Слушать рассказ голубая чашка гайдара

Обновлено: 29.06.2021 13:10:00 ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные

Обновлено: 29.06.2021 13:10:00

Ведение дневника читателя является обязательным для начальной школы. Это позволяет лучше осмыслить прочитанное, запомнить главных героев, важные моменты. Ведь нередко бывает, что ребенок прочитал книгу, а рассказать, о чем она не может. Попробуем разобраться, как правильно вести читательский дневник, приведем образец его заполнения на некоторых произведениях.

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Виды дневника читателя

Есть два вида дневника читателя:

  1. Дневник-отчет.

  2. Дневник-анализ.

Дневник-отчет предоставляет краткую информацию о прочитанном. Задача такого дневника – дисциплинировать учащегося. Для этого вида лучше подойдет тетрадь в клетку. Он включает в себя следующие данные:

  1. Дату.

  2. Фамилию, имя автора.

  3. Название произведения.

  4. Число прочитанных страниц.

В третьем классе рекомендуется ежедневно читать по 30 минут. Это необходимый минимум. Если у ребенка есть желание, то он, конечно, может читать и больше. Заполнение дневника-отчета, обычно, у детей не вызывает затруднений.

Дневник-анализ имеет разные вариации, но чаще всего состоит из следующих пунктов:

  1. Фамилия, имя автора.

  2. Название произведения.

  3. Жанр произведения, сказка, рассказ, стихотворение, поэма, басня, сказ.

  4. Главные герои и их краткая характеристика.

  5. Сюжет.

  6. Главная мысль.

В качестве дополнения могут быть включены следующие пункты:

  1. Новые слова и их значение.

  2. Иллюстрация к прочитанному.

  3. Почему так названо произведение.

Зачем вести читательский дневник

Читательский дневник 3 класс: образец как заполнить, ответы, пример

Психологи утверждают, что ведение дневника читателя является очень важным видом деятельности. Это облегчает процесс чтения, помогает делать анализ прочитанного, понимать главных и второстепенных героев, что особенно важно в начальной школе.

  1. Дневник читателя позволяет понять главную мысль прочитанного.

  2. Правильно пересказывать, грамотно выражать свои мысли.

  3. Ребенок учится писать сочинения.

  4. Запоминает важные события, название произведения, автора.

  5. Улучшается память.

  6. Развивается навык чтения.

Кроме того, читательский дневник является своего рода шпаргалкой. Ребенок по истечении времени имеет возможность заглянуть в свои записи, вспомнить, о чем произведение. Ученик 3 класса является еще небольшим ребенком, поэтому, чтобы он помнил, о чем идет речь, детские психологи советуют время от времени просматривать написанное, вспоминать сюжет книги.

Образец заполнения дневника читателя в 3 классе

Ниже мы предложим образец заполнения читательского дневника на некоторые произведения, которые, согласно программе, проходятся в 3 классе.

Гайдар «Тимур и его команда»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Тимур и его команда».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Женя – девочка 13 лет, веселая, добрая, романтичная.

  2. Ольга – старшая сестра. Строгая, заботливая, смелая.

  3. Тимур – мальчик. Смелый, ответственный, решительный, добрый.

  4. Гаев Григорий – инженер, дядя Тимура. Спокойный, надежный.

  5. Квакин Мишка – мальчик. Главарь хулиганов.

Сюжет:

Отец Ольги и Женьки был на фронте, дочерям сказал на лето приехать на дачу. В первый же день своего пребывания на даче Женя обнаружила сарай, в котором находился штаб «тимуровцев». Это отряд мальчишек, которые тайно оказывали помощь людям, нуждавшимся в ней. Под их опеку попадали семьи, чьи мужчины были на фронте. Они такие дома обозначали красной звездочкой.

Кроме «тимуровцев» в дачном поселке были мелкие хулиганы, которые воровали в огородах. Женя подружилась с «тимуровцами», но Ольга увидела Тимура в окружении Квакина и запретила сестре с ним общаться. Ольга завела знакомство с Григорием, который также запретил племяннику дружить с Женей.

Однажды Ольга уехала в Москву и получила телеграмму от отца, в которой говорится, что он заедет на несколько часов повидаться с девочками. Она дает сестре телеграмму срочно приехать в городскую квартиру. Женя узнает об этом поздним вечером, электрички уже не ходят. Тогда Тимур забирает ключи от дядиного мотоцикла и отвозит расстроенную девочку в Москву. Папа знакомится с Тимуром, Ольга понимает, что ошибалась в мальчике.

Главная мысль: настоящее счастье заключается в помощи другим людям.

Паустовский «Заячьи лапы»

  1. Константин Паустовский.

  2. «Заячьи лапы».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Ваня Малявин – мальчик. Жалостливый, добрый.

  2. Дед Ларион – старый охотник. Любит природу, добрый, справедливый.

  3. Карл Иванович – детский врач. Добрый, жалостливый.

  4. Анисья – добрая женщина, пожалела зайца.

Сюжет:

Мальчик Ваня принес зайца с обожженными лапами и больными глазами к ветеринару. Тот сказал, что не умеет лечить зайцев и предложил отдать его на закуску деду. Ваня стал плакать. Тетка Анисья пожалела мальчика и зайца и предложила отнести зайца в город к детскому врачу.

Утром Ваня и его дед-охотник пошли пешком к Карлу Ивановичу. В городе в аптеке им сказали, что они пришли напрасно, детский врач уже давно никого не лечит. Но дед с Ваней нашли нужный дом. Сначала Карл Иванович рассердился на них, когда узнал, что те пришли с зайцем. Но Ларион стал умолять его полечить животное, который был тем же ребенком и рассказал, что заяц спас ему жизнь.

Дед пошел в лес и увидел зайчонка, у которого было порвано ухо. Ларион выстрелил, но промахнулся. Вдруг в лесу начался пожар, и охотник увидел знакомого зайчонка и побежал за ним. Так заяц вывел деда из горящего леса. У зайца были обожжены лапы, и он упал рядом с Ларионом без сил. Тот не смог быть равнодушным и забрал зайца домой. Врач выписал необходимое лекарство, рассказал, как лечить. С тех пор заяц стал жить вместе с дедом и Ваней.

Главная мысль: всегда за добро нужно отвечать добром.

Драгунский «Девочка на шаре»

  1. Виктор Драгунский.

  2. «Девочка на шаре».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Дениска – мальчик 8 лет. Жизнерадостный, веселый.

  2. Папа. Серьезный, любит сына.

  3. Девочка на шаре – артистка цирка.

Сюжет:

Школьный класс пошел в цирк. Дениска был рад, он давно не был в цирке. Он рассматривал артистов. Вдруг на арену выкатили большой шар голубого цвета. После чего вышла девочка в красивом платье. Она очень понравилась Дениске. Маленькая артистка с легкостью запрыгнула на шар и стала ловко перебирать ногами, двигаясь вокруг арены. Погас свет. Девочка продолжала представление, танцевала на шаре, звеня колокольчиками на запястьях. Мальчик был очарован артисткой.

Дениска пришел домой и рассказал маме с папой о понравившейся ему маленькой артистке. Папа дал обещание в ближайшей выходной сводить его в цирк. Но, он был занят работой, и цирк сорвался. Когда они все-таки попали на представление, то Дениска узнал, что девочки на шаре не будет. Она вместе с родителями уехала в другой город. Мальчик расстроился, не стал досматривать представление, просил папу купить билеты в тот город. Но папа молчал и лишь крепко сжимал руку сына.

Главная мысль: нужно ценить прекрасное и не гнаться за призрачным счастьем, понимать и оценивать возможности.

Марк Твен «Приключение Тома Сойера»

  1. Марк Твен.

  2. «Приключения Тома Сойера».

  3. Повесть.

Главные герои:

  1. Том Сойер – мальчик-сирота. Свободолюбивый, неунывающий, сорванец.

  2. Тетушка Полли. Заменила Тому мать. Добрая, строгая.

