Слушать рассказ муму 5 класс полностью

История созданиярассказ был написан в 1852 году. это было нелгкое время в жизни автора. он находился в ссылке, где часто

История создания

Рассказ был написан в 1852 году. Это было нелёгкое время в жизни автора. Он находился в ссылке, где часто наблюдал наказания плетью крепостных крестьян. Возможно, под этими впечатлениями и был написан этот трогательный рассказ Ивана Сергеевича Тургенева.

Сюжет уводит читателя во времена, когда ещё не было отменено крепостное право. Автор ведёт повествование от третьего лица, как будто сам наблюдал за всем происходящим со стороны.

Почти все действующие лица равнозначны. Главным героем можно назвать разве что Герасима — глухонемого дворника богатырского телосложения. Из-за врождённого недуга остальные жители поместья считали его человеком недалёкого ума, хотя это было неверно.

Более точный его портрет выглядит следующим образом: «мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения».

Среди остальных персонажей можно выделить несколько лиц, которые повлияли на развитие сюжета:

  1. Барыня — пожилая взбалмошная женщина. Её боялись все крепостные, хотя жестокостью она не отличалась. Об этом говорит хотя бы, что её дворовые крепостные жили вполне во́льно. Они, конечно, выполняли свои обязанности, но в свободное время могли делать всё что угодно. Например, тот же Герасим «целые часы лежал на груди неподвижно».
  2. Капитон Климов — башмачник и горький пьяница. Мог целыми днями пропадать в кабаках, что говорит о довольно привольной жизни дворовых слуг.
  3. Гаврило — главный дворецкий, правая рука барыни.
  4. Татьяна — девушка-прачка, к которой был неравнодушен Герасим.
  5. Степан — дворовой мужик.
  6. Муму — собака дворника.

Все остальные персонажи, которые появляются в рассказе — второстепенные и мало влияют на развитие сюжета, хотя каждый из них тоже интересен.

Образ Герасима в рассказе «Муму» Тургенева

  1. Кто такой Герасим;
  2. Внешность героя;
  3. Как он попал к барыне;
  4. Его обязанности;
  5. Жилище;
  6. Отношение к Муму;
  7. Характер Герасима;
  8. Почему он уходит от барыни;
  9. Мое отношение к Герасиму.

Герасим — главный герой рассказа Ивана Сергеевича Тургенева «Муму». С самого рождения он был глухонемым, поэтому не мог слышать ни человеческой речи, ни звуков природы, и сам не мог вымолвить ни одного слова. Никого не было у Герасима. Он одиноко жил в деревне, в своей небольшой избушке. Как и многие простые люди того времени, он был несвободным, крепостным человеком и принадлежал одной московской вздорной барыне. Он на неё трудился, безропотно выполнял самую тяжелую крестьянскую работу.

Этот деревенский мужик был настоящим русским богатырем. Природа щедро одарила его необычайной физической силой. Он был очень высоким человеком — «12 вершков» или почти два метра ростом и весьма крепкого телосложения. У него были большие трудовые руки и огромные ладони. В работе не было ему равных, всё давалось ему легко. Трудился он неутомимо, за четверых. И косил, и пахал, и молотил он ловко и умело. Все считали его очень славным мужиком.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Но судьбе было угодно, чтобы барыня забрала глухонемого богатыря из деревни к себе в Москву. Наверное, ей приглянулось его молчаливое трудолюбие. А он не мог ей противиться, потому что она была его полноправной хозяйкой. В московской усадьбе ему выдали новую одежду и поручили выполнять новую работу. Из крестьянина Герасим неожиданно для самого себя превратился в дворника и сторожа.

Работать в городе на новой должности для него было слишком просто. Ведь он привык к тяжелым полевым работам, и трудиться по двору для него не составляло никакого труда. Круг дел у него был совсем небольшой: подметать двор, доставлять в усадьбу бочку с водой, обеспечивать хозяйство дровами, не пускать чужих людей, а ночью сторожить. Всю основную работу Герасим выполнял за полчаса. Трудился он очень усердно, как привык в деревне. Везде и во всем у него был образцовый порядок. Но не любил он своего нового места жительства, тосковал, душа его так и рвалась в родной деревенский дом. Чувствовал он себя зверем, которого поймали и заточили в клетку.

Жилище его было весьма скромным и в самом деле похожим на тесную клетку. Он обустроился в небольшой комнатушке прямо над кухней. Обстановка в ней была очень простая. Мебели было совсем мало, только самое необходимое: кровать, столик и стул. Но вся она была очень прочная, дубовая, чтобы выдерживать вес деревенского богатыря. Свою каморку Герасим всегда запирал на ключ — он был всё-таки нелюдимым и не любил, чтобы к нему заходили посторонние.

Дворовые люди, которые жили у барыни, к Герасиму относилась с опаской. Они побаивались глухонемого из-за того, что характер у него был уж больно строгий и серьезный, а ещё из-за его необычайной силы и сурового молчания. «Кто знает, что у него не уме», — наверное, думали они. За глаза они называли дворника «лешим».

Как-то раз это богатырь Герасим спас маленького щеночка, взял его к себе в каморку, отогрел, обсушил и накормил. Он так заботился о своем питомцем, как «ни одна мать не ухаживает за своим ребенком». Оказалось, что за суровой внешностью и могучим телосложением скрывается очень доброе, нежное сердце. Герасим назвал собачонку Муму, потому что никакого другого слова, кроме этого мычания, он не мог произнести. Муму всегда с радостью отзывалась на это незамысловатое имя. Герасим с теплотой заботился о собачке, любил её без памяти. Всю свою нерастраченную ласку он подарил этому маленькому преданному существу. А Муму ходила за ним по пятам, беспрекословно слушалась и верно ему служила.

Но недолго пришлось им счастливо вместе жить. Чувствуя свою беспомощность, от безысходности и отчаяния Герасим утопил Муму. Для него это была невосполнимая потеря. Он вырастил её как родного ребенка, и своими же руками ему пришлось её убить. Сердце его дрогнуло, тяжелые слёзы катились из его глаз, но он в тот момент не видел другого выхода.

