Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11»
$ города Альметьевск Республики Татарстан
Конспект урока по литературе
в 5 классе
А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки
подготовила
учитель русского языка и литературы
Захарова Елена Владимировна
$
$
Целью урока является формирование нравственных качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Задачами урока является:
— вызвать учащихся интерес к личности А. Погорельского;
— повторить знания учащихся о сказке;
$— развитие монологической речи
— продолжить формирование умения определять главную мысль произведения, делать выводы, наблюдая за поступками героев литературной сказки;
Немаловажной является для этого периода развития школьников развивающие цели — развивать мыслительные операции (синтез, анализ, обобщение);
— развивать критическое мышление, формирующее собственную точку зрения.
В этом случае всё это способствует дости$жению главной цели (воспитательной).
По программе данный урок является внеклассным чтением .
Содержание данной сказки однозначно подсказывает выявить и осмыслить её нравоучительный смысл, поэтому главной целью данного урока я ставлю воспитательную цель:
Формировать положительно – значимые качества личности(трудолюбие, честность, коммуникативность) на примере сказка Погорельского и обсуждение поступков и действий маль$чика Алёши.
Образовательная цель
1. Анализ сказки А. Погорельского « Чёрная курица, или Подземные жители»
2.Составление литературной характеристики главного героя Алёши. Осмысление нравоучительного сюжета.
Развивающая цель:
$ Развитие критического мышления, развитие мыслительных операций: синтез, анализ, обобщение.
Данный урок я готовила в рамках технологии Развитие критического мышления на основе чтения.
Структура уроков в рамках данной технологии следующая:
-
Репродукция и воспроизведение знаний (я это знаю) в данном уроке эта часть реализовалась через блиц опрос, я убедилась, что дети знают содержание сказки, владеют литературным материалом.
-
часть данной технологии предполагает наращивание знаний (что я узнал, или открыл для себя нового) Дети учились класси$фицировать черты характера литературного героя, выбирали положительные качества, пытались мотивировать выбор. Формировали при этом свою жизненную позицию, или точку зрения
-
В закреплении материала использовался приём «Работа в группах»
В результате урока мы должны были выстроить таблицу: логически смыслового моделирования.
$
Для проведения данного урока был выбран соответствующий тип – обобщение и систематизация знаний.
$Структура урока и его содержание выстроены в рамках технологии «Развитие Критического Мышления»
В течение урока использовано сочетание методов обучения
-
репродуктивный
объяснительно — иллюстративный
-
осмысление знаний на новом уровне
частично — поисковый
$
-
Часть уроков в рамках данной технологии всегда предполагает рефлексию
(На зёрнышках дети загадывали желания, помня о последствиях)
Оборудование: доска, презентация (Приложение1), групповые задания (Приложение2) тестовые задания (Приложение3) , эпиграфы:
$ Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок. (А.Пушкин)
Не для того дан вам ум, чтобы вы
во зло его употребили… (А.Погорельский)
$ вопрос на доске: Какой урок вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?
Конопляное семечко- заманчиво, не правда ли ? Но хорошо ли?
Дз :С$очинение-рассуждение «Хочу ли я получить в подарок конопляное семечко?»
Предварительное задание: прочитать сказку, подготовить сообщение о жизни Антония Погорельского, подготовить устный ответ «Образ Алеши» (индивидуальное задание), повторить сведения о сказке как жанре устного народного творчества; групповые задания
Ход урока
-
Орг. момент. Здравствуйте, ребята! Урок сегодня необычный, к нам пришли уважаемые гости, садитесь.
-
Вступительное слово учителя.
$
Вы уже много знаете о сказках. Это целый мир: необъятный, загадочный.
Сегодня мы будем говорить о необычной волшебной сказке: «Черная курица, или Подземные жители». Ее написал замечательный писатель Антоний Погорельский в 1829 году. Посчитайте, сколько лет тому назад? (182 года назад)
3.Запись в тетради темы урока, эпиграфов.
$ Откройте тетради, запишите число и тему: Анатолий Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Нравственные уроки сказки.
Запишите эпиграфы : Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок (А.Пушкин)
Не для того дан вам ум, чтобы вы
во зло его употребили..(А.Погорельский)
4.Работа с портретом писателя.
А теперь, Ребята, посмотрим на портрет писателя. Что вы можете сказать об этом человеке? Каким он был? (добрым, честным, целеустремленным)
$ -посмотрите на этот добрый, целеустремленный взгляд. Такой глубокий, пронзительный. Это был человек поистине добрый, честный, образованный. Только такой человек мог написать такую удивительную сказку, которая живет уже второе столетие.
Давайте послушаем Аню, которая немного расскажет нам об этом писателе.
Ученик: Антоний Погорельский-$ это псевдоним , который взял Алексей Алексеевич Перовский, образованнейший человек 18 века. Он был дядей и воспитателем будущего поэта, драматурга, писателя Алексея Константиновича Толстого. За 2 года Алексей Алексеевич окончил Московский университет, был участником Отечественной войны 1812 года. Был знаком с Александром Сергеевичем Пушкиным.
Когда писатель приехал из Германии в Петербург, он поселился в своем имении Погорелицы, где и написал для племянника Алеши сказку «Черная курица».$
Слово учителя: Спасибо.
Эта сказка написана очень давно. Ее любил перечитывать своим детям Лев Николаевич Толстой. Я думаю, что и вы с большим удовольствием перечитали эту сказку.
Помните: Сказка –ложь, да в ней намек! добрым молодцам урок.
Эти слова, сказанные Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому. Как вы понимаете это высказывание? (Хотя сказка- это выдуманная история, в ней содержится какой-то нравоучительный смысл, какой-то урок для нас)
$Вот и мы попробуем понять намек, который содержится в сказке Антония Погорельского.
Посмотрите на второй эпиграф. Это слова из нашей сказки. Кто произнес их? (их произносит учитель, когда дает наставление Алеше)
Теперь попробуйте сформулировать цель нашего урока. (Мы должны понять смысл ,который содержится в сказке. А главный вопрос, (на доске) на который мы ответим в конце урока: конопляное семечко ,помните по сказке?, освободило Алешу от труда. И теперь не надо учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Но хорошо$ ли?
И еще один вопрос : Какие нравственные уроки вы извлекли из сказки А.Погорельского «Черная курица, или подземные жители»?
-
Актуализация знаний.$
Как вы думаете, можно ли назвать прочитанную историю сказкой?
Докажите, что это сказка?
—
(есть сказочный зачин “жил-был”
волшебное число “3” – три сна
волшебный предмет – конопляное зёрнышко
чудесные превращения
$ курица разговаривает с Алёшей.
— А чем эта волшебная повесть не похожа на волшебную сказку?
—
У нашей сказки есть автор, а у народной его нет.
— Это первая литературная сказка. Ещё есть отличия?
$ (Отражены реалии того времени: точная география: месторасположение
Имя, возраст мальчика ,Алеше было 10 лет)
– В какое время происходят события? ( в 19 веке)
$ С тех прошло много лет. Русский язык изменился с тех пор?( конечно, многие слова устарели и стали нам непонятны)
Дома вы должны были поработать с незнакомыми словами.
Словарная рабо$та. Объяснение значения непонятных слов, чтение ( слайд) Вот слова, которые мы уже не используем в нашем лексиконе.
— А для чего надо знать лексическое значение этих слов? (Чтобы понять прочитанное, ведь сказка написана около двухсот лет назад). В какой словарик мы должны были заглянуть? ( в толковый)
6. Тест на знание текста.
Сейчас мы проверим, как вы знаете содержание сказки. У каждого есть тест. Из предложенных вариантов выберите правильный. На выполнение вам всего 1 минута.
Давайте проверим. Совместная Проверка (Слайд)
$Из предложенных вариантов выберите правильный ответ и подчеркните его.
1$. В каком городе находился пансион, в котором обучался Алёша?
а) Москва
б) Петербург
в) Тверь
2. Что являлось для Алёши наибольшим утешением по воскресеньям и в праздничные дни, когда он оставался один?
а) чтение книг
б) прогулка по двору
в) сон
3. Что пришлось отдать кухарке за спасение курицы?
а) серебряные монеты
$б) драгоценный камень
в) золотая монета (Империал)
4. Кем была курица Чернушка в Подземном городе?
