Имеют ли право жильцы дома выгнать «чужих» с территории своего двора, ведь по закону он является их собственностью?
Вопрос, который еще не так давно казался невозможным в нашей стране, а сейчас все чаще и чаще в СМИ появляются сюжеты о таких инцидентах. В соцсетях «вирусятся» видео о людях, которые всячески пытаются изгнать неугодных с лавочки у подъезда или с качелей на детской площадке. Кому-то это кажется диким и нелепым, но для кого-то это вполне оправданное поведение. Собственники МКД наконец (после того как поняли, что платят из своего кармана за все, что видят у себя во дворе) почувствовали себя хозяевами. Для многих, кстати, это стало шоком, который и выливается в подобные всплески неадекватного поведения, над которым потешаются соцсети.
Да, со стороны это смешно, но ровно до тех пор, пока не коснется тебя самого. Скажем, что будет, если дети решат поиграть на машине, припаркованной тут же, рядом с их площадкой… Будет скандал! Хотя автомобиль ведь тоже стоит во дворе — значит, он общий? Нет, на самом деле у него есть собственник. Так вот, представляете, и у песочницы тоже есть собственники — жильцы МКД.
Кому принадлежит детская площадка?
Две управляющие организации «Абсолют» и «МегаЛинк» разбирались в этом вопросе при помощи кадастрового инженера, которого пригласили для обмера территории между домами №30 и №42 по ул. Тельмана. Поводом же послужило предписание, выданное Государственной жилищной инспекцией. Жители давно и безрезультатно жаловались на состояние игрового комплекса во все инстанции. Однако никто не хотел признать имущество своим, поэтому и спросить было не с кого.
История весьма показательная. Данный двор был одним из первых, отремонтированных ровно 10 лет назад именно на федеральные средства по программе «Наш уютный двор». Напомним, на благоустройство придомовых территорий деньги из государственного бюджета начали выделять лишь с 2011 года. Тогда Ульяновск получил из центральной казны более 300 млн рублей, за счет которых были проведены работы по ряду адресов, в том числе и здесь. Фактически детскую площадку как бы подарили жильцам. Однако, как это обычно бывает в таких случаях, балансодержателя не определили.
Жители не стали проводить общее собрание и включать игровой комплекс в перечень общего имущества. По сути, собственники отказались принять сделанные им за бюджетный счет подарки. Так детская площадка и простояла все эти годы — ничьей.
Отвечает всегда собственник
Но если детская площадка не имеет владельца, на каком же тогда основании Госжилнадзор вынес свое предписание? Мы уже писали об этом, еще раз напомним. УК имеет обязанности по содержанию общего имущества не только внутри дома, но и на прилегающей к нему территории. Причем на это обстоятельство не влияет, сформирован ли земельный участок под МКД и включена ли площадка в перечень общего имущества — сегодня это неважно. Стоит на придомовой территории, значит, отвечает УК! Для справки: вопрос рассматривался в Верховном суде РФ, есть соответствующее Определение от 25 августа 2020 года №303-ЭС20-11685.
Соответственно, получив жалобу, жилинспектор пришел, осмотрел игровой комплекс, зафиксировал нарушения и выписал предписание об их устранении. При этом, так как площадка находится между двумя домами, предписание отправилось двум управляющим ими организациям. И вот тогда УК пришлось разбираться между собой, чья площадка.
Открыли кадастровую карту https://kartagov.ru/karta/ulyanovskaya-oblast*, которая находится в публичном доступе (по ссылкам https:// publichnaya-kadastrovaya-karta. com и https://pkk.rosreestr.ru), где каждый желающий может изучить информацию о любом доме в городе. И выяснили, что граница межевания проходит аккурат поперек детской площадки. Чтобы уточнить объемы своих владений и, соответственно, зоны ответственности, УК пригласили специалиста. Оказалось, что линия раздела проходит буквально поперек горки: малышам приходится забираться на нее со стороны «МегаЛинка», а скатываться на территорию «Абсолюта».
Первой компании повезло больше, так как досталось меньше. «МегаЛинк», по словам руководителя, всего лишь подкрасили кое-какие элементы, так, мелочь. Основная же часть затрат легла на УК «Абсолют», которой, по информации ее представителей, пришлось потратить на ремонт площадки порядка 90 тыс. рублей. Средства были выделены из тех, которые собираются с собственников дома №42 по ул. Тельмана. Напомним, житель именно этого МКД и обратился в Госжилнадзор.
Вот так: двор вроде как общий — там еще и третий МКД есть, все пользуются подаренной площадкой, но содержать ее придется тем, на чьей территории, согласно кадастру, она находится.
Все мы дольщики
Статья №36 Жилищного кодекса РФ прямо говорит, что земельный участок, на котором расположен дом, со всеми элементами озеленения и благоустройства принадлежит собственникам помещений данного дома на праве общей долевой собственности. Формально каждый житель МКД владеет кусочком двора. Но это такой особый вид собственности, которая идет только в комплекте с квартирой, отдельно ее нельзя продать или купить. Также этот кусочек территории нельзя огородить, чтоб использовать лично для себя, — имущество общее.
В общей собственности жильцов дома могут находиться клумбы, лавочки, а также детские и спортивные площадки. Но фактически это не собственность в ее прямом понимании, а лишь право пользоваться прилегающей территорией и (что очень важно) обязанность ее содержать. А могут ли другие люди пользоваться нашей общей собственностью? Ответ: да, если это не запрещено. Как это понимать?
На самом деле те граждане из «видосиков» в соцсетях, эмоционально отстаивающие свои права на лавочку или качели, не такие уж и глупые вещи говорят. Да, местами перебирают, местами ведут себя жестко. Ну а как еще достучаться, если права дали, а механизма их защиты — нет?! Ведь, по идее, любой собственник дома может заявить о том, что ему не нравится нахождение чужаков на дворовой территории. Однако прогнать их нельзя, вызвать полицию — там и слушать не станут по такому поводу… Так что можно сделать?
Можно общим собранием принять решение и ограничить доступ посторонних, например, вывесив предупреждающую табличку, мол, площадка только для жильцов дома. Но кто вообще у нас на такие вещи внимание обращает… Еще можно получить согласование и огородить свою территорию. Более того, именно по этому пути и пошли многие МКД. Мы писали о примерах как удачного, так и незаконного озаборивания двора и установки шлагбаумов. Впрочем, в большей мере это касается старого жилого фонда, новостройки же в основном имеют заборы изначально. Это рассматривается покупателями квартир как одно из преимуществ и элемент безопасности.
По сути, нам на законодательном уровне заданы такие условия, ведущие к увеличению заборов на жилой территории. Хорошо это или плохо? Пока ты внутри, наверное, здорово. Но как выйдешь наружу — кругом преграды — становится грустно.
