Слушать аудиокниги автора «Астафьев Виктор» онлайн бесплатно и без регистрации полностью (целиком) на сайте электронной библиотеки «audio-kniga.com.ua». Все полные и интересные аудиокниги книги автора «Астафьев Виктор» на телефон и андроид.
Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За о…
Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За о…
Виктор Петрович Астафьев — выдающийся русский писатель, лауреат Государственных премий СССР и РСФСР. В 1942 году ушел добровольцем на фронт, в 1943 году, после окончания пехотного училища, был отправлен на передовую и до самого конца войны оставался рядовым солдатом. На фронте был награжден орденом «Красной Звезды» и медалью «За о…
Возвращаясь из испытательного полёта, космонавт потерял около двух минут и приземлился вместо казахстанской степи в сибирской тайге. И повезло ему, что почти сразу наткнулся на него местный лесник…
Пермский театр драмы….
Захарке всего двенадцать лет, но он уже кормит семью – работает помощником у пекаря. С семи лет владеет охотничьим ружьём и удачлив на промысле. Когда на север потянулись стаи перелётных птиц, Захарка с пекарем отправились на охоту….
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его….
Щемящий сердце рассказ Виктора Астафьева о странном эпизоде, который вполне мог бы произойти на той «большой войне», заставляет читателя подумать не только о любви к животным, несомненно заслуживающим большей любви того, кто их приручил, но и о странных метаморфозах, происходящих в людях войны….
«Веселый солдат» — в действительности, повесть совсем не веселая, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт. За истекшие десятилетия не исчерпалась в Викторе Астафьеве искренняя злость к равнодушным губителям солдатских жизней — к бездарным командирам, к «народному кумиру» Жукову и к самому Отцу Генералиссимусу. Но, все же слишком …
В бедную развлечениями и забавами деревеньку приезжает фотограф. Он будет фотографировать школу и учеников. А Витя незадолго до того промочил ноги и, обездвиженный от ревматизма, болеет на печке……
Герои повести подобно автору, ушли на фронт мальчишками и вынесли весь ужас войны. В обыкновенных замордованных солдатиках писатель открывает могучую жизненную силу и удивительную душевную чистоту, благодаря которым им удается остаться людьми среди агрессии, злобы и тупой бесчеловечности….
Рассказ о рыбалке на реке таежной Опарихе, притоке Енисея. Рассказ Капля — из книги «Царь-рыба»
По своей воле и охоте редко уж мне приходится ездить на родину. Все чаще зовут туда на похороны и поминки — много родни, много друзей и знакомцев — это хорошо: много любви за жизнь получишь и отдашь, да хорошо, пока не подойдет пора близким тебе людям …
«Веселый солдат» — в действительности, повесть совсем не веселая, как невесел в своей основе тяжелый и ужасающий военный быт. За истекшие десятилетия не исчерпалась в Викторе Астафьеве искренняя злость к равнодушным губителям солдатских жизней — к бездарным командирам, к «народному кумиру» Жукову и к самому Отцу Генералиссимусу. Но, все же слишком …
Ежедневно множество любителей книг ищут и хотят скачать аудиокниги автора Астафьев Виктор.
Мы предоставляем Вам возможность слушать онлайн на любом устройстве лучшие аудиокниги, только вышедшие новинки и бестселлеры Астафьев Виктор.
Исходя из многочисленных отзывов наших пользователей и просто читателей, среди множества его книг, предлагаем ознакомиться с такими:
- Прокляты и убиты. Книга 1. Чертова яма
- Прокляты и убиты
- Прокляты и убиты. Книга 2. Плацдарм
Благодаря сайту audio-kniga.com.ua Вы можете слушать любимые книги Астафьев Виктор, не отрываясь от своих дел, например, домашней работы, прогулок, занятий спортом и т.д.
У нас собрано невероятное количество аудиокниг! Вы можете слушать их абсолютно бесплатно и не нужна даже регистрация. Вам просто нужно найти желаемую книгу и начать прослушивание, а приятный простой дизайн и удобная навигация сделает Ваш поиск намного проще.
Желаем Вам приятного прослушивания и хорошего времяпровождения вместе с нами!
Автор На чтение 18 мин. Просмотров 21 Опубликовано
Виктор Петрович Астафьев Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание
Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.
Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»
Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.
Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»
Главные герои
- Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
- Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.
Второстепенные персонажи
- Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
- Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
- Дедушка– мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
- Тётка Авдотья– помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.
Краткое содержание рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» подробно
Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.
Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.
Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.
К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.
Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.
Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.
Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.
В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.
Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.
Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.
Главные герои
Витя – сирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.
Другие персонажи
Саня – лучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.
Екатерина Петровна – бабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.
Евгений Николаевич – школьный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.
Краткое содержание
Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»
: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался»
. Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.
Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом»
.
Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть»
. Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.
Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.
Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства»
, по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»
: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.
Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость»
– школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.
Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.
Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам»
, но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.
Заключение
Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.
После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.
Тест по рассказу
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
- Вопрос 1 из 10
Кто является автором произведения «Фотография, на которой меня нет»?</h3>
- <label>Василь Быков</label>
- <label>Виктор Астафьев</label>
- <label>Юрий Бондарев</label>
- <label>Борис Васильев</label>
(новая вкладка)
Очень кратко:Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскулачивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.
