Слушать рассказы виктора астафьева

Автор на чтение 8 мин. опубликовано 16.03.2021 короткий и проникновенный рассказ виктора астафьева о жизни деревенского мальчишки. как ни тяжела

На чтение 8 мин. Опубликовано

Короткий и проникновенный рассказ Виктора Астафьева о жизни деревенского мальчишки. Как ни тяжела судьба сироты, она легче, когда рядом есть любящие родные люди – бабушка и дед. Но детство – это пора, когда только учишься жить и неизбежно совершаешь ошибки – поддаешься на провокации хулиганов, делаешь глупости и обманываешь самых дорогих людей. А взрослые на то и нужны, чтобы понять, простить и указать верный путь – да так, чтобы запомнилось на всю жизнь. Познакомьтесь с этой трогательной историей, начав читать онлайн Конь с розовой гривой на нашем сайте.

41 минутаЕще 1 названиеЕще 1 озвучкаebbb7ec0dba50a0c2f2a_100x100crop.jpg

Капля141810f5e59ff6d990de28_100x100crop.jpgЗахарка16Обертон8Тревожный сон. Пастух и пастушка. Сборник10Улыбка волчицы7Людочка21 Аудиокниги жанра «Для детей»Королевство cеми озер5Новое пророчество. Полночь39Кошкин Дом, Теремок6Путешествие на Утреннюю Звезду15Кладовая солнца3Волшебная сказка17НовинкиСоната звезд. АндантеИмперский ястребДвести первый шагВыжившийКуклаВне игрыИнтересное за неделюЧумовка. Весь циклВне всяких сомненийКомбинация «Головоломка»МестьЗдесь водятся драконыДьявольская бутылкаПрямой эфир Vines 1 час назад Первый мой дизлайк… Гарсиа Маркес Габриэль — Любовь во время чумы Berlamutro 3 часа назад Забавная безмозглость автора. «Его лишили всего этого маленькие жëлтые люди в далëкой стране», — рассуждает вдова… Клэнси Том — Без жалости Нана 3 часа назад Очень интересно и увлекательно! Пиключенческий детектив. Фильм, на удивление, даже меньше понравился, хотя,… Хайсмит Патриция — Талантливый мистер РиплиАвторизацияРегистрацияРазделыЖанрыАвторыИсполнителиВход на сайт Авторизуясь, вы даете согласие на обработку персональных данных.

  • Вы здесь:  
  • Аудиосказки
  • Рассказы
  • Астафьев Виктор
  • Конь с розовой гривой

Слушать онлайн аудиокнигу «Конь с розовой гривой»:

woogy.ru

Здесь вы можете слушать онлайн аудиокнигу «Конь с розовой гривой» Виктора Астафьева, в которой рассказывается случай с мальчиком, который должен был собрать земляники, чтобы продать её и взамен получить от бабушки пряничного коня с розовой гривой. Мальчишки подговорили его съесть ягоды и вместо них положить в корзинку травы. Бабушка, конечно же, выявила обман когда продавала ягоды, она очень ругалась на внука, но всё-таки подарила ему коня. Митя запомнил это на всю жизнь.

Автор: Виктор Астафьев

Главные герои

Главный герой (рассказчик)сирота, внук Катерины Петровны, от его лица ведется повествование в рассказе.

Катерина Петровнабабушка главного героя.

Санькасын соседа Левонтия, «вреднее и злее всех левонтьевских ребят».

Левонтийбывший моряк, сосед Катерины Петровны.

Краткое содержание

Отправляя главного героя с соседскими левонтьевскими ребятами за земляникой, бабушка пообещала, что продаст собранные внуком ягоды в городе и купит ему пряник конем – «мечту всех деревенских малышей». «Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые». С таким пряником «сразу почету столько, внимания».

Отец ребят, с которыми бабушка отправляла мальчика за ягодами, сосед Левонтий, работал на «бадогах», заготовляя лес. Когда он получал деньги, его жена тут же бегала по соседям, раздавая долги. Их дом стоял без забора и ворот. Даже бани у них не было, поэтому левонтьевские ребятишки мылись у соседей.

Весной семейство пыталось сделать изгородь из старых досок, но зимой все это уходило на растопку. Однако на любые упреки о безделье Левонтий отвечал, что любит «слободу».

Рассказчику нравилось в дни получки Левонтия приходить к ним в гости, хотя бабушка и запрещала у «пролетариев объедать». Там мальчик слушал их «коронную песню» о том, как матрос привез из Африки маленькую обезьянку, и животное очень тосковало по дому. Обычно застолья заканчивались тем, что Левонтий сильно напивался. Жена и дети убегали из дому, а мужчина всю ночь «бил остатки стекол в окнах, ругался, гремел, плакал». Утром он все чинил и уходил на работу. А уже через несколько дней его жена ходила по соседям с просьбами одолжить денег и еды.

Дойдя до каменистого увала, ребята «рассыпались по лесу и начали собирать землянику». Левонтьевский старшой начал ругать остальных, что они не собирают ягоды, а только едят их. И, возмущаясь, сам съел все, что успел собрать. Оставшись с пустой посудой, соседские ребята пошли к речке. Рассказчику хотелось пойти с ними, но он еще не собрал полной посудины.

Санька начал кривляться: «Бабушки Петровны испугался!» и называл обидным словом. Возмутившись, мальчик повелся на Санькино «слабо» , высыпал ягоды на траву, и ребята вмиг съели все собранное. Мальчику было жалко ягод, но, напустив на себя отчаянность, он помчался с остальными к реке.

Ребята «интересно и весело провели день». Домой возвращались вечером. Чтобы бабушка не ругала главного героя, ребята посоветовали ему заполнить посудину травой, а сверху присыпать ягодами. Мальчик так и сделал. Бабушка была очень рада, не заметила обмана и даже решила не пересыпать ягоды. Чтобы Санька не рассказал о случившемся Катерине Петровне, рассказчику пришлось украсть для него из кладовки несколько калачей.

Мальчик жалел, что дедушка его находился на заимке «километрах в пяти от села, в устье реки Маны», так бы он мог сбежать к нему. Дедушка никогда не ругался и разрешал внуку гулять допоздна.

Мальчика всю ночь не спал. «Бабушку надул, калачи украл!» – терзался он.Главный герой решил дождаться утра и рассказать все бабушке, но проснулся, когда она уже уплыла в город. Вместе с левонтьевскими ребятами он пошел на рыбалку. Санька наловил рыбы, развел костер. Не дождавшись, пока рыба допечется, левонтьевские ребята съели ее полусырой, без соли и без хлеба. Искупавшись в реке, все упали в траву.

Неожиданно из-за мыса показалась лодка, в которой сидела Екатерина Петровна. Мальчик сразу бросился бежать, хотя бабушка грозно кричала ему вслед. Рассказчик до самой темноты пробыл у двоюродного брата. Домой его привела тетка. Спрятавшись в кладовке среди половиков, мальчик надеялся, что, если он будет думать о бабушке хорошо, «она об этом догадается и все простит».

Главный герой начал вспоминать свою мать. Она так же возила продавать ягоды в город. Как-то их лодка перевернулась, и мать утонула. Узнав о гибели дочери, бабушка шесть суток пробыла на берегу, «надеясь задобрить реку». Ее «почти волоком утащили домой», и после она еще долго грустила по умершей.

Главный герой проснулся от лучей солнца. На него был накинут дедушкин полушубок. Мальчик обрадовался – приехал дедушка. Все утро бабушка рассказывала каждому, кто наведывался к ним, как она продавала ягоды «культурной дамочке, в шляпке», и какую пакость совершил внук.

Зайдя в кладовку за вожжами, дедушка подтолкнул внука в кухню, чтобы тот извинился. Плача, мальчик попросил у бабушки прощения. Женщина «все еще непримиримо, но уже без грозы» позвала его есть. Слушая слова бабушки о том, «в какую бездонную пропасть ввергло» его «плутовство», мальчик снова разревелся. Закончив ругать внука, женщина все же положила перед ним белого коня с розовой гривой, приговаривая: «Глядишь,за это еще когда обманешь бабушку».

«Сколько лет с тех пор прошло! Нет в живых дедушки, нет и бабушки, да и моя жизнь клонится к закату, а я все не могу забыть бабушкиного пряника — того дивного коня с розовой гривой».

Заключение

В произведении «Конь с розовой гривой» автор изобразил мальчика-сироту, который наивно смотрит на мир. Он словно не замечает, что соседские ребята пользуются его добротой и простодушием. Однако случай с пряничным конем становится для него важным уроком. Герой усвоил, что ни при каких обстоятельствах нельзя обманывать близких, что нужно уметь отвечать за свои поступки и жить по совести.

Рекомендуем не останавливаться на пересказе «Коня с розовой гривой», а оценить рассказ полностью – он того стоит.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 11

    В каком году был написан рассказ Астафьева «Конь с розовой гривой»?</h3>

    • <label>1963;</label>
    • <label>1968;</label>
    • <label>1986;</label>
    • <label>1988.</label>

(новая вкладка)

Аннотация

Бабушка возвратилась от соседей и сказала мне, что левонтьевские ребятишки собираются на увал по землянику, и велела сходить с ними.