  3. Гек Финн – беспризорник. Лучший друг Тома. Никому не нужен.

  4. Бекки – девочка. Добрая, умная, красивая.

  5. Меффи – пьяница.

  6. Индеец Джо – злодей.

Сюжет:

После того, как у Тома Сойера умерли родители, его воспитанием занималась тетушка Полли. Она стремилась вырастить из него благовоспитанного ребенка. Но в нем сидел дух бунтаря. Мальчик тяготился приключениями. Все усилия тети были напрасны. Он целыми днями дрался, проказничал, бегал с соседскими мальчишками.

Гек Финн был лучшим другом Тома Сойера, вел бродяжническую жизнь. У него был отец пьяница. Мальчик не посещал школу, ходил в лохмотьях. Они вместе с Томом находили разные опасности и приключения. Тому нравилась одна красивая девочка Бекки, он всячески стремился привлечь ее внимание.

Однажды Гек и Том ночью пошли на кладбище и увидели преступление индейца Джо, который убил доктора. Весь город был взбудоражен событием и обвинил в этом пьяницу Меффи. Тем временем мальчишки ушли по реке в плавание, никого не предупредив. Все горевали и думали, что они утонули. Но, вернувшись домой, они рассказали о том, кто на самом деле совершил преступление. Полиция кинулась на поиски индейца, но не нашла. Однажды Бекки и Том пошли в пещеру, где и обнаружили мертвого Джо и его клад. Дети, испугавшись выбрались из пещеры.

Главная мысль: только благодаря смелости, дружбе, решительности можно достичь желаемого. Нужно уметь отвечать за свои поступки, приходить на помощь тем, кто в ней нуждается.

Гайдар «Голубая чашка»

  1. Аркадий Гайдар.

  2. «Голубая чашка».

  3. Рассказ.

Главные герои:

  1. Света – девочка 6 лет. Любознательная, добрая.

  2. Мама. Строгая, добрая.

  3. Папа. Веселый, находчивый.

Сюжет:

Семья девочки Светы проводила лето на даче. В первый же день девочка с отцом хотели отправиться на рыбалку или за ягодами в лес. Но мама всех заставила наводить порядок. К ним в гости зашел летчик. Мама долго с ним разговаривала и пошла его провожать.

Когда мама ушла Света с папой решили сделать вертушку. Пришла мама и стала ругаться, что они заминаются ерундой вместо, того, чтобы наводить порядок. Она еще больше рассердилась, когда увидела разбитую любимую голубую чашку, обиделась и уехала в город.

Папа со Светой тоже обиделись на маму, решили уйти куда-нибудь далеко. Дошли до мельника, там разняли дерущихся мальчишек, встретили сторожа, который привел их в сад к своей дочери. Пока путешественники отдыхали, сторож им рассказал свою историю знакомства с Марусей, что они живут уже долгое время и никогда не расставались.

Папа со Светой вернулись домой, где их ждала мама. Она совсем не сердилась на них. Они провели хороший вечер, рассказали о прошедшем дне. А голубую чашку, из-за которой произошла ссора, разбили мыши.

Главная мысль: семья – это самое главное, что есть у людей.

«Никита-кожемяка»

  1. Народ.

  2. «Никита Кожемяка».

  3. Сказка.

Главные герои:

  1. Никита Кожемяка – богатырь из Украины. Отзывчивый, добрый.

  2. Змей – чудовище. Страшное, убило много людей.

  3. Царевна – девушка. Попала в плен Змею.

  4. Царь – отец царевны. Мудрый, любит дочь.

Сюжет:

Давно повадился Змей совершать налеты в Киев. Он убил много людей. Похитил царевну, но не стал есть ее, как остальных, запер у себя. За царевной увязалась собачка. После того, как змей улетал, она посылала ее с весточкой к отцу-царю. Затем собачка возвращалась обратно.

Как-то царь велел дочери узнать у Змея, кто сильней всех. Она хитростью разузнала, что его может одолеть только Никита Кожемяка. После того, как Змей улетел, царевна сообщила через собачку эту весть отцу. Царь сам поехал с просьбою к богатырю. Никита в это время одним разом мял 12 волчьих шкур. Увидев царя, он от неожиданности их все порвал. Рассердился богатырь на свой убыток и сказал, что не пойдет к Змею.

Царь собрал всех детей, которые осиротели от рук Змея, отправил их к Никите с просьбой о мести за родителей. Детям не смог отказать Кожемяка. Пошел к Змею, стал его душить. Взмолился злодей, предложил Никите поделить землю пополам. Но богатырь утопил его в Черном море, взял царевну и привел ее к отцу, пошел дальше мять кожу.

Главная мысль: нужно быть не только сильным, но и уметь проявлять хитрость и смекалку.

Мы представили образец отзывов некоторых произведений, рекомендованных к чтению в 3 классе. На их основе можно составить другие отзывы о прочитанных книгах.

Оцените статью

 

Всего голосов: 0, рейтинг: 0

Аудиокнига Тимур и его команда

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Тимур и его команда

?

Аудиокнига «Тимур и его команда»
, автором работы является Аркадий Гайдар

На нашем сайте книга находится в разделе детская классика, книги о детстве, повести, поучительные истории, сборник рассказов, советское детство, социальная проза, становление героя, школьная программа, Детская дружба, Детские приключения, Современная русская литература.

Продолжительность чтения составляет: 2 ч. 22 мин. 26 сек. Книгу
увлекательно читает Ольга Голованова .

Все права принадлежат известному издательскому фонду АРДИС .

Вы можете в один клик скачать полную версию аудиокниги или же с интересом слушать онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 0+.

Аудиокнига Горячий камень

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Горячий камень

?

Аудиокнига «Горячий камень»
, автором работы является Аркадий Гайдар
была издана в 1941 году.

На нашем сайте аудиокнига находится в разделе патриотизм, притчи, рассказы, семейное чтение, философская проза, Детская классика, Детская проза, Литература 20 века, Сказки, Советская литература.

Продолжительность чтения составляет: 11 мин. 45 сек. Книгу
интересно читает Владимир Левашев .

Все права принадлежат известному издательскому фонду АРДИС .

Вы можете в один клик купить полную версию аудиокниги или же с удовольствием слушать онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 0+.

Аудиокнига Чук и Гек

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Чук и Гек

?

Аудиокнига «Чук и Гек»
, автором которой является Аркадий Гайдар

На нашем сайте аудиокнига находится в разделе авторский сборник, детская дружба, детская классика, жизнь в СССР, иллюстрированное издание, книги о детстве, повести, позитивная проза, познавательная литература, сборник рассказов, семейное чтение, школьная программа, 2 класс, Детские приключения.

Продолжительность чтения занимает: 59 мин. 22 сек. Книгу
бесподобно озвучивает Алла Човжик .

Все права принадлежат известному издательству АРДИС .

Вы можете в один клик купить полную версию аудиокниги или же с увлеченностью слушать онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 0+.

Аудиокнига Тимур и его команда

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Тимур и его команда

?

Аудиокнига «Тимур и его команда»
, автором работы является Аркадий Гайдар

Книга является частью серии «Школьная библиотека (Детская литература) » . На нашем сайте произведение находится в разделе детская классика, книги о детстве, повести, поучительные истории, сборник рассказов, советское детство, социальная проза, становление героя, школьная программа, Детская дружба, Детская проза, Детские приключения, Книги для подростков, Литература 20 века, Советская литература.

Продолжительность чтения занимает: 2 ч. 30 мин. 21 сек. Книгу
интересно читает Егор Серов .

Все права принадлежат крупному издательству Эксмо .

Вы можете в один клик скачать полную версию аудиокниги или же с интересом воспроизводить онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 12+.

Аудиокнига Горячий камень

Аудиокнига

Аркадий Гайдар, Дмитрий Попов
Горячий камень

?

Аудиокнига «Горячий камень»
, автором книги является Аркадий Гайдар, Дмитрий Попов
была опубликована в 1941 году.