Снимок, который описывается в рассказе. Коллекция Ванды Швед
Повествование ведётся от лица повзрослевшего Вити, в котором угадывается сам Виктор Астафьев. В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.
Приезд фотографа в село
Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотографировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.
Витя — рассказчик; школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает
Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».
Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения
Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.
Продолжение после рекламы:
Болезнь Вити и Санькина поддержка
Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.
Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах
Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.
Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячёным с маковыми головками. Под утро Витя, наконец, уснул и проспал до полудня.
Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотографироваться мальчик не смог — «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотографироваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».
Брифли существует благодаря рекламе:
Молодая семья учителей
Через несколько дней к больному Вите зашёл учитель Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.
Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный
Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.
Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.
Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне
Только Вити и Саньки там не было…
Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.
Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им, как могли: кто за их новорожденным ребёнком посмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.
«Учителя были заводилами» в сельском клубе — учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».
Продолжение после рекламы:
Организация сельской школы
Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки и получился большой класс.
Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии — на её фоне снялись школьники.
Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.
Память об учителях
Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо, — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.
Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…
Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.
Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».
Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:
Читайте также
Год: 1968 Жанр: рассказ
Главные герои: Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель
В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.
Главная мысль. Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.
Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».
В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.
В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.
Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.
Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.
Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:
мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.
Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.
Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.
Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.
Оцените произведение: Голосов: 864
Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Астафьев. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
- Краткое содержание Айтматов Плаха
Авдий — был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей
- Краткое содержание Короленко Огоньки
Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая.
- Краткое содержание Одоевский Русские ночи
Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.
- Краткое содержание Олеша Зависть
Произведение показывает драматическую историю интеллигента, который оказался совершенно никому не нужным в России после революции.
- Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль
Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.
Скачать:
Настройки
Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона
Название произведения: Фотография, на которой меня нет
Автор: Виктор Петрович Астафьев
Год написания: 1968
Жанр: рассказ
Главные герои:Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель
Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о трудной, но настоящей жизни крестьян в 30-е годы ХХ века.
Сюжет
В маленькую деревеньку приезжает настоящий фотограф, чтобы сделать большую фотографию всех ребят — учеников местной школы. Это величайшее событие в жизни сельчан. Витя и Саня вечером в знак протеста, поскольку они не слишком прилежные ученики и не могут претендовать на лучшие места перед камерой, пошли кататься на речку и там Витя серьезно застудил ноги.
Всю ночь он кричал от боли, и всю ночь бабушка ухаживала за ним и лечила его ноги всеми доступными ей средствами. Наутро боль не прошла, и старуха понесла (ходить он не мог) внука в баню, где вновь парила и натирала его ноги. Но пойти в школу, чтобы сфотографироваться, мальчик не мог. Друг Санька, узнав об этом, тоже принял решение не идти фотографироваться, чтобы разделить с приятелем его беду. Через неделю Витя встал и смог ходить, но та фотография, на которой его не было вместе со всем классом, навсегда запомнилась мальчику.
Вывод (мое мнение)
Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал — она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.
Добавить в избранноеИспользуемые источники:
- https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/foografiya
- https://obrazovaka.ru/books/astafev/fotografiya-na-kotoroy-menya-net
- https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
- http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
- https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1567-fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html
2021-12-09T07:36:14+03:00
2021-12-09T07:36:14+03:00
2021-12-09T07:36:14+03:00
2021
https://inosmi.ru/politic/20211209/251085146.html
Эксперты: Россия показывает себя сильным и непредсказуемым игроком
Эксперты: Россия показывает себя сильным и непредсказуемым игроком
Политика
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/terms/terms_of_use.html
https://россиясегодня.рф
Ровно два часа и одну минуту длились переговоры по видеосвязи президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина. Как проинформировал Белый дом в лаконичном коммюнике, Байден… ИНОСМИ, 09.12.2021
политика, россия, сша, владимир путин, джо байден, даниэль бучковский, яцек раубо, европа, польша, польский
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045936.jpg
1920
1920
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045936.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045931.jpg
1920
1080
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045931.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045930.jpg
1920
1440
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045930.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045929.jpg
1200
630
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/59/251045929.jpg
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/58/251045891.jpg
2905
2048
true
https://cdnn1.inosmi.ru/images/25104/58/251045891.jpg
https://inosmi.ru/politic/20211209/251084549.html
https://inosmi.ru/politic/20211209/251079352.html
https://inosmi.ru/politic/20211209/251081255.html
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Издание ИноСМИ
7 495 645-37-00
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://россиясегодня.рф/awards/
Polskie Radio
https://cdnn1.inosmi.ru/images/24560/36/245603621.gif
Ровно два часа и одну минуту длились переговоры по видеосвязи президентов США и России Джо Байдена и Владимира Путина. Как проинформировал Белый дом в лаконичном коммюнике, Байден предупредил президента России, что в случае эксалации агрессии России в отношении Украины, Россию ждут серьезные последствия. В коммюнике также говорится, что американо-российские переговоры будут продолжаться на более низком уровне, оба президента передали полномочия по переговорам своим группам. Означает ли это, что переговоры двух президентов несколько снизили как общую напряженность, так и вокруг Украины? И заключалась ли цель Путина именно в том, чтобы довести до таких переговоров на высшем уровне?
