие и родные. У всех трудящихся земного шара общее счастье,
общие стремления и цели. Все хотят счастья.
 

Что я делаю для того, чтобы из моего дома не ушло счастье?

Вика: Я думаю, что в каждой семье есть счастье. И чтобы сохранить
его в семье, нам всем надо стараться, надо жить дружно: не ругаться, любить и
уважать друг друга, прислушиваться к мнениям старших. И стараться понимать друг
друга. В выходные дни все вместе выходили бы на культурный отдых, где можно
развеяться от повседневной суеты. По праздникам поздравлять родных, друзей,
старших, накрывать семейные праздничные столы.

image004Если мы не будем терять свои чувства, то счастье не уйдёт никогда.

Мы много раз задумывались над вопросом, что такое счастье.

В чем же секрет счастья?

Многие думают, что счастье – это тогда, когда много денег, когда
есть большая квартира, машина, а некоторые думают совсем по-другому.

Кто думает, что счастье в богатстве,  тот глубоко ошибается.
Мне кажется, что счастье в том, что мы родились в том прекрасном, огромном
мире, где нас окружают широкие поля, дремучие леса, реки и близкие нам люди.
Иногда мы думаем, что несчастны. Но это не так.

Счастье каждый понимает по-своему. Счастье для юноши — скорей
всего, быть рядом с любимой, слышать ее голос, делить с ней все горести и радости.
Как в народе говорят: «Горе на двоих становится половиной, радость, наоборот,
становится безграничной».

Для матерей счастье – видеть своих детей всегда здоровыми, бодрыми
и настоящими людьми. Ведь недаром они учат нас всему, что сами знают, что
вычитали. Счастье детей – это и есть частичка счастья наших любимых мам.

Как писатели представляют счастье? Даже природа для них является
счастьем. Выйдешь в лесу на лужок и оглядываешься по сторонам. Сердце начинает
биться сильнее, когда вдыхаешь ароматный, свежий запах ели или сосны, вдыхаешь
и забываешь все горести  и страдания, которые были  до этого и это
все как рукой сбрасывает твою тоску.

Да, счастье все понимают по-своему. Но нам всем  не надо
ожидать счастья, а самим стремиться к нему. Без счастья нет жизни и это каждый
должен знать.

Человеку больше надо радоваться, то есть быть счастливым, а меньше
страдать.

 Ангелина: Чтобы я сделала, чтобы счастье не ушло из нашей
семьи?

Счастье в семье — это понятие растяжимое. Все его понимают
по-своему. Для меня счастье – это хорошие отношения в семье. Это когда все друг
друга уважают, помогают друг другу, когда дела делаются сообща и вместе. Если
всю работу мы делаем вместе, если отдыхаем вместе – это счастье семьи.

Счастье— это когда мы все здоровы и довольны своим трудом, а
самое главное любовь и хорошие добрые отношения в семье зависит от нас, а,
значит, и наше
счастье тоже.

 Что же такое счастье с точки зрения психотерапевта?

Стоит лишь позволить себе роскошь побыть несчастным хотя бы минут
пять, как начинает портиться погода, ломается телефон, обо­стряется где-нибудь
обстановка, заболевает приятель.

Каждый
вкладывает в понятие «Счастье» то, что ему не хвата­ет. «Счастье — это когда
тебя понимают так, как ты сам того хочешь».

 «Счастье
— это исполнение желаний». Но когда желание достигается, мы нередко чувствуем
опустошение. А может быт, чтобы понять, что такое счастье, нужно ненадолго
пережить несчастье?

 Известный
психотерапевт Владимир Леви пишет:  «Есть два главных типа людей
счастливых.

1. 
«Счастливый характер».

Люди с
талантом быть счастливыми — солнечные натуры, они симпатичные и ладно
сложенные. Вокруг них всегда светло, сво­бодно дышится, и они приносят удачу.
Доброжелательность, чувство юмора сохраняют жизнедеятельность и какую-то дет­скую
веру.

2.  
«Счастье не даётся, а создаётся».

Есть
суждение, что больше всех на этом свете везёт дуракам. Но нигде нет
утверждения, что дураки и есть самые счастливые люди. Для счастья необходим ум.
Не ум эрудита и не ум игрока. А такой ум, который имеет ребёнок. Ум души».

Семь
главных свойств счастливых людей.

1)   
Не задаются вопросом: счастливы или нет — просто живут.

