Слушать рассказ пришвина лисичкин хлеб

Михаил михайлович пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей,

Михаил Михайлович Пришвин является выдающимся советским прозаиком и публицистом. Основное место в творчестве этого писателя занимают многочисленные произведения для детей, а также увлекательные рассказы на тему природы и охоты. В своем литературном творчестве Михаил Пришвин, главным образом, размышлял над вопросами человеческого бытия — поднимал вопросы смысла жизни и предназначения, связи человека с природой, религии. «Певец русской природы», – именно так однажды назвал Константин Паустовский Пришвина. Многомудрый Литрекон предлагает Вам поподробнее ознакомиться с биографией известного на всю страну писателя.

Рождение и детство 

Михаил Пришвин появился на свет в 1873 году в Орловской губернии. Будущий писатель был младшим ребёнком в семье Пришвиных. От своей матери Михаил унаследовал решительный характер и невероятную силу духа, а от отца – большую любовь к красоте природы. 

Глава семейства был искусным наездником. Он выигрывал призы на скачках. У Михаила была особая страсть к охоте, а также он обожал ухаживать за выращенным садом. Пришвин тонко чувствовал прелесть природы, он любил деревья и цветы. Глава семейства умер в результате паралича. После смерти мужа Мария Ивановна была вынуждена сама воспитывать пятерых детей.

В 1883 году Михаил Пришвин, которому исполнилось десять лет, был переведён из начальной школы в деревне в елецкую гимназию. Однако будущему писателю не было присуще усердие в учёбе. Так, за шесть лет обучения мальчик сумел дойти лишь до четвёртого класса. В связи с плохой успеваемостью Михаил трижды оставался на второй год. Мальчик даже осмелился однажды надерзить педагогу. И его отчислили. Кто бы мог подумать, что автор детских рассказов — такой бунтарь и двоечник? Его пример мог бы вдохновить многих родителей не спешить с выводами. Сегодня мальчик — хулиган, а завтра «певец русской природы» — все бывает.

Юность и образование 

Искренний интерес к обучению у Михаила проявился, когда мальчик приехал к дяде-купцу Ивану Игнатову. В 1893 году писатель, которому в то время  исполнилось двадцать лет, окончил учёбу в Александровском реальном училище. Брат матери Михаила, у которого не было детей, надеялся на то, что в будущем его дело продолжит племянник. Однако Михаил Пришвин преследовал совсем другие цели. Молодой человек успешно поступил в политехнический ВУЗ, который расположен в Риге. Именно там Михаил увлёкся идеями марксизма, впоследствии он попал в политический кружок. В результате, будучи на последнем курсе, будущий писатель оказался под следствием. И опять образ автора никак не вяжется с его творчеством. Невозможно заподозрить Пришвина в политической активности и инакомыслии, которое даже до суда дошло.

В 1898 году Михаил Михайлович был освобождён после года заключения в Митавской тюрьме. Затем Пришвин отправился в Лейпциг, где на протяжении двух лет учился на агрономическом  факультете. В итоге, Михаил Михайлович получил специальность землеустроителя. Вскоре Михаил вернулся в Россию, и вплоть до 1905 года он работал над научными книгами и статьями, а также трудился в качестве агронома. 

Творческий путь 

В 1907 году был опубликован первый рассказ известного писателя «Сашок». В это время писатель решает покончить с научными трудами. Он начинает создавать газетные статьи. Повинуясь своему увлечению журналистикой и этнографией, Михаил Пришвин отправляется в полугодовое путешествие по Северу. Писатель изучал Выговский край и Поморье. Здесь автор создал 38 народных сказок, которые вошли в состав сборника «Северные сказки».

Вторая книга Пришвина увидела свет в 1908 году. Она представляла собой путевые очерки о жизни и быте обитателей Севера «За волшебным колобком». В этом же году автором был издан сборник очерков «У стен града невидимого».

В связи с событиями Первой мировой войны писатель был вынужден отвлечься от создания сказок и рассказов. Пришвин в качестве военного корреспондента создавал очерки, повествующие о событиях на фронте. В ходе войны политическая обстановка накалилась, и прогремела революция. Взгляды большевиков Михаил Михайлович принял не сразу. Ведь он придерживался взглядов эсеров. Однако в связи с победой Октября писатель смирился с новой властью. 

Михаилу Пришвину принадлежат такие известные рассказы для детей, как «Лисичкин хлеб» и «Еж«. Мифы о животных автор отобразил в рассказах «Медведь», «Двойной след», «Берестяная трубочка». В таких знаменитых рассказах, как «Жизнь на ремешке» и «Золотой луг», Михаил Пришвин отобразил живую природу во всем ее многообразии. 

В годы Великой Отечественной войны Михаил Михайлович отправится в эвакуацию в Ярославскую область. В 1944 году, когда писатель приехал в столицу, был опубликован рассказ «Лесная капель». А в следующем году автор создал сказку на былинные мотивы «Кладовая солнца». В своем знаменитом рассказе «Моя Родина» русский писатель продемонстрировал всю любовь к Отечеству. 

Не секрет, что многие критики главным трудом Пришвина считают книгу «Дневники». Первые записи появились в 1905 году, а последние – в 1954. Здесь автор отобразил свои собственные взгляды на жизнь и общество.

Личная жизнь 

Крестьянка из смоленской деревни Ефросинья Бадыкина была первой женой Михаила Пришвина. Для женщины это был уже второй брак. В этом союзе родилось трое сыновей. Известно, что в «Дневниках» писатель называл свою супругу Фрося. Первый ребёнок в семье умер еще в младенчестве. Второй сын, которого звали Лев, скончался в 1957 году. А третий сын Петр умер в 1987 году.

В 1940 году, когда писателю было шестьдесят семь лет, он решил оставить семью и жениться на Валерии Лиорко. Женщина была младше писателя на целых двадцать шесть лет. Вместе они жили на протяжении четырнадцати лет.

Интересные факты 

Краткая биография Пришвина будет дополнена интересными фактами о его жизни и творчестве.

  1. Михаил Пришвин остался без отца, когда ему было семь лет. Глава семьи крупно проиграл в карты. Разбитый параличом, мужчина скончался от нервного потрясения. 
  2. Михаил Михайлович находился в тесных дружеских отношениях с Максимом Горьким. Марксистское прошлое, тюремный срок «за идею» и дружба с Горьким помогли писателю избежать гонений и преследований, когда партия эсеров была резко осуждена большевиками, а многие ее представители оказались в заключении.
  3. Писателю не приходилось долго жить в одном месте. Он довольно часто менял свое место жительства. 
  4. Пришвин известен не только своей литературной деятельностью. Так, писатель, сделал немалый вклад в развитие русской агрономии. 
  5. Михаил Пришвин всерьёз увлекался автомобилями. Первую машину «Москвич» писатель купил в 1930 году. 
  6. Михаил Пришвин составил бы компанию многим грибникам, охотникам и любителям рыбной ловли. Все эти занятия он очень любил.
  7. Когда Пришвин обучался в Лейпциге, он сильно влюбился в молодую англичанку. Однако девушка не ответила ему взаимностью. Писателю было очень сложно это пережить. В итоге, Михаил решил прервать свое обучение и вернуться в родные места. 
  8. Во время событий Первой Мировой войны Пришвин являлся военным корреспондентом и претерпел все лишения на передовой, как и обычные солдаты.
  9. Помимо всего прочего, Михаил Михайлович очень интересовался фотографией. При этом, он был очень талантливым фотографом.