С этими и другими вопросами Польское Радио обратилось к политологам — профессору Даниэлю Бучковскому из Белостокского университета и кандидату наук Яцеку Раубо из Университета Адама Мицкевича в Познани, также обозреватель интернет-издания defence24.pl
Даниэль Бучковский: Деэскалации не будет. Это игра на совершенно иную раздачу карт. Путин хочет по-другому расставить акценты в Европе, увеличить влияние России на то, что происходит на континенте. Так что это игра, рассчитанная на долгое время. То напряжение, которое имеет место сейчас, фактически вынудило США начать переговоры с Россией. Россия показывает себя сильным игроком, частично непредсказуемым, который не боится бросить вызов Евросоюзу и НАТО. Как будто Путин у себя на полке держит книгу Сунь Цзы и читает концепции этого великого стратега.
Яцек Раубо: Россия, на самом деле, сегодня, при этой администрации стала «предсказуемой непредсказуемостью». То есть, можно быть уверенными, что имеет место игра непредсказуемыми сценариями, в том числе такими, которые демострируют силу. Не стоит забывать, что мы объединяем два классических элемента — войну и мир, вооруженную борьбу и ее отсутствие. Но между ними можно применять силу путем ее демонстрации, показа, мобилизации, вынуждения противника нести большие расходы по обороне. И все эти элементы экскалации конфликта Россия умеет использовать мастерски. Обратите внимание, что действия российских вооруженных сил, что касается маневров, учений, проверок боеготовности, всё менее прозрачны и тесно связаны с экономическими и разведывательными инструментами, которыми Россия может играть. Она утратила одну из сильных карт Советского Союза, а именно — идеологию, поэтому будет играть теми картами, которые приносят ей успех. Если Джо Байден вынужден говорить с Путиными, а по всему видно, что США пошли на этот шаг вынужденно, то значит, что Россия сыграла эффективно. То есть, достаточно мобилизовать несколько сотен тысяч солдат, пригрозить впрямую или даже просто выслать сигнал о возможном применении силы, чтобы потом начать переговоры как равный с равным. А ведь именно Россия была агрессором в 2014 году, захватила часть территории Украины, стимулирует действия парамилитарных групп в Донбассе, отправляет туда своих солдат. Так что я не ожидаю внезапного перехода за стол политических и дипломатических дискуссий, и большого мира в Европе.
Polskie Radio: Можно ли из этой скупой пока информации, краткого сообщения из Белого дома и фактически единственной фотографии на официальном сайте Кремля что-либо вычитать большее, сделать какие-либо выводы?
Даниэль Бучковский: Можно сделать, прежде всего, такой вывод, что обе стороны играли жестко, обе стороны хотели проверить противника на эффективность этой игры, и обе стороны разошлись в этой жесткой игре на этапе согласования процедур на более низких уровнях. То есть, по сути дела, каждый окопался на своих флангах. Конечно, очень важны в данном случае послания экономического содержания, которые шли со стороны США, особенно готовность к серьезным санкциям. Поскольку суровость экономических санкций возможна лишь тогда, когда Байден уверен или глубоко убежден, что Европа также одобрит эти санкции, что все важные игроки в Европе выскажутся «за». Потому что в этом случае санкции могут действительно больно ударить по России. С другой стороны, игра или реакция Путина на девиз «жесткие экономические санкции» может быть своего рода проверкой, насколько Европа сплочена и готова к такого рода шагам. Или игра на проверку отдельно Германии в контексте складских запасов газа в Европе, а может, на проверку Франции в контексте операции в Мали, вообще присутствия России в Африке. В Центральноафриканской Республики недавно открылся памятник де факто «вагнеровцам», которых считают там миротворцами. Так что Путин играет в разных местах и будет их проверять. В том числе Украину. Не исключено, что Путин по-прежнему будет сохранять напряжение, удерживать войска на границе. Если мы говорим о потенциальной военной атаке, то кроме самого тяжелого вооружения, например, танков, необходима также инфраструктура, поезда с топливными цистернами, дополнительное снабжение. Без этого атаковать невозможно. Не исключено, что Путин ждет также каких-то провокаций со стороны Украины, или будет продолжать играть страхом, как играет белорусско-польской границей или границей Евроосюза. Может также пытаться контролировать информацию в интернет-пространстве, намекать, что у России есть неофициальный договор с Китаем, и ситуацию в Украине надо ассоциировать с ситуацией на Тайване со всеми вытекающими отсюда последствиями. И такими играми, скажем так, может пытаться влиять на Европу и не только Европу.
— Уильям Бернс — директор ЦРУ и бывший посол США в России сказал, что у Путина сейчас появилось «окно», так как эта зима может быть для него удобным периодом для дестабилизации. Европа занята наблюдением за переменой власти в Германии, избирательной кампанией во Франции. А также потребность на газ, на российские энергоносители может быть этой зимой очень высока, что для Путина тоже открывает новые возможности действий. Но Бернс отметил, что после зимы это стратегическое окно для Путина закроется. Что вы думаете на этот счет?