После гибели собачки Герасим больше не мог вынести своего заточения в городе. Он проявляет решительность, которая раньше ему была несвойственна, и возвращается в родную деревню. Хотя он прекрасно понимает, то за подобное своеволие — побег — ему грозит тяжелое наказание: каторга или даже смерть.

Мне жаль Герасима. Судьба была к нему сурова. Лишенный дара слуха и речи, он оказался лишенным всего, что было дорого его сердцу, доставляло ему радость и утешение. И всё же я не совсем понимаю героя рассказа: почему он всё-таки решил утопить бедное животное. Наверняка, можно было найти какой-то выход. Например, отдать её в добрые руки. Какие мысли и переживания терзали Герасима и почему он совершил свой жестокий поступок, нам, к сожалению, уже не узнать.

Краткий пересказ

В начале читателю рассказывается о чувствах Герасима к Татьяне. Он ухаживает за девушкой, дарит небольшие подарки и всячески опекает. Зная, какой он хороший работник, барыня к нему благоволит. Герасим даже хотел попросить у неё разрешения на брак. Но не успел. Барыня решила выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона Климова, так как думала, что женитьба повлияет на него лучшим образом, и тот перестанет пить.

Опасаясь, что Герасиму эта новость не понравится, дворецкий решил «опорочить» Татьяну в глазах дворника. Он велел ей притвориться пьяной, а так как Герасим на дух не переносил людей, употребляющих алкоголь, уловка дворецкого сработала.

Татьяну выдали замуж, но это не помогло отучиться пить Капитону Климову. Через некоторое время, устав от его вечных попоек, барыня решает выслать башмачника в деревню вместе с молодой женой.

На этом этапе мысленно можно закончить первую часть рассказа. Вторая начинается с того, что Герасим, проводив повозку с Татьяной до реки, находит у берега утопающего щенка.

Эта собака становится своеобразной «отдушиной» в раненом сердце глухонемого дворника. Он её воспитывает и нянчится с ней, как с ребёнком. Муму, а именно на эту кличку стала откликаться умная собачонка (так как Герасим мог только мычать), полюбилась всем дворовым людям.

На несчастье собаки, однажды её увидела барыня. Почему-то невзлюбив Муму, капризная старушка велела от неё избавиться. Собаку даже пробовали продать, но та вернулась обратно. Герасиму ничего не оставалось, как самому избавиться от единственного любящего существа.

Сцена прощания прописана очень выразительно. Нарядная одежда Герасима и последний ужин собаки. Даже 2 скупые слёзы, которые скатились из глаз дворника «одна упала на крутой лобик собачки, другая — в щи. Он заслонил лицо своё рукой».

Герасим сел в лодку, выплыл на середину реки, привязал 2 кирпича к шее собаки и сбросил её воду.

После возвращения в дом барыни он собрал свои вещи и пешком ушёл в родную деревню. Хозяйка сначала хотела его вернуть, но потом передумала, так как поняла, что больше не дождётся такой преданной верности от своего дворника. Вскоре и сама она умерла, а новые владельцы забыли про глухонемого.

Несмотря на то что рассказ заканчивается вполне благополучно: «живёт до сих пор Герасим бобылём в своей одинокой избе; здоров и могуч, работает за четырёх, важен и степенен», лёгкий осадок грусти после прочтения всё же остаётся.

Вариант 2

Собачка по имени Муму – главная героиня одноименного рассказа Ивана Тургенева. История настолько трагическая, что способна затронуть душу даже самого равнодушного читателя. Муму была еще совсем щенком, примерно трех недель от роду, но уже достаточно настрадалась и выглядела измученной и истощенной. Попав в очередную беду она чуть было не утонула. Ей на помощь подоспел немой дворник по имени Герасим. Эта встреча навсегда изменила их жизнь. В лице друг друга они обрели верных и преданных друзей. Они понимали друг друга без слов. Такую необычную кличку собачка получила из – за того, чтобы единственные звуки, которые мог произносить Герасим были мычащие.

Для Герасима, разлученного с любимой женщиной, Муму стала единственным утешением. Несмотря на все несчастья, выпавшие на долю Муму она осталась добродушной, ласковой, игривой и способной на любовь и преданность по отношению к новому хозяину. В заботливых и любящих руках Герасима Муму из тщедушной и невзрачной дворняги превратилась в благородного и красивого пса, оказавшего породистым. Муму была схожа с испанским длинноухим спаниелем. Ее большие умные глаза были наполнены верностью, она всюду следовала за любимым хозяином. Герасим дарил своему верному другу всю свою нерастраченную любовь, ухаживал за ней и заботился как о собственном ребенке.

По мере того, как собачка подрастала автор все более подробно раскрывал читателю ее характер, описывая ее как воспитанную, благородную, вежливую и очень умную. Муму никому не давалась в руки, кроме хозяина и никогда не лаяла без видимой на то причины. Даже в еде Муму была аккуратна настолько насколько это было возможно.

Муму была не только верным другом, но и помогала Герасиму в работе охраняя его инвентарь. Она всегда прислушивалась к незнакомым шагам.

Муму была очень привязана к Герасиму и даже на расстоянии чувствовала своего хозяина. Но Муму боялась барыню, от которой веяло злом и всячески старалась избегать встреч с ней. Когда же избегать этих встреч не удавалось Муму начинала рычать. Барыня недовольная собачкой приказала от нее избавиться. Чтобы избавить Муму от предстоящих страданий Герасим принял тяжелое для себя решение своими руками лишить жизни верного друга. Отведя к речке ни о чем не подозревающую Муму Герасим ее утопил. Она была спокойна, ведь не ждала от своего хозяина такого предательства.

5 класс

Другие сочинения: ← Описание внешности и положения Герасима в рассказе Муму↑ ТургеневОписание природы в произведении Бежин луг →

Образ и описание Муму

Образ собаки очень важен для понимания чувств главного героя. Условно описание внешности собаки можно разделить на 3 части:

  1. Мокрый щенок — таким предстала Муму в первый раз перед Герасимом. Утопающий в тине беспомощный собачий ребёнок, который с отчаянием и упорством боролся за свою жизнь.
  2. Обсохшая собачка с разными глазами — такой оказалась Муму после того, как её спас Герасим. Глаза были разного размера, потому что щенку не было даже месяца от роду, и они ещё не успели открыться полностью. Малышка даже не умела самостоятельно лакать молоко.
  3. Взрослая собака — испанской породы, очень умная с выразительными глазами. У неё были длинные уши и пушистый хвост. Отличалась дружелюбным характером и безграничной преданностью своему хозяину.

