МОУ СОШ им.А.И.Панкова с.Головинщино
Конспект урока по литературному чтению «К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Дата: 22.02.2017
Урок: литературное чтение
Тема: К.Г.Паустовский «Заячьи лапы»
Цель: продолжать знакомить детей с произведениями К.Г. Паустовского;
учить делать анализ художественного текста; работать над выделением основной мысли произведения через работу в группах; учить высказыванию и отстаиванию своей точки зрения , используя модуль «лидерство в обучении»; вырабатывать элементы выразительного чтения, воспитывать доброе отношение к природе.
Ожидаемые результаты: учащиеся смогут, работая в группе выделить основную идею произведения через составление характеристики основных персонажей, будут стараться высказывать и отстаивать свою точку зрения, выполняя роль «лидера» в группе, определятся со значением слова «добро».
Оборудование: учебник «Литературное чтение», презентация, индивидуальные карточки с заданиями, иллюстрация к рассказу «заячьи лапы»
ХОД УРОКА
-
Оргмомент.
Позитивный настрой: ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА, ВОЗЬМИТЕ СВОЕГО СОСЕДА ЗА РУКУ, ДЫШИТЕ СПОКОЙНО. СЕЙЧАС МЫ ОТПРАВИМСЯ ГУЛЯТЬ В ЛЕС. ПРЕДСТАВЬТЕ, КАК ВЫ ПОДХОДИТЕ К ДВЕРИ КЛАССА, ОТКРЫВАЕТЕ ЕЁ, ПРОХОДИТЕ ПО КОРИДОРУ И ВЫХОДИТЕ НА УЛИЦУ. НО ЭТО НЕ ШКОЛЬНЫЙ ДВОР, А ЛЕС. ВЫ ВДЫХАЕТЕ СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ОЩУЩАЕТЕ ДУНОВЕНИЕ ВЕТРА НА ВОЛОСАХ , ТЕПЛЫЕ ЛУЧИ СОЛНЦА НА ЛИЦЕ. РАЗУЙТЕСЬ, ИДИТЕ ВПЕРЕД, ОЩУТИТЕ ПРИЯТНУЮ ВЛАЖНОСТЬ И МЯГКОСТЬ ЗЕЛЁНОЙ ТРАВЫ. ИДИТЕ ВПЕРЕД И ЗАМЕЧАЙТЕ ВСЕ ВОКРУГ: ЗАПАХИ ЦВЕТОВ И ДЕРЕВЬЕВ, ПЕСНИ ПТИЦ И НЕГРОМКОЕ ЖУЖЖАНИЕ НАСЕКОМЫХ, ЖУРЧАНИЕ ВОДЫ.ВАМ ЛЕГКО И СПОКОЙНО, ВЫ ОЩУЩАЕТЕТ СЧАСТЬЕ. КАК УДИВИТЕЛЬНА ПРИРОДА, И МЫ ПОНИМАЕМ , КАК ДОЛЖНЫ ЛЮБИТЬ И УВАЖАТЬ ЕЕ ЗАБОТИТЬСЯ О ТОМ, ЧТОБЫ НЕ ПРИЧИНЯТЬ ЗЛА НИ ОДНОМУ ЖИВОМУ СУЩЕСТВУ. ПОСМОТРИТЕ ЕЩЁ РАЗ ВОКРУГ. ОДЕНЬТЕ ОБУВЬ И МЕДЛЕННО ИДИТЕ НАЗАД ПО ТОЙ ЖЕ ТРОПИНКЕ, ЧТО ПРИВЕЛА НАС В ЛЕС. И ВОТ МЫ У ДВЕРЕЙ ШКОЛЫ.ЕЩЕ РАЗ ГЛУБОКО ВДОХНИТЕ СВЕЖИЙ ВОЗДУХ, ОТКРОЙТЕ ДВЕРЬ И ВЕРНИТЕСЬ НА СВОЕ МЕСТО. ОТКРОЙТЕ ГЛАЗА. Я ХОЧУ . ЧТОБЫ ВЫ СОХРАНИЛИ В СЕБЕ ЧУВСТВО ТИШИНЫ. ПОКОЯ И УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ, ЧТО ПОЛУЧИЛИ ОТ ЭКСКУРСИИ В ЛЕС. И ЭТО ПОМОЖЕТ ВАМ СЕГОДНЯ НА УРОКЕ НЕ ПОЧУВСТВОВАТЬ УСТАЛОСТИ, ПОТОМУ ЧТО СЕГОДНЯ НАМ ПРЕДСТОИТ ПОРАБОТАТЬ ЕЩЕ ЛУЧШЕ ОБЫЧНОГО. ТАК КАК К НАМ НА УРОК ПРИШЛИ ГОСТИ.
-
Постановка целей и учебных задач.
Девиз нашего урока « ЧЕМ БОЛЬШЕ ЗНАЕШЬ И УМЕЕШЬ, ТЕМ ИНТЕРЕСНЕЕ ЖИТЬ»
— Кому принадлежат эти слова ? Что вы знаете об этом человеке? С каким произведением познакомились на предыдущем уроке?
( СЛАЙД 1)
Можете ли вы утверждать, что знаете содержание данного рассказа? Докажите!
Чем же сегодня мы будем заниматься?
(СЛАЙД 2 )
Групповая работа ( вставить в стихотворение пропущенные слова, придерживаясь рифмы)
ЧТЕНИЕ МЫ ОЧЕНЬ
(ЛЮБИМ)
ОБЕЩАЕМ НЕ БОЛТАТЬ
РАСКРЫТЬ ХАРАКТЕР ПЕРСОНАЖЕЙ,
ИДЕЮ АВТОРА ПОНЯТЬ
И
(ВЫРАЗИТЕЛЬНО ЧИТАТЬ)
— В каких словах заключена цель нашего урока ? чем будем заниматься на уроке?
3. Проверка домашнего задания:
По индивидуальным карточкам.
(СЛАЙД 3 )
— Определить последовательность событий в рассказе по данным предложениям.
( Дано 3 варианта, так как в группе по 6 человек)
Вид проверки: взаимопроверка: 1, 5, 3, 2, 4
Оценивание: по критериям
«5» — нет ошибок
«4» — 1, 2 ошибки
«3»- более 2 ошибок
______ В августе дед пошел охотиться на северный берег озера. Леса стояли сухие, как порох. Деду попался зайчонок с рваным левым ухом. _______Заяц вывел деда из огня. Когда они выбежали из леса к озеру, заяц и дед — оба упали от усталости. _______Смерть настигала деда, хватала его за плечи, и в это время из-под ног у деда выскочил заяц. _______ Дед пошел дальше. Но вдруг затревожился: с юга, со стороны Лопухов, сильно тянуло гарью. Дед понял, что начался лесной пожар. ______ Дед побежал за зайцем. Он бежал, плакал от страха и кричал: «Погоди, милый, не беги так-то шибко!» Оценка: ______ | 2 Имя _______________________ _____ Наутро дед надел чистые онучи и новые лапти, взял посох и кусок хлеба и побрел в город. Ваня нес зайца сзади. _____ Через день вся Почтовая улица, заросшая гусиной травой, уже знала, что Карл Петрович лечит зайца, обгоревшего на страшном лесном пожаре и спасшего какого-то старика. _____ Через минуту Карл Петрович уже сердился. ______ Долго спрашивали прохожих про Карла Петровича, но никто толком ничего не ответил. ______ Карл Петрович в конце концов согласился лечить зайца. На следующее утро дед ушел на озеро, а Ваню оставил у Карла Петровича ходить за зайцем. Оценка: ______ |
— Какова цель данной проверки? ( Знание содержания текста)
4.Дыхательная гимнастика и речевая разминка.
— У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он работает. У чтеца тоже есть «инструменты» . помогающие ему радовать слушателей своим чтением – это правильное дыхание, голос и дикция.