2.) 
Знают, чего хотят.

3.) 
 Не умеют скучать.

4.) 
Внутренне свободны.

5.) 
 Не обвиняют ни других. Ни себя.

6.) 
 Умеют любить.

7.) 
 Умеют быть благородными.

Стихотворения и поговорки о Счастье.

 Стихотворение
Э. Асадова «Счастливый человек».

 Поговорки
и пословицы… на слайдах.

Счастье,
счастье, счастье….
Сколько раз мы повторяем это слово. А вот что это
такое, наверное, мало кто задумывался. У каждого счастье разное. Для одних —
это сила и здоровье. Другие считают, что в богатстве и славе заключается
счастье. А я вот считаю, что главное для счастья — это чистая совесть, чтобы
людям в глаза не стыдно было смотреть.

Ведь согласитесь: здоров ты или болен, богат или беден, хо­рошо
работает или плохо, если твоя совесть нечиста и на тебе лежит какой –
либо  грех, люди будут тебе не доверять и, возможно, даже покинут  в
трудную минуту. А разве это Счастье? Разве счастлив одинокий человек?

Не
совершайте плохих дел, тогда вы сможете считать себя человеком в большой
степени счастливым.

image005Вывод.  
Мы с вами живём в одном большом доме: нашем мире — планете Земля. Мы не можем
надеяться на сказочное Общее Счастье, кото­рое помогло бы создать общую жизнь,
общую работу и любовь друг к другу. Но если мы будем чувствовать свою
ответственность за то, что происходит в нашем Доме, будем стремиться строить бу­дущее
с учётом интересов и мнений других людей, возможно, нам удастся создать новый
Дом — Мир, в котором захочет поселиться Общее счастье.

В честь праздника «День знаний» тётушка Сказка расскажет школьникам и дошколятам стихотворение Бориса Заходера «Мохнатая азбука». Это интересный и познавательный стих для детей. Он поможет без труда маленьким слушателям выучить алфавит. Приходите в гости к тётушке Сказке и читайте весёлые сказки и стихи для детей.

Аудио стих Мохнатая азбука

https://totushkaskazka.ru/wp-content/uploads/2021/09/audio-stih-mohnataya-azbuka.mp3

Читать стих Мохнатая азбука

В азбуке этой —
Увидите сами! —
Буквы живые:
С хвостами,
С усами,
Бегать умеют они
И летать,
Ползать и плавать,
Кусать и хватать…

Буквы — мохнатые,
Буквы — пернатые,
Стройные буквы
И даже горбатые,
Добрые,
Злые,
Наземные,
Водные —
Кто же они?
Догадались?
— Животные!

Азбука
Пусть начинается
С АИСТА —
Он,
Как и азбука,
С «А» начинается!

Взгляну
На АНТИЛОПУ-ГНУ
И потихонечку вздохну:
— Зачем, зачем
Везли в Европу
Такую
Антиантилопу?!!

Никакого
Нет резона
У себя
Держать БИЗОНА,
Так как это жвачное
Грубое и мрачное!

ВЕРБЛЮД решил, что он — жираф,
И ходит, голову задрав,
У всех
Он вызывает смех,
А он, Верблюд, плюет на всех!

— Что невесел, ВОРОБЕЙ?
— Мало
Стало
Лошадей!
Трудно нынче Воробью
Прокормить свою семью!

Как это принято у змей
Кусают за ногу
ГАДЮКИ,
А потому
При встрече с ней
Берите, дети, ноги в руки!

Давно я не встречал
ГАДЮКИ.
И что-то не скучал
В разлуке!

Старый Ёж
В лесах Кавказа
Как-то встретил
ДИКОБРАЗА.
— Ну и ну! — воскликнул Ёж.
На кого же ты похож!

Это зверюшка вполне безобидная,
Правда, наружность у ней незавидная.
Люди бедняжку назвали — «ЕХИДНА».
Люди, одумайтесь!
Как вам не стыдно?!

— Что ж ты, ЁЖ, такой колючий?
— Это я на всякий случай:
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!

Мне очень нравится ЖИРАФ —
Высокий рост и кроткий нрав.
Жирафа — он ведь выше всех —
Боятся даже львы.
Но не вскружил такой успех
Жирафу головы.
Легко ломает спину льву
Удар его копыта,
А ест он листья и траву —
И не всегда досыта…
Мне очень нравится Жираф,
Хотя боюсь, что он неправ!

