Слушать рассказ мамина сибиряка приемыш

Автор на чтение 18 мин. просмотров 19 опубликовано 15.03.2021 здесь даны основные сведения о рассказе д. н. мамина-сибиряка примыш, представлено

На чтение 18 мин. Просмотров 19 Опубликовано

Здесь даны основные сведения о рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приёмыш», представлено его краткое содержание для читательского дневника. Также дана краткая характеристика главных героев и других персонажей. В конце статьи указаны тема и идея этого рассказа.

Краткие сведения о произведении

Рассказ «Приёмыш» Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк написал в 1891 году. Писатель поведал историю дружбы между человеком, лебедем и собакой. Писатель рисует трогательные отношения одинокого старика с лебедёнком, который остался сиротой.

Мамин-Сибиряк старается передать читателям радость, которую даёт людям их покровительство и сопереживание птицам и животным, нуждающимся в заботе. Автор описывает красоту природы, человека и всего живого.

Главные герои рассказа

Другие персонажи

Краткое содержание для читательского дневника

Часть I

Дождливым летним днём рассказчик бродил по лесу и вышел к рыбачьей стоянке на берегу около Светлого озера. Там жил сторож — старик Тарас, которому было почти 90 лет. Но рассказчика встретил только Соболько, охотничья собака. Самого сторожа не было в избушке. Рассказчик в ожидании хозяина, вскипятил воду в чайнике на костре. Наконец, приплыл на рыбачьей лодке Тарас, а впереди плыл лебедь. Птица вышла на берег и направилась к избушке.

Часть II

Сторож и рассказчик поздоровались, и Тарас поведал, что он плавал за Приёмышем (так звали лебедя), который уплыл за остров.

Оказалось, что этого молодого лебедя старик взял себе, чтобы он не попал в когти ястребу. Рассказал Тарас, что «охотники из господ» пристрелили просто «для озорства» лебедя и лебёдушку, а лебедёнок, не умеющий ещё летать, забился в камыши. Тарас поймал его, и стали они жить втроём: старик, пёс и лебедь. Старик и Соболько полюбили Приёмыша. Тарас не стал подрезать крылья лебедю, чтобы он не улетел, надеялся, что ему здесь хорошо и перезимуют они втроём в избушке.

Часть III

Поздней осенью рассказчик снова пришёл на Светлое озеро. Соболько узнал его и завилял хвостом. Сторож в избушке чинил невод. Поздоровавшись с ним, рассказчик увидел, что старик выглядел утоплённым. За чаем Тарас рассказал о своём горе. Оказалось, что Приёмыш улетел со стаей лебедей, которые спустились на Светлое озеро отдохнуть при перелёте.

Сначала он сторонился стаи, хотя лебеди звали его, но потом затосковал: выходил на берег и жалобно кричал. Тарас понимал, что при перелёте Приёмыш погибнет, так как его не успели научить летать в стае родители. Он может выбиться из сил, отстать от других птиц и пропасть. Поэтому Тарас запер Приёмыша в избушку, но тот стоял целый день у двери, тосковал. Пришлось старику выпустить своего лебедя. Понял он, что если удержать Приёмыша на зиму, он погибнет от тоски.

Лебедь плавал два дня со стаей, но вечером приплывал домой, а в последний раз, отплыв от берега, крикнул по-своему — как бы поблагодарил: «Спасибо, дедушка, за хлеб, за соль!..»

Остались Тарас с Соболькой одни, тосковали они по лебедю. Соболько искал его на берегу, а Тарасу грезилось по ночам, что Приёмыш плавает у берега, выйдет старик из избушки — никого нет.

Заключение

Тема рассказа Мамина-Сибиряка «Приёмыш» — взаимоотношения людей с природой.

Идея произведения состоит в том, что не нужно бездумно, «для озорства», губить птиц и животных. История, рассказана писателем, учит по-доброму относиться ко всему живому, оказывать помощь нуждающимся в ней, уважать стремление птиц и диких животных к свободе.

Краткое содержание может быть полезно для читательского дневника. Рекомендуем прочесть этот небольшой рассказ полностью.

Вам также будет интересно почитать:«Иван» — краткое содержание и пересказ по главам повести В. О. Богомолова«Путешествие из Петербурга в Москву» — краткое содержание и пересказ по главам повести А. Н. Радищев…«Размышления у парадного подъезда» — краткое содержание стихотворения Н. А. Некрасова«Бирюк» — краткое содержание и пересказ рассказа И. С. ТургеневаМамин-Сибиряк Д., рассказ «Приемыш» Жанр: рассказы о животныхГлавные герои рассказа «Приемыш» и их характеристика

  1. Автор-рассказчик. Барин. Заядлый рыбак и охотник.
  2. Тарас, сторож на сайме. Старик, живущий совершенно один, бобылем. Еще крепкий, добрый, умелый.
  3. Приемыш. Лебедь, найденный Тарасом. Добрый друг и верный товарищ.
  4. Соболько. Старый пес Тараса. Сторож и друг.

План пересказа рассказа «Приемыш»

  1. Путь к избушке Тараса
  2. Соболько
  3. Пустая избушка
  4. Появление Тараса
  5. История Приемыша
  6. Совет автора
  7. Поздняя осень
  8. Одинокий Тарас
  9. Стая лебедей
  10. Прощание с Приемышем.

