Второстепенные персонажи
- Заводской приказчик
– управляющий на рудниках. Злой, коварный человек, душегуб и обманщик.
- Второй заводской приказчик
– друг, сопровождавший Степана в самом начале произведения, когда тот впервые встретил Хозяйку. Герой во время этой встречи спал.
- Надзиратель рудничный
— надзиратель за крепостными работниками на рудниках.
- Настя
– простая девушка, в самом начале — невеста Степана, впоследствии – жена. Получила в подарок от Хранительницы рудников через Степана Петровича шкатулку с украшениями.
- Барин
– человек, которому принадлежали рудники, а также крепостной Степан. В его подчинении находился заводской приказчик.
Содержание «Медной горы хозяйки» с цитатами
«Медной горы хозяйка» краткое содержание с цитатами из произведения:
Однажды двое рабочих-горняков отправились на сенокос. Один из них был постарше, другой – совсем молодой еще парень. Из-за тяжелой работы на руднике, где они добывали малахит, их здоровье было серьезно подорвано, а в глазах, и вовсе «зеленью отливать стало».
Разомлев на солнце, товарищи решили прилечь под деревом, и вскоре заснули. Неожиданно молодой парень, которого звали Степаном, проснулся, будто его кто-то толкнул в бок. Неподалеку он увидел красивую молодую женщину с иссиня-черной косой и в богатом платье, какого «на свете не найдешь». Опытным глазом горняка Степан понял, что убранство ее было из редкого сорта малахита, а, значит, перед ним была хозяйка Медной горы.
Парень не на шутку испугался – от стариков он слышал, что хозяйка «любит над человеком мудровать». Только он собрался убежать подальше от этого места, как хозяйка повернулась к нему и окликнула. Степан оробел, но постарался не показать своего страха. Удивившись храбрости молодого рабочего, хозяйка Медной горы наказала ему передать заводскому приказчику, чтобы тот «с Красногорского рудника убирался».
В противном случае «малахитница» грозилась спустить всю медь так глубоко, что никто до нее вовек добраться не сможет. Если же Степан сделает все, как положено, она выйдет за него замуж. Кончив говорить, хозяйка Медной горы превратилась в юркую зеленую ящерку, и скрылась среди камней.
Пригорюнился Степан. Передать начальнику слова хозяйки – неловко, да и боязно, но еще страшнее отказать малахитовой владычице. На следующее утро парень решился, и при всех рабочих передал приказчику слова хозяйки Медной горы.
От подобной дерзости у «приказчика даже усы затряслись». Он приказал выпороть Степана, а после спустить его в шахту и приковать. Да, к тому же, отправил его в самый бедный забой, а норму добычи малахита поставил непомерно огромную.
Делать нечего, приступил Степан к работе и вскоре с удивлением заметил, что «малахит и сыплется, ровно кто его руками подбрасывает». Он понял, что это дело рук хозяйки, которая вскоре явилась перед ним во всей своей красе.
Она похвалила парня за его отвагу, и предложила посмотреть свое приданое. После этих слов открылись перед Степаном подземные богатства малахитовой владычицы: синие, лазоревые, медные, золотистые комнаты – несметные сокровища Урала.
«Малахитница» напомнила Степану о своем обещании выйти за него замуж. И тут парень совсем смутился – у него уже была невеста, хорошая, простая девушка, сиротка Настенька. Степан ответил хозяйке, что не возьмет ее в жены, потому что «другой обещался».
Услышав такой ответ, подземная владычица словно обрадовалась, и похвалила парня, что тот «не променял свою Настеньку на каменну девку». Она передала ему подарок невесте – большую малахитовую шкатулку с драгоценностями, и пообещала наладить его жизнь. Напоследок хозяйка наказала Степану никогда ее больше не вспоминать.
На следующий день приказчик удивился тому, сколько Степану удалось добыть отборного малахита. Он быстро смекнул, в чем дело, и пообещал, что сразу отпустит его на волю, как только он «малахитовую глыбу во сто пуд найдет». Степан справился с заданием, а после выполнил и барскую просьбу – отыскать такие огромные малахитовые камни, чтобы «из них вырубить столбы не меньше пяти сажен длиной». За свою старательность Степан и его невеста получили вольную.
Поначалу Степан зажил хорошо: женился, построил дом, «все как следует». Вот только не было ему истинного счастья, никак не мог он позабыть хозяйку Медной горы. Степан худел, слабел на глазах. Все чаще он стал наведываться к тому месту, где впервые встретился с «малахитницей».
После одной из таких прогулок Степан не вернулся домой. Его нашли мертвым, а возле него сидела крупная зеленая ящерка, и будто плакала над телом покойника. С тех пор местные жители пуще прежнего стали остерегаться хозяйки Медной горы – «худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало».
Заключение
Сказ Павла Бажова учит быть честным, порядочным, добрым по отношению к другим людям и бережным по отношению к природе и ее богатствам.
Сказка Бажова «Синюшкин колодец» – история, написанная в 1939 году, которая учит жить честно, по совести, трудиться в радость. Помнить, что злоба и жадность всегда наказываются. Краткое содержание «Синюшкин колодец» для читательского дневника поможет ознакомиться с сюжетом произведения и подготовиться к уроку литературы.
Краткое содержание сказа П. Бажова «Хозяйка медной горы»
В праздничный знойный день два заводских работника отправились смотреть траву. Во время дороги присели передохнуть и задремали. Более молодой из них пробудился и заметил перед собой красивую молодицу с черно-сизой косой.
Девица не сидела на месте: смеялась и с кем-то разговаривала на непонятном языке. Была одета в зеленый наряд из шелкового малахита – камня, похожего на ткань. Заводской работник смекнул, что пред ним сама Хозяйка медной горы.
Лишь только он об этом подумал, как девица обернулась и позвала работника, по имени Степан, к себе. Когда работник подходил, то увидел множество разноцветных ящерок, которые обступили его, а потом вместо ящериц главный герой обнаружил под ногами драгоценные камни.
