Слушать рассказ собачье сердце

Рождение цезаря в один прекрасный день у беспородной, но очень красивой собаки родилось трое замечательных малышей. два мальчика и девочка.

Рождение Цезаря

В один прекрасный день у беспородной, но очень красивой собаки родилось трое замечательных малышей. Два мальчика и девочка. С самого рождения один из щенков выделялся среди своих брата и сестры. Он был довольно симпатичным: коричневая шерстка с переливами. Его отличали необычайно умные глаза. Когда щенята уже твердо стояли на ногах, он держался немного обособленно.
   Иногда, когда брат с сестрой резвились и играли друг с другом, он сидел возле матери и в задумчивости смотрел куда-то вдаль. Вообще он был сильнее всех привязан к матери. За свою важность, по мнению хозяев, и привычку наблюдать за другими, он получил кличку Цезарь.
   И вот однажды во дворе появилась незнакомая женщина. Нет, к хозяевам и раньше приходили разные люди, но в этой женщине было что- то, что вызывало тревогу. На каком-то подсознательном уровне Цезарь почувствовал, что должно произойти что-то, что навсегда изменит его жизнь. Такие же чувства испытывала и его мать. Она тихонько скулила, видя, как подозрительно смотрела та женщина на ее детей. И вдруг хозяйка подошла к собачьему семейству. Неосознанно мать Цезаря оскалилась.
— Чувствует что-то. — с участием сказала хозяйка. — Ну что, Галя, ты определилась, кого брать будешь?
  Как оказалось, женщина, которую звали Галиной, пришла к хозяевам выбрать себе щенка.
  — Определилась. Я беру вон того, каштанового.
— Его зовут Цезарь. У него какой-то необычный характер. Он очень умный, жаль, говорить не умеет.
— Вот поэтому я его и беру. — отозвалась Галина.
И тут случилось то, чего так боялся Цезарь. Он лежал, прижавшись к матери, и немного дрожал. Хозяйка нагнулась, чтобы взять его в руки, но щенок неожиданно попятился назад. Однако сильные руки хозяйки все-таки схватили его за шкирку и понесли прочь от семьи. Что-то непонятное стало твориться в его собачьей душе. После этого хозяйка отдала его той женщине. И вдруг Цезарь с ужасом увидел, что его несут к воротам. И внезапное осознание того, что он больше никогда не вернется домой и не увидит свою мать, заполнило все его сознание и заставило жалобно завыть. Долго еще он слышал ответный вой своей матери, которая потеряла одного из своих детей-щенков…
  Прошло какое-то время. Галина принесла Цезаря в свой дом. Там для него уже была готова мягкая подстилка, красивые игрушки и полная миска молока. Но Цезарь даже не взглянул на все это. Он забился в угол и глядел куда-то в никуда. Галина ласково разговаривала с ним, но щенок будто не слышал. Им овладевали лишь два  чувства: тоска по матери и обида на людей, разлучивших его с семьей. Поэтому Галину он попросту игнорировал. Тогда новая хозяйка оставила его в покое.
— Тебе нужно время, чтобы привыкнуть ко мне и своему новому дому. Я не буду настаивать.
Цезарь даже ухом не повел. Так продолжалось два дня. Он почти ничего не ел и лежал неподвижно в своем углу. Но потом верх взяло любопытство и щенок выполз из своего укрытия. Ему стало интересно, куда же все-таки он попал. Он стал бродить по дому и обнюхивать все вокруг. Ему нравился запах. И дом ему тоже нравился.
Когда Цезарь на кухне принюхивался к запахам из холодильника, вошла Галина. Щенок подошел к ней и принюхался. От новой хозяйки пахло молоком и… добротой. Да, эта женщина излучала доброту, спокойствие и Цезарю уже не было страшно. К сожалению, такова собачья доля: рано или поздно приходится расставаться с семьей и уходить к новым хозяевам. Вопрос только лишь в том, какими они окажутся. Цезарь понял, что ему повезло; он попал в хорошие руки. Здесь его не обидят.
— Ну что, дружок, освоился? -ласково спросила Галина и ей показалось, что пес кивнул.
Так началась их дружба. Настоящая. Цезарь решил, что всегда, во что бы то ни стало, будет защищать своего друга и хозяйку.

