Кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов отобрал пять тайтлов (фильмы и сериалы), с которыми можно отлично провести время дома на новогодних каникулах.
«Ведьмак»
Главная сериальная премьера этого года: преданные фанаты (ну и остальные зрители) фэнтезийного цикла польского писателя Анджея Сапковского с особым трепетом и нетерпением ожидали возвращения Генри Кавилла к образу Геральта — мутанта и истребителя всякого рода нечисти. Второй сезон основан на романе «Кровь эльфов», сюда же вошли некоторые события из «Часа презрения» и рассказов о Геральте, в том числе «Крупица истины». В сериале также снова появляются Фрейя Аллан (принцесса Цири), Аня Чалотра, Джои Бэти, Ким Бодниа и Грэм Мактавиш.
Второй сезон «Ведьмака» получился ещё более строгим, мрачным, но при этом прибавил в динамике и темпе: в каждой из восьми серий предлагается следить за развитием событий сразу двух (а порой и трёх) сюжетных линий, эффектнее и ярче всего, разумеется, будет выделяться арка Геральта и Цири. Последняя, к слову, теперь станет появляться чаще в кадре, поскольку загорится идеей пройти курс молодого бойца и стать чуть ли не ведьмачкой. Заодно принцесса захочет узнать подробнее о своих родителях и их судьбе, что сыграет с ней злую шутку.
Сериал, шоураннером которого выступает Лорен Шмидт Хиссрик, стал выглядеть ко второму сезону в разы лучше и увереннее держит ритм — структура сюжета упрощена для более лёгкого усвоения, экшен идеально и без потерь разделяет экранное время со словесными (но не только) разборками в замках, ну а Геральт (Генри Кавилл в лучшей своей актёрской форме) взаимодействует с другими персонажами активнее, произнося при этом теперь что-то ещё, кроме ставшей уже мемной «заразы».
Где смотреть — Netflix.
«Человек-паук: Нет пути домой»
Заключительная часть новейшей трилогии о дружелюбном соседе жителей Нью-Йорка, за маской которого скрывается Том Холланд. Питера Паркера разоблачают: теперь каждая собака в городе знает, что именно он — тот самый Человек-паук. Отчаявшись, что из-за этого друзей – Мэри Джейн (Зендея) и Нэда (Джейкоб Баталон) – не берут ни в один вуз, Питер обращается к Доктору Стрэнджу, чтобы тот вернул всё как было с помощью магического заклинания стирания памяти. Процесс идёт наперекосяк, и в итоге открывается дверь в мультивселенную, а значит, в Нью-Йорк пробрались самые злобные недруги Человека-паука — Доктор Осьминог (Альфред Молина), Зелёный гоблин (Уиллем Дефо), Песочный человек (Томас Хейден Чёрч), Ящер (Рис Иванс) и Электро (Джейми Фокс).
Несмотря на то что новый «Человек-паук» напоминает, скорее, выставку нераспакованных коллекционных фигурок с супергероями и суперзлодеями в комнате гика, а также неизбежно тонет в мемах, ностальгии и жирном слое фансервиса, не предлагая ровным счётом ничего нового в сюжете, это всё же, пожалуй, самый громкий кинокомикс Marvel спустя несколько лет после финала «Мстителей». Фильм можно сколько угодно ругать за откровенно нелепые сюжетные дыры и не особо впечатляющие экшен-сцены, но когда на экране появляется сам Тоби Магуайр или, к примеру, Уиллем Дефо выдаёт потрясающий перформанс, то, поверьте, невозможно будет остановить ностальгическую слезу по временам трилогии Сэма Рэйми, а значит, и по своей же молодости.
Где смотреть — в кино с 15 декабря.
«Книга Бобы Фетта»
Дисней не прекращает дробить вселенную уже на самом деле давно почивших «Звёздных войн» на микроскопические сериалы. Успешно выступив с «Мандалорцем» — спин-оффом об охотнике за головами, никогда не снимающем шлем с головы, прагматичный шоураннер и сценарист Джон Фавро идёт дальше. «Книга Бобы Фетта», по сути, спин-офф спин-оффа, это и страшно, и смешно одновременно.
