Слушать рассказ детство горький

: у мальчика умирает отец. вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. мать выходит замуж, и

: У мальчика умирает отец. Вместе с матерью он переезжает в дом жестокого и жадного деда. Мать выходит замуж, и мальчика растит бабушка. Когда мать умирает, дед отправляет мальчика «в люди».

Действие происходит в 1913 году, в Нижнем Новгороде. В оригинале повествование ведётся от первого лица. Названия глав — условные.

Глава 1. Смерть отца, переезд в Нижний Новгород, знакомство с дедом

Первое воспоминание Алёши — смерть отца.

Слушать рассказ детство горькийАлёша Пешков — рассказчик (в персо­наже угады­ва­ется сам Горький), мальчик лет девяти, послушный, впечат­ли­тельный, любит маму и бабушку.

Он не понимал, что отца больше нет, но ему запомнился плач Варвары.

Слушать рассказ детство горькийВарвара — мама Алёши, вдова, ещё молода и красива, с сильным харак­тером, непо­корная.

Помочь с похоронами и сильно заболевшим Алёшей приехала бабушка Акулина.

Слушать рассказ детство горькийАкулина Ивановна Каширина — бабушка Алёши, крупная, полная, боль­ше­го­ловая, с огром­ными глазами, рыхлым носом и длин­ными чёрными густыми воло­сами, очень добрая, мудрая и сильная, знает много сказок.

В день смерти мужа у Варвары начались преждевременные роды, ребёнок родился слабым. После похорон бабушка забрала Алёшу, Варвару и новорож­дённого в Нижний Новгород. В дороге, на пароходе, малыш умер.

В Нижнем их встречал дед Алёши, Василий Каширин, два его сына — родные дядья Алёши — и их дети.

Слушать рассказ детство горькийВасилий Васильевич Каширин — дед Алёши, маленький, сухонький, с рыжей бородкой, птичьим носом и зелё­ными глаз­ками, хозяин красильной мастер­ской, небедный, но очень скупой, злой и властный, никого не любит.

Дед мальчику не понравился, он «сразу почувствовал в нём врага».

Глава 2. Недружная семья деда Каширина

Дед жил в большом доме, в нижнем этаже которого была красильная мастерская. Семья жила недружно. Варвара вышла замуж без благословения, и теперь дядья требовали у деда её приданое. Периодически дядья дрались.

Дом деда был наполнен горячим туманом взаимной вражды всех со всеми.

Приезд Алёши с матерью только усилил эту вражду. Мальчику, выросшему в дружной семье, было очень тяжело.

По субботам дед сёк внуков, провинившихся за неделю. Алёшу он тоже наказал. Мальчик сопротивлялся, и дед засёк его до полусмерти. Когда Алёша отлёживался в постели, дед пришёл мириться. Мальчик понял, что дед «не злой и не страшен», но простить его не мог.

Иван-Цыганок, державший Алёшу во время порки, поразил мальчика тем, что подставлял руку под розги, и часть ударов досталась ему.

Слушать рассказ детство горькийИван-Цыганок — подкидыш, воспи­танный в доме Каши­риных, 17 лет, весёлый, добрый и наивный, отзыв­чивый, рабо­тящий, всегда готов помочь.

Глава 3. Иван-Цыганок

Алёша очень подружился с Иваном. Парень был подкидышем: бабушка нашла его зимой возле своего дома и воспитала. Он обещал стать хорошим мастером, и дядья часто ссорились из-за него: после раздела каждый хотел взять Цыганка себе.

По пятницам Ивана отправляли на рынок за продуктами, и он тратил меньше, а привозил больше, чем следовало. Оказалось, он приворовывал, чтобы порадовать скупого деда. Бабушка ругалась — она боялась, что парня схватит полиция.

Во дворе у деда лежал тяжёлый дубовый крест. Один из сыновей Кашириных дал обет отнести его на могилу жены, которую сам же туда и свёл. Цыганок нёс комель креста. Парень надорвался и умер от кровотечения.

Глава 4. Бабушка Акулина

Прошло время. В доме жилось всё хуже. Алёшу спасали только бабушкины сказки. Бабушка не боялась никого, кроме тараканов. Однажды вечером загорелась мастерская, от неё — конюшня. Рискуя жизнью, бабушка вывела оттуда жеребца и сильно обожгла руки.

Глава 5. Переезд в новый дом

«К весне дядьки разделились», а дед купил большой дом с кабаком на первом этаже и начал сдавать комнаты. Вокруг дома рос густой запущенный сад. Бабушка с внуком поселилась в уютной комнате на чердаке.

Все соседи обращались к Акулине за советом — она знала множество рецептов лекарств из трав. Родом бабушка была с Волги. Её мать «обидел» барин, девушка выбросилась из окна и осталась калекой. С детства Акулина ходила «по людям», просила милостыню. Потом её мать, искусная кружевница, выучила дочь своему ремеслу, а когда об Акулине слава пошла, и дед появился. Дед, пребывая в хорошем настроении, тоже рассказывал Алёше о своём детстве и о матери — злой калашнице.

Вскоре дед начал учить Алёшу грамоте по церковным книгам. Мальчик оказался способным и быстро научился читать. На улицу Алёшу отпускали редко — местные мальчишки постоянно избивали его.

Глава 6. Новые скандалы

Вскоре Алёшина спокойная жизнь кончилась. Каждый вечер к ним начал приходить один из дядьёв и учинять скандалы, на радость всей улицы. Он требовал у деда Варварино приданое, но старик не сдавался.

Глава 7. Вера бабушки и деда

Бабушка Акулина молилась богу жарко и радостно. Её вера была светлой, а бог — добрым и не страшным.

Дед тоже был верующим, но его бог был жесток, мстителен и вызывал у Алёши «страх и неприязнь».

Он не любил никого, следил за всем строгим оком, он, прежде всего, искал и видел в человеке дурное, злое, грешное. Было ясно, что он не верит человеку, всегда ждёт покаяния и любит наказывать

Глава 8. Ещё один переезд, безработный Хорошее Дело

В конце зимы дед неожиданно продал дом и купил другой. Слева от нового дома жил полковник Овсянников, а справа — семейство Бетленга.

Дом был набит интересными людьми. Особенно заинтересовал Алёшу Хорошее Дело.

Слушать рассказ детство горькийХорошее Дело — безра­ботный нахлебник, добрый и безобидный, друг Алёши.

Его комната была заполнена странными вещами, и он постоянно что-то изобретал.

Мальчик подружился с Хорошим Делом. Тот научил его правильно излагать события, не повторяясь и отсекая всё лишнее. Бабушке и деду эта дружба не понравилась — они считали нахлебника колдуном. Хорошему Делу пришлось съехать.

Глава 9. Дети из дома Овсянниковых

Во дворе дома Овсянникова Алёша часто видел трёх мальчиков, играющих дружно и без ссор. Однажды, играя в прятки, младший мальчик упал в колодец. Алёша бросился на помощь и вместе со старшими детьми вытащил малыша.

Дети дружили, пока Алёша не попался на глаза полковнику. Пока он выставлял мальчика из дому, тот успел обозвать его «старым чёртом», за что был бит. С тех пор Алёша общался с Овсянниковыми-младшими только через дыру в заборе.

Глава 10. Возвращение матери

О матери, которая жила отдельно, Алёша вспоминал редко. Однажды зимой она вернулась, поселилась в комнате нахлебника и начала учить сына грамматике и арифметике. Дед ссорился с матерью, принуждал её к новому замужеству, но та отказывалась.

Русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.

Бабушка заступалась за дочь, и однажды дед жестоко её избил. Алёша отомстил деду, испортив его любимые святцы.

Мать подружилась с соседкой, женой военного, к которой часто приходили гости из дома Бетленгов. Дед тоже начал устраивать «вечера» и даже нашёл матери жениха — кривого и лысого часовщика. Варвара ему отказала.

Глава 11. Алёшина болезнь

Осмелившись пойти против воли деда, Варвара «сразу окрепла, туго выпрямилась и стала хозяйкой в доме». К ней в гости стали приходить братья Максимовы, знакомые Бетленгов.

После Святок Алёша заболел оспой. За ним ухаживала бабушка, рассказывала об отце. Максим Пешков был сыном солдата, «дослужившегося до офицеров и сосланного в Сибирь за жестокость с подчинёнными». В Сибири Максим и родился. Мать его умерла, и он долго скитался.

Попав в Нижний Новгород, Максим стал работать у столяра и вскоре сделался умелым красноде­ревщиком. Варвара вышла за него против воли деда — тот хотел выдать красавицу-дочь за дворянина.

Глава 12. Отчим

Вскоре Варвара вышла замуж за младшего Максимова, Евгения.

Слушать рассказ детство горькийЕвгений Максимов — отчим Алёши, высокий, тонко­ногий, блед­но­лицый, с узкими плечами и чёрной остренькой бородкой, высо­ко­мерный и жестокий.

Отчима Алёша сразу возненавидел. Бабушка от расстройства начала пить.

Осенью дед продал дом, заявил бабушке, что больше кормить её не будет, и «снял две тёмные комнатки в подвале старого дома». После переезда появились мать с отчимом и сказали, что дом их сгорел со всем скарбом, но дед знал, что отчим проигрался и приехал просить денег.

Мать с Максимовым сняли бедное жильё и взяли Алёшу к себе. Варвара была беременна, а отчим обманывал рабочих, скупая за полцены кредитные записки на продукты, которыми на заводе платили вместо денег.

Алёшу отдали в школу, где ему очень не нравилось. Дети смеялись над его бедной одеждой, а учителя не любили. Мальчик хулиганил и досаждал матери. Жизнь становилась всё тяжелее. Мама родила сына, который быстро умер. У отчима появилась любовница.

Вскоре Варвара снова забеременела. Однажды Алёша увидел, как отчим бьёт беременную жену ногой в грудь. Он бросился на Максимова с ножом. Варвара успела его оттолкнуть — нож только разрезал одежду и скользнул по рёбрам.

Глава 13. Смерть матери, дед отправляет Алёшу «в люди»

Алёша вернулся к деду. Скупой старик разделил хозяйство на две части, и даже чай они с бабушкой заваривали по очереди.

Чтобы заработать на хлеб, бабушка вышивала, плела кружева, а Алёша с компанией ребят собирал утиль, обирал пьяных, воровал дрова. Одноклассники знали, чем он занимается, и издевались ещё больше.

Когда Алёша перешёл в третий класс, к ним переехала тяжело заболевшая Варвара с новорождённым. Отчим снова куда-то исчез. Бабушка ушла в дом богатого купца вышивать покров, и с новорожденным возился дед, часто недокармливая его из жадности. Алёша тоже любил играть с братишкой. Мать умерла через несколько месяцев, так и не увидев мужа.

После похорон дед сказал, что кормить Алёшу не собирается, и отправил его «в люди».

Введение

Конспект урока будет удобен на уроке
литературы для 7 класса в феврале, здесь есть цель и задачи, все этапы урока
соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие,
актуализация опорных знаний, вызов, работа по новой теме, изучение нового, работа
со статьей в учебнике, физкультминутка, закрепление, автобиографический
характер повести, практическая работа, вопросы, обобщение, итог, домашнее  задание.

Конспект урока по литературе
для 7 класса на тему: Повесть М.Горького «Детство»

Цель: отработка термина
“автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ
ключевых сцен, эпизодов.

Задачи урока: Образовательная — отработка термина
“автобиографическая повесть”, работа с текстом и словом писателя, анализ
ключевых сцен, эпизодов.

Развивающая
— учить анализировать прочитанное, составлять вопросы , различные творческие
задания исследовательского характера.

Воспитательная
– привлечь внимание к теме детства, умению оставаться человеком в любой
жизненной ситуации, понимать других и себя.

Ход урока:

I.Организационный этап. Мотивация к
учебной деятельности
.

Учитель: —  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Будьте внимательны,

Послушны, наблюдательны.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— отчёт  дежурного;

— проверка  готовности  класса  к  уроку:

Я  рада  новой  встрече  с  вами,

Приятно  ваше  общество, друзья!

Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

Их  с  интересом  буду  слушать  я.

Мы  сегодня  снова  будем  читать,

Выводы  делать  и  рассуждать.

А  чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у ребят

Урок очень важный

А почему он важный –

Скажет каждый!

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

 
 — Сегодня мы познакомимся с творчеством Ивана Алексеевича Бунина,
выдающегося русского писателя, почётного академика императорской Академии наук
и лауреата Нобелевской премии, прожившего 34 года за границей, но продолжавшего
любить Россию, восхищаться её природой и удивляться загадочности русской
души. (Рассказ ученика о писателе)

— Тема нашего урока: «Смерть ради жизни».

III.
Вызов
.


Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке? (О войне; о смерти.)


Как вы понимаете выражение «смерть ради жизни»? (смерть помогла кому-то
выжить)


 А можно ли погибнуть в мирное время? Приведите примеры.


Посмотрите на название рассказа, который мы будем изучать. (слайд на
экран «Лапти»)


 Как вы думаете, будет связана тема урока с названием рассказа?

Постановка цели урока (сначала учениками, затем
учителем)

Цель:
проанализировать рассказ и подумать над выражением «смерть ради жизни».


Весь рассказ мы читать сразу  не будем. А будем читать с остановками.

III. Работа по новой
теме.

Повесть «Детство» написана в 1913 году и
принадлежит к числу автобиографических произведений писателя. Вся трилогия
Максима Горького («Детство», «В людях», «Мои университеты») знакомит нас со
«свинцовыми мерзостями дикой русской жизни». Горький не ограничивается только
показом «страшной обстановки», но с большой художественной силой выражает свою
веру в русский народ, глубокую надежду на светлую, радостную жизнь.

В повести «Детство» проходит перед нами
«густая, пестрая, невыразимо странная жизнь», и именно на показе этой жизни
необходимо остановиться в 7 классе общеобразовательной школы, чтобы учащиеся
смогли, с одной стороны, увидеть параллели с сегодняшним днем и оценить
события, давно прошедшие и происходящие, с другой стороны, осознать, что и из
«свинцовых мерзостей» можно вылезти, добиться своего и достигнуть многого в
жизни.

— Как вы думаете, почему адаптированный
вариант повести Максима Горького «Детство» в вашем учебнике начинается с образа
бабушки — главного героя? Что этим хотел подчеркнуть автор учебника?

— Как звали бабушку Алеши? Почему в самом
начале повести не дается ее имя?

— Какой предстает перед читателем бабушка
Алеши? Расскажите о ней.

— Что вспоминает герой-рассказчик о своей
матери? Почему мальчик не может понять ее настроение на пароходе, полагая, что она
переживает смерть мужа? Почему матери не хотелось возвращаться домой, в дом
своего отца?