Девица сказала ему, чтобы тот не боялся ее. Но Степан не хотел показаться трусом и ответил, что ничего не боится. На эти слова Хозяйка ответила, что тогда у нее есть просьба — сказать заводскому приказчику, душному козлу, чтоб тот покинул рудники. В награду сказала, что согласится выйти замуж за главного героя. Затем обернулась в ящерку и убежала.
Степан боялся, но не хотел прослыть трусом, поэтому озвучил слова девицы приказчику. Разумеется, тот рассердился и приказал надзирателю выпороть работника, а после заковать его в рудниках, где невозможно было что-то добыть. Ещё придумал и установил для провинившегося работника план на день, который так же было невозможно выполнить. События происходили во времена крепостного строя.
Прикованный цепями Степан начал работать и обнаружил, что камень «так и сыпется» и работа ладится. Тут появилась и сама хозяйка. По ее приказу ящерицы сняли цепи, и она предложила Степану показать свое приданое.
Под землей главный герой увидел комнаты диковинной красоты из дорогих камней и самоцветов. Хозяйка шла впереди, Степан за ней. Платье на девушке переливалось дорогими камнями и меняло цвет.
После они дошли до комнаты, где Хозяйка накормила Степана, поблагодарила за то, что выполнил ее просьбу и спросила, женится ли парень на ней. На что Степан Петрович ответил, что уже пообещал другой простой девушке Настасье повести ее под венец.
Хозяйка немного загрустила, но обрадовалась верности Степана. Когда парень уходил, из глаз девушки потекли слезы, которые превратились в драгоценные камни. Хозяйка собрала их в ладонь и отдала Степану со словами, что тот сможет их дорого продать. Еще вручила подарок для его невесты – шкатулку из малахита с разными драгоценными украшениями.
Опять Степан Петрович оказывается в руднике, ящерицы обратно заковали его в цепи. А шкатулка превратилась в маленькую так, чтобы работник ее смог спрятать. Оказалось, что камня было уже кем-то нарублено свыше заданной нормы.
Перевели главного героя в иной забой, он и там план перевыполнил. Заподозрил надзиратель что-то неладное, и пошел к заводскому приказчику с рассказом о том, что работник Степан продал душу нечистому.
Приказчик решил получить с этого свою выгоду и дал обещание Степану, что если в рудниках будет добыта стопудовая глыба малахита, то даст крепостному работнику волю.
В скором времени главный герой находит глыбу малахита, но вольную ему не дают. Из «Сам-Петербурху» приезжает барин, когда узнает о находке крепостного. Он поручает найти невольному работнику малахитовые камни, из которых можно бы было высечь столбы длиной не менее 5 сажен.
Степан был раз обманут, поэтому теперь требует вперед подписание вольной для себя и жены Настасьи. Барин подписал документ. Вскоре Степан находит необходимые камни, которые отправляют в главную церковь «Сам-Петербурха».
С того времени крепостной Степан становится вольным, а все драгоценные камни пропадают из рудников, уходят под землю.
Степан женился, обзавелся семьей, обустроил дом, но счастья в жизни «не поимел»: сделался не весел и словно болен. Купил ружье и стал на рудник наведываться. Говорил, что охотится там, но с добычей никогда не возвращался.
Однажды Степан ушел на охоту и не вернулся. По прошествии какого-то времени нашли его неживого с застывшей на лице улыбкой. Те люди, что обнаружили покойного, рядом видели огромную плачущую ящерицу.
В руке у Степана были зажаты камешки – медный изумруд. Как только ладонь разжали, они превратились в пыль. Людям со временем удалось выяснить, что были то слезы самой Хозяйки медной горы, которые Степан не стал продавать, а сберег, с ними же и смерть принял.
Сказка заканчивается словами: «Вот она, значит какая, Медной горы Хозяйка! Худому с ней встретиться – горе, и доброму – радости мало.»
Бажов «Медной горы хозяйка» очень кратко
Краткое содержание «Медной горы хозяйка» Бажов для читательского дневника:
Однажды крестьянин по имени Степан встречает в лесу Хозяйку Медной горы – волшебное существо, которое охраняет местные рудники. Хозяйка является наполовину ящерицей, наполовину красавицей-девушкой. Она просит Степана передать начальнику, чтобы тот оставил в покое Красногорский рудник. За эту помощь Хозяйка обещает Степану выйти за него замуж.
На утро Степан передает начальнику требование Хозяйки Медной горы. Начальник не верит Степану и требует наказать его. К нему является Хозяйка Медной горы. Она хвалит Степана за его храбрость и помогает добыть требуемый малахит. Затем Хозяйка показывает Степану свои подземные богатства и дорогое приданое к свадьбе.
Хозяйка говорит, что готова стать женой Степана, как обещала. Но Степан объясняет ей, что не может этого сделать, так как обещал жениться на сироте Настеньке. Хозяйка вручает Степану подарок для Настеньки – малахитовую шкатулку с драгоценностями. На прощанье Хозяйка плачет и просит Степана не вспоминать о ней. Ее слезы превращаются в драгоценные камешки. Она дарит их Степану, чтобы тот продал их и разбогател.
Вскоре в имение приезжает сам барин. Он просит Степана добыть для него огромные малахитовые камни. Взамен Степан требует “вольную” для себя и невесты. Получив “вольную”, Степан женится на Настеньке и заводит семью, но не обретает счастья. Он ходит грустный, болеет и тает на глазах. Однажды его находят мертвым на руднике. Рядом с ним замечают большую ящерицу, которая плачет над телом.
Читайте сказку полностью “Медной горы Хозяйка” писателя и фольклориста первой половины ХХ века Павла Бажова.
Краткое содержание, отзывы
Не принесла счастья Степану встреча с волшебной девушкой. Недаром в последних строках автор говорит, что если плохой человек с ней встретится – горе ему будет, да и хорошему от этого радости мало. Этим заканчивается и сказ, и краткое изложение произведения.
Если прислушаться к отзывам о данной истории, станет понятно, что спрятано за образом главной героини. Превращалась она в ящерицу, так как именно это пресмыкающиеся упоминается в народных сказаниях той местности. Еще говорят, что в Хозяйке Медной горы запечатлен народный образ богини Венеры, ее знаком в 18 веке клеймили полевскую медь.