Не знает ни снега,
Ни вьюги,
Он и родился и вырос
На юге.
К пальмам
И к южному небу
Привык
ЗЕБУ,
Хотя он всего только бык.

И лучший друг
Честно скажет:
— Ты — ИНДЮК!

Вот КАБАН.
Он дик и злобен,
Но зато вполне съедобен.
Есть достоинства свои
Даже у такой свиньи!

Носит
Мама-КЕНГУРУ
В теплой сумке
Детвору,
А ребятки-кенгурятки
Целый день
Играют
В прятки!

Всю жизнь в воде проводит КИТ,
Хотя он и не рыба.
Он в море ест и в море спит,
За что ему — спасибо:
Тесно было бы на суше
От такой огромной туши!

За стеклом свернулась КОБРА.
Смотрит
Тупо и недобро.
Видно с первого же взгляда:
Мало мозга,
Много яда.

Считался ЛЕВ царем зверей,
Но это было встарь.
Не любят в наши дни царей,
И Лев — уже не царь.
Душил он зверски всех подряд,
Свирепо расправлялся,
А правил плохо, говорят.
С делами не справлялся.
Теперь сидит он присмирев,
И перед ним — ограда.
Он недоволен, этот Лев,
Но так ему и надо!

Спросил у Кенгуру:
— Как выносишь ты жару?
— Я от холода дрожу! —
Кенгуру сказал МОРЖУ.

Кто НОСОРОГУ
Дорогу
Уступит,
Тот, несомненно, разумно поступит.
Любо толкаться ему, толстокожему,
А каково
Бедняге прохожему?
Как хорошо, что такие невежи
Будут встречаться
Все реже и реже!

ОБЕЗЬЯНКИ- Наши предки, ваши предки
На одной качались ветке,
А теперь нас держат в клетке.
Хорошо ли это, детки?

До чего красив
ПАВЛИН!
У него
Порок
Один:
Вся павлинья
Красота
Начинается
С хвоста!

— Если сможешь, угадай,
Что нам скажет ПОПУГАЙ
— То и скажет, полагаю,
Что вдолбили попугаю!

Этот зайчик — наш земляк —
Называется РУСАК!

Больше всех на суше он,
Очень, очень добрый СЛОН.
Видно, даже у зверей
Тот и больше, кто добрей!

Бедный СТРАУС!
Несчастнее
Нету
Отца:
На гнезде
Он сидел и сидел без конца
Терпеливо,
Упорно,
Упрямо…
Из яйца
Наконец
Появился
Птенец —
И захныкал:
— А где моя мама?

ТАПИР навек повесил нос,
Грустит он об одном:
Он собирался стать слоном,
Да так и не дорос…

ТИГР: Решетка
На нем нарисована четко.
И очень к лицу
Людоеду решетка!

Вызывает удивленье
Прилежание тюленье:
Целый день
Лежит ТЮЛЕНЬ,
И ему
Лежать не лень!
Жаль, тюленье прилежание —
Не пример для подражания!

— Я по совести скажу:
Плохо, плохо мне, УЖУ, —
Очень гадок я на вид…
А ведь я — не ядовит!

Только ночью
Страшен
ФИЛИН.
А при свете —
Он
Бессилен!

Львы и тигры
Приручаются.
Это редко, но случается.
Но никто еще пока
Приручить не смог
ХОРЬКА.
Слава богу,
Что хорек
Очень маленький зверек!

Зачем
Такой носище
ЦАПЛЕ?
Затем,
Чтоб цапли
Рыбок цапали!

ЧЕРЕПАХА всех смешит,
Потому что не спешит.
Но куда
Спешить тому,
Кто всегда в своем дому?

Очень громко лает,
ШАВКА
Очень твердо знает:
Тот, кто громче
Скажет «гав»,
Тот всегда
И будет прав!

Нет у ШАКАЛА
Ни в чем недостатка:
Внешность гиены,
Лисья повадка,
Заячья смелость,
Волчий оскал, —
Что же еще он там плачет,
Шакал?

Хватать, глотать
Умеют
ЩУКИ —
Другой
Не нужно им науки!

Я про страуса,
Про ЭМУ,
Написал бы вам
Поэму,
Но никак я не пойму:
Эму он
Или эму?!

Откровенно признаю:
Зверя нет
На букву «Ю».
Это — ЮЖНЫЙ КТОТОТАМ.
Я его
Придумал сам!

