Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева

Описание презентации по отдельным слайдам: 1 слайд описание слайда: разработала:учитель музыкиаланина в.и.,государственное казенное общеобразовательное учреждение специальная коррекционная общеобразовательная школа-интернат 29симфоническая

Разработала: учитель музыки Аланина В.И.,Государственное казенное общеобраз...

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Разработала: учитель музыки Аланина В.И.,Государственное казенное общеобраз

    Описание слайда:

    Разработала:
    учитель музыки
    Аланина В.И.,
    Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Специальная (коррекционная) общеобразовательная
    школа-интернат №29»
    СИМФОНИЧЕСКАЯ СКАЗКА
    «ПЕТЯ И ВОЛК»
    С.С.ПРОКОФЬЕВ

  • 2 слайд

    Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева

  • 3 слайд

    УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ! УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , У

    Описание слайда:

    УЧИТЕЛЬ : ЗДРАВСТВУЙТЕ , УЧЕНИКИ!

    УЧЕНИКИ : ДОБРЫЙ ДЕНЬ , УЧИТЕЛЬ!
    ПРИВЕТСТВИЕ

  • 4 слайд

    УРОК МУЗЫКИ

    Описание слайда:

    УРОК МУЗЫКИ

  • 5 слайд

    ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и во

    Описание слайда:

    ЦЕЛЬ УРОКА:
    Знакомство с симфонической сказкой С. С. Прокофьева “Петя и волк”.

    ЗАДАЧИ УРОКА:
    — Дать представление детям о тембрах музыкальных инструментов, их особенностях;
    — научить детей слушать музыку, понимать её характер и содержание.
    -формировать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый), развивать творческие способности,
    -умение анализировать музыкальные образы героев сказки

  • 6 слайд

    Ребята! Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно

    Описание слайда:

    Ребята!
    Слышали ли вы сказку “Петя и Волк”? Не читали, не смотрели, а именно слышали! В ней рассказывается о храбром мальчике Пете, который поймал волка; о Петином дедушке, ворчливом, но добром старике; о глупой, хвастливой утке и о маленькой бесстрашной птичке — Петином друге и помощнике: мальчик спас ее от хитрой кошки, и благодарная птичка заманила волка в ловушку.

  • 7 слайд

    Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёну

    Описание слайда:

    Раннее утро. Юный пионер Петя, открыв калитку, вышел прогуляться на зелёную лужайку. На дереве сидела Птичка. Увидев знакомого мальчика, маленькая птаха, приветствуя его, весело прочирикала о том, что вокруг всё спокойно. Следом за Петей в неприкрытую калитку неторопливой раскачивающейся походкой протиснулась Утка. Она с удовольствием плескалась в луже, к ней подлетела птичка и они стали спорить , кто лучше Вдруг какой-то шорох заставил Петю насторожиться. Он увидел, что к луже по траве тихонько пробирается Кошка. У неё были коварные намерения относительно Птички, которая, споря с Уткой, не замечала опасности. Мальчик, вскрикнув, «Берегись», спас Птичку, так как она мгновенно взлетела на дерево, возле которого Кошка ещё немного походила в раздумьяхпоняла , что осталась ни с чем. Вскоре на лужайку пришёл дедушка Пети. Он рассердился на мальчика за то, что тот вышел за калитку, ведь в здешних опасных местах водится страшный Волк. Петя в ответ на беспокойство дедушки заявил, что пионеры Волков не бояться, однако послушно пошёл домой. Тем временем из леса вышел большой серый Волк. Увидев его, Кошка вмиг залезла на дерево. Утка, испуганно закрякав, вылезла из лужи и, переваливаясь, бросилась бежать. Однако Волк естественно оказался проворнее, он быстро нагнал Утку и целиком проглотил её. Далее картина была такова: Кошка сидит на одной ветке, Птичка подальше от неё на другой, а Волк, облизываясь, ходит вокруг дерева. Одна из веток дерева раскинулась и Петя ухватившись за неё, с ловкостью залез на ствол. Затем мальчик попросил Птичку, чтобы она осторожно покружилась вокруг морды Волка и тем самым отвлекла его. Птичка стала сильно раздражать и злить его, а Петя в это время сделал из верёвки петлю, набросил на хвост зверя и затянул её. Волк почувствовав, что его поймали. В это время из леса вышли Охотники, шедшие по следу Волка. Увидев страшного зверя, они начали стрелять. Петя крикнул, что Волк пойман, и теперь его нужно отвести в зоологический сад.
    Сказка заканчивается торжественным шествием, во главе которого шагает Петя, следом Охотники с Волком, а затем ворчливый Дедушка и Кошка. Над головами, радостно чирикая, летает Птичка, а в животе у Волка крякает живая Утка.
     

    СОДЕРЖАНИЕ СКАЗКИ « ПЕТЯ И ВОЛК»

  • 8 слайд

     Написал симфоническую сказку

    Описание слайда:

    Написал симфоническую сказку

  • 9 слайд

    А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического орке

    Описание слайда:

    А называется она «симфонической» потому, что написана для симфонического оркестра.
    С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.

  • 10 слайд

    Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед

    Описание слайда:

    Композитор хотел , чтобы дети научились слушать симфоническую музыку. И перед началом исполнения этой музыки детям показывали инструменты и играли на них лейтмотивы действующих лиц сказки.

  • 11 слайд

    ЛЕЙТМОТИВ - КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГ

    Описание слайда:

    ЛЕЙТМОТИВ — КРАТКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕМА, ПОСТОЯННО ЗВУЧАЩАЯ ПО ЯВЛЕНИИ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ ПЕРСОНАЖА ИЛИ ПРИ УПОМИНАНИИ О НЕМ

  • 12 слайд

    Петя — струнные инструменты.Дедушка — фагот.Птичка — флейта.Утка — гобой.

    Описание слайда:

    Петя — струнные инструменты.
    Дедушка — фагот.
    Птичка — флейта.
    Утка — гобой.
    Кошка—кларнет.
    Волк — три валторны.

    У каждого героя этой сказки есть своя музыкальная тема – лейтмотив, и свой инструмент с определенным тембром, который исполняет этот лейтмотив.

    Давайте познакомимся с героями симфонической сказки

  • 13 слайд

    Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева

  • 14 слайд

    Пионер Петя — главный герой сказки.И в оркестре музыку храброго Пети играют

    Описание слайда:

    Пионер Петя — главный герой сказки.
    И в оркестре музыку храброго Пети играют главные инструменты — скрипки, альты и виолончели, которые называются струнной группой.