Групповая работа:
— дыхательные упражнения проводит один из учеников в группе ( сдуть снежинку с ладошки, надуть воздушный шарик)
— речевая разминка
(СЛАЙД 4 ) – чтение пословицы
Коллективно:
— читать про себя
— читать тихо
-читать громко
По группам:
Прочитать с вопросительной интонацией. Каждая группа делает вопросительное ударение на своём слове.
5. Актуализация знаний.
— Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое ларец? Для чего он нужен? Что можно в нем хранить ? ( ЦЕННОСТИ)
(СЛАЙД 5 )
— Иногда самое простое мы не можем увидеть, а оно оказывается самым ценным. Сегодня на уроке мы должны выяснить самое ценное, что хотел нам сказать Паустовский через рассказ «Заячьи лапы». Искать ценность данного произведения вы будете через характеристики главных персонажей. Давайте вспомним героев рассказа.
Каждая группа будет работать над характеристикой одного персонажа. Работая вместе вы должны найти в тексте события , которые связаны с вашим героем, описание его поступка, слова, жесты и дать ему характеристику и опираясь на это дать оценку его действиям: положительный он герой или отрицательный. Затем составить кластер, зачитать предложения, характеризующие вашего героя и сделать вывод.
1 гр. – «Бабка Анисья» — стр. 49 -50
-
гр. – «Дед Ларион» — стр. 52-53
-
гр. – «Детский доктор Корш Карл Петрович» стр. 52 — 53
-
гр. — «Ветеринар» стр. 49
-
гр. – «Ваня Малявин» стр. 49 – 50
( ВЫПОЛНЕНИЕ ДАННОЙ РАБОТЫ ОЖИДАЕТСЯ ОТ КАЖДОЙ ГРУППЫ. Группа, которая справится раньше, может составить синквейн по своему герою)
Каждая группа рассказывает — (СЛАЙД 5 ) – поочередно .
— Подведём итог обсуждения героев рассказа.
(СЛАЙД 6 )
— О чем этот рассказ ? О зайце ли он ?В чем ценность этого рассказа ?
6. РЕФЛЕКСИЯ
«Корзина мыслей» — написание эссе.
Учитель предлагает учащимся записать несколько своих мыслей
«В чём ценность данного произведения?»
7. Подведение итогов урока
Этот рассказ о людской доброте т и отзывчивости, о способности человека откликаться на чужую боль. В центре событий — больной заяц, а каждый персонаж проходит проверку на доброту и человечность. Кто – то сдает этот экзамен человечности, а кто-то нет ! Каких людей в рассказе больше добрых или злых? Благодаря им, и заяц спасен.
8.Домашнее задание:
— Легко ли быть добрым, а может быть тяжело совершать добрые поступки, а что такое доброта?
Учащимся даются карточки, на которых написаны фразы:
Быть добрым – это значить …
Быть добрым легко, потому что …
Быть добрым тяжело, так как..
Конец формы
23 рассказа
Телеграмма
Катерина Петровна, героиня рассказа Телеграмма, одиноко жила в глухом селе Заборье под Рязанью. Ее единственная дочь Настя работала в Ленинграде и даже не писала писем. Правда, время от времени присылала матери деньги. К женщине часто забегала соседская девочка, заходил сторож Тихон, но все ее мысли были о дочке. Однажды Катерина Петровна…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 17 мин.)
Корзина с еловыми шишками
Рассказ Корзина с еловыми шишками посвящен композитору Эдварду Григу. Однажды в осеннем лесу Григ встретил восьмилетнюю дочь лесника, собиравшую еловые шишки. Эдварду захотелось что-нибудь подарить девочке, но, увы, его карманы оказались пусты. Тогда он пообещал Дагни, что через десять лет обязательно сделает ей подарок. Прошли годы, Дагни…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 12 мин.)
Барсучий нос
Рассказ Барсучий нос повествует о забавном и в то же время грустном происшествии на берегу лесного озера, куда мальчик Ваня оправился с рыбаками. Поздно вечером все сидели у костра и жарили картошку. Вдруг в кустах раздалось странное фырканье. Не успели люди опомниться, как оттуда выскочил барсук, подбежал к шипящей, брызгающей маслом сковороде…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 4 мин.)
Квакша
В своем рассказе Квакша Паустовский хотел показать, что человек и природа – единое целое, а потому нужно быть добрым к любому живому существу. В то лето стояла такая жара, что даже накопать в огороде червей для рыбалки было проблемой – все они спрятались поглубже. Пожилой рыбак Глеб с трудом добыл несколько штук в дальнем овраге, а потом поставил…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 11 мин.)
Заячьи лапы
В рассказе Заячьи лапы идет речь о ценности доброты, благородства и взаимовыручки. Однажды старый охотник Ларион чуть было не пристрелил зайчишку – промахнулся. Дед успел заметить, что левое ухо у зайца разорвано. Вскоре после этого случая Лариона настиг в лесу пожар. Огонь стремительно наступал, шансов выбраться из леса живым не было. И вдруг…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 7 мин.)
Кот-ворюга
Рассказ Кот-ворюга учит проявлять милосердие к животным – тогда они станут нашими лучшими друзьями и помощниками. Деревенский кот постоянно воровал у рыбаков улов и все, что плохо лежало. За это рыжий хулиган был прозван Ворюгой. Однажды терпение рыбаков лопнуло. Поутру кот стащил окуней, а вечером утянул кусок колбасы и забрался с ним на…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 5 мин.)
Дремучий медведь
Петя, герой рассказа Дремучий медведь, круглый сирота: отец погиб на войне, а мать умерла. Жил он с бабушкой Анисьей, а летом работал колхозным пастухом. Петя, в отличие от других пацанов, никогда не обижал животных, не ломал веток, не разорял гнезд. И природа отплатила ему добром. Однажды старый злой медведь решил напасть на телят. Пете грозила…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 11 мин.)
Теплый хлеб
В рассказе Теплый хлеб противопоставляются доброта и черствость, забота о других и эгоизм, любовь и равнодушие. В одной деревне жил кавалерийский конь, которого ранило осколком во время войны. Мельник Панкрат вылечил животное, но прокормить его в одиночку не мог. Конь заходил во дворы к селянам, и каждый чем-нибудь кормил его. И только мальчик…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 12 мин.)
Струна
Коротенький, но очень трогательный рассказ Струна переносит нас в тяжелые годы войны. Горе и страдания не смогли лишить людей способности воспринимать прекрасное. В 1941 году на осажденном фашистами острове плечом к плечу с бойцами сражалось несколько артистов. По вечерам, несмотря на обстрелы, они давали концерты. Скрипка музыканта Егорова была…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 5 мин.)
Стальное колечко
Стальное колечко – рассказ о том, как нужно любить своих близких, сострадать им. Доброму человеку даруется счастье. Варя с дедом жили в глухой деревне на опушке леса. Однажды морозной зимой у дедушки, который сильно болел, закончился табак. Варя отправилась в ближайшее село. На станции девочка познакомилась с военным, который попросил продать…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 8 мин.)
Жильцы старого дома
Герои рассказа Жильцы старого дома – животные и неодушевленные предметы: кот, такса, петух, курица, лягушка, стенные ходики, веер, музыкальная шкатулка. У каждого из них свои заботы, не менее важные, чем у людей. Кот Степан конкурирует с таксой Фунтиком. У Фунтика, в свою очередь, имеются враги: агрессивный петух Горлач и драчливая черная курица…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 9 мин.)
Похождения жука-носорога
Похождения жука-носорога – трогательное произведение о военном лихолетье. Автор показывает, что даже в самых тяжелых условиях всегда есть место для человеческой доброты, душевного тепла, любви ко всем живым существам. Когда Петр Терентьев уезжал на фронт, маленький сын Степа подарил ему своеобразный талисман – живого жука-носорога в спичечном…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 7 мин.)
Резиновая лодка
Герой рассказа Резиновая лодка купил себе новый «транспорт» для рыбалки. Жителям деревни резиновое судно было в диковинку, но постепенно все привыкли к нему и перестали шарахаться. И только щенок Мурзик, обожавшей грызть все подряд, никак не мог успокоиться. Пес беспрестанно хватал острыми зубами то борт лодки, то резиновую пробку, и однажды…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 6 мин.)