Выбирая тему для сочинения по рассказу Тургенева «Муму», многие школьники не придают должного внимания характеристике собаки в целом, довольствуясь только описанием её масти и породы, а зря. Именно поведение Муму и её отношения с хозяином более точно раскрывают картину внутреннего мира Герасима.

Качества собаки

Раз автор решил сделать своего главного героя глухонемым, то при помощи отношения с собакой он как бы описывает чувства и мысли Герасима. Обладая огромной физической силой, в душе мужчина оставался добрым и нежным человеком.

В Муму он нашёл качества, которые так и не смог отыскать в людях:

  • любовь;
  • понимание;
  • верность.

Ведь если вспомнить, сам он обладал именно этими чертами, поэтому думал, что все окружающие люди должны быть такими. Но за свою жизнь он сталкивался с совершенно противоположным поведением:

  1. Предательством барыни, которой он служил верой и правдой.
  2. Разочарованием в любимой девушке, ради которой даже пренебрёг своим уединением.
  3. Нечестными поступками в лице крепостного Степана, который обманом решил продать собаку.

Все качества, которые Герасим так отчаянно пытался найти в людях, он нашёл в собаке. И пусть она не могла ничего сказать, мужчине это было неважно, он привык понимать по поступкам. А именно действия собаки, например, возвращение домой после продажи, были самым веским аргументом в пользу животного.

Убийство друга

Муму была не просто собакой — другом. Именно поэтому Герасим взвалил на себя эту тяжёлую ношу — убийство. Он просто не мог представить, что кто-то другой будет находиться рядом с его другом в последние минуты его жизни.

Неслучайно этот рассказ включён в школьную программу по литературе именно в 5 классе. У детей этого возраста ещё не до конца сформирована личность и характер.

Написание сочинения по «Муму» Тургенева помогает раскрыть скрытые черты характера ребёнка, а значит, успеть скорректировать его личностные качества.

Анализ произведения

Сюжетная линия

В основе рассказа лежат реальные события, которые происходили в доме у матери Тургенева в Москве. Автор повествует о жизни барыни, в служении у которого находится глухонемой дворник Герасим. Слуга начинает ухаживать за прачкой Татьяной, но барыня принимает решение женить её на своем башмачнике. Чтобы разрешить ситуацию дворецкий барыни предлагает Татьяне предстать перед Герасимом пьяной, чтобы отвратить его от себя. И эта хитрость срабатывает.

Через год прачка и башмачник уезжают в деревню по приказу барыни. Герасим же приносит с собой выловленного из воды щенка и дает ему кличку Муму. Барыня узнает о присутствии собаки во дворе одной из самых последних и никак не может наладить отношения с животным. Получив приказ избавиться от собаки, дворецкий пытается тайно продать Муму, но она сбегает обратно к Герасиму. Когда до дворника доходят сведения, что барыня недовольна, он отправляется на пруд, где топит собаку, а сам принимает решение вернуться к себе в деревню, а не в столичный дом барыни.

Подробнее: И.С. Тургенев «Муму»: сюжет и краткое содержание рассказа

Повесть «Муму», написанная Тургеневым в начале 50-х, не принимала цензура. Критики посчитали сюжет безобидного произведения щекотливым, неуместным в печати. Читатели могли проникнуться жалостью к главному герою, мужику темному, необразованному, а это недопустимо. Тем не менее повесть вышла в 1854 году.

Молчаливый великан

Барыню окружала многочисленная дворня. Среди челяди примечательных личностей не было. Исключением стал Герасим, характеристику которому автор дает весьма подробную. Сложен он был по-богатырски: высок, крепок. Однако глухонемой с рождения. Герасим отличался от прочих дворовых невиданной силой, благодаря чему и попал к барыне. Когда-то она забрала его из деревни, где он жил одиноко в маленькой избушке. Трудился Герасим за четверых. Постоянное молчание придавало рабочему процессу некую торжественность.

Одиночество

Не родись Герасим глухим, всякая девка пошла бы за него. Но такой изъян поставил крест на семейной жизни. Это очень важный момент в характеристике Герасима. Герой повести обречен на одиночество.

Итак, мужика, отличавшегося небывалой силой и старательностью в работе, привезли в Москву, переодели и определили дворником. Городская жизнь ему не понравилась: он привык к деревенскому быту.

Характеристика Герасима: молчаливый, трудолюбивый. И, как уже было сказано, очень одинокий. Любой другой человек привыкает к новой обстановке благодаря общению. У Герасима такой возможности не было. Он за два-три часа выполнял всю свою работу, которая по сравнению с крестьянской казалась ему слишком легкой, а затем растерянно останавливался посреди барского двора и глядел на проходящих.

Давая характеристику Герасиму, автор говорит: «он был похож на степенного гусака». Дворник любил порядок, всегда блестяще выполнял свои обязанности, но без лишней суетливости. Примерно спустя год после того, как Герасим прибыл в Москву, произошел случай, который лег в основу сюжета повести «Муму». Образ Герасима раскрывается в кульминации. Но прежде стоит рассказать об одной из героинь произведения Тургенева.

Татьяна

Среди дворни была маленькая, пугливая женщина, не видевшая за свою жизни ничего хорошего. Герасима она боялась. А тот проникся к ней глубоким чувством. И появился у Татьяны, на ее же беду, заступник.

Будучи, как и все немые, весьма догадлив, Герасим чувствовал, когда над Татьяной насмехались. Дворовые боялись его, а потому и при нем не позволяли себе шуток в адрес безобидной, пугливой женщины. Герасим уже мечтал о том, как женится на Татьяне. Однако барыне однажды пришло в голову выдать Татьяну замуж за Капитона — горького пьяницу и бездельника. Что и было исполнено.