Читателям нравится эта история про простого, честного, смелого Степана, который не был жаден и расчетлив, как приказчик или барин. Интересна необычная речь героев, выражения, народные слова. Об этом тоже можно узнать из отзывов читателей.
Вариант 2
Степан – главный герой сказа Бажова «Хозяйка Медной горы». Он был крепостным и работал на Красногрских рудниках в Гумешках. Степан молод, но работа в шахтах уже начала сказывалась на его здоровье: «в глазах зеленью отливать стало».
Встреча с Малахитницей полностью изменила жизнь герой. Хозяйка Медной горы попросила Степана передать приказчику, чтобы тот оставил Красногорские рудники в покое. Что герой и сделал, за это его приковали цепью в самой сырой и бедной шахте. За смелость и решительность Малахитница помогла герою получить вольную и предложила взять ее в жены. Но Степан не был человеком корыстным, и не смотря на богатое приданное Хозяйки, отказался от ее предложения, ведь невеста у него уже была — Настенька. Такое поведение героя еще больше обрадовало малахитницу, на прощанье о себе она подарила Степану зеленые камешки, с которыми герой не расставался до самой смерти.
Степан – это честный, трудолюбивый и не корыстный персонаж сказа Божова. Встреча с Малахитнецей стала судьбоносной для героя. Степан обзаведется семьей, домом и хозяйством, но так и не обретет счастья в жизни. Воспоминая о Хозяйке, он часто будет приходить на место их первой встречи, там же его и найдут мертвым.
Хозяйка Медной горы – мифический персонаж сказов Бажова. Она может представать как в образе невысокой красивой девушки с черной косой, так и в образе крупной ящерки с человеческим лицом. Малахитница является хранительницей драгоценной руды Уральских гор Гумешкового рудника. Встреча с ней, как отмечает сам автор, для любого человека становится судьбоносной и не несет в дальнейшем счастья в жизни:
«худому с ней встретиться — горе, и доброму — радости мало»
Живет Хозяйка под землей и смотрит за тем, чтобы человек своими раскопками в шахтах не так сильно навредил горным породам. Она враждебна по отношению к начальству и всякому роду барским прислужникам, помогает при помощью своим ящерок смелым и решительным рудокопам. По своему усмотрению она может, как привести рабочих к залежам руды, так и «увести богатство» гор за собой.
Малахитница честна. Это подтверждает то, что пообещав Степану стать его невестой, если он передаст ее слова приказчику, Малахитница не забывает своего обещания. Хозяйка Медной горы добра и справедлива, обладает веселым нравом. Полюбив Степана, она помогает ему преодолеть жизненные трудности.
Сказочный образ Хозяйки Медной горы интересен и необычен. Он пронизан доброжелательностью и справедливостью по отношению к людям.
Главные герои сказки «Хозяйка медной горы»
- Хозяйка медной горы
– красивая черноволосая девушка, таинственное существо, охраняющее природные богатства Уральской земли.
- Степан Петрович
– крепостной работник, занимающийся добычей руды и природных ценных камней на приисках.
Характеристика Степана
Бажов не уделяет особого внимания внешности главного героя. Степан – крепостной крестьянин, вынужденный заниматься тяжелой, опасной для здоровья работой на руднике под руководством жестокого приказчика. «…молодой парень был, неженатик, а уж в глазах зеленью отливать стало.» Про себя он говорит: «…я человек рабочий, простой».
Главный герой сказки показан смелым, гордым. При первой встрече с Хозяйкой «…испужался, конечно, а виду не оказывает. Крепится.» «…ему, значит, и стыдно перед девкой обробеть.» Степан вспыльчив, сгоряча сказал, будто ничего не боится, и пожалел о необдуманном поступке. Но от слов своих не отказался: «стыдно перед девкой хвастуном себя оказать».
В глубине горы показали герою приданое: огромное количество ценных руд. Богатства и сама Хозяйка привлекли Степана, но у него уже была невеста – Настенька. Простая девушка, конечно, не могла сравниться по красоте с «малахитницей». Но на предложение жениться, получить приданое Степан ответил: «Не могу, потому другой обещался». Гордость не позволила герою отказаться от данного невесте слова, он «не променял свою Настеньку на каменну девку».
Несмотря на свое решение, забыть судьбоносную встречу Степан так и не смог. Воспоминания угнетали героя, он был печален, слабел на глазах. Слезы Хозяйки Медной горы, обращенные в медный изумруд, не продал «тайно от своих сохранял, с ними и смерть принял».
58 сказок
Серебряное копытце
В сказке о Серебряном копытце П.П. Бажов рассказывает о волшебном лесном козлике. Старик Кокованя позвал к себе сиротку Даренку с кошкой Муренкой, чтобы скрасить старость. Девочка в другой семье голодала, дедушка лучше заботился о ребенке. Жили они душа в душу. Даренка особенно любила слушать сказки деда о серебряном правом копытце волшебного…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 10 мин.)
Малахитовая шкатулка
История про малахитовую шкатулку – второй из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Степан умер. Его жена Настасья сохранила малахитовую шкатулку. Дочь Танюшка любила играть с красивой вещицей. Однажды в гости пришла странница, ей очень приглянулась девочка. Женщина научила Танюшу рукоделию. На память странница оставила пуговку, назвала ее памяткой…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 33 мин.)
Медной горы Хозяйка
История про Медной горы Хозяйку – первый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Степан работал на заводе. Однажды он пошел покосы посмотреть. Ему встретилась прекрасная незнакомка в малахитовых одеждах. Это была сама Хозяйка Медной горы. Горная царица велела передать приказчику, чтобы никто не трогал Красногорский рудник. Степан выполнил поручение, но…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Каменный цветок
История про Каменный цветок – третий из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Данила Недокормыш жил в поселке. Он был учеником мастера Прокопьича. Однажды ему дали заказ на точеную чашу на ножках. Приказчик велел изготовить по особому чертежу необычную вещицу для барина. Чаша вышла гладкая, но Данила был недоволен. Он хотел, чтобы при одном взгляде на…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 29 мин.)
