Слушать рассказ горе от ума грибоедов краткое содержание

Автор андрей измаилов на чтение 14 мин. просмотров 1 опубликовано 09.06.2021 другие персонажи лизанька служанка фамусовых, которая помогает софье

На чтение 14 мин. Просмотров 1 Опубликовано

Другие персонажи

Лизанька – служанка Фамусовых, которая помогает Софье сохранять в тайне свидания с Молчалиным.

Полковник Скалозуб – глупый, но очень состоятельный человек. Метит в генералы. Его прочат в супруги Софье.

Главные герои

Павел Афанасьевич Фамусов – управляющий в казенном доме, отец Софьи. Для него главное в человеке – чин. Его очень заботит мнение света о нем. Фамусов боится образованных людей и просвещения.

Софья – 17-летняя дочь Фамусова. С колыбели воспитана отцом, т.к. мать ее умерла. Умная и смелая девушка, которая готова противостоять мнению общества.

Алексей Молчалин – секретарь Фамусова, который живет в его доме. Молчалив и труслив. Его, человека незнатного рода, пригрел Фамусов и дал ему чин асессора. В него влюблена Софья.

Александр Чацкий – рос вместе с Софьей. Был влюблен в нее. Затем отправился странствовать по свету на 3 года. Умен, красноречив. Предпочитает служить делу, а не людям.

Краткое содержание

Действие 1

Первое действие пьесы «Горе от ума» начинается со сцены, где Лизанька, служанка в доме Фамусовых, просыпается в креслах с жалобами на то, что плохо спала. Причина в том, что ее хозяйка Софья ожидала в гости друга – Молчалина. Лиза должна была проследить, чтобы встреча их осталась в тайне от остальных домочадцев.

Лиза стучится к Софье в комнату, откуда раздаются звуки флейты и фортепиано, и сообщает молодой хозяйке, что наступило утро, и пора бы прощаться с Молчалиным, чтобы не быть застигнутой отцом. Чтобы ускорить процесс прощания влюбленных, Лиза переводит часы. Они начинают бить.

Лиза рекомендует Софье быть осторожнее и поостеречься недобрых слухов. Но Софья их не боится. Однако Лиза полагает, что у Софьи и Молчалина нет будущего, ведь Фамусов не допустит брака своей дочери с небогатым и незнатным человеком. Самая выгодная партия для Софьи, по мнению отца, – полковник Скалозуб, который имеет и чины, и деньги. Софья отвечает, что лучше утопиться, чем выйти замуж за Скалозуба, ведь он очень глуп.

В разговоре об уме и глупости Лизе вспоминается былая история юношеской нежной любви Софьи и Александра Андреевича Чацкого, который отличался и веселостью, и незаурядным умом. Но это дело давно минувших лет. Софья считает, что это нельзя было считать любовью. Они просто росли вместе с Чацким. Между ними была только детская дружба.

В дверях появляется слуга и докладывает Софье, что приехал Чацкий.

Чацкий обрадован встрече с Софьей, но удивлен холодному приему. Софья уверяет его, что рада встрече. Чацкий начинает вспоминать былые годы. Софья называет их взаимоотношения ребячеством. Чацкий интересуется, не влюблена ли Софья в кого-нибудь, ведь она так смущена. Но девушка говорит, что смущена от вопросов и взглядов Чацкого.

В разговоре с Фамусовым Чацкий восхищается Софьей, говорит, что подобных ей не встречал нигде и никогда. Фамусов опасается, как бы Чацкий не посватался к его дочери.

После ухода Чацкого Фамусов остается в раздумьях о том, кто же из двух молодых людей занимает сердце Софьи.

Действие 2

Во втором явлении второго действия Чацкий интересуется у Фамусова, что бы тот ответил, если бы он посватался к Софье. Отец возлюбленной Чацкого говорит, что не плохо бы послужить государству и получить высокий чин. Чацкий произносит знаменитую фразу: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Тогда Фамусов называет Чацкого гордецом и приводит в пример своего дядю Максима Петровича, который служил при дворе и был очень богатым человеком. А все благодаря тому, что умел «подслужиться». Однажды на приеме у Екатерины II он оступился и упал. Императрица засмеялась. Вызвав её улыбку, он решил повторить свое падение еще дважды, но уже специально, доставив тем самым удовольствие императрице. Зато, благодаря своему умению обернуть такой казус себе во благо, он был в почете. Умение «прислуживать» Фамусов считает очень важным для достижения высокого положения в обществе.

Чацкий произносит монолог, в котором сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Он обвиняет поколение Фамусова в том, что они судят человека по чинам и деньгам и называет то время веком «покорности и страха». Чацкий не желал бы быть шутом даже перед самим государем. Он предпочитает служить «делу, а не лицам».

Тем временем в гости к Фамусову приезжает полковник Скалозуб, чему очень обрадован Фамусов. Он остерегает Чацкого от высказывания при нем вольных мыслей.

Разговор Фамусова и Скалозуба касается двоюродного брата полковника, который получил благодаря Скалозубу множество преимуществ по службе. Однако он накануне получения высокого чина внезапно оставил службу и уехал в деревню, где стал вести размеренную жизнь и читать книги. Скалозуб говорит об этом со злой насмешкой. Такой образ жизни неприемлем для «фамусовского общества».

Фамусов восхищен Скалозубом потому, что он уже давно полковник, хотя служит совсем недавно. Мечтает Скалозуб о генеральском чине, причем хочет его не заслужить, а «достать». Фамусов интересуется, не собирается ли Скалозуб жениться.

В разговор вступает Чацкий. Фамусов осуждает его свободомыслие и нежелание служить. Чацкий отвечает монологом о том, что не Фамусову его судить. По мнению Чацкого, в обществе Фамусова нет образцов для подражания. Представители фамусовского поколения презирают свободу, их суждения устарели. Их нравы чужды Чацкому. Перед этим обществом он не будет склонять голову. Чацкий возмущен тем, что в свете все опасаются людей, которые занимаются науками или искусством, а не получением чинов. Лишь мундир прикрывает отсутствие нравственности и ума в фамусовском обществе.

Прибегает Софья, напуганная тем, что Молчалин разбился, упав с лошади, и падает в обморок. Пока Лиза пытается привести девушку в чувства, Чацкий в окно видит здорового Молчалина и понимает, что Софья напрасно переживала за него. Софья, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий отвечает холодно, что с тем все в порядке. Софья обвиняет его в равнодушии. Чацкий наконец-то понимает, кем занято сердце Софьи, ведь она так неосторожно выдала свое трепетное отношение к Молчалину.

Молчалин упрекает Софью в том, что она слишком откровенно выражает свои чувства. Софью не волнует чужое мнение. Молчалин же опасается слухов, он труслив. Лиза рекомендует Софье пококетничать с Чацким, чтобы отвести подозрение от Молчалина.