  • 15 слайд

    Роль Петиного дедушки исполняет   музыкальный фагот: уж очень заба

    Описание слайда:

    Роль Петиного дедушки исполняет
      музыкальный фагот:
    уж очень забавно умеет ворчать этот инструмент, похожий на длинную толстую палку

  • 16 слайд

    Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, кон

    Описание слайда:

    Флейта умеет подражать птичьим трелям. Получается очень красиво. И, конечно, лучше всего было поручить роль Птички флейте.

  • 17 слайд

    Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некото

    Описание слайда:

    Исполнитель роли Утки — Гобой. Дело в том, что у этого инструмента некоторые ноты напоминают утиное кряканье. Гобой прекрасно изображает в оркестре самодовольное кряканье глупой Утки.

  • 18 слайд

    Отрывистые, приглушенные звуки  Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье К

    Описание слайда:

    Отрывистые, приглушенные звуки 
    Кларнета , напоминают вкрадчивое мурлыканье Кошки, осторожные, еле слышные шаги ее мягких бархатных лапок.

  • 19 слайд

    Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если нескол

    Описание слайда:

    Роль Волка исполняют три валторны. Оказывается, что если несколько валторн в один голос, очень громко возьмут какой-нибудь аккорд, то такое звучание как нельзя лучше изображает злого и страшного Волка.

  • 20 слайд

    ОхотникиОхотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия при

    Описание слайда:

    Охотники
    Охотники шли по следу волка и стреляли. Но к месту происшествия пришли с опозданием волк уже был пойман. Музыка добродушно посмеивается над незадачливыми стрелками; духовые инструменты:
    Флейта, кларнет, гобой, исполняют бравый марш, – но он звучит шутливо. будто бы подсмеиваясь над охотниками.
    Выстрелы охотников , ударные инструменты :
    ЛИТАВРЫ, БОЛЬШОЙ БАРАБАН

  • 21 слайд

    Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и

    Описание слайда:

    Вывод : благодаря знакомству с симфонической сказкой С.С.Прокофьева «Петя и Волк», мы познакомились с основными инструментами симфонического оркестра.

  • 22 слайд

    Давайте посмотрим мультфильм:« Петя и Волк »https://www.youtube.com/watch?

    Описание слайда:

    Давайте посмотрим мультфильм:
    « Петя и Волк »

    https://www.youtube.com/watch?v=8hgqlFlGrE0
    ССЫЛКА :

  • 23 слайд

    Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? . 1. Позн

    Описание слайда:

    Ребята! Какие задачи нам пришлось решать на сегодняшнем уроке? .
    1. Познакомились с композитором и автором симфонической сказки ?
    — Это композитор, пианист, дирижер Сергей Сергеевич Прокофьев.
    2. Мы научились различать музыкальные инструменты по тембрам и внешнему виду.
    3.Определили героев сказки по характеру и различным интонациям мелодии.
    4.Выяснили, какие музыкальные инструменты входят в состав симфонического оркестра для исполнения сказки «Петя и волк» Сергей Прокофьева.

    Подведение урока

  • 24 слайд

    Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инс

    Описание слайда:

    Нарисовать наиболее понравившегося героя или героев, подписать названия инструментов, его изображающих.

    Домашнее задание:

  • 25 слайд

    Урок окончен, до новых встреч.

    Описание слайда:

    Урок окончен, до новых встреч.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева

  • Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов

Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева

  • Курс добавлен 18.11.2021
  • Сейчас обучается 51 человек из 29 регионов

Слушать петя и волк симфоническая сказка прокофьева

  • Сейчас обучается 59 человек из 32 регионов

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Похожие материалы

  • Открытый урок по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» М. И. Глинки

  • Презентация по музыке на тему «Опера «Руслан и Людмила» (3 класс)

  • Рабочая программа по предмету «Музыка (5-8 класс)»

  • Самообразование по музыке в доу

  • Тест по теме «Кармен»

  • Презентация на тему Симфоническая сказка «Петя и Волк»

  • Рабочая программа по музыке 6 класс

  • Рабочая программа по музыке 5 класс

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5447363 материала.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Основы местного самоуправления и муниципальной службы»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС педагогических направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление ресурсами информационных технологий»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление сервисами информационных технологий»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности преподавателя детской хореографии»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в профессиональном образовании»

  • Курс профессиональной переподготовки «Теория и методика музейного дела и охраны исторических памятников»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования»

1.
Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

2.
Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3.
«Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4.
Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5.
«Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6.
Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7.
Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8.
Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9.
Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10.
2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.

Наталья Летникова

10 фактов о музыкальном произведении и его создателе собрала Наталья Летникова.

1.
Музыкальная история появилась с легкой руки Натальи Сац. Руководитель Детского музыкального театра попросила Сергея Прокофьева написать музыкальную историю, рассказанную симфоническим оркестром. Чтобы дети не заблудились в дебрях классической музыки, есть пояснительный текст — тоже авторства Сергея Прокофьева.

2.
Мелодия скрипки в духе пионерского марша. Мальчик Петя встречает едва ли не весь симфонический оркестр: птичку — флейту, утку — гобой, кошку — кларнет, волка — три валторны. Выстрелы звучат звуком большого барабана. А ворчащий фагот выступает в роли дедушки. Гениальное просто. Животные разговаривают музыкальными голосами.

3.
«Увлекательное содержание и неожиданные события». От замысла до воплощения — работы на четыре дня. Ровно столько потребовалось Прокофьеву, чтобы история зазвучала. Сказка стала лишь предлогом. Пока дети следят за сюжетом, волей-неволей узнают и названия инструментов, и их звучание. Ассоциации помогают это запомнить.

«Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Сергей Прокофьев

4.
Первое мультвоплощение. «Петю и волка» в 1946 году экранизировал Уолт Дисней. Партитуру еще не опубликованного произведения мультмагнату передал сам композитор при личной встрече. Дисней был так впечатлен прокофьевским творением, что решил нарисовать историю. В итоге мультфильм вошел в золотую коллекцию студии.

5.
«Оскар»! В 2008 году короткометражка «Петя и волк» интернациональной команды из Польши, Норвегии и Британии получила приз Американской киноакадемии за лучший анимационный короткометражный мультфильм. Мультипликаторы обошлись без слов — только картинка и музыка в исполнении Лондонского симфонического оркестра.

