-
Новый!
Тест для проверки знаний учащихся 11 класса по литературе по произведению М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Тест содержит 13 вопросов разных типов. Время прохождения теста не ограничено.
-
Новый!
Проверочная работа по теме «Общественная мысль, публицистика, литература, пресса»; к учебнику Н. М. Арсентьева, А. А. Данилова, И. В. Курукина, А. Я. Токаревой ; под ред. А. В. Торкунова.»История России 8 класса» в 2-х частях, — М. : Просвещение, 2016 год.
-
Мы все когда-то представляли, как профессор МакГонагалл надевает на нас распределяющую шляпу, и мы слышим ее вердикт. Хочешь узнать, на какой факультет Хогвартса ты бы попал? Тогда пройди наш тест.
Инструкция к тестуВнимательно прочитайте вопросы и ответьте так, как вы чувствуете
-
Данный тест содержит перечень вопросов,охватывающих как сами известные литературные произведения,так и факты из жизни и творчества их авторов.
-
Тестовое задание по литературе для 7 класса по произведению школьной программы Н.В. Гоголя «Тарас Бульба».
-
Тест по роману «Преступление и наказание».
Тест подходит для 10 и 11 классов. -
Элисон Уолш, автор книги «Литературная вечеринка», предлагает приготовить вместе с ней блюда из любимых книг
-
Тест по произведению М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» о Княжне Мери.
-
Тест посвящен проверке знаний первых глав романа Лермонтова «Герой нашего времени»
-
Тест по творчеству Александра Сергеевича Пушкина. 10 Вопросов. В конце теста представлены правильные ответы.
-
Тест по произведениям А.С. Пушкина «Станционный смотритель», Н.В. Гоголя «Шинель», А.П. Чехова «Смерть чиновника», «Тоска».
-
Тестирование по литературе для 7 класса по произведению школьной программы.
-
Тестирование по литературе для 5 класса по произведению школьной программы.
-
В тесте проверяются и обобщаются знания учащихся по повести Н.В.Гоголя «Шинель»
-
Данная работа позволяет выявить уровень знаний учащихся 8 класса по указанной теме
-
Онлайн-викторина «В ночь под Рождество» содержит в себе вопросы, на которые без труда сможет ответить каждый, кто интересуется культурой и традициями празднования Рождества в зарубежных странах.
-
Тест по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» позволяет проверить не только знание текста произведения, а также понимание художественных особенностей и основной идеи.
-
Тест по жизни и творчеству М.Ю. Лермонтова — «Лирика М.Ю. Лермонтова».
-
Тест для детей и взрослых, которые с удовольствием и очень внимательно читают книги. Является частью конкурса «Невзрослые книги», который проходит в рамках Третьего фестиваля детского творчества «Невзрослый фестиваль».
-
Тест (викторина) предназначен для учащихся младших и средних классов для закрепления пройденного материала — «Русские былины», «Былины об Илье Муромце».
-
Тест на знание текста рассказа А.Платонова «Песчаная учительница»
-
С помощью этого теста можно проверить кругозор учеников школьного возраста
-
Данный тест охватывает творчество русских поэтов и писателей 20 века. Литература этого периода обнажила глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей.
-
Дорогой шестиклассник! Рада приветствовать тебя на онлайн-олимпиаде по литературе! В этом учебном году у тебя появилась уникальная возможность проверить свои знания по предмету, находясь не в школе под присмотром учителя, а в комфортной обстановке дома. Так что не упусти свой шанс получить хорошую оценку! Верю, что у тебя все получится!
-
Представьте, что вы случайно оказались на Невском бульваре в Петербурге во времена Пушкина и на тенистой аллее встретились с… Евгением Онегиным! Смогли бы вы поболтать с одним из самых ярких героев русской литературы? Нашли бы вы общий язык с ним? Пройдите наш тест и узнайте, поняли бы вы лексику пушкинского времени?
-
Тест составлен по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник». В тесте 7 вопросов.
-
Проверочный тест для учащихся 6 класса на знание текста сказа Н.С. Лескова «Левша».
-
Насколько хорошо Вы знакомы с Пушкинскими местами Петербурга? Наша викторина познакомит Вас с конкретными адресами, связанными с различными событиями жизни Пушкина и его друзей, а также даст каждому возможность проверить, насколько внимательно Вы читали пушкинские произведения.
-
Данный тест создан для проверки знаний учащихся по поэме Блока «Двенадцать». Можно испольховать данный материал на уроках литературы, а также задавать, как домашнее задание. На каждый вопрос предусмотрет только один правильный ответ. Желаю успехов!!!
-
Тест предназначен для одиннадцатиклассников в качестве контрольного за первое полугодие
-
Тест по Символизму. Вопросы ориентированы на проверку знаний особенностей Старших и Младших символистов.
-
Тест проверяет знание основных фактов биографии М.Цветаевой. Вопросы созданы по тексту статьи учебника Коровиной для 9 класса
-
12 вопросов. Максимальное количество баллов, которые можно набрать, — 12.
-
Онлайн-тренажеры по литературному чтению предназначены для учащихся 1- 4 классов начальной школы. Тестовые задания составлены с учетом требований Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и направлены на литературное образование и литературное развитие младших школьников.
Авторы-составители: кандидат педагогических наук, доцент Казанского федерального университета Камалова Лера Ахтямовна; студенты кафедры начального образования Казанского федерального университета Газимзянова Гульчачак, Тазиева Альбина, Ильина Ксения, Хазиева Динара. -
Тест на знание текста по произведению «Бежин луг» (цикл «Записки охотника», автор Иван Сергеевич Тургенев)
-
Тестирование по русской литературе для 5-го класса по произведению школьной программы.
-
Тест предназначен для текущего контроля обучающихся 8 классов по теме » Мцыри М.Ю.Лермонтова»
-
Тест на знание текста рождественнского рассказа «Мальчик у Христа на ёлке» Ф.М.Достоевского. Время прохождения теста ограничено.
-
Тест состоит из разного типа заданий. Предназначен для промежуточного контроля по теме «Русские народные сказки » в 5 классе.
-
Тест по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» о Бэле.
-
Тест составлен учащимися 10 класса к зачётному уроку по творчеству Л.Н.Толстого.