Наедине с Лизой Молчалин откровенно заигрывает с ней, делает ей комплименты, предлагает подарки.

Действие 3

В начале третьего действия чацкий пытается выяснить у Софьи, кто ей мил: Молчалин или Скалозуб. Софья уходит от ответа. Чацкий говорит, что он «без ума» от любви к ней. В разговоре выясняется, что Софья ценит Молчалина за кроткий нрав, скромность, тихость, но прямого заявления о своей влюбленности в него опять избегает.

Вечером в доме Фамусовых намечается бал. Слуги поспешно готовятся к встрече гостей.

Съезжаются гости. Среди них князь Тугоуховский с женой и шестью дочерьми, графини Хрюмины, бабушка и внучка, Загорецкий, картежник, мастер всем услужить, Хлёстова, тетка Софьи. Все это влиятельные в Москве люди.

Молчалин опускается до того, что нахваливает гладкую шерстку шпица Хлёстовой, чтобы добиться ее расположения. Чацкий это приметил и посмеялся над услужливостью Молчалина.

Софья размышляет о гордости и злости Чацкого. В разговоре с неким господином N она невзначай говорит, что Чацкий «не в своем уме».

Весть о сумасшествии Чацкого распространяется среди гостей. При появлении Чацкого все пятятся от него. Фамусов подмечает в нем признаки безумия.

Чацкий говорит, что его душу переполняет горе, он чувствует себя неуютно среди этих людей. Он недоволен Москвой. Его возмутила встреча в соседней комнате с французом, который, собираясь в Россию, боялся, что попадет в страну варваров, страшился ехать. А здесь его встретили с лаской, он не услышал русской речи, не увидел русских лиц. Он будто бы оказался на родине. Чацкий осуждает засилье всего иностранного в России. Ему противно, что все преклоняются перед Францией и подражают французам. Пока Чацкий заканчивал свою речь, все гости разошлись от него, закружились в вальсе или отошли к карточным столам.

Действие 4

В четвертом действии бал заканчивается, и гости начинают разъезжаться.

Чацкий торопит лакея, чтобы быстрее подавали карету. Этот день развеял его мечты и надежды. Он размышляет, почему все считают его сумасшедшим, кто пустил этот слух, который все подхватили, знает ли об этом Софья. Чацкий не догадывается, что именно Софья первой заявила о его сумасшествии.

При появлении Софьи Чацкий прячется за колонну и становится невольным свидетелем разговора Лизы с Молчалиным. Выясняется, что Молчалин не только не собирается брать в жены Софью, но и не испытывает к ней никаких чувств. Служанка Лиза ему куда милее, он об этом ей прямо заявляет: «Зачем она не ты!» Он угождает Софье лишь потому, что она дочь Фамусова, у которого он служит. Софья случайно слышит этот разговор. Молчалин бросается на колени и просит прощения. Но Софья отталкивает его и приказывает покинуть дом к утру, иначе она все расскажет отцу.

Появляется Чацкий. Укоряет Софью в том, что ради Молчалина она предала их любовь. Софья заявляет, что и подумать не могла, что Молчалин окажется таким подлецом.

Прибегает Фамусов с толпой слуг со свечами. Он не ожидал увидеть дочь с Чацким, ведь она «сама его безумным называла». Теперь Чацкий понимает, кто пустил слух о его сумасшествии.

Фамусов негодует, ругает слуг за то, что не доглядели за дочерью. Лизу отправляет «в избу», «за птицами ходить», а саму Софью грозится отправить «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».

Чацкий произносит свой последний монолог о том, что его надежды не оправдались. Он спешил к Софье, мечтал обрести с ней свое счастье. Винит ее в том, что дала ему ложную надежду и не сказала прямо, что их детская влюбленность для нее ничего не значит. А он только этими чувствами и жил все три года. Но теперь он не сожалеет о разрыве. В фамусовском обществе ему не место. Он собирается покинуть Москву навсегда.

После отъезда Чацкого Фамусова беспокоит только одно: «Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!»

Против чего и за что борется Чацкий? (сочинение)

za-chto-boretsya-chackii.jpg

Чины людьми даются, а люди могут обмануться. Действие III, явление 3. «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» — лучшее произведение Александра Сергеевича Грибоедова. Только за одно это произведение имя А. С. Грибоедова стало бессмертно. Автора комедии «Горе от ума» называют нашим современником. Грибоедов очень точно изобразил московское дворянство. В комедии нет ни одного лишнего слова, ни одного лишнего штриха. Даже без слов автора мы можем увидеть, какой и куда стремится герой комедии. Когда была написана комедия, Грибоедов хотел, чтобы её напечатали и комедия вышла в издание. Через некоторое время некоторые отрывки из комедии были показаны на сцене театра. Но и эти отрывки произвели большое впечатление на декабристов. И в наше время комедия показывается на сценах больших театров.

Главным героем комедии является Чацкий. Он близок по взглядам к декабристам. Чацкий хочет служить не лицам, а делу. Чацкий участвует в каждом действии и противопоставляется другим героям комедии.

После трёхлетнего отсутствия Чацкий снова возвращается в Москву, чтобы увидеть свою любимую Софью. Он сразу приезжает к ней, и замечает, что Софья очень изменилась, похорошела, но к Чацкому она стала относиться хладнокровно. Чацкий тяжело переживает разочарование в своей любимой девушке. Софья молода, неопытна. Она видит счастье только в семейной жизни. И Чацкий признал, что он очень обманулся.

Читайте также:  Интересная история.”Живой труп”Л.Н.Толстой

Главный противник Чацкого — Фамусов. Из I действия видно, что взгляды их разные. Фамусов ценит в людях чины. Он говорит Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Фамусов стремится поучать Чацкого. Но Чацкий ответил: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Речь Чацкого грамотная, а Фамусова — это речь необразованного человека. Если Фамусов и Чацкий люди разных поколений, то Молчалин и Чацкий — ровесники. Молчалин видит в себе счастливого соперника Чацкого в любви Софьи к нему. Чацкого возмущает поведение Молчалина. И когда Софья призналась Чацкому в любви к Молчалину, то Чацкий не поверил ей. Он не мог понять, как Софья полюбила такого глупого человека. Чацкий говорил Софье о Молчалине:

«А этот, как его, он турок или грек? Тот черномазенький, на ножках журавлиных, Не знаю как его зовут, Куда ни сунься: тут как тут, В столовых и в гостинных».

Но Софья совсем противоположное говорила о Молчалине:

«Молчалин за других себя забыть готов: Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело Ночь целую, с кем можно так провесть!»

Свободолюбивый человек, Чацкий противопоставлен не только отдельным лицам, но и всему фамусовскому обществу.