— Наберешь туесок. Я повезу свои ягоды в город, твои тоже продам и куплю тебе пряник.

— Конем, баба?

— Конем, конем.

Пряник конем! Это ж мечта всех деревенских малышей. Он белый-белый, этот конь. А грива у него розовая, хвост розовый, глаза розовые, копыта тоже розовые. Бабушка никогда не позволяла таскаться с кусками хлеба. Ешь за столом, иначе будет худо. Но пряник — совсем другое дело. Пряник можно сунуть под рубаху, бегать и слышать, как конь лягает копытами в голый живот. Холодея от ужаса — потерял, — хвататься за рубаху и со счастьем убеждаться — тут он, тут конь-огонь!

С таким конем сразу почету сколько, внимания! Ребята левонтьевские к тебе так и этак ластятся, и в чижа первому бить дают, и из рогатки стрельнуть, чтоб только им позволили потом откусить от коня либо лизнуть его. Когда даешь левонтьевскому Саньке или…

Используемые источники:

  • https://libbox.club/book/kon-s-rozovoj-grivoj
  • https://akniga.org/astafev-viktor-kon-s-rozovoy-grivoy
  • https://audioskazki-online.ru/rasskazy/astafev-viktor/kon-s-rozovoj-grivoj
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/kon-s-rozovoy-grivoy
  • https://readli.net/kon-s-rozovoy-grivoy/

Цели:

  • Продолжить работу над произведениями о природе;
  • Познакомить учащихся с рассказом В.П.Астафьева «Капалуха», помочь найти главную мысль и осознать её, выразить своё отношение к прочитанному; пополнить словарный запас;
  • Развивать навыки смыслового чтения, умение работать с текстом, отвечать на поставленные вопросы;
  • Прививать любовь к животным, природе родного края, обобщать знания о поведении в лесу.

Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление

Формирование УУД:

Планируемые результаты обучения, в том числе формирование УУД:

Предметные:

  • прогнозировать содержание текста художественного произведения по заголовку, автору, опорным словам и осознавать цель чтения;
  • определять главную мысль и героев произведения;
  • этически оценивать поступки персонажей, формировать свое отношение к героям произведения; формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста;

Метапредметные:

  • Познавательные УУД:

    • формировать умения сравнивать, анализировать, обобщать учебный материал, прогнозировать, предугадывать содержание художественного текста;
    • использовать знаково-символические средства;
    • строить логическое рассуждение и речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
  • Коммуникативные УУД:

    • формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
    • формулировать собственное мнение и позицию;
    • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
    • оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • Регулятивныее УУД:

    • принимать и сохранять учебную задачу;
    • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
    • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
    • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
    • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок;

Личностные УУД:

  • формировать мотивационную основу учебной деятельности, включающей учебно-познавательные и внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
  • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
  • стремиться к совершенствованию своих знаний;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей.

Форма организации учебного процесса: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Технологии: технология продуктивного чтения, технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии.

Методы: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый (определение основной мысли текста, работа над образом капалухи).

Формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль учителя.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологическая установка на урок:

Я, ты, он, она

Вместе — дружная страна.

Если хочу говорить, то поднимаю руку.

Если говорит товарищ, то его слушаю.

Уважаем друг друга.

2. Речевая разминка (1 слайд)

Прочитайте загадку.

Рано-рано по утру,

Я танцую на току.

Брови алые вразлёт,

Потеснись лесной народ,

Хвост как веер у меня,

И обут в ботфорты я.

Правда, всё вокруг, друзья,

В тот момент не слышу я!

— Кто догадался о ком эта загадка? (глухарь)

— Прочитайте строчку девочки, строчку мальчики.

— Как вы думаете, почему я приготовила сегодня эту загадку?

— В ходе чтения вам предстоит проверить ваши предположения (Ответы детей)

3. Актуализация ранее усвоенных знаний и умений (повторение)

— Вспомните, как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (Люби живое)

Составление кластера: (доска)

— С какими произведениями мы уже познакомились? (Михаил Пришвин «Моя Родина», Иван Соколов-Микитов «Листопадничек», Василий Белов «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», Виталий Бианки «Мышонок Пик», Борис Житков «Про обезьянку»). Жанр этих произведений? (рассказ)

Составление кластера: (доска)

img1

— Чему научили вас писатели и их рассказы? (Лучше понимать природу, любить животных, защищать братьев наших меньших, бережно относится ко все живым существам, понимать, что животные нуждаются в нашей защите, оценивать свои поступки, отвечать за них)

4. Формирование новых знаний и умений (постановка учебной задачи)

Работа в парах

— А сейчас я предлагаю вам разгадать слово

— Уберите букву Н, какое получилось слово? (КАНПАНЛУНХАН)

— Это не просто слово — это название нашего сегодняшнего произведения.

— Написал это произведение Виктора Петровича Астафьева

— Давайте сформулируем тему нашего урока. (Виктор Петрович Астафьев «Капалуха») (добавляю в кластер)

Составление кластера: (доска)

img2

— Сформулируйте цели урока. (Познакомиться с произведением В.П.Астафьева «Капалуха»)

— А чтобы достичь эти цели какими надо быть нам? (Внимательными, дружными, трудолюбивыми)

— О его биографии расскажет Александр К. и Варвара З.

(Портрет В.П.Астафьева и года жизни — на доске)

Виктор Петрович Астафьев родился в Красноярском крае, на берегах Енисея в селе Овсянка. В 7 лет мальчик потерял мать. Заботы по воспитанию взяли на себя бабушка и дедушка. Мальчиком Астафьев много времени проводил в лесу, на реке и навсегда полюбил их. Так получилось, что детство и юность писателя прошли за Полярным кругом — в детском доме посёлка Игарка. Здесь Виктор Астафьев встретил замечательного человека, сибирского поэта Игнатия Рождественского. Он преподавал в детском доме русский язык и литературу. Виктор много читал, ему было всё интересно, любил пересказывать прочитанные книги, начал сочинять стишки.

Затем Астафьев учился в железнодорожной школе, работал составителем поездов.Осенью 1942 года — в 18 лет — ушёл на фронт добровольцем. На войне был тяжело ранен. Фронтовая биография писателя отмечена орденами и медалями.

После войны Виктор Петрович работал слесарем, грузчиком, плотником. В 1953 году в Перми вышла первая книжка»Васюткино озеро» — первый рассказ для детей. В 1959 году поступил на Высшие литературные курсы. Виктор Астафьев писал о том, что отлично знал: об Урале, Сибири, их природе, о людях, учил творить добро, беречь землю, всё живое на ней. Именно поэтому произведения его по-настоящему правдивы и достоверны.

(Выставка книг)

    «Васюткино озеро».

  • «Пастух и пастушка».
  • «Последний поклон».
  • «Кража».
  • «Царь-рыба».
  • «Ода русскому огороду».
  • «Перевал».
  • «Звездопад».

— Все эти произведения о природе.

— Сегодня мы продолжаем путешествовать по разделу «Люби живое» и окунёмся в удивительный, полный тайн мир живой природы. Мы попадём в лес, а поможет нам в этом произведение Виктора Петровича Астафьева.

Но чтобы лес открыл вам свои тайны, вы должны вести себя тихо, быть внимательными, уметь слушать и слышать. Соблюдая эти несложные правила, вы сможете много увидеть и узнать.

Повторим правила друзей природы (слайд 3)

Не будем срывать цветы. Пусть красивые растения остаются в природе.

Не будем ломать ветки деревьев и кустарников!

Не будем обижать лягушек и жаб!

Не будем ловить диких животных и уносить их домой!

А) Работа над произведением

Ну а теперь возвращаемся к нашему произведению. Откройте учебники на стр. 98. Прочитайте ещё раз его название. (Капалуха)

— Можно по названию определить о ком или о чём пойдет речь? (нет)

— Почему (незнакомое и непонятное слово)

— Поэтому какая задача стоит перед нами в ходе чтения (в ходе чтения нам нужно определить значение слова капалуха)

— Давайте вместе внимательно рассмотрим иллюстрацию на с. 98? Попробуйте предположить, о ком, о чем это произведение. (о птице)

Б) Словарная работа

В тексте вам встретятся незнакомые слова. Давайте их прочитаем и разберём.

Работа со словарём Ожегова: просека, валежник, космы, черничник.

ПРОСЕКА — полоса в лесу, лесопарке, очищенная от деревьев;

ВАЛЕЖНИК — сухие сучья, деревья, упавшие на землю; КОСМЫ — в прямом значении: взлохмаченные пряди волос; в переносном — что-либо, напоминающее такие пряди,

ЧЕРНИЧНИК — заросли черники.

— Ещё встретятся вот такие выражения, давайте выясним, что они обозначают?

Ощупывать глазами — осматривать внимательно.

Закостенелые крылья — неподвижные.