Голубая змейка
П.П. Бажов написал сказку о Голубой змейке. В заводском поселке соседствовали парнишечки Ланко Пужанко и Лейко Шапочка. Друзья зимой сидели на полатях, слушали, как сестры ворожат. Марьюшка загадала на гребешок, проказники тайком вычесали коня Голубко. Девушка сначала обрадовалась, какой кудрявый жених будет. Когда подружки о проделке догадались…
волшебная про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 17 мин.)
Горный мастер
История про Горного мастера – четвертый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Данила-мастер пропал. Его невеста Катя поселилась у приемного отца жениха. Она тоже выучилась ремеслу у старого мастера Прокопьича. После смерти учителя девушка стала искать драгоценные камни самостоятельно. Катя встретила Хозяйку Медной горы. Невеста попросила вернуть…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Алмазная спичка
П.П. Бажов написал сказку об алмазной спичке. Сначала спички были пороховые. Кто-то придумал добиваться разноцветных огней. Заводской мастер Власыч сварил крепкую сталь, смастерил алмазные спички, которые даже стекло резали. Давались они только работникам с твердой рукой. Немецкий обер-мастер Златоустовского завода Устав Уставыч Шпиль увидел…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Огневушка-поскакушка
История про Огневушку-поскакушку – тринадцатый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Федюньке было восемь лет. Парнишка жил с работниками в артели. Однажды сидели старатели у костра, вдруг из огня выскочила девчонка. Огневушка заплясала, значит рядом золото. Волшебная девчушка не раз вводила рудокопов в заблуждение. Федюнька увидел…
волшебная про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Синюшкин колодец
История про Синюшкин колодец – двенадцатый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Заводской парень Илья нашел в лесу колодец. Из воды вышла бабка Синюшка. Сама старая, а голос и зубы — молодые. Пообещала старуха показать несметные богатства в полнолуние. Но Илье хотелось посмотреть, как она оборачивается красной девицей. Сначала старушонка не хотела…
волшебная про людей сказки с картинками
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Хрупкая веточка
История про Хрупкую веточку – пятый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. У Данилы с Катей родилось восемь сыновей. Третий — Митя. Мальчик родился горбатеньким. Барин увеличил вдвое оброк. Митюньку пришлось отдать в ученики к мастеру «по каменной ягоде». Появилась у парня интересная задумка — сделать красивую веточку из недорогого камня. Вдруг в…
бытовые про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Богатырева рукавица
П.П. Бажов написал сказ о Богатыревой рукавице. На Урале раньше каменные богатыри жили. Старшой – дядя Денежкин. Такое прозвище богатырь получил оттого, что хранил топазный стакан с образцами местных руд. Денежки, если их потереть, показывали запасы породы. Помогала охранять залежи каменная птица-сорока. С годами богатыри отяжелели, окаменели…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 8 мин.)
Две ящерки
История про Двух ящерок – седьмой из «Уральских сказов» П.П. Бажова. Промышленник Турчанинов построил Гумешевский завод. Андрюха поругался с начальством. Умельца перевели на каторжные работы. Парень чах от непосильного труда. Хозяйка Медной горы превратилась в ящерку и вывела парня на свободу, приютила. Все решили, что каторжный погиб. Он мстил…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 22 мин.)
Васина гора
П.П. Бажов написал сказ о Васиной горе. Через гору проходил Сибирский тракт. Проездные ворота сторожил бывший служилый на деревяшке дед Василий. Бобыль жил в избушке у ворот много лет. Гору и прозвали Васиной, а ворота — Васильевыми. К сторожу наперебой старались пристроить сыновей в подручные, умел он труженика воспитать, терпеливого и…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 10 мин.)
Аметистовое дело
П.П. Бажов написал сказ об аметистовом деле в колхозе. Жили старики в деревеньке Ирбитского уезда. Прожили они вместе долгую и счастливую жизнь. Дети выросли, разлетелись. Старуха Марья под старость сварливой стала. Целыми днями пилила мужа, что, бегая по каменным ямам, мало зарабатывает. Иван Долган и сам знал, что приисковый заработок…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 12 мин.)
Ермаковы лебеди
П.П. Бажов написал сказку о Ермаковых лебедях. Ермак Тимофеич нашел речную дорогу в сибирскую сторону, потому что родом из этих мест. В те времена почти не было русских людей в Сибири. На Чусовой реке стоял городок. Здесь жил Тимофей Аленин с семьей. Его младший сын Васютка был вожаком мальчишек-копейщиков. Однажды он нашел в лесу лебединую…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 31 мин.)
Золотой волос
П.П. Бажов написал сказ о Золотом волосе. Жил среди башкир удалой охотник Айлып. Однажды попалась удачливому силачу лисичка. Завела она в лесные дебри. Здесь на речном берегу сидела красавица с золотой косой. Это была Полозова дочь – Золотой Волос, а лисица – ее нянюшка. Полюбился дочери хозяина всего золота красивый охотник. Убежали влюбленные…
волшебная про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 14 мин.)
Таюткино зеркальце
История про Таюткино зеркальце – одиннадцатый из «Уральских сказов» П.П. Бажова. В забое все чаще стала попадаться руда со шлифом. Рудокопы заволновались, потому что это признак скорого обвала. Хозяйка Медной горы разбила зеркало, сердится. С Ганей Зарей на рудник, в шахту увязалась дочка Таютка. Ей не впервой. Горняки запереживали, расшумелись…
бытовые про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Кошачьи уши
П.П. Бажов написал сказку о кошачьих ушах. Никому не удавалось вызнать, что происходит рядом в Сысерти. Вызвалась Дуняха разведать. Перехитрила караул, спрятали деваху в соседней деревне. Выяснилось, что по Сибири идет Омельян Иваныч Пугачев, крепостных спасает, бьет начальство. Барин бунта боится, поэтому такие строгости ввел. Еле спаслась Дуняха…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 18 мин.)
Живинка в деле
П.П. Бажов написал сказку о живинке в деле. Тимофей Иванович решил все виды ремесла испробовать. Отговаривали Тимоху, что лучше одно дело до тонкости знать. Пришла очередь учеником к углежогу, деду Нефеду идти. Тонкое ремесло оказалось. Нефед объяснил, что по куче бродит живинка-паленушка. Мастер не позволяет ей в огневку превратиться (перегар)…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 7 мин.)
