Конспект урока по литературному чтению для 4 класса на тему: «Детство». Толстой
Цель:
продолжить
знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; познакомить с главой из
автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество», «Юность»; развивать речь учащихся;
воспитывать любовь к матери.
Задачи: обучающие: познакомить развивающие: развивать воспитательные: воспитывать |
Ход урока.
1.
Организационный момент
Доброе
утро (руки в стороны)
Улыбнись
скорее (повороты туловища влево-вправо, руки на поясе)
И
тогда весь день будет веселее.
Я
поглажу лобик, носик, щёчки (поглаживают)
Будем
мы красивыми, как в саду цветочки (поворот головы влево-вправо)
Разотрём
ладошки сильнее-сильнее (трут)
А
потом похлопаем дружнее-дружнее (хлопают)
Ушки
мы теперь потрём и здоровье сбережём (трут ушки)
Улыбнулись
снова
Будьте
все здоровы! (руки в стороны)
Молодцы
садитесь.
Звенит
звонок,
Зовёт
нас на урок.
Урок
сейчас пойдёт,
В
мир знаний поведёт.
— Доброе
утро, ребята! А чтобы наше утро было действительно добрым, подарите свою улыбку
учителю, друг другу и, закрыв глазки, себе. Настройтесь на новые открытия!
Здравствуйте, дорогие мои мыслители. Приглашаю вас на урок
литературного чтения. Улыбнитесь друг другу, улыбка – хороший настрой на
работу.
— Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Пусть нам всем пойдёт он впрок.
Тихо сядут девочки, мальчики.
Не смотря на пасмурный осенний денёк, наше солнышко (на
доске) приветствует вас, дарит вам свои тёплые лучики и желает всем
хорошего настроения и плодотворной работы.
— Напомните главное правило на уроке литературного чтения:
внимательно слушай учителя и своих товарищей,
не перебивай других, уважай их мнение!
Работа
со скороговоркой:
На
окошке крошку – мошку
Ловко ловит лапой кошка.
—
О ком говорится в скороговорке?
— Что делает кошка?
— Почему мошку называют крошкой?
-Все
расселись по местам? Никому не тесно?
По
секрету скажу вам: «Будет интересно!”
-Мне
очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности и творчества. Вы
готовы меня слушать и слышать?
—
Новый день приносит всегда что-то новое, интересное. Я надеюсь, что сегодня на
уроке вы тоже получите новые знания. Новые знания мы будем складывать в
портфель знаний и в конце урока посмотрим, каким он станет.
—
Сегодня на уроке нас ждет важная работа, с которой мы обязательно должны
справиться. Девизом работы предлагаю взять пословицу: «Миром и горы сдвинем». —
Как вы понимаете эти слова?
2.
Речевая разминка.
—
Ребята, вспомним главное правило.
Дети:
Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим!
•
Работа по развитию дыхания и голоса.
«Задуйте
свечу» (три свечи, много маленьких свечей на именинном торте).
—
Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую
свечу. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями. А теперь задуйте,
сколько вам лет.
Артикуляционная
гимнастика
Ы
А О У Э И
—
Добавим эмоции (испуганно, больше испугались, удивлённо, разочарованно,
задумчиво, улыбнитесь)
—
Для выразительного чтения, нужно уметь правильно ставить логическое ударение.
Прочитайте предложение, выделяя голосом выделенное слово.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
Я
люблю читать книги.
и
певуньей.
1.
Какие события описывает Л. Н. Толстой? Перечисли.
Толстой описывает
события своего детства. Он вспоминает свои взаимоотношения с мамой, ее
голос, как мать укладывала его спать, предметы быта, его окружающие, мысли и
чувства, которые он испытывал при этом.
2.
Что ты думаешь о характере Николеньки? Какой он?
Николенька — добрый и
нежный мальчик. Он искренне любит свою маму, беспокоится о ней,
плачет от одной мысли ее потерять. «Ах, милая, милая мамаша, как я
тебя люблю» Эта повесть автобиографична. Мама Толстого рано ушла из жизни,
и воспоминания — это все, что у него было. Писатель поделился с нами самым
сокровенным.
3.
Ты прочитал начало интересной повести. Найди в библиотеке и прочитай
произведение до конца. Ты поймёшь, насколько интересно и увлекательно
самостоятельно читать произведения.
Читаем.
Проверка
домашнего задания.
Учитель:
Но сначала проверим домашнее задание.
-Что
вам было задано на дом?
1)
выборочное чтение
·
Найдите и прочитайте какой «урок жизни» Л.Н.Толстой дал своему
внуку, когда занимался чтением с ним и другими ребятами.