816081 1520776817

Муму

Вероятно, в тот день, когда Татьяна вышла замуж за башмачника Капитона, Герасим распрощался с мечтой о женитьбе. И позже нашел у пруда маленького щенка. Не каждая мать заботится так о своем ребенке, как Герасим заботился о собачонке.

В его душе, видимо, было немало нерастраченной любви и нежности. Сперва Муму являла собой болезненную, слабую дворняжку. Но стараниями Герасима превратилась в ладную собачонку с длинными ушами и пушистым хвостом. Стоит сказать, что это была очень умная собака. Оно попусту не лаяла и не скулила, была со всеми приветлива. Однако любила только Герасима.

932461 1520776818

Старая барыня

Однажды она увидела на своей клумбе собачонку и тут же потребовала принести ее в дом. Но Муму, в отличие от приживалок и лакеев, лицемерить не умела. Она не стала вилять хвостом перед барыней, забилась в самый дальний угол, а когда та подошла к ней, зарычала. Это, казалось бы, незначительное событие изменило судьбу Герасима.

Барыня приказала избавиться от собаки. Сперва дворецкий отнес Муму подальше от дома. Хозяин долго искал свою собаку, обошел чуть ли не всю Москву. Но не нашел. Муму сама вернулась к своему благодетелю. Однако Барыня настаивала, требовала избавиться от собаки раз и навсегда. Тогда глухонемой взял своего питомца, отнес к реке и утопил.

172899 1520776818

Как изменился Герасим после гибели Муму

Он вернулся в свою каморку, что недалеко от барского дома, но надолго здесь не задержался. Спешно собрал свои пожитки и отправился в деревню. Беглого дворового не стали возвращать в Москву. В деревне Герасим работал так же исправно. Однако крестьяне говорили, что после Москвы он сильно изменился. Отныне он не интересовался женщинами и никогда не заводил собак.

Открытый урок литературы в 5 классе

Тема: И.С. Тургенев. Рассказ «Муму». Образ Герасима.

Канина Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы,

Тип урока:

урок «открытия» новых знаний.
Цели урока:

Образовательные:

проанализировать первую часть рассказа (образ барыни, Герасима; образ Татьяны и Герасима); формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение выражать свои мысли, оценивать поступки героев, делать выводы.
I. Развивающие: развивать устную речь обучающихся; навыки анализа образа литературного героя и навыки сравнения героев произведения.
II. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; гуманное отношение к человеку.
Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом, наглядный метод (презентация).
Приемы: диалог, комментированное чтение, выразительное чтение, построение кластера, фронтальный опрос, художественный пересказ.
Средства обучения:
компьютер, проектор, презентация, учебник, иллюстрации к произведению, наглядный материал (иллюстрации, детские рисунки).
Ход урока

I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Презентация (слайд 1)
Учитель: Сегодня у нас особенный урок, мы познакомимся с творчеством великого русского писателя И. С. Тургенева, его рассказом «Муму».
При подготовке к уроку вы изучили биографию И. С. Тургенева. Какие основные факты из жизни писателя вам запомнились? (ответы учеников)
II. Проверка домашнего задания (задачи: проверка домашнего задания, актуализация и «выход» на объяснение нового материала) слайд 2.
Учитель: Дома вы читали рассказ «Муму». Работаем в группах. Восстановите последовательность эпизодов. Для более продуктивной работы, каждой группе в помощь предлагаются памятки-инструкции. Нет ошибок – «5»; одна или две ошибки – «4»; три, четыре ошибки – «3». Проверка слайд 3.

III. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
1. Ребус слайд 4.
Учитель: Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.
r г l л g у d х s о n н i е w м z о й (ГЛУХОНЕМОЙ)
Учитель: Что обозначает это слово? (Лишенный способности говорить вследствие врожденной или приобретенной глухоты). Как вы думаете, кому будет посвящен наш урок? (Герасиму).
2. Составление кластера.


Карточка
Восстановите последовательность эпизодов в рассказе «Муму». Поставьте номера 1–9.
1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.
2. Жизнь Герасима в доме барыни.
3. Герасим находит щенка.
4. Любовь Герасима к Татьяне.
5. Расставание с Татьяной.
6. Барыня требует уничтожить собаку.
7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.
8. Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.
9. Встреча Муму и барыни
Учитель: Ребята, когда вы впервые видите человека, на что сначала обращаете внимание? (Внешний вид, одежда…). Чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков? (Нет). На что еще необходимо обращать внимание, чтобы лучше узнать незнакомца? (На поступки, на отношение к окружающим людям…). Для чего нужно обращать внимание на все это? (Чтобы, понять: что из себя представляет этот человек, какими нравственными качествами обладает…).
Выстраивается схема.
Учитель: Молодцы! Герасим – это новый для нас персонаж из рассказа И.С. Тургенева «Муму». Чтобы понять, что из себя он представляет, на что мы будем обращать внимание, когда вновь будем перечитывать это замечательное произведение? (На портрет, на поступки…)
Слайд 5
Учитель: Теперь посмотрите на экран — у нас получился кластер, который поможет нам при знакомстве с Герасимом.

Учитель: А теперь давайте попробуем сформулировать тему урока. Образ Герасима.
Слайд 6
Запишите тему урока в тетрадях.
IV. Открытие нового знания. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель: Охарактеризуйте одним словом (эпитетом) Герасима. Посмотрите: герой один, а мнений о нем много. Попробуем разобраться, что из себя представляет этот человек.
1.Работа с текстом. Достижение понимания на уровне содержания.
Учитель: Как выглядит дом барыни? Что мы узнали о ней в самом начале рассказа?
Слайд 7
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»
Учитель: Как вы понимаете слова: «День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи»?
(Утром человека называют его детство и юность, день – это зрелость, вечер – старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной).

