Слушать рассказ тихое утро

Боу ур столичный лицей конспект урока по литературе взаимоотношения детей в рассказе ю. казакова тихое утро. автор: учитель русского языка

БОУ
 УР  «СТОЛИЧНЫЙ  ЛИЦЕЙ»

Конспект
урока по литературе

«Взаимоотношения детей в рассказе
Ю. Казакова «Тихое утро».

Автор:

учитель русского языка и
литературы

Луппова Надежда Сахибетдиновна

image001

Ижевск 2021 год

Конспект урока по литературе в 7 классе (по
учебнику В. Я. Коровиной)

«Взаимоотношения детей в рассказе
Ю. Казакова «Тихое утро».

Цели и задачи:

                    — Проследить за мыслями, чувствами
и поступками главных  героев;

                    —  учить краткому,
художественному, выборочному пересказу;

                    — обучать умению отбирать
и систематизировать материал из текста для работы над   

                      темой;

              —  развивать
навыки выразительного чтения.

              — Воспитывать
чувство взаимопомощи, доброты, справедливости.

              — Повторить
литературоведческие термины.              

              — Учить
работать с планом по тексту.

 Словарная работа:  ирония, антитеза.

Формы работы учащихся: фронтальная,
парная,  индивидуальная.

Оборудование: компьютер,
проектор, учебник, 7 класс (В. Я. Коровина и др.),  портрет

Ю. Казакова,  ватман,
цветная бумага, клей.

Планируемые результаты

1.Предметные


уметь воспринимать и анализировать художественный текст


уметь строить устные высказывания


уметь выражать своё отношение к прочитанному


владеть различными видами пересказа


знать
литературоведческие
термины

2.Метапредметные


отрабатывать умение анализа текста


осуществлять  контроль своей деятельности в процессе достижения результатов


умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логические
рассуждения

Регулятивные:


выдвигать версии;


анализировать собственную работу;


оценивать уровень владения учебными действиями.

Коммуникативные:


уметь сотрудничать в коллективе;


формулировать собственное мнение;


обосновывать свою точку зрения.

3.Личностные


организовать деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений


показать нравственные проблемы, поднятые в рассказе

Метапредметные связи:


создать условия для усвоения темы


создать ситуации успеха


развивать навыки самоконтроля

Ход урока:

1.    
Подготовка к восприятию.

На
экране портрет Ю. Казакова.

Казакову
достались от природы и родителей – простых русских людей – завидное здоровье,
силушка …; высокий рост, косая сажень в плечах, поместительный мощный череп … и
главное – лоб, покатый, занимающий чуть не половину лица; светлые, удивительно
мягкие по выражению, какие-то беззащитные (всегда защищенные очками) глаза,» — 
так описывал

Г.
Горышин  Ю. П. Казакова в статье, посвященной жизни и творчеству писателя.

«Поместительный
череп», «лоб», «удивительно мягкие по выражению глаза» — всё говорит об
удивительном уме, житейской мудрости писателя.

Трудно
не согласиться с этим описанием, посмотрев на портрет прозаика.

Казаков 
в большинстве своих произведений предстает перед читателем как писатель,
которого волнуют проблемы смысла жизни и счастья, нравственной чистоты и
морального уродства.

Какими
же качествами нужно обладать, чтобы называться Человеком? Как нужно жить? Что
лежит в основе человеческого поведения? Все эти вопросы возникают в сознании.
Когда читаешь рассказ «Тихое утро».

2.Проверка Д/З


Вспомните содержание рассказа. 1-ый вариант дома должен был подготовить краткий
пересказ по плану, второй – краткую биографию Ю. Казакова.

1.    
Сообщение темы и
целей


Сегодня на уроке мы проследим за мыслями, чувствами героев, будем отбирать и
систематизировать материал для нашей темы, займемся визуализацией текста.

2.    
Запись Д/З в
дневники
   

Подготовьте
материал к сочинению на тему «Можно ли Яшку назвать героем, а его поведение
героическим?»                          

 3.Анализ рассказа. Беседа по вопросам

1)     
Коротко расскажите о главных героях. Кто такой
Яшка, Володя?

Автор
показывает нам столкновение двух различных субкультур: деревенской и городской
культуры, у которых очень мало точек соприкосновения. Но оба мальчика готовятся
к контакту.

     2) Как Яшка
готовится к контакту? — Какие черты его характера здесь проявляются?

(Я. – «жаворонок», волевой («переборол себя»)

3)     
Почему прелесть утра  для Яшки была отравлена? Что
его разозлило?

Найдите
и зачитайте слова, передающие раздражительное состояние героя.


Прочитайте отрывок, как отреагировал Яша на такое пробуждение Володи.


Дополните записи в тетради.

(Я.- язвительный, грубый, импульсивный)

В) Сообщение нового материала.

 Язвительные выражения в литературе называются
ИРОНИЕЙ

На доску креплю      Ирония =
осмеяние, насмешка

 4) Как ведет себя
Володя в ответ на Яшину язвительность? Какие качества характера здесь
проявляются?

(В. – скромный, сдержанный)

    5) Чему
завидует и чем восхищается Володя, глядя на Яшку?

    6) Как и когда
начинается сближение между мальчиками? (работа в парах, найти аргументы).

    7) Чем
отличается поведение Яшки по дороге к реке от поведения Володи?

    8) Найдите
описание омута, какое настроение оно создает?

    9) Что
произошло у омута?

    10) Какие
чувства испытывал Яшка, понимая, что Володи нет?

    11) Найдите
описание утра.

    Яркое солнце, мирная
картина  — и «небывалое»: гибель человека.

