Слушать краткий рассказ дубровского

Автор на чтение 7 мин. просмотров 10 опубликовано 17.03.2021 2 часа54 минутыеще 3 озвучкиистория села горюхинастихотворения4царь никита и сорок его

На чтение 7 мин. Просмотров 10 Опубликовано

2 часа54 минутыЕще 3 озвучки3333b63574344e8f3a85_100x100crop.jpg

История села Горюхинаbf909052694cdd3f6195_100x100crop.jpgСтихотворения4Царь Никита и сорок его дочерей36Медный всадник и другие поэмыСказка о золотом петушке1Стихи45 Аудиокниги жанра «Классика»Сапоги57Король Лир. Антоний и Клеопатра26Калина красная58Нищий22Сон смешного человека17Усадьба11НовинкиКрепость несокрушимая иначе как для СакнотаКоллекция никому не нужных книгГея (Сборник фантастики)Чумовка. Весь циклДьявольская бутылкаОно того стоилоИнтересное за неделюСильмариллионЯ, снова я и ещё раз яЛовушка для простаковНескончаемый дождьЧеловек, который научился любитьСоната звезд. АллегроПрямой эфир DimazKa 17 минут назад Очень тонко написана книга, однако это пересказ с красивыми незаметными вставками аля » Как мы хорошо живём при… Балашов Лев — Занимательная философия Sinner696 1 час назад Пффф, а я и не желал твоего убеждения в истине данного мнения, я просто желал, что бы ты не отрицал, что это мнение… Exterminatus — Арка 3. Побуждения Евгений Г. 3 часа назад Спасибо. Это был рассказ из сборника. Я конечно готов озвучить что нибудь другое. Пока только эти авторы дали… Тихомиров Максим — Ключ к сердцу midia 3 часа назад Книга понравилась. Прекрасно прочитана. Спасибо. Пирс Йен — Загадка Рафаэля Михаил 3 часа назад Понравился рассказ. Стивенсон Роберт — Дьявольская бутылка Михаил 3 часа назад Вы правы, перепутал. Гея (Сборник фантастики) Катерина 3 часа назад Вот так же ироничный Чехов написал о Душечке, которая полностью мимикрировала под каждого мужчину в ее жизни, не имея… Чехов Антон — Розовый чулок Светлана Курбатова 3 часа назад Книга замечательная, до слез!!! Сейчас приемным родителям рекомендуют ещё в детстве рассказывать ребенку, что он… Белахова Мария — Дочь Gregor Arth 3 часа назад А как земляки Ф. Раневской гордятся тем, что живут в её родном городе, Вы не представляете… ) Юрский Сергей — Последняя роль Фаины РаневскойАвторизацияРегистрацияРазделыЖанрыАвторыИсполнителиВход на сайт Авторизуясь, вы даете согласие на обработку персональных данных.

Два соседа помещика, Троекуров Кирилла Петрович – богатый знатный барин и Дубровский Андрей Гаврилович – отставной поручик гвардии, несмотря на разное положение очень дружны. И судьбы их несколько похожи. У обоих умерли жены, у Троекурова осталась дочь Маша, у Дубровского сын Володя, который восп итывался в Петербурге.

Однажды при гостях слуга Троекурова оскорбляет Дубровского. Андрей Гаврилович уезжает и на последующие приглашения друга отвечает отказом. Он требует наказания нерадивого псаря, что возмущает Троекурова. Он решает отомстить Дубровскому за дерзость, отобрав у него его имение Кистеневку.

II

Воспользовавшись тем, что документы на владение Кистеневкой у Дубровского сгорели, Троекуров начинает судебное дело. Некий лжесвидетель Антон Панфутьевич Спицын говорит, что Кистеневка Дубровскому никогда не принадлежала. В суде Андрей Гаврилович устроил скандал и, приехав домой слег больным. Торжество Троекурова омрачено болезнью Дубровского.

III

Андрей Гаврилович продолжает болеть и Володя Дубровский получает письмо с этим известием. Через три дня он уезжает к отцу. Войдя, увидел его больным и ослабевшим.

IV

Андрей Гаврилович болеет, сын не успевает разобраться в деле об отчуждении имения и не успевает подать апелляцию в суд. Имение переходит в собственность Троекурова. Но тот уже не рад. Он стыдится своего поступка, чувствует свою вину в болезни старого друга и решает отдать Кистеневку назад. С этим намерением едет в дом Дубровских. Андрей Гаврилович, завидев в окно подъезжающего Троекурова, пришел в сильное волнение и с ним случился припадок. Сын, которому в этот момент доложили о приезде соседа, велел прогнать его прочь. Троекуров уезжает, а старый Дубровский умирает.

V

После похорон представитель Троекурова, некий Шабашкин приехал в Кистеневку с намерением «вводить во владение» Троекурова. Кистеневские крестьяне сопротивлялись, Андрей Владимирович отправляет всех по домам. А приехавшим чиновникам позволил переночевать в имении.

VI

Владимир, собираясь из отцовского дома, натыкается на кузнеца Архипа, с топором и запрещает ему убивать: «Не приказные виноваты». Андрей решает поджечь дом, оставив окна и двери открытыми, во избежание смертей. Архип ослушивается и замыкает приказных внутри. Все погибают. Дубровский покидает имение.

VII

Начато дело о поджоге. Подозрение падает на Дубровского. Найти его никто не может, а в уезде появляется шайка разбойников. Троекуров понимает, что это Володя со своими крестьянами и ждет нападения злодеев.

VIII

Семнадцатилетняя Маша Троекурова проживает вместе с отцом и сводным братом Сашей. Отец нанимает француза Дефоржа для воспитания Саши и преподавания музыки Маше. Барин решает пошутить над новым человеком, заперев его в клетке с медведем. Дефорж убивает медведя, чем производит на Машу большое впечатление и она влюбляется.

IX

Храмовый праздник в имении Троекурова. За обедом речь заходит о разбойнике Дубровском. Среди гостей Спицын, который боится мести разбойника и опасается за большую сумму денег, которая находится при нем. Хозяин заявляет, что не боится нападения и рассказывает случай с французом и медведем.

X

Спицын остается ночевать у Троекурова, просится спать в комнате француза, а ночью тот открывает ему, что он и есть Дубровский.

XI

Оказывается, что Володя познакомился с настоящим Дефоржем на станции. За десять тысяч француз отдает ему свое рекомендательное письмо, все документы и уезжает. Дубровский под именем Дефорж поселяется в доме Троекурова, все домашние любят его. А когда в праздник Спицын напросился к нему в комнату, Володя отбирает у него сумку с деньгами и, пригрозив, велит уезжать из дома.

XII

Через время Дубровский передает Маше записку, в которой назначает ей свидание. Маша приходит. Он раскрывает ей всю правду. Говорит о том, что он полюбил ее и поэтому не может причинить вред ее отцу, но он всегда готов помочь ей. Володя спешно уезжает, а исправник, прибывший в дом Троекурова, передает слова Спицына, который показал, что Дефорж и Дубровский это один и тот же человек. Хозяин дома не верит и велит позвать учителя, но его не находят.

XIII

Неподалеку от имения Троекурова находится имение богатого пятидесятилетнего князя Верейского, который долгое время жил за границей. Теперь же князь возвратился и встретился с Троекуровым. Марья Кирилловна ему приглянулась.

XIV

Маша получает записку от Дубровкого, не успевает прочесть, ее вызывает отец и сообщает, что Верейский к ней сватается. Маша плачет. Отец выгоняет ее осушить слезы и Маша читает записку. Дубровский назначает ей свидание.

XV

Маша приходит. Встреча очень волнует влюбленных. Маша рассказывает о сватовстве, но просит не трогать Верейского, надеясь уговорить отца не отдавать ее замуж. Дубровкий соглашается, и просит ее в случае безысходности положить кольцо в дупло дуба, у которого они встречаются. Это будет сигналом к действию.

XVI

Маша посылает письмо Верейскому, в котором просит его отказаться от свадьбы, умоляет отца. Все тщетно. Троекуров запирает ее в комнате, через три дня ее свадьба.

XVII

Маша под домашним арестом оскорблена и озлоблена. Решается сообщить Дубровскому и Саша относит кольцо в дупло. Замечает мальчишку, который забирает кольцо, завязывается драка, мальчишку задерживают, но потом отпускают. Кольцо не передано.