6.
Петей, уткой, кошкой и другими персонажами симфонической сказки становились лучшие инструменты мира. Музыкальная история звучала в исполнении Государственного симфонического оркестра СССР под управлением Евгения Светланова и Геннадия Рождественского, филармонических оркестров Нью-Йорка, Вены и Лондона.

7.
Петя и волк на пуантах. Одноактный балет по произведению Прокофьева ставили в середине ХХ века в филиале Большого театра — нынешнем Театре оперетты. Спектакль не прижился — прошел всего девять раз. Одной из самых известных зарубежных постановок стал спектакль британской Королевской балетной школы. Главные партии танцевали дети.

8.
Рок-версией отметили 40-летие симфонической сказки. Известные рок-музыканты, в числе которых вокалист группы Genesis Фил Коллинз и отец эмбиента Брайан Ино, организовали постановку рок-оперы «Петя и волк» в Великобритании. В проекте участвовали гитарист-виртуоз Гэри Мур и джазовый скрипач Стефан Граппелли.

9.
Закадровый голос «Пети и волка». Только узнаваемые тембры: первой исполнительницей стала первая в мире женщина — оперный режиссер Наталия Сац. В списке — оскароносные английские актеры рыцарского звания: Джон Гилгуд, Алек Гиннесс, Питер Устинов и Бен Кингсли. Выступала от автора и голливудская кинодива Шэрон Стоун.

«Мы с Сергеем Сергеевичем фантазировали возможные сюжеты: я — словами, он — музыкой. Да, это будет сказка, главная цель которой — познакомить младших школьников с музыкальными и инструментами; у нее должно быть увлекательное содержание, неожиданные события, чтобы ребята слушали с непрерывным интересом: а что будет дальше? Решили так: нужно, чтобы в сказке были действующие лица, которые могут ярко выразить звучание того или иного музыкального инструмента».

Наталия Сац

10.
2004 год — премия «Грэмми» в номинации «Детский альбом в разговорном жанре». Высшую американскую музыкальную награду взяли политики двух супердержав — экс-президенты СССР Михаил Горбачев и США Билл Клинтон, а также звезда итальянского кино Софи Лорен. Второй сказкой диска стала работа французского композитора Жана Паскаля Бейнтуса. Классика и современность. Задача, как и десятилетия назад, — сделать музыку понятной для детей.

Сергей Прокофьев

«Мне хочется… сказать нашим юношам и девушкам: любите и изучайте великое искусство музыки… Оно сделает вас духовно богаче, чище, совершеннее, благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые вам прежде силы.

Музыка еще более приблизит вас к тому идеалу совершенного человека, который является целью нашего коммунистического строительства». Эти слова выдающегося советского композитора Дмитрия Шостаковича о полной мере можно адресовать и нашим детям. Чем раньше человек соприкоснется с искусством, том богаче будет его мир чувств, мыслей, идей. Раньше — это значит в детстве. Советскими композиторами создано для детей множество музыкальных произведений, в том числе симфонических сказок. Но самой яркой, образной остается симфоническая сказка Сергея Прокофьева «Петя и волк», вводящая детей в мир большой музыки.

Выдающийся советский композитор Сергей Сергеевич Прокофьев (1891-1953) — автор опер «Любовь к трем апельсинам», «Война и мир», «Семен Котко», «Повесть о настоящем человеке», балетов «Ромео и Джульетта», «Золушка», симфонических, инструментальных, фортепианных и множества других произведений, — в 1936 году написал симфоническую сказку для детей «Петя и волк». Мысль создать такое произведение была подсказана ему главным режиссером Центрального Детского театра Наталией Сац, всю свою творческую жизнь посвятившей искусству для детей.

Прокофьев, чутко «умеющий слушать время», живо откликнулся на предложение создать произведение, цель которого — познакомить детей с инструментами, входящими в состав симфонического оркестра. Вместе с Н. И. Сац композитором была выбрана форма такого произведения: оркестр и ведущий (чтец). Инструментам и их группам композитор поручил различные «роли» этой сказки: птичка — флейта, утка — гобой, дедушка — фагот, кошка — кларнет, волк — валторны, Петя — струнный квартет.

«Первое исполнение «Пети и волка» на сцене Центрального Детского театра состоялось 5 мая 1936 года. По желанию Сергея Сергеевича я была исполнительницей сказки. Мы вместе продумали, как перед началом этого концерта познакомить ребят с различными группами музыкальных инструментов, как им поочередно будут показаны все инструменты, затем дети услышат индивидуальное звучание каждого.

Сергей Сергеевич присутствовал на всех репетициях, добивался, чтобы не только смысловое, но и ритмо-интонационное исполнение текста сказки было в неразрывной творческой связи с оркестровым звучанием», — вспоминает Наталия Ильинична Сац в своей книге «Дети приходят в театр». На пластинке эта сказка звучит в её исполнении.

Необычная форма этого симфонического произведения (оркестр и ведущий) даст возможность знакомить детей с серьезной музыкой радостно и легко. Музыка Прокофьева, яркая, образная, окрашенная юмором, легко воспринимается юными слушателями.

«Музыка про Петю, птицу и волка мне очень понравилась. Когда её слушал, то узнал всех. Кошка была красивая, ходила, чтобы слышно не было, она была хитрая. Утка была кособокая, глупая. Когда волк ее съел, мне было жалко. Я был рад, когда в конце услышал ее голос», — сказал маленький слушатель Володя Добужинский.

Веселую птичку, отважного Петю, ворчливого, но доброго дедушку знают и любят в Москве, Лондоне, Париже, Берлине, Нью-Йорке… во всех странах мира.

Вот уже более тридцати лет путешествует сказка про Петю и волка по планете, излучая идеи добра, радости, света, помогая детям учиться понимать и любить музыку.

Пусть сегодня эта симфоническая сказка придет и в твой дом…

Запись 1

Русский текст Наталии Сац

Государственный симфонический оркестр. Дирижер Евгений Светланов
Читает Наталия Сац

Запись 1970 г.

Общее время звучания — 23:08

ПРОСЛУШАТЬ СКАЗКУ
«ПЕТЯ И ВОЛК» В ИСПОЛНЕНИИ НАТАЛЬИ САЦ:

Ваш браузер не поддерживает audio элемент.