Действие сериала разворачивается сразу после финала второго сезона «Мандалорца» (Фетт появляется в одной из серий): наёмник вместе со своей напарницей Феннек Шанд (Мин-На Вэнь) ликвидирует шестёрку Джаббы Хатта, Биба Фортуну и становится кем-то вроде короля преступного мира. Все семь эпизодов расскажут о том, как Боба Фетт будет завоёвывать доверие в криминальном мире далёкой-далёкой галактики. Уже в первой серии нам не только показывают, как Фетт остался в живых после того, как его заживо съел Сарлакк в шестом эпизоде оригинальных «Звёздных войн», но и мы наблюдаем, как наёмник разгуливает по местным кабакам на пустынном Татуине и сдирает с хозяев плату «за безопасность».
Из любопытного: главного героя в шоу играет Темуэр Моррисон, исполнивший роль Джанго Фетта в «Атаке клонов», отца Бобы. Сериалом занимается та же команда, работавшая и над «Мандалорцем»: Роберт Родригес («От заката до рассвета», «Город грехов») выступает режиссёром вместе с Дэйвом Филони («Аватар: Легенда об Аанге»), ну а в качестве продюсера присматривает за всем проектом Джон Фавро. Так что с большой долей вероятности можно сказать, что «Боба Фетт» вряд ли будет смотреться как-то блекло по сравнению с «Мандалорцем».
Где смотреть — Disney Plus.
«Не смотрите наверх»
Новая остросоциальная сатира вышедшего из скетчей SNL режиссёра Адама МакКея, дающего в своей свежей ленте подзатыльники капитализму в лице мультимиллиардеров – основателей крупных технокорпораций, лицемерным СМИ, ну и, конечно же, правительству США. Правда, в этот раз МакКей, отклонившись от реальных исторических событий («Игра на понижение», «Власть») в пользу вымышленной (смоделированной, скажем так) ситуации, выступил, во-первых, высокомернее обычного, а во-вторых, что самое обидное, не слишком уж и смешно.
Вытаскивать фильм из трясины всё больше приходится актёрам: Леонардо Ди Каприо с неиссякающим азартом играет сначала робкого и стеснительного профессора Рэндала Минди, но постепенно его начинают окончательно добивать неврозы из-за накалённой до предела ситуации и идиотки президента Джейни Орлеан (Мэрил Стрип), отчего он позже раскроется совсем с другой стороны; его экранная напарница Дженнифер Лоуренс (аспирантка Кейт Дибиаски) вообще эталонный пример того, с какой мощностью актёрского таланта нужно возвращаться в большое кино после весьма продолжительного перерыва.
Где смотреть — Netflix.
«Соколиный глаз»
Идеальный подарок от Marvel на Новый год. Крайне привлекательный и зрелищный сольный сериал о самом неприметном супергерое из кучки «Мстителей» — Соколином глазе, блестяще сыгранном Джереми Реннером. Его герой по сюжету уже давно отошёл от дел и мечтает только об одном — встретить Рождество не в обтягивающем трико, а дома за большим столом вместе с семьёй. Планы Клинта Бартона начинает рушить молодая девушка по имени Кейт Бишоп (Хейли Стайнфелд, наиболее известная по роли в коэновской «Железной хватке»), которая по своей неосмотрительности вляпывается в криминальную историю.
Вся мощь и очарование этого мини-сериала заключается в удивительной способности развлечь даже скудными супергеройскими приключениями. В «Соколином глазе» удачно сочетаются стычки на крышах с сестрой Наташи Романофф (всё та же Флоренс Пью в образе Елены Беловой из «Чёрной вдовы») и предновогоднее, рождественское настроение, переданное через ламповый, увешанный гирляндами Нью-Йорк. Другими словами, из всех Marvel-безделушек, вышедших в стриминге Disney Plus, эта оказалась самой народной, приземлённой и в то же время дико захватывающей, где, как выяснилось, драйва, смыслов и самобытности больше, чем во всех последних тяжеловесных и перегруженных визуалом «Мстителях».
Где смотреть — Disney Plus.
