Слушать рассказ чук и гек гайдара

Гайдар аркадий чук и гек. читательский дневник, краткое содержание о чем произведение 1-2 предложения кратчайшее содержание чук и гек

Гайдар Аркадий “Чук и Гек”. Читательский дневник, краткое содержание

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Чук и Гек вместе с мамой отправляются в тайгу к своему отцу, но тот не знает, что они приедут. Мальчики и мама живут в лагере геологов и ждут своего отца и мужа.

Сюжет — краткое содержание

  1. Серегин зовет жену с детьми к себе в тайгу, но потом присылает вторую телеграмму, и просит задержаться.
  2. Мальчики теряют телеграмму, и мама не знает о просьбе мужа, она едет к нему в гости.
  3. Мама с детьми по снегу добираются до лагеря геологов и находят его пустым.
  4. Сторож пускает гостей к себе, а сам отправляется на лыжах к геологам.
  5. Сторож привозит ключи от дома Серегина, и находит спрятавшегося в сундуке Гека.
  6. Мать с детьми готовятся к новому году, приезжают геологи, и семья воссоединяется.

Понравившийся эпизод

Мне понравился эпизод с поисками Гека. Маме показалось, что Гек заболел, и она оставила его в избушке, а сама с Чуком отправилась за водой. Геку стало скучно, и он спрятался в сундуке и уснул. А мама волновалась, повсюду его искала, и даже стреляла из ружья. Хорошо, что вернулся сторож и его пес нашел Гека.

План произведения для пересказа

  1. Телеграмма от отца;
  2. Баловство детей;
  3. Потерянная телеграмма;
  4. На станции;
  5. Пустой лагерь;
  6. Домик сторожа;
  7. Спрятавшийся Гек;
  8. Возвращение сторожа;
  9. Подготовка к Новому году;
  10. Встреча с отцом.

Главная мысль

Никогда нельзя врать и обманывать своих близких. Справиться с любой бедой проще, если ты не один, а рядом с верными друзьями.

Чему учит эта книга

Повесть учит честности, открытости, доброте, отзывчивости. Учит уметь отвечать за свои поступки, исправлять свои ошибки, прощать признавшего вину. Учит семейным ценностям.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне очень понравилась эта повесть Гайдара. Мальчики Чук и Гек были не идеальными, они часто баловались и дрались, но в трудную минуту всегда стояли друг за друга горой. Они обычные мальчишки, которые еще только-только начинают понимать, что можно делать, а чего делать нельзя.

Новые слова и выражения

Гимнастерка — солдатская рубашка.

Растеря — человек, который все теряет.

Эшелон — воинский поезд с вагонами.

Пословицы к произведению

Вместе жить — все делить.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

На что и клад, коли в семье лад.

Здравствуйте! Меня зовут Мария, я автор сайта Пушкин сделал. Надеюсь, что мой сайт вам помогает, в свою очередь прошу помощи у вас. Моему сыну поставили диагноз аутизм. Ему необходимы ежедневные коррекционные занятия, если вы можете помочь, буду вам благодарна. Каждые ваши 10 рублей — еще один шанс для моего ребенка жить полноценной жизнью. Страница для сбора здесь

Аркадий Гайдар — Чук и Гек:
Краткое содержание

В Москве вместе с мамой живут два брата: старший Чук Серегин и младший Гек Серегин. Уже год они не видели папу: он начальник геологической партии у Синих гор. Зимой он письмом зовет их к себе в гости. Все рады, хотя ехать туда долго и непросто: поездом, потом на лошадях по тайге. Чук «белобрысый, круглоголовый», запасливый, он коллекционер разных мелочей. Гек рассеянный, разиня, мечтатель и любитель попеть.

Перед отъездом пришла телеграмма от папы, но братья подрались, и коробка с ней улетела в окно. Найти ее они не смогли. Чук предложил не говорить маме о телеграмме, если она не спросит. Так и вышло: мама о ней не знала. Поезд Геку понравился. Он смотрел в окно на дома, людей, лес. На станции их никто не встретил. Значит, отец не знает о них. Ямщик повез их через снежную тайгу. На ночлеге в избушке Гек думает, что «дальше, чем это, уже и не много осталось мест на свете». И здесь их папа.

На базе геологов пусто. Но назад семья не едет, ждет папу. В избушку возвращается сторож с псом Смелым. Тут-то и выясняется, что было написано в той самой телеграмме. Папа в срочной экспедиции на 2 недели. Братья в слезах признались, как все было. Мать зашила сторожу полушубок: тому встретился медведь. У сторожа свои дела, он оставил еду с ружьем и ушел. Потом был переполох из-за Гека: все искали его, а мальчик спал в сундуке. Оказалось, хмурый сторож уходил не по своим делам, а к геологам. Он принес ключи от комнаты и письмо от папы! А потом сходил за елкой к Новому году. Игрушки семья сделала сама.

Когда вернулся «сильный, добродушный» отец с геологами, все стали праздновать: плясали, пели. А потом, как и все люди в стране, по радио слушали звон часов в Кремле, желали друг другу счастья. А счастье – это жить и трудиться честно, защищать Родину.

Читательский дневник по рассказу «Чук и Гек» Гайдара

Сюжет

Маленькие братья Чук и Гек Серегины вместе с мамой из Москвы едут в тайгу к папе в гости. Он – начальник геологической партии у Синих гор. Братья не признались маме, что перед отъездом была телеграмма от папы, а они в драке потеряли ее. Едут поездом, потом с ямщиком на лошадях. Папы на базе нет.

Сторож объясняет, что в телеграмме папа писал, что 2 недели будет в экспедиции. Мама штопает сторожу полушубок. Он уходит будто по делам, а сам спешит к папе. Назад приходит с ключами от комнаты и письмом. Все украшают елку, а потом с папой и геологами празднуют Новый год. Все желают друг другу счастья. То есть, жить и работать на совесть, и беречь Родину.