СКАЧАТЬ СКАЗКУ
(mp3, битрейт 320 kbps, размер файла — 52,3 Мб):

Запись 2

Государственный симфонический оркестр ССС. Дирижер Г. Рождественский
Читает Николай Литвинов

Сергей Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк»

Во всё мире и взрослые и дети знают и любят симфоническую сказку Сергея Прокофьева «Петя и волк». Впервые сказка была исполнена в 1936 году в концерте Московской филармонии. Однако самой удачной постановкой считается инсценировка, осуществлённая Детским музыкальным театром имени Наталии Сац. Тогда текст читала сама Наталия Сац.

В своей автобиографии писал: «Каждый персонаж сказки имел свой лейтмотив, поручаемый одному и тому же инструменту: утку изображает гобой, дедушку — фагот и т. д. Перед началом исполнения инструменты показывали детям и играли на них темы: за время исполнения дети слышали темы многократно и выучивались распознавать тембр инструментов — в этом и педагогический смысл сказки. Мне важна была не сама сказка, а то, чтобы дети слушали музыку, для которой сказка была только предлогом».

Исполняется эта сказка так: чтец читает её небольшими отрывками, а симфонический оркестр играет музыку, которая изображает всё то, о чём рассказывается в сказке. Композитор последовательно представляет каждую группу оркестра.

Петя

Сначала звучит струнная группа, исполняющая тему главного героя сказки Пети. Бодро и задорно шагает Петя под музыку марша, как бы напевая лёгкую, озорную мелодию. Светлая, жизнерадостная тема воплощает неунывающий характер мальчика. Петю Сергей Прокофьев изобразил при помощи всех струнных инструментов — скрипок, альтов, виолончелей и контрабасов.

Темы Птички, Утки, Кошки и Дедушки представлены в исполнении деревянных духовых инструментов – флейта, гобоя, кларнета, фагота.

Птичка

Птичка весело чирикает: «Все вокруг спокойно». Звучит лёгкая, как бы порхающая мелодия на высоких звуках, остроумно изображая птичий щебет, порханье Птички. Её исполняет деревянный духовой инструмент – флейта.

Утка

В мелодии Утки отражены её неповоротливость, переваливающаяся с боку на бок походка и даже как будто слышно её кряканье. Мелодия становится особенно выразительной в исполнении мягко звучащего, немного «гнусавого» гобоя.

Кошка

Отрывистые звуки мелодии в низком регистре передают мягкую, вкрадчивую поступь хитрой Кошки. Мелодию исполняет деревянный духовой инструмент – кларнет. Стараясь не выдать себя, Кошка то и дело останавливается, замирая на месте. В дальнейшем композитор покажет виртуозный блеск и огромный диапазон этого замечательного инструмента в эпизоде, где перепуганная Кошка стремительно взбирается на дерево.

Дедушка

Музыкальная тема Дедушки выразила его настроение и характер, особенности речи и даже походки. Дедушка говорит басом, неторопливо и как будто немного ворчливо – так звучит его мелодия в исполнении самого низкого деревянного духового инструмента – фагота.

Волк

Музыка Волка резко отличается от уже знакомых нам тем других персонажей. Она звучит в исполнении медного духового инструмента – валторны. Грозное завывание трёх валторн звучит «страшно». Низкий регистр, мрачные минорные краски изображают Волка опасным хищником. Его тема звучит на фоне тревожного тремоло струнных, зловещего «шипения» тарелок и «шуршания» барабана.

Охотники

Наконец-то появляются бравые охотники, идущие по следам Волка. Выстрелы охотников эффектно изображены громом литавр и барабанов. Но к месту происшествия охотники пришли с опозданием. Волк был уже пойман. Музыка будто добродушно подсмеивается над незадачливыми стрелками. «Боевому» маршу охотников аккомпанируют малый барабан, тарелки и бубен. Так мы знакомимся с тембрами инструментов ударной группы.

Сказка заканчивается торжественным шествием всех её участников. В последний раз звучат их темы. Ведущей становится тема Пети, превращённая в победный марш.

Прослушав сказку, мы познакомились с инструментами симфонического оркестра. «Петя и волк» — одно из лучших произведений Прокофьева для детей. Эту музыкальную сказку знают и любят дети разных стран.

Вопросы и задания:

  1. С какой целью Прокофьев написал музыкальную сказку «Петя и волк»?
  2. Какие инструменты исполняют тему Пети? Каков характер этой темы, её музыкальный язык?
  3. Объясните, почему Прокофьев избрал именно такую последовательность появления персонажей: Птичка, Утка, Кошка, Дедушка, охотники.
  4. Какие медные духовые инструменты исполняют тему Волка? Чем тема Волка отличается от тем других персонажей?
  5. В какие моменты сказки и как появляются темы Утки, Кошки, Пети?
  6. Как звучит музыка Птички вначале сказки? Что появилось нового в музыке Птички в споре с Уткой; при появлении Кошки; в самом конце сказки?
  7. Сравни звучание музыки кошки при погоне за Птичкой и при появлении Волка?
  8. Чем отличается марш охотников от заключительного марша всей сказки?

Презентация

В комплекте:

1. Презентация — 11 слайдов, ppsx;
2. Звуки музыки:
Фрагменты из симфонической сказки «Петя и Волк»:
Тема Пети, mp3;
Тема Птички, mp3;
Тема Утки, mp3;
Тема Кошки, mp3;
Тема Дедушки, mp3;
Тема Волка, mp3;
Тема охотников, mp3;
Прокофьев. «Петя и Волк» (полная версия, читает Николай Литвинов), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.

Урок

Программное содержание:

План урока:

2. Физкультминутка.

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель:

Музыкальный руководитель:

Ученица Света К.

Ученик Руслан А.

Музыкальный руководитель:

Ученица Настя Т.

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка — бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Ученик Руслан А.

Ученица Катя Г.

Ученик Рома В.

Ученица Алина В.

Ученица
Гузель Б.

Ученик
Эмиль Ф

Ученица
Элина Ж.

Музыкальный руководитель.

Я мусорю на улице

Бабочку я отпускаю на волю

Бумагу трачу попусту

Овраги это хорошо

Музыкальный руководитель:

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты

Сейчас пальцы разомнем
(разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало

Барабаны застучали
(имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева

Скрипка – справа

Зал захлопал
(хлопаем)

Крикнул «Браво!»
(поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель:
Итак, мы начинаем.