-
Данный тест расчитан как проверочный. Это подведение итогов изучения автобиографии и творческого наследия Анны Ахматовой
-
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
-
Тест для проверки знаний учеников по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
-
Образовательный тест по жизни и творчеству И.А. Гончарова, включающий вопросы на знание произведения «Обломов».
-
Тест адресован учащимся 10 класса. Вопросы предполагают знание литературоведческий терминов, деталей сюжета и идеологической направленности произведения.
-
Онлайн тест. Абай Құнанбаевқа 175 жыл толуына арналған туралы тесттер жинағы
-
Этот тест поможет тебе понять, кем бы ты был в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»!
Если ты не знаешь, что это за произедение, советую перед прохождением пройти по ссылке ниже:
https://obrazovaka.ru/books/griboedov/gore-ot-uma
-
СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНО!
Тест предназначен для проверки знания текста сказки Антония Погорельского. По итогам его прохождения каждый желающий может получить (бесплатно) подтверждающий сертификат. Для этого после прохождения теста, выйдя на страницу результата (диаграмму), Вам необходимо опуститься вниз и скачать его (сертификат) в любом из предложенных форматов. -
Данный тест основан проверяет знания, полученные учениками в ходе обучения литературы за 10-11 классы.
-
Достоевский известен своей психологичностью. Именно поэтому его герои больше похожи на живых людей, нежели на романных персонажей. Совсем несложно представить, что люди с такими характерами находятся среди нас. Или, может быть, мы сами на них похожи?
-
Пройдя данный тест, вы сможете проанализировать свои знания и уровень подготовки к экзаменам по зарубежной литературе
-
Тест на знание изобразительно-выразительных средств русского языка. Состоит из 10 вопросов, время прохождения не ограничено. Сдай тест на 5 и получи сертификат.
-
Данное тестовое задание позволяет повторить содержание романа А.С.Пушкина «Капитанска дочка», выявить уровень знания текста учащимися, закрепить теоретико-литературные понятия.
-
Перед вами тест, который проверит, как вы внимательно читали рассказ Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Тест совсем не сложный, он поможет вам вспомнить одну грустную историю, которую когда-то написал знаменитый писатель.
-
Пройдите тест — проверьте свои знания по классическому произведению И.А. Гончарова «Обломов»
-
Тест для проверки знания теста романа «Отцы и дети». Для использования не только на уроках литературы в 10 классе, но и для повторения ранее полученных знаний при подготовке к Единому Государственному экзамену.
-
Комбинированный тест по творчеству А.С.Пушкина для учащихся 9 классов
-
Тест позволяет проверить свои знания по теме «И.С.Тургенев. «Ася», вспомнить текст произведения и теоретико-литературные понятия.
-
Тест по главе «Тамань». Доступен для прохождения всем желающим, в частности, ученикам образовательных организаций на уроках или в качестве домашнего задания.
-
Тест по произведению Н.В.Гоголя «Шинель». Тест состоит из 12 вопросов, позволяет проверить знания текста произведения учащимися.
-
Литературная викторина по повести-сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
-
«Геро́й на́шего вре́мени» — первый в русской прозе лирико-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838—1840 годах. Классика русской литературы. Впервые роман был издан в Санкт-Петербурге в типографии Ильи Глазунова и Кº в 1840 году в 2 книгах. Тираж — 1000 экземпляров. Решите этот тест и проверьте, действительно ли вы хорошо знакомы с этим произведением?
-
Целью данного тестирования является проверка уровня усвоения материала по литературе в 5 классе за вторую четверть.
-
Контрольное тестирование по литературе в I-м полугодие 5-го класса. В конце теста — правильные ответы.
-
Вторая часть теста, посвященная анализу образа Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова, позволит проверить глубину понимания характера главного героя и уровень прочтения произведения.
-
Данный тест позволяет закрепить теоретико-литературные понятия, выявить образовательный уровень учащихся по указанной теме.
-
Данный тест является завершением обзорного занятия по изучению повести «Леди Макбет Мценского уезда» и позволяет выявить уровень знаний учащихся по указанной теме.
-
Тест составлен по разделу «Литературные сказки» УМК Перспектива 3 класс.
-
«Евгений Онегин» — одно из самых известных произведений Александра Пушкина. Роман о сложностях любви и о нечто большем переведён более чем на сорок языков, 15 раз был экранизирован, а Пётр Чайковский написал одноимённую оперу.
Но так ли хорошо известен этот роман в стихах, фразы из которого давно стали крылатыми? Давайте проверим!
В оформлении использованы изображения из фонда Российского национального музея музыки. Это фотографии артистов в опере «Евгений Онегин» в разных странах мира и декорации к ней. -
Тест по теме «Эпосы народов России» проверяет знания по предмету «Литература народов России». Вопросы сформулированы емко и коротко.
-
Тестирование по литературе для 5-го класса по произведению школьной программы.
-
Тест предназначен для проверки усвоения изученного материала по произведению А.С. Пушкина.
-
Данный тест предназначен для проверки знаний текста поэмы «Мертвые души» учеников 9 класс,тест можно использовать для промежуточной или итоговой аттестации.
-
Проверочный тест для учащихся 5 класса на знание текста повести Н.В. Гоголя «Заколдованное место»
-
Тест по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» является образовательным и выявляет знание содержания текста.
-
Тест для учащихся 7 класса по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель».
-
СЕРТИФИКАТ БЕСПЛАТНО!
-
Тест для младших школьников по детской литературе 2 класс. Количество вопросов — 9.
-
Дубровский — незаконченный русский разбойничий роман, написанный Александром Сергеевичем Пушкиным в 1833 году, изданный в 1841 году. Повествует о борьбе двух помещичьих семейств и о любви их потомков — Марии Троекуровой и Владимира Дубровского.
-
Дорогой исследователь планеты С.Я.Маршака, ты познакомился с биографией писателя. Теперь ты можешь выполнить тест, твои ответы будут направлены в центр подготовки. Будь внимателен!
-
Данный тест основан проверяет знания, полученные учениками в ходе обучения литературы за 9 класс.
-
Тест позволяет проверить знания и умения по теме «Поэма М.Ю.Лермонтова «Мцыри».