Смерть

Когда известному писателю было восемьдесят лет, у него врачи нашли онкологию желудка. Михаил Михайлович умер в 1954 году в столице. Писатель был похоронен на Введенском кладбище.

Таким образом, творческий путь Михаила Пришвина был непростым, но довольно интересным. В  творчестве знаменитый писатель отобразил свой жизненный путь и собственные духовные искания. Все свои произведения Михаил Михайлович создавал простым, ярким, живым и выразительным языком. Это придало его творчеству народный оттенок и обеспечило народную любовь. Рассказы Пришвина всегда будут одними из самых читаемых не только среди детей, но и среди их мам и бабушек. Любовь в Отчизне, любовь к окружающему миру, людям, животным – вот, что лежит в основе всех произведений Михаила Михайловича. 

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа
№14 города Искитима

Библиотечный  урок

(гуманитарно-эстетическое направление)

Певец
русской природы (140 лет со дня рождения М. М. Пришвина)

Учитель Слётова Н.
И.

Библиотекарь
Савельева Т. И.

2013 год

Цели:

  • краткое знакомство с биографией М.М.Пришвина;
  • «открывать» учащимся рассказы М.М. Пришвина,
    выделять художественные детали в изображении природы;

Задачи:

  • развивать умение художественного чтения наизусть;
  • способствовать формированию наблюдательности
       в окружающем мире, заставить задуматься над тем, что
    доброе отношение к природе облагораживает самого человека;
  • развивать творческие способности учащихся.

Оборудование и материалы к уроку:

  • выставка книг писателя,
  • фонохрестоматия: голоса птиц, шум деревьев,
    капель сосулек,
  • компьютер,
  • презентация к уроку, видео.

Подготовка к уроку.
За  неделю до урока предложили учащимся прочитать рассказы М.М.Пришвина,
выбрать понравившийся рассказ и приготовить художественное чтение наизусть, по
желанию ребята готовили презентацию «Интересные факты из биографии писателя»

ХОД
УРОКА

Слово учителя.

Пришвин — один из своеобразнейших
писателей. Он ни на кого не похож — ни у нас, ни в мировой литературе. «Певец
русской природы» называли и называют его.

Горький о нем писал: «Ни у
одного из русских писателей я не встречал, не чувствовал такого гармоничного
сочетания любви к Земле и знания о ней, как вижу и чувствую это у Вас». В
этом году, 4 февраля, Михаилу Михайловичу исполнилось 140 лет со дня рождения. Наш
библиотечный урок мы посвящаем ему. Откройте тетради и запишите тему: «Певец
русской природы». (Сообщение цели урока, интересные сведения о писателе ребята
записывают в тетрадь).

Работа в тетрадях

Слайд 1

Видео о писателе

Презентация «Интересные факты
из биографии писателя».(ребята подготовили  дома)

Слайд 2.

Родился
Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу
досталось богатое наследство, которое он истратил.
Первое
образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе.
Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии.

Слайд 3.

Михаил
Дмитриевич, отец писателя, умирает рано, оставив семерых детей и жену, Марию
Ивановну, в тяжелом материальном положении. Несмотря на это Мария Ивановна
смогла дать детям хорошее образование.

Слайд 4.

Переехав
в г. Тюмень к дяде И. И. Игнатову, крупному сибирскому промышленнику, окончил
шесть классов Тюменского реального училища. В 1893 поступил в Рижский
политехникум, отправился в Германию, где окончил агрономическое отделение
Лейпцигского университета. По возвращению в Россию работал агрономом.

Слайд 5.

 В годы Первой мировой войны Пришвин был
военным корреспондентом, санитаром. После 1917г он вновь уехал в деревню и
вернулся к профессии агронома

Слайд 6.

 Писатель М.М.Пришвин был старейшим шофером
Москвы. Он до 80 с лишним лет сам водил машину, сам её осматривал и мыл.
Относился к своей машине почти как к живому существу и называл её ласково
«Маша»

Слайд 7.

Летом
машина стояла на даче в  деревне Дудино под Москвой. В самый ранний час
неторопливо  маленький голубой «Москвич» катит в леса. За рулём сидит старый
человек в очках, рядом садилась собака Жалька, ставилась большая корзина для
грибов.

Слайд 8. Учитель

С
детства он был любознательный и частенько задавал взрослым «глупые» вопросы.
Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще
маленький, не поймешь!» А знать хотелось очень многое, значит, надо было расти.
И он рос. Рос и наблюдал, много замечал и делал для себя заметочки. Очень любил
природу,  удивлялся разным зверюшкам, изучал их повадки, их жизнь. Дружил
с разными зверьками и птичками. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и
трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем как люди

Слайд 9 Библиотекарь

Прозу
Пришвина можно с полным правом назвать «разнотравьем русского
языка». Я представляю вашему вниманию  сборник «Разговор деревьев». Много
здесь интересных рассказов о природе. Вот один из них…(Чтение наизусть
«Разговор деревьев»).
Ребята, вы заметили, что  слова у Пришвина цветут,
сверкают. Они полны свежести и света. Они то  шелестят, как листья, то
бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как
хрупкий первый ледок, то, наконец, ложатся в нашей памяти медлительным строем,
подобно движению звезд над лесным краем .

Слайд 10 Учитель

Откуда
у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его
рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои
тайны. Такие необыкновенные тайны поведал нам Пришвин в ещё одном сборнике
«Золотой луг» (Чтение наизусть рассказа «Золотой луг»).

Беседа (выявление восприятия)


А вы, ребята, когда-нибудь наблюдали за одуванчиками? Нет!


За другими цветами наблюдали? Устное словесное рисование  (словами
нарисовать ту картинку, которая возникает в воображении).

Слайд 11. Библиотекарь

Любил
Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе
такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не
встречался» — писал Пришвин. У меня в руках ещё один  сборник «Говорящий грач».
(Чтение наизусть «Говорящий грач»)

Беседа (выявление восприятия)


Какое открытие сделал Михаил Михайлович?


А вы любите наблюдать за птицами?

Слайд 12 Учитель

Его рассказы не только увлекают занимательной историей, но и
помогают познавать мир..В сборнике «Охотничьи были». есть интересный рассказ «Клюква».
 Инсценирование рассказа «Клюква».
Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А
помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.

Слайд 13 Библиотекарь

Большой
поэт почти всегда видит мир глазами ребенка, как
будто он видит его действительно в первый раз. Иначе огромные пласты жизни были
бы наглухо закрыты от него состоянием взрослого человека – много знающего и ко
всему привыкшего. Видеть в привычном непривычное и в непривычном привычное –
таково свойство настоящих художников. Этим свойством Пришвин владел целиком. А
у меня в руках ещё один сборник писателя « Лесной хозяин». И здесь
необыкновенные рассказы о птицах.

Рассказы: «Гаечки», «Журка», «Лесной доктор» (Чтение
наизусть).
Вам понравились рассказы? (ответы ребят)

Слайд 14 (Физминутка – ребята повторяют движения за
героями)

Слайд 15 (Учитель)


Ребята, вы когда – нибудь наблюдали весной за сосульками? (ответы). Пришвин
тоже наблюдал, и у него получился прекрасный рассказ «Сосулька». Это
рассказ вы найдете в сборнике «Лисичкин хлеб»  (чтение наизусть)
. Творчество
Пришвина — это как заново рождающийся, вновь услышанный нами звон, который идет
сейчас все шире и шире. В такой трудный час нашей жизни слово Пришвина звучит
все громче и громче.

