Слушать песни сказки черного города все

Когда я росла в детстве, ни одно рождество не обходилось без коричневых фломастеров, мелков и цветных карандашей, разбросанных по нашему

Когда я росла в детстве, ни одно Рождество не обходилось без коричневых фломастеров, мелков и цветных карандашей, разбросанных по нашему кухонному столу на протяжении всех праздников. Задолго до того, как изобилие рождественских товаров стало обычным явлением, моя мама, как и многие чернокожие родители в 1980-х и 1990-х годах, всегда превращала рождественские фигурки с лицами цвета персика в зеркальное отражение нашей афроамериканской семьи, словно Ангус МакГайвер (герой сериала американского «МакГайвер», известный тем, что мог сделать почти что угодно из подручных средств — Прим. ИноСМИ). Мама заботливо раскрашивала коричневым маркером лица эльфов и ангелочков на елочных украшениях, детей, колядующих на рождественских открытках и, что наиболее важно, все разнообразные версии самого Санта-Клауса.

Наш Санта был чернокожим, но для меня маленькой он не был Черным Сантой. Он был просто Сантой, без прилагательного. Иногда мама говорила мне, что нам пришлось самим раскрасить его лицо из-за нехватки коричневой краски у торговцев и издателей. И я была достаточно наивна, чтобы верить в это неловкое оправдание, пока позже, когда мне исполнилось 10 лет, мне не пришло время увидеть зияющие «дыры» во всей этой истории с Санта-Клаусом.

В течение следующих двух десятилетий я мало думала о Санта-Клаусе, пока летом 2011 года не родила сына. На День Благодарения в том году нам подарили очаровательный детский костюм Санта-Клауса, и когда я засунула в него коренастое коричневое тельце моего сына, у меня кружилась голова от ностальгии по собственному детству. Готовая воссоздать ту же самую праздничную страну чудес, в которой я выросла, я пошла за рождественскими украшениями с открытым сердцем и кошельком. Оба быстро закрылись, когда стало очевидно, что, хотя со времени моего детства прошло 20 лет, образы Санты остались такими же однообразными, что и раньше.

Как и моя мама, я разрисовывала им лица коричневой краской. Но эта моя работа была сдобрена здоровой дозой негодования — той роскошью, которой была лишена моя мать, которая выросла в сельской местности штата Вирджиния, где правили законы Джима Кроу (законы Джима Кроу, Джимкроуизм — широко распространённое неофициальное название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890-1964 годов — Прим. ИноСМИ). Мама росла в том же месте и в то же время, что и незаконно казненная «Мартинсвиллская Семерка» (семеро чернокожих мужчин, незаконно казненных в 1951 году за изнасилование белой женщины в городке Мартинсвилл, штат Вирджиния, и посмертно помилованных в 2021 году — Прим. ИноСМИ) и преподавала там же в сегрегированном первом классе начальной школы в день убийства Мартина Лютера Кинга-младшего. В той шкале расовых травм, пережитых ею в своей жизни, раскрашивание лица Санты коричневой краской было едва ли не самой малозначительной.

Но для меня отсутствие фигурок темнокожих Дедов Морозов показалась личной обидой, как будто выражалось пренебрежение всей моей семье. Как будто вместо #OscarsSoWhite (только «белая» премия Оскар) появился еще и #SantasSoWhite (только «белый» Санта-Клаус). И дело здесь было не только в том, что елочные игрушки оказались разочаровывающе однообразными. В фильмах, телешоу, книжках с картинками и во всех других средствах массовой информации — почти везде фигурируют только белые Деды Морозы. Причем эти серийно выпускаемые Деды Морозы совсем необязательно отражают реалии нашей жизни: актер с японскими корнями Джордж Такей (Джордж Хосато Такэй — американский актёр, известный благодаря роли Хикару Сулу в сериале «Звёздный путь — Прим. ИноСМИ)». незабываемо описал визит азиатского Санта-Клауса, когда он и его семья были насильственно и несправедливо заключены в лагерь для интернированных американцев японского происхождения.

Пройдут годы, прежде чем эти оторванные истории сойдутся в снежный ком движения за разнообразие Санты, которое ширится сейчас. Но 2011 год — год рождения моего сына, был временем, когда Instagram и Pinterest еще только зарождались, поэтому единственным источником в моем поиске темнокожих Дедов Морозов был Google. Я использовала этот поисковик, чтобы найти продавца на сайте Etsy (веб-сайт интенрнет-торговли, который специализируется на изделиях ручной работы, антиквариате и уникальных товарах ограниченного выпуска — Прим. ИноСМИ) а Атланте, который отправлял моему сыну персональные поздравления от Черного Санты. А на eBay я нашла дорогие, но изысканные самодельные украшения и одежду ручной работы.