Альпийские луга — это луга, расположенные высоко в горах.

Пыжилась — старалась, делала усилия.

Прочитаем по слогам слова, записанные на доске:

ред-ко-ла-пы-е

по-ше-ве-ли-ва-ли

за-рож-да-ю-щим-ся

вы-да-вав-шим-ся

блед-но-лис-тым

до-цве-та-ю-щим

рас-пу-щен-ны-ми

в) Чтение произведения с остановками

— Приступаем к чтению. Читать мы будем с остановками и в ходе чтения попробуем составить план произведения. (слайд10)

Чтение 1 части (до слов «Я поспешил к бугорку…»).

— Как можно озаглавить эту часть? (У черничного бугорка на просеке)

1. Где происходило действие?

2. Что делали дети в тайге?

3. Где поднялся шум?

— Давайте проверим наши предположения

Чтение 2 части (до слов «А что будет с капалухой?»)

— Что описывает автор в этой части рассказа?

— Как вы думаете, с какой целью автор включает описание черники в рассказ?

— Как озаглавим эту часть (Гнездо! Находка!)

— О какой находке рассказывает автор?

— Как описывает автор гнездо глухарки? (найдите отрывок из текста)

— С чем он его сравнивает?

— Почему автор выбрал именно такие слова и выражения?

— Что почувствовал рассказчик, когда увидел гнездо? Почему?

— Что решили сделать мальчики с гнездом?

— Какое правило они забыли? Давайте его вспомним?

Чтение 3 части (до слов «И все весело побежали…)

— Какую главную мысль хочет донести автор до читателя (волнение капалухи)

Найдите слова, которые помогут описать поведение глухарки в тот момент, когда к гнезду приблизились люди.

— Прочитайте эти слова. (Металась в стороны. Крылья разброшены, мела ими. Закостенели от неподвижности. Пыталась и не могла взлететь)

— Почему автор выбрал именно эти выражения? (Чтобы показать состояние капалухи.)

— Какие слова еще использует писатель, чтобы показать внутреннее состояние птицы? (Испуг, гнев, бесстрашие.)

— Давайте подберём синонимы к этим словам (боязнь, злость, храбрость)

— Как озаглавим? (Тревога капалухи!)

Чтение 4 части (до конца)

— Что главное в этой части?

— Найдите слова, которые указывают на то, как изменилось поведение капалухи после ухода людей? (Вытянув шею. Глаза не следили. Целилась на гнездо. Плавно слетела. Заползла в гнездо. Распустила крылья. Замерла.)

— Что вы можете сказать с состоянии капалухи ? (Глаза ее начали затягиваться дремной пленкой. Успокоилась, но была настороже).

— Как озаглавите 4 часть? «Снова в гнездо»

После чтения

— Итак, ребята, кто такая капалуха?

(на доске появляется изображение капалухи)

— Докажите словами из текста.

— Ребята, а что вы знаете о глухаре? (видео)

— Какой жанр этого произведения? (Рассказ)

— Правильно, ребята! Это рассказ. Но это не выдуманный рассказ. Эта история случилась с автором в школьном возрасте, когда он со своими друзьями пас молодых телят.

— Какие чувства вы испытывали, когда читали это произведение? (Чувство грусти, тревоги, жалость к капалухе, гнева на ребят).

— С кем можно сравнить поведение капалуху? (С мамой, которая оберегает и защищает своих детей)

— В какой части произведения автор нам показывает капалуху, как мать. (В 3 и 4 части)

— Какие чувства вы испытывали к маме-капалухе? (Чувство восхищения, благодарности, уважения за такую сильную любовь)

В) физкультминутка (технология Базарного)

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Анализ героев рассказа

— Назовите героев рассказа В.П.Астафьева (Капалуха, мальчишки, автор)

Работа в группах.

Каждая группа анализирует героев рассказа.

— Выберите качества, которые подходят к героям рассказа, и объясните свой выбор. Можно придумать и записать другие качества, которые подходят к героям рассказа.

Добрый

Любит природу

Испуганный

Озорные

Бесстрашный

Безграничная, преданная любовь

Восхищение

Гордость

Безответственность

Хотели позабавиться, но поняли, что были не правы

8. Итог урока

— Назовите произведение, с которым мы познакомились.

— Кто написал это произведение?

— Назовите тему произведения.

— Главная мысль произведения. (Материнская любовь — самая крепкая и искренняя на свете.)

— Мы узнали, кто такая капалуха?

— Как закончилась встреча мальчиков с капалухой?

— Как вы думаете, изменится ли их отношение к природе после этого случая? — Написав этот рассказ, В.П.Астафьев хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Как вы думаете какую?

(Любить, беречь, охранять природу, заботиться о братьях наших меньших.)

— Чему нас научил рассказ? (Не разорять гнезда)

— Почему наш урок начинался с загадки о глухаре? (Ответы детей)

— Составим синквейн

Капалуха

заботливая, бесстрашная

оберегает, прикрывает, боится

Материнская ласка конца не знает.

Глухарка

— Нашим уроком мы попытались прикоснуться к красоте природы сердцем. Кто считает, что у него это получилось, поднимет зеленый кружок, кто остался равнодушным поднимает красный.

10. Рефлексия (дерево)

11. Домашнее задание (Дифференцированное, творческое).

  • Зеленый лист: прочитать рассказ, с. 98-101, пересказать по плану.
  • Желтый лист — прочитать рассказ, найти загадки о глухаре.
  • Красный лист — прочить рассказ, нарисовать иллюстрацию к данному произведению.
Виктор Астафьев

Виктор Астафьев

Виктор Астафьев

Дата рождения 1.05.1924
Место рождения с. Овсянка, Енисейская губерния
Дата смерти 29.11.2001
Место смерти Красноярск
Гражданство СССР, Российская Федерация
Род деятельности писатель
Язык произведений русский

Виктор Петрович Астафьев — русский прозаик, драматург, эссеист, сценарист, член Союза писателей СССР.

Виктор Астафьев / Биография

Виктор Петрович Астафьев родился 1 мая 1924 года в Енисейской губернии, в селе Овсянка. В 1930 году в семье Астафьевых случилось несчастье: прадед писателя, деревенский мельник Яков Максимович Мазов, был раскулачен и сослан с семьей на Север. В 1931 году деда, отца и дядю писателя обвинили в создании контрреволюционного коллектива и посадили под стражу в Красноярске. Лидия Ильинична Потылицына, мать Виктора Петровича, умерла в 1931 году, во время одной из поездок к мужу с посылкой в тюрьму. Вскоре Петр Астафьев, отец юного Виктора, за вредительство был сослан на пять лет в Карелию для строительства Беломорско-Балтийского канала. С этого времени и до 1934 года писатель находился на попечении бабушки и дедушки по материнской линии. Образ бабушки занимает важное место в творчестве писателя и носит автобиографический характер. Не случайно главной героиней книги «Последний поклон» стала Екатерина Петровна (Потылицына) — заботливая и мудрая, трудолюбивая, порой строгая женщина, заслужившая уважение односельчан.

В 1934 году Петр Астафьев досрочно вернулся из ссылки и вскоре женился на Таисии Ивановне Черкасовой, от которой у него родился сын Николай. Позже семья переехала в Игарку, застроенную переселенческими бараками, куда после раскулачивания была отправлена семья Якова Максимовича, прадеда Виктора. О жизни и быте семьи Астафьевых после переселения Виктор Петрович рассказал в своем публицистическом очерке «Пакость» (1988). Летом 1935 года между Петром Астафьевым и Игарским рыбным заводом было подписано соглашение о коммерческом рыболовстве. Однако по завершении рыбалки Петр Павлович был госпитализирован из-за тяжелой болезни. Без поддержки отца Виктор Астафьев остался один с новой семьей, которая не хотела о нем заботиться. Вскоре Астафьев стал бездомным. Некоторое время он жил в пустом здании бывшей парикмахерской, позже его забрали в детский дом, где его заметили директор Василий Соколов и учитель русского языка и литературы, известный сибирский поэт Игнатий Рождественский. Они видели в молодом Астафьеве потенциал будущего писателя, обращая внимание на его успехи в изучении русского языка и литературы.

В детском доме В. П. Астафьев написал автобиографическое сочинение о том, как он заблудился в тайге и искал дорогу назад. Проба пера Астафьева получила название «Жив». Работа была выделена и высоко оценена Рождественским, который обычно был строг к произведениям своих учеников. Эта похвала и разбудила в юном Астафьеве жажду творчества. Именно это произведение легло в основу рассказа «Васюткино озеро» (1952). В год своего семнадцатилетия (1941) Виктор был вынужден покинуть детский дом и вернуться к отцу, получив шесть классов образования.

В 1942 году В. П. Астафьев окончил железнодорожное училище ФЗО № 1, получив профессию сцепщика. Сначала он работал станционным смотрителем и составителем поездов, но вскоре, решив не оставаться в тылу во время Великой Отечественной войны, ушёл на фронт добровольно. Будущий писатель сменил два полка, пока весной 1943 года не был направлен в 92-ю гаубичную артиллерийскую бригаду, в которой служил до сентября 1944 года, когда был вынужден покинуть линию фронта из-за ранения.