Слайд 16 (Библиотекарь)

Оказывается,
секрет пришвинского обаяния, секрет его колдовства — в его зоркости. Это та
зоркость, что в каждой малости открывает интересное и
значительное, что под прискучившим иной раз покровом окружающих нас явлений видит
глубокое содержание земной жизни. Послушайте рассказ  «Беличья память» из
сборника «Кладовая солнца» (чтение наизусть).

Слайд 17. Учитель

Горький
писал Пришвину: «Отлично знаете Вы леса и болота, рыбу и птицу, травы и
зверей, собак и насекомых, удивительно богат и широк мир, познанный Вами».
Вы сейчас сами сделаете вывод: «отлично знает Пришвин зверей. Рассказ «Кот»
(чтение наизусть).
Что вы можете сказать?

Слайд 18 Библиотекарь

Ребята,
вам были представлены лишь некоторые сборники рассказов М.М.Пришвина. Давайте
вспомним их названия.

Литературная разминка

А
вот ещё несколько сборников: «В краю дедушки Мазая», «Птицы под снегом»,
«Медведь».

Слайд 19 Учитель

Тест «Проверь себя» (взаимопроверка)

 А
сейчас задание посложнее. Приведены строчки из рассказов, которые вы сегодня слышали,
вспомните их названия и запишите.

        
 С 
тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов «Золотой луг»

        
Дятел – лесной доктор, он спас осину
«Лесной доктор»

        
Поймали мы молодого журавля и дали ему
лягушку «Журка»

        
Мне попала соринка в глаз. Пока я её
вынимал, в другой глаз ещё попала соринка «Гаечки»

        
Когда я сажусь за чай, он садится мне на
левую коленку и следит за всем. «Кот»

        
— Кашки хочешь, дурашка?

        
Поклюёт и улетит. И так каждый день, весь
месяц. «Говорящий грач»

        
Сегодня мы разглядывали на снегу следы
зверушек и птиц, вот что я по этим следам прочитал. «Беличья память»

Слайд 20 Кроссворд

Для
вас, ребята, по рассказам, которые вы только что услышали, Лера Панченко
составила кроссворд.

image001

Слайд 21 Словарная работа.

Как
вы понимаете высказывания Пришвина?

        
 Дети
учат взрослых людей не погружаться в дело до конца и оставаться свободными.

        
Бойся думать без участия сердца

        
Охранять природу — значит охранять Родину
(ответы ребят).

Итоги
урока

Слайд
22  Домашнее задание

 Ребята, вам понравились рассказы Пришвина. Хотели бы прочитать
другие рассказы? Вы любите наблюдать за природой и за животными, как это делал
Пришвин? А написать рассказ? Домашняя работа: для классного альбома «Наши
друзья – животные» опишите какое-нибудь животное, которое вы хорошо знаете, за
которым наблюдали. С самого начала определите стиль и основную мысль вашего
описания. Подберите заголовок. Лучшие работы войдут в сборник.

Спасибо, ребята, за отличную работу на уроке!

Приложение
2    Грамматические задания

1.      Разделите
вертикальной чертой  слова на слоги.

1)     
Сова – хищная птица.

2)     
Следы зайца ведут к осине.

2.      Добавьте
слог, чтобы получилось слово.

1)___я, Ю___, ___ша.

2) ___ра, А___,
___ка.

3.      Выпишите
слова, в которых одинаковое количество слогов.

1)     
Столб, изюм, стройка, радио.

2)     
Ель, ёжик, лисица, крот, виноград.

4.      Отметьте,
в каком ряду у всех слов ударение падает на второй слог.

            Уроки,
ученик, уши

          Тетрадь,
альбом, пенал

1.      Подберите
по схеме слово – имя девочки или мальчика. __/____.

2.      Выпишите
слова, в которых одинаковое количество звуков.

Оса, шмель, муха,
комар.

3.      Выпишите
из каждого слова предложения буквы, обозначающие гласные звуки.

Под елью цвел
ландыш. Я слышу песню дрозда.

4.     
Найдите и подчеркните в каждом ряду лишнюю букву. а, ё, о, у,
ы, й н, т, к, р, ъ, в м, у, т, Г, ж, а, я

5.      Выпишите
из любого слова буквы, обозначающие согласные звуки. Трамвай, корабль,
ракета, автомобиль.

6.      Выпишите
слова, которые начинаются с согласного звука.

Речка, озеро, море,
этаж, школа.

7.      Найдите
и выпишите слово, в котором два слога, четыре звука, ударение падает на второй
слог.

Не солнце, не огонь,
а светит. (Светлячок)

            Списывание с заданием

1.      В
полях цветут васильки.

2.      Белка
грызёт
орешки.

3.      Зимой 
шубка у зайца белая.

Задания:

1.      Подчеркните
в выделенных словах буквы, которыми обозначены гласные звуки;

2.      Обозначьте
в словах ударение;

3.      Подчеркните
во втором предложении слово, которое отвечает на вопрос что?

Диктанты Буквенный
диктант.

Записать правильным каллиграфическим почерком первую букву
в услышанном слое (слова предъявляются на слух).

Анна, астра,
графин, Галя, мама, Москва.

Слоговой диктант. 

Записать буквами первый слог каждого диктуемого
слова. Вера, липа, небо, Коля, дятел,
Ира.

Словарный диктант.

1)     
Яша, белка, ключ, зайка.

2)     
Кукла, мяч, Юра, лейка.

Текстовые диктанты.

1) Дядя Вася рыбак. Он удил рыбу.
Вот сом и окунь 2)
У
школы рос клён. Там тень. Коля и Петя сели у клёна.

3) У Зины был кот Васька. Васька
любил играть.

Работа над словом, предложением, текстом

1.      Найдите
новые слова в каждом слове. Запишите их. Спорт, фасоль, колесо, экран,
олень, паровоз.

2.      Запишите
слова в порядке указанных значений.

Сумка школьника,
которую носят на спине.

Дикая полосатая
лошадь.

Рабочий стол ученика
в школе.

Кусочек резины для
стирания написанного.

3.      Распределите
слова – названия рыб и птиц – в две группы по значению.

Сом, воробей,
скворец, карась, щука, голубь.

4.      Определите
на слух количество слов в предложении. Запишите последнее слово каждого
предложения.

Был зимний день.
Во дворе играли дети. На берёзу села галка. К дереву подбежал кот.
На кота упал снежный ком

5.      Определите
на слух, сколько предложений в тексте. Запишите ответ цифрой.

Пришла зима. Тихо
падают снежинки. Дети рады зиме.

6.      Составьте
схему предложения .

Попугай Антоша умеет
говорить.

7.      «Расшифруйте»
любое предложение и запишите его

РЕБЯТАЛЮБЯТЧИТАТЬ

КОЛЯИТАНЯЧИТАЮТСКАЗКИ

8.      Прочитайте
предложения. Вставьте в каждое пропущенное слово. Запишите любое предложение.

На руке
_______пальцев.

Волк – хищный
________.

Астра – садовый
_______. Перед едой мойте _______.