Яцек Раубо: На мой взгляд, ключевым элементом является вот какой: не для того игра ведется Путиным в двух аспектах, то есть, армией и энергетикой, чтобы сегодняшней ситуации, то есть концентрации войск близ границ с Украиной и самой Украине забывать об энергетике. Мне кажется, что Путин использует в виде пугала сочетание действий. И действительно можно опасаться, что зимнее время может быть весьма комфортно для проведения операций. И это может быть целый спектр операций. К сожалению, у нас есть агрессор, который в Европе и не только в Европе может выбирать модульные инструменты и этим инструментами играть.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: урок-мастерская
Цели урока:
1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.
2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.
3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.
Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.
Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.
Ход урока:
1.Оргмомент: 1 мин
2. Этап актуализации знаний: 2 мин.
Слово учителя.
У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:
Как много желтых снимков на Руси
В такой простой и бережной оправе!
И вдруг открылся мне и поразил
Сиротский смысл семейных фотографий:
Огнем, враждой
Земля полным-полна,
И близких всех душа не позабудет…
(Н. Рубцов)
Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.
-
Что поэт считает важным?
Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.
Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».
Слово учителя.
Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.
Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.
Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».
-
Значит, о чем мы будем говорить?
Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.
Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?
Сколько вопросов. А где же ответы?
3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)
Обратимся к нашему опыту:
На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.
-
Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?
-
Почему они так вам дороги?
(Учащиеся комментируют свои фотографии).
Слово учителя.
Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.
Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.
Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)
Эта книга называется «Последний поклон».
Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.
4. Выявление восприятия: 3 мин.
-
О чем этот рассказ? Что показалось необычным?
-
Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?
-
Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)
Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.
Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.
Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.
-
Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?
-
Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)
-
Боюсь не смерти я. О. нет!
Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)
-
Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.
(Цицерон)
Пусть эти слова станут именем нашего урока.
Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне
-
Как вы понимаете выражение « родина души»?
-
Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?
5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для
В. Астафьева?
-
Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?
(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)
6. Работа в группах: 20 мин.
Задание 1 группе.
Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
-
Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.
(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)
Материал для наблюдения:
1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»
2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»
3.«бабушка лечила и баловала»
4.«катались со страшного обрыва»
5.«наблюдал за окнами и цветами»
6.«бабушка ругала и давала затрещины»
7.«взрослел, размышлял о людях»
8.«заревел от горького бессилия»
9.«мчались в погибель с руганью»
10.«сидел в тоске»
11.«начерпали в катанки снегу»
12.«учитель принес фотографию»
Материалы наблюдений занесите в таблицу.
падение | очищение через страдание | восхождение |
Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?
Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.
-
Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).
3. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.
Слово учителя.
Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.
-
Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)
Запишем ключевые слова.
Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.
Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».
-
Какие предложения вы записали?
Слово учителя.
Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.
Самым дорогим для него человеком была бабушка.
Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»
Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.
Задание 2 группе.
Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.
-
Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?
-
Как ее характеризует:
а) речь;
б) любовь к цветам;
в) украшение зимних окон;
г) приход учителя в дом.
3. Почему писатель говорит о чувстве вины?
Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.
-
Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)
Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»
-
Какие предложения вы записали?
Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.
Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».
Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».
Задание 3 группе.
Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя, цитаты, свои наблюдения, выводы.
1. Какими вспоминаются первые учителя?
2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей?
3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.
Слово учителя.
Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.
-
А легко ли было учителям в то время?
Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.
-
Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)
Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»
Слово учителя.
Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.
Задание 4 группе.
Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.
-
Как школьники готовились к предстоящему событию?
-
Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.
Почему и его не оказалось на фотографии?
-
Перечитайте описание школьной фотографии.
Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?
Какие чувства она вызывает?
Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)
7. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.
Где они сейчас? Кто они?
Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.
Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».
8. Итоговая беседа: 5 мин.
-
Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?
Слово учителя.
Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом — «родиной души героя».
Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня? Может ли жизнь без нее быть полноценной?
-
А что эта память дает нам?
Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.
Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.
Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.
9. Разрыв: 2 мин.
Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»
10. Рефлексия: 1 мин.
И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.
Сегодня на уроке я открыл…
почувствовал…
узнал…
понял…
задумался…
испытал…
Закончите предложение.
11. Оценочная деятельность: 1 мин.
12. Домашнее задание: 1 мин.
-
Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»
-
Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).
Приложения.
Карточка
Мастерская письма.
Имя урока:
Ключевые слова (эпиграф):
Продолжите предложение:
Герой:
-
Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…
Бабушка:
-
Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…
Учитель:
-
В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…
Школа:
-
Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…
Карточка №2
Закончите предложение:
«Сегодня на уроке я открыл…
почувствовал…
узнал…
понял…
задумался…
испытал…
Карточка-задание №1.
Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?
-
Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).
Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?
-
Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?
Карточка-задание №2.
Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и
выводы.
-
Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7
-
Как ее характеризует:
а) речь;
б) любовь к цветам;
в) украшение зимних окон;
г) приход учителя в дом?
3. Почему писатель говорит о своей вине?
Карточка-задание №3.
Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя
цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Какими вспоминаются первые учителя?