Кратчайшее содержание рассказа «Приемыш» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Автор приехал на рыбалку к Тарасу и увидел у него ручного лебедя.
  2. Тарас рассказал, что нашел птенца в камышах и взял к себе.
  3. Тарас хотел оставить Приемыша зимовать в избушке.
  4. Осенью автор нашел Тараса уже без Приемыша.
  5. На озеро прилетели другие лебеди и Приемыш затосковал.
  6. Тарас отпустил Приемыша и тот, после долгого прощания, улетел.

Главная мысль рассказа «Приемыш» Каждому свое, человеку — его дом, птице — небо.Чему учит рассказ «Приемыш» Рассказ учит любить природу, бережно относится к птицам и зверям. Учит не приносить домой из леса диких животных, потому что для них дом — вольная природа. Учит уважать чужие чувства и привычки. Учит не держать никого рядом с собой насильно.Отзыв на рассказ «Приемыш» Мне очень понравился этот рассказ и я уверена, что Приемыш не только благополучно долетел до теплых краев, но обязательно на следующий год вернулся к Тарасу вместе с подругой. Мне очень понравилось, что Тарас не стал подрезать птице крылья, не стал лишать ее свободы, а оставил за птицей право самой выбирать свою судьбу.Пословицы к рассказу «Приемыш» Насильно мил не будешь. Птица сильна крыльями, а человек дружбой. Воля птичке дороже золотой клетки. Не мил белый свет, когда друга нет. Золотая клетка соловью не потеха.Читать краткое содержание, краткий пересказ рассказа «Приемыш» В дождливый летний вечер автор приближался к Светлому озеру, где стояла избушка его старого приятеля Тараса. Еще издали его шаги услышал сторожевой пес Соболько и поднял лай. Но потом обнюхал сапоги автора и успокоился — этого человека пес давно и хорошо знал. Избушка стояла пустой. Тараса не было и автор в ожидании хозяина принялся хозяйничать сам. Он поставил чайник и тот уже вскипел, но Тарас все не возвращался. Но вот умный Соболько довольно взвизгнул и тут же на озере показалась лодка Тараса. К удивлению автора перед лодкой плыл большой белый лебедь. Тарас причалили и сказал лебедю идти домой, а тот горделиво выбрался на берег и потопал к избушке. Тарас был высокого роста, с совершенно белой бородой и круглый год ходил босиком. Он поздоровался с барином и сказал, что плавал за Приемышем, так он назвал лебедя. Автор заинтересовался, откуда Тарас взял этого лебедя, и тот рассказал, что с месяц назад охотники убили взрослых лебедей, а малец забился в камыши. Там его и нашел Тарас, подобрал и принес в дом. Лебедь быстро привязался к Тарасу и дому. По утрам он плавал кормится в протоку и всегда возвращался домой, но сегодня видимо заплутал. Автор предположил, что осенью лебедь улетит, но Тарас возразил, что тому не зачем улетать. Он отлично перезимует в избушке, а подрезать крылья птице, как то советовали другие охотники, Тарас не хотел, не мог увечить божью птицу. Оказалось, что Приемыш отлично поладил с Соболько, и что даже иногда отнимал у собаки кусок. Но Соболько не обижался, а напротив, сильно скучал, когда Приемыш уплывал. Автор пробыл у Тараса весь день, сплавал на рыбалку. Возвращаясь они заметили Приемыша, который тоже ждал Тараса. Было видно, что старик сильно прикипел сердцем к птице. Все его разговоры сводились в итоге к Приемышу. Он называл его гордой, царской птицей и откровенно любовался новым товарищем. На прощание Тарас предложил барину приезжать осенью, рябчиков пострелять. Автор приехал к Тарасу уже поздней осенью. Тарас выглядел больным и усталым. За разговором он поспешил поделиться своим горем — Приемыша у него больше не было. Нет, его не убили охотники, он улетел сам. Вот как было дело. Уже под заморозки на озеро опустилась стая лебедей. Они стали по своему звать Приемыша, а тот все торопился домой. Но потом Приемыш затосковал и стал кричать на берегу словно человек. Тогда Тарас попробовал закрыть его в доме, но и там Приемыш достал старика. Он целый день простоял на одной ноге у дверей и не переставая кричал. Тарас сжалился и отпустил его, зная, что лебедь пропадет, если улетит с другими лебедями. Ведь Приемыш никогда не летал и не был приучен к дальним перелетам. Но Тарас все равно отпустил лебедя. Два дня тот плавал к своим, но каждый раз возвращался, словно прощаясь с домом. А на третий день Приемыш отплыл недалеко от берега, повернулся и жалобно загоготал, словно прося прощения и говоря спасибо. И улетел. А Тарас до сих пор скучает по Приемышу, скучает по другу и Соболько. Иногда им кажется, что вот он сел на озеро, они выбегают из избушки, но на озере пусто.Рисунки и иллюстрации к рассказу «Приемыш»

«Приемыш» – трогательный рассказ о трепетной дружбе человека и лебедя. Это история о доброте, сопереживании и милосердии, благодаря которым мир становится чуть лучше.

priemysh-chitatelskiy-dnevnik-64376.jpg

Краткое содержание «Приемыш» для читательского дневника

ФИО автора: Мамин-Сибиряк Дмитрий Наркисович

Название: Приемыш

Число страниц: 28. Мамин-Сибиряк Д. Н. «Приемыш». Издательство «Малыш». 1988 год

Жанр: Рассказ

Год написания: 1891 год

Главные герои

Автор-рассказчик – барин, большой любитель охоты и рыбалки.