Проверяемые
языковые, речевые и общеучебные умения:

-каллиграфически правильно писать изученные строчные и
заглавные буквы, соединения;

-правильно списывать с печатного и письменного текста;

  определять количество
предложений в тексте и составлять небольшой текст из предложений;

  определять количество
слов в предложении раздельно писать слова в предложении;

  составлять из слов
предложение и правильно оформлять его на письме;

  моделировать
предложение;

  классифицировать
слова по количеству слогов и месту ударения;

  анализировать( делить
слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять место ударения
в слове, подбирать слова с заданным количеством слогов и указанным ударением);

  различать буквы,
которыми обозначаются гласные и согласные звуки;

  записывать под
диктовку слова, написание которых не расходится с произношением. 

Приложение
2

Проверка
навыка чтения вслух

В.Осеева

Светлана решала задачу, но задача не выходила.

  Давай я решу тебе
задачу, -сказал брат.

  Нет, я сама решу, —
ответила Светлана.

  Дай я тебе помогу, —
сказала мама.

  Нет, я сама
справлюсь! Девочка думала, считала, писала – и задача у нее вышла.

                                                                                                                       
(41 слово)

Вопросы
и задания

1.      Расскажите,
какой ты представляешь девочку?

2.      Как
ты понимаешь слова: «…и задача у нее вышла»?

3.      Найди
и прочитай фамилию автора.

В.Осеева Просто старушка

По улице шли мальчик и девочка. А
впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

  Подержи мои книги! –
крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

  Это твоя бабушка?

  Нет, -ответил
мальчик.

  Мама?
– удивилась подружка. — Нет! — Ну, тетя? Или знакомая? -Да нет же, нет! –
ответил ей мальчик. – Это просто старушка!

(64
слова)

Вопросы
и задания

1.      Чему
удивилась девочка?

2.      Каким
ты представляешь мальчика? Расскажи.

3.      Подумай,
почему мальчик помог старушке?

М.Пришвин                                                                                                               
Приложение 2 

…А Зиночка, когда увидала у меня под
заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:

  Откуда же это в лесу
взялся хлеб?

  Что же тут
удивительного? Ведь есть же там капуста!

  Заячья…

  А хлеб – лисичкин.
Отведай.

Осторожно попробовала и начала есть:

  Хороший лисичкин
хлеб!

И съела весь мой черный хлеб дочиста.
Так и прошло у нас: Зиночка, копуля такая, часто и белый-то хлеб не берет, а
как я из лесу лисичкин хлеб принесу, съесть всегда его весь и похвалит:

  Лисичкин хлеб куда
лучше нашего!

(85 слов)

Вопросы
и задания

1.      Какой
ты представляешь девочку? Расскажи. Чему она удивилась? Прочитай.

2.      Как
автор относится к девочке? Как ее называет? Найди его ответ в тексте?

3.      Объясни
смысл слова обомлела.

Проверка
выразительности чтения.

Русская
народная песенка

Котя, котенька-коток,

Кудреватый
лобок,

Хвостик
пушистый, Глазок золотистый! Как у котика кота Шубка очень
хороша: Спинка серенькая,

Грудка
беленькая,

Как у котика-кота

Лапки крепкие,

Лапки крепкие,
Когти цепкие!

Вопросы
и задания

1.      Каким
ты представляешь котика? Расскажи.

2.      Прочитай,
выделяя голосом подчеркнутые слова. Лиса и собаки

Русская
сказка

Бежала
лиса по полю. Откуда ни возьмись, выскочили собаки и погнались за ней.

Лиса ну бежать! Бежала, бежала да под пенек в нору и ушла.
Сидит в норе и говорит сама себе:

  Ушки, ушки, что вы
делали?

  Мы слушали да
слушали, чтобы собаки лисоньку не скушали… Вопросы и задания

1.      Подготовь
выразительное чтение сказки.

2.      Объясни
смысл слов в нору и ушла.

Приложение
2

У
меня-то что-то есть, Это что-то можно съесть! Это что-то сладкое, Круглое да
гладкое. Я нашел его в саду, Захочу – еще найду. Это что-то сладкое, Круглое да
гладкое. Много-много притащу, Папу с мамой угощу! Это что-то сладкое,

Круглое да гладкое.

Вопросы
и задания

1.      О
чем поет ежик? Каким ты его представляешь? Расскажи.

2.      Подготовь
выразительное чтение стихотворения. Подсказка .Обрати внимание на
передачу настроения ежика (веселое, грустное),тон чтения (загадочный, шутливый,
радостный). Делай паузы на знаках препинания, выделяй голосом главные слова,
показывай интонацию восклицательных предложений.

Проверка
техники чтения

…Взяли
мы по корзине – я большую, а Никита маленькую – и отправились в лес.

И Томка с нами побежал …

И вдруг совсем близко от нас кто-то
громко захлопал крыльями. Посмотрели мы за куст, а там ходит у-ди-ви-тель-на-я
курочка, ходит и нас глядит. Пестренькая такая, мохнатые лапки, а на голове
черный хохол.

  Кто это? – спрашивает
Никита.

  Тише,
тише, — говорю я ему, — не пугай, это рябчиха.(64 слова) (Е.Чарушин)

Вопросы
и задания

1.      Куда
отправились Никита с отцом?

2.      Что
их насторожило?

3.      Какая
это была птичка? Вспомни и расскажи.

4.      Почему
текст назвали «Встреча»?

5.      А
можно было бы подобрать другой заголовок? Скажи какой? Сенокос

(чешская народная песня) Старый заяц сено косит, А
лиса сгребает. Муха сено к возу носит, А комар кидает.

Довезли до сеновала.

С воза муха закричала:

— На чердак я не пойду,

Я оттуда упаду. (30 слов)

Вопросы
и задания

1.      Назови
героев песенки. Каким делом они заняты?

2.      Объясни
значение слов «сенокос» , «сеновал», «чердак».

3.      Что
тебя рассмешило в этой песенке? Почему?

Ходили мы с дедушкой по лесу, устали и
сели отдохнуть на пенек. Дедушка мне сказку про петуха начал рассказывать: «Жил
да был в нашем селе петух Золотое Перо…», — а березы да осинки склонились над
нами и слушают.

***

Вдруг мне прямо на лоб: кап-кап-кап…Уж
не дождик ли? Вскочил я, поднял глаза к верху, а у березы кто-то сучок обломил.
Вот оттуда, из ранки, и капало.

Подставили мы с дедушкой под капель ладони и давай
березовый сок собирать.

Попробовал я его на язык, а он сладковатый и пахнет сырой
землей.

  сок – березкины
слезы, — сказал дедушка. –Видно, прошел мимо лось да рогом сучок обломил.

***

Дедушка порылся в карманах, достал
веревку и перевязал сучок. Березка сразу успокоилась, перестала плакать. А к
вечеру мы пришли и замазали рану глиной. Пусть березка живет долго-долго.(129
слов)

(А.Барков)

Вопросы
и задания

1.      О
чем говорится в каждой части рассказа?

2.      Озаглавь
каждую часть текста.

3.      Чему
внук учился у своего дедушки?

4.      Почему
рассказ назвали «Березкины слезы»?

Зеркальце Девочка
потеряла на лужайке зеркальце.

Скакал мимо заяц.

  Ой, — заверещал он, —
мой портрет!

Спрыгнула с дерева белочка,
поглядела в зеркальце и пискнула6 — Это мой портрет!

Спешил по делам ежик.

Взглянул искоса в зеркальце и хмыкнул:

  Это мой портрет!

Пролетала ворона.

  Карр! – крикнула она.
– Мой пор-ртрет!

На шум прибежала лиса.

  Ах, — пропела она, —
какой красивый мой портрет!

Притоптал медведь. Глянул и заревел:

  Мой портрет и больше
ничей!