$ а) король
б) министр
в) конюх
5. Что получил Алёша в подарок от короля?
а) редкая книга
б) конопляное семечко
$в) монеты
6. Сколько раз курица Чернушка приходила ночью к Алёше?
а) два раза
б) четыре раза (вспомним эти сюжеты:1- знакомство, 2- знакомство с подземными жителями. 3- Чернушка возвращает потерянное семечко, 4-сцена$ прощания)
в) шесть раз
Если у вас ни одной ошибки- ставьте «5»
Если 1ошибка -«4»
Если 2 ошибки-«3»
Сдайте лист$очки только те, кто получил 6 баллов.
7. Аналитическая беседа.
Сейчас ,ребята, мы перенесемся на 200 лет назад в Старинный Петербург.
Открываем начало сказки. Читаем, сохраняя сказочный, старинный стиль (читает ученик):
«Лет сорок тому назад, в Санкт-Петербурге на Васильевском острову, в Первой линии, жил-был содержатель мужского пансиона….»
Ребята, посмотрите, перед вами Старинный Санкт-Петербург$.
Слайд 11 (старый Петер-г) Петр I, одержав победу над шведами в 1702, решил заложить в дельте Невы новую крепость. 1703 год — принято считать днем основания Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)(Тогда на проспектах Васильевского острова…).
Слайд 12(Васильев. Остров) Посмотрите, это Васильевский остров, самый большой остров в дельте Невы, истори$ческий район Санкт-Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)
Слайд 13 (Пансион)
Пансион (франц. pension, от лат. pensio — платеж). закрытое учебное заведение с общежитием и полным содержанием учащихся.
СЛАЙД14-Исаакиевская площадь — считается одной из самых знаменитых и великолепных площадей центра $Санкт—Петербурга.
Читаем дальше. (ученик)
$ Посмотрите, СЛАЙД 15 –перед вами адмиралтейство — первая постройка на левом берегу Невы в Санкт—Петербурге
А это СЛАЙД 16- -конногвардейский манеж, который построен на Конногвардейском бульваре, предназначался для верховых занятий солдат Конногвардейского полка в осеннее и зимнее время года.
Вот мы сейчас познакомились с описанием Старого Петербурга.
-
$ Как вы думаете, могло ли быть такое детальное описание в народной сказке? Если нет, то почему? (Такого описания не могло быть, т.к. все события происходили в неопределенном месте в народной сказке — все выдуманное, а эта сказка- литературная)
Кто главный герой сказки?
Кто такой Алёша?
Рассказ о главном герое сказки (ученик).
Итак, какой Алеша был в начале сказки? Почему с ним дружат другие ребята?
— умненький, миленький, Ласковый, Общительный, Скромный, Застенчивый$
— любит познавать новое
— милосердный
-Почему Алеша не любил кухарку? Что вызывало у него ужас и отвращение? (она была причиной, что время от времени уменьшалось число его курочек, а однажды он увидел в кухне своего любимого петушка с перерезанным горлом. Он с горечью осознавал, что не в силах помочь своим друзьям, от этого и возымел отвращение к кухарке.)
8. Работа в группах.$
-
Ребята, вы заранее получили групповые задания, ответы на которые должны представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по вопросу, под$нимаем руку.
1 группа. Алёша в Подземном городе.
1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?( Чуть ослушался, не выполнил требования – чуть не поплатился жизнью)
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
$ 3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?( чтобы он всегда знал урок. не уча его)
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: (передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красным хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры)
2 группа. Алёша и Чернушка.
-
О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным? (здесь ты должен был поработать со словарем)
$С.И.Ожегов. Скромный – сдержанный в обнаружении своих достоинств, заслуг, не хвастливый.
Д.Н.Ушаков. Скромный – такой, что не стремиться выказать свои качества, достоинства, заслуги, лишённый высокомерия и заносчивости.
2) Спасение Чернушки.( Он упрашивал кухарку отпустить курочку, плакал, повис на руке, и курочка убежала)
3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?( однажды он потерял семечко, а с ним способность отвечать. Его строго наказали, считая неспособность капризом, но Чернушка вернулась и возвратила ему по$терянное зернышко, хотя и была опечалена его поведением. Алеша воспользовался волшебством и моментально выучил несколько страниц, но учитель заподозрил неладное и начал разбираться, как это у него получилось. Алеша от страха перед розгами забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но учитель $счел это выдумками и высек мальчика.)
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр? ( Всегда страдает тот, кто любит. После предательства Алеши он закован в цепи, так как подземные жители поплатились из-за Алеши, которого привел к ним именно министр — Черная курица)
3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.
1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?( Алеша внутренне стыдился похвалам: ему совестно было, что поставляли его в пример товарищам, тогда как он вовсе того не заслуживал.
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни? (самолюбие его дошло до того, что он принимал, не краснея, похвалы, которыми его осыпали. Он$ много стал о себе думать, важничал перед другими мальчиками и вообразил, что он гораздо лучше и умнее всех их.)
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?(не$ смог ответить урок))
4 группа. Характер Алёши.
1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши. (Алеша был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали.)
2) Меняется ли характер Алёши? ( Алеша сделался страшный шалун. Не имея нужды твердить уроков, которые ему задавали, он в то время, когда другие дети готовились к классам, занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав.)
$9.Обобщение. Аналитическая беседа.
Группы очень хорошо справились с заданиями. Молодцы.
Вывод: Итак, Алёша получил волшебное зёрнышко, и жизнь его изменилась, да и он сам изменился. Давайте дадим характеристику Алёше до получения и после получения зернышка.
1 вариант Найдите в тексте и прочитайте, каким рисует писатель Алешу до того, как он получил конопляное зерно? ( стр. 115)
2 вариант. Каким стал Алеша после получения зернышка? (132)
$ Итак, ребята, почему из послушного, доброго, ласково мальчика, Алёша превратился в упрямого, непослушного, дерзкого?
— Почему не приносят Алёше радость его успехи?
(Алеша забыл о самом главном: все на свете дается человеку трудом. Знания, добытые трудом, нельзя отнять у человека. Алеша же нисколько не утруждается, не прикладывает никаких сил для того, чтобы знать. А потому оценки не приносят ему удовольствия. Только то, что заработано трудом, честно, может радовать и приносить счастье. )
$Вывод: Ему нечем было заняться. Праздность портила Алешу, от безделья Алёша начал шалить, грубить, хулиганить. Труд делает человека лучше. Ваш труд- это что? (учеба) а чтобы хорошо учиться…нужно…? Трудиться, и не ждать , когда вам дадут конопляное зернышко.
$Как же вы ответите на вопрос: Конопляное зерно- хорошо ли?
Недаром народная мудрость гласит: Скучен день до вечера, коли делать нечего!
Ребята, наш путь по сказке подходит к концу, а какая концовка у любой сказки? ( – добро побеждает зло!)
А мы Встречали в какой-нибудь волшебной сказке подобное зло? (Heт. О таком зле мы ещё не читали: ведь в сказках оно, как правило, олицетворено: Баба-яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч и тому подобное.)
Пробовал ли мальчик бороться с этим злом?$ (конечно)
-Как? ( Иногда Алёше всё же становилось стыдно, его мучила совесть. Значит, в его душе шла борьба между добродетелью и пороками.)
–Но почему он не мог исправиться? (стр. 138)
$— Вспомните, как был наказан Алёша? Какое наказание было для него самым тяжёлым? — —- найдём это в тексте и зачитаем. (стр. 140)
— какой же нравственный урок извлек Алеша , а вместе с ним м мы , читатели. Чему же учит эта сказка? Послушаем финал сказки. (Стр.143 (На другой день …)
(Победило добро, Алёша сам себя наказал: он несколько дней мучился. От этих мучений здоров$ье его подорвалось, и, когда однажды к нему во сне опять пришла Чернушка и между ними произошла сцена прощания, Алёша упал в обморок и несколько дней пролежал без памяти с сильной горячкой. После того как Алёша выздоровел, он опять старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным. Значит, добро победило, победило в душе Алеши.)
Вывод: добро победило зло, Алёша стал прежним послушным мальчиком.
— Почему писатель выбрал такой финал? (Антоний Погорельский показал нам, что за все свои деяния нужно отвечать, и дает нам повод к размышлению над словами учителя: ПОКАЗАТЬ НА ЭПИГРАФ: не для то вам дан ум, чтобы во зло его употребить)
$Человек должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным трудом может приносить радость и счастье. Ум не для того да, чтобы во зло.
