Слушать рассказы льва толстого для детей

Тема урока: л. н. толстой. рассказы для детей. нравственный смысл поступка личностные соотносят поступки с моральными нормами; оценивают

Тема урока: Л. Н. Толстой.
Рассказы для детей. Нравственный смысл поступка

Личностные

·        
соотносят поступки с моральными нормами;

·        
оценивают свои и чужие поступки;

·        
испытывают потребности к новым знаниям, интерес к
изучению литературного чтения через открытие новых знаний;

·        
  расширяют познавательную сферу школьника:
внимание, восприятие, мышление, речь;

·        
получают навыки коллективного труда;

Универсальные
учебные действия (метапредметные)

Регулятивные:  
формулируют и удерживают учебную задачу, установка на поиск способов разрешения
трудностей, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения,
умеют контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров.

Познавательные:  
выделяют и формулируют проблемы, выдвигают гипотезы, осознанно и произвольно
строят речевые высказывания: общеучебные – находят ответы на вопросы в
иллюстрациях, в художественном тексте, логические – соотносят поступки героев
со своими собственными поступками.

Коммуникативные:
учатся работать в парах, внимательно слушать и слышать друг друга,
договариваться между собой,  выражать свои мысли в соответствии с задачами и
условиями коммуникации. Выразительно читать рассказы Л.Толстого.

Ход урока.

1.Организация начала урока

Учитель:

Всем-всем добрый день!

Я рада встрече с вами!

Надеюсь, сегодня вы порадуете меня.

А с каким настроением вы пришли на урок? У
меня сегодня волшебная коробочка и в ней находится предмет, который относится к
теме нашего урока. Что это за предмет вы узнаете в конце урока.

2.Целепологание

Учитель:
Определите по символам, над чем  будем работать.

1—        2

 3       4  

Дети:
Учиться четко и правильно говорить, выразительно читать, думать над
прочитанным.

Учитель:
Молодцы, ребята.

3. Актуализация знаний. Этап
подготовки к активной учебно-познавательной деятельности.

1.  Речевая разминка

1) Чистоговорка

Учитель: Ребята, читаем все
вместе( громко, тихо, девочки читают, потом мальчики)

  • Ар, ар, ар, ар – мы купили
    самовар.
  • Ил, ил, ил, ил – пирожок себе
    купил.
  • Ох, ох, ох, ох – посадили мы
    горох.
  • Уш-уш-уш-уш – принимайте утром
    душ.
  • Эт, эт, эт – написал стихи поэт.

Учитель: Молодцы.

Учитель: теперь проведем
состязание между рядами.

Учитель: Прочитайте  строчку слов
с ударением на выделенной букве:

1 ряд: оио, аоа, иои, ооо.  

 2 ряд: оио, аоа, иои, ооо.   

3 ряд: оио, аоа, иои, ооо.

Учитель: Молодцы.

Учитель:  Состязание двух учеников
“Ораторская дуэль”

Прочитать с нужной интонацией:                         

  Это? Этот. Эти! Эта?

Учитель читает скороговорку

Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно. 

Учитель: Что я вам  прочитала?

Дети: Скороговорку

Учитель: Как вы догадались?

Дети: Вы прочитали очень быстро.

Учитель: Молодцы.

Учитель: Какой звук часто
повторяется?

Дети:  Часто повторяется звук [ж]

Учитель: дайте характеристику
этому звуку.

Дети: звук [ж] согласный, всегда
твердый, звонкий, парный.

Учитель: Молодцы

Бинарное чтение (2 пары): читают два ученика
одновременно
.

Учитель: Молодцы.

Учитель читает стихотворение

Как начну конфеты есть,
У меня друзей не счесть.
А закончились конфеты
И друзей в помине нет.

За конфету каждый друг
Так и рвёт её из рук.
Ну, зачем мне дружба эта?
Я и сам люблю конфеты.

Учитель: Что я вам  прочитала?

Дети: Стихотворение

Учитель: Молодцы

Учитель: прочитать стихотворение
выразительно, выделяя голосом выделенные слова. Дети читают вполголоса.

Учитель: Настоящие ли это друзья?
Почему так считаете?  Нужна ли такая дружба?

— Что такое для вас настоящая дружба?

Дети отвечают.

Учитель на доску вывешивает слово дружба.

5

Дружба это взаимопомощь, игра вместе, доверие, терпение, забота, защита.

Учитель: я посмотрела в
толковом словаре  Сергея Ивановича Ожегова, что такое дружба. Дружба это
близкие отношения, основанные на взаимном доверии,
привязанности, общности интересов.

Физминутка ( музыкальная)

Учитель:  Посмотрите, ребята, пожалуйста,
на нашу выставку.

– Что общего у книг
на нашей выставке?

Дети: У них один
автор.

–Учитель: А чем они отличаются?

Дети: В них
разные рассказы, шрифт, толщина.

Учитель: Молодцы!

Учитель:  Какие рассказы вы читали и о чём они?

Дети отвечают.

Учитель: Как
вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке?

Дети: Сегодня мы познакомимся с
творчеством великого писателя Л.Толстого и его рассказами для детей.

Учитель: Какие цели поставим ?

Дети отвечают.

Учителем вывешивается тема на доску (Лев Николаевич Толстой
Рассказы для детей)

4. Усвоение новых знаний и способов групповой
деятельности. Жизнь и творчество Л.Н.Толстого.

Учитель рассказывает о жизни и творчестве Л.Н.Толстого

Лев Николаевич Толстой- великий русский писатель. Родился в
Тульской губернии почти 200 лет назад в семье князя Толстого. Рос живым и
общительным ребенком. Когда ему было 2 года, умерла его мама. Когда маленькому
Льву было 9 лет, умер отец. Маленькому мальчику пришлось жить в Москве., в
Казани, в Петербурге. Став взрослым молодым человеком Лев Николаевич
возвратился в своё имение, в деревню Ясная Поляна. Там он открыл школу. Сам
стал учителем в ней. В школу приходили ребята разного возраста и учились читать
и писать. Это занятие так понравилось Толстому, что он помог открыть ещё 20 школ
вблизи своей деревни. В каждом классе есть детишки –шалунишки. Были такие детки
и у Льва Николаевича. Много интересных поучительных книг написал этот писатель.
Он писал для детей и о детях.

Работа с рассказом

Учитель:  От топота копыт пыль  по
полю летит.

Учитель: О каком животном
говорится  в этой скороговорке?

Дети: В скороговорке говориться о
коне.

Учитель: Откройте учебнике на
странице 95. Посмотрите на картинку. Как вы думаете , о чем этот рассказ.

Дети  отвечают.

Учитель читает.

Учитель: У кого был конь?

Дети: Конь был у Пети и Миши.

Учитель: Что произошло между Петей
и Мишей?

Дети: Мальчики поспорили.

Учитель: Кто решил их спор?

Дети: Их спор решила мама.

Учитель: Почему мама отобрала коня?

Дети: Мама отобрала коня, потому
что мальчики спорили.

Учитель: Как могли бы играть
мальчики?

Дети: Мальчики могли играть
вместе.

Учитель: Что хотел нам сказать
автор этим рассказом?

Дети: Надо играть дружно.

Учитель: Молодцы.

Физминутка

Учитель: Послушайте еще один
рассказ.

Учитель: О ком рассказ?

.Дети: Рассказ о девочке.

Учитель: Какая получилась сумка у
девочки?

Дети: Сумка у девочки получилась
плохая.

Учитель: Почему девочка гордилась
своей работой?

Дети: Потому что она сама сшила
сумку.

Учитель: Эта девочка была очень
мала, но какой ей хотелось быть??

Дети: Девочка хотела быть
трудолюбивой.

Учитель: Молодцы!

4.Подведение итогов. Обобщающая беседа.

Учитель:  О каком писателе мы
говорили на уроке.

Дети: Мы сегодня говорили о
Л.Н.Толстом.

 Учитель: Что вы  о нём узнали?

Дети отвечают.

Учитель: Вы прочитали два рассказа
о детях. Поступки и поведение, кого вам юбольше понравилось?

Дети отвечают.

Учитель: Ребята, чему же учат нас
произведения толстого?

Дети отвечают.

Учитель: Мне бы хотелось закончить
урок словами одного мудреца: «В мире нет ничего лучше и приятнее дружбы,
исключить из жизни дружбу это –все равно, что лишить мир солнечного света».

Рефлексия.  Лесенка успеха.

Всем спасибо за урок.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Л. н. толстой. детям содержания». Также Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Прошло уже более ста лет с тех пор, как известный русский писатель Лев Николаевич Толстой написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. Книг для детей тогда было очень мало. Простые и понятные, эти рассказы до сих пор не потеряли своей воспитательной значимости. Они развивают в детях чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относиться к окружающему миру.
В сборник вошли следующие произведения: «Лев и собачка», «Слон», «Орёл» и «Котёнок».
Для младшего школьного возраста.