Тарас – сторож, одинокий старик с добрым чутким сердцем.

Приемыш – лебедь, которого приютил у себя Тарас.

Соболько – старый пес Тараса, его верный друг.

Сюжет

В дождливый летний вечер рассказчик вышел к Светлому озеру, где жил его давнишний приятель – сторож Тарас. Верный сторожевой пес Соболько поначалу принялся лаять, но, учуяв знакомый запах, успокоился – он давно и хорошо знал рассказчика.

Тараса в избушке не оказалось, и в ожидании хозяина рассказчик принялся заваривать чай. Вскоре на водной глади озера показалась лодка Тараса, и Соболько принялся радостно лаять. К большому удивлению рассказчика он увидел красивого белого лебедя, плывшего возле лодки. Старик рассказал ему, как месяц назад охотники убили взрослых лебедей, и он приютил у себя осиротевшего малыша. Тарас очень привязался к лебедю, и назвал его Приемышем.

Приемыш отвечал взаимностью своему новому другу – по утрам он плавал кормиться в протоку, и неизменно возвращался домой. Рассказчик предположил, что осенью лебедь улетит в теплые края, но Тарас надеялся, что Приемыш перезимует в его избушке. Он категорически отказался подрезать крылья питомцу, как то советовали другие охотники – Тарас не представлял, как можно изувечить божье создание в угоду собственной прихоти.

Рассказчик пробыл у Тараса целый день. Было видно, что старик всем сердцем прикипел к красивой гордой птице, да и Соболько очень привязался к Приемышу. Прощаясь, Тарас пригласил рассказчика приехать осенью, поохотиться на рябчиков.

Когда рассказчик навестил сторожа поздней осенью, он не узнал его – настолько больным и усталым тот выглядел. Выяснилось, что Приемыш покинул его. А дело было так. На озеро опустилась стая лебедей, улетающих на юг. Они принялись звать с собой Приемыша, но тот не откликался. Затем он затосковал, и принялся кричать на берегу, словно измученный человек. Тарас, понимая, что Приемыш, который никогда не летал на дальние расстояния, погибнет во время перелета, попытался было запереть лебедя в избушке, но тот целый день прокричал у двери. Старик сжалился над птицей и отпустил ее. Два дня Приемыш общался с лебединой стаей, но каждый раз возвращался. А на третий день он жалобно загоготал и уже навсегда улетел.

С тех пор Тарас стал грустным, замкнутым. Тосковал по другу и Соболько. Иногда им казалось, будто лебедь вернулся. Они выбегали на улицу, но на озере было пусто.

План пересказа

  1. Избушка сторожа Тараса.
  2. Встреча со стариком.
  3. История Приемыша.
  4. Встреча осенью.
  5. Одинокий Тарас.
  6. Прощание с Приемышем.

Главная мысль

Если любишь всем сердцем, нужно уметь отпускать.

Чему учит

Рассказ учит любить и беречь природу, и при этом понимать, что для диких животных и птиц лучшей является жизнь на воле. Также произведение учит уважать чужие желания и чувства, и никого не удерживать возле себя силой.

Отзыв

Нужно обладать большой мудростью, чтобы понять и принять потребности другого существа. Старый сторож Тарас позволил своему любимцу улететь на юг, и тем самым доказал свою искреннюю любовь к нему.

chitatelskiy-dnevnik-64376-risunok-illyustraciya-k-rasskazu-priemysh.jpg

Рисунок-иллюстрация к рассказу Приемыш.

Пословицы

  • Насильно мил не будешь.
  • Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
  • Воля птичке дороже золотой клетки.
  • Золотая клетка соловью не потеха.

Что понравилось

Понравилось, как Тарас, который очень любил Приемыша и не хотел с ним расставаться, все же нашел в себе силы отпустить его. Хочется верить, что лебедь выжил, и весной вернулся на родное озеро.

Тест по рассказу

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Приемыш»?</h3>

    • <label>Дмитрий Мамин-Сибиряк</label>
    • <label>Виталий Бианки</label>
    • <label>Павел Бажов</label>
    • <label>Александр Куприн</label>

(новая вкладка)

У деда был еще один питомец – пёс. Так они с лебедем перестали опасаться друг друга, даже стали играть. На удивление, они и ели уже из одной миски! Старик только любовался их дружбой. Да и им самим любовались, когда он шел на лодке, а впереди плыл красавец-лебедь.

К лебедю он относился совсем как к родному ребенку, поэтому-то его и можно назвать приёмышем.

И всё же время пришло, когда лебедь стал совсем взрослым. Кроме того, прилетела на озеро стая таких же прекрасных птиц. Лебедь, хоть и боялся, но хотел примкнуть к ним. Сначала Тарас закрыл его в доме, желая спасти. Человек думал, что его питомец не способен улететь со стаей. Ведь там молодых птиц воспитывают, тренируют, а этот с трудом себе еды добудет. Где уж там лететь в теплые края! Но так плакал по-птичьи лебедь, что отпустил его Тарас. По его словам приёмыш бросился к родным птицам, но остановился, будто прощаясь с приёмным отцом, крикнул по-своему, мол, спасибо за хлеб-соль. И улетел в дальний путь. Лебедь сделал свой выбор.

