Василий Шукшин — Чудик:
Краткое содержание
Деревенский киномеханик Василий Егорыч Князев постоянно влипал в разные нелепые истории. Оттого жена и прозвала его «чудиком», а другие люди могли запросто назвать и дураком. Лет двенадцать не виделся он со старшим братом Дмитрием, уехавшим на Урал, и решил его навестить. В городе, до отправления поезда, он купил в магазине сладости племянникам и увидел оброненную каким-то рассеянным покупателем крупную купюру в 50 рублей. Он с шутками вручил ее продавщице, ушел и понял, что деньги были его собственные. Если пойти в магазин – заподозрят, что решил прикарманить чужое. Могут и вовсе не отдать. Пришлось ехать домой, выдержать брань и пару ударов от жены, а после снять со сберегательной книжки еще 50 рублей на дорогу.
В поезде Чудик заслушался чужими историями из жизни и рассказал свою. Только в ее достоверность никто не поверил. После поезда он пересел на самолет. Ему ужасно хотелось поговорить с соседом, но тот уткнулся в газету, а перед посадкой, как бывалый пассажир, даже пристегиваться не стал. Однако посадка была аварийной, на поле с картошкой, и у гражданина от удара вылетела вставная челюсть. Чудик разыскал ее и вручил владельцу, а тот разозлился, побрезговал его немытыми руками.
Стихотворный текст телеграммы жене телеграфистка требует изменить на казенный. Наконец, Василий спешит к брату. Тот встречает его тепло, по-родственному. Вот только жена его, буфетчица Софья Ивановна, недовольна. Она ценит только родню со связями, городскую. Вспоминать детство, и сетовать на характеры жен братья отправляются на улицу. Дмитрий признается, что жена стыдится деревенского происхождения, и детей приучает к тому же.
Наутро, чтобы угодить снохе, Чудик покрывает рисунками детскую коляску. Увидев «народное творчество», Софья требует, чтобы «дурак» убирался вон. Смущенный Дмитрий выпроваживает огорченного Васятку. Домой он возвращается уже позабывшим все неурядицы этого путешествия.
Читательский дневник по рассказу «Чудик» Шукшина
Сюжет
39-летнего деревенского киномеханика Василия Князева жена считает чудиком. Он добрый, как ребенок, и вечно попадает в неприятности. Князев едет на Урал в гости к брату Дмитрию. Чтобы понравиться его жене-буфетчице Софье, тайком разукрашивает узорами коляску их ребенка. Брат по требованию жены выгоняет его. Князев уезжает. Он не в обиде, он не умеет злиться.
Отзыв
Картины нравов деревни и города, семейных, родственных отношений. Чудики – герои рассказов Шукшина. Это люди с открытой душой, чуткие, наивные, восторженные, «неудобные» в быту, безобидные. Сталкиваясь с ними, люди могут увидеть свое истинное лицо. Незлопамятность – одно из важнейших качеств человека. Тема жажды и радости жизни, общения, доверия, дружбы, творчества. Люди сами делают себя несчастными, когда живут навязанными стереотипами.
Краткое содержание Шукшин Чудик
Рассказ Василия Шукшина «Чудик» был опубликован в журнале «Новый мир» в 1967 году.
Главный герой рассказа – сельский киномеханик Василий Егорович Князев, тридцати девяти лет, по прозвищу Чудик. Прозвище это дали ему за то, что он частенько попадал в разные досадные ситуации.
Однажды решил поехать в гости к брату, который жил на Урале. Не виделись они с братом вот уже двенадцать лет. Собрал он вещи и поехал в районный центр, откуда надо было еще ехать на поезде, а потом – часа полтора на самолете.
Взял Чудик билет на поезд, и, чтобы скоротать время, зашел в магазин за подарками племянникам. Купил конфет с пряниками и шоколад. Открыл чемодан, чтобы уложить подарки, глядь – а на полу пятьдесят рублей лежит. Выронил кто-то, понял Чудик. «Хорошо живете, граждане! – объявил. – А вот у нас такими бумажками не бросаются!» Народ у прилавка заволновался: это не рубль и не трешка, вполне приличная сумма. Решили положить на видное место – авось объявится хозяин.
Отошел Чудик от магазина и вдруг понял – а деньги-то его. Ему в сберкассе как раз и выдали две бумажки: двадцать пять и пятьдесят рублей. Четвертную он только что разменял на подарки. А пятидесяти у него нет. Это она теперь лежит в магазине. Расстроился Чудик, а вернуться в магазин себя заставить не может. Никто ведь не поверит, скажут: прикарманить решил.
Делать нечего, поехал домой жене сдаваться. Та поругалась, огрела для порядка шумовкой, а потом они сняли еще пятьдесят с книжки, и он вновь пустился в свое путешествие.
У брата Дмитрия было трое ребятишек и жена Софья. Выпили они с братом, закусили, детство, отца с матерью стали вспоминать. А Софья злобствует, все им замечания делает. И чего расселись, разговорились, никакого покоя нет. «Не нравишься ты ей, — объясняет Дмитрий Чудику. – Прост слишком, ей бы родственника рангом повыше, руководителя какого-нибудь. Чтоб при должности состоял. Она и меня не любит. Не любит, а живет. Да разве ж это жизнь?» Чудик возражает, что много замечательных личностей было из сельских жителей, но куда там. Разве грубых и злых людей переделаешь? А отчего они такими стали – пойди, разберись.
Утром, когда брат с женой ушли на работу, Чудик позаимствовал у детей брата краски, кисточку и разукрасил коляску его младшего сына. Цветочки, травку, птичек на ней нарисовал. Хотел, чтобы сноха порадовалась. Потом прогулялся по городку. Вернулся – сноха с братом ругается. Грозится выкинуть Чудика из дома, если он не уберется сам. Не понравилось ей его творчество.
Забрался Чудик в сарай и стал горевать. А вечером брат принес его чемодан. И вернулся Чудик домой.
Чудик – простой русский человек, честный, добрый, безыскусный. Этот образ явно отсылает читателя к иванушкам из русских сказок, которые – сложись такая ситуация – станут героями, а нет – так и живут незаметно. Разве что чудят иногда.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Шукшин. Все произведения
Чудик. Картинка к рассказу
Сейчас читают
Мальчик Том живет с тетей Корнелией и дядей Карлом. Том иногда ведет себя не очень хорошо. Как-то раз прожег дырку на портьере, подрался с соседским мальчиком и пускал цветные пузыри в библиотеке
Семена Иванова назначили новым сторожем железной дороги. Служил он раньше денщиком у офицера, а когда война окончилась, все не мог найти себе работы. Службой его были довольны, потому, когда Семен однажды столкнулся с бывшим начальником
Гиены с давних времен имеют плохую репутацию, хотя внешне эти животные выглядят довольно мило. Они кажутся добрыми и внушают доверие, как, например, ксендз или важный чиновник. И все же гиен не любят, их боятся и им приписывают разные волшебные свойства.
ать автора родилась в Соломбале. В мастерскую к ее отцу Ивану Михайловичу по пошиву парусов на верфи часто заходили моряки. Здесь познакомились Анна Ивановна (дочь Ивана Михайловича) и мурманский штурман
Главный герой рассказа «Репетитор» Антона Павловича Чехова — студент Егор. Чтобы хоть как-то заработать деньги, юноша работает репетитором. Но не все ученики способны к обучению.