Унес зеркальце к себе в берлогу и повесил на стену.

Пришел к нему в гости волк. Заглянул в зеркальце и
удивился:

  Эй,  медведь, ты
зачем мой портрет в своей берлоге повесил? (98 слов)

(Л.
Яхнин)

Вопросы
и задания

1.      Что
тебе кажется смешным в поведении зверей? Постарайся перечислить их и никого не
забыть.

2.      Как
ты думаешь: это русская народная сказка или современная сказка?

3.      Вспомни
сказки, где присутствовало зеркальце или вода, выполняющая роль зеркальца.

Приложение
2

Тест
1

1.      Отметь
произведение фольклора.

Рассказ

Сказка

Стихотворение

2.      Отметь
фамилию писателя, который писал рассказы о детях.

В.Чаплина

В.Сутеев

Н.Носов

3.      Отметь
пословицу.

            Купи кипу пик.

            Ног нет, а идет

            Грамоте учиться – вперед пригодится.

  4.Отметь фамилию зарубежного
сказочника.

А.Пушкин

Х.К.Андерсен

К.Чуковский

       5. Отметь имя героя «Сказки о царе Салтане…»
А.Пушкина.

            Дядя Миша

Князь Гвидон

Красная Шапочка

       6.Отметь из какого произведения этот отрывок.

 Хмурая, дождливая  Наступила осень.  Всю капусту
сняли,  Нечего украсть.

7.Дополни предложение . отметь
ответ

              Н.Носов, В.Драгунский, Л.Пантелеев
писали рассказы…

              О животных

              О детях

              О природе

Тест
2

1.      Кто
написал рассказ «Фантазеры»? Подчеркни ответ. С.Маршак        
В.Драгунский        Н.Носов

2.      Кто
автор рассказа «Мушка»? Подчеркни ответ. М.Пришвин      В.Чаплина      
В.Сутеев

3.      Выбери
ответ и допиши предложение.

С.Маршак писал сказки, а С.Есенин писал________.

Рассказы

Стихи

Шутки

4.      Выбери
ответ и допиши предложение. 

Н.Носов писал рассказы_________________.

О животных

О природе

О детях

5.      Из
какого произведения отрывок? Подчеркни ответ.

Маленькому зайчику

На сырой ложбинке

Прежде глазки тешили

Белые цветочки…

С.Дрожжин. «Привет»

А.Блок. «Зайчик»

А.Барто «Весенняя гроза»

6.      Прочитай
фамилии авторов. Подчеркни лишнюю. Объясни выбор. Братья Гримм, Ш.Перро,
Х.К.Андерсен, К.Чуковский, Дж. Харритс

7.      Подчеркни
лишнее слово. Объясни выбор. Рассказ, сказка, стихотворение, книга, пословица

8.      Допиши
предложение, выбрав нужное слово.

Ивашечка, Братец Лис, Терешечка, Муха – Цокотуха, Красная Шапочка
– это герои___________.

Рассказов

Стихов

Сказок

9.      Укажи
название рассказа, в котором говорится о детях.

В.Сутеев. «Дядя Миша»

Л.Пантелеев. «Буква «ты»»

Г.Скребицкий. «Пушок»

            Проверка техники чтения

И.Тургенев

            Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака
бежала впереди меня.

            Вдруг
она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы почуяв перед собой дичь.           Я
глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на
голове. Он упал из гнезда и сидел неподвижно, растопырив крылышки.

 Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг с
дерева старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь
взъерошенный он прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

            Каким громадным чудовищем должна была ему казаться
собака!

 Мой Трезор остановился и попятился… Я поспешил отозвать
смущенного пса и удалился, благоговея.

(103
слова)

Вопросы
и задания:

1.      Прочитай
отрывок, где говорится о том, как старый воробей бросился защищать свое дитя?

2.      Подумай:
что мог чувствовать воробей, бросившись на страшного врага?

3.      Что
чувствовала собака, когда увидела перед собой воробья?

4.      Что
означает слово благоговея?

5.      Что
ты чувствовал, когда читал этот рассказ?

Н.Сладков

 Я иду по муравьиной тропе и считаю: шестьдесят три… Ого!
Это моих больших шагов, а сколько же муравьиных?!

 Я присел на камень – отдохнуть. Сижу смотрю, как бьётся
под ногами живая жилка. Проглянет солнце – засверкает ручеёк.

 Вдруг будто волна прошла по муравьиной дороге. Змейка по
ней вильнула и – нырк! – под камень, на котором я сидел. Я даже ногу отдёрнул:
наверное, это вредная гадючка. Ну и поделом – сейчас муравьи её обезвредят.

 Я знал, что муравьи смело нападают на змей. Облепят змею –
и останутся от неё одни чешуйки.

 Сижу, жду. Под ногами бьётся и бьётся живой муравьиный
ручеёк. Осторожно приподнимаю камень. А под камнем живая змея. Змейка, которую
должны были съесть муравьи, спокойно сама ела муравьёв. Она прижимала их
мордочкой и втягивала языком в рот. Змейка эта была не гадючка, а слепозмейка.
Живёт она в норах под землёй. Там ей глаза не нужны.

            Вот к какому невиданному зверю меня привела
муравьиная дорожка. 

            Каждая дорожка куда – то ведёт. Только идти не
ленись.

                                                                                                                                                                                            (156
слов)

            Вопросы и задания:

1.      Какое
чудо смог разглядеть автор во время прогулки?

2.      Что
интересного узнал ты о муравьях?

3.      С
каким необыкновенным «зверем» познакомил нас автор?

4.      Какой
совет дал нам автор?

Х.К.Андерсен Ель 

 В лесу стояла чудесная ёлочка. Место у неё было хорошее,
воздуха и света вдоволь, кругом росли подруги постарше – и ели, и сосны. Ёлочке
ужасно хотелось поскорее вырасти; она не думала ни о тёплом солнышке, ни о
свежем воздухе, не было ей дела и до болтливых ребятишек, что собирали в лесу
землянику и малину. Они нанизывали ягоды на тонкие прутики и садились отдыхать
под ёлочку и говорили:

            -Вот славная ёлочка! Хорошенькая, маленькая!

            Таких речей деревцо и слушать не хотело.

 -Ах, если бы я была такой же большой, как другие деревья,
— вздыхала ёлочка. –Тогда бы и я широко раскинула свои ветви, высоко подняла
голову, и мне бы видно было далеко – далеко вокруг! Птицы свили бы в моих
ветвях гнезда, и я при ветре так же важно кивала бы головой, как другие!

 И ни солнышко, ни пение птичек, ни розовые утренние и
вечерние облака не доставляли ей ни малейшего удовольствия.

 «Да, расти, расти и поскорее сделаться большим, старым
деревом – что может быть лучше этого!» — думалось ёлочке.

            …Подошло наконец и Рождество…

            …

 «Все прошло, прошло! – сказала бедная ёлка. –И хоть бы я
радовалась, пока было время! А теперь…всё прошло, прошло!»

            Пришел слуга и изрубил ёлку в куски – вышла целая
связка растопок…

(188
слов)

            Вопросы и задания:

1.      О
чем мечтала маленькая славная ёлочка?

2.      Как
о ёлочке отзывались деревенские ребятишки?

3.      Как
ты думаешь, что могло произойти с ёлочкой за это время? Какие чувства она
пережила? Расскажи.

4.      Как
ты понимаешь самые последние слова сказки: «Конец, конец! Всё на свете имеет
свой конец!»?