Всё-таки порода взяла своё. Хочется верить, что птица, по-человечьи, испытывала чувство благодарности к старику Тарасу, который так нежно о ней заботился.

Оцените произведение: Голосов: 509

Читать краткое содержание Приемыш. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Мамин-Сибиряк. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Приемыш

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Книжный вор Зузак

    Главный рассказчик в произведении – Смерть. Персонаж ужасно устал от своей работы, поскольку начинается Вторая мировая война и работы действительно много. Смерть пристально наблюдает за жизнью Лизель.

  • Краткое содержание Драгунский Англичанин Павля

    Юмористическую историю «Англичанин Павля» написал советский писатель Виктор Юзефович Драгунский. Это произведение входит в сборник «Денискины рассказы». Главный герой этих произведений — мальчик Дениска

  • Краткое содержание Дидро Монахиня

    В этом литературном шедевре рассказывается о молодой послушнице монастыря св. Марии Сюзанне Симонен, которая сидя в келье, обращается в своих записках, а именно их представляет повествование, к маркизу де Круамару.

  • Краткое содержание Трифонов Старик

    Как-то раз пенсионеру Летунову Павлу Евграфовичу, живущему в дачном поселке, приходит письмо от его подруги молодости Аси Игумновой, в нем она приглашает Павла Евграфовича в гости

  • Краткое содержание Тургенев Смерть

    Тема смерти звучит в большинстве прозаических произведений замечательного русского писателя Ивана Тургенева, в том числе и в рассказе «Смерть». В нем писатель выступает в роли наблюдателя и повествователя

Содержание:

Создание произведения и главные герои

Произведение «Приемыш» Мамин-Сибиряк написал в 1891 году в жанре рассказа о животных. Дмитрий Наркисович жил в это время в Петербурге, но не забывал родной уральский край, где прошли годы его детства. Описывая природу, он тонко передавал естественную красоту и подсказывал, как нужно о ней заботиться. Пронизанное душевной теплотой произведение учит младшее поколение доброте и состраданию, бережному отношению к хрупкому миру.

Повествование рассказа идет от имени автора — барина, большого любителя охоты и рыбной ловли. На досуге он любит гулять по лесу и в окрестностях озер, водит дружбу с местными лесничими и сторожами. Во время рассказа сударь сталкивается с персонажами, о которых с удовольствием составляет рассказ:

  1. Тарас. Пожилой одинокий сторож, человек с добрым и отзывчивым сердцем. Обитает почти 40 лет в рыбачьей избушке на берегу Светлого озера. Когда-то у него была семья и дом, но из-за жизненных обстоятельств он живет одиноко (бобылем).
  2. Приемыш. Молодой лебедь, которого старик спас от гибели.
  3. Соболько. По описанию — старый пес, верный слуга и друг Тараса.

Краткое содержание

Автор передает читателям историю о том, как одинокий пожилой сторож приручил лебедя. Живя у озера, Тарас становится свидетелем многих трагедий. Однажды здесь убили пару лебедей. Их птенец успел скрыться в зарослях камыша. С тех пор старик стал подкармливать малыша, но дружбу с ним не водил. Когда настали холодные времена, ему пришлось вмешаться в законы природы. Тарас спрятал птенца в сарае, где ему было тепло и сытно.

Вскоре лебедь стал проявлять интерес к жизни сторожа, который относился к нему по-отечески внимательно. Как и собаку Соболько, он считал гордую птицу частью своей семьи. Постепенно пес и Приемыш сдружились и стали есть из одной миски. Тарас любовался их трепетным отношением друг к другу. Часто со стороны окружающим представлялась живописная картинка: сторож плыл в лодке по реке, а впереди по водной глади скользил красивый лебедь.

Вскоре лебедь стал здоровой взрослой птицей. Тарас понимал, что момент прощания с ним близок. К тому же на озеро прилетела стая таких же лебедей, к которым стремился примкнуть Приемыш. Сначала старик боялся за крылатого друга, запирал его в сарае. Он думал, что лебедь не сможет жить в стае, ведь там птиц воспитывают с младенчества. Его питомец с трудом мог добыть еды для себя. Где уж такому лететь в далекие теплые края?

Однако Приемыш плакал по-птичьи, и сторож рискнул, отпустил его к собратьям. По его словам, лебедь с радостью бросился к стае. Два дня он общался с птицами и возвращался, но на третьи сутки старик его не дождался, Приемыш покинул дом, где вырос, навсегда.

Тарас и Соболько много дней ждали его возвращения, с грустью смотрели в небо. Иногда им казалось, что их друг вернулся, и они выбегали к озеру, но напрасно — водная гладь была пустынной.

Пересказ и план для читательского дневника

Автор отмечает, что расставание с питомцем далось Тарасу очень тяжело. Он постарел и очень долго переживал за судьбу лебедя. Будучи умным и добрым человеком, старик поступил правильно и отпустил подкидыша в собственный полет. Нельзя распоряжаться судьбой живого существа, держать насильно, без воли. Однако герой привязался к лебедю, поэтому разлука далась очень тяжело. Пересказ произведения в сокращении можно составить на основе плана:

  1. Путь автора к домику Тараса, скрытому камышом.
  2. Верный Соболько.
  3. Пустая избушка.
  4. Встреча со старым сторожем.
  5. История лебедя Приемыша.
  6. Совет автора.
  7. Приход поздней осени.
  8. Одиночество Тараса.
  9. Стая лебедей.
  10. Прощание с дорогим питомцем.