Итак, обобщим наши наблюдения. Какие эпитеты помогают понять, как жила барыня?
ИЛЛЮСТРАЦИЯ НА СТР.195. «Благодетельница» Художник Трутовский Константин Александрович. Данная иллюстрация не изображает какой-либо эпизод из рассказа И.С. Тургенева «Муму», но рисует тип барыни, близкий тургеневской.
(БЛАГОДЕТЕЛЬНИЦА – лицо, оказывающее кому-л. покровительство, помощь, услугу.)
(ПРИЖИВАЛКА – бедная женщина, жившая из милости в чужом богатом доме, не имевшая никаких определенных обязанностей и развлекавшая хозяев, составляя их общество.)
Портрет Герасима. Слайд 8
Учитель: Давайте прочитаем 2 абзац рассказа и ответим на вопрос: Чем выделяется Герасим среди окружающих? С какой авторской характеристики начинается повествование о нем?
«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим, мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рожденья. Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей. Постоянное безмолвие придавало торжественную важность его неистомной работе. Славный он был мужик, и не будь его несчастье, всякая девка охотно пошла бы за него замуж… Но вот Герасима привезли в Москву, купили ему сапоги, сшили кафтан на лето, на зиму тулуп, дали ему в руки метлу и лопату и определили его дворником».
(«Замечательный» – 1. Выдающийся, необычайно хороший. 2.То же, что примечательный, достойный особого внимания. «Славный» – 1. Пользующийся славой, широко известный чем-то выдающимся. 2. Симпатичный, очень хороший – разг.)
Учитель: Как работал Герасим? Подберите синонимы к прилагательному «неистомная» работа (неуемный, неутомимый, неугомонный, не знающий отдыха, не знающий устали).
Учитель: Но вот привычный ход его жизни нарушается. Как сказано об этом в тексте? Слайд 11.
(«…привезли в Москву, купили…, сшили…, дали… и определили…»)
Какой же силой должна обладать одинокая старушка, чтобы так обойтись с богатырем? (Старуха – помещица, а Герасим – крепостной)
Кто такой «крепостной крестьянин» и кого называют «тягловым» исправным мужиком мы узнаем из исторической справки.
4. Историко-культурный контекст рассказа

(историческую справку заранее готовит учащийся 5 класса).
Слайд 9
Крепостные крестьяне – прикрепленные к земле и лично подчиненные одному хозяину крестьяне. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а ее детей – другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).
«Тягло» – крепостная повинность, которой помещики облагали своих крестьян. Тургенев подчеркивает, что Герасим был полноценным работником, несшим все крестьянские повинности.
5. Работа с термином «сравнение».
Чтение текста.

«Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле… Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое делается, – скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, – взяли, поставили на вагон железной дороги – и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат – бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; в полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь…»
Учитель: Что такое сравнение? (сравнение

– это художественный прием, при котором образ создается посредством сравнения одного объекта с другим). Найдите сравнение в описании Герасима.
Все определения записываются в словариках.
Карточка

«вырос немой и могучий, как…………. (дерево растет на плодородной земле)»
«скучал и недоумевал, как ………. (недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо)»

«бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как……… (пойманный зверь)»

«дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как………(стекло, и летят во все стороны осколки и поленья)»
Учитель: Продолжите мою фразу: Эти сравнения помогают подчеркнуть…..(его любовь к свободной жизни)
5. Знакомство с новым термином.

Гипербола. 1 абзац «Ему отвели…»
Слайд 10
Учитель: Прочитайте описание каморки Герасима. Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье дворника?
«Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбаках, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее – не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика – стул на трех ножках, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили». (Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный).
Учитель: Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы (гипербола – намеренное преувеличение). Найдите примеры гипербол в тексте.
(– он работал за четверых;
– один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли;
– сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой…)
6. Работа в группах. Анализ рисунков.
Слайд 11 + рисунки на доске
Учитель: А теперь посмотрите на ваши рисунки и иллюстрации известных художников. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника переданы на рисунках? Напишите ответы и аргументируйте их.
8. Физкультминутка (упражнение для глаз)
9. Отношение Герасима с дворовыми и Татьяной.
Слайд 12, 13
Учитель: И.С. Тургенев назвал своего героя Герасимом. Что обозначает это имя и соответствует ли оно герою? Докажите примерами из текста (значение имени Герасим произошло от греческого имени Герасимос, означающее «уважаемый», «почтенный»)

«Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, – а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице. Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, – а то беда! Увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака».
Учитель: Как сложились отношения Герасима с дворовыми? Почему Герасим чувствует свое превосходство над окружающими? Воспроизведите эпизоды столкновений между обитателями барского дома.
Учащиеся читают текс из учебника «…а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики».
Учитель: Докажите, что «светлым пятном» в жизни Герасима была Татьяна. («Полюбилась она ему; кротким ли выражением лица, робостью ли движений – бог его знает!»)
Что она была за человек? (учащиеся ищут ответ в учебнике)
«С ранней молодости ее держали в черном теле; работала она за двоих, а ласки никакой никогда не видала; одевали ее плохо, жалованье она получала самое маленькое; родни у ней все равно что не было: один какой-то старый ключник, оставленный за негодностью в деревне, доводился ей дядей, да другие дядья у ней в мужиках состояли, – вот и все. Когда-то она слыла красавицей, но красота с нее очень скоро соскочила. Нрава она была весьма смирного, или, лучше сказать, запуганного, к самой себе она чувствовала полное равнодушие, других боялась смертельно; думала только о том, как бы работу к сроку кончить, никогда ни с кем не говорила и трепетала при одном имени барыни, хотя та ее почти в глаза не знала».
Учитель: Почему Татьяну не радовали, а пугали знаки внимания со стороны Герасима? Что решила причудливая старуха?
10. Выразительное чтение эпизода
«Опьянение Татьяны» (учащиеся читают текст из учебника)
«Хитрость удалась как нельзя лучше. Увидев Татьяну, он сперва, по обыкновению, с ласковым мычаньем закивал головой; потом вгляделся, уронил лопату, вскочил, подошел к ней, придвинул свое лицо к самому ее лицу… Она от страха еще более зашаталась и закрыла глаза… Он схватил ее за руку, помчал через весь двор ж, войдя с нею в комнату, где заседал совет, толкнул ее прямо к Капитону. Татьяна так и обмерла… Герасим постоял, поглядел на нее, махнул рукой, усмехнулся и пошел, тяжело ступая, в свою каморку…»
Учитель: Как ведет себя Герасим после этого случая?
«Целые сутки не выходил он оттуда. Форейтор Антипка сказывал потом, что он сквозь щелку видел, как Герасим, сидя на кровати, приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча – пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой, как ямщики или бурлаки, когда они затягивают свои заунывные песни. Антипке стало жутко, и он отошел от щели».
Учитель: Какие качества характера проявляются в его поведении? Назовите ключевые слова, передающие состояние души героя.
(Он «целые сутки не выходил» из своей каморки; «приложив к щеке руку, тихо, мерно и только изредка мыча, пел, то есть покачивался, закрывал глаза и встряхивал головой»; «с реки приехал без воды: он как-то на дороге разбил бочку»; «усердно чистил и тер свою лошадь». О его страданиях можно судить лишь по внешним признакам).
Учитель: Выразительно прочитайте эпизод прощания Герасима с Татьяной. «Прошел еще год, в течение которого Капитон окончательно спился с кругу и, как человек решительно никуда негодный, был отправлен с обозом в дальнюю деревню, вместе с своею женой. В день отъезда он сперва очень храбрился и уверял, что куда его ни пошли, хоть туда, где бабы рубахи моют да вальки на небо кладут, он все не пропадет; но потом упал духом, стал жаловаться, что его везут к необразованным людям, и так ослабел наконец, что даже собственную шапку на себя надеть не мог; какая-то сострадательная душа надвинула ее ему на лоб, поправила козырек и сверху ее прихлопнула. Когда же все было готово и мужики уже держали вожжи в руках и ждали только слов: «С богом!», Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад. Татьяна, с великим равнодушием переносившая до того мгновения все превратности своей жизни, тут, однако, не вытерпела, прослезилась и, садясь в телегу, по-христиански три раза поцеловалась с Герасимом. Он хотел проводить ее до заставы и пошел сперва рядом с ее телегой, но вдруг остановился на Крымском броду, махнул рукой и отправился вдоль реки».
Слайд 14
Учитель: Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной? Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел ее и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок…».
VI. Самостоятельная работа с проверкой.
Слайд 15
Учитель: А теперь попрошу вас составить небольшую характеристику Герасима, используя материалы сегодняшнего урока.

VII. Рефлексия деятельности.


Учитель: Пожалуйста, все встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.
Если вам было скучно, не интересно, то поднимите руки вверх.
Если вы себя чувствовали отлично, то хлопните в ладоши.
Если вы получили на уроке новые знания, тогда сядьте на свои места.
Учитель: Спасибо за ответы. Все мы имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках.
VIII. Домашнее задание.
Слайд 16
Учитель: Вам необходимо составить рассказ о Герасиме от имени Татьяны, барыни (на выбор).

Заместитель директора МБУ «Школа № 88» Л.В. Тулупова

Слайд 1

Слайд 2

2

Мужчина 12 вершков роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых — дело спорилось в его руках.
Во дворе московского поместья Герасим смотрится, как Гулливер среди лилипутов.
Эпитет – это слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его свойства, качества и признаки.
Описывая Герасима, автор употребляет такие эпитеты, как могучие руки, богатырская сила.

Слайд 3

3

Вообще, Герасим был нрава строгого и серьёзного, любил во всём порядок, даже петухи при нём не смели драться, — а то беда!
Мир безмолвия, в который погружён богатырь, прост и суров, избыточно полон трудов, послушания и строгого порядка.
Мир слов, в котором живут все обитатели поместья, включая старуху-барыню, — лжив, хитёр, жесток и порочен.

Слайд 4

4

Со всей челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских – они его побаивались, — а коротких: он принимал их за своих.

Слайд 5

5

Слайд 6

6

В. М. Максимов. Всё в прошлом.

Слайд 7

7

История Герасима и Муму – это история любви двух одиноких сердец во враждебном мире.

Слайд 8

8

Никто не сочувствует Герасиму. Если он глухонемой, значит, человек второго сорта.

Слайд 9

9

Капризы барыни – для всех закон.

Слайд 10

10

Решающий поединок Герасима с трусливой челядью похож на сказочное действо, богатырскую победу над нечестивыми, торжество русского духа.
Каморка Герасима – маленькая крепость. Отношения между Герасимом и населением «двора» переходят во враждебные и принимают характер военных действий.

Слайд 11

11

Высшее мистическое проявление любви Герасима к Муму заключено в его готовности убить самое дорогое на свете существо.

Слайд 12

12

Сравнение – это художественное определение одного предмета или явления при помощи сопоставления с другим.
Сравнения помогают нам понять состояние Герасима в разные периоды его жизни. Когда его привезли из деревни в город, он был похож на загнанного зверя, молодого быка, попавшего с плодородного поля в вагон железной дороги. В конце повести герой похож на льва, царя зверей, свободного и раскрепощённого.
Герасим всегда беспрекословно подчинялся барской воле, но, когда погибла Муму, в нем поднялось чувство протеста против равнодушия и лицемерия, царившего в барском доме, против причуд скучающей старухи. Пробудившееся человеческое достоинство, тяга к земле стали сильнее привычной рабской покорности, и герой понял, что по-прежнему жить не сможет.

Слайд 13

13

Герой отличается от других тем, что в условиях крепостного права, уродующего человеческую душу, он один сохранил доброту, честность, порядочность, чувство собственного достоинства, гордость и независимость.
Пейзаж – художественное описание природы.
Герасим глубоко чувствует природу, её красоту. В финале рассказа описание прекрасной летней ночи и наступающего утра помогают понять новое душевное состояние героя, ощущение свободы, красоты жизни.
Почему Герасим назван в рассказе «самым замечательным лицом»?

