Слушать рассказ пушкина дубровский полностью

: 5 историй: о затянувшейся на годы дуэли; о невесте, удачно перепутавшей жениха; о гробовщике и его гостях-мертвецах; о девушке,

: 5 историй: о затянувшейся на годы дуэли; о невесте, удачно перепутавшей жениха; о гробовщике и его гостях-мертвецах; о девушке, ради богатства бросившей отца; и о барышне, притворявшейся крестьянкой.

От издателя

К первому изданию повестей издатель решил приложить «краткое жизнеописание покойного автора», Ивана Петровича Белкина. Он связался с его другом, и тот поведал, что отец Белкина был секунд-майором и небогатым помещиком. Сам Белкин тоже служил в армии, но вышел в отставку после смерти родителей.

Иван Петрович был человеком мягким и неопытным, крестьяне его не боялись и безбожно обманывали. Жизнь он вёл умеренную, имел сильную склонность к женскому полу, но ему мешала «истинно девичья» стыдливость. Умер Иван Петрович холостяком на тридцатом году жизни от горячки.

Эти повести были первым его литературным опытом. Они большей частью правдивы: Белкин записывал истории, услышанные им от разных особ. Остальными рукописями Ивана Петровича ключница заклеила окна.

Выстрел

Офицеры армейского полка, расквар­ти­ро­ванного в провинциальном местечке, познакомились с таинственным человеком по имени Сильвио.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюСильвио — 35 лет, угрюмый, с крутым нравом, злым языком и таин­ственным прошлым.

Когда-то он служил в гусарском полку и очень метко стрелял, но участия в дуэлях не принимал. Больше о нём ничего не было неизвестно.

Однажды Сильвио собрался уезжать. Перед отъездом он рассказал одному из офицеров, как в годы службы позавидовал молодому графу и вызвал его на дуэль. Во время дуэли граф показал, что совершенно не боится и не дорожит своей жизнью. Взбешённый Сильвио не стал стрелять и оставил за собой право восполь­зоваться этим выстрелом, когда ему вздумается. Теперь Сильвио узнал, что граф собрался жениться, и решил продолжить дуэль, ведь его врагу было что терять.

Несколько лет спустя вышедший в отставку офицер познакомился с графом и его молодой женой. В их гостиной он увидел картину, простреленную «двумя пулями, всаженными одна в другую». Этот меткий выстрел напомнил ему о Сильвио. Оказалось, что граф — его враг.

Пять лет назад Сильвио явился к графу и принудил его тянуть жребий. Первый выстрел снова достался графу, но от волнения тот промахнулся и попал в картину. Тут появилась испуганная графиня, граф тоже пришёл в смятение, и Сильвио не стал стрелять. Ему хватило того, что граф испугался. Выходя из комнаты, Сильвио почти не целясь выстрелил в картину и попал в простреленное графом место.

Позже офицер узнал, что Сильвио погиб, участвуя в греческом восстании.

Метель

Дочь богатого помещика Марья Гавриловна Р. была влюблена в бедного соседа, прапорщика.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюМарья Гавриловна Р** — дочь бога­того поме­щика, 17 лет, стройная, бледная, роман­тичная.

Родители Маши не были рады такому жениху, и прапорщик уговорил девушку венчаться тайно. Он подготовил венчание в соседнем селе и должен был встретиться с невестой у церкви, но проплутал из-за метели всю ночь, и, добравшись до села, нашёл церковь запертой.

Оказалось, что Машу обвенчали со случайно заблудившимся в метели офицером, который уехал сразу после обряда. К вечеру следующего дня с Машей случилась горячка. Из бреда дочери родители подумали, что она влюблена в соседа, и решили выдать её за него замуж. Они отправили прапорщику приглашение, но тот ответил, что ноги его не будет в их доме, уехал в армию, был ранен под Бородином и умер.

Вскоре скончался и Машин отец. Девушка стала богатой наследницей, но отказывала всем женихам. После войны у Маши появился новый сосед — Бурмин.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюБурмин — гусар­ский полковник, 26 лет, черно­глазый, милый, в меру умный, тихий и скромный.

Между ними возникла симпатия.

Бурмин признался Маше, что любит её, но сам женат и не знает, кто его жена. Однажды во время сильной метели он сбился с дороги, наехал на открытую церковь и легкомысленно обвенчался с незнакомой девушкой, которая упала в обморок, увидев его после обряда. Побледнев, Маша призналась, что это была она, и Бурмин бросился к её ногам.

Гробовщик

Гробовщик Адриан Прохоров переехал в новый дом и познакомился с соседом, немцем-сапожником Шульцем.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюАдриан Прохоров — гробовщик, старый вдовец, угрюмый, задум­чивый и молча­ливый, ворч­ливый, мелочный, скупой.

Тот пригласил его на праздник по случаю своей серебряной свадьбы. Во время застолья немцы стали пить за своих клиентов и предложили Адриану выпить за здоровье мертвецов, что показалось тому обидным.

Домой Адриан вернулся пьяным и сердитым. Ночью за ним прислали: умерла богатая купчиха. Возвращаясь, гробовщик увидел, как в его калитку входят какие-то люди. Зайдя в дом, гробовщик с ужасом обнаружил, что комната полна мертвецов — его клиентов.