Петя — главный герой сказки.
Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Ответы:

Музыкальный руководитель

Музыкальный руководитель
Слушание темы птички
).

Вопросы:

Музыкальный руководитель

(ответы детей)
– кларнет

Физкультминутка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Музыкальный руководитель
:

Танцевальное творчество детей.

Музыкальный руководитель:

Шум леса? Пенье соловья?

Таблица 1

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Подведение итогов урока

Список литературы

  1. ка. — М., 2000
    . – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

Х ср.

Результаты оценки музыкальных
знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в конце изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балл

Уровень

Х ср.

Примечание

Критерии оценки

1.
Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя.

2. Умение определить поступки героев через тембры инструментов.

3
.
Умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

4.
Понимание, что такое «интонация».

Список учащихся 2А класса СОШ;34 г. Наб. Челны

Предварительный просмотр:

Урок
по теме: Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьева во втором классе

Программное содержание:

1. Воспитывать в детях интерес к миру музыки.

2. Способствовать повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности детей.

3. Развивать образное мышление, комплексное восприятие художественных образов.

4. Развивать музыкальную память (темы героев сказки).

5.
Поощрять проявление творческой активности детей.

6.
Развивать умение анализировать музыкальные образы героев сказки.

7. Повышать заинтересованность, восприимчивость каждого ребенка.

8. Обобщать знания по теме симфоническая сказка «Петя и волк».

План урока:

1. Закрепление изученного материала по творчеству композитора Сергея Сергеевича Прокофьева.

2. Физкультминутка.

3. Сюжетно-ролевая игра «Петя и его друзья» по симфонической сказке С. С. Прокофьева «Петя и волк»?

4. Подведение итогов урока.

Ход урока

Музыкальный руководитель:
Сергей Сергеевич Прокофьев — великий советский композитор. В образном мире С. С. Прокофьева легко и гармонично уживаются резкий, суровый скиф, весёлый балагур, шут, нежный лирик, страстный романтический бунтарь, строгий классик. В исполнении матери он с рождения слышал классические сочинения – сонаты Бетховена, прелюдии и мазурки Шопена, произведения Листа, Чайковского. Поэтому Прокофьев уже с детских лет начал заниматься сочинением музыки, а в 5 лет сочинил фортепианную пьеску под названием «Индийский галоп».

С. С. Прокофьев написал много прекрасных сочинений для детей: фортепианные пьесы для начинающих пианистов, сборник под названием «Детская музыка», песни на слова Л. Квитко и А. Барто, а также симфоническую сказку «Петя и волк» на собственный текст. Он посвятил большое количество произведений детям, так как очень их любил.

Музыкальный руководитель:
Теперь представим, что мы в концертном зале. Слушаем сказку С.С. Прокофьева «Петя и Волк» для чтеца и симфонического оркестра, слова композитора читает Наталья Ильинична Сац-основатель первого в мире Детского музыкального театра. Дирижер оркестра-Евгений Светланов.

О чем рассказывается в симфонической сказке «Петя и волк»?

Ученица Света К.
В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку.

Ученик Руслан А.
В симфонической сказке С. Прокофьева «Петя и волк» музыкальные темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра, сюжет рассказывает слушателям – повествователь (слова композитора читает Наталья Ильинична Сац), а музыкальные характеристики играют разные музыкальные инструменты оркестра.

Музыкальный руководитель:
Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? (Слушаем музыку). Симфонический оркестр делится на группы инструментов (смычковые, деревянные духовые, медные, ударные).

Ученица Настя Т.
С. С. Прокофьев использовал в сказке инструменты деревянной духовой группы (флейта, гобой, кларнет, фагот) и инструменты медной духовой группы (валторна). Каждый музыкальный инструмент симфонического оркестра, благодаря своему тембру (окраске звука), изображает своего героя. Об этом рассказывает следующее стихотворение:

С болотца, поросшего ряской,

С полей, из лесного дупла

Певучая добрая сказка

По нотным тропинкам сошла.

К тесовому дому, под ёлки,

Тропинка тебя приведёт

Расскажут о Пете и волке

Квартет и кларнет, и фагот.

Упрятаны в нотных страницах

Поляны, луга и леса.

Для каждого зверя и птицы

Пичугою флейта просвищет,

Закрякает уткой гобой,

А злого-презлого волчища

Валторны заменят собой.

Однако, к чему торопиться,

Твоя эта сказка — бери!

Волшебные двери – страницы

В неё поскорей отвори.

Композитор заставил «говорить» героев сказки языком разных музыкальных инструментов. Ведь каждый инструмент имеет свой голос-тембр.

Ученик Руслан А.
С. С. Прокофьев «очеловечивает» зверей в своей сказке: они «по – человечески» разговаривают с Петей и друг с другом, поэтому в их музыке всегда есть и выразительные интонации, словно это люди; и интонации изобразительные: птичка — чирикает, её роль исполняет флейта. Почему композитор избрал флейту для роли птички? По тембру! Птичка маленькая и лёгкая, характеризуется высокими «чирикающими» звуками флейты.

Ученица Катя Г.
Кошка-хитрая и осмотрительная, крадущаяся на мягких лапках, её изображают отрывистые звуки кларнета.

Ученик Рома В.
Волк — лязгает зубами, характер страшного волка изображают три валторны. (В переводе с немецкого — лесной рог). Резкие звуки характеризуют хищника.

Ученица Алина В.
Утка — крякает, её неторопливую поступь вперевалочку лучше всего характеризует «гнусавый» гобой.

Ученица
Гузель Б.
Дедушка — его ворчливого сердитого, характеризуют низкие звуки фагота.

Ученик
Эмиль Ф
. Охотники — их осторожные шаги (не вспугнуть бы Волка!) передают четыре инструмента: флейта, кларнет, гобой, фагот. А выстрелы воинствующих охотников-тарелки и большой барабан.

Ученица
Элина Ж.
Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. Это не случайно. Ведь Петя — мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Мелодия Пети исполняет две скрипки, скрипка-альт и виолончель. В «заключительном шествии» в конце сказки, становится понятно, что Петя-герой, он со своими друзьями поймал злого волка: музыка звучит торжественно, в темпе марша.