Отзыв

Рассказ о любящей, самоотверженной семье, хороших людях, которых они встретили на пути. Чук старше брата на год, он бережливый, запасливый белобрысый толстячок. А Гек растяпа, мечтатель, и любитель петь. Оба брата жизнерадостные и после драк легко мирятся. Родители у них добрые, терпеливые и трудолюбивые. Рассказ учит слушаться родителей, отвечать за свои поступки, признавать и исправлять свои ошибки, просить прощенья, дружить, любить семью, Родину, свою работу, быть любознательным, смелым, бескорыстным, помогать друг другу, уважать старших, не сдаваться, радоваться жизни.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

gajdar chuk i gek main

В 1939 году Аркадий Гайдар написал рассказ «Чук и Гек». Впервые он был опубликован в журнале «Красная новь» под названием «Телеграмма».

Это светлая повесть в стиле святочной сказки. С одной стороны, очень реальная, так как рассказывает историю обычной семьи. С другой стороны, в ней много сказочных описаний, преувеличенных событий, снов, даже имена главных героев ненастоящие. Приурочена повесть «Чук и Гек» А. Гайдара к новогоднему празднику – самому волшебному и долгожданному для каждого ребенка.

Художественные приемы произведения «Чук и Гек» легко воспринимаются детьми, поэтому оно изучается в начальных классах. Если у вас нет возможности прочитать весь рассказ «Чук и Гек», краткое описание и пересказ помогут вам быстро узнать, о чем это произведение.

Персонажи рассказа

Главные герои

  • Чук — старший брат, белобрысый, чуть полноватый мальчик. Очень запасливый, собирает разные интересные вещи.
  • Гек — младший брат, разиня, растеряшка, большой фантазер, постоянно попадает в странные истории. Умеет петь песни.
  • Мама — очень добрая, терпеливая, смелая и решительная женщина.

Второстепенные герои

  • Серегин — отец мальчиков, начальник геолого-разведывательной станции.
  • Ямщик — помог ребятам и их маме добраться до станции.
  • Сторож — с виду угрюмый, неприветливый, но на самом деле очень добрый, переживающий за семью человек.
  • Пес Смелый — умная, смелая, добрая охотничья собака.

Сокращенное содержание рассказа читайте далее.

Сюжет рассказа тезисно

  1. Мама и двое братьев собираются в дальнюю поездку в тайгу, где работает отец семейства.
  2. Из-за постоянных ссор между братьями теряется важная телеграмма, и происходит путаница со временем поездки.
  3. Они приезжают в зимний поселок в тот момент, когда там нет никого, кроме сторожа.
  4. В пути их сопровождают интересные приключения, встречаются разные люди, и все им помогают.
  5. Несмотря на то, что им приходится долго ждать отца в заброшенном поселке, они находят себе занятие – украсить дом к Новому году, чтобы встретить этот замечательный праздник всей семьей.

Краткое содержание рассказа

Однажды почтальон принес домой к мальчикам Чуку и Геку письмо от отца, который работал в далекой тайге. Папа приглашал их к себе на новогодние праздники. Хотя ребята немного боялись долгого пути и страшного леса, все начали собираться в дорогу. Чук смастерил себе кинжал, а Гек – длинную пику – ведь надо чем-то отбиваться от диких зверей в тайге.

Мама уехала за билетами, а ребята решили поиграть, но как обычно поссорились. Появился почтальон и передал Чуку какую-то телеграмму, он спрятал ее в коробке со своими «драгоценностями», а Гек, расшалившись, выкинул ее в окно. Братья долго искали коробку в снегу, но так и не обнаружили. Мальчики посовещались и решили ничего не говорить про телеграмму маме.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Семья отправилась в путь на поезде. Ночью Гек решил прогуляться по вагону. Но после прогулки оказалось, что он перепутал купе. Добрый усатый дядька помог ему найти свое. Всю ночь ему снились волшебные сны. А утром мама очень смеялась над разиней сыном.

На железнодорожной станции их почему-то никто не встретил. Мама очень долго искала ямщика, который согласился бы отвезти их в поселок. Это был долгий и интересный путь. Им встретились настоящие зайцы, много раз приходилось подталкивать сани, расчищать дорогу, а ночь пришлось провести в маленькой избушке. Геку казалось, что за окном ходит настоящий медведь, и опять ему снились необычные сны.

На геологической базе тоже никого не было. Только горел очаг, и стояли теплые щи. Мама решила остаться и подождать кого-нибудь. Вечером появился сторож и рассказал, что все геологи давно ушли в тайгу, а он сам лично отвозил телеграмму для мамы, что им следует задержаться в городе. Тут мальчики расплакались и признались, что, получив телеграмму, потеряли ее, а от матери это скрыли.

Сторож ушел по своим делам, оставив им продуктов и ружье. Семья начала обустраивать свой быт, как могла, – ходили за водой, рубили дрова, готовили в настоящей русской печи. А еще они гуляли по снежной тайге, словно по сказочному королевству. Ведь для городских мальчишек все здесь было в новинку – разные животные, их следы, огромные деревья. Даже солнце светило по-особенному.

Через четыре дня Чук и мама ушли за водой, а по возвращении обнаружили, что Гек пропал. Его искали в доме, в сенях, затем мама схватила ружье и побежала в лес. Она выстрелила несколько раз в воздух, и к ней на встречу выбежал тот самый сторож. Он взял калошу Гека и дал ее понюхать своему псу Смелому. Собака повела их обратно в дом. Там, в темном сундуке, сладко спал проказник, не подозревая, сколько шуму наделал, желая подшутить над родными.