-
Тест позволяет проверить свои знания по теме «Л.Н.Толстой. «После бала», вспомнить текст произведения и теоретико-литературные понятия.
-
С помощью этого текста вы сможете проверить свои знания по русской литературе 19 века.
-
В данном тесте проверяются знания учащихся по теории литературы, что позволяет подготовиться к экзамену.
-
Данное задание позволяет закрепить полученные знания по указанной теме, выявить знаниевые пробелы и сформировать индивидуальный пусть устранения знаниевых пробелов.
-
Тест позволит проконтролировать знане текста призведения, понимание его проблематики
-
Тест по рассказу А. Грина «Зелёная лампа». Целью тестирования является выявление степени полноты, прочности и осознанности усвоения материала обучающимися по родной литературе (русской).
-
Практическая работа по драме А.Н. Островского «Гроза» состоит из 10 вопросов, направленных на выявление понимания содержания произведения
-
Тест по поэме «Борис Годунов» состоит из 10 вопросов. Он емко проверяет знания по прочитанному тексту.
-
Я хочу проверить, много ли ты запомнил и знаешь. Тебе необходимо ответить на вопросы. Вопросы совсем не сложные, так что у тебя всё получится! Желаю тебе удачи!
-
Тест на знание сказок А.С. Пушкина. Пройдите и узнайте на сколько Вы хорошо знаете сказки данного писателя.
-
Тест по поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Может быть использован в качестве проверочного теста после изучения творчества А.Т.Твардовского в старших классах.
-
Тест позволяет проверить свои знания и умения по теме «Комедия Н.В.Гоголя «Ревизор».
-
Задания проверяют знания учащихся 11 класса при подготовке к олимпиаде по литературе.
-
Данный тест позволяет проверить знания учащихся по указанной теме, повторить теорию литературы, систематизировать знания по литературе
-
Тест по Акмеизму. Вопросы ориентированы на проверку знаний особенностей данного направления, а также знание лирики Ахматовой и Мандельштама.
-
Тест по русскому языку и литературе, который поможет репетиторам определить примерный уровень знания ученика по данным предметам.
-
Увлекательная викторина для тех, кто знает и любит сказки Г. Х. Андерсена.
В пособии представлены уроки чтения, обсуждения и анализа текста, внеклассного чтения и развития речи, текущего и итогового
контроля, способствующих активизации самостоятельной мыслительной деятельности учащихся на уроке и дома. Основа большинства уроков — групповая
исследовательская работа.
Урок 37. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как новаторское произведение
Урок 38. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные мужские образы романа
Урок 39. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: главные женские образы романа
Урок 40. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: взаимоотношения главных героев
Урок 41. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора
Урок 42. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни
Урок 43. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин» в зеркале русской критики
Урок 44. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». Письменный ответ на один из проблемных вопросов. Урок развития речи 4
УРОК 40
А. С. ПУШКИН.
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»:
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ
Основное содержание урока
Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем. Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении.
Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Рецензирование выразительного чтения одноклассников, исполнения актёров. Устный или письменный ответ на вопрос
(с использованием цитирования). Характеристика идейно-эмоционального содержания романа.
I. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина
Групповая работа.
Сопоставление IV и VIII глав романа.
Группа 1.
Анализ главы IV.
Почему первые шесть строф заменены автором отточиями?
Прочитайте строфы XI—XVIII, XXIII—XXIV, XXXVIII—XXXIX.
Определите динамику душевного состояния главных героев.
Почему события развиваются в такой последовательности:
авторская оценка Онегина — отповедь Онегина Татьяне — авторская оценка отповеди — рассуждения повествователя о друзьях, родне, любви — страдания Татьяны
— картины счастливой любви Ольги и Ленского — жизнь Онегина в деревне — наступление зимы — разговор Онегина с Ленским об Ольге, предстоящей свадьбе,
именинах Татьяны?
(Расположение событий подчёркивает развитие чувства Татьяны к Онегину.)
Какое место занимает глава в сюжете романа?
Группа 2.
Анализ сцены отповеди Онегина в IV главе.
Прочитайте выразительно сцену отповеди (гл. IV, стр. XII—XVI).
Какие черты характера Онегина проявились в его монологе?
Почему он отвергает любовь Татьяны?
Каковы отношения Татьяны и Онегина в IV главе?
Зачем в главу автор включает картины счастливой любви Ольги и Ленского?
Группа 3.
Анализ главы VIII.
Прочитайте выразительно строфы XIV—XXIII, XXVII—XXVIII, XXX—XXXI, XXXIII— XXXIV.
Почему события развиваются в такой последовательности:
рассуждения автора о своей юности и начале поэтического творчества — рассуждения автора об Онегине, пустившемся в странствия, — описание Татьяны на
петербургском балу и её встречи с Онегиным — Онегин полюбил Татьяну — Онегин страдает — письмо — снова хандра — наступление весны — сцена объяснения
— прощание автора с читателем?
(Такое расположение событий подчёркивает развитие чувства Онегина к Татьяне.)
Как проявились в главе VIII принципы композиционного параллелизма?
Каковы авторские приёмы изображения внутреннего состояния героев в VIII главе?
Группа 4.
Анализ сцены объяснения в главе VIII (стр. XLII—XLVII).
Почему Татьяну мы увидели глазами Онегина?
Что его поразило в Татьяне и почему?
Прочитайте выразительно сцену объяснения.
Почему Татьяна не может ответить на любовь Онегина?
Какова авторская оценка поступков Онегина?
Прокомментируйте оценку образа Татьяны, данную Г. А. Гуковским: «„А счастье было так возможно, так близко“, — говорит Татьяна, и она ошибается. Нет,
тогда, в деревне, счастье было невозможно, потому что Онегин был тогда недостоин счастья и Татьяны, потому что он был чужд её мира. Счастье же возможно и
близко… именно сейчас… когда Татьяна говорит эти слова… потому что Онегин вырос и стал рядом с Татьяной, потому что его душевный мир открылся ценностям,
наполнявшим высоким содержанием мир Татьяны. Но теперь она не видит этого. Уже поздно. Между ними стена».
Обобщающая беседа:
Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном» (после статьи учебника «В творческой лаборатории А. С. Пушкина»).
Какова роль истории любви Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в композиции романа?