В 1942 году дядя писателя, двадцатичетырехлетний Иван Павлович Астафьев, погиб на фронте. В 1943 году Виктор Астафьев получил награду «За отвагу»: 20 октября 1943 года он несколько раз восстанавливал телефонную связь с наблюдательным пунктом под артиллерийским и минометным огнем. Осенью 1944 года В. П. Астафьев был тяжело ранен в бою под польским городом Дукла, из-за чего провел в госпитале более полугода. После этого Астафьев уволился из действующей армии, но позже сменил несколько небоевых частей, работая то почтальоном, то конвоиром до самого конца войны.

В мае 1945 года В. П. Астафьев стал работать на почтово-сортировочном пункте 1-го Украинского фронта, располагавшемся недалеко от станции Жмеринка в местечке Станиславчик (Украина). Во время войны Виктор Петрович набирался опыта в самых разных областях: служил шофером, разведчиком, связистом. В 1945 году он был демобилизован в звании «красноармеец», одновременно получил медаль «За освобождение Варшавы». Виктор Астафьев также был награжден орденом Красной Звезды и медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.». В дальнейшем тема войны станет одним из лейтмотивов творчества писателя.

В 1945 году Астафьев женился на Марии Семеновне Корякиной, военнослужащей, с который впервые познакомился в Станиславчике. Молодожены переехали к родителям Корякиной в город Чусовой Молотовской области (ныне Пермский край). Полученные во время войны ранения не позволяли Астафьеву продолжать работать сцепщиком, поэтому он брался за любую доступную работу, от станционного смотрителя до грузчика, лишь бы прокормить семью. В 1947 году у Астафьева и Корякиной родилась дочь Лидия, названная в честь матери писателя. Девочка умерла во младенчестве. Ирина, вторая дочь, родилась в 1948 году. В 1950 году на свет появился Андрей. С женой и детьми Астафьев прожил в Чусовом 18 лет.

В 1951–1953 годах В. П. Астафьев получил прерванное войной среднее образование в железнодорожной школе рабочей молодежи на станции Чусовская. Именно в Чусовом началась писательская карьера Виктора Петровича. Он начал писать репортажи и статьи для местной газеты «Чусовой рабочий». Небольшой спор с одним из членов литературного кружка при «Чусовом рабочем» вдохновил Астафьева на написание его дебютного рассказа «Гражданский человек», который был опубликован в газете в 1951 году. На одной из встреч Иван Реутов зачитал свой рассказ «Встреча» о военном летчике, которому дали двухнедельный отпуск за два сбитых немецких самолета. В. П. Астафьев, прошедший войну, возмутился из-за нереалистичности рассказа, после чего обиженный автор предложил ему самому сочинить правдоподобное произведение. В ту же ночь, сидя на вахте в подвале колбасной фабрики — тогдашнего места работы начинающего писателя, В. П. Астафьев написал «Гражданского человека» прямо на страницах вахтового журнала, за что впоследствии получил выговор. Он продолжал работать в редакции «Чусового рабочего», и в 1953 году вышла его первая книга «До следующей весны». В 1955 году писатель издал сборник рассказов для детей «Огоньки», который понравился читателям. В то же время сам Астафьев по-прежнему стремился писать более серьезную прозу. Годом ранее Виктор Петрович прислал в журнал «Новый мир» черновой вариант повести «Кража», в которой несколько воспитанников детского дома решаются на опасную авантюру-кражу денег из кассы. Редакция журнала черновик не приняла, но Астафьев все равно продолжал работать над повестью.

В 1957 году писатель продолжил журналистскую деятельность на Пермском областном радио, в 1958 году стал членом Союза писателей СССР. Тогда же был опубликован его роман «Тают снега», посвященный трудному восстановлению сельского хозяйства в послевоенном СССР на примере одной из уральских глубинок. Сотрудники местного отделения КГБ считали, что роман был проникнут «кулацким духом», из-за чего уже напечатанное произведение долгое время не допускалось на полки книжных магазинов. Семья Астафьевых тем временем жила в бедности. За помощью писатель обратился в московское отделение КГБ, где книга была окончательно одобрена. К тому времени рассказы Астафьева привлекли внимание критиков, и его произведения стали публиковаться в известных московских журналах «Новый мир» и «Молодая гвардия».

  • Виктор Астафьев
  • Слушать рассказы виктора астафьева

    Виктор Астафьев

  • Слушать рассказы виктора астафьева

    Где-то гремит война / Виктор Астафьев

  • Слушать рассказы виктора астафьева

    Васюткино озеро / Астафьев В.; Худож. Дугин В.- Москва : Диафильм, 1981

  • Слушать рассказы виктора астафьева

    Стрижонок Скрип / В. Астафьев; рисунки А. Келейникова, 1965

В 1950 году Астафьев по совету детской писательницы Веры Васильевны Смирновой, высоко оценившей его творчество, отправился в Москву, чтобы поступить на Высшие литературные курсы литературного института имени Горького. Она помогла Астафьеву не только на словах, но и на деле: по ее совету правление Союза писателей РСФСР направило рекомендательное письмо руководителю курсов Юрию Лаптеву. Учеба на Высших литературных курсах, которые Астафьев окончил в 1961 году, помогла ему завязать знакомства почти со всеми московскими редакциями. Писатель регулярно посещал выставки, читал произведения сокурсников, часто бывал в столичных театрах. После вдохновляющего пребывания в Москве Астафьев твердо решил покинуть Чусовой.

В 1962 году писатель с женой и детьми переехал в Пермь, где ранее получил квартиру. При поддержке близкого друга и главного редактора Пермского книжного издательства Бориса Назаровского Астафьев купил небольшую избу в деревне Быковка на Урале. В 1965 году началась работа над «Затесями» (1972) — лирическими миниатюрами, в которых Астафьев описывал важные моменты своей жизни, интересные мысли, дорожные впечатления. Само название произведения сообщает читателю, что писатель оставил в нем подсказки для собственной памяти. В Быковке Виктор Петрович завершил повесть «Кража» (1966), написал повесть «Пастух и пастушка» (1971), первую книгу «Последнего поклона» (1968) и несколько рассказов. В Быковке начинается творческий путь Марии Корякиной: там она пишет свою первую повесть «Ночное дежурство» (позже «Отец»), опубликованную в 1968 году. Семь лет, проведенных в Перми, Астафьев назвал самыми плодотворными за всю свою карьеру.

В 1969 году Астафьев с семьей переехал в Вологду по приглашению писателя и поэта Василия Белова и Вологодской писательской организации, в которую входили Николай Рубцов, Валерий Дементьев, Ольга Фокина и многие другие советские писатели. В 1972 году была опубликована «Ода русскому огороду», в которой Астафьев рассказывает о лучших годах своего детства, а также о значении природы для него и о том, как на него повлияла обычная огородная грядка.

Повесть в рассказах «Последний поклон» посвящена Елизавете Петровне Потылицыной, бабушке писателя. В рассказах «Монах в новых штанах», «Конь с розовой гривой», «Бабушкин праздник» Астафьев вспоминает светлое время детства, свою бабушку, женщину с большим сердцем и широкой душой. «Последний поклон» построен на антитезе двух семей — всегда трудящихся Потылицыных и разгульных Масовых (Астафьевых).

С 1973 года публиковались рассказы писателя («Бойе», «Капля», «Не хватает сердца» и др.), которые впоследствии нашли свое место в повествовании в рассказах «Царь-рыба». Астафьев был членом редколлегии «Нашего современника», где и было впервые опубликовано произведение. Именно эта работа принесла Астафьеву всесоюзную славу, но текст подвергся жесточайшей цензуре, что вызвало у писателя отвращение к собственному произведению. Прекратить публикацию рассказов было невозможно только потому, что они уже вызвали резонанс в обществе и даже были переведены на другие языки, а также опубликованы за рубежом. Наиболее полный вариант работы, вместе с ранее изъятой главой «Норильцы», впервые был опубликован в 1993 году.
С 1972 по 1982 год Виктор Петрович трудился над повестью «Зрячий посох», основой для которого послужила его переписка с критиком Александром Николаевичем Макаровым. Рассказ наполнен размышлениями Астафьева о своем творческом пути, литературном братстве и творчестве своих собратьев-писателей. В 1991 году за это произведение писателю была присуждена Государственная премия СССР. Вскоре Астафьев увлекся драматургией и сочинил пьесу «Прости меня» (1980). Также в конце 70-х годов в репертуар Вологодского театра вошла написанная им пьеса «Черемуха».