XVIII

День свадьбы. Маша венчается с Верейским, а по пути домой на карету нападают разбойники. Князь стреляет в Дубровского и ранит его. Маша отказывается от помощи Володи.

«Поздно, я обвенчана, я жена князя Верейского.»

XIX

В обиталище разбойников направляются войска. Начинается битва, но силы не равны. Дубровский отпускает всех соратников и сам исчезает. Все нападения прекращаются и ни о банде, ни о Дубровском больше никто не слыхал.

Используемые источники:

  • https://akniga.org/pushkin-aleksandr-dubrovskiy
  • https://dp-adilet.kz/dubrovskij-slushat-kratkoe-soderzhanie/

ТОМ ПЕРВЫЙ


I

У Кирила Петровича Троекурова суровый нрав, поэтому все в округе побаиваются его. Не заискивает перед ним только сосед, Андрей Гаврилович Дубровский, который в молодости служил с ним. Дубровский обеднел, но держал себя так, что богач и сумасброд Троекуров считался с его мнением, приглашал к себе, ездил с ним на охоту.

Между соседями выходит ссора: холоп Троекурова насмешливо высказался, что у его хозяина слуги живут лучше, чем некоторые дворяне. Косвенно это относилось к Дубровскому. Он не захотел терпеть подобные шутки и навсегда перестал бывать у Троекурова. Уладить конфликт не удалось, Кирила Петрович обозлился и решил отнять у бывшего друга имение.

II

В суде Троекурову оказывают почтение и почти не замечают Дубровского. Секретарь зачитывает судебное решение по имению в селе Кистенёвка, согласно которому Дубровский владел им незаконно. Якобы изначально это было владение Троекурова. Хотя сделка купли-продажи была заключена между Дубровским и Спициным, документы были утрачены, и стала возможна подмена. Подкупленный суд постановил, что Дубровский должен отдать Кистенёвку «законному владельцу». Троекуров с победным чувством подписывает бумагу, а его обобранный сосед буквально сходит с ума.

III

Помешавшегося Дубровского отвозят в имение, которое скоро перейдет в руки Троекурова. Андрей Гаврилович слабеет и угасает, теряя рассудок. Старушка-няня отправляет письмо о состоянии отца сыну, который служит гвардейцем в Петербурге. Молодой человек был отправлен на обучение 12 лет назад. Он не скучал по отцу, но известие о его скорой смерти пугает Владимира:

«Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего… со всем тем он романически был к нему привязан и тем более любил семейственную жизнь, чем менее успел насладиться ее тихими радостями».

Владимир берет отпуск и едет в Кистенёвку. На станции его встречает старый кучер и рассказывает все неприятные новости.

Проезжая мимо села Покровского, имения Троекурова, Владимир вспоминает, как когда-то играл здесь с дочерью соседа.

Дома он находит отца в плачевном состоянии.

IV

Троекуров понимает, что слишком далеко зашел, желая отомстить бывшему другу. Он хочет помириться и вернуть имение, а потому сам отправляется к нему.

У старого Дубровского, увидевшего в окно приезд своего мучителя, случается приступ, ему становится плохо. Владимир велит передать Троекурову, чтоб он убирался прочь.

Вся дворня окружает своего старого хозяина, Владимир посылает за лекарем, но тщетно. Дубровский-отец умирает.

V

Владимир тяжело переживает потерю отца, будущее кажется ему мрачным. Дубровского-старшего отпевают в деревенской церкви, хоронят, а после все жители идут на поминальный обед. Владимир уходит в лес, чтоб побыть одному.

Когда он возвращается, у дома стоят судебные исполнители – Шабашкин и местный исправник. Они грубо разговаривают с Владимиром и его дворовыми. Местным крестьянам объявляют, что они принадлежат Троекурову, но народ не согласен. Исправники пытаются поставить на место смутьянов, но крестьяне дают отпор. Чиновники боятся ехать и просятся переночевать в доме. Владимир призывает крестьян утихомириться и заверяет, что попросит заступничества у царя.

VI

Владимира одолевают тяжелые мысли о будущем. Он уходит в комнату отца разобрать документы. Найдя письма матери к отцу, Владимир погружается в приятные семейные воспоминания.

Чиновники напиваются и заваливаются спать в прихожей.

Ночью Владимир выходит из дома и натыкается на кузнеца с топором. Никто из слуг не спит. У Владимира рождается стихийный план: он решает сжечь дом, чтобы тот не достался врагу. Он просит вывести из дома всех слуг и сердечно прощается с ними. Дом поджигают, в нем остаются запертые чиновники, хотя Владимир просил отпереть им дверь. Пламя быстро пожирает дом, и крики приказных быстро утихают. Архип спасает кошку с горящей крыши, а вот чиновников никому не жалко.

Владимир со слугой Гришкой уезжают.

VII

Пожар в Кистенёвке наделал много шума во всей губернии. Говорили, что Дубровский сгорел или сбежал с самыми близкими слугами. На пожарище нашли только кости земских чиновников.

Позже в округе объявилась банда разбойников, которая грабила всех помещиков и всегда уходила от полиции. Дубровского считали предводителем шайки. Не трогали бандиты только поместье Кирилла Петровича. Троекуров считал, что его боятся даже разбойники.

VIII

Семнадцатилетняя дочь Троекурова, Маша, растет в уединении, почти лишенная женского общества. Отец любит дочь, но не умеет создать доверительных отношений, и Маша скрывает свои чувства от родителя.

Троекуров нанимает француза Дефоржа для обучения сына географии и языкам. Маша не обращает на него внимания, так как не считает слуг мужчинами.

У Троекурова есть варварское развлечение: он заталкивает гостей в комнату с прикованным на цепь медведем и держит их там несколько часов. Так он поступил и с Дефоржем, но француз не растерялся и застрелил медведя. Этот случай произвел на Машу впечатление. Позже Дефорж начинает давать ей уроки музыки, и девушка влюбляется в своего учителя.

ТОМ ВТОРОЙ


IX

Троекуровы устраивают храмовый праздник, на который съезжаются гости со всей округи. После молитв и торжественных слов отправляются обедать.

Единственный опоздавший – помещик Спицин, который ехал в объезд, опасаясь мести Дубровского. Из-за ложных показаний Спицина когда-то удалось отнять поместье соседа.

Все рассуждают, скоро ли поймают Дубровского. Помещица Глобова рассказывает, что недавно предводитель разбойников обедал у нее, но ей не верят. Троекуров собирается сам поймать разбойника. Также хозяин рассказывает о медведе, которого пристрелил учитель:

«Он с великим удовольствием стал рассказывать подвиг своего француза, ибо имел счастливую способность тщеславиться всем, что только ни окружало его».

X

После обеда дают бал. Дефорж хорошо танцует, поэтому имеет большой успех у дам, дважды танцует с Машей.

После бала Троекуров уходит спать, а гости весело проводят время. Спицин опасается мести Дубровского и носит все деньги в нагрудной сумке. Он напрашивается переночевать в комнате у смельчака Дефоржа, думая, что с ним безопаснее.

Спицин просыпается оттого, что Дефорж забирает его нагрудную сумку и требует не шуметь. Оказывается, это и есть Дубровский.

XI

Дубровский смог выдать себя за учителя-француза благодаря случайности. На одной из почтовых станций он встретил настоящего Дефоржа и разговорился с ним. Тот едет в поместье Троекурова преподавать, но боится сурового нрава хозяина. Его держит только возможность получить 3 тысячи рублей. Дубровский предлагает французу сделку: он заплатит ему 10 тысяч, а в обмен получит документы учителя. Так Дубровский поступает в дом Троекурова, и уже через месяц делается всеобщим любимцем.

Наутро расстроенный Спицин быстро уезжает, оставляя в секрете нападение Дубровского.

XII

Дефорж занимает мысли и чувства Маши, она любит проводить с ним время. Однажды француз назначает ей встречу в садовой беседке. Девушка понимает, что услышит признание в любви, но не может принять ухаживания от человека ниже по статусу.

Дефорж признается в том, что он Дубровский. Юноша рассказывает Маше свой план мщения Троекурову, но из-за любви к ней он прощает его.