5.      Найди
эту сказку и прочитай её. Она поможет тебе подумать о смысле жизни.

23.04.2021

Чикунова Марина Михайловна

Цель: формировать у детей интерес и потребность в чтении волшебных сказок, а также умения воспринимать их как произведения устного народного творчества.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать любовь к народным сказкам, к красоте и многообразии выразительной речи, нравственные качества детей, чувство патриотизма;
Развивающие:
развивать литературную речь, художественное восприятие, эстетический вкус, творческое воображение;
Образовательные:
дать понятие общечеловеческих ценностей добра и красоты, сформулировать понимание центрального образа сказки «Аленького цветочка» как символа любви, добра и красоты.

Оценить



458

Содержимое разработки

Конспект: Добро и красота в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек».

Подготовила: Воспитатель 1 кв. категории

Группы №11 МДОАУ № 175

Чикунова М.М.

Г. Оренбург, 2020 г.

Цель:формировать у детей интерес и потребность в чтении волшебных сказок, а также умения воспринимать их как произведения устного народного творчества.

Задачи:

Воспитательные:

воспитывать любовь к народным сказкам, к красоте и многообразии выразительной речи, нравственные качества детей, чувство патриотизма;

Развивающие:

развивать литературную речь, художественное восприятие, эстетический вкус, творческое воображение;

Образовательные:

дать понятие общечеловеческих ценностей добра и красоты, сформулировать понимание центрального образа сказки «Аленького цветочка» как символа любви, добра и красоты.

Работа над словарем:ключница, алый, умиротворение, символ, ценность.

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра, создание проблемной ситуации, развивающая среда, анализ, выводы;

  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: прием вхождения в сказку, комментирование, моделирование.

  3. Приемы организации практической деятельности детей в процессе НОД: определение и демонстрация способов изготовления продуктов творческой деятельности детей.

  4. Приемы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультминутка, музыкальное сопровождение, смена видов детской деятельности.

  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение с педагогом, с родителями, со сверстниками, определения качества продукта деятельности.

Планируемые результаты:

Личностное развитие у воспитанников интереса к своему родному краю

Интеллектуальные (умения детей действовать самостоятельно ; проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками; воспитание нравственных качеств; умение воспитанников решать интеллектуальныеи личностные задачи; формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности; расширение и активизация словарного запаса)

Физические

Критерии оценки деятельности детей в НОД

  1. Активность (ребенок задает вопрос)

  2. Самостоятельность (активно участвует)

  3. Взаимодействие со сверстниками и взрослым(проявляет самостоятельность)

  4. Сопереживание (обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам

  1. Деятельность (сопереживает)

  2. Проявление волевых усилий (эмоционально реагирует)

  3. Самооценка (соподчиняет мотивы)

  4. Проявляет волевое усилие

  5. Аргументирует самооценку

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание фотографий, картинок, слайдов. Знакомство с краткой биографией писателя.

Развивать интерес к личности, к миру предметов и вещей. Принимать активное, заинтересованное участие в образовательном процессе

Социализация

Практические действия с картой-схемой,знакомство с фактами биографией писателя.

Приучать решать личностные задачи (проблемы),адекватные возрасту, применять самостоятельно усвоенные знания. Развивать умения самостоятельно действовать, рассуждать, при затруднениях обращаться, к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа о добре, о зле, а так же о достопримечательностях родного края, составление рассказов из личного опыта.

Учить использовать владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми, взрослыми. (договариваться, обменивается предметами, помогать друг другу в процессе труда); Прививать умения планировать свои действия, на основе представлений.

Музыка

Классическая музыка

Воспитывать эмоциональное восприятие художественного произведения. Проявлять эмоциональную отзывчивость в общении.

Труд

Изготовление из пластилина аленького цветочка.

Развивать творческое воображение, деятельность. Создание продукта своего творчества через эмоциональное восприятие художественного произведения. Воспитывать нравственные качества: взаимопомощь,бережное отношение к результатам своего труда.

Художественное творчество

Рассматривание фотографий, прослушивание музыкального произведения. Прослушивание рассказ из жизненного опыта, пересказ отрывка сказки.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение при изготовлении аленького цветочка. Прививать чувства эмпатии.

Физическая культура

Физминутка.

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни. Совершенствовать мелкую моторику рук.

Чтение художественной литературы

Отрывки сказки

Формировать умения делать выводы, умозаключения

Безопасность

Работа с пластилином

Воспитывать бережное отношение к результатам своего труда.

План НОД

1.Вводная часть: 5 мин

  • Создание проблемной ситуации

  • Создание мотива для деятельности детей

  • Определение цели

  • Анализ

  • Выводы

2.Основная часть: 22 мин

Комментирование, беседа, образец (модель)

Составления рассказа из личного опыта, рассматривание картины, беседа по её содержанию о красоте внутренней и внешней.

Физкультминутка.

Определение способа изготовления продукта творческой деятельности детей.

3.Заключительная часть: 3мин

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД

Длительность НОД 30мин

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД

Содержание

Области

1 . Вводная часть. Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей определение цели. Анализ обследование, выводы.

По предварительно прочитанному произведению.

(Звучит музыка, дети садиться на стулья малахитового цвета. Они загадочно улыбаются.)

В: Какая необычная музыка. Давайте ещё послушаем! (Звучит музыка, постепенно затихая) пауза.

В: Смотрит на реакцию детей.

Д: А что это?

В: Я то же мало, что понимаю, но происходить что то волшебное.

Д: (Подхватывая и развивая мысль, начинают высказывать сове мнение.)

Что то напоминает сказку.

В: Я согласна с вами. На чем это вы сидите?

Д: ( недоумевают)

Да это красивые стулья, при горки покрытые травой.

В: А я думаю, что это уральские камни самоцветы: малахиты, граниты, яшма. Они так называются. Это богатство нашего края, они красивые, и люди украшают ими свои дома, и делают из них украшение. Они вместе с нами находятся в мире, в котором мы живем.

А какой это мир? Добрый или злой?

Д: Иногда добрый, иногда злой. Вот, например мы знаем про огонь. Он бывает добрым, бывает злым. Вода: ею можно напиться, но вода может причинить и много зла.

В: Молодцы, спасибо.

А теперь посмотрите вокруг себя, кто то говорил про сказку. Да сегодня к нам в гости пришла сказка. И хочет вас ещё чему-то научить. Давайте вспомним слова: «Сказка ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.»

В: Ребята, вы догадались, о какой сказке мы будем говорить сегодня?

Д: (глядя на слайд) «Аленький цветочек»

В: А ещё ребята, эта сказка называется: «Сказка Пелагеи Ключницы » написал её С. Аксаков, детство которого проходило в нашем крае.

Эту сказку тогда ещё маленький Серёжа услышал от Пелагеи Ключницы. И эта история ему запомнилась на всю жизнь.

В: Какое самое главное событие этой сказки?

Д: Младшая дочь купца попадает в дивный красоты сад, спасая своего отца от гибели.

Жила она в золотом дворце с мраморными лестницами, слушала пение птиц, звучала дивная музыка. Красавица там жила как царица.

Но хозяином всей этой красоты было страшное чудовище, чудище морское. Увидев которого однажды, девушка лишилась чувств. Но её это не остановило, страх перед уродством чудовища она преодолела, потому что вокруг была красота. Ведь чудище морское было страшно только внешне, а в нутре это был добрый и светлый мир. И после этого между ними установились дружеские отношения. По вечерам они долго друг с другом беседовали.