Дорогое имячко
П.П. Бажов написал сказку о дорогом имячке. Стары люди жили в большой пещере Азов-горы, самородки использовали как оружие для метания. Напала разбойничья ватага казаков с ружьями, отбились золотом. Трое разбойников еле ноги унесли. Добрались до начальника, потихоньку стали обновки прикупать, пьянствовать. Свою историю рассказали. Собралась за…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 15 мин.)
Живой огонек
П.П. Бажов написал сказку о живом огоньке. Митьша Алексеич Заровняев – мастер по огранке дорогих камней. Однажды он рассказал о том, что только самородные камешки живым огоньком блестят, сердце радуют. Молодежь стала спорить, что наука позволяет получать камни самой высокой марки путем плавки. Старый мастер возразил – только самородки особину…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 13 мин.)
Веселухин ложок
П.П. Бажов написал сказ о Веселухином ложке. Ложочек лежал за прудом. Отличное место: мягкий песочек у берега, травянистый бережок, весь завод как на ладони видно. Приказчики Мосоловы здесь устраивали дармовые гулянки. Местные по выходным часто приплывали. Пополз слух, что там молодуха Веселуха живет: любит покутить да побуянить. А еще красавица…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 19 мин.)
Тараканье мыло
П.П. Бажов написал сказку о тараканьем мыле. Прислали на завод немецкого мастера. Тот только видимость делал, что все про руду знает. Приехал он из центра Германии. Жил там дошлый народ: с тараканов сало сымают да мыло варят. Гранильщик Афоня Хрусталек так ловко из горного хрусталя камешки выделывал, что от настоящих не отличишь. Обижали его…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 4 мин.)
Демидовские кафтаны
П.П. Бажов написал сказку о демидовских кафтанах. В озере Иткуль водилось много рыбы, здесь любили гулянки устраивать, про красные песни легенды ходили. Демидовы построили на Касли Шайтанский завод и многие другие. Акинтий быстро разбогател. Вскоре пришел к нему брат Никита. Ему разрешено было поставить свой завод, если место найдет. Нашел он на…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 10 мин.)
Змеиный след
П.П. Бажов написал сказку о змеином следе. Левонтьевы ребята справили славную избушечку, хозяйством обзавелись. Старатели и начальство с них глаз не сводили, хотели отцовские секреты выведать. Однажды явился приказчик, объявил, что они по-прежнему крепостные, велел наутро в разнарядку явиться. Цену за свободу немалую назначил, надеясь, что мужики…
про людей
Автор: Бажов П. П.
(Время чтения: 17 мин.)
Представить себе невероятную природу Урала и погрузиться в царящую там таинственную атмосферу смогут дошкольники, которым родители будут читать сказки Бажова. Павел Петрович был не только известным советским писателем, но и фольклористом, поэтому смог в своих произведениях в полной мере передать очарование гор, рек, лесов, а также рассказать о взаимодействии животных и человека. Основой для написания книги в трех томах стали народные предания уральского края, сохранившиеся до наших дней. Каждая из историй сборника особенная и в какой-то степени поучительная, поэтому кроме развлечения процесс чтения даст ребенку почву для размышлений и формирования правильных жизненных установок.
Читайте сказы онлайн
Впервые сказания Урала, написанные автором Бажовым, были опубликованы в 1924 году и практически сразу стали популярными по всему Советскому Союзу. Многие родители выросли на этих произведениях, поэтому хотят и своих детей погрузить в удивительный сказочный мир. Наш сайт дает такую возможность, причем читать можно когда и где угодно – достаточно иметь под рукой телефон или ноутбук, на котором будет отображаться текст. Содержание поможет сориентироваться в сочинениях и выбрать один из многочисленных рассказов сборника. Совместное чтение станет отличным вечерним или утренним ритуалом, доставляя удовольствие как малышу, так и родителям.
Все короткие рассказы бесплатны
Как мастер слова Павел Петрович мог красочно описывать природные красоты, и его произведения полностью можно прочитать, воспользовавшись нашим виртуальным хранилищем книг. Чтобы открыть и до конца дочитать сказку, не потребуется регистрироваться, подписываться на рассылку или тратить деньги. Наш портал бесплатный и помогает взрослым приобщить малыша к литературе!
Популярные сказки Павла Бажова
- Серебряное копытце
- Малахитовая шкатулка
- Медной горы Хозяйка
- Каменный цветок
- Голубая змейка
Конспект интегрированного урока по литературе
и изобразительному искусству
Класс: 5
Вид: урок развития творческих умений и навыков.
Тип: урок-творчество.
Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство.
Тема урока: «Путешествие к Хозяйке Медной горы».
Цель: показать роль взаимосвязи литературы с изобразительным искусством.
Задачи:
1) развивать умение использовать текст произведения при ответе;
2) развивать речь обучающихся при устном изложении своих мыслей;
3) развивать образное и ассоциативное мышление, творческую активность, внимание, художественный вкус;
4) развивать творческий подход в создании литературного портрета с помощью вербального и изобразительного подходов;
5) способствовать развитию интереса к литературе и живописи.
Приемы: словесный, практический (рисование).
Формирование УУД
Познавательные:
1) группировать по заданным основаниям явления;
2) находить информацию в тексте;
3) владеть разными видами смыслового чтения: вычитывать фактуальную информацию;
4) представлять информацию с помощью средств языка;
5) анализировать и обобщать информацию на основе фактов и абстрактных понятий;
6) сравнивать по заданным основаниям факты, явления;
7) создавать и представлять информацию в виде рисунка.
Коммуникативные:
1) участвовать в диалоге: слушать и слышать учителя и друг друга;
2) излагать своё мнение, аргументируя его;
3) создавать устные тексты для решения задач общения с помощью учителя и самостоятельно;
4) использовать речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей;
Регулятивные:
1) определять цель, обнаруживать и формулировать её;
2) выдвигать версии;
3) планировать деятельность с помощью учителя и самостоятельно.