Я часами говорила по телефону, обзванивая различные места в Лос-Анджелесе, пока наконец не нашла Лэнгстона Паттерсона, одного из немногих черных Дедов Морозов, которые работали в то время в американских торговых центрах. Сфотографировать моего сына с этим щеголеватым Санта-Клаусом было самым ярким событием нашего Рождества, и мы с нетерпением ждали этого каждый год, пока моя работа не заставила меня переехать с семьей в Нью-Йорк.

Я предполагала, что найти Черного Санта-Клауса в самом разношерстном городе мира, будет легче. Так оно и оказалось, но только потому, что исполнительным продюсером моего радио-шоу была щедрая черная мама, которая взяла меня под свое крыло и дала мне инсайдерскую информацию. Как Гарриет Табмен, которая водит людей по подземной железной дороге, (Гарриет Табмен — американская аболиционистка, борец против рабства в США в 19 веке. Сбежав из рабства, она организовала сеть активистов по борьбе с ним и убежища, известные как Подземная железная дорога — Прим. ИноСМИ) эта мама и ее дочь благосклонно сопровождали мою семью, чтобы найти секретного Черного Санту в универмаге Macy’s, которого там называют «Специальный Санта» и которого можно отыскать только с помощью «сарафанного радио».

В Macy’s мы двигались в медленной очереди к «традиционному» белому Санте, спрятанному в комнате в конце толпы людей, пока возле нас не появился настоящий «эльф». Моя мамочка-наставница наклонилась к заостренному уху эльфа и прошептала: «Мы ищем Специального Санту». Эльф кивнул и показал нам большой палец вверх. Вскоре после этого другой эльф проводил нас к другой, но такой же длинной очереди, где мы ждали, пока волшебным образом не появился веселый Черный Санта и поздравил моего двухлетнего сына с Рождеством, слегка ткнув его кулаком и попросив «дать пять».

Когда мы ехали на такси домой, а наш довольный сын спал в своем автокресле, мы с мужем размышляли над абсурдностью этого чрезвычайно необычного опыта, но я была слишком измотана, чтобы чувствовать что-либо, кроме гордости за то, что мы успешно сохранили любовь моего ребенка к Деду Морозу еще на один год.

Через два дня после нашего визита в Macy’s Аиша Харрис опубликовала в Slate веселое эссе, в котором выразила то, что я испытала на собственном опыте. «Америка становится все менее и менее белой, но белый Санта с дефицитом меланина остается обычным явлением в рекламе, кастингах в торговых центрах и фильмах, — написала она. — Не пора ли сделать так, чтобы наш образ Санты лучше служил всем детям, которых он радует каждое Рождество?»

На следующий день телеведущая Мегин Келли (известная американская тележурналистка, работала на Fox News и канале NBC. Дважды брала интервью у Владимира Путина — Прим. ИноСМИ) ответила печально известной тирадой, провозгласив, что Санта и Иисус — это белые люди. Она говорила прямо в камеру, чтобы уверить всех детей, смотрящих Fox News, что, несмотря на все, что они могли ранее слышать, Санта является абсолютно белым, и что любой, кто думает иначе, не только неправ, но и смешон.

Как мать я была в ярости. Как журналистка и радиоведущая, я была полна решимости доказать, что Мегин Келли и другие близкие ей по духу люди, которые думали, как она, неправы. И я была не одна. На протяжении многих лет я писала рукопись моей новой иллюстрированной книги «Настоящий Санта-Клаус», которая представляет собой рождественскую сказку о Черном Санта-Клаусе, которую я хотела впоследствии дать прочитать своим детям. Одновременно начали действовать некоторые редприниматели.

Теперь компания Black Santa Company бывшей звезды НБА Барона Дэвиса (известный американский профессиональный баскетболист, играл за команды «Лос-Анджелес Клипперс» и «Кливленд Кавальерс» — Прим. ИноСМИ), небольшая компания по производству подарочной упаковки с блестящим названием Wrappers Delight и другие предприятия, занятые в сфере рождественских развлечений, строят планы на будущее, в котором ни одному ребенку больше не придется раскрашивать рождественские украшения.