Слайд (№5)

Зачитывается отрывок из сказки.

В: беседуя по иллюстрации, дети заметили среди этой красоты рос и цвел прекрасный алый цветок.

В: Этот цветочек стал символом их дружбы, доброты и привязанности друг к другу.

аленький цветок.

В: Как называется в сказке цветок?

Д: Аленький цветочек

В: Правильно! Алый – это цвет доброты, тепла, красоты. А это драгоценные качества человека. Что произошло дальше в сказке?

Д: Красавица отпросилась у чудища навестить отца, обещав вернуться в срок. Но задержалась. А вернувшись обнаружила среди красоты сада увядающее чудище с завядшем цветком в руках.

Красавица разрыдалась.

В: А почему она разрыдалась?

Д: Ей было жалко его. Потому что он добрый, не причинял ей зла, а поддерживал её. Относился к ней с любовью.

Беседа по содержанию слайда

Д: Но чудище не умерла а превратилось в прекрасного принца, который вышел к рыдающей красавице с аллельным цветочком в руках.

В: Так чему нас учит эта сказка?

Д: Быть добрым ко всем людям, даже если внешне ты не очень привлекателен.

В: Теперь закройте глаза, глубоко вздохните, мы почувствуем, какой аромат веет, от маленького цветка. Если хотите покажите мимикой лица, нравиться вам этот аромат или нет, ещё раз вздохните руки приложите к голове, закачайте головой восхищаясь прекрасным ароматом, а теперь покачаемся как цветочек от легкого ветерка.

Сейчас я предлагаем вам слепить из пластилина ваш сказочный аленький цветочек.

Д: Лепят из пластилина.

Организуется выставка.

В: И так встретившись с героями сказки мы научились чему?

Д: Добро и красота живут рядом и они сильнее зла. И мы то же должны быть добрыми, отзывчивыми, любить других людей.

В: Молодцы, спасибо!

Коммуникация,

художественная литература,

познание, социализация.

2. основная часть. Комментирование, беседа.

Изготовление продукта детского творчества. Физкультурная пауза. Пересказ сказки.

Д: Научит быть добрыми.

В:Молодцы. Верно.

Д:Сказка называется «Аленький цветочек».

Ставится картинка с изображением мальчика, который разгуливает по

деревенской улице.

В: Ребята, а вы догадываетесь о том, что это за мальчик?

Д: Это Аксаков в детстве.

В: Вы правы. В детстве Серёжа Аксаков любил, когда ему читали или рассказывали сказки, истории из жизни. Мальчик внимательно слушал, а потом размышлял. Так как Серёжа рос в богатой семье, то в доме, во дворе работали простые людиС ними мальчик охотно общался. Но самой удивительной была ключница Пелагея. Она-то и поведала мальчикуудивительную историю о чудище морском и красавице. Став писателем, Аксаков пересказал эту историю и записал её в виде сказки. Аксаков рос в Башкирии, совсем недалеко от наших мест. Нас с вами тоже окружает такая же природа, красивая и богатая. Вам хочется описать нашу природу? Кто желает? Можно описать лес или отдельные деревца, цветок, небо, поле, а в помощь вам будут карты, которые лежат перед вами.

Д: 1) рассказ «Описание зимнего леса»;

2) описание своего зимнего сада;

3) описание цветка- «Анютины глазки».

В: Замечательно вы нам сейчас описали красоту родной природы, спасибо.

В:Зачитывает отрывок- описание цветочка аленького, демонстрируя слайд «Аленький цветочек» в дивном лесу: «Ходил он мало ли , много ли времени-невидимо: скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается .» И вдруг видит он, на пригорочке зелёном, цветок цвету алого, красоты невиданной и не слыханной, что ни в сказке сказать ни пером написать.

Запах от цветка по всему саду ровно струя бежит.

В:Показывая на иллюстрацию ведёт беседу: «красиво?»

Д:Да, очень красиво.

В:А если закрыть глаза и глубоко вздохнуть, то мы почувствуем, какойароматвеет от цветочка. Если хотите покажите мне мимикой лица, нравится ли вам этот запах. Ещё раз вздохнули, руки приложили к голове, закачали головой, восхищаясь, упиваясь ароматом.

А теперь покачаясь как травинка от лёгкого ветерка.

В:А вокруг красиво?

(меняется слай на диковинный лес).

Д: Описывают иллюстрацию. ( золочёные терема с большими мраморными ступенями, вокруг невиданной красоты деревья райские, птицы летают вокруг, поют дивные песни).

В: А кто хозяин всего этого умиротворения?

Д:А хозяин зверь лесной, чудище морское. Он страшный, ревёт по звериному.

В: Да,да жутко встреть в лесу его. А вот дочка младшая увидев его испугалась.

Д:Да она даже лишилась чувств, услышав его негромкий рёв.

В: А как жилось девушке у зверя лесного, чудища морского?

Д: (Пересказывают из сказки отрывки где описывается спокойная жизнь).

В: А как бы вы повели себя,оказавшись в таком райском уголке, но встретив это чудище?

Д: (Отвечает сначала мальчик, потом девочка).

В: Что произошло дальше в сказке?

Д:Девущка перестала бояться чудище и они даже стали беседовать друг с другом(слайд). Чудище перестало ей казаться таким устрашающим и даже понравилось красавице.

В: А почему?

Д:Потомучто он добрый, никому не причинял зло. Злое существо не могло вырастить такой красивый сад, слушать пение райских птиц.

В:К чему мы с вами пришли? Красота может быть внутренней и неважно, что ты некрасивый, не такой как другие тебя всё равно можно любить.

Чем заканчивается сказка?

Д:Девушка, возвратясь из домавидит умирающего зверя, в руках которого был завядший цветок

(слайд). Красавица искренне жалеет, плачет и от этого чудище оживает и превращается (это и есть волшебство) в прекрасного принца.

В:Сказка закончилась. Намёк нашей сказки каков?

Д:Красота и добро сильнее зла.

В:А сейчас слепите аленький цветочек из пластилина.

Познание, коммуникация,

Художественное творчество художественная литература, труд.

3. заключительная часть. Оценка деятельности детей и самооценка. Подведение итогов НОД.

Воспитатель: Интересно! Как озеро называют? (Развал)

Провожу анализ: что интересного вы узнали?

Дети: Хлеб бывает разный и даже с семечками (зернами). Всем нужна вода и хлеб. Соленое озеро «Развал»

Воспитатель:В чем проявилась ваша дружба, взаимопонимание

Дети:Мы все делали вместе, сообща

Воспитатель:А теперь сюрприз

Липовый чай для здоровья и булочка «кренделек». Будем кушать в группе. Почему?

Дети: грязные руки, надо сначала помыть; кушать надо аккуратно за столом, не сорить

Воспитатель: Всего доброго. Молодцы!

Коммуникация, социализация.

Длительность НОД 30мин

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/450447-konspekt-dobro-i-krasota-v-skazke-s-t-aksakov

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Рекомендуем Вам курсы повышения квалификации и переподготовки

Цели урока: развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с произведениями М.Пришвина «Выскочка»; пробудить познавательную активность.
  • работать над осознанностью чтения, над читательскими умениями;
  • расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление;
  • воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование: портрет М.М.Пришвина, выставка книг М.М.Пришвина, учебник Л.А.Ефросининой «Литературное чтение 3 класс», индивидуальные карточки с алфавитом, раздаточный материал — таблички с цифрами для заполнения в соответствии с заданием, презентация.

