Слушать рассказ пушкина гробовщик

Статистикаонлайн всего: 1 гостей: 1 пользователей: 0 а. с. пушкин. стихотворения: уныла пора! очей очарованье!.., няне, туча скачать с
Статистика

Онлайн всего: 1

Гостей: 1

Пользователей: 0


А. С. ПУШКИН. СТИХОТВОРЕНИЯ: «УНЫЛА ПОРА! ОЧЕЙ ОЧАРОВАНЬЕ!..», «НЯНЕ», «ТУЧА»

[ Скачать с сервера (30.4 Kb)

]

27.10.2015, 22:29

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для знакомства с новыми литературными приемами, позволяющие автору передать всю полноту чувств; помочь проанализировать стихотворения А. С. Пушкина, для того чтобы увидеть, насколько мастерски автор рисует картины осени

Планируемые результаты

Предметные:

познакомятся с творчеством А. С. Пушкина и стихотворениями «Уныла пора! Очей очарованье!..», «Няне», «Туча»;

научатся: толковать значения слов, определять литературные приемы «олицетворение», «сравнение», «метафоры», позволяющие автору передать чувства; анализировать произведения

Метапредметные:

Познавательные: замечать в литературных текстах сравнения и эпитеты, анализировать их назначение в тексте; использовать авторские сравнения и эпитеты в своих творческих работах.

Регулятивные: формулировать учебную задачу урока в мини-группе
(паре), принимать ее, сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворенность/неудовлетворенность своей работой на уроке.

Коммуникативные: оценивать достижения участников групповой или парной работы по выработанным критериям

Личностные: осознавать эстетическую ценность произведения, проявляющуюся в оригинальности и индивидуальности авторского мировоззрения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности учащегося

I. Актуализация опорных знаний.

Проверка домашнего задания

Проверяет домашнее задание. Проводит беседу о проделанной работе.

– Перескажите сказку от лица Ивана.

– Придумайте свою сказку про рыбу-кит

Отвечают на вопросы учителя. Рассказывают о выполненной дома работе. Пересказывают сказку от лица Ивана.

– Жила была рыба-кит. Она считала себя самой главной, потому что была огромной. Она ничего не делала, лежала и давала указы меньшим сородичам: «Принесите мне то, принесите мне это! Почешите мне спинку! Несите кушать!» Все ее боялись, потому, что она всем угрожала, что проглотит. Маленькие рыбки целыми днями исполняли прихоти огромной рыбы.

Однажды, после сытного обеда, она заметила морского ежа, который тащил себе ракушку на обед. Она стала кричать:

– Неси-ка мне ракушку, или я тебя съем! Я здесь хозяйка! Я повелительница моря! Но рыба-еж раздулась, и поплыла дальше. рыба-кит разгневалась,
и решила проучить, проглотив ее, и поранила себе рот, потому, что рыба-еж была с острыми иголками. И с тех пор рыба-кит молчит и не может давать
указания!

Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

II. Сообщение темы урока. Определение целей
урока

Задает вопросы. Комментирует ответы, предлагает сформулировать цель урока.

– Прочитайте тему урока.

– Определите цели урока, используя опорные слова.

– Какие знания мы должны получить на сегодняшнем уроке?

Обсуждают тему урока. Отвечают на вопросы учителя, формулируют цель урока. Под руководством учителя определяют задачи чтения и составляют план чтения.

– Сегодня на уроке мы научимся анализировать стихотворения и познакомимся с новым литературным приемом

Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Анализировать, делать выводы

III. Анализ стихотворения «Унылая пора! Очей очаро-ванье!»

На слайдах меняются картины осени и звучит стихотворение А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье!..» на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года» (учитель в записи читает).

– Согласитесь, красивое стихотворение. Всего 8 строк, а сколько чувств. Есть ли в стихотворении сюжет или автор пытался передать нам только настроение?

– Как называется произведение, в котором автор передает настроение, состояние души?

– Какова основная задача лирического произведения?

– Какие чувства передает автор? Зачитайте строки, где автор выражает свои чувства, то есть что он любит.

– Прочитайте про себя одно предложение,
состоящее из шести строк с интонацией перечисления.

– Почему, восхищаясь природой, поэт в то же время грустит?

– Что автор больше всего любит в осени?

– Что вы понимаете под словом «увяданье»?

– Но, соединив это слово со словом «пышное», автор получает совершенно другой образ. Что значит «пышное»?

– Автор сам объясняет, что такое «пышное увядание». Найдите и прочитайте эти строки.

Проводит словарно-лексическую работу.

– Встретилось ли вам незнакомое слово или слово, которое мы мало употребляем? Выясните значение слова «багрец» в толковом словаре русского языка Дмитрия Николаевича Ушакова.

– Слово «багрец» имеет два значения. Какое значение А. С. Пушкин берет для своего стихотворения?

– Какое устаревшее слово вы встретили в стихотворении?

– Объясните значение слова «очи». Это еще одно устаревшее слово, используемое в поэтической речи.

– А что придают устаревшие слова данному произведению?

– Давайте прочитаем первую строчку стихотворения:

Унылая пора! Очей очарованье!..

– Автор использует все тот же прием, слово «унылая» рисует нам картины не очень радостные, но следующее за ним восклицание «Очей очарованье!»  придает совершенно иное значение и иную интонацию.

– Прочитайте выразительно только первую строчку, выбирая правильную интонацию.

– Давайте рассмотрим картины русских художников, восхищавшихся осенью так же, как и Пушкин. Посмотрите, на странице 69 вам даны репродукции картин таких художников, как Василий Поленов и Исаак Левитан.

– Почему А. С. Пушкин называет осень «унылой порой»?

– А почему же это все-таки и пора «очей очарованье»?

– И нам, как и Пушкину, как и художникам, нравится смотреть на эти с каждым днем меняющиеся картины.

– Заметили ли вы, как быстро пожелтели листья на деревьях у нас за окном – вот она, прощальная краса. Еще несколько дней, и мы уже не увидим такого буйства красок.

– Вот еще одно словосочетание – «прощальная краса».

– Что интересного вы заметили?

– Эти словосочетания содержат в себе противоречие, но это не просто игра слов, это литературный прием под названием ОКСЮМОРОН, то есть сочетание несочетаемого.

– Прочитаем стихотворение еще раз про себя и представим картину, которую создает автор

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
учителя.

– В данном стихотворении преобладает настроение.

– Это лирическое произведение.

– Основная задача лирического произведения – передать чувства.

– Нам пришлось прочитать все стихотворение. Свои чувства он выразил, одним словом – люблю. А дальше следует перечисление с повторяющимся союзом и, ветра шум, и свежее дыханье, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы.

Соответственно, нужно выбирать правильную интонацию перечисления однородных членов предложения. Все предложение (однородные члены даются
через запятую) должно быть прочитано на одном дыхании.

– Автор передает чувство восхищения и грусти одновременно, так как осень уходит.

– Автор пишет, что любит ветра шум, и свежее дыхание, и небеса, и солнца луч, и первые морозы, и зимы угрозы, но больше всего поэт любит «пышное природы увяданье».

– Увяданье – само слово ассоциируется у нас с чем-то некрасивым, вялым.

– Пышное – красивое, яркое, торжественное.

Ученики читают 4–8 строки:

…В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Читают словарную статью из толкового словаря:

Багрец – 1) Красная краска темного оттенка, багровая. 2) Драгоценная багровая ткань, пурпур.

– Пушкин использует первое значение слова – красная краска темного оттенка, багровая.

Очи, око – глаз.

– Устаревшие слова придают таинственность, сказочность, торжественность – очей очарованье.

Читают 2–3 ученика.

Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.

– Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа все разукрасила цветным ковром.

Слова не сочетаются.

Оксюморон – художественный прием; сочетание противоположных, противоречащих друг другу по значению слов в одном художественном образе. (Например: горячий снег, скупой рыцарь, пышное увядание, унылая пора, очей очарованье, убогая роскошь.)

Осуществлять анализ произведения. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, обосновывать свое мнение. Согласовывать усилия по решению учебной задачи. Договариваться и приходить к общему мнению при работе в паре. Строить понятные для собеседника высказывания. Аргументировать свою точку зрения. Осуществлять анализ с целью нахождения соответствия заданному эталону. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Принимать и сохранять учебную цель и задачу. Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу полученного задания. Учитывать мнение соседа по парте. Осуществлять контроль по результату

IV. Анализ стихотворения «Няне»

Чтение стихотворения учителем. Проверка первичного восприятия стихотворения.

– Понравилось ли вам стихотворение?

– Какое чувство возникло у вас, когда вы его слушали?

– От чьего имени ведется рассказ?

– Какое настроение у рассказчика?

– На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? Какие?

– Прочитайте первую строфу.

– Что такое «кровля»? Что значит слово «обветшалая»?

– Как мы понимаем, что был вечер? Что такое мгла?

– Какая погода была в тот вечер? С чем сравнивает поэт завывание ветра? Какой прием использует автор?

– Прочитайте вторую строфу. Что такое
«лачужка»?

– Как выглядит комната? Может ли комната быть печальной? Как называется такой прием?