Жизнь у Галины

Незаметно Цезарь вырос. Он стал сильным молодым псом. Его шерстка стала еще красивее и, когда Галина гуляла с ним на улице, они привлекали внимание прохожих. Лучшей хозяйки найти было нельзя. Она заботилась о Цезаре и даже баловала его, но это не портило характер пса, а в какой-то мере укрепляло его любовь к Галине. Они любили просто сидеть рядом и думать каждый о своем. И псу было очень хорошо в такие моменты. Ему казалось, что он вернулся в те блаженные дни своего детства, когда рядом была мать и они тоже вот так сидели рядом.
Но спустя какое-то время, Цезарь стал замечать что-то необычное в поведении хозяйки. Она все чаще стала оставлять его у соседки и куда-то отлучаться. Цезарь даже обижался на Галину, думая, что она его больше не любит и уходит гулять без него. Невдомек было псу, что случилась беда. Галина тяжело заболела и часто стала ездить в больницу. Но лечение ей мало помогало. Уже тяжело стало управляться по хозяйству, да и с Цезарем гулять было трудно. И он почуял тревогу. С волнением смотрел он в глаза своей хозяйки и видел в них печаль и тоску. Тревожно забилось собачье сердце, но пес не мог объяснить себе, откуда взялась эта тревога и что бы это значило. А Галине становилось все хуже и хуже. И вот однажды она уже не смогла встать, чтобы покормить своего верного друга. И лишь слабым голосом позвала его:
— Цезарь, милый, беги к соседям и позови кого-нибудь скорее.
Больно сжалось сердце Цезаря и он, гонимый неведомой силой, побежал к соседям и стал жалобно скулить и лаять. Он привел соседку, с которой ему не раз приходилось ждать возвращения хозяйки. Он надеялся, что она поможет Галине, но вместо этого произошло другое. Соседка куда-то позвонила, приехала странная машина с мигающими огнями и сиреной и забрала хозяйку. Цезарь остался один. Соседка покормила его и ушла к себе. Пес остался один в большом доме и завыл от тоски. Им овладело точно такое же чувство, как в тот день, когда его отобрали у матери.
Прошло несколько дней. К дому подъехала большая черная машина. Цезарь выбежал навстречу в надежде, что хозяйка сейчас потрепает его по холке и приласкает. Но вместо этого он увидел, что ее несут несколько мужчин в каком-то ящике. Пес заскулил и бросился к ним, но один из мужчин оттолкнул его ногой. А хозяйка лежала неподвижно в этом ящике и не реагировала и не разговаривала с ним. Цезарь не мог понять, что случилось и что происходит. Только лишь невыразимая тоска и боль пронзила его сердце.
Пес не знал и не мог знать, что в больнице Галина умерла. И сейчас ее будут хоронить. Он никогда не сталкивался со смертью и не знал, что больше никогда не увидит свою любимую хозяйку.
Через какое-то время Цезарь увидел, что гроб погрузили на машину и куда-то повезли. А люди шли сзади и некоторые из них плакали. Цезарь шел с ними, заглядывал всем в глаза, пытаясь прочитать в них, что же все-таки случилось. Но ничего там не было. Люди участливо жалели пса, но он чувствовал какую-то искусственную жалость. Это не было искреннее чувство. И Цезарь стал бежать немного в стороне.
  Но вот процессиия подошла к кладбищу. Увидев такое странное место, пес сильно затосковал. Его не подпускали близко к гробу и это только усиливало тоску.
Гроб поставили на землю и люди подходили к хозяйке по очереди. Некоторые из них что-то говорили, но Цезарь их не слышал. Его взгляд был прикован к неподвижно лежавшей хозяйке. И тут случилось страшное. Мужчины взяли крышку и стали заколачивать этот ужасный ящик. А любимая хозяйка лежала в нем и молчала. Вдруг Цезарь все понял. Ведь даже тот, кто не знает и не слышал слова «смерть», рано или поздно сталкиваясь с ней, поинимают, что это страшное слово. И от осознания того, что больше никогда не будет в его жизни любимой хозяйки и верного друга, он так жалобно завыл, что люди вздрогнули. Потом ящик опустили в яму и стали засыпать землей. А пес все выл и выл.
— Прощается, наверное, — сказал кто-то. 
  Когда все ушли, Цезарь, немного успокоившись, лег на свежий могильный холмик и стал смотреть на фотографию Галины. И, казалось, будто он одними глазами ведет монолог:
— Почему ты меня оставила? Что же теперь со мной будет? Кто возьмет меня к себе? Буду ли я нужен кому-то так, как был нужен тебе?
Так он просидел на могиле до вечера, а потом побрел домой, дав себе и хозяйке обещание приходить и навещать ее.
Когда он пришел домой, то был неприятно удивлен: во дворе уже гуляла другая собака, которая при виде Цезаря зло залаяла. На ее лай вышел какой-то мужчина. Цезарю показалось, что он видел его на похоронах. Мужчина увидел Цезаря и с гневом закричал на него:
— А ну, марш отсюда!
Вот так пес остался без дома, никому не нужным. 

Ìíîãî çíàìåíèòûõ ïðîèçâåäåíèé çà ñâîþ íåë¸ãêóþ æèçíü óäàëîñü ñîçäàòü Ìèõàèëó Áóëãàêîâó. «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà» — ýòî îäíî èç ñàìûõ ìèñòè÷åñêèõ ïðîèçâåäåíèé ñîâðåìåííîñòè. È ýòîò øåäåâð òîæå íàïèñàí Áóëãàêîâûì. Æèçíü äàííîé íåçàóðÿäíîé ëè÷íîñòè èìååò òîæå ìîìåíòû, ñâÿçàííûå ñ ìèñòèêîé, è îêóòàíà îíà îðåîëîì òàèíñòâåííîñòè.