Один из покойников попытался обнять Адриана, тот оттолкнул его, покойник упал и рассыпался. Остальные увидели это, с угрозами обступили гробовщика, и тот лишился чувств.

Утром Адриан узнал, что купчиха не умирала, и покойники к нему не приходили. Вернувшись от сапожника, гробовщик сразу уснул, и всё это ему приснилось.

Станционный смотритель

Застигнутый дождём рассказчик остановился на почтовой станции, где познакомился со станционным смотрителем Самсоном Выриным и его четырна­дца­тилетней дочерью-красавицей Дуней.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюСамсон Вырин — стан­ци­онный смот­ри­тель, лет 50, вдовец, свежий и бодрый, очень любит един­ственную дочь.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюДуня (Авдотья Вырина) — дочь Самсона Вырина, на момент знаком­ства с рассказ­чиком ей 14 лет, очень красивая, привет­ливая, кокет­ливая и легко­мыс­ленная.

Через несколько лет рассказчик снова оказался на этой станции, но Дуни уже не застал. Вырин рассказал ему историю её исчезновения.

Однажды на станцию прибыл молодой офицер, заболел и пролежал у Вырина несколько дней. Собравшись уезжать, офицер взялся подвезти Дуню до церкви. Вскоре выяснилось, что офицер увёз девушку с собой.

Вырин слёг в горячке, а поправившись, отправился в Петербург и разыскал офицера. Тот поклялся, что любит Дуню и сделает её счастливой, дал смотрителю денег и выпроводил его на улицу. Затем Вырин разыскал дочь, которая жила в роскошном особняке. Увидев отца, Дуня упала в обморок, а офицер вытолкал старика из дому.

Вновь оказавшись на той станции, рассказчик узнал, что год назад Вырин умер. Потом сюда приезжала «прекрасная барыня» с тремя детьми и долго рыдала на его могиле.

Барышня-крестьянка

Два соседа-помещика не ладили из-за разных взглядов на ведение хозяйства. К одному из них приехал окончивший университет сын Алексей.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюАлексей Берестов — един­ственный сын бога­того поме­щика, высокий, стройный, красивый, любит охоту и девушек, немного наивный.

Об этом узнала дочь их соседа-англомана, Лиза.

Слушать рассказ пушкина дубровский полностьюЛиза Муромская — един­ственная дочь поме­щика-англо­мана, 17 лет, черно­глазая, смуг­ло­лицая, хоро­шенькая, изба­ло­ванная, резвая, любит проказ­ни­чать.

Она захотела увидеть Алексея. Рассказ горничной, побывавшей в гостях у соседей, ещё больше разжёг любопытство Лизы. Она переоделась крестьянкой и встретилась с Алексеем в лесу, назвавшись дочерью кузнеца.

Алексей влюбился в смышлёную и хорошенькую «крестьяночку», и молодые люди начали тайком встречаться. Через два месяца их отцы помирились. Алексей с отцом приехали в гости к отцу Лизы, но девушка так накрасилась, что парень её не узнал.

Затем помещики решили поженить своих детей. Алексей отказался жениться на Лизе и решил связать свою судьбу с дочерью кузнеца. Он отправился к соседям объясниться, увидел Лизу без косметики и узнал в ней свою ненаглядную «крестьяночку».

Характер Маши

Характер Маши Дубровской Пушкин описывает несколько противоречиво. Мария – воспитанная и вежливая девушка. Для нее не чужды слова честь и достоинство, она умна, любит читать, хорошо говорит по-французски. Книги были единственной отрадой для нее в доме строгого отца. Она не имеет подруг, их ей заменили книги, музыка, прогулки. Также она любит вышивать на пяльцах. Это занятие стало символичным для Маши, ведь именно за этим занятием застает ее записка от Дубровского.

Тем не менее, Маша не могла не соответствовать воспитанию своего отца. Она делит людей на сословия и статус, пренебрегая вниманием учителя долгое время. Она любит, когда ее хвалят и даже льстят ей. Маша умеет быть скрытной, не показывать свои чувства, ведь жизнь с таким отцом научила ее быть закрытой и не открывать свой внутренний мир. Дубровский не зря влюбился в Машу, ведь эта девушка могла бы стать его судьбой.

Образ Машеньки Троекуровой

Персонаж Маши Троекуровой появляется в седьмой главе романа. В произведении автор описывает её как юную особу, 17 лет, которая очень хороша собой. Она рано лишилась матери и её воспитанием занималась простая крестьянка, нянюшка Егоровна. Когда Машенька повзрослела, к ней наняли молодую, симпатичную француженку-гувернантку по имени Мими, которая должна была обучить девушку французскому языку и благородным манерам.

Её отец — Кирилл Петрович Троекуров, по описанию автора, жестокий и властный человек, который склонен к частым переменам настроения. Тем не менее он безумно любит свою дочь, всячески балует её, не отказывая дочери ни в чём. Так, например, красивым нарядам Маши завидуют женщины, поскольку она притягивает многочисленные взгляды мужчин.

Отец суров к дочери, требователен. Преподаватели обучают Марию наукам, языкам и музыке. Когда в гостиной отца собираются гости, Мария Кирилловна обязана принимать участие и всячески развлекать гостей. Девушка не любит подобных требований отца, но подчиняется, как послушная дочь. В общении с другими замкнута, сдержана и крайне недоверчива.