— Найдите в тексте слова, характеризующие
общее состояние и настроение матери Алеши.

— Какое впечатление произвели на Алешу его
близкие родственники? Почему?

— Каким предстает перед ребенком его новый
дом? Опишите дом и двор деда Каширина.Физминутка

Потягушки

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

Автобиографический
характер повести.
Изображение «свинцовых мерзостей жизни»

Вступительная беседа:

— Вспомните, какие произведения называются автобиографическими.

— Какие черты характерны для них? (

См. урок 32.)

— Понравилась ли вам повесть «Детство»? Чем?

— Почему автор назвал её «Детство», хотя предполагал назвать «Бабушка»?

Групповая работа:

Группа 1.

Прочитайте выразительно фрагмент 

главы I с
начала
 до слов «Мать хмуро улыбалась».

Перескажите кратко главу I до конца.

Найдите портреты бабушки, матери, деда и других членов семьи.

Какие детали портретов говорят о характере этих людей?

Почему бабушка стала для Алёши самым «дорогим человеком»?

Почему Алёше «и взрослые и дети — все не понравились»?

Найдите в главе I пейзажи: картину Волги с парохода, описание дома деда.

С каким чувством автор описывает каждую из картин?

Группа 2.
Прочитайте выразительно фрагмент 

главы II с начала до слов «…в слободе
Кунавине».

Перескажите от третьего лица фрагмент главы II дальше до слов «Нет,
нисколечко».

Почему была «обильна жестокостью тёмная жизнь „неумного племени“»?

Ответ на вопрос 3 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

Какие детали портрета деда выделяет автор?

Почему в семье Кашириных жестоко наказывали детей? Почему об этом вспоминает М.
Горький?

Группа 3.
Прочитайте по ролям фрагмент 

главы II со слов «Шумную историю с напёрстком я знал» до
слов «…надорвало моё отношение к матери».

Перескажите фрагмент главы II от третьего лица дальше до слов «…в углу пред
киотом со множеством икон».

Какое чувство вызывает история с напёрстком?

Какие черты характера героев она выявляет?

Сравните портреты Саши Яковова и Саши Михайлова.

Что в этих описаниях говорит о наблюдательности Алёши?

Был ли он виноват в истории со скатертью? Обоснуйте свой ответ.

Какое чувство вызывает сцена порки Саши и Алёши: жалость, протест, негодование,
смирение и др.?

Группа 4.
«Дни нездоровья были для меня большими днями жизни»: как понять эти слова?

Прочитайте по ролям фрагмент 

главы II со слов «Как-то вдруг, точно с потолка спрыгнув, явился дедушка» до
слов «…но и забыть об этом я не мог».

С какой стороны Алёша увидел деда в разговоре

с ним? Перескажите главу II до конца от третьего лица.

Какие советы и почему давал Алёше Цыганок?

Какое чувство вызывают у читателя нравы семьи Кашириных?

Практическая работа.
Составление плана сравнительной характеристики бабушки и деда.

Заполнение цитатной таблицы:

ТАБЛИЦА
План сравнительной характеристики бабушки и деда

Основания
для сопоставленияс

Бабушка

Дед

Появление
героев в повести

Портретная
характеристика (детали портрета, динамика портрета)

Поступки
героев. Сюжетные ситуации, раскрывающие их внутреннюю сущность

Речь
героев, её особенности

Оценка
бабушки и деда Алёшей

Оценка
героев другими персонажами

Авторское
отношение к героям, способы его выражения

Читательские
оценки героев. Аргументация своего мнения

Работа с таблицей может быть продолжена дома и на следующем уроке.

И т о г о в ы й  в о п р о с:

Вопрос 5 из раздела учебника «Размышляем о прочитанном».

V.
Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в
начале урока?

— Выполнили эти задачи?

-О ком мы сегодня с вами говорили?

Домашняя работа

Для всего класса:—
составить план подробного рассказа о бабушке на основе уже прочитанных дома
глав повести:

1. Поведение бабушки на
корабле. Почему она нравилась многим людям?

2. Бабушка в доме мужа
— старика Каширина:

● отношение 
бабушки  к  деду;

● взаимоотношения 
с  детьми  и  внуками;

● взаимоотношения 
с  окружающими;

● поведение бабушки во
время жестоких сцен, которые  разыгрывались  в  доме  деда;

● бабушка  в 
праздничные  вечера.

3. Бабушка во время
молитвы и задушевной беседы.

4. Чем бабушка
привлекает Алешу?

— Перечитать главы I—V
повести М. Горького «Детство».

Ростовская область, 16 апреля 2021. DON24.RU. Донская столица подарила стране и миру немало известных людей. Информационное агентство «ДОН 24» решило рассказать о самых известных уроженцах Ростова-на-Дону.

Певрым в списке знаменитостей из донской столицы оказался легендарный нападающий Виктор Понедельник.

Слушать рассказ детство горькийФото: fc-rostov.ru

Он играл за обе ростовские команды: «Ростсельмаш» и СКА. В составе сборной СССР получил золотую (1960 год) и серебряную (1964 год) медали чемпионата Европы. Позже Виктор Понедельник стал тренером и занимался журналистикой. Он скончался в декабре 2020 года, а в начале 2021-го в Ростове решили назвать его именем стадион «Олимп-2». Сейчас на стадионе капитально ремонтируют западную трибуну.

Ростислав Плятт переехал в Москву с родителями в восемь лет.

Слушать рассказ детство горькийФото: Twitter

Но родной город артист помнил всегда, считал, что именно на донской земле началось его творческое становление. В Ростов он вернулся в 28 лет вместе с труппой Юрия Завадского – артисты должны были «поднимать культуру в регионе». А после отъезда Плятт часто возвращался на родину: в гости к друзьям или со спектаклями.

Родителей Евгении Глушенко беспокоила стеснительность дочери. Чтобы научить школьницу общаться и преодолевать застенчивость, ее в 10 лет отдали в драмкружок Дворца пионеров.

Слушать рассказ детство горькийФото: 24smi.org

Сцена увлекла Евгению, но робость никуда не делась. Девушка занималась в драмкружке до окончания школы, а потом из-за стеснительности решила поступить в педагогический. На помощь пришли преподаватели актерского мастерства, которые убедили Глушенко отправиться в Ростовское училище искусств на театральное отделение. А уже через год юная актриса вместе с друзьями поехала в Москву, где ее сразу приняли в училище им. Щепкина.

Семья певицы Ирины Аллегровой переехала из Ростова в Баку, когда будущей звезде было девять лет. Но она навсегда запомнила Ростов и свое детство, называет себя донской казачкой и гордится этим. 

Слушать рассказ детство горькийФото: manikyres.ru

Певица бывает на родине с гастролями. А власти Ростова пообещали спасти от разрушения дом, в котором она когда-то жила, – ныне это памятник архитектуры регионального значения «Доходный дом Александра Леванидова».

Музыкант и дирижер Юрий Башмет уехал из Ростова в пять лет – отец решил перевезти семью поближе к родственникам, во Львов. Но мальчик запомнил донскую столицу.

Слушать рассказ детство горькийФото: «Яндекс.Дзен»

«Это город, где я родился, сделал свои первые в жизни шаги. Отсюда – мои первые детские впечатления. И пусть я уехал из этого города в пять лет, я очень бережно храню все воспоминания, связанные с ним. Приезжать в город, где я родился, всегда невероятно трогательно, даже если нет концерта или фестиваля. А из-за чего? Ну как же! Это же навсегда! Это никак не поменяешь! Люди меняют страны или города, меняют семьи. Но поменять город, где ты родился, невозможно. Да и не нужно, совершенно не нужно», — приводит источник слова музыканта.