  • 1 Род графов Толстых
  • 2 Детство
  • 3 Образование
  • 4 Начало литературной деятельности
  • 5 Военная карьера
  • 6 Путешествия по Европе
  • 7 Педагогические эксперименты
  • 8 Семья
  • 9 Расцвет творчества
    • 9.1 «Война и мир»
    • 9.2 «Анна Каренина»
  • 10 Религиозные поиски
  • 11 Отлучение от церкви
  • 12 Философия
  • 13 Московская перепись 1882 года. Л. Н. Толстой — участник переписи
  • 14 Последние годы жизни Льва Толстого
  • 15 Музеи
  • 16 Критика Толстого
  • 17 Библиография
  • 18 Мировое признание
    • 18.1 Деятели науки, культуры, политические деятели о Л. Н. Толстом
    • 18.2 Экранизации
    • 18.3 Кинофильмы о Льве Толстом

    В течение первых 10—12 лет после женитьбы он создает «Войну и мир» и «Анну Каренину». На рубеже этой второй эпохи литературной жизни Толстого стоят задуманные ещё в 1852 и законченные в 1861—62 гг. «Казаки», первое из произведений, в которых великий талант Толстого дошёл до размеров гения. Впервые во всемирной литературе с такою яркостью и определенностью была показана разница между изломанностью культурного человека, отсутствием в нём сильных, ясных настроений — и непосредственностью людей, близких к природе.

    Толстой показал, что вовсе не в том особенность людей, близких к природе, что они хороши или дурны. Нельзя назвать хорошими героев произведений Толстого лихого конокрада Лукашку, своего рода распутную девку Марьянку, пропойцу Ерошку. Но нельзя их назвать и дурными, потому что у них нет сознания зла; Ерошка прямо убежден, что «ни в чём греха нет». Казаки Толстого — просто живые люди, у которых ни одно душевное движение не затуманено рефлексией. «Казаки» не были своевременно оценены. Слишком тогда все гордились «прогрессом» и успехом цивилизации, чтобы заинтересоваться тем, как представитель культуры спасовал пред силою непосредственных душевных движений каких-то полудикарей.

    «Филиппок», «Лев и собачка», «Птичка», «Акула», «Прыжок», «Котенок», «Дедушка и внучек» и другие рассказы Льва Толстого, без которых невозможно представить себе детскую литературу, прозвучат в замечательном исполнении народного артиста Льва Дурова. Повесть «Кавказский пленник» исполняет артист театра Маяковского Андрей Гусев. Для детей в возрасте 6 – 10 лет.

    Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
    Галке нельзя было достать.
    Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

    Жучка

    Несла Жучка кость через мост. Глядь, в воде её тень. Пришло Жучке на ум, что в воде не тень, а Жучка и кость. Она и пусти свою кость, чтобы ту взять. Ту не взяла, а своя ко дну пошла.

    Волк видит — коза пасётся на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава тебе для корма много слаще».
    А Коза говорит: «Не за тем ты, волк, меня вниз зовёшь: ты не об моём, а о своём корме хлопочешь».

    Галка и голуби

    Галка увидала, что голубей хорошо кормят,— выбелилась и влетела в голубятню. Голуби подумали сперва, что она такой же голубь, и пустили ее. Но галка забылась и закричала по-галчьи. Тогда ее голуби стали клевать и прогнали. Галка полетела назад к своим, но галки испугались ее оттого, что она была белая, и тоже прогнали.

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

    (Басня)

    Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела — муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

    (Басня)

    Поймал рыбак рыбку. Рыбка и говорит:

    «Рыбак, пусти меня в воду; видишь, я мелка: тебе от меня пользы мало будет. А пустишь, да я вырасту, тогда поймаешь — тебе пользы больше будет»

    Рыбак и говорит:

    «Дурак тот будет, кто станет большой пользы ждать, а малую из рук упустит».

    (Басня)

    Один человек заказал пряхе тонкие нитки. Пряха спряла тонкие нитки, но человек сказал: «Нитки не хороши, мне нужны нитки самые тонкие». Пряха сказала: «Если тебе эти не тонки, так вот тебе другие», и она показала на пустое место. Он сказал, что не видит. Пряха сказала: «Оттого и не видишь, что очень тонки; я и сама не вижу».

    Дурак обрадовался и заказал себе еще таких ниток, а за эти заплатил деньги.

    Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:

    – Пусти меня.

    Волк сказал:

    – Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там наверху всё играете и прыгаете.

    Белка сказала:

    – Пусти меня прежде на дерево, а оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

    Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

    – Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжёт. А мы веселы оттого, что мы добры и никому зла не делаем.

    6. Каковы жанровые и тематические особенности книг для детей Л.Н.Толстого?

    Для того чтобы определить особенности произведений, вошедших в сборники Толстого для детей, выделим некоторые педагогические воззрения писателя.

    Толстой полагал, что для успешного учебного процесса нужно использовать богатый практический материал, понятный ребёнку, и добавлял, что «фантастичность и капризность постройки» в детском творчестве должны отсутствовать. Дети ещё не могут осознать условность художественного произведения: присутствие автора, сложность композиции, различное смысловое прочтение,- поэтому важным свойством детской литературы писатель считал простоту. Отсюда тематическое разнообразие его произведений для детей, но — простота сюжетно-композиционного построения и предельно лаконичный язык.

    Огромную роль в обучении писатель отдавал эмоциям, которые обогащают психику детей, способствуют развитию их творчества, а главное – заставляют глубоко переживать. Толстой отмечал одну характерную особенность детского восприятия – их тяготение к героическому. Интерес к необычному, желание выйти за рамки обыденного и в то же время найти соответствие ему в реальной жизни, неосознанное ещё стремление к идеалу, воплощающему прежде всего силу, красоту и добро, — всё это находит утоление в чтении памятников древней литературы. Поэтому произведения, включённые в «Азбуку», отличаются ярким, динамичным действием, необычными ситуациями и обязательным утверждением преимущества доброго начала над злым.

    Рассказы Льва Толстого для детей

    Повесть “Отрочество» Льва Николаевича заставляет нас задуматься и поставить себя на место другого. Главный персонаж произведения подросток Николенька, который находится в переходном возрасте, по мере взросления сталкивается со многими преградами. Здесь и предательство, и непростые отношения с близкими, родственниками и друзьями. Смысл повести Толстого в том, что несмотря на трудности, не нужно останавливаться и опускать руки. Преодолевая проблемы и совершенствуясь человек становится лучше, мудрее, приобретает нужные навыки.

    Толстой учит нас делать добро в жизни, делать его не ожидая взамен ничего. Он призывает трудится, ведь только развиваясь и трудясь над собой, своими пороками человек достигает и заслуживает лучшего в жизни. Делай добро тайно, – говорит он. Лев Николаевич показывал на своем примере, что любой труд нужен и полезен. Всю жизнь он совершенствовался в науке, в простой работе – он сам косил траву, строил избы, пилил дрова, шил сапоги. Он не был гордым и делал всякую работу, был до всего горазд и любопытен. Его интересовало все – весь окружающий и неповторимый мир.

    Он учил уважению, дружбе и любви. Любил безмерно детей, учил их, построил бесплатную школу для бедных. Зимой катался на санях, лыжах, проводил свое время с ними, учил добру и многому другому. Как говорил Толстой – доброта от холода согреет, добро это любовь, где любовь, там и Бог.

    «Чтобы поверить в добро, нужно сначала делать его” – Л. Н. Толстой

    Толстой был верующим и других призывал не жить во грехе. Он учил быть не гордым, а уметь верить и доверять, делать добро. Он хотел, чтобы люди стремились к божественному, то есть светлому, хорошему и начинали они это делать с себя. В его произведении «Детство» поется гимн добродетели, истинной любви к людям, мудрости, честности, бескорыстию.

    Он наставлял людей делать выводы из своих дурных поступков, так как не совершать их совсем невозможно, а перестрадав становится духовно лучше и чище. Писатель учил защищать слабых и униженных.

    Роман «Война и мир» учит понимать, что такое настоящая красота, на примере Элен и Марии Болконской. Показаны внешний блеск и внутренняя бездуховность в противовес скромности с богатым душевным внутренним миром.

    Произведение «После бала» позволяет увидеть человеческое двуличие, его величину и глубину, человеческую ложь. Лев толстой учил любить людей такими, какие они есть, прощать злодеяния и никогда не опускать руки. Такими идеями пронизаны все его бессмертные произведения.

    • Экологический проект «Деревья нашего участка»
    • Проект Золотая осень
    • Проект для детей старшего дошкольного возраста «Россия — Родина моя»
    • Проект по пожарной безопасности
    • «Развитие интереса к изучению природы у детей подготовительной к школе группы посредством экологического проекта «Золотая осень».
  • Как делают воздушные шары (Рассуждение)
  • Как дядя Семён рассказывал про то, что с ним в лесу было
  • Какая бывает роса на траве (Описание)
  • Рассказ аэронавта
  • Рассказ мужика о том, за что он старшего брата своего любит
  • Солдаткино житье
  • Солнце — тепло (Рассуждение)
    • Иртеньев Николай (Николенька) – мальчик десяти лет. Самый младший в семье, он нуждается в любви и внимании матери. Будучи уже повзрослевшим молодым человеком, он становится автором повествования.
    • Наталья Николаевна – мать Николеньки. Она запомнилась мальчику доброй, нежной и ласковой. Внешности ее он не помнил.
    • Петр Александрович – отец главного героя. В семье пользовался авторитетом и уважением. Только повзрослев, мальчик понял, что отец был игроком и женолюбом.
    • Владимир и Любовь Иртеньевы – брат и сестра Николеньки. Они играют с Колей, но не проявляют к нему снисходительности. Брат даже иногда посмеивается над ним.
    • Карл Иваныч – преданный учитель детей. Наставник с доброй душой, очень любим Николенькой.