У героини нет близких подруг, нет возможности обсудить свои мысли и чувства. Поэтому много времени она проводит в одиночестве. Машенька любит гулять, вышивать на пяльцах. Поскольку у отца огромная библиотека, девушка всё своё свободное время проводит за чтением книг. Особым успехом у юной девушки пользуются французские любовные романы.

У Марии есть младший брат Саша, единственный мальчик, признанный отцом, которого Кирилле Петровичу подарила французская гувернантка. Старшая сестра искренне привязана к младшему брату, с удовольствием помогает в воспитании Саши.

С отцом Кирилой Петровичем

Маша и Дубровский

С Владмиром Маша знакома с самого детства. Они были хорошими друзьями, но Владими уехал. Когда он появляется в доме Троекуровых под видом учителя она не узнает его, ведь они расстались детьми и не виделись несколько лет. Но даже в образе учителя, к которому Маша изначально относилась пренебрежительно из-за его статуса, он смог завоевать ее сердце. Для настоящей любви неважно обличие. Мария узнает, что учитель – это и есть Дубровский.

Она готова бежать с ним, спасаясь от брака по расчету до венчания. До самого последнего момента Маша надеется, что Владимир успеет ее спасти. Но после того, как обряд совершен ее выбор остается на стороне клятвы. Это решение она принимает вопреки чувствам, чтобы оставаться верной перед собой и перед Богом. И это тоже говорит о том, что образ Маши Пушкин описывает так, чтобы показать читателю, насколько важно и красиво быть честным и верным клятве, даже если она дана вопреки твоей воле.

Характеристика Маши Троекуровой предстает перед читателем как образ одинокой, разумной девушки, тем не менее не лишенной предрассудков, царящих в доме, в котором она воспитана. Верность клятве делает образ Маши полным и законченным.

Данная статья поможет написать грамотное сочинение на тему «Мария Троекурова», описать внешность девушки и ее характер, отношения с главным героям, обосновать ее выбор в пользу клятвы.

Маша Троекурова


К тому моменту, когда разворачивались события, описаны в романе А. С. Пушкина «Дубровский», одной из героинь этой повести. Дочери Кириллы Петровича, Марии, было всего 17 лет. Прелестный возраст для девушки, когда она расцветает, как весенний цветок. Марья Кириловна Троекурова была очаровательной девушкой, и отец, рано потерявший свою жену, любил ее всей любовью, на какую только был способен. Он мог ее баловать, покупая все, что она ни попросит, но мог быть суровым и строгим. Он хотел, чтобы Марья Кириловна была откровенна с ним, но доверительных отношений с дочерью он так и не добился, потому что девушка никогда не знала, как он отнесется к ее словам, и чего от него ждать: понимания или очередной нахлобучки.

Когда Троекуров решил выдать дочь замуж за богатого Верейского, он думал, прежде всего о благе дочери. Но на благо дочери он смотрел с позиции прожитых лет и жизненного опыта. Замужество давало ей достаток и княжеский титул. Большая разница в возрасте сулило скорое освобождение от старого мужа. Но юная головка, набитая французским романтизмом отказывалась видеть себя женой князя. Она мечтала выйти замуж по любви, решилась бежать из дома. Она так и не произнесла слова клятвы. Священник в церкви, не дождавшись ее ответа, завершил обряд венчания.

Давая характеристику Маше Троекуровой, стоит учесть, что хотя в доме постоянно были гости, Марья Кириловна росла в уединении. Дочери и жены его соседей редко приезжали к Троекурову. Единственной отдушиной девушки была огромная библиотека отца, составленная из французских романов XVIII столетия. Ее воспитанием в отрочестве занималась мадмуазель Мими, молодая симпатичная гувернантка, имевшая кроткий нрав, и подарившая Кириле Петровичу сына Сашу. Стремление маленького Саши помочь Марье Кириловне показывает взаимную привязанность брата и сестры.

Когда в доме появился французский гувернер, «ни слова не знавший» по-русски, Марья Кириловна служила отцу переводчиком в разговорах с ним. Она смягчала грубые слова помещика, не желая оскорбить учителя, который на всех живших в доме произвел хорошее впечатление.

Сословные предрассудки довлели над девушкой. К учителю она сначала относилась, как к слуге. Она не была лишена высокомерия и некоторой доли гордости. Правда, поступок Дефоржа в комнате с медведем заставил Машу Троекурову другими глазами взглянуть на учителя. Она поняла, что храбрость и хладнокровие присущи не одному лишь дворянскому сословию. Они вместе музицировали, он давал ей уроки пения. Маша была способной девушкой с прекрасным голосом. Незаметно для самой себя она полюбила Дефоржа-Владимира.

Когда к Марье Кириловне посватался князь Верейский, она не спешила с отказом. Можно допустить, что в первый день она растерялась и не смогла вымолвить ни слова, но потом, на второй, на третий день она могла серьезно поговорить с отцом, попытаться уговорить его отказаться от этого брака. Она этого не сделала. Тут, как ни крути, можно понять Кирилу Петровича. Были потрачены средства на подготовку свадьбы, приглашены гости. Отмена свадьбы – это скандал, которого Троекуров допустить не мог. После сговора она не раз вместе с отцом ездила к князю в гости, и у нее была возможность поговорить с обоими одновременно. Это говорит о том, что Маша колебалась.