Краткое содержание В.М. Шукшин «Чудик»
Творчеству Василия Макаровича Шукшина присущ особый авторский реализм. Рассказ «Чудик» впервые вышел в свет в 1967 году, пополнив копилку историй о простых, но особенных людях. В центре повествования стоит добродушный сельский мужчина, постоянно попадающий в досадные происшествия. Позволит сэкономить время на прочтении полного произведения «Чудик» краткое содержание.
Основные персонажи
- Чудик — сельский житель, которого преследуют мелкие неприятные ситуации.
- Жена главного героя — с иронией относится к особенности мужа, но иногда выходит из себя.
- Сноха Софья Ивановна — работает буфетчицей, не уважает людей, которые ничего не добились в жизни.
- Брат Дмитрий — семьянин, отдал бразды правления жене, ей не перечит.
Краткий пересказ даст возможность лучше познакомиться с героями.
Пересказ тезисно
В кратком содержании рассказа В.Шукшина «Чудик» можно выделить несколько эпизодов, в которые с главным героем случались мелкие неприятности:
- Главный герой собирается на Урал проведать брата.
- Ситуация с оброненной в магазине купюрой. Неприятное объяснение с женой.
- Неудавшаяся шуточная история в поезде.
- Случай в самолёте при посадке. Главный герой вызвал гнев соседа, взяв в руки вставную челюсть.
- Сложности с телеграммой жене.
- В гостях у брата. Неприятие снохи.
Краткое содержание рассказа
Прозвище главного героя сочинила жена. Ниже представлено краткое содержание рассказа «Чудик».
Сборы
В очередной отпуск главный герой решает съездить к брату Дмитрию. Дорога предстояла дальняя – на Урал. Он тщательно собирался: хотел взять блесну для рыбалки, но не нашел. Неудачно сострил на шутку жены, что она ее случайно зажарила (острить мужчина очень любил, но не умел).
На расспросы соседей, куда это он поутру с чемоданом, будущий путешественник отвечал с гордостью: «На Урал». Мол, дальняя дорога для него — обычное дело.
В городе пошёл за гостинцами для племянников. В магазине слушал беседу горожан. Городских жителей главный герой уважал, побаивался только хулиганов и продавцов.
Ситуация с купюрой
Купив сладостей, мужчина отошёл от прилавка и попытался уложить всё в чемодан. Вдруг на полу под прилавком увидел пятьдесят рублей. Захотелось поостроумнее пошутить, пока люди сами не заметили деньги. «Хорошо живёте! У нас такими бумажками не раскидываются!» – выдумал он.
Выйдя из магазина, Чудик с ужасом понял, что бумажка выпала у него самого! Вернуться он постыдился, поэтому пришлось ехать домой, получить нагоняя от жены и взять ещё денег.
В поезде и самолёте. Сложности с телеграммой
В поезде главный герой заводит разговор с попутчиком, но тот не оценил рассказанной деревенской истории о том, как пьяный мужик гонялся за матерью, а она беспокоилась, как бы он не обжёгся.
Сел в самолёт. Здесь ему также попался необщительный сосед, уткнувшийся в газету. При посадке возникла ошибка, и самолёт, выкатившись со взлетно-посадочной полосы, оказался на картофельном поле. В результате сосед потерял вставную челюсть. Чудик кинулся помогать, нашёл, но напоролся на гневную тираду за то, что взял челюсть руками (микробы же).
Хотел в шутливой форме передать телеграмму жене, но телеграфистка заявила, что так не положено, и сократила послание до двух банальных слов.
В гостях
Сноха Софья оказалась сварливой женщиной, брата мужа сразу невзлюбила. Слишком простой, деревенский. Пообщаться в квартире не дала, постоянно делала замечания, возмущалась. Пришлось братьям переместиться во двор.
Утром Дмитрий и Софья ушли из дома, а Чудик придумал, как задобрить сноху. Решил разрисовать детскую коляску.
Чудик разрисовал коляску племянника
Однако сноха не оценила художественного таланта деверя, повздорила с мужем, заявила, что не желает видеть этого человека у себя дома. Дмитрий не смог противостоять жене, и Чудику пришлось вернуться домой раньше, чем планировал.
Возвращение домой
Пока чудик шел домой, настроение его улучшалось, он даже начал напевать. Но потерял равновесие и чуть не упал в лужу.
В конце произведения Шукшин, наконец, представляет читателю Чудика. Василий Егорыч Князев, по профессии киномеханик, 39 лет. Ребёнком мечтал стать шпионом, любил сыщиков и собак.
Основная идея рассказа
Почему добродушный, простоватый мужчина постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко? Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих. «Почему я такой?» – переживает он.
Автор представляет читателям ситуации, когда открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих. Из краткого содержания «Чудик» Василия Шукшина видно, что герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой.
Об авторе
Василий Маркович Шукшин родился в 1929 году в крестьянской семье села Сростки, что находится в Алтайском крае. С самой ранней юности писатель был вынужден заниматься тяжелым трудом — работал в колхозе, на заводах, затем служил на флоте (кстати, именно во время службы и состоялась проба пера Шукшина — свои рассказы он тогда читал другим морякам). После вернулся на малую родину и стал учителем русского языка и литературы, однако задержался в селе ненадолго. В 1954 году Шукшин отправился покорять Москву, поступил во ВГИК, на режиссерское отделение. Именно в студенческие годы по настоянию своего руководителя Василий Маркович начал отправлять свои произведения в различные журналы. Первая публикация состоялась в 1958 году в журнале «Смена» (рассказ «Двое на телеге»).
Шукшин состоялся не только в карьере писателя, он проявил себя и как талантливый актер, режиссер, сценарист. Литературное же наследие его составляют два романа, несколько повестей, написал он даже три пьесы, основную же часть творчества Шукшина составляют рассказы. Одним из таких и является произведение «Чудик».
Автор был награжден многими популярными премиями в области кинематографа и литературы, некоторые из них были присвоены писателю посмертно. Скончался Шукшин в 1974 году на 46-м году жизни, причиной смерти стал инфаркт.
Проблематика
- социальная;
- философская.
Смысл названия
Чудик — это прозвище главного героя (только в конце рассказа сообщается, что на самом деле Чудика зовут Василий Егорович Князев). Прозвище это характеризует его главную особенность: Чудик странный, не приспособленный к жизни в обществе, простодушный. Шукшин в образе Чудика поднимает проблему душевной простоты, открытости. Общество отвергает человечность, прикрываясь социальными шаблонами. Поэтому Чудику становится хорошо только при общении с природой: ведь дождик не может быть неискренним.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: рассказ.
Жанровые особенности: рассказы Василия Макаровича Шукшина в жанровом отношении сближаются, несмотря на краткость, с романом: в них вмещается вся жизнь человека, поднимаются глобальные вопросы бытия. Можно сказать, что в этом отношении Шукшин стал продолжателем традиции Чехова.
При этом Чудик — представитель характерного для русской литературы типа «маленького человека» (как, к примеру, Акакий Башмачкин в повести Н. В. Гоголя «Шинель» или Макар Девушкин в романе Ф. М. Достоевского «Бедные люди»).
Время и место действия: действие рассказа происходит на Урале и в родном селе Чудика. Время — современное автору.