В Ростове регулярно проводят музыкальные фестивали Юрия Башмета.

Гордится своим ростовским происхождением и актер Сергей Жигунов.

Слушать рассказ детство горькийФото: anews.com

В 17 лет он уехал в столицу и поступил в училище им. Щукина, но был отчислен. Вернувшись на родину, актер играл в ТЮЗе, а через год смог восстановиться и закончить обучение В 2011 году Жигунов снял телесериал «Однажды в Ростове», в котором рассказывается о расстреле рабочих в Новочеркасске и банде братьев Толстопятовых.

Станислав Чекан родился в Ростове-на-Дону в 1922 году и счастливо жил до 15 лет.

Слушать рассказ детство горькийФото: m.fishki.net

Потом его отца арестовали как врага народа, мать уехала за ним в ссылку. Младшего брата отправили в детдом, а Станислава – в детскую трудовую колонию. Там он впервые стал участвовать в самодеятельности, а когда сбежал – вернулся в Ростов. После реабилитации отца в 1938 году семья воссоединилась, но счастье было недолгим – началась Великая Отечественная война. Пережив не один бой, получив ранение, Чекан в 1945 году стал актером Ростовского театра комедии, а позже перебрался в Москву.

До 11 лет жила в Ростове актриса Зинаида Шарко.

Слушать рассказ детство горькийФото: goodhouse.ru

Ее мать и бабушка были донскими казачками, а Зинаида себя такой не считала. И первая трагедия в жизни маленькой девочки случилась в донском городе. Ее одноклассник перед всеми товарищами обвинил Зину в воровстве. Это стало таким потрясением, что школьница несколько дней пролежала в бреду. Воспоминания о родине для Шарко остались теплыми, но всю жизнь немного горчили.

Георгий Мартиросьян  коренной ростовчанин.

Слушать рассказ детство горькийФото: kleo.ru

Он окончил Ростовское училище искусств, а после возвращения из армии служил в драмтеатре, а потом перешел в ТЮЗ, где стал ведущим актером. В Москву его перетянул Александр Абдулов.

«Ростов – мой любимый город, такой солнечный, теплый и уютный весной, летом, ранней осенью. А поскольку солнце определяет очень многое в этой жизни, то и ростовчане, в большинстве своем, люди теплые, яркие в проявлениях, отзывчивые, по первому зову идущие навстречу. Говорят: одессит – это отдельная национальность. То же самое можно сказать и о ростовчанах», – цитирует сайт слова Мартиросьяна о Ростове.

Телеведущий, журналист и музыкант Иван Кононов родился и вырос в Ростове, но учиться отправился в Москву. Он добился успеха в столице, работал на федеральных телеканалах и получал награды. Но всегда помнил о родине.

Слушать рассказ детство горькийФото: «Яндекс.Дзен»

В 1988 году Кононов написал сборник песен о Ростове, среди которых «Левый берег Дона», «В Нахичевани», «Речка Темерничка». В 2008 году он выпустил диск песен в авторском исполнении «Мой город – Ростов-на-Дону», а позже снялся в фильме «Ростов-папа» и написал мюзикл «Левбердон».

Режиссер и телеведущий Кирилл Серебренников поставил свой первый спектакль, будучи еще школьником. Окончив школу с золотой медалью, он поступил на физический факультет РГУ, но продолжал заниматься режиссурой.

Слушать рассказ детство горькийФото: ruskino.ru

Позже Серебренников ставил спектакли во всех ростовских театрах, а затем стал заниматься и кинематографом. В Москву он попал по приглашению актрисы Аллы Демидовой – ростовчанину предстояло снять композиции по рассказам Ивана Бунина «Темные аллеи» для федерального телеканала.

Творчеством Серебренников занимался, даже находясь под домашним арестом. Весной этого года он объявил об уходе из «Гоголь-центра», где был художественным руководителем с 2013 года.

Телеведущий и журналист Владислав Завьялов счастливо жил в Ростове до развода родителей.

Слушать рассказ детство горькийФото: скриншот YouTube

Потом мать забрала его с собой в Киев. Через несколько лет Владислав вернулся в родной город. С красным дипломом он окончил инженерно-строительный институт, но с юности мечтал о карьере телеведущего. Его мечтам было суждено исполниться: Владислав поработал телеведущим, шеф-редактором и вел ночную передачу на радио. В 35 лет Завьялов перебрался в Москву, где и стал известным телеведущим.

Ростовчанин Дмитрий Дибров работал на пяти федеральных телеканалах.

Слушать рассказ детство горькийФото: woman.rambler.ru

Он родился и вырос в донской столице, здесь начал свою карьеру, а позже — вернулся за суженой. Сейчас Дмитрий и Полина Дибровы воспитывают троих сыновей, а известный телеведущий успевает не только продолжать движение по карьерной лестнице, но и писать книги. На днях он анонсировал выход своего произведения «Раб лампы».

Актриса Ирина Безрукова после школы поступила в Ростовское училище искусств и к окончанию учебы сыграла более чем в 250 спектаклях.

Слушать рассказ детство горькийФото: kino-teatr.ru

Помимо актерской карьеры, Безрукова находит время для работы телеведущей и участвует в телешоу. Она снималась в игре «Форт Боярд», участвовала в проекте «Танцы со звездами», провела пять недель на острове во время съемок «Последнего героя». В марте этого года Безрукова побывала на программе «Смак» Андрея Макаревича, где поделилась со зрителями донским рецептом приготовления раков.

Елена Прудникова со школы занималась в Театральной студии Ростовского дворца пионеров. А после окончания Школы-студии МХАТа два года служила в Ростовском театре драмы им. Горького.

Слушать рассказ детство горькийФото: ruskino.ru

Перебравшись в Москву, актриса продолжила карьеру актрисы театра, а позже начала сниматься в кино. Прудникова сыграла более чем в 30 фильмах, сериалах и телеспектаклях, среди которых «Два капитана», «Берега», «Право на защиту». Фильм «Жила-была одна баба», сопродюсером которого была Прудникова, получил премию «Ника» в номинации «Лучший игровой фильм».

Единственный российский актер, ставший обладателем приза Каннского кинофестиваля за лучшую мужскую роль, также родился в Ростове. Константин Лавроненко вырос в донской столице и с юных лет мечтал о кино.

Слушать рассказ детство горькийФото: «Кинопоиск»

Еще в школе он занимался в драмкружке, а первые уроки актерского мастерства получил от Галины Жигуновой –  матери Сергея Жигунова. Дебют Лавроненко в кинематографе состоялся в 1984 году, в мелодраме «Еще люблю, еще надеюсь», но главной роли пришлось ждать еще 20 лет. Известность, в том числе и за рубежом, Лавроненко получил после фильма Андрея Звягинцева «Возвращение», а приз Каннского фестиваля – за роль в ленте «Изгнание» этого же режиссера.

Российская телеведущая и фотомодель, блогер, посол чемпионата мира по футболу 2018 года Виктория Лопырева училась не только в общеобразовательной школе, но и в музыкальной по классу фортепиано.