Растрепанный воробей
Основная идея рассказа Растрепанный воробей – всепобеждающая сила добра. Благодаря добру случаются настоящие чудеса. В форточку квартиры, где жила девочка Маша, часто залетала ворона и воровала еду. Однажды голодный воробышек Пашка попытался полакомиться запасами воронами, но получил удар острым клювом. Маша взяла Пашку к себе, отогрела и…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 11 мин.)
Подарок
В своем рассказе Подарок писатель старается показать, что жизнь прекрасна благодаря постоянным переменам. Каждое время года имеет свою прелесть, и это нужно ценить. Как-то осенью сын лесничего Ваня подарил рассказчику выкопанную в лесу молоденькую березку. Деревце посадили в большой ящик с землей и оставили в комнате. Когда начался листопад и все…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 5 мин.)
Последний черт
Забавный рассказ Последний черт повествует о том, что в жизни порой случаются «чудеса», которые на самом деле объясняются очень просто. Дед Митрий пугал жителей деревни байками о том, что якобы встретился у лесного озера с чертом. И хотя ему не очень-то верили, но ходить по ягоды женщины теперь опасались. Автор рассказа и его друг решили…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 8 мин.)
Акварельные краски
В рассказе Акварельные краски Паустовский хочет показать, как много значат для человека понятия «родина», «родная земля». Художник Берг вырос в городке на берегу Днепра, но никогда не испытывал особой привязанности к родным местам. Однажды он поехал в гости к своему другу, художнику Ярцеву, проводившему лето в деревне под Муромом. Берг целыми…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 9 мин.)
Сивый мерин
Рассказ Сивый мерин затрагивает душу читателя особой атмосферой доброты и щемящей грусти. Однажды ночью Рувим с Костей отправились на рыбалку. По дороге они заметили, что за ними увязался знакомый мерин, который вместе с другими лошадьми пасся возле стогов. Подойдя к реке, мерин вошел в воду, и приятели рассердились, что он распугает рыбу. А…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 6 мин.)
Заботливый цветок
Заботливый цветок – увлекательная история о простеньком лесном растении. В природе нет ничего лишнего или неважного: каждая былинка имеет свое предназначение. Однажды рассказчик отправился в лесничество, где должен был состояться сбор шишек, запасенных белочками. Там он встретил лесничего и Анну Петровну, организатора похода за шишками. Разговор…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 6 мин.)
Артельные мужички
Артельные мужички – сказка о девочке Варе и четырех крошечных, ростом с еловую шишку, человечках, освободивших из плена саму Осень. Однажды Варя познакомилась с артелью сказочных мужичков и поинтересовалась, могут ли они сплести поясок из паутины с золотым волосом. Этот волос обронила в лесу Осень, принявшая облик обычной девушки. В краю, где…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 20 мин.)
Золотой линь
Основная мысль рассказа Золотой линь – терпение и труд все перетрут. Как-то раз автор рассказа и его друг Рувим отправились на озеро удить рыбу, но день не задался. Над их маленькими уловами и раньше смеялись в деревне, а сегодня день вовсе не задался – все время что-нибудь мешало. Когда друзья наконец закинули удочки, явился старый дед и…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 7 мин.)
Австралиец со станции Пилево
В рассказе Австралиец со станции Пилево идет речь о событиях начала ХХ в. Семья Вани жила очень бедно. Когда умер отец, мать отправила сына в Сибирь в надежде, что ему дадут там землю. Иван добрался до самого Владивостока и устроился на пароход. Однажды пароход бросил якорь в австралийском порту. Ваня решил остаться и поработать на плантации…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 23 мин.)
Снег
Героиня рассказа Снег в годы войны эвакуировалась из Москвы в маленький городок. Поселились они с дочкой у старика Потапова, но через месяц его не стало. Сын старика, офицер флота, давно не был в родном городе, и вот наконец вырвался на сутки. Николай узнал, что отец умер, а в доме живет актриса. Он очень боялся, что теперь там все чужое. А…
Автор: Паустовский К. Г.
(Время чтения: 11 мин.)
В составе золотого фонда советской литературы есть множество интересных даже для современных детей произведений, в частности, рассказы, которые написал Константин Георгиевич Паустовский. Автор раскрывает юным читателям самых разнообразные аспекты жизни, знакомит с миром животных, объясняет взаимоотношения в семье, заставляет задуматься о морально-этических проблемах и т.д.
Какие рассказы Паустовского читать для детей?
Каждое произведение Константина Георгиевича по-своему интересное и поучительное, поэтому решать, что почитать ребенку вслух либо посоветовать для самостоятельно изучения нужно, исходя из возраста, обстоятельств и характера сына или дочки. Без сомнений, понравятся деткам повествования о природе, приключениях, домашних животных и лесных зверях, их взаимоотношениях с человеком. В списке самых популярных стоит отметить такие рассказы: «Кот-ворюга», «Заячьи лапы», «Жильцы старого дома», «Прощание с летом», «Подарок», «Собрание чудес», «Старый повар», «Стальное колечко».
Лучшие сказки бесплатно
Пока кто-то партиями скупает детскую литературу с прилавков или тратит драгоценное время на походы в обычные библиотеки, многие выбирают альтернативный способ погружения в мир сказок Паустовского – онлайн чтение. На нашем сайте можно найти произведения писателя разных годов, рассчитанные на детей младшего и среднего школьного возраста – останется только определиться с названием и открыть текст для чтения. Важные преимущества нашего портала:
- никакой оплаты за доступ – рассказы о природе, животных, семье и т.д. можно читать вслух или про себя без ограничений;
- отсутствие необходимости подписываться на электронную рассылку или регистрироваться;
- наличие содержания и удобного поиска по названиям, что позволяет достаточно быстро сориентироваться в творчестве русского автора;
- иллюстрации к повестям и рассказам, с помощью которых ребенок сможет более явно представить описываемые в них события и героев;
беспроблемное открытие текстов с компьютера, телефона, планшета и любого другого устройства, подключенного к Интернету.
Популярные рассказы К. Г. Паустовского
- Телеграмма
- Корзина с еловыми шишками
- Барсучий нос
- Квакша
- Заячьи лапы
Слушать аудиокниги исполнителя «Аксентюк Валентин» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги в исполнении «Аксентюк Валентин» на телефон и андроид.
На протяжении более полувека фигура Лаврентия Берии остается одним из самых мрачных символов сталинской эпохи. Само его имя стало синонимом слова палач.
Книга адресована широкому кругу читателей, интересующихся историей России и СССР. После же своего ареста и казни Берия стал восприниматься советской и мировой общественностью как исча…
Аудиокнига Виктора Степакова «Павел Судоплатов — гений террора» о легендарном советском разведчике и диверсанте времен Велико Отечественной войны Павле Судоплатове, который выполнял различные секретные поручения Верховного Главнокомандующего.
Павел Анатольевич Судоплатов (1907-1996 гг.) — советский разведчик, диверсант, сотрудник ОГПУ …
В книгу входят рассказы и сказки о животных и природе среднерусской полосы. Они учат любить все живое, быть наблюдательным, добрым и отзывчивым….
Константин Георгиевич Паустовский — классик отечественной литературы, замечательный художник слова, знаток родной природы. Щедрый писательский дар и изобретательная фантазия Паустовского позволяли ему рассказывать на страницах своих произведений о таких сложнейших проблемах века, как интеллигенция и революция, художник и общество, природа и цивилиз…
Роман о несчастной, а порой и трагической любви королей. Титул и корона обрекают людей на душевные терзания, несчастья, интриги, супружескую неверность… Рыцарство и Крестовые походы — основной предмет интереса канадской писательницы Молли Хейкрафт. Ее герои — чаще всего это женщины высшего общества, спутницы сильных мира сего, — моментально завладе…
Исторические романы Георгия Гулиа составляют своеобразную трилогию, хотя они и охватывают разные эпохи, разные государства, судьбы разных людей. В романах рассказывается о поре рабовладельчества, о распрях в среде господствующей аристократии, о положении народных масс, о культуре и быте народов, оставивших глубокий след в мировой истории.
