Слушать рассказ слово о полку игореве

Литература древней руси.слово о полку игореве величайший памятникдревнерусской литературы урок подготовила учитель литературы сомова м.с.основное содержание урока самобытный характер

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ.
«СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» — ВЕЛИЧАЙШИЙ ПАМЯТНИК
ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Урок подготовила учитель литературы Сомова М.С.
Основное содержание урока

Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторства. Историческая основа памятника, его сюжет. Фрагменты поэмы в актёрском исполнении (в переводе Н. А. Заболоцкого). Переводы «Слова…».

Основные виды деятельности. Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы». Конспектирование лекции учителя. Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Составление лексических и историко-культурных комментариев.

I. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров
Вступительная беседа:

— Когда начинается словесное искусство Древней Руси?

Вопрос 1 из раздела учебника «Проверьте себя».

— Приведите примеры высокой духовности древнерусской литературы.

— Какие исторические события отражала древнерусская литература? Почему в ней не было места художественному вымыслу?

— Вопрос 3 из раздела учебника «Проверьте себя».

*Почему героями литературы Древней Руси были князья, бояре, воеводы, высшее духовенство?

— *Поясните «соблюдение этикета» как черту древнерусской литературы.

— Вопросы 2 и 4 из раздела учебника «Проверьте себя».

Назовите основные жанры древнерусской литературы, их главные черты и иерархию.

II. Практическая работа.
Составление таблицы «Периодизация древнерусской литературы» (по статье учебника). См. статью ниже:

ТАБЛИЦА
«Периодизация древнерусской литературы»

Период

Краткая характеристика

Основные произведения

1. XI век — I треть XII века

2. II треть XII — I треть XIII века

3. II треть XIII — конец XIV века

4. Конец XIV—XV век

5. Конец XV—XVI век

6. XVII век

III. История открытия «Слова о полку Игореве». Проблема авторстваЛекция учителя
об истории открытия «Слова о полку Игореве» с включением сообщений учащихся об А. И. Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…».

Запись основных положений лекции:

1. Слово — один из ведущих жанров древнерусской литературы (см. http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/94962/ %D0%A1%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE;
http://soyuz-pisatelei.ru/forum/39-1570-1);

2. «Слово о полку Игореве» было создано, когда процесс феодального дробления и вражда княжеств на Руси достигли наибольшей силы.

3. «Слово…» написано вскоре после неудачного похода Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 году и призывает русские земли к единению перед лицом внешних врагов.

4. Автор «Слова…» выражает мнение всего русского народа и занимает независимую патриотическую позицию.

5. Художественная система «Слова…» связана с фольклором.

6. «Слово…» найдено в конце XVIII века собирателем древностей А. И. Мусиным-Пушкиным.

Сообщения учащихся о Мусине-Пушкине и о проблеме авторства «Слова…».

7. «Слово…» было переведено с древнерусского языка многочисленными писателями, поэтами и литературоведами.

IV. Историческая основа памятника, его сюжет.

Фрагменты поэмы в актёрском исполнении

Чтение учителем вступления к «Слову…» на древнерусском языке (см. текст ниже):

Какое впечатление вызывает у вас древнерусский текст «Слова…»?

V. Групповая работа:Группа 1.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову…» (в переводе Д. С. Лихачёва) с начала до слов «князям славу рокотали» (см. текст ниже):

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
трудных повестей, Боян, растекался мыслию по древу, вещие персты на живые струны воскладал (см. http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm).

*Какие события истории Древней Руси отражены во фрагменте?

Какую манеру избирает автор «Слова…» для своего повествования?
(См. http://www.infoliolib.info/philol/lihachev/great6_2.html)

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову…» со слов «Начнём же, братья, повесть эту…» до слов «стоят стяги в Путивле!».

Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям:
скрепил ум силою, поострил сердце мужеством, исполнившись ратного духа; шлемом испить из Дона, свивая славу обоих половин этого времени, рыща по тропе Трояна, внук Велеса (см. http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm).

Какое предзнаменование увидел Игорь, собираясь в поход? Почему оно не остановило княжеское войско?

Переводы «Слова о полку Игореве»Сообщение учителя о переводах «Слова…» и истории создания перевода Н. А. Заболоцкого
(см. http://feb-web.ru/feb/slovenc/es/es2/es2-1972.htm).

Чтение письма Н. А. Заболоцкого Н. Л. Степанову от 20 июня 1945 года (Караганда) (см. текст ниже):

Группа 3.
Прочитайте выразительно фрагмент вступления к «Слову…» (в переводе Н. А. Заболоцкого) с начала до слов «князям славу рокотали».

— Чем отличается фрагмент в переводе Заболоцкого от древнерусского текста и перевода Д. С. Лихачёва?

— Прослушайте в актёрском исполнении фрагмент вступления к «Слову…». Слушать «Слово о полку Игореве» (перелож. Н.Заболоцкого; фрагм. Вступление ) чит. А.Кутепов (03:41).

Ответьте на вопрос 1 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».

Группа 4.
Прочитайте выразительно фрагмент «Слова…» (в переводе Н. А. Заболоцкого) со слов «Мы же по иному замышленью…» до слов «стяги бранные стоят».

В чём отличие древнерусского текста и переводов?

Прослушайте и оцените фрагмент в актёрском исполнении.

VI. Практическая работа.

Сравните фрагменты переводов «Слова…», включённые в практикум «Читаем, думаем, спорим…».