Ю. М. Лотман заметил, что «в „Онегине“ каждый раз вперёд выдвигается сопоставление характеров. Главы строятся по системе парных противопоставлений…».
Подтвердите примерами эту мысль.
II. Анализ двух писем.
Письма Татьяны и Онегина в актёрском исполнении
Аналитическая беседа:
— Прослушивание письма Татьяны в актёрском исполнении (Письмо Татьяны, читает Ирина Гошева (03:53).
Ответ на вопрос 2 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
— Какие черты характера Татьяны проявились в письме? Докажите, что она воспитана на французских романах.
Какие детали письма говорят о её уважении к народным нравственным ценностям?
— В чём Татьяна ошиблась в Онегине при первом знакомстве? Докажите свои мысли цитатами из письма Татьяны.
— Прослушайте сцену письма из оперы П. И. Чайковского «Евгений Онегин». Как в музыке и мастерстве исполнительницы отразилось настроение героини?
— Прослушивание письма Онегина в актёрском исполнении.
Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Фонохрестоматия. Слушаем актёрское чтение».
— Какие черты характера Онегина проявились в письме?
Искренен ли герой в своём письме?
Докажите, что после дуэли и путешествия он ориентируется на другие, более высокие нравственные ценности.
— *Найдите в письмах героев сходство:
отрывки, построенные по одному композиционному плану; похожие синтаксические конструкции; общую лексику.
Какой смысл выявляется при этом сопоставлении?
III. Практическая работа.
Составление сравнительной характеристики Татьяны и Онегина (см. образец в уроке 11).
— Найдите черты сходства и различия в характерах Татьяны и Онегина и основания для их сопоставления.
Занесите свои наблюдения в таблицу.
Примерный вариант заполнения таблицы:
ЦИТАТНАЯ ТАБЛИЦА | |
---|---|
Общее | Различное |
• Самобытность Татьяны; «неподражательная странность» Онегина. | • Близость Татьяны к народным основам жизни и оторванность Онегина от народных корней. |
Сопоставление двух любовных линий и выявление их композиционной роли:
— Каков характер изображения автором любви Ленского и Ольги, Онегина и Татьяны?
— Какой смысл выявляется при сопоставлении двух любовных историй?
Итоговые вопросы:
Какова композиционная роль двух писем?
В каких произведениях начала XIX века письма играют важную роль?
В чём своеобразие историй любви в романе «Евгений Онегин»?
В каких произведениях русской литературы XIX века история любви является основой сюжета?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение наизусть одного из писем.
Завершить составление таблицы.
Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или сделать сопоставительный анализ двух писем (по выбору учащихся).
Прочитать фрагменты X главы романа «Евгений Онегин».
Индивидуальные задания.
Подготовить выразительное чтение лирических отступлений романа (см. следующий урок).
Следующий урок: А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»: образ автора >>>
Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. – М.: Просвещение, 2014.
О РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще не ясно различал. (8. L)
Поэт намеревался постичь тип современного человека, принадлежащего к петербургскому дворянскому обществу. Он искал причины разочарования молодого дворянского
интеллигента.
В южных поэмах герои попадали в исключительные обстоятельства, а в «Евгении Онегине» помещены в привычное им окружение в петербургское или московское общество
и в деревенскую среду.
Поскольку в «Евгении Онегине» отразилась историческая эпоха, представшая через историю героя и сюжет, то это произведение является романом. Так считал и сам
Пушкин, писавший, что под романом он разумеет «историческую эпоху, развитую на вымышленном повествовании».
Но Пушкин написал не просто роман, а роман стихотворный. В письме к Г1. А. Вяземскому он ясно указал на эту особенность «Евгения Онегина»: «Пишу не роман, а
роман в стихах дьявольская разница».
Стихотворная форма романа потребовала от Пушкина упорной работы над стихом. Поэт необычайно разнообразил четырехстопный ямб, придав ему исключительную гибкость
и емкость.
Необходимость единства повествовательного и лирического начал привела Пушкина к созданию новой строфической формы. Пушкин ведет с читателем непринужденный
разговор, и поэтому законченность каждой строфы приобретает важное значение: повествование легко нарушается лирическими отступлениями, а затем возвращается в
прежнее русло. Так как каждая строфа представляет собой небольшой рассказ, то на каждую тему можно порассуждать отдельно, отступая от сюжета и высказывая свою
точку зрения. Нить повествования не теряется, но зато сюжет заметно оживляется и разнообразится, согревается лирическим волнением автора.
Онегинская строфа, изобретенная Пушкиным для романа, состоит из 14 стихов четырехстопного ямба. Общая ее схема предстает необычайно ясной и простой, она
состоит из трех четверостиший и двустишия: I (абаб), II (ввгг), III (деед), IV (жж), т. е. перекрестная, парная, кольцевая рифмовки и заключительное двустишие.
Законченность и завершенность строф не следует понимать буквально. Если тема требовала от Пушкина продолжения, то он легко переносил рассказ в следующую строфу,
но обычно строфические переносы характерны для самых эмоциональных эпизодов. Каждая строфа и замкнута (тема в ней развита и завершена), и разомкнута, обращена
к следующей строфе, которая ее продолжает. Такое построение позволяет автору свободно менять тон повествования, сохраняя собственный голос.
В романе есть и так называемые пропущенные строфы, замененные многоточием или просто цифрами. Многие из них были написаны, но Пушкин не включил их, так как
ему была важна недоговоренность повествования.
Повествовательное начало в «Евгении Онегине» воплощено в сюжете. Он чрезвычайно прост и захватывает весьма ограниченный круг героев — Онегин, Ленский, Татьяна
и Ольга. Остальные лица не играют в нем сколько-нибудь существенной роли. Обе пары героев противопоставлены друг другу: любовь Татьяны и Онегина не похожа на
любовь Ленского и Ольги. Онегин и Ленский, Татьяна и Ольга также несходны между собой. В основу сюжета положены интимные чувства героев (любовь Татьяны к
Онегину, а Ленского к Ольге и дружба Онегина и Ленского).
Характеры героев построены Пушкиным, поэтом действительности, как он сам себя называл, не по литературным схемам и нормам, хотя часто они сопоставлены с
характерами других литературных героев, а по законам реальной жизни. Так как живые люди обладают разнообразными, многосторонними характерами, то характеры
героев сложны и не укладываются в однозначные и узкие формулы.