– К кому обращается автор? Как он ее называет? Что беспокоит поэта? О чем он просит няню? В каких словах это выражено? Подчеркните эти слова, чтобы выделить при чтении.

– Прочитайте третью строфу. Что поэт просит няню спеть?

– Как вы думаете, для чего автор использует слова из песен?

– Прочитайте четвертую строфу. Эта строфа построена очень интересно. В чем ее особенность?

– Как вы думаете, зачем Пушкин это сделал?

– Каким тоном будем читать стихотворение?

– Прочитайте четвертую строфу. Что заметили?

– Как будете читать произведение А. Пушкина?

Самостоятельное чтение стихотворения уча-
щимися.

Отвечают на вопросы учителя.

– Стихотворение можно разделить на две части.

Описание погоды и беседа с няней.

– Поэт не только употребляет эти сравнения. Он использует прием, который в литературе называется аллитерация или звукопись, то есть сочетание в словах таких звуков, которые передают определенный звук.

За, зв – завывание ветра.

Бу, ою, ое – вой вьюги.

Ш – шуршание соломы.

П, т, д, к – стук.

Лачужка (лачуга) – небольшая плохая изба,
хижина.

– Прием называется олицетворением.

– Обращение поэта к старушке, тихо сидящей с веретеном в темной комнате, позволяет представить отношения, связывающие этих людей. Она для него близкий человек. Это выражено в словах «мой друг», «моя старушка», «добрая подружка».

– Грустно им обоим. Вот и предлагает поэт своей няне спеть песню и забыть на некоторое время обо всем, что их гнетет.

– Это шуточные народные песни, которые слышал Пушкин от Арины Родионовны: «За морем синица не пышно жила, не пышно жила, пиво варивала», «По улице мостовой, по широкой столбовой, шла девица за водой, за ней парень молодой».

– Песня делает жизнь веселей, и ритм стихотворения становится напевным, как песня.

– В четвертой строфе повторяются строчки.

– Повтором он усиливает настроение от злой бури, хочет избавиться от печального чувства.

– Стихотворение будем читать спокойно, напевно, с чувством грусти

Осуществлять анализ объектов с опорой на визуализацию, выделять последовательность развития сюжета. Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Делать выводы, извлекать информацию из различных источников. Аргументировать свою позицию. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации

V. Анализ стихотворения «Туча»

Читает стихотворение. Проводит беседу по содержанию произведения, словарно-лексическую работу.

– Объясните значения новых слов.

– Какое настроение вы испытали?

– Чем интересно построение данного стихотворения?

– Не случайно стихотворение так построено. Первое четверостишие повествует нам о туче, главной героине, это своеобразное «вводное» четверостишие. Здесь автор сожалеет, что туча еще омрачает «ясную лазурь» неба.

Второе четверостишие – кульминация стихотворения. Воспоминания о грозе вдохновляют поэта, он яркими, сочными красками рисует нам ее картину. Можно сказать, что эти четыре строки – самые агрессивные во всем стихотворении.

Третье четверостишие наполнено умиротворением. Автор уже никому не грозит, а лишь уговаривает тучу скрыться. Это и есть подходящее завершение стихотворения.

В лирической миниатюре А. С. Пушкина «Туча» мы можем отметить и индивидуально-авторское сочетание слов: «рассеянной бури», «ясной лазури», «унылую тень», «ликующий день».

Данные художественные средства играют огромную роль: они помогают нам понять и прочувствовать настроение стихотворения. Они делают его богаче и ярче, Не будь их, было бы стихотворение?

– Давайте проведем небольшой эксперимент: из первого четверостишия удалим лишь эпитеты. Что получится?

Последняя туча … бури!

Одна ты несешься по небу,

Одна ты наводишь … тень,

Одна ты печалишь … день.

– Разве это стихотворение? Нет, конечно

Читают стихотворение. Отвечают на вопросы
учителя. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Объясняют значения слов:

Лазурь – яркая, чистая синева. В стихотворении это очень важное слово. Сравните: «по ясной лазури» и «по ясной синеве».

Алчная – жадная.

Миновалась – то есть минула, прошла. Это слово устаревшее, теперь не употребляется.

Сокройся (скройся, удались) – это слово тоже устаревшее.

Древес – деревьев, это слово не употребляется в современном русском языке.

– Стихотворение Пушкина «Туча» проникнуто свежестью летнего дня после грозы, пронизано солнечным светом, лишь задержавшаяся почему-то на небе туча «наводит унылую тень». Стихотворение «нетерпеливое»: и поэт, и природа словно ждут, когда небо станет чистым, туча скроется за горизонтом.

– В первом четверостишии поэт точно укоряет тучу за то, что она еще не скрылась, нагоняя тоску и воспоминания о минувшем ливне. Во втором четверостишии автор вспоминает минувшую грозу, когда земля жадно глотала живительную влагу, когда ослепительно сверкала молния, звучали раскаты грома… Когда эта туча была в расцвете своего могущества. В последних четырех строках поэт обращается к туче, говорит, что ее время прошло, и призывает скорее скрыться с глаз

Выразительно читать. Понимать на слух ответы обучающихся. Слушать собеседника. Формулировать свое мне-ние и позицию. Строить монологические высказывания

VI. Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

Выучить стихотворение А. С. Пушкина.

Вырезать осенний лист и на нем:
1-й вариант – написать известное стихотворение А. С. Пушкина, то есть подобрать еще одно стихотворение; 2-й вариант – написать самому стихотворение об осени

Внимательно слушают, задают уточняющие
вопросы

Осознавать, принимать, сохранять учебные
задачи

VII. Итог урока. Рефлексия

Организует оценку результатов выполнения заданий на уроке, в том числе и чтения, подведение итогов урока обучающимися. Предлагает оценить работу на уроке. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Оцените свою работу на уроке: поднимите лист зеленого цвета, если вы оцениваете свою работу на уроке высоко; поднимите лист желтого цвета, если вы работали на уроке хорошо, и лист красного цвета, если вы считаете, что работали недостаточно и могли бы лучше

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Мои файлы | Добавил: prokopenkoma

Просмотров: 3178 | Загрузок: 173

| Рейтинг: 0.0/0

«Ночь на кладбище» (Святочный рассказ) — юмористический рассказ русского писателя А. П. Чехова. Впервые опубликован 8 января 1886 года в первом номере московского журнала «Сверчок», где вышел с подписью А. Чехонте. Появление произведения в этом издании вызвало неудовольствие со стороны редактора и владельца петербургского журнала «Осколки», где начинал и активно печатался Чехов, что привело к долгим спорам между ними.

«Ночь на кладбище» является сатирическим произведением из неформального цикла святочных рассказов писателя, хронотоп которых привязан к периоду Рождества и Нового года. По сюжету москвич встречал Новый год у друга, где изрядно напился. Возвращаясь домой, он сбился с пути и забрёл в похоронное бюро, перепутав его с кладбищем, и потерял сознание от страха, так как ему почудились покойники. Утром он проснулся и понял, что все эти ужасы ему привиделись. В юмористическом рассказе Чехова исследователи находят общие черты, характерные для его работ в этом жанре, а также интертекстуальные отсылки к произведениям Уильяма Шекспира и Александра Пушкина, затрагивающим в трагедийном или юмористическом контексте кладбищенскую тему.

Сюжет

Действие ведётся от лица москвича Ивана Ивановича, рассказывающего в компании женщин произошедшую с ним на Новый год страшную историю. По случаю праздника он был в гостях у друга, где сильно напился и вышел от него только в два часа ночи. На улице было темно, в лицо дул холодный ветер и шёл сильный дождь. «Смиренный и пьяненький обыватель», как он себя называет, был расстроен наступлением Нового года, бессмысленностью и бренностью человеческого существования. Его путь лежал с Мещанской улицы на Пресню, и на всём его протяжении он не встретил ни одного человека. Ивана Иванович заблудился и почувствовал ужас, отчего сначала ускорил шаг, а затем и вовсе побежал. В конце концов он споткнулся в темноте о какой-то предмет, представлявший собой что-то гладкое и мокрое. Измучившись, он решил на него присесть. Затем он зажёг спичку, чтобы закурить, и, к своему ужасу, увидел надгробную плиту, от которой тут же отскочил, но при этом наткнулся на могильный крест. Произошедшее натолкнуло его на мысль, что вместо Пресни он попал на Ваганьковское кладбище, и заставило испытать сильный страх. Это ощущение усугублялось тем, что ему стали слышаться чьи-то шаги, причём не человеческие, так как они были слишком тихие и мелкие. «Мертвец», — решил он. Неизвестный приблизился, дотронулся до колена Ивана Ивановича, издал вздох и завыл, чем крайне испугал пьяницу и вмиг его протрезвил. Он не смел пошевелиться и молил Бога о том, чтобы скорее наступило утро. Вдруг к ним стал приближаться ещё кто-то: подойдя, он вздохнул и положил руку на плечо перепуганному Ивану Ивановичу, после чего тот потерял сознание.