Такой прием в
художественной литературе называется антитезой.

В) Сообщение нового материала.

На доску креплю.      Антитеза – противопоставление.         

 12) Любовь
истинная.

Почему Яшка плачет
так горько и безутешно? Можно ли сказать, что слезы свидетельствуют о слабости
характера? ( Яшка еще всерьез не встречался с жизнью, с ее суровостью,
непредсказуемостью, он испытал чувство страха за жизнь Володи, он ужасался
мысли, что Володя мог утонуть, жалел его) Это трагическое событие потрясло
Яшку, оставило след у обоих мальчиков.


В этой драматической ситуации Володя становится случайной жертвой, а Яша,
подчиняясь природному инстинкту самосохранения, сначала бежит с места
происшествия.  Только лишь страх владеет мальчиком в эти минуты. Но другое
безотчетное чувство заставляет его вернуться к гибельному месту. Что это за
чувство?

(Стыд за то, что ударил в воде Володю, взаимопомощь, взаимовыручка)

13)
Можно ли назвать поступок Яшки героическим? Почему? (работа в парах)

4.Визуализация текста (работа в парах)

 

 5. Чтение визуализированного текста

6. Беседа по вопросам

1)
Почему писатель ничего не выгодного для своих героев не утаивает от читателя?

— Теперь смело можно сказать, что,  несмотря на все различия мальчиков,
оба они добры, сердечны, готовы помочь друг другу. Взаимовыручка, которую
проявляет Яша, меняет наше отношение к этому герою. Это мерило нравственности
человека.

2)
Актуальны ли сегодня вопросы, поднятые писателем в рассказе?

7. О том, какими мы все должны стремиться быть,
в стихотворении «Наказ дочери» пишет Юлия Друнина. 

Без
ошибок не прожить на свете,

Коль
весь век не прозябать в тиши.

Только
б, дочка, шли ошибки эти

Не
от бедности – от щедрости души.

Не
беда, что тянешься ко многому:

Плохо,
коль не тянет ни к чему.

Не
всегда на верную дорогу мы

Сразу
пробиваемся сквозь тьму.

Но
когда пробьешься – не сворачивай –

И
на помощь маму не зови…

Я
хочу, чтоб чистой и удачливой

Ты
была в работе и в любви.

Если
горько вдруг обманет кто-то,

Будет
трудно, но переживешь.

Хуже,
коль полюбишь по расчету

И
на сердце приголубишь ложь.

Ты
не будь жестокой с виноватыми,

А
сама виновна – повинись.

Всё
же люди, а не автоматы мы,

Всё
же непростая штука – жизнь…

-Этим
стихотворением хочется закончить наш разговор о нравственности. И если каждый
из нас будет стараться помогать другому в трудной ситуации, то жизнь станет
лучше, а мы все чуть-чуть добрее и милосерднее.

  Самоанализ работы на уроке

Вы должны
проанализировать свою работу на уроке   и на нарисованное дерево наклеить
соответствующего цвета листок (на столах листок красного цвета, на
котором написано: «Я доволен своей работой». Листок зеленого цвета: « Я работал
хорошо, но мог бы еще лучше». Листок желтого цвета: «Я работал недостаточно
хорошо, но все понял на уроке».)

image005

Хороши, чисты русские снежные зимы. Глубокие сверкают на солнце сугробы. Скрылись подо льдом большие и малые реки. В морозное тихое утро над крышами деревенских домов столбами поднимается в небо дым. Под снежной шубой, набирая силу, отдыхает земля.

Тихи и светлы зимние ночи. Обливая снега тонким светом, сияет луна. В лунном свете мерцают поля, вершины деревьев. Хорошо видна накатанная зимняя дорога. Темны тени в лесу. Крепок зимний ночной мороз, потрескивают в лесу стволы деревьев. Высокие звезды рассыпаны по небу. Ярко светит Большая Медведица с ясной Полярной звездою, указывающей на север. От края до края протянулся по небу Млечный Путь, загадочная небесная дорога. В Млечном Пути распростер свои крылья Лебедь — большое созвездие.

Что-то фантастическое, сказочное есть в лунной зимней ночи. Вспоминаются пушкинские стихи, гоголевские рассказы, Толстой, Бунин. Кому приходилось ездить лунной ночью по зимним проселочным дорогам, наверное, вспомнит свои впечатления.

А как хороши зимний рассвет, утренняя заря, когда покрытые снегом поля, пригорки освещают золотые лучи восходящего солнца и заблестит, засверкает ослепительная белизна! Необыкновенны русская зима, яркие зимние дни, лунные светлые ночи!

Некогда бродили по снежным полям и дорогам голодные волки; пробегали, оставляя на снегу тонкие цепочки следов, лисицы, разыскивая спрятавшихся под снегом мышей. Даже днем можно было увидеть в поле мышкующую лисицу. Неся над снегом пушистый хвост, пробегала она по полям и перелескам, острым слухом чуяла спрятавшихся под снегом мышей.

Чудесны зимние солнечные дни. Раздолье лыжникам, бегущим на легких лыжах по скользкому снегу. Я не любил проторенных лыжниками лыжней. Возле такой лыжни, где цепочкой бежит человек за человеком, трудно увидеть зверя или лесную птицу. На лыжах я один уходил в лес. Лыжи ходко, почти неслышно скользят по нетронутому снегу. В высокое небо возносят сосны свои кудрявые побелевшие вершины. На зеленых колючих ветвях развесистых елей лежит белый снег. Под тяжестью инея в дугу согнулись молодые высокие березки. Темные муравьиные кучи покрыты снегом. В них зимуют черные муравьи.