В сложных ситуациях «обстоятельства развивают» характеры с разных сторон. Многогранность и сложность характеров учитываются автором, который изображает их
то сатирически, с горькой усмешкой, то иронически, с легкой улыбкой, то лирически, с очевидным сочувствием. Пушкинские герои, исключая лишь упоминаемых
третьестепенных персонажей, не делятся на положительных и отрицательных. Но даже второстепенные лица, участвующие в сюжете, в романе многогранны. Например,
о Зарецком Онегин и автор отзываются либо сатирически:
…в это дело
Вмешался старый дуэлист,
Он зол, он сплетник, он речист…
либо иронически:
Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный…
Однако ирония и сатира не мешают Онегину и автору признать и достоинства Зарецкого:
Он был неглуп; и мой Евгений,
Не уважая сердца в нем,
Любил и дух его суждений,
И здравый толк о том, о сем.
Он с удовольствием, бывало,
Видался с ним…
Пушкин в романе не судья и тем более не прокурор, он не судит и не обвиняет героев, а наблюдает и анализирует их характеры как друг, очевидец, обычный
человек, которому что-то не нравится в героях, что-то нравится. Такой подход к изображению характеров обеспечил жизненную правдивость романа и его близость
к реалистическому типу повествования.
Это позволило Достоевскому назвать роман «Евгений Онегин» поэмой «осязательно реальной», в которой воплощена «настоящая русская жизнь с такою творческою силой
и с такой законченностью, какой и не бывало до Пушкина, да и после его, пожалуй».
Каждый герой проходит через испытание, которое коренным образом меняет его судьбу. Центральное поворотное событие романа — дуэль Онегина с Ленским. Жизнь
Ленского трагически обрывается. Ольга быстро забывает его и выходит замуж за улана. Татьяна хранит любовь к Онегину, но становится женой генерала. Онегин
отправляется в путешествие, в его душе наступает перелом, и теперь он уже испытывает к Татьяне любовь. Счастье, которое «было так возможно,/Так близко»,
обходит героев стороной: оно оборачивается либо пародией (Ольга и улан), либо трагедией (Ленский), либо драмой (Татьяна и Онегин).
Важным сюжетным принципом романа выступает «загадочность» главных героев — Онегина и Татьяны. Сначала Татьяна, и вместе с ней читатель, стремится понять
Онегина, а затем Онегин начинает открывать для себя Татьяну. Перед деревенской барышней Евгений предстает в духе народных поверий «суженым», т. е. человеком,
предназначенным самой судьбой. В этом Татьяна будет убеждена до конца. В письме к Онегину она пишет:
То в вышнем суждено совете…
То воля неба: я твоя…
Но восприятие Онегина героиней еще неглубоко. Онегин рисуется воображению Татьяны в романтическом духе:
Кто ты, мой ангел ли хранитель,
Или коварный искуситель…
Подлинное, истинное восприятие Онегина пока еще уступает место книжному.
Пушкин иронически замечает по поводу этих романтических грез Татьяны:
Но наш герой, кто б ни был он,
Уж верно был не Грандисон(1).
1. Грандисо́н герой романа английского писателя Сэмюэла Ричардсона (1689 1761) «История сэра Чарльза Грандисона».
Затем Татьяна думает об Онегине как о «роковомо герое:
«Погибну,— Таня говорит,—
Но гибель от него любезна…»
Душа и характер Онегина яснее открываются Татьяне после посещения усадьбы героя. Вглядываясь в обстановку онегинского кабинета, просматривая его книги, Татьяна
наконец начинает прозревать. Ее точка зрения на героя приближается к авторской:
Что ж он? Ужели подражание,
Ничтожный призрак, иль еще
Москвич в Гарольдовом плаще(2),
Чужих причуд истолкованье,
Слов модных полный лексикон?..
Уж не пародия ли он?
2. …в Гаро́льдовом плаще т. е. подражающий Чайльд Гарольду, герою поэмы «Паломничество Чайльд Гарольда» английского поэта
Джона Ноэля Гордона Байрона (1788—1824).
Точно так же и Онегин отгадывает Татьяну. В восьмой главе Онегин, увидев Татьяну в свете, задумывается:
Ужель та самая Татьяна…
Его занимает не бедная и простая, несмелая и влюбленная «девочка», а «равнодушная княгиня». Но оказалось, что иод маской «величавой» и «небрежной» «законодательницы
зал» таится «простая дева», «с мечтами, сердцем прежних дней».
Встреча с Татьяной пробуждает любовь в душе Онегина. Он пишет письмо замужней женщине и совершает не менее дерзкий поступок без приглашения посещает Татьяну,
но эта дерзость одновременно и проявление горячности, сердечной откровенности. Онегин теперь любит «как дитя». Проснувшееся в «душе холодной» чувство
предвестие преображения Онегина, который отныне читает книги «духовными глазами». Хотя Пушкин и оставляет страдающего героя в трудную для него минуту, Онегин
учится жить сердцем. Отказ Татьяны производит переворот в его душе. Надежду на счастье Онегин окончательно утратил, но вспыхнувшая любовь к Татьяне не прошла
для него бесследно. Он узнал настоящее страдание, настоящую боль, настоящую любовь. Его жизнь обрела смысл и, возможно, станет более содержательной, чем была
до того. На этой напряженной, кульминационной ноте сюжет романа завершен.
Онегин и Татьяна внутренне растут: иными стали их чувства, по-иному они относятся к жизни и друг к другу. Исчезло романтическое восприятие жизни у Татьяны,
исчезло наносное, воспитанное средой равнодушие к простым человеческим радостям у Онегина.
Пушкин правдиво изображает среду, в которой живут главные герои его романа. Дворянский домашний быт и светский круг, взрастивший Онегина и автора, вызывают в
романе восхищение и восторг. Это мир высокой культуры просвещенных людей, горячих споров, интересных бесед и разговоров, мир увлечений, страстей. В нем царит
свобода, независимость, здесь собирается цвет общества.
Вот Онегин спешит в ресторан:
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин.