На нашем сайте книга находится в разделе ЛитРес: чтец, патриотизм, притчи, рассказы, семейное чтение, философская проза, Детская классика, Детская проза, Литература 20 века, Сказки, Советская литература.

Продолжительность чтения составляет: 13 мин. 11 сек.

Все права принадлежат известному издательству Попов Дмитрий, ЛитРес: чтец .

Вы можете в один клик скачать полную версию аудиокниги или же с удовольствием слушать онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 6+.

Аудиокнига Тимур и его команда

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Тимур и его команда

?

Аудиокнига «Тимур и его команда»
, автором работы является Аркадий Гайдар

На нашем сайте аудиокнига находится в разделе детская классика, книги о детстве, ЛитРес: чтец, повести, поучительные истории, сборник рассказов, советское детство, социальная проза, становление героя, школьная программа, Детская дружба, Детские приключения, Современная русская литература.

Продолжительность чтения составляет: 2 ч. 21 мин. 27 сек. Книгу
увлекательно озвучивает Лидия Сильнова .

Все права принадлежат известному издательскому фонду Сильнова Лидия, ЛитРес: чтец .

Вы можете в один клик купить полную версию аудиокниги или же с интересом воспроизводить онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 12+.

Аудиокнига Горячий камень

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Горячий камень

?

Аудиокнига «Горячий камень»
, автором книги является Аркадий Гайдар
была издана в 1941 году.

На нашем сайте произведение находится в разделе ЛитРес: чтец, патриотизм, притчи, рассказы, семейное чтение, философская проза, Детская классика, Детская проза, Литература 20 века, Сказки, Советская литература.

Продолжительность чтения занимает: 08 мин. 41 сек. Книгу
бесподобно озвучивает Людмила Бахромеева .

Все права принадлежат известному издательству Людмила Бахромеева, ЛитРес: чтец .

Вы можете в один клик купить полную версию аудиокниги или же с удовольствием слушать онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 6+.

Аудиокнига Горячий камень

Аудиокнига

Аркадий Гайдар
Горячий камень

?

Аудиокнига «Горячий камень»
, автором книги является Аркадий Гайдар
была издана в 1941 году.

На нашем сайте книга находится в разделе ЛитРес: чтец, патриотизм, притчи, рассказы, семейное чтение, философская проза, Детская классика, Детская проза, Литература 20 века, Сказки, Советская литература.

Продолжительность чтения занимает: 10 мин. 43 сек. Книгу
бесподобно озвучивает Александр Макшанцев .

Все права принадлежат крупному издательству Александр Макшанцев, ЛитРес: чтец .

Вы можете в один клик купить полную версию аудиокниги или же с заинтригованностью воспроизводить онлайн на нашем сайте. Рекомендуется к прослушиванию лицам старше 6+.

(Готовимся к уроку внеклассного чтения)

Аркадий Петрович Гайдар (наст. фамилия – Голиков, 1904 – 1941) – один из основателей русской детской литературы ХХ века. Биография и творчество А.П.Гайдара не однозначно оценивались в разные периоды истории нашей страны. Личность писателя и его герои идеологически мифологизировались в 1960–1980-е годы в рамках пионерского и тимуровского движения, впоследствии, в начале 2000-х, подверглись решительной демифологизации вместе с пересмотром многих событий в истории первой половины ХХ века.

Впервые писатель использовал псевдоним Гайдар в 1925 году. Исследователи наиболее убедительным источником этого псевдонима называют популярную в начале ХХ века сказку казанского писателя-сказочника XIX века Николая Петровича Вагнера «Великое». Как отмечает И.Г. Минералова, «романтическая легенда о принце, пытавшемся постичь смысл великой скорби, великой любви, великого страдания, была, несомненно, созвучна исканиям начинающего писателя».[1]

С течением времени многие литературоведы и ученые-методисты начали высказывать мнение о воспитательной и художественной ценности произведений А.П. Гайдара. Например, авторы коллективной монографии, посвященной творчеству писателя, отмечают: «Сегодняшнее общество все сильнее осознает, что произведения А.П. Гайдара, составляющие ядро золотого фонда отечественной детской литературы, в 1990-х годах поспешно изъятые из школьной программы, должны быть возвращены в обязательный круг детского и юношеского чтения».[2]

В детскую литературу писатель пришел в 1920 – 1930-е годы, когда только закладывались основы художественной литературы для детей. Как правило, дети идеализировались, изображались статично, без учета возрастных особенностей восприятия читателя-ребенка.

Конечно, современному юному читателю, наверное, не все произведения А.П. Гайдара будут одинаково интересны: повести «Школа», «На графских развалинах», «Военная тайна», рассказ «Р.В.С.» и другие, возможно, будут менее востребованы, чем трилогия о Тимуре Гараеве («Тимур и его команда», «Комендант снежной крепости», «Клятва Тимура»), рассказы «Голубая чашка», «Чук и Гек», сказка «Горячий камень».

Показательно, что в изображении Аркадия Гайдара дети и подростки психологически точно соответствуют своему возрасту, мальчики и девочки различаются по своему поведению. В основе сюжета многих его произведений лежат тайна, игра, занимательная детективная история, а персонажи учатся дружить, любить, прощать друг друга.

В 30 – 40-е годы остро стоял вопрос о создании в литературе образа положительного героя – подростка или ребенка. А. Гайдар изображал своих персонажей неоднозначными, эстетически полноценными, умеющими постоять за свои убеждения. Этими качествами наделен Тимур Гараев. Не случайно он стал кумиром для многих подростков своего времени. На примере Тимура учитель может показать, как литературный герой может стать образцом для подражания (до 1980-х годов в нашей стране активно развивалось тимуровское движение). Осмысливая популярность трилогии в целом, и особенно первой повести – «Тимур и его команда», известный литературовед М.И. Мещерякова пишет: «Писательский дар А. Гайдара позволил создать образ колоссальной притягательной силы: он был равно приемлем и для взрослых – своими положительными качествами, и для подростков – осмыслением этих качеств как проявлений зрелости, а не «послушности». Например, Тимур не грубит старшим ни при каких обстоятельствах (не опускается до перебранки, не считает возможным «огрызаться»), вежлив с девочками (как истинный мужчина, снисходителен к женщинам), не ввязывается в мальчишеские драки (у него есть взрослые способы отстаивания своей точки зрения)».[3] В то же время А.П.Гайдар стремится завершить свое произведение примирением, как, например, в повести «Тимур и его команда», в рассказе «Голубая чашка», и даже праздником, как в «Чуке и Геке», где в финале изображена встреча Нового года.

Дошкольникам и ученикам младших классов для внеклассного чтения можно рекомендовать рассказы-миниатюры «Василий Крюков», «Поход», «Маруся», «Совесть», психологические рассказы «Голубая чашка» и «Чук и Гек», сказку «Горячий камень», а ученикам пятых – шестых классов будет интересна трилогия о Тимуре.

Предваряя чтение рассказа «Голубая чашка» (1936) в IV или
V классах, учитель на уроке внеклас-
сного чтения расскажет о жизни
А. Гайдара, затем беседу можно начать с вопроса: «Вам приходилось когда-нибудь слышать несправедливые упреки? Как вы поступали
в таком случае? Умеете ли вы прощать?» Затем показать буктрейлер по рассказу «Голубая чашка», в котором будут ключевые слова рассказа: 1. «Разве это хорошая жизнь?» –
спрашивает папа. «Жизнь совсем плохая», – отвечает Светлана. 2. «Мы не разбивали голубой чашки. Это, может быть, сама Маруся что-нибудь разбила. Но мы ее простили. Мало ли кто на кого понапрасну плохое подумает? Однажды и Светлана на меня подумала. Да я и сам на Марусю плохое подумал тоже…»; 3. «А разве теперь у нас жизнь плохая?» –
спрашивает Светлана. «А жизнь, товарищи, … была совсем хорошая!».[4]

В доступной для детей форме
А.П. Гайдар говорит о небольшом разладе в дружной семейной жизни, когда мама Маруся рассердилась на мужа и свою рыжеволосую шестилетнюю дочку Светлану за разбитую голубую чашку. Обиженные герои отправляются в путешествие, во время которого нежная и веселая Светлана
напоминала отцу Марусю. Юным читателям близки темы путешествия, открытия нового в хорошо знакомом мире (полянка, пруд, березовая роща, гора…), мотив поиска счастья и любви также никого не оставляет
равнодушным.