Главные герои
Всего в рассказе три действующих лица (побочные персонажи не в счет) — это сам Чудик, Василий Егорыч Князев (примечательно, что имя его читателю открывается только в конце рассказа), его брат Дмитрий Егорович и сноха Софья Ивановна. Все они выходцы из деревни, однако мировоззрение их сильно отличается друг от друга. Если на одном полюсе стоит характер Чудика — наивный, простой, странноватый, то противоположен ему образ Софьи Ивановны — она, несмотря на свое происхождение, презрительно и высокомерно относится к сельским жителям, во всем она стремится соответствовать нормам городской жизни, мерилом успеха для нее является наличие руководящей должности. Дмитрий находится где-то посередине между женой и братом. Он теперь живет в городе, но, приспособившись к этой новой жизни, он не забыл своих корней — по-прежнему близок с братом, все так же может задушевно вести с ним беседу, все так же ценит простоту и естественность.
Второстепенные персонажи
Также при анализе «Чудика» Шукшина нельзя обойти других героев, которые принимают участие в сюжете. И кассирша, у которой Василий Егорович обронил пятьдесят рублей, и пассажир самолета, потерявший вставную челюсть, и телеграфистка, заставившая Чудика изменить текст послания жене, — все они носители городской морали, стоят в оппозиции к деревенскому простодушию главного героя и тем самым раскрывают его характер.
О чем рассказ?
Для того чтобы анализировать произведение, нужно его очень внимательно прочитать. Небольшое по объему можно даже два раза. Перед тем как проводить анализ «Чудика» Шукшина, кратко напомним, о чем же, собственно говоря, этот рассказ.
Героем произведения является Василий Егорыч Князев, он немного странноват, имеет необычные привычки, за что супруга зовет его не иначе, как Чудиком, работает киномехаником, живет в селе. И вот он собирается в гости к брату, с которым они не встречались долгих двенадцать лет и который живет в городе на Урале. Во время путешествия с героем постоянно происходят какие-то неприятности: то он потеряет деньги, то, оказав помощь, получит нагоняй, то будет испытывать неприязнь своей снохи. После того как Князев понимает, что в доме брата ему не рады, он улетает обратно. В своей родной деревне он снова чувствует себя счастливым.
Композиция
Все произведение можно условно разделить на три части. Первая — вступление. Здесь мы видим, как у героя зарождается мысль съездить в гости к брату. Во второй, основной, части мы наблюдаем злоключения Чудика в городе, заканчивается эта часть кульминацией всего рассказа — попыткой Василия сделать снохе приятное, разрисовав ее коляску, и ее ругань в ответ на это. Последняя, третья, часть — развязка сюжета, где герой возвращается в свою деревню, где он, как ребенок, бежит босиком по мягкой траве и радуется тому, что он снова дома, что душа его снова на месте.
Основная идея рассказа
Почему добродушный, простоватый мужчина постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко? Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих. «Почему я такой?» – переживает он.
Автор представляет читателям ситуации, когда открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих. Из краткого содержания «Чудик» Василия Шукшина видно, что герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой.
Вроде бы простая зарисовка из жизни странного, неудачливого человека, однако при анализе «Чудика» Шукшина становится понятно, что автор не просто так описывает все неурядицы, происходящие с его героем. Так, Шукшин поднимает свою излюбленную проблему, которая встречается во многих его произведениях, — противопоставление города и села. В городе Василий Егорыч чувствует себя непринятым, чужим, он постоянно совершает те действия, которые вызывают насмешки, недоумение, даже гнев окружающих. Он действует просто, так, как говорит ему его наивное сердце — в городе так не делают, а потому герой и кажется чудным, смешным и странным. Он хочет помочь, сделать доброе дело, а выходит только хуже. В конце концов Чудик понимает, что в городе таким, как он, не место, и уезжает к себе в деревню. Здесь же герой снова обретает спокойствие, он снова дома, снова счастлив. Так Шукшин показывает, что человеку с простыми нравственными ценностями, естественным наивным взглядом на мир чуждо условное пространство города, заполненное искусственными правилами и нормами поведения.
Источник
Источник
Оказываю консультационные услуги в сфере банкротства.
Практическое занятие по теме «Творчество
писателей-прозаиков в 1950-1980-е годы» (на примере рассказов В.Шаламова
«Сентенция» и В. Шукшина «Чудик»)
Цель занятия: Дать общее представление о
направлениях развития литературы 1950-1980-х годов, познакомить с творчеством
писателей этого периода.
Задачи:
1. Актуализировать
знания, полученные на лекции.
2. Изучить
рассказ Варлама Шаламова «Сентенция» (используя прием чтения с остановками)
3. Посмотреть
мультфильм по рассказу Василия Шукшина «Чудик». Поработать над содержанием и
идеей рассказа, раскрытой в мультфильме.
Слово преподавателя: Добрый день!
На лекции мы с вами познакомились с
интересным периодом в литературе: литературе Советского времени 1950-1980-х
годов. Предлагаю выполнить задание для разминки, называется «Правда или
вымысел». Ваша задача — прослушать какой-либо факт о литературе того времени и
сказать, является ли он правдивым или вымышленным. Ответ можно дополнять своими
мыслями. Готовы?
1. Литературу
1950-1980-х можно условно разделить на 3 периода.
Правильный ответ: правда.
Первый период — литература послевоенного времени. Второй период — «оттепель».
Третий период – период «застоя».
2. «Оттепель»
в литературе ознаменовалась появлением новых направлений. Период отмечен
стремлением писателей показать лишенные идеализации реально существующие
жизненные противоречия.
Правильный ответ: правда.
3. Из
литературы полностью ушли каноны соцреализма.
Правильный ответ: вымысел.
Каноны соцреализма не ушли полностью, но постепенно преодолевались. Развитие
литературы в период 1950 — 1980-х годов связано прежде всего с восстановлением
принципов реалистического искусства.
4. Одним
из ярчайших представителей «Деревенской прозы» стал Василий Макарович Шукшин.
Также ярко и определенно новое мироощущение «деревенской прозы» выражено в
творчестве Валентина Григорьевича Распутина и Виктора Петровича Астафьева.
Правильный ответ: правда.
Слово преподавателя: Как я вижу, вы много
помните о том периоде. Сегодня я хотела бы познакомить вас с очень
проникновенным рассказом. Написан он был в этот период, писателем, перенесшем
очень многое на своем жизненном пути. Про его жизнь мы уже говорили на лекции —
речь идет о рассказе Варлама Тихоновича Шарламова «Сентенция». Прежде чем
начать чтение, предлагаю немного побеседовать.
— Как вы думаете, о чем может быть рассказ
с таким необычным названием? Знаете ли вы значение слова «сентенция»?
( Предполагаемые ответы : слово
незнакомое, где-то его слышали, но точное значение не знаем. Какое-то
старинное происхождение, слово не из нашего языка)
— Давайте обратимся к толковому словарю,
чтобы узнать его значение.
(Согласно словарю Ушакова, «сентенция» (книжн., теперь чаще ирон.) — краткое,
нравоучительное изречение, афоризм. Говорить сентенциями. Изрекать сентенции.
Предполагаемые ответы: Возможно, рассказ о каком-то учёном или ораторе, который
поразил слушателей своим красноречием. Вероятно речь идет о каком-то забавном
случае, когда герой неуместно употребил какое-либо крылатое выражение).
— А теперь прочитаем рассказ и узнаем,
правы ли мы были в своих предположениях.
Самостоятельное чтение рассказа Варлама
Шаламова «Сентенция»
— Узнали, к какому направлению периода
1950-1980-х относится данный рассказ?
Ответ студентов: да, этот рассказ
относится к лагерной прозе.