Вошел: и пробка в потолок,
Вина кометы брызнул ток,
Пред ним roast-beef окровавленный,
И трюфли, роскошь юных лет,
Французской кухни лучший цвет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром Лимбургским живым
И ананасом золотым.
Это воспевание роскошных угощений, предлагаемых ресторатором, не позволяет усомниться, что Пушкин любит и ценит светские удовольствия.
Точно так же его влечет театр, дающий особые наслаждения:
Волшебный край! там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин;
Там Озеров невольно дани
Народных слез, рукоплесканий
С младой Семеновой делил;
Там наш Катенин воскресил
Корнеля гений величавый;
Там вывел колкий Шаховской
Своих комедий шумный рой,
Там и Дидло венчался славой,
Там, там под сению кулис
Младые дни мои неслись.
Словом, свет — это очаг утонченной духовной культуры, и его воздействие на молодых людей того времени было облагораживающим и необходимым. Люди оттачивали
свой ум, учились владеть собою, не показывать свои чувства, делились новостями — литературными, музыкальными. Здесь уважали себя и других, гордо несли
свое человеческое достоинство и берегли честь.
Однако Пушкин, как и его герой, знали другой свет — «омут», кишащий нелепыми предрассудками, вздорными слухами, завистью, клеветой и прочими пороками.
Воспроизводя атмосферу городских дворянских салонов, в которых прошла молодость Онегина, автор подробно останавливается на разговорах, удовольствиях вечно
праздных их обитателей. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. В свете нередки скука, глупость и посредственность. Мелкая суета и душевная
пустота делают жизнь этих людей однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но лишенной внутреннего содержания. Татьяна почувствовала своим умным и чутким
сердцем именно пустоту светской жизни:
А мне, Онегин, пышность эта,
Постылой жизни мишура,
Мои успехи в вихре света,
Мой модный дом и вечера,
Что в них?..
В деревне нет того блеска, который поражает в Петербурге или в Москве, но здесь есть свои прелести.
Онегина занимала сельская природа:
Два дня ему казались новы
Уединенные моля,
Прохлада сумрачной дубровы,
Журчанье тихого ручья…
И сам автор признается:
Я был рожден для жизни мирной,
Для деревенской тишины:
В глуши звучнее голос лирный,
Живее творческие сны…
У Лариных (фамилия происходит от слова «лары» — боги домашнего очага) в их деревенском доме, в пенатах, много тихого, доброго, патриархального и трогательного:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели;
Любили круглые качели,
Подблюдны песни, хоровод…
Но и деревню не миновали скука и убийственная лень…
Провинциальное дворянство не может обойтись без местных франтов, своих сплетников и глупцов, остряков и дуэлянтов. Именины Татьяны изображены как типичный
праздник провинциальных дворян, а судьба матери Татьяны и ее отца, Дмитрия Ларина,— как постепенное угасание душевных порывов и внутреннее омертвение.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ТАТЬЯНА В РОМАНЕ
«ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
Рядом с культурой столичного дворянского общества существовала и другая культура, рожденная в недрах русской нации. Она включала в себя быт, нравы, фольклор
простого народа, которые входят в роман через изображение семьи Лариных, и прежде всего Татьяны.
Внутреннее развитие типа провинциальной дворянской девушки Татьяны заключается в постепенном изживании воздушных романтических грез и в превращении умной от
природы, душевно и безошибочно чуткой девушки, воспитанной в деревне, в просвещенную, опытную и проницательную женщину, «законодательницу зал».
В первых главах Татьяна живет чувствами. Она сближена с природой. Пушкин нарочито подчеркивает «дикость», т. е. непросвещенность чувств героини. Она пишет Онегину
«необдуманное письмо». Автор называет его плодом «легкомысленных страстей», но оправдывает героиню, которая писала «и милой простоте», «послушная влеченью
чувства», в доверчивости и с «сердцем пламенным и нежным». В противоположность Онегину, духовное развитие которого совершается от преобладания рассудка к
гармонии ума и чувства, самовоспитание Татьяны совершается иначе: от наивности, непосредственности чувств к их обогащению просвещенным умом.
В седьмой главе рассказывается о посещении Татьяной кабинета Онегина. Она читает книги героя, и ей «открылся мир иной». В этих книгах «отразился век», и
Татьяна, лучше постигая душу Онегина, умственно растет в глазах читателя: ею движет уже не безошибочное нравственное чувство, не природный ум, а ясное,
просвещенное сознание, позволяющее понять «болезнь века», заразившую Онегина.
Умственный и нравственный кругозор Татьяны достигает расцвета. Отказываясь от счастья, Татьяна руководствуется уже не эмоциями, а сознанием нравственной
ответственности, которая коренится в народной этике.
Вместе с тем книжная сентиментально-романтическая культура и естественность, простота чувств спасают Татьяну от житейской пошлости. Пушкин подчеркивает
наивность, простодушие героини, ее родство с природой и с народом. Чтение романтических книг призвано продемонстрировать неискушенность Татьяны в литературе.
Народное сознание не блещет интеллектуальной изощренностью, но оно отличается высотой нравственного чувства, безошибочностью этических оценок. Поэтому, когда
Татьяна умственно возвышается над Онегиным, она получает право стать его моральным судьей.
В близости Татьяны к природе, к быту, нравам и культуре русского народа заключена здоровая и реальная жизненная основа. Татьяна впитала в себя народную мораль,
окрасившую ее мысли и чувства и проявившуюся в ее поведении.
Имя Татьяны «неразлучно» для Пушкина с «воспоминаньем старины иль девичьей». Татьяна окружена фольклорными образами («Страшные рассказы/Зимою в темноте
ночей/Пленяли больше сердце ей»). Даже сон Татьяны весь соткан из образов старинных сказок. Ей соответствует «Песня девушек», ей понятны народные обычаи:
Татьяна верила преданьям
Простонародной старины…
Разгадывая Онегина, Татьяна гадает о своей судьбе. Перебор литературных масок Онегина — это попытка представить себя героиней, напоминающей ту или иную подругу
названных персонажей. Но это одновременно и отзвук народных гаданий о суженом, которые были свойственны Светлане, героине баллады Жуковского. Сон Татьяны
содержит все признаки балладного сна.