Учитель может спросить: «Какую роль в рассказе играет природа? Как изображены образы природы? Созвучна ли природа чувствам ге-
роев?»

Ученики находят примеры и делают вывод о том, что образы природы олицетворяются и соглашаются с героями, когда те хотят примириться, вернуться домой, простить обиду, и возражают, когда отец и Светлана сердятся: «Потом забеспокоились мы, когда потемнело небо. Сбежались отовсюду облака. Окружили они, поймали и закрыли солнце. Но оно упрямо вырывалось то в одну, то в другую дыру. Наконец вырвалось и засверкало над огромной землей еще горячей и ярче… Далеко позади остался наш серый домик с деревянной крышей…», «… рыжеволосая Светлана стояла перед цветами, которые поднимались ей до плеч, и с воодушевлением распевала такую только что сочиненную песню…», «И все рыбы с ужасом умчались прочь в свою глубокую глубину, когда мы с хохотом взбивали сверкающие пенистые водопады», «И черный усатый рак, которого я вытащил из его подводной страны, ворочая своими круглыми глазами, в страхе забился и запрыгал: должно быть, впервые увидал такое нестерпимо яркое солнце и такую нестерпимо рыжую девчонку», «…(Светлана) смотрит на серебристую бабочку, которая тихонько ползет по рукаву ее розового платья…» и др.

Учитель, продолжая беседу, спрашивает: «Когда герои рассказа достигают счастья?». Ученики на примерах Саньки, Пашки Букамашкина, Берты, маленького Федора, сторожа, Валентины отмечают, что поиски счастья, «хорошей» жизни связаны со способностью самих героев давать счастье, налаживать отношения между людьми, забывать обиды: «Оранжевые лучи вечернего солнца озарили крыльцо. И на нем, в красном платье, без платка и в сандалиях на босу ногу, стояла и улыбалась наша Маруся.

– Смейся, смейся! – разрешила ей подбежавшая Светлана. – Мы тебя все равно уже простили».

Завершая беседу по рассказу-новелле, учитель обращает внимание учеников на название произведения вопросом: «Как вы думаете, почему А.П. Гайдар назвал свой рассказ «Голубая чашка»? Какую роль играет в сюжете голубая чашка?» Совместными размышлениями ученики под руководством учителя приходят к осмыслению символики этого образа:
голубая чашка – это и сюжетообразующая деталь и символ хрупкого и крайне необходимого всем и каждому в мире мира и взаимо-
понимания.

В таком же ключе можно провести беседу о рассказе «Чук и Гек» (1939), в котором герои отправляются в далекое путешествие. Для маленьких героев путешествие неразрывно связано с приключениями. Сюжет рассказа, отражая специфику восприятия 4 – 5-летних детей, совмещает в себе реалистические и сказочные черты. Учитель предлагает ученикам самостоятельно прочитать рассказ, нарисовать иллюстрации к нему, устно или письменно (по желанию учеников) ответить на вопросы, подготовить презентацию (можно и в форме буктрейлера). На уроке внеклассного чтения беседу помогут организовать следующие вопросы: 1. Расскажите о взаимоотношениях Чука и Гека. В чем сходство и в чем различие в описании этих героев? 2. Как называется прием, который использует автор при сравнении этих героев? 3. Что увидел Гек из окна вагона поезда? Чем в это время занимался Чук? 4. Являются ли противоречия в поступках Чука и Гека непреодолимыми? 5. Какую роль в рассказе сыграла телеграмма? Как вы думаете, всегда ли нужно говорить правду? А как поступили юные герои?
6. Какой нравственный урок получили мальчики, когда выяснилась ситуация с телеграммой? 7. К какому празднику готовились мальчики вместе с мамой? 8. Как вы отмечаете Новый год? Есть ли у вас семейные традиции в праздновании Нового года и других праздников? Расскажите о них.
9. Чем заканчивается рассказ? Объяс-
ните смысл финального предложения рассказа: «Что такое счастье –
каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовется Советской страной»? 10. Как вы понимаете счастье? Кого можно назвать счастливым человеком? Вы ощущаете себя счастливыми?

В ходе беседы ученики под руководством учителя должны прийти к осознанию того, что через образы конкретных маленьких героев автор показывает огромную страну, используя прием «открытия мира», «детского взгляда на происходящие события». Сказочное начало в рассказе помогает расширить художественное пространство и время повествования («Жил человек в лесу возле Синих гор»). При создании образов Чука и Гека использован прием антитезы, при этом в особенностях их характеров нет непреодолимых противоречий: характеры мальчиков дополняют друг друга. В центре рассказа – история одной счастливой семьи, где царят взаимопонимание между родителями, внимание, забота и доброжелательное отношение к детям. В рассказе понятие семьи расширяется до размеров всей страны: суровый сторож на зимовке заботится о мальчиках и их матери, уходит в тайгу, чтобы сообщить об их приезде отцу, а услышанный по радио бой московских курантов символизирует единство всей страны. Так, через конкретные примеры в рассказе проявляется глубокая патриотическая идея любви к Родине, к бескрайним ее просторам и самому главному ее богатству – трудолюбивым и доброжелательным людям. Поэтичность, эмоциональность, юмор, детская фантазия помогают передать гармоничное и гуманистическое мироощущение персонажей.

А. Гайдар в своих произведениях открывает мир во всей сложности, утверждая неразрывную связь взрослого и детского миров. Через испытания, через ситуацию выбора юные герои нравственно и духовно взрослеют. В каждом произведении писатель находит возможность включить отражающие драматическую напряженность события 1920 – 1930-х годов. Так, в рассказе «Голубая чашка» приводятся воспоминания отца Светланы о событиях гражданской войны,  герой сказки «Горячий камень» также был участником революционных событий, а в повести «Тимур и его команда» события происходят во время советско-финской войны.

В основе повести «Тимур и его команда» (1940) – игра, которая является не просто забавой, но и имеет общественное значение. Ее цель – помочь семьям военных. События в повести окружены атмосферой таинственности и загадочности. «Повесть «Тимур и его команда», по замечанию М.И. Мещеряковой, – вершинное произведение для понимания художественной концепции А.П. Гайдара, выразившее в наиболее полной форме многолетний поиск писателя в области концепции личности».[5]

Урок внеклассного чтения в четвертом или пятом классах по этой повести можно провести и в форме беседы, в форме литературной викторины по типу игры «Умники и умницы». Главное, чтобы ученики после изучения этого произведения осознали, что в нем есть два конфликта: внешний – борьба двух подростковых коллективов – Тимура Гараева и Мишки Квакина и внутренний, заключающийся в радости от совершения доброго поступка, помогающего людям. Важно, что подростки в повести добрые дела вершат тайно, не ждут наград и благодарности за них. В повести показаны подростковая дружба и робко зарождающаяся любовь Тимура и Жени Александровой. Психологическая достоверность в изображении характеров подростков, приключенческий сюжет, в основе которого лежит игра, тайна, привлекает внимание читателей-подростков.

Безусловно, по сравнению с произведениями В.К. Железникова, А.Г. Алексина, А.А. Лиханова, А.Жвалевского и Е.Пастернак, Н.Абгарян, П.Санаева, герои Аркадия Гайдара кажутся сейчас немного наивными, схематичными, однако надо отдать должное, что именно эстетические поиски на пути к полноценному изображению героя-подростка творчество А. Гайдара, Л. Кассиля, Л. Пантелева, Р. Фраермана стало основополагающим для современной литературы о подростках и для подростков.