    Читать рассказы Л.Н. Толстого для детей

    • Николенька Иртеньев — мальчик 10-ти лет, от чьего лица ведется повествование
    • Володя Иртеньев — старший брат Николеньки, 12 лет
    • Наталья Николаевна — мать Николеньки, Володи и Любочки (mamаn)
    • Петр Александрович Иртеньев — отец семейства
    • Любочка — сестра Николеньки, 11 лет
    • Марья Ивановна (Мими) — учительница музыки и гувернантка в семье Иртеньевых
    • Катенька — дочь Мими, 12 лет
    • Карл Иванович — немец, учитель и воспитатель мальчиков Иртеньевых
    • Гриша — юродивый, странник
    • Яков — приказчик
    • Наталья Савишна — няня, затем экономка в семье Иртеньевых
    • Бабушка — мать Натальи Николаевны
    • Княгиня Корнакова (Варвара Ильинична) — племянница бабушки
    • Этьен и его сестры — дети княгини Корнаковой
    • Князь Иван Иванович — кузин бабушки
    • Ивин Сережа — родственник Николеньки, одних с ним лет
    • Иленька Грап — сын бедного иностранца, 13 лет
    • Сонечка Валахин — дочь княгини Валахиной

    Повествование носит характер воспоминаний и начинается «12 августа 18…»: Николенька просыпается в 7 утра от того, что его разбудил Карл Иваныч, щекоча ему пятки. Какой он добрый и как нас любит…. От этих мыслей Николенька растрогался и на глаза его навернулись слезы. Но Карлу Иванычу наш герой сказал, что видел дурной сон – будто maman умерла и ее несут хоронить, воспитатель пожалел Николеньку и стал его собирать к завтраку. Карл Иванович подробно описывается рассказчиком и как строгий наставник-учитель, и как нежный заботливый воспитатель. Особенно врезаются в память Николеньки следующие детали, связанные с образом Карла Иваныча: коллекция книг на «собственной» полочке учителя, «кружок из кардона» с наклеенной картинкой барыни и парикмахера — для защиты глаз от яркого света, клетчатый платок, табакерка, футляр для очков. Учитель аккуратен, у него …совесть чиста и душа покойна. После того, как были собраны дети к завтраку, учитель меняет свой халат на фрак и идет здороваться с хозяйкой, матерью Николеньки.

    Мать ждет всех в гостиной, разливает чай. Рассказчик не дает полного портрета своей мамы, а вспоминает …карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинку на шее и сухие руки. Общее ее выражение растворяется в памяти. Также в гостиной за роялем сидит старшая сестра Любочка и ее гувернантка Марья Ивановна (Мими). Карл Иваныч приветствует свою хозяйку, а она улыбается ему в ответ. Для Николеньки улыбка матери равна избавлению от всех горестей, так выражает свою любовь повествователь к самому близкому человеку. Мама нежно приветствует детей и просит позвать к себе их отца.

    Папа в своем кабинете занят разговором с приказчиком Яковом и просит детей подождать. Беседа идет о состоянии имений, о счетах и расходах. Закончив свои дела, отец объявляет, что пора детям серьезно учиться, и что он забирает их с собой в Москву, а мама с девочками остается в деревне. Как вспоминает Николенька: …новость эта поразила нас ужасно. Но спорить с отцом неуместно и бесполезно. В утешение папа обещал взять детей на охоту. Но Николенька расплакался.

    Карл Иваныч был не в духе. Он понимает, что столько времени и сил вложил в детей, в их образование и воспитание, а сейчас с ним хотят рассчитаться, а его воспитанников увозят в Москву. Это для него является оскорблением. Николенька сочувствует горю учителя, ведь мальчик очень привязан к Карлу Иванычу. Тот же, в свою очередь, заставляет Николеньку и Володю записать в тетрадях по – немецки Из всех пороков самый ужасный – это неблагодарность. Именно это чувство он и испытывает по отношению к себе со стороны хозяев. Затем учитель задает новые уроки, а сам погружается в свои мысли. И в этот момент в комнату входит юродивый Гриша.

    Человек лет пятидесяти, с бледным…лицом, длинными седыми волосами и редкой рыжеватой бородкой. Все воспринимают его как предсказателя. Со слезами он бросается к Володе и, плача, говорит: …сердечные…улетят.

    Дети и Гриша спускаются вниз. Гришу сажают обедать за отдельный столик. А Любочка и Катенька просят мальчишек уговорить взять их тоже на охоту. Гриша произносит слова, которые очень трогают маму: …улетела…улетит голубь в небо…ох, на могиле камень!... Папе совсем не нравится Гриша, он считает его обманщиком, а свою жену уличает в том, что зря она приглашает таких людей в дом.

    Николенька и Володя уговаривают отца взять девочек на охоту, это их желание, ведь совсем скоро они расстанутся. Мама заодно тоже решилась их сопровождать.

    После обеда дети побежали в сад и разговаривали о разных вещах, но только не о предстоящем отъезде. Затем, услышав приближение охотничьей линейки, побежали одеваться для охоты. Володе досталась «охотничья лошадь», Николенька очень этому завидует и невольно любуется братом, так тот хорош на лошади.

    Доехав до Калинового леса, наши герои останавливаются на пикник: …это был чай на чистом воздухе, мороженое и фрукты. После небольшого отдыха начинается охота на зайцев. Николенька с собакой Жираном сидят под дубом в засаде, ожидая, когда гончие погонят зайца. Заяц неожиданно вышел на поляну и Николенька, растерявшись, что-то закричал и рано спустил собаку. Заяц ушел. Боже мой, что я наделал! От осознания, что провалил порученное ему дело, Николенька замирает на месте.

    Татьяна, как и ее сестры Мария и Александра, была последовательницей учения Толстого. От матери старшая дочь писателя унаследовала практичность, способность заниматься самыми разными делами, как и мать, она любила туалеты, развлечения и была не лишена тщеславия. От отца унаследовала способность к письму, стала писательницей.

    Характеристика Льва Толстого: «Илья, третий… Ширококост, бел, румян, сияющ. Учится дурно. Всегда думает о том, о чем ему не велят думать. Игры выдумывает сам. Аккуратен, бережлив, «мое» для него очень важно. Горяч и violent (порывистый), сейчас драться; но и нежен, и чувствителен очень. Чувствен — любит поесть и полежать спокойно… Все недозволенное имеет для него прелесть… Илья погибнет, если у него не будет строгого и любимого им руководителя».

    Он очень любил мать, та обожала его и прощала сыну все. Отец ценил доброту Андрея, утверждал, что это «самое дорогое и важное качество, которое дороже всех на свете», и советовал ему применять свои идеи на благо народа. Однако Андрей Львович не разделял взглядов отца, считая, что если он дворянин, то должен пользоваться всеми привилегиями и преимуществами, которые ему дает его положение.

    Она была трудным ребенком. Гувернантки и старшие сестры занимались с ней больше, чем Софья Андреевна и Лев Николаевич. Однако в 16 лет произошло ее сближение с отцом, с тех пор она всю жизнь посвятила ему: выполняла секретарскую работу, освоила стенографию, машинопись. По завещанию Толстого, Александра Львовна получила авторские права на литературное наследие отца.

    • Короткие рассказы для детей. Сухомлинский В. А.
    • Короткие рассказы для детей. Я. Тайц
    • Короткие рассказы для дошкольников
    • Короткие рассказы к раскраскам о природе
    • Короткие рассказы о животных

    Хотела Галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне.
    Галке нельзя было достать.
    Она стала кидать в кувшин камушки и столько набросала, что вода стала выше и можно было пить.

    Крысы и яйцо

    Две крысы нашли яйцо. Хотели его делить и есть; но видят, летит ворона и хочет яйцо взять.
    Стали думать крысы, как яйцо от вороны стащить. Нести? — не схватить; катить? — разбить можно.
    И решили крысы вот что: одна легла на спину, схватила яйцо лапками, а другая повезла её за хвост, и как на санях стащила яйцо под пол.