Муслим Камалов
В прокат вышла картина «Человек-паук: Нет пути домой», долгожданный триквел перезапущенных во второй раз приключений школьника Питера Паркера под маской всенародного супергероя. Человеку-пауку предстоит сразиться сразу с несколькими своими врагами, прибывшими по ошибке Доктора Стрэнджа из других вселенных. О фильме Джона Уоттса без спойлеров рассказывает кинообозреватель Псковского агентства информации Муслим Камалов.
Как только хитроумный Квентин Бек, он же Мистерио (Джейк Джилленхол), перед смертью (концовка фильма «Человек-паук: Вдали от дома») с помощью одного фейкового видео раскрывает всему американскому народу истинную личность Человека-паука, а также компрометирует его, выставляя чуть ли не террористом, Питер Паркер (Том Холланд) официально становится врагом № 1 для властей и потенциальным источником бешеного трафика в качестве журналистского эксклюзива для СМИ. И пусть Паркеру вместе со своей новоиспечённой девушкой в лице Мэри Джейн (Зендея) и лучшим другом Нэдом (Джейкоб Баталон) теперь приходится пробираться через толпу фанатов в школу, где Человеку-пауку посвящён целый стенд, а весь TikTok завален видео с их участием, у такой внезапной «популярности», как ни крути, есть последствия похуже: допросы в полиции, как окажется, были пустяками — ни один университет не соглашается зачислять к себе не только Паркера, но и двух его близких друзей. Тогда отчаявшемуся Питеру в голову приходит идея обратиться за помощью к проживающему за углом Доктору Стивену Стрэнджу (Бенедикт Камбербэтч), чтобы тот с помощью магических чар заставил всех забыть, кем в действительности является Человек-паук. Правда, только лишь из-за небольшой подростковой глупости (Питер не хотел, чтобы его забыли близкие ему люди) весь обряд масштабного стирания памяти идёт наперекосяк: открываются врата в мультивселенную, откуда в нашу попадают самые заклятые враги Человека-паука — Доктор Осьминог (Альфред Молина), Зелёный гоблин (Уиллем Дефо), Песочный человек (Томас Хейден Чёрч), Ящер (Рис Иванс) и Электро (Джейми Фокс).
Предугадывать фанатские настроения уже давно стало основной стратегией киностудии Marvel, главной на этой планете кузницы размашистых супергеройских блокбастеров, захватывающих сегодня всё больше киноэкранов. И, по сути, в третьей серии приключений Человека-паука с лицом Тома Холланда создатели проворачивают всего лишь один крайне непримечательный, но в итоге эффективный трюк. В этом фокусе, собственно, нет никакой интриги и тайны — он полностью продиктован, да чего уж там, практически выпрошен гиками и преданными поп-культуре фанатами. Потрясающий «Человек-паук: Через вселенные» задал в своё время жару в кинотеатрах, с него, можно сказать, и начался обратный отсчёт до того момента, как продюсер Кевин Файги решиться сделать из триквела новейшей франшизы про Человека-паука что-то вроде ностальгического камбэка года, собрав в одной почти трёхчасовой ленте армию почётных героев и злодеев. Другими словами, где ещё сегодня можно увидеть чуть ли не рыдающих в одной сцене Тома Холланда, Эндрю Гарфилда и Тоби Магуайра? Уникальный, конечно, шанс.
С эмоциональной составляющей, к слову, у фильма полный порядок: набитый под завязку ностальгическими маячками, срабатывающими в определённый момент, «Человек-паук: Нет пути домой», разумеется, дарит возможность окунуться в прошлое, в большей степени, конечно, в 2002 и 2004 годы, в эпоху Сэма Рэйми и его версии «дружелюбного соседа». Но чтобы те же зумеры, поверхностно знакомые с великим оригиналом, не заскучали, режиссёр Джон Уоттс (постановщик и двух прошлых лент) уравновешивает сценарий современными марвеловскими гэгами, за которые преимущественно отвечает здесь персонаж Джейкоба Баталона, реже — сам Холланд. Но, в отличие от тех же «Возвращения домой» и «Вдали от дома», третья серия обрела более мрачный оттенок, и шуток здесь уже на порядок меньше — пора Паркеру, наконец, к третьей ленте окончательно повзрослеть, поэтому всё теперь весьма и весьма серьёзно. В воздухе витает метафора потерянности, неопределённости и окончательной запутанности вчерашнего подростка, вступившего во взрослую жизнь: нужно не только после окончания школы понять, куда сворачивать дальше, но и восстанавливать попутно рухнувшую репутацию, столкнувшись при этом ещё и с мерзким лицемерным обществом. Где-то среди всего этого отыщется к тому же сквозная тема со вторым шансом — из-за своей добросердечности и чувства справедливости наивный пока ещё Паркер истинно верит, что даже самых отъявленных суперзлодеев, что бы они ни натворили в своей вселенной, можно каким-то образом исправить, предоставить хотя бы такую возможность. Да и призраками прошлого они названы в фильме неслучайно: выясняя с ними отношения, Питер окончательно ставит точку и в своём прошлом тоже, двигаясь вперёд, пусть даже если нужно будет ради этого пожертвовать самым ценным.