Альфия ГАЛИМУЛЛИНА,
профессор ИФМК Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор педагогических наук
Фото: ВикипедиЯ

Обновлено: 22.04.2021 15:24:17

*Обзор лучших по мнению редакции expertology.ru. О критериях отбора. Данный материал носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Воспоминания детства – самые яркие в жизни. И именно первые книги, прочитанные нам родителями, навсегда врезаются в память. Современные мамы и папы часто задумываются, какие произведения лучше прочитать ребенку на ночь, чтобы это было не просто увлекательное действо, но и чтобы он начал формироваться как личность и разбираться, где добро и зло, понимать, как правильно поступать в той или иной ситуации. Команда Expertology составила рейтинг из самых лучших книг для детей 7 лет, которые не просто рекомендуют психологи и социологи, они обязательны к прочтению.

Рейтинг лучших книг для детей 7 лет

 Номинация
 место

 наименование товара

 рейтинг
Рейтинг лучших книг для детей 7 лет      1 Книга джунглей, Киплинг Р          4.9
     2 СЕРАЯ ЗВЕЗДОЧКА, Заходер Б. В.          4.8
     3 Волшебник Изумрудного города          4.8
     4 ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ, Чуковский К.И.          4.8
     5 Обитатели холмов, Адамс Р.          4.7
     6 Щелкунчик и Мышиный король Гофман Э.Т.А.          4.7
     7 Моя семья и другие животные Даррелл Дж.          4.7
     8 Легенды и мифы Древней Греции          4.7
     9 Маленький принц, Экзюпери          4.6
     10 Белый клык, Джек Лондон          4.6
     11 Приключения капитана Врунгеля, Некрасов А.          4.5
     12 Том Сойер, М. Твен          4.5
     13 Золотой ключик, или приключения Буратино          4.5
     14 Тимур и его команда, Чук и Гек, Голубая чашка, Гайдар          4.5
     15 Остров сокровищ – Стивенсон          4.5
     16 Дюймовочка          4.5
     17 В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ, Гераскина Л.Б.          4.4

Книга джунглей, Киплинг Р

Рейтинг: 4.9

Книга джунглей, Киплинг Р

Впервые рассказы о приключениях ребенка, воспитанного в стае волков, были опубликованы в журнале в 1893 году. Иллюстрировал произведение отец автора – Джон Киплинг. Вот уже более века увлекательные приключения Маугли в непроходимых джунглях не оставляют равнодушными ни детей, ни взрослых. Главные персонажи книги – это животные, которые как помогали выжить, так и пытались уничтожить бедного, беззащитного ребенка.

Ракша заменила маму, волк стал приемным отцом. Главный наставник Маугли – медведь Балу. Прекрасная пантера Багира и тигровый питон Каа на протяжении долгих лет будут верны дружбе с человеческим детенышем. В истории Маугли будет все, и не только хорошее. В дебрях джунглей его будут поджидать главные враги – тигр Шерхан и его прихвостень, шакал Табаки. Обезьянья стая украдет ребенка, но с помощью друзей он окажется на свободе.

Книга написана в увлекательнейшей манере. В ней показано, что такое дружба, сострадание, любовь, жестокость, предательство. Эксперты уверены, что она станет одним из любимейших произведений современных детей, каким стала для многих предыдущих поколений.

СЕРАЯ ЗВЕЗДОЧКА, Заходер Б. В.

Рейтинг: 4.8

СЕРАЯ ЗВЕЗДОЧКА, Заходер Б. В.

Владимир Борисович Заходер – известный советский и российский писатель и поэт, который популяризировал жанр мировой детской классики. «Серая звездочка» входит в серию «Сказки для людей», в которой повествование ведется от лица животных. Автор в предисловии написал всем детям и взрослым, которые когда-либо будут читать его произведение об отношении зверей к людям. Так правильно и тонко подметить мог только действительно талантливый писатель.

Б. Заходер говорит, что животные очень любят и уважают людей, поэтому и от них ждут того же. А чтобы они полюбили зверей еще сильнее, те рассказывают истории из своей жизни, которые наполнены печалями и радостями, увлекательными приключениями и обычными ежедневными делами.

Книги автора учат ребенка быть добрее к окружающим, и не только к животным, но и к людям. Они обязательны к прочтению в младшем возрасте, ведь именно тогда закладываются определенные правила поведения, которые сохраняются на всю жизнь.

Волшебник Изумрудного города

Рейтинг: 4.8

Волшебник Изумрудного города

На третьем месте нашего рейтинга – произведение Александра Мелентьевича Волкова, написанное 80 лет назад по мотивам сказки американского прозаика Л. Ф. Баума «Удивительный волшебник из страны Оз». В 1959 году вышло новое издание со значительными доработками автора и иллюстрациями известного художника Л. В. Владимирского.

Главные герои книги – девочка Элли и ее верный друг, песик Тотошка. В результате смерча они попадают в Волшебную страну и пытаются вернуться в свой родной Канзас. На пути им встретятся милый пугало Страшила, который мечтает получить настоящие мозги вместо соломы, Железный Дровосек, желающий вернуть утраченное сердце, Трусливый Лев, которому необходима смелость, чтобы стать настоящим царем зверей.

Богатые на события приключения все же приводят друзей к Великому и Ужасному Гудвину. Но они понимают, что он не волшебник, а просто обычный человек и помочь им не в силах. Счастливый финал сказки порадует детей, которые захотят вновь и вновь погружаться в удивительный мир Изумрудного города.

ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ, Чуковский К.И.

Рейтинг: 4.8

ЛУЧШЕЕ – ДЕТЯМ, Чуковский К.И.

Произведения Корнея Чуковского мы можем пересказывать наизусть. Для многих детей они были первыми книгами, с которыми познакомили их родители и которые навсегда отложились в памяти. В сборнике представлены лучшие сказки писателя. Уже по обложке понятно, что дети и взрослые попадут в красочный и удивительный мир, где познакомятся с Айболитом и Бармалеем, Мухой-Цокотухой и Тараканищем, Федорой и Бибигоном.

Также в сборник вошла авторская версия всемирно известной книги Рудольфа Эриха Распе «Приключения барона Мюнхгаузена». Яркие иллюстрации понравятся малышам любого возраста и помогут представить волшебных обитателей, когда-то придуманных одним из известных отечественных авторов, книги которого стали настоящей классикой детской мировой литературы.

Если вы только начинаете первые знакомства ребенка с миром сказок, то сборник произведений К. Чуковского станет лучшим вариантом для их прочтения взрослыми детям. Ведь не зря он признан самым издаваемым автором в России, и на нем выросло не одно счастливое поколение.

Обитатели холмов, Адамс Р.

Рейтинг: 4.7

Обитатели холмов, Адамс Р.

Вошедший в рейтинг роман был издан в 1972 году, принес мировую славу его создателю, был по достоинству отмечен и критиками, и читателями и получил множество литературных премий. Сказка-притча повествует о приключениях кроликов, которые вынуждены искать новый дом из-за начавшейся на старом месте стройки.

Трудный и долгий путь пройдут маленькие пугливые комочки, но они подадут яркий пример достойного поведения, несмотря на разные сложные ситуации. Ричард Адамс так красочно описывает природу и героев, что увлекает в мир фэнтези с первой минуты. Книга расскажет малышам, что такое дружба и преданность, и когда, если наступает такой момент, ты готов пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти близкого.

В произведении будет все: войны, сражения, шпионские интриги. Оно признано интеллектуальным бестселлером, ведь за сказочным фасадом скрывается глубокий философский смысл, который автор адресовал всем читателям: и взрослым, и детям. На примере кроличьего племени он показал, как выглядит человеческое общество и как в нем должны взаимодействовать отдельные единицы, чтобы добиться близкой к идеальной модели социума.

Щелкунчик и Мышиный король Гофман Э.Т.А.

Рейтинг: 4.7

Щелкунчик и Мышиный король Гофман Э.Т.А.