Перескажите кратко сюжет «Слова…», запишите цепь отражённых в нём событий и составьте таблицу, содержащую подробности сюжета:

ТАБЛИЦА
События «Слова» и подробности сюжета

События «Слова»

Подробности сюжета

Вступление

Предания о княжеских подвигах, их певцах и о Бояне; о княжении Владимира, времени Траяна, языческом боге Велесе

Поход Игоря

Сборы Игоря и Всеволода в поход, затмение солнца, первые сражения, воспоминания о временах Траяна, поражение в бою на Каяле, нападение половцев на русские земли, вызванное походом Игоря, его осуждение за неудачный поход

Сон Святослава

Смутный и тревожный сон Святослава, сыновья которого попали в плен, нападение половцев на русские земли

Золотое слово Святослава

Упрёки Святослава сыновьям, обращение к князьям с призывом объединиться, воспоминания о князе Всеславе, его связи со старым Владимиром, когда не было розни между князьями

Плач Ярославны

Страдания Ярославны в Путивле, её обращения к Ветру, Днепру и Солнцу, чтобы помочь Игорю

Бегство Игоря из плена

Побег Игоря из плена по пути, указанному Богом, поиски Игоря Гзаком и Кончаком, возвращение Игоря в Киев, прославление князей, сражавшихся с врагами христиан

Заполнение второго столбца таблицы может быть завершено дома.

И т о г о в ы е   в о п р о с ы:

Каким вы представляете себе автора «Слова…»?

Чем отличается «Слово…» от русских былин и летописей?

Домашнее задание

Подготовить сообщение об истории открытия «Слова…», выразительное чтение наизусть фрагмента в переводе или на древнерусском языке.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока (по выбору учащихся).

Групповые задания. Составить лексические и историко-культурные комментарии к трём частям перевода «Слова…» (по группам)
(см. http://feb-web.ru/feb/slovo/texts/a50/A50-375-.htm).

Подготовить комментирование иллюстраций к «Слову…», музыковедческий комментарий к арии князя Игоря («Ни сна, ни отдыха…») и плачу Ярославны из оперы А. П. Бородина.

Индивидуальные задания.

Ответить на вопросы практикума «Читаем, думаем, спорим…» (по выбору учителя).

Выбрать тему реферата для исследования по литературе и подготовки к ученической конференции.

В наше время стало общим местом преставление о том, что принятие христианства Киевской Русью в Х веке было добровольным и радостным событием для всех слоев древнерусского общества, якобы быстро отказавшегося от прежних, языческих верований. Вся последующая история Руси изображается церковными писателями и их единомышленниками под знаком однозначно благотворного воздействия православия на духовную жизнь русских людей. В связи с этим представляется интересным вопрос о том, как отразились христианские воззрения той далекой эпохи на самом значительном произведении русской литературы ХII века – «Слове о полку Игореве».

Ко времени написания «Слова…» православная церковь уже более двухсот лет занимала господствующее положение в культурной жизни Киевской Руси, во многом определяя главное направление развития идеологии княжеской власти и сознания широких слоев населения. Русские князья постоянно оказывали ей покровительство и содействие: на средства княжеской казны возводились храмы, создавались монастыри, церковные школы, содержались служители церкви и т.д. И в «Слове…» упоминается такой факт: освобожденный из плена князь Игорь «едет по Боричеву ко святой Богородице Пирогощей», т.е. направляется в церковь для вознесения благодарственных молений. Автор этого произведения, видимо, человек из окружения киевского князя, выражает интересы своих современников, страдавших от набегов кочевников-язычников:

— Здравы будьте, князья и дружина,

борясь за христиан

против нашествий поганых!

Здесь русские люди (христиане) четко противопоставлены кочевникам-половцам (поганые — люди чужой веры). Но был ли анонимный автор последовательно верующим христианином? Текст «Слова…» позволяет сомневаться в этом. Описывая поход русских князей против половцев, он с уважением называет имена языческих славянских богов Велеса, Дива, Трояна, Стрибога, почитаемых задолго до принятия христианства на Руси. Вспоминая народного певца Бояна, автор называет его «внуком Велеса», который рыщет по «тропе Трояна». Боян носит имя «вещий», что явно указывает на языческую традицию, по которой известные певцы могли вещать – предсказывать будущее людей. Поход Игоря с войском сопровождается мрачными предсказаниями, исходящими от птиц и зверей, от самого солнца, что также характерно для языческого мироощущения:

— Солнце ему тьмою путь заступало;

ночь стонами грозы птиц пробудила;

свист звериный встал,

встрепенулся Див –

кличет на вершине дерева,

велит прислушаться…

Очеловечивая силы природы, автор «Слова…» обнаруживает связь с духовными традициями древней славянской культуры, возникшими задолго до принятия христианства на Руси. Эта же связь проявилась в уподоблении человека птице:

— Дремлет в поле Олегово храброе гнездо.

Далеко залетело!

Не было оно в обиду порождено

Ни соколу,

Ни кречету.

Ни тебе, чёрный ворон,

Поганый половчине!

Князей – участников похода – автор называет в духе языческого фольклора «четыре солнца». Вся образность «Слова…» напоминает народное поэтическое творчество. Например:

— Вот ветры, внуки Стрибога, веют с моря

стрелами на храбрые полки Игоревы…

— Игорева храброго полка не воскресить!

По нём кликнула Карна,

И Желя поскакала по Русской земле,

Огонь мыкая в пламенном роге.

Здесь фигурируют мифологические персонажи дохристианской эпохи — Стрибог, Желя, Карна. Автор широко использует и характерное для языческого мироощущения одушевление предметов:

Уж не той серебряной струею

Потекла Сула к Переяславлю,

И Двина пошла уже болотом,

Взмущена врагом, под грозный Полоцк!