В романе …
Роман, действия которого происходят во времена становления славянской государственности, уникален по своей исторической достоверности. Автор, доктор исторических наук, профессор Петр Гаврилович Чигринов, сумел сделать живыми исторических деятелей тех далеких времен. Александр Невский, князь Миндовг и другие исторические фигуры, их поступки и полити…
Самый пронзительный роман классика современной японской литературы Харуки Мураками.
Через двадцать пять лет в жизнь преуспевающего владельца джазового бара возвращается мистическая возлюбленная его детства — и почти забытая страсть вспыхивает вновь. Но призрак смерти неотступно следит за ним…
«Касабланка» по-японски. Роман об экзистенциальной л…
Удивительная история, построенная на документальном материале, рассказывает о том, как немецкая овчарка, не дававшая прохода нашим разведчикам, наконец, была взята ими в плен. Раненый пес сопротивлялся как мог: отказывался от еды, не давал обрабатывать раны, ни с кем не хотел общаться, но все-таки терпение, выдержка и доброта нового хозяина победил…
Исторические романы Георгия Гулиа составляют своеобразную трилогию, хотя они и охватывают разные эпохи, разные государства, судьбы разных людей. В романах рассказывается о поре рабовладельчества, о распрях в среде господствующей аристократии, о положении народных масс, о культуре и быте народов, оставивших глубокий след в мировой истории….
Неужели война в Афганистане была такой же бессмысленной, как и беспощадной? Ответ на этот вопрос вы найдете в замечательном романе Ю.Короткова «Девятая рота», хотя ее героям, восемнадцатилетним советским парням, попавшим в жернова войны, было не до исторических обобщений. Они не побоялись столкнуться лоб в лоб с «Черными аистами» — элитным отрядом …
«Ничто не случайно» — теплая и очень красивая книга, оставляющая у читателя ощущение пространства и страстное желание присоединиться к компании бродячих летчиков на собственном маленькой старинном самолетике с открытой всем ветрам кабиной.
Тысяча случайностей и тысяча друзей приходят к нам, чтобы показать, как преодолевать препятствия, с которыми, …
С каждым днем все большей популярностью начинают пользоваться аудиокниги. Это неудивительно, ведь благодаря им можно совместить приятное с полезным, например, прогуливаясь по парку или за рулем автомобиля, занимаясь спортом или делая домашнюю уборку, можно слушать любимые произведения. Но многие любители аудиокниг отдают предпочтение не только автору книги, но и исполнителю аудио варианта.
Удобный фильтр книг позволяет решить и эту проблему. Вы без проблем можете найти любого исполнителя и выбрать книгу, которая Вас интересует.
Любителям аудиокниг в исполнении Аксентюк Валентин мы предлагаем прослушать такие произведения как:
- Соколов Борис — Берия. Судьба всесильного наркома
- Степаков Виктор — Павел Судоплатов — гений террора
- Паустовский Константин — Заячьи лапы
У нас собрано большое количество интереснейших аудиокниг различных авторов и исполнителей.
На audio-kniga.com.ua Вы всегда найдете то, что Вам нужно. Слушайте с удовольствием!
ГУО «Межисетская средняя школа»
Открытый урок литературного чтения
в 4 «Б» классе.
Рассказ К.Паустовского
«Заячьи лапы»
(второй урок)
Подготовила:
учитель начальных классов
Беляева О.М.
Цель:
1)закрепление изучения рассказа К. Паустовского «Заячьи лапы»
2)развитие умения анализировать поступки и характер героев, составлять
план рассказа, пересказывать текст, определять главную мысль произведения
3)воспитание бережного отношения к природе.
Ход урока
1Организационный момент
Учитель:
Я рада встрече с вами, друзья,
И, думаю, встретились мы не зря.
Мы будем учиться сегодня читать,
Исследовать, сравнивать и рассуждать.
Мне приятно видеть вас готовыми к
уроку. Тогда начнём. Поприветствуйте друг друга с помощью пальчиков и ладошек.
Желаю успеха большого во всём и везде.
2.Дыхательная,
речевая разминка
— У каждого мастера есть особые инструменты, с помощью которых он
работает. Например у врача термометр. У чтеца тоже есть особенные
«инструменты», помогающие ему радовать слушателей своим чтение. Какие это
инструменты?(Это дыхание, голос и дикция.)
Давайте и мы свами подготовим свой
речевой аппарат к уроку (Слайд 2)
1)Представим себе, что на наши ладошки упали снежинки.
Вы полюбовались их красотой и решили отпустить на волю. Наберите воздух в
лёгкие. Сдуньте снежинки с руки. (Повторить 3 раза)
2)А теперь, надуем цветные шарики и украсим класс к празднику.
Вдыхаем носом — выдыхаем ртом, пока шарик не надулся (имитация надувания)
Речевая разминка. (Слайд 3 )
Любит зайка по лужайке
В серой бегать майке
Зайка даже за конфетку
Не наденет майку в клетку.
Каждый ряд читает слово в соответствии
со своим цветом.
Красный-громко, синий-обычный
, зелёный –шёпотом.
-Прочитать, как диктор, который
комментирует спортивную передачу, например футбол.
4. Сообщение темы и цели урока.(Слайд 4)
Сегодня мы продолжим с вами работу
с рассказам Константина Георгиевича Паустовского «Заячьи лапы». Будем давать
характеристики героям, рассуждать, сравнивать, узнаем главную истину рассказа. У
каждого из вас приготовлена карта урока, по которой мы будем работать.
5. Проверка домашнего задания.
-Что вы запомнили о Константине
Георгиевиче Паустовском?
Дома вы подготовили замечательные
рисунки к рассказу. Молодцы.
Вам нужно было подготовить еще
пересказ 3 части.
Дополнительные вопросы.
(К какому жанру относится
произведение «Заячьи лапки»?)
Как ты думаешь почему дед Ларион
чувствовал себя виноватым перед зайцем?
Марина подготовила целый диафильм к
произведению.
6 Словарная работа
Сейчас мы проведём игру «Объяснялки»(Слайд 4)
Так как произведение было написано давно, в нем много старинных слов,
которые требуют объяснения. На прошлом уроке мы с вами их прорабатывали.
Давайте проверим как их запомнили.
В карте урока найдите первое задание. вам нужно соединить слово с его значением.
№ 1, Работа в карте урока (обмениваются
листочками, самопроверка)
Оголец Онучи Суховей Пенсне Шамкать Ветеринар Яви милость Волочить | Специалист по лечению животных Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым ртом) Озорной мальчишка Сделай доброе дело Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер Тянуть по земле |
ПРОВЕРКА
7. Закрепление работы над текстом
Сейчас нам нужно восстановить последовательность смысловых частей
рассказа. (Работа в паре) (Слайд 5)
Проверяем (Каждая
пара читает)
1-Мальчик у ветеринара.
2-Совет бабки Анисьи.
3-Заяц отказывается есть.
4-Поход к аптекарю.
5-Детский доктор.
6-Заяц спасён.
7-Ночлег у деда Лариона.
8-Расказ о чудесном спасении.
9-Рваное ухо спасителя.
На
прошлом уроке мы составили план произведения. Подумайте, что в нашем рассказе
необычного. Не так как нам привычно.
1. Ваня у ветеринара
2. Карл Петрович вылечил зайца
3. Лесной пожар (Слайд 6)
(В начале нам
рассказывалось, что мальчик был у ветеринара, затем что заяц вылечен, а только
потом из за чего это всё произошло.
План, не
соответствует действительности)
Скажите,
соответствует план действительности.
Что
нужно сделать, чтобы всё стало на свои места?(Поменять местами 1 и 3)
Лесной пожар
Ваня у ветеринара
Карл Петрович вылечил зайца.
(Слайд 7)
Работа с учебникам
Чтение 3 части.
Давайте
прочитаем произведение с первого события. Постараемся передавать чувства и
эмоции героев. Их настроение.