-
Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:
а) забота о школе;
б) отношение к детям и деревенским жителям;
в) случай со змеей?
3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.
Карточка-задание №4.
Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.
-
Как школьники готовились к предстоящему событию?
-
Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?
-
Перечитайте описание школьной фотографии.
Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?
Какие чувства она вызывает?
На следующей неделе состоится первый суд по иску о ликвидации общества «Мемориал» за несоблюдение закона об «иностранных агентах». С призывом отозвать иск обратились к Генеральной прокуратуре РФ первый президент СССР Михаил Горбачев и главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов, лауреаты Нобелевской премии мира. Многие комментаторы благодарны Горбачеву за этот жест.
Натали Радько
Это хорошо. Нобелевские лауреаты Горбачёв и Муратов поддержали «Мемориал»
Плохо то, что не нобелевские лауреаты «авторитеты» в стране, а потомки палачей в законе и стукачи.
Александр Скобов
Это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью
Старенькому Горбачеву, конечно, сердечное спасибо. Все-таки он человек, что бы там ни говорили некоторые олдовые-в-законе. И понятно, что при его статусе, бэкграунде и прочих вещах, заменяющих понятие «классовая принадлежность», текст должен был быть лоялистский и легалистский по форме. Критиковать эту форму глупо и неуместно. Просто люди иной классовой принадлежности должны понимать, что на практике означает призыв к прокуратуре урегулировать свои претензии к «Мемориалу» во внесудебном порядке. Это означает, что прокуратура будет по-тихому принуждать Московский Правозащитный Центр «Мемориал» к отказу от реальной правозащитной деятельности. В частности – к отказу от своего списка политзаключенных. И мой настоятельный совет этим людям, не связанным условностями придворного этикета – не забывать, что мы имеет дело с преступной, бандитской, фашистской властью, последовательно восстанавливающей тоталитаризм. И никакого «урегулирования претензий» с ней быть не может – ни судебного, ни внесудебного. Ибо разногласия по земельному вопросу.
«Остальных» на самом деле не так уж мало. Открытое письмо в защиту «Мемориала» подписали сотни деятелей культуры как в России, так и за ее пределами, в том числе Стивен Фрай, Том Стоппард, Джон Кутзее и другие. Среди известных российских имен — Юрий Норштейн, Владимир Познер, Леонид Ярмольник, Андрей Макаревич. Сбор подписей продолжается в комментариях под постами поэта Татьяны Щербины и главного редактора «Кольты» Марии Степановой. Подписи под открытым письмом музыкантов собирает Михаил Нодельман.
Кирилл Шулика
Вообще меня очень радует та общественная кампания в защиту «Мемориала», которую я вижу. Она офигенно важная и результат она сама по себе. «Мемориал» же никуда и после решения суда не денется, чтобы вы понимали, ибо это люди, причем подвижники, а не бумаги с печатью.
Пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков несколько дней назад заявил, что с «Мемориалом» «давно есть проблемы в плане соблюдения норм российского законодательства». Многие комментаторы уверены, что «проблемы» есть не у «Мемориала», а у российских властей.
Кирилл Лятс
«Мемориал» давал и правду, и утешение, и покаяние
Нас сегодня невозможно представить без Мемориала, потому что Мемориал — это сервер нашей совести.
Это больше, чем институт, хотя, конечно, Мемориал взял на себе в конце восьмидесятых системообразующую функцию. Он стал лакмусовой бумажкой для порядочных людей и порталом в десталинизируемое общество для всех.
Страна не смогла пойти по пути денквдизации, потому что, в отличие от фашистской Германии, почти в каждой семье могли быть и жертвы, и палачи — репрессировали не по нацпризнаку и даже не по политическим мотивам, а для поддержания общего уровня страха.
Мемориал давал и правду, и утешение, и покаяние тем, кто его искал.
Покушение на Мемориал — это куда большее надругательство над чувствами людей, чем сомнения в существовании 28 панфиловцев. Это реальное возбуждение вражды и ненависти по историческому и политическому признаку ко всем потомкам и к еще ныне живущим репрессированным (например, моя бабушка жива, а ее семья была раскулачена, а отец замучен до смерти в лагере Соликамска, разве ей не плюет в лицо прокуратура, требуя закрыть Мемориал?!)
Шаг за шагом уничтожаются элементы свободы, которой мы добились во второй половине 80-х:
— повальное приклеивание ярлыка иноагента всем честным журналистам
— преследования за госизмену
— посадки за митинги, пикеты и посты
— запрет на просветительскую деятельность
— запрет на исторические исследования, если они хоть как то сравнивают деятельность властей СССР и Третьего Рейха…
Уничтожение Мемориала, думается, это еще один шаг в бездну, сравнивать с которой запрещено.
Морок окутал нашу страну почище пандемии.
Очень хочется, чтобы мы все очнулись.