Услыхал и Полоцк крик поганых!

В этих строках реки и город наделены человеческими чертами. Вполне определенно языческое начало выразилось в знаменитом плаче Ярославны:

— Солнце, тресветлое ты Солнце!

Ах, для всех красно, тепло ты, Солнце!

Что ж ты, Солнце, с неба устремило

Жаркий луч на лады храбрых воев!

Это обращение к солнцу напоминает слова языческой молитвы, почти невозможные в устах христианки. Ярославна просит о помощи не Бога и Иисуса Христа, а обожествленные силы природы. Тем не менее, заканчивается «Слово…» здравицей в честь князей, «кто, не жалея сил, за христиан полки поганых бил!»

Неизвестный автор этого замечательного памятника древнерусской литературы, очевидно, не замечал странного смешения элементов языческого (преобладающего у него) мироощущения и христианских понятий и образов. Но именно это смешение очень характерно для народного сознания России на всем протяжении ее истории после Крещения. Ведь русские люди и в селах, и в городах до сих пор сохранили множество языческих обычаев, продолжая в то же время считать себя христианами. Праздник Масленицы, святочные и иные гадания, игры в день Ивана Купала, почитание могил умерших предков с трапезами, вера в домовых и леших во многих селах — это только самые известные пережитки языческой старины, существующие сегодня, несмотря на многолетние попытки православной церкви искоренить их и вытеснить из народного быта.

Следовательно, не существует достаточного основания преувеличивать влияние исторического христианства на сознание народа в нашей стране. Оно всегда выступало в жизни народа в неразрывной связи с нехристианскими и дохристианскими образами.

Аркадий Цоглин

г. Саратов

Оригинал «Слова о полку Игореве» утрачен, о создании произведения нет данных. Большинство ученых сходятся во мнении, что оно написано в 1185 году или немного позже. Сложно понять старорусский сказ «Слово о полку Игореве», краткое содержание авторского текста поможет разобраться в событиях и их причинах.

О чем поэма Слово о полку Игореве

Перед тем как перейти к краткому содержанию всех частей «Слова о полку Игореве» стоит отметить, что описанные события происходили в 1185 году. Князь Игорь наступал со своими полками на половцев с целью их разгрома и ради собственной славы.

Поход оказался неудачным, из-за чего Русь погрузилась в еще большую смуту. При этом автором упоминаются и прошедшие исторические события.

Описание произведения

У «Слова» сложная структура. Автором описываются события разных времен, одна тема сменяется другой, чередуются истории разных правителей. Текст прерывается на лирические отступления, размышления автора и исторические справки.

Произведение написано на старорусском языке, что еще больше осложняет его восприятие. Над переводом работали разные авторы. «Слово о полку Игореве» Николая Заболоцкого в кратком содержании воспринимается легче.

Главные персонажи

Героями произведения стали действующие и предшествующие правители того времени с ближайшими родственниками:

  1. Игорь Святославич — князь Новгород-Северских земель. Самовольно отправился в поход и проиграл сражение, был пленен, позже удалось спастись и вернуться на родину.
  2. Всеволод Святославич (Буй-Тур) — родной брат Игоря. Прозвище свое получил за смелость и боевую силу. Правил курскими землями. После поражения в боях стал пленником половцев, отделившись от брата.
  3. Святослав Киевский — двоюродный брат Всеволода и Игоря, глава города Киева. Не знал о желании родственников атаковать половецкие полки. Позже упрекал их в падении Руси.
  4. Гзак и Кончак — половецкие ханы.
  5. Ярославна — жена князя Игоря.

Ярославне посвящена отдельная глава, в которой она плачет по плененному мужу, судьбе русского народа и просит помощи у природы. В этой же части Игорю удается бежать из плена, будто ответ на мольбы жены.

Слово о полку Игореве: краткое содержание по главам

Произведение состоит из:

  • зачина;
  • первой части;
  • второй части;
  • третьей части;
  • заключения.

На заметку! В кратком содержании «Слова о полку Игореве» по переводу Жуковского стоит отметить, что автор начинает свой рассказ с утверждения «Начаться же сей песни по былинам сего времени, а не вымыслам Бояновым.»

Часть первая

В кратком содержании текста после вступления переходим к действиям князей и их последствиям.

Начало похода

Природа давала знаки князьям. Началось солнечное затмение, считавшееся плохим предзнаменованием. Оно не остановило князя, считавшего, что дожидаться набегов половцев дома хуже славной битвы.

В переводе Лихачева «Слова о полку Игореве» реакция Игоря в кратком содержании:

«Страсть князю ум охватила,

и желание отведать Дон Великий

заслонило ему предзнаменование.»

Всеволод Святославич поддержал идею сразиться с половцами на их территории.

Первая и последняя победа

О походе узнали недоброжелательные правители юго-восточных государств. Половцы испугались русичей и отправились к Дону. Войска Игоря напали на половецкие полки, разграбили их, заполучили красивых девушек. Добыча была очень богатой, но князю Игорю нужны боевые стяги противника.

Встреча с половецкими ханами

Русичи остались на ночлег, они уже далеко от родного дома. В это время навстречу им уже спешили половецкие ханы Гзак и Кончак со своими ордами.

На следующий день русские князья были окружены половцами. По описанию битва сопровождалась буйством природы. Надвигалась гроза, все потемнело кругом.

Битва русичей с половцами

У реки Каялы войска начали перестреливаться из луков. Половецкая орда прибыла на лошадях, от топота которых кругом встала пыль. Русичи окружены, сомкнув свой строй, они были готовы к атаке врага.