«Я должен был вам открыться, чтоб вы не проклинали меня, не презирали. Думайте иногда о Дубровском. Знайте, что он рожден был для иного назначения, что душа его умела вас любить».

Дубровский просит Машу обратиться к нему за помощью, если понадобится.

Потрясенная Маша возвращается домой, где уже снуют сыщики, разыскивающие Дубровского в лице Дефоржа.

XIII

К Троекуровым пожаловал новый гость – князь Верейский, недавно вернувшийся из-за границы. Старого повесу заинтересовала Маша, и он пригласил отца и дочь к себе в гости. Во время ответного визита Верейский стремится развлечь и поразить гостей своим богатством. Катание на лодках, диковинные острова на озере, оркестр, фейерверк, утонченность, показ коллекции картин – все сделано ради внимания Маши. Девушке нравится слушать собеседника, ей легко и комфортно рядом с ним.

XIV

Маша занимается рукоделием, когда ей через окно присылают записку. Не успев прочитать, девушка отправляется к отцу, ее срочно вызывают.

В кабинете отца девушка видит князя Верейского, который пришел к ней свататься.

От ужаса, что ей придется выйти замуж за старика, Маша плачет, князь кажется ей отвратительным. Отец истолковывает это как согласие. В своей комнате девушка вспоминает о записке, в ней указаны время и место встречи.

XV

Поздним вечером Маша и Владимир встречаются в условленном месте, происходит бурное объяснение. Маша просит не причинять вреда Верейскому, Дубровский обещает не трогать его. Он просит девушку умолять отца, чтоб тот отказался от затеи выдать ее замуж. Если не получится избежать этой участи, девушка готова выйти замуж за Владимира тайно. Дубровский надевает на Машу кольцо. Оставленное в дупле дерева, оно будет знаком, что ей нужна помощь.

XVI

Маша не может решиться на серьезный разговор с отцом и хочет обратиться напрямую к князю Верейскому. Она пишет ему письмо, в котором слезно просит отказаться от идеи брака. Князь передает содержание письма Троекурову, и это выводит его из себя.

Позже Маша бросается в ноги родителю и умоляет ее пощадить, но отец непреклонен. От отчаяния девушка угрожает отцу, что обратится за помощью к Дубровскому. Отец приходит в ярость и запирает Машу под домашний арест.

XVII

Наутро Маша все еще пленница, но ей хочется передать весточку Дубровскому. Всем запрещено разговаривать с девушкой, только младший брат зашел проведать ее. Маша просит братца подать знак Владимиру, спрятав кольцо в дупле дерева. Саша выполняет просьбу, тут же посторонний мальчишка хватает кольцо и пускается бежать. Саша его настигает, завязывается драка, а после мальчиков разнимает дворник. Смутьянов ведут к Троекурову, так и вскрывается вся история с кольцом и Дубровским. Троекуров считает, что Дубровский в его руках, раз его посыльный пойман. Но исправник, переговорив с мальчишкой, отпускает его.

XVIII

Машу спешно готовят к свадьбе. Девушка ждет помощи, все остальное ей безразлично. Даже в церкви она ждет Владимира до последнего мгновения:

«Обряд был кончен. Она чувствовала холодный поцелуй немилого супруга, она слышала веселые поздравления присутствующих и все еще не могла поверить, что жизнь ее была навеки окована, что Дубровский не прилетел освободить ее».

Верейский видит отстраненность молодой жены, поэтому не докучает ей. Молодожены едут в поместье князя.

По дороге на их карету нападают разбойники, Маша узнает в атамане Дубровского. Владимир опоздал. Бесценное время было упущено, когда задержали его посыльного. Теперь Маша – жена князя, и она просит оставить их в покое. Верейский ранит Владимира выстрелом в плечо.

XIX

Раненый Дубровский восстанавливается в лесном разбойничьем лагере. Все удручены состоянием атамана. Верная няня выхаживает Владимира, здесь же обитают все слуги Дубровских.

Внезапно на лагерь нападает военный отряда. Завязывается бой, разбойники одерживают победу, ранив и убив много солдат. Через несколько дней Дубровский прощается со своим отрядом и уезжает, и разбойничьи нападения заканчиваются. Поговаривают, что Дубровский уехал заграницу.

В романе «Дубровский» Пушкин затронул не только нравственные вопросы, но и тему социальной несправедливости. Из-за продажности судебной системы пострадал даже представитель дворянского сословия, казалось бы, самого защищенного в обществе. Богатый самодур Троекуров подкупом и хитростью отбирает поместье у обедневшего Дубровского, доводя его до помешательства и смерти. Поскольку у людей нет никакой опоры на законность и помощь государства, младший Дубровский становится разбойником и пытается добиться справедливости самостоятельно. Однако Владимир является человеком чести и слова, поэтому он никогда не переходит нравственную черту и остается «благородным разбойником».

На чтение 16 мин. Просмотров 74 Опубликовано

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» Жанр: народная волшебная сказкаГлавные герои сказки «Гуси-лебеди» и их характеристика

  1. Дочка, веселая и капризная девочка, которая очень любила играть, а потому забыла про своего братика.
  2. Гуси-лебеди, коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.
  3. Печка, Яблоня, Речка, не помогали капризной девочке, но помогли когда она исправилась.

План пересказа сказки «Гуси-лебеди»

  1. Наказ родителей
  2. Забывчивость девочки
  3. Гуси-похитители
  4. Погоня и Печка
  5. Погоня и Яблоня
  6. Погоня и Речка
  7. Еж
  8. Домик бабы-Яги
  9. Обратный путь.
  10. Возвращение.

Кратчайшее содержание сказки «Гуси-лебеди»для читательского дневника в 6 предложений

  1. Уходя на работу родители наказали дочери следить за маленьким братом.
  2. Девочка заигралась и братца унесли Гуси-Лебеди.
  3. Девочка побежала в погоню, но не стала есть пирожок, яблоко и кисель.
  4. Путь ей указывает Еж.
  5. Девочка находит братца и схватив его, бежит домой.
  6. Гуси-лебеди преследуют ее, но девочку прячут речка, яблоня и печка, и она возвращается домой.

Главная мысль сказки «Гуси-лебеди» Не откажи другому в просьбе и он тоже поможет тебе.Чему учит сказка «Гуси-лебеди» Эта сказка учит слушать родителей, помогать им по дому, не бросать маленьких детей, которых тебе доверили. Эта сказка учит не быть чванливым, не относится с пренебрежением к просьбам. Учит решительности и смелости.Отзыв на сказку «Гуси-лебеди» Это очень хорошая сказка, которая мне очень понравилась. В ней девочка сперва воротила нос от простых угощений, но когда ее припекло, она перестала капризничать и только поэтому спаслась.Пословицы к сказке «Гуси-лебеди» Нужда научит калачи есть. Не дорого начало, похвален конец. Глаза боятся, а руки делают.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Гуси-лебеди» Жили старик со старушкой и были у них дочка и маленький сынок. Пошли старики на работу и девочке строго наказывают, чтобы за братцем следила, со двора не уходила. Ушли старики, а дочка заигралась, посадила братца на травку, да и забыла про него. Тут налетели Гуси-лебеди и унесли братца. Вернулась девочка, а братца и нет нигде. Поискала она, покричала, да вдали гусей увидела. Поняла девочка, кто ее братца похитил и в погоню бросилась. Бежит, а тут и печка стоит, ржаного пирожка съесть просит. Не стала дочка есть пирожок, дальше бежит. Яблоня стоит, лесным яблочком угощает. Не стала девочка яблоко есть, дальше бежит. Тут речка молочная с кисельными берегами, просит молочка выпить. Не стала девочка пить молоко. Встретился ей Еж, дорогу указал, куда гуси-лебеди полетели. Добежала дочка до домика бабы-Яги, а там и братца увидела. Схватила братца, назад бросилась. А Гуси-лебеди за ней гонятся. Добегает девочка до речки, спрятать просит. А то ей про кисель напоминает. Поела девочка киселя, спрятала ее речка. Дальше бежит, а навстречу снова Гуси-лебеди летят. Тут и яблочком не побрезговала. Спрятала девочку яблоня. Дальше дочка бежит, братца несет. И снова Гуси-лебеди летят. Пришлось девочке и ржаного пирожка попробовать. Спрятала ее печка. Так и добежала до дома. А там и родители вернулись.Рисунки и иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди»

«Гуси-лебеди» – это популярная русская народная сказка, которую писатель Александр Афанасьев включил в свой замечательный сборник «Русские народные сказки». Сказка показывает, как важно быть добрым и внимательным к другим, слушать родителей.

gusi-lebedi-chitatelskiy-dnevnik-64081.jpg

Краткое содержание “Гуси-лебеди” для читательского дневника

ФИО автора: Афанасьев Александр Николаевич

Название: «Гуси-лебеди»

Число страниц: 16. Афанасьев А. Н. «Русские народные сказки». Издательство «Просвещение». 1983 год

Жанр: Сказка

Год написания: 1855-1863 гг.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Сюжет

Жили-были старик со старушкой, и была у них дочка и маленький сыночек. Утром отправились они на работу и строго наказали старшей дочери не выходить со двора и следить за братцем.