Алексей Николаев
Фото автора
*реклама
Источник:
Управдом73
Полный звук: СЛУШАТЬ
Фрагмент выступления в Торонто, в клубе «Амбассадор», 12 апреля 1979 года: слушать
В прошлой программе мы вспоминали песню «Москва – Одесса» и говорили о том, что в 1979 году Владимир Высоцкий написал ее своеобразное продолжение – это снова история с застрявшим в аэропорту пассажиром, но уже десять лет спустя. Высоцкий успел несколько раз спеть эти песни в связке, а на концерте в Ижевске продолжение использовал как эпиграф к «Москва – Одесса».
Ярославль, Дворец спорта моторного завода, 28 февраля 1979 года
Фото Сергея Метелицы
Песня – целиком или отрывочно, в набросках – сохранилась всего на 11 фонограммах.
Но история у нее – богатая. Сам Высоцкий на концертах представлял ее по-разному и есть несколько вариантов авторского названия («Десять лет. Юбилейная песня», «Десять лет», «Через десять лет всё так же», «В аэропорту через десять лет. Юбилейная песня. К десятилетнему юбилею. Песня про аэрофлот», «Шуточная песня «Песня командировочного», «Через десять лет в Аэрофлоте»). А все 11 исполнений, так или иначе, друг от друга отличаются.
Обычно в конце наших программ мы даем песню целиком, выбирая наиболее полный, интересный вариант в хорошем качестве.
Но на этот раз лучшее по качеству чуть ли не в два раза короче самого полного варианта. Короткий вариант характерен для последних исполнений, начиная с декабря 1979-го.
Протвино, Дом учёных, 29 декабря 1979 года. Фото Сергея Токарева
И чтобы совсем нарушить традицию, с него мы и начнем.
Запись сделана Михаилом Шемякиным.
«Ещё бы не бояться мне полётов…»: слушать
Рассказ про соседа Пашу, который приземлился, расправив телогрейку вместо парашюта – это пересказ популярных в то время баек о чудесных спасениях пассажиров в авиакатастрофах.
Примерно о том же писал и Довлатов в «Соло на ундервуде». Впрочем, внимательные исследователи нашли как минимум одну публикацию в «Известиях» в 1960-е годы, где такая история подавалась как подлинная: человек выпал из вертолета и, управляя полами ватника, смог приземлиться.
Строчки «мы с ним вдвоём и не под кумачом» – это перекличка с «Песней о Сталине» Юза Алешковского, которую пел когда-то и Высоцкий: «Вчера мы хоронили двух марксистов / Мы их не накрывали кумачом».
Юз Алешковский
Были в песне слова, которые однозначно воспринимались публикой как вызывающее вольнодумство: «Мы пьем седьмую за день / За то, что все мы сядем, / И может быть – туда, куда летим».
Когда в самом начале программы мы слушали фрагмент пленки, записанной в Торонто, то отчетливо был слышен смех аудитории, которая намёк поняла. Но при этом фраза эта отсылает к известному крылатому выражению из «Бриллиантовой руки»: «Сядем усе», – говорит герой Анатолия Папанова.
Ну и конечно,
Невероятно, – в Ейске –
Уже по-европейски:
Свобода слова, – если это мат.
Тут, я думаю, даже пояснять ничего не надо, настолько откровенен автор.
Лирическому герою про свободу слова с Ейске сообщает автомат. Кстати, таким образом мы узнаем, что именно в Ейске пассажир у Высоцкого и застрял. К слову, теперь в Ейске есть и улица Высоцкого!
Памятник Владимиру Высоцкому в Ейске работы скульптора Александра Аполлонова
А в то время действительно в аэропортах стояли справочные электромеханические автоматы, сообщавшие о расписании полетов.
А с позиции нашей нынешней реальности новыми красками заиграла фраза «Мы в ресторан, там не дают на вынос».
У нас в 2021 году как раз навынос зачастую только и дают.
Но нам необходимо уточнить, что песня «Ещё бы не бояться мне полётов…» родилась у Высоцкого не просто так.
Из выступления Владимира Высоцкого в Доме культуры Курчатовского института 27 декабря 1979 года: слушать
Протвино, Дом учёных, 29 декабря 1979 года
Фото Анатолия Степанца
У Высоцкого действительно был договор с «Аэрофлотом» – точнее, с Центральным рекламно-информационным агентством Министерства гражданской авиации СССР «Авиареклама», заключенный 6 июня 1978 года.
Москва, агентство «Аэрофлота», 29 июля 1977 года
По договору Высоцкий Владимир Семёнович брал обязательство «пропагандировать Аэрофлот в Советском Союзе и за рубежом в своих стихах, песнях, выступлениях», «в органах массовой информации».
Со своей стороны, рекламное агентство предоставляло Высоцкому и Марине Влади 50-процентные скидки на полеты по Советскому Союзу и за рубежом.
Марина Влади и Владимир Высоцкий. США, август 1976 года
Очевидно, что в этом и был смысл договора.
Руководители «Аэрофлота» просто хотели таким образом помочь Высоцкому, который очень много летал. А про какие-то реальные рекламные акции «Аэрофлота» с участием Высоцкого доподлинно неизвестно.
Владимир Высоцкий и Юрий Любимов во время встречи труппы Театра на Таганке в аэропорту Софии.
Первый день гастролей в Болгарии, 5 сентября 1975 года. Кадр документальной киносъемки из архива Марлены Зимны
Да и песню, о которой мы сегодня рассказываем, назвать рекламной трудно.
Вспомним хотя бы самую первую строку: «Ещё бы не бояться мне полётов». 1979 год отмечен серией трагических аварий. В марте разбился близ Внуково «Ту-104», в августе над Тамбовской областью разрушился в небе «Ту-124», после чего этот тип самолетов вывели из эксплуатации. А 11 августа над Днепродзержинском столкнулись сразу два самолета «Ту-134». В тот день погибла футбольная команда «Пахтакор» – и это одна из самых известных аварий в истории СССР.
Футбольная команда «Пахтакор», 1979 год
Слова «У них и то в Чикаго / Три дня назад авария была» – тоже не для красного словца.
Имеется в виду трагедия в чикагском аэропорту 25 мая 1979 года, когда погибли 273 пассажира лайнера «Дуглас». В набросках у Высоцкого даже сохранился вариант:
«Даже Дуглас – огромный, как слон, –
Под Чикаго мотор потерял».
Катастрофа DC-10 в чикагском аэропорту 25 мая 1979 года
Ну а вторая строка песни – откровенное хулиганство Высоцкого.