Слушать рассказ детство горькийФото: ru24.net

Будущая звезда успешно окончила РГЭУ (РИНХ), победила в нескольких конкурсах красоты и в 2003 году, после получения титула «Мисс Россия», переехала в Москву. Сейчас Лопырева большую часть года живет за границей и воспитывает сына Марка Лионеля. Также она соучредитель благотворительного фонда «Стирая границы», который помогает детям, пострадавшим в ходе военных конфликтов.

Известного музыканта Басту (Василия Вакуленко) в одну из ростовских музыкальных школ привела бабушка. Она сказала: «Ты сейчас мучаешься, внучок, играешь, а потом вырастешь, и тебе это пригодится». Свою первую группу Вакуленко собрал в 15 лет.

Слушать рассказ детство горькийФото: ampravda.ru

Сейчас Баста не только выступает с концертами в России и за рубежом. Он не раз был наставником на телешоу «Голос» и «Голос. Дети», записал много саундтреков к известным фильмам («Жара», «Выкрутасы», «Высоцкий. Спасибо, что живой» и др., воспитывает двух дочерей и часто приезжает на родину. Кроме того, Василий Вакуленко стал владельцем ростовского футбольного клуба СКА.

«Я горжусь, что я ростовчанин и до сих пор прописан там, где я родился и жил. Я настоящий фанат и поклонник своего города», – сказал Баста в программе «101 вопрос взрослому».

«Детство» — автобиографическая повесть Максима Горького, впервые напечатана в 1913 году. Произведение рассказывает нам о ранних годах жизни мальчика Лексея, который после смерти отца едет вместе с матерью в ее родной город. Там и разворачиваются основные события. В новом месте ребенок знакомится с большим количеством родственников, переживает радостные и грустные моменты, пытается понять себя и окружающих, и все эти попытки образуют интересный и эмоциональный сюжет. Его детство нельзя назвать легким, но именно то, каким оно было, позволило герою сформировать правильное отношение к жизни и окружающим людям. Многомудрый Литрекон не устает рекомендовать прозу Горького к полному и безоговорочному прочтению, а пока представляет вам ее в сокращении.

Глава 1

Повествование ведется от лица мальчика по имени Алексей (Лексей, Олеша, Леня). Мальчик сидит в комнате, где его мать, Варвара, плачет над погибшим от холеры отцом Олеши, и разговаривает с бабушкой, Акулиной Ивановной, которую он видит первый раз в жизни. Он прячется за сундук, когда у матери начинаются роды и оттуда видит, как она, извиваясь и крича, рожает ему брата.

После похорон все месте они отправляются на пароходе из Астрахани в Нижний Новгород. Младенец погибает, его хоронят во время остановки в Саратове. Алексей проводит все время пути с бабушкой, которая рассказывает ему интересные сказки. В Нижнем их встречают родственники: Василий Васильевич — дед Лексея, Яков и Михайло — братья его матери, со своими женами и детьми. Мальчик сразу чувствует что-то нехорошее во всех этих людях.

Глава 2

Жизнь семьи наполнена атмосферой взаимной вражды. Дядя Михайло и дядя Яков требуют у своего отца раздела имущества и не могут решить, кто должен открыть мастерскую в городе, а кто — в слободе. Из-за этого в доме постоянно случаются ссоры. Ухудшают ситуацию и традиционные субботние порки. Всех, кто провинился за неделю, Василий Васильевич наказывает розгами.

Досталось и Алексею, он по глупости испортил ткань из мастерской, за что дед, войдя в кураж, очень сильно его выпорол. Мальчик несколько дней после этого лежит на животе, отходя от наказания, к нему по очереди приходят родственники, чаще всего бабушка. В конце приходит и дед, который долго сидит с ним и рассказывает истории, парень начинает лучше относится к деду. Последним приходит цыганок, один из жильцов дома, который подставлял руку под розгу, пытаясь облегчить Олеше наказание, учит парня хитрить во время порки.

Глава 3

Алексей понимает, что Цыганок занимает в доме особое место. Бабушка рассказывает историю, как он появился в доме. Много лет назад у Акулины и Василия Васильевича умер ребенок, и им к дому подбросили малыша. Они решили оставить его у себя.

Теперь же Ваня Цыганок выполнял в доме особые обязанности. Во время посиделок он поднимал всем настроение своими танцами, а раз в неделю его отправляли на рынок за провизией, причем каждый раз он привозил очень много, потому что любил воровать.

Неожиданно он погибает. Дядя Михайло обещал на своих плечах отнести на кладбище большой крест в годовщину смерти жены. Но один он этого сделать не мог. Цыганок был одним их тех, кто должен был помочь. Но только компания взяла крест, как Ваня оступился, а остальные крест и сбросили, так его и придавило. Последние минуты жизни он провел на полу кухни в доме, Алеша видит его в луже крови своими глазами.

Глава 4

Лексей вспоминает о том, как он любил слушать бабушкины молитвы по вечерам, потому что в них она рассказывала все, что произошло в доме за день. Также бабушка рассказывает ему о боге, о том, как он все знает и видит. Говорит и о том, что встречала ангелов и чертей.

В один из таких вечеров в мастерской у дома случается пожар, почти все разрушается. Маленького Лексея отправляют в дом спать, чтобы не мешал. Но спать он ложится, только когда пожар потушен, и все возвратились в дом. Однако нормально поспать так и не удается. Лексей просыпается от громкого воя, в доме опять начинается суматоха. Это рожает тятка Наталья, в итоге она умирает.

Глава 5

Лексей с бабушкой и дедушкой переехал в новый дом. На первом его этаже был кабак, на остальных жили квартиранты, себе дед взял большую комнату на последнем этаже, а мальчик и бабушка поселились на чердаке. Бабка была повитухой, разрешала семейные споры, давала бытовые советы. Дед учил Лексея грамоте, дал ему букварь.

Олеша вспоминает о том, как просил деда рассказать ему что-нибудь. Старик нехотя соглашался, так как считал, что ему скоро «на суд божий», а псалтырь с внуком на всю жизнь останется. Дедушка никогда не рассказывал сказки, а лишь воспоминания из своей жизни. Нередко к этим беседам подключалась и бабушка, они вместе начинали вспоминать прошедшие годы и, углубляясь в воспоминания, иногда и о внуке забывали. Случалось, что речь заходила об их детях, тогда мужчина срывался, просил у бога ответа, почему таких плохих детей Господь послал им. Жена старалась его успокаивать, но получалось не всегда, однажды дед ударил супругу на глазах у внука. Лексей сразу почувствовал отвращение к этому человеку.

Глава 6

Однажды в дом врывается дядя Яков и говорит своему отцу, деду Олеши, что его брат Михаил напился и идет сюда, чтобы убить отца своего. Олешу отправляют на чердак следить, когда дядя Михайло подойдет к дому. Смотря на скучную улицу, мальчик начинает думать о маме, которая очень редко появляется в его жизни. Он думает, что, возможно, она живет у хороших разбойников, охраняет их добычу, которую они потом отдадут бедным. Вспоминает бабушкины сказки и представляет свою мать в роли главной героини этих историй.

Появляется дядя Михайло, но его выкидывают на улицу. После этого он начинает каждую неделю наведываться к дому родителей и устраивать погромы. Иногда приходит с помощниками, и они вместе вырывают в саду кусты и громят баню. Однажды он с помощью кола пытается сломать дверь в сени. Когда у него это получается, дед, хозяин кабака и его жена связывают его и уносят в сарай, но до этого он успевает сломать руку своей матери, которая хотела его остановить.