Ход урока

Презентация

1. Оргмомент

Ниточку души от каждого из вас

В руки бережно возьму сейчас,

Мы соткём из ниточек урок

Он знакомства нашего исток,

а исток начало многих дел.

Я хочу, чтоб каждый захотел,

Прямо здесь и слушать, и читать,

Думать, говорить, мечтать.

2. Повторение. Проверка домашнего задания

1) На доске: портрет М.М.Пришвина обратной стороной к классу, список имён великих русских писателей и названия некоторых произведений М.М.Пришвина.

Задание: вспомнить и назвать имя автора этих произведений.

А.С.Пушкин

М.М.Пришвин

Л.Н.Толстой

Лисичкин хлеб.

Этажи леса.

Лесной доктор.

Моя Родина.

— Прочитайте имена великих русских писателей. Кому из этих писателей принадлежат эти произведения?

Обратите внимание на выставку книг для дополнительного чтения М.М.Пришвина, которые вы можете взять в библиотеке и прочитать.

2) Игра «Фотоглаз». Подготовка к проверке домашнего задания: вспомнить прочитанные дома произведения.

На доске:

Рыбе — вода

Птице — воздух

Зверю — лес,

Степь, горы

Человеку — Родина.

— Из какого произведения взяты эти строки?

3) Работа по домашнему заданию: Пришвин «Моя Родина».

— Откройте учебник на стр.142

— Найдите в тексте и прочитайте предложения, слова из которого вы услышите.

… вставала рано …

… чаем с молоком …

… решило мою жизнь …

— Почему Пришвину нравилось вставать до восхода солнца? (Он начал вставать до солнца, чтобы напиться с мамой чаю)

— Куда уходил автор после чаю? (После чаю я уходил на охоту)

— Найдите и прочитайте, в чем заключалась «охота» писателя? (В находках)

— Что писатель называет «кладовой солнца»? (Природу, с великими сокровищами жизни)

— Прочитайте, какие «сокровища жизни» надо охранять?

Ожидаемый ответ: Охранять природу — значит охранять Родину.

— Как вы понимаете эти слова М.М.Пришвина?

Мнения детей формируются на основании их ответов на поставленные выше вопросы.

3. Работа над новым материалом

1) Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением М.М.Пришвина. Положите перед собой алфавит. Давайте в таблички с цифрами впишем соответствующие буквы алфавита и получим название рассказа.

3

29

19

12

16

25

12

1

в

ы

с

к

о

ч

к

а

— Назовите тему нашего урока

— Что обозначает слово выскочка?

Ожидаемые ответы:Дети высказывают различные точки зрения в соответствии со своими знаниями. В итоге выступает ребёнок-информатор, подготовившийся дома по словарю Сергея Ивановича Ожегова: Выскочка — человек, который, выдвигая себя, стремится выслуживаться или занять какое-нибудь незаслуженное положение в обществе.

— Рассмотрите иллюстрацию на стр.145 (изображение сороки).

— О ком будет рассказ?

— Кого автор назвал Выскочкой?

Ожидаемый ответ: строится только на основании догадки в соответствии с иллюстрацией на доске. Текста дети ещё не слышали. (а вот и проверим, совпадут ли ваши предположения)

2) Работа над текстом.

2, 3 части читают подготовленные во внеурочное время дети.

1 часть читает учитель.

Размышление над прочитанным по вопросам.

  1. Какое настроение вызвал прочитанный рассказ?
  2. Какой эпизод вас больше всего взволновал?
  3. Совпали ли ваши предположения, кого автор назвал Выскочкой?
  4. Что вы о ней знаете?

3) Работа с каждой частью по отдельности.

Физминутка

1-я часть. Жужжащее чтение. (до слов Дело было поздней осенью… 3 абзаца)

Задание: Подчеркнуть непонятные слова.

Размышление над прочитанным по вопросам.

  1. Где происходит действие?
  2. О ком рассказывает автор?
  3. Найдите и прочитайте, как автор описывает Выскочку?
  4. Что интересного заметил автор в поведении собаки?

Работа над лексическим значением слов:

Полено — кусок распиленного дерева.

  1. Какие художественные средства использует автор в описании Вьюшки?
  2. Какой была Вьюшка?
  3. Какую картину можно нарисовать к этой части?
  4. Как можно озаглавить 1 часть?

Ожидаемый ответ: Веселая собачка Вьюшка.

На доске записываются названия частей, из которых в итоге складывается план произведения.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.

2-я часть. Чтение способом «Цепочкой».

Дети читают текст поочерёдно по одному предложению.

  • Когда происходили события?
  • Какое событие главное в этой части?

— Найдите непонятные слова. Работа над лексическим значением слов:

Выводок — птенцы, живущие с матерью.

Дýром — по-глупому, бестолково.

  1. Почему сорока так поступила?
  2. Что думает автор о сороке?
  3. Что говорит автор о других сороках?
  4. Как вела себя Выскочка?

— Найдите и прочитайте разговор сорок.

Озаглавьте 2 часть предложением из текста.

Ожидаемый ответ: Выскочка поскакала дýром.

На доске записываются названия 2-й части.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.
  2. Выскочка поскакала дýром.

3-я часть. Чтение «Спринт».

— Настоящий читатель не тот, кто читает, а тот, кто вдумчиво и внимательно перечитывает рассказ. Мы раньше уже выполняли это задание. Читаем и считаем слова за 1 минуту. Будьте внимательны к слову, следите за ударением.

— Кто прочитает больше, чем в прошлый раз, запишите свои результаты.

На доске вопросы. На них отвечают те, кто уже выполнил задание по чтению.

  • Чем закончилось наступление Выскочки?

— Найдите слова и выражения, которые рассказывают, как сорока воровала кость.

Со слов учащихся учитель записывает на доске: улучила, схватила, успела повернуться, успела ударить, поднять пыль.

  • Какой частью речи являются записанные на доске слова?

Ожидаемый ответ: это глаголы.

Озаглавьте эту часть предложением из текста.

Ожидаемый ответ: Сорока без хвоста.

На доске записываются названия всех частей рассказа.

План.

  1. Веселая собачка Вьюшка.
  2. Выскочка поскакала дýром.
  3. Сорока без хвоста.

Физминутка

Встаньте, выйдите из-за парт.

Если то, что я говорю верно, вы выполняете движения, если нет, стоите на месте.

Поднимите руки вверх, если в рассказе «Вьюшка» дело было поздней осенью. (да)

Опустите руки, если было семь сорок. (да)

Хлопните в ладоши, если Вьюшке дали всего одну кость. (нет)

Сядьте за столы, если верно то, что весь сорочий хвост остался у Вьюшки в зубах. (да)

Тест на ноутбуке (работа в парах)

5. Итог урока

Кто из героев вам понравился и не понравился? Почему?

— Написав рассказ «Выскочка» М.М.Пришвин хотел, чтобы мы, читатели, поняли одну очень важную вещь. Какую?

Ответы детей.

6. Рефлексия

слайд

7. Домашнее задание

Пересказ подробный. Выставить отметки.

  • Слушать рассказ погорельского черная курица или подземные жители
  • Слушать рассказ приключения васи куролесова
  • Слушать рассказ осеевой волшебное слово
  • Слушать рассказ паустовского теплый хлеб
  • Слушать рассказ паустовского заячьи лапы