Сторож, хоть казался угрюмым и нелюдимым, оказывается, ездил не по своим делам, а в тайгу к их отцу. Он привез ключи от его комнаты, а еще письмо. Братья не умели читать, поэтому письмо досталось маме. Теперь стало намного веселее – у них была своя комната, сторож охотно им помогал, а еще они часто играли с собакой. Все вместе начали готовиться к Новому году – делали снежинки, шарики из оберточной бумаги, шили игрушки из ненужных тряпок. А сторож срубил им в лесу самую красивую елочку.

Когда вернулся отец и другие жители станции, все дружно встретили Новый год. Несмотря на все трудности и приключения, он был самым лучшим и запоминающимся для братьев.

Краткий пересказ А. Гайдар «Чук и гек»

Чук и Гек. Кадр из одноименного фильма (1953 г.)

В чем заключается идея автора

Несмотря на то, что вы познакомились с кратким содержанием рассказа «Чук и Гек», советуем вам прочитать его полностью. Это добрая повесть о том, что даже самая маленькая неправда может вылиться в очень большие неприятности. Но если всем дружно взяться за их решение, быть честными, добрыми и открытыми, то можно все исправить.

Нет ничего сильнее, чем дружная и крепкая семья. И даже вечно спорящие, дерущиеся братья очень любят друг друга. Несмотря на их проказы и шалости, родители серьезно их не наказывают, а помогают понять ошибки и вместе их исправить.

Тема урока: А. Гайдар «Чук и Гек»

Цель урока: обобщить знания детей о жизни и творчестве А.П.Гайдара; учить давать оценку взаимоотношениям между близкими людьми в семье, составлять характеристики героев;

Задачи урока:

Образовательные

  • расширять представления о литературном творчестве А.Гайдара;

  • отрабатывать и совершенствовать навык чтения, умение ориентироваться в прочитанных произведениях;

  • обогащать активный и пассивный словарный запас;

  • расширять кругозор воспитанников; совершенствовать навыки анализа художественного текста, опираясь на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие

  • развивать познавательный и читательский интерес, устную монологическую и диалогическую речь; внимание, память. 

  • развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: добывать новые знания, находить ответы на вопросы;

  • отрабатывать коррекцию мышления, речи на основе выводов и обобщений;

  • развивать устную речевую культуру учащихся, навыки правильного, выразительного чтения;

Воспитательные

  • на примерах героев произведений прививать добрые и светлые чувства, интерес к книгам писателя;

  • содействовать развитию умения общаться между собой: взаимоуважение, сопереживание за товарища и класс в целом.

Оборудование: книги для чтения;  выставка книг А.Гайдара; портрет писателя; выставка рисунков к рассказу «Чук и Гек»; отрывки из воспоминаний Гайдара; песни: «Погоня» и «Гайдар шагает впереди».

Ход урока

I Мотивационно-ориентировочный этап

-Добрый день, ребята!

-Давайте начнём наш урок с хорошего настроения, а для этого улыбнитесь друг другу.

II.Актуализация имеющихся знаний.

Входит ученик с книгой А.П. Гайдара.

Ученик. Хорошая книга – мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Мы время отлично проводим вдвоём

И наш разговор потихоньку ведём.

С тобою дорога моя далека —

В любую страну, в любые века.

— Кто написал эту книгу? 
Выставляется портрет А.П. Гайдара.

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Постановка темы и целей урока. Подготовка к усвоению нового материала.

— Наш урок внеклассного чтения посвящается этому замечательному человеку, который жил, творил и для многих из вас стал любимым писателем. Это о нем написаны эти замечательные строки.

Ученик. 

Большой, веселый, ясноглазый,

Присев к ребячьему костру,

Он сочинял свои рассказы

Как бесконечную игру.

Он был солдатом и вожатым,

И каждая его строка

Осталась как завет ребятам

Писателя-большевика.

 IV.Изучение нового материала

1. Знакомство обучающихся со страницами биографии А. Гайдара.

— Вспомните, ребята, где и когда родился А.П. Гайдар?

   В Курской области на берегу Сейма расположен старинный русский город Льгов. Здесь в маленьком поселке сахарного завода в семье учителя Петра Иосифовича Голикова 22 января 1904 года родился будущий писатель А.П. Гайдар. Но лучше всего узнать о нем от него самого.

-В 17 лет А. Гайдар командовал полком, 6 лет воевал на шести фронтах, был ранен, контужен в голову. Контузия дала о себе знать. Ему исполнилось 20 лет, и он был зачислен на должность командира полка в запасе. С тех пор он стал писать.

2.Решение задач по ориентировке в   художественной книге

(Учитель раздаёт книги)

3.Словарная работа

Перед тем, как мы начнём читать рассказ, предлагаю сделать словарную работу и ответить на вопросы

— Как вы понимаете значение слова «телеграмма»

 Эти слова уже устаревают. К нашему счастью сейчас есть телефоны, скайпы, интернет и не надо идти на почту и стоять в очередях, чтобы отправить телеграмму

4.Чтение текста учителем и проверка первичного восприятия произведения

— А давайте сейчас прочитаем отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек».

4. .Проверка первичного восприятия произведения

-Кто же такие Чук и Гек?

— А что с ними случилось?

— Кто позвонил в дверь?

— Что в это время делали братья

— Куда Чук положил телеграмму?

— Что в это время делал Гек?

— А что хранилось в этой коробке?

— Что сделал Чук?

— Что случилось после?

— Нашли они коробку?

— Что заставило помериться мальчикам?

— Кто из них старше?

— Какую историю они придумали?

— Что принесла мама?

V.Физминутка

VI. Закрепление изученного материала

2. Беседа   по содержанию текста эмоционально – оценочного характера

 -Как вы думаете, понял ли Чук, что такое телеграмма или он слишком маленький для этого?

— Как вы думаете, что могло бы быть в телеграмме?

-Как вы оцените поступок мальчиков, когда они решили не рассказывать матери о телеграмме?

— Почему так делать нельзя?

— Какая пословица выражает главную мысль рассказа? Обоснуйте свою точку зрения.