Расставание друзей навеки трогает душу читателей. Автор описывает, как лебедь отплыл от берега, остановился и, обернувшись, крикнул что-то по-своему. Он словно благодарил Тараса за заботу, участие, хлеб и соль. Как бы ни было сложно старику, он понимал, что каждому свое. Человеку — земные дела, а приемной птице — небо. Обладая мудростью, он чувствовал потребности других живых существ.

Отправив Приемыша в стаю, герой доказал свою любовь. Так и родители отпускают своих детей. Сердце плачет, а душа понимает, что ребенок вырос и ему нужно быть самостоятельным.

Главная мысль

Сказка Мамина-Сибиряка учит любить природу и понимать, что для птиц и зверей нет ничего лучше, чем жизнь на воле.

Важно уважать чужие чувства и никого не удерживать рядом с собой силой.

Кратко записать содержание произведения в читательский дневник позволит такой план:

  1. Автор приехал поприветствовать знакомого старого сторожа и познакомился с его ручным лебедем.
  2. Повествование Тараса о том, как он нашел и приручил Приемыша.
  3. Визит автора в избушку старика осенью после того, как лебедь покинул свою обитель.
  4. Рассказ старика о том, что Приемыш увидел стаю лебедей на озере и захотел присоединиться к ним.
  5. Тарас не стал удерживать птицу, после прощания она улетела навсегда.

Основная мысль рассказа заключается в том, что следует учиться милосердию. Нельзя проходить мимо раненой птицы, зверька, просящего о помощи человека. На примере сказки автор показывает, как сострадание приносит радость и дарит смысл жизни. С Тарасом и Соболько остались тепло и свет, которые дарил лебедь.

Лебедь улетел, но он будет радовать грациозностью и красотой людей в других уголках мира. Очень хочется, чтобы судьба уберегла его от людской жестокости и зла.

После ознакомления с кратким содержанием школьникам рекомендуется прочесть рассказ полностью. Это можно сделать онлайн или в бумажном варианте.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Используемые источники:

  • https://blmb.ru/priyomysh/
  • http://coolchtivo.blogspot.com/2018/11/blog-post12.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/priemysh.html
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/mamin-sibiryak/priemysh
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/priemysh.html

Конспект урока
чтения. 3 класс. Тема: «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»»,

Тип урока: изучение
новой темы (1-й урок темы).

Цель:
чтение
и анализ рассказа Д.Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш».

Задачи:

1.                
Актуализировать и дополнить знания детей о писателе Д.Н.
Мамине-Сибиряке и его сборнике «Аленушкины сказки».

2.                
Продолжить отработку умения воспринимать и анализировать
прочитанное произведение.

3.                
Расширять тезаурус обучаемых и способствовать активизации речевой
деятельности.

4.                
Способствовать развитию логического мышления, воображения.

5.                
Способствовать воспитанию любви к чтению, родной природе.

План
урока:

I.Организация класса:

1.                
Приветствие;

II. Сообщение темы и целей урока.

III. Актуализация знаний обучающихся.

IV. Изучение нового материала:

1.                    
Биография Д.Н.
Мамина-Сибирика.

2.                    
Работа с текстом
литературного произведения.

3.                    
Организация восприятия
(подготовка к первичному чтению) (предугадывание).

4.                    
Первичное чтение
(восприятие) произведения.

5.                    
Проверка восприятия
прочитанного текста.

6.                    
Работа над жанром и
темой произведения.

7.                    
Вторичное чтение рассказа
детьми.

8.                    
Беседа (анализ) по
прочитанной первой части.

9.                    
Упражнение в
выразительном чтении первой части.

V. Итог урока:

1.                    
Подведение итогов.

2.                    
Рефлексия.

Ход
урока:

I.    Организация класса.

1.                    
Приветствие:


Здравствуйте, ребята!


Присаживайтесь.

Прозвенел уже урок,
  Значит, начался урок.
  Если хочешь много знать –
  Должен каждый день читать!

II.Сообщение темы и целей урока:

— Ребята, сегодня мы познакомимся с новым
произведением Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Приемыш».

III. Актуализация знаний:

– Какие книги Сибиряка вы читали?

– Что вам известно о писателе?

IV.Изучение нового материала.

1.                    
Биография
писателя:


А теперь внимательно послушайте мой  рассказ о писателе Мамине-Сибиряке. Я
потом задам вопросы, чтобы проверить, что вы запомнили о писателе.

Настоящая фамилия писателя Мамин. Родился он в 1852 году на Урале,
в заводском поселке, бедной семье. В доме на счету была каждая копейка, но
будущий писатель получил начальное домашнее образование. Родители Дмитрия
Наркисовича были добрыми людьми, они очень любили читать. На покупку книг отец
тратил последние деньги. Он говорил: «Это наши лучшие друзья, и какие дорогие
друзья!». Родители  научили  любить книги и своего сына.

А
вскоре сам Мамин-Сибиряк стал писателем. Сибиряк – это его литературный
псевдоним. Писал Мамин-Сибиряк произведения и для взрослых, и для детей. Для
детей и о детях было написано более 130 рассказов и сказок.
«Это
счастье писать для детей», – говорил он.