1.Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ ðîäèëñÿ 3 ìàÿ 1891 ãîäà. 2.Ïèñàòåëü ðîäèëñÿ â Êèåâå. 3.Åãî ïàïîé áûë ïðîôåññîð Êèåâñêîé äóõîâíîé àêàäåìèè. 4.Áóëãàêîâó óäàëîñü çàêîí÷èòü îäíó èç ëó÷øèõ Êèåâñêèõ ãèìíàçèé. 5.Ìèõàèë Áóëãàêîâ ïîñòóïèë íà ìåäèöèíñêèé ôàêóëüòåò â Êèåâñêîì óíèâåðñèòåòå. 6. 1916 ãîäó Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ïîëó÷èë äèïëîì è ïðîäîëæàë ðàáîòàòü â äåðåâíå âðà÷îì. 7.Êîãäà ïèñàòåëü áûë åùå ñòóäåíòîì, îí íàïèñàë ïðîçó íà ìåäèöèíñêóþ òåìó. 8.Ïî âîñïîìèíàíèÿì ñåñòðû Áóëãàêîâà, â 1912 ãîäó îí ïîêàçàë åé ðàññêàç î áåëîé ãîðÿ÷êå. 9.Ìèõàèë Áóëãàêîâ â ñåìüå áûë ñòàðøèì ðåáåíêîì. 10.Êðîìå íåãî, â ñåìüå áûëî åùå 2 áðàòà è 4 ñåñòðû. 11. 1917 ãîäó Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ íà÷àë ïîñòîÿííî ïðèíèìàòü ìîðôèé. 12.Áóëãàêîâ êîëëåêöèîíèðîâàë êîíöåðòíûå è òåàòðàëüíûå áèëåòû. 13.Íàä ðàáî÷èì ìåñòîì ïèñàòåëÿ âèñåëà ñòàðèííàÿ ãðàâþðà, íà êîòîðîé èçîáðàæàëàñü ëåñòíèöà æèçíè. 14. 7-ëåòíåì âîçðàñòå Ìèõàèë Áóëãàêîâ ñìîã íàïèñàòü ñâîå ïåðâîå ïðîèçâåäåíèå ñ íàçâàíèåì «Ïîõîæäåíèÿ Ñâåòëàíû». 15.Ïî ïðîèçâåäåíèþ Áóëãàêîâà áûë ñíÿò ôèëüì «Èâàí Âàñèëüåâè÷ ìåíÿåò ïðîôåññèþ». 16.Ïðåäïîëàãàëîñü, ÷òî êâàðòèðà ïèñàòåëÿ ìíîãîêðàòíî îáûñêèâàëàñü ðàáîòíèêàìè ÍÊÂÄ. 17.Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ â 1917 ãîäó îáåðåãàëñÿ îò äèôòåðèè, ïîòîìó ÷òî ïîñëå îïåðàöèè îí ïðèíèìàë àíòèäèôòåðèéíûå ëåêàðñòâà. 18. 1937 ãîäó Áóëãàêîâ ðàçãîâàðèâàë ïî òåëåôîíó ñî Ñòàëèíûì, íî ñîäåðæàíèå îñòàëîñü íè äëÿ êîãî íå èçâåñòíûì. 19.Áóëãàêîâ ÷àñòî ïîñåùàë òåàòð. 20.Ëþáèìîé îïåðîé ïèñàòåëÿ ñ÷èòàëàñü «Ôàóñò». 21. 8-ëåòíåì âîçðàñòå Áóëãàêîâ âïåðâûå ïðî÷åë «Ñîáîð Ïàðèæñêîé Áîãîìàòåðè», êîòîðóþ îí çàïîìíèë íàèçóñòü. 22. ðîìàíå «Áåëàÿ ãâàðäèÿ» Ìèõàèëó Áóëãàêîâó óäàëîñü òî÷íî îïèñàòü äîì, ãäå îí ïðîæèâàë íà Óêðàèíå. 23.Ïðàêòè÷åñêè íèêòî íå çíàåò, ÷òî ðîìàí Áóëãàêîâà «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà» ïîñâÿùàëñÿ ëþáèìîé æåíùèíå ïèñàòåëÿ – Åëåíå Ñåðãååâíå Íþðåíáåðã. 24.Íà ïðîòÿæåíèè 10 ëåò Áóëãàêîâ ïèñàë «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà». 25.Áóëãàêîâ äîëãîå âðåìÿ áîëåë òèôîì. 26.Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ áûë ïðîòèâíèêîì êîììóíèçìà. 27.Âìåñòî ïàìÿòíèêà Áóëãàêîâó ïîñëå ñìåðòè åãî ñóïðóãà ïðåäïî÷ëà âûáðàòü áîëüøóþ ãðàíèòíóþ ãëûáó — Ãîëãîôó. 28.Ó Ìèõàèëà Áóëãàêîâà áûëî 3 ñóïðóãè. 29.Ïåðâîé ñóïðóãîé Ìèõàèëà Àôàíàñüåâè÷à áûëà Òàòüÿíà Íèêîëàåâíà Ëàïïà. 30.Âòîðàÿ ñóïðóãà Áóëãàêîâà – Ëþáîâü Åâãåíüåâíà Áåëîçåðñêàÿ. 31.Ïîñëåäíåé ñóïðóãîé ïèñàòåëÿ ñ÷èòàëàñü Åëåíà Íèêîëàåâíà Øèëîâñêàÿ. 