Слайд 14

14

Это рассказ о неизбежной гибели крепостного права, о том, что грядут новые времена.
Главная мысль рассказа «Муму».
«Бунт» Герасима воплощён не только в уходе из московского поместья, но и в окончательном отчуждении от людей.
Завьялов. Месть Самсона. 1836

Слайд 15

15

Тестовая работа по произведению
У себя в деревне Герасим:
А)пахал Б)плотничал В)был кузнецом
2. В городе он стал:
А)сапожником Б)дворником В)портным
Жил Герасим у барыни:
А)вместе с другими
Б)отдельно от всех
В)у него не было своего угла
Дворня относилась к нему с:
А)любовью Б)уважением В)ненавистью
На какую степенную птицу походил Герасим?
А)петух Б)индюк В)гусак
По характеру он был:
А)общительным Б)добродушным В)замкнутым
7. Что подарил он Татьяне в первый раз?
А)крендель Б)шоколад В)пряничного петуха
Герасим желал жениться на Татьяне, потому что:
А)было одиноко жить в каморке
Б)полюбилась Татьяна
В)было трудно справляться с домашними делами

Появление Муму в жизни Герасима:
А)отдалило его от людей
Б) не изменило его жизнь
В) позволило отдать всю невостребованную любовь
В предложении: «Он шёл с какой-то несокрушимой отвагой, с отчаянной и вместе с тем радостной решимостью» выделенные слова являются:
А)эпитетами Б)аллегорией В) сравнением
Слова «решимость» и «отвага» – это:
А)синонимы Б)омонимы В)антонимы
Описывая Герасима: «вырос немой и могучий, как дерево растёт на плодородной земле»-автор использовал:
А)сравнение Б)эпитет В) олицетворение
Герасим ушёл из Москвы, потому что:
А)соскучился по дому
Б)устал от городской жизни
В)эта жизнь ему стала невыносима
В основе произведения лежит:
А)художественный вымысел
Б)историческая реальность
В)фантастическое событие

За свою жизнь писателя Иван Васильевич Тургенев, смог написать множество произведений, но читатели хорошо приняли не многие. Одним из лучших произведений, по мнению читателей, является «Муму».

Главный герой этого произведения глухонемой человек, которого звали Герасим. Он был один и жил в старой избе. Но не все было так просто. Он был как и все крестьяне крепостным. Он трудился у хозяйстве Московской барыне. Он всегда выполнял самую трудную и тяжелую работу.

Все крестьяне, которые работали вмести с Герасимом дали ему прозвище Богатырь. Это было совсем не случайно, так как он был высокого роста и был очень сильным. От работы он не чувствовал усталости и очень часто помогал другим крепостным. Он работал со дня до ночи, выполняя очень большой объем работы в поместье. Он и пахал и колол дрова.

Однажды барыня заметила Герасима, как хорошего работника и подумала перевести его в Москву. Она его забрала из его деревни и увезла с собой в Москву. Это наверное из-за того, что он был настоящим честным работником. По приезду в новый дом он получил новую одежду и новую работу. Раньше он был пахарем, а теперь он сторож и дворник.

Работа ему давалась легко, так как он был привыкший к тяжелому физическому труду. Здесь он делал малое количество дел. Он убирал двор, возил воду и колол дрова, а ночью охранял поместье. Сделать все свои дела, он успевал за два часа и получалось так, что почти весь день у него был свободный. Каждую ночью в своей сторожки он скучал по своей деревни. Пусть его изба была не в самом хорошем состояние, но все ровно он привык к ней.

Городские крепостные с самого начала не полюбили Герасима. Они боялись его из-за его силы и постоянного молчания. И из-за этого они прозвали Герасима Лешим.

Однажды он нашел щенка, которого взял себе на воспитание. Он его выкормил и приютил. Этот щенок стал для лучшим другом. Он дал ей кличку Муму, так как нечего кроме этого сказать немок. Тогда все крепостные увидели, какой Герасим заботливый. Он одарил ее своей любовью, а Муму всегда и везде слушала его.

Вариант 2

В рассказ русского писателя И.С.Тургенева «Муму», по данным исследователей, легли реальные события, которые происходили в московском доме матери писателя В.П.Тургеневой. Герасим, который занимает в произведении центральное место, был взят на основе реально существующего человека.

Прототипом этого персонажа послужил крепостной крестьянин Андрей по прозвищу Немой. Интересно отметить их главное и существенное отличие друг от друга. Так, если Герасим после исполнения приказа барыни утопить собачку исполняет его, и сразу уходит от неё, то Андрей Немой продолжает после этого и дальше верно служить своей хозяйке. Это все усиливает интерес к рассказу писателя.

Главный герой рассказа Герасим – дворник, высокий и богатырского телосложения, которого барыня забрала из деревни с собой в Москву. Он быстро и умело, с большим усердием выполнял всю порученную ему работу. Постоянно содержать порядок во дворе ему не составляло труда, ведь в деревне, будучи ещё крестьянином, он выполнял и не такую работу. Персонаж очень сильно тосковал по деревне, в городе он ощущал себя заточенным в клетку. Жилье его соответствовало этому чувству. Это была тесная каморка над кухней, которую он постоянно запирал на ключ. И вот он-то оказывается глухонемым человеком. Он может только мычать, по сути отчасти из-за этого рассказ и имеет такое название. Муму – это кличка щенка, данная ей Герасимом в силу недуга её хозяина.

Тургенев любил показать, как порой за грубой и жесткой внешностью, скрывается добрейшая и чувствительная душа. Рассказ «Муму» тоже можно отнести к этой любви писателя. Для окружающих Герасим — угрюмый, черствый и бесчувственный; его все сторонятся, хоть и уважают. Но благодаря собаке, мы видим сострадательного человека, с большим сердцем.

При прочтении меня очень поразило, как по велению барыни, главный герой собственноручно избавляется от самого дорого для него, от бедной собачки Муму…очень трогательная сцена. После этого трагического события Герасим окончательно замыкается в себе, и уезжает обратно в деревню. Больше к себе он так и не подпустит никого.

Сочинение про Герасима

В основе рассказа И. С. Тургенева, лежит реальное событие, имевшее место в доме Варвары Петровны Тургеневой, матери писателя.