— Что вы уже знаете о судьбе Варлама
Тихоновича Шаламова?( после изучения темы на лекции)
Предполагаемый ответ: Варлам Шаламов не
понаслышке знает, что такое лагерная жизнь. Писатель провел в лагере на Колыме
в общем счете 16 лет. Не
сумел опубликовать первый сборник рассказов в период «оттепели», писатель
продолжал работу «в стол» и создал сборники: «Колымские рассказы», «Левый
берег», «Артист лопаты», «Очерки преступного мира» и другие. Рассказы Шаламова
циркулировали в самиздате, с 1966 года началась их публикация за границей.
«Колымские рассказы» были изданы уже после смерти автора, в конце 1980-х годов.
— Как бы вы в одном предложении сказали, о
чем этот рассказ?
Ответы: Рассказ о нелегкой судьбе заключенного
в лагере. Рассказ о постепенном возвращении к жизни. Рассказ о превращении из
существа в человека. «Сентенция»- о
— Какое чувство наполняет героя в начале
рассказа?
Ответы, основанные на работе с текстом: В
начале рассказа героя наполняет злость (от унижения, сводившего человека до
уровня животного.). Не жизнь-полусознание. Жизнь по гудку.
— Как живет герой в лагере?
Ответы: Очень тяжело, не живет, а
выживает. Одиночка, не знакомится с людьми вокруг, они приходят и уходят.
Больной, истощенный, несмотря на самую легкую работу кипятильщиком.
— Что так изнурило его? Кем он работал до
этого ? Найдите подтверждение своих мыслей в тексте.
Ответы: Герой работал на приисках, где его
били. «И хотя в разведке, на бесконвойной командировке меня не били-бьют только
на приисках,- я,вспоминая прииск, мерил свое мужество мерой прииска. Этим
равнодушием, этим бесстрашием был переброшен мостик какой-то от смерти.
Сознание, что бить здесь не будут, не бьют и не будут бить, рождало новые силы,
новые чувства».
— Какие чувства и в каком порядке
возвращались к герою на смену злобы? Найдите подтверждение своих мыслей в
тексте.
Сначала к герою вернулось равнодушие —
бесстрашие (« я понял, что мне все равно – будут меня бить или нет, будут
давать обед и пайку-или нет.) . Потом – страх (« боязнь лишиться этой
спасительной жизни,этой спасительной работы кипятильщика, высокого холодного
неба и ноющей боли в изношенных мускулах»). Следующее чувство — зависть(« Я позавидовал мертвым своим товарищам –
людям, которые погибли в тридцать восьмом году. Я позавидовал и живым соседям,
которые что-то жуют, соседям, которые что-то закуривают. Я не завидовал
начальнику, прорабу, бригадиру – это был другой мир.»).
— Какое чувство, по мнению героя,
возвращается последним?
Ответы: Это чувство – любовь. («Любовь не
вернулась ко мне. Ах, как далека любовь от зависти, от страха, от злости. Как
мало нужна людям любовь. Любовь приходит тогда, когда все человеческие чувства
уже вернулись. Любовь приходит последней, возвращается последней, да и
возвращается ли она? »)
— Какой эпизод раскрывает возвращение к
герою человечности?
Ответы: Герой спас самочку снегиря от
бессмысленного убийства топографом. Он сделал это из жалости.
— Почему герой так обрадовался неожиданно
вспомнившемуся слову «сентенция»?
Ответы: Это слово, как из другой жизни. В
лагере герой обходился набором из двух десятков самых необходимых для выживания
слов, его язык был очень беден («Подъем,
развод по работам, обед, конец работы, отбой, гражданин начальник, разрешите
обратиться, лопата, шурф, слушаюсь, бур, кайло, на улице холодно, дождь, суп
холодный, суп горячий, хлеб, пайка, оставь покурить»). Слово «сентенция»
означало, что человек возрождался, одерживал верх над «существом» ( «Сентенция
– римское слово. Неделю я не понимал, что значит слово «сентенция». Я шептал
это слово, выкрикивал, пугал и смешил этим словом соседей. Я требовал у мира, у
неба разгадки, объяснения, перевода. А через неделю понял – и содрогнулся от
страха и радости. Страха – потому что пугался возвращения в тот мир, куда мне
не было возврата. Радости – потому что видел, что жизнь возвращается ко мне
помимо моей собственной воли.»).
— Раскройте значение финала рассказа.
Почему он закончился именно так: заключенные, бросив все свои дела, бегут слушать
патефон?
Ответы: люди, вне зависимости от
положения, в котором они оказались, не зависимо от своего социального статуса (убийцы
и конокрады, блатные и фраера, десятники и работяги) в любых условиях
оставались людьми. Что бы ни выпало на их долю, как бы близки они не были к
существованию, а не жизни, на каком бы примитивном уровне духовой и физической
жизни они не находились — они оставаются Людьми. Людьми, которые тянутся к
прекрасному, как бы далеко это ни было от их настоящей жизни, к музыке.
— Какое впечатление на вас произвел
рассказ Варлама Шаламаова? Какие чувства вы испытали во время и после чтения?
Ответы: жалость к герою, сопереживание,
сочувствие, ужас от условий жизни в лагере. Радость за его возвращение к жизни,
за его обретение себя.
Заключительное слово преподавателя: Сам
автор говорил : «Лагерь- отрицательная школа жизни целиком и полностью. Ничего
полезного, нужного никто оттуда не вынесет, ни сам заключенный, ни его
начальник, ни его охранник, ни невольные свидетели – инженеры, геологи, врачи.
Каждая минута лагерной жизни — отравленная минута. Там много такого, что
человек не должен знать, а если видел — лучше ему умереть». Но мы, читатели,
можем многому научиться, прочитав о таком опыте. Мы можем переоценить себя и
свою жизнь. Понять, что Мы (с нашими чувствами, переживанием, опытом – ценны
сами по себе, они и делают нас людьми. Чтобы быть Человеком, важно не просто
существовать, перетекая изо дня в день, важно осмысливать, чувствовать жизнь
вокруг себя. Рассказ может научить и тому, что несмотря на нечеловеческие
условия жизни именно прекрасное (творчество, искусство, музыка), способно
сохранить человечность. Ну и конечно, читая такие произведения, мы учимся не
быть равнодушными.
Задание на 20 минут занятия. Работа с
мультфильмом «Чудик» по одноименному рассказу Василия Шукшина.
Слово преподавателя: Слово «чудик» уже
устаревает в нашем языке, но мы все понимаем его значение. Были ли в вашей
жизни моменты, когда вы ощущали себя чудиком? Чувствовали, что поставили себя в
нелепое положение, или что выбиваетесь из окружения? Наверняка, хоть раз в
жизни, но такое было у каждого. Давайте посмотрим мультфильм и попробуем
понять, что же сделало его героя – чудиком?
Смотрим мультфильм по рассказу «Шукшина»
Беседа. Слово преподавателя: Как бы вы
охарактеризовали героя? Запишите.
Ответы: наивный, добрый, не похожий на
«городских».
Как раскрывается характер героя?
Через его поступки, мысли. Отдает
продавщице свою же оброненную купюру. Герой пишет жене не обезличенную
телеграмму, а шутливые строчки из стихотворения. Пытаясь задобрить сноху,
разрисовывает дорогую коляску.
Был ли он «чудиком» на самом деле?
Ответы: Чудиком он был для городских
жителей, потому что очень сильно отличался от них своей душевностью,
неподдельной искренностью.