Если бы она, в самом деле, не хотела выходить замуж, она бы в первый же день заявила бы отцу, что не выйдет замуж за князя. Однако она принимала его ухаживания, возможно, ей льстила перспектива стать хозяйкой в имении Верейского.

Большинство читателей в отказе Марьи Кирилловны уехать с Дубровским после венчания, видят ее верность слову. Но между строк читается и другая причина. Обида на Дубровского за опоздание. Она не знала, что Дубровский получил ее кольцо с опозданием, и что виной этого было чрезмерное усердие Саши. Наконец, ей польстила храбрость старого князя, который, не растерялся и выстрелил в разбойника. Как она может теперь доверить судьбу такому ненадежному человеку, который обещал ее освободить и не сделал этого. Получается, что в дальнейшем он также будет везде опаздывать и подводить, и доверить свою судьбу ему нельзя.

В заключение, стоит заметить, что князь Верейский тоже не любил Машу Троекурову. Для него она стала дополнением к его английскому интерьеру и роскоши. Молодая красавица жена, с которой не стыдно появиться в свете – по его мнению, должна была добавить вес его имиджу. Плюс (вероятно) немало приданое. Но особой любви и нежности он к Марье Кириловне не испытывал. И, скорее всего, она в его имении будет предоставлена самой себе.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Дубровский»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Дубровский»
  • для самых компанейских — Главные герои «Дубровский»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Дубровский»
  • для самых любопытных — Анализ «Дубровский» Пушкин
  • для самых крутых — Читать «Дубровский» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 16

Образец 4

Маша Троекурова главная героиня повести «Дубровский». Совсем юная, изнеженная девушка мечтающая, как и все ее сверстницы о большой и чистой любви. Она представляет, что обязательно явится прекрасный принц, с которым она будет счастлива и в шалаше. Вот только от реалий жизни она далека. Отец богатый помещик создал все условия для ее прекрасного воспитания, и чтобы девушка ни в чем не нуждалась. Маша и не знает, как жестока, бывает жизнь.

Вообще Пушкину нравилось писать про молодых девушек, о том, как они вступают во взрослую жизнь. Не всегда, по мнению читателей это заканчивалось хорошо. Допустим, начинаешь переживать о Маше Троекуровой, что ее выдали замуж за старика. И только набравшись жизненного опыта, понимаешь, что для нее это был неплохой выбор. Привыкшая к роскоши хоть и деревенской, она бы просто не смогла жить даже немного себя, ущемляя в чем-то. Не могла она, и ослушаться отца

Сам Троекуров хоть и самодур, зато воспитывает своих детей в духе современности, нанимает им учителей. Маша натура не только утонченная, но и романтичная, поэтому красавец француз, который не только может научить грамоте, но и дать уроки музыки, и пения пришелся ей по нраву. Самое большое впечатление он произвел на девушку когда смог за себя постоять в схватке с медведем. После этого даже Кирила Петрович его зауважал.

Узнав, что учитель и есть разбойник, она вначале растерлась и испугалась. Зато потом ей это даже понравилось, романтика, острые ощущения. Она себя уже представляла героиней романа влюбленного в свирепого разбойника и разделяющего с ним все тяготы бродячей жизни. Неизвестно чем бы все кончилось, но тут вмешался князь Верейский со своим сватовством. И отец не смог устоять, чтобы не породнится с богатым князем. Пристроить получше дочь и не важно, что жених старый главное богатый и Маша ему нравится.

К тому же обстоятельства сложились, так что Дубровский опоздал, и Маша уже обвенчалась. В этот момент, когда спаситель предложил ей бежать, она отказала. То ли она одумалась и поняла, что не сможет жить без роскоши, то ли побоялась гнева отца, то ли не захотела нарушать священную клятву супружества, никто не знает. Начитавшись романов, где влюбленный везде успевает, она просто не ожидала, что Дубровский опоздает. Для нее это был шок. Только Маша остается с князем.

Никто не может сказать будет ли Маша счастлива, и как надо было поступить, остается надеяться сложится для нее наилучшим образом.

Другие сочинения: ← Образ и характеристика Марьи Гавриловны в повести Метель↑ ПушкинОбраз и характеристика Лизы в повести Пиковая дама →

Признание

Образ Маши Троекуровой приобретает новые черты с того момента, когда отец объявляет ей о сватовстве старого князя. За несколько месяцев до этого события между Машей и Дубровским произошло объяснение. Дефорж назначил ей встречу в саду. На это свидание героиня пушкинской повести пошла, не подозревая о том, какую страшную тайну откроет ей возлюбленный.

Отношение Троекурова к Маше было нежным и любящим. Он боготворил ее. Но вместе с тем в этом отношении присутствовала жестокая властность, которая, впрочем, руководила всеми чувствами Кирилы Петровича. Можно сказать, что отец испытывал нежность и мягкость к дочери только до тех пор, пока все шло по его плану. Но появление ненавистного жениха пробудило в девушке черты характера, которые доселе она не обнаруживала: упорство, решительность и стремление противостоять прихотям отца. Судьба Маши Троекуровой, несомненно, сложилась несчастливо. Она стала женой неприятного ей человека. До последнего момента она ждала Дубровского. Но когда во время возвращения молодоженов из церкви, карету князя настигла банда во главе с ее возлюбленным, Маша отреклась. Молодая княгиня отказалась от него и от своей любви. Причина – клятва, которая была дана у алтаря.