Утром он проснулся в маленькой комнате, решив, что мертвецы затащили его к себе в склеп. Однако скоро всё прояснилось: за окном послышались человеческие голоса и из их разговора стало ясно, что ночью он забрёл на территорию похоронного бюро, где были выставлены образцы погребальных монументов. С одним из них в обнимку, в компании воющего пса, он в страхе и просидел всю ночь.

Создание и публикация

Слушать рассказ пушкина гробовщик

«Ночь на кладбище» был впервые опубликован 8 января 1886 года в первом номере сатирического журнала «Сверчок» за подписью А. Чехонте. Цензурное разрешение на него было выдано 7 января. Это московское издание выходило в 1886—1891 годах, его основателями были Евгений Антонович Вернер и его брат Михаил Антонович, ранее возродившие «Вокруг света». Н. А. Лейкин, издававший в Санкт-Петербурге юмористический еженедельник «Осколки», в котором часто печатался Чехов, выразил возмущение не только тем, что сочинение появилось в московском журнале, но и использованием псевдонима «А. Чехонте»[1]. В это время московский писатель стремился расширить круг своих публикаций, так как его не устраивали заработки и он стремился к сотрудничеству с другими изданиями. Однако он действительно давал обещание Лейкину не появляться в московских журналах под «осколочным» именем. Это известно из письма Чехова от 23 ноября 1885 года, где он отвечал на замечания Лейкина в отношении рассказа «Тапёр», опубликованного в «Будильнике» незадолго перед тем[2]. Лейкин стремился ограничить круг изданий набиравшего силу автора. Так, в начале января 1886 года он предлагал Чехову 600 рублей жалованья в год, только чтобы тот не отдавал свои работы в журнал «Будильник». Это предложение было высказано в Петербурге, где писатель был впервые, находясь там с 10 по 24 декабря и проживая в доме издателя[3]. Вернувшись в Москву, Антон Павлович получил от Евгения Вернера письмо с предложением активно участвовать в его новом журнале и просьбой «особенно постараться» для первого выпуска. Концепцию нового издания он объяснил следующим образом: «„Сверчок“ прежде всего журнал исключительно юмористический, без всякой претензии на сатиру и бичевание общественных пороков», а редакторская политика будет направлена не на то, чтобы «казнить бичом пороки» и «разрушать основы», а лишь «смешить и забавлять читателя». Издатель запрашивал различные материалы, которые просил передать к 28—30 декабря. Известно, что Чехов ответил на эти предложения в письме, однако оно не сохранилось. В ответ Вернер рекомендовал: «Жду рассказа и мелочей, если будет два рассказа, то ещё лучше. Рассказы непременно смешные и с сюжетом»[4].

Появление в первом выпуске рассказа под известным псевдонимом возмутило автора, направившего к Вернеру свои претензии, однако это письмо до нашего времени не дошло. В январском письме к писателю Евгений Вернер оправдывался тем, что ничего подобного не обещал. При этом тут же объяснял, что рассказ поместил в номер его брат Михаил, который не имел понятия о пожелании автора[5]. В письме к Чехову от 13—14 февраля 1886 года Лейкин писал: «Ну-с, господин сотрудник „Сверчка“, скажите мне, если это не тайна, сколько вам заплатили за то, чтобы напечатать Ваш рассказ в № 1? Наверное уж не больше 20 р.? А я бы предложил Вам 50 р. только за то, чтобы этот рассказ не появился в № 1 „Сверчка“». 17 февраля Лейкин опять обращался к писателю по поводу его «предательства»: «Но относительно того, что Вы вздумали благословить № 1 „Сверчка“ своим рассказом — просто удивляюсь». 20 февраля Чехов отвечал, что он действительно обещал петербургскому издателю не публиковаться несколько месяцев в Москве в качестве «А. Чехонте», но это произошло помимо его воли. По словам прозаика, при выплате гонорара Вернер, получив от него рассказ «Ночь на кладбище», обещал не публиковать его под «осколочным» именем, но слово не сдержал[5].

Такая собственническая позиция Лейкина вызывала неудовольствие не только Чехова, но и других публикуемых у него авторов, так как за произведения под уже известными псевдонимами гонорар был выше. Антон Павлович в одном из писем в конце февраля к писателю-юмористу В. В. Билибину указывал, что петербургский издатель «очень ревнив», и спрашивал у него, не пытался ли он что-либо предпринимать в отношении него[6]. Видимо, в связи с этими осложнениями второй рассказ в московском журнале появился только спустя два месяца, в ответ, на сей раз, на претензии Вернера о том, что Лейкину писатель направляет для печати свои лучшие произведения юмористического жанра. Он назывался «Шуточка» («Сверчок» № 10 от 12 марта 1886 года) и был на этот раз подписан псевдонимом «Человек без селезёнки», также известным по журналу «Осколки»[7]. После этого Вернерами — до того как они разорились[К 1] — было опубликовано только пять произведений писателя: «Светлая личность», «Драма», «Ах, зубы!», «Предложение», «Драматург»[9].

При жизни Чехова рассказ «Ночь на кладбище» переводился на словацкий язык. После первого появления он стал включаться в сборники произведений писателя на основе журнального текста. Произведение часто помещается в антологии, посвящённые рождественским и новогодним праздникам[2].

Художественные особенности

Слушать рассказ пушкина гробовщик

«Ночь на кладбище» является юмористическим произведением из неформального цикла святочных рассказов Чехова. Это прямо отражено в его подзаголовке, что имело место и в некоторых других произведениях этого периода («Сон», «Восклицательный знак» — оба 1885 год)[10]. Литературовед Леонид Фуксон находил в рассказе интертекстуальные переклички с трагедией Уильяма Шекспира «Гамлет», повестью Александра Пушкина «Гробовщик» и его стихотворением «Вурдалак» из сборника «Песни западных славян»[11]. К гамлетовской реминисценции относится описание Ивана Ивановича, как сильно он был пьян: «Встречал я новый год у одного своего старинного приятеля и нализался, как сорок тысяч братьев». Сравнение «как сорок тысяч братьев» считают одной из наиболее употребляемых литературных аллюзий у Чехова, но в отличие от слов Гамлета — «Её любил я; сорок тысяч братьев / Всем множеством своей любви со мною / Не уравнялись бы» — у русского писателя эта фраза употребляется всегда без глагола «любил». Отсылки к ней содержатся во множестве рассказов: «29 июня (рассказ охотника, никогда в цель не попадающего)», «Дачница», «Драма на охоте», «То была она!», «Верочка»[12]. В пьесе Шекспира Гамлет присутствует на похоронах Офелии, в могилу которой прыгает горящий мщением Лаэрт — её брат. В отчаянии от призывает, чтобы его похоронили с сестрой. В ответ Гамлет вспоминает о своих чувствах к умершей, больших, чем любовь сорока тысяч братьев. Таким образом, «В ночи на кладбище» Чехов не только использует одну из наиболее употребляемых им цитат Шекспира, но комически претворяет её в кладбищенской тематике[13]. Так, по мнению Фуксона, если в драме имеются в виду реальная смерть Офелии и её могила, то у Чехова эти образы пародийно снижены, а «гибель» Ивана Ивановича не соответствует действительности, а является плодом его воображения. При этом такое заблуждение «пьяненького обывателя» соответствует его психологическому портрету, мрачному состоянию души. Он относится к встрече Нового года крайне пессимистично, как к «празднику смерти». «По-моему, при встрече нового года нужно не радоваться, а страдать, плакать, покушаться на самоубийство. Не надо забывать, что чем новее год, тем ближе к смерти, тем обширнее плешь, извилистее морщины, старее жена, больше ребят, меньше денег…», — говорит рассказчик. Фуксон предположил, что в мытарствах героя повинна его «кладбищенская философия», что и выразилось в принятии собаки и человека за инфернальных существ: «Происходит смеховое отрезвление героя, весёлое наказание его страхом. Поэтому трагическое слово (и слово, заимствованное из трагедии) оказывается пародией»[14].

По мнению Фуксона, рассказ «Ночь на кладбище» Чехова можно соотнести также с повестью Пушкина «Гробовщик» и стихотворением «Вурдалак». Эти произведения русских классиков имеют общую сюжетную развязку: столкновение со смертью, заканчивающееся «переходом от страшного к смешному». Несмотря на такое соотнесение, между шекспировскими и пушкинскими аллюзиями у Чехова имеются существенные различия. Если у Пушкина подобная связь может быть неявна, носит необязательный характер, то интертекстуальность по отношению к «Гамлету» имеет более выраженный характер, так на цитату Шекспира русский писатель прямо указывает[14]. Литературовед В. В. Мерлин находил в цикле стихотворений Александра Блока «Снежная маска» (1907) и поэме «Двенадцать» (1918) продолжение традиций таких святочных рассказов Чехова, как «Ночь на кладбище», «Страшная ночь», «То была она!», «Сон». Их сближает праздничный хронотоп (рождественский, новогодний), когда повествование ведётся в зимнюю, ненастную ночь, где-то на городской периферии; эти обстоятельства приводят к неразберихе и «атмосфере перемен»[15].