Когда родители ушли, девочка посадила брата на травку, а сама принялась играть. Она так заигралась, что совсем забыла о своих обязанностях. А в этот миг прилетели гуси-лебеди и унесли с собой маленького мальчика.

Вернулась девочка, а братца нигде не видать. Она принялась искать его, звать, но никто не отвечал ей. Посмотрела девочка на небо, и увидела гусей, которые вскоре исчезли за темным лесом. Поняла она, что это злые гуси-лебеди унесли ее брата.

Бросилась девочка в погоню. На пути повстречалась ей Печка, которая предложила съесть ржаной пирожок. Но девочка отказалась, и побежала дальше. Яблоня предложила ей полакомиться лесным яблочкам, но девочка лишь отмахнулась и побежала дальше. Впереди показалась молочная Речка с кисельными берегами. Увидев девочку, она предложила ей выпить молочка, но та отказалась.

Ежик подсказал девочке, как добраться до хижины Бабы-Яги. Там она увидела братца, схватила его и бросилась назад. Беглецов заметили гуси-лебеди, которые кинулись в погоню. Добежали брат с сестрой к речке и попросили спрятать их от злых гусей. Девочка съела молочный кисель, и речка спрятала детей. Побежали дальше – вот-вот гуси-лебеди их настигнут. Девочка съела яблочко, и добрая лесная яблоня укрыла их своими ветвями. Помогла им печка после того, как девочка съела ее пирожок.

Сестра с младшим братцем благополучно добрались домой, а тут и родители их возвратились.

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Главная мысль

Нужно помогать другим, и тогда в нужную минуту и тебе окажут помощь.

Чему учит

Сказка учит слушаться родителей, помогать им, учит смелости и решительности.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi-lebedi-e1560992160157.png

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Пословицы

  • Нужда научит калачи есть.
  • Не дорого начало, похвален конец.
  • Глаза боятся, а руки делают.

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Автор: Народ русский

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.

Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.

Сюжет

Старик и старушка уходили на работу. Они дали указание своей дочке беречь младшего брата, и не уходить со двора. За послушание девочку ждала награда — булочка, новое платьице и платок. Девочка забыла указания, и заигравшись и вышла на улицу. Гуси — лебеди тут как тут — похитили братца. Девочка плача звала мальчика. Потом поняла, что его украли. Бежав спрашивала у печки, яблони, и реки с кисельными берегами куда полетели вредители. Для ответа нужно было съесть пирожок, яблоко, или кисель. Она отказалась. Путь указал еж. Найдя мальчика у Бабы Яги, девочка забрала его. За ними погнались гуси — лебеди. Тогда девочка съела, что предлагали и воспользовалась укрытием. Успела прибыть до прихода родителей.

Вывод (мое мнение)

Нужно быть ответственным и внимательным. Слушаясь родителей можно избежать трудностей. Чтобы получить чью-то помощь, нужно делать, что говорят. Отданное добро возвращается.

Добавить в избранное

Очень кратко:Разведчик-партизан пропал без вести, его возлюбленная отправилась его искать и тоже пропала. После войны выживший разведчик услышал от постороннего историю своей любви и понял, что любимая жива.

Глава 1

Ранней осенью, «на третьем году войны» группа разведчиков большого партизанского отряда наткнулась на засаду. Единственный выживший, смертельно раненый, сумел добраться до отряда и сообщить обо всём командиру.

У погибшего командира разведчиков Сергея Марьянова в отряде была возлюбленная, радистка Таня Лебедева. Тел разведчиков не нашли, поэтому она не поверила, что Марьянов погиб, и потребовала у командира отряда спасти его. Командир отказался — даже если разведчики живы, их наверняка отвезли в город, занятый двумя полками немцев. Двести одиннадцать партизан не могли «разгромить двухтысячный гарнизон немцев», а командир не имел права посылать своих людей на верную смерть.

Продолжение после рекламы:

Тане отдали личные вещи Марьянова, среди которых была тетрадь с его стихами. Последние его стихи были о любимой. Ночью Таня ушла, захватив с собой две французские гранаты.

…никогда не погибнет тот, кто твёрдо верит, что будет жив.

Командир послал за ней двух партизан, а сам повёл отряд на новую базу. На рассвете отряд встретил пропавшую группу разведчиков во главе с Марьяновым. Оказалось, они столкнулись с отрядом немецкой полевой жандармерии. Бой был неравным, разведчикам пришлось отступить в болота и несколько дней прятаться среди трясин.

С этого дня Марьянов всех добытых им «языков» расспрашивал о русской девушке Тане и двух партизанах, но о них никто ничего не знал. Поздней осенью партизанский отряд ушёл на юго-восток, где соединился с частями советской армии.

Глава 2

После войны Марьянов отправился к отцу Тани, которому слал письма из госпиталя — там ему ампутировали руку. Оказалось, что тот умер. Соседка, ухаживавшая за стариком, пустила Марьянова в дом, где он нашёл свои нераспе­чатанные письма и снял со стены Танин портрет.

Затем Марьянов вернулся в полураз­рушенный город, откуда приехал и где лежал в госпитале. Людей не хватало, и его сразу назначили директором кирпичного завода.

Брифли существует благодаря рекламе:

Глава 3

До войны Марьянов писал стихи. Два его стихотворения даже опубликовали в журнале, при этом сильно раскритиковав. После войны он начал писать повесть об их с Таней любви, но за год так и не закончил её.

Марьянову не давалась концовка — он понимал, что Таня погибла, но не мог «убить» её на страницах своей повести.

Непреложность факта её гибели он опровергал любовью, мечтой и надеждой, которые делают бессмертным род человеческий.

Было несколько вариантов финала, и во всех Таня оставалась в живых. Повесть осталась незаконченной.

Глава 4

Осенью Марьянова потянуло на родину. Он подал заявление на отпуск, зашёл к секретарю горкома и рассказал ему, что родителей не помнит — их расстреляли белые, когда ему было полтора года. Односельчане кормили его из милости и не любили за упрямство и озорные выходки. В двенадцать лет Марьянов ушёл в город, некоторое время был беспризорником, «потом всё шло как положено». Война застала его на третьем курсе пединститута.

Затем Марьянов рассказал о том, как воевал, о своей любви к Тане и предупредил секретаря, что, скорее всего, не вернётся. Секретарь улыбнулся, попросил вернуться и привезти ему литр мёда.

Продолжение после рекламы:

Глава 5

В районный центр Марььянов приехал вечером и до родного села решил дойти пешком. Когда стемнело, он увидел вдалеке от дороги костёр и подошёл к нему. У костра сидели старик в полушубке и молодой человек в промасленной кепке. Марьянов решил, что это сторож и тракторист.

Марьянов попросился к костру, его пустили, и тракторист продолжил свой рассказ. Он рассказывал о своём деде-лесничем, жившем у озера, на которое каждый год прилетали лебеди. Бабушка просила его не трогать птиц, но однажды дед не утерпел и подстрелил лебедя.

С тех пор не стало им жизни — на заре прилетала лебёдушка и стонала, горюя об убитом лебеде. Дед не выдержал и попытался пристрелить её, но не попал, и тогда лебёдушка сложила крылья и камнем рухнула на деда.