    Лучшие произведения Толстого для детей. Лев Толстой: рассказы для детей

    Мышка вышла погулять. Ходила по двору и пришла опять к матери.
    «Ну, матушка, я двух зверей видела. Один страшный, а другой добрый».
    Мать сказала: «Скажи, какие это звери?»
    Мышка сказала: «Один страшный, ходит по двору вот эдак: ноги у него чёрные, хохол красный, глаза на выкате, а нос крючком. Когда я мимо шла, он открыл пасть, ногу поднял и стал кричать так громко, что я от страха не знала, куда уйти!»
    — Это петух, — сказала старая мышь. — Он зла никому не делает, его не бойся. Ну, а другой зверь?
    — Другой лежал на солнышке и грелся. Шейка у него белая, ножки серые, гладкие, сам лижет свою белую грудку и хвостиком чуть движет, на меня глядит.
    Старая мышь сказала: «Дура ты, дура. Ведь это сам кот».

    Были брат и сестра – Вася и Катя; и у них была кошка. Весной кошка пропала. Дети искали её везде, но не могли найти.

    Один раз они играли подле амбара и услыхали – над головой кто-то мяучит тонкими голосами. Вася влез по лестнице под крышу амбара. А Катя стояла и всё спрашивала:

    – Нашёл? Нашёл?

    Но Вася не отвечал ей. Наконец Вася закричал ей:

    – Нашёл! Наша кошка… и у неё котята; такие чудесные; иди сюда скорее.

    Катя побежала домой, достала молока и принесла кошке.

    Котят было пять. Когда они выросли немножко и стали вылезать из-под угла, где вывелись, дети выбрали себе одного котёнка, серого с белыми лапками, и принесли в дом. Мать раздала всех остальных котят, а этого оставила детям. Дети кормили его, играли с ним и клали с собой спать.

    Один раз дети пошли играть на дорогу и взяли с собой котёнка.

    Ветер шевелил солому по дороге, а котёнок играл с соломой, и дети радовались на него. Потом они нашли подле дороги щавель, пошли собирать его и забыли про котёнка.

    Вдруг они услыхали, что кто-то громко кричит:

    “Назад, назад!” – и увидали, что скачет охотник, а впереди его две собаки увидали котёнка и хотят схватить его. А котёнок, глупый, вместо того чтобы бежать, присел к земле, сгорбил спину и смотрит на собак.

    Катя испугалась собак, закричала и побежала прочь от них. А Вася, что было духу, пустился к котёнку и в одно время с собаками подбежал к нему.

    Собаки хотели схватить котёнка, но Вася упал животом на котёнка и закрыл его от собак.

    Охотник подскакал и отогнал собак, а Вася принёс домой котёнка и уж больше не брал его с собой в поле.

    Старик сажал яблони. Ему сказали: «Зачем тебе яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочков». Старик сказал: «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут».

    Мальчик и отец (Правда всего дороже)

    Мальчик играл и разбил нечаянно дорогую чашку.
    Никто не видал.
    Отец пришел и спросил:
    — Кто разбил?
    Мальчик затрясся от страха и сказал:
    — Я.
    Отец сказал:
    — Спасибо, что правду сказал.

    У Вари был чиж. Чиж жил в клетке и ни разу не пел.
    Варя пришла к чижу. — «Пора тебе, чиж, петь».
    — «Пусти меня на волю, на воле буду весь день петь».

    Не лениться

    Были два мужика – Пётр и Иван, они вместе скосили луга. Пётр наутро пришёл с семьёй и стал убирать свой луг. День был жаркий, и трава высохла; к вечеру стало сено.
    А Иван не пошёл убирать, а просидел дома. На третий день Пётр повёз домой сено, а Иван только собирался грести.
    К вечеру пошёл дождь. У Петра было сено, а у Ивана вся трава сопрела.

    Был у Пети и у Миши конь. Стал у них спор: чей конь?
    Стали они коня друг у друга рвать.
    — « Дай мне, мой конь!» — « Нет, ты мне дай, конь не твой, а мой!»
    Пришла мать, взяла коня, и стал конь ничей.

    Не объедаться

    Мышка грызла пол, и стала щель. Мышь пошла в щель, нашла много еды. Мышь была жадна и ела так много, что у ней брюхо стало полно. Когда стал день, мышь пошла к себе, но брюхо было так полно, что она не прошла в щель.

    Лев Николаевич Толстой – известный писатель, который создал кроме признанных серьёзных книг, произведения полезные для детей. Это были, в первую очередь, «Азбука» и «Книга для чтения».

    Родился он в 1828 году в Тульской губернии в имении Ясная поляна, где до сих пор находится его дом-музей. Лёва стал четвертым ребенком в этой дворянской семье. Мама его (урожденная принцесса) скоро умерла, а через семь лет и отец. Эти ужасные события привели к тому, что детям пришлось переехать к тётке в Казань. Воспоминания об этих и других годах позже Лев Николаевич соберет в рассказе «Детство», который и будет первым опубликован в журнале «Современник».

    В разных источниках, дата рождения Льва Николаевича Толстого, указывается по — разному. Самые распространенные версии – 28 августа 1829 года и 09 сентября 1828 года. Родился четвертым ребенком в дворянской семье, Россия, Тульская губерния, Ясная Поляна. В семье Толстых всего было 5 детей.

    Его родословное древо берет начало с Рюриков, мать принадлежала к семье Волконских, а отец был графом. На 9 году жизни, Лев вместе с отцом отправились в Москву впервые. Юный писатель был на столько впечатлен, что эта поездка, дала начало таким произведениям как ,,Детство’’, ,,Отрочество’’, ,,Юность’’.

    В 1830 году умерла мать Льва. Воспитание детей, после смерти матери взял на себя их дядя – двоюродный брат отца, после смерти которого, опекуном стала тетя. Когда умерла тетя — опекун, о детях начала заботиться вторая тетушка из Казани. 1873 года умер отец.

    Первое образование Толстой получил дома, с учителями. В Казани, писатель жил около 6 лет, 2 года потратил на подготовку, чтоб поступить в императорский Казанский университет и его зачислили на факультет восточных языков. В 1844 году стал студентом университета.

    Изучение языков для Льва Толстого не было интересным, после он попытался ,,связать’’ свою судьбу с юриспруденцией, но и здесь обучение не заладилось, поэтому в 1847 году бросил учебу, получил документы из учебного заведения. После неудачных попыток учиться, решил развивать фермерство. В связи с этим вернулся в родительский дом в Ясную Поляну.

    В сельском хозяйстве себя не нашел, зато не плохо получалось вести личный дневник. Закончив работать в сфере фермерства, поехал в Москву, чтоб сосредоточиться на творчестве, но все задуманное пока не осуществлялось.

    Совсем молодым, успел побывать на войне, вместе со своим родным братом Николаем. Ход военных событий, оказал влияние на его творчество, это заметно по некоторым произведениям, например, в повестях ,,Казаки’’, ,,Хаджи – Мурат’’, в рассказах ,,Разжалованный’’, ,,Рубка леса’’, ,,Набег’’.

    С 1855 года Лев Николаевич становился более искусным писателем. В то время, актуальным было право крепостных, о котором написал в своих рассказах Лев Толстой: ,,Поликушка’’, ,,Утро помещика’’ и другие.

    1857-1860 года припали на путешествия. Под их впечатлением подготовил школьные учебники и стал обращать внимание на издание педагогического журнала. В 1862 году Лев Толстой взял в жены молодую Софью Берс – дочь врача. Семейная жизнь, сначала, пошла ему на пользу, тогда были написаны самые известные произведения ,,Война и мир’’, ,,Анна Каренина’’.

    Середина 80-х годов была плодотворной, были написаны драмы, комедии, романы. Писателя волновала тема буржуазии, он был на стороне простого народа, чтоб выразить свои мысли по этому поводу, Лев Толстой создал много произведений: ,,После бала’’, ,,За что’’, ,,Власть тьмы’’, ,,Воскресенье’’ и т.д.

    Роман ,,Воскресенье”, заслуживает особого внимания. Чтоб его написать Льву Николаевичу пришлось потрудиться на протяжении 10 лет. В итоге произведение раскритиковали. Местные власти, на столько боялись его пера, что устанавливали за ним слежку, смогли отстранить от церкви, но несмотря на это, простой люд поддерживал Льва как мог.

    В начале 90-х годов Лев начал болеть. Осенью 1910 года в 82-летнем возрасте, остановилось сердце писателя. Это случилось в дороге: Лев Толстой ехал в поезде, ему стало плохо, пришлось остановиться на железно – дорожной станции Астапово. Приютил больного, у себя дома, начальник станции. Через 7 дней пребывания в гостях, писатель умер.

    Биография по датам и интересные факты. Самое главное.

    • Юрий Владимирович Долгорукий

      Приблизительная дата рождения Юрия I Владимировича является 1090 год. Шестой сын у Владимира Мономаха в браке со второй женой Ефимией. Будучи ребенком, послан отцом, управлять Ростовом со старшим братом Мстиславом.

    • Гоген Поль

      Наверное, практически для каждого творца и подлинного художника биография имеет довольно высокое значение. Формирование взглядов, наличие насыщенного опыта – подобные факторы и формируют творческую индивидуальность.

    • Роджер Бэкон

      Средневековый английский философ Роджер Бэкон настаивал на важности так называемой науки об опыте. В этом отношении его часто считают предшественником современной науки.