В 1980 году писатель решил вернуться в Красноярский край. Астафьев купил дом в родной Овсянке, куда давно мечтал вернуться. В 1984 году на экраны страны вышел фильм «Дважды рожденный», снятый по сценарию В. П. Астафьева и Е. П. Федоровского. Зимой 1986 года журнал «Октябрь» опубликовал новый роман писателя — «Печальный детектив», в котором без прикрас описывается нелегкий путь советского милиционера, анализируется прожитая им жизнь и допущенные ошибки. Роман становится точкой отсчета после многих лет работы над «деревенской» прозой. Там, где раньше была видна радость общего труда, теперь отчетливо видно глубокое социальное неблагополучие, интересовавшее писателя на заключительном этапе его карьеры. На своей малой родине Астафьев также написал более десяти рассказов, в том числе «Медвежья кровь» (1984), «Вимба» (1985), «Светопреставление» (1986), «Слепой рыбак» (1986) и многие другие. Родилась и новая, третья книга «Последнего поклона», рассказывающая о взрослении Вити Потылицына, прошедшего через ужасы войны. Таким образом, конец «Последнего поклона» объединяет два главных мотива в творчестве писателя — войну и деревенскую жизнь. В 1987 году в Вологде умерла Ирина, вторая дочь Астафьева, страдавшая ишемической болезнью сердца. Писатель с супругой приютили у себя маленьких внуков.

В начале 90-х годов писатель начал работать над романом «Прокляты и убиты» (1995), первая книга которого («Чертова яма») вышла в 1992 году, а вторая («Плацдарм») — в 1994-м. Роман рассказывает о судьбе молодых новобранцев, попавших в резервный полк во время войны. Ужасная повседневность главных героев романа описана максимально детально: голод, болезни, вши, мороз и ежедневная муштра. Первая часть заканчивается отправкой войск на фронт, вторая посвящена описанию натуралистических боев, в которых участвуют вчерашние мальчишки, в то время как политотдел и другие бюрократы находятся в безопасности. В продолжении романа также ярко выражено презрение автора к действовавшей власти и подчинявшимся ей военным комиссарам. Равнодушие «власть имущих» к судьбам обычных солдат становится лейтмотивом произведения. Вокруг романа развернулась активная читательская полемика. В 1996 году Астафьев получил Государственную премию Российской Федерации за опубликованные части романа. Третья часть «Проклятых и убитых» не была закончена. В последних произведениях Астафьева война описывалась так мрачно и горько, что писатель получил шквал критики со стороны военного руководства.

Авторский стиль В. П. Астафьева отличается высоким уровнем автобиографичности; ему свойственна документальность и максимальная художественная достоверность. Отсюда ярко выраженный натурализм в его произведениях о войне: ещё на заре своей карьеры писатель раздражался из-за неправдоподобного описания событий, через которые он сам прошел, а потому и решил в собственном творчестве изображать войну без прикрас. И в то же время не чужд Астафьеву и лиризм, в высшей мере проявивший себя в его любимом произведении «Пастух и пастушка», где писатель, напротив, избегает батальных сцен и обращает читательское внимание на чистую и вечную любовь главных героев. Публицистичность Астафьева выражается в его потребности быть услышанным и понятым читателем: еще в предисловии к «Затесям» он писал, что поиск новых художественных средств (в его случае — обращение к забытому жанру миниатюры) продиктован необходимостью высказаться.

В творчестве Виктора Петровича часто встречаются такие символичные образы, как образ реки, семьи, могилы, смерти, цветка. Философия как творчества, так и жизненного пути писателя сосредоточена в одной короткой фразе: «Не делайте больно миру». Астафьев любил перечитывать «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Мертвые души» Н. В. Гоголя, стихотворение А. С. Пушкина «Пророк». Любимыми писателями Виктора Петровича были Н. В. Гоголь, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский. Писатель легко и быстро заводил дружбу со своими коллегами и особенно тесно общался с Евгением Носовым, Александром Макаровым и Николаем Рубцовом, у которого писатель призывает учиться «не проклинать жизнь, а облагораживать ее».