Француз-учитель

История любви Дубровского и Маши Троекуровой начинается в тот момент, когда еще никому не известно то, что под видом учителя скрывается не кто иной, как пресловутый разбойник, пугающий своими грабежами всю округу. Воспитанная в духе дворянских предрассудков, Маша не удостаивает вниманием француза. Он для нее все равно что слуга или мастеровой. Однако происшествие, свидетелем которого стали и барин, и его гости, и сама Маша, изменило ее отношение к учителю и зародило чувство в ее романтичной душе. С тех пор Дубровский и Маша Троекурова стали проводить вместе больше времени. Дочь Троекурова влюбилась, сама себе в этом не признаваясь и не ведая, кем является на самом деле предмет ее вожделений.

Дочь грозного Троекурова

Повесть начинается с изображения весьма колоритного образа – отца Маши. Самолюбие, тщеславие и безнаказанность порождают жестокость в его характере. Троекурова боятся, ему во всем угождают. К тому же он проявляет всяческие пороки, характерные более для человека малообразованного. Сомнительные развлечения и вседозволенность отца – это то, что главная героиня произведения видит с ранних лет. И это, несомненно, не может не повлиять на ее нрав. Характеристика Маши Троекуровой – скрытность и твердость. Хотя, как и полагается дочери богатого дворянина, составляющими ее образа являются также утонченность, образованность и любовь к французским романам.

Сочинение: Характер Маши Троекуровой из романа «Дубровский» (А.С. Пушкин)

(540 слов) Главный герой в романе – Владимир Дубровский, но главным человеком в судьбе самого Дубровского становится Марья Троекурова. После смерти отца и потери имения, Дубровский ведёт разбойничью жизнь, он не становится настоящим разбойником, для которого убийство и грабёж — привычные занятия. Он мечтает отомстить обидчику отца. Проникнув в дом Троекурова, он знакомится с его дочерью – Машей. И с первого взгляда влюбляется в неё.

Маша вросла без матери, её воспитывал отец, поэтому Марья была к нему привязана. Однако тайны сердца вверить не могла – слишком разными они были людьми. Марья росла в одиночестве, никогда не выезжала из родного имения, но в её распоряжении всегда была библиотека. На момент повествования ей 17 лет, и она очень красива. В отличие от отца, Маша владеет французским и помогает ему с переводом. Во время знакомства с Дефоржем, именно Маша служит отцу переводчиком.

Внутренний мир Маши Троекуровой богат, благодаря прочитанным книгам. Для неё характерна романтичность, девушка читает французские романы, мечтательна. Она сближается с Дубровским, когда он вызывается преподавать ей уроки музыки. Это помогает им ближе узнать друг друга.

Образ Марьи раскрывается больше, когда возникает стержневой конфликт с отцом. Он хочет выдать её замуж за старого, но богатого помещика Верейского, а Маше приходится выбирать между любовью к отцу и собственной свободой. Несмотря на разность мировоззрения и характера, Маша любит отца и очень привязана к нему, как к единственному родному для неё человеку. Но его взгляды на жизнь не близки Маше. Она никогда не участвовала в пирах и весёлых сборищах, которые устраивал отец. Едва ли можно представить себе, что Марье по вкусу жестокая шутка с голодным медведем. Ей приходится очень нелегко, когда отец говорит ей о замужестве. Стоит отметить, что и у самого Троекурова сжималось сердце от просьб дочери. Но он не был способен понять её и настоял на свадьбе. Маша – девушка, которая дорожит своей свободой, и как бы тяжело ей ни было, она решается пойти против воли отца. В те времена — это отчаянный, смелый поступок. Но преступить обещание, данное Богу, для Маши немыслимо. Она успела полюбить Владимира, найти в нём опору и близкого себе человека. Она по достоинству оценила способность Дубровского отказаться от мести.

Сначала Маша пытается уговорить отца, объяснить ему, что брак без любви – тоже грех. Эти попытки сохранить доверительные отношения с отцом, характеризуют её как человека, способного ценить близких, какими бы они не были.Не найдя понимания, Маша обращается к Дубровскому за помощью. К сожалению, обстоятельства складываются неудачно, и Дубровский пребывает к церкви после венчания. Маша отказывается принять освобождение. Теперь она не может позволить себе сбежать. Это принцип, то, во что она верит. Если бы Маша сбежала с Владимиром после венчания с Верейским, она бы предала свои убеждения. И не смогла почувствовать себя счастливой. Идти против себя – значит предать себя. Маша выросла в патриархальном обществе, и, будь условия её жизни другими, у неё могли быть другие принципы и установки. Маша бы посмотрела на это другими глазами. Но она расценивает побег с Дубровским как грех и предательство себя и Бога, так как уже дала согласие в церкви.

Маша Троекурова была типичной представительницей своей эпохи и своего окружения, и ей была уготована типичная для того времени судьба — выйти замуж за богатого старика и продолжить его славный род. Но могла ли она разделить мытарства и лишения человека без капитала и положения в обществе? Вероятно, нет, поэтому решение ее отца выглядит не таким уж жестоким.