Народная культура, выражающая склад русского характера и народные идеалы, исподволь формировала нравственность Татьяны.
Процесс становления ее характера Пушкин оставляет за рамками романа. Можно только догадываться, почему в одной семье Лариных возникли разные характеры Ольги
и Татьяны. Пушкин пишет лишь, что Татьяна «в семье свой родной/Казалась девочкой чужой». Она предстает воплощением национального духа и пушкинским идеалом.
В соответствии с народными традициями Пушкин наделяет Татьяну исключительной душевной цельностью. Мысль и чувство, разум и поступок для нее одно и то же.
Поэтому, полюбив, она первая открывается Онегину в любви, преступая условные законы народной и дворянской морали(1). Она ведет себя просто и естественно.
К любви она относится серьезно и самоотверженно:
1. Знаменитая московская барыня Мария Ивановна Римская-Корсакова заявила, что женщина, первая написавшая письмо мужчине,— «конченая».
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя
И предается безусловно
Любви, как милое дитя.
Будучи замужней женщиной, она, любя Онегина, не отвечает на его чувство и остается верной мужу не только потому, что уважает своего супруга, но и из
уважения к себе. Она не может поступиться своей честью, своим личным достоинством. И в этом проявляется ее близость к народным патриархальным устоям, в
этом и дворянская честь провинциальной девушки.
Пушкин дает это понять в двух эпизодах. Татьяна спрашивает няню о ее любви. Но опыт няни оказывается непригоден для «бедной Тани». Няня отвечает ей:
«…Мы не слыхали про любовь». Няню никто не спрашивал о ее воле, но, выйдя замуж, она смиряется со своей долей. Народ считает сохранение семейных и
нравственных традиций и устоев выше их разрушения и распада» выше «незаконной» любви.
В другой раз Пушкин знакомит с историей любви матери Татьяны, в молодости влюбленной в Грандисона. Однако выдали ее за Дмитрия Ларина, с которым она соединила
свою жизнь до самой его смерти.
Таким образом, и у простой крестьянки, и у московской дворянки сходная судьба. Такой же жребий выпал и Татьяне: она поступает так, как ее няня и ее мать.
Став блестящей светской дамой, Татьяна не утратила связь с национальной культурой. В ней воссоединилась народная традиция с высокой культурой просвещенного
дворянства. То же самое происходит и с автором, который усвоил и дворянскую, и народную культуры, превратив их в единую национальную. Только Татьяна идет от
народной традиции к дворянской, автор же, напротив, от дворянской к народной.
Душевная цельность Татьяны в наибольшей степени характеризует гармоническое единство лучших сторон высокой дворянской и простонародной культуры — пушкинский
поэтический идеал. Поэтому автор не скрывает своих симпатий к Татьяне.
В русской действительности Пушкин обнаружил две культуры: дворянскую (состоящую из светской, оторванной от народа, и провинциальной, близкой к простонародной) и
народную. Идеалом поэта выступила единая культура, сочетающая в себе высокие достижения дворянской образованности и гуманную народную нравственность. Пушкин
искал пути сближения дворянства с народом.
Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред.
В.Я.Коровиной. — М.: Просвещение.
ГДЗ учебник «Литература. 8 класс. ФГОС» В. Я. Коровиной, В. П. Журавлева, В. И. Коровина. Издательство «Просвещение». Серия «Литература». Состоит из двух частей (1 часть — 335 страниц, 2 часть – 335 страниц).
Изучение литературы играет важнейшую роль в общем духовном развитии учащихся, позволяет им усовершенствовать свою речь, обогатить лексикон, развивать гуманистическое мировоззрение, а также собственные интеллектуальные и творческие способности, необходимые для успешной социализации и самореализации личности. В течение года восьмиклассникам предстоит посвятить значительное количество времени знакомству с произведениями Пушкина, Гоголя, Салтыкова-Щедрина и других известных авторов мировой литературы. Задания, представленные в учебном пособии, потребуют от ребят вдумчивого чтения, анализа произведения, что необходимо для постижения истинного смысла, заложенного автором.
Не каждый из школьников способен выполнять задания по литературе в короткие сроки и с должным качеством. Сайт ЯГДЗ создал решебник, который станет основой для выполнения готового домашнего задания ГДЗ, подготовки к контрольным работам и сочинениям на протяжении всего учебного года 8 класс Коровина. Ребята смогут самостоятельно исправлять допущенные неточности и ошибки, грамотно формулировать ответы на поставленные вопросы, что станет одним из важнейших факторов получения отличных оценок по предмету.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 9
ТАМ ТАТАРЫ ШЛИ. ПРО ПУГАЧЕВА
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 10-11
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 12-13
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 13
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 16
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 16
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 17
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 18
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 25
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 25-26
Д. И. ФОНВИЗИН. НЕДОРОСЛЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 58
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 60-61
А. С. ПУШКИН
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 64
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 169
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 169-170
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 170-172
Глава I. Сержант гвардии
1 2
Глава II. Вожатый
1 2 3
Глава III. Крепость
1 2
Глава IV. Поединок
1 2
Глава V. Любовь
1 2 3
Глава VI. Пугачёвщина
1 2
Глава VII. Приступ
1 2
Глава VIII. Незваный гость
1 2 3 4
Глава X. Осада города
1 2 3
Глава XI. Мятежная слобода
1 2 3
Глава XII. Сирота
1 2
Глава XIV. Суд
1 2 3 4
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ. Стр. 172
1 2 5 6 7
19 ОКТЯБРЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 178-179
1 2 3 4
ТУЧА
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 180
1 2
К — Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 181
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 182
1 2
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 184
1
МЦЫРИ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 206
1 2 3 4 5 6
УСЛОВНЫЙ ИСТОРИЗМ М. Ю. ЛЕРМОНТОВА
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 209
1 2
ПОЭМА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА — МЦЫРИ- В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ И ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЯ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 209
1 2 3 2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 211
Н. В. ГОГОЛЬ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 213
1 2 3
О ЗАМЫСЛЕ, НАПИСАНИИ И ПОСТАНОВКЕ — РЕВИЗОРА
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 216
1 2 3
РЕВИЗОР
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 295-296
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 296-297