Александр Морозов
Мемориал — это линза, которая сфокусировала свет миллионов отдельных душ, у каждой из которых была своя «световая нитка», проходящая через историю семьи в ХХ веке. Это был «свет молитвы о ненасилии». Государственное насилие ХХ века — шокирующее, не вмещаемое сознанием — было главной темой всей российской культуры во второй половине столетия. Мемориал был институцией, которая символизировала коллективную волю тех, кто стремился вытащить общество из-под этой травмы. Два поколения — наши родители и мы — в 1985-1991 гг. — верили, что удастся положить конец политическому произволу и насилию, порождаемому идейной монополией государства. Из этой надежды рождалось и новое российское общество, и государство, и, как казалось тогда, гуманистичная рамка нашего человеческого сосуществования, которая сохранится на долгие года вперед. Уничтожение Мемориала — это не просто закрытие «общественной организации». Это уничтожение той линзы, которая собирала свет, дающий возможность существовать и основаниям права, морали и политической философии, которые вообще создают возможность существования общества. Беспамятство, отказ от рефлексии, тьма и рассеяние — вот что порождается сегодня теми, кто исполняя «беззаконный закон», уничтожает «Мемориал».
Алексей Миноровский
Уничтожение «Мемориала» – наступление тьмы на все то светлое и чистое, что может быть в человеке
Мемориал — современная проекция средневекового монашеского ордена, только светского, мирского. Это своего рода «домострой» для современного человека в области коллективной исторической памяти, выстраиваемой вокруг гуманистических ценностей. Уничтожение «Мемориала» — наступление тьмы в ее онтологическом смысле на все то светлое и чистое, что может быть в человеке. Вот что бы я сказал, если бы спросили меня.
На Change.org опубликована петиция «Руки прочь от «Мемориала»!» – на момент написания этой заметки под ней было около 75 000 подписей. Цель создателей петиции – собрать 100 000 подписей к 23 ноября, когда по делу «Мемориала» пройдут предварительные слушания в суде. Защищать организацию в суде будут Генри Резник и Илья Новиков.
Сергей Пархоменко
Друзья, петиция в защиту Мемориала набирает подписи час за часом, но пока там ещё далеко даже до 100 000. Хотя и эта цифра совсем не отражает того громадного количества сторонников Мемориала, людей, которые ему благодарны и которые не представляют себе жизни в России без этой важнейшей гражданской институции.
Я понимаю, что многие из нас давно разочаровались в действенности петиций как инструмента прямого политического и гражданского действия.
Но в данном случае петиция в защиту Мемориала — это акт моральной поддержки, это способ выразить солидарность с людьми, которые подвергаются жестокому давлению власти за то, что отдали много лет своей жизни работе над делом исторической памяти в России.
Поддержите петицию. Поставьте ваше имя в список тех, для кого затея разрушить Мемориал — преступна и злонамеренна.
18 ноября в Москве прошла пресс-конференция, на которой обсуждались иски прокуратуры и значение «Мемориала» для российского гражданского общества. Запись пресс-конференции доступна в YouTube. Ключевые моменты выступлений участников пересказывает «РосКомСвобода».
Илья Барабанов
Не мог не сходить на пресс-конференцию в «Мемориал» по поводу его возможной скорой ликвидации, историческое все же событие. И вот после многих правильных слов встает австрийский журналист и спрашивает: «Что нам говорит происходящее о ситуации в России? Куда страна катится?»
Прием понятный. У европейского зрителя нет времени и желания вникать во все нюансы, что там в этой далекой и снежной России вновь вытворяют, так что нужен синхрон секунд на 30 с общим описанием ситуации.
А я сразу вспомнил, как почти двадцать лет назад стажером еще сидел в редакции «Новой газеты», а в соседнем «аквариуме» интервью какому-то голландскому телеканалу давала Анна Политковская. И вот я через стекло слушаю, как она полтора часа подробно рассказывает про пытки, убийства, внесудебные казни, похищения, зинданы, батальоны смерти.
Голландский журналист все это терпеливо выслушивает, а под конец разговора задает вопрос: «Анна Степановна, все что вы рассказали очень важно и интересно, но не могли бы вы в двух словах описать, что же сейчас происходит в Чечне?»
Ей богу, я тогда подумал, что она сейчас пришибет эту съемочную группу чем-то тяжелым.
Если «Мемориал» будет ликвидирован, общество может потерять доступ к созданной обществом базе данных о репрессиях, отмечает Дмитрий Шабельников:
О Международном Мемориале уже сказали много хороших слов многие хорошие люди. Меня тоже в разные моменты связывали с ним самые разные проекты, обсуждения, идеи и просто знакомства с людьми, которых «Мемориал» к себе притягивает. «Мемориал» — это, среди многого другого, и потрясающий архив с рукописными воспоминаниями и письмами, и «Возвращение имен», и частично «Последний адрес», и конкурс детских сочинений, лекции и обсуждения, книги и даже настольные игры.
Но сказать сейчас я хочу об одном: о базе данных. В условиях, когда государство, на словах осуждая советские репрессии и даже открывая памятники их жертвам, продолжает во многом скрывать архивную информацию, «Мемориал» взял на себя координацию этого огромного труда — вытаскивания всей доступной информации, ее обработки и сведения в одну базу, доступную в два клика любому желающему. Началась эта работа еще в начале 1990-х: архивы тогда «приоткрылись», но зато все нужно было делать на бумаге. Сегодня это очень важный и теперь уже удобный инструмент, не только для родственников, но и для любого исследователя или просто интересующегося историей России ХХ века. Когда мне, например, попадается какой-нибудь персонаж 1910-х, скажем, годов, о котором совсем ничего не известно, я обязательно прогоняю его по базе «Мемориала» — и если там не найдется он сам, то почти непременно найдутся какие-нибудь родственники (особенности отечественной истории, чего уж).