Сначала невзначай, а потом специально Софья распространяет весь о сумасшествии Чацкого. Эта весть разлетелась по всему дому с быстротой молнии. И уже вся семья Фамусова и все его гости были настроены против Чацкого. В последнем своем монологе Чацкий сказал:

«Безумным вы меня прославили всем хором. Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, И в нём рассудок уцелеет»

Чацкий оставляет Москву: «пойду искать по свету, где оскорблённому есть чувству уголок. Карету мне, карету!»

Хоть и уехал Чацкий из Москвы, и казало бы, что фамусовское общество одержало победу, но нет, Чацкий всё равно победил морально. Он остался при своём мнении, чтобы служить не лицам, а делу. Комедия «Горе от ума» — бессмертное произведение А. С. Грибоедова.

Конфликт произведения Горе от ума

Комедия «Горе от ума» может научить читателя многому. Это огромный багаж знаний, которые автор хотел донести с помощью реальных примеров, существовавших в те уже далёкие времена. Надо помнить, что учиться всегда нужно чему-то, уметь сострадать, не бояться трудностей, уважать старших, да и вообще иметь к каждому человеку уважение. Порой трудно особенно в нынешнее время, придерживаться хотя бы одного такого принципа.

Данная пьеса, написанная Александром Грибоедовым, является новаторской, ибо впервые в ней прозвучали нотки реализма. Сюжет зациклен на одном конфликте, а на трёх основных: конфликт любви и социального развития, а так же разрыв поколений.

Читайте также:  Сочинение Чему посвящен рассказ Муму против чего направлен для 5 класса

Любовный конфликт заключается в том, что с первого действия появляется всеми известный любовный треугольник куда входит Софья, Молчалин и Чацкий. Девушка встречается с Молчалиным ночью и считает его своим принцем, а вот Чацкий был первой любовью девушки, но «первая любовь никогда не забывается». Тут перед Софьей встаёт не простой выбор. Это как между двух огней.

Социальный конфликт играет главную роль в произведении. В пьесе есть чёткое разделение: это прогрессивные дворяне, выступающие в лице молодого Чацкого и консервативные дворяне- это Фамусов. Первые уверенны, что будущее стоит за развитием, изучением новых данных и самое главное- это прекращение рабского отношения к крепостным. Фамусовское общество уверенно, что крепостное право не должно быть отменено и вообще учиться ничему новому не нужно. Просвещение несёт одно зло и может навредить привычной жизни.

От сюда вытекает третий конфликт — это конфликт поколений. Фамусов против Чацкого. Они не понимают друг друга и никогда не поймут. Обострение пошло после спора о крепостном праве. Фамусов привык, что может командовать и издеваться как хочет. Ничего за это старику не будет. Чацкий же уверен, что каждый человек заслуживает уважения и свободы. Люди не могут быть рабами, это же вещи, которыми можно распоряжаться как вздумается, унижать, продавать, убивать. Между ними пропасть в виде социального статуса, но разве это так важно?

Таким образом, в пьесе «Горе от ума», написанном Грибоедовым есть три основных конфликта, которые определяют общество того времени и показывают ошибки персонажей. Читатель может хорошо увидеть к чему бы привёл консерватизм Фамусова, если бы правители России не были умными людьми. Это произведение может научить многому: противостоять многовековым и бесполезным устоям, всегда иметь своё мнение, никогда не сдаваться и т.д.

Представляю сборник всех крылатых выражений по действиям 1, 2, 3 и 4, явлениям и персонажам из знаменитой комедии Александра Грибоедова «Горе от ума». В публикации краткое содержание произведения, видеоролики и аудиокнига.

Невозможно найти человека, кто не читал выдающееся произведение русской литературы – комедию Александра Грибоедова и не слышал знаменитые крылатые выражения из “Горе от ума”, которые современники писателя, после выхода книги в широкий круг читателей, разобрали на цитаты и афоризмы. Меткие изречения и фразы россияне используют как поговорки на все случаи жизни.

В публикации читатель найдёт все крылатые высказывания из комедии Грибоедова выписанные по действиям: 1, 2, 3 и 4, знаменитые выражения и цитаты по явлениям и по  персонажам – героям комедии.

Действие I

  1. “… Минуй нас пуще всех печалей.

И барский гнев, и барская любовь”. (Лиза, явление 2).

  1. “Счастливые часов не наблюдают”. (София, явление 3).
  2. “А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,

Оттуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!” (Фамусов, явление 4).

  1. “Не надобно иного образца,

Когда в глазах пример отца”. (Фамусов, явление 4).

  1. “Блажен, кто верует, тепло ему на свете!” (Чацкий, явление 6).
  2. “Где ж лучше?” (София) “Где нас нет”. (Чацкий, явление 6).
  3. “Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

Когда ж постранствуешь, воротишься домой,
И дым Отечества нам сладок и приятен!” (Чацкий, явление 6).

  1. “А впрочем, он дойдёт до степеней известных,

Ведь нынче любят бессловесных”. (Чацкий, явление 6).

Действие 1: явления 1-4 – видео

Действие 1: явление 5-10, действие 2: явление 1

Действие II

  1. “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. (Чацкий, явление 2).
  2. “Свежо предание, а верится с трудом”. (Чацкий, явление 2).
  3. “Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь;
Дверь отперта для званых и незваных,
Особенно из иностранных;
Хоть честный человек, хоть нет,
Для нас равнёхонько, про всех готов обед”. (Фамусов о москвичах, явление 6).

  1. “Дома новы́, но предрассудки стары.

Порадуйтесь, не истребят
Ни годы их, ни моды, ни пожары”. (Чацкий о Москве, явление 5).

  1. “А судьи кто?” (Чацкий, явление 5).
  2. “Где́, укажите нам, отечества отцы,

Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве…” (Чацкий, явление 5).

  1. “Да и кому в Москве не зажимали рты

Обеды, ужины и танцы?” (Чацкий, явление 5).

  1. “… злые языки страшнее пистолета!” (Молчалин, явление 11).

Действие 2: явление 2-5

Явление 6-11

Действие 2: явления 12-14, действие 3: явления 1-3

Действие III

  1. “Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож…” (Чацкий, явление 1).

  1. “Чины людьми даются,

А люди могут обмануться”. (Чацкий, явление 3).

  1. “Зла, в девках целый век, уж Бог её простит”. (Княгиня, явление 8).
  2. “Ах, Франция! Нет в мире лучше края! –

Решили две княжны, сестрицы, повторяя
Урок, который им из детства натвержён.
Куда деваться от княжон! –
Я одаль воссылал желанья
Смиренные, однако вслух,
Чтоб истребил Господь нечистый этот дух
Пустого, рабского, слепого подражанья…” (Чацкий, явление 22).

Действие 3: явления 4-16

Явления 17-22

Действие IV

  1. “О! если б кто в людей проник:

Что хуже в них? душа или язык?” (Чацкий, явление 10).