Наши усилия работают. Лично мое достижение — это одна из по крайней мере трех детских книжек с картинками цветных Санта-Клаусов, изданных в этом году. У всех нас очень разные взгляды на то, как он мог бы выглядеть Санта, но чем больше разнообразия, тем веселее.

Давайте отбросим представление о том, что есть только один образ Санта-Клауса, и перестанем спорить о том, чья интерпретация Новогоднего дедушки верна. Пора направить всю силу рождественской сказки на самое драгоценное и важное — собственное воображение ребенка.

__________________________________________________________________________________

Нэнси Редд — известная радио- и телеведущая, автор нескольких книг, в том числе «Перед сном» и «Настоящий Санта». Она также является обозревателем популярного сайта Wirecutter.

Комментарии читателей The New York Times

World

Довольно скоро у нас будет отдельно все для всех, так что все расы представлены-то будут, но общество окажется еще более сегрегированным. Детям было бы лучше, если бы Санта стал вообще пришельцем из космоса.

Suzan

Мои два племянника — единственные дети в нашей семье. Они выросли, отмечая Хануку и все другие еврейские праздники, вместе со своей мамой, моей сестрой. Но у них также бывало и Рождество — каждый декабрь они навещали семью своего отца. Но Санта никогда не играл в их жизни большой роли. Я всегда буду помнить тот год, когда мой младший племянник сказал моей сестре о Санта-Клаусе, как сильно он не хочет видеть «этого страшного красного клоуна»!

Curmudgeon51

Я только что проверил Amazon на предмет «Черного Санты», и там перечислены несколько сотен товаров, в том числе украшение в виде дерева «Black Santas Matter». Если общество и не согласно признать, что Санта-Клаус (и другие мифические персонажи) не являются исключительной прерогативой белых, то, по крайней мере, некоторые коммерческие предприятия признают, что это важно.

rose6

Много лет назад я водил своих детей на встречу с Санта-Клаусом в магазин Macy’s в Нью-Йорке. Когда мы вышли из лифта в зимнюю страну чудес, нас встретили указатели, направляющие к Санта-Клаусам в трех направлениях с пометками «Санта-Клаус Черный», «Санта-Клаус Белый» и «Санта-Клаус Латинос».

Dan Stackhouse

Забавно, что никто еще не догадался переосмыслить полностью выдуманного Санту и представить его как женщину или вообще бесполое существо. Ведь сегодня никто не ходит в торговые центры, чтобы навестить миссис Клаус, и на самом деле мы никогда не видим ее в торговых центрах, только эльфов.

Я думаю, что это когда-нибудь произойдет. Женщины-Санты будут вполне себе ничего, как и трансгендерные Деды Морозы. Чем больше разнообразия в этих мифологических конструкциях, тем больше людей принимает разнообразие в реальной жизни. Правда, трудно себе представить, чтобы фанаты Fox News когда-либо приняли что-либо, кроме белого расизма, гомофобии и женоненавистничества.

René

Созданный американцами, Санта — это король капитализма, великий покровитель бизнеса. У нас должны быть Деды Морозы всех цветов, чтобы максимально увеличить траты людей и вытянуть из них как можно больше денег.

Matt

Как бы там ни было, но похоже, что Америка вновь вводит и одобряет расовую сегрегацию.

Колледжи, в которых теперь есть общежития, места для учебы и мероприятий только для чернокожих. Есть попытки заблокировать расовое разнообразие.

Вы можете утверждать, что это нормально, когда так поступают меньшинства, но это не подает хороший пример остальным.

Mathilda

Неправильно. Цветным студентам нужны собственные пространства в университетах, особенно если большинство их однокашников белые. Я небелый преподаватель из рабочего класса. Все мои коллеги — представители высшего среднего класса и белые. Они понятия не имеют, что такое разнообразие на самом деле.

Сегрегация стала причиной выселения моей небелой семьи и соседей. Наш многоквартирный дом был снесен, а на его месте построен кондоминиум с дорогими квартирами.

Shawn Davis

Значит, у нас должны быть отдельные очереди в торговом центре, чтобы ждать Санта, который представляет в расовом отношении именно нас? Если у нас есть отдельные очереди для этого, почему бы не ввести расовые очереди и для других вещей? Это один из самых расистских аргументов, которые я слышал за последнее время. Национальные символы могут иметь значение только в том случае, если они соответствуют нашей расовой идентичности? Уродливо злой аргумент. Такая разнообразная нация, как наша, не сможет сохраниться, если все будут просто считать себя членами какой-то одной расовой группы, а не едиными американцами.