В средствах массовой информации

13 января 2020 года премьер-министр России Дмитрий Медведев вручал премии правительства в области СМИ, и это мероприятие освещалось в различных изданиях[16]. Церемония пришлась на Старый Новый год, в связи с чем в заключении своего выступления Медведев процитировал несколько начальных строк из рассказа «Ночь на кладбище» своего любимого писателя — Чехова. Он выбрал цитаты из нескольких предложенных ему произведений русских классиков на новогоднюю тематику, остановившись на Чехове:

Радоваться такой чепухе, как новый год, по моему мнению, нелепо и недостойно человеческого разума. Новый год такая же дрянь, как и старый, с тою только разницею, что старый год был плох, а новый всегда бывает хуже. По-моему, при встрече нового года нужно не радоваться, а страдать, плакать, покушаться на самоубийство. Не надо забывать, что чем новее год, тем ближе к смерти, тем обширнее плешь, извилистее морщины, старее жена, больше ребят и меньше денег[17].

Медведев произнёс эти слова за два дня до своего увольнения с поста премьер-министра, и, по сообщениям СМИ, произнёс их «грустно», вероятно, уже предугадывая свою отставку[18][19]. Также возможно, что Медведев имел в виду опасения по поводу пандемии COVID-19, о которой тогда говорили ещё как о «вспышке новой коронавирусной инфекции в китайском Ухане».

Примечания

Комментарии

  1. Существует предположение, что братья покинули Россию и переехали во Францию не в связи с тем, что издательское дело привело их к банкротству, а по политическим мотивам, опасаясь преследований со стороны властей[8].

Источники

  1. Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1984, М. П. Громов. Примечания, с. 506.
  2. 1 2 Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1984, М. П. Громов. Примечания, с. 507.
  3. Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1984, М. П. Громов. Примечания, с. 459—460.
  4. Летопись жизни и творчества А. П. Чехова, 2000, 1884, с. 182—216.
  5. 1 2 Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1984, М. П. Громов. Примечания, с. 506—507.
  6. Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1984, М. П. Громов. Примечания, с. 456.
  7. Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1984, Э. А. Полоцкая. Примечания, с. 612.
  8. Дубовской, 1993, с. 147—148.
  9. Чехов. Полное собрание сочинений и писем, 1985, А. Л. Гришунин. Примечания, с. 605.
  10. Грицай Н. А. Заглавия в чеховской эпике: к проблеме «Точек зрения» // Вестник РГГУ. Серия: Литературоведение. Языкознание. Культурология. — 2010. — Вып. 2 (45). — С. 28–34. — ISSN 2073-6355. Архивировано 21 октября 2021 года.
  11. Фуксон, 2007, с. 88—89.
  12. Виноградова, 2006.
  13. Фуксон, 2007, с. 88.
  14. 1 2 Фуксон, 2007, с. 89.
  15. Мерлин, 1985, с. 26.
  16. Владимир Кузьмин. Обозревателю «РГ» Валерию Кичину вручили премию правительства в области СМИ. Российская газета (13 января 2020). Дата обращения: 20 октября 2021. Архивировано 20 октября 2021 года.
  17. Владимир Кузьмин. Медведев пошутил на тему новогодних праздников, процитировав Чехова. Российская газета (13 января 2020). Дата обращения: 20 октября 2021. Архивировано 20 октября 2021 года.
  18. Белковский Станислав. Станислав Белковский — Время Белковского — Эхо Москвы, 18.01.2020. Эхо Москвы. Дата обращения: 20 октября 2021. Архивировано 20 октября 2021 года.
  19. Отставка правительства Медведева — все новости. ИА REGNUM. Дата обращения: 22 октября 2021. Архивировано 22 октября 2021 года.

Литература

  • Виноградова В. Ю. Шекспировская цитата у Чехова // Вопросы литературы. — 2006. — Июль—август (№ 4). — С. 176—197. Архивировано 21 октября 2021 года.
  • Дубовской В. И. Российские создатели мотоцикла во Франции / Под ред. В. П. Борисова. — М.: ПО «Перспектива», 1993. — С. 147—157. — 192 с.
  • Летопись жизни и творчества А. П. Чехова / Сост. Л. Д. Громова-Опульская, Н. И. Гитович. — М.: Наследие, 2000. — Т. 1. 1860—1888. — 512 с.
  • Мерлин В. В. «Снежная маска» и «Двенадцать» (К вопросу о святочных мотивах в творчестве Блока) //Блоковский сборник. Выпуск VI. А. Блок и его окружение. — Тарту: Тартуский государственный университет, 1985. — С. 19—28. — 162 с. — (Учёные записки Тартусского государственного университета. Выпуск 680).
  • Фуксон, Я. Д. Чтение. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2007. — 223 с. — ISBN 5-202-00986-0.
  • Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Институт мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1984. — Т. 4 [Рассказы, юморески]. — 544 с.
  • Чехов А. П. Полное собрание сочинений и писем: В 30 т. Сочинения: В 18 т. / АН СССР. Институт мировой лит. им. А. М. Горького. — М.: Наука, 1985. — Т. 5 [Рассказы, юморески]. — 704 с.

Ссылки

  • Антон Чехов. Ночь на кладбище (Святочный рассказ). «Лаборатория Фантастики». Архивировано 21 октября 2021 года.

Класс: 
7

Предмет: 
Русский
язык

Тема :
А.С.Пушкин «Повести Белкина»

Учитель:  Щеголева
Т.С

Дата:
____________

1. Вступительное
слово учителя.

«Повести Белкина» –
первое законченное прозаическое произведение Пушкина. А.С. так сформулировал
основной закон своей прозы: «Точность и краткость – вот первые достоинства
прозы. Она требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не
служат».

Вопрос: Как по вашему, удалось Пушкину
соответствовать этому принципу в «Повестях»?

(Да).

Кто из знакомых вам
писателей XIX века тоже отличался лаконичностью и точностью в своих рассказах?

(А. П. Чехов).

Цикл создан в
знаменитую Болдинскую осень 1830 года за очень короткое время. В село Болдино
Нижегородской губернии Пушкин приехал 3 сентября хлопотать о приданом (у
невесты приданого не было). Ему было немного досадно, что за этими хлопотами
пропадет осень – лучшее для него рабочее время: «Все это не очень утешно, –
пишет он в письме другу и издателю Плетневу. – Еду в деревню, Бог весть, буду
ли там иметь время заниматься и душевное спокойствие, без которого ничего не
произведешь…»

Однако оглядевшись, уже
9 сентября он пишет тому же Плетневу: «Ах, мой милый! Что за прелесть здешняя
деревня! Вообрази: степь да степь; соседей ни души; пиши дома, сколько вздумается,
никто не помешает. Уж я тебе наготовлю всякой всячины, и прозы и стихов».

В болдинском уединении
есть еще одно для Пушкина очарованье, оно совсем не мирное: рядом таится
смерть, кругом ходит холера. Чувство опасности веселит и дразнит – Пушкин любил
опасность и риск, это будило его творческие силы.

Вопрос: Каким
образом это ощущение близости смерти, опасности проявилось в сюжетах
«Повестей»?

(В них есть и дуэли, и
неожиданные случайности, и любовь, и смерть, и тайные страсти, и романтические
приключения).

Итак, за короткий
промежуток времени с 9 сентября по 20 октября были закончены все пять повестей
цикла.

Вопрос: Перечислите
их, пожалуйста
.

(«Выстрел», «Метель»,
«Гробовщик», «Станционный смотритель», «Барышня-крестьянка»).

2. Содержание предисловия
повести.

Цикл предваряет
предисловие «От издателя».

Вопрос: Кто берет на
себя роль издателя?

( Роль издателя Пушкин
взял, вероятно, на себя, обозначив инициалы «А.П.»)

Вопрос: Кому Пушкин
приписывает авторство «Повестей»?

(Авторство же он приписал
провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину).

Вопрос: Что мы о нем
узнаем?

Выступление ученика
с объяснением предисловия:
От
друга и соседа Белкина узнаем, что Иван Петрович родился в добропорядочной
семье, вырос и вел обычную жизнь помещика после их смерти, был человек честный
и кроткий, был сердечно привязан к другу А.П.; оставил после внезапной смерти
много рукописей, одна из которых и досталась А.П. Это первый литературный опыт
Ивана Петровича, и друг в предисловии просит читателя отнестись к нему
снисходительно.

Вопрос: Для чего
Пушкину понадобилась мистификация с авторством Белкина?

(Белкин оказывается
идеальным повествователем, который не сочиняет свои истории, а лишь излагает
то, что услышал от других лиц).

3. Проблема автора и
рассказчика.

Вопрос: Кто еще,
кроме Белкина, выступает в роли рассказчиков в «Повестях»?

(Несколько особ, будто
бы поведавших ему свои истории (см. примечание Пушкина), наконец, сам Пушкин).

Вопрос: Что
объединяет этих «особ», которые выступают в роли рассказчиков?

(Все эти особы – люди
одной среды, деревенской или городской, провинциальной, в их жизни кипят
романтические страсти).

4. Особенности
композиции «Повестей». Роль эпиграфов.

Вопрос: Что еще
общего вам удалось заметить в композиции «Повестей»?

(Эпиграфы).