Автор рассказывает о подвигах Всеволода Святославича. Он самоотверженно бился с половцами, забыв о своем титуле и семье.

Поражение русичей

Накаляются события, описываемые в поэме Слово о полку Игореве, краткое содержание трехдневной битвы сводится к поражению русичей. Князья оказались в плену у разных ханов. «И расстался с братом брат родной на реке кровавой на Каяле». Природа горевала о падении князя Игоря.

Отсылки к правлению Олега Святославича (Гориславича)

Произведение известно своей сложной структурой. Автор часто отступает от описываемых событий и возвращается к прошлому Руси. Он рассказывает о князе Олеге Святославиче — прародителе князя Игоря, неоднократно вступавшем в войны. Он побеждал междоусобицы, но при нем русичи обнищали, поля простаивали поросшими бурьяном, а человеческая жизнь ничего не стоила.

Что стало с Русью

Поражение Игоря стало началом разобщенности русских князей. Они перестали сообща защищать землю от половцев, каждый преследовал свои интересы. Это позволило врагу нападать на русскую землю с разных сторон. Русские города платили большую дань половцам.

Автор упоминает о недавнем победоносном походе киевского князя Святослава, в результате чего в плен был взят хан Кобяк. Игорь и Всеволод против воли главы Киева вышли атаковать половцев, но потерпели поражение. Повсюду начали говорить о том, что Игорь сделал Русь бедной и слабой.

Часть вторая

Краткое содержание «Слова о полку Игореве» по второй главе включает рассказ о реакции Святослава на произошедшие события.

Сон Святослава Киевского

В Киеве Святославу приснился вещий сон. Его поили отравленным вином и засыпали жемчугом. В окрестностях всю ночь слышалось карканье ворон, а из разбитого терема выносили мертвецов.

Наутро князь получил объяснение сна от бояр, узнав, что его кузенов пленили. Святослав упрекнул родственников за то, что те не вовремя пошли на половцев.

Обращение к другим князьям за помощью

Для краткого содержания важен рассказ о призыве к объединению всех князей ради спасения русской земли:

  1. «Князь великий Всеволод». Великий князь Владимирский.
  2. «Буй-Рюрик и Давид». Рюрик и Давид Ростиславович имеют сильную дружину, мечтающую отомстить половцам.
  3. «Ярослав, князь Галицкий». Древнерусский князь, прозванный Осмомыслом за свою мудрость.
  4. «Мстислав и буй-Роман». Волынские правители не раз побеждали восточные племена.
  5. «Ингварь, Всеволод», «Изяслав, Васильков сын». Полоцкие князья получают обвинения за то, что не могут защитить Русь с южной стороны. Один Изяслав Полоцкий вызвался преградить дорогу врагам, но из-за отсутствия поддержки пал в одиночестве.

Интересно! Ведутся споры о формировании порядка перечисления князей. Одни считают, что на последовательность повлияла география земель, другие — влиятельность правителей.

Вспоминается полоцкий князь Всеслав, прежде пытающийся добиться власти в Киеве нечестным способом. Своей цели он хотел добиться не по наследству и не в честном бою, а заручившись поддержкой восставших киевлян.

Часть третья

В кратчайшем содержании последней главы «Слова о полку Игореве» описаны переживания жены Игоря и побег князя из плена.

Плач Ярославны

Автор описывает сцену оплакивания плененного Игоря его женой Ярославной. Она мечтает превратиться в кукушку, улететь к реке Каяле и помочь любимому. Ярославна винит ветер за направление стрел не в ту сторону, а солнце — за наведение жажды на полк Игоря. Женщина обращается к Днепру с просьбой о спасении мужа.

Игорь сбегает из плена

Ночью князь сбежал из плена благодаря крещеному половцу Овлуру. Природа помогла найти дорогу домой. Гзак и Кончак отправились за беглецом. По дороге они обдумывали идею убийства сына князя Игоря. Кончак предложил заполучить его себе в заложники, женив на половецкой девушке. Гзак не согласился, объясняя это тем, что заложник сбежит на родные земли.

Конец поэмы

Для читательского дневника краткого содержания поэмы «Слово о полку Игореве» без ее завершения будет недостаточно. Ханы упускают князя Игоря. Появление пленника на родной земле описывается автором всеобщей радостью русичей. Молодые князья со своими воинами прославлены борцами за христиан против некрещеных половцев.

После прочтения «Слова о полку Игореве» краткое содержание помогает разобраться в описанных исторических событиях. В сказе не выделяется виновников. Несмотря на своевольный поход, повлекший серьезные последствия для Руси, автор отмечает героизм и доблесть древнерусских князей.

Сочинение на тему “Слово о полку Игореве”

В “Слове о полку Игореве” известный князь Игорь, до сих пор любимый герой, в маленьком историческом городке Новгороде-Северском, его портреты без претензий на историческую достоверность украшают местный краеведческий музей.

Честолюбивый и очень храбрый сын князя Святослава, как и многие другие князья в то время, мечтал о славе на поле боя и громких подвигах на благо родины. Князь Игорь был красноречивым оратором, он смог убедить не только брата прийти к нему на помощь и вместе выступить против многочисленного войско половцев во главе с ханом Кончаком, но он также смог убедить своих воинов пойти против дурного предзнаменования – затмение солнца.