Автор: Таисия Ишниазова

Образ Дубровского

Судьба главного героя – логическое продолжение участи его отца. Пушкин, создавая этот образ, опирался на литературные традиции, созданные еще Шиллером. Однако русский персонаж лишь в общих чертах напоминает шиллеровских разбойников. Судьба Дубровского необычна. Но обстоятельства, которые повлияли на нее, вполне обыденны для России того времени.

Характеристика Маши Троекуровой – романтичность и мечтательность. И это не удивительно, ведь она очень молода, одинока, а в ее распоряжении огромная библиотека. Чтение романов оставляет в ее душе след. И появление бесстрашного, но несчастного молодого человека, который «вышел грабить на дорогу» по вине ее отца зарождает в ее сердце настоящее сильное чувство. Это чувство способно даже преодолеть страх перед родителем. История любви Дубровского и Маши Троекуровой – печальная история детей двух враждующих семейств. В ней есть сходство с трагедией Шекспира. И, хотя исход не так печален, как завершение пьесы «Ромео и Джульетта», безграничная грусть есть в пушкинской повести. Дубровский не только человек без будущего. Он тот, кто не смог завершить план мести, который вынашивал долгое время. Этому помешала любовь. Но и ее он утратил.

Проектно-исследовательская
деятельность во внеурочном пространстве.

            Проектно-исследовательской
деятельностью я занимаюсь с учащимися уже давно. Больше всего мне интересно
направлять своих учеников на работу, связанную с исследованием художественного
текста. Так, с шестиклассницей Дворецкой Катериной мы выщли на исследование
жанра произведения А.С.Пушкина «Дубровский». Мне хочется поделиться лишь частью
работы, в которой зафиксированы результаты, связанные с исследованием текста.

  Гипотеза: Проблема жанра в произведении
А.С.Пушкина «Дубровский» существует.

                                  Рассмотрим
определение жанра.

Жанр — от франц. genre  вид, род. В современном литературоведении термин употребляется в
различных значениях. Одни учёные в соответствии с этимологией слова называют
так литературные роды: эпос, лирику и драму. Другие под этим термином
подразумевают литературные виды, на которые делится род: роман, повесть,
рассказ, новелла и т.д. Это понимание является самым распространённым.

             Но и виды — ещё не окончательные
формы литературных произведений

Сохраняя всякий раз
общие родовые признаки и структурные особенности вида, каждое литературное
произведение несёт в себе и своеобразные черты, диктуемые запросами жизни,
особенностями материала и особенностями таланта писателя, т.е. имеет
неповторимую «жанровую форму». Каждому такому «жанру» или «жанровой форме»
свойственны специфические приёмы художественного воплощения. В этом случае
действует основная закономерность, характеризующая жанр как единство содержания
и формы при ведущей роли содержания.

             Почему такое небольшое по своим
размерам произведение создаёт столь серьёзную проблему – проблему жанра?

             Многие критики и
учёные-исследователи спорили между собой, а некоторые даже утверждали, что
необходимо найти смысловое единство композиции, чтобы понять жанр этого
произведения. Но это не удалось сделать, ведь существует так много разных
позиций. Сколько людей, столько и мнений. Я считаю, что каждый прав по-своему.
Во-первых, в «Дубровском» есть элементы разных жанров. Во-вторых, А.С. Пушкин
показывает многогранность характера героя, в котором он  сочетает
противоречивые качества. Возможно, это тоже стало причиной многих споров о
художественной характеристике произведения. В-третьих, автором много было
позаимствовано и от романов, популярных в
XIX веке. Сам
Пушкин не раз говорил о том, что его привлекают шекспировские характеры.

             Но я всё же в своём исследовании
попытаюсь прийти к определённому выводу.

            Итак, чтобы
определить жанр произведения «Дубровский», рассмотрим сами понятия литературных
определений повести, романа и приключенческой литературы.

             Повесть – это  литературное произведение описательно
-повествовательного жанра. По своим размерам и быстроте развертывания эпизодов
повесть ближе к рассказу, чем к роману.           В.Г. Белинский писал о
повести:«Её форма может вместить в себя всё, что хотите – и легкий очерк
нравов, и колкую саркастическую насмешку над человеком и обществом, и глубокое
таинство души, и жестокую игру страстей. Краткая и быстрая, легкая и глубокая
вместе, она перелетает с предмета на предмет, дробит жизнь на мелочи и вырывает
листки из великой книги этой жизни».

             Роман (от франц. roman)  — литературный жанр, эпическое произведение 
большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной
личности в её отношении к окружающему миру, на становлении, развитии её
характера и самосознания. Типичная романная ситуация – столкновение в герое
нравственного и человеческого (личностного) с природой или с социальной
необходимостью.

             Приключенческая
литература
– произведения, в центре внимания которых стоят острые
сюжеты, напряженные конфликты личной или общественной жизни, заставляющие 
читателя следить главным образом за тем, как сменяются и развиваются
занимательные события, а в них проявляются наиболее значительные черты
характеров людей, участвующих в процессе борьбы с природой, в революционных
столкновениях.

             Так
к какому же жанру можно отнести «Дубровского»?

            1. Я предполагаю, что это
произведение можно отнести к социальному роману (этой точке зрения
придерживается и литературовед Б. В. Тимашевский). Почему?