-А вы ,ребята, хотели бы получить конопляное семечко? Над этим вы подумаете дома и напишите сочинение. (показать на дом.задание.)
-
Подведение итогов урока.
Выставление оценок учащимся за работу на уроке. (оценки за тесты, за индивид. Задание., за групповые задания, за работу на уроке)
11.Домашнее задание
Сочинение – рассуждение «Хочу$ ли я получить в подарок конопляное семечко? »
$ Использованная литература
-
Погорельский А. Чёрная курица, или подземные жители. М.: Росмэн. 1999. С. 45-90.
-
http://www.opeterburge.ru/
$
$
$Приложение2.
1 группа. Алёша в Подземном городе.
1) Почему Алёша не смог пройти за Чернушкой в подземное царство в первую ночь?
2) Что увидел Алёша в подземном царстве? (Найти описание в сказке)
3) Какое желание Алёши исполнил король подземных жителей?
4) Путь Алёши в подземное царство. Восстановить маршрут: передняя, сени, покои старушек, большой серый попугай с красн$ым хвостом. Серая кошка, лестница, зала, рыцари фарфоровые китайские куколки, переходы и коридоры
2 группа. Алёша и Чернушка.
1) О чём попросила Чёрная курица Алёшу, когда тот побывал в Подземном мире? Что значит быть скромным?
2) Спасение Чернушки.
$3) Нарушил ли Алёша условие, поставленное Чернушкой в начале сказки? Как это произошло?
4) Почему из-за предательства Алёши пострадал именно министр?
3 группа. Жизнь Алёши после подарка короля.
1) Как чувствует себя Алёша первое время после подарка короля?
2) Как ведёт себя Алёша в последующие дни?
3) Что произошло, когда Алёша потерял конопляное семечко?
$ 4 группа. Характер Алёши.
$ 1) Найдите в тексте сказки, что автор пишет о характере Алеши
2) Меняется ли характер Алёши?
Слайд 1
Урок литературы в 5 классе по сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»
Слайд 3
Основные признаки фольклорной и литературной сказки Фольклорная сказка Литературная сказка Устность, коллективность, анонимность Принадлежит конкретному автору Используются традиционные образы-персонажи(маски-типажи) Свойственна изобразительнось(описание места, облика героев, их характеров) Отражены общенародные идеалы, личность конкретного сказителя стерта Четко выражена авторская позиция, симпатии и антипатии автора
Слайд 4
Проверка знания текста учащимися. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки . Приведите их в порядок, используя нумерацию. При проверке цепочку событий проговаривайте. 1.Алеша проявляет необыкновенные способности. 2.Король награждает героя конопляным зернышком , обещая исполнить желание. 3.Алеша в подземном королевстве. 4.Спасение Чернушки. 5.Прщание с министром. 6.Предательство. 7.Жизнь Алеши в пансионе. 8.Болезнь и выздоровление. ( 7 , 4 , 3 , 2 , 1 , 6 , 5 , 8 – упорядоченный ход событий )
Слайд 5
Аналитическая беседа . Работа с текстом. Главный герой сказки – десятилетний мальчик Алеша. 1.Каким мы видим его в начале произведения? 2.Какой поступок Алеши поразил вас? (чтение и обсуждение эпизода «Спасение Чернушки») 3.Как и почему изменился Алеша? Итоги наблюдения за характером героя. Закрасьте пространство, выразив цветом свое отношение к смыслу слова(поступка) самопожертвование предательство
Слайд 6
Работа с оценочной лексикой нравственного аспекта Как называет Чернушка отрицательные качества , проявившиеся в герое?( ПОРОКИ ) Назовите слово , противоположное по значению.( ДОБРОДЕТЕЛИ ) Познакомьтесь с определением значения этого слова: Добродетель – всякое похвальное качество души , деятельное стремление к добру , к избежанию зла (словарь В. И. Даля) Найдите в тексте слова, с помощью которых можно назвать, оценить качества героя и его поступки. (В результате коллективной работы появляется таблица)
Слайд 7
ДОБРОДЕТЕЛЬ ПОРОК Скромность Непослушание Послушание Нескромность Сострадание Гордость Раскаяние Самолюбие Стыд Самонадеянность Совесть Праздность Доброта Самопревозношение Прилежание Неблагодарность
Слайд 8
Право нравственного выбора А теперь представим две графы таблицы в виде двух дорожек . Вам надо выбрать , по какой идти . Помните , как в сказках : налево пойдешь , направо пойдешь…Что будет в конце пути ? У вас есть право выбора.
Слайд 9
Жизнь души героя . Беседа о совести. Мы вспомнили внешние события жизни героя. Но для человека свойственна и внутренняя жизнь. Жизнь души. Мы радуемся, грустим, испытываем боль, став свидетелем или участником какого-то события. Внутри каждого из нас звучит колокольчик, подсказывающий нам, хорошо мы поступаем или дурно. Этот звоночек называется совесть. Когда человек поступает вопреки совести, ему становится как-то не по себе, его мучает совесть. Если человек не обращает внимания на голос совести, то звоночек замолкает в конце концов. Это значит, что человек убил в себе совесть. Про таких говорят бессовестный. Назовите события, происходящие во внутренней жизни героя сказки. Поразмышляйте над вопросами: 1.В своем духовном развитии герой движется вверх или вниз? Отразите это движение в виде схемы. 2.Как относится автор к своему герою? (Алеша совершает много опрометчивых поступков, в нем много противоречий. Но автор тепло относится к нему за способность чувствовать свою вину и раскаиваться).
Слайд 10
Жизнь души героя
Слайд 11
Выводы Л. Н. Толстой , составляя список книг, повлиявших на его духовное становление, включил в него сказку «Черная курица, или Подземные жители». А какие уроки сказки усвоили вы?( Учащиеся предлагают варианты формулировок ,которые записываются в тетрадь). 1.Надо жить честно, быть скромным, уважать других людей. 2.Слушать внутренний голос совести. 3.Быть требовательным к себе. 4.Преодолевать в себе эгоизм, лень,
Слайд 12
Домашнее задание Можем ли мы в тексте сказки найти советы: как жить? Как работать над собой? Найдите такие высказывания, запишите и постарайтесь запомнить. Возможный вариант: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку.» «…если хочешь исправиться, то должен беспрестанно строго смотреть за собою». «…для исправления самого себя необходимо начать тем, чтоб откинуть самолюбие и излишнюю самонадеянность». «Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли». «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований, тем скромнее и послушнее вы должны быть». «Не приписывай самому себе того, что тебе не принадлежит , благодари судьбу за то, что она тебе доставила выгоды против других детей, но не думай , что ты лучше их». Согласны ли вы с утверждениями: — у всех людей есть совесть — голос совести можно услышать только после плохого поступка плохих людей совесть не мучает бессовестному человеку жить легче Будьте готовы поделиться своими размышлениями с товарищами.
Слайд 13
Задачи учителя и виды деятельности учеников на каждом этапе урока 1. Активизация мыслительной деятельности, развитие памяти 1.Игровая деятельность 2.Обучение приемам аналитической деятельности 2.Сопоставление произведений 3.Обучение логическому постижению построения произведения 3.Восстановление цепочки основных событий(составление плана) 4.Обучение приемам, обеспечивающим глубокое понимание текста; совершенствование техники чтения 4.Работа с текстом, чтение, словарная работа, частично-поисковая деятельность, решение проблемных вопросов 5.Развитие способностей к образному обобщению, умения видеть авторское отношение к герою 5.Отражение в виде схемы-рисунка духовного роста героя 6.Развитие логического мышления. Создание представления о шкале нравственных ценностей 6.Аналитическая деятельность(формулировка выводов);развитие ценностных ориентаций
Слайд 14
7. Развитие аналитической деятельности (оценка высказывания по определенным критериям) 7. Поисковая деятельность (составление сборника мудрых мыслей), творческая деятельность
Слайд 15
Рабочий лист учащегося
Слайд 16
Рабочий лист учащегося
Слайд 17
Спасение Чернушки. Иллюстрацию выполнил Притулин Владимир
Слайд 18
Иллюстрация выполнена Андрушко Александрой
Слайд 19
Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Ипатовой Т
Слайд 20
Сад в подземном королевстве. Иллюстрация выполнена Миловой А
Слайд 21
Литература Литература 5 класс . Учебник для общеобразовательных учреждений . Автор-составитель В. Я. Коровина. М. : Просвещение, 2007. Интернет-ресурсы: 1.Библиотека Михаила Телегина www.mtelegin.ru 2. Википедия www.wikipedia.org
Сочинение по «Черная курица, или Подземные жители» А.Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.