Вопрос: Что такое
эпиграф? Сколько эпиграфов в «Повестях»?

1) Эпиграф к
Предисловию взят из «Недоросля» Д.И. Фонвизина: То, мой батюшка, он еще сызмала
к историям охотник. – Митрофан по мне.

Вопрос: В чем
признается Пушкин?

(Для Пушкина Белкин
оказывается идеальным повествователем, он «по нему»).

2) Эпиграфы к «Выстрелу»: Стрелялись мы (Е.А. Баратынский). Я поклялся
застрелить его по праву дуэли (за ним остался еще мой выстрел). А.
Бестужев-Марлинский. (Перекликается с сюжетом повести).

3) Эпиграф к «Метели»:
Кони мчатся по буграм, /Топчут снег глубокой…/Вот в сторонке божий храм / Виден
одинокой.

Вдруг метелица кругом;
Снег валит клочками; Черный вран свистит крылом, Вьется над санями; Вещий стон
гласит печаль! Кони торопливы. Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы. В.А.
Жуковский. (Иллюстрация к описанию метели, в которую попал Владимир, тайный
жених Марьи Гавриловны).

Вопрос: Почему
Пушкин и повесть называет «Метель», и эпиграф посвящает ей?

(Метель становится едва
ли не главным действующим персонажем повести).

4) Эпиграф к
«Гробовщику»: Не зрим ли каждый день гробов, седин дряхлеющей вселенной? Г.Р.
Державин

Вопрос: Какой тон
задает этот эпиграф?

(Философский).

5) Эпиграф к
«Станционному смотрителю»: Коллежский регистратор, /Почтовой станции диктатор.
Князь Вяземский.

Вопрос: Вы заметили
иронию в словах Пушкина? В чем она?

(Ирония: диктатор –
человек, пользующийся неограниченной властью, а Вырин – слабый, робкий, бедный
человек, на него кричат и даже иногда «готовы прибить» проезжающие).

6) Эпиграф к
«Барышне-крестьянке»: Во всех ты, Душенька, нарядах хороша! Богданович.
(Маскарад Лиза – Акулина – Бетси).

5. Повесть
«Выстрел».

Вопрос: В какую
среду погружает нас Пушкин?

Повесть знакомит нас со
средой и образом жизни армейских офицеров: утром ученье, манеж, обед у
полкового командира… вечером пунш и карты.

Рассказ ученика: Вечный военный Сильвио кажется исключительной
личностью, но вся его жизнь ушла на месть графу, счастливому и в жизни, и в
любви. Сильвио не убивает графа, а сам пропадает, не сделав в жизни ничего
значительного.

Ребята читают эпизод приезда Сильвио в дом графа, когда тот возвращается с
женой с прогулки, и жена падает на колени, умоляя Сильвио не стрелять в мужа.
«Я доволен, я видел твое смятение, твою робость … Будешь меня помнить», –
произносит Сильвио на прощание.

Вопрос: Что стало для Сильвио смыслом жизни?

(Вся его жизнь была
положена на то, чтобы увидеть смятение и робость обидчика, заставить его
затрепетать).

Какой вывод мы
сделаем?

(Жизнь Сильвио, который
поначалу представляется фигурой романтической и необыкновенной, пуста и
бесплодна, т.к. отягщена чувством мести).

6. Роль случая в
композиции повести «Метель».

Вопрос: В какую
среду переносит нас «Метель»?

(Повесть «Метель»
переносит нас в среду провинциального дворянства, в семью богатого помещика).

Рассказ ученика.

Чтение эпизода описания метели. Звучит музыка Свиридова.

Вопрос: Что делает
метель?

(Метель соединяет Марью
Гавриловну с Бурминым).

Вопрос: Чем по
прошествии времени так привлек Бурмин нашу героиню?

(Полковник Бурмин имеет
Георгия в петлице, он ранен, у него «интересная бледность», но главное: он до
сих пор не бросился к ногам Марьи Гавриловны).

Чтение по ролям последнего эпизода повести, когда полковник
Бурмин и Марья Гавриловна выясняют, что они муж и жена.

Какой вывод можно
сделать?

Ученики делают вывод с
помощью учителя, что в этой повести свою роль сыграл случай.

7. Ирония в
изображении героев повести «Гробовщик».

Вопрос: с героями из
какой среды знакомит нас Пушкин?

В этой повести мы
погружаемся в мир ремесленников, узнаем об их радостях и горестях.

Учащийся передает
содержание
повести и делает
вывод, что в мире ремесленников, куда из помещичьей среды мы попадаем, живут
только наживой. А для Адриана нажива – это смерть людей. Вот гробовщик ждет
смерти купчихи Трюхиной, чтобы взять побольше денег с ее родственников за
похороны.

Чтение по ролям разговора сапожника с гробовщиком.

Чтение эпизода сна гробовщика, когда к нему во сне
приходят мертвецы поздравить его с новосельем.

Вопрос: Как выглядят
клиенты Адриана Прохорова?

(Все одеты были
благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах,
купцы в праздничных кафтанах. Только один, стыдясь своего рубища, смиренно
стоял в углу. Его-то и отталкивает гробовщик).

Какой вывод можно
сделать?

(Смерть уравнивает
всех).

8. История Самсона
Вырина.

Вопрос: в какую
среду мы попадаем на этот раз?

(Самсон Вырин – мелкий
чиновник).

Одна из самых сложных,
неоднозначных, на мой взгляд, является повесть «Станционный смотритель».
Поэтому мы еще вернемся к этой повести в седьмом классе.

Первый ученик кратко рассказывает историю Дуни и гусара
Минского.

Второй ученик передает историю Самсона Вырина.

Чтение эпизода, в котором описан приезд Дуни на
могилу отца.

Какой вывод мы можем
сделать?

Сопоставление истории
Дуни с историей о блудном сыне из евангельской притчи.

Вопрос: Кто вызывает
в этой повести наше сочувствие: Дуня, которая невольно повторила историю
библейского блудного сына, или ее отец?

Впервые в русской
литературе XIX века Пушкин раскрыл тему маленького человека, которую дальше
развили в своих произведениях Н.В. Гоголь и Ф.М. Достоевский.

9. Веселый маскарад
в «Барышне-крестьянке».

Вопрос: Чем
отличается эта повесть от всех остальных?

Пушкин завершает цикл
повестей легкой и радостной «Барышней-крестьянкой», в которой мы попадаем в мир
дворянской усадьбы, где действие одновременно происходит и в шутку и всерьез.
Повесть эту можно назвать водевилем.

Вопрос: Что такое
водевиль?

(Веселая театральная
пьеса с музыкой и танцами).

Ученик передает
краткое содержание повести «Барышня-крестьянка». Лиза Муромская – живая, умная,
смелая барышня, не побоявшаяся переодеться в крестьянское платье и очаровать
молодого барина, да так, что Алексей полюбил Акулину, собравшись на ней
жениться. И когда в конце повести обман раскрылся, перед нами предстали милые
русские люди: Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский и их дети –
Лиза и Алексей.

Вопрос: Сколько раз
в повести переодевается Лиза?

(Два раза: она
предстает перед нами в образе крестьянской девушки Акулины и чопорной Бетси).

Чтение эпизода, в котором Лиза предстает перед гостями в
гриме.

Чтение эпизода
счастливой развязки.

10. Заключительное
слово учителя. Подведение итогов урока.

«Повести Белкина» были
первыми законченными произведениями Пушкина-прозаика. Введя условный образ
повествователя Ивана Петровича Белкина и целую систему рассказчиков, Пушкин
прокладывает дорогу Гоголю, Достоевскому, Чехову и последующему развитию
русской прозы. Впервые героями становятся не царственные особы, не исторические
личности, а самые что ни на есть простые люди.

Пушкин,
любитель живого, простого, народного показывает нам, читателям, что жизнь его
провинциальных героев вовсе не заурядна, скорее наоборот. Пушкин любуется
своими героями, жалеет их, сочувствует им, иронизирует над ними – и не
оставляет нас равнодушными. Недаром и в двадцатом веке по «Повестям» снято
много кинофильмов: «Барышня-крестьянка», «Станционный смотритель», «Выстрел»,
«Метель».

Инфоурок

Литература
ПрезентацииПрезентация по литературе «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» (6 класс)

Повести покойного Ивана Петровича Белкина Презентация подготовлена к уроку ли...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Повести покойного Ивана Петровича Белкина Презентация подготовлена к уроку ли

    Описание слайда:

    Повести покойного Ивана Петровича Белкина

    Презентация подготовлена к уроку литературы в 6 классе

  • 2 слайд

    ОпределениеПовесть- художественное прозаическое произведение, которое по объе

    Описание слайда:

    Определение
    Повесть- художественное прозаическое произведение, которое по объему текста меньше, чем роман, но больше, чем рассказ.