В некоторые моменты, разумеется, если не особо вникать во все смыслы, новый «Человек-паук» всё больше напоминает выставку нераспакованных коллекционных фигурок со злодеями в комнате гика. Но как только они выбираются из «пластика» и начинают действовать ближе к последней трети фильма — оживает и сама картина, откровенно провисающая до этого момента. Скажем, по уровню напряжения в соседнем зале сэр Ридли Скотт, разругавший миллениалов (а кажется, надо было зумеров), справляется с этой задачей в разы лучше, интеллигентно и тихонько рассказывая про один занятный случай в Средневековье. Столкновение супергеройского и фэнтезийного по большому счёту идёт «Человеку-пауку»: за тандемом неугомонного и эксцентричного Паркера и умиротворённого Доктора Стрэнджа всё же весело и интересно наблюдать, их мистический дух приключений будто бы транслировали из выдающегося мультсериала 90-х. Трейлер же бессовестно обманывает насчёт истинного центрального конфликта в фильме и, к счастью, толком ничего нам не сообщает, делая картину ещё более увлекательной и обманывая ожидания, а также опровергая все опасения насчёт пресности сюжета.
Главный же финт ушами у Уоттса и Файги в крайне инфантильном стиле «а что, если в одном фильме поместить всех Паучков?» всё же удался, и за собранных под одной крышей на этот невероятный супергеройский вечер встречи выпускников Магуайра, Гарфилда, Молину и бесподобного, великого Уиллема Дефо фильму можно простить всё и отдаться полностью накрывающей ностальгической волне. Закрыть глаза, к примеру, на жирный фансервис в виде дежурных фраз и гэгов из прошлых старых частей (сценаристы, кажется, вообще соревновались, кто больше вспомнит цитат из фильмов Рэйми), режиссёрскую безыдейность в визуальном плане (творческих прорывов Уоттса как художника здесь не отыщешь, как и авторской самобытности), детально и только лишь в угоду опять же фанатам реконструированные из классических лент и ставшие культовыми кадры, да и, наконец, на Зендею в образе Эм-Джей (тотальный мискаст), продолжающую из фильма в фильм играть невозмутимую и отстранённую школьницу с синяками под глазами, словно артистка навсегда застряла в «Эйфории».
И понятно, что без заклинания ностальгии «Человек-паук: Нет пути домой» совершенно не работает, да и кажется, что у финальной битвы был больший потенциал, но во всяком случае это одно из лучших мейнстримных киноразвлечений, которое может предложить нам сегодня Marvel. Можно, к примеру, для осторожности придерживаться философии той же Мэри Джейн — готовиться к худшему, чтобы потом не остаться разочарованным. Но выходит так, что с «Нет пути домой» при любом раскладе остаться недовольным вряд ли получится.
Муслим Камалов
Несем вам под конец года ненапряжное чтение на каникулы. Последние полгода редакторы раздела «Музыка» вели лекции о музыке в петербургской библиотеке «Охта-8». По мотивам последних двух — о постпанке и новой волне — рассказываем об этих жанрах в 10 главных тезисах.
1. Постпанк и новая волна — не продолжение панк-рока, а антитеза ему
Панк-революция скорее выступила катализатором для появления новой музыки. Сам панк был сугубо консервативным жанром, ориентированным на грубый рок 1950–1960-х годов. Но благодаря ему расширились границы возможного, профессионализм перестал быть одним из важнейших условий для производства музыки, а поп-мейнстрим стал более демократичным в плане впитывания музыки, которая раньше была непредставима на большой сцене, — от регги и афробита до минимализма.