Сочинение Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Чёрная курица это волшебная сказка Антония Погорельского, написанная им для своего племянника. В произведении рассказано про два мира. Это мир пансиона, в котором живёт главный герой и другие ученики, и учителя. Их мир наполнен учением, встречами с гостями пансиона. На выходные дни мальчик оставался в пансионе. Его любимым занятием стало ухаживание за курочками. Он очень к ним привязался. Всю свою любовь, которую он не мог выразить родителям он передавал своим подопечным. Он был настолько храбр и смел, что однажды даже спас свою любимую курочку, которую звали Чернушка, от кухарки, отдав за её спасение самое ценное, что у него было: золотую монету.
Это был добрый и честный мальчик. Его сердце было наполнено состраданием и любовью к окружающим, поэтому у него было много друзей.
Другим миром, показанном в сказке был мир подземного царства. Это был тайный мир, о котором никто ничего не знал. В нём жило много маленьких людей, у которых даже был свой король с министрами. Как мы узнаём из сказки это подземные жители, которые очень боялись, что тайна их существования будет раскрыта и им придётся уходить в неведомые земли в поисках нового пристанища.
Чернушка, спасённая им от кухарки, оказалась министром этого необыкновенного царства. Решив отблагодарить Алёшу за своё спасение она показала ему свой мир. Познакомила его с жителями и сводила на охоту. Чернушке хотелось, что бы мальчик не чувствовал себя одиноким, а знал, что, у него есть друзья, даже когда в пансионе нет других детей. Именно там он получил необычный подарок конопляное семечко. Благодаря этому подарку, Алёша может отвечать любой урок, даже не выучив его.
Мальчик берёт такой подарок с радостью, хотя уже ясно, что все похвалы, которые он будет получать, будут не заслуженными и он ничего не будет знать по своим урокам. Он встанет на путь лицемерия и лжи. В итоге, так оно и получилось.
Из доброго и милого мальчика он превратился в гордого и надменного. Сначала он стыдился незаслуженного расположения к себе всех учителей, но со временем, стыд прошёл. Он стал шалуном. Учителя уже не знали, что с ним делать.
И вот однажды всё изменилось. Семечко пропало. Алёша уже не мог выучить нужный урок. Всё его ликование сменилось отчаянием. Но что же он делает дальше? Он не садится учить уроки, он уже настолько обленился, что предпочитает лишь жалеть себя.
Кульминацией произведения становится момент предательства. Мальчик рассказал учителю о подземном царстве и его жителях. Конечно, Чернушка прощает мальчика. Она помнит всё добро, которое он сделал. Но его трусливый поступок приносит несчастье маленькому народу.
Сказка учит нас, что доброту и честность надо воспитывать в себе хорошими поступками.
Сочинение 2
Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь или выручить в трудной ситуации. Практически на каждые выходные всех ребят забирали родители домой, а вот нашего главного героя никто не забирал, а все, потому что у него нет родителей. Пока все ребята находились дома и радовали родителей, Алеша сидит в пансионате и очень много читает книг. А когда ему надоедало читать, то он отправлялся на улицу, где гулял и играл один. Больше всего на свете ему нравилось играть с курицами, которых выпускали также прогуляться. Он даже своей любимице дал прозвище Чернуха. Однажды повариха отловила несколько куриц для того чтобы приготовить из них обед и вместе с другими курицами туда же попала и Чернуха. И тогда парень готов был пожертвовать своей золотой монетой, которую он берег до этого времени. И после этого повариха согласилась оставить курицу в живых.
Ночью Алеша увидел сон, в котором главной героиней была курица. Она решила провести его по одной тропе, которая ведет в интересное место. Вот только куда именно она его вела и что это было за место, он так и не узнал, а все, потому что неожиданно проснулся. На следующую ночь он все-таки узнал про это самое место. И им оказалось царство, в котором Чернуха была главной. Здесь жили только человечки маленького роста. Кроме этого здесь она подарила ему одно золотое зернышко, при помощи которого парень может знать все занятия и все уроки даже не открыв при этом учебники. Вот только парень никому не должен рассказывать про то, где он был и что видел.
Шло время, и все были удивлены, почему же он вдруг стал учиться лучше всех и очень быстро учил уроки и знал ответ на любой вопрос. Они много раз пытали мальчика, но он обещал курице не рассказывать ничего и держал свое слово. Вот только это портило парня и постепенно ему не хотелось ни с кем, ни дружить, ни общаться, ведь он считает себя самым умным, а другие намного хуже его. Все больше и больше он стал обманывать не только своих друзей, но и взрослых. И в итоге рассказал всю правду, но никто ему не поверил. И этим он потерял своего единственного друга по имени Чернуха. Она ушла от него, а он обещал, что больше такого не повториться и все будет по-другому. Но изменить уже ничего было нельзя.
Также читают:
Картинка к сочинению Черная курица, или Подземные жители по повести Погорельского
Популярные сегодня темы
Данное произведение повествует о страшнейшей судьбе одного бойца по имени Андрей. Действие происходит во времена Великой Отечественной войны, в которой герой потерял всю семью.
Поначалу пьеса называлась «Гордым Бог противится». Эта комедия, состоящая из трех действий, была написана Островским в 1853 году, а опубликована — в начале 1854 года.
Что же понимается под словом «культура»? У этого слова есть несколько значений. В основном это понятие используется для обозначения всех аспектов самовыражения и самопознания человека.
Раннее утро у многих вызывает негативное восприятие и ассоциируется с необходимостью вставать в школу или на работу. Поспать подольше в теплой уютной постели кажется гораздо приятнее и важнее
Рождаясь, человек от родителей получает имя и фамилию. Они будут сопровождать его если не всю жизнь, то долгие годы. Но человека называют не только по имени, в течение жизни у него появляются различные прозвища.
Сочинение на тему «Черная курица» Погорельский
Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» рассказывает нам о жизни маленького Алеши. Уже два года он учится в пансионе Петербурга. Он очень прилежный и добрый мальчик, многие любят за его характер.
В будни Алеша счастлив, а в выходные, когда все дети разъезжаются домой, к родителям, Алешу мучает жуткое одиночество, потому что своих родителей он давно не видел. На выходных Алеша кормит курочек, среди которых больше всех любит черную, которой дал имя Чернушка. Мальчик спасает ее от кухарки и выкупает ее, дав монетку. За это Чернушка благодарит Алешу.
Оказывается, что эта курица ‒ министр подземного короля, а под землей живет целый народ. Курочка водит в подземное царство Алешу. Алеша видит там дворцы, залы, рыцарей, волшебных попугаев. Король благодарит Алешу за спасение курицы волшебным семенем, которое позволяет не учить урок и знать его.
С той поры Алеша меняется. Теперь он знает, что он не одинок, и в подземном царстве его почитает сам подземный король, и он знает тайну, которая неизвестна никому. Он становится балованным, проказничает. Вероятнее всего, мальчик просто понимает, что теперь он лучше всех учеников, он зазнается.
Курочка приходит к Алеше и просит исправиться, иначе волшебное конопляное семя больше ему не дадут, и уроки придется учить самому. Но однажды, под страхом быть высеченным, мальчик проговаривается о подземном царстве.
Это влечет за собой плохие последствия ‒ курочка арестована, а все подземные жители вынуждены перебраться жить в другое место. На прощание Чернушка очень просит Алешу стать снова прилежным. И Алеша исправляется, и даже становится примером для товарищей.
Сказка учит нас, что в душе каждого человека есть добро и прилежность, каждый способен достичь цели своим трудом. Ничего в мире нельзя получить просто так, и пользоваться всем готовым не получится, нужно стараться, трудиться.
Усилия нужны и для того, чтобы заслужить любовь и уважение других. Нужно помнить, что те, кто нас любит, могут пострадать от наших слов и дел, и нужно уметь нести ответственность за свои поступки перед этими людьми.
