Слушать рассказы о птицах для детей

Картотека художественной литературы по теме: нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.сентябрь1 тема: повторение стихотворений а.

Картотека художественной литературы по теме: Нравственно-патриотическое воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством ознакомления с художественной литературой.

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Повторение стихотворений А. Барто из цикла «Игрушки»»

Вызвать у детей желание интонационно выразительно рассказывать наизусть знакомые стихотворения А. Барто; формировать положительное отношение к поэзии.

2. Тема: Название: «В. Драгунский «Что я люблю»»

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

3. Рассказывание русской народной сказки «Репка» Помочь детям усвоить последовательность действий персонажей сказки с помощью модели; учить выделять и называть характерные признаки персонажей; воспитывать интонационную выразительность речи.

4Рассказывание сказки «Колобок» Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; подвести к моделированию: учить точно отвечать на вопросы; развивать творческую инициативу, интерес к

занятиям.

5. Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Муха-цокотуха». Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2 НЕДЕЛЯ «Во саду ли, в огороде…»

1 Ю. Тувим «Овощи» в переводе С.Михайлова Расширение представлений о выращивании овощных культур. 

2 Чтение И.Токмаковой «Купите лук…» Цель: продолжать способствовать формированию интереса к литературе.

3 Э. Мошковская «Чужая морковка»Познакомить детей с литературным произведением.

4 Сутеев «Яблоко» Цель: уметь поддерживать беседу, слушать внимательно, сопереживать героям произведения.

5 Н. Егоров «Редиска, тыква, морковка»Цель: знакомить детей с новыми произведения, развивать диалогическую речь.

3 НЕДЕЛЯ «Красные Баки- поселок  в котором ты родился»

1 Чтение стихотворения В.А. Автононова «Мой город»

2  Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

3 Чтение З. Александрова «Родина»

Цель: развивать поэтическое восприятие, вызвать эмоциональный отклик.

4 Чтение пословиц и поговорок о Родине

Цель: Учить детей понимать пословицы и поговорки, развивать мышление.

5 Чтение художественной литературы стихотворения И. Суриков. «Вот моя деревня».
Цель: закреплять умение слушать и понимать стихотворные строки.

4 НЕДЕЛЯ «ОБЖ – ребенок на улицах города»

1 Тема: «Автомобиль и метро» Н.Носов

Цель: Создание условий для

формирования умения слушать литературный текст через развитие культуры речи.

2 Чтение: С. Маршак «Мяч», В. Берестов «Про машину».

3 «Самокат» Н. Кончаловский.

4 Чтение сказки «Кошкин дом». Познакомить с понятием гостеприимности, приучать детей слушать большое по объёму произведение; вызвать эмоциональный отклик.

5 Чтение русской народной потешки «На улице три курицы». Продолжать знакомить детей с культурой русского народа, формировать интерес к ней. Учить выразительно повторять за педагогом строки потешки.

Октябрь

1 НЕДЕЛЯ «Игрушки в гостях у ребят»

1 . Александрова стихотворение «Мой мишка» Познакомить со стихотворением З. Александровой «Мой мишка»;

воспитывать добрые чувства; принести положительные эмоции.

2 Русская народная песенка «Пошёл котик на торжок…» Познакомить с содержанием народной песенки; учить слушать и отвечать на вопросы воспитателя; формировать округлые комочки из пластилина.

3 Рассказ Е. Чарушина «Ёж» Познакомить с новой рассказом, формировать умение слушать молча, не отвлекаясь; познакомить с повадками ежа.

4 Сказка «Рукавичка» Познакомить с новой сказкой, вызвать желание возвращать к ней неоднократно, учить отгадывать загадки.

5 Чтение художественной литературы. «В магазине игрушек» Ч. Янчарского, перевод с польского В. Приходько. Учить детей слушать и воспринимать литературное произведение.

2 НЕДЕЛЯ «Книжкина неделя»

1 Тема: «К. Чуковский «Федорино горе»»

Цель: Создание условий для развития речевой активности посредством ознакомления детей с произведением К.Чуковского.

2Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Айболит», «Путаница» Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

3 Потешка «Ой ты заюшка-пострел…» Познакомить с новой потешкой, со стихотворением-загадкой; учить угадывать животных по описанию, развивать внимание, приучать задавать вопросы и отвечать на них.

4 Потешки, прибаутки: «Петушки», «Чем ты занят,заяц?» «Шлепают гуськом». Цели: Продолжать знакомить с потешками и прибаутками.Уточнять знания детей о потешках. Учить детей передавать выразительно движения персонажей.

5. Сказка В. Сутеева «Кто сказал мяу?» Формировать навыки восприятия художественного произведения на слух, учить изображать действия персонажей, выразительно передавать диалоги из сказки.

3 НЕДЕЛЯ «Золотая осень»

1.Заучивание стихотворения В. Мировича «Листопад» Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение; упражнять в подборе определений к заданному слову, побуждать свои впечатления в рисунках и движениях.

2 Чтение стихов А.Блока «Зайчик» и А.Плещеева «Осень». Приобщать к поэзии; развивать поэтический слух;вызвать сочувствие к герою стихотворения;научить запоминать стихи.

3. Чтение Е. Аддиенко «Осень пришла».

Цель: Расширять представления детей о сезонных явлениях природы, учить понимать содержание литературных произведений.

4 Чтение М.Ивенсен «Падают листья» — закреплять знания детей о характерных признаках осени, активизировать словарь детей, расширять словарный запас.

5. Чтение р.н.с. «Теремок»

— продолжать развивать память детей, речь.

4 НЕДЕЛЯ «Осенние дары»

1 А. Горьковенко «Огород». Познакомить детей с творчеством А. Горьковенко. Воспитывать любовь к творчеству поэтов.

2 Чтение детям потешки «Травка- муравка» -приучать детей внимательно слушать воспитателя.

3 Чтение: Ю. Коринец «Последнее яблоко»

Цели: Расширять представления детей о характерных признаках осени, приметах приближения зимы. Формировать интерес к художественному слову.

4 Чтение стихотворения « Хозяйка однажды с базара пришла». 

Цель: развивать речь, внимательно слушать, обсуждать.

5. Чтение стихотворений об овощах, фруктах, ягодах.

Познакомить детей со стихотворениями, приобщать их к высокой поэзии.

5 НЕДЕЛЯ «До свидания, птицы, до весны»

1 Тема: «Пчельникова А. — Птичка»

Цель: Создание условий для развития внимания через музыкальное сопровождение.

2  Чтение: Е.Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц».

Цель: учить внимательно слушать произведение, не отвлекаться, отвечать на вопросы воспитателя.

3 Чтение В.Берестов «О чём поют воробышки?»

 Цель: Приобщать детей к поэзии, учить понимать содержание произведения.

4 Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах».

Цель: приобщать детей к театрализованной деятельности; учить их сочетать слова с движениями.

5 Чтение рассказа Л. Толстого « Птица свила гнездо…» Цель: формировать умение внимательно слушать литературное произведение; расширять представления о простых связях в природе: стало пригревать солнышко, потеплело, появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.

НОЯБРЬ

1. НЕДЕЛЯ «У природы нет плохой погоды»

1.Т.Д. Голуб (кубанский автор) «Дождик» Побудить к размышлению о том, зачем одни люди сочиняют, а другие с удовольствием слушают и запоминают стихи.

2. чтение А. Плещеева «Осень наступила» Цель: уточнить и систематизировать представления детей о характерных признаках осени, активизировать в речи соответствующие понятия. формировать интерес к литературным произведениям к красоте художественного слова. 

3. Чтение стихотворений об осени

Познакомить детей со стихотворениями об осени, приобщать их к высокой поэзии.