-Какие чувства у вас вызвал прочитанный эпизод?
-Почему дед чувствовал себя виноватым перед зайцем?
-(Он охотился на зайца, а тот вывел его?)
-Почему устали дет и заяц? (Устали, быстро бежали)
-Давайте и мы с вами отдохнём.
Физкультминутка.
Характеристика героев. (Слайд
Давайте вспомним
действующих лиц этого рассказа (Ваня, дедушка, ветеринар, бабка Анисья,
аптекарь, детский врач Карл Петрович)
Ветеринар | злой, невоспитанный, равнодушный, жестокий, грубый; |
Бабка Анисья | любопытная, жалостливая, душевная, добрая; |
Ваня | беспокойный, добрый, выносливый, терпеливый, шустрый, заботливый, |
Аптекарь | нервный, сердитый, раздражённый, но добрый; |
Карл Петрович | Строгий, образованный, добрый |
Дед Ларион | отзывчивый, робкий, добрый. |
Слова для справок: грубый, жалостливая, заботливый, образованный, строгий,
добрый, раздражённый, сердитый, упорный, отзывчивый
-Найдите
в тексте и прочитайте по ролям отрывок рассказа о встречи Вани с ветеринаром.
Опишите 2
прилагательными ветеринара. (Грубый, злой, жестокий)
-Кто помог Ване
добрым словом?(Бабка Анисья)
-Прочитайте,
какой ответ она дала Ване.
-Что можно сказать
о бабке Анисьи? Какая она?(Любопытная, добрая, жалостливая)Опишите 2
прилагательными.
-Какое решение
принял Ваня?
-Прочитайте о
том, как Ваня бежал с больным зайцем и передайте свои чувства при чтении
-Каким
вам представился Ваня?(Заботливый, упорный, шустрый, добрый).
Запишите
2 прилагательных характеризующих Ваню.
-Найдите слова и выражения, с помощью которых автор показывает, что
заяц болен, ему плохо.(Заяц
стонал. Заяц молчал. Заяц закрыл глаза.)
—
Как Ваня и дед узнали где найти доктора? (Пришли в город и спросили у
аптекаря.)
-Прочитайте самостоятельно диалог аптекаря с доктором.
-Скажите,
каким вам показался аптекарь? (Нервный, строгий, но добрый, сердитый)
Опишите
аптекаря 2 прилагательными.
—Прочитайте
диалог деда и Карла Петровича пропуская слова автора
-Кто
вылечил зайца? (Карл Петрович)
-Какой
он этот Карл Петрович? (Строгий, образованный, добрый)
-Какого
героя мы еще не охарактеризовали? Деда Лариона.
(Отзывчивый,
робкий, добрый)
-Заяц()
-Работа в парах (Слайд 9)
В
парах обсудите написанные качества. Кто из героев вызвал осуждение? Почему?
-Кто
–одобрение, уважение?
В
рассказе есть ещё одно действующее лицо. Это природа. Природа передаёт
настроение действующих лиц, их чувства, поступки.
-Найдите
в тексте момент, когда дед хотел убить зайца. Как отреагировала природа на
поступок деда? Прочитайте.
-Как
отреагировала природа на слова Карла Петровича. Найдите в тексте ответ.
(Нам показано, что на зло природа может ответить нам добром. Не во всех
жизненных ситуациях мы можем положиться только на себя или на людей. Поэтому
человек должен относиться бережно к природе и к её лесным жителям. Он должен
нести ответственность за те поступки, которые совершает по отношению по
отношению к природе.)
. Работа над выявлением главной идеи
произведения
-Сейчас нам предстоит заглянуть в ларец простых истин. Что такое
ларец?
( шкатулка,
красивая коробка, ящик..
— Где найти точное толкование слова?
— В толковом словаре.
вызывает 1 ученика для прочтения
толкования слова «ларец»
(СЛАЙД 10)
— Что хранят в ларцах?
Драгоценности, ценности.
-Правильно, в них хранят какие-то ценности.
— Сегодня мы должны выяснить самое ценное, что хотел
нам сказать Паустовский.
-В ларце находятся различные высказывания о произведении. Наша задача
определить то, которое мы должны оставить в ларце.
1ученик. Это рассказ о зайце
2ученик. Это рассказ о страшной беде: лесном пожаре
3 ученик. Это рассказ о людской доброте и отзывчивости.)
-Как считаете вы? Обоснуйте свой ответ. Запишите в карту
урока.
Ученики записывают в карту урока свои мысли.
(В центре событий в рассказе больной заяц,
пострадавший во время пожара. Каждый из героев проходит испытание на доброту и
отзывчивость. Кто-то его проходит, а кто-то нет. Это рассказ об умении видеть,
чувствовать боль другого, проявлять сострадание к братьям нашим меньшим и
помогать им.
Вот , что главное нам
хотел сказать автор.
— Нужно уметь видеть и чувствовать боль другого, проявлять сострадание
к братьям нашим меньшим…..
-Только добрые люди будут испытывать
чувство благодарности к животному и желание его спасать.
Видеоролик
— Какое страшное явление природы описано в
рассказе? (Лесной пожар)
(просмотр видеофильма «Лесной пожар») (СЛАЙД 11)
-Какой можно сделать вывод?( Нужно соблюдать правила пожарной
безопасности. Это всё может привести к беде.
11. Подведение
итогов урока.
-Ребята, с каким рассказам мы сегодня
работали?
-Кто автор?
-О чём главном нам хотел сказать автор?
(Животные наши друзья. К ним нужно относиться
бережно и заботливо. Животные тоже приходят к человеку на помощь.)
Нужно уметь видеть, чувствовать боль других,
проявлять сострадание к братьям нашим меньшим.
— Ваши мысли о доброте меня радуют. Я поняла, что вы
готовы помогать всем нуждающимся в помощи. Даже, если будет тяжело, трудно, вы
постараетесь не отступить.
—
Совершив добро, наслаждайтесь тем, что окружающим стало хорошо. Хорошо бы
научиться искренне дарить добро, не ожидая какой-либо выгоды и ответа.
Если мы научимся этому, то мы – богатые люди. А самое главное- это
научиться видеть, что кому-то нужна наша помощь.
Работа с пословицами
-Поработаем с пословицами, части которых перепутаны. Нужно восстоновить
пословицы.
Ученики в парах читают начало пословицы и находят её конец.
(Доброму человеку и /
чужая болезнь к сердцу.
Жизнь дана/ на добрые
дела.)
ПРОВЕРКА( дети хором читают пословицы и объясняют смысл
пословиц.)
12. Рефлексия деятельности
Закончи предложение
Я сегодня узнал….
Я сегодня научился…
Я сегодня понял..(Слайд 13)
— Карты
урока я соберу, посмотрю вашу работу. Сегодня хорошо читали ………….
На уроке были
активны ………. Оценки за урок я выставлю после просмотра карт.
13. Домашнее задание( по выбору) (СЛАЙД 14)
1 уровень.
Читать выразительно.
2 уровень.
Пересказ любой части + составить
синквейн про героев.
3 уровень.
Придумать продолжение истории о
зайце.
Приложение 1. Карта урока
КАРТА УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ_____________________________________
1Игра «Объяснялки»
Оголец Онучи Суховей Пенсне Шамкать Ветеринар Яви милость Волочить | Специалист по лечению животных Говорить невнятно, пришепётывая (беззубым Озорной мальчишка Сделай доброе дело Обмотки, портянки Очки без дужек, укреплённые на переносице Сухой горячий ветер Тянуть по земле |
2 Работа в парах. Восстановление последовательности
смысловых частей рассказа.
□-. Совет
бабки Анисьи.
□-
Мальчик у ветеринара.
□-
Поход к аптекарю.
□- Детский
доктор.
□-
Заяц отказывается есть.
□-
Рваное ухо спасителя.
□-
Заяц спасён.
□-
Ночлег у деда Лариона.
□- Рассказ о чудесном спасении.
3
Характеризуем героев.