    • Александр Федорович Керенский

      Керенский родился не в самой богатой семье, но и не в очень бедной, 1881 года, в мае, в городе Симбирск. Кроме того, в этом городе также родился Ленин. Родители Александра хорошо дружили с родителями Ленина.

    • Уильям Гарвей

      Великий научный деятель родился 1 апреля 1578 г. в маленьком графстве Кент. Родом из богатого купеческого рода.

    Цели. Познакомить детей с творчеством Льва Толстого; формировать устойчивый интерес к чтению. Побуждать учащихся к размышлением над тем, какое значение для них играет материал, как он повлиял на их мировоззрение, их чувства. Помочь учащимся связать материал урока с их жизненным опытом. Стимулировать развитие критического мышления. Воспитывать навыки учебного сотрудничества.

    Оборудование. Плакаты: «Азбука» Льва Толстого – это источник народной мудрости, это поистине азбука жизни», «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н. Толстой); портрет Л.Н. Толстого; выставка книг Л.Н. Толстого; набор открыток «Ясная Поляна»; репродукция картины Н.П. Богданов-Бельский. «Устный счет. В народной школе С.А. Рачинского», Фонограмма русской народной песни «Ой на горе калина», запись детских сказок, конверты с условными изображениями настроений, карточки для групповой работы.

    ХОД УРОКА

    I. Стадия «Эвокация»

    Суггестивный настрой

    -Дорогие ребята, давайте расслабимся, закроем глазки и представим самого дорогого нам человека – маму, а потом папу, бабушку и дедушку. Вон они — на семейном дереве нежно наблюдают за нами. Такое же дерево есть и у литературы. Его корни уходят в прошлое, где зарождались жанры литературы.

    2. Актуализация опорных знаний

    «Ромашка». Вспомните все, что вы знаете о жанрах литературы.

    3. Постановка цели и задач урока.

    -Сегодня на уроке мы отправимся в прошлое. В тот прекрасный уголок на земле, имя которому Ясная поляна. А встретят нас там произведения из самых разнообразных жанров литературы вместе со своим автором – величайшим писателем всех времён и народов – Львом Николаевичем Толстым.

    «Не зная Толстого, нельзя считать себя культурным человеком» — так сказал об этом человеке М.Горький.

    II. Стадия усвоения.

    Рассказ учителя

    — Итак, огромное имение Ясная поляна открывает нам свои ворота, а за ними – неописуемой красоты рощи, река, лужайки по которым более 150 лет назад бегал маленький граф Лев Николаевич, Лёвушка, со своими братьями и сёстрами. Там он учился и рос, становился добрым, искренним, творческим молодым человеком. Он был богат, но не отворачивался от бедных крестьянских ребятишек. И, когда ему исполнилось 22 года, решил открыть в своём имении школу для бедных необразованных детей.

    Он объявил, что школа бесплатная и что телесных наказаний (розог) в ней не будет.
    Сперва крестьяне пожимали плечами: где ж это видано, чтоб бесплатно учить, и будет ли прок, если не посечь озорного да ленивого. Но скоро все увидели, что школа в Ясной Поляне не похожа ни на какую другую – ни на убогие училища, ни на тягостные, с зубрежкой, ругательствами и побоями уроки грамоты у сельского попа, дьячка или отставного солдата.

    Звучит фонограмма. Один из ее учеников, Василий Морозов, рассказывает: «В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич. Так усердно занимался, что нередко оставался без завтрака. В школе вид он принимал серьезный. Требовал от нас чистоты, бережливости к учебным вещам и правдивости. Не любил, если кто из учеников допускал какие-нибудь глупые шалости… Любил, чтобы на вопрос ему отвечали правду, без задней выдумки… Порядок у нас был образцовый за все три года».

    В классе ученики рассаживались, кто, где хотел: на лавках, на столах, на подоконнике, на полу. Каждый спрашивал учителя обо всем, о чем ни пожелает, разговаривал с ним, советовался с соседями, заглядывал к ним в тетрадки. Уроки превращались в общую беседу, а часто в общую игру.

    Учитель показывает репродукцию картины Н.П. Богданова-Бельского «Устный счет. В народной школе C.А. Рачинского» (1895). А сейчас мы познакомимся с одним из рассказов Льва Николаевича о жизни мальчика из одной бедной крестьянской семьи.

    2.Управляемое чтение рассказа «Филиппок» по частям.

    Часть 1.

    • Страницы жизни и творчества Льва Николаевича Толстого
    • Конспект и презентация урока по литературе по теме «Народная мораль в характере главных героев Л. Толстого «Старый дед и внучек»
    • Конспект урока по литературному чтению для начальных классов «Л. Н. Толстой «Кавказский пленник»»
    • Разработка урока по литературному чтению для начальных классов «Л.Н. Толстой «Акула»»
    • Конспект и презентация урока по литературе по теме «Свет Ясной Поляны. Л. Н. Толстой – человек, мыслитель, педагог, писатель»

    Краткое содержание Л.Н. Толстой «Детство»

    Великого писателя Льва Николаевича Толстого называют «гордостью земли русской». Хотя сам Лев Николаевич не любил, когда его так называли. Весь мир изучает Россию по его книгам. В них, как живые, встают перед нами и дети, и взрослые, простые мужики и богатые образованные господа, солдаты и генералы; в них и картины мирной природы, и жестокие сраженья войны.

    Толстой был не только великим писателем, но и великим человеком. Его дочь Александра Львовна Толстая писала: «Мой отец был велик тем, что всю свою жизнь, с детства, стремился к добру, и, когда ошибался, заблуждался и падал, он никогда не оправдывался, не лгал ни себе, ни людям, а подымался и шёл дальше. Эти основные черты его — смирение и скромность, недовольство собой — и побуждали его подыматься выше и выше».

    Родился Толстой в усадьбе Ясная Поляна под Тулой 9 сентября 1828 года, на кожаном диване господского дома. (Толстые были графами.) На этом же диване родились и его дети.

    Маленький Лёвушка считал всех людей хорошими, он любил весь мир и всех, в нём живущих. «Кто не знает того блаженного чувства умиления в самом раннем детстве, при котором хочется любить всех: и близких, и отца, и мать, и братьев, и злых людей, и врагов, и собаку, и лошадь, и травку; хочется одного, чтобы всем было хорошо, отдать себя, всю свою жизнь, чтобы всегда и всем было хорошо и радостно», — писал Толстой позже.

    У Лёвушки было три брата и сестра. Больше всех он любил старшего брата Николеньку. Тот был удивительным мальчиком и большим фантазёром. Николенька однажды объявил маленьким братьям, что у него есть великая тайна. Когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, ни ссор, все будут любить друг друга и станут «муравейными братьями». Сказал, что тайну эту он записал на зелёной палочке, а палочку зарыл на краю оврага. Братья играли в «Муравейное братство» и, завесив кресла платками, сидели в темноте, любовно прижавшись друг к другу.

    Николенька обещал отвести мальчиков на волшебную Фанфаронову гору, но для этого они должны пройти испытания. Самым трудным было стать в угол и не думать о белом медведе. Сколько Лёвушка ни пытался, это не получалось, «всё время, как назло, думалось об этом медведе!».

    Идеалу — искоренять в людях зло, вселять в них любовь друг к другу для общего блага и счастья — Лев Николаевич оставался верным всю свою жизнь. Это он утверждал своими книгами.

    Писать Толстой начал на Кавказе, куда позвал его брат Николай. Поступил на военную службу проявил себя очень храбрым в стычках с горцами. Но первый роман написал не об этом, а о своём детстве. Роман так и называется — «Детство». Подписал его «Л.Н.» и послал в Петербург Некрасову. Тот напечатал роман в своём журнале и похвалил неизвестного автора. Весь город гадал, кто же этот талантливый Л.Н.? А молодой автор понял, что его призвание — литература. Здесь пригодились и его острая наблюдательность, и умение понять и выразить самые сложные, самые тонкие переживания человека.

    Потом появились «Отрочество» и «Юность». Интересно, что «Юность» Толстой писал на Крымской войне, под пулями, в осаждённом Севастополе. И одновременно там же написал свои «Севастопольские рассказы». Они тоже произвели огромное впечатление в Петербурге. Россия ещё не видела такого безжалостно правдивого описания и ужасов войны, и мужества и терпения простых солдат. Люди плакали, читая эти рассказы.

    Желание помочь, облегчить жизнь крестьянам, нищим, неграмотным и тёмным, постоянно жило в душе Льва Толстого. Если многие дворяне крестьян и за людей не считали, то Толстой, наоборот, старался сблизиться с ними. Граф иногда сам пахал и косил траву вместе со своими крестьянами.

    Когда он работал в Земской управе, то по всей округе были открыты десятки школ для крестьянских детей. В Ясной Поляне он организовал школу в своей усадьбе и сначала учил сам. Он преподавал так, что ребята не хотели расходиться, а всё просили ещё и ещё продолжить урок. В этой школе никогда никого не наказывали, но ребята учились прекрасно. Для них он писал небольшие рассказы и сказки, простые и мудрые.