— Вранье не введет в добро.

— Правда в огне не горит и в воде не тонет.

— Чему же учит нас этот рассказ? Какая главная мысль рассказа?

— Впишите загаданные слова, возьмите из них указанные буквы и составьте из них фамилию Чука и Гека:

Название гор, возле которых          работал отец Чука и Гека (Синие)

99769799 1

Какой фрукт лежал на столике в купе, где ехали Чук и Гек? (апельсин)

99769799 1

Что потеряли Чук и Гек перед отъездом к отцу? (телеграмму)

99769799 1

Что оставил сторож матери Чука и Гека для защиты от зверей, уходя в лес? (ружьё)

99769799 1

Профессия отца Чука и Гека (геолог)

99769799 1

Человек, который управляет лошадьми, запряжёнными в сани (ямщик)

99769799 1

Куда спрятался Гек, чтобы напугать мать и Чука? (сундук)

Остроконечный капюшон с длинными концами, надеваемый поверх головного убора (башлык)

99769799 1

Фамилия Чука и Гека Серёгины

VII.Подведение итогов урока. Объяснение и запись домашнего задания.

1.Соотношение цели урока и его результата

— Какова была цель урока?

— Какие знания мы открыли, прочитав отрывок из рассказа А.Гайдара «Чук и Гек?

Д/З: прочитать рассказ А.Гайдара «Чук и Гек»

2.Рефлекия

Закончи предложения:
Сегодня на уроке мне запомнилось….
Я не совсем понял…

Историю о мальчишках расскажут в кино еще раз спустя почти 70 лет

Общество

Зрители старшего поколения отлично помнят знаменитый советский фильм «Чук и Гек», снятый в 1953 году режиссером Иваном Лукинским по одноименному рассказу известного советского писателя Аркадия Гайдара. В главных ролях снялись Вера Васильева, Дмитрий Павлов, Юрий Чучунов и Андрей Чиликин. Незатейливый кинорассказ о двух братьях-малышах, отправившихся с мамой под Новый год из Москвы к папе-геологу в таежный поселок, получил премию Венецианского фестиваля за лучший фильм для детей. И не удивительно, что сейчас, почти 70 лет спустя, кто-то снова решил рассказать эту историю, похожую на сказку.

В главных ролях в новом фильме — Юлия Снигирь, Владимир Вдовиченков и юные актеры Юра Степанов и Андрей Андреев. Снимаются также в картине Александр Самойленко, Тимофей Трибунцев, Игорь Писменный и другие известные актеры. А режиссером стал Александр Котт, знакомый зрителям по своим фильмам «Брестская крепость», «Ёлки», «Охотники за бриллиантами», «Обратная сторона луны», «Троцкий» и другим.

Взрослые и дети

Для начала расскажем чуть подробнее сюжетную завязку рассказа «Чук и Гек», написанного Гайдаром в конце 30-х годов. Два мальчика — братья Чук и Гек — зимой с мамой отправились из Москвы в тайгу к отцу, который работает в геологоразведочной экспедиции. Незадолго до отъезда почтальон принес телеграмму. В ходе ссоры ребята случайно выбросили ее в окно, не узнав, что там было написано. И об этом они маме решили не рассказывать. По прибытии на место женщину и детей никто не встретил, а когда они добрались до поселка, он оказался почти безлюдным.

Слушать рассказ чук и гек гайдара Режиссер фильма Александр Котт на съемочной площадке.

— «Чук и Гек» написан в непростые годы при непростых обстоятельствах. Взрослые это знают, а дети — нет. Им и не нужно это знать — всему свое время. А рассказ «Чук и Гек», несмотря на обстоятельства, до сих пор остается одним из лучших детских рассказов про семью и Новый год, — отметил режиссер Александр Котт. — Мы очень хотим сделать красочный, приключенческий новогодний фильм, в котором будет много чудес. Фильм о том, что чудо, конечно же, возможно, если ты в него веришь. У меня тоже есть брат, и у меня тоже есть семья, дети. Мне близки и понятны переживания каждого из героев этой истории. И мне очень интересно сделать то, что я никогда не делал, а именно — снять семейное, детское кино. Про детей и для детей. В принципе эту историю можно переложить на любой исторический фон. Да, сегодня мало кто посылает телеграммы и из любой тайги можно позвонить по мобильному. Но тоска сыновей по отцу, который далеко, никуда не исчезла. Эта история во многом о том, что детям очень нужны родители и ощущение семьи и счастья, которое особенно остро ощущается в детстве и запоминается на всю жизнь.

Чук и Гек

Слушать рассказ чук и гек гайдара Андрей Андреев, сыгравший Чука, с дрессированными волками.

Идея этого фильма родилась два года назад. На роль мамы в самом начале проекта планировали взять Юлию Снигирь. Решение не поменялось и позже. А роль папы досталась Владимиру Вдовиченкову. Юного Гека исполняет Юра Степанов-младший. Он сын знаменитого актера Юрия Степанова, который трагически погиб 11 лет назад в автокатастрофе. Младший сын артиста появился на свет через несколько недель после того, как папы-актера не стало. Для Юры это уже не первые съемки, но первая большая главная роль.

Незатейливый кинорассказ о двух братьях-малышах (1953 г.) режиссера-дебютанта Ивана Лукинского получил премию V Венецианского фестиваля за лучший фильм для детей.

Андрей Андреев, играющий Чука, тоже имеет опыт работы в кино. Для него это уже четвертая роль. Кстати, так сложилось, что с Владимиром Вдовиченковым он уже вместе работал на съемочной площадке — в фильме «Батя», который вышел в российский прокат в прошлом месяце.

Папа и мама

Слушать рассказ чук и гек гайдара Владимир Вдовиченков играет отца.

И Владимир Вдовиченков, и Юлия Снигирь практически сразу согласились на съемки в этом фильме.