Никакого реального человека среди знакомых Владимира Семёновича или известных людей того времени, кого звали бы Е.Б. Изотов не было. Зато сокращение до инициалов даёт неприличное слово. Прием для Высоцкого абсолютно нехарактерный.
«Он гнул винты у ИЛа-18 и требовал немедля парашют»
Одесский аэропорт, 1960-е годы. Фото Ивана Шагина
В Курчатовском институте Высоцкий спел, как и у Михаила Шемякина в Париже, короткий вариант.
А более полное исполнение прозвучало раньше – в гостях у Вадима Туманова в ноябре 1979 года. Причем оценку этой песне Туманов дал настолько высокую, что по свидетельству очевидцев, у Владимира Семёновича даже слеза навернулась. Слушаем куплеты, большинство из которых не прозвучало у Шемякина: слушать
Владимир Высоцкий и Вадим Туманов.
Сибирь, посёлок Хомолхо, 16 июня 1976 года. Фото Сергея Зимина
Сами можете судить о том, насколько такая песня могла бы стать рекламой «Аэрофлота».
Если в песне «Москва – Одесса» фраза звучала как «опять задержка рейса», то здесь уже она звучит иначе: «Всегда задержка рейса». А также «удобства – во дворе, хотя – декабрь».
Международный аэропорт Париж — Шарль-де-Голль, 1978 год.
Фото Марины Влади из архива издательства «Либрика»
А в буфете чудовищное сочетание пунша и кожи индюка.
С кожей индюка и так всё ясно, а пунш в то время брали, только если вообще нечего было пить. Впрочем, знаменитый девиз «Летайте самолетами «Аэрофлота» сам по себе был предметом бесконечных шуток. Чем еще летать-то было в советской стране, где других перевозчиков не существовало? Но рекламные слоганы были частью некоей общей пропаганды советского строя и образа жизни в самой лучшей стране мира. Вместо них у Высоцкого вечные слова про нашу жизнь в любую эпоху: «Вся страна никуда не летит». И «Потому-то и лучших времен / В нашем городе не настаёт».
Марина Влади вылетает в Москву, 1971 год
А из исторических реалий того момента обратим внимание на фразу «Зря я дергаюсь: Ейск – не Бейрут».
В период с 1968 по 1979 год – как раз между написанием двух песен про приключения в аэропорту – с участием ближневосточных террористов было совершено около сорока терактов, связанных с самолетами, аэропортами и представительствами авиакомпаний. Бейрут и вообще Ливан был одной из самых «горячих точек» в то время. Недаром в первоначальном варианте этой песни, который сохранился в рукописном черновике и кардинально отличался от спетого Высоцким в итоге, есть целых три четверостишия про встречу героя песни с террористом.
Я побыл там заложником однажды:
Какой— тип, одетый как не каждый,
Куривший, невзирая на табло,
Вдруг бомбу – раз из паха!
«А ну, кто против шаха!
Ложись!..» Вот повезло так повезло!
Ох, участь наша многотрудная!
Тот террорист, узнав, откуда я,
Со мной как с торбой писаной носился –
Кормил меня кокосом,
Орал: «Смерть кровососам!» –
Съел всю икру мою и отравился.
«На кой чёрт, – говорю, – на кой шут
Мне ты сам, твой ислам, твой вигвам?!»
Он в ответ: «Поменяем маршрут,
Полетим, – говорит, – лучше к вам».
Однако этот вариант так и остался черновиком.
Но и то, что в итоге прозвучало, оказалось невероятно интересно. При этом, как уже было сказано, все известные нам фонограммы отличаются друг от друга.
«И Новый Год в Москву летит на ТУ»
Где-то отдельными словами и формулировками, где-то целыми куплетами.
Но во время домашних посиделок в Учкудуке в гостях у Анатолия Кацая – одного из организаторов гастролей Владимира Семёновича в Узбекистане – Высоцкий спел куплеты, которые больше не прозвучали нигде. Ими мы и завершим рассказ об этой удивительной песне: слушать
Учкудук, аэропорт, 21 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина
Фразу про «китайский плащ» мы сейчас вообще примем как должное.
Потому что китайское кругом, кажется, уже просто всё. А тогда в ней была глубокая ирония. Плащи «Дружба» импортировались в СССР из Китая в 50-х – начале 60-х годов. А потом дружба с Китаем закончилась, и найти еще живой китайский плащ на момент написания песни было почти так же невероятно, как приземлиться на нём вместо парашюта.
«Вера! Желаю Вам поменьше скандальных пассажиров и вообще их поменьше.
А ещё Добра Вам желаю. Высоцкий»
Автограф стюардессе Вере Христюк, 1979 год
Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.
Москва, 1980 год
Слушайте в следующей программе: слушать
При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Вадима Панюты и издательства «Либрика», Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– А.В. Скобелев. «Много неясного в странной стране…» III. Материалы к комментированию избранных произведений В.С. Высоцкого. Воронеж, 2012;
– В.М. Ковтун «Высоцкий: время, наследие, судьба». 12.07.09.
Из черновиков
***
Я сразу побежал сдавать билеты,
А мне: «Лети! Ни пуха ни пера!
На поезде? Ты шутишь? Скоро лето
И Родине нужны бульдозера́.
Я, как смог, успокоил живот,
Вспомнил я: если люди не врут
То в компании Аэрофлот
Парашют на обед выдают.
Умею обольстить и обаять я,
Но не достичь – достать моё занятье,
Прорывы в декабре или завал,
Я – как последний козырь!
Глядь – лазер на бульдозер…
Ах, сколько же я реализовал!
Хотя я склонен к панике и рвотам,
И шеф ещё пугает, обормот,
Но мне вообще везёт с Аэрофлотом,
Он часто не везёт, а повезёт.
Разведут стюардессы ля-ля,
Только я им не верю ничуть:
Почему безопасности для
Должен я сам себя пристегнуть?!
***
Друг задумал меня вразумлять;
Сам с Мин Вод не просох, баламут,
«Если в срок по чуть-чуть добавлять,
Так на кой он нам шут, парашют?!»
Он ржал: «Меня считают идиотом,
Но я всегда лечу Аэрофлотом.
Зимой метели, непогода сплошь,
А ну-кася разбейся,
Когда задержка рейса,
Хоть день, а всё же лишний проживёшь».
Я возражаю другу-демагогу:
«А если с верхом срочные дела?»
А он в ответ: «Присяду на дорогу,
Да так и не встаю из-за стола».
Нет, я врать не могу, как назло,
Я такой, я живу без причуд!
Но теперь, как запалят табло,
Попрошу запасной парашют.
Я в страхе ожидаю объявления,
Толпа гудёт, дошла до исступленья,
Все на пределе – от детей до мам!
Глядит оторопело.