Ветеринар | |
Бабка | |
Ваня | |
Аптекарь | |
Карл | |
Дед |
Слова для справок: грубый, жалостливая, заботливый, образованный, строгий, добрый, раздражённый, сердитый, упорный, отзывчивый,
злой, равнодушный, любопытная, сердитый.
4.Ищем истину:_____________________________________________________
Автор На чтение 19 мин. Просмотров 9 Опубликовано
«Телеграмма» — произведение, написанное Паустовским. В Википедии можно подробнее узнать об авторе и его творчестве.
Вы можете прочитать «Телеграмму» онлайн на Брифли. Или обратиться к её краткому пересказу.
Паустовский обращается к теме «отцов и детей», что, безусловно, не оставит читателя безразличным. Проблема актуальная, острая, свойственна каждому, у кого есть или была семья. Краткое содержание «Телеграммы» Паустовского позволит проникнуться теми переживаниями, что заложил в неё автор, почерпнув основную идею.
…
Оглавление:
А также познакомиться с героями и понять причины их поступков. Для полноты картины при необходимости лучше, конечно, ознакомиться с текстом целиком. Он занимает всего двенадцать машинописных страниц.
Это интересно: чем архаизмы отличаются от историзмов?
Анализ произведения «Телеграмма»
Структура
Рассказ перед нами или повесть? «Телеграмма» Паустовского — короткий рассказ. Его можно условно поделить на пять частей, каждая из которых несёт определённую смысловую нагрузку в сюжете:
- О матери
- О дочери
- Тревожная весть
- Трагичная развязка
- Итог.
Первая часть — представление матери, Катерины Петровны. Рассказывается о том, что старушка живёт в глухой деревне одна и имеет дочь. Вторая часть — знакомство с Настей, описание её работы. В третьей происходит кульминационный момент — зарождение и отправка самой телеграммы матерью о своей болезни. Там же неравнодушный ко всему мужик Тихон высылает ответ якобы от дочери для Катерины Петровны. Но та понимает и благодарит его за душевный порыв, не получая, однако, истинного письма от Насти. В четвёртой дочь приезжает, да не застаёт мать живой. И в пятой происходит переосмысление ею своего поступка, подведение итогов.
О чём сюжет: короткое содержание
Читайте краткое содержание и узнаете что: Катерина Петровна доживает свой век в удалённой от города деревушке. Её дом был построен ещё дедом, талантливым художником. Женщина малообщительна и практически не имеет контактов с односельчанами, но у неё есть дочь, занимающаяся важной работой и высылающая матери денег. В какой-то момент Катерина Петровна понимает, что смертельно больна и хочет повидаться с дочерью напоследок, в чём и просит её в телеграмме. Однако Настя не принимает письмо всерьёз и выезжает спустя две недели, когда узнаёт, что смерть матери не за горами. Девушка опаздывает на похороны и испытывает горечь, запоздалое раскаяние за свою медлительность.
Герои рассказа
Всех героев можно поделить на группы:
- главные действующие: мать Катерина, дочь Настя
- второстепенные действующие. В деревне: пожилой сторож Тихон, соседка девочка Манюшка. У Насти: скульптор Тимофеев.
- Третьестепенные действующие лица — жители деревни на похоронах. Почтарь, учительница и т.д.
- недействующие: отец Катерины Петровны, художник. Здесь можно выделить и скульптуру Гоголя — она говорит в сознании Насти голосом совести. Тем самым через неё читатель знакомится с авторской позиции произведения.
Главные герои в «Телеграмме»
Катерина Петровна, вероятнее всего, происходит из дворянского рода. Паустовский намекает, что она воспитывалась в интеллигентной семье, разбирающейся в искусстве. В молодости женщина бывала в обществе творческих людей, а в Париже застала похороны Виктора Гюго. Катерина Петровна образованна и духовно развита.
Но в деревне она никому не нужна, ей не с кем обмолвиться словом. У женщины шикарный гардероб дворянки, небывалая там роскошь. Тем не менее находятся небезразличные знакомые, которые навещают старушку. Среди них и сторож Тихон, и девочка, и почтальон. Катерина Петровна ждёт участия только от одного человека — своей дочери. Та присылает ей скупые отписки, ссылаясь на занятость. Мать и боится лишний раз потревожить своими телеграммами, лишь единожды не выдержав и отправив её первой. Когда находится при смерти.
Настя — неопытна и только познаёт мир вокруг себя. В ней много амбиций и иллюзий. Девушка кажется душевной и трепетной, но своей матери уделяет мало внимания. Откликается на призыв о помощи не с первого раза, да и то на чужое письмо.
Роль Тихона
Тихон — работяга, малограмотный, но искренний и отзывчив душой к чужим бедам. Он — сторож в доме умирающей женщины. В его сердце ещё живы воспоминания об отце Катерины Петровны, Тихон уважает и её саму, как образованную и вежливую даму. Он проникается её бедой и составляет ответное письмо якобы от дочери. Несмотря на то, что обман был понят женщиной, старушка поблагодарила Тихона за участие. А сам его поступок можно считать бескорыстным порывом души, светлой и доброй. Его телеграмма — символ рассказа.
Вместо заключения
Настя раскаивается, да поздно. Из деревни уезжает в слезах, ей стыдно. Паустовский не даёт конкретной оценки поведению девушки. Но через скульптуру Гоголя как бы передаёт зов совести и разума. Настя чувствует на себе, как была неправа, как опрометчиво поступила, откладывая последнюю встречу с матерью.
В результате читатель понимает, что дочь, какой бы чёрствой ни казалась, всё же пробудилась и признала свою вину, пусть и тяжёлым крестом станет для неё теперь эта ошибка. Всё-таки рассказ несёт в себе светлую мысль и даёт возможность учиться на чужих ошибках. Любить и беречь своих родителей, пока те живы, а не думать только об эгоистичных желаниях.
Читайте короткое произведение Паустовского и делайте собственные выводы.
Отзывы и комментарии
Это интересно
- О книгопечатании на Руси — первый книгопечатник и издание первой печатной книги
- Значение Английской буржуазной революции 17 века — последствия для всего мира
- Леонардо да Винчи: биография, творчество, изобретения и интересные факты
- Русский этнограф и великий путешественник Николай Николаевич Миклухо-Маклай
- Кто такой Джеймс Кук и каковы его основные открытия?
Содержание:
История создания
Рассказ «Телеграмма» был написан Паустовским в 1946 году, вскоре после того, как к нему пришла большая, советская и зарубежная слава. Истоки рассказа можно найти в произведениях 1937 года – цикл рассказов «Летние дни», повести «Мещёрская сторона». Здесь есть упоминание о судьбе дочери известного художника, которое впоследствии трансформируется в самостоятельный рассказ «Телеграмма». Рассказ не изучался в советской школе вплоть до конца 90-х, так как приоритет имели более крупные произведения жанра соцреализма.
Анализ рассказа
Описание рассказа
Сюжет рассказа можно изложить в нескольких предложениях. Действие происходит холодной осенью, октябрь-ноябрь. Одинокая женщина преклонного возраста живет в отдаленной глухой деревне, в «мемориальном» доме, построенном еще её отцом, выдающимся художником. Речь даже не о физической помощи, – женщина абсолютно чужая жителям деревни, с которыми у неё нет никаких точек соприкосновения. Удивительно, но у неё есть дочь, которая временами присылает матери денег да пишет ей короткие письма о том, как она занята. Настает время, когда пожилая мать понимает – ей не пережить надвигающуюся зиму, и она пишет дочери призывное письмо. Настя выезжает больше чем через две недели и то – после тревожной уже телеграммы о приближающейся смерти матери. Дочь не успевает ни к постели умирающей, ни к похоронам, а когда приезжает, испытывает самое страшное на свете раскаяние.