4. Разгадывание загадок о явлениях в природе.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о явлениях в природе при разгадывании загадок.

2. НЕДЕЛЯ «Как животные готовятся к зиме»

1.Чтение стихотворений о животныхУчить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворной речи; побуждать выражать свои впечатления в самостоятельных высказываниях.

2. Е. Чарушин рассказ «Волчишко» Дать детям представление об образе жизни животных; воспитывать любовь к животным, сочувствие к их детёнышам, попавшим в беду.

3. Чтение стихотворений о животных

Познакомить детей со стихотворениями о животных, приобщать их к высокой поэзии.

4. Проговаривание потешек «Котя, котенька коток» — продолжать знакомить детей с народным творчеством

5. Разгадывание загадок о животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

3. НЕДЕЛЯ «День Матери»

1.Заучивание стихотворения Я. Акима «Мама» Вызвать у детей радостный эмоциональный настрой, помочь им выразить свое отношение, любовь к маме через поэзию, творческую деятельность; пополнить словарный запас эмоционально-оценочной лексикой.

2. Е. Благинина, стихотворение «Вот какая мама» Познакомить со стихотворением Е. Благининой «Вот какая мама»; воспитывать у детей доброе чувство, любовь к маме.

3. «Солнышко, похожее на маму» А. Павлова. Продолжать знакомить детей с природными явлениями; 

4. А. Барто «Разговор с мамой» . Развивать интерес детей к литературе. Развивать любознательность, познавательную активность,  внимание, слуховое восприятие, связную речь; 

5. С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»,  «Сказка об умном мышонке»  Воспитывать желание к постоянному общению с книгой совместно со взрослым и в самостоятельной деятельности.

4. НЕДЕЛЯ «ОБЖ – «Ребенок и другие люди»

1.Рассказывание русской народной сказки «Козлятки и волк» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, интонационно выразительно передавать образы персонажей при воспроизведении песенок; использую структурно-логическую схему, учить составлять связные высказывания на заданную тему; активизировать глагольную лексику.

2.Рассказывание сказки Л.Н. Толстого «Три медведя» Учить эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова текста; помочь усвоить содержание сказки с помощью моделирования.

3.Рассказывание сказки «Заюшкина избушка» Учить детей эмоционально воспринимать сказку, осознавать и запоминать сюжет, персонажей; учить интонационно точно повторять песенки из сказки; упражнять в словообразовании.

4.Чтение сказки «У страха глаза велики», обр. М. Серовой. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

ДЕКАБРЬ

1 НЕДЕЛЯ «Здравствуй гостья зима»

1. Чтение потешки «Как по снегу, по метели трое саночек летели». Продолжать знакомство малышей с малыми фольклорными жанрами, отражающими элементы народного быта. 

2. чтение русской народной сказки: «Снегурочка». Способствовать развитию диалогической речи, слушать и понимать вопрос. Обсуждение прочитанной сказки.

3.Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

4. Чтение сказки «Снегурушка и лиса». Цель. Познакомить детей с русской народной сказкой 

5.Чтение стихотворения В. Берестова: «Снегопад». Учить детей читать наизусть небольшие стихи. Продолжать учить детей согласовывать прилагательные с существительными. Слушание Чайковский «Зима»

2 НЕДЕЛЯ «Сказкина неделя»

1.«Сказки народов мира»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей со сказками народов мира.

2.Чтение сказки в стихах К.И. Чуковского «Мойдодыр» Учить детей эмоционально воспринимать поэтическое произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

3.Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать сказку, запоминать и интонационно выразительно воспроизводить слова и фразы из текста в процессе театрализации

4.Рассказывание итальянской сказки «Ленивая Бручолина». Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий, используя метод моделирования.

5. Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Три медведя»

Цель: Развивать умение эмоционально воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову

3 НЕДЕЛЯ «Из жизни животных»

1. Русская народная сказка «Петушок и курочка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с русскими народными сказками.

2. Разгадывание загадок о животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

3.Рассказывание сказки К. Чуковского «Цыпленок»      Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки; упражнять в подборе слов к заданному слову, пополнить словарь эмоционально-оценочной лексикой; учить детей находить средства выражения образа в мимике, жестах, интонациях.

4.Чтение произведений А. Крылова «История с ежом», «Заболел петух ангиной», М Пиришвина «Еж. Учить детей воспринимать языковые и художественные особенности поэтического текста.

5. Русские народные песенки-потешки «Кисонька-мурысенька», «Пошёл котик на торжок» Познакомить детей с русскими народными потешками; вызвать соответствующее эмоциональное отношение к героям.

4 НЕДЕЛЯ «Мастерская деда Мороза»

1.Заучивание стихотворения Е, Трутневой «С новым годом!». Рассказывание из личного опыта на тему «Новогодние праздник. Учить детей выражать свои впечатления от новогоднего праздника в связных высказываниях, при рассказывании наизусть стихотворения передавать интонацией радость, торжество.

2. Заучивание стихотворений о Новом годе.

Развивать у детей память, образную речь, следить за звукопроизношением, способствовать созданию радостной атмосферы ожидания новогодних праздников.

3. Чтение детям К.Чуковский «Ёлка», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.

4. С. Козлова «Как ежик, ослик и медвежонок встречали Новый год»

5. Заучивание стихотворения А.Усачёв «Дед Мороз»

6. А.Усачёв «Дед Мороз», «Новый год», «Марш снеговиков», рассмотреть иллюстрации к стихотворениям.

7. Чтение обрядовой песни

познакомить детей с древними русскими праздниками (Рождество, Колядки); учить различать жанровые особенности обрядовых песен; учить понимать главную мысль песен; раскрыть перед детьми богатства русского языка, учить их говорить образно и выразительно.

ЯНВАРЬ

1 НЕДЕЛЯ «Зимушка-зима, зима снежная была»

1: В. Голявкин «Как я встречал Новый год»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением В.Голявкина.

2.Рассказывание русской народной сказки «Снегурушка и лиса» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, представлять образы персонажей, выражать свои впечатления в словах, мимике, жестах; обогащать речь сказочной лексикой; формировать интонационную выразительность речи детей.

3.Заучивание стихотворения А. Кондратьева «Метель» Учить детей эмоционально воспринимать и понимать образное содержание поэтического текста, связывать его с реальными картинами природы, передавать его радостный характер в самостоятельном чтении; обогащать словарь детей образными словами и выражениями: снежинки-пушинки, паутинки, летает, кружится, сыплется, танцует.

4. Л.Воронкова рассказ «Снег идёт» Познакомить с художественным произведением, оживив в памяти детей их собственные впечатления от снегопада.

5. В.Даль « Девочка-снегурочка»

Задача: создать условия для формирования интереса и потребности в чтении.

6. РНС «Морозко»

7. Л. Воронковой «Снег идёт» — познакомить с художественным произведением.

2 НЕДЕЛЯ «Семья»

1.Чтение сказки «Гуси-лебеди», обр. М. БоголюбскойУчить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2. С.Я. Маршак «Сказка о глупом мышонке» Познакомить со сказкой «Про глупого мышонка»; вызвать желание послушать ещё раз; показать образы героев; воспитывать интерес к художественным произведениям.

3. Чтение стихотворения «Мамы разные нужны, мамы всякие нужны» (Руссу В.)

4.Чтение Русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Цель: формирование умения внимательно слушать, развитие интереса к чтению

5. Чтение стихотворения А. Барто «Мама уходит на работу». Цель: Предложить детям ответить на вопросы по содержанию. Учить использовать образные слова и выражения.