32.Íè â åäèíîì èç òð¸õ áðàêîâ Áóëãàêîâà äåòèøåê íå áûëî. 33.Èìåííî òðåòüÿ ñóïðóãà áûëà ïðîòîòèïîì Ìàðãàðèòû èç èçâåñòíåéøåãî ðîìàíà. 34.Áóëãàêîâ áûë ó÷àñòíèêîì Ïåðâîé ìèðîâîé âîéíû. 35.Íåêîòîðûå ãîäû Áóëãàêîâ áûë âîåííûì âðà÷îì. 36.Òðàäèöèåé ïèñàòåëÿ áûëî íå âûáðàñûâàòü èñïîëüçîâàííûå áèëåòû èç òåàòðà. 37.Èñòî÷íèêîì âäîõíîâåíèÿ Áóëãàêîâà ñ÷èòàëàñü ñòàðèííàÿ ãðàâþðà. 38. ïðîöåññå Ãðàæäàíñêîé âîéíû Áóëãàêîâà ìîáèëèçîâàëè â êà÷åñòâå âîåííîãî âðà÷à â àðìèþ Óêðàèíñêîé Íàðîäíîé Ðåñïóáëèêè. 39.Çèìîé 1917 ãîäà Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ïîñåòèë äÿäþ â Ìîñêâå. 40.Äÿäÿ Áóëãàêîâà áûë çíàìåíèòûì ìîñêîâñêèì äîêòîðîì-ãèíåêîëîãîì. 41.Äÿäÿ Áóëãàêîâà – ýòî ïðîòîòèï ïðîôåññîðà Ïðåîáðàæåíñêîãî èç ïîâåñòè «Ñîáà÷üå ñåðäöå». 42.Îñåíüþ 1921 ãîäà Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ íàâñåãäà ïåðååõàë æèòü â ñòîëèöó Ðîññèè. 43. 1923 ãîäó Áóëãàêîâó ïðèøëîñü âñòóïèòü âî Âñåðîññèéñêèé ñîþç ïèñàòåëåé. 44.Êàê ïèñàòåëü Áóëãàêîâ ñóìåë îïðåäåëèòüñÿ ëèøü ê 30 ãîäàì ñâîåé æèçíè. 45. êîíöå îêòÿáðÿ 1926 ãîäà Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ñ îãðîìíûì óñïåõîì ïðåäñòàâèë ïðåìüåðó ñïåêòàêëÿ ïî ïüåñå «Çîéêèíà êâàðòèðà». Ýòî ïðîèñõîäèëî â Òåàòðå èìåíè Âàõòàíãîâà. 46. 1928 ãîäó Áóëãàêîâ âìåñòå ñ ñóïðóãîé ïîñåòèë Êàâêàç. 47.Ïðîèçâåäåíèÿ Áóëãàêîâà ïåðåñòàëè ïå÷àòàòü ê 1930 ãîäó. 48. 1939 ãîäó çäîðîâüå ïèñàòåëÿ ñèëüíî óõóäøèëîñü. 49.Ó ïèñàòåëÿ äåéñòâèòåëüíî ïðîæèâàë Áåãåìîò, íî ýòî áûëà ñîáàêà. 50.Ïîñëåäíÿÿ ñóïðóãà Áóëãàêîâà ïåðåæèëà àæ íà 30 ëåò. 51.Ñòðàñòíûì ÷èòàòåëåì Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ áûë åù¸ ñ äåòñòâà. 52.Ïèñàòåëü çàêîí÷èë «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòó» çà ìåñÿö äî ñîáñòâåííîé êîí÷èíû. 53.Áóëãàêîâà âåëè÷àëè «áåçóìöåì». 54.Ïî ðîìàíàì è ïîâåñòÿì Ìèõàèëà Áóëãàêîâà ñíÿëè íåñêîëüêî ôèëüìîâ. 55.Áóëãàêîâ îäíîâðåìåííî áûë è áåäíûì, è áîãàòûì. 56.Ó êàæäîé èç æ¸í Áóëãàêîâà áûëî ïî 3 ìóæåé. 57.Ñûíà ñâîåé ïîñëåäíåé ëþáâè Áóëãàêîâ óñûíîâèë. 58.Ïðîèçâåäåíèÿ Áóëãàêîâà ïîäâåðãàëèñü êðèòèêå è ñòàíîâèëèñü çàïðåòíûìè. 59.Âîëàíäà èç ïðîèçâåäåíèÿ Áóëãàêîâà èçíà÷àëüíî çâàëè Àñòàðîòîì. 60. Ìîñêâå èìååòñÿ ìóçåé-äîì ñ íàçâàíèåì «Áóëãàêîâñêèé äîì». 61.Ïðè æèçíè ðîìàí «Ìàñòåð è Ìàðãàðèòà», íàïèñàííûé Áóëãàêîâûì, íå ïóáëèêîâàëè. 62. ïåðâûé ðàç ýòî ðîìàí îïóáëèêîâàëè â 1966 ãîäà, ñïóñòÿ 26 ëåò ïîñëå ñìåðòè âåëèêîãî ïèñàòåëÿ. 63. 1936 ãîäó Áóëãàêîâó ïðèøëîñü çàðàáàòûâàòü íà æèçíü ïåðåâîäàìè. 64.Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ èíîãäà ïðèíèìàë ó÷àñòèå â ñïåêòàêëÿõ. 