Композиционно рассказ поделен на три части: в первой происходит знакомство с Катериной Петровной, упоминается необычность её существования, отмечается, что это необычный человек. Во второй части рассказывается о дочери Насте, о её важной работе и характере.Третья часть связана с историей о телеграмме, вернее, о двух телеграммах. Первая известила Настю о том, что мать серьезно больна. Вторую из глубочайшего сочувствия пишет Тихон, сторож в доме Катерины Петровны. Мужчина из народа, невежественный, но чистый человек, он помнит еще отца Катерины Петровны и к обоим испытывает уважение как к умным, интеллигентным людям. Невежество Тихона не мешает ему иметь доброе, отзывчивое сердце и нерушимые нравственные принципы в нём. Тихон сочиняет для умирающей Катерины Петровны телеграмму, якобы от дочери, в которой пишет от её лица, что скоро приедет. Однако допускает в телеграмме такое нелепое построение фразы, что Катерина Петровна сразу понимает – это писала не Настя. Катерина Петровна обо всем догадывается и благодарит Тихона за ласку и добрые слова. Эта вторая телеграмма – символ чистого порыва, святой лжи во спасение и её озвучивание Тихоном – кульминационный пик рассказа.
Главные герои
Происхождение Катерины Петровны, вероятно, дворянское, ведь автор упоминает о том, что она была воспитана в семье, имеющей отношение к искусству. Катерина Петровна получила хорошее образование, она была знакома со многими людьми из мира искусства, даже упоминается, что будучи в Париже, видела похороны Виктора Гюго. Но эта информация, разговоры об искусстве никому в богом забытой деревне не будут интересны, как и старинные вещи из гардероба женщины, – страусовые перья, сморщенные перчатки, одежда в бисере.
Люди в деревне живут неравнодушные – ходит к пожилой женщине девочка-соседка, почтальон и сторож Тихон, но им просто не под силу скрасить ее одиночества, слишком разные люди. Катерина Петровна ждет писем от дочери, а сама не пишет, чтобы не докучать девушке. Не выдерживает только раз, посылая девушке трогательные строки, так как предчувствует скорую смерть.
(Кадр из к/ф “Телеграмма” 1957 год)
Жизнь второй героини, Насти, напротив, полна энергии и забот. И если бы читатель не узнал в предыдущей части рассказа, что происходит с её матерью, он бы считал Настю тонко чувствующим, сердечным и отзывчивым человеком. Ведь её душа так порывисто отзывается на искусство, на чужую беду (например, суровое существование скульптора Тимофеева). На чужую, но вот не на материнскую – ведь письмо от матери Настя даже читает не сразу, а едет к ней вообще через 2 недели.
Раскаяние приходит слишком поздно. Настя не успевает никуда, даже на похороны. Всю ночь девушка плачет в опустевшем материнском доме, а утром уезжает втайне от деревни, будто крадучись, – ей стыдно.
Заключение
Авторское осуждение не прямое. Голос осуждения и голос её совести звучат как будто из уст скульптуры Гоголя. Ей кажется, что пронзительному гоголевскому взгляду она видна насквозь, и он знает, как несправедливо она к собственной матери.
В рассказе Паустовского “Телеграмма” герои проживают жизнь далеко от родных людей, забывая о том, что человеческий век недолог. Описание старого, ветхого дома Екатерины Петровны, её унылого быта и душевного состояния – пронзительны, глубоки и сильны настолько, что хочется изменить сюжет произведения. Автор в изображении последних дней жизни пожилой женщины безжалостно реалистичен, образ её дочери не вызывает сострадания. Она живёт в параллельной “вселенной”, где высокопарно рассуждают о заботе и любви к ближнему, о смысле человеческой жизни. За этой суетой Настя забывает о родной матери…
Характеристика героев “Телеграмма”
Главные герои
Екатерина Петровна | Пожилая женщина, одинокая, доживающая жизнь в ветхом доме без детей и хозяина. Её отец был художником, она жила в Париже и видела похороны Виктора Гюго. Дочь раз в несколько месяцев присылает ей 200 рублей, а матери мерещится, что они пахнут Настиными духами. Екатерина Петровна отчаянно скучает, но не жалуется. Она любит дочь, которая навещала её около 3 лет назад. Чувствуя, что зиму ей не пережить, она пишет письмо дочери с просьбой увидеться. Настя забывает письмо в сумочке, ей некогда прочитать его. Женщина доживает свой век одиноко, даже перед смертью ей не удаётся увидеть родную дочь. |
Настя | Живёт в Ленинграде, работает в Союзе Художников. Ей некогда навещать мать, она занята работой, хлопотами, чужими жизнями и интересами. Добившись выставки странного привередливого скульптора, Настя вдруг вспоминает о матери. Понимая, что опоздала, она идёт на вокзал, едва успевает на последний поезд. Плачет, вспоминая детство и мать. Она не успела встретиться с мамой, приехала на второй день после похорон. Ей стыдно и больно, побыв немного дома, она уезжает, прячась от соседей и знакомых. |
Тихон | Сторож, сосед Екатерины Петровны. Он знал отца женщины, помнил и уважал его. Приходил к Екатерине Петровне занимался хозяйством, рубил дрова, говорил с ней. Искренне жалеет женщину, видя её тоску по дочери. Тихон отправляет Насте в Ленинград телеграмму, сообщая, что мать умирает. В последний день жизни Екатерины Петровны Тихон взял на почте бланк и написал на нём телеграмму от имени Насти – дочери старушки – о том, что она едет. Перед смертью, когда Тихон читает “придуманную” телеграмму, Екатерина Петровна, благодарит его за доброту…она всё понимает. |
Манюшка |
Соседская девочка, она приносит Екатерине Петровне воду, убирает в её доме, готовит. За её помощь старушка дарит ей разные старомодные вещи, которые ничего не значат для девушки. Она живёт в деревне, аристократический раритет её не трогает, она искренне пытается помочь женщине, облегчить её страдания. Свои последние дни Екатерина Петровна, практически потеряв зрение и не вставая, проводит в обществе Манюшки.
</tr></table>
Второстепенные персонажи
Гордый, ранимый, странноватый скульптор, который страдает от своей невостребованности, жаждет признания, похвалы. Настя “борется” за его талант, добивается выставки, за что получает словесную благодарность от мастера. Заботясь о чужом человеке, Настя почему-то забывает о собственной матери.
</tr></table>
В произведении автор поднимает проблемы нравственности: ответственности, доброты, раскаяния, вины, совести. Важную роль играют картины природы: они созвучны душевному состоянию одинокой женщины, подчёркивают события, происходящие в рассказе. Главный герой “Телеграмма” – человеческое одиночество, самое страшное, что может быть – одинокая старость. Написанный сразу после войны, рассказ Астафьева “Телеграмма” попал в список самых известных произведений соцреализма.
Полезные ссылки
Посмотрите, что у нас есть еще:
Тест по произведению
- Вопрос 1 из 11
В каком году был написан рассказ «Телеграмма»?</h3>
- <label>1943;</label>
- <label>1944;</label>
- <label>1945;</label>
- <label>1946.</label>
(новая вкладка)
История созданияКонстантин Паустовский написал небольшой рассказ «Телеграмма» в 1946 году, в непростое послевоенное время. Это произведение вышло тогда, когда писатель уже обрел мировую славу. Замысел рассказа прослеживается в более ранних его рассказах. В них автор упоминает о судьбе дочери именитого художника. Позже именно ее образ станет главным в рассказе «Телеграмма». Это произведение не было включено раньше в школьную программу, потому что приоритет имели произведения большего объема в жанре социализма. Сюжет рассказаВ центре сюжета одинокая престарелая женщина по имени Катерина Петровна, которая живет в отдаленной от цивилизации деревушке. Она не может уехать, потому что дорожит «мемориальным» домом, построенным еще ее отцом – именитым художником. Становится понятным, что и сама женщина имеет утонченную душу, которую сложно понять обычным деревенским жителям. Это становится проблемой, что приводит к одиночеству Катерины. Она понимает, что у нее нет ни одной родственной души, хотя люди живут здесь и не плохие. У Катерины Петровны есть дочь Настя, которая живет далеко. Их общение сводится к редкой переписке и небольшим денежным переводам от Насти. Женщина не хочет надоедать слишком занятой своими делами дочери, поэтому пишет очень редко. Но вот наступает момент, когда она начинает предчувствовать, что вряд ли переживет зиму, и пишет письмо Насте. Однако молодая девушка не сразу находит время, чтобы даже прочитать письмо. Она приезжает в деревушку спустя несколько недель, когда было уже слишком поздно. Настя понимает свою вину и раскаивается.