Виктор Астафьев / Книги

  • Астафьев, В. П. До будущей весны : рассказы. –– Молотов : Кн. изд-во, 1953. –– 152 с. : ил. –– [Хранится в РГБ].
  • Нашим ребятам : сборник рассказов и стихов / сост. Н. Н. Арбенева. — Молотов : Молотовское кн. изд-во, 1953. — 208 с. : ил. — Из содерж.: Астафьев В. П. Мишуки / Виктор Астафьев. — С. 130–139. — [Хранится в РНБ].
  • Астафьев, В. П. Огоньки : [рассказы] / В. П. Астафьев ; [ил.: В. В. Каменский]. — Молотов : Кн. изд-во, 1955. — 88 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро : [рассказ] / [ил.: Е. И. Нестеров]. — Молотов : Кн. изд-во, 1956. — 47 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Дядя Кузя, куры, лиса и кот : [рассказ] / [ил.: В. А. Головин]. — Пермь : Кн. изд-во, 1957. — 32 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Тают снега : роман. — Пермь : Кн. изд-во, 1958. — 307 с., 1 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Теплый дождь : [рассказы] / [ил.: А. Кадушкин]. — Москва : Детгиз, 1958. — 93 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Перевал : повесть. — Свердловск : Кн. изд-во, 1959. — 135 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Сибиряк : [рассказ]. — Пермь : Кн. изд-во, 1959. — 26 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Зорькина песня : рассказы / В. Астафьев ; худож. В. С. Измайлов. — Пермь : Кн. изд-во, 1960. — 113 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник / А. Астафьев ; рис. А. Сурова. — Москва : Детгиз, 1961. — 59 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Рассказ о любви. — Пермь : Кн. изд-во, 1961. — 57 с. — (Рассказы о советских людях). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Солдат и мать : повесть и рассказы. — Москва : Сов. Россия, 1961. — 104 с. : ил. — (Короткие повести и рассказы). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Звездопад : повести и рассказы. — [Москва] : Мол. гвардия, 1962. — 335 с., 1 л. ил. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Гуси в полынье : [рассказ] / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1963. — 15 с. : ил. — (Рассказы о подвигах). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Весенний остров : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Пермь : Кн. изд-во, 1964. — 263 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы. — Москва : Правда, 1964. — 48 с. — (Библиотека «Огонек» ; № 9). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: Ю. Лихачев]. — Свердловск : Сред.-Урал. кн. изд-во, 1965. — 184 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Москва : Детская литература, 1965. — 16 с. : ил. — [Хранится в фонде Редкой книги РГДБ].
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: С. Косенкова]. — Воронеж : Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1968. — 200 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Кража ; Где-то гремит война : повести. — [Москва] : Мол. гвардия, 1968. — 367 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Последний поклон: повесть / [ил.: В. и А. Мотовиловы]. — Пермь : Кн. изд-во, 1968. — 259 с. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Синие сумерки : рассказы / [ил.: Е. Ф. Капустин]. — Москва : Сов. писатель, 1968. — 415 с., 5 л. ил. : портр. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Дядя Кузя, куриный начальник : [повесть] / [ил.: В. Захаров-Холмский]. — [Пермь] : [Кн. изд-во], [1969]. — 51 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Стародуб ; Перевал ; Кража ; Где-то гремит война ; Звездопад : повести / [ил.: Е. Ф. Капустин]. — [Москва] : [Сов. Россия], [1969]. — 528 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / [ил.: Е. Мешков]. — Москва : Детская литература, 1970. — 191 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Затеси : книга коротких рассказов / [ил.: Ю. В. Петров]. — Москва : Сов. писатель, 1972. — 238 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Повести о моем современнике / послесл. А. Ланщикова ; худож. Б. Косульников. — Москва : Молодая гвардия, 1972. — 669 с., 11 л. ил. : ил. Содерж.: Стародуб ; Кража ; Последний поклон ; Пастух и пастушка.
  • Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип : рассказы / В. П. Астафьев ; худож. В. Симонов. — Москва : Детская литература, 1974. — 32 с. : ил., портр. — (Школьная библиотека. Читаем сами).
  • Астафьев, В. П. Перевал : повесть / В. П. Астафьев ; худож. М. З. Рудаков. — Москва : Советская Россия, 1975. — 135 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Мальчик в белой рубахе : повести / Виктор Астафьев. — Москва : Мол. гвардия, 1977. — 591 с. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах. — Москва : Худож. лит., 1977. — 128 с. — (Роман-газета ; № 5 (819)). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Белогрудка / В. Астафьев ; худож. М. М. Писаревский. — Москва : Советская Россия, 1978. — 16 c. : ил.
  • Астафьев, В. П. Кража : повесть / В. П. Астафьев ; худож. Ю. Шабанов. — Переизд. — Ленинград : Детская литература, 1979. — 239 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Медведи идут следом : рассказы / В. П. Астафьев ; худож. Е. Мешков. — Москва : Детская литература, 1979. — 224 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. П. Астафьев ; худож. С. Куприянов. — Москва : Малыш, 1979. — 22 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро : рассказ / рис. Е. Мешкова. — Москва : Детская литература, 1980. — 32 с. : ил. — (Книга за книгой).
  • Астафьев, В. П. Зорькина песня / худож. Т. Соловьева. — Москва : Малыш, 1980. — 8 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Посох памяти : [сборник] / Виктор Астафьев. — Москва : Современник, 1980. — 367 с. : портр. — (Библиотека «О времени и о себе»).
  • Астафьев, В. П. Весенний остров : [рассказы] / В. Астафьев ; [рис. Т. Соловьевой]. — Москва : Малыш, 1981. — 18 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Последний поклон : повесть / Виктор Астафьев ; [худож. В. Бахтин]. — Красноярск : Кн. изд-во, 1981. — 547 с. : ил. — (Современная сибирская повесть). — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Бабушкин праздник : рассказы / В. П. Астафьев ; худож. Е. Шукаев. — Москва : Советская Россия, 1982. — 48 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. В тайге, у Енисея / Виктор Астафьев ; художник Н. Устинов. — Москва : Малыш, 1982. — 96 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Стародуб : повесть / Виктор Астафьев ; [рис. Е. Мешкова]. — Москва : Детская литература, 1982. — 63 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Зорькина песня / Виктор Астафьев ; [худож. Н. Устинов]. — Москва : Малыш, 1983. — 10 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Кража : повесть / Виктор Астафьев ; [худож. В. М. Харламов]. — Красноярск : Кн. изд-во, 1983. — 246 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Последний поклон : повесть / Виктор Астафьев ; предисл. Е. Стариковой ; худож. Б. Чупрыгин. — Москва : Детская литература, 1983. — 287 с. : ил. — (Школьная библиотека. Для средней школы).
  • Астафьев, В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев ; рис. В. Гальдяева. — Москва : Современник, 1983. — 384 с. : ил. — (Сельская библиотека Нечерноземья).
  • Астафьев, В. П. Повести и рассказы / В. П. Астафьев ; худож. В. Фатехов. — Москва : Советский писатель, 1984. — 687 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Рассказы / В. П. Астафьев ; худож. Ю. Алексеева. — Москва : Советская Россия, 1984. — 477 с. : портр.
  • Астафьев, В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев ; предисл. И. Жукова. — Москва : Молодая гвардия, 1984. — 383 с. : портр. — (Школьная библиотека).
  • Астафьев, В. П. Белогрудка : рассказы / В. П. Астафьев ; худож. Е. Мешков. — Москва : Детская литература, 1985. — 128 с. : портр., ил. — (Школьная библиотека).
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро : рассказы для детей / В. П. Астафьев ; худож. В. Теплов. — Красноярск : Красноярское книжное издательство, 1985. — 70 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Капалуха / В. П. Астафьев ; худож. Н. Устинов. — Москва : Малыш, 1985. — 10 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Военные страницы : повести и рассказы / В. П. Астафьев ; худож. Г. Метченко. — Москва : Молодая гвардия, 1986. — 462 с. : ил. Содерж.: Где-то гремит война ; Пастух и пастушка ; Звездопад ; Ясным ли днем ; Сашка Лебедев ; Передышка ; Индия ; Курица — не птица ; Тревожный сон ; Ночь космонавта ; Жизнь природы там слышна.
  • Астафьев, В. П. Где-то гремит война : рассказ / В. П. Астафьев ; худож. М. Петров. — Москва : Современник, 1987. — 61 с. : ил. — (Отрочество. Серия книг для подростков).
  • Астафьев, В. П. Печальный детектив : роман / Виктор Астафьев ; [худож. Н. С. Михайлов]. — Москва : Б. и., 1987. — 80 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Зрячий посох : книга прозы / В. П. Астафьев ; худож. Н. Абакумов. — Москва : Современник, 1988. — 590 с. : ил. — (Новинки «Современника»). Содерж. также: Затеси.
  • Астафьев, В. П. Падение листа : роман, рассказы, очерки / Виктор Астафьев. — Москва : Советский писатель, 1988. — 512 с. Содерж.: Печальный детектив : роман ; Затеси : рассказы ; очерки: разделы: Падение листа ; Видение ; Вздох ; Игра ; Древнее, Вечное ; Рукою согретый хлеб.
  • Астафьев, В. П. Перевал ; Кража : повести / В. П. Астафьев ; худож. А. Тамбовкин. — Москва : Детская литература, 1988. — 303 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Астафьев, В. П. Последний поклон : повесть в рассказах / В. П. Астафьев ; оформ. Б. Чупрыгина ; порт. автора худож. В. Панова. — Москва : Детская литература, 1989. — 351 с. — (Библиотека юношества).
  • Астафьев, В. П. Последний поклон : повесть : в 2 т. / В. П. Астафьев ; худож. А. Озеровская, А. Яковлев. — Изд. испр. и доп. — Москва : Молодая гвардия, 1989.
  • Астафьев, В. П. Ясным ли днем : сборник / Виктор Астафьев ; худож. Ю. Ф. Алексеева. — Москва : Советская Россия, 1989. — 670 c., 1 л. портр. : ил.
  • Астафьев, В. П. Гуси в полынье / Виктор Астафьев ; худож. С. Бордюг. — Москва : Малыш, 1990. — 24 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. С. Сюхин. — Москва : Детская литература, 1990. — 144 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Улыбка волчицы. — Москва : Книжная палата, 1990. — 380 с. — (Популярная библиотека). Содерж.: Улыбка волчицы ; Пастух и пастушка ; Печальный детектив.
  • Астафьев, В. П. Печальный детектив : роман ; Зрячий посох : повесть / В. П. Астафьев ; вступ. ст. Л. Вуколова. — Москва : Профиздат, 1991. — 414 с. — (СК : Советская классика : Золотой фонд).
  • Астафьев, В. П. Тихая птица : роман, повести, рассказы, очерк / В. П. Астафьев ; худож. А. Бегак. — Москва : Советский писатель, 1991. — 685 с. : ил. Содерж.: Печальный детектив : роман ; повести: Кража ; Пастух и пастушка ; Ода русскому огороду ; Паруня : очерк ; рассказы: Ясным ли днем ; Жизнь прожить ; Тельняшка с Тихого океана ; Пеструха ; Светопреставление и др.
  • Астафьев, В. П. Прокляты и убиты : роман / Виктор Астафьев. — Москва : АО «Вече», 1994. — 507 с. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Собрание сочинений : в 15 т. / Виктор Астафьев ; [ред.: А. Ф. Гремицкая, Г. И. Сысоева]. — Красноярск : Офсет, 1997–1998. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / В. П. Астафьев ; худож. Е. Мешков. — Москва : Детская литература, 1998. — 267 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Астафьев, В. П. Так хочется жить ; Обертон ; Веселый солдат : повести / Виктор Астафьев. — Иркутск : Вектор, 1999. — 527 с. : ил.
  • Астафьев, В. П. Пролетный гусь : рассказы. Затеси. Воспоминания / Виктор Астафьев ; [послесл. В. Курбатова ; худож. Сергей Элоян]. — Иркутск : Сапронов Г.К., 2001. — 490 с. : ил. — [Хранится в РНБ]. Содерж.: рассказы: Пролетный гусь ; Ягоды для папы ; Пионер — всем пример ; Жестокие романсы ; Трофейная пушка ; Связистка и др. ; Погибшие строки (Воспоминания о поэте Николае Рубцове) ; Затеси: Просверки ; Кетский сон ; Ода русскому огороду.
  • Астафьев, В. П. Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев ; вступ. ст. А. М. Туркова ; худож. А. Веркау. — Москва : Детская литература, 2002. — 430 с. : ил. — (Школьная библиотека).
  • Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. П. Астафьев. — Красноярск : Платина, 2004. — 16 с. : ил. — (Астафьев — детям).
  • Астафьев, В. П. Далекая и близкая сказка : рассказы, затеси / В. П. Астафьев ; предисл. В. Курбатова ; худож. С. Элоян. — Иркутск : Издатель Сапронов, 2008. — 383 с. : ил. — (Библиотека семейного чтения).
  • Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип : рассказы / Виктор Астафьев ; худож. Николай Устинов. — Москва : Махаон, 2013. — 128 с. : ил. — (Библиотека детской классики).
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро. С вопросами и ответами для почемучек : [рассказы : научно-популярное издание] / В. Астафьев ; [коммент. П. Волцита] . — Москва : АСТ, 2016 (макет 2017). — 191 с. : ил. — (Лучшие рассказы о живой природе с вопросами и ответами для почемучек) (Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева рекомендует) (Аванта).
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро : рассказы / В. Астафьев. — Москва : Стрекоза, 2017. — 128 с. — (Школьная программа).
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / В. Астафьев ; худож. П. Гавин. — Москва : Искателькнига, 2017. — 96 с. : ил. — (Школьная классика. ШК).
  • Астафьев, В. П. Конь с розовой гривой : рассказы / В. Астафьев ; [художник Т. Еремина]. — Москва : Стрекоза, 2017. — 190 с. : ил. — (Школьная программа).
  • Астафьев, В. П. В тайге, у Енисея / Виктор Астафьев ; художник Н. Устинов. — Москва : Стрекоза, 2018. — 96 с. : ил. — (Книга в подарок).
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро : рассказы для детей / В. Астафьев ; [худож. И. Цыганков]. — Москва : АСТ, 2018. — 447 с. : ил. — (Вся детская классика) (Малыш).
  • Астафьев, В. П. Звездопад : повести и рассказы / Виктор Астафьев ; [иллюстрации на переплете Петра Любаева]. — Москва : Нигма, 2019. — 304 с.
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро / Виктор Петрович Астафьев. — Москва : Эксмо, 2020. — 256 с. — (Хорошие книги в школе и дома) (Классика в школе и дома).
  • Астафьев, В. П. Пир после Победы : рассказы / Виктор Астафьев. — Москва : Нигма, 2020. — 351 с. — (Красный каптал).
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро / В. Астафьев ; художник И. Цыганков. — Москва : АСТ, 2021. — 64 с. : ил. — (Библиотека начальной школы).