PL

Есть что-то тревожное в картине двух очередей, черной и белой, в универмаге, ожидающих встречи с Санта-Клаусом. Это и называется сегрегацией. Само-сегрегация, но тем не менее это сегрегация. Кредо антирасизма поставило либеральные идеалы с ног на голову. О чем говорит спрос на Дедов Морозов, врачей и других, которые «похожи на меня»? Это указывает на глубокое чувство обособленности от общества в целом, фундаментальное недоверие к белым как ни к чему иному, а только угнетателям: белые врачи не могут захотеть помочь черным людям предотвратить болезнь или вылечиться от нее; белый Санта не может порадовать черных детей. Вот чему вы учите своих детей. Универмаги могут нанимать Дедов Морозов, которые отражают национальный состав окружающих сообществ, но это обособление Дедов Морозов по этническому признаку подрывает любую надежду на единство в нашем обществе. Сейчас «разнообразию» придается такое большое значение, что страна просто разваливается на части. Это недоверие друг к другу не только усугубляет раскол, оно буквально убивает: сколько черных жизней было потеряно из-за пандемии коронавируса, потому что они недостаточно доверяли белому медицинскому персоналу для того, чтобы вакцинироваться у него?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Народный артист России ушел из жизни 28 ноября. Ему было 72 года.

Композитор, музыкант и певец Александр Градский оставил большой след в культуре России. Фильмы, к которым он написал музыку, входят в золотой фонд отечественного кино. Песни, которые принесли ему славу в 1970-х, — «Песня о корабле» из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих» и «Как молоды мы были» из фильма «Моя любовь на третьем курсе» — и сегодня знакомы каждому. Основные этапы биографии артиста — от первой рок-группы, которую Александр Борисович создал еще подростком, до открытия собственного театра «Градский Холл» — в материале mos.ru.

Начало: «Славяне», «Скоморохи», «Веселые ребята»

Александр Градский родился в 1949 году в городе Копейске Челябинской области в семье инженера-механика Бориса Фрадкина и актрисы Тамары Градской, руководительницы самодеятельного театра. Как рассказывал Александр Борисович, его маму, выпускницу ГИТИСа, приглашали на работу во МХАТ, но та отказалась и уехала с мужем на Урал — туда его распределили после института. В 1957-м семья вернулась в Москву. Отец работал на заводе, а мать руководила театральными кружками, позже работала в журнале «Театральная жизнь».

Тамара Павловна умерла, когда сыну было 14 лет. Тогда же он взял ее фамилию — в память о любимой маме. От матери же Александр Градский унаследовал и любовь к музыке. По настоянию родителей с 1958 по 1965 год он с удовольствием учился в музыкальной школе по классу скрипки. Позже пришло увлечение джазом, блюзом, рок-н-роллом — среди кумиров юного Градского были Элвис Пресли, Литл Ричард, Луи Армстронг, Элла Фитцджеральд, Фрэнк Синатра. Слушать их записи он мог благодаря дяде по материнской линии — брат Тамары Градской работал в ансамбле народного танца СССР Игоря Моисеева, который часто гастролировал по миру. Любил Александр Борисович и советскую эстраду (Марк Бернес, Лидия Русланова), и оперных исполнителей (Энрико Карузо, Федор Шаляпин).

В 1965 году Градский основал свою первую группу — «Славяне». Коллектив, состоящий из пятерых юных музыкантов, стал одной из первых известных московских рок-групп и просуществовал два года, не оставив никаких аудиозаписей. Несмотря на название, репертуар «Славян» состоял почти полностью из песен англоязычных старших коллег — The Beatles и The Rolling Stones (такая практика была обычной для большинства тогдашних рок-групп). К русскому языку Градский обратился в своем следующем коллективе, группе «Скоморохи» (1966).

Кадр из телепередачи «Как молоды мы были. Авторский вечер А. Пахмутовой». 1988 год

«Скоморохи» исполняли и кавер-версии чужих песен, но упор делался на оригинальные, свои — их сочиняли все члены коллектива. Клавишник Александр Буйнов, будущий участник ВИА «Веселые ребята», например, написал с успехом исполнявшиеся песни «Аленушка» и «Трава-мурава». «Скоморохи» просуществовали до 1979 года, иногда прекращая деятельность, иногда вновь воссоединяясь. Во время одного из таких распадов группы Градский уходил в ВИА «Веселые ребята» (1970‒1971), где впервые начал выступать не только как гитарист, но и как певец.