3 НЕДЕЛЯ «Наши братья меньшие»

1.Чтение сказки «Бычок – черный бочок, белые копытца», обр. М.Боголюбской. Учить детей эмоционально воспринимать произведение, осознавать тему, содержание; вызвать желание запоминать и выразительно воспроизводить четверостишия.

2. Чтение русской народной сказки «Волк и семеро козлят».

3. Разгадывание загадок о домашних животных.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о животных при разгадывании загадок.

4. Чтение русской народной сказки «Зимняя лесная сказка».

5. Чтение стихотворений из цикла С.Маршака «Детки в клетке»

ФЕВРАЛЬ

1 НЕДЕЛЯ «Пернатые друзья. Покормите птиц зимой»

1.Заучивание стихотворения Е. Благининой «Прилетайте» Учить детей эмоционально рассказывать наизусть стихотворение «Прилетайте», передавая побудительную и вопросительную интонацию; активизировать лексику по теме «Птицы зимой».

2. Чтение В. Даль «Ворона»

Цель: воспитывать умение слушать рассказы, следить за развитием событий.

3. Чтение сказки К. И. Чуковского «Цыплёнок»

Цель: формировать интерес и потребность в чтении, умение использовать слова и выражения из текста.

4. Чтение Н. Найденовой «Птичка» 

5. Разгадывание загадок о птицах.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании. Учить использовать знания о птицах при разгадывании загадок.

2 НЕДЕЛЯ «Природа зимой»

1. И. Токмакова «Стоит фонарь на улице. Под ним снежинки кружатся …»

2. Чтение сказки «Заюшкина избушка» — воспитывать у детей сочувствие к герою сказки.

3.Чтение стихотворений о зиме

Познакомить детей со стихотворениями о зиме, приобщать их к высокой поэзии.

4. Прослушивание сказки «Снегурочка» — учить детей сопереживать сказочному герою.

5.Заучивание стихотворения М. Клоковой «Зима прошла» Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Зима прошла»; упражнять в подборе определений к заданному слову.

3 НЕДЕЛЯ «Защитники Отечества»

1. Чтение стихотворения А. Ошнурова «В нашей армии» воспитывать уважение к защитникам Родины, вызвать стремление к воспитанию в себе лучших качеств.

2. О. Бундур «Солдат»предложить послушать стихотворение, учить называть предметы одежды, атрибуты, вести ролевые диалоги.

3.Чтение стихотворений об армии.

Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости из армию своей страны.

4.  Чтение стихотворения «Бей, барабан!» И.Гамазкова.

5. Т. Боков «Как папа»

4 НЕДЕЛЯ «Волшебные слова»

1. Русская народная сказка
«Петушок и бобовое зёрнышко» Продолжать знакомство с русской народной сказкой; учить осмысливать характеры персонажей.

2. Л. Н. Толстой рассказ «Правда всего дороже» Довести до сознания детей мысль автора (нужно всегда говорить правду);помочь запомнить рассказ;развивать память, мышление.

3.  В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо». Ц:: помочь детям понять содержание стихотворения; учить анализировать поступки; развивать речи; формировать желание совершать только хорошие поступки.

4 Чтение стихотворения С. Я. Маршака: «Ежели вы вежливы».

МАРТ

1 НЕДЕЛЯ «Весна. 8 Марта — женский день»

1. Чтение стихотворения А. Плещеева «Весна» Познакомить со стихотворением;учить называть признаки весны;

развивать поэтический слух;воспитывать интерес к искусству.

2. Чтение стихотворений А.Барто «Все на всех», Цель: прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.

3. С. Капутикян «Моя бабушка» Цель: прививать любовь к литературным произведениям, учить внимательно слушать, отвечать на вопросы по прочитанному.

4. Чтение стихов и потешек о солнце, рассматривание иллюстраций. 

5. Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик с пальчик»

2 НЕДЕЛЯ «Важные предметы»

1. Чт. р.н.с. по желанию детей.

2. Чтение худ лит-ры: С. Маршак «Перчатки»,

3. ЧХЛ: К.И.Чуковский «Федорино горе»

4. Чтение: русская народная сказка «Лиса и журавель».  Цель: побуждать детей выделять положительных и отрицательных героев сказки.

3 НЕДЕЛЯ «Знает каждый гражданин пожарный номер – 01!»

1 С. Маршак «Кошкин дом ;

Цель: познакомить со стихотворением С. Маршака «Кошкин дом»

2 П. Голосов «Сказка о заячьем теремке и опасном коробке»

3 Б. Житков «Дым»

4 рассказ Н. Пикулаева «Пожарная машина»;

5 К. И Чуковский «Путаница»

Цель: познакомить детей с произведением К. Чуковского 

4 НЕДЕЛЯ «Виды транспорта»

1 Чтения стихотворения А. Барто «Грузовик».

Цель: развиваем речь, тренируем память, обогощаем словарь.

2 Чтение художественной литературы Чтение рассказа М. Ильина и Е. Сегала «Машины на нашей улице»

3.Разгадывание загадок про транспорт.

Закреплять знания детей о жанровых особенностях загадок; учить отличать загадки от миниатюр других жанров. Формировать умение разгадывать загадки, построенные на простом описании.

4 Чтение Э. Милер «Кротик и автомобильчик».

Цель: познакомить с произведением.

В.Сутеев «Кораблик» 

АПРЕЛЬ

1 НЕДЕЛЯ «Перелетные птицы»

1. Отгадывание и составление загадок про птиц. Развивать логическое мышление, воображение.

2 Чтение А. Майков «Ласточка» Цель: расширения представления о птицах.

3 Чтение Н. Сладкова «Грачи прилетели;

Цель: развитие связной речи детей;

4 С. Городецкий «Как птицы учились строить гнезда»,

5 Т. Нужина «Воробьи»«Ласточка»,

2 НЕДЕЛЯ «Космическая неделя»

1 Чтение стихотворения О. Ахметова «В космосе так здорово!» Цель: Расширять представлений детей о космосе., содействовать правильному восприятию содержания произведения, ,развивать умение внимательно слушать чтение взрослого 2 Чтение худ. Лит. – стихотворение « Вот звездное небо…»

3 стихотворение А.Хаята «Все планеты по порядку»

4 Чтение худ.лит. Н.Носов «Незнайка на луне» (отрывки)развивать умение слушать рассказы без иллюстраций. Воспитывать любовь к чтению.

5 Разгадывание загадок о космосе .Цель: Формировать умение детей отгадывать загадки о космосе. Развивать логическое мышление, память, мышление, внимание.

3 НЕДЕЛЯ «Когда мои друзья со мной»

1 Стихотворение А. и П. Барто «Девочка-рёвушка»

Цель: Создание условий для развития внимания посредством ознакомления детей с произведением А. Барто.

2«Цветик семицветик» В.Катаев

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением В.Катаева.

3Заучивание стихотворения «Хнык» Учить детей интонационно выразительно рассказывать наизусть стихотворение «Хнык»; обогатить словарь словом карлик (крошечный, очень меленький); стимулировать речевую активность детей, упражнять в употреблении глаголов в повелительной форме.

4Рассказывание украинской народной сказки «Рукавичка» Используя метод моделирования, продолжать учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность событий; познакомить с поговоркой «В тесноте да не в обиде»; упражнять в завершении предложений, начатых воспитателем.

5.Рассказывание русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Учить детей внимательно слушать сказку, понимать ее содержание, запоминать отдельные слова и песенки героев сказки и интонационно выразительно воспроизводить их.

4 НЕДЕЛЯ «Огород на окне»

  1. Чтение рнс «Репка», 
  2. 2  Чтение с детьми пословиц и поговорок об овощах.

3.Чтение рнс «Пых». формировать у детей интерес к чтению художественной литературы, развивать творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать словарь, развивать артикуляцию, речь, внимание и память.