Игоря считают храбрым до безрассудства. Молодость, отсутствие должного опыта помешали князю Игорю правильно оценить свои силы. Князь Игорь храбро сражался вместе со своими воинами, но войско его было не таким огромным как половецкое. Междоусобицы раздирали Русь у Игорь и не было хорошо подготовленных военных союзников кроме брата его Всеволода. Гибель брата и потери верных и отважных, как и он сам воинов были тяжелым ударом для князя Игоря. Он потерял в бою брата, князь и сам попал в плен, но это страшное испытание он преодолел. Игорь смог бежать из плена с помощью слуги. Несомненно, это свидетельствует о непреклонной воле и силе духа князя Игоря.

Любовь к жизни, свободе и родине несмотря на трагическую стратегическую ошибку характеризуют князя как настоящего доблестного воина, пусть и не самого мудрого правителя, но именно князь Игорь стал героем исторического литературного произведения, в ценности которого не приходится сомневаться. На первом месте для любого правителя должны быть не личные амбиции и поиски славы для себя, но интересы и независимость, и процветание государства.

Вариант №2. Образ и характеристика княгини Ярославны
в «Слове о полку Игореве».

Князь Игорь был женат на Ярославне, в «Слове о полку Игореве» есть отдельная глава, посвященная ей и называется она «Плач Ярославны» Начинается она в третьей части и представляет собой песню. В ней говорится о том, что такое быть матерью и женой, как тяжело, когда рядом нет близких людей, например, мужа, брата которые не вернулись с поля боя.

Война принесла много бед каждой семье, она не пощадила никого, ее последствия сказались на каждом проживающем в княжестве Игоря. Ярославна – собирательный образ русских женщин, которые потеряли родных и близких во время битвы. Она – олицетворение их плача и скорби. Ярославна обращается к силам природы, она не сдается и не отчаивается, она готова на все, чтобы вернуть тех, кто ей дорог, но не знает, как осуществить задуманное вера в то что она увидит самых дорогих людей еще жива.
Именно ей уготована роль самопожертвования. Она способна искренне любить. Ярославна ждет своего мужа не зная даже, жив он или нет,
верит в его возвращение, а также её не покидает надежда на то, что даже в самых сложных жизненных ситуациях обязательно есть выход. Её сравнивают с птицами, чаще всего с кукушкой, символом одиночества.

Через ее образ показаны страдания женщин и самой земли русской, которая скорбит о своих сынах ушедших и не вернувшихся, она взывает к силам природы, к ветру, солнцу, спрашивает у них совета, ищет у них поддержку, хочет выяснить что случилось с ее мужем, есть ли выход из сложившейся ситуации, даже думая, что Игорь может быть мертв, она продолжает верить в обратное и надеется всей душой, что он обязательно вернется. Мысленно она пытается восстановить с ним связь, чтобы передать ему свои мысли, чувства и переживания.

Вариант №3. Образ природы в «Слове о полку Игореве».

«Слово о полку Игореве» произведение, в котором акцент делается на окружающий героев мир, а именно на природу. Она выступает не в роли какой-то декорации, она является действующим лицом произведения.

Например, солнечное затмение, которое увидел князь, символизирует то, что задуманное им мероприятие не осуществится.
Игорь Святославич не обратил на этот знак никакого внимания и это привело к его поражению в битве с половцами. Другой пример, во время побега Игоря дятлы указывают ему правильный путь, а зеленая трава прячет его от врагов. Природы отражает настроение автора и его отношение к происходящим событиям в произведении. Так трава печалится вместе с Игорем во время его неудачи или нагнетаются тучи во время набега половцев. Грядущее бури также являются примером настроения автора и это также отражается на героях и дальнейших событиях.

Плач Ярославны – это особый эпизод, в котором супруга князя обращается к высшим силам: к ветру и солнцу, а также к Днепру.
Она просит их о помощи и защите, тем самым возвращаясь к своим истокам. Также в произведении много сравнений животными и птицами, такими как кукушка, сокол, ворон и другими, но в основном это сравнение касается птиц. Таким образом, с природой в «Слове о полку Игореве» тесно связан каждый из персонажей, она играет ключевую роль в этом произведении.
Основное значение и смысл, который хочет донести автор своему читателю, это то что человек и природа – это одно целое.

Сочинение по произведению Слову о полку Игореве

«Слово о полку Игореве» считается первым литературным русским произведением. Произведение окружено тайнами и загадками. Его автор неизвестен, но есть несколько теорий.

Вероятнее всего произведение было создано монахом, так как события описываемые в слове, происходили в 1185-1188 годах. В это время грамотой владели лишь священнослужители. Однако, оригинальной рукописи произведения не сохранилось. Человечество владеет лишь копиями, созданными Мусиным-Пушкиным в XVIII веке. По преданию, этот дворянин нашел рукопись, но позднее она была уничтожена при пожаре. Это позволяет выдвинуть теорию о том, что Мусиным-Пушкин — автор слова.

В произведении описаны события похода князя Игоря против половцев в XII веке. Образ князя негативно оценивается автором. Он предстает горделивым, эгоистичным, тщеславным человеком. Игорь твердо стоит на своем мнении, не прислушивается ни к чему. В поход он отправился лишь для того, чтобы доказать свою смелость, доблесть и решительность.

Поход заканчивается неудачно. Князь попадает в плен. Этим моментом автор подчеркивает, что нельзя идти в поход лишь для того, чтобы показать себя во всей красе. Воевать надо лишь для того, чтобы освободить свое Отечество от захватчиков.

В XII Русь была раздроблена. Автор в образе Святослава призывает всех князей к объединению своих сил. Святослав читает речь о том, что нельзя добиться одной большой цели одному. Только единое государство может противостоять захватчикам. Эти слова актуальны и сегодня. В единстве сила — такую мысль пытается донести автор до читателя.