Личностные:
1) приобщаться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
2) формулировать собственное отношение к произведениям русской литературы, оценивать их;
3) строить отношения с людьми, не допуская оскорбления.
4) осознавать свои качества и черты характера, эмоции, цели;
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
умение составлять характеристику литературного героя с помощью вербальных средств и средств изобразительного искусства.
Метапредметные:
1) уметь ориентироваться в своей системе знаний;
2) развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
3) находить ответы на вопросы в тексте, преобразовывать информацию из одной формы в другую: словесный портрет перевести в портрет с помощью изобразительного искусства.
Оборудование: учебник литературы В.Я. Коровина и В.П. Журавлёва, портрет П.П. Бажова, презентацияс изображениями Хозяйки Медной горы в исполнении различных художников, листы формата А4, карандаши, фломастеры, пастель.
Оформление урока на учебной доске:
1) Тема: «Путешествие к Хозяйке Медной горы».
2) Эпиграф: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека». (Рамис да Пареха, испанский теоретик музыки и композитор).
3) Репродукция портрета П.П. Бажова.
Рефлексия
Оказалось для меня сложным…
Мне было интересно…
Я оцениваю свою работу на уроке (оценка)
План урока.
1. Организационный момент.
2. Мотивация к уроку (слово учителя литературы).
3. Размышления над эпиграфом.
4. Постановка учащимися цели урока.
5. Практическая работа:
а) словесный портрет Хозяйки Медной горы с опорой на произведение;
б) слово учителя ИЗО. Создание портрета героини сказа с помощью изобразительного искусства.
6. Защита своих работ на основе сравнения с предложенными репродукциями картин.
7. Домашнее задание.
8. Рефлексия.
9. Подведение итогов.
Макаренко Сабина Александровна
Ход урока
Этап | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | |
Орг. момент | Приветствие учащихся и гостей | Приветствие учителя и гостей | ||
Мотивация к творческому уроку и актуализация знаний (3 мин.) | На доске слова Рамиса да Парехи, испанского теоретика музыки и композитора: «Искусство оказывает величайшее влияние на душу человека.» — Ребята, как вы понимаете эти слова? Что значит “оказывает влияние на душу человека”? — У нас на уроке не случайно присутствует учитель изобразительного искусства, ведь сегодня речь пойдет об искусстве. Какие виды искусства вы знаете? — Как вы думаете, что является главным объектом изображения в искусстве? -Главным объектом изображения в искусстве является человек, его духовный мир. — Скажите, а мы можем объединять различные виды искусства? -Приведите примеры. -А как вы думаете, какова цель объединения различных видов искусства? — Молодцы. | — Ответы учащихся. — Музыка, литература, хореография… Варианты ответов: — Природа. — Труд. -Человек. -Да. Варианты ответов: — Литература и изобразительное искусство; литература и музыка; музыка и хореография; актёрское мастерство может быть объединено с литературой, музыкой, танцем. Варианты ответов: — Более полно, ярко раскрыть внутренний мир человека. — Показать, что разные виды искусства могут между собой сочетаться и др. | Коммуникативные: участвуют в диалоге: слушают и слышат учителя и друг друга; излагают своё мнение, аргументируя его; создают устные тексты для решения задач общения с помощью учителя и самостоятельно. Регулятивные: выдвигают версии. Познавательные: группируют по заданным основаниям явления. Коммуникативные: участвуют в диалоге: слушают и слышат учителя и друг друга; излагают своё мнение, аргументируя его. | |
Целеполагание (2 мин.) | Ребята, тема нашего сегодняшнего урока – «Путешествие к Хозяйке Медной горы». Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой сегодня? -Да, наша с вами цель – научиться объединить литературу и ИЗО через создание словесного и графического портрета Хозяйки Медной горы. | — Научиться объединять литературу и изобразительное искусство -Научиться составлять портрет литературного персонажа с помощью изобразительного искусства. | Регулятивные: выдвигают версии; определяют цель, обнаруживают и формулируют её. Коммуникативные: излагают своё мнение, аргументируя его. Регулятивные: планируют деятельность с помощью учителя и самостоятельно. | |
Развитие умений и навыков: словесный портрет Хозяйки Медной горы (10 мин.) | Итак, вы уже хорошо знакомы со сказом Павла Петровича Бажова «Медной горы Хозяйка». Сейчас я попрошу 1-й вариант вспомнить, какой предстает героиня перед Степаном? 2-й вариант, а вас я попрошу подумать над вопросом: Что роднит эту героиню со сказочной царевной? Вспомните, с какой сказочной героиней можно сравнить Хозяйку Медной горы? -Молодцы. С помощью средств языка вы постарались как можно точнее передать описание главной героини сказа Бажова. | — В произведениях Бажова изображается молодая красивая женщина, черноволосая, зеленоглазая. —Ответы учащихся. —Необыкновенная красота, её чудесные помощницы — ящерки, которые выполняют все её распоряжения. Живёт она в подземном дворце, куда можно попасть, пройдя испытания. Она хранительница сокровищ, а ещё — покровительница смелых и мужественных людей. Писатель наделяет её необычайной красотой и свойством превращаться в ящерицу. — Хозяйку Медной горы можно сравнить с Царевной-лягушкой. | Познавательные: находят информацию в тексте; владеют разными видами смыслового чтения: вычитывают фактуальную информацию; представляют информацию с помощью средств языка. Коммуникативные: излагают своё мнение, аргументируя его; участвуют в диалоге: слушают и слышат учителя и друг друга; создают устные тексты для решения поставленной задачи с помощью учителя и самостоятельно; используют речевые средства в соответствии с коммуникативной задачей. Личностные: строят отношения с людьми, не допуская оскорбления. | |
Развитие умений и навыков: портрет Хозяйки Медной горы с помощью ИЗО (20 мин.) | Диалог учителя ИЗО с учащимися. | Диалог с учителем ИЗО. Изображают героиню сказа П.Бажова Медной горы Хозяйку. | Познавательные: анализируют и обобщают информацию на основе фактов и абстрактных понятий; сравнивают по заданным основаниям факты, явления; создают информацию в виде рисунка. Регулятивные: планируют деятельность с помощью учителя и самостоятельно. Личностные: осознают свои качества и черты характера, эмоции, цели; приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. | |
Домашнее задание | Подготовиться к внеклассному чтению. Прочитать сказ «Малахитовую шкатулку» П.П. Бажова | Записывают д/з. | ||
Рефлексия (2 мин.) | Ребята, перед вами лежат небольшие карточки. Заполните их, пожалуйста, и передайте на первую парту | Заполняют карточки по рефлексии. | Регулятивные: оценивают успешность достижения цели по критериям, определяют причины успеха/неуспеха. Личностные: приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры; формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. | |
Итог урока (2 мин.) | Обратите внимание на свои рисунки и рисунки своих одноклассников. Все они разные, по- своему интересные и красивые. Каждый из вас создал свой неповторимый художественный образ Хозяйки Медной горы, пытаясь передать не только её внешний облик, но и характер. Мы надеемся, этот урок вам понравился. | Познавательные: представляют информацию в виде рисунка. Личностные: осознают свои качества и черты характера, эмоции, цели. Личностные: формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. |
1
-75%
Сохранить у себя:
Конспект интегрированного урока по литературе и ИЗО на тему «Медной горы Хозяйка» (22.7 KB)
Старшая группа.