  • 3 слайд

    Факты«Повести Белкина»- цикл произведений, в который входят «Гробовщик», «Ба

    Описание слайда:

    Факты
    «Повести Белкина»- цикл произведений, в который входят «Гробовщик», «Барышня-крестьянка», «Метель», «Выстрел», «Станционный смотритель».
    Это первое прозаическое произведение, которое издано при жизни А.С. Пушкина.
    Повести созданы в знаменитую Болдинскую осень 1830 года.
    Пушкин приписал авторство провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Его краткая биография описывается в предисловии к книге. Это молодой помещик, занимавшийся на досуге сочинительством и умерший в 1828 году.
    В основе сюжета произведений история провинциального быта.

  • 4 слайд

    ЦитатыПушкин в письме издателю Плетневу написал следующее о цикле «Повести Бе

    Описание слайда:

    Цитаты
    Пушкин в письме издателю Плетневу написал следующее о цикле «Повести Белкина» (1831 год):

    «…Посылаю тебе … сказки моего друга Ив. П. Белкина… <…> Р. S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…»

  • 5 слайд

    МетельНеравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьб

    Описание слайда:

    Метель
    Неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Эти события автор положил в основу сюжета.
    В искусстве повесть «Метель» также нашла свое отражение. Музыкальные иллюстрации написал композитор Георгий Свиридов.

  • 6 слайд

    Барышня-крестьянкаПовесть, написанная в период развития такого литературного

    Описание слайда:

    Барышня-крестьянка
    Повесть, написанная в период развития такого литературного направления, как сентиментализм.

    Это история молодой девушки, рассказанная девицей К.И.Т. Обстоятельства требуют сделать выбор между реальными чувствами и исполнением воли родителей.
    В 1995 году в России был снят фильм «Барышня-крестьянка»

  • 7 слайд

    Станционный смотрительЦентральная повесть цикла. Люди здесь изображены прост

    Описание слайда:

    Станционный смотритель
    Центральная повесть цикла.
    Люди здесь изображены простые, и сама их история была бы простой, если бы не вмешались в нее разные житейские обстоятельства.
    В основе сюжета судьбы отца и дочери.

    По сюжету «Станционного смотрителя» кинематографисты сняли фильм, а театральные режиссеры ставили спектакли.

  • 8 слайд

    ВыстрелГлавный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма. Это красивы

    Описание слайда:

    Выстрел
    Главный герой Сильвио пришел из уходящей эпохи романтизма.
    Это красивый сильный храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина.
    В 1966 году в СССР был снят одноименный фильм.

  • 9 слайд

    ГробовщикПовесть с бытовым сюжетом. Гробовщик приглашает к себе на пир покой

    Описание слайда:

    Гробовщик
    Повесть с бытовым сюжетом.
    Гробовщик приглашает к себе на пир покойников. Это связано, прежде всего, с мрачным ремеслом главного героя, в ходе которого происходит ежедневное общение с умершими людьми.
    Это обращение Пушкина к опере Моцарта «Дон Жуан». Оно приводится в виде пародии на романтические произведения.

  • 10 слайд

    ИтогПушкин изображает истории из жизни простых людей Ка

    Описание слайда:

    Итог
    Пушкин изображает истории из жизни простых людей
    Каждому герою цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» приходится бороться за свое счастье.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Полухина В.П., Коровина В.Я., Журавлёв В.П. и др. / Под ред. Коровиной В.Я.

Тема:
О «Повестях покойного Ивана Петровича Белкина»

Похожие материалы

  • «Тема лицейской дружбы в творчестве А.С. Пушкина. «19 октября».

  • Презентация к уроку «Г.Флобер «Мадам Бовари»

  • Проект по литературе на тему «Жизнь и творчество Н.А.Некрасова»

  • МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХРУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

  • УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

  • Мастер-класс «Универсальные технологии работы с текстом» по рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко

  • Презентация по подготовке к итоговому сочинению по тематическому направлению «человек путешествующий : дорога в жизни человека»

  • Презентация к занятию по подготовке к итоговому сочинению по тематическому направлению «Преступление и наказание-вечный вопрос»

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447363 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Подростковый возраст — важнейшая фаза становления личности»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Педагогическая риторика в условиях реализации ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Формирование компетенций межкультурной коммуникации в условиях реализации ФГОС»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинга в туризме»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

  • Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»

На чтение 18 мин. Просмотров 87 Опубликовано

Содержание:

Интересные факты

После написания пяти пушкинских произведений, имеющих разные названия, становится популярным жанр реалистичной прозы. Если кратко, повести отличаются прозрачностью и простотой подачи, в них отчетливо просматриваются суровость и смиренность будничной жизни разных людей. Однако современники не восприняли прозаический опыт писателя. Белинский называл творения вполне сносными и говорил, что они подойдут разве что для прочтения от скуки. Он приравнивал их к сказкам, часто читаемым в семейном кругу, которые по уровню подходили начинающему писателю, а не талантливому Пушкину.

Повести были написаны за короткий промежуток времени. Их авторство писатель отдает Белкину, сам же представляется обычным издателем и сохраняет анонимность. Почему он так поступил, неизвестно. Уже в предисловии становится понятно, что Иван Петрович является выходцем из семейства секунд-майора, его воспитанием занимался деревенский дьячок. Белкин проходил службу в егерском полку. После выхода в отставку он принялся управлять имением, доставшимся ему по наследству, но дела шли не слишком хорошо. Эта личность:

  • честная;
  • стыдливая;
  • ничем сильно не выдающаяся;
  • умеренно относящаяся к излишествам.

В зрелом возрасте у Белкина проявились навыки к сочинительству, дала о себе знать увлеченность словесностью. На первый взгляд может показаться, что повести написаны просто и непринужденно, но их сюжетная линия выстроена довольно сложно. В текстах повествование ведется несколькими рассказчиками, из них выделяются:

  • вымышленный герой в лице Ивана Петровича;
  • ироничный писатель, а по совместительству и издатель;
  • персонажи, поведавшие Белкину жизненные истории.

При подробном изучении произведений у читателя складывается впечатление, что они являются частью реальной жизни и созданы разными авторами. Пушкин воспользовался необычной повествовательной системой, которая полностью смогла сломать привычные литературные подходы с романтичными штампами.

Этим он стремился передать непредсказуемость жизни, реальность которой гораздо интереснее вымышленных и фантазийных приемов. Главным связующим звеном между произведениями выступает именно такая идея. Уже во время публикации был изменен порядок расположения текстов в соответствии с датой их создания.

История о гробовщике

Повесть «Гробовщик» написана 9 сентября. Ее рассказал автору приказчик Б. В. Писатель подробно повествует о новоселье гробовщика Андриана Прохорова. Герой переехал со своими дочками на Никитскую улицу с Басманной, он сразу же открывает похоронную лавку. Вскоре его приглашает в гости сосед Готлиб Шульц, немец по происхождению. Во время гуляния один из пришедших предлагает поднять бокалы за тех, на ком в процессе работы получается зарабатывать. Прохорову он предлагает «выпить за здоровье мертвецов».

Такое отношение сильно разозлило главного героя. Он пообещал пригласить на свое новоселье мертвецов, которых обслуживал. Через некоторое время Андриан подготавливал к похоронам умершую женщину. По возвращении домой поздней ночью он в калитке увидел человека, которого пригласил в дом. Это был покойный бригадир.

Зайдя в жилище, гробовщик видит людей, которые были им схоронены. Здесь же появляется П. П. Курилкин, от которого к похоронам остался только скелет… В этот момент Прохоров просыпается и понимает, что все случившееся было только страшным сном. История остается незавершенной, у читателя есть возможность самостоятельно закончить ее.

Станционный смотритель

Белкин написал повесть 14 сентября, услышав рассказ советника А. Г. Н. В ней идет речь о жизненных буднях станционного смотрителя Вырина, который лично вел повествование о своей дочке. Читателям изначально может показаться развитие сюжета предельно простым, но он неожиданно изменяется. Все подробно представлено картинками из жизни блудного сына.

Дочка станционного смотрителя Дуня слывет настоящей красавицей. Проезжавший мимо станции состоятельный гусар Минский обращает на нее внимание, притворяется больным, чтобы задержаться и ближе познакомиться с отцом девушки. Позже молодой человек предлагает Дуне проехать вместе в церковь, куда та собралась. Отец отпускает дочь, но через некоторое время узнает, что она увезена в Санкт-Петербург.

Дуня стала содержанкой гусара. Отец Вырин требует отпустить девушку, на что получает отказ. Минский утверждает, что юная красавица успела привыкнуть к роскошной жизни. Убитый горем станционный смотритель возвращается домой и безнадежно спивается.

Спустя время на его могилу приходит приятно одетая женщина с тремя детьми. Она долго и безутешно плачет. Это и была дочь станционного смотрителя.

Барышня-крестьянка

Автор закончил работу над рассказом 20 сентября. С историей, положенной в основу сюжета, его познакомила девушка К. И. Т.

Дочка помещика Елизавета выдает себя за крестьянку, намереваясь завести дружбу с сыном соседа, который не может найти общего языка с ее отцом. Девушка сразу же понравилась Алексею. Он сближается с ней, тайно встречается, обучает грамоте. На охоте отцы молодых людей встречаются и между ними завязывается дружба. Сблизившись, они намерены обвенчать своих детей, но юноша категорически против, поскольку считает, что влюблен в крестьянку. Он отправляется в дом Муромских, где неожиданно встречается со своей возлюбленной. Алексей прощает Лизе ее шалость и соглашается на ней жениться.