Ярославна, жена Игоря, тяжело переживает разлуку с мужем. В ее образе сосредоточены чувства, которые испытывают жены и матери, чьи мужья и сыновья воюют на чужбине. Ярославна обращается к природе и просит прощение у богов за супруга. Ей хочется побыстрее увидеться с ним. Жена просит, чтобы он пришел к ней целым и невредимым.

«Слово о полку Игореве» признано не только оставить память о походе Игоря, но и вывести из прошлого уроки, которые необходимо усвоить будущим поколениям: нельзя разъединяться перед лицом опасности, нужно быть верной женой и ждать супруга.

По произведению Слову о полку Игореве

Популярные сочинения

Несмотря на то, что многие люди убедительно доказывают, что ясная погода в летний день гораздо лучше, чем прохладный день, например, осенней порой, мне это не понятно.

Пискарев является одним из центральных персонажей в произведении. Он является молодым и застенчивым мастером художественных дел, который живет в Петербурге. Как и типичный представитель

Пасха – это религиозный праздник. Этот праздник считается самым важным в христианстве. День, когда Иисус Христов воскрес из мёртвых, поэтому люди, встречаясь друг с другом в это воскресенье, говорят: «Христос воскресе!»

Сочинение по произведению «Слово о полку Игореве»

Создатель «Слова о полку Игореве» написал свое произведение в 1185 году. В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство, созданное великим князем Олегом, процветавшее во время правления Владимира Святославича и Ярослава Мудрого, после его смерти стало разъединяться на многие княжества и приходить в упадок. Киев сохранял древние традиции своей доблести, он славился историческими преданиями, могилами прославленных князей, начиная с Олега. Киевский князь носил звание «великого князя». Разделение страны на мелкие княжества сопровождалось кровопролитными междоусобицами князей, желавших захватить наиболее богатые земли.

В это время половцы близко подошли к южным границам Руси. В 80-х годах ХII века князь Святослав Всеволодович, собрав русских князей и их дружины, сразился с половцами. Они были отброшены в степи. Но в 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.slovo o polku igoreve 19

«Слово о полку Игореве» является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. «Словом о полку Игореве» нам с большой точностью передан образ Древней Руси. В него входят характеры русских людей, описания природы, мирного труда. Главным чувством, волновавшим автора «Слова о полку Игореве», была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. Он — великий русский мыслитель — рисует разные слои народа XII века. Он противопоставляет их смелость, доблесть, и трудолюбие стремлению князей к обособлению. Младшие дружинники, куряне им описаны как «сведоми къмети», воины-богатыри черниговцы «бес щитовъ съ засапожника кликомъ плъкы побеждають, звонячи въ прадеднюю славу». В «Слове о полку Игореве» описаны страдания простого народа от набегов половцев.

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.

В Путивле к князю Игорю присоединяется князь Черниговский Буй-Тур Всеволод. В «Слове о полку Игореве» он описывается как великий воин:

«Куда ты, Тур, поскачешь, посвечивая своим золотым шлемом, там лежат поганые половецкие головы».

С объединенными силами своего войска и Буй-Тур Всеволода князь Игорь вступает на половецкую землю. Все здесь ему враждебно: и степь, и птицы, и звери. Но Игорь решителен, как и его войско. Они, «к славной изготовившись борьбе, добывая острыми мечами князю славы, почестей себе», идут дальше, на битву с половцами.

В первый раз, «на рассвете, в пятницу, в туманах», русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего. Огромная орда надвигается на лагерь Игоря, где он остановился на ночлег. Игорь и Буй-Тур Всеволод предчувствуют тяжелую битву. Любой бы на их месте отступил, но они решают сразиться с половцами, во много раз превосходящей их силой.

Наутро сама природа предвещает тяжелую развязку:

«Ночь прошла, и кровяные зори
Возвещают бедствие с утра.
Туча надвигается от моря
На четыре княжеских шатра.»

Столкнулись две огромные силы в битве, какой еще не было. С огромным мужеством и отвагой сражались русские войска. Во время боя проявляется ратная доблесть Буй-Тур Всеволода. Со своими полками он стоял в обороне. Лишь на третий день пали Игоревы знамена. Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве. Самого князя Игоря Новгород-Северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в «Слове о полку Игореве» описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Остановленные Святославом, отцом Игоря и Всеволода, они вновь пошли на Русь. Разлилась печаль по русской земле: «…стонет Киев над горою, тяжела Чернигову напасть». Половцы стали собирать дань с городов «по белке со двора».

Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.slovo o polku igoreve 05

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу. Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в «золотом слове». В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Затем автор рассказывает о возвращении Игоря Новгород-Северского из половецкого плена. В Путивле горюет жена Игоря, Ярославна. Она обращается к Ветру, Днепру и к Солнцу с просьбой помочь Игорю бежать из половецкого плена. В лице Ярославны автор изображает всю Русь, страдающую от бесчисленных набегов половцев (смотри сочинение «Образ Ярославны в «Слове о полку Игореве»). И, словно услышав этот призыв, Игорь с помощью Овлура вырывается из позорного заточения. Загнав коня, он добирается до Донца. В своей речи Игорь обращается к нему, как к великой реке: «О река. Немало в тебе величья!». Он обращается к Донцу как к первому вестнику встречи с Русью, которая представляется ему единой, неделимой Родиной. В погоню за князем скачут Гзак и Кончак, но она оканчивается безуспешно. Половцы доезжают до Донца и не находят там Игоря. Все произведение заканчивается ликованием радости, смелости, веселья по случаю возвращения князя Игоря.