Волшебная сказка впервые была издана в 1816 году. Главные герои получили имена детей друга Эрнста Теодора Амадея Гофмана, подтолкнувшие его к написанию своего произведения, которое впоследствии несколько раз экранизировалось и на основе которого был создан балет П. И. Чайковского, также ставшего классикой мирового искусства.

Фриц и Мари получают в рождественский вечер множество подарков, среди которых уродливая кукла, предназначенная для раскалывания орехов. В ту же ночь девочка оказывается в фантазийном мире, где Щелкунчик сражается с Мышиным королем. На самом деле оказывается, что маленький уродец − заколдованный принц, и, чтобы обрести свой настоящий облик, необходимо не только одолеть врага, но и найти девушку, которая сможет полюбить его в таком страшном виде.

Маленькие читатели обязательно дождутся счастливого финала. Эта книга расскажет о дружбе и предательстве, любви и ненависти, благородстве и зависти. На примере сказочных героев дети научатся разбираться в людях, оценивать ситуации и правильно реагировать на любые события в жизни. Если на детской полке еще нет замечательной книги «Щелкунчик и Мышиный король», то мы рекомендуем не затягивать с покупкой.

Моя семья и другие животные Даррелл Дж.

Рейтинг: 4.7

Моя семья и другие животные Даррелл Дж.

С удовольствием включаем в наш рейтинг произведение уникального автора − Джеральда Малькольма Даррелла, путешественника, зоолога, натуралиста, который с раннего детства интересовался окружающей природой и ее обитателями. Всего было выпущено 30 произведений, впоследствии ставших бестселлерами, и снято 35 фильмов. Автор в 1983 г. был награжден орденом Британской Империи за многолетний вклад в сохранение дикой природы.

В книге он рассказывает об увлекательных историях, произошедших с его семьей в то время, когда они проживали на греческом острове Корфу. Читатель будет смеяться над различными ситуациями, которые автор описывает с большой долей иронии. На протяжении всего повествования встречаются шутки, навсегда врезающиеся в память.

Писатель до конца жизни сохранил детскую непосредственность и любознательность, и именно в такой манере и предстанет перед нами «Моя семья и другие животные». Окунуться в загадочный мир дикой природы, познакомиться с ее представителями, посмотреть взаимодействие их с людьми малышам поможет одна из лучших книг великого прозаика современности – Дж. Даррелла.

Легенды и мифы Древней Греции

Рейтинг: 4.7

Легенды и мифы Древней Греции

Кто из нас в детстве не мечтал оказаться на месте героев Древней Греции? Каждый с упоением слушал родителей о жизни богов и людей, о настоящих подвигах и невероятных приключениях. Николай Альбертович Кун создал свое произведение в 1914 году, и вот уже более века «Легенды и мифы Древней Греции» являются настольной книгой мальчишек и девчонок, которые восхищаются ее персонажами и перечитывают ее вновь и вновь.

Произведение повествует о начале жизни и превращении темного и вечного Хаоса в светлый и радостный день с голубым небом, шумящим морем и величественными горами. Но кроме добрых сил Земля породила и злые: циклопов с одним глазом и пятидесятиголовых, сторуких великанов, уничтожающая сила которых не знала предела. Ужас, раздоры и несчастья вновь воцарились в мире. Ну, а что будет дальше, читатели обязательно узнают из следующих глав, в которых поведается обо всех значимых древнегреческих героях.

Книга станет первым произведением, которое может познакомить ребенка с миром тех эпох. Ей с удовольствием зачитываются и взрослые, и дети, и не перестают удивляться захватывающей и увлекательной манерой повествования автора – величайшего советского историка, профессора и писателя.

Маленький принц, Экзюпери

Рейтинг: 4.6

Маленький принц, Экзюпери

В рейтинге лучших представляем самую известную сказку Антуана де Сент-Экзюпери, которая впервые увидела свет в 1943 году. Иллюстрации принадлежат самому автору и являются важной составляющей всего произведения. В предисловии он напоминает всем, что все взрослые когда-то тоже были детьми, но не у многих остались те воспоминания. Но прочитав книгу, можно вновь окунуться в те далекие времена и снова почувствовать себя ребенком.

В центре повествования – маленький мальчик с планеты Б-612. Пилот, совершивший аварийную посадку самолета в пустыне Сахара, знакомится с загадочным ребенком, который поведает о своей жизни на астероиде и приключениях на Земле. Он расскажет и о других местах Вселенной, где он побывал, и встрече с разными взрослыми со странными поступками.

Прообразом Маленького принца служит сам автор, который рос в семье обнищавшего дворянского рода и был прозван Лунатиком за привычку долго смотреть на звезды. Многие высказывания Экзюпери давно разобраны на цитаты. Стоит отметить, что книга была переведена на 301 язык мира. Она уступила только Библии с ее 600 переводами.

Белый клык, Джек Лондон

Рейтинг: 4.6

Белый клык, Джек Лондон

Приключенческий рассказ о полуволке-полусобаке впервые публиковали в журнале с мая по октябрь 1906 г. Время и место действия – конец XIX века, Аляска. Читатель видит все происходящие события глазами Белого Клыка и может сам оценить поведение животных и людей в разных жизненных ситуациях.

Полуволк после жизни в дикой природе и гибели отца, сестер и братьев попадает вместе с матерью к индейцам, один из которых когда-то был хозяином Кичи. Маленькому щенку придется много испытать, прежде чем звериные повадки заменятся преданностью и любовью к человеку. Он побывает ездовой собакой, главной в упряжке, по велению жестокого хозяина Смита поучаствует в боях, чуть не погибнув после схватки с бульдогом.

И только Уидон Скотт сможет терпением и лаской пробудить дремавшие чувства, и после многих тяжелых испытаний Белый Клык станет настоящим и преданным другом инженеру и его семье, найдет вторую половинку – овчарку Колли, которая подарит ему здоровое потомство. Автор подробно описывает поведение и психологию животного и позволяет детям сами сделать вывод, где добро, а где зло, где любовь, а где предательство.

Приключения капитана Врунгеля, Некрасов А.

Рейтинг: 4.5

Приключения капитана Врунгеля, Некрасов А.

Почетное место рейтинга достается повести Андрея Сергеевича Некрасова, который создал советского барона Мюнхгаузена – капитана Врунгеля. Отрывки произведения были опубликованы в 1937 году в журнале «Пионер». Двумя годами позже вышло полноценное издание, которое стало классикой мировой детской прозы.

Автор долгое время путешествовал и побывал в различных уголках планеты, при этом записывал байки и небылицы, которые рассказывали о себе моряки. Прототипом Врунгеля стал друг А. Некрасова – Андрей Вронский, а помощника Лома – капитан Иван Ман. Два любителя путешествовать собирались в кругосветное плавание и отремонтировали старую шхуну, но оно так и не было осуществлено.

Матрос Фукс стал прообразом одноименного моряка, который постоянно попадал в комичные истории, чем вызывал острые шутки у сослуживцев. Главный герой поведает о морском путешествии на яхте «Победа», которая из-за первых отпавших букв превращается в «Беду» и полностью соответствует своему капитану – Христофору Бонифатьевичу Врунгелю, приключения которого никого не оставляют равнодушным.

Том Сойер, М. Твен

Рейтинг: 4.5

Том Сойер, М. Твен

Вышедшая в 1876 году повесть стала классикой мировой литературы. Она рассказывает о приключениях двенадцатилетнего мальчика и его друзей. Он проживает в вымышленном городе в штате Миссури у своей тетки Полли, сестры покойной матери, строгой женщины, наказывающей беднягу розгами. Произведение показывает несколько месяцев из жизни Тома Сойера, которая насыщена невероятными и удивительными событиями.