  1. “Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют –
И вот общественное мненье!” (Чацкий, явление 10).

  1. “Ах! Как игру судьбы постичь?

Людей с душой гонительница, бич! –
Молчалины блаженствуют на свете!” (Чацкий, явление 13).

  1. “В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…” (Фамусов, явление 14).
  2. “Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –

Высокий идеал московских всех мужей”. (Чацкий, явление 14).

  1. “Так! Отрезвился я сполна,

Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…” (Чацкий, явление 14).

  1. “Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,

Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!” (Чацкий, явление 14)

Действие 4: явления 1-7

Явления 8-15

Все выражения по героям

Крылатые цитаты Чацкого

  • А впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных (д. 1 явл. 7).
  • А Гильоме, француз, подбитый ветерком?
  • А судьи кто? (д. 2 явл. 5).
  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете! (д. 1 явл. 7).
  • Век нынешний и век минувший (д. 2 явл. 2).
  • Велите ж мне в огонь: пойду как на обед (д. 1 явл. 7).
  • Вот наши строгие ценители и судьи! (д. 2 явл. 5).
  • Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.
  • Где возраст тот невинный (д. 1 явл. 7).
  • Где оскорбленному есть чувству уголок! (д. 4 явл. 14).
  • Деревня – летом рай (д. 3 явл. 6).
  • Есть от чего в отчаянье прийти (д. 4 явл. 4).
  • И в ком не сыщешь пятен? (д. 1 явл. 7).
  • И вот за подвиги награда!
  • И вот общественное мненье (д. 4 явл. 10).
  • И все-таки я вас без памяти люблю (д. 1 явл. 7).
  • И дым отечества нам сладок и приятен! (д. 1 явл. 7).
  • И точно начал свет глупеть (д. 2 явл. 2).
  • Карету мне, карету! (д. 4 явл. 14).
  • Куда меня закинула судьба! (д. 4 явл. 14).
  • Мечтанья с глаз долой – и спала пелена (д. 4 явл. 14).
  • Мильон терзаний (д. 3 явл. 22).
  • Мне в петлю лезть, а ей смешно (д. 3 явл. 1).
  • Молчалины блаженствуют на свете! (д. 4 явл. 13).
  • На лбу написано: Театр и Маскерад.
  • Не пожелал бы я и личному врагу (д. 3 явл. 1).
  • Но если так: ум с сердцем не в ладу.
  • Певец зимой погоды летней.
  • Пользуюсь минутой (д. 1 явл. 7).
  • Послушай! Ври, да знай же меру (д. 4 явл. 4).
  • Прошедшего житья подлейшие черты.
  • Рассудку вопреки, наперекор стихиям (д. 3 явл. 22).
  • Ругают здесь, а там благодарят (д. 3 явл. 9).
  • Свежо предание, а верится с трудом (д. 2 явл. 2).
  • Свиданья час условлен (д. 4 явл. 10).
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно (д. 2 явл. 2).
  • Спешу к вам, голову сломя (д. 1 явл. 7).
  • Судьба любви — играть ей в жмурки.
  • Сюда я больше не ездок (д. 4 явл. 14).
  • Ум с сердцем не в ладу (д. 1 явл. 7).
  • Ум, алчущий познаний (д. 2 явл. 5).
  • Числом поболее, ценою подешевле.
  • Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног (д. 1 явл. 7).
  • Я глупостей не чтец (д. 3 явл. 3).
  • Я странен; а не странен кто ж? Тот, кто на всех глупцов похож. (д. 3 явл. 1).

Цитаты Софьи

  • А горе ждет из-за угла (д. 1 явл. 5).
  • Ах, батюшка, сон в руку (д. 1 явл. 10).
  • Вопросы быстрые и любопытный взгляд…
  • Герой… не моего романа (д. 3 явл. 1).
  • Да эдакий ли ум семейство осчастливит?
  • Делить со всяким можно смех.
  • И глаз с меня не сводит (д. 1 явл. 5).
  • Из глубины души вздохнет (д. 1 явл. 5).
  • Кто в бедности рожден (д. 1 явл. 4).
  • Кто хочет, так и судит (д. 1 явл. 5).
  • Мне все равно, что за него, что в воду (д. 1 явл. 5).
  • Он слова умного не выговорил сроду (д. 1 явл. 5).
  • Подумаешь, как счастье своенравно!
  • С рук сойдет (д. 1 явл. 5).
  • Судьба нас будто берегла (д. 1 явл. 5).
  • Счастливые часов не наблюдают (д. 1 явл. 3).
  • Что мне молва? Кто хочет, так и судит.
  • Шел в комнату, попал в другую.

Цитаты Молчанина

  • Ах, злые языки страшнее пистолета (д. 2 явл. 2).
  • В мои лета не должно сметь свое суждение иметь (д. 3 явл. 3).
  • День за день, нынче, как вчера.
  • Мы покровительство находим, где не метим.
  • Противуречья есть, и многое не дельно.
  • Свой талант у всех.
  • Снаружи зеркальце, и зеркальце внутри.
  • Тут не вижу преступленья (д. 3 явл. 3).
  • Частенько там мы покровительство находим, где не метим (д. 3 явл. 3).
  • Я вам советовать не смею (д. 2 явл. 11).

Цитаты Рептилова

  • Шумим, братец, шумим!
  • О Бейроне, ну о матерьях важных.
  • Не место объяснять теперь и недосуг.
  • Все отвергал: законы! Совесть! Веру!
  • А у меня к тебе влеченье, род недуга.

Цитаты Лизаньки

  • Ах, амур проклятый! (д. 1 явл. 1).
  • Где носится? В каких краях? (д. 1 явл. 5).
  • Грех не беда, молва не хороша (д. 1 явл. 5).
  • Зашла беседа ваша за ночь.
  • И барский гнев, и барская любовь (д. 1 явл. 2).
  • И золотой мешок, и метит в генералы (д. 1 явл. 5).
  • И кто влюблен — на все готов.
  • И слышат, не хотят понять.
  • И страх их не берет! (д. 1 явл. 1).
  • К лицу ль вам эти лица.
  • Как бельмо в глазу (д. 4 явл. 11).
  • Кому назначено-с, не миновать судьбы.
  • Любовь на завтра поберег (д. 4 явл. 11).
  • Минуй нас пуще всех печалей. И барский гнев, и барская любовь.
  • Нужен глаз да глаз (д. 1 явл. 1).
  • Он не в своем уме (д. 3 явл. 14).
  • Она к нему, а он ко мне, А я… одна лишь я любви до смерти трушу, А как не полюбить буфетчика Петрушу!
  • Теперь уж не до смеха (д. 1 явл. 5).
  • У девушек сон утренний так тонок (д. 1 явл. 2).