 Фигура
«благородного разбойника», Дубровского – сына, несколько романтизирована, и
критики – современники поэта — усмотрели в этом романе влияние западных
авантюрных романов, столь популярных в начале
XIX века. С
чем только не сравнивали «Дубровского»! С «Разбойниками» Шиллера и романом
Вульпиуса «Ринальдо-Ринальдини», «Бедным Вильгельмом» Г.Штейна и «Жаном Сбогар»
Шарля Нодье, «Роб Роем» Вальтера Скотта и «
Roman noire» А.
Радклиф, «Фра-Дьяволо» Р. Зотова и «Корсаром» Байрона…                                                

Действительно,
Дубровский из мщения и ненависти делается атаманом разбойников, потом под
личиною гувернера-француза скрывается в доме Троекурова, смертельного врага
своего; герой — ловкий хитрый удалец, который преследуем полицией, в этом самом
доме, без важной причины, грабит ночью одного гостя и открывает ему свое имя.

            Все это весьма неестественно для
русского офицера. Может быть, это несовершенство романа и объясняет нежелание
Пушкина печатать «Дубровского».

            Вероятно, такая позиция была и
политически в то время удобна. Объявить бунтующего героя порождением не русской
действительности, а плодом западных влияний значило освободить роман от острого
социального содержания.

         2.Произведение
«Дубровский» многие критики и исследователи творчества Пушкина считают
социально-бытовым романом. Я думаю, что
в чем-то с этим можно согласиться, т.к. он создан на основе реальных событий
20-ых годов
XIX века; состоит более чем из одной части; имеет много
сюжетных линий; присутствует личностная окраска многих мотивов и ситуаций.

В.Г.
Белинский отнёсся к «Дубровскому почти восторженно: «Это одно из величайших
созданий гения-Пушкина. Верностию красок и художественною отделкой не уступает
«Капитанской дочке», а богатством содержания, разнообразием и быстротою
действия далеко превосходит её». К «дивным вещам» в этой повести критик относит
«старинный быт русского дворянства», который «в виде Троекурова, изображен с
ужасающей верностию», обрисовку подъячих и судопроизводства, крестьян,
«характера героини, по преимуществу русской женщины». И С. Тургенев имел полное
право сказать, что «Пушкин одним созданием лица Троекурова показал какие в нем
были эпические силы. Дополнением к образу обитателя глухих углов, «зубра»
Троекурова, является образ неменьшего по существу крепостника князя Верейского,
облекающего свои крепостнические замашки в форму культурно – изысканного и
«европеизированного» изящества. Глубоко правдивы в «Дубровском», обрисованы с
большим и подлинным сочувствием образы крепостных крестьян. Особенно
выразительны в этом отношении фигура самого активного среди них, кузнеца
Архипа. Архип только что расправился со своими недругами – приказными. Но по
натуре он совсем не жесток. Наоборот, в нем живет жалость и сочувствие к
каждому невинно страдающему существу. С тонкой художественностью Пушкин показал
эту черту в эпизоде спасения Архипом кошки, снятой им, с опасностью для жизни,
с крыши пылающего сарая. Ни в одном из произведений Пушкина не поставлены так
прямо друг против друга два мира – крепостных крестьян и их угнетателей.

3. Роман
«Дубровский» исторический роман.

            В30-ые
годы, время, когда Александр Сергеевич работал над произведением, уже была ясна
участь декабристов. Организаторов восстания на Сенатской площади казнили,
многих сослали в Сибирь и на Кавказ, среди них были друзья и знакомые Пушкина.
Организаторы восстания были дворяне, боровшиеся за улучшение жизни
крестьянства, как и Дубровскийт — дворянин, ставший главарем взбунтовавшихся
крестьян. Я считаю, что автор сам не до конца представлял смысл романа, поэтому
дальнейшая судьба главного героя навсегда осталась в набросках и планах. Автор 
потерял интерес к своему произведению и приступил к написанию «Капитанской
дочки». В связи с этим очень много вопросов осталось без ответов А.С. Пушкина. 

            4. «Дубровский» — авторская исповедь.

При  всем
многообразии прототипов Дубровского исследователи склоняются к тому, что
основными впечатлениями, положенными в основу романа, оказались болдинские.

             Перед началом работы над
«Дубровским» Пушкин снова побывал в Болдине, где недовольные крестьяне требовали
смещения управляющего. В романе сохранились и гнев нижегородских крестьян, и
многие другие реальные названия, связанные с этими местами.

              Местом действия произведения
Пушкин сделал Поволжье – колыбель многих крестьянских восстаний на Руси.
Впечатления от Псковского края также упоминаются в «Дубровском»: грубость,
самолюбие, необузданность темперамента и властность, свойственные многим
псковским помещикам,– основные черты главного героя произведения помещика
Троекурова.

Пейзажи романа
несут в себе следы Михайловских впечатлений автора. Парк Покровского  похож на
Петровский парк с липовыми аллеями. Дорога от Покровского до Кистеневки
оказывается подобием пути из Петровского в Михайловское. Письмо Егоровны очень
похоже на письмо Арины Родионовны.

            5.Также я не
исключаю возможность, что «Дубровский» — это
любовно-авантюрный роман.

Одна
из самых главных сюжетных линий романа– отношения Владимира и Маши. Эти
отношения стремительно развиваются на протяжении всего произведения.