    В 1891—1892 годах в Рязанской губернии разразился страшный голод. Толстой поднял всю свою семью на борьбу с ним. По губернии объявили подписку, и на собранные деньги Толстые открывали столовые для крестьян, раздавали семена, дрова, корм для лошадей.

    Лев Николаевич создал гениальные художественные произведения: романы, повести, рассказы, которые прославили его на весь мир. В них, и особенно в своих статьях, Толстой призывал каждого человека стараться стать лучше, бороться со своими пороками, «создать царство Божие внутри себя». Без этого, говорил он, не может быть счастья всего человечества. Он сам всю жизнь старался стать лучше. С течением лет его всё больше угнетало и расстраивало, что он не может полностью жить по собственным убеждениям. Не может раздать всё имущество бедным, лишив свою многочисленную семью привычного достатка. Он страдал от обилия слуг в доме, не терпел, когда крестьян наказывали за что-либо, и т. д.

    В конце жизни Лев Николаевич даже решился уйти из дома, но по дороге простудился и 20 ноября 1910 года умер.

    В своём завещании Лев Николаевич просил дочь на деньги от издания его последних произведений выкупить землю и раздать её крестьянам.

    Похоронить себя он завещал на краю того оврага, где Николенька когда-то закопал зелёную палочку. Его воля была исполнена.

    Толстой говорил: детский возраст — это первообраз гармонии, которую портят и уничтожают. По мнению классика, любое воспитание — попытка загнать ребенка в рамки, подчинить правилам и законам взрослого мира. Лучше всего отказаться от целенаправленного воспитания. Это не значит, что с детьми не нужно заниматься, но следует развивать то, что в них уже есть, и ценить «первобытную красоту». «Человек всякий живет только затем, чтобы проявить свою индивидуальность. Воспитание стирает ее», — писал Толстой.

    Главными героями рассказа являются Михаил Семёныч, Василий Минаев и Пётр Михеев. Два мужика представляют разные позиции, противоположные друг другу. Приказчик же является сторонним злом, вокруг действий и характера которого разгораются споры. Многомудрый Литрекон объединил их в одной таблице:

    Василий Минаев Важным героем рассказа является один из мужиков, работающих в господском имении, — Василий Минаев. «Пуще всех он был зол на приказчика», — так описывает автор настрой Василия. Именно он предложил покончить с господским беспределом: «Зарыть где, как собаку, и концы в воду. Только уговор: всем стоять заодно, не выдавать!». Позиция Минаева весьма однозначно: грехом будет не убить столь жестокого, вредящего крестьянам человека.
    Пётр Михеев Не менее важен и образ Петра Михеева — крестьянина в господском имении. Именно в словах Петра отражается авторская позиция: «Кабы нам показано было зло злом изводить, так бы нам и от бога закон лежал; а то нам другое показано. Ты станешь зло изводить, а оно в тебя перейдет. Человека убить не мудро, да кровь к душе липнет. Человека убить – душу себе окровенить».
    Михаил Семёныч Олицетворением жестокости в рассказе выступает приказчик: «Сам он был человек семейный – жена и две дочери замужем – и нажил уж он денег: жить бы да жить ему без греха, да завидлив был и завяз в грехе». Мужчина гнал крестьян на работу и в праздники, и в выходные, заставлял их трудиться днями напролёт. Михаил Семёныч сознавал нелюбовь своих подчиненных к своей личности, но не считал нужным исправлять положение: страх и безысходность, сковавшие мужиков, не давали выбора — им приходилось работать в ужасных условиях.
    Стоит отметить, что приказчик осознал свою неправоту только в критической ситуации — когда все ополчились против него, и только лишь Пётр Михеев сохранял смиренность и спокойствие. Именно поведение Михеева послужило причиной перелома в судьбе Михаила Семёныча. Мужчина решил исправить ситуацию и даже направился к своим крестьянам, однако судьба всё решила иначе.
    Жена Михаила Семёныча Супруга приказчика — женщина средних лет — упоминается в рассказе лишь однажды. Однако реакция Михаила Семёныча на её слова как нельзя точно характеризует самого мужчину: «Не принял Михаил Семеныч жениных речей, только засмеялся на нее.
    – Али давно, – говорит, – по тебе плетка не гуляла, что ты больно смела стала, – не в свое дело вяжешься?».

    Супруга приказчика просила отпустить мужиков «для великого дня, праздника господня», упоминая, что ей снился нехороший сон. Таким образом, автор показывает, что жестокость не зависит от сословия. Женщина, будучи выше всех по положению, сочувствует простому народу и просит мужа не брать грех на душу.

    Толстой был ярым противником насилия: он категорично заявлял, что в школе не может быть розг, а ученика нельзя наказывать за невыученные уроки. Отмена любых наказаний в Яснополянской школе стала новаторством для XIX века. Современники сомневались, может ли такая методика быть эффективной, и спорили: «Все это очень справедливо, но согласитесь, что без розги иногда невозможно и что надо иногда заставлять учить наизусть».

    Толстой критически относился к тому, как был устроен учебный процесс в России XIX века. Он возмущался, что для получения аттестата ученикам приходится зубрить теорию, которую потом невозможно применить в профессии. Латынь, философия, церковные науки казались писателю архаикой. По его мнению, намного важнее знания, которые пригодятся в жизни, а ученики имеют право самостоятельно выбирать, что изучать.

    Похожие записи:

    Конспект урока по литературному
    чтению для 3 класса на тему –   
    Л.Н. Толстой

    Цель урока: Обеспечить
    условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

    Задачи:

    1. Обеспечить
    условия для привлечения внимания детей к биографии писателя.

    2. Помочь
    понять, в чем особенность жанра “быль”.

    3. Обучить
    выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств,
    заложенных автором в произведении и анализу произведению.

    4. Учиться
    выражать собственное отношение к изображенным событиям, героям и поступкам.

    5. Воспитывать
    чувство любви и доброты к братьям нашим меньшим.

    6. Раскрытие
    детьми жизненных истин – доверие, забота, преданность и дружба, на примере
    отношений льва и собачки.

    Ход урока.

    1. Организационный момент

     Доброе
    утро (руки в стороны)

    Улыбнись
    скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)

    И
    тогда весь день будет веселее.

    Я
    поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)

    Будем
    мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)

    Разотрём
    ладошки сильнее-сильнее (трут)

    А
    потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)

    Ушки
    мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)

    Улыбнулись
    снова

    Будьте
    все здоровы! (руки в стороны)

    Молодцы
    садитесь.

    Звенит звонок,

    Зовёт нас на урок.

    Урок сейчас пойдёт,

    В мир знаний поведёт.

    — Доброе
    утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
    учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!

    Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
    литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
    работу.

     — Долгожданный дан звонок,

       Начинается урок!

       Пусть нам всем пойдёт он впрок.

    Тихо сядут девочки, мальчики.

    Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
    доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и  желает всем
     хорошего настроения и плодотворной работы.

    — Напомните главное правило на уроке литературного чтения:

    внимательно слушай учителя и своих товарищей,

    не перебивай других, уважай их мнение!

    Работа
    со скороговоркой:

    На
    окошке крошку – мошку
     Ловко ловит лапой кошка.


    О ком говорится в скороговорке?
    — Что делает кошка?
    — Почему мошку называют крошкой?

    -Все расселись по местам? Никому не тесно?

    По секрету скажу вам: «Будет интересно!”

    -Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и
    творчества. Вы готовы меня слушать и слышать?

    — Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь,
    что сегодня на уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем
    складывать в портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.

    — Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы
    обязательно должны справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром
    и горы сдвинем». — Как вы понимаете эти слова?

    2. Речевая разминка.

    — Ребята, вспомним главное правило.

    Дети: Каждый день всегда, везде,

      На занятиях, в игре,

      Верно, четко говорим,

      Никогда мы не спешим!

     • Работа по развитию дыхания и голоса.

    «Задуйте свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном
    торте).

    — Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте
    одну большую свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь
    задуйте, сколько вам лет.

    Артикуляционная гимнастика

    Ы А О У Э И

    — Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо,
    разочарованно, задумчиво, улыбнитесь)

    — Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить
    логическое ударение. Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.

    Я люблю читать книги.

    Я люблю читать книги.

    Я люблю читать книги.

    Я люблю читать книги.

     и певуньей.

    Посмотрите,
    пожалуйста, внимательно на слайд и скажите, что вы можете рассказать об этом
    человеке?

    Всмотритесь в
    лицо и глаза этого человека, ведь они могут рассказать о многом?

    Постарайтесь
    вспомнить, чем прославился Л.Н. Толстой?

    Лев Николаевич
    Толстой – великий русский писатель!

    Мы сегодня
    продолжим знакомство с творчеством писателя и сейчас заслушаем сообщение о
    жизни Толстого .

    Ученик 1:

    Лев Николаевич
    Толстой родился 9 сентября 1828 года в имении Ясная Поляна, близ города Тулы.
    Это дом, в котором родился Лев Толстой. Толстой не любил городскую жизнь. Любил
    деревню, леса, поля, луга. Поэтому в Ясной Поляне писатель провёл большую часть
    своей жизни. По своему происхождению Толстой принадлежал к знаменитому роду.
    Находился в родстве с А.С. Пушкиным. Их прабабушки были сёстрами.