Глава 7

Олеша рассказывает, что думал, будто у бабушки и дедушки боги разные. Женщина всегда тихо молилась, ласково обращаясь к богу, он был близок ей, а сам Лексей чувствовал, что врать не может бабушке, потому что и ему соврет. Она учила, что бог все знает, все видит, всем добро воздает. Дедушка же наоборот и молился по-другому, громко, всегда одними словами, и бога приводил в пример наказания. Учил, что за каждый поступок плохой господь сурово накажет.

Также герой рассказывает, что постоянно дрался на улице с соседскими мальчишками. Они не любили его и всегда нападали кучкой, поэтому он постоянно приходил домой в синяках, но это не пугало его, каждый раз, услышав голос ребят этих, он мчался к ним. Однако улица в целом вызывала у него страх. Он часто видел мастера Григория, который совсем ослеп и ходил по улице со старушкой, которая просила для него подаяний. Олеше было стыдно перед Григорием, как и бабушке его, он спрашивал, почему дед не кормит своего мастера, женщина лишь отвечала, что бог накажет их за это. Так что в доме мальчику было лучше, но не покидало чувство, что он находится постоянно без чувств в какой-то темной яме.

Глава 8

Неожиданно дед Олеши покупает новый дом, куда они незамедлительно переезжают. В нем он знакомится с новыми постояльцами, одним из которых оказывается странный человек по прозвищу Хорошее дело. Мальчик днями на пролет наблюдает за ним в окно, пытаясь понять, зачем тот плавит медь, взвешивает разные вещества на весах и смешивает их. В доме к Хорошему делу все относятся отрицательно, бабушка Олеши считает его чернокнижником, а дедушка называет врагом Бога.

Однажды во время общего чаепития обычно молчаливый и незаметный Хорошее дело срывается и начинает эмоционально, плача, рассказывать что-то невнятное. Такое состояние вызвано рассказом бабушки о войне и скитальце. Все сконфужены, Олеше женщина говорит не общаться с этим соседом, но мальчик наоборот идет вслед за ним на улицу, вместе они долго молча сидят на пне и смотрят за происходящим вокруг. Так начинается их дружба. Олеша часто сидит в комнате хорошего дела и наблюдает за его работой, параллельно рассказывая все, что придет ему в голову. Ребенок видит в этом странном, немногословном постояльце что-то близкое, ему комфортно проводить время с этим соседом. Даже после побоев от дедушки он не прекращает ходить в комнату к Хорошему делу. Но однажды, зайдя к нему, Олеша обнаруживает друга собирающим вещи. Он сообщает, что его выгоняют, потому что комната нужна для мамы мальчика. Они оба расстроены, мужчина уезжает, а Лексей осознает, что так закончилась дружба с первым человеком из бесконечного ряда чужих людей в родной стране.

Глава 9

После отъезда Хорошего дела Олеша сдружился с дядей Петром, одним из жителей дома. Он рассказывал мальчику разные истории о том, как раньше жил у барыни. Часто спорил с дедом. Работал извозчиком.

На той улице, где жил Лексей, было несколько домов, но они достаточно отличались. Один всегда был ярким, там постоянно пели и танцевали, но вызывал интерес у него совсем другой, дом Овчинниковых. На его дворе всегда было спокойно, лишь иногда выбегали играть три похожих друг на друга мальчика, три брата. Лексей сначала наблюдал за ними через дырку в заборе, а потом и с ветки дерева, ожидая, что его тоже пригласят играть, но этого не случалось. Пока однажды он не увидел, как младший из братьев упал в колодец во время игры в прятки. Лексей сказал об этом другим мальчикам и помог спасти их брата. Так случилось их знакомство. В следующий раз, когда Олеша сидел на ветке дерева, мальчики позвали его к ним. Ребята сидели в амбаре и рассказывали друг другу о своей жизни, но тут явился папа мальчиков и выгнал Олешу, сказав больше не приходить. Это не остановило ребят, они стали тайно встречаться у забора, разделявшего участки их домов. Тем временем, с дядей Петром у Алеши началась война. Они делали друг другу разные пакости, Петр постоянно жаловался на Лексея деду, чтобы мальчика высекли.

Однажды во время уборки снега с дедушкой Лексей увидел зашедшего к ним милиционера. Мальчика отправили домой, но он успел увидеть, как дед огорчен тем, что сказал ему служитель правопорядка. Весь день в доме была тяжелая атмосфера, и тянулся он долго.

Вечером же к ним ворвалась соседка и позвала всех на улицу, там в яме был мертвый дядя Петр, он зарезался. Оказалось, что он со своим напарником, которого называли племянником Петра, грабил церкви.

Глава 10

Через некоторое время, вернувшись домой после ловли птиц, Лексей обнаруживает дома свою мать. Она предстает перед ним в красивом платье, вся ухоженная. Дед против того, чтобы Варвара вернулась домой, так как считает, что она его позорила, бабушка же наоборот, рада возвращению дочери и просит старика простить ее. В итоге Варвара остается у них и начинает обучать сына разным стихам. У Олеши плохо получается запоминать правильные строки, он постоянно коверкает слова, и с каждым новым занятием мать все более грустна. Плохой была и общая обстановка в доме, Варвара постоянно ругалась с отцом, и он срывался на Акулине Ивановне. Однажды он прямо при Лексее сильно избил ее руками и ногами по голове, мальчик начал думать, как отомстить деду. Как-то раз он успел украсть у деда любимые святцы и изрезал их. Дед был в ярости, но мать защитила Лексея.

В первые же дни после приезда Варвара подружилась с одной и квартиранток и постоянно по вечерам уходила к ней в другую часть дома. Дед выгнал всех постояльцев, сказал, что сам будет принимать гостей. Одним из них оказался часовых дел мастер. После нескольких вечеров, проведенных за чаем, дед однажды пришел домой и сказал Варваре идти замуж за этого мастера. Она наотрез отказалась, что вызвало очередную ссору. Но, к удивлению, Лексея, через час вся семья уже сидела за одним столом, и пила чай. Он понял, что вся ругань — скорее развлечение. «В бесконечных буднях и горе — праздники, пожар — забава». Так что семейные ссоры перестали трогать его сердце так, как раньше.

Глава 11

Ситуация в доме резко изменилась. Варвара окрепла, стала хозяйкой, а ее отце стал тихим и спокойным. Олешу вместе с братом Сашей, сыном дяди Михайло, отправили в училище. Неожиданно Лексей заболел оспой, лежал на чердаке, а приходила к нему лишь бабушка и кормила с ложки. Однажды из-за кошмара, вызванного болезнью, мальчик прыгнул в окно, да пролежал в сугробе достаточно долго, у него отнялись ноги. Три месяца он не владел ими и лежал на кровати, слушая рассказы бабушки. Однажды она рассказала ему и про отца Лексея.

Он к двадцати годам был хорошим мастером и работал в мастерской на улице, где находились дома Василия Васильевича. В один из дней, когда Акулина собирала вместе с дочерью ягоды, он пришел к ним во двор и стал просить у матери Варвары разрешения венчаться с ней. Оказалось, что они уже тайно поженились ранее. Акулина знала, что ее муж будет против, так как он хотел отдать дочь за барина, но все-таки согласилась. Дед с братьями Варвары никак не смогли помешать влюбленным, они смогли обвенчаться и уйти жить вместе. Василий Васильевич был зол, сказал, что нет у него больше дочери, но Акулина Ивановна понимала, что со временем его сердце растает.