Чу! Кто-то просипело:
«Рижане! Шли б вы, братцы, по домам».
***
Всё закрыто – туман, пелена…
Охмелел, осмелел мой бандит:
«Слышь, старик, говорит, вся страна
Третий день никуда не летит!»
Международный аэропорт Шереметьево, 1978 год. Фото Марины Влади (из архива издательства «Либрика»)
***
Заворожённо слушал я ханыгу,
Герой, болтает скромно, делово –
Ребята, он весь год летит на Ригу,
Берём пример, товарищи, с него.
Впереди мне знакомый маршрут.
Да и что я всё ною вообще.
Не дадут запасной парашют
Приземлюсь на китайском плаще.
И сразу отпустило, полегчало,
Вот радио опять заверещало,
А вслед раздались вопли: «Караул!»
Затеяли интригу,
Летящие на Ригу,
Их самолёт угнали в Барнаул.
Мой друг, он дока, старый оборонщик,
И весь гражданский флот его семья,
Он высказал догадку, что угонщик
Простой командировочный, как я.
Барнаул, это ведь не Бейрут!
Зря рижане поверили – врут:
Террористы туда не попрут,
Их там живо самих заберут.
Одесский аэропорт, 1975 год
***
Я пошёл – позвонил, поикал,
Трубку поднял Изотов как раз.
Я ему: «Отменяйте аврал,
Две недели в запасе у нас».
Обмана нет – всё выгодно, надёжно,
И можно отдохнуть, и выпить можно,
В Якутске – сорок, а в Баку – жара.
Да здравствуют якуты
И к чёрту парашюты!
Рижанин, друг, ни пуха ни пера!
Посадку объявили что ли? Я бы
Чуть полежал меня не подымай.
Но слышу. «Пассажиры, за ноябрь
Ваш вылет переносится на май!
От безделья уставший народ,
Успокойся и землю не рой,
Вас, задержанных, Аэрофлот
Всех накормит зернистой икрой.
Я помню, нас копили в накопитель,
Я помню, как на мне порвали китель,
Нечаянно, конечно, не ропщу.
Нас слишком для отсека
Как в сундуке Гобсека!
Не уцелеть китайскому плащу.
Несло меня, как Тура Хейердала,
Всё пропито, но дело не в деньгах,
А дело в том, что нас сопровождала
Красавица в блестящих сапогах.
Пассажиры по трапу идут.
Друг! Прощай! Замелькали огни,
Да на кой тебе шут парашют,
Пристегни привязные ремни».
Марина Влади в день открытия IV Московского международного кинофестиваля.
Москва, 5 июля 1965 года. Фото Галины Кмит
Бонус
Через 10 лет (Я с некоторых пор боюсь полётов…): слушать (Учкудук, подсобное хозяйство, 21 июля 1979 года)
Учкудук, аэропорт, 21 июля 1979 года. Фото Юрия Тырина
Песня командировочного, или Через 10 лет в «Аэрофлоте»: слушать (Тбилиси, КавГипротранс, сентябрь-октябрь 1979 года)
Москва ̶ Одесса / Через 10 лет: слушать (Москва, ВНИИАЭМ, февраль 1980 года — последнее исполнение)
Долгопрудный, МФТИ, 29 февраля 1980 года. Фото Игоря Янковского
Есть звук!
Друзья! У нас снова хорошие производственные новости о нашем проекте!
Канада, Morin Heights, Le Studio, июль 1976 года.
Фото Эль Брэндис (Yaёl Brandeis Perry)
© Издательство «Либрика»
Вы, конечно, не забыли, но мы всё-таки ещё раз напомним, что мультимедийная часть издания «Один Высоцкий. Том второй» состоит из двух флешек. Одна из них – с полным звуком всех глав программы «Один Высоцкий» со 101-й по 200-ю. Причём в ряде случаев главы были переработаны и дополнены для издания не только в текстовом, но и в звуковом варианте.
В прошлый раз мы уже сообщили вам, что тираж «домика», где будут эти флешки «обитать», полностью отпечатан. Сегодня мы докладываем, что полностью записаны и все флешки со звуком ста глав!
Что касается книжной части проекта, то сейчас заканчивается вёрстка буквально уже самых последних глав.
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»
В ближайшее время мы сообщим вам и о том, что эту, главную часть подготовительной работы мы, наконец, завершили.
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»
Спасибо ещё раз за поддержку и за терпение!
Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»
В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:
«Владимир Высоцкий в х/ф Служили два товарища» Настенный календарь на 2022 год
Настольный перекидной календарь «Один Высоцкий» на 2022 год
Книга «РАДИОДЕТАЛИ. ГОЛОСА НА БУМАГЕ» с автографами авторов
Советы библиотекаря: шесть книг, от которых невозможно оторваться, — от классики до современных произведений.
По выходным сотрудники московских библиотек продолжают рассказывать о детских книгах, которые могут сделать теплее любой зимний вечер. Надежда Королева, главный библиотекарь детской библиотеки № 133, советует произведения, которые отлично подойдут для уютного домашнего чтения.
Малышам
«Сова» Виталия Бианки
Эта проверенная временем книжка (впервые «Сова» была опубликована в 1921 году) отлично подойдет для знакомства маленького ребенка с миром качественной литературы. Добрая сказка написана очень простым и легким языком, она обязательно понравится малышам.
Отец Виталия Бианки был известным орнитологом, поэтому тему природы Виталий Валентинович очень любил с детства. В этой книге он говорит о том, что каждая птица для чего-то нужна, каждая выполняет свое важное дело.
Забронировать книгу в библиотеке
«Рождество в домике Петсона» Свена Нурдквиста
Дружелюбный старичок Петсон живет вместе со своим котенком Финдусом где-то в маленькой шведской деревушке. Им никогда не бывает скучно: с ними постоянно происходит что-то интересное. Благодаря серии из восьми книг о Петсоне и Финдусе шведский писатель Свен Нурдквист прославился на весь мир. Кстати, изначально он хотел создать сказку о двух стариках, но в процессе один из них «превратился» в забавного котенка.
Сюжет этой книжки разворачивается вокруг одного из главных праздников года — Рождества. Герои собираются пойти в лес, чтобы срубить там елку, но внезапно Петсон подворачивает ногу. Что же делать? Прочтите — и узнаете, как герои вышли из затруднительного положения.
Забронировать книгу в библиотеке
Ребятам постарше
«Теплый хлеб» Константина Паустовского
Рассказ «Теплый хлеб» советского писателя Константина Паустовского — отличный материал для размышлений и обсуждений. Однажды мальчик Филька обидел раненого коня, о котором заботилась вся деревня, — ударил его, когда тот потянулся к куску хлеба. А потом в деревне началась череда неудач: остановилась мельница, промерзла река. Как все исправить?