Глава 6

Лесничий, конечно, добил птицу и сделал два чучела. Тракторист верил, что «лебеди не живут друг без друга». Сторож считал, что это неправда — «люди и те живут после гибели любимого человека, а то — вольная птица». Но и у людей любовь тоже разная бывает.

…настоящая любовь… она — будто всё время в весне ты живёшь, в саду… А сад тот цветёт и цветёт, и ни ему нет конца, ни твоей радости края…

И сторож начал рассказывать историю про настоящую русскую любовь. Марьянов с изумлением понял, что сторож рассказывает о нём и Тане.

Брифли существует благодаря рекламе:

Он узнал, что Таня долго искала его в городе. Она не верила, что он мог попасть в плен к немцам, поэтому мстить не стала, но и к партизанам не вернулась, а решила перейти линию фронта и добраться до позиций советский армии.

У Тани это почти получилось, но на подходе к позициям вздумалось её одежду постирать. Здесь её и нашли немцы. Она швырнула в них гранату. Немцев убило, а Таню ранило осколком. Девушка доползла до ближайшего хутора, где её выходили.

После войны Таня стала работать учительницей младших классов, а сторож в то время был истопником в школе. Она долго искала Марьянова, писала запросы, но он значился в списках без вести пропавших. Командира партизан Таня искать побоялась, ведь она ушла из отряда без разрешения, почти дезертировала. Она знала, что кто-то приходил в дом её отца, забрал её фотографию, но думала, что её разыскивают, чтобы наказать.

Марьянов слушал со слезами на глазах, смотрел на звёздное небо, «и в душе рождалась новая и большая вера в красоту бытия под этим небом».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Автор: Народ русский

Год написания: неизвестно

Жанр произведения: сказка

Главные герои:Девочка — дочка, Мальчик — младший брат, Гуси — лебеди — помощники Бабы — Яги.

Краткое содержание сказки «Гуси — лебеди» для читательского дневника показывает, как невнимательность девочки едва не привела к катастрофе.

Сказка Гуси-лебеди краткое содержание

Старшей сестричке доверили присматривать за братиком, но она загулялась и не увидела, как мальчика забрали гуси-лебеди. Девочка отправилась искать братца, а помогают ей яблонька, печка и речка. В сказке показано, как важно слушаться родителей и быть ответственными.

Сказка Гуси-лебеди скачать: 

Сказка Гуси-лебеди. Картинка к рассказу

skazka-gusi-lebedi.jpg

«Гуси лебеди» краткое содержание сказки

Муж и жена уехали на работу и оставили маленького сына дома. Старшая сестра, которой поручили следить за братом («не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек»), загулялась-заигралась и оставила его одного. Малыша унесли гуси-лебеди на крылышках. Сестра бежит догонять гусей-лебедей.

По дороге она встречает печку, яблоню, молочную речку — кисельные берега. У них девочка спрашивает о братце, но печка просит ее отведать пирожка, яблоня — яблочка, речка — киселька с молоком. Привередливая девочка не соглашается принимать угощении и они ей ни говорят куда гуси улетели с ее братом.

Бежит девочка по темному лесу, плачет о братце. Наткнулась она на избушку на курьих ножках. Заглянула девочка в окно: а там сидит баба Яга с веретеном в руках. В округе знали, что гуси-лебеди у старухи на службе, детей для неё уносят из дома.

Девочка с братом убегает, но Баба Яга посылает гусей за ними в погоню.

Девочка просит речку спрятать ее и соглашается поесть киселька. Потом девочка ест лесное яблочко, а яблоня укрыла её с братцем своими густыми ветками. Да так надёжно укрыла, что гуси не заметили. Затем дети прячутся в печке и девочка ест ржаной пирожок. Гуси не видят ее и улетают ни с чем.

Девочка с братцем прибегают домой, только зашли на родной порог, а тут и отец с матерью вернулись с работы. Навезли детям гостинцев, обнимают, целуют. Хвалят дочь за то, что за братцем хорошо смотрела.

А девочка ничего им не рассказала.И братца никогда одного не оставляла.

Главные герои

Дочка – веселая, озорная, капризная и безответственная девочка, забывшая о своем братике.

Гуси-лебеди – коварные птицы, которые похищали маленьких детей и уносили их к Бабе-Яге.

Печка, Яблоня, Речка, Ежик – помощники девочки.

Краткое содержание «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Родители Аленушки поручили ей присматривать за братом.

Девочка не уследила, и мальчика унесли гуси-лебеди.

Но благодаря целеустремленности и помощникам, Аленушка спасла брата.

И они вернулись домой как раз к приходу родителей.

План произведения для пересказа:

1. Поручение родителей

2. Брат без присмотра

3. Кража

4. Поиски брата

5. Побег

6. Дома

План пересказа

  1. Родительский наказ.
  2. Забывчивость девочки.
  3. Похищение братца.
  4. Девочка отправляется к Бабе-Яге.
  5. Девочка находит братца и бежит домой.
  6. Помощь молочной Речки, Яблони и Печки.
  7. Возвращение домой.

Синквейн:

Девочка.

Смелая, целеустремленная.

Не уследила, отыскала, спасла.

Осознала важность дружеской поддержки.

Взаимопомощь.

Отзыв

Сказка показывает, как важно оказывать помощь друг другу в сложной ситуации. Только благодаря доброте Яблоньки, Печки и Речки девочке с братцем удалось скрыться от преследования.

gusi-lebedi-e1560992160157.png

Рисунок-иллюстрация к сказке Гуси-лебеди.

Краткий отзыв по произведению «Гуси — лебеди» для читательского дневника:

Эта народная сказка очень увлекательная, интересная и поучительная.

Из-за своей ошибки девочке пришлось преодолеть много препятствий.

Но она не опустила руки, осознала важность дружеской взаимопомощи и достигла своей цели.

Я советую всем прочитать эту сказку, ведь она несет в себе много ценной морали.

Пословицы к произведению:

Ищешь помощи — сам помогай.

Кто заварил, тот и расхлебывает.

Готовый читательский дневник 2 класс: краткое содержание произведений, рисунок — иллюстрация, план, главная мысль, краткий отзыв и пословицы для развития логического мышления ребенка.

Оставить 6 человек (а).

Что понравилось

Очень понравилось, что девочка поняла, что она была неправа, отказав в небольшой просьбе Печке, Речке и Яблоне. Она исправила свои ошибки, и те в ответ помогли ей в беде.

Кол-во блоков: 18 | Общее кол-во символов: 4728Количество использованных доноров: 6Информация по каждому донору:

  1. https://aababy.ru/skazki/narodnye-skazki/russkie-narodnye-skazki/gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 333 (7%)
  2. https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html: использовано 4 блоков из 10, кол-во символов 862 (18%)
  3. https://kratkoe.com/gusi-lebedi-kratkoe-soderzhanie/: использовано 1 блоков из 2, кол-во символов 1505 (32%)
  4. https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 494 (10%)
  5. https://gdz-gramota.ru/chitatelskii-dnevnik/chitatelskii-dnevnik-2-klass/russkaia-narodnaia-skazka-gusi-lebedi: использовано 5 блоков из 9, кол-во символов 1474 (31%)
  6. https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/skazka-gusi-lebedi: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 60 (1%)

Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/05/blog-post_7.html
  • https://obrazovaka.ru/chitatelskiy-dnevnik/gusi-lebedi.html
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/1-klass/1854-gusi-lebedi.html
  • https://briefly.ru/vorobiev/gusi_lebedi/
  • https://school1208.ru/raznoe/gusi-lebedi-chitatel-skiy-dnevnik.html

«Тоска» — рассказ писателя-классициста А.П. Чехова, опубликованный в январе 1886 года в «Петербургской газете, в разделе «Летучие заметки». Многомудрый Литрекон подготовил вариант в сокращении, в котором обозначил сюжет, основные события и суть произведения. Краткий пересказ будет полезен тем, кто интересуется творчеством писателя, занимается поиском информации для подготовки к урокам и экзаменам.


Кратчайшее содержание (388 слов): Вечернее время суток. Снег сыпется белыми хлопьями на Иону и его лошаденку. Они неподвижны уже длительное время, так как с утра не было желающих воспользоваться услугами извозчика. 