Редакция Spotify составила плейлист с главными песнями Public Image Ltd., который дает отличное представление о том, как менялась одна из лучших постпанк-групп
2. Самый яркий пример смены вех — карьера Джонни Лайдона
Лидер Sex Pistols Джонни Роттен вернул себе настоящее имя, перестал стесняться своей любви к музыке более сложной, чем трехаккордный панк, послушал даб, взял в команду Джа Уоббла и Кита Левена и выпустил один из первых больших постпанк-хитов — песню «Public Image». В ней он, делая отповедь публике, которая «не вслушивалась в его слова», нанизал свою крикливую натуру на музыку более воздушную и танцевальную, чем была у Sex Pistols. Первые несколько альбомов новой группы Лайдона Public Image Ltd. — классика постпанка. Это, с одной стороны, очень ритмичная, полная дичайшего грува музыка, с другой стороны, очень неуютная, нервная, но при этом лишенная панковской грязи. Лайдон пел о неприятии артиста толпой, о смерти, что ходит по следу, цитировал Чайковского, кривлялся на «Top of the Pops» и в общем оставался главным смутьяном рок-музыки и дальше, только без нарочитой провокативности.
3. Новая волна непредставима без минималистичного синтетического звука
Это в середине 1980-х Tears for Fears и Duran Duran превратят нью-вейв в стадионный жанр с соответствующего размаха записями. А ранняя синтезаторная новая волна — это минимализм, причем во многом вынужденный. Дешевые синтезаторы, ограниченные творческие возможности произвели на свет совершенно новую поп-музыку. Если путь из панка в постпанк прекрасно виден на примере карьеры Джонни Лайдона, то дорога из панка в новую волну видна на примере биографии группы Ultravox. На последнем треке с их альбома «Ha!-Ha!-Ha!» 1977 года «Hiroshima Mon Amour» вместо барабанов звучала драм-машина Roland, а в конце вступал саксофон, будто пришедший из пластинок Дэвида Боуи. В процессе выхода из панк-вселенной Ultravox записали первый каноничный синти-поп-трек, в котором есть все, что станет атрибутом жанра, — драм-машина, минималистик-синты, саксофон и чувственный голос.
4. Пик постпанка — 1978–1981 годы
Именно тогда сформировался канон жанра, который копировали и продолжают копировать до сих пор. Прямолинейный ритм, вязкий бас, мрачный (замогильно мрачный, как у Иэна Кертиса, равнодушно мрачный, как у Джона Кинга из Gang of Four, истерично мрачный, как у Роберта Смита) вокал, минимум красок. Постпанк базировался на фанковом груве, на глэмовом символизме, на арт-роковой полиритмии, но музыканты жанра выкорчевывали всякое тепло и свет из первоисточников. Если уж это диско, то не с той вечеринки, на которую вам бы хотелось пойти. Главные записи жанра — «Closer» Joy Division, «Entertainment!» Gang of Four и «Seventeen Seconds» The Cure.
Постпанк идейно был очень разнообразен. Роберт Смит из The Cure, всячески избегая соприкосновений с действительностью из газет, исследовал вечные темы смерти и увядания. Марк Смит из The Fall, наоборот, с действительностью из газет соприкасался часто и сделал постпанк музыкой из и для рабочего класса: его едкие скороговорки и мрачный цинизм отлично иллюстрировали состояние небогатых и уставших людей эпохи раннего тэтчеризма. Группы из Лидса типа Gang of Four и Delta 5 говорили о любви на языке капитализма, призывали к равенству и издевались над новым милитаризмом. Наконец, взращенные на психоделии U2 превратили свою гражданскую ответственность в кредо: Боно и компания уже с альбома «War» 1983 года стали проповедовать вечное ненасилие и добро.