Виктор Астафьев / Книги в Национальной электронной детской библиотеке

  • Астафьев, В. П. Стрижонок Скрип / В. Астафьев ; рисунки А. Келейникова. — Текст : электронный. — Москва : Детская литература, 1965 (Москва : РГДБ, 2013). — 16 с. : ил.

Диафильмы

  • Астафьев, В. П. Дядя Кузя — куриный начальник : [диафильм] / Астафьев В. ; худож. Черепанов Ю. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1969 (Москва : РГДБ, 2017). — 1 дф. (44 кд.) : цв.
  • Астафьев, В. П. Гуси в полынье : [диафильм] / Виктор Астафьев ; худож. В. Рогачев ; ред. Т. Семибратова ; худож. ред. В. Синюкова. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1979 (Москва : РГДБ, 2021). — 1 дф. (41 кд.) : цв.
  • Астафьев, В. П. Васюткино озеро : [диафильм] / Астафьев В. ; худож. Дугин В. — Текст. Изображение : электронные. — Москва : Диафильм, 1980 (Москва : РГДБ, 2016). — 1 дф. (46 кд.) : цв. — Оригинал хранится в РГДБ.

О жизни и творчестве

  • Астафьв, В. П. [Автобиография] / Виктор Астафьев // Писатели России : автобиографии современников / под ред. М. В. Воронова. — Москва : Гласность, 1998. — С. 52–59.
  • Астафьев, В. П. «Боль начинается с преодоления себя…»: [писатель размышляет о книге, о времени, о судьбах людских, о себе] / В. Астафьев ; беседовала Н. Сангаджиева // Книжное обозрение. — 2000. — № 9. — С. 6–7. — Начало. Окончание см.: № 10/2000.
  • Астафьев, В. П. Крест бесконечный : письма из глубины России, 1974–2001 / Виктор Астафьев, Валентин Курбатов ; [предисл. Г. Сапронова ; послесл. Л. Аннинского]. — Иркутск : Сапронов, 2002. — 510 с. : ил., факс. — [Хранится в РНБ].
  • Астафьев, В. П. Нет мне ответа… : эпистолярный дневник, 1952–2001 / Виктор Астафьев. — Иркутск : Изд. Сапронов, 2009. — 719 с., [40] л. ил., портр. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Астафьев, В. П. Посох памяти : [сборник] / Виктор Астафьев. — Москва : Современник, 1980. — 367 с. : портр. — (Библиотека «О времени и о себе»).
  • Астафьев, В. П. Соизмерение с жизнью. Беседа с В. Астафьевым / Виктор Астафьев ; беседовал Александр Рыбаков // В мире книг. — 1978. — № 6. — С. 75–77. — (У книжной полки).
  • Астафьев Виктор Петрович // Писатели нашего детства. 100 имен : биографический словарь : в 3 ч. : Ч. 2 / Российская государственная детская библиотека ; сост. Н. О. Воронова и др. — Москва : Либерея, 1999. — С. 37–40. — Библиогр.
  • Большакова, А. Далекая и близкая сказка : образ детства в творчестве Виктора Астафьева / Алла большакова // Детская литература. — 2000. — № 4. — С. 4–8. — (Жизнь. Литература. Критика).
  • Вуколов, Л. Печаль моя светла : [о В. П. Астафьеве] / Леонид Вуколов // Печальный детектив : роман ; Зрячий посох : повесть / В. П. Астафьев. — Москва : Профиздат, 1991. — С. 5–22. — (СК : Советская классика : Золотой фонд).
  • Гончаров, П. А. Высший сан на земле — называться человеком : сакральное и сатирическое в «Царь-рыбе» В. Астафьева / П. А. Гончаров // Литература в школе. — 2003. — № 9. — С. 18–22. — (Литература наших дней).
  • Гончаров, П. А. Два мира В. Астафьева / Гончаров Петр Андреевич ; ил. Евгения Николаевича Широкова, Валерия Иннокентьевича Кудринского // Литература в школе. — 2019. — № 6. — С. 15–19. — (Наши духовные ценности).
  • Гончаров, П. А. Творчество В. П. Астафьева в контексте русской прозы 1950–1990-х годов : монография / П. А. Гончаров. — Москва : Высш. шк., 2003. — 385 с. : портр. — [Хранится в РГБ].
  • Диарова, А. А. Астафьев Виктор Петрович / А. А. Диарова // Русские детские писатели XX века : биобиблиографический словарь. — Москва : Флинта : Наука, 1997. — С. 39–42.
  • Дмитренко, С. Ф. Виктор Астафьев: страницы судьбы / Сергей Дмитренко // Избранное / В. П. Астафьев. — Москва : Аст, 2004. — 365 с. — (Школа классики. Книга для ученика и учителя).
  • Жуков, И. На Енисее, реке жизни : [о жизни и творчестве В. П. Астафьева] / Иван Жуков // Царь-рыба : повествование в рассказах / В. П. Астафьев. — Москва : Молодая гвардия, 1984. — С. 5–10. — (Школьная библиотека).
  • Зурабова, К. Веселый солдат, печальный детектив : [о писателе В. Астафьеве] / К. Зурабова // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 11. — С. 80–86. — (В мире прекрасного).
  • Корф, О. Б. Виктор Петрович Астафьев (1924–2001) // Детям о писателях. ХХ век от А до Н : книга для учителей, воспитателей, родителей / О. Б. Корф. — Москва : Стрелец, 2006. — С. 6–7.
  • Курбатов, В. Я. Миг и вечность : размышления о творчестве В. Астафьева / В. Я. Курбатов. — Красноярск : Кн. изд-во, 1983. — 166 с. : ил. — [Хранится в РГБ].
  • Ланщиков, А. П. Виктор Астафьев : [жизнь и творчество] / А. П. Ланщиков. — Москва : Просвещение, 1992. — 159 с. : ил. — (Школьникам — о современных советских писателях). — [Хранится в РГБ].
  • Ломакина, С. А. Картина мира и способы ее репрезентации в рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро» / С. А. Ломакина // Мировая словесность для детей и о детях. Выпуск тринадцатый / Министерство образования и науки Российской Федерации и др. ; [науч. ред. И. Г. Минералова]. — Москва : МПГУ, 2008. — С. 217–221.
  • Мешалкин, А. Н. Заветная книга В. П. Астафьева : мир детства, добра и красоты в повести «Последний поклон» / А. Н. Мешалкин // Литература в школе. — 2007. — № 3. — С. 18–22. — (Наши духовные ценности).
  • Нодель, Ф. А. «Он» и «Она» Виктора Астафьева : [о повести Виктора Астафьева «Так хочется жить» в контексте общего творчества писателя] / Феликс Абрамович Нодель // Литература : журн. изд. дома «Первое сентября». — 2014. — № 3. — С. 32–34. — Ил. — (Читальный зал).
  • Романова, Г. И. Сказка и быль о «Царь-рыбе» В. П. Астафьева / Г. И. Романова // Русская словесность. — 2002. — № 5. — С. 25–32. — (Два предмета — один учитель) (Литература) (Материалы к уроку).
  • Романюк, А. Б. «Тельняшка с Тихого океана» В. Астафьева как стилизованная автобиография / А. Б. Романюк // Русская словесность. — 2004. — № 7. — С. 26–32. — (Два предмета — один учитель) (Литература) (Материалы к уроку).
  • Ростовцев, Ю. А. Виктор Астафьев / Юрий Ростовцев. — Москва : Молодая гвардия, 2009. — 400 с. : ил. — (Жизнь замечательных людей : серия биографий ; Вып. 1454 (1254)).
  • Старикова, Е. Предисловие / Е. Старикова // Последний поклон : повесть / Виктор Астафьев ; худож. Б. Чупрыгин. — Москва : Детская литература, 1983. — С. 5–8. — (Школьная библиотека. Для средней школы).
  • Цветова, Н. С. Над миром властвует смерть : к творческой истории повести В. Астафьева «Пастух и пастушка» / Н. С. Цветова // Литература в школе. — 2009. — № 3. — С. 17–20. — (Наши духовные ценности).
  • Чалмаев, В. А. Исповедальное слово Виктора Астафьева : [о жизни и творчестве писателя] / В. А. Чалмаев // Литература в школе. — 2005. — № 4. — С. 6–12. — Начало. Окончание см.: № 5/2005. — (Наши духовные ценности).
  • Шкловский, Е. Душа и мир : тема детства в творчестве Виктора Астафьева / Евг. Шкловский // Детская литература. — 1985. — № 7. — С. 19–23. — (Жизнь. Литература. Критика).
  • Щедрина, Н. М. Солдатская правда о войне Виктора Астафьева : к 95-летию со дня рождения писателя : [военная проза В. П. Астафьева] / Нэлля Михайловна Щедрина // Литература в школе. — 2019. — № 8. — С. 33–36. — (Наши духовные ценности) (Журнал «Литература в школе» на факультете русской филологии Московского государственного областного университета) (Наука — школе).
  • Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев : очерк творчества / Н. Яновский. — Москва : Советский писатель, 1982. — 272 с., 8 л. ил. — [Хранится в РГБ].
  • Авдохина, Т. В. Черты автобиографизма в прозе В. П. Астафьева / Т. В. Авдохина. — Текст : электронный // Вестник Бурятского государственного университета. — 2009. — № 10. — С. 204–208.
  • Аксенко, О. В. Особенности языкового воплощения образа детства в произведениях В. Астафьева : (на материале повествования в рассказах «Царь-рыба» и романа «Печальный детектив») / О. В. Аксенко, Е. В. Сергеева. — Текст : электронный // Известия российского государственного педагогического Университета им. А. И. Герцена. — 2017. — № 184. — С. 114–123.
  • Букаты, Е. М. Отцы и дети в прозе В. П. Астафьева / Е. М. Букаты. — Текст : электронный // Русский язык в поликультурном мире : сборник научных статей III Международного симпозиума (8–12 июня 2019 г.) : в 2 т. : Т. 2 / отв. ред. Е. Я. Титаренко. — Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2019. — С. 239–245.
  • Букаты, Е. М. Различные картины мира в «Царь-рыбе» В. П. Астафьева / Е. М. Букаты. — Текст : электронный // Картина мира: модели, методы, концепты : материалы Всероссийской междисциплинарной школы молодых ученых «Картина мира; язык, философия, наука» (1–3 ноября 2001 года) / под общей редакцией профессора З. И. Резановой. — Томск: Издание ТГУ, 2002. — С. 271–274.
  • Виктор Астафьев. — Текст : электронный // Лаборатория Фантастики : сайт.
  • Гладилина, Г. Л. В. П. Астафьев как детский писатель / Г. Л. Гладилина. — Текст : электронный // Все произведения В. П. Астафьева. Первый период творчества (1951–1969) : энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Г. Самотик (глав. ред.), Т. Н. Садыриной ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева». — Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2018. — С. 65–71.
  • Ефремова, Д. Его последний поклон : [к 95-летию со дня рождения Виктора Астафьева (1924–2001)] / Дарья Ефремова. — Текст : электронный // Газета «Культура» : сайт.
  • Малая, С. Астафьев В. П. Последний поклон / Светлана Малая. — Текст : электронный // Библиогид : сайт.
  • Падерина, Л. Н. Приемы стилизации авторской речи в произведениях В. П. Астафьева / Падерина Лариса Николаевна. — Текст : электронный // Эпоха науки. — 2019. — № 19. — С. 139–145
  • Полева, Е. А. Приёмы визуализации в формировании мотива искушения в рассказе Виктора Астафьева «Конь с розовой гривой» / Е. А. Полева. — Текст : электронный // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. — 2019. — № 3 (21). — С. 182–196.
  • Творчество В. П. Астафьева как воплощение национального и регионального самосознания : монография / А. М. Ковалёва, Н. В. Лебедева, И. В. Ревенко [и др.] ; [под ред. Л. Г. Самотик (отв. ред.) и Т. Н. Садыриной] ; Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный педагогический университет им. В. П. Астафьева». — Текст : электронный. — Красноярск : Красноярский гос. пед. ун-т им. В. П. Астафьева, 2016. — 314 с.