Цитаты Анфисы Хлёстовой

  • Всё врут календари.
  • Чай, пил не по летам.
  • На свете дивные бывают приключенья! В его лета с ума спрыгнул!
  • Нет! Триста! Уж чужих имений мне не знать!

Цитаты Платона Михайловича

  • У нас ругают. Везде, а всюду принимают.
  • Я правду об тебе порасскажу такую, Что хуже всякой лжи.

Крылатые высказывания полковника Скалозуба

  • Мы с нею вместе не служили (д. 2 явл. 5).
  • Мне только бы досталось в генералы (д. 2 явл. 5).
  • Жениться? Я ничуть не прочь (д. 2 явл. 5).
  • Ученостью меня не обморочишь (д. 4 явл. 5).

Крылатые фразы Павла Афанасьевича Фамусова

  • А ничего кроме проказ и ветру на уме (д. 1, явл. 2).
  • Вишь, прихоти какие завелись! (д. 1 явл. 2).
  • И в чтеньи прок-то не велик… (д. 1 явл. 2).
  • Мечусь как словно угорелый (д. 1 явл. 4).
  • Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца (д. 1 явл. 4).
  • Монашеским известен поведеньем! (д. 1 явл. 4).
  • Ужасный век (д. 1 явл. 4).
  • Дались нам эти языки! (д. 1 явл. 4).
  • Кто беден, тот тебе не пара! (д. 1 явл. 4).
  • Бывают странны сны, а наяву страннее (д. 1 явл. 4).
  • Повыкинь вздор из головы (д. 1 явл. 4).
  • Где чудеса, там мало складу (д. 1 явл. 4).
  • Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой (д. 1 явл. 4).
  • Ну, выкинул ты шутку! (д. 1 явл. 9).
  • В сомненье ввел меня (д. 1 явл. 9).
  • Петрушка, вечно ты с обновкой (д. 2 явл. 1).
  • С чувством, с толком, с расстановкой (д. 2 явл. 1).
  • Учились бы, на старших глядя (д. 2 явл. 2).
  • Упал он больно, встал здорово (д. 2 явл. 2).
  • Что говорит! И говорит, как пишет! (д. 2 явл. 2).
  • Да он властей не признает! (д. 2 явл. 2).
  • На выстрел подъезжать к столицам (д. 2 явл. 2).
  • Разврата не терплю (д. 2 явл. 2).
  • Не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал (д. 2 явл. 3).
  • И завиральные идеи эти брось (д. 2 явл. 3).
  • Дай бог здоровье вам и генеральский чин (д. 2 явл. 5).
  • А батюшка, признайтесь, что едва где сыщется столица, как Москва (д. 2 явл. 5).
  • Вкус, батюшка, отменная манера (д. 2 явл. 5).
  • На все свои законы есть (д. 2 явл. 5).
  • По отцу и сыну честь (д. 2 явл. 5).
  • На всех московских есть особый отпечаток (д. 2 явл. 5).
  • А дамы? – сунься кто, попробуй, овладей (д. 2 явл. 5).
  • Дай бог терпение, ведь сам я был женат (д. 2 явл. 5).
  • Завяжи на память узелок (д. 2 явл. 5).
  • Ученье – вот чума, ученость – вот причина (д. 3 явл. 21).
  • Не в своей тарелке (д. 3 явл. 22).
  • Ба! Знакомые все лица (д. 4 явл. 14).
  • Лучшая половина (д. 4 явл. 14).

Тема “Ума” в пьесе

  • УМ, АЛЧУЩИЙ ПОЗНАНИЙ – фраза Чацкого. Для него это высшая ценность.
  • УЧЕНЬЕ – ВОТ ЧУМА, УЧЕНОСТЬ – ВОТ ПРИЧИНА… – Фамусов уму противопоставляет устои крепостнического дворянства.
  • АХ, ЕСЛИ ЛЮБИТ КТО КОГО, ЗАЧЕМ УМА ИСКАТЬ И ЕЗДИТЬ ТАК ДАЛЕКО? – Софья с сентиментальной чувствительностью.
  • УЧЕНОСТЬЮ МЕНЯ НЕ ОБМОРОЧИШЬ – для Скалозуба главное – железная дисциплина.
  • УМ С СЕРДЦЕМ НЕ В ЛАДУ – фраза Чацкого. Его разрывают противоречия, отчуждение от людей, одиночество.
  • МИЛЬОН ТЕРЗАНИЙ – фраза Чацкого. Подход Чацкого к последней роковой черте, к которой его привело честное служение истине, законам разума.

Краткое содержание сатирической комедии

Аудиокнига. Публикация на материале из свободных источников Интернета.


Содержание:

  1. Почему Горе от ума является комедией        
  2. Говорящие фамилии в комедии Горе от ума
  3. Финал пьесы Горе от ума

Почему Горе от ума является комедией    

Сам Грибоедов называл свое произведение сначала «сценической поэмой», а затем — комедией. «Горе от ума» считали комедией и современные автору критики — Бес-тужев-Марлинский, Кюхельбекер, Надеждин, Вяземский.

Литературоведы советской эпохи рассматривали пьесу Грибоедова в качестве «высокой комедии», общественно-политической, принимая во внимание злободневность произведения, насыщенность его социальной проблематикой.

Именно так оценивал эту комедию Ю. Тынянов. Кроме того, исследователь видел в этой комедии черты трагедии: «Центр комедии — в комичности положения самого Чацкого, и здесь комичность является средством трагического, а комедия — видом трагедии».

Известный исследователь творчества Грибоедова, Н.К. Пиксанов, называл его пьесу драмой, социальной, лирической, психологической. Того же мнения придерживался М.О. Меньшиков.

В своей статье «Оскорбленный гений» он писал: «Комедия «Горе от ума»… Мне кажется, она вовсе не комедия и горе ее героя вовсе не от ума. В самом деле, почему «Горе от ума» — комедия? Ведь суть ее — не какое-нибудь пошлое разочарование, не игра мелких страстишек, смешных как пародия на большие страсти. В основе пьесы лежит горе, непритворное, жгучее горе, и души не мелкой, а героической.

И темная сила, причиняющая эти мучения, — не призрак, а действительная и могучая стихия. Страдания такого порядка составляют драму, а не комедию. Предмет мучений Чацкого высок и важен, его горе достигает истинно трагической безвыходности».

Смешение черт комедии и трагедии отмечал в пьесе Грибоедова А.И. Ревякин. «Видовое своеобразие «Горя от ума» определяется не преобладанием трагизма, драматизма или комизма, а органическим слиянием двух равноправно развивающихся тенденций — трагико-драматической и комической. В этом смелое новаторство пьесы», — замечает исследователь.

Действительно, произведение Грибоедова представляет собой определенный жанровый синтез: мы находим в пьесе чисто комические приемы и мотивы, черты комедии характеров и элементы комедии положений, при этом очень ощутимы в ней и сатирический элемент, и драматический аспект.