С виду
Очень грозен ЯК,
А ведь он — большой добряк:
Говорят,
На нем в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

Смотреть стих Мохнатая азбука

Скачать текст Мохнатая азбука

Скачать docx

Скачать pdf

Другие стихи Бориса Заходера

Другие стихи для детей

Другие сказки о животных

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационный этап

— Здравствуйте, ребята. Меня зовут Карина
Юрьевна. И сегодня  урок литературного чтения проведу у вас я.

— Садитесь.

Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

-Ребята, проверьте свою готовность к уроку. На столе должно
быть: учебник, тетрадь, ручка, карандаш.

Приветствуют учителя.

Проверяют готовность к уроку.

Коммуникативные: умение слушать и понимать
речь других.

Личностные:

правильная
посадка за партой.

2.
Актуализация знаний. Целеполагание.

Речевая разминка.

·       
Проворонила ворона вороненка.

·       
Вертолет вертел винтами, волновал траву с
цветами.

– Прочитайте чистоговорки про себя. А теперь
читаем вслух: сначала медленно, а затем быстро

Какую чистоговорку нужно прочитать
грустно, а какую весело?

– Прочитайте чистоговорки с нужной интонацией.

-Молодцы!

Давайте проведем викторину «Узнай сказку!».

1. Жили-были лиса да заяц. У
лисицы была избенка ледяная, а у зайчика лубяная; пришла весна красна — у
лисицы растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

Из какой сказки отрывок?

 Что было дальше?

 Чему учит сказка?

Какой народ написал сказку?

2. — Почистить два таза? — рассердилась
белочка.— Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили
старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дому большой
черепахой.

Из какой сказки отрывок?

 Почему белочка рассердилась?

Чему учит сказка?

Какой народ написал сказку?

3. Давным-давно жили-были два очень ленивых
человека.

Однажды отправились они в лес.

В лесу росла яблоня, плоды которой были очень
вкусными.

Из какой сказки отрывок?

 Наелись герои яблочками? Почему?

Чему учит сказка?

 Какой народ написал сказку?

Работа с выставкой книг.

Татарская народная сказка «Два лентяя»  

Татарская народная сказка «Три дочери»

https://sun9-57.userapi.com/c855632/v855632573/137a32/29EaP8xMqHQ.jpg

Ребята, внимательно посмотрите на слайд.

Что объединяет все эти книги?

Найдите на выставке лишнюю книгу. Объясните свой выбор.

— Как вы думаете, как мы можем назвать эту
выставку?

Сегодня мы прочитаем еще одну сказку. Чтобы
узнать, какую, отгадайте загадки.        

 -А теперь послушайте загадки.

Длинноухий очень ловко
По утрам грызет морковку.
Он от волка и лисы
Быстро прячется в кусты.
Кто такой он, этот серый,
Что несется кувырком?
Летом сер, зимою — белый,
Он, скажите, вам знаком?

У кого четыре лапки,
Голова, короткий хвост,
Панцирь сверху в виде шапки?
Кто ответит на вопрос?..

– О ком загадки? Как догадались? 

Кто же догадался, как называется сказка?

Откройте стр. 77, прочитайте. Что
написано под сказкой?

-Какая тема нашего урока?

-Какие задачи поставим перед собой?

Слушают учителя, произносят скороговорки.

-1 нужно читать грустно, так как ворона потеряла своего детеныша.

-2 прочитаем весело

-лиса, заяц и петух

-лиса попросилась к зайцу погреться, да и выгнала его.

·        
Лиса, заяц и петух» учит тому, что нужно иметь совесть, не
бояться ради друга лезть даже в битву с более сильным.

·        
русский народ

-что нет ничего важнее наших родителей.

-татарский народ

-два лентяя

-нет, они пошли голодными домой, потому что им даже жевать лень.

-что ничего просто так тебе не достанется, если ты не приложишь
усилий

-татарский народ

-они написаны народом

-лиса, заяц и петух

-она русская народная, а остальные татарские народные

-народные сказки, сказки разных
народов

(Заяц)

(Черепаха)

-Заяц и черепаха. По описанию.

.Ингушская народная сказка.

-Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха»

-Познакомиться с ингушской народной сказкой, выяснить главную
мысль, научиться выразительно читать.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение строить речевое
высказывание.