·
Какой «урок» получил внук Толстого, когда
приехал из Москвы в Ясную Поляну сразу после школьных
экзаменов?
·
Какой «урок» Л.Н.Толстой дал в отношении спорта и в отношении к
труду?
·
О каких «уроках жизни» ещё вспоминает внук Толстого?
2)
пересказ отрывка
-Расскажите
мне случай, из которого внук понял, что не нужно быть назойливым, что у
старших есть важные дела, и ребята не должны им мешать.
3)
беседа по прочитанному
-Кому
могут пригодиться эти «уроки»?
-В
каком веке жил Л.Н.Толстой?
-В
каком веке живём мы с вами?
-Может
быть эти уроки нам уже и не пригодятся?
4)
итог по домашнему заданию
3. Вводная
беседа.
Учитель: Скажите, а где родился Л.Н.
Толстой и прожил большую часть своей жизни?
-Верно.
Это поместье Толстой получил в наследство. Оно находится в 14 км от Тулы,
ныне это государственный музей-заповедник.
-В
Ясной Поляне Толстой прожил более шестидесяти лет, был
свидетелем и участником многих исторических событий. В Ясной Поляне им
были задуманы и написаны многие произведения.
-А
какие произведения Л.Н. Толстого вы читали?
-Все
эти произведения были написаны Толстым в его усадьбе «Ясная поляна».
4.Рассказ
учителя.
— Художник
И.Е.Репин, который был близок к семье Толстых и подолгу жил в Ясной
Поляне, написал картину «Л.Н. Толстой в кабинете под сводами». Кабинет писателя
находился на верхнем этаже дома между маленькой гостиной и спальней
писателя.
Картину
Репин писал с натуры. На простой плохонькой железной вешалке висит верхняя
одежда, слева у стены укладка (деревянный сундучок). В углу пила
с рукояткой, обёрнутой тряпкой, пилой кто-то недавно работал. Тут
же в комнате коса. В другом углу — большая лопата.
За
небольшим столом, заваленным рукописями, примостившись с краю, на грубо
сколоченной скамье, сидит Лев Николаевич и торопливо, нервно пишет.
Вся композиция картины и положение, которое придал Репин фигуре Толстого,
как бы подчёркивают, что писатель только что присел, оторвавшись от другой
срочной работы: пилки дров, плотницкого дела, косьбы или кладки печей. Одет
Толстой в крестьянскую стариковскую рубаху. И.Е. Репин верно передал
торопливость, с которой Лев Николаевич пишет. Он торопится сказать людям о том,
что в настоящее время составляет для него весь смысл, всё содержание жизни.
Лев Николаевич очень любил свою семью,
детей. В усадьбе «Ясная Поляна» он устроил школу для крестьянских
детей. «Азбуку», по которой учились ребята, он написал сам, придумав много
занимательных рассказов для неё. Некоторые рассказы вы сегодня вспомнили.
Книги великого русского писателя уже более
100 лет с интересом читают люди на всей Земле. Толстой писал свои произведения
для взрослых, но у него много рассказов, сказок и басен для детей.
Совсем недавно вышло последнее собрание
сочинений в двадцати томах. В этом издании собраны все
произведения великого русского писателя.
5. Работа
над темой урока.
Учитель: Сегодня мы
прочитаем главу из автобиографической трилогии «Детство», «Отрочество»,
«Юность».
-Трилогия — это три произведения одного
автора, где второе и третье являются продолжением первого.
Обратите внимание, что описывая
свою жизнь, Лев Николаевич сделал героем произведения
Николеньку
Иртеньева, т. е. он называет себя в
произведении Николенькой.
6. Подготовка
к восприятию текста. Словарная работа.
Учитель: В тексте вам встретятся вот такие слова. Как вы понимаете их
значение?
Лелеять (нежить,
заботливо ухаживать за кем, чем-нибудь).
Наслаждение (высшая
степень удовольствия).
Добродетели (положительное,
нравственное качество, высокая нравственность).
Умиление (нежное
чувство, возбуждаемое чем-нибудь трогательным).
7. Первичное
чтение текста с постановкой проблемного вопроса.
— Почему
взрослому писателю так дороги эти детские воспоминания?
8.
Проверка восприятия по проблемному вопросу.
9.
Повторное чтение текста по частям с анализом.
1 часть.
-Какое
событие описывает Л.Н.Толстой?
-Кто
являются действующими лицами?
-Как
вы думаете, что здесь важнее — описание событий или переживаний мальчика?
2 часть.
·
Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми
сокровенными переживаниями?