65.Âðà÷åáíàÿ ïðàêòèêà Áóëãàêîâà íàøëà ñâî¸ ìåñòî â ïðîèçâåäåíèè «Çàïèñêè þíîãî âðà÷à». 66.Ìèõàèë Áóëãàêîâ íàïèñàë Ñòàëèíó ïèñüìî, ãäå îí ïðîñèë åãî âûåõàòü èç ãîñóäàðñòâà. 67.×àñòî ó Áóëãàêîâà âîçíèêàëè ìûñëè îá ýìèãðàöèè. 68.Ñèëüíî èíòåðåñîâàëàñü Áóëãàêîâûì ãàçåòà ñ íàçâàíèåì «Íàêàíóíå», ÷òî èçäàâàëàñü â Áåðëèíå. 69.Ó Áóëãàêîâà áûëè õîðîøèå ìàíåðû. 70.Âåñíîé 1926 ãîäà â ïðîöåññå îáûñêà Áóëãàêîâñêîé ìîñêîâñêîé êâàðòèðû áûëè èçúÿòû åãî ðóêîïèñè «Ñîáà÷üå ñåðäöå» è äíåâíèê. 71.Ñ þíîñòè ëþáèìûìè àâòîðàìè Ìèõàèëà Àôàíàñüåâè÷à áûëè Ñàëòûêîâ-Ùåäðèí è Ãîãîëü. 72. 48 ëåò Áóëãàêîâ çàáîëåë òîé æå áîëåçíüþ, ÷òî è åãî îòåö. 73.Íåôðîñêëåðîç çàáðàë æèçíü ïèñàòåëÿ. 74.Ïî îêîí÷àíèè 20-õ ãîäîâ Áóëãàêîâà êðèòèêîâàëè. 75.Ïåðåä ñâàäüáîé ñ ñóïðóãîé Áóëãàêîâ ãîâîðèë åé, ÷òî îí áóäåò òÿæêî óìèðàòü. 76.Ïàìÿòíèêè Áóëãàêîâó ðàñïîëîæåíû íà òåððèòîðèè Ðîññèè. 77.Äî 50-õ ãîäîâ íà ìîãèëå âåëèêîãî ðóññêîãî ïèñàòåëÿ íå áûëî íè ïàìÿòíèêà, íè êðåñòà. 78.Áóëãàêîâ ñ÷èòàåòñÿ ïèñàòåëåì, êîòîðûé ïðåäïî÷èòàë ìèñòèêó. 79.Áóëãàêîâ ïîäðàæàë Ãîãîëþ. 80. 1918 ãîäó Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ âïàäàë â äåïðåññèâíîå ñîñòîÿíèå. 81.Ïðè äåïðåññèè Áóëãàêîâó êàçàëîñü, ÷òî îí ñîøåë ñ óìà. 82.Îáðàç Ôàóñòà èç ïðîèçâåäåíèÿ áûë áëèçîê äëÿ Áóëãàêîâà. 83.Áóëãàêîâ â ïîðûâå ÿðîñòè íåîäíîêðàòíî öåëèëñÿ èç ðåâîëüâåðà â ñîáñòâåííóþ ïåðâóþ ñóïðóãó. 84.È òàêæå ïåðâàÿ æåíà Áóëãàêîâà âìåñòî ìîðôèÿ ïîäìåøèâàëà åìó äèñòèëëèðîâàííóþ âîäó. 85.Îò ìàòåðè Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ ñìîã óíàñëåäîâàòü îïòèìèçì è æèçíåðàäîñòíîñòü. 86.Áóëãàêîâ çíàë íàèçóñòü íåñêîëüêî îïåðíûõ ïðîèçâåäåíèé. 87.Ìåäèöèíñêèé ôàêóëüòåò â Êèåâå Ìèõàèë îêîí÷èë ñ îòëè÷èåì. 88.Áóëãàêîâ ñìîã ïåðåæèòü 9 ñìåí âëàñòè. 89.Âî âðåìÿ áðåäà Áóëãàêîâó íåîäíîêðàòíî âèäåëñÿ Ãîãîëü. 90.×òîáû çàðàáîòàòü äåíüãè Áóëãàêîâó ïðèõîäèëîñü ðàáîòàòü êîíôåðàíñüå. 91.Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ Áóëãàêîâ â¸ë äíåâíèê. 92.Ïðîèçâåäåíèÿ Áóëãàêîâà — ýòî ñî÷åòàíèå ôàíòàñòè÷åñêîãî è ðåàëüíîãî. 93.Ê ðåâîëþöèè 1917 ãîäà Ìèõàèë Àôàíàñüåâè÷ îòíîñèëñÿ ñêåïòè÷åñêè. 94.Ìèõàèë Áóëãàêîâ áûë ïîõîðîíåí íà Íîâîäåâè÷üåì êëàäáèùå â Ìîñêâå. 95.Ïîñëåäíèå ñâîè ãîäû æèçíè ïèñàòåëü ïðîæèâàë ñ ÷óâñòâîì ïîòåðÿííîãî òâîð÷åñòâà. 96.Áóëãàêîâ áûë õóäîùàâûì. 97.Ó Ìèõàèëà Áóëãàêîâà áûëè âûðàçèòåëüíûå ãîëóáûå ãëàçà. 98.Åù¸ äî ñâàäüáû ñ ïåðâîé æåíîé Áóëãàêîâ âìåñòå ñ íåé óñïåëè ïîòðàòèòü âñå äåíåæíûå ñðåäñòâà. 99.Ïàïà Áóëãàêîâà áûë ðîäîì èç ãîðîäà Îðëà. 100.Ìàòü Áóëãàêîâà áûëà ó÷èòåëüíèöåé â Îðëîâñêîé ãóáåðíèè.