4.Чтение рнс «Вершки и корешки»,

5.Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи»;

6. Заучивание загадок, пословиц и поговорок об овощах, цветах, труде.

5 НЕДЕЛЯ «Профессии»

1 Тема: «Дядя Степа» С.Михалков

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности посредством ознакомления детей с произведением С.Михалкова.

2 Олеся Емельянова «Врач»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с произведением О.Емельяновой «Врач».

3 Чтение стихотворения Б.Заходер «Строители»

4 Чтение стихотворения «Шофёры» Курбан Чолиев.

Цель: Познакомить детей с новым стихотворением.

5.  Б. Заходер «Все работы хороши»;

МАЙ

1 НЕДЕЛЯ «Великий праздник день Победы»

1. Заучивание  стихотворения ко Дню Победы

Учить детей выразительно  осмысленно читать наизусть стихотворение. Продолжать развивать память поэтический слух. Воспитывать чуткость к художественному слову. Воспитывать чувство патриотизма.

2 Чтение рассказа «Праздник» Я. Тайца Познакомить с рассказом Я. Тайца «Праздник»;

поддерживать у детей радостное настроение и интерес к описанию праздничного события.

2 НЕДЕЛЯ «Комнатные цветы»

1 Чтение стихов В. Степанова, Е. Благининой «Огонёк»,

2. Я. Колас «Цветок».

3 А. К. Толстой «Колокольчики мои…»,

3 НЕДЕЛЯ «Папа, мама, я – дружная семья»

1Чтение стихотворения о детях. Заучивание стихотворения Н. Саконской «Где мой мальчик?» Продолжать учить детей эмоционально воспринимать стихи, понимать содержание поэтических текстов, чувствовать ритм стихотворений, интонационно выразительно передавать образное содержание; побуждать выражать свои впечатления в связных высказываниях.

2 Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди» Познакомить с русской народной сказкой «Гуси-лебеди»;

способствовать воспитанию послушания;

учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.

3 Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» Довести до сознания детей замысел сказки; помочь в оценке персонажей; воспитывать у детей добрые чувства к близким.

4 Чтение Татьяна Шапиро «День Победы» — формировать интерес к чтению стих., воспитывать отзывчивость на произведение х/л;

5  З. Александров «Дозор».

Задачи: продолжать формировать умение детей слушать произведения; приучать рассматривать иллюстрации в книгах, отвечать на элементарные вопросы воспитателя по содержанию иллюстраций;   воспитывать уважение к защитникам Родины (ветеранам ВОВ).

4 НЕДЕЛЯ «Путешествие по лесу и лугу»

1 Русская народная закличка «Солнышко-вёдрышко»

Цель: Создание условий для развития внимания и усидчивости посредством ознакомления детей с русскими народными закличками.

2 К.Ушинский «Лето»

Цель: Создание условий для развития интереса к поэтическому слову, через ознакомление с произведением К.Ушинского.

3 Виталий Бианки «Как муравьишка домой спешил»

Цель: Создание условий для стимулирования речевой активности, через знакомство с произведением В.Бианки.

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» Учить детей эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать действующих лиц и последовательность действий благодаря методу моделирования; упражнять в словообразовании

5  Н. Сладков «Поле вокруг зеленое…»

«Биология на пальцах», Андрей Шляхов

Слушать рассказы о птицах для детейиздательство АСТ

Увлекательная аудиокнига о самом главном для детей младшего и среднего возраста. Впрочем, интересно будет не только ребенку, но и вам: можно освежить школьные знания. Как зарождалась жизнь на планете? Как появились первые существа? Что такое клетка? Почему на Земле так много воды и зачем нужны леса? Это расширяющий кругозор рассказ обо всем живом — самый простой способ заинтересовать ребенка наукой. Книга намного интереснее школьных уроков, после ее прослушивания детям будет гораздо легче разобраться с программой по биологии. Представленный материал даже шире — охватывает некоторые факты из химии и анатомии.

Слушать

«Наша планета. Чудеса природы: самые удивительные обитатели Земли», Александр Лукин

Слушать рассказы о птицах для детейиздательство «Ардис»

Приятное с полезным: эта аудиокнига — приключения любознательных персонажей Маши и Пети, которые вместе с добрым профессором путешествуют по планете, узнавая много нового о ее живых обитателях. Вместе с ними с богатой фауной Земли знакомится и ребенок. В забавной игровой форме рассказывается, какие существа обитают на разных континентах и в океанах, чем хищники отличаются от травоядных, кто такие млекопитающие, рептилии и насекомые… За один час можно узнать всю основную информацию о мире животных. 

Слушать

«О чем поют птицы. Записки орнитолога о самых удивительных созданиях планеты», Грегуар Лоис

Слушать рассказы о птицах для детейиздательство «Эксмо»

Книга, которая позволит заинтересовать ребенка удивительным миром птиц — единственных потомков динозавров. Ее автор, известный французский орнитолог Грегуар Лоис, собрал множество видов птиц и занимательных фактов о них. Например, вы знали, что японские синицы общаются между собой и для них важен порядок звуков? А что стрижи умеют спать на лету? Те, кто не связан с орнитологией, даже представить не могут, какими необычными способностями могут обладать птицы. Обо всем этом рассказано с любовью: Грегуар Лоис призывает защищать птиц от истребления и формирует у детей правильное отношение к экологии. 

Слушать

«Природа в стихах и загадках», Юлия Бортновская-Медокс

Слушать рассказы о птицах для детей1С-Паблишинг

Маленькие дети любознательны и впитывают все как губка. Но ребенка нужно по-настоящему заинтересовать, чтобы удержать его внимание. Эта аудиокнига что-то вроде квеста. В ней собрано множество стихов, коротких рассказов, а также загадок и головоломок, которые в игровой форме рассказывают об устройстве планеты, животных, растениях, стихиях и явлениях природы. Прекрасный вариант для домашнего досуга: устройте семейную викторину с прослушиванием этой книги. 

Слушать

«Кладовая солнца. Рассказы о родной природе», Михаил Пришвин

Слушать рассказы о птицах для детейиздательство «Ардис»

Отличный способ привить ребенку и уважение к природе, и любовь к литературе. Классик Михаил Пришвин, как никто, чувствовал окружающий мир и описывал его в своих произведениях, это проза, близкая к поэзии, образная, искренняя, полная любви по отношению к всему живому. Повесть «Кладовая солнца» еще и захватывающая: она рассказывает о мальчике, который отправляется в лес собирать клюкву и чуть не тонет в болоте. К счастью, его спасает охотничья собака, которая вернется с мальчиком в деревню и обретет семью. Подобные книги еще и показывают детям реальную жизнь за пределами экранов смартфонов — настоящую, полную приключений и опасностей.

Слушать

«Рассказы о животных», Эрнест Сетон-Томпсон

Слушать рассказы о птицах для детейиздательство «Союз»

Автор этой книги Эрнест Сетон-Томпсон — удивительный человек, который может, как никто, рассказать о мире животных. Он одновременно и писатель, и один из основателей движения скаутов, и художник-анималист, и естествоиспытатель… Его рассказы не совсем детские — каждый из них имеет скрытые философские смыслы. Это не просто истории о животных, а рассуждение о жизни в целом. Некоторые из них довольно грустные, однако поучительные и добрые. 

Слушать

«Лучшие сказки для почемучки», Наталия Немцова

Слушать рассказы о птицах для детейиздательство АСТ

Для самых маленьких — светлые и добрые сказки о животных и растениях, с которыми ребенок сделает первые шаги в понимании мироустройства. Писательница и сценарист Наталия Немцова сама мама троих детей, она сочинила эти истории, чтобы помочь родителям объяснить детям базовые законы природы и человеческих отношений. Главные герои сказок — антропоморфные растения и животные. Они дружат, общаются и попадают в разные жизненные ситуации. Иногда персонажи задают даже самые сложные для родителей вопросы — например, что такое брак.