— Почему я решил сняться в этом фильме? Потому что очень люблю детей, — поделился мнением Владимир Вдовиченков. — И люблю работать с ними. Они прекрасные партнёры, очень ответственные. И фильмы детские я всегда любил. Так жаль, что сейчас мало детского кино. Поэтому участвую в таких фильмах с огромным удовольствием!

Слушать рассказ чук и гек гайдара Юлия Снигирь исполнила роль мамы.

Юлия Снигирь буквально на днях отметила пятилетие сына Федора и, конечно, тоже не могла отказаться от съемок в детском фильме.

— Через год моему сыну будет шесть лет, так что я идеально подгадала и снялась в кино, которое смогу скоро показать, а то ему сейчас не очень понятно, куда я все время ухожу и уезжаю, — рассказала Юля. — Это во-первых. Во-вторых, я считаю, что экранизировать «Чука и Гека» — блестящая идея. Это добрая, эмоциональная, неглупая и захватывающая история про семью. И Саша Котт — идеальный режиссер для такой истории. Снимать ее, конечно, непросто, потому что про этот жанр мало чего понятно. Про маньяков, измены, расставания как-то больше понятно — такого кино много. А детской сказки — мало. Это зимняя история, поэтому мы на съемках все время мерзнем, а я это не люблю. Но все компенсирует фантастической красоты природа. Я по таким закоулкам на снегоступах походила! Так что это точно будет очень красивое кино…

Реальная зима

Слушать рассказ чук и гек гайдара В кадре — Александр Самойленко и Юлия Снигирь.

Съемки фильма начались в середине января в Пермском крае. Группа базировалась в городе Губаха, в 250 километрах от Перми, а также в Горнозаводске и на станции Усьва. Съемки проходили в заповедных зонах, в горах, в тайге, на реках и озерах. Экспедиция была очень сложной: снегопады были такой силы, что тракторам приходилось чистить дороги дважды в день, машины ломались, погода резко менялась.

За время съемок случилось сразу два аномальных явления: во-первых, на реках не встал лед, на всех водоемах под снегом стояла вода, поэтому съемку пришлось перенести на далекое горное озеро, куда дорога занимала три часа в один конец. Во-вторых, в начале февраля неожиданно пошел дождь, который смыл с деревьев всю снежную красоту. Зато через два дня ударил мороз минус 33, и весь лес превратился в хрустальный. Однако работать в условиях этой фантастической красоты было очень тяжело…

— Делаем мы этот фильм, как вы понимаете, совсем не по-детски, — признается режиссер. — Был соблазн снять все в Крыму, с искусственным снегом, но тогда не было бы пара изо рта, и зритель бы нам не поверил. Поэтому мы выбрали условия настоящей лютой зимы, и сейчас, я думаю, зритель поверит и нам, и нашим героям.

Увидеть сказку зрители смогут только в декабре 2022 года, когда запланирован ее прокат на российских киноэкранах.

Оба юных актера, исполняющие роли Чука и Гека, мужественно перенесли морозную экспедицию и даже часть трюков выполняли самостоятельно. Например, ходили по переброшенным через небольшое ущелье деревьям на большой высоте. Конечно, их страховали каскадеры, но они это делали сами.

Сложности натурным съемкам добавляло участие животных — медведя, лошадей, козла и стаи волков. Волков готовили задолго до начала съемок. Они должны были не просто присутствовать в кадре, но и бежать за камерой, бросаться на медведя и многое другое. Конечно, эти животные не были дикими — их давно приручили и выдрессировали, а на съемочной площадке они работали вместе со своими дрессировщиками. 

Дверь в сказку

Слушать рассказ чук и гек гайдара Ночные съемки.

В настоящий момент съемки в Пермском крае закончены. И теперь у группы — небольшой перерыв, а потом работа продолжится уже в Москве, в павильонах. Тут уже построили впечатляющие декорации, в которых будут сниматься интерьерные сцены в квартире героев, на базе геологов, а также трюки и другие эпизоды, которые впоследствии будут доработаны с помощью компьютерных технологий.

Но в фильме будет много интересных эпизодов, который в рассказе Аркадия Гайдара не было.

— Замечательный рассказ Аркадия Петровича Гайдара — лишь преамбула, основа нашей истории, — пояснил продюсер картины Арсен Готлиб. — Новые, не описанные в рассказе события, разворачиваются в сказочном лесу, в котором героев ждут и реальные, и волшебные испытания и приключения

Фото Данилы Степанова («Метроном фильм»)

Возрастная категория материалов: 18+

  • Яна Невская ИА «Столица»

Материалы по теме

Данила Козловский покажет нам «Карамору»: известный актер и режиссер воплощает масштабный проектДанила Козловский покажет нам «Карамору»: известный актер и режиссер воплощает масштабный проект
«Чемпион мира» покажет битву титанов: как восстановили самый драматичный шахматный поединок XX века«Чемпион мира» покажет битву титанов: как восстановили самый драматичный шахматный поединок XX века
«Последний богатырь» — зеркало современности»: новая сказка покорит сердца и умы
Танцы под хиты 90-х: в новогоднюю ночь Первый канал устроит ретро-дискотеку
«Снежинка Кристинка»: российские звезды вспомнили детство и рассказали о планах на Новый год
«Простоквашино» по-новому: в новогодние каникулы почтальон Печкин будет петь
Настоящее чудо восьмых «Ёлок»: в Москве представили новую часть новогодней киноэпопеи
Откуда берутся подростки-убийцы и как спасти их от этого шага:«дополнительный урок» для Кирилла Кяро
«Каждому из нас под силу творить чудеса»: Дед Мороз России — о подарках, любимой песне и годах
«Реальный пацан» пройдет перезагрузку и отправится за «яйцом Фаберже»
«Один Никулин уже есть»: сын легендарного артиста вспоминает об отце

6911756 4752556

Друзья, думаю все вы знаете детского советского писателя Аркадия Гайдара — в СССР это был чуть ли не главный детский советский писатель, который вместе с советскими пропагандистскими книжками про Ленина и Октябрь был ответственен за формирование «советской идентичности» и прививание подрастающему поколению советских мемов.