В рассказе «Муму», описывается московский дом, в котором живет престарелая барыня. Она имела многочисленную дворню, среди которой выделялся Герасим, работающий дворником. Герасим – это здоровый, сильный мужик, настоящий русский богатырь. С рождения Герасим обладал одним недугом – он был глухонемой. Родом этот богатырь был из деревни, где считался самым исправным из деревенских мужиков. Обладая непомерной силой, Герасим трудился за четверых, исполняя всю крестьянскую работу. На него было приятно смотреть, когда он работал, такова была его сила и мощь, казалось, что он все делает играючи, не прилагая усилий.

Все изменилось после того, как из деревни Герасима забрали в город. Ему сшили новую одежду, дали метлу, и поставили работать дворником. Город не понравился Герасиму, с детства он привык дышать вольным воздухом, любил простор, тяжелый крестьянский труд, к которому был с детства привычен. Его тяготила городская обстановка, а работа, выполняемая Герасимом у барыни, казалась шуточной. Попав в город, он долго скучал и тосковал, но со временем человек привыкает ко всему, привык и Герасим. Он усердно и тщательно исполнял свою работу, он был приучен к порядку, и от всех требовал того же. С остальными дворовыми людьми Герасим объяснялся с помощью жестов, а так как он был строгим и серьезным мужчиной, все его побаивались и уважали. Жил он отдельно от всех в каморке, которую сам обустроил, и всегда закрывал ее на ключ, потому что не любил, чтобы кто-то к нему ходил.

Среди прислуги у барыни жила девка Татьяна, к которой Герасим начал проявлять чувства. Но барыне вдруг взбрело в голову, выдать ее замуж за Капитона, тоже из челяди. Побоявшись непредсказуемых действий немого, управляющий и дворня, сделали все возможное, чтобы отвратить Герасима от девушки. Через год, после ее отъезда, немой спас из воды щенка, которого принес в свою каморку. Всю свою любовь и нежность, Герасим отдал этой собачонке, он прикипел к ней всем сердцем. Муму, так Герасим назвал собаку, платила ему такой же любовью и привязанностью. Но и тут Герасима поджидало несчастье: барыня взъелась на собачонку, и приказала от нее избавиться. Настолько глубоко крепостничество въелось в души крестьян, что Герасим беспрекословно выполнил волю барыни, и утопил свою собаку. И только после такого поступка в его душе произошел перелом, и он взбунтовался. Герасим собрал свои вещи и ушел в деревню, выразив, таким образом, свой протест против системы.

Несколько интересных сочинений

  • Анализ сказки Орел-меценат Салтыкова-Щедрина сочинение

    Ключевой темой произведения является тема просветительства в общественной жизни, рассматриваемая писателем с использованием приемов острой, смелой сатиры на примерах птичьих образов.

  • Сочинение Что такое родной край (мой родной край)

    «Край родной, навек любимый», поётся в знаменитой песне. А что такое – родной край. И почему он такой любимый? Одни говорят, что это то место, где ты родился, другие скажут, что такое, где вырос.

  • Сочинение Семья Мармеладовых в Преступлении и наказании (роман Достоевского)

    Роман «Преступление и наказание» является одним из сложных произведений. В сложный для главного героя период, он встречает на своем пути девушку, чистой души человека, которую не затронули ни негативная атмосфера петербургских улиц

  • История донских Казаков уходит в глубину веков. Во времена Ивана Грозного, казаки дрались с крымским ханом, царица Екатерина любила, казаков, они пользовались большими привилегиями

  • Сочинение Примеры настоящего искусства из литературы 9 класс ОГЭ

    Настоящее искусство, всегда имело большое влияние на человека. Ведь человек, начиная с самого своего рождения, начинает воспринимать творчество. Когда мы маленькие, мы знакомимся с творчеством при помощи рисунков

Герасим – главный герой рассказа Тургенева И.С. «Муму». В образе Герасима в рассказе «Муму» автор воплотил лучшие человеческие черты. Доброта, любовь к труду, сила, сочувствие к слабым и беззащитным, любовь к животным, чуткость. Всеми этими чертами был наделен герой Тургенева. Когда читаешь рассказ, понимаешь, что автор и сам восхищается своим созданным героем, его жадностью к труду, его душевной добротой, силой. Тургенев сравнивает Герасима с большим деревом, что выросло на плодородной почве.

Образ Герасима в рассказе Муму

Герасим вырос в деревне и был крепостным. От природы глухонемой, этот богатырь был хозяйственным и имел большое сердце. Все, что он ни делал, выполнял искренне, старательно и от души. Очень любил деревню и землю, на которой работал. Но, волей судьбы его привозят в столицу, где ему приходится выполнять работу дворника. Эта должность была ему не по душе, как не по душе был город. Ему хотелось обратно, к природе, к земле, но так как изменить ничего нельзя, Герасим смирился и выполнял работу тщательно и ответственно. Из-за грозного вида, его все побаивались, но в то же время и уважали.

Герасим очень тоскует, скучает по деревне, за полевыми работами. Единственной отрадой были появившиеся чувства к Татьяне, но барыня выдает прачку замуж за другого, чем причиняет Герасиму боль, делая его несчастным. Но вскоре в его жизни появляется глоточек счастья в виде маленькой собачонки, которой мужчина дает кличку «Муму». Этого щенка он случайно находит у реки, и уже не смог пройти мимо. Он пригрел у себя собаку, откормил ее и стал ей другом. С появление четвероногого, жизнь Герасима стала ярче, радостней. Собака также полюбила мужчину и была всегда рядом. Но не долгим было счастье, так как барыня, увидев собаку, захотела с ней поиграть, а услышав в свой адрес рыканье, приказала убить. Как ни пытался Герасим спасти своего верного друга, все равно впоследствии ему пришлось собственноручно убить животное, поле чего оставаться в городе он уже не мог и самовольно, наплевав на всех, возвратился обратно в деревню.

Злая барыня сумела отобрать дорогое его сердцу, это Татьяну и собаку, однако ей так и не удалось сломить его, его силу духа, его чувство собственного достоинства.

  • Слушать рассказ на английском языке для начинающих
  • Слушать рассказ мамина сибиряка приемыш
  • Слушать рассказ миша ласкин
  • Слушать рассказ метель александр сергеевич пушкин
  • Слушать рассказ михаила пришвина осеннее утро