Конспект занятия на тему:
«В гостях у Хозяйки Медной горы»
2020г.
Цель: познакомить детей с разнообразием камней, их свойствами и особенностями.
Задачи:
Обучающие: Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, характер поверхности, вес, температура, плавучесть.)
Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, связной речи.
Воспитательные: учить детей внимательно слушать ответы своего товарища, не перебивать его. Работать за столом, не мешая другим, также уметь работать в коллективе.
Материалы:
1.Сундучок ощущений
2.Таблица исследования камня
3.Наборы камней (два камня на ребенка)
4. Аудио (таинственная музыка)
5.Глобус
6. Книга П. П. Бажова
7.Лупы
8.Ёмкость с водой (на каждого ребенка)
9. Ложка
10.Салфетки (на каждого ребенка)
11.Проектор и экран
12.Цветные карандаши
13.Шкатулка с сокровищами
Словарная работа: лаборатория, лупа, Уральские горы, названия камней.
Предварительная работа:
-экскурсия по экологической тропинке и по территории детского сада с целью узнавания предмета – камня;
-чтение произведений П. Бажова « Серебряное копытце» и «Каменный цветок»;
-просмотр сказки «Горный мастер»;
-проведение игр с целью расширения словарного запаса детей «Что из чего сделано», «Сравни предметы»- сравнение сходства и различия предметов;
-рассматривание глобуса и нахождение на нем гор нашей планеты и в частности Уральских гор.
Ход непосредственно — образовательной деятельности.
-Здравствуйте ребята! Дети здороваются.
-Ведь здороваться — это желать людям здоровья. Ведь мир будет прекрасен, если все люди будут здоровы. Вы согласны?
Ребята мне прислала видео сообщение с приветствием, хозяйка Медной Горы . Немного описания кто такая хозяйка медной горы.
-Ребята, мы с вами находимся в лаборатории. А вы знаете, что такое лаборатория, что делают в лаборатории?
Ответы детей ( опыты, изучают предметы, их свойства, проводят эксперименты). Мы с вами не раз бывали в лаборатории и вы уже знаете, где что лежит…, а вот оглядитесь вокруг, может быть вы заметите какой — нибудь странный предмет?
Дети находят сундучок ощущений.
-Да, ребята, это новый для нас предмет. Он называется сундучок ощущений.
— Мне сейчас потребуются помощник, чтобы провести анализ того, что лежит в этом ящичке. Сейчас кто-то из вас ощупает предмет, но нам не скажет, даже если узнает его. Мы с вами попробуем сами догадаться, задавая вопросы. Сегодня моим помощником будет… (вызвать ребенка).
Ребенок ощупывает лежащий в ящичке камень.
Дети задают вопросы:
Это живое или неживое?
Это съедобное или нет?
Это холодное или теплое?
Это плотное или рыхлое?
Это тяжелое или легкое?
Это гладкое или шершавое?
-Дети, вы догадались, что находится в сундучке ощущений? (ответы детей).
-Хорошо, послушайте внимательно загадку, я думаю, она точно поможет вам отгадать, что находится в ящике.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит,
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячи лет.
Он может быть мелкий — в ладошке лежать.
Тяжелый , большой – одному не поднять.
Кто, дети, загадку мою отгадал?
Кто этот предмет по приметам узнал? (Камень)
-Верно! Это камень!
-Как вы догадались, что это камень? Что вам помогло, какие строки из стихотворения? (ответы детей — тяжелый, мелкий, у мамы в сережках, камень лежит на дороге, пригодится на стройке).
-Какие же вы у меня молодцы!
-Ребята, а что вы знаете о камнях? ( ответы детей)
-Да, не очень много вы о них знаете…. А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам воспользоваться мини — лабораторией, которая недавно открылась в нашем детском саду.
Ребята, вы знаете, как вести себя в лаборатории? Ответы детей ( вести себя тихо, быть внимательными, и следовать инструкциям).
-Садитесь все на места для проведения опытов (дети садятся за столы).
-Сегодня с нами вместе будут работать наши верные помощники:
-Глаза…для чего они нужны? (чтобы смотреть)
-Пальчики? (чтобы трогать, щупать)
-Уши? (чтобы слушать).
-Какие вы все умники! Мне это очень нравится!
-Ну что, приступаем? Ребята! Перед вами на столе находятся разные предметы, думаю, вы все знаете, для чего они нам будут нужны. Так как мы сегодня с вами будем исследовать камни, обратите внимание на таблицу исследования камня и посмотрите на загадочные значки в таблице: (большую таблицу прикрепить к доске).
1) Первый опыт: «Определение цвета и формы», вам нужно будет определить цвет и форму ваших камней, внимательно посмотрите, какой формы ваши камни и в пустой ячейке таблицы, нужно будет закрасить соответствующие изображения в нужный цвет. И помогут нам в этом наши… (глазки). Молодцы! Приступайте! Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать одного ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камни бывают разной формы и цвета.