Рассказ о выстреле

Список повестей Белкина содержит рассказ «Выстрел», написанный 14 октября. В истории принимают участие Сильвио, граф и подполковник И. Л. П. Главный персонаж описывает сюжет своей жизненной истории. Она напрямую связана с местью, которую должен понести человек, надменно оскорбивший самолюбие героя. В планы входит нанесение неожиданного удара обидчику в момент, когда тот научится ценить собственную жизнь больше всего.

Однако в самом конце произведения планы резко изменяются, и выстрел, предназначенный графу, направляется в картину. Судьба с главным героем сыграла злую шутку, его настигает гибель в месте, где не велись сражения и не звучали выстрелы. Это был бой под Скулянами, где персонаж сложил голову в рукопашной схватке.

Метель и ее краткий обзор

Следующей в списке идет повесть «Метель», она появилась 20 октября. В биографии Белкина указано, что он услышал историю от девушки К. И. Т.

Главными героями придумана жизненная романтическая линия с побегом и проведением тайного венчания, после чего должно быть получено прощение за содеянный проступок от родителей. Но планам не суждено сбыться из-за разбушевавшейся метели. Марье Гавриловне пришлось стать женой незнакомца. Что касается ее жениха, то его в скором времени настигает гибель. Судьба неожиданно предлагает свою интересную развязку повествования.

Мария Гавриловна и Бурмин вынужденным одиночеством и пережитой войной заслужили счастье, поле чего находят истинную и искреннюю любовь.

В истории создания «Повестей Белкина» присутствует много интересных событий. Они изданы в 1831 году, аудиторией были восприняты на уровне цикла увлекательных «анекдотов». Но некоторые критики утверждают, что эти творения простоваты лишь внешне, на самом же деле они скрывают глубокий смысл. Об этом следует упомянуть при подготовке доклада или проекта в старших классах. Сообщение ученика станет более интересным и познавательным, если использовать данные из Википедии, в которой указано, какие повести входят в сборник.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Повести Белкина

Повести Белкина, или полное название «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — одно из прозаических произведений А. С. Пушкина. Их пять, все они небольшие по объему, написаны просто, без затей, однако на развитие русской литературы оказали огромное влияние. «В масштабе национальном (они) означали решительный выход за пределы узко дворянской литературы, литературы светских салонов и даже дружеских литературных обществ и борьбу за литературу народную, т. е. созвучную всему народу, отражающую его исторические особенности, его «страсти» (В. В. Гипиус «От Пушкина до Блока»)

Повести Белкина

  • «Выстрел»
  • «Метель»
  • «Станционный смотритель»
  • «Гробовщик»
  • «Барышня-крестьянка»

Иван Петрович Белкин

Пушкин скрыл свое авторство повестей их несуществующим создателем И. П. Белкиным. В предисловии от лица издателя он написал:«Взявшись хлопотать об издании Повестей И. П. Белкина, предлагаемых ныне публике, мы желали к оным присовокупить хотя краткое жизнеописание покойного автора…

Иван Петрович Белкин был росту среднего, глаза имел серые, волоса русые, нос прямой; лицом был бел и худощав… Родился он от честных и благородных родителей в 1798 году в селе Горюхине… Получил первоначальное образование от деревенского дьячка… В 1815 году вступил он в службу в пехотный егерский полк…, в коем и находился до самого 1823 года. Смерть родителей … понудила его подать в отставку и приехать в село Горюхино…

Иван Петрович вел жизнь самую умеренную, избегал всякого рода излишеств; никогда не случалось … видеть его навеселе…; к женскому же полу имел он великую склонность, но стыдливость была в нем истинно девическая… Иван Петрович осенью 1828 года занемог простудною лихорадкою, обратившеюся в горячку, и умер… Повести были первым его опытом (Издатель)»

(Примечание. В «Истории села Горюхино» Пушкин уточнил биографию И. П. Белкина. Родился 1 апреля 1801 года. 3 месяца, до начала войны с Наполеоном проучился в московском пансионе Карла Ивановича Мейера. В 1817 году определился юнкером в пехотный полк. Вернулся в Горюхино осенью 1825 года)

Содержание и главные действующие лица Повестей Белкина

«Выстрел»

Рассказывается о ссоре двух дворян и драматической дуэли между ними. Действующие лица Сильвио, бывший офицер, один из дворян Граф Б., другой участник дуэли Автор. рассказывающий истоиюОскорбленный молодым офицером Сильвио не стал настаивать на поединке, потому что был связан обетом мести другому офицеру

«Метель»

Почти святочная история любви. Бедный прапорщик В. Н. и наследница богатого поместья М. Г. сговорились тайно обвенчаться, так как не имели родительского благословения на брак. В ночь побега разразилась сильная вьюга…Действующие лица Марья Гавриловна, девица Владимир Николаевич, офицер, сосед по поместью Полковник Бурмин, другой сосед Метель, которая вмешалась и всё перепутала в их судьбах

Г. Свиридов «Музыкальные иллюстрации к повести «Метель»

«Гробовщик»

Действующие лица Адриан Прохоров, гробовщик Его соседи-ремесленники

«Станционный смотритель»

Рассказ о несчастной доле «маленького человека», людском вероломстве, подлости, неблагодарности: путешествующий гусар хитростью и коварством увез с собой дочь станционного смотрителя, который ему доверилсяДействующие лица Станционный смотритель Его юная дочь Проезжий гусар Автор, от чьего лица ведется повествование

«Барышня-крестьянка»

Водевильная история с переодеваниями, лёгким, невинным обманом, свадьбой в конце: желая познакомиться с красавцем Алексеем, Лиза переодевается в крестьянское платьеДействующие лица Иван Петрович Берестов, помещик Лиза, его дочь Настя, служанка Лизы Мисс Жаксон, воспитательница Лизы Григорий Иванович Муромский, помещик, сосед Берестовых Алексей, сын Муромского

История создания «Повестей Белкина»

Осенью 1830 года Пушкин приехал в свое имение в Нижегородской губернии Болдино. Он не собирался задерживаться в нем надолго, но из-за разразившейся в России эпидемии холеры прожил в нём три месяца. Этот период пушкинистами назван «Болдинская осень». В «Болдинскую осень» Пушкин закончил роман в стихах «Евгений Онегин», создал «маленькие трагедии», поэму «Домик в Коломне». около тридцати стихотворений, пять повестей («Белкина»)

  • 1830, 9 сентября «Гробовщик»
  • 1830, 14 сентября «Станционный смотритель»
  • 1830, 20 сентября «Барышня-крестьянка»
  • 1830, 14 октября «Выстрел»
  • 1830, 20 октября «Метель»
  • 1831, 1 сентября получено цензурное разрешение на издание Повестей
  • 1831, между 24 и 27 октября Повести опубликованы Санкт-Петербургской типографией Плюшара

Ещё статьиЕвгений ОнегинГерой нашего времениМёртвые души

30-е годы XIX столетия стали эпохой настоящего расцвета пушкинской прозы. Первым завершенным прозаическим произведением Пушкина стали «Повести Белкина», в которых писатель описал жизнь представителей разных классов и сословий. Этот цикл оказал большое влияние на развитие русской литературы. Предлагаем к ознакомлению анализ произведения по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при написании сочинений на данную тему и подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Повести покойного Ивана Петровича Белкина.

Год написания – 1830 год.

История создания – Цикл написан в селе Болдино, наряду со многими другими произведениями Пушкина. Им был взят псевдоним Иван Белкин, чтобы избежать возможных проблем с цензурой или литературными критиками.

Тема – Автор поднимает немало тем – любовь, нравственность, положение в обществе, социальные противоречия.

Композиция – Все повести отличаются простотой сюжетной линии, отсутствием лишних деталей, недоговоренностями и интригой сюжета.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм («Выстрел»), сентиментализм («Станционный смотритель», «Метель», «Барышня-крестьянка»), «Гробовщик» содержит элементы готической повести.

История создания

Осень 1830 года Александр Сергеевич проводил в селе Болдино, и из-за вспышки холеры был вынужден задержаться здесь. Осенняя пора всегда вдохновляла поэта, дарила прилив творческих сил. По его признанию, лучше всего ему всегда писалось осенью в деревне.

Три месяца, проведенные Пушкиным в Болдино, оказались весьма плодотворными: он закончил роман «Евгений Онегин», написал поэму «Домик в Коломне», несколько драматических сцен, более 30 стихотворений. В этот же период Пушкиным был написан цикл под названием «Повести Белкина», в который вошло пять небольших произведений: «Выстрел», «Метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня-крестьянка».

Материалом для повестей послужили воспоминания писателя, предания, бытовые эпизоды, подмеченные им из жизни приятелей и совершенно незнакомых людей.

Смысл названия сборника достаточно прост – для своего первого прозаического произведения Пушкин решил взять псевдоним, выбрав для этого образ несуществующего помещика Ивана Петровича Белкина. Благодаря такому решению Александру Сергеевичу удалось избежать лишних хлопот с критикой и цензурой.