    Отца звали –
    Николай Ильич, маму — Мария Николаевна. Детей в семье было пятеро: 4 сына
     и дочка Машенька. Лёвушка был предпоследним ребёнком. Дети рано остались
    сиротами. Мама умерла, когда Лёве было только 1,5 года, а отец Николай Ильич
    умер через 7 лет. Воспитательницей и опекуном детей была сестра их отца.

    Ученик 2.

    Лев Толстой
    отличался от многих своим пытливым умом, ему хотелось знать больше и лучше. Он
    обладал исключительными способностями к изучению иностранных языков. Страстно
    увлекался охотой, но лая собак не переносил. Лев Николаевич был простым
    человеком. Он жил скромно, старался обслуживать себя сам. Сам кроил и шил себе
    одежду. Ходил он в туфлях на босу ногу. Легко плакал, редко смеялся (зато до
    слез). Был артистичен, но, в то же время был застенчив и рассеян. Он хорошо
    разбирался в музыке, занимался историей, рисованием, медициной, сельским
    хозяйством, много и серьезно читал.

    Ученик 3.

    Л.Н.Толстой
    очень любил детей и осенью в 1859 году открыл в своём имении Ясная Поляна школу
    для крестьянских детей. Тогда в нашей стране было очень мало школ даже в
    городах, а в деревнях почти все крестьяне были безграмотны. Толстой сам написал
    учебники «Азбуку» и «Новую Азбуку» и сам по ним учил крестьянских детей.

    Лев Николаевич
    прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Толстой был великим
    тружеником. Им было написано много маленьких рассказов — для самых маленьких,
    рассказы — для детей постарше, рассказы, повести, романы и для взрослых
    читателей. Он писал о животных, о людях, о явлениях природы, об истории. Его
    книги переведены на многие языки, их читают во всём мире.

    20 ноября 1910
    года в результате тяжёлой болезни (воспаление легких) Лев Николаевич скончался
    и был похоронен в Ясной Поляне.

    III.
    Актуализация знаний учащихся.

    А теперь
    посмотрите на слайд. О каком произведении пойдёт речь на нашем уроке?

    (Демонстрируется
    запись темы).

    -Это быль.

    – Что означает
    слово быль?

    — Обратимся к
    “Большому толковому словарю русского языка” Ожегова и уточним точное значение
    этого слова.

    Быль –

    1. То, что было
    в прошлом.

    2. Рассказ о
    действительном происшествии.

    -Что вы знаете
    о таком животном, как лев(Дикое животное, хищник, царь
    зверей.)

    -Что можно
    сказать о собаке? (Собака – домашнее животное, друг человека,
    единственное близкое родное живое существо, друг)

    — Могут ли 2
    абсолютно разных животных (по темпераменту и среде обитания) найти общий
    язык? (ответы детей: да – нет)

    Об этом мы
    узнаем в ходе работы над этим произведением.

    IV. Работа над
    содержанием произведения Л.Н. Толстого «Лев и собачка».

    А) Первичное
    восприятие текста.

    Сейчас я
    предлагаю вам послушать историю, которая произошла очень давно, в далеком
    городе Лондоне, столице Англии.

    Л.Н.Толстой не
    был в стране Англии, никогда не был в городе Лондоне. Возможно, эту истории
    писателю рассказал кто-нибудь из моряков, которые бывали в Лондонском порту. И
    услышав ее Лев Николаевич не остался к ней равнодушен и написал об этом рассказ
    – «Лев и собачка».

    Сядьте
    поудобнее, и внимательно послушайте эту историю. И после этого вы должны
    ответить мне на вопрос: О чем (а не о ком) эта быль?

    Включается
    аудизапись были «Лев и собачка».

    -Понравился
    рассказ?

    Вы очень
    внимательно слушали эту историю. Так ответьте мне на вопрос: О чем эта быль?

    (О любви и
    привязанности животных друг к другу)

    — Скажите, что
    вы почувствовали, слушая этот рассказ? (Печаль, грусть, тревогу.)

    — Назовите
    главных героев были. (Лев и собачка).

    — Где
    происходит действие? (в зверинце)

    — Какой эпизод
    показался вам самым напряженным?

    Б) Словарная
    работа.

    Перед
    прочтением текста поработаем над сложными словами и вместе раскроем значение
    этих слов.

    ·        
    Смысл каких слов вам был не понятен?

    Обрати
    внимание, эти трудные для твоего понимания слова расположены на слайде в
    следующем порядке.

    Зверинец – место,
    где в клетках содержат зверей для показа. Сейчас он называется зоопарком.

    Барин – богатый
    человек, который имеет прислугу.

    Ощетиниться – поднять
    шерсть на спине, готовясь защищаться или нападать.

    Бился – ударялся,
    колотился, совершал резкие движения.

    Метался – беспокойно
    двигался из стороны в сторону.

    Издохла – умерла.

    Засовы – большие
    дверные задвижки.

    Б)
    Перечитывание текста.

    Чтение детьми
    были « цепочкой» (по абзацу).

    — Вчитаемся
    внимательно в текст, а потом поделимся своими впечатлениями.

    В). Беседа по
    содержанию в целом. Анализ произведения.

    — Зачем человек
    поймал собачку и принес ее в зверинец? Найди и прочитай ответ на мой вопрос. (За
    смотренье диких зверей брали деньгами или животными (кошками или собаками) на
    корм зверям, У этого человека не было денег , но ему захотелось поглядеть на
    зверей в зверинце).

    Посмотрите,
    какая была раньше жестокость со стороны человека по отношению к животным.

    — В чем
    выражалась эта жестокость людей в данном произведении? (Кошки, собаки и
    деньги уравниваются. В тексте эти слова соединении союзом «или». Если нет
    денег, то домашних животных, друзей человека, можно отдать на корм диким
    зверям.)

    — Найди в
    тексте слово «ухватил». Прочитай предложение полностью.

    Подберите
    синоним к слову «ухватил».

    — Почему именно
    это слово употребил автор, какой оттенок значения важен для него? (Ухватил
    – значит, действовал необдуманно, случайно ухватил то, что подвернулось под
    руку.)

    -Прочитайте, как
    лев повел себя
     ? (Подошел к ней, понюхал, посмотрел с
    любопытством, тронул ее лапой…)

    -Почему же он
    не растерзал ее, а заинтересовался ею? Что его удивило ?

    Найди и
    прочитай это место.

    (Собачка умным
    взглядом словно попросила его не есть ее. Была очень добрая, игривая и ласковая,
    стала приветливо махать хвостиком.)

    -Найди и
    прочитай в тексте как автор называет собачку? (собачка, собачонка,
    лапки, хвостик и другие добрые слова) .

    — Почему? (он
    любит ее, потому что маленькая, добрая и беззащитная)

    — Вспомним,
    какое животное лев? (Хищник, царь зверей, крупное животное, могучее рычание)

    -По какому
    действию из текста мы видим, что он хищник? Найди в тексте и прочитай.

    ( .. оторвал
    кусок мяса и поделился с ней)

    -Как лев
    относился к собачке? (Она понравилась льву. Лев относился к ней
    ласково, подружился с ней, полюбил ее.)

    — Найди и
    прочитай этот момент в тексте. (С тех пор собачка жила в одной клетке
    со львом, лев не трогал её, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней).

    — Вечером
    собачка положила свою голову льву на лапу. О чём это говорит? (Может
    положиться на него, доверяет ему, он не обидит ее, не предаст).

    -Во что
    переросли чувства собачки и льва? В дружбу.

    Лев и собачка
    прожили вместе в одной клетке целый год.

    Что же
    происходит с собачкой
    ? (Собачка заболела и умерла)

    — Найди и
    прочитай отрывок из текста о том, как лев переживал смерть собачки? (Лев
    перестал есть, а всё нюхал, лизал собачку и трогал её лапой).

    -Какие чувства
    испытывает лев от потери собачки? (безысходность, он не знает, как
    вернуть своего друга)

    -С помощью
    каких слов автор передаёт чувства льва? Зачитай. (он вдруг вспрыгнул,
    ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и
    стал грызть засовы и пол.

    Целый день он
    бился, метался в клетке и ревел, потом лёг подле мёртвой собачки и затих).

    — Почему лев
    стал грызть засовы и пол? (Места себе не находил. Возможно, он понял, что не
    может больше оставаться в клетке, он пытается вырваться на свободу, но не может
    этого сделать).

    — Хозяин
    попытался изменить ситуацию? Как? Найди этот момент в тексте и прочитай. (дал
    новую собачку)


    Почему он убил другую собачку? (не остыла боль утраты, остался верен
    своей подруге)

    -Почему лев не
    принимает новую собачку? (друзей не меняют , был ей предан)

    — С кем
    сравнивает Л.Н. Толстой самого льва и его чувства?

    (изобразил
    льва, как человека, показал, как он переживает горе, утрату.)