Слушать

 
MyBook дарит всем новым пользователям 14 дней премиум-подписки по промокоду FEBRUARY2021, а также скидку 25% на премиум-подписку MyBook на 1 или 3 месяца. Активируйте код до 28 февраля 2021 года — читайте и слушайте эти или любые другие из 300 тысяч электронных и аудиокниг без ограничений.

Урок внеклассного
чтения
 во 2 классе 

«Рассказы
о животных в творчестве русских писателей»

Цели:

1)    Познакомить
детей с рассказами о животных русских писателей: Виталия Бианки «Музыкант» и
Евгения Чарушина «Что это за зверь?».

2)    Учить
анализировать текст, развивать интерес к литературе, наблюдательность.

3)    Воспитывать
бережное отношение к книге, любовь к животным и к природе.

Оборудование:
портреты писателей В. Бианки и Е. Чарушина; выставка книг; напечатанные тексты
рассказов; памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;
картинный план рассказа «Что это за зверь?».

Ход
урока.

Учитель:

-Всем полезно чтение

Про себя и вслух.

Книга-самый верный,

Самый лучший друг.

На сегодняшнем занятии мы посетим литературную
гостиную. А для того, чтобы узнать кто здесь хозяйничает и кто встретит нас у
своих дверей, давайте все вместе отгадаем загадку.

Не куст, а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

Ученики:
Книга.

Учитель:
Правильно, ребята. Это книга. А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг?
Для чего они нам нужны! (выслушивает ответы детей.)

Без
книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в
настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина
времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Вот
послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения «Как бы жили мы без книг»

Ты представь себе на миг,

Как бы жили мы без книг?

Что бы делал ученик,

Если не было бы книг,

Если б всё исчезло разом,

Что писалось для детей:

От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

Ты хотел развеять скуку,

На вопрос найти ответ.

Протянул за книжкой руку,

А её на полке нет!

Нет, нельзя себе представить,

Чтоб такой момент возник,

И тебя могли оставить Все герои детских
книг
.

Учитель:
Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги? (ответы детей)

Как много книг вы уже прочитали? ( игра
«Угадай книгу или сказку» —

определить по иллюстрации из какого
произведения она взята)

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня
представлены на выставке в нашей

литературной гостиной ( но выставке
представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, К. Паустовского, М. Пришвина.) Как
вы думаете, о чём или о ком эти книги?

Дети:
о природе, о птицах, о животных.

Учитель:
Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с несколькими рассказами о животных,
написанными русскими писателями. Свои произведения о животных, о природе
посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М.
Пришвин, К. Паустовский и другие. Многие из них были познавательными,
воспитывали интерес к активному изучению природы.

Книга,
откуда будет прочитан наш первый рассказ, называется «Щур». Ребята, найдите эту
книгу на нашей выставке.

Один
из учеников находит из нескольких изданий нужную книгу и озвучивает вслух её
автора. Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

А
может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы? (ответы детей)
Евгения Чарушина называют рассказчиком — анималистом, (ведётся словарная работа
Анималист-художник, изображающий животных) потому что он не только писал
рассказы, а ещё и рисовал иллюстрации к своим произведениям. Герои его
рассказов — детёныши животных, дикие и домашние животные, животные и птицы,
живущие в зоопарке. Тем, что он стал художником и писателем, Чарушин всю жизнь
был благодарен своим родителям, которые подарили ему детство, наполненное
яркими, сильными и интересными впечатлениями.

И
сегодня на уроке мы познакомимся с одним из его рассказов, а точнее с рассказом
— загадкой. Загадка кроется уже в самом названии, а называется он «Что это за
зверь?» Для того, чтобы отгадать загадку, приготовленную для вас автором,
внимательно послушайте меня и следите по своим текстам.(Учитель зачитывает
рассказ вслух.)

Учитель:
Итак, ребята, что же за зверёк таинственно наведывался к дому девочки?

Ученики:
Это был кролик.

Учитель:
Понравился ли вам рассказ и чему он вас учит?

Ученики:
рассказ учит читателей быть любознательными, внимательному и бережному
отношению к животным, потому что они братья наши меньшие.

Учитель: Что сделала девочка Катя, чтобы
узнать какой зверь приходил к её крыльцу? Как же ей удалось познакомиться с
таинственным зверем? Для того, чтобы ответить на эти вопросы нам необходимо
восстановить последовательность Катиных действий (на доске вывешивается картинный план в
нарушенной последовательности и детям необходимо его восстановить.)

Молодцы,
ребята! Вы отлично справились с заданием.

Воспитательная
пятиминутка: Мы привыкли к книге, редко думаем о ней как о замечательном
сокровище и бывает, что не всегда ценим и бережём её. Послушайте обращение
книги к вам, которое прочитают ваши одноклассники.

1-й
ученик:

Я-книга, я-товарищ твой!

Будь, школьник, бережным со мной!

Привычку скверную оставь:

Листая, пальцы не слюнявь!

2-й
ученик:

Ой, уронил меня ты на пол!

Ай, супом ты меня залил!

Что здесь за звери, что за птицы?

Страницы пачкать не годится!

3-й
ученик:

Мой переплёт не выгибай!

Мой корешок не поломай!

Не забывай меня в саду:

Вдруг дождь нагрянет на беду?

Запомни, я твой лучший друг,

Но только не для грязных рук!

Учитель: Спасибо, вам, ребята!

А теперь я хочу познакомить вас с ещё
одним рассказом, но уже другого писателя- Виталия Бианки. Он известен, как
автор журнала «Воробей» и знаменитой» Лесной газеты». Герои его
произведений-животные, птицы, растения. Бианки вырос в семье известного
учёного-орнитолога (ведётся словарная работа Орнитолог — учёный, изучающий
птиц.) Его книги адресованы любознательным детям. Можете ли вы назвать себя
такими? (ответы
детей)

Рассказ,
который мы с вами сейчас прочитаем, называется «Музыкант». Ребята, а как вы
понимаете значение слова музыкант? Ответы детей

Музыкант
— это человек, который занимается игрой на музыкальном инструменте.

А как вы думаете, если наш рассказ о
животном, кто в нём может выступать в роли музыканта? (дети высказывают свои
предположения)

Думаю, что мы сможем проверить ваши
предположения, прочитав этот рассказ.

Хорошо читающие ученики читают рассказ по
цепочке.

Учитель:
Итак, ребята, кто же в итоге оказался музыкантом?

Ученики:
медведь.

Учитель:
Действительно, ребята, в жизни очень часто можно встретить необычное в
поведении и способностях животных. А вы встречались с чем-нибудь необычным?

Дети
делятся своими наблюдениями.

Как
вы думаете, почему старый медвежатник не убил медведя, ведь он шёл на охоту?
Ученики: Старый медвежатник всю жизнь охотился на медведей, но этот случай так
поразил его, что, возможно, он больше никогда не поднимет ружья на животных.

Итог
урока. 
Вот сегодня на уроке мы с вами познакомились с 2-мя рассказами
разных писателей. Подумайте и скажите есть ли между ними что-то общее?

Ученики:
Оба рассказа учат нас быть любознательными по жизни, бережному отношению к
природе и к животным, ведь не зря их называют братьями нашими меньшими.

Учитель:
И напоследок я хотела бы вам пожелать:

Пусть каждый день
и каждый час

Вам новое добудет

Пусть добрым будет
ум у вас,

А сердце добрым
будет.