Полон жизни зимний, казалось бы, мертвый лес. Вот простучал на сухом дереве дятел. Неся в клюве шишку, пестрым платочком перелетел на другое место — к своей «кузнице», устроенной в развилине старого пня, ловко вправил шишку в свой верстак и стал долбить клювом. Во все стороны полетели смолистые чешуйки. Вокруг пня валяется много расклеванных шишек. С дерева на дерево перепрыгнула шустрая белочка. Большая белая снежная шапка упала с дерева, рассыпалась снежной пылью.

На краю леса можно увидеть сидящих на березах черных тетеревов. Зимою они кормятся почками берез. Бродя по снегу, собирают черные ягоды можжевельника. Крестообразными следами тетеревиных лап исписана между кустами поверхность снега. В студеные зимние дни тетерева, падая с берез, зарываются в снег, в глубокие лунки. Счастливому лыжнику иногда удается поднять спрятавшихся в снежных лунках тетеревов. Один за другим в алмазной снежной пыли вылетают птицы из глубокого снега. Остановишься, любуясь дивным зрелищем.

Много чудес можно увидеть в зимнем спящем лесу. С шумом пролетит рябчик или поднимется тяжелый глухарь. Всю зиму глухари кормятся на молодых соснах жесткой хвоей. Возятся под снегом лесные мыши. Спят под корнями деревьев ежи. Бегают по деревьям, гоняясь за белками, злые куницы. Стайка красногрудых веселых клестов, роняя снежную навись, с приятным свистом расселась на покрытых смолистыми шишками ветвях ели. Стоишь и любуешься, как быстро и ловко теребят они тяжелые шишки, добывая из них семена. От дерева к дереву тянется легкий следок белки. Цепляясь по сучьям, сверху сорвалась, упала к ногам обглоданная шишка. Подняв голову, вижу, как закачалась, освободившись от тяжести, ветка, как перемахнула, затаилась в густой вершине проворная лесная проказница. Где-то в дремучем лесу спят в своих берлогах почти непробудным сном медведи. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Бродят в осиннике рогатые лоси.

Затейливой грамотой звериных и птичьих следов исписана поверхность глубоких сугробов. Ночью здесь пробегал жировавший в осиннике заяц-беляк, оставил на снегу круглые орешки помета. Зайцы-русаки ночами бегают по полям, откапывают хлебную озимь, оставляют на снегу путаные следы. Нет-нет присядет на задние лапы, подняв уши, слушает далекий лай собак.

Под утро зайцы скрываются в лесу. Они сдваивают и страивают свои следы, делают длинные смётки, ложатся где-нибудь под кустом или еловой ветвью, головой к своему следу. Трудно увидеть залегшего в снегу зайца: он первый замечает человека и быстро убегает.

Возле деревень и старинных парков видишь раздувшихся краснозобых снегирей, а у самых домов попискивают шустрые смелые синички. Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки или в сени домов. Я приручал залетавших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нем обживались.

С дерева на дерево перелетают оставшиеся зимовать вороны. Бабьими голосами перекликаются сероголовые галки. Вот под самое окно прилетел, уселся на дереве поползень, удивительная птица, умеющая ползать по стволу вниз головой. Иногда поползень подобно синицам залетает в открытую форточку. Если не шевелиться, не пугать его, он влетит на кухню, будет подбирать хлебные крошки. Птицам голодно зимою. Они добывают корм в щелях древесной коры. Снегири питаются семенами зазимовавших над снегом растений, ягодами шиповника, держатся возле хлебных сараев.

Кажется, подо льдом застыла, спит река. Но на льду у лунок сидят рыболовы. Им не страшны мороз, холодный, пронизывающий ветер. У заядлых рыболовов стынут от холода руки, но на крючок попадаются мелкие окуни. Зимою мечут икру налимы. Они охотятся на задремавших рыбок. Искусные рыболовы ловят зимою налимов в расставленные верши и норота, еловыми ветвями загораживают реку. Ловят налимов зимой и на крючки, на приманку. В Новгородской области я знал старого рыболова, приносившего мне каждый день живых налимов. Вкусна налимья уха и печенка. Но мало, к сожалению, осталось в загрязненных реках налимов, любящих чистую воду.

А как хороши зимою покрытые льдом и снегом лесные озерки, застывшие малые реки, в которых продолжается невидимая глазу жизнь! Хороши зимою осиновые деревья с тончайшим кружевом своих голых ветвей на фоне темного елового леса. Кое-где краснеют в лесу на рябине зазимовавшие ягоды, висят яркие гроздья калины.

Данное сообщение (материал) было создано и (или) распространено иностранным СМИ, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента.

Недавно норвежцы попросили выступить на конференции и рассказать им об иноагентах. Через zoom. Смотрю фотографии с конференции: Мария Захарова приехала: ладно, – думаю, – сейчас все выскажу, сейчас объясню ей, что такого закона быть не должно в природе, что это ненормально, античеловечно и что-то там ещё, – заставлять человека писать капслоком ДАННОЕ СООБЩЕНИЕ (МАТЕРИАЛ) СОЗДАНО И (ИЛИ) РАСПРОСТРАНЕНО ИНОСТРАННЫМ СРЕДСТВОМ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА, И (ИЛИ) РОССИЙСКИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ЛИЦОМ, ВЫПОЛНЯЮЩИМ ФУНКЦИИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА.