Наступает вечерняя мгла и появляется уличная суматоха. Вдруг Иону окликает военный с приказом отвезти его на Выборгскую. На дороге происходит неразбериха: кто-то кричит Ионе, что он не туда едет, прохожий задевает морду лошади… 

По пути к месту назначения Иона рассказывает барину, что у него умер сын на этой неделе, пролежав в больнице всего три дня. Собеседник спрашивает о причине смерти, на что извозчик отвечает, что точно не знает, но могла повлиять горячка. Иона оглядывается на седока еще несколько раз и вскоре понимает, что тот не расположен его слушать.

Высадив военного, Иона опять сидит несколько часов в одном положении. К нему подходят трое молодых людей (двое высоких и один горбач) и просят отвезти их к Полицейскому мосту за двугривенный. Несмотря на то, что «двугривенный цена не сходная», извозчик соглашается, так как ему необходимы седоки. Сначала они спорят о том, кто будет сидеть, потом говорят о случае у Дукмасовых, затем переходят к разговору о Надежде Петровне. Чувство одиночества начинает отлегать от сердца Ионы, он оглядывается и бормочет, что у него помер сын. Горбач отвечает, что все помрут, а длинный спрашивает у извозчика, женат ли он. Иона говорит, что теперь у него одна жена— сырая земля, и что скоро его ждет могила и смерть, которая ошиблась дверью, забрав с собой сына раньше отца. Мужчина хотел рассказать им более подробно о смерти сына, но горбач заявил, что они уже добрались. 

Тоска снова наполняет грудь Ионы, он начинает искать глазами в толпе хоть одного человека, который выслушал бы его.

Заметив дворника с кульком, Иона решает заговорить с ним. Он спрашивает у него, сколько времени, на что тот отвечает, что идет десятый и час, и затем велит Ионе проехать дальше. 

Извозчик отъезжает на несколько шагов и осознает, что обращаться к прохожим просто бессмысленно. Он выпрямляется и едет домой. Вернувшись, Иона видит спящих на печах и скамьях людей, среди которых замечает молодого человека. Он пытается начать с ним разговор и снова говорит о смерти своего сына. Однако эти слова не оказали никакого влияния на собеседника (он вновь укрылся и заснул). 

Иона Потапов размышляет о том, сколько всего ему необходимо было обсудить, после чего решает пойти проведать лошадь. Он молчит некоторое время, потом «увлекается и рассказывает ей все…».


Отзыв (344 слова): Я считаю, что в произведении «Тоска» А.П. Чехов в полной мере смог раскрыть проблему отсутствия отзывчивости у людей по отношению к окружающим. 

Действительно, данная тема рассказа актуальна во все времена, так как в независимости от того, кем мы являемся и какой имеем социальный статус, в трудную минуту практически каждый из нас хочет поддержки или хотя бы внимания. Многие люди ощущают всепоглощающее чувство одиночества именно от того, что им не хватает собеседника, который сможет их выслушать, сказать несколько теплых слов, утешить, если в этом будет необходимость. Именно этим качествам автор учит своих читателей.

Лично мне при прочтении рассказа было очень печально осознавать, что в таком огромном мире не нашлось ни одного небезразличного человека, искренне желающего понять и облегчить душевную боль Ионы Потапова.

Именно он является моим любимым героем, потому что искренне любит своего недавно скончавшегося сына. Извозчик желал высказаться очень многим, так как не мог выдержать испытания, взвалившегося на него столь неожиданно. Несмотря на то, что никому до него не оказалось дела, мужчина все-таки нашел, кому излить свою душу. При разговоре с лошаденкой Иона с теплотой и тоской на сердце говорит о своем ребенке, который должен был пережить его, но ушел из жизни так рано. 

Главная мысль рассказа «Тоска» проста. А.П. Чехов хотел показать читателю, что людей, которые готовы сопереживать тем, кому необходимо сочувствие, практически не осталось. Автор намеренно делает акцент на том, что никто не желал помочь Ионе в преодолении его горя, чтобы показать, насколько погрязло общество в собственных пороках. Писатель намекает, что людям необходимо быть добрее по отношению друг к другу. Не стоит проходить мимо и отворачиваться от чужих проблем только потому, что они нас не касаются. Даже если мы не можем решить их, то должны хотя бы выслушать человека, потому что от этого может зависеть чья-то жизнь. 

Подводя итог, хочется отметить, что данное произведение является поучительным. Оно заставляет задуматься о том, что в первую очередь необходимо быть хорошим человеком, способным на сострадание, сопереживание и взаимовыручку. Впечатление от чтения этого рассказа очень грустное, но в то же время оно весьма поучительно: чувствуя боль, мы не способны причинить ее другому. 

Автор: Анастасия Кутковецкая

Введение

Конспект урока
будет удобен на уроке литературы, так как здесь есть цель и задачи, все этапы
урока соблюдены, организационный момент, приветствие, вступление, слово
учителя, актуализация опорных знаний, работа по теме, проверка домашней работы,
словарная работа, изучение нового, физкультминутка, закрепление, аналитическая беседа,
анализ эпизода, устное рисование,  итог, домашнее задание.

Конспект
урока по литературе для 6 класса на тему: О романе «Дубровский»

Цель урока:  знакомство с историей создания романа,
выяснение причин протеста Владимира Дубровского, развитие речи учащихся.

Задачи урока:
Знать жанровые особенности романа.

  • Рассказать
    об истории создания романа «Дубровский».
  • Определить
    характер отношения героев.
  • Выявить
    мотивировку поступков Владимира Дубровского.
  • Показать,
    как изображаются чувства и переживания Дубровского.
  • Выяснить,
    действительно ли благороден Дубровский.
  • Учиться
    анализировать текст.

Ход
урока:

I.Организационный
этап. Мотивация к учебной деятельности
.

  Учитель: — 
Учебник на столе у вас?

                             
А ручки и тетрадки?

                             
Тогда урок начнём сейчас,

                             
Раз всё у вас в порядке.

                             
Будьте внимательны,

                             
Послушны, наблюдательны.

                             
Чтобы литературные тайны познавать,

                             
Нужно всё серьёзно изучать.

    — отчёт 
дежурного;

    — проверка 
готовности  класса  к  уроку:

                Я 
рада  новой  встрече  с  вами,

               
Приятно  ваше  общество, друзья!

               
Ответы  ваши  вы  готовьте  сами,

               
Их  с  интересом  буду  слушать  я.

                Мы 
сегодня  снова  будем  читать,

               
Выводы  делать  и  рассуждать.

                А 
чтобы  урок  пошёл  каждому  впрок

               
Активно  включайся  в  работу, дружок!

Вот книжки на
столе,

А вот тетрадки

Не хочется играть

Сегодня в прятки

Сегодня в классе у
ребят

Урок очень важный

А почему он важный

Скажет каждый!

Добрый день, мои
друзья,

Встрече с вами
рада я.

Сели ровно, все
достали,

Вспоминаем все,
что знали,

Оставляем все
заботы

И включаемся в
работу.

II.
Актуализация знаний учащихся.

Сообщение темы урока, его цели и задач.

Слайд 1. Тема урока: А.С.Пушкин.
«Дубровский». История создания романа. Протест Владимира Дубровского
против несправедливых порядков, произвола и деспотизма.

Слайд 2. Цель урока: Знакомство с
историей создания романа. Выяснение причин протеста Владимира Дубровского.
Развитие речи учащихся.

Слайд 3. Задачи урока:

Знать жанровые особенности романа.

Рассказать об истории создания романа
«Дубровский».

Определить характер отношения героев.

Выявить мотивировку поступков Владимира
Дубровского.

Показать, как изображаются чувства и
переживания Дубровского.

Выяснить, действительно ли благороден
Дубровский.

Учиться анализировать текст.

III.
Изучение нового материала

Дубровский — приключенческий роман?

В XIX веке жанр
авантюрно-приключенческого романа стал популярным. Появились многочисленные
произведения, где честность противопоставлялась подлости, щедрость — жадности,
любовь — ненависти. Писатели для придания занимательности часто использовали
«переодевания» героев и нарушение хронологии повествования. Главный
герой такого повествования был неизменно красив, благороден, честен и смел.
Заканчивался авантюрный роман победой главного героя. А.С.Пушкин сделал попытку
написать подобное произведение, но глубина вскрывшихся в его романе проблем
реальной жизни не позволила ему закончить произведение. Пушкин не мог вместить
живых героев в жесткие схемы.