Аркадий до конца дней мучился ужасами «Гражданской войны» и говорил «мне часть сняться люди, убитые мною в детстве». А сегодня я хотел бы разобрать несколько произведений Гайдара — чтобы показать вам, насколько они на самом деле страшные. И вот этой жутью с утра до ночи кормили детей — превращая многих из них в законченных совков.

«Военная тайна».

6911756 4752557

Это одна из главных повестей в творчестве писателя Гайдара, которой пичкали советских пионеров все совковые годы. Сюжет повести достаточно незамысловатый — девушка Натка едет работать вожатой в пионерлагерь, где знакомиться с пионерами, с которыми происходят разные истории.

Повесть буквально напичкана пропагандой и сталинской шизофренией тридцатых годов — пионерам всюду мерещатся шпионы и агенты империалистических разведок, они рассказывают друг другу истории о «советских коммунистах, замученных в кишинёвских тюрьмах» и постоянно готовятся к войне — упражняясь в стрельбе по мишеням-буржуям в тире,  а также сколачивая и раскрашивая фанерные танки для «пионерских парадов». На фоне всего этого в стране постоянно идёт какой-то военный движ и постоянно куда-то перебрасываются войска.

Кстати, именно в эту повесть вставлен рассказ про Мальчиша-Кибальчиша, ставший отдельным советским мемом — в рассказе вместо реальной истории большевистского переворота и последовавшей за ней войны с собственным народом рассказывается советский миф о нападении буржуинов на советских людей. Что интересно — в совковых иллюстрациях к этому рассказу «буржуинов» рисовали очень противных — с жёлтыми лицами и при этом в чёрных цилиндрах и лаковых туфлях.

Многие пионеры именно так и представляли себе «Гражданскую войну» и сжимали кулаки, готовясь мстить за Мальчиша. Кому мстить? Да всему миру! Замучили нашего Мальчиша проклятые заокеанские пиндосы. Домбас независим!

Именно на подобной ноте и заканчивается повесть — мальчика Альку, который рассказывал сказку про Мальчиша, случайно убил камнем какой-то бомж-алкаш, Альку тут же объявляют «жертвой классовой войны», и его похороны пионеры превращают в целую пропагандистскую акцию — устанавливая над могилой огромный красный флаг и давая клятвы «мстить всему миру».

В общем — это очень мрачная повесть, напичканная милитаризмом и бредовым пониманием действительности.

«Тимур и его команда».

6911756 4752558

Ещё одна знаменитая повесть Гайдара, которую обычно знают по всяким там пересказам да советским фильмам — откуда было выкинуто много гайдаровского бреда. Если вы спросите у друзей, о чём эта повесть — то большинство ответит, что мол про то, как пионеры помогали старикам.

На самом же деле оригинальный текст повести полон гайдаровско-сталинского бреда о шпионах и «предстоящей войне», а также доверху напичкан советской пропагандой. Самое главное, что должны мы, люди XX века вынести из этой бредовой повести — это то, насколько большевики раскололи народ, объявив всех несогласных врагами, и устроив войну и репрессии в мирное время.

Тимур и его команда не просто помогают старикам, они воюют с теми, кто с ними не согласен — объявив «хулигана Квакина» классовым врагом и проводя против него различные спецоперации, в том числе и ночные — аллюзия на приезд ночных сталинских «воронков» ко всем несогласным с советской властью.

Героям книги кругом мерещятся шпионы и враги, их «команда» устроена по военному образцу — с паролями, спецсигналами, тайной разведкой и поиском предателей, они постоянно ждут нападения и сами готовятся напасть, а один из героев книги по имени Георгий, играющий старого солдата в спектакле, читает такие стихи:

Я третью ночь не сплю. Мне чудится все то же
Движенье тайное в угрюмой тишине.
Винтовка руку жжет. Тревога сердце гложет,
Как двадцать лет назад ночами на войне.

Но если и сейчас я встречуся с тобою,
Наемных армий вражеский солдат,
То я, седой старик, готовый встану к бою,
Спокоен и суров, как двадцать лет назад.

В конце книги Георгий уплывает куда-то на бронепоезде вместе с множеством других красноармейцев — всё это подаётся на такой позитивно-ностальгической ноте — «ах, уехали воевать наши соколы, возвращайтесь поскорее». Повесть написана в 1939 году — и скорее всего Георгий поехал захватывать Финляндию или Польшу...

«Судьба барабанщика».

6911756 4752559

Невероятно бредовая повесть сталинских лет — к мальчику, которого оставили следить за московской квартирой, приезжает «фальшивый дядя» — который на самом деле оказывается не дядей, а буржуинским шпионом — он приехал в СССР, чтобы похитить документы тайной разработки одной военной хрени.

В повести в полной мере цветёт сталинская паранойя тридцатых годов — кругом враги и шпионы, которые могут даже прикидываться вашими друзьями и родственниками, и даже ваш сосед Вася может оказаться японским шпионом, что был завербован ещё 20 лет назад. Представляете гад какой? Что ещё интересно — отец мальчика (главного героя книги) незадолго до этого был репрессирован и отправлен в лагеря — но мальчик убеждает себя, что так и должно быть, что государство ошибаться не может.

В конце книги мальчик разоблачает фальшивого дядю-шпиона и стреляет в него из пистолета, но и сам получает пулевое ранение в горло, после чего теряет сознание и приходит в себя через несколько дней в госпитале в посёлке под Киевом.