В городке он встретит девочку Бекки Тэтчер, которая станет его первой любовью. Он сможет разоблачить настоящего убийцу, став невольным свидетелем преступления. Вообразивши себя пиратом, попадет на остров, потеряется в пещере, но все же сможет выбраться из нее. Том найдет клад и поделится поровну со своим лучшим другом, круглым сиротой, не посещающим школу и не имеющим постоянного жилья Гекльберри Финном.

Увлекательная история про дружбу понравится мальчишкам и девчонкам, которые переживают такие же чувства и эмоции, что и главные герои книги. Эксперты рекомендуют к прочтению все произведения из цикла о приключениях Тома Сойера, которые рассказывают о жизни людей в Америке перед страшными событиями – началом Гражданской войны.

Золотой ключик, или приключения Буратино

Рейтинг: 4.5

Золотой ключик, или приключения Буратино

А. Н. Толстой представил авторскую литературную обработку произведения Кало Коллоди о приключениях Пиноккио. Изначально предполагался просто перевод оригинала на русский язык. Но постепенно писатель так увлекся идеей и после придумал историю золотого ключика и очага, нарисованного на холсте, которая на протяжении 80 лет входит в мировые рейтинги лучших детских произведений. Книгу несколько раз экранизировали, представляя на суд зрителей фильмы, мюзиклы и мультфильмы.

Алексей Толстой хотел приблизиться к современным реалиям и сделать героев более живыми и веселыми. Забавные главные персонажи знакомы нам с детства. А вот малышам будет интересно узнать о невероятных приключениях деревянной куклы Буратино, которую папа Карло вырезал из старого полена, впоследствии ожившей и ставшей сыном старому шарманщику.

В книге будут отрицательные персонажи: лиса Алиса и кот Базилио, Карабас Барабас и Дуремар. Но верные друзья: грустный Пьеро, пудель Артемон, прекрасная Мальвина, помогут выбраться из самых трудных ситуаций, а в награду им достанется настоящий кукольный театр, спрятавшийся за холстом в каморке папы Карло.

Тимур и его команда, Чук и Гек, Голубая чашка, Гайдар

Рейтинг: 4.5

Тимур и его команда, Чук и Гек, Голубая чашка, Гайдар

В 1925 году читатели впервые знакомятся с творчеством Аркадия Петровича Гайдара – участника двух войн, корреспондента и детского писателя. Но реакция на повесть была отрицательной. Она была признана слабой и подражательной. Тринадцатью годами позже вышла детская книга «Голубая чашка», которая была запрещена к публикации и при жизни автора больше не издавалась, так как по мнению критиков в ней выносились на общее обозрение внутрисемейные отношения и поднимались многие недетские вопросы.

Но жизнь расставляет все по своим местам, и в 2013 году произведение было включено в список 100 книг, обязательно рекомендуемых к прочтению.

«Чук и Гек» стал единственным рассказом Гайдара, который не подвергся резкой критике. Историей двух братьев, отправившихся вместе с матерью в сибирскую тайгу навестить отца-геолога, зачитывались многие поколения девчонок и мальчишек.

1940 год подарил всем поклонникам таланта автора повесть «Тимур и его команда» о ребятах, которые помогают пожилым соседям и семьям красноармейцев в различных бытовых делах. Им противостоит банда мелких хулиганов под предводительством Мишки Квакина. В результате стычки победу одерживают тимуровцы. Это доносит до маленьких читателей, что добро всегда сильнее зла и жестокости.

Остров сокровищ – Стивенсон

Рейтинг: 4.5

Остров сокровищ – Стивенсон

Впервые вошедшая в рейтинг книга была издана в 1883 году. Шотландский писатель Роберт Стивенсон создал великолепный приключенческий роман, который будоражит умы и сердца миллионов мальчишек и девчонок во всем мире. Действие происходит в середине 18 века. В трактир, принадлежащий матери Джима Хокинса, от лица которого ведется повествование, заселяется мрачная личность Билли Бонс.

К нему приходят не менее странные постояльцы, и после смерти от апоплексического удара выясняется, что он когда-то был штурманом на пиратском корабле и владеет картой, на которой отмечены места, где спрятаны сокровища. Состоятельные люди, которым Джим показал карту, снаряжают шхуну, собирают команду и отправляются на далекий остров. Кстати, долгое время считалось, что место это вымышленное. Но такой остров существует в реальности и находится в 70 км к югу от Кубы.

В книге будет множество опасных ситуаций, которые едва не стоят героям жизни. Но они смогут противостоять безжалостным пиратам, отыскать сокровища и вернуться в Англию богатыми людьми. Издание признано одним из лучших произведений приключенческого жанра и рекомендовано для обязательного прочтения.

Дюймовочка

Рейтинг: 4.5

Дюймовочка

С маленькой девочкой ростом всего дюйм читатели впервые познакомились в 1835 году. Великий датский писатель сам придумывал сказочных персонажей, не заимствовав их из народных преданий. В центре сюжета – миниатюрная Дюймовочка, которая появилась из маленького проросшего зернышка. Много трудностей будет ждать впереди беззащитную девочку. Но несмотря ни на что она проявит стойкость характера и упорство и, благодаря поддержке друзей, в финале станет счастливой.

Автор описывает невероятные приключения главной героини, которой придется побывать под землей и чуть не стать женой старого крота, убежать от жабы, мечтающей выдать ее замуж за своего безобразного сына, быть брошенной майским жуком и непринятой в его сообществе. Благодаря помощи ласточки Дюймовочка оказывается в стране эльфов и становится ее королевой, обретя счастье с таким же миниатюрным наследником, как и она сама.

Автор красочно описывает главных персонажей, показывая их достоинства и недостатки. Вместе с ними малыш научится сопереживать и радоваться, находить выходы из самых затруднительных ситуаций.

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ, Гераскина Л.Б.

Рейтинг: 4.4

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ, Гераскина Л.Б.

Завершает рейтинг поучительная сказка Лии Гераскиной о школьнике Вите Перестукине, которого учебники отправляют в Страну невыученных уроков, где ему придется пережить множество непредвиденных ситуаций и встретиться с ошибками, которые он на протяжении длительного времени делал в домашних заданиях.

Вместе с верным котом Кузей мальчик научится решать задачи, узнает правила грамматики и орфографии и много всего интересного, что он пропустил на занятиях. Вернувшись в реальную жизнь, Витя поймет, как важно правильно расставлять приоритеты, слушать преподавателей и делать заданные на дом уроки.

После всех приключений он признается, как много потерял, и что надо наверстывать упущенное и больше не отставать от своих одноклассников. Иллюстрации к книге создал известный художник-оформитель В. Чижиков. Произведение помогает родителям адаптировать детей к школьным занятиям, учит их быть ответственными и добросовестно выполнять домашние задания, представит персонажи неправильных ответов и покажет, в какие невыносимые условия они попадают из-за нежелания учиться.

Оцените статью

 

Всего голосов: 2, рейтинг: 3

Внимание! Данный рейтинг носит субъективный характер, не является рекламой и не служит руководством к покупке. Перед покупкой необходима консультация со специалистом.

Перевоплощаемся в сказочных персонажей, готовим их любимые блюда и играем в игру «Угадай концовку».

Новогодние каникулы — прекрасное время для того, чтобы отдохнуть в кругу семьи. А еще для того, чтобы прочитать все, что давно откладывалось, напомнить детям, что книга лучше гаджета, показать подросткам, какую пользу и удовольствие приносит литература, а малышей начать учить читать самостоятельно. Как сделать все это и вдобавок отлично повеселиться — рассказывают сотрудники шести московских библиотек.

Family books и книжные фанты

Советует Марина Соломонова, заместитель директора по библиотечно-информационному обслуживанию Центральной городской детской библиотеки имени А.П. Гайдара

Слушать рассказ голубая чашка гайдара

— Если не знаете, чем заняться на каникулах, попробуйте организовать у себя дома акцию family books. Для этого каждый член семьи должен выбрать книгу на определенную тему, например про художников. Допустим, мама возьмет биографию Микеланджело Буонаротти, а ребенок — книжку «Мальчик, которого укусил Пикассо» Энтони Пенроуза. Во время чтения и после обсудите произведения, обменяйтесь эмоциями. Мы в библиотеке однажды тоже проводили такую акцию — всем очень понравилось, особенно подросткам.