С крупнейшим книжным сервисом в России и странах СНГ ЛитРес подготовили подборку книг, которые сделают наступившую осень гораздо интереснее и уютнее.

А по специальному промокоду WORKMAMA25 на сайте сервиса все читатели получат книгу в подарок из специальной подборки, а также скидку 25% практически на весь ассортимент.

0т 2 до 6

«Невероятные приключения Жирафика Виви», Евгений Вайсберг

Улыбчивая и милая Жирафик Виви из зоопарка Сан-Диего научилась летать и отправилась в Африку на поиски Старшего Брата. В пути ее ждет много невероятных знакомств и приключений. А по ее следам идет знаменитый Сыщик: он не верит в чудеса и намерен вернуть животное обратно. Сможет ли Жирафик осуществить задуманное или будет поймана раньше, чем встретит родных? Захватывающая, очень добрая и веселая история о дружбе и способности мечтать. Понравится и взрослым, и детям.

Слушать рассказы о птицах для детей

«История про Гевейчика, гуттаперчевого человечка», Эдуард Успенский

У Гали была неплохая жизнь: мама, папа, кошка Аська да хомяк Персик. Еще она ходила в детский сад, но очень этого не любила. А потом из Южной Америки ей привезли игрушечного человечка Гевейчика, и весь мир преобразился. У девочки появились новые друзья: кошачий бог Ассириус, старушка-привидение из пиратского сундука и сорока-педагог Зойка. А каждый день наполнился невероятными событиями и приключениями. Ух! Всем бы такого Гевейчика!  

Слушать рассказы о птицах для детей

От 6 до 9

«Животные», Стив Паркер, Джинни Джонсон, Энн Кей

Вы знали, что слоны съедают в день до 300 кг листьев, веток и фруктов, кенгуру может прыгнуть на 10 метров в длину, а подошвы лап белого медведя покрыты густым мехом? Авторы этой познавательной книги собрали множество удивительных фактов о животных, птицах и насекомых. Вся информация подана максимально понятно и лаконично, а красочные иллюстрации сделают изучение материала легким и увлекательным. Отлично подойдет для самостоятельного чтения ребятам старше 5 лет.

Слушать рассказы о птицах для детей

«По следам велосипедных воров», Беттина Гёшль, Клаус-Петер Вольф

Семейство Янссенов отправляется на остров Лангеог, чтобы провести летние каникулы. Отдых идет хорошо, пока велосипеды всех членов семьи не пропадают. Эмма с Лукасом понимают, что произошло настоящее преступление и немедленно принимаются за расследование. А помогают им в этом новая подруга и «Руководство для настоящих детективов – основные правила» двоюродного дедушки. Лихо закрученный детектив для учеников младших классов. Четвертая книга серии «Детективы Северного моря». 

Слушать рассказы о птицах для детей«Приключения на рыжий хвостик», Робин Каэри

Предупреждаем сразу: эта книга способна влюбить в лис раз и навсегда. Герой сказок Робин Каэри хитрый лисенок, который так любит заводить новых друзей и находить приключения. Автор рассказывает несколько добрых, смешных и трогательных историй о пушистом малыше. Рассказы небольшие, но увлекательные, со множеством интересных деталей. Понравятся как дошкольникам, так и ученикам младших классов.

Слушать рассказы о птицах для детей

От 9 до 13

«Тайна единорога», Холли Вебб

Лотти живет в Нитербридже, у нее есть верная такса Софи и суперспособность превращаться во сне в единорога. Героиня часто встречает во снах серебряного единорога, который был ее заколдованным папой и ничего о себе не помнил. Со снами-то все понятно. Но вот в один прекрасный день, когда Лотти произносит со сцены речь, этот самый единорог вдруг является перед ней. Что же ему нужно от девочки?! Веселая книжка, наполненная магией и невероятными приключениями. Заслушаться можно.

Слушать рассказы о птицах для детей

«Не оставляйте ведьму после уроков!», Кейти Бирчалл

Если вы думаете, что жизнь у ведьм колдовство в свое удовольствие, то очень ошибаетесь. У юной ведьмы Морган, что ни день, то сплошные неприятности. Чего только не было: и проблемы с летучими мышами-дракончиками, и танцующий директор…Бррр! Вспомнить стыдно! Девочка даже зареклась использовать магию в школе, но нечаянно попала в команду, которая участвует в районной викторине. А ведь Морган всю прошлую четверть наколдовывала домашку. Ладно, немного заклинаний, и все будет в порядке, хотя… 

Слушать рассказы о птицах для детей

«Хитрый Тим – зимняя сказка», Игорь Федоров

В лес пришла зима, а у лисенка Тима по прозвищу Хитрый и его друзей, что ни день, то новое приключение, открытие, а то и вовсе знакомство со снежной королевой. Добрые, веселые рассказы о находчивых зверятах. Книга понравится как юным, так и взрослым читателям.

Слушать рассказы о птицах для детей

От 13 до 16

«Человек со смущённым лицом», Ксения Шелкова

Лиза и ее брат Борис живут в Санкт-Петербурге. Они регулярно видят на улице странного человека со «смущенным лицом», который обладает способностью вызывать у окружающих сильные эмоции или провоцировать дорожные происшествия. Но однажды дети замечают, что есть старичок, на которого эти чары не действуют. А потом оказывается, что незнакомец заметил, как ребята за ним следят… Неужели брат и сестра теперь в опасности? Таинственная история в декорациях прекрасного Петербурга.

Слушать рассказы о птицах для детей

«Мирелл», Флор Веско

Бедная сирота Мирелла работает водоноской в Гамельне. Несмотря на низкое положение в обществе, она готова помочь каждому, кому это нужно. Однажды в город приходят полчища крыс, а вместе с ними чума. Власти бездействуют, а героиня из последних сил пытается спасать окружающих. Неожиданно она узнает тайну своего происхождения и понимает, что может противостоять самой Смерти. Примет ли девочка свое предназначение и вступит ли в схватку? Книга завоевала несколько престижных литературных премий.

Слушать рассказы о птицах для детей

Д/и «Домашние и дикие».

Цель: классификация диких и домашних птиц

Игровое поле представляет собой круг, разделённый на две части: с одной стороны изображён дом человека, с другой — лес, условно обозначающие домашних и диких птиц. Раскручивается волчок. Если стрелка указывает на дом человека, ребёнок называет какую-либо домашнюю птицу, если на лес — дикую.

Д/и «Голоса птиц»
Дети отвечают на вопросы взрослого, воспроизводя соответствующие звукоподражания — голоса птиц.

 Как подает голос ворона? (Она каркает: «Кар! Кар!»)
Как поет соловей? (Соловей щелкает: «Тёх-Тёх»)
Что делает воробей? (Воробей чирикает: «Цвиринь-цвиринь!»)
Что делает кукушка? (Кукушка  кукует: «Ку-ку! Ку-ку!)
Д/и «Каждой птице свое место»

Ц: Упражнять детей в правильном подборе картинок с изображениями хищных, водоплавающих, болотных птиц, пользуясь сведениями полученными из кратких рассказов об одном из представителей каждого вида птиц. Пояснить, что внешний вид птиц (строение клюва, ног и т.д.), свидетельствует определенному образу жизни, повадкам.

Ход: Воспитатель предлагает детям прослушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описания строения ног, клюва, так как это важно для образа жизни птиц.

Д/и «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»
Цель: закрепить умение находить, узнавать и называть зимующих птиц.

Д/и «Каких птиц много на дереве?»

Цели: усвоение категории родительного падежа множественного числа.

На дереве много сорок.

На дереве много дятлов.