Словарная работа.

Слайд 5. Словарная работа.

— На слайде вы видите авантюра,
приключение, популярный, хронология, роман, сюжет.
 Исходя из данного
толкования этих слов, можно ли назвать произведение А.С.Пушкина
авантюрно-приключенческим романом? Аргументируйте свой ответ.

Авантюра — рискованное, сомнительное по
честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех.

Приключение — происшествие, неожиданный
случай в жизни, в похождениях.

Популярный — 1. общедоступный, вполне
понятный по простоте, ясности изложения;

2. пользующийся широкой известностью.

Роман (фр. Roman — повествование) —
большое повествовательное произведение, обычно отличающееся многообразием
действующих лиц и разветвленностью сюжета.

Сюжет — последовательность и связь
событий в художественном произведении.

(Да. Здесь мы видим рискованное,
сомнительное по честности дело (Дубровский стал разбойником), неожиданный
случай в жизни (разорение Дубровских). Произведение можно назвать романом,
потому что здесь много действующих лиц и событий.)

— Запишите определение романа и
сюжета 
в тетрадь.

Проверка домашнего задания.

1. Индивидуальное домашнее задание
(отвечает подготовившийся ученик).

Слайд 6. История романа.

Над романом «Дубровский»
А.С.Пушкин работал с 1832 по 1833 год. Он не был завершен и не был опубликован
при жизни поэта. Издатели сами назвали рукопись по имени главного героя. В
основу романа легло сообщение П.В.Нащокина, который был другом поэта, «об
одном небогатом дворянине по фамилии Островский: который имел процесс с соседом
на землю. Был вытеснен из имения и, оставшись с одними крестьянами, стал
грабить:». Известно также, что перед началом работы над романом, Пушкин
побывал в Болдине и Пскове, где рассматривались подобные дела нижегородских
помещиков Дубровского, Крюкова, Муратова. Таким образом, в основу романа
А.С.Пушкина легли жизненные обстоятельства. Действие романа происходит в 1820-е
годы и развивается в течение полутора лет.

2. Сжатый пересказ.

— Что вы можете рассказать об отношениях
Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского?

(Проверка домашнего задания: подготовить
краткий рассказ об отношениях Кирила Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича
Дубровского)


Роман «Дубровский» создавался Пушкиным в 1832—1833 годах. Название Пушкину не
принадлежит и дано издателями по имени главного героя. В основу сюжета этого
произведения лёг рассказ близкого приятеля Пушкина П. В. Нащокина «про одного
белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский (как и назывался сперва
роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и,
оставшись с одними крестьянами, стал грабить сначала подьячих, потом и других».
Нащокин видел Островского в остроге. Пушкину были известны похожие дела
нижегородских помещиков Дубровского, Крюкова и Муратова, а также нравы
владельца села Петровское П. А. Ганнибала.

В первоначальном плане романа не было отца Дубровского и истории
его дружбы с Троекуровым, не было разлада влюблённых, отсутствовала фигура
князя Верейского, очень важная для идеи расслоения дворянства (аристократичные,
но бедные; худородные, но богатые). Кроме того, в романе Дубровский становится
жертвой предательства, а не сложившихся обстоятельств. В нём намечена история
исключительной личности, дерзкой и удачливой, обиженной богатым помещиком,
судом и мстящей за себя.

В тексте, дошедшем до нас, Пушкин, напротив, подчеркнул типичность
и обыкновенность Дубровского, с которым случилось событие, характерное для
эпохи. Дубровский в повести не является исключительной личностью. Он связан со
всем укладом и бытом тогдашней жизни. Дубровский и его крестьяне, как и помещик
Островский в жизни, не нашли иного выхода, кроме разбоя, грабежа обидчиков и
богатых дворян-помещиков. Эта тема получила широкое развитие в западной и
русской литературе.

Действие романа происходит в 1820-е годы. В романе представлены
два поколения — отцы и дети. История жизни отцов сопоставлена с судьбами детей.
История дружбы отцов — предвестье, «прелюдия трагедии детей».

Первоначально Пушкин назвал точную дату, которая развела отцов:
«Славный 1762 год разлучил их надолго.

Троекуров, родственник княгини Дашковой, пошёл в гору». Слова эти
значат многое. И Дубровский, и Троекуров — люди Екатерининской эпохи, вместе
начинавшие службу и стремившиеся сделать хорошую карьеру. 1762 год — год
екатерининского переворота, когда Екатерина II свергла с трона своего мужа
Петра III и стала управлять Россией. Дубровский остался верен императору Петру
III, как предок самого Пушкина (Лев Александрович Пушкин).

Троекуров, напротив, встал на сторону Екатерины II, которая
приблизила его к себе. С тех пор карьера Дубровского, не изменившего присяге,
стала клониться к закату, а карьера Троекурова, изменившего присяге, пошла в
гору. Троекуров принадлежал к той новой служилой дворянской знати, которая ради
чинов, званий, титулов, поместий и наград не знала этических преград.
Дубровский — к той старинной аристократии, которая почитала честь, достоинство,
долг выше всяких личных выгод. Следовательно, причина размежевания дворянства и
ссоры двух помещиков лежит в исторических обстоятельствах и в нравах героев.

С той поры как Дубровский и Троекуров разошлись, прошло немало
времени. Они встретились вновь, когда оба оказались не у дел. Троекуров и
Дубровский не стали врагами. Напротив, их связывает дружба и взаимная
привязанность, но эти сильные человеческие чувства не способны сначала
предотвратить ссору, а потом и примирить людей, находящихся на разных ступенях
социальной лестницы, как не могут надеяться на общую судьбу их любящие друг
друга дети — Маша Троекурова и Владимир Дубровский.

Эта трагическая мысль романа о социально-моральном расслоении
людей из дворянства и социальной вражде дворянства и народа находит воплощение
в завершении всех сюжетных линий. Она порождает внутренний драматизм, который
выражается в контрастах композиции: дружбе противостоит сцена суда, встреча
Владимира с родным гнездом сопровождается уходом из жизни отца, сражённого
несчастьями и смертельной болезнью, тишина похорон нарушена грозным заревом
пожара, праздник в Покровском завершается ограблением, любовь — бегством,
венчание — сражением. Владимир Дубровский неумолимо теряет всё: в первом томе у
него отнята вотчина, он лишён родительского дома и привычного общества, того
социально-культурного окружения, в котором он пребывал раньше. Во втором томе
Верейский отнимает у него любовь, а государство — разбойничью волю. Так
человеческие чувства вступают в трагический поединок с господствующими законами
и нравами.

Чтобы встать над ними, нужно выйти из-под их власти. Герои Пушкина
стремятся по-своему устроить свою судьбу, но им это не удаётся. Владимир
Дубровский испытывает три варианта своего жизненного жребия: расточительный и
честолюбивый гвардейский офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и
честный разбойник. Цель таких попыток — изменить судьбу. Но сделать это не
удаётся, потому что место героя в обществе закреплено навсегда: он сын
старинного дворянина с теми же свойствами, которые были и у отца, — бедность и
честность, достоинство и гордость, благородство и независимость. Сохранить
честность при бедности — слишком большая роскошь. Бедность обязывает быть
покладистым, умерить гордость и забыть о чести. Все попытки Владимира отстоять
своё право быть бедным и честным кончаются катастрофой, потому что душевные
качества героя несовместимы с его общественным и имущественным положением.

Марья Кириловна внутренне родственна Дубровскому. Она, «пылкая
мечтательница», видела во Владимире романического героя и надеялась на власть
чувств. Она верила, что сможет смягчить сердце отца. Она наивно полагала, что
тронет душу князя Верейского, пробудив в нём «чувство великодушия», но тот
остался равнодушен к словам невесты. Он живёт холодным расчётом и торопит
свадьбу. Социальные, имущественные и прочие внешние обстоятельства оказываются
не на стороне Маши, и она вынуждена идти на уступки и согласиться с волей отца.
Она ещё может перейти границу в отношениях богатой аристократической барышни с
бедным учителем, но воспитание не позволяет ей связать жизнь с преступником, с
отторгнутым от общества разбойником, хотя бы и «благородным». Границы,
определённые жизнью, сильнее самых горячих чувств. Это понимают и герои: Маша
твёрдо и решительно отвергает помощь Дубровского.