Еще один интересный вид времяпрепровождения — попробовать рассказать о книге, уложившись в 30 секунд или минуту, не пересказывая сюжет. Потом все голосуют, чей рассказ оказался точнее. Победителю можно вручить приз — что-то вкусное. Еще обязательно попробуйте поиграть в книжные фанты. Они отлично сочиняются даже по энциклопедиям. Очень смешные получаются задания, например про динозавров — изобразить, как они ходят, рычат, летают.

Кроме того, советую почитать по ролям. Если ваш ребенок еще не очень хорошо читает, эта игра ему очень поможет — проверено. Каждый пишет на листочке роль — можно персонажа из книги, а можно из жизни. Внимание: выбирайте персонажей, которых интересно изображать, пусть это будет, допустим, уставший продавец в супермаркете в час пик или самый строгий учитель в школе. Книгу для чтения тоже можно выбрать любую — хоть справочник по математике. Участники вытягивают роли и в течение минуты читают книгу в соответствии с ними.

Если ребенок — фантазер, поиграйте с ним в сочинение сказок по методике Джанни Родари. Его приемами пользуются и многие современные сценаристы. Возьмите любую сказку и постарайтесь придумать, что было с героями дальше, или сказку «наоборот». Что было бы, если бы Красная Шапочка была злой, а волк — добрым? А если бы Белоснежка отправилась не к семи гномам, а к семи великанам?

«Угадай концовку» и чтение вслух

Советует Анна Августиновская, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 68

IMG 5445 foto anni avgystinovskoiJPG

— Я предлагаю поиграть в «Угадай концовку», которая очень хорошо развивает фантазию. Сначала все вместе прочитайте рассказ, с которым не знаком ни один из членов семьи, а потом по очереди предлагайте свою концовку. И обязательно назначьте приз — либо за самый необычный финал, либо за финал, наиболее приближенный к авторскому.

Дети, особенно младшеклассники, очень любят читать вместе с родителями. Каникулы — отличный повод устроиться вместе на диване и почитать друг другу какую-нибудь новую интересную книгу. Лично я рекомендую «Я не люблю Новый год» Ирины Зартайской. Это история о девочке, которая терпеть не может новогодние елки и подарки. Но однажды с ней происходит кое-что неожиданное, действительно волшебное.

Капсула времени и настольная игра

Советует Ольга Зайцева, библиотекарь 1-й категории библиотеки № 172

Слушать рассказ голубая чашка гайдара

— Дома на каникулах можно устроить книжную вечеринку. Пусть каждый возьмет свою любимую книгу. Потом прочтите любимые отрывки вслух — это невероятно сближает. А еще вы можете записать чтение на диктофон, сделать собственную аудиокнигу, а потом выложить ее на своих страницах в социальных сетях. Кстати, предложите запись и вашей районной библиотеке — уверена, ее сотрудники с радостью опубликуют ваш труд на своих страницах. Мы, например, всегда открыты для такого сотрудничества.

Могу предложить и мистически-фантазийное времяпрепровождение — гадание по книге. Все очень просто: задаете вопрос, открываете книгу на любой странице, вслепую выбираете строчку и зачитываете ее вслух. Совпадения, которые вы можете встретить относительно вашей ситуации, иногда просто поражают. А если вам попалась непонятная абракадабра вместо ответа, попробуйте ее как-то истолковать всей семьей. Поверьте, будет очень весело.

Попробуйте заложить капсулу времени — отправить самим себе письмо в будущее. Что для этого надо? Саму капсулу можно сделать из чего угодно — это может быть любая банка, коробка и даже стаканчик из-под йогурта, главное — ее украсить. Потом запишите на бумаге и положите внутрь обязательства каждого члена семьи — например, прочесть определенное произведение или количество книг. А через год распечатайте капсулу и проверьте, что из задуманного получилось.

Еще можно создать собственную настольную игру по мотивам книги, сделать кубик и фишки, придумать правила, связанные с сюжетом. Сразу могу подсказать идею для игры по мотивам книги Алана Милна «Винни Пух и все-все-все»: если игрок попадает на клетку, где герой падает с дерева, то он пропускает ход.

Домашний театр и письма героям

Советует Наталья Ключникова, заведующая библиотекой № 138

Слушать рассказ голубая чашка гайдара

— Попробуйте устроить домашний театр — во время подготовки представления развиваются творческие способности, преодолевается стеснительность, выплескиваются эмоции. Выберете сказку, прочитайте ее, обсудите, смастерите из подручных материалов декорации и костюмы, а потом разыграйте сценки. В них, кстати, могут участвовать не только дети, но и взрослые.

Сейчас, когда мы используем достижения техники во всех сферах своей жизни, совсем забыли о письмах, написанных собственной рукой. Я думаю, очень полезно вспомнить эпистолярный жанр и написать письмо сказочному герою. Обязательно красивым почерком — советую посмотреть вместе какое-нибудь обучающее видео по каллиграфии. Для ребенка, особенно младшего школьника, это то, что надо. Каллиграфия развивает мелкую моторику, творческий потенциал, воспитывает усидчивость.

Театр теней и собственный комикс

Советует Ольга Хлыстова, заведующая библиотекой № 266

Слушать рассказ голубая чашка гайдара

— Поделюсь одной очень простой игрой, от которой, поверьте, просто невозможно оторваться. Раскройте книгу и начинайте всей семьей соревноваться — кто за три минуты больше всех найдет слогов «ма», «па» или других. Это, кстати, очень полезно — у детей развивается грамотность. На первый взгляд может показаться, что это развлечение для малышей, но не спешите с выводами. Подростки очень легко включаются в игру, готовы так сидеть подолгу.

Вместе с подростками можно попробовать создать собственный комикс по мотивам события из книги или жизни семьи. А с малышами можно сделать книжку с интересными деталями — например, открывающимися окошками.

Но самое интересное, на мой взгляд, — это театр теней. Мы в библиотеке часто его устраиваем и всегда советуем в качестве домашнего досуга. В последний раз мы ставили спектакль по сказке Джулии Дональдсон «Груффало». Все очень просто: делаете из подручных материалов ширму (подойдет простыня), вырезаете фигурки персонажей (их можно нарисовать или распечатать). Направляете из-за ширмы лампу — и готово. Остальное вам подскажет фантазия.

Еда литературных героев и книга как снотворное

Советует Надежда Краснова, ведущий библиотекарь библиотеки № 111

Слушать рассказ голубая чашка гайдара

— Вы пробовали когда-нибудь готовить то, что едят литературные герои сказок и рассказов? Уверена, что нет. Мой вам совет: обязательно сделайте это. Когда еще этим заниматься, как не на каникулах?

Попробуйте создать литературное меню на неделю. Например, в понедельник вы готовите мясные тефтели, которые так любил Карлсон из книжки Астрид Линдгрен, а на десерт делаете пирожные наследника Тутти из «Трех толстяков» Юрия Олеши. Во вторник можно прочитать «Арбузный переулок» из «Денискиных рассказов» Виктора Драгунского и пообедать молочной лапшой, а в выходные побаловать себя пончиками с малиновым вареньем, которые обожала Мэри Поппинс.

Еще хочу поделиться с вами полезной информацией. Ученые отметили, что книги улучшают сон и снимают напряжение. Всего шесть минут чтения перед сном сработают лучше, чем чашка травяного чая или расслабляющая музыка, поэтому советую вам заменить гаджеты на литературу. А дети обязательно возьмут с вас пример.

  • Слушать рассказ гоголя нос
  • Слушать рассказ грибоедова горе от ума
  • Слушать рассказ горе от ума грибоедов краткое содержание
  • Слушать рассказ волшебник изумрудного города аудио
  • Слушать рассказ гайдара тимур и его команда