В кои-то веки подготовился, написал речь:

«Я, по идее, должен иллюстрировать весь ужас иноагентского положения. Иначе Мария Владимировна скажет: нормально все у этих иноагентов, видите. Положа руку на сердце, так и есть: все нормально, – вопрос только в том, что считать нормой? Сейчас объясню. Вот, например, на митинги, на акции протеста, на прогулку я всегда беру с собой книгу и наивно думаю, что если меня арестуют, мне будет чем заняться. То есть я как минимум лет 6-7 своей деятельности журналистской готовлюсь к задержанию, оглядываюсь по сторонам, когда захожу в подъезд, меняю и без того сложные пароли в телефоне, сношу на всякий случай все приложения, когда меня задерживают, например, 31 декабря за съемку рядом с колонией под Петрозаводском, ну и так далее.

Или другой пример: приехал я недавно из Армении, только с ретрита (духовные практики – СР), где научили нас вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать, вдыхать и выдыхать – в тот же день, то есть в день приезда, звонят коллеги, спрашивают: что там у тебя с административным протоколом? А я знать не знаю ни о каком административном протоколе, а они: ну административный протокол на тебя завели за то, что ты сменил аватарку в фесбуке, вот даже бумага есть, смотри. Я смотрю, бегу на почту за письмом, к счастью, письмо из налоговой, но дыхание уже сбилось, сердце стучит, коллеги снова пишут под ночь: так и что там у тебя с административным протоколом. Я говорю: не было административного протокола. Они говорят: понятно. и на утро пишут: на Маркелова завели административный протокол за то, что он сменил аватарку в фейсбуке. Обычный день.

Да, есть плюсы, несомненно – стали звать в эфир как местные, так и федеральные телеканалы. Прямыми эфирами я тоже не брезгую. Говорю там журналистам: представьте себе, вот объясняю я, объясняю про иноагентство, люди слушают меня, слушают, и вворачивают в конце: а ты деньги-то брал из заграницы. Представляете, – говорю им. Журналисты слушают меня, слушают, и такие: да, кошмар… так а ты деньги-то брал из заграницы? и тень сомнения вырисовывается на лице, мол: лох, че – dura lex, sed lex. Ведь В.В. Путин, отвечая на вопрос Дмитрия Андреевича Муратова, объяснил, что иноагент если занимается политической деятельностью, то его деньги должны быть окрашены, но…

Вот я сейчас сижу в машине (а когда я сочинял этот текст, то действительно сидел в машине), у меня за окном столб (у меня тогда, действительно, был за окном столб), на столбе наклейка с надписью: УБЕРЕМ ДЕРЬМО 19 СЕНТЯБРЯ. Денис Базанков. Денис Базанков – журналист. Это – политическая деятельность (я думал, что во время эфира эффектно поверну камеру в окно и скажу: вот это – политическая деятельность). Где моя политическая деятельность? Где огромные гонорары за нее?

Если бы каждый понедельник на планерке я получал задание от заграничных медиа: Сергей, понедельник уже, хватить лениться, давай, доедай Доширак и ступай раскачивать лодку, и ступал бы я, и раскачивал бы лодку, а в конце года вселялся, например, в самую дорогую квартиру самого дорогого дома в самом дорогом жилом комплексе Петрозаводска «Аквамарин», в котором одна из квартир, например, числится за супругой бывшего главы Карелии, или достраивал бы коттедж в коттеджном городке, один из коттеджей в котором записан на родственника… да был бы я хоть Корейко или даже Зицпредседатель Фунт, можно было бы как-то ещё оправдать эту дикость, но я слишком ленивый для этого (я даже сочинил шутку о том, что я настолько ленив, что недавно выступал на конференции и даже тезисы к выступлению поленился дописать, не говоря о самом выступлении).

Спросите одного редактора, спросите другого редактора, спросите любого редактора, с которыми я работал: как это, работать со мной. И любой редактор ответит: он то от темы откажется, потому что конфликт интересов или неохота, то в ответ на просьбу редактора что-то исправить скажет: нет, я художник, я так вижу, и ничего не исправит, а ещё он дедлайны пропускает годами. Можно ли такому человеку доверить столь ответственную деятельность по дестабилизации политической обстановки в стране? И как сказал мне недавно один лауреат одной престижной премии: ладно бы были гонорары.

Написал я все это и многое другое, норвежцы, наконец, подключили меня к зуму. Вижу, на том конце сидят сонные скандинавы, готовятся слушать историю об иноагентах в маленькой аудитории, извиняются за ограниченное время, просят рассказывать побыстрее. В конце спрашивают: чем мы можем помочь. Ни Марии Захаровой, ни Лаврова. Чем тут поможешь.

Сергей Маркелов – журналист (по версии Минюста – иноагент)

Высказанные в рубрике «Мнения» точки зрения могут не совпадать с позицией редакции

О чем рассказ Тургенева – сюжет

В рассказе «Бежин луг» Тургенев ведется рассказывание от третьего лица охотника Ивана Петровича. Время шло уже к позднему вечеру, Иван Петрович заблудился, и случайно наткнулся на Бежин Луг, там он встретил пять обычных мальчиков из деревни. Он слушал, о чем говорят ребята, и для себя определил, что у каждого из них что – то есть.

Мальчик Костя, обратил на себя внимание охотника, он был грустный, и погруженный в свои мысли, глаза были черные, и блестели. Лицо у него худощавое, а сам он среднего роста. Он очень мнительный, верит, что русалки и водяные существуют, об этом он рассказал своим друзьям.

Костя поскорее хочет вырасти, он произносит в своей речи «братцы мои». Тургенев, называет его боягузом, за боязнь волков. Этот мальчишка добрый, жалостливый, очень бедно одет.