Подойдя к этому моменту, можно закрыть книжку и предложить ребенку самому придумать концовку. А потом снова вернуться к книге и дочитать, чтобы сравнить два финала.
Забронировать книгу в библиотеке
Как увлечь ребенка чтением: лайфхаки библиотекарей
«Черный красавчик» Анны Сьюэлл
Это еще одна история про лошадей. Черный красавчик — конь, от лица которого ведется повествование. Он родился и вырос на ферме, наслаждаясь спокойной умиротворенной жизнью. Но потом в результате несчастного случая он повредил себе ноги и оказался не нужен хозяевам, которые продали его в Лондон — возить тяжелый кеб (наемный экипаж). Черный красавчик наблюдает за людьми, размышляет о жизни.
Книга увидела свет в 1877 году. Писательница Анна Сьюэлл с детства обожала лошадей, но о верховой езде не было и речи — из-за травмы, полученной в 14 лет, она была всю жизнь прикована к постели. Женщина могла подолгу наблюдать за лошадьми, любоваться ими и не выносила, когда с ними плохо обращались. Именно это подтолкнуло ее к написанию книги. Читатели и критики приняли «Черного красавчика» очень тепло. Этот роман стал первой и последней книгой Анны Сьюэлл — писательница умерла через несколько месяцев после ее выхода.
Книга совершенно точно понравится всей семье. Вы проникнетесь всеми трудностями и испытаниями, которые выпадут на долю главного героя, некоторые моменты растрогают до слез. Но все закончится хорошо — ведь доброта и любовь всегда побеждают.
Забронировать книгу в библиотеке
Подросткам
«Я не тормоз» Нины Дашевской
Тринадцатилетний Игнат — самый обычный подросток, который ходит в школу, делает уроки, помогает дома по хозяйству. Но больше всего на свете он любит скорость, свои самокат и скейтборд. У мальчика синдром дефицита внимания и гиперактивности, ему нужно постоянно быть в движении, он не любит стоять на месте. Книга такая же, как и Игнат, — стремительная, динамичная. Все 160 страниц легко можно прочесть залпом.
«Я не тормоз» — победитель конкурса детской книги «Книгуру» 2015 года. Отличное произведение о том, что нужно принимать себя таким, какой ты есть, и что в мире есть люди, которые любят тебя именно за твои особенности.
Забронировать книгу в библиотеке
«Оскар и Розовая Дама» Эрика-Эмманюэля Шмитта
Французский писатель и драматург Эрик-Эмманюэль Шмитт затрагивает очень серьезную и непростую тему. Главный герой, десятилетний Оскар, болен раком. Он лежит в больнице, и о нем заботятся сиделки, облаченные в розовую униформу. За это маленькие пациенты зовут их Розовыми Дамами.
Однажды врач сообщает Оскару, что ему осталось жить всего 12 дней. И тогда одна из Розовых Дам предлагает ему представить, что за один день он проживает 10 лет. Мальчик рассказывает о тех воображаемых событиях, которые могли бы с ним произойти.
Может показаться, что эта книга слишком печальна. Но это не так. Она наполнена светлой грустью, и, читая ее, совсем не чувствуешь тяжести и горечи.
Забронировать книгу в библиотеке
Больше отличных книг, проверенных читателями детских библиотек и их сотрудниками, — в рубрике «Советы библиотекаря».
Комиссия по общественному бюджету рассмотрела на трех заседаниях 97 поданных одесситами проектов и отобрала большую часть для общественного голосования. Теперь горожане должны поддержать понравившиеся им инициативы методом онлайн-голосования, самые залайканные проекты реализуют в будущем году.
Отдать голос можно с 8 по 27 декабря 2021 на платформе «Социально активный гражданин».
В голосовании принимают участие 23 малых проекта (бюджет от 100 до 500 тысяч грн) и 47 больших (от 500 тысяч до 1,5 миллиона гривен).
Среди больших проектов наибольшее количество инициатив касается спорта. Было подано 15 проектов о создании или ремонте спортивных и детских площадок и комплексов. Малых проектов в категории «Спорт» оказалось всего два.
Одесситы предложили создать и обустроить для спортивных занятий следующие объекты:
спортивную площадку с освещением и спортивный комплекс «Создаём историю вместе» в парке им. Шевченко (ул. Маразлиевская, 1/11);
спортплощадку Sport Club на ул. Академика Глушко, 13, 13/1 и 15, Ак. Королёва, 72;
тренажёрную площадку с зонами отдыха «Территория силы» на Заболотного 22б, 26;
реконструировать старый стадион, зоны отдыха, детскую и спортивную площадки «Бесконечная энергия спорта» по адресу: ул. Заболотного, 1 — пр. Добровольского, 111;
реконструировать зоны отдыха, детскую и спортивную площадки «Атмосфера нашего двора» на Марсельской, 22, 24;
реконструировать и капитально отремонтировать детский городок «Шевченковский», а также благоустроить территорию по адресу: проспект Шевченко, 10/7;
создать скейт-парк в сквере, расположенном в пределах улиц Балковской, Дюковской и спуска Степана Олейника и обустроить там же баскетбольную площадку;
благоустроить территорию Прохоровского сквера с реконструкцией детского пространства;
сделать капитальный ремонт спортивного городка «Южный» на проспекте Шевченко, 17в;
благоустроить территории для строительства детской и спортивной площадок по адресу: ул. Генерала Петрова, 48.
Авторов больших проектов не меньше волнуют проблемы окружающей среды — данная категория заняла второе место по количеству предлагаемых к голосованию крупных проектов — их 10. Малых проектов в категории «Окружающая среда» три. Однако стоит отметить, что проекты данной категории не слишком отличаются от категории «Спорт» и также, в основном, предлагают благоустройство территорий и спортивных площадок.
Речь идёт о следующих проектах:
благоустройство территории с устройством парковой зоны отдыха «ЭВИМЕРИЯ» по адресу: Балтская дорога/площадь Мичурина;
зона отдыха «Сквер — Радужное сияние» на ул. Жолио Кюри 36/34;
создание современного сквера «Выше неба» по адресу: Капитана Кузнецова, 108, 110;
зона отдыха «Европейская» на пр. Добровольского, 153;
капитальный ремонт элементов благоустройства, создание спортивной и детской площадок на Добровольского, 76;
реконструкция детской площадки с обустройством зоны отдыха по адресу: ул. Леси Украинки, 47/49;
капитальный ремонт элементов благоустройства с устройством детской и спортивной площадок по адресу: ул. Марсельськая, 23, 25, 27;
зона отдыха «Дружный дворик» на пр.Добровольского 147/2 и пр. Добровольского, 147/1;
благоустройство парка, расположенного на пересечении проспектов Маршала Жукова и Академика Глушко;
строительство детской площадки и установка систем автоматического полива в парке «Юность».