Самый
знаменитый детский сборник писателя называется «Аленушкины сказки». Он их
рассказывал своей дочке Алёнушке. Девочка росла без матери, т.к. ее мама
умерла. И отец делал для девочки всё, чтобы ей жилось хорошо. Так они вдвоём
проводили долгие зимние вечера – отец и дочь. Книга «Алёнушкины сказки» нравится
всем детям. Советую вам её прочитать. Прелестью данной книги является мудрый,
добрый взгляд на природу, зверей и птиц Урала. Проверка аудирования
школьников:


Итак, что же вы запомнили из моего рассказа о писателе Мамине-Сибиряке.


Почему у писателя двойная фамилия?


Где родился писатель?


Какую роль сыграли родители в судьбе сына?


Для кого писал свои произведения Мамин-Сибиряк?


Какой детский сборник наиболее известен всем читателям?


Почему сборник носит название «Аленушкины сказки»?

2.                    
Работа
с текстом литературного произведения:


Сегодня мы будем читать из сборника «Аленушкины сказки» произведение «Приемыш».

2.                     
Организация
восприятия (подготовка к первичному чтению) (предугадывание):

— Скажите,
какие ассоциации возникают у вас, когда слышите это слово – приёмыш?

– В
словаре русского языка Ожегова говорится так: Приёмыш – приёмный
сын или приёмная дочь.

Вот  мы
сегодня с вами и узнаем, о каком приёмыше идёт речь в нашем произведении.

3.                    
Первичное чтение
(восприятие) произведения:

— Я начну читать, а вы
внимательно будете слушать и следите за текстом. Внимание, я начинаю…

(Чтение
учителем)

4.                     
Проверка восприятия
прочитанного текста:

— Какое настроение
вызвала у вас эта история?

— А какие чувства
и желания вы испытали?

5.                     
Работа над жанром и
темой произведения:

– К какому жанру
мы отнесём это произведение? Вспомним, какие жанры литературы мы знаем? (Стихи,
сказки, басни, былины, рассказы).

– К какому же жанру мы отнесём «Приемыш»?
(Рассказ — повествование о событии) Почему?

6.                     
Вторичное чтение
рассказа детьми.

— Давайте еще раз прочитаем 1 часть и приготовимся
побеседовать по ней.

7.                     
Беседа (анализ) по
прочитанной первой части:

— О чем первая
часть произведения?  Какова его тема? (Встреча автора с Тарасом и его собакой
Соболько и  лебедем)

— Где происходит действие
рассказа? (На Урале, на светлом озере, у рыбачьей сторожки).

— Что такое сторожка?
(маленькая избушка, в которой живет лесной сторож, лесник, охраняющий лес).

— Кто рассказывает нам
историю? (Автор(охотник)).

— Что нам известно об
авторе? (Он охотник, находится на охоте и решил передохнуть у знакомого лесника
на Светлом  озере).

— А как вы догадались,
что автор охотник? Найдите в тексте доказательства этого? (Он в охотничьей
одежде и часто бывает  у лесника. Цитаты из текста).

— Кто первый встретил
автора у сторожки? (Сторожевая собака Соболько).

— Автор описывает
Соболько. Как собака выглядит? (Она пестрая, т.е. разноцветная по окрасу, с
пушистым хвостом, бежит кубарем).

— Что значит кубарем? (
словно кругловато перекатываясь).

— Как она себя ведет?
(Как сторож: недоверчиво, лает отрывисто и резко, т.е. предупреждает
незнакомого человека о том, что нельзя подходить, а когда узнал, виновато машет
хвостом).

— Где же хозяин сторожки?
(Видимо, на озере).

— Что предпринимает автор
в отсутствии хозяина? (Он располагается на отдых как у себя дома: ставит
чайник, сушит одежду, снимает охотничьи «доспехи»).

— Почему он так называет
свои вещи? Что такое доспехи? (Снаряжение рыцаря).

(Слайд «Рыцарски
доспехи»)

— А почему он так
называет охотничье снаряжение рыцарскими доспехами? (У охотника тоже дорожная
специальная одежда: высокие болотные сапоги, охотничья куртка, охотничья шляпа,
снаряжение: сумка для дичи – ягдташ, конечно, охотничье ружье). Посмотрите на
картину Перова «Охотники на привале». Примерно так одет наш автор.

(Слайд репродукция
картины
Перова «Охотники
на привале»).

— Как появился хозяин
сторожки? (Он приплыл на лодке).

— Ребята, как автор
назвал лодку Тараса (Душегубка — слайд). Ребята, так назвалась маленькая
лодочка выдолбленная из целого ствола дерева)

— Что мы узнаем о хозяине
сторожки? Как его зовут? (Тарас).

— Возраст хозяина?
(Старик опытный лесник, давно живет на озере в лесу, еще крепкий, потому что
«ловко» управляется одним веслом).

— Что было необычного в
появлении Тараса? (Он пригнал лебедя).

— Что говорит Тарас
лебедю? Найдите и почитайте.

— Почему он называет
лебедя «гулякой»? Кто такой гуляка? (Любитель долгих и дальних прогулок).

— Почему Тарас
беспокоится за лебедя? (Мы можем лишь предположить, что он может заблудиться во
время прогулок или стать добычей зверей или еще по какой-то причине, нам пока
не известной).

— Слушается ли лебедь
Тараса? (Да, он выходи на берег и идет к сторожке).

— Найдите описание
лебедя. (Читают).