Итак, сам автор называл «Горе от ума» комедией. Какие же комедийные художественные приемы использует Грибоедов? К числу таких художественных средств мы можем отнести гиперболу, алогизмы, двусмысленности, прием доведения до абсурда, искажение иностранных слов.

Так, с помощью приема гиперболы Грибоедов создает образ Молчалина, который угождает всем, вплоть до «собаки дворника, чтоб ласкова была». В речи старухи Хлестовой замечаем алогизм, нарушение логической связи:

По христиански так, он жалости достоин;

Был острый человек, имел душ сотни три.

Личностные качества человека она определяет здесь его состоянием, материальным положением. Встречается в комедии и прием доведения до абсурда. Так, Фамусов, вспоминая о матери Чацкого, замечает: «Покойница с ума сходила восемь раз».

Другой пример служит нам образцом приема градации и доведения до абсурда. Так, сплетничая о Чацком, гости Фамусова отмечают его пристрастие к спиртному. «Чай, пил не по летам», — замечает старуха Хлестова. Потом она дополняет свою реплику: «Шампанское стаканами тянул». Затем в разговор вступает Наталья Дмитриевна: «Бутылками-с, и пребольшими». И кульминационной является реплика Загорецкого: «Нет-c, бочками сороковыми».

В речи персонажей встречаются двусмысленности, придающие тексту комический эффект. Так, Загорецкий осуждает баснописцев, насмехающихся над львами и орлами. И, аргументируя свои высказывания, этот персонаж невольно сравнивает «царей» с «животными»:

Кто что ни говори:

Хотя животные, а все-таки цари.

Комические элементы часто встречаются и в речи героев, в искаженном употреблении ими иностранных слов («… не в мадаме сила», «…от ланкарточных взаимных обучений»).

Говорящие фамилии в комедии Горе от ума

Исследователи называли «Горе от ума» комедией характеров. В ней присутствуют чисто комедийные персонажи — князь Тугоуховский, полковник Скалозуб, графини Хрюмины, Репетилов. Все эти персонажи обладают «говорящими фамилиями». Так, князь Тугоуховский страдает от глухоты, он не понимает окружающих, изъясняясь междометиями.

«Своеобразны» в комедии и высказывания Скалозуба. Шутки СЮ просты, примитивны, это настоящий «армейский юмор»:

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам,

Он в три шеренги вас построит,

А пикните, так мигом успокоит.

Скалозуб не остроумен, в речи его мы замечаем лишь претензию на остроумие, обнажающую недалекость этого персонажа. Здесь «языковые эффекты выражают глубинный пласт комического: противоречие характера».

Элементы комического присутствуют и в образе Чацкого, и в образе Репетилова, являющегося пародией на главного героя пьесы. Так, все поведение Репетилова перекликается с поведением Чацкого. Характерна реплика первого: «Шумим, брат, шумим». «Репетилов сам по себе — пародийная фигура (на что указывает и его фамилия), и, прежде всего, это пародия на Чацкого. Значение этой параллели двояко: благодаря ей образ Чацкого, с одной стороны, возвышается (по контрасту с Репетиловым), с другой — заметно снижается (отражаясь в Репетилове, как в кривом зеркале)», — отмечали исследователи.

«В пьесе есть и черты комедии положений, пародийные эффекты. Так, автор многократно обыгрывает два мотива: мотив падения и мотив глухоты. Комический эффект в пьесе создаст падение Репетилова, он падает на самом входе, вбегая в дом Фамусова с крыльца. Несколько раз падал Чацкий по пути в Москву («Верст больше седьмисот пронесся, — ветер, буря; И растерялся весь, и падал сколько раз…»).

О падении Максима Петровича на светском рауте рассказывает Фамусов. Бурную реакцию окружающих вызывает и падение Молчалина с лошади. Так, Скалозуб за являет: «Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок?» Падание Молчалина напоминает ему о падении княгини Ласовой, которая «на днях расшиблась в пух» и теперь «для поддержки ищет мужа».

Мотив глухоты звучит уже в первом явлении пьесы. Как замечает С.А. Фомичев, Грибоедов использует здесь народный фарсовый прием, разговор с глухим. Уже в первом явлении Лиза, не сумев достучаться к Софье Павловне, спрашивает ее: «Вы глухи? — Алексей Степаныч! Сударыня!.. — И страх их не берет!»

Фамусов затыкает уши, не желая слушать «завиральные идеи» Чацкого, то есть становится глухим по собственному желанию. На балу графине-бабушке «уши залошило», она же замечает, что «глухота — большой порок». На балу же присутствует князь Тугоуховский, который «ничего не слышит». Наконец, Репетилов, затыкает себе уши, будучи не в силах вынести хоровую декламацию княжон Тугоуховских о безумии Чацкого.

Глухота действующих лиц здесь содержит глубокий внутренний подтекст. Фамусовское общество «глухо» к речам Чацкого, не понимает его, не желает слушать. Мотив этот усиливает противоречия между главным героем и окружающим его миром».

Отметим также и наличие в пьесе пародийных ситуаций. Так, «возвышенный роман» Софьи с Молчалиным автор пародийно снижает характерной параллелью, речью Лизы, вспоминающей комическую историю Софьиной тетушки:

Мне-c?.. ваша тетушка на ум теперь пришла,

Как младой француз сбежал у ней из дому.

Голубушка! Хотела схоронить

Свою досаду, не сумела:

Забыла волосы чернить

И через три дни поседела.

Таким образом, комический эффект создается и за счет отношения автора к героям, за счет скрытой авторской иронии, содержащей оценку ситуации.

Однако в «Горе от ума» есть и комизм иного рода, который создается «правдивым изображением пошлых сторон жизни, осмеянием всего низкого и подлого». И это уже иной комизм, сатирическое разоблачение современного общества, его нравов и морали. Устами своего героя автор развенчивает все общественные пороки, которыми был переполнен «век минувший»: косность и консерватизм, бюрократизм и взяточничество, чинопочитание и лицемерие, невежество, враждебное отношение к науке, ко всему новому и прогрессивному.

В «Горе от ума» мы находим упоминания о Вольтере, карбонариях, якобинцах, встречаем рассуждения о проблемах общественного строя. «…Комедия «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира…», — писал И.А. Гончаров в статье «Мильон терзаний».

Теперь поговорим о драматизме пьесы. Он заключается, прежде всего, в душевной драме Чацкого, не нашедшего любви, понимания, поддержки в некогда родном доме, но ставшего предметом насмешек и сплетен.

Опередив век минувший по своим взглядам и убеждениям, Чацкий разошелся не только с окружающим его обществом, но и с некогда близкими ему людьми — Фамусовым и Софьей.