    -Прочитайте про
    себя последние два предложения.

    Скажите, чем
    заканчивается эта история? (Лев был преданным другом, поэтому, потрясённый
    гибелью собачки, умер, пережил её несколько дней).

    -Какой конец в
    этой истории? (печальный)

    Эта история
    настоящая трагедия. А трагедии ребята – это … (дети высказывают свое
    мнение).

    — Скажите,
    ребята, а кого вам сейчас жалко? Почему?


    Скажите, пожалуйста, так могут совершенно разные животные, по размеру, образу
    жизни, характеру, испытывать глубокие и сильные чувства к друг к другу? (варианты
    ответов детей)

    Эта история,
    доказывает нам то, что животные также как и люди, имеют сердце, они все
    понимают, чувствуют происходящее, переживают, они могут быть внимательными и
    заботливыми друг к другу. Очень часто они оказываются мудрее, чувствительнее,
    добрее и преданнее нас.

    V. Итог урока:
    рефлексия.

    — Ребята,
    понравился ли вам сегодняшний урок?

    — Чем особенно
    вам запомнился этот рассказ? Что особо поразило вас?

    — Так о чем же
    этот рассказ? (О преданности и любви животных друг к другу)

    — С каким
    чувством вы уходите с урока?

    Задание на дом: стр.160-162
    – пересказ (от лица льва).

    Перед
    окончанием урока мне хочется подвести итог урока:

    Все произведения
    Л.Н. Толстого ненавязчиво нас поучают, дают новые знания, знакомят с чужим
    жизненным опытом, учат добру и справедливости.

    На примере
    рассказа Лев и собачка, хочется сделать вывод о том, что люди распоряжаются
    животными их судьбами как хотят. И поведение льва – урок людям. Урок доброты,
    верности, преданности.

    Спасибо, что вы
    были очень чуткими сегодня на уроке и смогли понять глубокий смысл этого
    литературного произведения.

    «Снежинки» Закружились, завертелись Покружиться на месте. Белые
    снежинки. Вверх взлетели белой стаей Поднять руки. Легкие
    пушинки. Покружиться на носках. Чуть затихла злая вьюга
     Опустить руки, встать прямо. Улеглись повсюду. Присесть,
    руки к полу.
     Заблистали, словно жемчуг, Встать, руки
    вперёд.
     Все дивятся чуду. Развести руки в стороны.

    Советник президента РФ Владимира Путина, праправнук Льва Толстого о том, что является залогом успешной карьеры

    В Казани на презентации виртуального тура КФУ по толстовским местам побывал праправнук великого русского писателя, советник президента РФ по вопросам культуры, президент международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, писатель-эссеист Владимир Толстой. Руководитель АНО «Бала-Сити» Альбина Насырова встретилась с ним, чтобы обсудить с экспертом темы воспитания и образования.

    «Потомки Льва Толстого стесняются быть писателями»

     Владимир Ильич, в каждом поколении в семье Толстых есть литераторы, журналисты — эта страсть к слову, похоже, передается генетически?

    — Мне кажется, наоборот, Толстые стесняются быть писателями, поэтому часто выбирают смежные профессии. К слову тянет, но после Льва Толстого писать и подписываться этим именем довольно ответственно, многие не рискуют это делать, хотя в роду много литературно одаренных людей, почти все его дети оставили прекрасные воспоминания об отце, Ясной Поляне. Но среди нас были и агрономы, учителя, фотографы, художники.

    — Знаю, что потомки писателя живут по всему миру.

    — Много Толстых сейчас живет в Швеции, во Франции, в Италии, США, есть ветви в Уругвае, Бразилии. Каждые два года более 100 потомков собираются в Ясной Поляне. И эти встречи, кстати, побудили многих из правнуков Толстого, выросших уже за рубежом, изучать русский как язык своих предков.

     В биографии Льва Толстого поражает, что он был полиглотом, владел 13 языками. В том числе татарским?

    — Да, как и греческим, арабским, не говоря об обязательных для детей из аристократических семей английском, французском, немецком. Лев Николаевич очень интересовался мировыми религиями, и, чтобы их постичь, пытался в оригинале находить тексты, которые бы объясняли смысл верований. Он вообще был жаден до знаний, занимался постоянно самообразованием. Ни один университет не даст всей полноты знаний, нужна пытливость, главное в процессе обучения — не напичкать чью-то голову знаниями, а пробудить интерес к изучению мира. У Толстого этого было в полной мере.

    «Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе.  Достаточно один раз дать понять ребенку, что это обещает грандиозные открытия»«Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия»

    «Так просто получить удовольствие, взяв с полки хорошую книгу»

     Боль учителей, родителей  современные школьники мало читают, даже по программе слушают сокращенные аудиоварианты произведений, выбирают видеоконтент. Как вдохновить детей, чтобы читали классику?

    — Я просто сочувствую современным детям, потому что они лишают себя колоссального счастья. Чтение настоящей литературы — это возможность создания собственных миров. Вместе с автором, который снабжает тебя характерами, ситуациями, можно построить любой спектакль, сериал внутри своей головы. Ты уже не пассивный потребитель контента — ты творец! Людям, которые познали это счастье, так просто получить удовольствие, всего лишь взяв с полки хорошую книгу. Это недорого стоит, не требует внешнего антуража, особых условий. Можно совершить путешествие в Африку, а можно — вглубь души героев, вместе искать и находить ответы на волнующие вопросы. Учителям и родителям могу посоветовать вспомнить, что именно их в свое время среди книг зацепило, и попытаться аккуратно «поймать» современное поколение на этот крючок. Но это, безусловно, требует труда. Можно прочитать ребенку «Маленького принца» так, что его заворожит, и он захочет читать и искать дальше. Немало прекрасных произведений есть у Толстого, Тургенева, Пушкина, в мировой детской литературе. Достаточно один раз дать понять ребенку, что чтение обещает грандиозные открытия. Дети ведь любят квесты, прятки, но выбирают легкий путь — сесть поиграть в видеоигру. Но после нее ничего не остается. Люди вообще сегодня мало общаются в реальности, ищут близости в виртуальном пространстве. А в момент чтения возникает именно общение с литературным персонажем, ты можешь проецировать свои эмоции. Наташа Ростова становится девушкой, в которую ты можешь влюбиться, Андрей Болконский — человеком, на которого хочется быть похожим. По-моему, это здорово!

     Главное, найти подходящий момент, дать в руки правильную книгу?

    — Да, потому что, когда на уроках именно заставляют что-то читать, ребенку становится скучно. Есть еще такой момент. К сожалению, сейчас в школе почти не пишут изложений, сочинений. Для меня, человека старого поколения, написать 8–10 страниц мыслей по поводу — нормально. А для современного школьника ужасная мука в 10-м классе написать сочинение в 300 слов. Неужели мы так деградировали? Люди хотят быть политиками, блогерами, но не могут связать трех слов. Я убежден — если стремишься к карьере, нужно уметь говорить, излагать мысли. А для этого нужно читать, пересказывать, выражать свое отношение. Это навыки, без которых невозможно быть современным думающим человеком.

    «Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе»«Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе»

    «Если хотим воспитывать думающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия»

     Мы с коллегами обсуждаем — может, современным детям уже не так интересны герои прошлого, надо включать в программу современных писателей? У вас есть литературная премия «Ясная Поляна» — значит, вы хорошо знаете творчество российских авторов нашего времени? 

    — Да, я читаю их всех. И скажу, что лучшие из современных писателей не проще, чем классическая литература. Попробуйте прочесть «Лавра» Водолазкина. Это точно не легче, чем «Евгений Онегин» или «Хаджи-Мурат». Конечно, язык трансформируется во времени, какие-то тексты Тургенева, Тютчева надо адаптировать, объяснять отдельные слова, потому что многие явления ушли из обихода. Но глубокая, серьезная проза во все времена требует интеллектуального усилия, труда. Почему-то сегодня боятся, что дети перетрудятся. Литература — это своего рода погружение. Как при овладении иностранным языком мы учим значения слов, так и в большой литературе, чтобы проникнуть и постичь смысл книги, мы должны сформировать какой-то понятийный аппарат. Сделать вход в литературу через более доступные тексты — ложная попытка. Мы словно заранее полагаем, что наши дети неспособны на большее. Если же мы хотим воспитывать думающих, оценивающих, креативных людей, нужно побуждать их прилагать усилия, и в литературе — тоже.

     Есть ли какие-то секреты воспитания детей в вашей семье, в роду Толстых?

    — Надо личным примером воспитывать, это единственный рецепт. Хочешь, чтобы дети, внуки были достойными, — сам веди себя достойно. Если твои поступки не соответствуют высоким словам, которые ты говоришь, это прямой путь к тому, что дети не будут верить тебе, и считать, что все вокруг ложь и можно поступать как угодно.

  • Слушать рассказы игоря маменко
  • Слушать рассказы для детей смешные до слез
  • Слушать рассказы для детей 7 10 смешные интересно про школу
  • Слушать рассказы для детей 7 лет смешные бесплатно
  • Слушать рассказы для детей носова бесплатно