УМК
В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – М.:
Просвещение, 2014.
Основная
цель учителя
по отношению к заданным компетенциям (ключевым и предметным):
формирование нравственных
качеств учащихся через анализ поступков главного героя сказки А. Погорельского
«Черная курица, или Подземные жители»
Предметные:
формирование
умения анализировать литературное произведение, определять
изобразительно-выразительные средства языка и понимать их роль в раскрытии
идейно-художественного содержания произведения, владение литературоведческой
терминологией при анализе художественного произведения, формулирование
собственного отношения к произведениям литературы, их оценка.
Метапредметные:
самостоятельное
определение цели своего обучения, умение ставить и формулировать для себя новые
задачи в познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути
достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения
учебных и познавательных задач, умение осуществлять контроль своей деятельности
в процессе достижения результата, корректировать свои действия, умение оценивать
правильность выполнения учебной задачи.
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовность и способность вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование
коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками в
процессе учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Обучающие:
расширить знания учеников о биографии А.А.Погорельского, познакомить с
особенностями его творческого метода; продолжить изучение сказки; обучение
анализу художественного произведения (постановка проблемных ситуаций)
Развивающие:
развивать умение учащихся работать с книгой и другими информационными
ресурсами, самостоятельно добывать знания; развивать монологическую речь и
умение анализировать текст; развивать культуру устной речи, выразительного
чтения
Воспитательные:
формировать положительно – значимые качества личности (трудолюбие, честность,
коммуникативность); воспитывать стремление к самопознанию и
самосовершенствованию.
Ресурсы:
Обязательная
литература:
Коровина
В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2-х ч. Ч.
1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М.:
Просвещение, 2019 – 307 с
Дополнительная
литература:
1.Аркин
И. И. Уроки литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя.
– М. Просвещение, 1996, стр. 256
2.Егорова
Н. В. Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
3.Еремина
Т.Я. Педагогические мастерские. Инновационные технологии на уроках
литературы. ФГОС. — М.: Просвещение, 2013.
4.Карасева
И. В., Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.:
Учитель, 2017 – стр. 279
5.Короп В. Антоний Погорельский (1787-1836). malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
6.Малая
С. Антоний Погорельский. pogorelskiy.org.ru
7.Педагогические
мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб.,1998
8.Современные
педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В.
Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская.
— СПб.: КАРО, 2013.
9.Шапиро
Н. А. Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи.
5 кл. – М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Открытые электронные
ресурсы:
1.Словари,
энциклопедии, справочники универсального содержания. Сайт Российской
Национальной библиотеки. URL: http://www.nlr.ru (дата обращения: 19.07.2019)
2.Каталог
сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору. URL: http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm
(дата обращения: 19.07.2019)
3.Все
книги России, библиографический каталог. URL: http://www.biblus.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019)
4.Фундаментальная
электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические
собрания сочинений русских писателей. URL: http://feb-web.ru/ (дата
обращения: 19.07.2019)
5.Раздел
«Урок литературы» сайта «Учительский портал». URL:
https://www.uchportal.ru/load/257 (дата обращения: 19.07.2019)
6.Словарь
культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты. URL:
http://yanko.lib.ru/books/betweenall/rudnev-new-slovar.htm / (дата обращения:
19.07.2019)
7.Раздел
«Литература» на проекте «Мир энциклопедий» URL:
http://www.encyclopedia.ru/cat/soft/group/5380/ (дата обращения:
19.07.2019)14. http://center.fio.ru/works_student/aLEKSEEVAll/literature.htm
Портрет в литературе.
8.
Фонозаписи художественных произведений:
http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists
«Маленькая Россия»
Организация
пространства
Работа
фронтальная, индивидуальная, в группах
Технологии: в основе урока система
Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека;
технология развития критического мышления; информационно-коммуникационные
технологии; личностно-ориентированное обучение; проблемное обучение.
Методы работы: частично-поисковый, обращение
к личному опыту, метод проекта, демонстрационный, личностно-ориентированное
обучение И.С.Якиманской
Приемы работы: «мозговой штурм», комментированное
чтение, анализ текста, составление синквейна, презентация исследовательской
деятельности.
Какие нравственные вопросы (проблемы) стоят перед главным героем
А.Погорельского « Чёрная курица, или Подземные
жители «, и насколько они созвучны с проблемами, стоящими перед
современным человеком?
Какие нравственные уроки можно извлечь из этой сказки,
анализируя поступки главного героя?
№ п/п
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1
Организационный
этап (1 мин.) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно — значимом
уровне.
Прозвенел звонок для нас,
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда,
Мы начнем урок — пора
— Давайте
улыбнемся друг другу и посмотрим так, как будто вы в первый раз увиделись и
хотите познакомиться
Когда
вы смотрели на своих одноклассников, на меня, на что вы обращали внимание?
Скажите,
чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? Обсудите в
паре: на что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать человека?
Сегодня,
работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, вы узнаете больше друг о друге,
потому что мы будем видеть друг друга, будем общаться. А что необходимо,
чтобы состоялось общение?
Темой
нашего общения сегодня будет произведение, которое вы прочитали дома
Вопросы
для учащихся, вызывающие мыслительную деятельность
Лицо,
глаза, улыбка и т.д.
Поступки,
речь, поведение, отношение к другим, характер, увлечения
Необходима
тема для общения
— «Черная
курица, или Подземные жители».
2
Проверка домашнего задания (1мин.)
Цель: проверить усвоения
пройденного материала.
Повторим
теорию. Определите, о каком жанре литературы идёт речь (записано на доске):
—
занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и
приключениях –
— С
какими видами сказок мы знакомы?
— К
какому виду отнесём сказку «Черная курица, или Подземные жители»?
—
Докажите, что это волшебная сказка
—
Похож ли главный герой — Алеша — на героев народных волшебных сказок?
Положительный он герой или отрицательный? Бывают ли такие герои в народных
сказках?
— сказка
-волшебными, бытовыми, о животных.
—
Сказочный зачин “жил-был”
Волшебное
число “3” – три сна
Волшебный
предмет – конопляное зёрнышко
Чудесные
превращения
Курица
разговаривает с Алёшей
Добро
победило зло
— И да, и
нет
Герой
народной сказки однозначен: он или хороший, или плохой; или герой, или
злодей.
3
Работа над темой и целью урока (3мин.)
Цель: постановка учебной задачи; выявление
идеи произведения через название произведения
Прочитайте эпиграф к уроку: «Сказка
–ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова, сказанные
Александром Сергеевичем Пушкиным, известны каждому.
Не для
того дан вам ум, чтобы вы
во зло
его употребили (А.Погорельский)
— Как вы
понимаете это высказывание?
— Как вы
думаете, почему именно эти слова я написала в качестве эпиграфа? Как вы
понимаете смысл этих высказываний?
-Теперь попробуйте сформулировать цель
нашего урока. Главный вопрос, на который мы ответим в конце урока:
— Какие нравственные уроки можно извлечь из этой
сказки, анализируя поступки главного героя?
—
Как вы понимаете значение слов «нравственные», «проблемы»? «нравственный урок»?
Что такое нравственность?
Тема нашего урока ««Чёрная курица, или Подземные жители» как
нравоучительное произведение». Запишите её. Внимательно вдумайтесь в тему и
эпиграфы к уроку и попробуйте сформулировать задачи, которые вам придётся
решать в течение урока.
Толкование слова «нравственность
Толкование слова «проблема»
Цели и задачи урока
Читают, отвечают на вопрос
Возможно, именно эпиграф отражает тему рассказа и поможет нам
определить смысл его названия.
Нравственность— совокупность норм и
ценностей конкретного человека. Она включает в себя представления индивида о
добре и зле, о том, как следует и не следует вести себя в различных
ситуациях.
В словаре
Ожегова:
Нравственность —
внутренние, духовные качества, этические нормы, правила поведения,
определяемые этими качествами.
Проблема — 1.
Сложный вопрос, задача, требующая разрешения, исследования. Постановка,
решение проблемы. Проблемы воспитания. 2. перен. О чем-н. трудно разрешимом,
осуществимом (разг.)