— Есть ли разница в том,
как лебедь плывет и как идет? (Да, он плывет, т.е. движется плавно на воде, а
идет неуклюже, тяжело, переваливаясь на черных кривых ногах. Некрасиво).

— Есть ли что-то
необычное в появлении лебедя у Тараса? (Есть: лебедь не домашняя птица, он
живет в дикой природе, на свободе. А в рассказе он живет у Тараса и Соболько).

— Обратимся к заголовку
рассказа? (приемыш).

— Как вы думаете, почему
так назван рассказ? (Мы можем предложить, что приемыш – это лебедь).

— Кого называют
приемышем? (Того, кого приняли в свое жилище, в свою семью, о ком отныне
заботятся и за кого отвечают).

— Как вы думаете, что
будет дальше? О чем нам расскажет автор? (О том, как лебедь оказался у Тараса и
какова дальнейшая судьба лебедя).

8.   Упражнение в выразительном чтении первой части.

— Ребята, мы хорошо и подробно разобрали
произведение. А теперь нам его нужно прочитать так, чтобы создать картины,
чтобы те, кто нас слушает, хорошо представил и озеро, и лебедя, и лесника, и
автора.

— Как мы должны читать? (Не торопясь,
выразительно, соблюдая паузы и выделяя важные, основные слова).

— Как вы думаете, кто лучше создал картину?
Почему? (Оценки чтения самими детьми).

III.
Итог урока:

1.                     
Подведение итогов
урока:

— Хорошо. Подведем итог нашего урока.

— С каким писателем мы сегодня
познакомились?

— Какое произведение читали?

— Что узнали из  рассказа «Приемыш»?

2.                    
Рефлексия:

— Ребята, оценим нашу работу.

Тема
урока

Д.
Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш»

Цель
урока

формирование
новых знаний и ценностного отношения к ним.

Организовать деятельность учащихся
по ознакомлению  с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка;
эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое
отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД:

личностных: мотивация учения, нравственно-этическое
 оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и
личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание
любви к природе, бережного отношения к ней;

познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и
выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков,
выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов,
установление причинно-следственных связей,  выдвижение гипотез и их
обоснование,

коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование,
прогнозирование, контроль, коррекция, оценка
 .

Планируемый
результат обучения

В
результате изучения темы обучающиеся: 


познакомятся с творчеством Д.Н. Мамина- Сибиряка;

— научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с
поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку
учителя, товарищей.

• основам смыслового восприятия художественных
текстов, выделять существенную информацию из текстов;

• осуществлять анализ произведений с выделением
существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей
различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и
ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации
различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности;

• адекватно использовать речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Сценарий урока

Этапы
урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Самоопределение,
мотивация к учебной деятельности

Цель:
формирование самооценки готовности  к уроку

Регулятивные:

— уметь
слушать в соответствии с целевой установкой;

Здравствуйте
ребята.

Я рада
вас видеть  в нашей литературной мастерской.


Сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Повернитесь и
поприветствуйте кивком головы.

-Желаю
вам  сегодня успехов и  отличного настроения.

—  Вспомним правила
делового сотрудничества.

Самоконтроль
готовности.

Настрой
на работу.

 (на доске)

1. Уважать чужое мнение;

2. Быть внимательными;

3. Соблюдать тишину (работать вполголоса);

4. Слушать и слышать друг друга.

Актуализация
знаний

(подводящий
диалог)

Цель: актуализировать
знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний

Познавательные:

— уметь
ориентироваться в  системе знаний.

Регулятивные:

-принимать
и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

— уметь
оформлять свои мысли в устной форме.

Познавательные:

— уметь выделять существенную информацию
из текста.

— В
мастерской какого писателя  сегодня работаем?

—  Также
сегодня продолжаем  работу над лэпбуком.  В каждом ряду есть ответственный
человек. Вы будете вносить всю информацию в нашу «книгу на коленях»

1.
«Собери цепочку»

— У вас
на партах лежат слова. Соберите группу слов.

ОХОТНИК,
ТАРАС, СОБОЛЬКО, ЛЕБЕДЬ,
ЖУЛЬКА, ВЫСКОЧКА, ГРИБНИК,

2.
«Узнай героя произведения».

-Почему
эти слова оказались  в вашей группе?

2.
«Узнай героя»

— Выберите
карточку. Прочитайте словосочетания и решите, к  кому из героев произведения
они относятся.

— Озвучьте свой
ответ.

— Ответственные,
поместите данный материал в лэпбук

Демонстрация
знаний, умений.

Работа в группах

Работа в группах: каждая группа получает
задание, карточку с дополнительной информацией.

Целеполагание.

Цель: организовать
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит постановка
проблемы.

Познавательные:

— уметь
осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Регулятивные:

— уметь
слушать в соответствии с целевой установкой

Коммуникативные:


уметь оформлять свои мысли в устной форме.

1. Постановка
учебной задачи.


Сегодня мы продолжаем работать в литературной мастерской известного всему
миру писателя

Дмитрия  Наркисовича
 Мамина- Сибиряка.


Вспомним план работы, который  обозначили на прошлом уроке.

Прочитав произведение

— познакомиться с героями

— определить, кто такой Приёмыш

— охарактеризовать главных героев

— выяснить главную мысль

— высказать своё отношение

— Какие
задачи поставим на сегодняшний урок?

Восприятие информации.