5. Пик нью-вейва — 1980–1985 годы
То было сразу две новых волны. Первая — это красочный минимализм с яркими прическами и диким имиджем, изящными клипами и сокращенным числом выразительных средств. Ultravox, Soft Cell, Visage, Japan, ранние Spandau Ballet принесли в поп-музыку восточноевропейскую строгость, глэмовую (бес)страстность и краутроковую скупость. На выходе — первые большие хиты эпохи MTV (канал просто был вынужден брать себе британские клипы за неимением местных — так случилось второе «британское вторжение»): «Vienna», «Tainted Love», «Fade to Gray» и так далее.
За обновление новой волны отвечают два больших продюсера — Тревор Хорн и Мартин Рашент. Первый, новичок в бизнесе, помог запустить карьеру группы ABC: на поп-сцену вбежал Мартин Фрай в строгом костюмчике и с оркестром за спиной. Ветеран глэма и панка Рашент помог перезапустить карьеру The Human League, которые заиграли куда более заковыристый синти-поп, чем в начале карьеры. Новая волна постепенно из глэмового шоу стала превращаться в большую стадионную музыку, которая все больше избавлялась от синтезаторов, теплела и соприкасалась с роскошью прошлого. Пик жанра — середина 1980-х, когда Spandau Ballet (тоже переодевшиеся в строгие пиджачки) познакомились с соулом и записали «True», а Tears for Fears поженили новую волну с арт-роком и взяли на вооружение синтезаторы Fairlight, которыми пользовался Брюс Спрингстин на «Born in the U.S.A.». Альбом TFF «Songs from the Big Chair» — это новая волна в ее стадионном величии.
Подробности по теме
«Songs from the Big Chair»: как Tears for Fears записали ключевой альбом новой волны
«Songs from the Big Chair»: как Tears for Fears записали ключевой альбом новой волны
6. Все закончилось с кризисом идей
Праздник не мог продолжаться долго. MTV стал катализатором появления совсем других поп-звезд, которые в несколько упрощенной форме использовали наработки британских синти-поп-музыкантов. Звезды жанра постепенно стали искать успокоение в других областях. Так, австралийцы INXS разыгрывали нью-вейв на поле фанка и рок-музыки. U2 вместе с Брайаном Ино придумали новый стадионный рок с его восторженной клавишной основой и гражданским пафосом. Британцы Talk Talk уходили в арт-рок, усложняли себя, а в финале нечаянно придумали построк. Tears for Fears не справились с грузом лироэпического пафоса, которым сами себя обременили, и записали кризисный «The Seeds of Love». И так далее.
Канон не может жить вечно, гегемония звука надоедает. Поп-музыка стала черпать идеи из андеграунда. Показательный эпизод — как продюсер Алан МакГи в недавнем фильме «Культовые тусовщики» приходит на рейв, попадает в удивительный мир и находит там кучу идей. Низовой расцвет электронных жанров, мэдчестер, новое «лето любви» и антитэтчеровские настроения — все это было против аполитичного и праздного нью-вейва, который всем надоел.
Историю постпанка можно узнать из нашего плейлиста для Spotify
7. Возрождение жанров произошло в начале 2000-х благодаря ню-металистам, кино и тревогам вокруг жизни в новом веке
Новая волна и постпанк не исчезли бесследно — они как минимум стали музыкой, на которой выросло почти все поколение альтернативных музыкантов 1990-х. Показательный пример — саундтрек к дурацкой пародийной комедии «Недетское кино», в котором Orgy пели «Blue Monday», The Smashing Pumpkins перепевали Depeche Mode, а System of a Down — группу Berlin. Другой показательный пример — саундтрек к «Донни Дарко», возвративший в чарты песни Tears for Fears.
С другой стороны, рос интерес к постпанку как простому и ясному способу отзеркалить тот мрак, который возник в мире после 11 сентября. Именно пораженный терактами Нью-Йорк стал главным героем главной песни Interpol, одних из зачинателей постпанк-ревайвла. Именно таящий в себе море опасностей, тревожный и неуютный Лондон 2000-х стал местом действия песен Bloc Party, других главных постпанк-обновленцев. Параллельно журналист Саймон Рейнолдс написал библию двух жанров — книгу «Rip It Up and Start Again» (в 2021 году ее перевели-таки на русский язык), а главные герои изначального постпанка вроде Gang of Four отправились в ностальгические туры. Что до новой волны, то реинкарнации жанра в чистом виде сперва не случилось — просто у рок-музыкантов закончились идеи, и они отправились в прошлое за звуком и луком: The Killers, Ferench-Soler и прочие. В какой‑то момент это сработало — но в целом ненадолго.