Та же трагическая ситуация складывается и в народных сценах.
Дворянин встаёт во главе бунта крестьян, которые преданы ему и исполняют его
приказания. Но цели Дубровского и крестьян различны, ибо крестьянам в конечном
итоге ненавистны все дворяне и чиновники, хотя крестьяне не лишены гуманных
чувств. Они готовы любым способом мстить помещикам и чиновникам, даже если при
этом придётся жить разбоем и грабежом, то есть пойти пусть на вынужденное, но
преступление. И Дубровский понимает, что общество обрекло его и крестьян быть
изгоями.

Хотя крестьяне полны решимости принести себя в жертву и идти до
конца, ни их добрые чувства к Дубровскому, ни его добрые чувства к крестьянам
не меняют трагического исхода событий. Порядок вещей восстановлен
правительственными войсками, Дубровский покинул шайку. Союз дворянства и
крестьянства был возможен лишь на короткий срок и отразил несостоятельность
надежд на совместное сопротивление произволу.

Трагические вопросы жизни, которые встали в романе, не были
разрешены. Вероятно, вследствие этого Пушкин воздержался от публикации романа,
надеясь найти положительные ответы на жгучие жизненные проблемы, волновавшие
его.

Физминутка

 Потягушки

Мы
на цыпочки привстали,

Ручки
кверху мы подняли,

Мы
вздохнули, потянулись

И
друг другу улыбнулись.

Выдохнули,
руки вниз,

Повторим
теперь на «бис»!


А теперь все тихо встали,

Дружно
руки вверх подняли,

В
стороны, вперёд, назад,

Повернулись
вправо, влево

Тихо
сели, вновь за дело.

IV. Закрепление

 Аналитическая беседа.

— Что мы узнаем о жизни Владимира
Дубровского в Петербурге?

(Владимир «был привезен в Петербург
на восьмом году своего возраста», «воспитывался в кадетском корпусе и
выпущен был корнетом в гвардию; отец не щадил ничего для приличного его
содержания, и молодой человек получал из дому более, нежели должен был ожидать».)

— Каковы были отношения отца и сына
Дубровских?

(Владимир «лишился матери с
малолетства, к отцу был «романтически привязан и тем более любил
семейственную жизнь, чем менее успел насладиться её тихими радостями».)

— Как воспринял Владимир известие о
болезни отца?

(«Мысль потерять отца : тягостно
терзала его сердце, а положение бедного больного :ужасала его»,
«Владимир упрекал себя в преступном небрежении» и он срочно выезжает
к отцу.)

— Как развивались события после приезда
молодого Дубровского в родное имение?

(Кистеневка официально отошла
Троекурову. Владимир не мог разобраться в происходящих событиях и какую роль во
всем этом играет Троекуров.)

— Почему Владимир велел выгнать
Троекурова?

(Потому что при виде Троекурова отца
В.Дубровского охватило «ужасное смятение», он «с видом ужаса и
гнева» показывает на Троекурова и падает без чувств, «паралич его
ударил». Владимир понял, что виновником всех бед является Троекуров.)

Устное рисование.

— Опишите, как ведут себя слуга,
крепостные Дубровских и сам Троекуров.

(Слуга с радостью бежит исполнять
приказание своего барина: передать ответ молодого Дубровского Троекурову.
Крепостные с любопытством смотрят на Кирилла Петровича, в их взгляде торжество
и радость за Владимира, что он не испугался Троекурова, а значит, заступится и за
них. Троекуров же стал мрачнее ночи. Он грозно поглядел на дворню, и в его
взгляде читалось: он им этого не простит.)

Выразительное чтение. Анализ эпизода.

— Прочтите эпизод 5 главы «Владимир
в Кистеневской роще». Как вы думаете, какие чувства испытывает герой?

(Владимир пытается заглушить свою боль,
идет, не разбирая дороги, он понимает, что одинок и не представляет своего
будущего.)

— Какую роль здесь играет пейзаж?

(Природа отражает душевное состояние
героя. Холодный день, полуобнаженные деревья, сучья, которые царапают его лицо,
ручей, уносящий несколько поблекших листьев — все говорит об одиночестве
героя.)

Аналитическая беседа.

Слайд 7. Пожар в усадьбе
Дубровского.

— Как повели себя крестьяне Дубровского,
когда судейские чиновники приехали отбирать имение?

(Они пытались поднять бунт.)

— Как ведет себя Дубровский?

(Владимир останавливает крестьян,
обещает просить милости у государя.)

— Как его это характеризует?

(Дубровский поступает благородно, спасая
крестьян от наказания, а чиновников от расправы.)

— Какие чувства испытывает Дубровский в
доме своего отца, где хозяйничают судейские чиновники? На что он решается?

(Он переживает, что придется оставить
родной дом тому, кто виновен в смерти отца, тому, кто разорил его семью.
Владимир решает сжечь дом.)

Слово учителя.

Слайд 8. Судьба героя.

Владимир Дубровский представлен в романе
в трех вариантах своей судьбы: расточительный и честолюбивый гвардейский
офицер, скромный и мужественный Дефорж, грозный и честный
«разбойник». Эти превращения объясняются попытками героя изменить
свою судьбу. Но Владимиру Дубровскому это не дано: он остается, в конце концов,
всякий раз сыном старинного дворянина, который был «беден и независим».
Душевные качества героя несовместимы с его положением (гордый слуга, добрый
разбойник). Желания героя постоянно не совпадают с его судьбой. Его поведение
часто определяется не обстоятельствами, а чувствами, хотя ему знакомы
хладнокровие и обдуманный расчет. И всякий раз Пушкин приводит Владимира
Дубровского и читателя к пониманию невозможности совместить разбой и
благородство.

Работа с книгой.

Слайд 9. Столкновение отряда
Дубровского с войсками.

Анализ 7 главы.

— Какие обстоятельства заставили
Дубровского стать разбойником?

(Им двигало чувство мести, желание
отомстить за несправедливость и жестокость, т.к. он лишился всего: дома,
положения в обществе, состояния.)

— Почему дворовые крестьяне ушли за
Дубровским?

(Во-первых, они были преданы своему
хозяину, во-вторых, прекрасно понимали, что Троекуров расправится с ними.)

— Какое представление о предводителе
разбойников сложилось в округе?

(Что это смелый, умный и великодушный
человек.)

— Почему разбойники не трогали дом
Троекурова?

(Троекуров думал, что его дом не трогают
из-за страха, который он внушил всем в округе. Но мы понимаем, что он
ошибается. Так Пушкин хотел заинтриговать читателя.)

— Сочувствуете ли вы Дубровскому?
Оправдываете ли его поступки?

V.
Подведение итогов урока.

     — Какие
задачи ставили перед собой в начале урока?

     —
Выполнили эти задачи?


ком мы сегодня с вами говорили?

Благородный разбойник.

Благородство — это нравственность,
самоотверженная честность и открытость. В романе благородство проигрывает везде
и во всем: история дружбы завершается враждой, приезд сына оказывается рядом со
смертью отца. Похороны и пожар, праздник и ограбление — вот такие непохожие
события соседствуют в романе. Владимир Дубровский, как и его отец, наделен
благородством, чувством человеческого достоинства, добротой и бескорыстием.
Однако он не мог спасти отца, потерял Кистеневку, не соединился с Машей,
расстался с крестьянами. Пушкин сожалеет, что в мире нет места благородству. Но
герой заслужил уважение отца, Троекурова, интерес Маши и наши восхищения.

2. Выставление и комментирование оценок.

Домашнее
задание

Подготовить рассказ об отношениях Маши Троекуровой
и Владимира Дубровского. Ответить на вопросы к главам XIII — XIX на стр.148
учебника. Выучить определения: роман, сюжет.

  • Слушать машины сказки все подряд без остановки
  • Слушать леонида филатова новые сказки
  • Слушать короткие рассказы про любовь бесплатно
  • Слушать красная плесень сказка кощей бессмертный
  • Слушать колыбельную сказку баниласка