·
Что вы можете сказать о характере Николеньки?
·
О каких двух добродетелях, присущих юному герою, с сожалением
вспоминает Л.Н. Толстой?
Учитель: Николенька был таким же ребёнком,
как и вы. Считал, что взрослые должны его любить, лелеять, но сам не всегда
относился к ним внимательно. Он вспоминает своего домашнего учителя Карла
Иваныча, которому очень часто грубил, не хотел заниматься. Но
потом он раскаялся и в своих молитвах желал ему счастья. Умейте и
вы попросить прощения, если кого-то обидели.
10. Творческая
работа.
Учитель: Вы сказали, что писатель делится
с нами самыми сокровенными переживаниями. А с кем вы можете поделиться
такими тайными переживаниями? (с мамой)
— Для
каждого из нас мама — самый дорогой и любимый человек. И не зря, наверное, в
народе говорят, что:
При
солнышке тепло, а при матери добро.
Нет
друга лучше, чем родная матушка.
Птица
рада весне, а младенец — матери.
Я очень хочу, чтобы вы любили своих мам и
старались делать всё так, чтобы они всегда улыбались. Берегите своих мам!
Расул Гамзатов написал стихотворение, которое так и называется «Берегите
матерей». Послушайте его.
Чтение стихотворения уч-ся.
Берегите матерей.
Разбежались
по воде круги…
Слышу:
через крышу, через стёкла
Молят
капли- Маму береги!
Слышу:
листья шепчут за стеною:
-Мама,
это — дерево родное!
Голосом
отца твердит земля:
— Мать—
весь мир, и рощи, и поля.
Яростно
бушует непогода.
В
чёрном небе не видать ни зги…
Грохот
грома — голос твой, природа,
-Просит
каждый час любого года!
— Душу
мира — маму береги.
11.
Итог урока.
12.
Домашнее задание.
— Составьте
рассказ о своём детстве.
Если вы не слышали произведении Л.Н. Толстого «Свечка», то неудивительно, ведь оно мало кому известно. Оно учит простой люд соблюдать нравственные принципы.
История создания «Свечки»
После того как Лев Николаевич своими глазами увидел нищету, необразованность, то есть весь ужас простой жизни крестьян, он решил что нужно написать для них поучающие, доступные для низших слоев рассказы. Таким образом в 1855 году на свет появился рассказ «Свечка». Основа данного произведения – личные взгляды Толстого, а также мотивы божественного наказания.
Жанр и направление произведения
Данное произведение своим смыслом напоминает притчу, чем рассказ. Направление – реализм. Почему реализм? Толстой в своем творении описывает крестьянскую жизнь, ее быт, их рабочие процессы, так как описанные события похожи на действительность, то поэтому можно сделать вывод, что это рассказ в стиле реализма.
Композиция и главный конфликт
В «Свечке» два разных во мнениях героя Василий Минаев и Петр Михеев. У первого приказчик забрал жену и взял ее к себе в кухарки, да и в принципе относился жестоко к Минаеву, а Михеев «смирный» крестьянин. Приказчик в рассказе олицетворяет зло, самая главная многих разладов между людьми, но также он объединил народ своими действиями, вызвал всеобщее возмущение.
От самого малого, от особой жестокости приказчика, сцены со свечкой до кульминационного момента, который является смертью Михаила Семенычев. Лев Николаевич показывает чувства, преследовавшие крестьян. Это видно по тому, как он использует прием контраста, сопоставив спокойствие Петра Михеева и приказчика, который болезненно осознал свое самодурство. Эти две ситуации совершенно непохожи друг на друга, что и вызывает контраст.
Почему название — «Свечка»?
Автор представил в произведении свечу как олицетворение спокойствия, стойкости и запрятал в нее образ Петра Михеева. Во время церковного праздника Петр работал, что не сказать о других, но даже в этом он остается смиренным. Об этом говорят слова Михаила о незатухающей свечке, и о Петре, который выполнял волю главного, несмотря на праздничный день. Именно это послужило поводом для осознания своей жестокости и своего своенравия.
Основная мысль «Свечки»
Писатель хочет до нас донести, что главное слушать свое сердце, не совершать грешных поступков, прожить жизнь, принося добро и пользу людям. Все это он показывает на примере главных героев.
Приказчик должен был получить кару за свое возвышенное поведение, такое как жестокость и своенравие, конечно, расплата должна была прийти от мужиков, которые уже создали план действий для наказания, но божественное наказание пришло раньше и разрешило всю ситуацию. Именно такой трагический финал предсказал эпиграф: «Вы слышали, что сказано: око за око, и зуб за зуб. А я говорю вам: не противься злому».