1 2 3 4
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 298
1 2 3 4 5 6 7
ШИНЕЛЬ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 326
1 2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 327
Часть 2
М. Е. САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 5
1 2
ИСТОРИЯ ОДНОГО ГОРОДА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 12-13
1 2 3 4 5 6 7 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 13
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 14
1 2 3 4 5 6
И. С. ЛЕСКОВ. СТАРЫЙ ГЕНИЙ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 24
1 2 3
РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 25
3 4 5
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 25
1 2 3 4 5 6
Л. Н. ТОЛСТОЙ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 27-28
1 2
ПОСЛЕ БАЛА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 37-38
1 2 3 4 5 6 7
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 39
1 2 3 4 5 6 7 8
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. ОСЕНЬ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 41-42
1 2 3 4
Ф. И. ТЮТЧЕВ. ОСЕННИЙ ВЕЧЕР
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 42
1 2 3 4 5 6
А. А. ФЕТ. ПЕРВЫЙ ЛАНДЫШ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 43
1 2 3 4
А. Н. МАЙКОВ. ПОЛЕ ЗЫБЛЕТСЯ ЦВЕТАМИ
РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 44
2 3 4
А. П. ЧЕХОВ. О ЛЮБВИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 55
1 2 3 4 5
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 56
1 2 3 4 5
А. И. КУПРИН
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 58
1 2 3
КУСТ СИРЕНИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 64
1 2 3
РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 64
1 2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 65
1 2 3 4 5 6 7
А. А. БЛОК
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 67
1 2
РОССИЯ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 68
1 2
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 68
1 2
О.Э. МАНДЕЛЬШТАМ. БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 72
1 2 3
И.С. ШМЕЛЁВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 74
1 2
КАК Я СТАЛ ПИСАТЕЛЕМ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 81-82
1 2 3 4 5 6
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 82
1 2 3 4 5
М. А. ОСОРГИН. ПЕНСНЕ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 87
1 2 3 4 РАЗВИВАЕМ ДАР СЛОВА. Стр. 88
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 88
2 3 4 5 6 7
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ
УЧИМСЯ ВОСПРИНИМАТЬ ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Стр. 93
1
СРЕДНИЕ ВЕКА
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 95
1
ЭПОХА ИЗОБРЕТЕНИЙ, ОТКРЫТИЙ И ЗАВОЕВАНИЙ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 97-98
1 2 3 4 5
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 98-99
2 3 4
ТЭФФИ. ЖИЗНЬ И ВОРОТНИК
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 103
1 2 3
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 103
1 2 3 4 5 6 7
М.М. ЗОЩЕНКО. ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 108
1 2 3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 108
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 109
1 2 3 4 5 6
М. ИСАКОВСКИИ. КАТЮША
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 112
1
ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 114
1 2
Б. ОКУДЖАВА. ПЕСЕНКА О ПЕХОТЕ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 116
1 2 3 4 5 6 7
Л. ОШАНИН. ДОРОГИ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 118
1 2 3
А. ФАТЬЯНОВ. СОЛОВЬИ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 119
1 2 3 4 5
ФРОНТОВАЯ СУДЬБА — КАТЮШИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 122
1 2 3 2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 122
А. Т. ТВАРДОВСКИЙ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 124
1 2 3
ВАСИЛИЙ ТЁРКИН
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 157-158
1 2 3 4 5 6 7 10 11 12 14
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 159
1 2 3 4
В. АСТАФЬЕВ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 161
1 3
ФОТОГРАФИЯ, НА КОТОРОЙ МЕНЯ НЕТ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 176
1 2 3 ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ. Стр. 176
ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 176
2
А.В. ЖВАЛЕВСКИЙ, Е. Б. ПАСТЕРНАК. НЕУДАЧНИЦА
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 182
1 2 3 4 5
И. АННЕНСКИЙ. СНЕГ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 183-184
1 2
Д. МЕРЕЖКОВСКИИ. РОДНОЕ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 185
1 2 3
НЕ НАДО ЗВУКОВ
1 ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 186 2 БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 186
И. ЗАБОЛОЦКИЙ. ВЕЧЕР НА ОКЕ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 187
1 2
УСТУПИ МНЕ, СКВОРЕЦ, УГОЛОК
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 189
2
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 189
1 2
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 189
1 2 3 4 5 6
Я. РУБЦОВ. ПО ВЕЧЕРАМ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 190
ВСТРЕЧА. ПРИВЕТ, РОССИЯ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 192
1 2 3 4
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ К СЛОВУ. Стр. 192
1 2
3. ГИППИУС. ЗНАЙТЕ!
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 194
2 3
ТАК И ЕСТЬ
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 194-195
1
ДОН АМИНАДО. БАБЬЕ ЛЕТО
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 195-196
1 2 3
БУНИН. У ПТИЦЫ ЕСТЬ ГНЕЗДО
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 196
1 2
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 196-197
1 2 3 4 5 6 7 3 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 197
В. IIIЕКСПИР. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА
ФОНОХРЕСТОМАТИЯ. Стр. 212
1 2 3
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 212
2 3
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 212
1 2 3 4 5
СОНЕТЫ. УВЫ, МОЙ СТИХ НЕ БЛЕЩЕТ НОВИЗНОЙ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 213
1 2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 213
Ж.-Б. МОЛЬЕР. МЕЩАНИН ВО ДВОРЯНСТВЕ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 262-263
1 2 3 4 5 6
В. СКОТТ. АЙВЕНГО. СТАРЫЕ НРАВЫ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 303
1 2 3 4 5 6 7
Д. Д. СЭЛИНДЖЕР. НАД ПРОПАСТЬЮ ВО РЖИ
РАЗМЫШЛЯЕМ О ПРОЧИТАННОМ. Стр. 324
1 2 3 4 5
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. ИСТОРИЗМ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 327
1 2 ОБОГАЩАЕМ СВОЮ РЕЧЬ. Стр. 328
КОМПОЗИЦИЯ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 328
1 2
РОМАН
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 329
1 2
РАССКАЗ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 329
1
ПОВЕСТЬ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 330
1 2
КОМЕДИЯ
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. Стр. 331
1 2 3
ТРАГЕДИЯ
ЛИТЕРАТУРА И ДРУГИЕ ВИДЫ ИСКУССТВА. Стр. 331
1