Почему добродушный, простоватый мужчина
постоянно попадает в мелкие ситуации, из-за которых чувствует себя неловко?
Стремясь делать добрые дела, он встречает непонимание со стороны окружающих.
«Почему я такой?» — переживает он. Автор представляет читателям ситуации, когда
открытость и простота натыкаются на чёрствость и настороженность окружающих.
Герой не думает о своей моральной безопасности, опрометчиво стремится всем
помочь, всех порадовать. Когда Чудика отталкивают, ему делается стыдно и
неловко. Но вскоре это проходит, и он снова становится собой
Рефлексия: «Ящик с вопросами» (для
следующего занятия).
Каждый пишет свой вопрос одногруппнику по
теме урока (вопрос может касаться содержания и идеи изученных произведений,
теоретического аспекта темы и др.). Все вопросы складываются в «ящик»
(емкость). В начале следующего занятия несколько человек вытягивают вопросы из
«ящика» и отвечают на них.
Название: Сборник произведений
Автор: Василий Шукшин
Издательство: Разные
Год: 1959-1974
Жанр: Современная проза
Качество: Изначально электронное (ebook)
Формат: FB2, DJVU, DOC
Содержание:
Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Алтайского края. В 1945-1947 годах он учился в Бийском автотехникуме, затем работал слесарем — такелажником и разнорабочим на заводах Калуги и Владимира, потом служил на флоте. В 1953-1954 годах Василий Шукшин был учителем истории и директором школы сельской молодежи в своем родном селе Сростки.
В 1960 году Василий Шукшин окончил режиссерский факультет ВГИКа, где постигал искусство кинематографии в мастерской Михаила Ромма. Через два года Шукшин поставил драму «Ваш сын и брат», получившую Государственную премию РСФСР. Роли в фильмах «У озера» (директор Черных), «Печки-лавочки» (Иван Расторгуев) и «Калина красная» (Егор Прокудин) принесли Шукшину мировую известность, а снятые им ленты выдвинули его в число самых интересных режиссеров 1960-1970-х годов. Стоит отметить, что почти все фильмы известный режиссер и писатель поставил по своим сценариям, а первые написанные им рассказы были опубликованы в 1959 году. В 1974 году Сергей Бондарчук, режиссер-постановщик фильма «Они сражались за Родину», пригласил Василия Шукшина на одну из главных ролей, солдата Лопахина. После этой работы Шукшин собирался ставить картину о Разине по своему роману «Я пришел дать вам волю…».
Во время съемок у Бондарчука, в станице Клетской Волгоградской области, 2 октября 1974 года Василий Шукшин умер, некоторые обстоятельства его смерти до конца так и не выяснены.
Список книг:
Шукшин — …зная Вас как активного «разинца».fb2
Шукшин — «Раскас».fb2
Шукшин — А поутру они проснулись….fb2
Шукшин — Алеша Бесконвойный.fb2
Шукшин — Артист Федор Грай.fb2
Шукшин — Беседы при ясной луне.fb2
Шукшин — Беспалый.fb2
Шукшин — Бессовестные.fb2
Шукшин — Билетик на второй сеанс.fb2
Шукшин — Боря.fb2
Шукшин — Брат мой….fb2
Шукшин — В воскресенье мать-старушка….fb2
Шукшин — В профиль и анфас.fb2
Шукшин — Ванька Тепляшин.fb2
Шукшин — Ваня, ты как здесь_!.fb2
Шукшин — Ваш сын и брат.fb2
Шукшин — Версия.fb2
Шукшин — Верую!.fb2
Шукшин — Вечно недовольный Яковлев.fb2
Шукшин — Владимир Семеныч из мягкой секции.fb2
Шукшин — Внутреннее содержание.fb2
Шукшин — Волки!.fb2
Шукшин — Воскресная тоска.fb2
Шукшин — Выбираю деревню на жительство.fb2
Шукшин — Вянет, пропадает.fb2
Шукшин — Гена Пройдисвет.fb2
Шукшин — Генерал Малафейкин.fb2
Шукшин — Горе.fb2
Шукшин — Гринька Малюгин.fb2
Шукшин — Даешь сердце!.fb2
Шукшин — Далекие зимние вечера.fb2
Шукшин — Два письма.fb2
Шукшин — Двое на телеге.fb2
Шукшин — Дебил.fb2
Шукшин — Демагоги.fb2
Шукшин — До третьих петухов.fb2
Шукшин — Други игрищ и забав.fb2
Шукшин — Думы.fb2
Шукшин — Дядя Ермолай.fb2
Шукшин — Жена мужа в Париж провожала.fb2
Шукшин — Живет такой парень.fb2
Шукшин — Жил человек….fb2
Шукшин — Забуксовал.fb2
Шукшин — Завидую тебе.fb2
Шукшин — Залетный.fb2
Шукшин — Заревой дождь.fb2
Шукшин — Земляки.fb2
Шукшин — Змеиный яд.fb2
Шукшин — И разыгрались же кони в поле.fb2
Шукшин — Игнаха приехал.fb2
Шукшин — Из детских лет Ивана Попова.fb2
Шукшин — Как Андрей Иванович Куринков, ювелир, получил 15 суток.fb2
Шукшин — Как зайка летал на воздушных шариках.fb2
Шукшин — Как мужик переплавлял через реку волка, козу и капусту.fb2
Шукшин — Как помирал старик.fb2
Шукшин — Как я понимаю рассказ.fb2
Шукшин — Калина красная.fb2
Шукшин — Капроновая елочка.fb2
Шукшин — Киноповести.fb2
Шукшин — Классный водитель.fb2
Шукшин — Кляуза.fb2
Шукшин — Коленчатые валы.fb2
Шукшин — Космос, нервная система и шмат сала.fb2
Шукшин — Космос, нервная система и шмат сала (сборник).fb2
Шукшин — Крепкий мужик.fb2
Шукшин — Критики.fb2
Шукшин — Крыша над головой.fb2
Шукшин — Кукушкины слезки.fb2
Шукшин — Леля Селезнева с факультета журналистики.fb2
Шукшин — Ленька.fb2
Шукшин — Леся.fb2
Шукшин — Лида приехала.fb2
Шукшин — Любавины.fb2
Шукшин — Мастер.fb2
Шукшин — Материнское сердце.fb2
Шукшин — Медик Володя.fb2
Шукшин — Мечты.fb2
Шукшин — Микроскоп.fb2
Шукшин — Миль пардон, мадам!.fb2
Шукшин — Мнение.fb2
Шукшин — Мой зять украл машину дров.fb2
Шукшин — Мужик Дерябин.fb2
Шукшин — На кладбище.fb2
Шукшин — Наказ.fb2
Шукшин — Начальник.fb2
Шукшин — Непротивленец Макар Жеребцов.fb2
Шукшин — Нечаянный выстрел.fb2
Шукшин — Ноль-ноль целых.fb2
Шукшин — Ночью в бойлерной.fb2
Шукшин — Обида.fb2
Шукшин — Одни.fb2
Шукшин — Операция Ефима Пьяных.fb2
Шукшин — Ораторский прием.fb2
Шукшин — Осенью.fb2
Шукшин — Охота жить.fb2
Шукшин — Петька Краснов рассказывает.fb2
Шукшин — Петя.fb2
Шукшин — Печки-лавочки.fb2
Шукшин — Письмо.fb2
Шукшин — Письмо любимой.fb2
Шукшин — Племянник главбуха.fb2