Тема

Все пять произведений из цикла Пушкина «Повести Белкина» посвящены одной теме – жизни обычных людей, с их большими и маленькими проблемами, надеждами и мечтами. Эта жизнь прекрасна в своей простоте и безыскусности, и полностью отражает реалии окружающего мира, бесконечно далекие от возвышенных идеалов романтизма.

В небольших по объему произведениях писатель талантливо раскрыл проблематику положения в обществе «маленького человека» («Станционный смотритель»), нравственности и социальных противоречий («Выстрел»), любви («Барышня-крестьянка», «Метель»), желаний и стремлений простых ремесленников («Гробовщик»).

Примечательно, что во всех произведениях писатель отказался от разделения героев на резко отрицательных и положительных персонажей. Каждого из них он показывает со всех сторон, во всей многогранности и неоднозначности характеров.

Основная мысль цикла заключается в том, чтобы без прикрас показать жизнь представителей различных слоев русского общества, от самого низа и до верха. Пушкин не объясняет поступки своих героев, предоставляя право читателям делать собственные выводы. Жить по совести, не делать зла ближним, радоваться тому, что имеешь – то, чему учит цикл «Повести Белкина».

Композиция

Проводя в «Повестях Белкина» анализ произведений, следует отметить, что все они, несмотря на разнообразие тем, имеют схожую композиционную структуру.

Писатель сосредотачивает внимание читателя на ключевых эпизодах, не утомляя второстепенными сюжетными линиями, длинными отступлениями и излишне подробными описаниями.

К общей характеристике всех повестей, входящих в пушкинский цикл, следует отнести, прежде всего, элемент недосказанности. Писатель везде, где только можно, недоговаривает, предоставляя читателю возможность подключить собственную фантазию.

В построении повестей присутствует и другие схожие мотивы. Так, их объединяют смены рассказчиков, неожиданные повороты в судьбах главных героев, перемена внимания то к одному, ток другому герою. Подобные приемы придают произведениям напряженность, стремительность, до конца удерживая интригу. При этом повести остаются ясными и простыми по сюжету.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Повестей Белкина».

Жанр

Цикл представляет собой пять повестей, следующих друг за другом. Они объединены внутренними мотивами, и прекрасно дополняют одна другую.

Для каждой повести характерно свое литературное направление. Так, «Выстрел» представляет собой романтизм, «Барышня-крестьянка», «Метель» и «Станционный смотритель» – сентиментализм, а «Гробовщик» – готическую прозу.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 10

    Как зовут главного героя повести «Выстрел?»</h3>

    • <label>Фицжеральд</label>
    • <label>Марио</label>
    • <label>Сильвио</label>
    • <label>Антонио</label>

(новая вкладка)

«Повести покойного Ивана Петровича Белкина» — первое прозаическое произведение Пушкина, напечатанное им при жизни. Смотрите: Краткое содержание повестиВсе материалы по повестям Белкина

История создания «Повестей Белкина» Пушкина: замысел, история написания и публикации

Замысел и первоначальный план По мнению исследователей, «Повести Белкина» были задуманы Пушкиным в 1829 году. Но вплотную к работе над повестями Пушкин приступил осенью 1830 г. (Болдинская осень).Интересно, что состав «Повестей Белкина» первоначально выглядел несколько иначе. В цикл Пушкин собирался включить следующие повести:

  • Гробовщик 
  • Барышня-крестьянка
  • Станционный смотритель
  • Самоубийца
  • Записки пожилого

Очевидно, что повести «Самоубийца» и «Записки пожилого» не вошли в окончательный состав «Повестей Белкина», уступив место «Выстрелу» и «Метели».Шестая «Повесть Белкина» На начальном этапе Пушкин собирался включить в «Повести Белкина» шестую повесть — «Историю села Горюхина». Но эта вещь осталась незаконченной и не вошла в окончательную редакцию цикла.В родстве этих произведений легко убедиться: первая часть «Горюхина» по смыслу тесно связана с предисловием к «Повестям Белкина». Окончательная редакция «Повестей» В Болдинскую осень, в сентябре-октябре 1830 года, «Повести Белкина» были готовы. Пушкин писал повести в следующем порядке:

  1. «Гробовщик» — 9 сентября
  2. «Станционный смотритель» — 14 сентября
  3. «Барышня-крестьянка» — 20 сентября
  4. «Выстрел» — 14 октября
  5. «Метель» — 20 октября. 

Предисловие с «биографией Белкина» также было написано в Болдине 14 сентября 1830 г. Изначально Пушкин собирался публиковать повести именно в таком порядке, начиная книгу «Гробовиком». Однако затем две последние повести («Выстрел» и «Метель») были переставлены в начало списка. В декабре 1830 г. Пушкин сообщил о новых «Повестях» своему другу и издателю П. А. Плетневу:

«…Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал… <…> Написал я прозою 5 повестей, от которых Баратынский ржет и бьется — и которые напечатаем также Anonyme. Под моим именем нельзя будет, ибо Булгарин заругает…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 9 декабря 1830 г.)

Чтобы избежать проблем с цензурой и «ругани» критиков, Пушкин взял себе псевдоним — Иван Петрович Белкин. Публикация «Повестей» В конце октября 1831 года «Повести Белкина» вышли в свет отдельной книгой. Заголовок был следующим: «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А. П.» В 1834 г. Пушкин повторно напечатал «Повести Белкина». На этот раз — в сборнике своих прозаических произведений, который назывался «Повести, изданные Александром Пушкиным».Значение «Повестей Белкина» в творчестве Пушкина «Повести Белкина» были написаны Пушкиным в Болдинскую осень (1830 г.). Этот период стал одним из самых плодотворных в творчестве Пушкина. Помимо «Повестей Белкина», в тот же период Пушкин написал «Маленькие трагедии», последние главы «Евгения Онегина», несколько десятков стихотворений.Пушкин о «Повестях Белкина»  О «Повестях Белкина» сам Пушкин писал следующее:

«…Я переписал мои пять повестей и предисловие, то есть сочинения покойника Белкина, славного малого…» (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, 3 июля 1831 г.) 

«…Посылаю тебе … сказки моего друга Ив. П. Белкина… <…> Р. S. Эпиграфы печатать перед самым началом сказки, а заглавия сказок на особенном листе…»  (А. С. Пушкин — П. А. Плетневу, около 15 августа 1831 г.)

«…Кто бы он [Белкин] там ни был, а писать повести надо вот этак: просто, коротко и ясно…» (Пушкин о повестях Белкина со слов современников, В. В. Вересаев, «Пушкин в жизни», 1984 г.)

Такова история создания «Повестей Белкина» Пушкина. В статье представлены интересные факты о замысле, истории написания и публикации произведения.Смотрите: Все материалы по повестям Белкина

Публикации раздела Литература

Александр Пушкин написал «Повести Белкина» в 1830 году, во время Болдинской осени — самого плодотворного творческого периода писателя. В цикл вошли пять повестей, написанных от лица молодого помещика Ивана Белкина. Его краткая биография есть в предисловии к книге.

vozvrashenie.-po-stranicam-sbornika-dodnes-tyagoteet...-.png

Возвращение. По страницам сборника «Доднесь тяготеет…»Произведения из книгиdikkens.jpgЧарльз Диккенс. «Дэвид Копперфилд»Аудиоверсия сцен из романа727225.400x292.jpgМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 7 классаЗнакомимся с классической литературой732388.400x292.jpgВасилий Жуковский. «Сказка об Иване царевиче и Сером волке»Знакомимся с классической литературой724361.400x292.jpgАнтон Чехов. «Вишневый сад»Знакомимся с классической литературой732805.400x292.jpgЛев Толстой. «Холстомер»Знакомимся с классической литературой731885.400x292.jpgМихаил Лермонтов. «Мцыри»Знакомимся с классической литературой727575.400x292.jpgНиколай Гоголь. «Мертвые души»Знакомимся с классической литературойМихаил Салтыков-Щедрин. Сказки для 10 классаЗнакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»: «Княжна Мери», «Бэла…Знакомимся с классической литературойМихаил Лермонтов. Поэма «Демон» для 10 классаЗнакомимся с классической литературойЛев Толстой. «Два гусара»Русская классика в формате аудиокнигМихаил Лермонтов. «Демон»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Пиковая дама»Русская классика в формате аудиокнигАлександр Пушкин. «Дубровский»Русская классика в формате аудиокниг

Используемые источники:

  • https://nauka.club/literatura/povesti-belkina.html
  • http://chtooznachaet.ru/pushkin-povesti-belkina.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-pushkina.html
  • https://www.literaturus.ru/2016/06/istorija-sozdanija-povesti-belkina-pushkin.html
  • https://www.culture.ru/materials/185974/aleksandr-pushkin-povesti-pokoinogo-ivana-petrovicha-belkina

  • Слушать рассказ про осень для детей
  • Слушать рассказ про обезьянку слушать
  • Слушать рассказ про веру и анфису
  • Слушать рассказ про белочку и тамарочку на море
  • Слушать рассказ пришвина лисичкин хлеб