Музыкальный руководитель.
Музыка помогает нам понять действия героев сказки, почувствовать добро и зло в их поступках. Сам Прокофьев шутил, что если послушать музыку внимательно, то можно услышать, как в животе у Волка крякала Утка, потому что Волк так торопился, что проглотил её живьём.

Физкультминутка – игра «да, нет»

Правила игры: если вы согласны, то подпрыгнув, хлопните в ладоши над головой, если нет – присядьте.

Я мусорю на улице

Я не выключаю свет, когда меня в комнате нет

Я берегу воду и закрываю кран

Бабочку я отпускаю на волю

Бумагу трачу попусту

Овраги это хорошо

Охрана природы приносит пользу

Я люблю нюхать выхлопные газы

Планета Земля наш общий дом

СЮЖЕТНО — РОЛЕВАЯ ИГРА «ПЕТЯ И ЕГО ДРУЗЬЯ»

Музыкальный руководитель:
Сегодня мы с вами будем рассказывать сказку. Сказку не простую – симфоническую, музыкальную. Поможет нам в этом музыка и симфонические инструменты. Поэтому сначала давайте представим себя музыкантами симфонического оркестра.

Физкультминутка «Музыканты».

Мы сегодня музыканты (поклоны головой)

Мы сегодня оркестранты
(поправить бабочку, поворачивая голову)

Сейчас пальцы разомнем
(разминаем пальцы)

Дружно мы играть начнем (потираем ладони)

Пианино зазвучало
(показываем пальцами игру на пианино со стороны в сторону)

Барабаны застучали
(имитируем игру на барабане)

Скрипка – слева
(игра на скрипке на левой руке)

Скрипка – справа
(игра на скрипке на правой руке)

Зал захлопал
(хлопаем)

Крикнул «Браво!»
(поднять руки над головой)

Музыкальный руководитель:
Итак, мы начинаем.

У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».

У каждого героя сказки есть «лейтмотив», мелодия, которая выражает его характер, походку, голосовые интонации.

С их помощью мы будем играть сказку, воплощать ее героев, рассказывать эту музыкальную историю.

Петя — главный герой сказки.
Слушаем тему Пети.

Вопросы:

Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя?

Ответы:
Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.

Эта тема написана в жанре марша. Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Петю, передать характер и настроение главного героя сказки.

Музыкальный руководитель
: Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Давайте вспомним тему Дедушки. Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый — очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.

Музыкальный руководитель предлагает мальчикам изобразить Дедушку.

Можно предложить детям определить – кому из мальчиков удалось наиболее точно воплотить музыкальный образ.

Музыкальный руководитель
: Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? (Слушание темы птички
).

Это – птичка. Её тему исполняет флейта. Мелодия звучит в высоком регистре, в ней много трелей, она быстрая и прихотливая. Можно представить, как птичка летает, порхает, машет крылышками, поет свои песенки.

Вопросы:
Какое настроение у Птички? К какой группе инструментов относится флейта?

Танцевальное творчество детей.

Ну а сейчас в нашем зале появилась подружка птички – утка. Она важная и глупая, ходит вперевалочку, не торопясь, крякает.
Звучит тема утки, дети в движениях передают особенности музыкального образа.

Музыкальный руководитель
: А этого персонажа вы покажете жестами.

Мелодия звучит осторожно, тихо, вкрадчиво. Характер у кошки хитрый, острожный, она настоящая охотница. И передает все эти интонации
(ответы детей)
– кларнет
. Танцевальное творчество детей.

Физкультминутка.

А сейчас пора размять наши уставшие мышцы так, как это делает кошка.

Уселась кошка на окошко,

стала лапой ушки мыть,

и мы движения за кошкой сумеем тоже повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Наклоны головы вправо — влево

Круговые движения ладошкой поочередно возле правого и левого уха.

Мартышка к нам спустилась с ветки,

Мартышка хочет погулять.

Ведь обезьянки – меломанки

и музыка должна звучать.

А мы все – весело скакать!

1-2-3. Весело скачи!

1-2-3. Весело скачи!

Имитация движения спуска по канату.

Легкий подскок.

Змея ползет лесной тропою,

Как лента по земле скользит.

И мы движение такое рукою можем повторить.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

1-2-3. Ну-ка, повтори.

Извивающиеся движения туловищем (стоя на месте),

Волнообразные движения руками

Музыкальный руководитель
:
Молодцы! У вас получается очень похоже.

Но вот появился волк, мы слышим угрожающее звучание валторн. Волк осторожен и хитер. Он рычит – мы слышим, как «рявкают » валторны, он крадется – мы слышим их тихое, осторожное звучание.

Танцевальное творчество детей.

Но вот появились охотники. Мы слышим, как они стреляют из своих ружей.
Звучат «выстрелы» барабанов и литавр. Дети имитируют «выстрелы» движениями.

Но, как мы знаем, Петя с помощью маленькой, но очень отважной птички, справился с волком, и все закончилось торжественным шествием всех героев и охотников в зоосад. Все очень веселы и горды своей победой. Давайте и мы станем участниками этого шествия.

Финальное шествие. Дети изображают героев сказки.

На экране появляются все герои сказки «Петя и волк».

Музыкальный руководитель:
Ребята! Мы сегодня еще раз убедились, что музыка способна творить самые настоящие чудеса. Она может рисовать картины и создавать образы. И, действительно…

Что с музыкой сравнится по звучанью?

Шум леса? Пенье соловья?

Грозы раскаты? Ручейка журчанье?

Сравнения найти не в силах я.

Но всякий раз, когда в душе смятенье, —

Любовь иль грусть, веселье иль печаль.

В любом природой данном настроении,

Вдруг начинает музыка звучать.

В душе звучит, на струнах подсознанья,

Гремит в литавры и в цимбалы бьет, —

Передавая радость иль страданье –

Сама душа, казалось бы, поет!

Оценивание знаний и умений учащихся

Результаты оценки представлены в таблице 1

Таблица 1

Результаты оценки музыкальных
знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале и в конце изучения темы

Критерии оценки музыкальных знаний

В начале, Х ср. в баллах

В конце, Х ср. в баллах

Динамика в баллах

Умение определить музыкальный инструмент, изображающего своего героя

Умение определить поступки героев через тембры инструментов

Умение анализировать музыкальные образы героев сказки

Понимание, что такое «интонация».