Параллельно со «Скоморохами» в 1960-х Градский создал еще одну группу ― «Лос Панчос», одно время играл на соло-гитаре в известном ВИА «Электрон». Среди групп, с которыми он сотрудничал в то время, — «Скифы» и музыкальный коллектив польских студентов МГУ «Тараканы».

В 1969 году Александр Градский поступил на факультет академического пения института имени Гнесиных. В 1974 году, когда он заканчивал учебу, его имя знали уже не только любители рок-музыки.

Кино: «Романс о влюбленных», «С любимыми не расставайтесь», «Гений»

В начале 1970-х Андрей Михалков-Кончаловский приступил к работе над фильмом «Романс о влюбленных». Задача перед режиссером стояла сложная: он решил снять картину, в которой вместе с событиями жизни юных героев (Евгения Киндинова и Елены Кореневой) менялось бы все — и атмосфера, и жанр. Волшебная первая часть, в которой, кажется, ни на минуту не смолкает музыка и все изъясняются пением и белыми стихами, заканчивается страшным разочарованием героя — чудом выжив после страшной аварии во время армейской службы, он возвращается домой и узнает, что его невеста вышла замуж за другого. В кадре появляется кинокамера, осветительные приборы, до этого невидимые участники съемок, и начинается вторая часть ― реалистическая, черно-белая, без песен, любви и радости. И лишь в самом конце в кадр вдруг врывается цвет и звучит музыка — как знак надежды.

Изначально предполагалось, что музыку для фильма напишет композитор Мурад Кажлаев, но тот отказался. Тогда режиссеру рассказали о молодом музыканте Градском. Кончаловский, послушав записи его песен, немедленно сделал предложение. Это был беспрецедентный для СССР случай: 23-летний музыкант, студент, не состоящий в Союзе композиторов, получает заказ на двухсерийный художественный фильм. Градский написал всю музыку, а часть песен, среди которых «Любовь», «Песня о дружбе», «Песня о птицах», «Песня о матери», «Смерть героя», исполнил один или в дуэтах с Зоей Харабадзе и Иннокентием Смоктуновским.

Кадр из фильма «Романс о влюбленных». Режиссер А. Кончаловский. 1974 год

Фильм показали на экранах в 1974-м, в том же году музыка из «Романса о влюбленных» вышла отдельной пластинкой. Вскоре после Александр Градский поступил в Московскую консерваторию, где изучал композицию у Тихона Хренникова.

В 1976 году Градский исполнил песню Александры Пахмутовой и Виктора Добронравова «Как молоды мы были» для фильма «Моя любовь на третьем курсе». Песню позже исполняли Иосиф Кобзон, Людмила Гурченко, Дмитрий Хворостовский и другие артисты, однако она всегда оставалась визитной карточкой именно Александра Борисовича.

Еще одну важную в его биографии песню можно услышать в фильме Никиты Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». «Песня о корабле» звучит в самом начале фильма. Позже режиссер вспоминал о ней так: «Особенно люблю “Песню о корабле”, замечательно спетую Александром Градским, — в то время она была для меня просто откровением» (цитируется по книге Александра Липского «Никита Михалков»).

Кадр из фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Режиссер Н. Михалков. 1974 год

Также среди фильмов, в которых звучат песни в исполнении Александра Градского, — «О спорт, ты — мир!» (песня «Нам не жить друг без друга», 1981), «С любимыми не расставайтесь» (песня «Прощай», 1979), «Концерт для двух скрипок» (1975).

Градский написал музыку более чем к 10 художественным фильмам, для некоторых он сам исполнил песни. Среди них — многосерийный фильм «Узник замка Иф» («Песня о надежде», «Песня о свободе», «Монте-Кристо» и другие, 1988), «Искусство жить в Одессе» (1989), «Поговорим, брат…» (1978), «В августе 44-го» (2000).

Мультипликационные фильмы, к которым написал музыку Александр Борисович, знает не одно поколение. Это «Принцесса и Людоед» (1977), «Легенда о старом маяке» (1977), фантастический «Перевал» (1988) по повести Кира Булычева «Поселок», сюрреалистические «Стереотипы» (1989) — первый совместный советско-американский мультфильм, в котором высмеиваются стереотипы о русских и американцах.