Аналогичные проекты благоустройства подали одесситы и в категории «Коммунальное хозяйство». В ней представлены 9 малых и 7 больших проектов, а именно:
строительство детской и спортивной площадок по адресу: пр. Добровольського, 110б;
реконструкция и капитальный ремонт детской площадки на Десантном бульваре, 1;
благоустройство придомовой территории и установка современной детской площадки на Пироговской, 7/9;
создание современной безопасной спортивно-игровой площадки и места отдыха на Капитана Кузнецова, 103, 108, 110, 112;
благоустройство придомовой территории по адресу: ул. Бреуса, 16;
благоустройство зоны отдыха на Академика Глушко, 13, 13/1, 15 и Академика Королева, 72;
детская площадка на Варненской, 7/3;
детская площадка на Солнечной, 8;
детская площадка на ул. Академика Глушко, 13, 13/1 и 15, Ак. Королева, 72;
еще один проект благоустройства, на этот раз придомовой территории на ул. Академика Глушко, 13, 13/1 и 15 и Академика Королева 72;
капитальный ремонт детской спортивной площадки и устройство пешеходных дорожек по адресу: площадь Бориса Деревянко, 3;
реконструкция детской площадки с благоустройством прилегающей территории на Генерала Петрова, 78;
благоустройство территории и детской/спортивной площадки по адресу: ул. Святослава Рихтера, 130;
реконструкция детской площадки на Академика Филатова, 30;
установка новых спортивных площадок и приведение в порядок инфраструктуры двора и ограждения по адресу: Французский бульвар, 22, 22а, 22б, Довженко, 1/3.
Закрывает список в категории «Коммунальное хозяйство» ежегодный проект «Дворики Одессы» — это конкурсный проект среди дворов, жители которых должны в рамках собственных возможностей благоустроить двор, в котором они живут (комплексно или отдельными элементами). Конкурс проводился в течение 5 сезонов, в его рамках жильцы одесских домов своими силами украсили уже около 180 дворов города. В результате конкурсного отбора и голосований победители получат крупные денежные призы, которые смогут потратить исключительно на дополнительное благоустройство своего двора.
В категории «Образование» утвердили к голосованию 7 больших и 2 малых проекта. Проголосовать можно за такие проекты:
«Территория вдохновения и безопасности» — благоустройство территории Станции юных техников «Сигма» (Паустовского 17/1), а именно установка забора, беседки, велопарковки, сцены, площадки и т. д.;
«Центр инклюзивной грамотности и образовательных технологий» на базе школы № 26 как учебное пространство для педагогов и родителей с использованием интерактивного цифрового оборудования и сенсорных методик. Выделенный класс в школе оборудуют необходимыми устройствами и техникой;
«Community hous — первый инклюзивный социальный хаб в Одессе». Авторы предлагают создать пространство, соответствующее всем нормам инклюзивности, на территории коммунального учреждения внешкольного образования «Одесская станция юных техников “Старт”» (ул. Богдана Хмельницкого, 92). После ремонта пространство планируется оснастить всем необходимым современным мультимедийным оборудованием для проведения образовательных и культурных мероприятий. Авторы отметили, что уже есть сторонние международные «доноры», которые поддержали проект и выделят на него средства, — это агентство ООН по делам беженцев и посольство США, а от Общественного бюджета авторам требуются недостающие для ремонта средства;
капитальный ремонт четырех кабинетов Одесского учебно-воспитательного комплекса № 53;
современный школьный кабинет истории как центр учебно-воспитательной работы в школе № 45;
современные кабинеты точных наук для учащихся ОШ № 130;
ремонт кабинетов химии, английского языка и кабинета начальной школы и оснащение их современным оборудованием в Одесском лицее № 19;
ремонт и оснащение кабинетов украинского и английского языков с созданием лингафонного кабинета в 45-й школе;
инновационное коворкинговое пространство «LIBRARIUM» в помещении библиотеки-филиала № 12 КУ «ЦБС для взрослых». Авторы предлагают оборудовать и модернизировать библиотеку;
В категории «Культура» голоса можно отдать за два больших и три малых проекта: здесь снова благоустройство и капремонт территории, на сей раз возле дома по адресу: ул. Крымская, 56 и капитальный ремонт сквера Матвея Захарова; а также библиотека «Open Space» — этот проект предполагает ремонт и обустройство на базе 32-й библиотеки (Академическая, 5а) современного функционального пространства в стиле лофт и закупку нового оборудования для неё;
Авторы проекта «Пересыпь — место встречи изменить нельзя!» предлагают создание летнего кинозала с благоустройством части двора, прилегающего к филиалу библиотеки № 23 КУ «ЦМБС для детей». Доступ в кинозал будет бесплатным, там планируют проводить кинопоказы, лекции и семинары. Последний проект — создание лингафонной студии-лаборатории английского языка «Speak & Spell» для детей на базе детской библиотеки-филиала № 40.
В категории «Социальная защита» представлено всего три проекта: два больших и один малый. А именно:
«Инватакси» — служба транспортного обслуживания людей с инвалидностью по особому заказу. Цель проекта — дать возможность лицу с инвалидностью добраться до объектов, расположенных в городе, — вокзалов, заведений медицинского обслуживания, санаторно-лечебных заведений, протезно-ортопедических предприятий, пунктов ремонта технических средств реабилитации и их проката, заведений учебного процесса (при сдаче экзаменов), исполнительных органов городской и областной власти и их структурных подразделений, объектов сферы ритуальных услуг, на массовые мероприятия, проводимые исполнительными органами Одесского городского совета, в банки, коммунальные предприятия и т.д.;
«Мир интересен всем! Возможность для людей с инвалидностью прикоснуться к морю». Проект предполагает приобретение электрокара с рампой для перевозки лиц на инвалидных колясках, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и членов их семей к городским пляжам по Трассе Здоровья. Электрокар будет на балансе у КП «Горэлектротранспорт»;
социальный инклюзивный хаб «Steps to success» для детей и молодежи с инвалидностью. Идея — создать для молодых людей с инвалидностью социальное пространство Hub, в котором они смогут заниматься творчеством, принимать участие в конференциях, получать психологическую разгрузку, как групповую так и лично, посещать вечера отдыха, развлекательные программы, встречаться с интересными людьми, получать юридические и психологические консультации на базе КП « Муниципальный центр молодежи» (Люстдорфская дорога, 144/2а). Проектом предусмотрена закупка оборудования и ремонт.