Умному, образованному, свободному человеку прогрессивных взглядов Софья предпочла полную его противоположность. И в финале герой видит истинное отношение общества к нему, узнает о сплетнях, героем которых является он сам, узнает о романе Софьи с Молчалиным.

Чацкий оскорблен и обижен, он на весь мир готов излить «всю желчь и всю досаду». Как замечает И.А. Гончаров, «Чацкому досталось выпить до дна горькую чашу — не найдя ни в ком «сочувствия живого», и уехать, увозя с собой только „мильон терзаний”».

Финал пьесы Горе от ума

Настоящая драма разыгрывается в финальной сцене пьесы. И героиней ее является уже Софья Фамусова, столкнувшаяся с ложью, лицемерием, цинизмом. Она оскорблена в своих лучших чувствах, испытывает чувство стыда, отчаяния, горько раскаивается в своих поступках.

«Не продолжайте, я виню себя кругом», — говорит Софья в ответ на обвинения Чацкого. Финальная сцена становится трагической не только для Чацкого, но и для Софьи: обман возлюбленного становится для нее настоящей катастрофой.

Таким образом, Грибоедов насыщает комедийную пьесу душевными переживаниями героев, глубинным психологизмом и драматизмом, высокими, патетическими сценами.

«Оригинальность построения «Горя от ума» во многом определяется тем, что в центре ее событий все время находится пламенный Чацкий, любящий Софью и ненавидящий ее окружение. Его глубокая эмоциональность окрашивает, а точнее сказать, пронизывает всю пьесу высоким лиризмом. Но этот лиризм все время переплетается с сатирическим смехом.

В русской и мировой драматургии трудно назвать пьесу более сатирическую и в то же время более лирическую. И в этом ее неповторимое своеобразие», — писал Л.И. Ревякин.

Диалог Чацкого с Репетиловым. (анализ 4 явления из четвертого действия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)

Комедия Грибоедова была написана в начале девятнадцатого века, в годы, когда на смену порядкам старой, екатерининской эпохи, начали приходить новые веяния, когда в русском обществе появились новые, передовые люди, не желавшие мириться с отсталостью своей страны, люди, которые искренне хотели служить Отечеству, не требуя за это ни наград, ни чинов.

В центре комедии Грибоедова стоит именно такой человек. Во всем его облике, в фамилии, да и в некоторых поворотах сюжета современники писателя угадывали прототип – П. Я. Чаадаева, русского философа-западника, который за свои передовые идеи и критику тогдашних порядков, подобно Чацкому, был объявлен сумасшедшим. Именно взаимоотношения Чацкого с фамусовским обществом (московским высшим светом той эпохи) и составляют основной конфликт комедии.

Находясь в доме Фамусова, Чацкий встречается с людьми, вхожими в его дом. Среди них находится и Репетилов. Репетилов, едва войдя в дом Фамусова и увидев Чацкого, бросается к нему, как к старому приятелю, и обрушивает на него ворох всевозможных «новостей». Для начала он превозносит Чацкого до небес, хвалит его ум, говорит, что любит его больше жены и детей. В ответ на иронические реплики Чацкого принимается заниматься самоуничижением, называя себя «вандалом» и в самых разных красках расписывая свою прошлую жизнь: «людьми пустыми дорожил», «бредил целый век обедом или балом», «об детях забывал, обманывал жену», «танцовщицу держал», «пил мертвую», «все отвергал: законы, совесть, веру».

После замечания Чацкого «врать, да знать меру» Репетилов обнаруживает истинное назначение подобного самоуничижения: оказывается, теперь он знается с «умнейшими» людьми, которые собираются по четвергам в Английском клубе, где у них «Секретнейший союз». Стремясь свести Чацкого с ними, он в самых ярких красках расписывает их «достоинства». Князь Григорий – «чудак единственный», который всех «со смеху морит», некто Воркулов известен тем, что хорошо поет, о братьях «Левоне и Бореньке» Репетилов не находится, что сказать.

В качестве «гения» он рекомендует Удушьева Ипполита Матвеича, рекомендует почитать его работы, правда, тут же начинает сетовать, что Удушьев ничего не пишет. Зато у него богатая биография (для этого персонажа Грибоедов заимствовал ряд черт реального человека – знаменитого в свое время Федора Толстого Американца):

Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист…

Все эти люди, по словам Репетилова, и составляют «Секретнейший союз», а занимаются тем, что кричат, шумят – так, что кажется, будто их «сотни голосов», спорят о Байроне и т. п.

Несмотря на то, что Репетилов ведет себя с Чацким «запанибрата» и всячески украшает свою речь «передовой» риторикой, нельзя не заметить, что он коренным образом отличен от Чацкого. Все, что для Чацкого – глубокие, серьезные убеждения, для Репетилова – игра, пустое времяпровождение, ничем не отличающееся по своей сути от игры в карты или танцев на очередном балу. Репетилов ничем не отличается от подавляющего большинства представителей «фамусовского общества», по его признанию Скалозубу, он не вышел в чины потому, что женился неудачно: хотел получить приданое и продвижение по службе, но отец невесты – барон, кандидат в министры – не оправдал его ожиданий.

Органической частью «фамусовского общества» Репетилов показывает себя и тогда, когда становится известно о мнимом сумасшествии Чацкого. Отозвавшись вначале об этом как о «дичи», он затем меняет свое мнение на противоположное («я не знал, что это слишком гласно»). И это вполне логично. Репетилов никогда не пойдет против «фамусовского общества», так как живет по его законам и благодаря им. Так же, как и они, он ведет паразитический образ жизни, занят лишь своими мелкими личными делами и озабочен корыстными интересами. Точный, афористичный язык комедии усиливает впечатление, рисуя яркие, выразительные образы.

Итак, в сцене разговора Чацкого и Репетилова, занимающей важное место в идейно-художественном содержании комедии, на примере образа Репетилова показан социальный тип конформиста-приспособленца, рядящегося в демократические «одежды» и опошляющего передовые идеи времени, выразителем которых является Чацкий. Репетилов – своего рода пародия на Чацкого, подделка под него, демонстрация того, как «фамусовское общество» адаптирует и подчиняет своим интересам любые новые социально-значимые идеи.

Комедия Грибоедова описывает жизнь русского общества первой трети XIX века во всей ее многогранности, неоднородности и противоречивости, реалистически рисует типы того времени, поднимает вечные темы – преемственности поколений, соотношения цели и средств, истинного и ложного, эгоистического и альтруистического начала в человеке. Именно поэтому комедия не утратила актуальности в настоящее время, помогая разобраться в современных проблемах, которые немногим отличаются от проблем грибоедовского времени.

Творчество Дмитрия Мамина-Сибиряка полюбилось большим и маленьким читателям. Особенно большую популярность получили сказки автора, так как они просты для восприятия и имеют глубокий поучительный смысл. Писатель очень ярко и красочно описывает образы животных, героев своих произведений, и это делает его тексты увлекательными и запоминающимися почитателям его творчества.