— определять главную мысль произведения
—
анализировать поступки главного героя сказки
— подумать,
в чем нравоучительный смысл сказки
— делать
выводы для себя, наблюдая за поступками героев литературной сказки
4
Актуализация знаний. (2 мин.) «Мозговой штурм»
Цель: актуализация предшествующих
знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой теме
Давайте вспомним героев сказки «Черная курица…»
Я буду зачитывать вам описание героя, а вы должны узнать, кто
это.
1.
«…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его
любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе,
а иногда даже и грустно…»
2.
«…была… ласковее других…Она была нрава тихого; редко
прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг
своих…»
3.
«…в залу вошел человек с величественною осанкою, на голове с
венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия,
подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей
в пунцовых платьях…»
4.
«маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была
особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного
набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного
синеватым…»
5.
«…сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта
праздность еще более портила его нрав…»
— Как зовут главного героя?
Почему?
В 1817 г. у
Алексея Перовского родился племянник, тоже Алексей, который стал знаменитым в
России человеком. Это был Алексей Константинович Толстой, впоследствии
знаменитый русский писатель и поэт. Но в двадцатые годы он не был еще
знаменитостью, а был простым мальчиком из дворянской семьи. Алексей Перовский
очень любил своего племянника и в 1829 году сочинил
для него сказку «Черная курица, или Подземные жители», но опубликовал ее не
под собственным именем, а под псевдонимом.
— Что такое псевдоним?
Алексей Алексеевич
Перовский, известный нам под литературным псевдонимом Антония Погорельского.
/Имение писателя называлось «Погорельцы», и это имя стало связано с
ним навсегда.
— Какое время описывает
автор?
Алёша
Чернушка
король подземной страны
Чернушка-министр
Алёша
Алёша
Псевдоним — придуманное
литературное имя, которым писатель подписывает свои произведения.
Начало 19 века
5
Словарная работа. Работа с терминами (3 мин.) Цель: развитие словарного запаса
Как вы
заметили, язык сказочной повести, своеобразен, ведь она относится к началу 19
века. Перед тем как перейти непосредственно к работе, давайте
немного поиграем и определим значение непонятных для нас слов, встречающихся
в данном произведении. Слова находятся на доске, но пока в закрытом виде, а
их значения – на ваших столах. Я показываю слово – вы находите его значение
на своем столе и прикрепляете рядом.
ОСОБЛИВО — особенно
ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ – каникулы
БУКЛИ — волнистые завитки волос, локоны.
ТУПЕЙ – взбитый хохол на голове.
ШИНЬОН – женская прическа, как правило, из пришпиленных чужих
волос.
САЛОП — широкое дамское пальто.
ИМПЕРИАЛ – золотая монета стоимостью в десять рублей.
БЕРГАМОТ – сорт груш.
ШАНДАЛЫ – подсвечники.
ИЗРАЗЕЦ – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая особым
глянцевым сплавом, муравой – жидким цветным стеклом.
ПАЖ – мальчик из дворянской
семьи, прислуживавший знатным господам, королю.
6
Работа над темой и идеей (3 мин.) Цель:
актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к изучаемой
теме
Работа
по предложенному плану. Проверим, как вы знаете содержание сказки, её главных
героев.
Работаем
по карточке № 1.
(приведи
в порядок основные события сказки)
Работаем
индивидуально.
Индивидуальный
труд
1. Алёша
проявляет необыкновенные способности.
2.Король
награждает героя конопляным зёрнышком обещая исполнить желание.
3. Алёша
в подземном королевстве.
4.
Спасение Чернушки.
5.
Прощание с министром
6.Предательство.
7.Жизнь
Алёши в пансионате.
8.Болезнь
и выздоровление.
А теперь
посмотрим, какой план сказки у вас получился? Воспроизвести порядок событий
вслух.
Самооценка
ФИЗМИНУТКА
Вот мы руки развели, словно
удивились,
И друг другу до земли низко поклонились!
Наклонились, выпрямились,
наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
поклонись и улыбнись!
А теперь подняли руки вверх, потянулись, положили руки на
голову, погладили себя по голове, сказали: «Какие мы миленькие и
хорошенькие!». Тихонечко сели.
Работают
индивидуально,
подставляя
правильную нумерацию по содержанию сказки.
7. Жизнь
Алеши в пансионате
4.Спасение
Чернушки,
3.Алеша в
подземном королевстве
2.Король
награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание
1.Алеша
проявляет необыкновенные способности
6.Предательство
5.Прощание
с министром
8.Болезнь
и выздоровление
7
Характеристика героя (8 мин.) Цель:
анализ образа главных героев для понимания авторской позиции, для раскрытия
идеи произведения, развитие творческих способностей
Для того чтобы ответить на
наш главный вопрос, который мы сформулировали в начале урока, нам, прежде
всего, нужно проанализировать поступки главного героя и дать им собственную
оценку. Работать будем в группах
Работа в группах.
Ребята, вы получили групповые задания, ответы на которые должны
представить в виде связного высказывания. Если у кого есть дополнения по
вопросу, поднимаем руку. Не забывайте о правилах работы в группе. Желаю
вам удачи!
1 группа. Характеристика Алеши
до получения волшебного зернышка. Каким мы видим Алешу в начале сказки?
Выпишите слова, характеризующие мальчика. (учебник литературы с.122)
Работа с иллюстрацией
«Спасение Чернушки» (слайд Рассказать,
какой эпизод сказки изображён на рисунке.
Итак,
добрый, милый, воспитанный, честный мальчик получил в награду за спасение
Чернушки волшебное зернышко, которое освободило Алешу от труда, и теперь
не надо было трудиться, учить уроки. Заманчиво, не правда ли? Поднимите руки,
кто бы из вас не отказался заполучить такое конопляное зернышко?
А теперь
давайте подумаем, хорошо ли это? К каким последствиям это может привести? Об
этом нам расскажут участники 2 группы
2
группа. Как изменилась жизнь Алеши после того,
как ему подарили волшебное зернышко? Расскажите об этом подробно от лица
одноклассника Алеши. Инд зад. (с.138)
Как чувствует себя Алеша в первое время
после получения зернышка? Как ведет себя в последующие дни? Что произошло,
когда Алеша потерял конопляное зернышко? (с.139)
Вы проанализировали
поведение Алеши до получения зернышка и после. Ребята, на слайде (10)
находятся слова, которые характеризуют нашего героя. Какие слова вы бы
использовали, характеризуя героя до того момента, как он получил зернышко и
после него. Распределите эти слова в два столбика
1.
Любознательный
2.
Самолюбивый
3.
Гордый
4.
Застенчивый
5.
Общительный
6.
Непослушный
7.
Скромный
8.
Добрый
9.
Высокомерный
10.
Шалун
11.
Ленивый
Почему добрый, скромный
мальчик превратился в ленивого, непослушного ребенка?
Обращение к таблице – таким был
и таким стал Алеша.
С каким мальчиком вам было
бы приятнее общаться?
3 группа. Чему учит Чернушка мальчика? С.142
Какие советы дает Чернушка
Алеше, пока мальчик окончательно себя не потерял?
Как вы понимаете слова
Чернушки: “Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щёлочку”?
– Совпадают ли советы
Чернушки с выводами учителя? Стр. 145
4 группа. Почему Алеша
предал Чернушку и подземных жителей?
Верит ли Чернушка, что Алеша
исправится? (с.148)
— Как мы можем назвать качества,
записанные слева, одним словом?
—
Как мы можем назвать качества, записанные справа, одним словом?
Ответ 1 группы (умненький, миленький, учился хорошо, все его любили
и ласкали, горько чувствовал свое одиночество, единственным утешением его
было чтение книг, любил мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие
времена, играл во дворе с курочками, любимицей его была Чернушка)
Ответ
2 группы (вначале Алеша внутренне стыдился похвал учителей,
ему совестно было, что ставили его пример товарищам, когда он вовсе
того не заслуживал, ведь он не учил уроки, не трудился. Но постепенно он стал
к этому привыкать, и наконец, самолюбие его дошло до того, что он принимал,
не краснея похвалы, которыми его осыпали. Алеша
много стал о себе думать, важничал, считал, что он лучше и умнее всех. Нрав его
совсем испортился, он сделался гордым и
непослушным.
Распределяют слова в два столбика.
Осуществляют
самопроверку по образцу.