Не много проектов и в категории «Дорожно-транспортной инфраструктуры» — 2 больших и один малый:
благоустройство территории с оборудованием пешеходной дорожки по адресу: ул. 7-я Пересыпская;
установка информационных табло на остановках, чтобы одесситам и гостям города было удобнее пользоваться общественным транспортом. В частности, установить современные и понятные схемы движения транспорта, добавить информацию о названии остановки, об интервалах (расписании) каждого маршрута, о стоимости проезда и способах оплаты, контакты перевозчиков и т. д.;
изготовление и установка крытых велосипедных парковок в десяти городских школах. Автор предлагает оборудовать местами для хранения велосипедов десять учебных заведений Одессы, которые отвечают критериям и подадут заявление на участие в проекте. Форма для участия — тут.
Два проекта (большой и малый) предложили поддержать одесситы в категории «Безопасность и общественный порядок. Оба они предполагают размещение камер видеонаблюдения на улицах Святослава Рихтера, Центральный аэропорт, Овидиопольская дорога, Кордонная, Старицкого, Гастелло, сквер в пределах улиц Полтавская, Качалова, Профсоюзная и в парке «Юность».
И всего по одному проекты оказалось в категориях «Здравоохранение» и «Туризм». Первый — малый проект «Мобильная паллиативная помощь» — предполагает покупку автомобиля в КНП «ЦПМСД 4» для обеспечения круглосуточной медицинской и психологической помощи неизлечимым больным и их родственникам на дому.
В категории «Туризм» предложена инициатива «Город скульптур». Проект реализуется с 2017 года, благодаря чему город уже украсили 14 работ различных авторов. В будущем году авторы предлагают продолжить традицию и установить ещё три объекта.
Юлия Цезарева
Неприятности начались в конце лета, когда в старом деревенском доме появилась кривоногая такса Фунтик. Фунтика привезли из Москвы.
Однажды чёрный кот Степан сидел, как всегда, на крыльце и не торопясь умывался. Он лизал растопыренную пятерню, потом, зажмурившись, тёр изо всей силы обслюненной лапой у себя за ухом. Внезапно Степан почувствовал чей-то пристальный взгляд. Он оглянулся и замер с лапой, заложенной за ухо. Глаза Степана побелели от злости. Маленький рыжий пёс стоял рядом. Одно ухо у него завернулось. Дрожа от любопытства, пёс тянулся мокрым носом к Степану – хотел обнюхать этого загадочного зверя.
«Ах, вот как!»
Степан изловчился и ударил Фунтика по вывернутому уху.
Война была объявлена, и с тех пор жизнь для Степана потеряла всякую прелесть. Нечего было и думать о том, чтобы лениво тереться мордой о косяки рассохшихся дверей или валяться на солнце около колодца. Ходить приходилось с опаской, на цыпочках, почаще оглядываться и всегда выбирать впереди какое-нибудь дерево или забор, чтобы вовремя удрать от Фунтика.
У Степана, как у всех котов, были твёрдые привычки. Он любил по утрам обходить заросший чистотелом сад, гонять со старых яблонь воробьёв, ловить жёлтых бабочек-капустниц и точить когти на сгнившей скамье. Но теперь приходилось обходить сад не по земле, а по высокому забору, неизвестно зачем обтянутому заржавленной колючей проволокой и к тому же такому узкому, что временами Степан долго думал, куда поставить лапу.Жильцы старого дома
Вообще в жизни Степана бывали разные неприятности. Однажды он украл и съел плотицу вместе с застрявшим в жабрах рыболовным крючком – и всё сошло. Степан даже не заболел. Но никогда ещё ему не приходилось унижаться из-за кривоногой собаки, похожей на крысу. Усы у Степана вздрагивали от негодования.
Один только раз за всё лето Степан, сидя на крыше, усмехнулся.
Во дворе, среди курчавой гусиной травы, стояла деревянная миска с мутной водой – в неё бросали корки чёрного хлеба для кур. Фунтик подошёл к миске и осторожно вытащил из воды большую размокшую корку.
Сварливый голенастый петух, прозванный Горлачом, пристально посмотрел на Фунтика одним глазом. Потом повернул голову и посмотрел другим глазом. Петух никак не мог поверить, что здесь, рядом, среди бела дня происходит грабёж.
Подумав, петух поднял лапу, глаза его налились кровью, внутри у него что-то заклокотало, как будто в петухе гремел далёкий гром. Степан знал, что это значит, – петух разъярился.
Стремительно и страшно, топая мозолистыми лапами, петух помчался на Фунтика и клюнул его в спину. Раздался короткий и крепкий стук. Фунтик выпустил хлеб, прижал уши и с отчаянным воплем бросился в отдушину под дом.
Петух победно захлопал крыльями, поднял густую пыль, клюнул размокшую корку и с отвращением отшвырнул её в сторону – должно быть, от корки пахло псиной.
Фунтик просидел под домом несколько часов и только к вечеру вылез и сторонкой, обходя петуха, пробрался в комнаты. Морда у него была в пыльной паутине, к усам прилипли высохшие пауки.
Но гораздо страшнее петуха была худая чёрная курица. На шее у неё была накинута шаль из пёстрого пуха, и вся она походила на цыганку-гадалку. Купили эту курицу напрасно. Недаром старухи по деревне говорили, что куры делаются чёрными от злости.
Курица эта летала, как ворона, дралась и по нескольку часов могла стоять на крыше и без перерыва кудахтать. Сбить её с крыши, даже кирпичом, не было возможности. Когда мы возвращались из лугов или из леса, то издалека была уже видна эта курица – она стояла на печной трубе и казалась вырезанной из жести.
Нам вспоминались средневековые харчевни – о них мы читали в романах Вальтера Скотта. На крышах этих харчевен торчали на шесте жестяные петухи или куры, заменявшие вывеску.
Так же как в средневековой харчевне, нас встречали дома бревенчатые тёмные стены, законопаченные жёлтым мхом, пылающие поленья в печке и запах тмина. Почему-то старый дом пропах тмином и древесной трухой.
Романы Вальтера Скотта мы читали в пасмурные дни, когда мирно шумел по крышам и в саду тёплый дождь. От ударов маленьких дождевых капель вздрагивали мокрые листья на деревьях, вода лилась тонкой и прозрачной струёй из водосточной трубы, а под трубой сидела в луже маленькая зелёная лягушка. Вода лилась ей прямо на голову, но лягушка не двигалась и только моргала.
Когда не было дождя, лягушка сидела в лужице под рукомойником. Раз в минуту ей капала на голову из рукомойника холодная вода. Из тех же романов Вальтера Скотта мы знали, что в Средние века самой страшной пыткой было вот такое медленное капанье на голову ледяной воды, и удивлялись лягушке.