Мемориальская база – это настоящее сокровище и важное культурное достояние
В других странах такими вещами занимается государство или общественные институты, финансируемые государством. Некоторое время назад были разговоры о плане создания новой базы данных с участием уважаемого мной Музея истории ГУЛАГа (который как раз финансируется государством). Это я могу только приветствовать, но, представляя себе отношение к открытости архивной информации со стороны некоторых государственных структур, я, честно говоря, не очень верю в успех этого мероприятия (совершенно не сомневаясь, опять же, в искренних намерениях ГМИГ).
Я очень надеюсь, что «Мемориал» не ликвидируют — вон даже фадеевский СПЧ «обеспокоен ситуацией» и называет предлагаемую ликвидацию «несоразмерной совокупности нарушения и несправедливой» (как будто все остальные действия властей в последнее время соразмерны и справедливы). Но все мы понимаем, что это запросто может произойти.
База сейчас продублирована и несколько расширена еще одной хорошей организацией, Открытый список. Тем не менее надеюсь, что мемориальская база сейчас многократно скопирована, потому что это настоящее сокровище и важное культурное достояние, при всех ее недостатках, вызванных не только обстоятельствами создания, но и все той же проблемой — ограничения доступа к архивам.
Андрей Десницкий
Мемориал, объявленный в России иностранным агентом — это не просто правозащитная риторика, это уникальные базы данных и профессиональная работа с ними. Любой историк, который так или иначе касается подобных тем, обойтись без них не может, и Мемориал открыт и доступен для сотрудничества.
Так сколько погибло миллионов? А докажите!
По-видимому, в случае объявления их экстремистами (а прокуратура требует уже и этого) доступ к этим базам на территории РФ будет закрыт, их распространение будет считаться подсудным правонарушением (КоАП РФ статья 20.29), а любое другое сообщество, которое в иных условиях взялось бы за продолжение такой работы, будет бежать от нее, как от огня. История репрессий станет запретной темой на территории нашей страны.
Полагаю, что «национализация» этой информации и ее засекречивание — основная цель нынешнего наступления на Мемориал.
Зачем это нужно государству, вполне понятно. Репрессии невозможно оправдать, но их можно заболтать. «Сколько-сколько миллионов погибло? Нет, ну были, конечно, отдельные перегибы на местах, но в целом весь наш народ как тогда, так и сегодня… Так сколько погибло миллионов? А докажите!»
И уже не докажешь.
Я не смотрел новый фильм про «Ивана Денисовича», но судя по рецензиям, он сделан по той же модели: вот Иван Денисович идет парадом по Красной площади защищать Москву, ему улыбается Вождь Народов, вот он подбивает пять танков под мудрым руководством Вождя, ну, потом, конечно, не без перегибов на местах, но даже в холодном карцере молитва чудотворная его спасает от гибели неминучей и всякая такая развесистая клюква. Солженицынский рассказ о простом советском мужике превращается в расписную матрешку, где трагедия – часть узора. Рассказ об обыденности зла, о простом человеке вывернут наизнанку с этими парадами, подвигами и чудесами. С моралью: мы выстояли, мы победили, ура!
За сохранение уникальной базы «Мемориала» выступают и многие «охранители». Егор Холмогоров предложил не ликвидировать общество «Мемориал», а переформатировать его, переименовав в общество «Память», и другие правые консерваторы его поддержали.
Наталия Осипова
Переименовать «Мемориал» в «Память» — это хороший троллинг у Егора Холмогорова. Но самое важное, всерьез — это сохранить архивы и данные о репрессированных. Из госархивов добыть эти данные очень непросто. Нужна открытая база в общем доступе, это несомненно. Расприватизация темы репрессий — это очень правильно.
Правый Григоров
Реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России
Конечно политическая часть «Мемориала» жёстко выступала против России, поддерживали даже террористов и радикальных исламистов, не говоря уже о заукраинцах.
Вместе с тем «Мемориал» – это реликт эпохи «Перестройки», и большой объём памяти восстановлен.
Нам не хотелось бы, чтобы пропало наследие и архивы о репрессированных, как историк-архивист я это прекрасно понимаю, а архивы должны открываться.
Потому поддерживаю инициативу Егора по реорганизации «Мемориала» с исключением политической и русофобской деятельности, направленных против государства российского.
Буквально сегодня говорил об этом с воронежским профессором истории Аркадием Минаковым.
Мы готовы выступить в качестве представителей русского гражданского общества, сохранить архивы, историческую память, реорганизовать «Мемориал», исключив из него враждебную деятельность против России.
Отдельная дискуссия развернулась после выступления Григория Явлинского, в котором бывший лидер «Яблока» связал преследование «Мемориала» с «Умным голосованием».