На дереве много ворон и т.д.

Д/и «Какой птички не стало?»

Цели: усвоение категории родительного падежа единственного числа.

На доске – четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Д/и «Веселый счёт  птиц»

Цель: закрепление     согласования  числительных  с  существительным. Один  воробей,  два  воробья,  три  воробья,  четыре  воробья,

пять  воробьёв.

Первая  ворона,  вторая  ворона,  … ,  пятая  ворона;

первый  голубь,  второй  голубь,  … ,  пятый  голубь.

Д/и «Четвертый лишний»
Цель: учить узнавать и отличать зимующих птиц от перелетных.
Воробей, грач, сорока, синица. Голубь, дятел, снегирь, ласточка. Ворона, попугай, голубь, воробей (попугай); ласточка, кукушка, соловей, синица (кукушка)’; петух, индюк, курица, ворона (ворона)’; журавль, аист, цапля, грач (грач).

Д/и «Чье это?»
Цель: закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные.
Крыло чье? – голубиное, воробьиное и т.д.

Д/и «Один-много»

Цель: согласовывать существительные в единственном и множественном числе.
Грач — грачи — грачей, птица — птицы — птиц, стриж — стрижи — стрижей, аист — аисты — аистов, жаворонок — жаворонки — жаворонков, скворец — скворцы — сквор­цов, трясогузка — трясогузки — трясогузок, журавль — журавли — журавлей, гусь — гу­си — гусей, утка — утки — уток, селезень — селезни — селезней, ласточка — ласточки — ласточек, соловей — соловьи — соловьев, лебедь — лебеди — лебедей, кукушка — ку­кушки — кукушек, гнездо — гнезда — гнезд, яйцо — яйца — яиц, птенец — птенцы — птенцов.

Д/и «Подбери  признак»

Цель: Учить подбирать признак к существительному.

ворона   (какая?)   –   …,  голубь    (какой?)    –   …, снегирь   (какой?)   –  …,  синица   (какая?)   –   … .

Д/и «Найдите и покормите зимующих птиц»

Цели: развивать память, внимание, операцию обобщения; воспитывать желание помогать птицам, особенно в зимнее время.

Материалы: карточки с изображением перелетных и зимую­щих птиц (щегол, ласточка, грач, скворец, зяблик, жаворонок, стриж, кукушка, синица, воробей, сорока, ворона, голубь, галка, дятел, снегирь); карточка с изображением кормушки.

Дети должны разделить птиц по группам, поместить около кормушки зимующих птиц, рассказать о видах кормушек, о том, чем можно и чем нельзя подкармливать птиц зимой, как часто это надо делать. За каждый правильный ответ ребенок или команда получает фишку. Дети выполняют игровую роль защитников природы.

Д/и «Каждую птицу на свое место»

Цели: развивать внимание, память, операцию обобщения; формировать интерес к играм природоведческого характера.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В первом столбце по вертикали нарисованы: орел, журавль, гусь. Несколько предметных картинок с изображением хищных (коршун, сова), водоплавающих птиц (лебедь, утка), птиц, живущих на болоте (цапля, аист).

1. Играющие выбирают карточку с изображением пти­цы, называют ее, выбирают для нее место в таблице, объясняют, почему поместили именно на это место. Например: «Сову надо поместить рядом с орлом, так как она тоже хищная птица. Сова охотится за мышами и другими животными. У нее тоже загнутый клюв и сильные когти».

2. Педагог раскладывает все картинки в ячейки табли­цы, специально делая ошибки. Дети должны найти эти ошибки и  объяснить их.

Д/и «Птицы, звери, насекомые»

Цели: развивать способность сравнивать, обобщать; формировать желание больше знать о родной природе.

Материалы: таблица, разделенная на девять клеток. В верхнем ряду — воробей, голубь, дятел; в среднем — оса, лиса, стрекоза; в нижнем — волк, бабочка, снегирь.

Педагог вывешивает перед детьми таблицу, предлагает рассмотреть ее и быстро ответить на его вопросы. За правильный ответ, играющий получает фишку.

Как можно назвать всех, кто нарисован в первом ряду?

 Сколько всего птиц на таблице? (Четыре.) Назовите их. (Во­робей, голубь, дятел, снегирь.)

Кого в таблице больше: зверей или насекомых? (Больше зве­рей.)

На сколько групп можно разделить всех, кто нарисован в таблице? (На три.)      .

Посмотрите на рисунки в третьем столбике. (Не путать с ря­дом!)

Что общего у всех, кто там нарисован? (Все эти животные летают.)

Сравните животных первого и второго столбика. Что вы за­метили общего? (В каждом столбце изображены птица, зверь, насе­комое.)

Д/и «Скажи наоборот»
Цель: закрепить знание детьми антонимов.
Клюв толстый – клюв тонкий,
Хвост длинный – хвост короткий

Д/и «Назови ласково»

Цель: учить детей правильному формированию имен существительных и  образованию, и употреблению имен прилагательных, уменьшительно-ласкательных.
Птенец — птенчик, перо — перышко, голова — головка, головушка, соловей — соловуш­ка, шея — шейка, жаворонок ~ жаворонушек, крыло — крылышко, скворец — скворушка, гусь — гусек, гусенок, утка — уточка, лебедь — лебедушка, гнездо — гнездышко, журавль — журавушка, журка, трясогузка — трясогузонька, аист — аистенок, цапля — цапелька.

Д/и  «Назови птенца»
Грач — грачонок — грачата, аист — аистенок — аистята, стриж — стриженок — стрижата, журавль — журавленок — журавлята, кукушка — кукушонок — кукушата, лебедь — лебеденок — лебедята, скворец — скворчонок — скворчата, утка — утенок — утята, гусь — гусенок — гусята.

Д/и «Сложи птицу из частей»

Цели: развивать аналитико-синтетическую деятельность, зрительное восприятие, образное мышление; воспитывать, усидчивость, терпение, целеустремленность.

Педагог показывает детям части тела птицы, предлагает догадаться по ним, какая это птица, сложить ее.

Д/и «Большой – маленький».
Цель: закрепить умение детей образовывать имена существительные и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными значениями.
Острый клюв – остренький клювик.
Тонкие лапки – тоненькие лапки.
Длинная шея – длинненькая шейка.
Белая грудь – беленькая грудка.
Черное крыло – черненькое крылышко.
Толстая шея – толстенькая шейка.
Короткий хвост – коротенький хвостик.
Светлые перья – светленькие перышки.

Д/и «Летает — не летает»

Цели: развивать слуховое внимание, быстроту реакции; воспитывать выдержку.

Дети поднимают руку только в том случае, если будет названа летающая птица и говорят: «Летает».  При этом педагог может поднимать руку и на название нелетающей птицы. Кто ошибется, платит фант. Фанты можно отыгрывать.

Д/и «Продолжи предложение, найди причину»

 Цели: развивать логическое мышление, речь, аналитическую деятельность, воспитывать интеллектуальные чувства.

Педагог читает предложения по своему выбору, дети заканчивают их.

Весной птицы строят гнезда, потому что …

Зимой погибло много птиц, потому что …

Первыми осенью улетают на юг птицы,  которые питаются насекомыми, потому что…

Последними осенью улетают водоплавающие птицы, потому что …

Яички самка или самец высиживает в гнезде до появления птенцов, потому что…

У цапли длинные ноги и клюв, потому что…

Попугай не смог бы жить в наших лесах, потому что…

У орла высоко в горах очень большое гнездо, потому что…

Дятла можно назвать лесным доктором, потому что…

Кукушка не высиживает своих птенцов, потому что…

Все люди любят слушать соловья, потому что…

К весне птенцы клеста уже подросли, потому что…

Курицу, утку, гуся называют домашними птицами, потому что…

Птица альбатрос занесена в Красную книгу, потому что…

В этом году на огороде гусеницы съели все листья овощей, потому что…

Д/и «Найди маме птенца»

Цели: развивать память, умение сравнивать; совершенствовать грамматический строй речи (образование сущ. с суффиксами –ат, —ят).