Композиция рассказаУсловно рассказ можно поделить на три части: описание жизни главной героини в деревне; упоминание о дочери, ее работе; история о двух телеграммах. Первая часть повествует о непростой жизни необычной женщины, благородной по духу и происхождению. Вторая часть – рассказ о Насте, дочери Катерины. Она показана человеком деятельным и даже способным на сочувствие, но почему-то не по отношению к родной матери. Третья часть включает в себя описание двух телеграмм: одну писала Катерина Насте. Вторая была якобы ответом Насти, но на самом деле она была подделана сочувствующим судьбе Катерины Тихоном. Он пожалел женщину и решил написать ей от имени дочери. Этот эпизод можно считать кульминационным в рассказе. Галерея образовКатерина Петровна – главная героиня рассказа. Писатель намекает на ее дворянское происхождение, упоминая, что она выросла в семье, где ценили творчество. Она имела хорошее образование, в молодости вращалась в кругу знаменитых людей, но в старости вынуждена жить в глухой деревне, где нет людей, которые могли бы понять ее порывы. Настя – дочь Катерины Петровны. Она полна жизненной энергии, занята важными делами. В ее душе есть отклик на искусство и беду других людей, но о матери она редко вспоминает, возможно из-за расстояния. Тихон – обычный деревенский мужик, работающий сторожем. Однако он проявляет огромную человечность по отношению к Катерине. Именно он пишет вторую телеграмму, сочувствуя бедной героине.
Понравилось сочинение? А вот еще:
Анализ повести Паустовского «Мещерская сторона»</li>Анализ сказки Паустовского «Тёплый хлеб»</li>Анализ сказки Паустовского «Заячьи лапы»</li>
Автор: Константин Паустовский
Год издания рассказа: 1946
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» принес автору не малую известность. Дело в том, что известная американская певица Марлен Дитрих именно с этого произведения начала знакомство с творчеством Паустовского. Рассказ настолько впечатлил ее, что при встрече с писателем она опустилась перед ним на колени. Сейчас рассказ «Телеграмма» Паустовского включен в школьную программу многих учебных заведений и не только в России. А само произведение переведено на многие языки мира. Во многом именно благодаря таким рассказам Константин Паустовский по сей день входит в список 100 самых читаемых писателей.
Рассказа «Телеграмма» краткое содержание
В рассказе Константина Паустовского «Телеграмма» читать можно о Катерине Петровне, которая доживает свои дни в одиночестве в старом доме. Этот дом построил ее отец – художник. Свои последние годы он доживал тоже здесь в этом теперь уже доме под охраной областного музея. Местные же называли его просто Заборье. Поговорить Катерине Петровне в селе было не с кем. Ведь обсудить жизнь Петербурга, картины или смерть Виктора Гюго, которая главная героиня видела своими глазами в Париже с ней некто не мог. Навещали ее Манюшка, которая носила воду и ставила самовар, да Тихон, который делал работу по хозяйству. Он же всякий раз уходя из дома теребил душу Катерины Петровны, спрашивая о Насте.
Настя из рассказа «Телеграмма» Паустовского была дочерью Катерины Петровны. Сейчас она жила в Ленинграде и последний раз навещала старуху три года назад. Напоминала о себе она лишь переводами раз в два-три месяца. Катерина Петровна всегда брала эти двести рублей и нюхала и ей казалось, что эти деньги еще пахнут Настиными духами.
Далее в нашем рассказа «Телеграмма» кратком содержании вы узнаете, как однажды в конце октября Катерине Петровне показалось, что кто то стучит в заколоченную уже много лет назад калитку на заднем дворе. Она долго вязала платок и шла, но спросив кто там поняла, что ей показалось. В эту же ночь она написала Насте письмо, в котором просила приехать увидеть ее последний раз, ведь зиму она уже не переживет.
Настя работала в Союзе художников секретарём. Через нее проходили выставки, конкурсы и многое другое. Работы всегда было невпроворот. Вот и сейчас получив письмо от матери на работе, она сунула его в сумочку не читая. Читать их ей всегда было сложно в них был немой укор, но в то же время раз пишет значит жива. Сразу после работы она отправилась к молодому художнику Тимофееву. Он попросил ее не раздеваться и провел в мастерскую, где было холоднее чем на улице. Он ей жаловался на жизнь, на выскочку Першина, а затем показал скульптуру Николая Васильевича Гоголя. Настю поразила работа Тимофеева. Ведь она увидела в его виске даже тонкую склеротическую жилку, а его взгляд напомнил о письме матери. Сразу от Тимофеева Настя пошла к председателю Союза художников. Она горячилась, доказывала и все-таки добилась организации выставки для Тимофеева.
Далее в рассказе Паустовского «Телеграмма» читать можно о том, как Настя прочитала письмо от матери, когда вернулась в старую комнату на Мойке. Но ехать сейчас ей представлялось совершенно невозможно. Она положила письмо в ящик, а сама на две недели погрязла в организации выставки Тимофеева. Художник вечно жаловался и скандалили, а свои работы на выставку он отдавал как будто на уничтожение. Но Настя поняла, что за всем этим напускными капризами стоит уязвленная гордыня Тимофеева. Выставка прошла удачно. Настю похвалили, что извлекала на свет божий Тимофеева, а сам художник слегка недоверчиво слушал хвалебные речи.
Далее в кратком содержании рассказа «Телеграмма» Паустовского вы узнаете, как в разгар выставки пришла курьерша Даша. Она принесла Насте телеграмму: «Катя помирает. Тихон». И только подпись «Заборье» помогла Насте понять, что телеграмма ей. Как раз в этот момент Перший высказывал Анастасии Семеновне благодарность за выставку. А потом все долго аплодировали. И только статуя Гоголя немым взглядом сказала: «Эх ты!». Настя выбежала и помчалась на вокзал, но билетов уже не было. И только слезы на ее глазах растопили сердце кассира. Благодаря этому Настя отправилась к матери уже этим вечером.
Тем временем Катерина Петровна лишь слегка шевелила рукой под одеялом. Это помогало Манюшке определит, что она еще жива. Пришел Тихон и принес якобы телеграмму от Насте, что она уже выехала. Но Катерина Петровна лишь махнула рукой, разгадав обман. В тот же вечер она уснула и больше не проснулась. Хоронили ее на следующий день. Как раз выпал снег, как и предвещал Тихон. Шли тихо. К процессии присоединилась молодая учительница, которая как раз перевелась в это село. Она совсем не знала Катерину Петровну, но у нее тоже была одна мать в областном городе. Настя приехала через два дня после похорон. Она проплакала всю ночь, а затем крадучись, что некто не видел, уехала из Заборья.
Рассказ «Телеграмма» на сайте Топ книг
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» уже не в первый раз попадает в наш рейтинг лучших книг российской классики. А во время прохождения в школьной программе интерес к нему возрастает настолько, что он попадает в топ книг. И эта тенденция скорее всего будет продолжаться и в дальнейшем.
Рассказ Константина Паустовского «Телеграмма» читать онлайн на сайте Топ книг вы можете здесь.
Рассказа Константина Паустовского «Телеграмма» скачать бесплатно на сайте Топ книг вы можете здесь.
Используемые источники:
- https://obrazovanie.guru/literatura/paustovskij-telegramma-kratkoe-soderzhanie-rasskaza.html
- https://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%d0%a2%d0%b5%d0%bb%d0%b5%d0%b3%d1%80%d0%b0%d0%bc%d0%bc%d0%b0.html
- https://obrazovaka.ru/sochinenie/telegramma/glavnye-geroi-harakteristika.html
- https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/analiz-rasskaza-paustovskogo-telegramma.html
- https://top-knig.ru/telegramma/