— Справились! Молодцы!
2) Второй опыт: «Определение характера поверхности». Нужно определить на ощупь, какие ваши камешки, гладкие или шероховатые? И в этом нам помогут наши…(пальчики). Молодцы! Дети ощупывают камни. Опрос детей: дети называют признаки. Вызвать второго ребенка для заполнения таблицы. Вывод: камень может быть гладким и шероховатым. У вас все прекрасно получается! Умнички!
3) Третий опыт: «Рассматривание камней через лупу». Ребята, а для чего нужная лупа? ( чтобы лучше было видно, ведь она увеличивает в несколько раз). — Да, действительно, лупа — это увеличительное стекло и пригодится нам в нашем исследовании. Внимательно рассмотрите ваши камни и обязательно обратите внимание, есть ли на ваших камнях трещинки, крапинки, дорожки, выемки, дырочки, узоры? Дети рассматривают камни. Опрос детей: дети делятся своими исследованиями. Вызвать третьего ребенка для заполнения таблицы. Если есть — поставь плюс, если нет — минус. Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры. Молодцы! Я очень довольна вашей работой!
4) Четвертый опыт будет заключаться в следующем: «Определение веса камней». У меня есть очень интересное предложение…на несколько минут стать весами я предлагаю … (вызвать ребенка). Ты согласен (а)? Скажи пожалуйста, а для чего нужны весы? ( чтобы взвешивать)… Правильно, мы с помощью весов может определять вес. Ну что, (имя ребенка) справишься? Ребенок кладет разные камни в руки и взвешивает их (несколько раз). Заполнить таблицу ( отметить, что камни бывают легкие и тяжелые). Вывод: камни бывают легкие и тяжелые. Молодцы! Мне очень нравится, как вы сегодня все работаете.
5) Переходим к пятому опыту: « Определение температуры».
-Ребята! Возьмите камень в руки и посмотрите, холодный он или теплый? Дети берут камни, определяют (камни холодные). А теперь подумайте, при каких условиях камень может стать теплым? (ответы детей — на солнышке, согреть в руках) .Правильно! Молодцы! Давайте все вместе попробуем согреть наши камешки в руке (греют). А теперь возьмем другой камень и сравним ( какой теплый, какой холодный). Молодцы! Вызвать пятого ребенка для заполнения таблицы. Закрасить двумя цветами круги (голубым — холодный камень, красным- теплый). Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
6)Шестой опыт: «Определение твердости». Ребята, давайте сравним камень и пластилин. Как вы думаете, если мы сожмем в одном кулачке пластилин, а в другом камень, что произойдет? (ответы детей). Я предлагаю проверить наши предположения. Проводят опыт.-Что произошло? (пластилин изменил форму, а камень нет).А почему так произошло? (ответы детей: пластилин мягкий, а камень твердый). Вот мы с вами определили еще одно свойство камней. Вывод: камни твердые. Вызвать шестого ребенка для заполнения таблицы. Галочкой отметить остался камень в своем первоначальном состоянии или изменился.
7) Переходим к седьмому опыту: «Определение плавучести». Ребята, как вы думаете, а камни могут плавать на поверхности воды, или они тонут? (ответ детей). Сейчас мы с вами проверим это. Дети опускают камень в емкость и наблюдают. Обратить внимание детей на дополнительные явления — камень поменял цвет и стал ярче. Вынимаем камень ложечкой их емкости и вытираем салфеткой. Вызвать седьмого ребенка для заполнения таблицы. Выбрать правильный ответ. Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
-Ребята, посмотрите на нашу таблицу. Проводя опыты с камнями и, заполняя таблицу, мы составили целый рассказ о камнях. Давайте подведем итоги нашего исследования. Для этого мне потребуются 2 помощника. Одеть детям шапочки бакалавра и подвести итоги:
1. «Определение цвета и формы»
Вывод: камни бывают разной формы и цвета.
2. «Определение характера поверхности»
Вывод: камень может быть гладким и шероховатым.
3. «Рассматривание камней через лупу»
Вывод: исследуемые камни имеют трещинки, крапинки, выемки, узоры.
4. «Определение веса камней»
Вывод: камни бывают легкие и тяжелые.
5. «Определение температуры»
Вывод: камни могут быть теплыми и холодными.
6. «Определение твердости»
Вывод: камни твердые.
7. «Определение плавучести»
Вывод: камни тонут в воде, потому что они тяжелые и плотные.
Молодцы! Ребята, вы наверное немного устали работать в лаборатории и поэтому я предлагаю вам немного подвигаться.
Физкультминутка.
Мы шли, шли, шли (дети идут простым шагом)
Вход в пещеру мы нашли,
Но не знаем, как войти? (поживают плечами).
Постучали тук- тук- тук (стучат)
Где-то слышен странный звук ( поднести руки к ушкам)
Вдруг пещера отворилась (развести руки в стороны)
И хозяйка появилась (делают поклон)
Пригласила в гости нас (встают в цепочку)
Посмотреть Тигровый глаз.
По пещере мы идем (идут простым шагом),
Много камушков найдем.
Вот один, а вот другой (приседают и поднимают воображаемый камень)
А вот третий под ногой.
Мы в пещере побывали (останавливаются)
Много нового узнали,
Малахиты, изумруды
Так сияли, просто чудо (прикладывают ладошки к щекам)
Нас хозяйка проводила (идут цепочкой и машут на прощание)
На прощанье одарила (подставляют руки)
Много сказочных камней (перекладывают из ладошки в ладошку)
Для воспитанных детей (прижимают руки к груди).
Молодцы, ребята! Я очень горжусь вами, что вы сегодня так хорошо поработали и за это я вам покажу свои владения и сокровища.
Камни бывают не только морскими, речными, строительными, а еще они бывают драгоценными.
Презентация «Уральские самоцветы».
Давайте все вместе попрощаемся с нашими гостями и поблагодарим их за то, что они к нам пришли в гости.
Все вместе — Благодарим! А благодарить — это значит благо дарить!
Приходите к нам еще! Будем вам рады!
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/446902-otkrytoe-zanjatie-v-starshej-gruppe-v-gostjah