На сайте Литера Гуру представлен короткий пересказ сказки Мамина-Сибиряка «Серая Шейка». Желающие могут ознакомиться с героями и наиболее важными событиями текста, а подзабывшие ее – еще раз вспомнить сюжет и подготовиться к уроку или сочинению.

Начинается произведение «Серая Шейка»  описанием  подготовки уток к отлету в теплые страны. Стояла уже поздняя осень, было холодно и все птицы и большие, и маленькие спешили на юг, ни на что, не обращая внимания. Селезень и его супруга спорят и сердятся, говоря о торопливости мелких птиц и о своих повзрослевших детях. Вскоре они заговорили и о Серой Шейке. Их дочь не могла лететь с ними по причине искалеченного крыла, которое ей перекусила Лисица.  Утка-мать очень переживала за Серую Шейку, страшась оставить дочь зимовать в одиночестве в снегах и морозах. Селезню тоже было жалко дочку, но он понимал, что не сможет ей ничем помочь, да и нужно было думать о других сыновьях и дочках.

Зная о скором расставании, мать Утка проводит много времени с Серой Шейкой, рассказывает ей о случаях  выживания птиц в студеную, морозную зиму. День за днем становилось холоднее. Вот полетели первые птичьи стаи к югу. Утки собрались в огромные стаи, где опытные взрослые птицы учили молодежь, делились с новичками опытом длительных сложных перелетов, заканчивались завершающие приготовления. Наступила последняя ночь, которую Утка-мать провела со своей дочерью-калекой, делясь с той ценными советами и наставлениями. На рассвете стая уток улетела, а Серая Шейка  осталась одна на воде. Она грустно глядела вслед стае. Ей стало очень одиноко.

Проходили дни, становилось еще холоднее; Серая Шейка видела, как к утру все больше река покрывалась льдом. Она думала о своей семье и скучала. Как-то, надеясь развеять скуку, уточка отправилась в лес, где встретила Зайца. Тот предостерег ее от встречи с Лисой.

И вот уже землю покрыл первый снег, а речка еще не замерзла полностью, водной поверхности становилось все меньше. Ночью Серая Шейка серьезно встревожилась: вода не замерзла только посреди реки. Полынья казалась очень маленькой, вот-вот замерзнет совсем. А в этот момент на берег пришла Лисица, это она однажды весной Серой Шейке повредила крылышко. После краткой беседы хищница ушла, однако спустя некоторое время она вновь явилась на берег. Лисица стала подползать по замерзшей поверхности реки  к полынье, где плавала перепуганная утка, но так и не смогла схватить искалеченную птицу, боясь провалиться. Теперь коварная хищница появлялась ежедневно, но она не могла заполучить Серую Шейку.

Друг Серой Шейки Заяц тоже оказался в опасности. Однажды поутру он, веселясь со своими приятелями зайцами, получил страшную новость о старике-охотнике, преследовавшем пушных зверей. Длинноухим трусишкам посчастливилось скрыться, и это сильно огорчило охотника, собиравшегося раздобыть для своей супруги шубу. Уморившись бегать за зайцами, дед присел передохнуть и заметил на льду Лисицу. Он решил застрелить ее, чтобы раздобыть хотя бы для шубы воротник. Старик выстрелил, но промахнулся и, когда выбежал на лед, то увидел только утку. Она рассказала охотнику, почему не смогла улететь в теплые страны с родителями, братьями и сестрами. Причиной тому явилось ее поломанное крыло. Старик взял Серую Шейку домой, хотел порадовать внучек, а еще, а еще он хотел по весне вывести от нее утят.

Отзыв

Мое мнение о сказке Дмитрия Мамина-Сибиряка весьма неоднозначное. Это произведение можно рассматривать с разных сторон и точек зрения. Это и красивая история о несгибаемости характера, огромной силе воли и жажде жизни. Но сказка заканчивается не так, как хотелось бы многим читателям, да и мне тоже. Я не знаю, воссоединится ли уточка вновь по весне со своей семьей, а этого бы очень хотелось. Зачастую во всех сказках благополучный исход, добро побеждает зло. А в этой вроде бы и победило, но разве будет счастлива уточка, живя у людей, ведь ее вырвали из привычной, дикой среды обитания, может быть, навсегда разлучили с утиным семейством.

Но мне пришлось по душе в сказке то, что писатель дал всем персонажам, самое необходимое – что им на данный момент нужно: Серой Шейке – дом и хозяев, она больше не одинока, о ней позаботится человек, ее приятель Заяц смог убежать от охотника, а Лисица получила сильный испуг, хоть и осталась целой и невредимой. Оставляя ее в живых, автор дает нам тему для размышлений, всегда ли нужно наказывать провинившихся или их нужно простить?  Мамин-Сибиряк придерживается того мнения, что жизнь сама все расставит на свои места.

Мораль и основная мысль сказки имеют актуальность во все времена, они учат нас тому, что нужно стараться противостоять любым трудностям и невзгодам, верить в собственные силы, не держать обиды на людей. Эти понятия особенно наглядно проявляются в произведении. Искалеченная маленькая утка, ставшая одинокой, находясь в холоде и в полном опасностей зимнем лесу, обретает в себе жизненные силы и способность противостоять тяжелым условиям жизни и крайне опасным обстоятельствам. Серая Шейка  не обижается на свою семью, оставившую ее на гибель, она понимает, что родители не оставили бы ее, не будь на то веской причины.

Основная мысль сказки реализуется в образе Серой Шейки, она подчеркивается автором с целью вселить в читателей надежду, укрепить веру в себя и уверенность в завтрашнем дне, стремление жить вопреки обстоятельствам. Писатель передает читательской аудитории огромную силу воли, стремление жить, храбрость и стойкость маленькой уточки. Он вдохновляет людей поверить в себя, стараться улучшить свою жизнь. Сказка производит на меня вдохновляющее впечатление.

Произведение «Серая Шейка» — интересный, поучительный рассказ о слабой и беззащитной, но сильной духом молодой утке, спасенной стариком, и о пожилом человеке, взявшем к себе домой Серую Шейку. Хоть целью старика было доставить радость внучкам, он все-таки спас ее, дал ей возможность перезимовать в теплом доме.

Эта сказка учит читателей быть добрыми, сострадательными, сильными духом, осторожными, мудрыми, чуткими. Невольно возникает потребность в перечитывании этого произведения снова и в переосмыслении его. Такова моя точка зрения в отношении произведения «Серая Шейка Дмитрия Мамина-Сибиряка.

  • Слушать рассказ волшебник изумрудного города аудио
  • Слушать рассказ гайдара тимур и его команда
  • Слушать рассказ герой нашего времени
  • Слушать рассказ главные реки в ю драгунский
  • Слушать рассказ гадкий утенок