Виктор Астафьев / Экранизации

  • Сюда не залетали чайки (по мотивам повести В. П. Астафьева «Перевал»). Художественный фильм. Реж. Булат Мансуров. СССР, 1978.
  • Таёжная повесть (по мотивам рассказа «Сон о белых горах» из повествования в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»). Художественный фильм. Реж. Владимир Фетин. СССР, 1979.
  • Звездопад (по мотивам произведений В. П. Астафьева «Звездопад», «Сашка Лебедев», «Ода русскому огороду»). Художественный фильм. Реж. Игорь Таланкин. СССР, 1981.
  • Ненаглядный мой (по мотивам рассказа В. П. Астафьева «Тревожный сон»). Телевизионный художественный фильм. Реж. Артур Войтецкий. СССР, 1983.
  • Где-то гремит война (по мотивам повести В. П. Астафьева «Последний поклон»). Трёхсерийный телевизионный художественный фильм. Реж. Артур Войтецкий. СССР, 1986.

Фильмы по сценариям В. П. Астафьева

  • Дважды рожденный. Художественный фильм. Реж. Аркадий Сиренко. СССР, 1984. (Сценарий написан совместно с Е. П. Федоровским).

Награды, премии

  • 1975 — Государственная премия РСФСР им. М. Горького (за повести «Перевал», «Последний поклон», «Кража», «Пастух и пастушка»).
  • 1978 — Государственная премия СССР (за повествование в рассказах «Царь-рыба»).
  • 1991 — Государственная премия СССР (за повесть «Зрячий посох»).
  • 1996 — Государственная премия Российской Федерации (за роман «Прокляты и убиты»).
  • 1997 — Международная Пушкинская премия немецкого фонда Альфреда Тепфера за выдающийся вклад в развитие русской литературы.
  • 2003 — Государственная премия Российской Федерации в области литературы и искусства (за спектакль Московского Художественного академического театра имени А. П. Чехова «Пролётный гусь» по рассказам В. П. Астафьева «Пролётный гусь» и «Бабушкин праздник») (посмертно).
  • 2009 — Литературная премия Александра Солженицына (посмертно).

Музеи, памятники

  • Библиотека-музей В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края] : сайт.
  • Литературный музей В. П. Астафьева [в городе Чусовом Пермского края] : сайт.
  • Литературный музей имени В. П. Астафьева [в Красноярске]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт.
  • Мемориальный комплекс В. П. Астафьева [в селе Овсянка Красноярского края]. — Текст : электронный // Красноярский краевой краеведческий музей : сайт.
  • Памятник-бюст В. П. Астафьеву во дворе школы № 46, которая носит имя писателя, в посёлке Подтёсово Енисейского района Красноярского края. Автор — К. Зимич. Установлен в 2002 году.
  • Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Перми. Размещена на доме (ул. Ленина, 84), в котором писатель жил и работал в 1960-е годы. Автор — Р. Б. Исмагилов. Открыта в 2003 году.
  • Памятник В. П. Астафьеву и М. С. Корякиной в мемориальном комплексе В. П. Астафьева в селе Овсянка Красноярского края. Авторы: В. Зеленов и В. Гирич. Установлен в 2004 году.
  • Памятник «Царь-рыба», посвящённый одноимённому повествованию в рассказах В. П. Астафьева, на Слизневском утёсе над Енисеем, возле автодороги Красноярск–Абакан. Автор — Е. Пащенко. Установлен в 2004 году.
  • Мемориальная доска В. П. Астафьеву в городе Чусовом Пермского края. Размещена на здании, на месте которого раньше стоял вокзал, где будущий писатель В. П. Астафьев работал дежурным в 1945–1946 годах. Автор — В. Н. Маслянка. Открыта в 2005 году.
  • Памятник В. П. Астафьеву вблизи набережной Енисея на площади Согласия в Красноярске. Авторы: И. Линевич-Яворский, А. Демирханов. Установлен в 2006 году.
  • Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Вологде. Размещена на доме (ул. Ленинградская, 26), в котором писатель жил в 1971–1980 годах. Открыта в 2010 году.
  • Мемориальная доска В. П. Астафьеву в городе Игарка Туруханского района Красноярского края. Размещена на здании детдома, в котором воспитывался В. П. Астафьев в 1938–1941 годах. Авторы: Е. П. Каунченко, А. А. Тарасов. Установлена в 2013 году.
  • Мемориальная доска В. П. Астафьеву в Красноярске. Размещена на доме (Академгородок, 14), в котором писатель жил с 1980 по 2001 год. Автор — А. Тырышкин. Установлена в 2015 году.

См. также

  • Булычев Кир
  • Драгунский Виктор Юзефович
  • Житков Борис Степанович
  • Каверин Вениамин Александрович
  • Кассиль Лев Абрамович
  • Олеша Юрий Карлович

  • Слушать рассказы детские поучительные
  • Слушать рассказы для детей 10 для мальчиков бесплатно веселый
  • Слушать рассказы александра конторовича
  • Слушать рассказы астафьева о войне
  • Слушать рассказы белова василия