Педагог предлагает детям картинки с изображением разных птиц или шапочки, медальоны и т.п. Один из детей выполняет роль мамы-птицы, а другие — детенышей. Мама должна правиль­но позвать одного и несколько детенышей, чтобы они прилетели. Если мама-птица называет детенышей неправильно, то дети стоят на месте.

Грач — грачонок — грачата. Аист — аистенок — аистята. Стриж — стрижонок — стрижата. Журавль — журавленок — журавлята. Кукушка — кукушонок — кукушата. Лебедь — лебеденок — лебедята.

Д/и «Кто как кричит?»

Цели: развивать память, внимание; воспитывать умение слушать педагога внимательно.

Педагог называет птицу, а дети должны найти соответствующее понятие, Обозначающее, как кричит птица.

Пример: Ворона – «кар-кар»  –  она  каркает. Гусь — гогочет. Утка — крякает. Курица кудахчет. Петух — кукарекает. Цыпленок — пищит. Индюк — балаболит. Кукушка — кукует. Ворона — каркает. Ласточка — щебечет. Соловей — заливается, свистит, щелкает. Журавль — курлычет. Жаворонок — зве­нит. Грач — кричит «гра».

Д/и «Скажи какая? Какой?»

— Ребята, если у птички белый бок, она какая? (Белобокая)

— А если у птички жёлтая грудка, она какая? (Желтогрудая.)

— Если у птички красная грудка, она какая? (Красногрудая)

— Если у птицы толстый клюв, она какая? (Толстоклювая.)

— Если у птицы короткий клюв, она какая? (Короткоклювая.)

Д/и «Раздели птиц на зимующих и перелетных».

Цель:  закреплять знания детей о зимующих и перелетных птицах

Задание: посади зимующих птиц на изображение зимнего дерева, а перелётных на изображение лётнего.

Д/и «Собери птичку»

Цель: учить восприятию целостного образа; развивать внимание.

Дети складывают из разрезных картинок изображение птиц, каждый называет свою птичку. Педагог просит  каждого ребёнка найти на мольберте ту птицу, которая изображена у них на разрезной картинке.

Д/и «Назови какая стая?»

Цель: Учить образовывать прилагательные от существительных

Клин лебедей — лебединый, караван журавлей — …, стая уток —…, грачей — …, соловьев —….

Логическое упражнение «Какое слово потерялось».

Скажите ребенку: “В букваре у первоклашек были написаны предложения, но злой Буквоед  украл несколько слов. Помоги вернуть слова на место — догадайся, какой слово украл Буквоед.”

У зверей тело покрыто шерстью, а у птиц покрыто … (перьями)

Рыба плавает в реке, а птица летает… (в небе)

У человека есть нос, а у птицы — … (клюв)

У человека маленький ребенок, а у птицы маленький… (птенец)

У человека две руки и две ноги, а у птицы …

Речевая логическая задача для детей «Кто прилетал в птичью столовую?»

(по Н.Ф. Виноградовой)

В понедельник в нашу столовую прилетели маленькие серенькие птички, которые любят хлебные крошки. Во вторник прилетели птички с желтень-кими грудками. Они очень любят лакомиться салом. Догадался, кто?

В среду и четверг прилетели небольшие пушистые птички с красными грудками и белой полоской на темно-синих крыльях. Они клевали ягоды рябины. В пятницу в столовой обедали большие птицы. Они бывают серые, белый, бело-черные, с пушистыми хохолками на голове. Кто побывал в птичьей столовой? 

Логическая задача  для детей «Покорми птиц»

(автор – О. А. Анищенко)

Вам понадобится: миска с пшеном, столовая ложка, три картинки зи-мующих птиц (синицы, воробья и голубя).

Покажите ребенку картинки или игрушки трех зимующих птиц и  пред-ложите их покормить. Насыпьте сами или попросите ребенка насыпать две ложки пшена синичке, две ложки пшена воробью и четыре ложки пшена голубю. Насыпайте пшено горкой – это очень важно! У Вас на столе получится три горки пшена. Спросите, где пшена больше? Поче-му? Затем кучку пшена для синички рассыпьте тонким слоем на по-верхности стола.  У кого теперь пшена больше – у воробья или у си-нички (высокая кучка пшена занимает на столе небольшую площадь, а рассыпанное тонким слоем по столу пшено занимает гораздо боль-шую площадь, что вызывает трудности у детей). Спросите, почему ма-лыш так считает. Сравните кучку пшена для синички с кучкой пшена для голубя. Какая из них больше? Как это можно проверить? (Нужно измерить, сколько ложек).

Дидактическое упражнение «Что могут делать птицы?»

 Дети, давайте вспомним, что могут делать птицы.

Ходят, клюют, взлетают, летают, выводят, прыгают, вьют, кормят, ухаживают, высиживают, поют.

Игра на внимание «Птицы»

Цели: развивать внимание, быстроту реакции, память, воспи­тывать умение не мешать другим во время игры; внимательно слушать и реагировать на слова взрослого.

Ведущий называет разных птиц, а если скажет что-то  другое, дети должны хлопать в ладоши. Ошибающийся выбывает.

Прилетели птицы:           Чибисы, чижи,

Голуби, синицы,               Галки, стрижи,

Мухи и стрижи…              Комары, кукушки…

Прилетели птицы:           Прилетели птицы:

Голуби, синицы,               Голуби, синицы,

Аисты, вороны,                 Галки и стрижи,

Галки, макароны…,         Чибисы, чижи,

Прилетели птицы:           Аисты, кукушки,

Голуби, куницы…             Даже совы-сплюшки,

Прилетели птицы:           Лебеди и утки.

Голуби. Синицы,              И спасибо шутке!

«Угадай  птицу  по  описанию».

Цель: узнавать знакомых птиц по описанию. Закрепить умение выполнять правила игры

Я  сегодня  видел  на  улице  птицу:  маленькая,  грудка  розовая,  сидит  на  ветке  как  яблочко.  Кто  это?          (Снегирь)

«Игра в слова»

Цель. Расширять и активизировать словарный запас. Развивать слуховое внимание, мышление, память.

Материал. Предметные картинки: грач, ласточка, лебедь.

Дети рассматривают изображение одной птицы. Логопед предлагает хлопнуть в ладоши на слово, подходящее к описанию данной птицы.

Слова: перелетный, крупный, маленькая, лес, поле, озеро, летает, ловкая, черный, белый, белогрудая, быстрая, плавает.

«Расскажи о птице».

Цель. Развивать связную речь детей с наглядной опорой в виде графических схем.

Материал. Предметные картинки из серии «Перелетные птицы», набор графических схем.

Логопед предлагает детям рассказать о птице, используя схемы.

Это ласточка. Она черного  цвета с белой грудкой. Ласточка – маленькая птичка. У нее есть голова, тело, крылья, хвост, похожий на вилочку. Все тело покрыто перьями. Ласточка строит гнездо и выводит птенцов под крышей дома или на берегу реки. Целый день она летает и ловит мошек и комаров. С наступлением холодов ласточка улетает в теплые края, а весной возвращается домой. 

  • Слушать рассказы паустовского бесплатно
  • Слушать рассказы про василькина
  • Слушать рассказы про ведьм и колдунов
  • Слушать рассказы о жизни в деревне
  • Слушать рассказы носова для детей 8 лет