Александр Градский сыграл в нескольких художественных фильмах. В двух из них — детском фильме «Камертон» о проблемах воспитания подростков (1979) и детективе «Гений» (1991) — он играет самого себя.

Кадр из фильма «Камертон». Режиссер В. Новак. 1979 год

В 1991 году Александр Градский основал свой собственный театр, который сегодня располагается в здании бывшего кинотеатра «Буревестник» в Замоскворечье. Здание, построенное по проекту Ивана Жолтовского в 1957 году, было отреставрировано в 2014-м. Театр открылся осенью 2015 года. Здесь проходят концерты, музыкальные и творческие вечера.

Награды

Звание заслуженного деятеля искусств России Александр Градский получил в 1997 году. Народным артистом России он стал двумя годами позднее. Градский является лауреатом Государственной премии России. Ее артисту присудили за концертную программу «Три часа живой музыки».

В 2019 году Александр Градский стал лауреатом премии Владимира Высоцкого «Своя колея». Ее вручают людям, которым, возможно, Высоцкий захотел бы посвятить песню, чья жизнь и творчество созвучны темам его поэзии.

Народный артист России Александр Градский умер в возрасте 72 лет. Коллеги, а также политические и общественные деятели выражают соболезнования. В частности, свои соболезнования выразили президент России Владимир Путин и премьер-министр РФ Михаил Мишустин.

«Скончался Александр Градский. Наши соболезнования родным, близким и всем, кто любил и будет любить творчество Александра Борисовича», — говорится в сообщении Первого канала в Facebook.

Шоу «Голос» также выразило соболезнование поклонникам и близким музыканта на своей странице в Instagram.

«Большая энергия и внутренняя свобода»

Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев выразил соболезнования в связи со смертью Градского. «Примите мои глубокие соболезнования в связи с кончиной Александра Борисовича Градского. Талантливый композитор, певец и поэт, Александр Борисович ярко проявил себя в самых разных жанрах. Ему были одинаково подвластны рок и классическая опера, музыка к популярным кинофильмам и произведения для симфонического оркестра, острая сатира и пронзительная лирика. Его особые вокальные данные в сочетании с безупречным художественным вкусом покорили сердца миллионов людей», — говорится в сообщении.

Медведев отметил, что композитора отличали большая энергия, внутренняя свобода и искренняя любовь к своему делу. При поддержке Градского в мир музыки пришли многие молодые исполнители, а творческие телевизионные проекты, в которых артист принимал участие, помогли одаренным певцам и композиторам «в полной мере раскрыть свои способности и завоевать любовь зрителей».

«Добрая память об Александре Борисовиче Градском навсегда сохранится в наших сердцах», — добавил Медведев.

«Большой, сложный и азартный»

Талант Александра Градского не знал границ, его голосу были подвластны жанры от рока до оперы. Такое мнение высказала певица Лариса Долина. «Трудно переоценить вклад этого артиста в отечественную культуру, его неповторимый, сильный, ни на чей не похожий голос, которому было подвластно все: рок, популярные песни, оперное искусство. А еще Саша сочинял, сочинял много, не боялся экспериментов, писал песни с социальной направленностью, многие из которых ушли в народ», — написала Долина на своей странице в Intragram.

Кинорежиссер Алексей Герман-младший также выразил соболезнования родным Градского. «Умер Градский. Я был с ним знаком много лет назад. Бывал дома. Познакомил с папой и мамой. <…> Еще помню, что мне всегда казалось, что он говорил искренне во время наших встреч. От правды, от своих ощущений, без дурости и красивостей. Градский был большой, сложный и азартный. В нем был объем, воля и масштаб. Очень жаль», — написал кинорежиссер на своей странице в Facebook.

Победитель проекта «Голос» в 2013 году Сергей Волчков поделился воспоминаниями о музыканте. «Как может работаться с великим человеком? Не просто великим музыкантом, а именно еще и великим человеком, который передал мне и музыкальные навыки, и человеческие навыки поведения на сцене и в нашем непростом шоу-бизнесе», — сказал Волчков, которого связывали с Градским восемь лет дружбы. Градский продолжал поддерживать тогда еще начинающего артиста и после проекта «Голос», пригласил в свой театр «Градский холл» и помогал ему в сольных концертах. «Он всегда приходил, отстраивал звук, волновался и всегда искренне радовался моим успехам», — отметил певец.

