Слушать рассказ беспризорная кошка

Тема: л.н. толстой котенок цели: познакомить с поучительным рассказом л.н.толстого котенок. продолжить работу по обучению пересказу по вопросам; развивать умение

Тема: Л.Н. Толстой «Котенок»

Цели: Познакомить с поучительным рассказом Л.Н.Толстого «Котенок». продолжить работу по обучению пересказу по вопросам;

развивать умение отвечать на вопросы; отрабатывать навыки осмысленного, правильного чтения;

воспитывать любовь к животным, желание беречь и охранять их.

Ход урока

1. Организационный момент.

Начинаем урок литературного чтения.

2. Повторение.

Для тренировки техники чтения открываем книги и 5 минут читаем.

Что вы читали? Жанр произведения? Название? Автор?

Почему мы читаем книги Л.Н. Толстого?

Вспомним факты из биографии Л.Н.Толстого

Почти во всех произведениях писателя есть моменты, которые заставляют нас задуматься над собственным поведением и поступками. Л.Н Толстой всегда стремился своим творчеством сделать людей лучше, благороднее, честнее. Сегодня мы продолжим знакомство с новым произведением, с каким узнаем позже.

Для увеличения скорости чтения работаем со скороговоркой.

Кот Василий перед мышами хвалился силой своей и усами

Речевая разминка Работаем с чистоговоркой.

ол – ил – ал белый кот клубок катал ил – ул – ол он загнал его под стол ол– ил – ул потянулся и уснул

3. Новая тема.

Отгадайте загадку и догадайтесь, с каким произведением Л. Н. Толстого мы познакомимся сегодня.

Что за зверь со мной играет:

Не мычит, не ржёт, не лает,

Любит мышек он ловить,

Молоко из миски пить? Это кошка.

Что вы узнали о кошке из чистоговорки и загадки?

Чем любит заниматься кошка?

А ещё вы узнаете , что- то интересное о кошках из дополнительного материала.

Читаем текст. Находим и подчёркиваем ответы на вопросы о интересные сведения.

У кошки очень тонкий слух. Они слышат даже самый малый шорох, который производят мыши, и сразу настораживаются.

У кошки очень острое зрение. Они спокойно ходят в темноте. Помогают им в этом усы.

Кошка – великолепный прыгун. Она всегда падает на лапы. В воздухе она летит плавно и никакой парашют ей не нужен.

Кошки ходят бесшумно, втягивают когти и ступают мягкими подушечками. Они ловко лазают, умеют прыгать с высоты.

Кошки очень чистоплотны. Эти зверьки часто умываются. Они вылизывают не столько грязь, сколько свой запах. Все кошки охотники.

О ком сегодня будем читать, вы узнаете, убрав каждую третью букву.

Кобтёлнодк

Кто у вас получился?

Итак, как называется произведение, с которым мы познакомимся сегодня?

Сформулируйте тему урока. (Л. Н. Толстой « Котёнок») 

Выберите рисунок, который подойдет к названию рассказа.

(На доске картинки: котенок, кошка, кошка с котятами, котята)

Почему?

Посовещайтесь в парах.

К какому выводу пришла ваша пара?

Поставим цели:

Узнаем:…

Научимся:…

Будем учиться:…

Сейчас мы узнаем,  какая история произошла с котенком в рассказе Толстого?

Сядьте поудобнее, приготовьтесь слушать рассказ в исполнении артиста. И приготовьтесь высказать своё мнение об услышанном.

Понравился ли вам рассказ?

Кто больше понравился? Почему?

Какие чувства вы испытывали во время слушания рассказа?

Смеялись? Плакали?

Почему ваше настроение менялось?

Назовите жанр произведения.

Как вы думаете, сюжет этого рассказа выдуман писателем?

Это произведение — быль, быль о том, что произошло на самом деле.

4. Повторное чтение.

Приготовили учебники. С. 96

Читать будете самостоятельно, жужжащим чтением с карандашом в руках.

Отмечайте, какие слова непонятны.

Значения каких слов были непонятны?

Амбар — это строение в виде сарая, в котором хранили зерно, муку.

Подле – около. Подберите синонимы к лову подле (рядом)

Пустился что было духу — очень быстро

Щавель – травянистое растение с кислыми листочками, используют для приготовления борща вместо капусты, бывает культурное и дикорастущее.

Какой эпизод вы читали с особым волнением?

Кто главный герой были?

Какой он?

На карточках слова:  тихий, добрый, красивый, храбрый, отзывчивый, мужественный, находчивый,  решительный.

Выберите и подчеркните слова, которые характеризуют Васю.

Что вы можете сказать о Васе?

Вывод: В трудную минуту не растерялся, а нашёл единственный выход из создавшегося положения — настоящий герой.

Подумайте, на сколько смысловых частей можно разделить произведение?

О чём главном говорится в начале были?

Что случилось потом ?

В следующей части мы очень сильно волновались, переживали?

Чем закончилось произведение?

На сколько смысловых частей можно разделить произведение?

Расположите картинки в правильном порядке .

Кто попробует пересказать текст по рисункам. Что запомнили. Это краткий пересказ.

Физкультминутка

Отдохнём. Проведём физкультминутку:

Вот окошко распахнулось,

Кошка вышла на карниз.

Посмотрела кошка вверх,

Посмотрела кошка вниз.

И налево повернулась.

И направо повернулась, потянулась, улыбнулась

5. Работа по тексту.

Работаем с учебником.

С чего начинаются события в рассказе? Чтение первой части. Когда происходило событие? (весной)

Как дети относились к кошке?

Какими словами из текста можно подписать первый рисунок? Зачитайте.

Попробуйте пересказать часть.

Что произошло дальше?

Что привлекло внимание ребят? Подтвердите словами из текста.

Почему Вася полез на крышу?

Какое удивительное событие произошло? (Котята)

Что для них сделала Катя? (зачитайте)

Сколько было котят? Как они себя вели?

Зачитайте описание любимого котёнка Васи и Кати?

Как мама поступила с остальными котятами?

Какими словами из текста можно подписать второй рисунок? Зачитайте.

Пересказ части в паре.

Что произошло дальше? Куда пошли дети? (зачитайте)

Зачем они взяли с собой котенка?

Как вы думаете, ребята любили своего котёнка? Из каких слов вы это увидели? (дети радовались на него).

Почему же котёнок остался один? Подтвердите словами из текста.

Когда ребята вспомнили о котёнке?

Какая беда грозила котенку?

Почему котенок не убежал от собак? (Он маленький, глупый.) Как об этом пишет автор?

Как поступили дети?

Как вы думаете, а Вася боялся в этот момент?

(Боялся, но только не за себя, а за своего котёнка. Люди в состоянии сильного переживания способны на отважные поступки, в нашем случае — как раз это и видно).
Можно ли осуждать Катю за то, что она убежала?

(нет, она была маленькая; собаки были большими, охотник громко кричал)
Какими словами из текста можно подписать третий рисунок? Зачитайте.

Пересказ части.

Кто помог мальчику?

Как бы поступил ты на месте Васи?

Почему мальчик больше с собой не брал котенка?

Прочитайте отрывок «Как Вася спасал котёнка» Какая должна быть интонация? Почему?

Пересказ части.

Мы выполнили цель урока – научились пересказывать текст.

Расположите в правильном порядке названия каждой смысловой части.

Пользуясь рисунками и своей памятью.

1.Кошка пропала.

2.Котята.

3.Опасность.

4. Спасение.

Смотрите на свой план на столе и перескажите всё произведение.

Кто сможет всё пересказать?

Мы ставили целью урока определить главную мысль текста.

Скажите, какая фраза может быть главной мыслью произведения? Выберите.

1. Делу время, а потехе час. (пословица)

2. Нет друга – ищи, а нашёл – береги. (пословица)

3. Много желать – добра не видать. (пословица)

4.Мы в ответе за тех , кого приручили. (А. Сент – Экзюпери)

Объясните, как вы это понимаете?

Какие выводы сделал для себя Вася, если он пришёл к такому решению?

У кого из героев было чуткое сердце, и он по – настоящему в ответе за тех, кого приручил?

Вывод: — Какую тайну хотел нам раскрыть мудрый писатель Л.Н. Толстой? (оберегать, любить ,кормить, заботиться о тех, кого приручили )

А вы в ответе за тех, кого приручили?

Ребята, я хочу поблагодарить вас за работу на уроке, за творчество и пожелать вырасти добрыми и надежными людьми.

6. Домашнее задание.

По выбору: с. 96 – 97 читать, пересказывать по плану или подготовить рассказ о своём питомце

Авторские игровые сказки

Автор: Дмитревская Надежда Евгеньевна

Организация: МБОУ СОШ №5 «Обыкновенное чудо»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, г. Йошкар–Ола

Хочу поделиться своей находкой — нестандартными приёмами обучения детей от 2 лет слушанию сказок, в которых развиваются не только психические процессы, но и моторика, происходит знакомство с окружающим миром. И всё это — в игре! В тексте использована потешка «Солнышко-вёдрышко», не являющаяся интеллектуальной собственностью автора.

Авторские игровые сказки

Цель: Развитие психических процессов детей.

Задачи: 1.Развивать речь, моторику, координацию движений, внимание, мышление, артикуляцию.

2.Обучать детей умению владеть своим телом, находиться в воображаемой ситуации, ознакомление с окружающим.

3. Прививать умение слушать рассказ без наглядного сопровождения, способствовать появлению интереса к художественному слову.

Актуальность: Дети раннего возраста любят сказки, но всегда и не сразу бывают готовы выслушать их до конца. В игровых сказках дети являются не пассивными слушателями, но активными участниками сказок, их «сорасказчиками», даже в случае, если они не умеют пока говорить.

Игровые сказки не требуют множества атрибутов, они удобны как педагогам, так и родителям в случае, когда нужно заинтересовать, занять ребёнка.

Солнышко и дождик

Оборудование: игрушка – котик, туча, солнце, металлофон.

Вышел котик погулять, а на улице солнышка не видно, туча небо закрыла (над головами детей появляется изображение тучи), и дождик закапал: кап да кап, кап да кап (имитируем дождик постукиванием пальца по ладони, либо на металлофоне по очереди). Не любит котик, когда дождик идёт, и зонтика у него нет. Надо котика от дождика спрятать, сделаем зонтики?! (из ладоней делаем «зонтики», собирая пальцы в щёпоть). Постоял котик у Саши, обсох у Маши, спрятался у Наташи…(поочерёдно котик прячется у всех детей). А дождик льёт, не перестаёт. «Мяу-мяу, где же солнышко?» — грустит котик. Надо тучку прогнать и солнышко позвать. Подуем на тучку, дружно! А теперь нам солнышко позвать нужно!

«Солнышко — вёдрышко!

вращают кистями поднятых рук.

Выгляни в окошко!

приставляют ладошку к глазам.

Солнышко, нарядись!

протягивают обе руки вперёд.

Красное, покажись!»

ставят руки на пояс и качают головой вправо и влево.

Вышло солнышко опять, можно котику гулять!

Цветок

Дождик шёл (пальцем постукиваем по ладошке),

Дул ветерок (дуем),

Солнышко сияло (соединяем 2 ладони, растопырив пальцы).

И раскрылся вдруг цветок (раскрываем ладони, собранные в виде бутона),

Всем приятно стало. («Нюхаем» воображаемый цветок).

Прилетела тут пчела: «з-з-з» (пальцем имитириуем хоботок),

Попила нектара (постукиваем по раскрытой ладони).

Деткам мёду принесла (руки сжимаем в кулаки)

Сладкого в подарок (раскрываем ладонь, «угощаем» друг друга).

Мышка и кошка

Бежала по дорожке маленькая мышка («шагаем» пальцами). Поймала её кошка: «цап-царап!» (накрываем «мышку» ладонью другой руки). Мышка говорит: «Отпусти меня!» (покачиваем обе кисти). Кошка отвечает: «Тогда покорми меня!» Отпустила мышку. Стала мышка котлетки жарить (хлопаем ладошкой о ладошку, переворачивая, имитируем), да кошку угощать (протягиваем раскрытые ладони). Налила молочка в блюдце (соединяем ладони «мисочкой», протягиваем их вперёд). Наелась кошка (гладим живот) и говорит: «А теперь давай играть!» (Хлопаем в ладоши) Мышка согласилась, только сказала: «Чур, ловить буду я!» (Выставляем указательный палец вверх).

Проводятся догонялки с детьми – мышка ловит.

Орешник (сказка без конца)

Рос куст орешника (стоим, руки вверху). Подул на него ветер (произносим: «ш-ш-ш!», закачался орешник, посыпались с него спелые орехи: тук-тук-тук-тук (садимся на корточки, стучим поочерёдно кулаками по полу, приговаривая «тук-тук»). Один орешек увидала белка, схватила его – и убежала (делаем хватательное движение рукой и прячем за спину воображаемый орех). Другой мышка забрала (то же другой рукой). Ещё два укатились (крутим кулаками). А один из орехов корешки дал (выставляем указательный палец на пол) и стал расти. Рос, рос (тянемся), и вырос большим орешником.

При желании сказку можно повторить со слов «подул на него ветер»

Улитка

Дети сидят на полу с вытянутыми ногами.

Проснулась улитка, высунула свои глазки (из кулачка, лежащего на ноге, выставляем 2 пальца). Дунул ветер (дуем) – спряталась улитка (прячем пальцы). Перестал дуть – снова высунула глазки улитка (вытягиваем 2 пальца). Пошёл сильный дождь (постукиваем по кулаку, имитируя дождь), испугалась улитка – и опять в свой домик спряталась. Дождь закончился. Улитка выглянула из домика и поползла вниз по травинке (достаём 2 пальца из кулака, скатываем медленно кулак – улитку по ноге в сторону пальцев). Показалась ей травинка дли-и-нной дорогой. Внизу сидела гусеница, которая увидев улитку, обрадовалась и сказала: «привет!» (качаем стопой).

Маша и утёнок

Маша шла гулять в сапожках,

У неё замёрзли ножки. (Ходьба)

Чтобы ножки отогрелись,

Нужно побежать скорее. (Бег)

Маша весело бежала,

Свои ножки согревала.

Всё бежала, да бежала,

И утёнка повстречала.

(Останавливаемся, складываем щёпотью пальцы руки)

— Как же в холод ты такой

Без сапог идёшь босой?

Отвечал утёнок Маше:

(раскрываем щёпоть пальцев, имитируя открывание клюва)

— Хороши сапожки ваши,

Но утятам не нужны ни сапожки, ни штаны.

Наши лапки в холода

Не замёрзнут никогда.

(Водим пальцем из стороны в сторону)

А детишкам пригодится

Одеваться научиться!

Дмитревская Н.Е.

Приложения:

  1. file0.docx.. 13,0 КБ

Опубликовано: 27.11.2021

Использован учебник «Литературное чтение» 3 класс, 2 часть, Климанова, страница 106-108. Раздел «Люби живое»

Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Что объединяет произведения этого раздела, о чём они? Реальные в них события или вымышленные. Подтверди текстом. Какие произведения можно отнести к сказкам, а какие к рассказам? Чем сказка отличается от рассказа?

Все произведения этого раздела о животных. Героями их становились собака, зайчонок, мышонок, капалуха, обезьянка, светлячок.

Произведения «Малька провинилась», «Ещё про Мальку», «Про обезьянку», «Капалуха» и «Он живой и светится» можно отнести к рассказам. События в них реальные.

Произведения «Листопадничек» и «Мышонок Пик» можно отнести к сказкам. События в них частично придуманы авторами.

Сказка отличается от рассказа тем, что события в ней выдуманы автором, не могли происходить в реальной жизни. В сказках могут быть волшебные персонажи, а обычные животные могут говорить. Действие сказки может происходить в выдуманном мире.

2. Что нового ты узнал о животных, их повадках, отношениях между людьми и «меньшими братьями»?

Я узнала, что зайчата рождаются осенью или весной, и осенних зайчат зовут листопадничками.

Я узнала, что бобры строят хатки, в которых зимуют, что они заботятся о бобрятах.

Я узнала, что все животные заботятся о своих детях, готовы защищать их ценой своей жизни.

Я узнала, что у мышей очень много врагов.

Я узнала, как охотятся сорокапут, скопа, змея и многие другие животные.

Я узнала, что обезьяны очень игривые и смелые.

Я узнала, что светлячок так называется потому, что может светиться в темноте.

3. Придумай рассказ о своём домашнем любимце, зверьке или птичке.

Пример рассказа о любимом домашнем зверьке можно посмотреть, перейдя по ссылке.

4. Как называются выразительные слова, пропущенные в тексте про мышонка Пика? Что изменилось без этих слов?

В этом тексте пропущены слова, которые называются эпитетами. Обычно это прилагательные, которые придают тексту яркость, выразительность. Они позволяют более точно представить описываемые события.

Без эпитетов текст получается «сухой», фразы размытыми, их можно понимать по-разному.

Например, мы узнаём о характере героев: Пик назван глупым, а жулан хитрым. Узнаём их особенности: нос жулана крючковатый, он поёт красивые песни, чтобы приманить добычу. Узнаём характеристики: удар, полученный Пиком, был сильным, а трава — мягкой и смягчила падение.

5. Расскажи о произведениях Бианки по вопросам.

Пример рассказа о произведениях Бианки можно посмотреть, перейдя по ссылке.

6. Сравни текст о мышах из энциклопедии с рассказом Бианки.

Текст о мышах в энциклопедии сообщает только общие факты. В нём нет эмоций, нет отношения автора, нет героев и нет сюжета.

Рассказ Бианки — это рассказ о приключениях конкретного мышонка, который является его героем. Писатель заставляет читателя сопереживать Пику, использует выразительные слова.

7. Чем отличаются художественные рассказы и научно-познавательные тексты?

Научно-познавательные тексты отличаются от художественных тем, что в них нет главных героев, нет развития сюжета, нет авторского отношения к происходящему, не используются средства художественной выразительности. В них описываются точные научные факты, приводится описание образа жизни того или иного животного, как представителя своего вида.

Художественные тексты пишут писатели. Картины природы, жизнь людей они изображают с помощью вдохновения, выразительных слов, ярких образов.

В научно-познавательных текстах автор описывает жизнь животных на конкретных примерах.

8. Раздели тексты этого раздела на художественные и научно-познавательные. Докажи своё мнение.

В этом разделе нет научно-познавательных текстов. В любом произведении раздела есть главный герой, есть описание его приключений. В них выражено авторское отношение к происходящему, используются выразительные слова — эпитеты, сравнения.

9. Какие рассказы Бианки ты читал, какие тебе захотелось прочесть?

Я читала много рассказов Валентина Бианки. Это: «Ёж-спаситель», «Как муравьишка домой спешил», «Купание медвежат», «Музыкант», «Сова», «Неслышимка», «Красная горка», «Оранжевое горлышко».

Мне хочется прочитать повести Бианки «Мурзук» и «Одинец».

10. Что общего между произведениями Бианки и Соколова-Микитова?

Герои этих рассказов отправляются в опасное путешествие. Мышонок волей ребят, отправивших его в плаванье. Листопадничек сам по себе. Обоим героям приходиться бороться за свою жизнь, испытания закаляют их. Они оба возвращаются домой в конце произведения.

Эти произведения можно отнести к литературным сказкам.

11. Что объединяет два рассказа В. Белова?

Эти рассказы объединяет главная героиня — собака Малька. В них описаны два случая из её жизни. В этих рассказах Малька показана верной матерью, беспокоящейся о своём щенке.

12. Какими произведениями можно дополнить раздел «Люби живое». Составьте список книг.

В этот раздел можно включить любое произведение о живой природе. Всё они призывают читателя любить природу.

Например:

В. Бианки «Сова», Б. Житков «Беспризорная кошка», К. Паустовский «Барсучий нос», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Г. Скребицкий «Заботливая мамаша», Г. Снегирёв «Хитрый бурундук», Е. Чарушин «Кот Епифан», В Чаплина «Дружба» и многие другие.

Выставка книг к разделу «Люби живое»

1

  • Слушать рассказ борис годунов отрывок
  • Слушать рассказ бежин луг из записок охотника
  • Слушать рассказ березовая роща
  • Слушать рассказ бабка осеева слушать
  • Слушать рассказ бедная лиза карамзин полностью