За этим выводом стоит длинная логическая цепочка: за законы об «иноагентах» голосовали в том числе депутаты от КПРФ, а «Умное голосование», в свою очередь, предлагало голосовать за них на последних парламентских выборах – тем самым подписывая приговор оппозиционным организациям.
Дмитрий Колезев
Григорий Алексеевич Явлинский не дает о себе забыть. Вот выпустил очередную статью об уничтожении «Мемориала» и вроде как выступил в защиту, но при этом не преминул заявить, что атака на «Мемориал» стала следствием… «Умного голосования», которое-де привело в Госдуму коммунистов и тем сделало возможным такой шаг.
В общем, коварный Алексей Навальный сидит и из тюрьмы уничтожает остатки гражданского общества в России, негодяй этакий. А Явлинский нас от него защищает.
Ну, я гиперболизирую, конечно. Но вообще, видимо, это не одного Явлинского мысль. Лев Шлосберг недавно в твиттере писал, что происходящее вокруг «Мемориала» стало следствием выборов в Госдуму — победы «Единой Росси» и усиления КПРФ. Правда, слова «Умное голосование» Шлосберг все-таки не произнес. Но его мысль творчески развел Григорий Явлинский.
Свою мысль развивает в телеграме и сам Лев Шлосберг:
Депутаты фракции КПРФ голосовали за эти законы, начиная с 2012 года. Более того – депутаты от фракции КПРФ были инициаторами внесения проектов этих законов. Это и есть реальная позиция политической партии КПРФ. Для КПРФ поддержка этого закона – сознательный политический выбор.
Признанные «иностранными агентами» «Мемориал», Ассоциацию «Голос», «Команда 29», средства массовой информации, отдельных граждан сейчас уничтожают политически, морально и физически по нормам федерального закона, полностью поддержанного КПРФ.
Политическая поддержка КПРФ для сотрудников правозащитных организаций, журналистов, политиков, деятелей культуры и науки – всех, но в особенности тех, кто признан или может быть признан бессудным и волюнтаристским путём «иностранным агентом» – это политическое самоубийство.
Взывать к праву, подписывать петиции с требованием отмены варварского закона об «иностранных агентах» и при этом голосовать за КПРФ и призывать к этому других людей – это политическая шизофрения или «стокгольмский синдром».
С этими умозаключениями спорит поддержавший КПРФ на выборах сотрудник «Мемориала» Александр Черкасов:
Некоторые люди, вроде бы сочувствуя «Мемориалу», указывают, что в наездах на нас виновата КПРФ и те, кто агитировал за неправильных кандидатов (дальше идёт много общих слов). Имеются в виду, очевидно (а в комментах это и не скрывают) Алексей Навальный и его «Умное голосование» (ну и я сам, похоже, виноват, как унтер-офицерская вдова, поскольку агитировал за Михаил Лобанов, за что и был отдельно проклят).
Эти рассуждения — не только гешефт и подмена сущностей. Тут ещё нарушены причинно — следственные связи.
1. Нам достоверно известно, что решительный «наезд» на «Мемориал» замышлялся и планировался ещё в середине лета, задолго до сентябрьских «выборов» (и их итогов, столь неутешительных для, в общем, симпатичных мне людей).
Попытка увиноватить Навального разбивается о даты
2. Бумаги, положенные в основу иска Мосгорпрокуратуры о закрытии Правозащитного центра» Мемориал», датированы декабрем 2020 года — они остались от прошлого прокурорского» наезда», который нам тогда удалось отбить без потерь (да, нас «прессовали» постоянно, — но мы на этом не пиарились).
Так что попытка увиноватить Навального и пр. тут разбивается о даты: это «разводка». Допускаю, что кто-то в это искренне верит, но увы.
Спасибо всем за слова солидарности и поддержки. Только не надо использовать наши трудности.
Многие блогеры высказываются еще резче.
Анастасия Брюханова
Я не понимаю, что должно было произойти с политиками, которые долгие десятилетия называли себя оппозицией, чтобы они внезапно стали оправдывать и даже легитимизировать репрессии. «А что вы хотели? Вы же сами проголосовали, и теперь Путин и все остальные имеют полное право на репрессии» — по сути именно это и пытаются продвигать Лев Шлосберг, Григорий Явлинский и другие представители партии «Яблоко».
Хотя и сторонники Навального, и те, кто голосовал по их рекомендациям, и кандидаты, прошедшие благодаря им, и сам Путин прекрасно понимают, что это не так. Все знают, что избраны случайные люди, «табуретки» без имени и поддержки, поддержанные вопреки, а не благодаря.
Но на сцену вышли проигравшие всё «опытные политики», которые решили обвинить народ, по сути жертву, в том, что их репрессируют. Такую подмену понятий и манипуляцию не смогли бы придумать кремлёвские политтехнологи, такую глупость могут выдавать только озлобленные люди, обнаружившие себя с рекордно низкой поддержкой граждан собственной страны. И которые больше не в состоянии критически оценивать не только себя, но и реальность.
Хочется лишь верить, что когда они обвиняют жертву в том, что она сама виновата в репрессиях, они за закрытыми дверьми не радуются, мол, так этой жертве и надо.