Волчков рассказал о совете, который однажды дал ему маэстро. «Когда он выбрал для меня в проекте «Голос» песню «Я люблю тебя, жизнь», я ему сказал, что, наверное, еще молод для нее, это серьезная, взрослая песня. Он ответил: «А почему молод? Ты же кого-то по-настоящему любишь и чего-то ждешь в этой жизни?» У меня тогда должна была родиться дочь. Он посоветовал петь эту песню для нее. Этот совет перевернул во мне понимание музыки, слова», — поделился Волчков.

Градский на своих последних съемках шоу «Голос» на Первом канале вспоминал свое знакомство с Димой Биланом, другим наставником проекта. Об этом сам Билан рассказал своим подписчикам в Instagram. «На последних съемках, буквально 10 дней назад, Александр Борисович вспоминал, как мы с ним познакомились. Мне тогда было лет 16-17, и он вспоминал меня юного», — написал Билан. «А я, видимо, чувствовал и прощался. Прощайте, Александр Борисович», — добавил певец. «Столько лет рядом, всегда были как отец и сын. И, бывало, ругались и мирились, сидели все вместе в одной гримерке, спорили, смеялись, он нам рассказывал много интересного из своей насыщенной жизни», — вспомнил Билан.

«Порядочный, принципиальный, трогательный»

Градский был порядочным и принципиальным человеком, всегда отстаивал истину и добро. Такими воспоминаниями поделилась его коллега по проекту «Голос», заслуженная артистка РФ Пелагея.

«Дорогой наш, самый важный, самый главный наставник не в проекте, в жизни. В том, каким должен быть человек, выбравший музыку и сцену. Порядочный, принципиальный, трогательный, бескомпромиссный, всегда на стороне истины и добра», — написала Пелагея на своей странице в Instagram.

Память о маэстро будет жить в сердцах его коллег, учеников и поклонников, уверена певица. «Сегодня Мастер закончил свой путь на земле. Но никогда, никогда не стихнет этот удивительный, поднимающий до вершин голос. Никогда свет от этой энергии, от этой жизни не угаснет в тех, кто имел счастье видеть его, слушать его, быть его учеником, работать с ним», — подчеркнула она.

Леонид Агутин в своем Facebook написал, что верил в скорое выздоровление Александра Градского. Я, конечно, не мог предположить, что это произойдет так бесчеловечно внезапно. Никто не мог. В последнем сообщении, на которое я не получил ответ, я написал, что он мой герой, что я восхищаюсь его силой и верю в скорое выздоровление. И я верил. <…> Я в гребаном шоке! Вы бы сказали: «Леня, не ругайся! Это моя роль». Не доиграли вы свою роль, дорогой наш А. Б.», — написал он.

Певец отметил, что очень по-разному относился к этому человеку — «невероятно талантливому и взбалмошному, умному и порой наивному, старику — ребенку, нашему «деду». Агутин добавил, что многое отдал бы, чтобы еще раз услышать пару слов одобрения Градского, увидеть его улыбку, пожать руку, услышать историю давних лет, даже крик и гневный топот. «Слезы предательски мешают делать какие-то необходимые действия. Надо ведь куда-то звонить, с кем-то говорить, принимать какие-то решения. А ведь для этого нужно было бы позвонить вам. Прощайте, дорогой мой. Пусть земля вам будет пухом. Я буду помнить. Всегда», — написал певец.

«Был настоящей легендой»

Мэр Москвы Сергей Собянин выразил соболезнования семье и близким Градского. «Для многих российских музыкантов Александр Борисович был наставником, а созданный им в Москве театр «Градский холл» стал одной из ярких точек на культурной карте столицы. Искреннее сочувствие родным, близким и всем поклонникам таланта этого замечательного человека», — написал мэр.

Он отметил, что на песнях Александра Градского выросло несколько поколений слушателей, которых «покорила незабываемая энергетика его голоса».

Также соболезнования выразил председатель Мосгордумы Алексей Шапошников. «Невероятно талантливый человек, голос без границ, Мастер и Наставник, творчество которого для многих стало настоящей путеводной звездой, дорогой в музыкальную жизнь. Он отдавал всего себя искусству, вкладывал в любимое дело душу и мастерство», — написал он на своей странице в Facebook.

Губернатор и правительство Челябинской области выражают глубокие соболезнования в связи со смертью народного артиста России, уроженца города Копейска Александра Градского, говорится в сообщении пресс-службы правительства региона.