Алёша | Алёша |
Умненький Миленький Щедрость Все Начитанный Романтик Мечтатель Верит в Остро | Праздный Ленивый Гордый Высокомерный Заносчивый Шалун Непослушный Его |
— Легко приобрести дурные
привычки, но трудно от них избавиться.
Алеша от страха перед
наказанием забыл запрет короля и начал рассказывать о подземных жителях, но
учитель счел это выдумками и высек мальчика.
Добродетель-термин,
означающий положительное нравственное свойство характера человека,
определяемое его волей и поступками.
Порок-нравственный,
духовный недостаток, отрицательное моральное качество человека.
8
Работа с проблемными вопросами. Формулирование выводов
(продолжение) (6 мин.)
Цель: ещё раз подчеркнуть идею произведения
Работа с проблемными вопросами
-Что изменилось в мировосприятии мальчика? Чему
учит пример превращения Алеши? Какие чувства он
испытывает?
— Чувствуется ли смена состояний героя? Возникают ли у него противоречия?
— На основе проанализированного материала
определите задачу, которую поставил перед собой Погорельский
Вернёмся к эпиграфу урока. Как вы понимаете слова писателя «Не для
того дан вам ум, чтобы вы во зло его употребили»?
— Чему учит нас произведение? Какие чувства вызывает сказка
Погорельского? Чему научились вы на этих уроках?
На доске записаны пословицы. Отметьте среди них те, которые, по
вашему мнению, отражают смысл сказки. Какую из них вы предложили бы для
эпиграфа к уроку? Почему?
— Трудно найти, легко
потерять
-Только ума на деньги не
купить
-Как прожил, так и прослыл
-Сам погибай, а друзей
выручай
-Дал слово – держи его
-Долг платежом красен
-Учись на добро отвечать
добром
-Не имей сто рублей, а имей
сто друзей
-Добро век не забудется
— Человек
должен быть благородным, должен уметь прощать. Только добытое собственным
трудом может приносить радость и счастье.
Алёша испытывает
противоречивые чувства: он внутренне стыдится похвал, ему было совестно;
очень быстро превратился в лентяя и задаваку. Вообразил,
что он умнее и лучше всех.
Уметь
быть благодарными, ответственными, заслужить любовь и уважение других – для
всего этого нужны усилия. А иначе никак, и беда может грозить не только нам,
но и тем, кого мы любим, и кто доверяет нам. Настоящее Чудо может произойти
только однажды, и надо быть достойными его…
Книга
напоминает нам о главном: все мы в душе чисты и благородны, но Добро в себе
надо воспитывать.
Доброте,
состраданию, участию, пониманию окружающих людей, чуткости, самоотдаче и
целеустремленности.
9
Выводы(4 мин.)
Цель: содействовать нравственному воспитанию учащихся на текстах
художественной литературы
— Ребята,
вспомните, какие задачи вы перед собой ставили в начале урока?
— Удалось
ли нам решить эти задачи?
—
Актуальна ли сказка в наше время?
В сказке Антония Погорельского описано
изменение нрава, т. е. характера, главного героя. Мы следим за
причинами, за динамикой этих изменений, и это заставляет нас лучше понимать
свои собственные поступки и более ответственно относиться к своей жизни.
— Какие
нравственные уроки возьмём мы для себя, прочитав это произведение? Давайте
запишем их
Нравственные уроки жизни
• Нельзя
ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь.
• Надо
развивать в себе скромность, трудолюбие, прилежание, чувство долга,
честность, уважение к людям, доброту.
• Надо
быть строгим к себе.
-определять главную мысль произведения;
-проанализировать поступки главного героя сказки;
-подумать, в чем нравоучительный смысл сказки;
-сделать выводы для себя, наблюдая за
поступками героев
— Да. Она не столько повествует о волшебных
делах, чудесах, сколько заставляет нас заглянуть в своё сердце, в свои мысли
и подумать о себе. Ведь именно об этом заставляют нас задуматься лучшие
произведения литературы, и сказка А. Погорельского – из числа этих
произведений.
Записывают
вывод в тетради
10
Рефлексия. Составление синквейна (3мин.)
(Класс разделен на мобильные группы, в зависимости от уровня
обученности и мотивации).Цель: развитие умений учащихся выделять
ключевые понятия; синтезировать полученные знания, проявлять творческие
способности
Подводя итог, предлагаю составить синквейн со словами «сказка» и
«Алёша»
Сенкан (синквейн)– «белый стих», слоган из пяти строк (от фр.
Cing – пять), в котором синтезирована основная информация.
Структура
синквейна:
1.
Существительное (тема).
2.
Три прилагательных (описание).
3.
Три глагола (действие).
4.
Фраза из нескольких слов (описание).
5.
Существительное (перефразировка темы).
Отдельные работы зачитываются. Ответы комментируются и
оцениваются учителем.
Примерные работы учащихся:
Сказка
Интересная,
добрая, волшебная
Учит, наставляет,
заставляет задуматься
Сказка-ложь,
да в ней намёк
Мудрость
Алёша
Добрый,
милый, отзывчивый
Спасает,
предает, раскаивается
Становится примером
для ребят
Совесть.
11
VIII. Выставление отметок за урок (2мин.)
А теперь
посмотрите, пожалуйста, в оценочные листы, посчитайте свои ответы и оцените
свои работы.
Оценочный лист
учащегося ……………………..
по теме……………………………………………..
Оценка | Формулирование | Работа | Анализ | Работа | Вывод | Творческая |
Индивидуальные работы оцениваются отдельно.
Учащиеся оценивают результаты деятельности товарищей по заранее обговоренным
критериям (оценочный лист) и обсуждают оценки
12
IX. Домашнее задание (2мин.)
Обратите внимание на доску, где записано домашнее задание (по
выбору):
1 группа. Написать
сочинение-миниатюру «Хочу ли я получить в
подарок конопляное семечко?»
2 группа. Найти и
выписать мудрые слова из сказки. Например, «Неотвратимые несчастья
обрушиваются на человека, если он забывает о долге, перестает быть добрым»
(5-6 высказываний)
3 группа. Пересказ сказки
от имени Алеши или Чернушки.
4
группа.
Опишите случай из своей жизни, где проявилось качество характера, которым вы
можете гордиться.
Учащиеся выбирают задание с учётом своих индивидуальных
возможностей, учитель комментирует.
1.Аркин И. И. Уроки
литературы в 5-6 классах: Практическая методика: Кн. Для учителя. – М.
Просвещение, 1996, стр. 256
2.Егорова Н. В.
Поурочные разработки по литературе. 5 кл. – М.: Вако, 2019, стр. 400
3.Еремина Т.Я. Педагогические
мастерские. Инновационные технологии на уроках литературы. ФГОС. — М.:
Просвещение, 2013.
4.Карасева И. В.,
Пташкина В. Н. Литература. 5 кл.: Поурочное планирование. – М.: Учитель, 2017 –
стр. 279
5.Короп
В. Антоний Погорельский (1787-1836). malpertuis.ru/pogorelsky_bio.htm
6.Малая С. Антоний
Погорельский. pogorelskiy.org.ru
7.Педагогические
мастерские. Теория и практика / Сост. Н.И. Белова, И.А. Мухина. — СПб.,1998
8.Современные
педагогические технологии основной школы в условиях ФГОС/О.Б. Даутова, Е.В.
Иваньшина, О.А. Ивашедкина, Т.Б. Казачкова, О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. —
СПб.: КАРО, 2013.
9.Шапиро Н. А.
Готовимся к сочинению. Тетрадь-практикум для развития письменной речи. 5 кл. –
М.: Просвещение, 2019, стр. 64
Аналитические (конструирующие) задачи в формате PISA как средство формирования исследовательской компетенции
Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника. Предметом измерения является чтение как сложноорганизованная деятельность по восприятию, пониманию и использованию текстов. В мире и в России к настоящему временинакоплензначительныйопытоцениваниячитательскойграмотности, однако в связи с изменением как мира, в котором живет современный учащийся, так и целей и задач, стоящих перед образованием в аспекте формирования читательской деятельности, возникла необходимость создания концепции оценки читательской грамотности на современном этапе развития российского образования.
Сегодня уделяется особое внимание значимости умений, связанных как с пониманием прочитанного, так и с развитием способности применять полученную в процессе чтения информацию в разных ситуациях, в том числе в нестандартных. Для того чтобы человек мог в полной мере участвовать в жизни общества, ему необходимо уметь находить в текстах различную информацию, понимать и анализировать её, уметь интерпретировать и оценивать прочитанное.