И вот эта концовка по-своему очень интересная — по сути Гайдар сконструировал в этом госпитале некое подобие «советского того света» и «загробной жизни», в которой всё становится на свои места. К очнувшемуся мальчику в госпиталь приходит «добрый ангел» в форме НКВД, который разъясняет, кто и кем был в его жизни — вот этот твой друг был просто хулиганом, вот этот мужик — бандитом, а тот который «дядя» — это вот настоящий шпион. А ещё мальчик встречается со своим отцом (аллюзия на загробную встречу с давно умершими родственниками) — отца «за хорошую работу» простили и выпустили из лагерей, и они вместе едут в Москву.

Как и в других своих книгах, здесь Гайдар вовсю потакает сталинской паранойе и шпиономании, и пытается объяснить (прежде всего сам себе) что это и есть нормальное общество и вот за это он воевал.

«Чук и Гек».

6911756 4752560

Небольшой рассказ Гайдара, который наверное стал одним из самых известных его произведений. И я бы сказал — одним из самых страшных. На первый взгляд в рассказе нет ничего ужасного, его сюжет прост и понятен — два мальчика и мама едут куда-то далеко-далеко на восток к отцу, который там работает, и приезжают как раз к Новому году.

А теперь давайте наложим сюжет этого рассказа на события, происходящие в стране в то время. «Чук и Гек» был написан в 1939 году, как раз во время пика предвоенных сталинских репрессий — и «далёкое зимнее поселение», из которого отец Чука и Гека не мог приехать по собственному желанию, было скорее всего одним из лагерей ГУЛАГа, к которому мать вместе с двумя малолетними детьми, терпя лишения в опасном путешествии, едет через всю страну на длительное свидание.

Попробуйте перечитать рассказ Гайдара с этой мыслью в голове — и я вас уверяю, что он заиграет новыми, ранее незаметными красками. Что интересно — малолетние дети заключённого (к которому едет семья) уже вовсю обработаны советской пропагандой, и даже видят советско-военные сны:

Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.

Кругом пожар! В снегу следы!
Идут солдатские ряды.
И волокут из дальних мест
Кривой фашистский флаг и крест.

Это такой сон снился Геку в поезде. Что интересно, в первом издании повести, когда СССР ещё дружил с Гитлером и делил вместе с ним Польшу, стихи были несколько другие:

Приснился Геку странный сон
Как будто страшный Турворон
Плюет слюной, как кипятком,
Грозит железным кулаком.

Кругом пожар! Блестят штыки
И вот буржуйские полки
Ударив в медный барабан
Идут войной из дальних стран.

А ещё в рассказе есть ещё один очень интересный пласт — насколько неразвитой, древней и страшной страной был СССР вне крупных городов. Отъехав от зимней Москвы, мама вместе с Чуком и Геком попадают фактически в Средневековье с деревянными сараями, санями, медными самоварами и шубами из медвежьих шкур.

Вместо эпилога.

В рассказе Борхеса «Тлён, Укбар, Orbis Tertius» один человек придумал страну, которая затем постепенно начала становиться явью. Примерно то же самое сделал и Гайдар — он выдумал тот самый СССР, который по какой-то причине продолжают любит фанаты совка — где репрессии, голод, бесправие, война с собственным народом и ГУЛАГ — это всё очень хорошо, надо немного потерпеть и всё будет отлично.

Именно Гайдар и выдумал «тот самый великий СССР», пытаясь какими-то эзотерическими мотивами объяснить весь тот ужас, который творился вокруг. Но на самом деле этот «великий СССР» существовал только в мифах и сказках, вроде гайдаровских книг — а в реальности его никогда не было.

Такие дела.

Напишите в комментариях, что вы обо всём этом думаете, интересно.

Источник: https://maxim-nm.livejournal.com/541549.html

Тема урока: А.П. Гайдар «Горячий камень»

 Тип урока: урок открытия нового знания.

Цели урока: познакомить детей с жизнью и творчеством А.П.Гайдара, на примере сказки «Горячий камень» учить ценить каждый момент своей жизни, раскрыть смысл слов «счастье человека»

Метапредметные.

Оборудование: Учебник «Литературное чтение» 2 часть, Л.А. Ефросинина, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал

Диагностический блок.
Описание диагностики исходного уровня УУД (на основе письменных работ)                              

(методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативные действия.

возраст: 8—10 лет.

Метод оценивания: индивидуальная беседа с ребенком.

I .   Организационный момент. Введение в тему  — 1-2 мин.

II.Проверка знаний. Актуализация знаний  —   -7 – 5 мин.

III. Создание проблемной ситуации.   —  5 мин.

IV.  Словарная работа.  —   3-4 мин.

V. Работа в над содержанием текста   — 10-12 мин.

VI. Физкультминутка — 2 мин.( или можно исключить)

VII. . Размышления детей о счастье, опираясь на произведение и собственный опыт. 2-4мин

VIII. Подведение итогов урока. – 6 мин.

IX. Рефлексия урока.   – 5 мин.

X. . Домашнее задание.  – 2 мин.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Теоретическое обоснование

I.Организационный момент. Введение в тему

Слайд 2.  Девиз нашего урока будет: «С маленькой удачи начинается большой успех»

Я желаю вам удачи на уроке, надеюсь, что все у вас получится.

Приветствуют учителя.

II.Проверка домашнего задания. Актуализация знаний.

На прошлом уроке мы прочитали произведение Л.Пантелеева «Честное слово». Проведём блиц-опрос.

1)О чем этот рассказ?

2)Кто плакал около стены в саду?

3)Как называл себя мальчик?

4)Кто освободил мальчика от караула?

5) Что значит «несолоно хлебавши»?

Над какой темой будем сегодня работать?

— Сегодня мы прочитаем новое произведение.

— Ответим на вопросы: Как оно называется? Кто его автор?

— Определим жанр прочитанного произведения.