Главная идея «Слова о полку Игореве» в том, что вся Русь должна быть единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой гибели. На примере князя Игоря Новгород-Северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. «Слово о полку Игореве» оказалось пророческим произведением.Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

3 Комментарии

Основная идея «Слово о полку Игореве» — единство Русской земли, призыв к русским князям прекратить взаимные раздоры и вместе выступить против общего врага. Неизвестный автор «Слова» выражает думы и стремления русского народа – в этом заключается народность произведения. . Механика построения отношений

сpacibo sa xorosoe sohinenie isBinite hto angliiskimi bykBami a prosto inostranec

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ  
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО ЛИТЕРАТУРЕ  
ПО ПРОГРАММАМ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
 
Билет № 1
1.  Ответьте на вопрос: «В чём состоит актуальность «Слова о полку Игоре» в наши
дни?»
2.  Расскажите об особенностях «золотого века» русской поэзии.
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений  М.Ю. Лермонтова (по вашему
выбору из программы 9 класса).  
 
Билет № 2
1.  Расскажите,  в чем причина несчастной любви Надежды из рассказа  И.А. Бунина
«Темные аллеи». Объясните смысл названия рассказа.  
2.  Расскажите, какую роль играет  «внутренний монолог» в создании образа главного
героя в сентиментальном романе Ф.М. Достоевского «Белые ночи».
3.  Прочитайте наизусть одно стихотворение (или отрывок) А.С. Пушкина (по вашему
выбору из программы 9 класса).
 
Билет № 3
1.  Объясните роль авторских отступлений в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.  Расскажите, как в тексте рассказа А.И. Солженицына «Матренин двор» выражается
авторское отношение к персонажам (к Матрене, к другим обитателям деревни, к
людям, разбирающим горницу и т.д.).
3.  Прочитайте наизусть один из монологов Гамлета из одноименной трагедии
У. Шекспира (по вашему выбору).  
 
Билет № 4
1.  Определите роль композиции в раскрытии характера Печорина (по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
2.  Ответьте на вопросы: «Чем интересна трагедия И.Ф. Гете для современного
читателя? В чем состоит пафос произведения?»
3.  Прочитайте наизусть стихотворение русского поэта  XIX-го века (по вашему
выбору из программы 9-го класса).  
 
Билет № 5
1.  Ответьте на вопрос: «В чём состоят особенности древнерусской литературы?»
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из «Слова о полку Игореве».
2.  Расскажите, какие темы особенно часто звучат в поэзии С.А. Есенина (на примере
изученных в 9-ом классе стихотворений поэта).
3.  Прочитайте наизусть один из монологов Гамлета из одноименной трагедии
У.  Шекспира (по вашему выбору).
   Билет № 6
1.  Дайте определение понятию гротеск.  Расскажите, какова роль гротеска в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».  
2.  Проанализируйте стихотворение Б.Л. Пастернака «Быть знаменитым некрасиво».
Найдите эпитеты, метафоры, сравнения. Объясните, какой образ создает поэт с
помощью указанных вами средств художественной выразительности.
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов XIX-го века по вашему выбору
(по программе 9-го класса).
 
Билет № 7
1.  Определите тему и идею рассказа И.А. Бунина «Темные аллеи».
2.  Проанализируйте стихотворение А.Т. Твардовского «Я убит подо Ржевом…» как
поэтический памятник неизвестному солдату.
3.  Прочитайте наизусть монолог Чацкого «А судьи кто?» из комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
 
Билет № 8
1.  Расскажите о характерах и  поступках персонажей романа Ф.М. Достоевского
«Белые ночи».
2.  Расскажите о жанровых особенностях рассказа, иллюстрируя свой ответ
примерами из изученных в 9-ом классе произведений А.П. Чехова.
3.  Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 9
1.  Проанализируйте одно из стихотворений любовной лирики А.С. Пушкина (по
вашему выбору из программы 9-го класса).  
2.  Расскажите, как в повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» выражено авторское
отношение к социальным процессам того времени.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 10
1.  Перечислите особенности русского классицизма как литературного направления.
Назовите представителей этого направления и их произведения.
2.  Расскажите о дружбе Ленского и Онегина и авторском отношении к героям (по
роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение В.А. Жуковского (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
   Билет № 11
1.  Расскажите о  характерных особенностях оды (на примере изученных
произведений). Назовите русских писателей, создававших оды.
2.  Раскройте содержание понятия «мотив» в лирическом произведении. Назовите
мотивы, характерные для творчества С.А. Есенина. Приведите примеры из
стихотворений.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
Билет № 12
1.  Назовите отличительные черты реализма (не менее трех по программе 9-го класса).
2.  Расскажите, о различии сестер Лариных (по роману А.С. Пушкина  «Евгений
Онегин»).
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений поэтов XX-го века по вашему выбору
(по программе 9-го класса).
 
Билет № 13
1.  Объясните, как в стихотворении А.С. Пушкина «Пророк» раскрыта тема
назначения поэта и поэзии.
2.  Расскажите, как  раскрывается тема войны в рассказе М.А. Шолохова «Судьба
человека».
3.  Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» (по вашему
выбору).
 