(Ìàòåðèàë èç Èíòåðíåò-ñàéòà).

Ðåöåíçèè

Многомудрый Литрекон предлагает Вам итоговое сочинение на тему: С какими литературными героями Вы ассоциируете себя и почему? Здесь Вы найдете два варианта: для девочек и для мальчиков. Приятного просвещения!

Вариант 1: для девочек

(382 слова) Мы всегда ассоциируем себя с теми героями, которые живут в похожих обстоятельствах и испытывают те же эмоции, что и мы. Поэтому я чаще всего сопоставляю себя с теми, кто близок мне по происхождению, возрасту и мировоззрению. Такими персонажами населена проза А.П. Чехова — одного из моих самых любимых авторов.

Так, в рассказе «Ионыч» я ассоциирую себя с Котиком — представительницей среднего класса из интеллигентной семьи. Катерина мне близка своей амбициозностью, насмешливостью и склонностью к творчеству. Она умна, независима и самоуверенна. Кате чуждо обывательское общество ее родного городка, поэтому она стремится его покинуть, чтобы получить образование и состояться в карьере. Чувства Дмитрия она не разделяет, потому что они фальшивые. Автор не зря говорит о том, как герой подумал о солидном приданом девушки, когда планировал свои ухаживания. То есть ему изначально была интересна не столько Катерина, сколько ее материальное положение и высокий статус семьи. А вот самой Кате финансовые перспективы были не столь важны. Она не хотела паразитировать на муже. Напротив, героиня грезила о собственных достижениях и победах. Несмотря на то, что ей не удалось стать профессиональным музыкантом, мне нравится то, что она хотя бы попыталась это сделать. Именно такой сильной и уверенной я вижу себя перед поступлением в вуз.

Также я не могу не вспомнить рассказ «Невеста». Я ассоциирую себя с Надеждой — смелой и решительной девушкой, которая смогла изменить свою судьбу к лучшему. В отличие от многих героев русской литературы, которые лишь страдали и терпели, Надя сделала все для того, чтобы реализовать свои мечты. Она сбежала из отчего дома накануне свадьбы, которую спланировали ее родственники. Ей хватило храбрости и находчивости, чтобы вовремя одуматься и не позволить другим людям сломать себе жизнь. Она уехала в большой город, чтобы получить высшее образование и найти призвание по душе. В отличие от своего жениха, она жаждала трудиться и стать полезным членом общества, а не паразитом на ренте. Мне близки планы и желания Нади, мне импонируют качества ее решительного и сильного характера. Я бы хотела стать такой же отважной и уверенной в себе.

Таким образом, я ассоциирую себя с героинями, которые хотят добиться в жизни большего и превзойти все ожидания окружающих. Для этого мне нужно упорно трудиться и многому научиться, но я готова к испытаниям и лишениям ради мечты. Мои грезы — это непрерывное саморазвитие, которое позволит мне стать лучшей версией себя и направить свою судьбу к самым высоким достижениям.

Вариант 2: для мальчиков

(428 слов) Человек всегда оценивает персонажа по себе и ищет того автора, который создает героев ему под стать. Для меня это М.А. Булгаков. Население его романов и повестей всегда радует глаз разнообразием типажей и характеров. Там можно найти тех, с кого захочется взять пример. Некоторые цитаты литературных персонажей дополняют мой лексикон и позволяют лучше разобраться в жизни. Конечно, я ассоциирую себя с умными и опытными героями книг Булгакова.

Например, мне всегда нравился профессор Преображенский. Я ассоциирую себя с ним, несмотря на то, что у нас большая разница в возрасте. Но мне близко его мировоззрение. Я тоже считаю, что разруха в клозетах начинается вовсе не в этом месте, а в головах людей, которые за собой не убирают и охотно мирятся с грязью. Причину экономического отставания страны или конкретного человека я вижу в нежелании работать, а не в «старухе с клюкой», которую так высмеивал Филипп Филиппович. Естественно, что пение хором никак не способствует обогащению, если мы занимаемся этим вместо работы. Кроме того, я — пацифист, поэтому полностью согласен с утверждением героя: «На человека и на животное можно действовать только внушением». Действительно, «драть никого нельзя», что бы ни случилось. Только воспитание и перевоспитание помогают исправить личность и излечить общественные пороки. На основе мировоззренческого сходства я могу сопоставить себя с этим персонажем, что для меня крайне лестно.

Также мне вспоминается роман «Мастер и Маргарита». Я ассоциирую себя с Воландом, потому что его взгляды во многом схожи с моими. Я, например, часто привожу в пример его рассуждения о тени шпаги. Зла не было бы только в одном случае — если бы мир был пуст, если бы в нем никого не было. Каждая вещь отбрасывает тень, так и каждый человек имеет темные стороны, не освещенные светом, но окрашенные в черный цвет лишь наличием добра в нем же. Кроме того, я часто повторяю мою любимую цитату: «Мы вас испытывали, никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!». Я считаю, что в любой ситуации личность должна сохранять самоуважение и гордость, а потому все просьбы излишни. Достойному человеку и так предложат, а недостойному нечего унижаться. Эти жизненные мудрости помогают разобраться в сложных жизненных вопросах и выработать свой кодекс чести. Сопоставляя себя с Воландом, я понимаю, как мне стоило бы поступить в том или ином случае.

Таким образом, мне близки по мировоззрению циничные и рациональные интеллектуалы, которые выше всего ставят ум, честь и порядочность человека. У них высокие моральные и профессиональные стандарты, по которым они оценивают всех людей. Эти ориентиры помогают мне навести порядок в голове и стремиться к истинным ценностям, не позволяя «квартирному вопросу» затуманить разум.

Собачье сердце — М.А. Булгаков

10 марта 2010 года, к 70й годовщине со дня смерти М. А. Булгакова, на Bibe.ru публикуется одно из лучших произведений этого автора, книга «Собачье сердце». Произведение по своему сюжету, а главное, идее, наряду с рядом других творений автора, позволило Булгакову стать полноценным представителем русской классики 20 века.

Слушать рассказ собачье сердце

В книге “Собачье сердце” Михаил Булгаков не боялся отмечать негативные составляющие общества – автор стремился донести информацию людям именно так, как он мог бы сделать это наиболее эффективно – за счет собственных произведений. Это обрекало его на определенные сложности своей деятельности, но позволило со временем стать признанным, если не гением, то приближенным к этому званию представителем классической русской литературы.