-Определим главную мысль произведения

(Дети пишут ответы на листочках)

Развитие регулятивного УУД – действия контроля

Регулятивные УУД: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Задание: постановка вопросов

III. Создание проблемной ситуации

-Что, по вашему мнению, такое  счастье?

:  Счастье человека это…

(ответы детей)

IV. Словарная работа. 

— Данное предложение пока оставим незаконченным, а окончание его допишем  в конце урока.

Поговорим об еще одном известном русском писателе, Аркадии Павловиче Гайдаре.

Аркадий Петрович Гайдар — детский советский писатель, он создал множество произведений. Среди них «Тимур и его команда», «РВС», «Чук и Гек», «Голубая чашка». Сочинил и записал Аркадий Гайдар «Горячий камень».

На самом деле фамилия известного писателя Голиков, а Гайдар — это литературный псевдоним. Родился он 9 января 1904 года в Льгове Курской области, погиб в Великую Отечественную войну, 26 октября 1941 года. По профессии Голиков был военным. Уже в неполные 18 лет он командовал полком, еще в 14 был принят в коммунистическую партию. В 1922-24 годах написал первую свою повесть, которая называется «В дни поражения и побед». С 1935 года начал работать в газете «Звезда» специальным корреспондентом. По долгу службы ездил по города, селам, встречался с разными людьми, что помогало ему создавать свои произведения, в том числе и «Горячий камень». Отзыв В.И. Семенова, редактора детского журнала «Мурзилка», о чтении Аркадием Петровичем этого своего рассказа был весьма положительным. Он говорил, что тот как будто не читал ему, а просто рассказывал важный случай. Многие отзывались восторженно об этом последнем произведении писателя.

Прежде чем начать, давайте вы откроете учебники и ознакомитесь с текстом, найдете незнакомые вам слова и узнаете их значение.

— Как вы заметили, в тексте действительно встретились слова, которые сейчас редко употребляются. Давайте выясним их значение:    

Восвояси – домой;

Сельсовет – сельский совет: так называлась в Советской России власть, управляющая селом; дом (контора) где работали служащие сельсовета;

 Кооператив – здесь: сельский магазин;

Колхозный – коллективный, принадлежащий всем жителям села;

Тиф – тяжёлая инфекционная болезнь;

Цигарка – скрученная из бумаги трубочка с табаком, самодельная папироса.

(Находят слова в тексте.Страницы указывает учитель)

Познавательные УУД:

Умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке

V. Чтение текста

(Слушание аудиозаписи с остановками для ответов на вопросы)

1)Назовите главных героев  сказки .

 Почему люди думали, что старик в жизни видел много горя?

-Чем он занимался на селе?

2)

 Зачем Ивашка Кудряшкин полез в колхозный сад?

 Что с ним произошло?

-Почему старик отпустил Ивашку?

3)

-Как Ивашка набрел на камень?

-Почему он решил, что камень волшебный?

-Почему надпись на камне огорчила Ивашку?

4)

-Как решил Ивашка поступить?

-Что старик приказал ему сделать?

5)

-О чем думал Ивашка, когда тянул камень на гору?

6)

-Почему старик не стал разбивать камень?

-Для чего старик приказал Ивашке вытащить камень

на гору?

7)

Почему долгие годы камень оставался неразбитым?                          

Дети слушают и отвечают на вопросы

VI. .

Работа в над содержанием текста

— Сейчас мы хорошо поработали над произведением, но мы не ответили на вопрос «Что такое счастье?»

— Давайте разделимся на группы и найдём в тексте ,что сказано о внешности героев, об их действиях и поступках, и об их отношеии к счастью.

— Одна группа будет создавать кластер об Ивашке, а другая о Старике.

— А. Гайдар описал нам двух людей. Можно ли их назвать счастливыми?

Проверка работы  

Счастье Ивашки

Счастье старика

Подвезли до школы не блестящей легковой машине

 Справился с тяжёлой болезнью

Голыми руками поймал большую щуку

Враг разбит и наша армия наступает

Дядя Митрофан взял в город на  праздник Первого мая

Мечтал о том, чтобы страна была могучей и великой

Жизнь прошла трудно, но ясно и честно

ответы детей)

(Дети составляют кластер по группам;

о старике

об Ивашке)

(самостоятельная работа)

 (слушаем варианты детей)    

VII. Размышления детей о счастье, опираясь на произведение и собственный опыт.

 — А теперь закройте глаза и представьте себя героем сказки А. Гайдара. Вот вы стоите на горе, перед вами лежит волшебный камень, вы можете его разбить и начать жизнь сначала. Как вы поступите?

(Ответы детей)

Коммуникативные УУД:

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками.

Готовность слушать собеседника и вести диалог. Задание «Работа в группе по созданию кластера»

Личностное УУД: Понимание и сопереживание чувствам других людей

Познавательные УУД:

Установление причинно-следственных связей.

VIII.Работа по картинкам, восстанавливаю -щим последова —

тельность текста.

Итак, вернёмся к незаконченному предложению, которое записано на доске, давайте его продолжим. Перед вами на листочках начало этого предложения, продолжите его.

  Итог: «Счастье человека – это сама его жизнь!»

Мы начинали наш урок с девиза  «С маленькой удачи начинается большой успех».

— Как вы считаете вы  добились успеха?

— Что для вас удачей или успехом было на уроке? – Что было трудно? – Что понравилось? (Таблица самооценки)

(Дети оценивают себя по шкале успешности)

Познавательные УУД:

Установление причинно-следственных связей.

IX. Подведение итогов урока.

Стр. 116 вопрос 5, пересказ текста по плану

(Записывают дом.зад.)

Развитие регулятивного УУД –действия самооценки

  • Слушать рассказ чехова мальчики 4 класс
  • Слушать рассказ черная курица или подземные жители в сокращении 5 класс
  • Слушать рассказ чехова злоумышленник
  • Слушать рассказ чехова тоска
  • Слушать рассказ чехова душечка