Билет № 14
1.  Объясните смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
2.  Расскажите, как утверждаются идеи ценности человеческих отношений в
литературе ХVІІІ века (на примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза»).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XIX-XX  веков (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 15
1.  Расскажите, какие художественные средства использует В.В. Маяковский в своем
поэтическом творчестве, чего достигает поэт с помощью этих средств (на примере
изученных в 9 классе произведений).
2.  Ответьте на вопрос: «Почему Печорин эгоист поневоле?»  (по роману
М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
 
   Билет № 16
1.  Расскажите о темах и мотивах лирики А.С. Пушкина. Приведите примеры из
изученных вами произведений по программе 9-го класса.
2.  Объясните, почему А.И. Солженицын рассказ «Матренин двор» первоначально
назвал по-другому: «Не стоит село без праведника».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта XX века (по вашему выбору по
программе 9 класса).
 
Билет № 17
1.  Раскройте понятия  «художественный тип» и «типичный характер». Приведите
примеры. Обоснуйте свой ответ примерами из изученных произведений по
программе 9-го класса.
2.  Расскажите об отношении Печорина к женщинам: Бэле, княжне Мери, Вере (по
роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве» (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 18
1.  Назовите особенности просветительского реализма в комедии А.С. Грибоедова
«Горе от ума».
2.  Расскажите о роли сатирического обличения в  изображении персонажей в поэме
Н.В. Гоголя «Мертвые души».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XX  века (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 19
1.  Раскройте понятие «анакреонтическая поэзия». Назовите ее основных
представителей.
2.  Проанализируйте стихотворение Н.А. Заболоцкого (по вашему выбору по
программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из поэмы Н.В. Гоголя «Мёртвые души» (по вашему
выбору).
 
Билет № 20
1.  Раскройте понятие «лирический герой» (на примере изученных произведений
А.С. Пушкина).
2.  Расскажите об истории создания поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия».
Расскажите о системе персонажей поэмы.
3.  Прочитайте наизусть стихотворение С.А. Есенина (по  вашему выбору по
программе 9-го класса).
 
   Билет № 21
1.  Ответьте на вопрос: «Какой «вечный сюжет» использован Н.В. Гоголем в поэме
«Мертвые души»?»  
2.  Расскажите о жанровых особенностях трагедии, иллюстрируя свой ответ
примерами из трагедии У. Шекспира «Гамлет».
3.  Прочитайте наизусть  монолог Фамусова из комедии А.С. Грибоедова «Горе от
ума» (по вашему выбору).
 
 
Билет № 22
1.  Раскройте характерные черты сентиментализма как литературного направления на
примере повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза».
2.  Расскажите о жанровых особенностях русского романса и песни XIX-XX вв.  
3.  Прочитайте наизусть монолог Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»
(по вашему выбору).
 
Билет № 23
1.  Назовите общее и различное в таких художественных направлениях русской
литературы, как классицизм и сентиментализм, приводя примеры из изученных
произведений по программе 9-го класса.
2.  Охарактеризуйте героев романа Ф.М. Достоевского «Белые ночи»  – Мечтателя и
Настеньку. Расскажите, как автор относится к Мечтателю.
3.  Прочитайте наизусть отрывок из «Слова о полку Игореве» (по вашему выбору).
 
Билет № 24
1.  Раскройте основные мотивы лирики М.Ю. Лермонтова (на примерах конкретных
произведений поэта).
2.  Расскажите о значении образа Беатриче в поэме Данте Алигьери «Божественная
комедия».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение А.С. Пушкина (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 25
1.  Объясните смысл названия повести М.А. Булгакова «Собачье сердце».
2.  Охарактеризуйте образ лирического героя в стихотворении М.Ю. Лермонтова
«Смерть поэта».
3.  Прочитайте наизусть стихотворение поэта  XX-го века (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
   Билет № 26
1.  Расскажите об истории создания романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
2.  Раскройте основные мотивы стихотворений В.А. Жуковского. Прокомментируйте
слова В.Г. Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».
3.  Прочитайте наизусть отрывок из оды М.В. Ломоносова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).  
 
Билет № 27
1.  Раскройте понятие «характер литературного героя». Назовите индивидуальные
черты персонажей комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
2.  Расскажите, как А.А. Ахматова отразила в своих произведениях всенародное горе
во время Великой Отечественной войны (для примера используйте произведения
по программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть отрывок из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (по
вашему выбору).
 
Билет № 28
1.  Назовите выдающихся представителей эпохи Возрождения, произведения которых
вы изучали в 9-ом классе. Охарактеризуйте особенности этого периода в истории
литературы.
2.  Раскройте понятие «сатира». На конкретных примерах покажите отличительные
особенности сатирических произведений (произведения по программе 9-го класса).
3.  Прочитайте наизусть стихотворение М.Ю. Лермонтова (по вашему выбору из
программы 9-го класса).
 
Билет № 29
1.  Расскажите об «онегинской строфе» (количество стихов, способ рифмовки,
строфические переносы).  
2.  Охарактеризуйте реализм как литературное направление, иллюстрируя свой ответ
примерами из изученных в 9-ом классе произведений.  
3.  Прочитайте наизусть одно из стихотворений Г.Р. Державина (по вашему выбору по
программе 9 класса).  
 
Билет № 30
1.  Объясните значение понятий «вечный сюжет» и «типичный представитель» на
основе изученных произведений (по программе 9-го класса).
2.  Расскажите об  основных  темах и мотивах творчества С.А. Есенина.
Проиллюстрируйте свой ответ примерами из произведений поэта.
3.  Прочитайте наизусть одно стихотворение (или отрывок из стихотворения) Г.Р. Державина (по вашему выбору из программы 9-го класса).

  • Слушать рассказ старуха изергиль
  • Слушать рассказ старик хоттабыч
  • Слушать рассказ собачье сердце
  • Слушать рассказ станционный смотритель 7 класс пушкин краткое содержание
  • Слушать рассказ солоухина под одной крышей