   Марья Кирилловна представляется
в романе как лицо, внутренне родственное Владимиру Дубровскому, но во многом
противостоящее ему. Она пылкая мечтательница и особенно доброжелательствовала
Владимиру, видя в нем героя романтического. В начале она не обратила на него
никакого внимания. Но Дубровский доказал (после случая с медведем), что
«храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежит одному сословию».

  Любовь в «Дубровском»
оказывается сном, в который тревожно и разрушительно врывается реальная
жизнь.  

            7. Повесть в русском
литературном обиходе противопоставляется обычно роману, как более крупному
жанру, и рассказу, как жанру меньшему по объему. Но я считаю, что произведение
«Дубровский» больше подходит к определению
приключенческого романа.                                                                                               Ставя
человека в острые положения, требующие воли, смелости, находчивости и – в
первую очередь – высоких идеалов, возвышенных целей, за которые он должен
бороться, приключенческая литература играет большую воспитательную роль.

  Рассмотрим, почему.

            1.Захватывающий
и быстро развивающийся сюжет, увлекающий читателя в глубь событий. Благодаря
этому произведение читается на одном дыхании.

             2.Романтический
образ главного героя, с которым по воле Пушкина мы знакомимся в образе учителя
Дефоржа и потом только догадываемся, что под видом француза в дом Троекурова
пробрался Дубровский. Этот прием часто используется в приключенческой
литературе.

            3.Произведение
более походит на зарубежные авантюрные романы, которые были очень популярны в
XIX веке.

            4.В сцене с
медведем «Дефорж» проявляет героическое хладнокровие и влюбляет в себя Машу.

            5. Следует
обратить внимание на то, как заканчиваются главы в произведении. Они обрываются
на самом интересном, захватывающем месте. Эта недосказанность интригует
читателя, появляется желание узнать, что же будет дальше!

              В комнате
Дефоржа ночует помещик Спицын, чьё лжесвидетельство как раз и позволило
Троекурову обобрать Дубровских. Мнимый учитель не может удержаться от мести и
грабит Спицына, из-за чего спустя несколько дней вынужден бежать. Конечно же,
перед исчезновением Дефорж – Дубровский объясняется с Марьей Кирилловной, и тут
читатель узнаёт подробность, которая полностью переворачивает ситуацию, наполняет
узнаваемые «ходы» авантюрно – приключенческого романа новым смыслом. Читатель
должен был предполагать, что разбойник Дубровский пробрался в дом Троекурова,
чтобы убить виновника всех своих несчастий, и лишь внезапная любовь к Маше
остановила его.  Благородный разбойник превращается в несчастного любовника.
Его счастие равносильно её несчастию, и наоборот, а жизни друг без друга они не
мыслят, поэтому Марья Кирилловна просит Дубровского похитить её. Похищение –
обязательный элемент приключенческого жанра. 

             Ситуации, в
которых действует главный герой, романтически традиционны.

            Сначала, даже
не выйдя на порог, (что важно, и это впоследствии позволит ему остаться
неузнанным) разрывает отношения с Троекуровым, приехавшем мириться. Затем после
похорон, приказывает поджечь дом, по суду отошедший недругу, и вместе с
крестьянами подается в родную кистеневскую рощу, чтобы грабить неправедных
помещиков. Само название имения Дубровского, намекающее на разбойничий кистень,
как бы заранее предполагает такой поворот событий. Отныне он словно перестает
быть реальным человеком, а превращается в персонажа легенды о благородном
разбойнике. Подобные разбойничьи романы были в большой моде во времена Пушкина.

             Все герои,
кроме Дубровского, были описаны Пушкиным очень реалистично. Пушкин не мог
придумать дальнейшую судьбу героя,  поставленного в положение, из которого нет
выхода. Поэтому он, вероятно, прекратил работу над произведением в связи с чем
образ разбойника-Дубровского остался героем приключенческого произведения. 

                                                           
ВЫВОДЫ

Проблема
романа состоит в том, что, несмотря на исключительную распространенность этого
жанра, его границы до сих пор недостаточно ясны и определены. Наряду с
произведениями, носящими это имя в литературе, встречаются крупные
повествовательные произведения, которые называются повестями.  Так, Пушкин
называет повестями  произведения «Дубровский» и «Капитанская дочка», которые
легко могут быть отнесены к романам, а коротенькое по объёму произведение 
«Гробовщик» — повестью, входящую в цикл «Повестей Белкина».

             «В наше время
под словом роман разумеем историчечкую эпоху, развитую на вымышленном
повествовании»,- писал Пушкин. Согласно этому определению «Дубровского» с
полным правом можно называть романом, а не повестью.

              Исходя же из
размеров произведения, можно было бы утверждать, что «Дубровский» — повесть.
Важно при этом помнить, что так же считал и автор. Однако более глубокое
исследование жанра рассматриваемого произведения показывает, что ему
свойственны черты и особенности социально-бытового, любовно-авантюрного и
приключенческого романа. В связи с этим я делаю вывод, что «Дубровский» — это многожанровое
произведение, а учитывая  многообразие сюжетных линий и поворотов,
можно смело говорить, что это произведение является романом.  Я же на основании
вышеизложенного исследования отдаю предпочтение приключенческому роману.  

                                                       
7

  • Слушать рассказ пушкина повести белкина
  • Слушать рассказ робинзон крузо полностью
  • Слушать рассказ свинья под дубом
  • Слушать рассказ раненые звезды
  • Слушать рассказ пушкина капитанская дочь