Так и произошло, Варвара и Максим стали жить вместе со стариками. Поселились во флигеле, там у них и родился сын. Максим во всем хорош был, Михайло и Яков не любили его за это и попытались однажды в проруби утопить, но отец Олеши смог спастись, однако квартальному говорить не стал, кто напал на него, сказал, что сам в прорубь упал. Варвара поняла, что от братьев ее опасность идет, и хотела уехать. Представился шанс, Максима отправляли в Астрахань, Чтобы арку к приезду царя строить. Так они и уехали.

Глава 12

Однажды утром, спустившись с чердака в комнату, Лексей увидел незнакомых женщину и мужчину. Оказалось, что мужчина этот — новый жених ее матери, а женщина — его мать. Олеша обиделся на всех, что никто ему ранее об этом не говорил, и решил устроить себе жилище в саду, в той самой яме, где нашли зарезавшегося Петра. Евгений — жених Варвары был студентом, поэтому они уехали на лето, чтобы он смог сдать экзамен. Для Олеши началось тихое и созерцательно время, он проводил дни, а иногда и ночи в своем жилище, слушая то сказки бабушки, то поучения дедушки. Но вскоре дом пришлось продать. Переехали все в две комнаты в подвале старого дома. Вскоре вернулись и Варвара с Евгением, говорили, что все имущество их сгорело, но до Василия Васильевича дошел слух, что зять все в карты проиграл.

Семья переехала в очередной раз. Теперь их жилищем был плохой домик без обоев и с тараканами, находившийся рядом с заводом. Вокруг была гнетущая атмосфера, Лексей развлекался лишь драками с соседскими мальчишками. Мать к этому времени уже успела по очереди родить двух мальчиков, первый из них умер. А Евгений стал, кажется, изменять жене. Лексей услышал однажды их разговор об этом и ссору, а потом и удар. Ворвался в комнату и почти смог зарезать отчима, но мать оттолкнула того.

Рассказчик уверен, что необходимо говорить о таких мерзостях жизни народа, чтобы была возможность выдрать их с корнем, выдрать тот слой, под которым прячется что-то доброе, яркое, творческое.

Глава 13

Лексей опять стал жить с дедушкой и бабушкой, которые к этому времени совсем разделились, и хоть и жили в одном доме, а все делили. Мальчик, чтобы помочь бабушке, стал пытаться зарабатывать деньги, собирал во дворах кости и гвозди и продавал их. Еще он нашел друзей, с которыми воровал двора и тес. Парни работали слажено, а добычу денежную делили на всех поровну.

Евгений опять куда-то уехал, А Варвара с сыном Николаем стали жить у Василия Васильевича. На Олешу возложили еще и обязанности няньки. Мать к тому времени совсем иссохла. Лексей понимал, что скоро она умрет. Это произошло в конце лета. Умерла она прямо на глазах Олеши, который принес ей воды. После похорон дед сказал, что не дело это — сидеть Олеше у него на шее — и отправил его в люди.

Всего в краткий пересказ не добавишь, но все же если вам чего-то не хватило в работе, напишите в комментариях, поправим.

Автор: Анатолий Фокин

Полный звук: СЛУШАТЬ

У Владимира Высоцкого есть песни едва ли не любого жанра и на всякое настроение.
Есть шуточные, залихватские. Но таких, которые можно было бы буквально назвать праздничными, не так уж много. Одну из них мы и решили вспомнить в этот раз.

3592302
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

У этой песни как будто нет точного названия.
Выступая перед публикой, Высоцкий объявлял ее как «Ярмарочную». На фонограмме, записанной на Киностудии имени Горького, песню назвали «Скоморохи на ярмарке». Это важное уточнение, потому что писалась песня для фильма, который на студии Горького и снимался. При этом в списке песен к фильму рукой самого Высоцкого написано – «Ярмарка». Ну а картина, о которой идёт у нас речь – это «Иван да Марья». Мы уже рассказывали подробно об участии Высоцкого в работе над ней в одной из глав нашего цикла. А это – фрагмент его выступления 4 февраля 1976 года в Химках, в ДК «Родина»: слушать

3592312
Химки, ДК «Родина», 4 февраля 1976 год. Фото Вячеслава Тарасенко

История с фильмом «Иван да Марья» была типичной для многих картин, с которыми Высоцкому не повезло.
Он написал в нее песни, а в итоге из всего предложенного материала, половина не вошла вообще, еще половина прозвучала фрагментарно, порою с переставленными строчками.

3592306

И все это было спето не самим Высоцким, а другими голосами.
Были сделаны пробы Высоцкого на роль Соловья-Разбойника, но эту очень интересную, фактурную по сюжету роль сыграл в итоге не Высоцкий, а Николай Лавров.

3592296
Николай Лавров в фильме «Иван да Марья»

Чем-то даже внешне на Высоцкого похожий.
А нам годы спустя остается только представлять, как смотрелся бы на экране Владимир Семёнович, да еще со своими песнями. А у самого Высоцкого осталась обида, которую он не особенно и скрывал, как на концерте на Геологическом факультете МГУ 16 декабря 1978 года: слушать

3592294
Москва, Геологический факультет МГУ, 16 декабря 1978 года

Владимир Семёнович здесь не совсем точен.
Песен он предлагал не 17, а больше! В упомянутом выше списке количество песен, задуманных Владимиром Семёновичем – ни много ни мало – 25! При этом куплеты Лешего, Водяного, Бабы-яги, кикиморы-русалочки и Оборотня объединяются в одну песню, но получается больше, чем 17 песен и больше, чем 14, которые сам Высоцкий фрагментарно исполнил при показе режиссёрскому совету. Всё это действительно сделало бы фильм похожим на мюзикл. Однако у режиссера Бориса Рыцарева, как и у сценариста Александра Хмелика, был другой взгляд на концепцию «Ивана да Марьи».

3592298
Борис Рыцарев

К тому же в качестве композитора они пригласили Александра Чайковского, который сделал не слишком удачные аранжировки песен Высоцкого.
В общем, Владимир Семёнович «крупно поспорил» с создателями картины. Каждый оставался при своем мнении. Высоцкий очень дорожил своей работой, а режиссер Рыцарев очень дорожил своим замыслом, и даже время спустя они с Хмеликом полагали, что всё сделали правильно – иначе Высоцкий перетянул бы на себя одеяло, в то время как авторы видели свой замысел совсем иначе.

Фрагмент выступления Владимира Высоцкого в подмосковном военном посёлке Чкаловское, в гарнизонном Доме офицеров: слушать
14 марта 1976 года Высоцкий дал здесь сразу три концерта, и на всех трех исполнял «Ярмарочную».

3592300
Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров авиагородка, 14 марта 1976 года. Фото Владимира Кучина

И больше публично не пел эту песню ни разу.
Более того, до нас дошли всего пять фонограмм. Три из них – как раз в Чкаловском, причем на одном из выступлений записывали сразу на два магнитофона. Еще одна пленка была записана на студии Горького в процессе работы над фильмом, и еще одна запись сделана в Париже в студии Михаила Шемякина в марте 1977 года.

Впрочем, возможно, нам повезет и где-нибудь отыщется кассета, записанная дома у режиссера Бориса Рыцарева.
По воспоминаниям оператора картины «Иван да Марья» Алексея Чардынина, еще до того, как творческие разногласия рассорили Высоцкого с авторами картины, они собрались вместе, Высоцкий пел написанные им для фильма песни – точнее, в тот момент еще наброски – и шло живое обсуждение этого материала.