Идей, которые вкладывал М. А. Булгаков в свое творение, в действительности множество, именно аудиокнига “Собачье сердце” позволяет слушателям открыть ранее неизвестные из них. Булгаков словно отмечает вероятность возникновения определенной дисгармонии – не только в отношении существующего общественного строя, но и законов природы – и все это за счет индивидуальных особенностей каждого человека, присущих ему отрицательных качеств, направленных лишь на собственную выгоду. На основе уникальных образов писателю удается охарактеризовать все эти возможные пороки.
Уже только представленный в аудиокниге “Собачье сердце” образ простой дворняжки позволяет нам понять, чем же является комиссарствующий пролетарий того времени.

Основой повести стало экспериментальное превращение этой дворняги в существо, которое напоминает человека внешне, но не внутренне.
Профессор Преображенский является признанным человеком в области медицины, в собственной благоустроенной квартире и уже немолодом возрасте он решает провести подобный оригинальный эксперимент. Основное направление деятельности талантливого хирурга – операции, основной целью которых является омоложение человека. Однако профессор решает бросить вызов не только влиянию времени, но и самой смерти – для этого он использует мозг бывшего хулигана и алкоголика для пересадки в тело дворняги по имени Шарик.

По своей натуре дворняжка довольно смышлена, ведь ей становятся понятными существующие нравы и быт, она понимает особенности характеров города, который представлен различными трактирами и ресторанами. В городе множество людей, которые ненавидят беспризорных собак, но ей удается выживать в подобных условиях.

И вот, после кончины дважды судимого Клима Чугункина, его гипофиз пересаживается в тело дворняги. Преображенскому удается достичь результата, но в действительности он безобразен. Этому новому созданию становятся присущи все черты пролетарского типа, которыми характеризовался этот человек до смерти. Чтобы понять получившийся результат операции Преображенского, следует лишь привести первые слова после появления на свет Шарикова, которые заключались в бранной ругани и слове «буржуй».

Преображенский перестает в дальнейшем радоваться проживанию в своей квартире – ведь Шариковым постоянно устраиваются многочисленные погромы, потопы, а также свойственные собакам погони за кошками. Это все приводит к хаосу в квартире, Преображенский уже постепенно забывает о возможности приема своих пациентов. Новое существо абсолютно не благодарно за свое уникальное создание, оно начинает постепенно все более наглеть – от Преображенского уже требуется часть квартиры, при этом находится поддержка у домкома Швондера, и готовятся доносы на своего создателя.

Возглавляя отдел по борьбе с бродячими животными, домком Швондер полностью показывает уровень своей подлости и злобы, человеку не свойственна мораль и совесть. Практически до последнего момента профессор все же надеется, что Шариков постепенно превратится в истинного человека, однако эволюции в этом отношении не происходит.
В результате сам Преображенский понимает, какую же трагедию для общества он создал – не стоит стремиться индивидуально вносить изменения в человеческую личность и существующий строй.

Произведение “Собачье сердце” позволяет нам и сегодня понять, что изначально стоит стать действительно человеком прежде, чем давать поучительные рекомендации окружающим и обществу.

Скачать аудиокнигу бесплатно Скачать бесплатно:  Аудиокнига ««Собачье сердце» Михаил Булгаков» Это полная версия аудиокниги. Скачать и слушать аудиокнигу можно бесплатно без регистрации.
(91 618 скачиваний с 10/03/2010)

Получить пароль для открытия архивов со всеми аудиокнигами с сайта Bibe.ru можно бесплатно, подписавшись на рассылку уведомлений о новых книгах тут

Продолжительность аудиокниги: 4 часа

Аудиокнигу озвучил: Быстряков Петр

Качество записи этой аудиокниги: хорошее

Тематическое направление: Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Сейчас мы живем в мире передовых технологий, владеем удивительными гаджетами и полезной техникой. Наука не стоит на месте и динамично совершает новые открытия. Когда же можно будет достичь максимума в техническом прогрессе? Я считаю, человечество добьется пика в новых технологиях, когда научиться разумно использовать их. Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред. В произведениях русской литературы можно найти примеры, подтверждающие эти мысли.

Так, в рассказе «Песчаная учительница» А. П. Платонова мы видим какую пользу может принести прогресс. Главная героиня, учительница Мария Нарышкина, по распределению попала в пустынное село Хошутово. Когда она впервые увидела это место, ее охватила тоска: ужасные погодные условия, всё почти полностью занесено песком, люди борются со стихией, но этот труд бесполезен. Мария начала работать и вскоре поняла, что невозможно научить чему-то бедных, голодных и умирающих детей. Местным жителям было не до посвящения. Нарышкина решила взять дело в свои руки и адаптировать программу обучения к условиям села. Она стала изучать новейшие способы борьбы с песком и внедрять инновации. Общими усилиями высадили деревья, построили защитные барьеры, научились добывать дешевое топливо и воду. Жизнь в селе стала лучше. Таким образом, правильное влияние прогресса облегчило существование людей. Новшества и изобретения внесли позитивный вклад в развитие села, что очень помогло жителям в быту.

Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий. Профессор Преображенский провел операцию по пересадке человеческого гипофиза собаке. Результат эксперимента удивительный: обычный пес превратился в человека. Однако открытие оказалось неудачным, поскольку физиологически это был человек, но никак не душой. Полиграф Шариков, так назвал себя новоиспечённый гражданин, некультурно себя вел, портил жизнь профессору, крушил всё в доме и неуважительно относился к окружающим. Необъятный научный прогресс приводит к ужасным последствиям. Наука не всесильна, она не может полностью подчинить себе природу. На данном примере, мы видим, что если прогресс будет менять ход мироздания и устоявшиеся правила жизни, то это приведет к подмене ценностей и губительным последствиям.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что прогресс и блага, которые он нам дает, нужно использовать с умом, учитывая всевозможные последствия. Когда мы будем соблюдать эти правила, сможем извлекать максимальную пользу из науки и добиваться всё больших успехов. Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.