«Это большая утрата не только для родных и близких, но и для всех поклонников таланта и творчества покойного. Александр Градский был настоящей легендой отечественной рок-музыки, видным композитором, педагогом, исследователем музыки. За свою жизнь он воспитал целую плеяду талантливых учеников и оставил после себя богатейшее творческое наследие», — сказано в сообщении.

«Визитная карточка» времени

Творчество Градского было наполнено духом свободы, пробуждало в слушателях яркие эмоции. Такое мнение выразила министр культуры РФ Ольга Любимова.

«Любимый миллионами певец, поэт и композитор, он пробуждал в слушателях самые яркие эмоции. Его творчество, наполненное духом свободы, стало широко известно в России и за рубежом, а песни звучали на ведущих мировых площадках», — отметила министр в телеграмме с соболезнованиями.

Любимова назвала музыканта «благородным человеком с щедрой душой». «Чуткий, отзывчивый и безгранично талантливый, он жил и трудился на благо Родины. Прошу передать родным и близким мои глубокие искренние соболезнования», — говорится в послании.

Смерть Градского стала невосполнимой утратой для отечественной эстрады, но его творчество будет жить в веках. Такое мнение высказали в «Русской медиагруппе» (РМГ). «Сегодня не стало величайшего российского музыканта, певца, поэта и композитора, основателя русского рока Александра Борисовича Градского. Он внес огромный вклад в развитие советской и российской музыкальной культуры. Для российской эстрады уход Александра Градского — невосполнимая потеря. Но его музыка будет жить в веках», — привели ТАСС соболезнования холдинга в его пресс-службе.

В РМГ отметили, что песни из репертуара Градского стали «визитной карточкой» времени. «Песни Александра Градского, написанные им самим, а также на слова поэтов, среди которых Борис Пастернак, Саша Черный, Александра Пахмутова и другие, стали визитной карточкой своего времени и навсегда остались в сердцах слушателей. «Русская медиагруппа» выражает глубочайшие соболезнования родным и близким Александра Борисовича и всем почитателям его таланта», — добавили в компании.

Российский режиссер Андрей Кончаловский считает, что мелодрама «Романс о влюбленных» получилась романтической и необычной для России благодаря великолепной музыке Градского. «Мы с Сашей Градским познакомились в 1973 году в студии, где он работал. У нас с ним случилась любовь с первого взгляда. Я сразу знал, что только он будет писать музыку к моему фильму «Романс о влюбленных». <…> Этот фильм был молодежным, романтическим, необычным для нашей страны, сделанным в стиле рок-оперы. И нет сомнений, что таким фильм получился именно благодаря великолепной музыке Саши Градского», — написал он на своей странице в Facebook.

Кончаловский отметил, что решение работать с Градским было ничем не мотивировано, кроме веры в его талант и музыкальность. «Помню, я тогда даже сказал: «Градский будет у меня не просто петь, но и сниматься в главной роли. Вы только посмотрите, какие у этого парня выразительные голубые глаза!» — рассказал режиссер.

«Выдающийся человек и великий талант»

Александр Градский был первым в русском направлении вокально-инструментальной музыки, кто творил как профессионал самого высокого уровня. Он обладал великим талантом, который подкрепляло серьезное музыкальное образование, рассказал своим подписчикам в Instagram певец Александр Розенбаум.

«Мы потеряли выдающегося человека. Одного из основоположников русского направления вокально-инструментальной музыки. При всем уважении к именам ушедших ранее… Градский — первый, кто делал свое творчество как профессионал высочайшего уровня. Имея не только великий талант, но и подкрепляющее этот божий дар серьезное музыкальное образование», — написал он.

Певец отметил, что Градский был скромным, требовательным к себе и коллегам человеком, не принимающим дилетантизма. Он «не мог даже помыслить» о заигрываниях с невзыскательной публикой. Его принципы всегда служили ориентиром для тех, кто хотел добиться высшей степени мастерства. «Да, Саша, без сомнения, был булгаковским Мастером… Именно поэтому он написал свою музыкальную версию этого величайшего произведения. Он имел на это право. И он блестяще с этим справился», — поделился Розенбаум.

  • Слушать песню восточные сказки зачем ты мне строишь глазки манишь дурманишь зовешь пойти с тобой
  • Слушать песни из сказки финист ясный сокол
  • Слушать песни детские из мультфильмов веселые и сказок бесплатно
  • Слушать перышко финиста ясна сокола русская народная сказка
  • Слушать новые рассказы копыловой бесплатно