Постановка
учебной задачи

Осознанное
выполнение действий для решения обозначенных задач

Цель: организовать
коммуникативное взаимодействие, в ходе которого происходит планирование
действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей

Познавательные:

— уметь
находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь
преобразовывать информацию           из одной формы в другую (составлять
ответы на вопросы);


уметь
осуществлять
анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и
несущественных признаков;

— уметь
определять главную мысль текста;


уметь
осуществлять
поиск необходимой информации для выполнения учебного задания с использованием
учебной литературы.

Коммуникативные:

уметь участвовать
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;


уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 уметь
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

— уметь
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

1. Составление картинного плана

— Вспомним
содержание произведения.

— На доске вы
видите сюжетные картинки из рассказа «Приёмыш».

— Восстановите
последовательность событий.

 

2. Выборочное
чтение

— Зачитайте
эпизод, относящийся к данной  картинке.

3. Анализ
произведения.

— Почему
Мамин-Сибиряк назвал своё произведение «Приёмыш»?

-Почему Тарас
решил приютить птицу?

-Какие слова
помогают понять, как он относится к «Приёмышу»?

— Почему старик
назвал  лебедя особенной птицей?

— Что
почувствовал Тарас, когда Приёмыш улетел?

— Почему герой
отпустил лебедя?

— А мог ли Тарас
не отпустить птицу?

Тарас
любил всё живое. Он не посмел бы Приёмышу обрезать крылышки, не посмел бы посадить
в клетку, невозможно дикую птицу держать без воли.

Друзья  расстались.

— Легко ли
расставаться с другом? (Очень тяжело)

Всё
зависит от её величества Судьбы. Хотелось бы, чтобы Приёмыш вернулся к
Тарасу, но такой дружбы и верности уже не будет. Приёмыш – птица, которой
нужна полная свобода, и у неё должна быть своя семья. А, как известно, лебеди
очень верные птицы, и любят они только один раз в жизни. И ради своего
любимого или любимой они жертвуют своей жизнью. Такой любви надо учиться у
лебедей нам – людям.

— Что 
Мамин-Сибиряк хотел сказать нам этим произведением? Определите главную мысль

Работа в группах: каждая группа получает
задание, карточку с дополнительной информацией.

Определение смысловой, тематической,
эмоциональной направленности текста.

Физкультминутка

Личностные
УУД:

умение
применять правила охраны своего здоровья

Физминутка

— Сейчас я
попрошу вас встать  и собрать в классе разрезанные карточки. У каждого ряда в
начале урока определен свой цвет.

Включение нового
знания в систему знаний и повторение

Цель: осуществление
первоначального контроля своего участия в доступных видах познавательной
деятельности

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной
задачей

Коммуникативные:

уметь участвовать
в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

— уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в
сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:


уметь
осуществлять
анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и
несущественных признаков;

— уметь
определять главную мысль текста;

  1. «
    Собери  пословицу»

— На
ваших  карточках написаны слова. Соберите из них пословицу.

Золотая клетка соловью не потеха.

Легко
подружиться, тяжело разлучиться

Птица сильна крыльями, а человек дружбой.


Можно ли идею произведения высказать пословицей, которую вы собрали?

Работа
в группах

Демонстрация
знаний.

Восприятие
информации.

Отвечают
на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Итог работы.

Цель: зафиксировать
новые умения, полученные на уроке;

Познавательные:

— уметь
формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

1.      «Напиши
отзыв»

— После
прочтения художественного произведения читатель переживает чувства.

— Я бы
хотела услышать каждого из вас, поэтому предлагаю оставить «Отзыв».

— У вас
на партах лежат листочки. Запишите то, что считаете важным и нужным.

— Кто
желает зачитать?

— Отзывы
я попрошу  вас оставить в конвертике в лэпбуке.

— Ваши
родители тоже написали отзыв на прочитанное произведение. Они в конвертике,
вы можете с ними познакомиться.

Демонстрация
главного итога: ответ на проблемный вопрос.

Рефлексия

Цель:  организовать
рефлексию и самооценку ученикам собственной деятельности

Личностные:

-способность
к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

— уметь адекватно
воспринимать оценку учителя, товарищей;

— Мы закончили с вами
работу над произведением «Приёмыш».Оно было написано писателем в 1891 году. В
этом году ему исполнится 130 лет.

— Как вы думаете, не
потерял ли свою актуальность данный рассказ?

Рефлексия «Впечатление»

— Перед
вами  3 сектора.  Выберите тот,  который  соответствует  вашему  настроению  и
 прикрепите  стикер, написав на нем одно слово, которым бы хотели  высказать
своё впечатление от урока

img12

Оценка и
рефлексия собственной и коллективной деятельности.

Домашнее
задание

Регулятивные:

— уметь
слушать в соответствии с целевой установкой;

На
выбор.

С.84
,вопрос 5

Подготовься
пересказать историю дружбы Соболька и Приёмыша.

С. 84
вопрос  6

Какими
мыслями и чувствами хотел поделиться Мамин-Сибиряк с читателями?

Восприятие
и осмысление информации и запись домашнего задания.

  • Слушать рассказ метель александр сергеевич пушкин
  • Слушать рассказ михаила пришвина осеннее утро
  • Слушать рассказ льва николаевича толстого косточка
  • Слушать рассказ малиновая вода
  • Слушать рассказ любовь к жизни джек лондон