Шукшин — Позови меня в даль светлую….fb2
Шукшин — Полное собрание рассказов в одном томе.fb2
Шукшин — Пост скриптум.fb2
Шукшин — Правда.fb2
Шукшин — Предисловие к рассказам.fb2
Шукшин — Привет Сивому!.fb2
Шукшин — Приезжий.fb2
Шукшин — Психопат.fb2
Шукшин — Пьедестал.fb2
Шукшин — Рассказы.fb2
Шукшин — Рыжий.fb2
Шукшин — Самые первые воспоминания.fb2
Шукшин — Сапожки.fb2
Шукшин — Сборник рассказов.doc
Шукшин — Светлые души.fb2
Шукшин — Свояк Сергей Сергеевич.fb2
Шукшин — Сельские жители.fb2
Шукшин — Сильные идут дальше.fb2
Шукшин — Случай в ресторане.fb2
Шукшин — Сны матери.fb2
Шукшин — Солнце, старик и девушка.fb2
Шукшин — Срезал.fb2
Шукшин — Стенька Разин.fb2
Шукшин — Степка.fb2
Шукшин — Степкина любовь.fb2
Шукшин — Страдания молодого Ваганова.fb2
Шукшин — Странные люди.fb2
Шукшин — Суд.fb2
Шукшин — Сураз.fb2
Шукшин — Там, вдали….fb2
Шукшин — Танцующий Шива.fb2
Шукшин — Точка зрения.fb2
Шукшин — Три грации.fb2
Шукшин — Упорный.fb2
Шукшин — Хахаль.fb2
Шукшин — Хмырь.fb2
Шукшин — Хозяин бани и огорода.fb2
Шукшин — Чередниченко и цирк.fb2
Шукшин — Чудик.fb2
Шукшин — Чужие.fb2
Шукшин — Шире шаг, Маэстро.fb2
Шукшин — Штрихи к портрету.fb2
Шукшин — Экзамен.fb2
Шукшин — Энергичные люди.fb2
Шукшин — Я пришел дать вам волю.fb2
Антологии
Журнал «День и Ночь» №3 2009 г..fb2
Советский рассказ. Том второй [Антология].fb2
Фантастика — 1979 [Антология].fb2
Василий Шукшин. Собрание сочинений в 3 томах. 1984-1985
Том 1. Любавины. Я пришел дать вам волю.djvu
Том 2. Рассказы 1960-1971 годов.djvu
Том 3. Рассказы 1972-1974 годов.djvu
Об авторе
Коробов — Василий Шукшин. Вещее слово.fb2
Остроухов — Василий Макарович Шукшин.fb2
Раззаков — Василий Шукшин.fb2
Сухих — Душа болит.fb2
Тюрин — Кинематограф Василия Шукшина.djvu
Филатов — Думы о государстве.fb2
Автор сборки: Old Librarian
Февраль 1942 года.
Под Москвой идут тяжелые бои.
А на окраине далекой сибирской деревеньки крикливая ребятня с раннего утра режется в бабки. Сумки с книжками валяются в стороне.
Обыгрывает всех знаменитый Мишка Босовило – коренастный малый в огромной шапке. Его биток, как маленький снаряд, вырывает с кона сразу штук по пять бабок. Мишка играет спокойно, уверенно. Прежде чем бить по кону, он снимает с правой руки рукавицу, сморкается по-мужичьи на дорогу, прищуривает левый глаз… прицеливается… Все затаив дыхание горестно следят за ним. Мишка делает шаг… второй… – р-р-раз! срезал. У Мишки есть бабушка, а бабушка, говорят, того… поколдовывает. У ребятишек подозрение, что Мишкин биток заколдован.
Ванька Колокольников проигрался к обеду в пух и прах. Под конец, когда у него осталась одна бабка, он хотел словчить: заспорил с Гришкой Коноваловым, что сейчас его, Ванькина очередь бить. Гришка стал доказывать свое.
– А по сопатке хошъ? – спросил Ванька.
– Да ты же за Петькой бьешь-то!
– Нет, ты по сопатке хошь? – Когда Ваньке нечего говорить, он всегда так спрашивает.
Их разняли.
Последнюю бабку Ванька выставил с болью, стиснув зубы. И проиграл. Потом стоял в сторонке злой и мрачный.
– Мишка, хочешь “Барыню” оторву? – предложил он Мишке.
– За сколько? – спросил Мишка.
– За пять штук.
– Даю три.
– Четыре.
– Три.
– Ладно, пупырь, давай три. Скупердяй ты, Мишка!.. Я таких сроду не видывал. Как тебя еще земля держит?
– Ничего, держит, – спокойно сказал Мишка. – Не хочешь – не надо. Сам же напрашиваешься.
Образовали круг. Ванька подбоченился и пошел. В трудные минуты жизни, когда нужно растрогать человеческие сердца или отвести от себя карающую руку, Ванька пляшет “Барыню”. И как пляшет! Взрослые говорят про него, что он, чертенок, “от хвоста грудинку отрывает”.
Ванька пошел трясогузкой, смешно подкидывая зад. Помахивал над головой воображаемым платочком и бабьим голоском вскрикивал: “Ух! Ух! Ух ты!”. Под конец Ванька всегда становился на руки и шел, сколько мог, на руках. Все смеялись.
Прошелся Ванька по кругу раз пять, остановился.
– Давай!
Мишка бросил на снег две бабки.
Ванька опешил:
– Мы же за три договаривались!
– Хватит.
Витька передвинул шапку козырьком на затылок и медленно пошел на Мишку. Тот изготовился. Ванька неожиданно дал ему головой в живот. Мишка упал. Заварилась веселая потасовка. Половина была на Ванькиной стороне, другие – за Мишку. Образовали кучу мялу.
Но тут кто-то крикнул:
– Училка!
Всю кучу ребятишек как ветром сдуло. Похватали сумки – и кто куда! Ванька успел схватить с кона несколько бабок, перемахнул через прясло и вышел на свою улицу. Он был разгорячен дракой. Около дома ему попалась на глаза снежная баба. Ванька дал ей по уху. Высморкался на дорогу, как Мишка Босовило, вошел в избу. Запустил сумку под лавку, туда же – шапку. Полушубок не стал снимать – в избе было холодно.
На печке сидела маленькая девочка с большими синими глазами, играла в куклы. Это сестра Ваньки – Наташка.
– Ваня пришел, – сказала Наташка. – Ты в школе был?
– Был, был, – недовольно ответил Ванька, заглядывая в шкаф.
– Вань, вам про кого сёдня рассказывали?
– Про жаркие страны. – Ванька заглянул в миску на шестке, в печку. – Пошамать нечего?
– Нету, – сказала Наташка и снова стала наряжать куклу деревянную ложку – в разноцветные лоскуты. Запела тоненьким голоском:
Ох, сронила колечко-о
С правой руки-и!
Забилось сердечко
По милым дружке-е…
Наташка пела песню на манер колыбельной, но мелодии ее невыносимо тяжкой и заунывной – не искажала. Ванька сидел у стола и смотрел в окно.
Ох, сказали, мил помер
Во гробе-е лежи-ит,
В глубокой могилке-е
Землею зарыт.
Ванька нахмурился и стал водить грязным пальцем по синим клеточкам клеенки.
Голос Наташи, как чистый ручеек, льется сверху в синюю пустоту избы.