Анализируя таблицу 1, можно сказать, что знания учащихся стали значительно лучше после цикла уроков по творчеству С.С. Прокофьева.

Динамика музыкальных знаний учащихся изображена графически на рисунке 1.

Рис. 1. Динамика музыкальных знаний учащихся

Подведение итогов урока

На первых уроках учащиеся познакомились с музыкальными характеристиками персонажей сказки «Петя и волк» – темами, исполняемыми различными инструментами симфонического оркестра. На заключительном уроке тема: «Развитие музыки». Ребята продолжили знакомство с музыкальной сказкой С. С. Прокофьева. Здесь ставилась более сложная задача – проследить, как столкновение различных интонаций помогает композитору ярче раскрыть содержание произведения. Детям предлагали проследить за развитием музыки в симфонической сказке С. С. Прокофьева, опираясь на понимание того, что такое «интонация». Дети внимательно вслушивались в основные эпизоды Петиной музыки (темы), от начала прокофьевской сказки, где настроение спокойное, весёлое, бодрое, не предвещающее никаких серьёзных событий до заключительного, общего шествия-марша выросшего из Петиной мелодии (темы).

Учащиеся научились определять, понимать характеристики и поступки героев сказки С.С. Прокофьева, через их музыкальные темы, через тембры инструментов, которые выбрал композитор для характеристики сказочных героев. Называть музыкальные инструменты исполняющие их.

Список литературы

  1. Ансерли Э. Беседы о музыке. – СПб. Питер, 2004. – 25 с.
  2. Безбородова Л.А., Алиев Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учебное пособие для студентов муз. фак. педвузов. — М.: Академия, 2002. — 416 с.
  3. Васина — Гроссман В. Книга о музыке и великих музыкантах. – М.: Академия, 2001. – 180 с.
  4. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н. М. Методика музыкального воспитания в школе: Учебник для студентов средних ученых заведений. – М.: Академия», 2007.- 240 с.
  5. Куна М. Великие композиторы. — М.: Академия, 2005. – 125 с.
  6. Осеннева М. С., Безбородова Л. А. Методика музыкального воспитания младших школьников: Учебное пособие для студ. нач. фак. педвузов. — М.: Академия», 2006. — 368 с.
  7. Творческие портреты композиторов. Справочник.- М., 2002. – 300 с.
  8. Я познаю мир. Детская энциклопедия: Музы
    ка. — М., 2000
    . – 320 с.

Приложение

Результаты оценки музыкальных
знаний по симфонической сказке «Петя и волк» С. С. Прокофьева в начале изучения темы

№ п/п

Критерии оценки

Общий балла

Уровень

1

3

Н

4

2

2

2

2

8

В

5

1

1

2

Н

6

Инструменты симфонического оркестра
в симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк»

Воропаева Юлия Владимировна

Тип урока: частичное повторение материала и изучение нового.
Педагогические технологии —  Технологии диалогового взаимодействия, игровые технологии
Цель урока: познакомить с названиями и тембрами инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:

  • научить понимать и сопоставлять тембры музыкальных инструментов с музыкальными образами сказки;
  • развивать звуковысотный  и тембровый музыкальный слух;
  • формировать словарный запас учащихся, определяя музыкальный характер персонажей сказки;
  • воспитывать  культуру слушания симфонической музыки

Оборудование:

  1. ПК;
  2. презентация урока;  

Методы:

  • словесный метод (беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов  презентации по теме урока);
  • практический метод (слушание фрагментов симфонической сказки).  

Формы работы: индивидуальная, фронтальная. 
Ход урока

  1. Организационный момент. (5 минут)

Музыкальное приветствие «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»
-Здравствуйте, ребята.,Я думаю, что сегодняшний урок принесёт нам радость общения с музыкой и друг с другом.
Обратите внимание! На ваших столах лежат подписанные листочки. Это листочки-самооценки. Сейчас они нам понадобятся. Я буду задавать вопрос и предлагать варианты ответов. Какой вариант ответа вам покажется верным, ту цифру и записывайте в листок. 
-Какое музыкальное произведение только что для вас прозвучало?
1. «Марш Черномора»
2. марш из оперы «Любовь к трём апельсинам» 
-Музыкальное произведение «Руслан и Людмила»
1.балет?
2.опера? 
— Опера –это
1. музыкальный спектакль, в котором артисты поют под сопровождение оркестра.
2. музыкальное произведение, в котором артисты танцуют
-В опере могут быть танцевальные сцены, номера?
1. нет
2.да 
-Хорошо!  Отложим листочки на время. 
Учитель: Отлично! А сейчас, чтобы настроиться на новую тему, я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Угадай голос».
Выходит один ведущий, встает спиной к классу. Остальные ребята по — одному произносят его имя. Ведущему нужно назвать имя ученика, не видя его, а слыша только голос. Учащиеся играют два раза.
Учитель: Хорошо! Как же удалось  ведущему, не видя вас, точно определить  ваши имена?
Примерные ответы учащихся: по голосу.
Учитель: Правильно! А каким образом наши ведущие смогли определить, чей именно голос прозвучал?
Примерные ответы учащихся:
Голоса мальчиков отличаются от голосов девочек.
— У кого-то голос нежный, у кого-то очень высокий, у других он низкий и поэтому у всех он разный.
Учитель:  Какие же вы молодцы! То есть у каждого голоса своя окраска или правильнее сказать свой тембр — окраска звука. Свой определенный тембр есть у каждого человеческого голоса. Возьмите свои листочки и слушайте внимательно вопрос. 
— В опере голоса делятся:
1. на женские
2.на мужские
3. на женские и мужские 
— Сопрано это:
1.высокий женский голос
2. высокий мужской голос 
-Самый низкий мужской голос:
1. баритон
2. бас 
Альт –это:
1.женский голос
2.мужской голос 
Учитель: Свой определенный тембр есть у каждого музыкального инструмента. А музыкальных инструментов существует огромное количество. И сегодня мы с вами познакомимся с некоторыми из них, а так же научимся различать их друг от друга не только по внешнему виду, но и по тембру.