Здравствуйте, Олеся!

Вам удалось написать самостоятельную работу, соответствующую всем требованиям итогового сочинения. В сочинении Вы демонстрируете способность рассуждать на предложенную тему. Доказывая свою позицию и формулируя аргументы, Вы подкрепляете их примерами из художественных произведений. Вместе с тем следует обратить внимание на речевые, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл.

Вы рассуждаете на предложенную тему. Сочинение соответствует теме, в нём есть ответ на вопрос, прослеживается конкретная цель высказывания.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

В рассуждениях Вы опираетесь на два художественных произведения и делаете это убедительно, но анализ произведений нельзя назвать глубоким. Особенно это касается повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».

1 пример — рассказ А. Платонова «Песчаная учительница» иллюстрирует мысль о разумном использовании технологий.

2 пример — повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» выступает в роли контраргумента (неразумное использование технологий, вмешательство в природу, нарушение законов мироздания).

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Удалось выдержать логику тезисно-доказательной части. Логических ошибок, мешающих пониманию смысла сказанного, нет.

Ошибки

Сейчас мы живем в мире передовых технологий, владеем удивительными гаджетами и полезной техникой.

Лучше добавить слово «другой» (владеем удивительными гаджетами и другой полезной техникой), чтобы не было логической ошибки, иначе получается, что гаджеты не относятся к полезной технике.

К 4 (речь)+ 1 балл

В работе есть речевые ошибки и шероховатости, но они не затрудняют понимания смысла сочинения, поэтому выставляется зачёт по данному критерию.

Ошибки

Наука не стоит на месте и динамично совершает новые открытия.

Лексическая несочетаемость. Открытия совершаются в науке. Слово «динамично» в данном случае неуместно. Если бы вы писали о том, что наука развивается, то обстоятельство образа действия «динамично» хорошо подошло (Наука постоянно развивается, совершаются новые открытия и т.д.).

Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред.

Речевая шероховатость, нарушение стилистической однородности. Слово «посягать» относится к книжным. На мой взгляд, оно стилистически не совсем вписывается в общую языковую «картину» Вашей работы.

Лексическая несочетаемость в словосочетании «вносить воздействие». Обычно говорят «оказать воздействие».

Таким образом, правильное влияние прогресса облегчило существование людей.

Неточно подобрано слово.

Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий.

Лучше избегать такого «скопления» существительных рядом. Возможный вариант: … можно наблюдать негативное влияние современных технологий на жизнь человека.

Однако открытие оказалось неудачным, поскольку физиологически это был человек, но никак не душой.

Неточно выраженная мысль.

Необъятный научный прогресс приводит к ужасным последствиям.

Нарушение лексической сочетаемости. Боюсь, что для корректировки мысли, только заменой прилагательного не обойтись.
Возможный вариант корректировки:
Научный прогресс без нравственной основы не принесёт пользы.

Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что прогресс и блага, которые он нам дает, нужно использовать с умом, учитывая всевозможные последствия.

Старайтесь избегать канцеляризмов в сочинении. Кроме того, в предложении есть смысловая избыточность (итог — вывод).

Когда мы будем соблюдать эти правила, сможем извлекать максимальную пользу из науки и добиваться всё больших успехов.

На что указывает местоимение?

Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.

Неудачный порядок слов.

… и улучшит себе жизнь.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 5

Ошибки

Орфография — 1

Я считаю, человечество добьется пика в новых технологиях, когда научиться разумно использовать их.

-тся, -ться в глаголах. Человечество (что сделает?) добьётся, научится. Однотипная ошибка

Местным жителям было не до посвящения.

Пропуск буквы «Р» привёл к искажению смысла. Конечно, Вы имели в виду «просвещение».

Пунктуация — 2

Так, в рассказе «Песчаная учительница» А. П. Платонова мы видим ЗПТ какую пользу может принести прогресс.

СПП с придаточным изъяснительным. Нет запятой перед придаточным предложением.

Важно помнить, что все технологии — вызов, человек должен понимать ЗПТ справится ли он с ним, не навредит ли природе и улучшит ли жизнь себе.

Нет запятой перед придаточным изъяснительным.

Грамматика — 2

Новшества не должны посягать на законы природы и менять систему ценностей человека, открытиями необходимо вносить только благотворное воздействие на жизнь, приносить пользу для людей, а не вред.

Нарушение управления. Приносить пользу (кому?) людям.

Следующий пример, подтверждающие мои мысли, — повесть Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце», где можно наблюдать негативное влияние развития технологий.

Нарушение согласования. Пример (какой?) подтверждающИЙ мои мысли.

Общий вывод по работе

Итак, Олеся, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речевым  оформлением и грамотностью. Совет: старайтесь несколько раз перечитывать работу, чтобы избежать ошибок. Ошибка на -ться, -тся является одной из самых распространённых, поэтому рекомендую делать отдельную проверку глаголов с -тся, ться. Многие преподавателю рекомендуют осуществлять проверку грамотности, начиная перечитывать текст с последнего предложения. Так есть возможность не следить  за логикой развития мысли, а сосредоточиться на орфографии и пунктуации.

Удачи!

  • Слушать рассказ станционный смотритель 7 класс пушкин краткое содержание
  • Слушать рассказ солоухина под одной крышей
  • Слушать рассказ станционный смотритель бесплатно
  • Слушать рассказ садко 7 класс
  • Слушать рассказ самое главное зощенко