3592304
Кинооператор Алексей Чардынин и Владимир Высоцкий в дни проведения VIII Московского международного кинофестиваля, июль 1973 года.
Фото Владимира Красникова

Возможно, именно тогда были спеты полные варианты песен, которых нет на пленке, записанной на студии Горького.
Увы, кассета где-то затерялась. А мы послушаем фрагмент пленки, записанной у Михаила Шемякина: слушать

По заданию режиссёра песня, которая планировалась на начальные титры фильма и на сцену Ярмарка, должна была перемежаться с «зазывалками».
Сохранились их наброски:

Кто из вас, касатики,
Малость разохотится?
Кто на полосатике
На ковре прокотится?

Кто на нём катается –
Тот не разбивается!
Только переплачивал,
Чтобы не укачивал!..

При этом скоморохи-глашатаи – по замыслу Высоцкого – исполняют 8-10 кусков песни с припевом «тагарга-матагарга».

Для филологов, лингвистов и специалистов по фольклору эта песня – настоящий клад.

Высоцкий использует и обыгрывает разнообразные фразеологизмы и сказочные образы – как народные, так и стилизованные литературные: обращения («ай вы купчики»), избыточные повторы («скачут-прыгают», «подходи-подваливай»), приложения («сапоги-самоплясы»), «расставленные» приложения («скатерть сбегает сама – самобраночка»), инверсии («ярмарка – звонкая, несонная да нетрадиционная»).
Использует Высоцкий и смешение стилей, когда просторечность сочетается чуть ли не с канцелярским языком («и жар-птица есть в виде жареном»). В общем, развернулся Владимир Семёнович вовсю.

3592924
Москва, ДК «Заветы Ильича», 23 февраля 1977 года. Фото Александра Стернина

Но самые большие дискуссии вызвала наверняка и вам уже запомнившаяся «тагарга-матагарга».
У лингвистов это называется «приёмом рифмованного эха»: трали-вали, шуры-муры, шырли-мырли и т.д. Но в случае с «тагаргой-матагаргой» некоторые исследователи сочли такую конструкцию даже «чуждой фольклорному миру русской народной сказки». Другие нашли сходное выражение «тыгарга-матыгарга» у народных музыкантов, в частности, балалаечников, и в частушках. И, наконец, в рассказе Горького «Мальва» обнаружили буквально следующие строки: «пьяный женский голос, истерически выкрикивавший нелепые слова: Та-агарга, матагарга, // Матаничка м-моя! // П-пьяная, избитая, // Растрёпанная-а!». Так что не исключено, что Владимир Семёнович не просто импровизировал и сочинял, опираясь лишь на фантазию и вдохновение, но и держал в уме реальные фольклорные и литературные образцы.

3592308
Татьяна Пискунова и Иван Бортник на съемках фильма «Иван да Марья», 1974 год

А мы с вами послушаем запись, сделанную на студии Горького 10 апреля 1974 года, когда работа на фильмом «Иван да Марья» была в разгаре и Высоцкий еще не знал, что принесёт она ему куда больше разочарования, чем радости.
К слову, только записи на студии Горького и в студии у Михаила Шемякина являются полными вариантами песни. В Доме офицеров в Чкаловском Высоцкий на всех трех концертах исполнял сокращенные версии.

Ярмарка: слушать

Ну а в следующей нашей программе вы услышите рассказ… фактически о той же самой песне.
Точнее, слова в ней совсем другие и сама она гораздо более знаменита, чем песня «Скоморохов на ярмарке». Но вот мелодия – фактически та же самая.

3592310
Павловск, ДК, октябрь 1974 года. Фото С.Алова

Я благодарю за помощь в подготовке этой программы Юрия Гурова, Андрея Скобелева, Владимира Чейгина и наших друзей из Творческого объединения «Ракурс» Игоря Рахманова, Александра Ковановского, Александра Петракова, Олега Васина, Сергея Алексеева, Валерия и Владимира Басиных.

Слушайте в следующей программе: слушать

При подготовке программы использованы:
– фонограммы из архивов Александра Петракова, Валерия и Владимира Басиных;
– фотографии из архивов Сергея Алексеева, Олега Васина, Игоря Данилова, Александра Петракова и Творческого объединения «Ракурс»;
– Марк Цыбульский. «Иван да Марья»;
– Андрей Скобелев. Из материалов к комментированию текстов песен В.С. Высоцкого. Песни, написанные для кинофильма «Иван да Марья». «В ПОИСКАХ ВЫСОЦКОГО» май 2019, №36. Издание Пятигорского государственного университета Пятигорск – Новосибирск. 2019;
– Гавриков В.А. Система звуковых жестов в песне В. Высоцкого «Ярмарка» // Владимир Высоцкий: исследования и материалы 2007–2009 гг. – Воронеж, 2009. С. 91–92;
– Pfandl H. Textbeziehungen im dichterischen Werk Vladimir Vysockijs. – München, 1993. S. 303;
– Изотов В.П. Окказионализмы В.С. Высоцкого. Опыт словаря. – Орёл, 1998. С. 71;
– Горький М. Собр. соч.: в 30 т. Т. 3. – М., 1950. С. 270.

Бонус

Ярмарка
слушать (Чкаловское, гарнизонный Дом офицеров, 14 марта 1976 года, 3-е выступление)
слушать (Париж, у Михаила Шемякина, март 1977 года)

3592324
Набережные Челны, строительная площадка литейного завода, 24 июня — 3 июля 1974 года. Фото Виталия Гривы

Сверстали

Друзья! У нас есть ещё одна хорошая новость.

3588306
Москва, ДК МВТУ им. Баумана, 26 декабря 1976 года. Фото Николая Демчука

Мы наконец-то завершили вёрстку всех ста глав, которые войдут в книжную часть проекта «Один Высоцкий. Том второй». Это была самая трудоёмкая часть работы над нашим мультимедийным изданием. Теперь она завершена.

3588308
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Таким образом, у нас уже готовы все флешки со звуком глав 101 – 200. Отпечатан весь тираж бокса (он же «домик»), в котором они будут помещаться. Свёрстана книжная часть, которая получилась гораздо объёмнее, чем мы рассчитывали – 772 страницы! То есть второй том толще первого на 140 страниц. Что потребует от нас ещё и технической коррекции макетов обложки и коробки, в которую книга вместе с боксом для флешек будет упакована.

3588310
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

Что ещё осталось? Финальная, «чистовая» корректура. И электронная версия издания, которая будет на второй флешке. В неё тоже надо будет внести все правки корректоров.

3588314
Макет вёрстки издания «Один Высоцкий. Том второй»

В общем, работы ещё хватает, но львиная доля её уже сделана!

Обязательно будем вас информировать обо всех этапах завершения работы над изданием.

Антон Орехъ и Творческое объединение «Ракурс»

В интернет-магазине «Планета.ру» вы можете приобрести:

3576224
«Владимир Высоцкий в х/ф Служили два товарища» Настенный календарь на 2022 год

3576234
Настольный перекидной календарь «Один Высоцкий» на 2022 год

3576240
Книга «РАДИОДЕТАЛИ. ГОЛОСА НА БУМАГЕ» с автографами авторов

  • Слушать рассказ детство темы глава иванов
  • Слушать рассказ дикие лебеди
  • Слушать рассказ детство в сокращении льва николаевича толстого
  • Слушать рассказ динка валентина осеева
  • Слушать рассказ для засыпания