  1. Новая тема (20 минут + 15 минут)

Учитель: А сейчас внимательно прослушайте стихотворение и попробуйте назвать музыкальные инструменты, о которых говорится в нем. С болота, поросшего ряской,[1]
С полей, из лесного дупла,
Певучая, добрая сказка
По нотным тропинкам сошла.
К тесовому дому под елью, (Слово «ели» заменила на «елью»!!!)
Тропинка тебя приведет,
Расскажет о Пете и Волке,
Гобой, и кларнет, и фагот.(Слово «квартет» заменила на «гобой»!!!)
Упрятаны в нотных страницах,
Поляны, луга и леса.
Для каждого зверя и птицы
у сказки свои голоса:
Пичугою флейта просвищет,
Закрякает уткой гобой, (Слово «фагот» заменила на «гобой»!!!)
А злого-презлого волчищу,
Валторны заменят собой,
Однако к чему торопиться?
Твоя эта сказка, бери,
Волшебные двери — страницы,
В нее поскорей отвори. 
Примерные ответы учащихся: гобой, кларнет, фагот, флейта, валторны

  • Хорошо! А как называется сказка, о которой говорится в стихотворении, кто может сказать?

Примерные ответы учащихся: «Петя и волк»

  • Правильно! А написал эту сказку Сергей Сергеевич Прокофьев. (Слайд 1).

Это было в 1936 году. Это не простосказка, а музыкальная симфоническая сказка. А называется она «симфонической» потому что написана для симфонического оркестра. (слайд 2)
 С. С. Прокофьев был первым композитором, который решил познакомить ребят со звучанием симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.(слайд 3)
Он хотел, чтобы дети учились слушать симфоническую музыку и различать тембры инструментов. Каждый персонаж сказки имеет свою мелодию, музыкальную тему, исполняемую на каком-либо музыкальном инструменте.(слайд4)
В тетрадях вы будете записывать героя и напротив инструмент, который его изображает.
Учитель: (Слайд 5)
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. Отважный  Петя – это главный герой сказки. Его тема звучит в духе веселого марша.( слушание темы) А исполняют тему Пети струнно-смычковая группа инструментов: 2 скрипки, альт и виолончель.
Давайте движениями изобразим характер Пети? (дети импровизируют движения)
Каким изобразила его музыка, подберите слова?
Примерные ответы учащихся:  
— Веселым, озорным, радостным.
— Он идет, что-то напевает и попрыгивает.

  • Хорошо! На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. (Слайд 6). Слушание темы.

Узнали инструмент?Это — флейта. Этот инструмент относится к деревянно-духовой группе.
Какое настроение у птички? Какой можно представить эту птичку?
Примерные ответы детей:
— Веселое, радостное.
— Можно представить ее сидящей высоко на ветке дерева и поющей.
— Или как будто птичка очень часто машет своими крылышками и летает над землей, не зная куда приземлиться.

  •   Хорошо!

В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей ― Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. Тему утки исполняет гобой – это тоже деревянно-духовой инструмент (Слайд  7). Тембр гобоя звучит «гнусаво» так и слышится утиное «кря-кря» — слушание темы.
— Какой изображает утку музыка?
Примерные ответы детей:
— Она медлительная, спокойно идет по дороге, переваливаясь с одной лапки на другую, и крякает.
Учитель: Но вдруг появляется кошка. (слайд 8)
Она хочет схватить птичку. Но у неё ничего не выходит. Мелодию кошки исполняет кларнет из группы деревянно-духовых.(слушание темы). Какую музыку вы услышали?
Примерные ответы детей:
— Музыка мягкая, осторожная. Кошка на мягких лапках осторожно крадется к птичке.
— Иногда она останавливается.
Учитель: Вслед за кошкой появляется дедушка Пети. (Слайд 9)
Он обеспокоен тем, что Петя вышел за калитку, — ведь «места опасные. Если из лесу прибежит волк, что тогда?» Его тему исполняет также инструмент деревянно-духовой группы – фагот. Это самый низкий по звучанию инструмент из этого семейства. Не зря Прокофьев изобразил им именно дедушку. Фагот, исполняющий тему дедушки, звучит по-стариковски ворчливо и хрипловато. (Слушание темы.)
— Похоже на ворчливого дедушку?
Примерные ответы детей: да!

  • Вскоре действительно появляется Волк! (Слайд 10). Его мелодическую тему исполняют валторны —  инструменты медно-духовой группы. Слушание темы.

— Что вы можете сказать о мелодииэтого персонажа? Что вы услышали в музыке, каким предстает перед нами Волк? Это положительный или отрицательный персонаж в этой сказке?
Примерные ответы детей:
-Музыка страшная, хмурая, изображает Волка опасным хищником.
— Это злой Волк!
-Слышно как он воет.

  • Совершенно верно! Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает. Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. И наконец, из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком (Слайд 11).

Сейчас внимательно послушаем их тему и попробуем определить, какие инструменты ее исполняют. (слушание темы.)
Примерные ответы детей:
-Это барабаны!
— Ударные инструменты!

  • Правильно, тему Охотников исполняет группа ударных инструментов. А именно литавры и барабаны.

Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади ― дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.(слушание финала)
Сказка закончилась. Правда, не для всех героев счастливо. А кто пострадал из положительных героев?
Примерные ответы детей:
— Утка
Хорошо! Мы немного отдохнём. А потом подведём итоги.
Физкультминутка «Вместе весело шагать»
(учитель за инструментом)

  1. Итог урока (4 минуты)

А сейчас давайте проверим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
(слайды 12, 13) И проверим ваши ответы викторины. 
Молодцы! А теперь кому понравилась:

  • тема  Пети, тот промарширует
  • тема птички – поиграет на флейточке
  • тема утки – прокрякает.
  • тема кошки –помяукает.
  • тема дедушки – покашляет.
  • тема волка – повоет на луну.
  • тема охотников – прохлопает.

Отлично! Все на уроке были активны.
Домашнее задание
Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».

  1. Домашнее задание (1 минут)

Нарисовать иллюстрации к симфонической сказке С.С. Прокофьева «Петя и волк».
 
Список использованной литературы:

  1. З.Е. Осовицкая, А.С. Казаринова – Музыкальная литература: Учебник для ДМШ:  Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2004 – 224 с.  

[1] http://www.4stupeni.ru/stady/konspekt_1_music/9440-plan-konspekt-uroka-na-temu-sredstva-muzykalnoj.html

  • Слушать познавательные сказки для детей 6 7 на ночь
  • Слушать песню девушка из сказки
  • Слушать песню летели в сказку гуси лебеди а может быть и короли
  • Слушать песню восточные сказки на английском
  • Слушать песню добрые сказки ермолов