Плейлист Spotify «Alternative 80s» — это как раз пример того, какими постпанк и смежные жанры видятся сегодня
8. Постсоветский постпанк расцвел из‑за кризиса западничества в культуре
Первая постпанк-волна в современной России — Motorama, Human Tetris, Brandenburg — была повально англоязычной и ориентированной на апроприацию нездешних идей без особого прилаживания их к местной почве. Все изменилось в первой половине нулевых. В 2013–2014 годах экономический кризис и падение рубля изменили концертный рынок и снизили число зарубежных привозов на 70%: больше никаких инди-групп третьей руки в клубе «Зал ожидания». С другой стороны, возник кризис на уровне смыслов: прозападный проект с космополитической Москвой и политическим абсентеизмом потерял актуальность.
Появилась боль времени, которую англоязычные артисты не могли и не хотели озвучивать. Зато могли, например, сибирские группы Ploho и «Буерак»: если первые были про тот самый больной нерв, то вторые смотрели на происходящее с ироничной настороженностью. Параллельно появились институции, готовые принимать новых музыкантов, — типа клуба «Ионотека» и фестиваля «Боль», уже лишенных позднехипстерского лоска и в суровых бетонных декорациях. Финальный кирпич в эстетике нового постпанка — постсоветский брутализм, те самые «панельки», оказавшиеся идеальной иллюстрацией для песен с нехитрым ритмом, равнодушно мрачным вокалом и минималистичной гитарной партией. Последнее британское возрождение постпанка — в лице брекзит-рока — тоже во многом обусловлено общественно-политическим контекстом: кризис капитализма и наднациональных структур, потеря идентичности и усталость от поп-контекста вывели в топы группы типа Fontaines D.C. и Squid.
9. Синтезаторный нью-вейв — главная поп-музыка прямо сейчас
Долгое время синти-поп в обновленном виде был нишевой историей: в виде, скажем, ретровейва с его лаконичной и старомодной эстетикой. Но в конце концов новая волна вернулась на большие танцполы. Спасибо The Weeknd: сначала он засtмплировал Tears for Fears и процитировал The Romantics в песне «Secrets», потом и вовсе задал новый тренд на синти-поп — в виде сингла «Blinding Lights». Цветущие клавишные подложки и ритм из песни a-ha «Take on Me» стали для мировой поп-музыки тем же, чем стали для нашей поп-хаус «Гостей из будущего». Sia и Дэвид Гетта, Кид Ларой и Джастин Бибер, певица Ханна — все эти герои максимально точно воспроизвели метод Абеля Тесфайе в своих хитах и оказались в выигрыше. Другой вопрос, что так долго продолжаться не может.
Выбрали десять самых удачных кинокартин, которые довелось увидеть на больших экранах в 2021 году
кадр их фильма «Дюна», Warner Bros.
Хороших фильмов в 2021 году было меньше, чем качественных сериалов, но мы все же смогли наскрести с десяток удачных картин, о которых успели много поговорить.
«Гнев человеческий» (18+)
Гай Ричи наконец-то вернулся к своему любимому «брутализму», где у главного героя редко меняется выражение лица. Конечно, он же Джейсон Стэйтем. Молчаливый инкассатор ищет убийц своего сына. Око за око и так далее. Два часа погонь, перестрелок и пафосных диалогов. Может показаться, что мы смотрим комедию, спрятавшуюся под личиной триллера или криминальной драмы, но в этом и есть шарм непревзойденного Ричи.
«Человек-паук: Нет пути домой» (12+)
Да-да, без этого кинокомикса обойтись никак нельзя. Важен уже тот факт, что лента, которая до сих пор находится в прокате, рвет все мыслимые и немыслимые кассовые показатели эпохи пандемии. Marvel угодил буквально всем, создав главный кинофансервис в истории, полный ностальгии по былому величию. Следует запастись попкорном и обязательно посмотреть на «Паука» в кино. Питер Паркер всегда был прекрасен, но когда их три — это лучшая и самая дорогая экранизация популярного мема.