Иван Петрович делает акцент на мальчика Павла, он готовит картошку стоя на коленях. Он был внешне не красивым, можно сказать, что он выглядит невзрачно: большая голова, не расчесанные волосы, очень светлое лицо, несуразное телосложение.

Охотнику он понравился за его смелость, храбрость, и твердость характера. Он без нечего ночью не побоялся волка и никогда этим не гордился. Выделяет же охотник его талант: выглядел этот мальчик здравомыслящий, и прямым, а голос у него очень уверенный и можно услышать силу этого человека.

На вещи, в которых был одет Павел, Тургенев делает акцент в последнюю очередь. Он был одет в обычную рубашку, и портки. Он, из всех ребят ведет себя намного смелее и безмятежный, он очень сообразительный, не глупый, и спокойный. Любит слушать по ту сторонние истории, и вещать их потом своим друзьям.

Самый взрослый из всех ребят, которых встретил охотник, это Федор. Ему уже 14 лет. Федор вырос в деревни в самодостаточной семье. Так как для остальных ребят ночной поход для того, чтобы заработать каких-то денег то для Феди просто развлечение. И вещи у него совсем не такие как у товарищей.

Рубашка ситцевая с каемкой на нем, сапоги его личные, у него даже была расческа, которая была редкостью у остальных ребят. У этого парня красивое телосложение, у него симпатичные черты лица, светлые вьющиеся волосы. У него на лице всегда улыбка. Он своим товарищам демонстрировал всегда свое преобладание.

Во время диалогов с ребятами он ведет себя очень по-деловому, по важному будто бы разрешает своим товарищам высказывать свои мнения, и рассказывать истории. Он их очень сосредоточенно слушает, но не подает виду, и показывает, что им не верит.

Наверное, он получил в домашних условиях какое-то образование. Поэтому если его товарищи сидят все наивные, то ему эта черта характера не приемлема.

Сочинение 2

Бежин луг – это произведение, рассказывающее об охотнике, заблудившемся в лесу после охоты на тетерева. Позже этот охотник вышел на поляну, где сидели мальчишки и жгли костер. Он попросился на ночлег, и они приняли его. Ребята варили картошку в котелке и делились разными мистическими рассказами, которые они слышали от местных жителей и родственников.

Мальчишка по имени Костя является одним из главных персонажей рассказа. Он – обычный крестьянский мальчик в возрасте около 10 лет. У него худенькое личико с острым подбородком, веснушками и большими темными глазами. Эти глаза и выделяли Костю среди остальных ребят. Мальчик смотрел вокруг печально и задумчиво. Казалось, что глаза Кости хотели что-что рассказать, но мальчик видимо не мог подобрать правильных слов для того, чтобы выразить свои эмоции. Костя все время о чем-то размышлял. Глаза мальчика блестели в полумраке ночи и становились еще шире, когда он слышал о чем-то мистическом.

Костя был небольшого роста, худенький. Одет был, как и остальные ребята просто и бедно. Мальчик выглядел болезненным и слабым. На детском лице Кости отражалась сильная усталость, а говорил он тонким тихим голосом.

Мальчишка с замиранием сердца слушал рассказы других мальчишек о приведениях и местных утопленниках. Костя был суеверным и пугливым мальчиком. Приведений он боялся намного больше, чем хищных волков. Костя пугался при каждом упоминании «нечистой силы» или покойников. Он тщательно прислушивался к каждому шороху ночного леса. Мальчик вздрагивал от различных сторонних звуков. Однако это не мешало Косте любить природную красоту.

В отличие от других ребят, Костя выразительно расписывал красоту природы. Его рассказы получались особенными, не похожими на истории остальных ребят. Костя замечал в природе такие вещи, на которые любой другой не обратил бы свое внимание. Охотник внимательно наблюдал за мальчиком. Задумчивый взгляд Кости наводил охотника на разные мысли. Костя вызывал у него неподдельный интерес.

В своем юном возрасте Костя понимал, как тяжело живется его родителям, поэтому хотел хоть как-то помочь им. Мальчик занимался тяжелой для ребенка работой, он стерег лошадей по ночам вместе с другими крестьянскими детьми. В силу своего возраста Косте доверяют лишь такую работу, но он гордится тем, что помогает своей семье.

Рассказ «Бежин луг» помогает увидеть, что, несмотря на тяжелую крестьянскую жизнь, крестьянские дети остаются детьми со своими фантазиями, играми, детскими разговорами. В столь юном возрасте ребята знакомы с трудом и усталостью, которые развивают в них ответственность, трудолюбие, заботу о близких.

Краткая характеристика персонажей

Главные герои:

  • Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.
  • Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.
  • Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои:

  • Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.
  • Костя – мальчик 10-ти лет.
  • Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

Вариант 5

Автор произведения Тургенев всегда хотел показать читателю, что происходит вокруг него. Он своими героями из произведения всегда хотел наставить читателя на верный путь, он хотел, чтобы читатель подумал о своей жизни и возможных переменах. Так же Тургенев хотел, чтобы люди поглядели на мир вокруг, ведь в нашем мире всего столько прекрасного, а мы этого не замечаем.

Автор нам показывает в Косте нотки печали. Ведь автор его описывает как печальным мальчиком, у которого всегда был грустный взгляд. У Кости были большие глаза, они всё время были чем-то взволнованы. Костя был трусливым. Когда вечером среди мальчишек рассказывали страшные истории, Костя пугался, и у него становились большие глаза. Кости всегда не хватала смелости. Он не мог перебороть свои страхи, и он всегда волновался.

Кости было 10 лет. Его телосложение было худым, так же он был не сильно высокого роста. У него было так же как и тело худое лицо, которое было всё в веснушках. Так же у Кости был тонкий голос. У него были интересные губы, они были очень узкие.