Иногда по вечерам лягушка приходила в дом. Она прыгала через порог и часами могла сидеть и смотреть на огонь керосиновой лампы.
Трудно было понять, чем это огонь так привлекал лягушку. Но потом мы догадались, что лягушка приходила смотреть на яркий огонь так же, как дети собираются вокруг неубранного чайного стола послушать перед сном загадочную сказку. Огонь то вспыхивал, то ослабевал от сгоравших в ламповом стекле зелёных мошек. Должно быть, он казался лягушке большим алмазом, где, если долго всматриваться, можно увидеть в каждой грани целые страны с золотыми водопадами и радужными звёздами.
Лягушка так увлекалась этой сказкой, что её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе, под сгнившее крыльцо, – на его ступеньках ухитрялись расцветать одуванчики.
Во время дождя кое-где протекала крыша. Мы ставили на пол медные тазы. Ночью вода особенно звонко и мерно капала в них, и часто этот звон совпадал с громким тиканьем ходиков.
Ходики были очень весёлые – разрисованные пышными розанами и трилистниками. Фунтик каждый раз, когда проходил мимо них, тихо ворчал – должно быть, для того, чтобы ходики знали, что в доме есть собака, были настороже и не позволяли себе никаких вольностей – не убегали вперёд на три часа в сутки или не останавливались без всякой причины.
В доме жило много старых вещей. Когда-то давно эти вещи были нужны обитателям дома, а сейчас они пылились и рассыхались на чердаке и в них копошились мыши.
Изредка мы устраивали на чердаке раскопки и среди разбитых оконных рам и занавесей из мохнатой паутины находили то ящик от масляных красок, покрытый разноцветными окаменелыми каплями, то сломанный перламутровый веер, то медную кофейную мельницу времён Севастопольской обороны, то огромную тяжёлую книгу с гравюрами из древней истории, то, наконец, пачку переводных картинок.
Мы переводили их. Из-под размокшей бумажной плёнки появлялись яркие и липкие виды Везувия, итальянские ослики, убранные гирляндами роз, девочки в соломенных шляпах с голубыми атласными лентами, играющие в серсо, и фрегаты, окружённые пухлыми мячиками порохового дыма.
Как-то на чердаке мы нашли деревянную чёрную шкатулку. На крышке её медными буквами была выложена английская надпись: «Эдинбург. Шотландия. Делал мастер Гальвестон».
Шкатулку принесли в комнаты, осторожно вытерли с неё пыль и открыли крышку. Внутри были медные валики с тонкими стальными шипами. Около каждого валика сидела на бронзовом рычажке медная стрекоза, бабочка или жук.17
Это была музыкальная шкатулка. Мы завели её, но она не играла. Напрасно мы нажимали на спинки жуков, мух и стрекоз – шкатулка была испорчена.
За вечерним чаем мы заговорили о таинственном мастере Гальвестоне. Все сошлись на том, что это был весёлый пожилой шотландец в клетчатом жилете и кожаном фартуке. Во время работы, обтачивая в тисках медные валики, он, наверное, насвистывал песенку о почтальоне, чей рог поёт в туманных долинах, и девушке, собирающей хворост в горах. Как все хорошие мастера, он разговаривал с теми вещами, которые делал, и рассказывал им их будущую жизнь. Но, конечно, он никак не мог догадаться, что эта чёрная шкатулка попадёт из-под бледного шотландского неба в пустынные леса за Окой, в деревню, где только одни петухи поют, как в Шотландии, а всё остальное совсем не похоже на эту далёкую северную страну.
С тех пор мастер Гальвестон стал как бы одним из невидимых обитателей старого деревенского дома. Порой нам даже казалось, что мы слышим его хриплый кашель, когда он невзначай поперхнётся дымом из трубки. А когда мы что-нибудь сколачивали – стол в беседке или новую скворечню – и спорили, как держать фуганок или пригнать одну к другой две доски, то часто ссылались на мастера Гальвестона, будто он стоял рядом и, прищурив серый глаз, насмешливо смотрел на нашу возню. И все мы напевали последнюю любимую песенку Гальвестона:
Прощай, земля, – корабль уходит в море!
Прощай навек, мой тёплый отчий дом…
Шкатулку поставили на стол, рядом с цветком герани, и в конце концов забыли о ней.
Но как-то осенью, поздней ночью, в старом и гулком доме раздался стеклянный переливающийся звон, будто кто-то ударял маленькими молоточками по колокольчикам, и из этого чудесного звона возникла и полилась мелодия:
В милые горы
Ты возвратишься…
Это неожиданно проснулась после многолетнего сна и заиграла шкатулка. В первую минуту мы испугались, и даже Фунтик вскочил и слушал, осторожно подымая то одно, то другое ухо. Очевидно, в шкатулке соскочила какая-нибудь пружина.
Шкатулка играла долго, то останавливаясь, то снова наполняя дом таинственным звоном, и даже ходики притихли от изумления.
Шкатулка проиграла все свои песни, замолчала, и как мы ни бились, но заставить её снова играть мы не смогли.
Сейчас, поздней осенью, когда я живу в Москве, шкатулка стоит там одна в пустых нетопленых комнатах, и, может быть, в непроглядные и тихие ночи она снова просыпается и играет, но её уже некому слушать, кроме пугливых мышей.
Мы долго потом насвистывали мелодию о милых покинутых горах, пока однажды нам её не просвистел пожилой скворец – он жил в скворечне около калитки. До тех пор он пел хриплые и странные песни,но мы слушали их с восхищением. Мы догадывались, что эти песни он выучил зимой в Африке, подслушивая игры негритянских детей. И почему-то мы радовались, что будущей зимой где-то страшно далеко, в густых лесах на берегу Нигера, скворец будет петь под африканским небом песню о старых покинутых горах Европы.
Каждое утро на дощатый стол в саду мы насыпа́ли крошки и крупу. Десятки шустрых синиц слетались на стол и склёвывали крошки. У синиц были белые пушистые щёки, и когда синицы все сразу клевали, то было похоже, будто по столу торопливо бьют десятки белых молоточков.
Синицы ссорились, трещали, и этот треск, напоминавший быстрые удары ногтем по стакану, сливался в весёлую мелодию. Казалось, что в саду играл на старом столе живой щебечущий музыкальный ящик.
Среди жильцов старого дома кроме Фунтика, кота Степана, петуха, ходиков, музыкального ящика, мастера Гальвестона и скворца были ещё приручённая дикая утка, ёж, страдавший бессонницей, колокольчик с надписью: «Дар Валдая» и барометр, всегда показывавший «великую сушь». О них придётся рассказать в другой раз – сейчас уже поздно.
Но если после этого маленького рассказа вам приснится ночная весёлая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказал вам всё это не напрасно.
Просмотрено:
464