ВконцеXXвекаосновнымипреобладающимподходомприоценивании читательской грамотности учащихся была направленность на оценку умений понимать, интерпретировать и осмыслять отдельные тексты. Хотя эти умения по-прежнему имеют важное значение, сегодня при оценивании учитывается интеграция информационных технологий в учебную и социальную жизнь школьников, что обозначило проблему уточнения понятия «грамотность чтения». Поскольку источниками, из которых мы получаем текстовую информацию, наряду с бумажными изданиями становятся экраны компьютеров и смартфонов, структура и форматы текстов изменяются. Это, в свою очередь, требует от читателей использования новых когнитивных и коммуникативныхстратегийвпроцессецеленаправленногочтениясоставных текстов разного вида, жанра иформата.
Аналитические (конструирующие) задачи
Основой задачи является некое информационное поле (набор фактов, более или менее упорядоченный), которое задано в виде текста (текстов). Задачи этого типа требуют определенной стратегии чтения: сначала беглого знакомства со всей представленной в текстах информацией (в процессе этого знакомства происходит определение общей тематики, информационной ценности каждого фрагмента, специфики содержащейся в нем информации и т.п.), затем уже прицельное, возможно, неоднократное, возвращение к текстам, анализ содержащейся в них информации с определенной целью.
Читательские действия, связанные с осмыслением и оценкой текста
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуютотчитателяобращенияксобственномуопытуилизнаниямидлятого, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах. Чтобыосмыслить и оценить содержание текста, читатель должен связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации, например, согласиться или не согласиться с утверждением текста. Часто читателя просят высказать и обосновать свою собственную точку зрения на предмет, обсуждаемый в тексте. Чтобы это сделать,читателю нужно, во-первых, создать собственное толкование текста, во-вторых, соотнестиегососвоимиубеждениямиилизнаниями,почерпнутымииздругих текстов. Чтобы справиться с такой работой, читателю необходимо обладать как общими, так и специальными знаниями, а также способностью к абстрактномумышлению.
Примеры вопросов на осмысление и оценку содержания текста: подтвердить какое-либо утверждение текста на основе собственного опыта или оценить утверждение текста с точки зрения собственных моральных или эстетических представлений; высказать свое мнение о качестве приведенных втекстедоказательств.Внетекстоваяинформацияможетсодержатьсявявном виде в формулировке вопроса, но нередко в вопросе не содержится дополнительная информация, но читатель сам, на основе собственногоопыта, понимает необходимость привлечения дополнительных знаний. Чтобы осмыслитьиоценитьформутекста,читательдолженпосмотретьнатекстсо стороны, оценить его объективно и высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла.Длятогочтобыэтосделать,необходимоиметьчувствостиля,жанра, структуры текста и коммуникативных ситуаций, в которых текст функционирует. При оценке того, насколько авторские высказывания убедительны,важнообращатьвниманиенетольконаглавныехарактеристики текста,ноинадетали.Например,важночувствовать,каквыборэпитетаможет повлиять на интерпретацию. Примеры вопросов на осмысление и оценку формытекста:определитьценностьтекстадлярешенияопределеннойзадачи, высказать и обосновать суждение о том, достиг ли автор той или иной цели, использовав конкретный прием построения текста. В некоторых вопросах предлагаетсянаосновеанализаавторскогостиляопределитьавторскиезадачи или, например, его отношение к героюповествования.
Умение осмыслить и оценить текст особенно остро востребовано при чтении электронных сообщений, которые не проходят все инстанции рецензирования и редактирования, принятые в традиционных печатных изданиях. Критический анализ информации, разумеется, необходим и читателю печатных текстов, чтобы не стать легкой жертвой иных недобросовестных или чрезмерно предвзятых авторов.
Примеры аналитических (конструирующих) задач
Характеристика задачи
Предмет:русский язык(Предложения с прямой речью)
Класс:5
Программапо русскому языку к предметной линии учебников М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др. 5—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2017.
Задача построена на основе стихотворения В.Разговорова «Дуб»
1.Тип задачи: аналитическая (конструирующая).
2. Характеристика текста:
— по принадлежности к речевой сфере: художественный;
— по однородности/неоднородности:сплошной;
— по признаку «один/много»:простой.
3. Умения, входящие в понятие «грамотность чтения»: извлекать из текста
информацию, критически оценивать представленную информацию, отбирать необходимую информацию для подтверждения собственной точки зрения, формулирования доказательств.
Из леса выбежал дубок
И замер от восторга:
«Покуда всласть не нагляжусь
На красоту земную,
Останусь здесь и не вернусь
Назад во мглу лесную».
Какая даль! Как мир широк!
И небо как просторно!»
Чуть слышно время шелестит
В густой листве зеленой.
Над лугом древний дуб стоит,
Касаясь неба кроной.
В.Разговоров
Задание. Выразительно прочитайте текст. Письменно расскажите о жизни Дуба. Что, по-вашему, видел он за долгую жизнь на лесной поляне, что чувствовал.
Модель ответа
Из лесной, холодной мглы ветер вынес Дубок на луг, залитый солнцем. Здесь, в густой зеленой листве, он будет расти, превратившись в великана, подпирающего небо кроной. Дуб смотрит на красоту земную и замирает от восторга. Вокруг него бесконечная даль, широкий простор, раздолье, над всем этим – небо.
Характеристика задачи
Предмет:литература(завершающий урок по роману А.С.Пушкина «Дубровский»)
Класс:6
Программа по литературе к предметной линии учебников В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляева. 5—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019.
1.Тип задачи: аналитическая (конструирующая)
2. Характеристика текста:
— по принадлежности к речевой сфере: художественный;
— по однородности/неоднородности:сплошной;
— по признаку «один/много»:простой.
3. Умения, входящие в понятие «грамотность чтения»: извлекать из текста
информацию, отбирать необходимую информацию для подтверждения собственной точки зрения.
Задача. Что такое синквейн и как создавать пятистрочные нерифмованные строки, обучающиеся знают. Предлагаем ребятам научиться строить смысловую пирамиду на литературную тему.
План, по которому строится смысловая пирамида
1.Имя героя истории (человек, предмет) 2. Два слова, открывающие героя. 4. Четыре слова с описанием проблемы (что произошло). 5. Пять слов о первом событии. 6. Шесть слов о втором событии. |
Пример смысловой пирамиды по роману А.С.Пушкина «Дубровский»
Владимир Дубровский
Честный, благородный
Петербург – Кистеневка – Покровское
Избирает путь противостояния злу
Желание отомстить обидчику, отстоять справедливость
Любовь к Маше окрыляет: мщение – это безумство
Разрушенные судьбы Маши и Дубровского, победа Троекурова, бесправие
Характеристика задачи
Предмет:литература(анализ сказки А.Погорельского «Черная курица, или Подземные жители»)
Класс:5
Программа по литературе к предметной линии учебников В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина, Н. В. Беляева. 5—9 классы: учебное пособие для общеобразовательных организаций. — М.: Просвещение, 2019.
1.Тип задачи: аналитическая (конструирующая)
2. Характеристика текста:
— по принадлежности к речевой сфере: художественный;
— по однородности/неоднородности:сплошной;
— по признаку «один/много»:простой.
3. Умения, входящие в понятие «грамотность чтения»: извлекать из текста
информацию, отбирать необходимую информацию для подтверждения собственной точки зрения.
Задание. Перед вами хаотичное изложение основных событий сказки. Приведите их в порядок, используя нумерацию.
-
Алеша проявляет необыкновенные способности.
-
Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
-
Алеша в подземном королевстве.
-
Спасение Чернушки.
-
Прощание с министром.
-
Предательство.
-
Жизнь Алеши в пансионате.
-
Болезнь и выздоровление.
Правильный ответ. Упорядоченный ход событий.
1. Жизнь Алеши в пансионате.
2. Спасение Чернушки.
3. Алеша в подземном королевстве.
4. Король награждает героя конопляным зернышком, обещая исполнить желание.
5. Алеша проявляет необыкновенные способности.
6. Предательство.
7. Прощание с министром.
8. Болезнь и выздоровление.
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/463930-statja-analiticheskie-konstruirujuschie-zadac