Регулятивные: уметь определять и
формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

3. Этап подготовки школьников к восприятию литературного произведения

-Ребята,
Российская
Федерация – многонациональная страна. На её территории проживает более 150
народов, и у каждого из них своя история, культура, фольклор. Сказки народов
России интересны тем, что в них отражены национальные особенности. Читая эти
сказки, вы знакомитесь с традициями народов, живущих в России.
Ингуши́ — народ, проживающий на Северном Кавказе Российской
Федерации.

Это очень добрый, открытый, душевный народ.
Уважение собственного достоинства и достоинства другого – основные духовные
принципы национальной культуры ингушей.

http://silkway.teatrain.ru/wp-content/uploads/2017/04/ingushetiya_3.jpg

(смотрят
на слайд)

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Познавательные: умение строить речевое
высказывание.

7. Физкультминутка

Встали дружно из-за парт

И скорее стройтесь вряд. Повернитесь вправо, влево,

Наконец присядьте смело.

Поработайте руками,

Поработайте ногами,

Улыбнитесь, день хороший

И похлопайте в ладоши.

Выполняют
физминутку

8. Первичное восприятие.

9. Проверка первичного восприятия.

10. Словарная работа.

Повторное
чтение.  Анализ произведения.

)

-Я расскажу сказку, а вы внимательно послушайте

— Какое
впечатление на вас произвела сказка?

— Объясните
значение слова ПОТЕШАТЬСЯ.

У слова потешаться два значения: 1) подшучивать, 2) насмехаться.

В каком значении оно употребляется в сказке, мы сможем узнать,
перечитав ее.

Как вы понимаете выражение:

«тронулась в путь»?


теперь ребята, мы будем читать по цепочке, поэтому следите внимательно. Я
могу остановить, и продолжит другой ученик.

— О чем
поспорили черепаха и заяц?

— Почему
заяц был уверен, что обгонит черепаху?

Что он делал, пока черепаха шла?

Почему он так поступил?

Как называется такая черта характера?

— Как вы
понимаете, что означает слово «потешался»?

 Как он
насмехался? Найдите и прочитайте.

— Почему
черепаха обогнала зайца?

Как называется такая черта характера?

Создайте словесный рисунок
заключительной части сказки «Заяц и черепаха».

— Опишите место действия.

— Как должен выглядеть заяц, каким вы
его изобразите: удивленным, оторопелым, сердитым, радостным?

-А как должна выглядеть черепаха?

В каких словах
выражена главная мысль сказки?

Как вы
это понимаете?

Слушают

-ответы
детей

Издеваться,
смеяться

-пошла

-кто
быстрее лесную поляну обежит.

-потому
что черепаха медленная, а заяц шустрый, быстрый.

-лежал
под кустом и посмеивался.

-потому
что он был слишком уверенным в себе, переоценил себя.

-самоуверенный

-насмехался,
издевался.

«Спеши,
спеши, черепаха, всё равно я тебя обгоню»

-потому
что пока заяц смеялся над черепахой,
она упорно двигалась к цели.

-упорство

-поляна

-удивленным,
оторопелым

-молчаливой,
мудрой, но радостной внутри.

-лежа на
месте и от черепахи можно отстать.

-самонадеянность и хвастовство к добру не приведут. Упорство и
терпение всегда вознаграждаются

Если
ничего не делать и не прикладывать усилий, то у тебя ничего не получится.

Регулятивные: умение
соотносить свои действия с действиями учителя;

Познавательные:  умение строить речевое
высказывание, анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные
Умение выражать свои мысли достаточно полно и точно,

10. Обобщение (вторичный синтез)

В
этой сказке не случайно главными героями стали заяц и черепаха. У многих народов
черепаха является воплощением мудрости, она всё делает не спеша, хорошенько
подумав.

—  Найдите в тексте слова, которые говорят о действиях
черепахи и о действиях зайца.

— Выберите качества, характеризующие черепаху и зайца: упорство, лень, самонадеянность, терпеливость, настойчивость,
хвастовство, мудрость, легкомыслие

— Расскажите, что вы узнали
о черепахе, а о зайце?

К кому из героев вы
испытываете симпатию?

-Ребята, посмотрите на слайд, прочитайте все
пословицы.
Поспешишь, людей насмешишь.

Не спеши языком, торопись делом.

Без труда не вынешь рыбку из пруда.

— Объясните
их смысл.