Ох, надену я платье-е,
К милому пойду-у,
А месяц укажет
Дорожку к нему-у…
– Хватит тебе… распелась, – сказал Ванька. – Спой лучше про Хаз-Булата.
Наташа запела:
Хаз-Булат удало-ой…
Но тут же оборвала:
– Не хочу про Хаз-Булата.
– Вредная! Ну, про Катю.
– Катя-Катерина, купеческая дочь?
– Ага.
– Тоже не хочу. Я про милого буду.
Ох, пускай люди судю-ют,
Пускай говоря-ят…
Ванька поднялся, достал из-под лавки сумку, сел на пол, высыпал из сумки бабки и стал их считать. Вид у него вызывающе-спокойный; краем глаза наблюдает за Наташкой.
Наташка от неожиданности сперва онемела, потом захлопала в ладоши:
– Вот они где, бабочки-то! Ты опять в школе не был? Обязательно скажу маме. Ох, попадет тебе, Ванька!
– …Семь, восемь… Говори, я ни капли не боюсь. Девять, десять…
– Вот не выучишься – будешь всю жизнь лоботрясом. Пожалеешь потом. Локоть-то близко будет, да не укусишь.
Ванька делает вид, что его душит смех.
– …Одиннадцать, двенадцать… А лоботрясом, думаешь, хуже?
В сенцах что-то треснуло. Ванька сгреб бабки и замер.
– Ага! – сказала Наташка.
Но это трещит мороз.
Однако бабки все равно нужно припрятать. Ванька ссыпал их в старый валенок и вынес в сенцы.
Потом опять он сидит у стола. Думает, где можно достать три полена дров. Хорошо бы затопить камелек. Мать придет, а в избе такая теплынь, хоть по полу валяйся. Она, конечно, удивится, скажет: “Да где же ты дров-то достал, сынок?” Ванька даже пошевелился – так захотелось достать три полена. Но дров нету, он это знает.
Наташка уже не поет, а баюкает куклу.
Нудно течет пустое тоскливое время.
За окнами стало синеть.
Чтобы отвязаться от назойливой мысли о дровах, Ванька потихоньку встал, подкрался к печке, вскочил и крикнул громко:
– А-а!
– Ой!.. Ну что ты делаешь-то? – Наташка заплакала. – Напужал, прямо сердце упало…
– Нюня! – говорит Ванька. – Ревушка-коровушка! Не принесу тебе елку. А я знаю, где вот такие елочки!
– Не надо мне твою елочку. Мне мама принесет.
– А хочешь, я тебе “Барыню” оторву?
Ванька взялся за бока и пошел по избе, и пошел, высоко подкидывая ноги в огромных валенках. Наташка засмеялась.
– Ну и дурак ты, Ванька! – сказала она, размазывая по лицу слезы. – Все равно скажу маме, как ты меня пужаешь.
Ванька подошел к окну и стал оттаивать кружок на стекле, чтобы смотреть на дорогу.
В избе тихо, сумрачно и пусто. И холодно.
– Вань, расскажи, как вы волка видели? – попросила Наташка.
Ваньке не хочется рассказывать – надоело.
– Как… Видели, и все.
– Ну уж!
Опять молчат.
– Вань, ты бы сейчас аржаных лепешек поел? Горяченьких, спрашивает Наташка ни с того ни с сего.
– А ты?
– Ох, я бы поела!
Ванька смеется. Наташка тоже смеется.
В это время под окнами заскрипели легкие шаги. Ванька вскочил и сломя голову кинулся встречать мать.
Наташка запуталась в фуфайке, как перепелка в силке, – никак не может слезть с печки.
– Вань, ссади ты меня, а… Ва-ань! – просит она. Ванька пролетел мимо с криком:
– А я первый услыхал!
Мать в ограде снимала с веревки стылое белье. На снегу около нее лежал узелок.
– Мам, чо эт у тебя?
– Неси в избу. Опять раздешкой выскакиваешь!
В избе Наташка колотит ножонкой в набухшую дверь и ревет – не может открыть. Увидев Ваньку с узелком в руках, она перестает плакать и пытается тоже подержаться за узел – помочь брату.
Вместе проходят к столу, быстренько развязывают узел – там немного муки и кусок сырого мяса. Легкое разочарование – ничего нельзя есть немедленно.
Мать со стуком свалила в сенях белье, вошла в избу. Она, наверно, очень устала и намерзлась за день. Но она улыбается. Родной, веселый голос ее сразу наполнил всю избу, пустоты и холода в избе как не бывало.
– Ну, как вычтут?.. Таля? (Она так зовет Наташку.) Ну-ка расскажи, хозяюшка милая.
– Ох, мамочка-мама! – Наташка всплескивает руками. – У Ваньки в сумке бабки были. Он их считал.
Ванька смотрит в большие синие глаза сестры и громко возмущается:
– Ну что ты врешь-то! Мам, пусть она не врет никогда…
Наташка от изумления приоткрыла рот, беспомощно смотрит на мать: такой чудовищной наглости она не в силах еще понять.
– Мамочка, да были же! Он их в сенцы отнес. – Она чуть не плачет. – Ты в сенцы-то кого отнес?
– Не кого, а чего, – огрызается Ванька. – Это же неодушевленный предмет.
Мать делает вид, что сердится на Ваньку.
– Я вот покажу ему бабки. Такие бабки покажу, что он у нас до-олго помнить будет.
Но сейчас матери не до бабок – Ванька это отлично понимает. Сейчас начнется маленький праздник – будут стряпать пельмени.
– У нас дровишек нисколько не осталось? – спрашивает она.
– Нету, – сказал Ванька и предупредительно мотиулся на полати за корытцем. – В мясо картошки будем добавлять?
– Маленько надо.
Наташка ищет на печке скалку.
– Обещал завезти Филипп одну лесинку… Не знаю… может, завезет, – говорит мать, замешивая в кути тесто.
Началась светлая жизнь. У каждого свое дело. Стучат, брякают, переговариваются… Мать рассказывает…
– Едем сейчас с сеном, глядь: а на дороге лежит лиса. Лежит себе калачиком и хоть бы хны – не шевелится, окаянная. Чуток конь не наступил. Уж до того они теперь осмелели, эти лисы.
Наташка приоткрыла рот – слушает. А Ванька спокойно говорит:
– Это потому, что война идет. Они в войну всегда смелые. Некому их стрелять – вот они и валяются на дорогах. Рыжуха, наверно?
…Мясо нарублено. Тесто тоже готово. Садятся втроем стряпать. Наташка раскатывает лепешки, мать и Ванька заворачивают в них мясо.
Наташка старается, прикусив язык; вся выпачкалась в муке. Она даже не догадывается, что вот эти самые лепешечки можно так поджарить на углях, что они будут хрустеть и таять на зубах.
Если бы в камельке горел огонь, Ванька нашел бы случай поджарить парочку.
– Мама, а у ней детки бывают? – спрашивает Наташка.
– У кого, доченька?
– У лисы.
Ванька фыркнул.
– А как же они размножаются, по-твоему? – спрашивает он Наташку.
Наташка не слушает его – обиделась.
– Есть у нее детки, – говорит мать. – Ма-аленькие… лисятки.
– А как же они не замерзнут?
Ванька так и покатился.
– Ой, ну я не могу! – восклицает он.- А шубки-то у них для чего?
– Ты тут не вякай, – говорит Наташка. – Лоботряс!
– Не надо так на брата говорить, доченька. Это нехорошо.