Костя очень интересуется мистикой, хотя сам очень боится. С ребятами они активно обсуждают всегда что-то мистическое, и Кости хоть и страшно, но он всегда поддержит любой разговор с ребятами. Самый страшный страх для Кости, это увидеть приведение. Так же Костя в отличии от ребят верит в приметы. Он верил в русалок. Он пытается все время что-то расслышать в темноте, и пугается он малейшего шороха или звука. Ему так же нравятся цапли, ведь они беззаботные птицы, которые улетают на юг, чтобы уйти от морозов, Костя хотел бы улететь вместе с ними, на юга.

Костя всегда был одет бедно, ободрано. Но в прочем из компании всех 5 ребят он не выглядел хуже всех по одежде. Костя зарабатывал тем, что охранял коней, чтобы их не угнали. Костя всегда хотел держаться на ровне во всем, не отставать от других ребят, и даже старался быть в чём-то лучше них. Все страшные истории, которые ему рассказывали ребята, он рассказывал их родителям, а так же другим друзьям. Автор не скрывал, что Костя труслив, он его в прямом смысле называл трусливым и робким. Так же автор показывает весь возраст Кости. Он был ещё маленьким, по характеру и по поведению.

Развернутая характеристика героев

Основными персонажами произведения являются пятеро деревенских мальчиков, пасших на Бежином лугу ночью лошадей и рассказывающих случайному путнику разнообразные истории. Наблюдая за пацанами, охотник выделяет природную даровитость и яркость мальчишек, которые по характеру и социальному положению весьма разные.

Федя – красивый подросток с утонченными чертами лица, выросший в богатой крестьянской семье, самый взрослый из ребят. Он оказался на лугу, чтобы развлечься, поскольку у него нет необходимости зарабатывать себе на жизнь.

Федя хорошо одет, имеет новые кожаные сапоги. Общается Федя с остальными мальчиками несколько надменно, важно, немного свысока, подражая своему отцу, привыкшему руководить работниками. Ему нравятся рассказы товарищей, и он немногословно, но точно дает свои комментарии к рассказанным историям.

Илюша – горбоносый мальчишка двенадцати лет со светлыми волосами, непримечательной и слегка болезненной внешности, при этом увлеченно и умело рассказывающий истории, которые он знает в большом количестве.

Ребенок растет в обеспеченной семье и поэтому носит хорошую, добротную одежду, но несмотря на это совместно с братом трудится на бумажной фабрике. Илюша рассказывает друзьям о русалке, о несчастном деревенском мальчике Васе, об утопленнике. Все рассказы Илюши услышаны им от отца, который тоже является отменным рассказчиком.

Павлуша – ровесник Илюши, обладающий сильным, волевым характером, несмотря на бедность его семьи, которая не может позволить ребенку даже лапти. Он больше всех мальчиков нравится охотнику, который наблюдает за ребятами.

Умный Павлуша спокойно утешает мальчишек, если их что-то пугает и его поведение отличается рассудительностью и смелостью. Мальчик не верит в суеверия и пытается убедить ребят в том, что нечистой силы не существует. В финале произведения Павлуша погибает, упав с лошади и разбившись насмерть.

Костя – мальчуган десяти лет маленького роста, лицо которого украшают веснушки и грустные, внимательные черные глаза, имеющие отблеск непонятного света, будто желающие сообщить что-то важное.

Внешность ребенка из-за мелких черт лица напоминает белку. Мальчик живет в бедной семье крестьян и растет слабым болезненным ребенком. По характеру Костя трусоват и очень осторожен, некоторые истории товарищей его страшно пугают.

Самый маленький из ребят Ваня, кудрявый малыш семи лет, тихо и незаметно дремлющий под телогрейкой, не знающий ни одной истории, но привлекающий внимание охотника к себе чистыми детскими размышлениями. Ваня имеет очень тонкий ребячий голосок с оттенками картавости и огромные голубые глаза, светящиеся наивной детской искренностью.

Малыш еще далек от жизненных проблем и только начинает познавать окружающий его мир, поэтому ему не интересны страшилки, рассказанные товарищами, его больше привлекает звездное удивительное небо, на котором рассыпаны в виде пчелок яркие звезды.

Обобщенное описание героев «Бежин луг»

Рассказ «Бежин луг» является частью литературного цикла «Записки охотника». В произведении Иван Тургенев проводит яркий анализ характеристик героев. Помимо этого, автор наполнил повесть чувствами любви к родным краям и природе.

Сюжет завязывается тогда, когда охотник обнаруживает в лесу поляну, на которой вокруг костра расположились деревенские мальчишки. Они не похожи друг на друга: ни чертами характера, ни внешностью. Но все они открыты и непосредственны. Охотник, Иван Петрович, внимательно слушал рассказы ребят, наблюдал за их поведением.

Самым старшим из мальчиков был Федя. На вид ему было около четырнадцати лет, не меньше. Охотник сразу подметил, что он был из состоятельной семьи. Его выдавали не только манеры, но и опрятная одежда. Федор был стройным и симпатичным.

Автор часто упоминает о том, что мальчик всегда улыбался и был «полувеселым». Даже во время бесед проскальзывала его деловитость: он не стеснялся задавать вопросы и демонстративно показывал, что не очень сильно верит в рассказы и «байки» других ребят. Было понятно, что мальчик достаточно образован для своего возраста.

Еще одни мальчиком, которого встретил охотник на лугу, был Павлуша. Ивану Петровичу он пришелся «по душе». Внешне Паша казался неуклюжим. Его взъерошенные темные волосы и бледное лицо никак не выдавали его смелость и решимость.

Его не пугали истории, которые рассказывали ребята. Наоборот, он старался всех успокоить и подбодрить. Лишь в самый последний момент, рассказчик замечает простую одежду Павлуши. Жаль, что произведение заканчивается описание гибели Паши, его погубила врожденная храбрость.

Третий мальчик – Илюша. Его особенностью было то, что он умело рассказывал страшные истории. Внешне он был ничем не примечателен, наоборот, его лицо казалось немного» туповатым и болезненным». Однако это не помешало Илюше рассказать семь «страшилок», которые когда-то приключились с ним и его друзьями.

Описывая десятилетнего Костю, рассказчик ярко описывает его внешность, особенно взгляд. Его задумчивое лицо, покрытое веснушками, прекрасно гармонировало с черными глазами.

Стоит отметить, что многие истории производили на маленького мальчика сильное впечатление. Но было видно, что внутри него имелся некий «стержень», ведь он сам тоже рассказал несколько жутких историй, которые когда-то услышал от отца.

Самым маленьким слушателем «страшилок» был Ваня. Ему было всего семь, или около того, лет. Он не рассказывал истории, он был наблюдателем. Несмотря на юный возраст, в его мыслях было нечто философское: Ваня, молча, любовался и восхищался прекрасным звездным небом.

Тургенев оставляет место для размышлений. «Бежин луг» помогает проникнуться уважением к каждому из мальчишек, невольно задумываясь над дальнейшей судьбой ребят.

Храбрый Павлуша

Павлуша описан Тургеневым как темноволосый мальчик с серыми глазами и бледным рябым лицом. У него широкие скулы, часто неуклюж и в целом его можно назвать неказистым подростком, хотя автор ему симпатизирует больше остальных. Ему примерно 12 лет. У него хорошая память, в нем сочетаются и сила, и ум. Одет всегда скромно: все вещи в заплатках. Семья настолько бедна, что мальчику приходится ходить босыми ногами.

Павлуша очень храбрый, что подтверждается его поступками. Например, когда собаки с громким лаем кинулись в сторону табуна, подросток самым первым побежал вслед за ними. Несмотря на опасность, он проявил хорошую выдержку. Еще в ту ночь Павлуша пошел за водой на реку, когда все остальные испугались водяного.

Также часто в нем чувствуется чрезмерная ответственность, и несмотря на юный возраст, он ведет себя как взрослый мужчина, доказывая это своим поведением. Даже уходит из жизни мальчишка из-за падения с лошади.

Доброе утро!

Марк Цукерберг объявил, что компания Facebook сменила название на Meta, но саму соцсеть при этом решили не переименовывать. В метафейсбуке дела обстоят так:

  • В России зафиксирован новый максимум суточной смертности от COVID-19 с начала пандемии и рекордное число новых случаев за сутки.
  • Покинувший Россию адвокат Иван Павлов объявлен в розыск, информатор Gulagu.net Сергей Савельев заочно арестован.
  • В Москве по уголовному делу о применении насилия к полицейскому задержан еще один участник январской акции в поддержку Навального.
  • В Беларуси заблокирован сайт телеканала «Настоящее Время».

Хроники пандемии

По данным оперативного штаба на утро четверга, суточный прирост новых случаев COVID-19 в России составил 40 096 – это рекордный показатель за все время пандемии. Официальное число инфицированных в стране с начала пандемии – 8 миллионов 393 тысячи; официальное число жертв достигло к утру четверга 235 057 человек (+1159 за сутки). Это очередной исторический максимум. В больницах российских регионов не хватает кислорода.

На этом фоне в Москве проходит роскошная выставка похоронной отрасли, а уставшие от ковидной безысходности россияне массово разлетаются по курортам Турции, Египта и ОАЭ.

Вокруг Навального

  • В Москве по обвинению в применении насилия по отношению к росгвардейцу в ходе акции в поддержку Навального 23 января задержан 20-летний студент Московского автомобильно-дорожного университета. Максимальное наказание по этой статье – пять лет колонии.
  • Здесь адвокат комментирует вынесенный в среду приговор либертарианцу Глебу Марьясову: он получил 10 месяцев колонии за то, что вышел на проезжую часть и махал руками. Кроме того, суд взыскал с Марьясова 2,7 млн рублей по иску «Московского метрополитена» и «Мосгортранса» за ущерб, который он им якобы причинил своим выходом на проезжую часть. (Подобные денежные иски входят в моду и без всякой связи с Навальным: вот история пенсионерки из Новосибирской области, с которой местные чиновники требуют полмиллиона рублей за репост оппозиционных роликов, а вот совсем уж сумасшедший случай взыскания 400 тысяч рублей за ремонт поезда с матери погибшего под колесами этого поезда ребенка.)
  • Священник из Ульяновской области рассказал об увольнении из пресс‑службы епархии за пост в поддержку Навального.
  • Суд продлил арест Юрия Жданова – отца бывшего директора ФБК Ивана Жданова – до 12 января. Жданова-старшего обвиняют в мошенничестве с использованием служебного положения и служебном подлоге, соратники Навального уверены, что это месть его сыну.
  • Государственный Эрмитаж обратился в прокуратуру с заявлением на петербуржца, который повесил свой портрет в Военной галерее 1812 года. Музейщики усматривают в его действиях «публичное оскорбление памяти защитников Отечества». Уголовная ответственность за это самое оскорбление (до пяти лет) была введена Госдумой по следам дела о «клевете Навального на ветерана», но герои войны 1812 года тоже вроде как были защитниками Отечества. Ждем уголовных дел об оскорблении Александра Невского.

Прочее российское

  • Бывший глава «Команды 29» адвокат Иван Павлов, уехавший в Грузию, сообщил, что в России его объявили в розыск.
  • Сергей Савельев, передавший правозащитному проекту Gulagu.net видеозаписи пыток в российских колониях, заочно арестован в России за то, что «осуществил доступ к охраняемой законом компьютерной информации». Савельев находится во Франции, где попросил политического убежища.
  • Роскомнадзор заблокировал сайт издания «Проект» – «за распространение материалов организации, признанной в России нежелательной» («нежелательной» была признана компания-учредитель издания). Блокировка произошла на следующий день после того, как основатель «Проекта» Роман Баданин, находящийся в США, опубликовал в The Washington Post колонку о Светлане Кривоногих – предполагаемой любовнице Путина и матери его третьей дочери – с объяснениями, почему о любовной жизни Путина не только можно, но и нужно писать.
  • Следственный комитет отказался возбуждать уголовное дело по факту работы посторонних лиц в участковой избирательной комиссии №177 в Петербурге – замену настоящих членов УИК на фальшивых сочли «недостатком в работе избирательной комиссии».
  • Руководители российских благотворительных фондов обратились к Путину с просьбой не распространять на них действие закона об «иностранных агентах», потому что их деятельность не может считаться политической. Письмо подписали в том числе Чулпан Хаматова и Константин Хабенский, назначенный накануне новым худруком МХТ.
  • На телеканал «Муз-ТВ» составили протокол о «гей-пропаганде»; телеканал СТС отложил показ шоу «Русский ниндзя» с рэпером Моргенштерном в роли ведущего – ждут, чем закончится инициированная Следственным комитетом проверка критических высказываний Моргенштерна о пышных празднованиях Дня Победы.
  • В Петербурге возбуждено уголовное дело по статье о «повреждении объекта культурного наследия» (до трех лет) в отношении человека, написавшего «Проснись» на стене церкви. Ущерб оценивается в 51 тысячу рублей.

Вокруг Беларуси

Подозреваемый в убийстве бывшего топ-менеджера «Смоленского банка» и членов его семьи покончил с собой в белорусском СИЗО. Андрей Скрипкин, которого «Коммерсант» называет бывшим деловым партнером убитого, бежал в Беларусь и был задержан в Витебске.

Министерство информации Беларуси заблокировало доступ к сайту телеканала «Настоящее Время» на территории страны. Недоступны также стали сайты Deutsche Welle и газеты «Новы час». Ранее типографии отказались печатать газету, а «Белсоюзпечать» – распространять. Замминистра информации Беларуси объяснил, что на этих медиаплощадках распространяются гиперссылки на материалы, признанные в Беларуси «экстремистскими».

На границах Беларуси с Евросоюзом по-прежнему остаются сотни мигрантов, доставку которых обеспечивают связанные с белорусскими властями турфирмы. Здесь польская активистка Кася Ваппа рассказывает, как волонтеры помогают скрывающимся в Беловежской пуще людям, а здесь бывший глава литовского МИДа Линас Линкявичюс рассказывает о возможных путях разрешения этого кризиса (спойлер: санкции в отношении режима Лукашенко надо усиливать).

Вокруг света

Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба обосновал правом на самозащиту применение правительственными силами беспилотника «Байрактар» на линии разграничения на Донбассе. Таким образом он ответил на обеспокоенность немецкого МИДа в связи с использованием турецкого дрона. Здесь украинский журналист Юрий Бутусов и военный эксперт Михаил Самусь объясняют, для чего использовался этот дрон и способен ли этот новый тип оружия изменить ситуацию на Донбассе.

Адвокаты семей погибших при крушении рейса MH17 над Донбассом заметили за собой слежку. Нидерландские власти предоставили им защиту.

Российский и аргентинский судебные процессы по делу о 400 килограммах кокаина, найденных в российском посольстве в Буэнос-Айресе, вошли в финальную стадию. На судебные заседания в Москве из-за ковидных ограничений никого не пускают, но вот сделанный по аудиозаписям репортаж о том, что там происходит. Главным организатором операции российское следствие считает экстрадированного из Германии Андрея Ковальчука, а его адвокаты практически прямым текстом говорят, что поставки кокаина через посольство организовывала ФСБ, а когда этот канал раскрыли аргентинские спецслужбы, решено было найти крайнего – им и оказался «простой контрабандист» Ковальчук.

Шесть ссылок

  • Русская история. Беседа с новосибирским историком Сергеем Чернышовым о колонизации Сибири. Или глава из книги Якова Гордина «Царь и Бог. Утопия Петра Великого» – об истории опалы царевича Алексея Петровича.
  • Чудо выживания. Рассказ о лагерном опыте Николая Заболоцкого. Или беседа с писательницей Катей Петровской о ее книге «Кажется Эстер» и жизненных обстоятельствах, легших в ее основу (можно слушать).
  • Кино. Две статьи из сборника материалов «Долгая счастливая жизнь. Инструкция для начинающих» (Подписные издания – Искусство кино), посвященного фильму Геннадия Шпаликова (1966). Или рассказ о том, как после культурной революции Мао Цзэдун пытался похоронить китайскую киноиндустрию.

Искренне Ваши,
Семь Сорок

  • Слушать рассказ убийство полицейского
  • Слушать рассказ толстого возмездие
  • Слушать рассказ улицкой дочь бухары
  • Слушать рассказ телеграмма паустовский аудиокнига
  • Слушать рассказ толстого русский характер