– Какая
из них больше всего подходит к прочитанной сказке?

   А в жизни бывают случаи, похожие на эту сказку?

 В чём можно кого-то обогнать?

-Молодцы.

Выразительное чтение отрывков по
картинке.

 Рассмотрите картинку.
Найдите отрывок из сказки. Выразительно прочитайте.

https://pbs.twimg.com/media/DVVSvi6WAAA6t_3.jpghttps://i.pinimg.com/originals/ad/9d/49/ad9d49ab87e4b84f16c6ab88aec06b6e.jpg

.

-черепаха — пустилась, медленно,
двигалась, пришла к цели

-заяц лежит под кустом,
посмеивается.
смеётся,потешался,

кинулся за нею

Черепаха: упорство, терпеливость, настойчивость, мудрость

Заяц: лень, самонадеянность, хвастовство, легкомыслие

Ответы детей

Ответы
детей

-если ты
будешь спешить, то допустишь ошибку и этим насмешишь людей.

-нужно
меньше говорить и больше делать.

-если не
приложить усилий, то ты ничего не получишь.

 -Не
спеши языком, поспеши делом

-да


Например: можно обогнать кого-то в учебе, то есть учиться лучше другого.

— Поспорили
однажды заяц и черепаха, кто быстрее лесную поляну обежит. Черепаха тронулась
в путь, а заяц лежит под кустом и посмеивается: «Спеши, спеши черепаха, всё
равно я тебя обгоню».

Но пока
он потешался, черепаха-хоть и тихо шла-оказалась у цели.

Познавательные:
— осуществлять анализ;
— освоение приёмов поиска нужной информации;
— умение высказывать и пояснять свою точку
зрения;

— отвечать на простые и сложные вопросы
учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике

.

11. Итог
урока, рефлексия


Ребята, с каким произведением мы сегодня познакомились?

-Какое
это произведение?

Какого
народа?

-верно!


Молодцы. Ребята, если вы хорошо работали на уроке и у вас не было никаких затруднений,
то поднимите большой пальчик вверх, если у вас были небольшие затруднения, то
в сторону, а если ничего не получилось, то вниз.

-Заяц и
черепаха.

-народное

-ингушского
народа.

Регулятивные: умение ориентироваться в своей
системе знаний: Осуществлять анализ и синтез; оценка деятельности.

Тип урока: урок «открытия» новых
знаний.

Цель: организовать деятельность
обучающихся по ознакомлению с устным народным творчеством на примере ингушской
сказки «Заяц и черепаха».

·        
Предметные: воспринимать на слух художественное произведение,
определять последовательность событий в произведении, объяснять нравственный
смысл, понимать и объяснять нравственные поступки героев, соотносить пословицы
с главной мыслью.

·        
— познавательные: формирование
овладения обучающимися навыками смыслового чтения; формирование анализа
объектов с выделением существенных и несущественных признаков; формирование
выбора вида чтения в зависимости от цели.

·        
— регулятивные: формирование
планирования учебной деятельности; формирование принятия и выполнения
поставленной учебной задачи; формирование познавательной инициативы в учебном
сотрудничестве; формирование предвосхищения у обучающихся результата
деятельности.

·        
— коммуникативные: формирование
у учащихся готовности вступления в общение (выражать свою точку зрения, слушать
другого, соблюдать правила общения); формирование осуществления взаимного
контроля и оказания в сотрудничестве взаимопомощи; формирование
адекватного осознания собственного поведения и поведения окружающих.

·        
Личностные: формирование
умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими
собственными поступками, осмысливать поступки героев; формирование интереса к
учебному материалу; формирование положительного отношение к процессу учения, к
приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения.

Оборудование: учебник  Литературное чтение 1 класс, мультимедиа проектор.

Класс 1«А» МБОУ «СОШ №37»
г. Астрахани

Усаева К.Ю.

Линецкая Е.А.

Шалдаева В.В.

А вот еще несколько наших интересных статей:

  • Слушать сказки на ночь для детей все подряд русские народные
  • Слушать сказки на ночь детям 4 5 лет бесплатно подряд все
  • Слушать сказки для детей 10 11 лет аудиосказка без остановки
  • Слушать сказки на ночь для детей 4 5 лет бесплатно в хорошем качестве без перерыва
  • Слушать сказки дедушки иринея
  • Поделиться этой статьей с друзьями:


    0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии