Слушать по рассказам деда есть одна легенда о шальной цыганке слушать

Родник двенадцать ключей, святой источник у деревни свиридово-2 автор: плаксин олег опубликовано: 25-11-2015, 22:43, посмотрело: 15599тульская область в венвский район

Родник «Двенадцать Ключей», святой источник у деревни Свиридово-2

Автор: Плаксин Олег Опубликовано: 25-11-2015, 22:43, посмотрело: 15599Тульская область В» Венёвский район В» поселок Свиридовский

Святой источник «Двенадцать Ключей» расположен в четырех километрах ниже по течению реки Веневка и северо-западнее города Венев, в 200 м северо-западнее деревни Свиридово 2-е Венёвского района Тульской области, за рекой. Вода этого источника вкусна и считается целебной и отвечает всем санитарным нормам по заключению СЭС. Двенадцать ключей — источник, бьющий под горой на левом берегу речки Веневки, а на высоком правом берегу расположена деревня Свиридово-2. Много паломников стекается сюда особенно в теплое время года. На берегу пруда образованного стекающими водами источника растут ивы, которые густо увешаны ленточками. Существует поверье, чтобы желание исполнилось, то нужно обязательно повязать ленточку на дерево у источника. Но многие не задумываются, что это лишь языческие проявления которые нужно подавлять в себе и не захламлять святое место.У источника есть купальня с купелью с живительной водой, в которую можно окунуться. Питьевую воду черпают в отдельном срубе. У родника люди получали исцеления от болезней глаз и ног, от бесплодия. Поставленный каменный крест изготовлен братом невинно убиенного эстрадного певца-патриота Игоря Талькова. На кресте табличка, на которой написано, что в этом месте будет построена часовня в честь Двенадцати Апостолов.По преданию, в деревне, около реки Веневки, жил дед Свирид, и было у него 12 сыновей. С детства они очень любили бегать по высоким косогорам, у впадения в Веневку, реки Осетреца. Когда младший в семье стал помощником отца, избрали Свирида старостой. В 1380 г. князь Дмитрий Донской собирал войска для сражения с Мамаем на Куликовкую битву. Из каждой деревни забирали каждого десятого мужчину в возрасте от 16 до 40 лет. В Свиридово таких было 120 душ. Долго спорили, решили тянуть жребий. Сыновья тянули последними и жребий выпал им. Из уважения к старосте хотели сделать новую жеребьевку, но тот отказался. Во время сражений все они погибли, а младший, пронзенный копьем, прикрыл знамя. Пошел дед Свирид на поле и нашел всех своих сыновей, лежащих рядом. Он погоревал, собрал тела и привез их домой, где похоронил их под заветным дубом у пересохшего с горе Осетреца. Утром забил из-под горы чудесный родник на двенадцать струй. С тех пор идут к нему люди за силой богатырской. Благодарные потомки назвали село, около источника Свиридовым, в честь деда Свирида. По другой версии, сыновья один за другим уходили на битву с ордынцами. И, если кто-нибудь из них погибал в сражении, из земли начинал бить родник, будто сама земля русская плакала по своим детям. В тот день, когда забил 12-й ключ, отец с горечью понял, что сыновей у него больше нет.Как добраться: проехать через центр Венева, на развилке дороги повернуть налево, ехать до указателя на источник, а потом километр прямо по полю. Расстояние от Тулы 70 км асфальта и 1 км грунтовки.Координаты: 54°23’40.6″N 38°15’51.4″EАвтор фото jollytulsky

<center>Карта:</center>Святой источник «12 ключей» (Россия, Венев)Отзывы (4)ОписаниеФотогалерея<isrc>С другой стороны от дороги находится первый указатель на источник.

Сворачиваем на гравийную дорогу и следуем до следующего указателя.

На развилке сворачиваем налево. Здесь также стоит указатель на источник.

Продолжаем движение по гравийной дороге до следующего указателя.Указатель также предлагает повернуть налево.Неожиданно гравийная дорога сменяется асфальтовой.Вот уже показался источник.Рядом с источником есть небольшая парковка. Сюда постоянно приезжают паломники и путешественники, но места для машин хватает.Пройдем к источнику.

Нужно пройти немного пешком.К источнику ведет дорожка. За последний год посаженные вдоль нее сосенки подросли.Сосенки сменяют черные каменные плиты. На каждой плите написана одна из двенадцати добродетелей.

Неспешно подходим к источнику. Пение птиц, журчание воды настраивает на мирный лад.Здесь какая-то необыкновенная благодатная атмосфера.Каменный крест установлен в память о двенадцати братьях — сыновьях местного жителя Свирида.Согласно местной легенде, было у Свирида двенадцать сыновей. В 1380 г. все сыновья были призваны на войну для сражения с полчищами Мамая на Куликовом поле. Во время битвы все сыновья погибли. Дед Свирид погоревал, собрался и поехал на поле Куликово. Отыскал тела своих сыновей, привез домой и похоронил рядом с пересохшей с горя речкой Осетрец. Утром забил целебный источник из двенадцати ключей.С тех пор идут люди к святому источнику за исцелением и силой богатырской. Вот такая, вот красивая история.Источник славится тем, что помогает при глазных недугах и болезнях ног, здесь ищут помощи при бесплодии. Из собственного опыта могу сказать, что вода в источнике вкусная и студеная. Примерно одной температуры как весной, так и летом. У меня всегда сводит ноги, но при выходе из воды все неприятные ощущения сразу проходят. После посещения этого места несколько дней чувствую умиротворение. Прибавляются силы как душевные, так и физические.Для купания оборудована купальня. Она делится на две части. Обычно с одной стороны заходят женщины, с другой мужчины.

Перед входом в купальню висят правила поведения в святом месте.Внутри купальня оборудована лавочками, вешалками, есть ступеньки и перила для схода в воду.Вода из купальни вытекает и бежит в речку Веневку. Как же приятно слушать журчание воды! Весело поют птицы, кукует кукушка.Рядом с купальней на поляне Невест находится часовня. Построена она была несколько лет назад. Открытой ее не видела ни разу.

На поляне Невест установлена вот такая гранитная доска.Поднимемся на ближайший холм и посмотрим на окрестности сверху.

Возвращаемся к источнику. Летом здесь проходит международный фестиваль фольклора и ремесел «12 ключей». В этом году фестиваль пройдет одиннадцатый раз. Запланирован он на 1 июля.По той же дорожке возвращаемся к стоянке.Святое место провожает нас словами Пимена.Благодарю за внимание!

Время использования: много раз
Год посещения: 2017
Страна: Россия
Регион (край, область, штат): Тульская область
Район: Венёвский район
Город или поселок: деревня Свиридово 2-е
Общее впечатление: Святое благодатное место в Тульской области. Место проведения международного фестиваля фольклора и ремесел.
Моя оценка:
Рекомендую друзьям: ДА

Это полезный отзыв?

В Макарьевском крае, что в Костромской области, есть чудо чудное – родник 12 ключей, который славится на всю страну нашу и собирает ежегодно тысячи паломников и верующих, да и просто путников и туристов. Расположен он в глухом лесу и, сбегая по крутому склону, устремляется в речушку местную – Черный Лух.

По преданиям, стоял на этом месте когда-то красивый скит среди величавых сосен, который неведомыми путями ушел однажды под землю, на его же месте люди издали стали замечать странные яркие огоньки. Когда набрались жители окрестных мест смелости да пришли посмотреть, что за искорки блуждают по холму, увидели они ключи, бьющие из-под земли. Насчитали их в количестве 12 штук, да так и назвали источник. С тех пор стали приходить сюда да поклоняться роднику, почитая святое место и тех, кто когда-то здесь жил.

Ныне этот источник находится во владениях Чернолуховского лесхоза. Площадку перед ключом обустроили, возвели удобные деревянные сходни со ступенями и крепкими перилами. В самом низу примостилась купальня. А наверху оборудована вполне себе современная стоянка для автомобилей, построена небольшая часовенка с образами для моления, украшенная резьбой искусной. В ней есть особая тетрадь с просьбами молящихся, куда каждый посетитель может записать свои горести, прося помощи и защиты святых. Чуть поодаль расставили скамейки для отдыха и любования красотами, уютную беседку с крышей на случай дождя, в которой стоит стол с яркой домашней клеенкой и лавочки.

Выбиваясь из земли, струя воды стекает в специально построенную деревянную емкость, где можно зачерпнуть целебной жидкости. В нее прихожане бросают монетки, кто-то – чтобы снова вернуться, а кто-то – как дань местным святыням. Потом ручеек спускается вниз по холму да прямо в речку. На солнечном свете струи переливаются серебряными нитями и сверкают не хуже самого светила. И даже в самый жаркий летний денек вода в источнике студеная – аж зубы сводит. Зимой же ключ никогда не замерзает – несмотря на жгучие костромские морозы. У воды нет ни запаха, ни посторонних вкусов и примесей, она прозрачна и чиста – как слеза.

В народе ходят легенды о происхождении источника, о его силе и целебных свойствах, которые он дарит людям. Говорят, если испить водицы ледяной да окунуться в нее полностью, все хвори проходят и печали отпускают. А некоторые местные жители утверждают, что обрести с помощью святой водицы можно не только здоровье, но и благополучие финансовое, и счастье человеческое. Немало желающих приезжает сюда проверить эти былины на деле!

Родник 12 ключей стал не только местом преклонения верующих и точкой туристических маршрутов по Костромским землям. Сюда часто приезжают, приходят местные жители и население окрестных поселков и деревень. Просто отдохнуть душой, набрать домой воды да послушать тишину природы. Говорят, на многих снисходит особое состояние умиротворения и благостности.

Добраться сюда труда не составит: место настолько популярное и почитаемое, что указатели на источник встречаются еще на подъезде к деревне Большие Рымы. А от них к ключу ведет дорога, покрытая песком, в окружении высоких и величавых сосен. От Костромы двигаться надо на восток – в сторону Судиславля, а от него – на юго-восток до деревни Юрьево. Протяженность пути составляет около 100 км, поездка на личной машине займет 2-3 часа, а на рейсовом автобусе чуть больше.

Родник 12 ключей – удивительное место и по истории своей, и по современному значению. Посетителей год от года все больше, а те, кого надежда окрыляет и вера укрепляет, непременно должны сюда попасть! Да и просто любителям древности и легенд, туристам и путешественникам, исследователям родной земли и ценителям природы здесь будет необычайно интересно!

Используемые источники:

  • http://svyato.info/7194-rodnik-svjatojj-istochnik-dvenadcat-kljuchejj.html
  • https://otzovik.com/review_4884640.html
  • https://gotonature.ru/644-rodnik-12-klyuchey.html

За время президентства Зеленского материальное положение более половины украинских семей ухудшилось. Об этом говорят результаты социсследования Центра Разумкова. И это ярчайший итог деятельности «зеленой» власти.

Некомпетентность и профнепригодность вчерашних клоунов (хотя почему вчерашних, они и сегодня ими являются, просто уже не смешно) загнали украинцев в нищету. Как говорит главный критик Зеленского Виктор Медведчук — эпоха бедности на Украине при Зеленском превратилась в эпоху нищеты.

По словам Медведчука, только за последний год стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 22%, в частности тариф на электроэнергию вырос на 36,6%, природный газ — на 63,6%, горячую воду и отопление — на 10,4%. И это не предел, поскольку власть уже рассматривает возможность повышения тарифов этой зимой. При этом инфляция превышает 10%, цены в стране растут быстрее зарплат, говорится в материале украинского издания «Вести.уа».

Со своей стороны Медведчук сделал многое, чтобы изменить ситуацию: договорился о цене на газ для Украины в 175 долл., что позволило бы серьезно снизить тарифы для украинцев, добился снятия российских санкций с ряда украинских предприятий, разработал мирный план, который может снять с Украины бремя войны. Но за это Зеленский начал кампанию преследования Медведчука, отправив того под домашний арест. Впрочем, это никак ему не помогает — рейтинг власти неуклонно падает, а оппозиции растет.

Для понимания, как украинцы оценивают политику этой власти, как раз и стоит смотреть на такие вот социологические исследования.

Только представьте, власть хвастается, что экономика растет, дороги строятся, зарплаты и пенсии растут, а люди говорят, что жить им стало значительно хуже.

Только 7,5% украинцев ответили, что они увеличили свое состояние за два последних года. Видимо, это сам Зеленский, его министры, чиновники и все их окружение. Как раз и наберется на 7,5%. А вот остальные либо стали жить хуже, либо все так же.

И что интересно — главными причинами экономических проблем на Украине опрошенные чаще называют некомпетентность власти (39,1%) и высокий уровень коррупции (35,4%). Коррупции, которую так обещал искоренить Зеленский.

Правда, потом выяснилось, что его дружки разворовывают ковидный фонд, дерибанят деньги на «Великому будівництві», прячут наворованное в офшорах — просто-таки новые лица и новые веяния в украинской политике. В фильме он был честным учителем, а в жизни, получив власть, стал жадным и алчным недодиктатором.

Чтобы оправдаться за свои провалы, Зеленский винит во всем Россию. Мол, это она не дает газа, угля, не хочет идти на контакт. Не хочет, это правда. Но Россию просто достало, ведь с Зеленским и его командой просто невозможно работать. Да и сами украинцы не верят этим оправданиям власти.

С приближением холодной зимы они называют причиной энергетического кризиса коррумпированность (37,5%) и некомпетентность власти (36,8%). То есть это Зе-команда своими же руками загнала Украину в энергетический кризис. Да, мог бы помочь Медведчук, который способен договориться с РФ и разрешить этот кризис, но Зеленский решил, что личное для него важнее интересов государства.

«Все, что происходит в стране, как раз происходит из-за того, что власть является профессионально непригодной — она не может найти пути разрешения этой ситуации.

Программой нашей партии как раз предусмотрено восстановление экономического сотрудничества с РФ. Это главный вопрос, и этот вопрос Украина должна решать в интересах своих граждан. Не в интересах политикума, политической воли или политических амбиций тех или иных слоев общества, которые представлены во власти, а именно в интересах граждан», — говорит Медведчук.

А что будет весной, когда закончится отопительный сезон? Сейчас, когда еще не ударили холода и не закончился газ, 52% украинцев уже винят центральную власть за проблемы отопительного сезона. Еще четверти все равно, кто за них отвечает, но этих проблем быть не должно. То есть если в квартирах зимой будет холодно, эта масса людей будет не просто в штыки воспринимать эту власть, она ее сметет.

А с учетом того, что рейтинги Зеленского все ближе к отметке 20%, эту зиму власть может и не пережить. И вряд ли судорожные смены министров могут выпустить пар недовольного общества.

Потихоньку начинает сбываться все, о чем предупреждал Зеленского Медведчук. Руководствуясь интересами не своего народа, а западных кураторов, власть загнала себя в тупик — нет ни мира на Донбассе, ни отношений с Россией, ни дешевых энергоресурсов, ни единства в обществе. Одно неверное решение тянет за собой следующее. Но при этом рецепт для спасения страны есть.

Зеленскому уже даже европейские политики говорят прямым текстом: восстанавливайте отношения с Россией, как говорит Медведчук, обеспечьте свой народ газом и углем, договоритесь о мире на Донбассе, вытяните из ямы промышленность, дайте Украине глоток свежего воздуха. Вот только сможет ли это сделать Зеленский? Очевидно, что нет. Значит, нам нужна новая власть, которая точно сможет.

Читайте также: На Украине массовые протесты и столкновения с полицией (ВИДЕО А. ШАРИЯ)

Владимир Шамин, Украина

Сегодня довольно часто можно услышать фразу: «Я не смотрю телевизор!» Но телевизионные программы продолжают находить аудиторию — пускай и в другой форме вроде публикаций в сети после вещания в эфире. Да и сами телевизоры претерпели немало изменений: от громоздких ящиков весом в несколько десятков килограммов с проводными пультами и малюсенькими экранами, требующими лупу, — до тончайших панелей толщиной менее сантиметра. Рассказываем, кто, каким образом и когда создавал телевидение в том виде, в котором мы его знаем.

О передаче изображения думали еще в XIX столетии, но первые механические телевизоры появились в начале XX века

Прообразами телевизоров можно считать наработки многих исследователей, занимавшихся созданием технологий для трансляции сначала статичного, а потом и движущегося изображения еще в XIX (по некоторым данным, даже в XVIII) веке. Принято считать, что одни из первых работ в этом направлении в 1860-х годах проводил итальянец Джованни Казелли, изобретатель устройства под названием пантелеграф. Этот прибор позволял передавать статичную картинку по проводам, благодаря чему его также называют предвестником современных факсов.

Но еще более значимый прорыв был связан с появлением диска Нипкова — технологии, разработанной в 1884 году немцем Паулем Готлибом Нипковым. Его идея заключалась в создании вращающегося диска с отверстиями, расположенными по спирали. Если, хорошенько раскрутив диск, разместить за ним объект, то этот объект останется различимым. Добавляем фотоэлемент — и вот перед нами примитивная система сканирования изображения. Соединяем этот диск с другим таким же, где вместо фотоэлемента установлена лампа (источник света), — и видим, как восстанавливается аналогичное изображение.

По сути, примерно так работали первые так называемые механические телевизоры, история развития которых, правда, была относительно недолгой. И тем не менее именно на основе диска Нипкова шотландец Джон Лоуги Бэрд разработал первый механический телевизор. В 1925 году ему удалось показать первое динамическое изображение.

«Википедия» уточняет: «2 октября 1925 года в своей лаборатории Джон Бэрд достиг успеха в передаче черно-белого (в градациях серого) изображения куклы чревовещателя». А еще говорят, что в редакции газеты Daily Express, куда пришли рассказать про открытие, изобретателю просто не поверили. Легенда гласит, что редактор издания тогда сказал своим подчиненным: «Ради бога, спуститесь в приемную и избавьтесь от безумца, ожидающего там. Он говорит, что изобрел машину, чтобы видеть через радио! Будьте аккуратнее, он может быть вооружен».

Некоторые источники заявляют, что в 1923 году передать изображение также удалось американцу Чарльзу Дженкинсу, а в СССР — изобретателям Ованесу Адамяну и Льву Термену (независимо). Но звание самого успешного «первопроходца» принадлежит все же Бэрду.

Первые серийные телевизоры

Американская компания Western Television в конце 1920-х годов выпускает модель механического ТВ Visionette на базе диска Нипкова с экраном диаметром около 18 дюймов. Всего таких моделей произвели порядка 300 штук. Коммерческое устройство изобретателя Бэрда назвали совсем просто — Televisor. Девайс выпускался в Великобритании в 1930—1933 годах. В серию пошло около тысячи штук.

В СССР дело с выпуском коммерческих (как назвали бы их сегодня, хотя простому гражданину купить такие было, мягко говоря, затруднительно) телевизоров задержалось, но не надолго. Первые экспериментальные телепередачи стартовали в 1931 году, более регулярно трансляции начали вестись в 1934-м. Тогда применялся немецкий стандарт связи (30 строк, частота — 12,5 кадра в секунду) при соотношении сторон картинки 4:3.

Выше продемонстрирован один из первых серийных советских ТВ — Б-2. Устройство выпускалось с 1933 по 1936 год и стоило баснословные 235 рублей. Интересно, что для просмотра телепередач его нужно было подключать к одному радиоприемнику, а чтобы попутно слушать звук — к другому.

Электронные телевизоры с лучевой трубкой, или «Купил — Включил — Не работает»

Важно понимать: все упомянутые выше модели телевизоров являлись так называемыми механическими ТВ, а более-менее настоящая массовость наступила только с применением электронно-лучевой трубки. В общем, параллельно с механическими развивались электронные телевизоры — в итоге именно они выиграли в популярности и технологичности.

Принцип действия ЭЛТ-телевизоров раннего периода базировался на изобретении немецкого физика Карла Фердинанда Брауна, создавшего катодно-лучевую трубку (по сути, кинескоп) — стеклянную колбу с горизонтальными и вертикальными отклоняющимися катушками, на которые подается ток. Русский ученый Борис Розинг уже в 1907 году установил подобную трубку в закрытый корпус, но его изобретение в то время не снискало полноценного применения, хоть и было запатентовано.

Впоследствии с похожими проектами выступали изобретатели и из других стран. Например, японец Тaкaянaги Кэндзирo к 1928 году сумел скомбинировать принципы работы диска Нипкова с ЭЛТ-трубкой и представил телевизор, способный передавать изображение лица с полутонами.

Но первый телевизор с ЭЛТ-трубкой, пригодный для относительно массового практического применения, изобрел Владимир Зворыкин — русский инженер, эмигрировавший в США и в свое время участвовавший в опытах под руководством уже упомянутого Бориса Розинга. В 1936 году под эгидой американской компании Radio Corporation of America (RCA) состоялся выпуск тестового ТВ-приемника Зворыкина с ЭЛТ-составляющей, а в 1939-м вышла модель под названием RCS TT-5 — черно-белый телевизор с экраном всего на 5 дюймов.

Впоследствии Зворыкин много раз бывал в Европе, в том числе в СССР. В результате реализации заключенного между RCA и СССР договора Союз в 1938 году ввел в эксплуатацию первую передающую станцию электронного телевидения в Москве.

Правда, ждать по-настоящему массового советского телевизора пришлось еще достаточно долго. Хорошо известная модель КВН-49, как понятно из названия, стала доступна только после окончания Второй мировой, в 1949 году. Источники в сети уверяют, что в том или ином виде почти 30-килограмовый ТВ выпускался вплоть до 1962-го. И ему действительно удалось стать первым советским ТВ, который можно назвать массовым – его производили на многих производствах по всему Союзу.

Но известность телевизор приобрел за счет шутки по расшифровке его названия. Заглавные буквы «КВН» на самом деле обозначают фамилии разработчиков устройства – Кенигсон, Варшавский, Николаевский. Но «в народе» придумали более простую и понятную расшифровку: «Купил — Включил — Не работает» или «Крутанул — Вертанул — Не работает». Подобная дурная слава связана с тем, что около половины выпущенных телевизоров (в особенности в первые годы после «релиза») подвергались ремонту в течение гарантийного срока.

Как первый в мире ситком дал понять: будущее за развлекательным вещанием

Впрочем, технический прогресс сам по себе не придал бы телевидению той значимости, которую отрасль начала завоевывать по мере все большего распространения. В конце 40-х и начале 50-х годов XX века хотя бы один телевизор могли позволить себе многие семьи — по крайней мере, если говорить про США.

К тому времени вещание велось уже несколькими местными каналами, работающими и сегодня. Кроме новостных программ, начали транслировать спортивные передачи, но с развлекательным контентом, как принято говорить сегодня, дело обстояло напряженно. Все изменил всего один телесериал, выпускавшийся американским телеканалом CBS с 1951 по 1957 год. Речь про «Я люблю Люси» (англ. I Love Lucy). Это — первый в мире ситком, или ситуационная комедия, которую называют «одним из величайших и влиятельных комедийных сериалов в истории».

Сериал изначально выходил по понедельникам с 21:00 до 21:30 (позже это время назовут прайм-тайм) и рассказывал про Люси Рикардо — домохозяйку среднего класса в Нью-Йорке, придумывающую с друзьями различные способы, чтобы наконец-то выступить в ночном клубе своего мужа. В 2012 году «Я люблю Люси» в опросе журнала People назвали «Лучшим телешоу всех времен», права на трансляцию сериала получили десятки вещающих на разных языках компаний по всему миру.

В общем, «Я люблю Люси» достаточно быстро превратился в американскую классику, открывшую дорогу развлекательному вещанию нового для того периода времени формата, впоследствии также ставшего «классикой». Короче говоря, знаменитых «Друзей», «Как я встретил вашу маму» или «Теорию большого взрыва» без «Я люблю Люси» представить и произвести вряд ли бы получилось.

Как телевизоры стали цветными

Передачей цветного изображения занималось немало исследователей в разных странах. Первые тесты проводились еще в эпоху механических ТВ. Массовость они обрели в начале 1950-х годов, когда в США приняли первый в мире стандарт цветного телевещания. Проще говоря, именно в этот период стали появляться термины, о которых вы наверняка слышали и сегодня.

Так, в 1953 году утвердили стандарт NTSC, который предусматривал передачу информации о яркости и цвете изображения и, что немаловажно, мог использоваться для приема уже выпущенными черно-белыми телевизорами. К середине 1960-х появились европейские вещательные системы для цветного ТВ — PAL и SECAM. Последний утвердили во Франции в 1967 году.

Первым цветным телевизором, выпущенным в СССР, считается модель завода «Коминтерн» под названием «Радуга». Это произошло в 1954 году. Попутно произошла еще одна революция: в 1960-х компания Sony представила первые коммерческие телевизоры на основе полупроводников. Корпуса телевизоров становились миниатюрнее, дисплеи, наоборот, прибавляли в размере и становились более плоскими, а не выпуклыми. Добиваться этого достаточно долго позволяло уменьшение размеров самой лучевой трубки.

Как появились первые телевизоры с пультом ДУ и почему в СССР их роль часто выполняли дети

Массовой технология стала спустя с десяток лет после изначальной разработки в 1950-х. Сначала пульты были проводными, через несколько лет появились первые прототипы решений, для которых необходимость физического соединения кабелем уже отсутствовала.

Правда, первые беспроводные пульты ДУ использовали световой сигнал, который сбивался с толку при сильном искусственном освещении. В какой-то момент для передачи сигнала решили использовать ультразвук — тогда технология и приобрела массовость (в середине 60-х и первой половине 70-х годов XX века). И за все эти разработки ответственен американский ученый Роберт Адлер, которого считают главным изобретателем современного пульта ДУ.

Более современные пульты, в конструкции которых применяется инфракрасное излучение, стали появляться только в 1980-х годах. А сегодня пульты ДУ в телевизорах с Smart-TV в основном используют Bluetooth, позволяющий не целиться в определенную часть телевизора, как это привычно делать с инфракрасными моделями.

Правда, в СССР телевизоры с пультами ДУ долго не приживались. Вместо последних, как правило, «использовали» младших членов семьи, которых просили переключать каналы «классическим» способом, то есть через кнопки на самом ТВ (а бывало и плоскогубцами). Интересно, что при этом техническая возможность подключения проводных пультов была. «Википедия» утверждает, что некоторые модели отечественных ТВ оснащались разъемами на задней стороне корпуса для подключения таких устройств.

Но опять же: в продаже такие встречались редко, да и стоили немало. Приобретать массовость беспроводные пульты ДУ для телевизоров в СССР стали только к середине 80-х.

Появление цифрового ТВ

Первые системы механического и электронного телевидения, в том числе цветные, были аналоговыми. Если упростить, основное различие касается передаваемого сигнала: в цифровом варианте оно представляет собой поток данных, который описывает исходные аналоговые сигналы картинки и звука. В общем, эфир становится более стабильным, а изображение — более четким. Разработка стандартов цифрового вещания началась в 1970-х годах, но их становление случилось позже, в 1990-х. Однако полноценный переход на цифру в США завершился лишь к концу 2000-х. В Беларуси же этот процесс происходил и того позже, ближе к 2015 году.

К чему телевизоры пришли сегодня

Современные ТВ по толщине не превышают нескольких сантиметров и применяют разные технологии. Но в начале 2000-х наибольшую популярность завоевали плазменные модели. Правда, кроме увеличенной диагонали экрана по сравнению с ТВ на ЭЛТ-трубках, такие устройства могли предложить только большой вес и избыточную теплопроводимость. Короче говоря, минусов хватало — из-за конструкции, предполагающей размещение ячеек плазмы между двумя слоями стекла, производство усложнялось. А значит, девайсы прибавляли в цене.

Параллельно развивались ЖК-телевизоры со слоем жидких кристаллов, за которым располагается светодиодная подсветка. В каждом кристалле-пикселе находится по три субпикселя красного, зеленого и синего цветов. По мере совершенствования технологии такие ЖК-панели полностью вытеснили плазму. Во многом за счет куда более низкой цены в производстве. В общем, ближе к концу нулевых такие телевизоры заняли лидирующее положение на рынке (и держат его до сих пор).

Один из последних витков технологий — телевизоры с OLED-матрицами, то есть без общей подсветки. В таких ТВ каждый отдельный пиксель светится самостоятельно, что дает повышенную контрастность и глубину черного (для этого ненужные в конкретной сцене пиксели попросту выключаются). Кроме того, подобные OLED-панели — очень тонкие. По толщине они — несколько миллиметров. Из минусов — высокая цена производства и возможный эффект выгорания (в первых OLED-моделях на экранах могло оставаться остаточное изображение от логотипов телеканалов, если они проигрывались сутками напролет).

Стоит добавить: альтернативные технологии вроде mini-LED-экранов все еще основываются на ЖК-матрицах, но они сделали скачок вперед по сравнению с обычными дисплеями такого типа и вплотную подобрались к OLED по качеству картинки в части контрастности, углов обзора и других характеристик. Впрочем, говорить про победу одного из подходов пока рано. Пока они скорее развиваются параллельно, конкурируя друг с другом. И да: передовые технологии все еще стоят очень дорого, как и практически 100 лет назад на заре становления ТВ. В Беларуси, например, можно купить телевизор ценой почти в 400 тыс. рублей (около $156 тыс. по курсу).

А вот в части предоставления контента современные ТВ ушли на несколько шагов вперед даже по сравнению с моделями, предлагавшимися 10—15 лет назад. Сейчас большинство телевизоров оснащаются системами Smart-TV, позволяющими запускать фильмы, телепередачи и другие ролики через интернет тогда, когда этого хочет пользователь. В общем, эфирное вещание, когда перед экраном необходимо было находиться в строго определенный момент времени, определенный телекомпанией, уходит в прошлое. В крупных медиахолдингах это хорошо понимают: в последние несколько лет, особенно после начала пандемии коронавируса, все больше сериалов и даже фильмов выходят только для пользователей онлайн-кинотеатров.

Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!

Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро

Перепечатка текста и фотографий Onlíner без разрешения редакции запрещена. ng@onliner.by

  • Слушать повести и рассказы русских писателей
  • Слушать песню ты красивая такая даже трудно в сказке описать
  • Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева
  • Слушать песня зимняя сказка слушать с текстом
  • Слушать познавательные сказки для детей 6 7 на ночь