– Не выучится он у нас, – говорит Наташка, глядя на Ваньку строгими глазами. – Потом хватится.
– Завтра зайду к учительше, – сказала мать и тоже строго посмотрела на Ваньку, – узнаю, как он там…
Ванька сосредоточенно смотрит в стол и швыркает носом. Мать посмотрела в темное окно и вздохнула:
– Обманул нас Филиппушка… образина косая! Пойдем в березник, сынок.
Ванька быстренько достает с печки стеганые штаны, рукавицы-лохмашки, фуфайку. Мать тоже одевается потеплее. Уговаривает Наташку:
– Мы сейчас, доченька, мигом сходим. Ладно?
Наташка смотрит на них и молчит. Ей не хочется одной оставаться.
Мать с Ванькой выходят на улицу, под окном нарочно громко разговаривают, чтобы Наташка их слышала. Мать еще подходит к окну, стучит Наташке:
– Таля, мы сейчас придем. Никого не бойся, милая! Наташка что-то отвечает – не разобрать что.
– Боится, – сказала мать. – Милая ты моя-то… – Отвернулась и вытерла рукавицей глаза.
– Они все такие, – объяснил Ванька.
…Спустились по крутому взвозу к реке. На открытом месте гуляет злой ветер. Ванька пробует увернуться от него: идет боком, идет задом, а лицо все равно жжет как огнем.
– Мам, посмотри! – кричит он. Мать осматривает его лицо, больно трет шершавой рукавицей щеку. Ванька терпит.
В лесу зато тепло и тихо. Удивительно тихо, как в каком-то сонном царстве. Стройные березки молча обступили пришельцев и ждут. Ванька вылетел вперед по глубокому снегу и, облюбовав одну, ударил обухом по ее звонкому крепкому телу. Сверху с шумом тяжко ухнула тучи снега. Ванька хотел отскочить, запнулся и угодил о головой в сугроб, как в мягкую холодную постель.
Мать смеется и говорит:
– Ну вставай!
Пока Ванька отряхивается, мать утаптывает снег вокруг березки. Потом, скинув рукавицы, делает первый удар, второй, третий… Березка тихо вздрагивает и сыплет крохотными сверкающими блестками. Сталь топора хищно всплескивает холодным огнем и раз за разом все глубже вгрызается в белый упругий ствол.
Ванька тоже пробует рубить, когда мать отдыхает. Но после десяти-двенадцати ударов горячий туман застилает ему глаза. Гладкое топорище рвется из рук.
Снова рубит мать.
Березка охнула и повалилась набок.
Срубили еще одну – поменьше – Ваньке и, взвалив их на плечи, вышли на дорогу. Идти поначалу легко. Даже весело. Тонкий конец березки едет по дороге, и березка глуховато поет около уха. Прямо перед Ванькой на дороге виляет хвост березки, которую несет мать. Ванькой овладевает желание наступить на него. Он подбегает и прижимает его ногой.
– Ваня, не балуй! – строго говорит мать. Идут.
Березка гудит и гнется в такт шагам, сильно нажимая на плечо. Ванька останавливается, перекладывает ее на другое плечо. Скоро онемело и это. Ванька то и дело останавливается и перекладывает комель березы с плеча на плечо. Стало жарко. Жаром пышет в лицо дорога.
– …Семисит семь, семисит восемь, семисит девять… – шепчет Ванька. Идут.
– Притомился? – спрашивает мать.
– Еще малость… Девяносто семь, девяносто восемь… – Ванька прикусил губу и отчаянно швыркает носом. – Девяносто девять, сто! Ванька сбросил с плеча березку и с удовольствием вытянулся прямо на дороге.
Мать поднимает его. Сидят на березке рядом. Ваньке очень хочется лечь. Он предлагает:
– Давай сдвинем обои березки вместе, и я на них лягу, если уж так ты боишься, что я захвораю. Мать тормошит его, прижимает к теплой груди.
– Мужичок ты мой маленький, мужичок… Потерпи маленько. Большую мы тебе срубили. Надо было поменьше.
Ванька Молчит. И молчит Ванькина гордость. Мать думает вслух:
– Как теперь наша Талюшка там?.. Плачет, наверно?
– Конечно, плачет, – говорит Ванька. Он эту Талюшку изучил как свои пять пальцев. Еще некоторое время сидят.
– Отцу нашему тоже трудно там, – задумчиво говорит мать. – Небось в снегу сидят, сердешные… Хоть бы уж зимой-то не воевали.
– Теперь уж не остановятся, пока фрицев не разобьют.
Еще с минуту сидят.
– Отдохнул?
– Отдохнул.
– Пошли с богом.
Было уже совсем темно, когда пришли домой.
Наташка не плакала. Она наложила в блюдце сырых пельменей, сняла с печки две куклы и усадила их перед блюдцем. Одну куклу посадила несколько дальше, а второй, та, что ближе, говорила ласково:
– Ешь, доченька моя милая, ешь! А этому лоботрясу мы не дадим сегодня.
…Ванька с матерью быстро распилили березки; Ванька впотьмах доколол чурбаки, а мать в это время затопила камелек.
Потом Ванька с Наташкой сидят перед камельком. Огонь весело гудит в печке; пятна света, точно маленькие желтые котята, играют на полу. Ванька блаженно молчит. Наташка пристроилась у него на коленях и тоже молчит. По избе голубыми волнами разливается ласковое тепло. Наташку клонит ко сну. Ваньку тоже. А в чугунке еще только-только начинает “ходить” вода. Мать кроит на столе материю, время от времени окликает ребятишек и рассказывает:
– Вот придет Новый год, срубим мы себе елочку, хоро-ошенькую елочку… Таля, слышишь? Не спите, милые мои. Вот срубим мы эту елочку, разукрасим ее всякими шишками да игрушками, всякими зайчиками – до того она у нас будет красивая…
Ванька хочет слушать, но кто-то осторожно берет его за плечи и валит на пол. Ванька сопротивляется, но слабо. Голос матери доносится откуда-то издалека. Кажется Ваньке, что они опять в лесу, что лежит Ванька в снегу… Мать ищет его по лесу, зовет. А Ванька лежит в снегу и помалкивает. Странно, что в снегу тепло.
…Разбудить их, наверно, было нелегко. Когда Ванька всплыл из тягучего сладкого сна на поверхность, мать говорила:
– …Это что же за сон такой, обломон… сморил моих человечков. Ух, он сон какой!..
Ванька, покачиваясь, идет к столу.
В тарелке на столе дымят пельмени, но теперь это уже не волнует. Есть не хочется. Наташка, та вообще не хочет просыпаться. Хитрая, как та лиса. Мать полусонную усаживает ее за стол. Она чихает и норовит устроиться спать за столом. Мать смеется. Ванька тоже улыбается. Едят.
Через несколько минут Ванька объявляет, что наелся до отказа. Но мать заставляет есть еще.
– Ты же себя обманываешь – не кого-нибудь, – говорит она.
…После ужина Ванька стоит перед матерью и спит, свесив голову. Материны теплые руки поворачивают Ваньку: полоска клеенчатого сантиметра обвивает Ванькину грудь, шею – ему шьется новая рубаха. Сантиметр холодный – Ванька ежится.
Потом Ванька лезет на полати и, едва коснувшись подушки, засыпает. Наташка тоже спит. В одной руке у нее зажат пельмень.
В самый последний момент Ванька слышит стрекот швейной машинки завтра он пойдет в школу в новой рубахе.
Просмотрено:
522