Особенности главных героев
Как выяснилось раньше, основные герои произведения однозначно разные по своему характеру крестьяне – Петр Михеев и Василий Минаев и приказчик самодур – Михаил Семеныч, который является сторонним злом в «Свечке». Вокруг его поведения разгораются множественные распри. Начнем с простых мужиков:
- Петр Михеев – немаловажный герой данного произведения. Рабочий мужик, крестьянин. Через его реплики Лев Николаевич обозначает свое мнение, которое сводится к тому, что наказание или поощрение человек дает Бог.
- Василий Минаев – важный герой этого творения, также как Петр, мужик в господском имении, но совершенно иной по характеру. Автор говорит о его настрое, что он был самым злым среди мужиков. Слова Василия дают понять, что именно он предложил расправу с приказчиком. Его слова очень заметно отличаются от слов Михеева. Первый считал убить Михаила грехом, но Василий считает иначе, что не совершив его убийство будет являться грехом.
- Михаил Семеныч – главное зло «Свечки», автор описывает его как человека семейного, но уж больно «завидлив он был», поэтому и «завяз в грехе». Приказывал мужикам работать без продуху напролет, в праздники и выходные, зная о ненависти мужиков к нему, не собирался ничего менять. Но поведение Петра Михеева помогло Михаилу осознать свою неправоту, что сподвигло его извиниться перед своими крестьянами, но увы, судьба решила по-другому.
Темы в рассказе Л.Н. Толстого
Темы затронутые в данном произведении Л.Н. Толстого будут также многим интересны и читателям наших лет, мне кажется, даже в будущем эти темы не утратят своего значения: роль Бога в судьбе людей, тема жестокости власти, тема рока. Начнем с явно выраженной темы в рассказе «Свечка»:
1.Тема роли Бога в судьбе людей
Л.Н. Толстой главным вопросом в своем произведении свел два мнения к божественному рассуждению. Петр, как олицетворение спокойствия и смирения, утверждал, что Бог всех рассудит сам, что не надо вмешиваться в дела божьи. Василий же считал, что дело решиться, только когда прольется кровь, что грехом будет не наказать Михаила, и в дальнейшем позволить ему нанести еще больший вред. Смерть приказчика разрешила главный вопрос, который возникает при прочтении рассказа: «Будет ли наказуемым грех человека или нет?». Вывод таков: Богом или распоряжением судьбы, но зло, а особенно грех будет всегда наказан.2.Тема жестокости власти
Самое главное проявление жестокости – Михаил Семеныч. Приказчик, явно превышавший дозволенные ему полномочия, пользуясь безысходностью и страхом своих крестьян, заставлял трудиться их днями и ночами. Жестокость власти прослеживается и в высших должностях, чем приказчик. Пример несправедливого отношения к крестьянам виден по отношению к ним помещика, когда те пошли доложить на Михаила Семеныча в Москву, но тот ничем не помог мужикам.3.Тема рока
Судьба Михаила Семеныча раскрывает рок в произведении. Он получает сопротивление своей воле от своих крестьян. Четко видно, что избежать решения судьбы невозможно. Правило судьбы: плохое наказывать злом, а хорошее добром. Мужики распланировали месть для приказчика, но не сумели осуществить их план, жизнь уже наказала приказчика за его несправедливость.Проблематика «Свечки» Л.Н. Толстого
Главная проблема будет сразу видна каждому после прочтения рассказа – проблема мести. Толстой профессионально подал нам эту проблему, представив эту проблему со стороны зла и добра. Так как Л.Н. Толстой был человеком верующим, он высказал свое мнение со стороны добра, то есть через слова Петра Михеева, который говорил, что убийство противоречит законам Бога, что лучше не вмешиваться в его законы, конечно, финал рассказа доказывает позицию Петра и превосходства Бога.
Чему же учит рассказ?
По-моему, автор преследовал цель, показать нам неверность мышления со стороны двух мышлений, как приказчика, так крестьян. Произведение учит не решать судьбу человека самим, что правосудие будет вершить Господь.
Критика
Можно сказать, что рассказ основан на реальных событиях, потому что Толстой написал его по мотиву однажды услышанной им истории. В.Г. Чертков посоветовал именно данный финал «Свечки». «Свечка» имеет две разные редакции, потому что изначальный финал считался неприемлемым. В «Книжках недели» в 1886 впервые был опубликован рассказ, а затем на страницах журнала «Посредник».
Анализ произведений
Л.Н. Толстой «Свечка» — анализ произведения
Поделиться