«Прошлой ночью в Сохо» (18+)
Автор «Зомби по имени Шон» и «Скотт Пилигрим против всех» Эдгар Райт своим новым хоррором призывает лишний раз не романтизировать прошедшие десятилетия, но позволяет вдоволь насладиться одной из самых лучших актрис современности Аней Трейлор-Джой. Отличная музыка, впечатляющие танцы, занимательные костюмы. Все это в атмосфере постоянной тревожности, где есть место и призракам, и маньякам, и простым девичьим мечтам.
«Дюна» (12+)
Ох и досталось «Дюне» от некоторых критиков и настоящих фанатиков книги Фрэнка Герберта! Ленту критиковали за многое, но мало кто спорил, что Дени Вильнев сделал визуальный шедевр, наполнив его музыкой Ханса Циммера и первоклассными актерами, от Тимоти Шаламе до Стеллана Скарсгарда и от Зендеи до Оскара Айзека. Зрелище, которое полностью отрабатывает каждый потраченный на него доллар в плане спецэффектов и уникальных артефактов Арракиса. Конечно, и гигантский червь тоже получился впечатляющим. Второй фильм уже в разработке.
«Петровы в гриппе» (18+)
Российский фильм в перечне тоже есть. Упускать новую работу моментами скандального, но талантливого Кирилла Серебренникова никак нельзя. Экранизация романа Алексея Сальникова, которая мягко, но настойчиво стирает и без того призрачную грань между реальностью и воспоминаниями. Наверное, все мы чуть-чуть больны. Может, и не так сурово, как чета Петровых, но близко к этому.
«Неисправимый Рон» (6+)
У «Диснея» еще один удачный мультфильм (дебют недавно купленной студии Locksmith Animation из Великобритании). Как и положено лучшим представителям жанра, этот рассказ вновь про дружбу, но теперь в эпоху самых продвинутых технологий, где люди давно разучились говорить друг с другом без лайков и ритвитов. Да, в этом мире почти невозможно существовать, но когда ты — простой парнишка с самым поломанным гаджетом на Земле, то становится совсем грустно. Хотя сбой в технологиях может стать настоящей удачей.
«Круэлла» (12+)
Круэллу тоже надо отметить. Во-первых, это непревзойденная актерская дуэль Эммы Стоун и Эммы Томпсон. Во-вторых, это отличное костюмированное шоу, где гримеры и стилисты трудились не покладая рук. В-третьих, фильм не превратился в женский вариант «Джокера», а стал чем-то оригинальным и свежим. Мы узнали все про злодейку из нашего детства, которая не любит далматинцев. Да чего уж там, она их ненавидит.
«Агнец» (18+)
Чуть-чуть странного и необычного из Исландии. Лента Вальдимара Йоханнссона с Нуми Рапас в одной из главных ролей в этом году планирует выиграть «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Здесь мало говорят и редко проявляют эмоции, здесь много религиозного антуража и жутких моментов, но фильм создавался в качестве взрослой сказки о родительской любви, где теплые чувства обязательно разрушит нечто из холодного полумрака. Просмотр «Агнеца» — настоящее испытание, но его следует пройти.
«Не смотрите наверх» (18+)
Лента Адама МакКейя («Власть» и «Игра на понижение») выглядит балаганом, где нет ничего серьезного и важного, но фильм куда умнее, чем пытается показаться. Рассказ про астрономов, которые предупредили о приближающейся гибели человечества из-за падения кометы, но так и не были услышаны. Всему виной жадность, тщеславие и погоня за рейтингами. Удачная политическая сатира про экологические проблемы, к которой так и тянет из-за списка актеров — Леонардо ДиКаприо, Дженнифер Лоуренс и Мэрил Стрип.
«Отец» (16+)
Теперь-то мы знаем, что Энтони Хопкинс за роль в этом фильме получил премию «Оскар», но вначале года мы могли лишь наслаждаться чуткой и любопытной драмой французского сценариста и постановщика Флориана Зеллера. На родине его считают одним из главных литературных талантов, а теперь и в кино он проявил себя настоящим профи. Фильм вызывает грусть и пробирает до мурашек страхом за свое будущее и здоровье родных и близких. Смелое кино во всех смыслах этого слова.